Буклет славянская кукла пеленашка описание. Кукла Пеленашка — храбрая защитница от злых сил. Видео: мастер-класс по изготовлению обрядовой куклы Пеленашки

Мастер-класс для родителей «Волшебная водичка»

Цель: Познакомить с опытнической и экспериментальной деятельностью детей раннего возраста. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми дома.
Задачи:
- Формирование у родителей знаний о значении опытов с водой для развития ребенка;
-Способствовать активному включению родителей в совместную опытно-экспериментальную деятельность;
Что может быть в прозрачной капельке воды?
Что может быть в прозрачной капельке воды?
На первый взгляд, конечно, ничего.
Но капни на стекло, оставь следы
И в микроскоп ты рассмотри его.

И ты такое сможешь увидать,

О чем ты даже не подозревал.
Секрет свой тайный может передать
Вода тебе. Об этом ты мечтал?

Лишь только любознательным она
Завесу своей тайны приоткроет.
Изведай ты ее, познай сполна.
И водный мир тебя собой накроет!

Дошкольное детство - это начальный этап человеческой личности. Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мышление, память, воображение, стимулирует познавательную активность и любознательность.
Особое внимание я хочу уделить опытам. Опыт-это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Каждый опыт – это возможность раскрыть взаимосвязи и причины наблюдаемых явлений. Позволяют получать новые знания практическим путем, обобщать и систематизировать уже имеющиеся представления.
Не только в детском саду, но и дома необходимо продумать деятельность детей так, чтобы у них всегда была возможность познавать свойства и качества предметов, сравнивать их между собой.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».
Уважаемые родители, приглашаю вас на мастер-класс в нашу лабораторию « Юный исследователь».
Предлагаю вам несколько самых интересных и познавательных опытов и экспериментов с водой.
Детям очень нравятся игры с водой.

"Разноцветные формочки"

Начинаем с самого простого. Дети из игры с формочками разного цвета, размера, величины узнают, что вода жидкая, может принимать форму ёмкостей в которых находится. В этих формочках есть отверстия, через которые вода льётся и быстро, и потише(показываю формочки для игр с водой).

"Поймай рыбку"

Продолжая знакомить детей со свойствами воды, использую интересную игру «Поймай рыбку». Дети при помощи сачков вылавливают не только рыбок, но и лягушек, уточек, черепаху. Для игры использую рыбок разной величины и окраски, обсуждаем величину улова. Дети получают знания об обитателях водоёма. (показываю рыбок и сачки).

"Цветные шарики"

Показываю родителям шарики и предлагаю покатать их в ладонях. Шарики связаны из полиэтиленовых пакетов разного цвета и размера. Их можно ловить из воды как при помощи сачков, так и без них. У детей развивается мелкая моторика рук, восприятие цвета, формы, величины.

"Водичка разная: жёлтая и красная"

Окрашивание воды не менее интересное занятие для детей раннего возраста. Сначала дети учатся окрашивать водичку при помощи гуаши и кисточки. Затем я предлагаю другой способ: наливаю в бутылочки прозрачную водичку, предлагаю детям закрыть их крышками и потрясти. Вот уже прозрачная вода становиться цветной. Ребята рассматривают с большим удивлением цвет воды в своей бутылочке и у других детей. Предлагаю родителям провести окрашивание воды: закрыть крышки и потрясти бутылочки.

"Тонет - не тонет"

Любимый опыт детей «Тонет - не тонет». В осенний период с детьми на прогулке опускаем в лужи листики, камешки, шишки. Дети осваивают такие понятия, как лёгкий и тяжёлый. В группе опускаем в ёмкость с водой различные предметы: камешки, мячик, шишки, машинки, ложки. Дети рассматривают предметы и я подвожу их к выводу, что лёгкие предметы не тонут, а тяжёлые -тонут.


"Цветные льдинки"

В зимний период цветную воду можно разлить по формочкам и вынести на холод, тогда получатся цветные льдинки. Льдинки могут быть разного цвета, размера, формы. Льдинками можно украсить ёлку на участке, во дворе, снеговика, горку, даже сугроб.

"Цветы открывают лепестки"

Провожу очень интересный эксперимент с бумажными цветами. Вырезаю из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. Дети сворачивают лепестки к середине цветка и опускают в ёмкость с водой. Большой восторг вызывает процесс открывания лепестков. Дети выбирают по желанию цветочки определённого размера и цвета. Предлагаю родителям вырезать цветы из бумаги, согнуть лепестки и опустить в воду.
Родители наблюдают как цветы постепенно открывают свои лепестки.
Желаю вам успехов в совместной опытнической и экспериментальной деятельности с вашими детьми!

Ребенок с 2 до 3 лет продолжает познавать этот мир. Новые навыки взаимодействия с миром предметов приходят из собственного опыта и общения с родителями. В активной совместной деятельности с близкими взрослыми развивается его память, воображение, речь, появляется способность к анализу, синтезу, сравнению.

Ребенку 2-3 года: знакомство с окружающим миром

Задача родителей в этот период – продолжать знакомить ребенка с предметами, окружающими его: с их свойствами, назначением. Обучать тому, для чего они существуют и что с их помощью можно и нужно делать. Важно помнить, что у малыша появляется настоятельная потребность создавать что-то собственными руками – рисовать, конструировать, строить, лепить. Теперь он же может осваивать более мелкие, более сложные задания.

Многие действия, которые ребенок выполнял раньше со взрослым, теперь он стремится выполнить самостоятельно. И, главное, он хочет видеть результат собственного труда!

Ребенку 2-3 года: первые эксперименты с предметами

  • Если раньше ребенок играл с водой и формочками для льда и был вполне этим доволен, но теперь ему хочется знать: а зачем? И что в результате моих действий получится? Теперь же, заливая воду в формочки, он действует не просто так, для развлечения: ему интересно, что получится в результате, какие фигурки выйдут, когда формочка будет извлечена из морозилке. И варианты: а если не ставить ее в морозилку, получатся ли фигурки? А если поставить ее на батарею, выйдет ли то, что мне хочется получить?
  • Постепенно, занимаясь различной деятельностью, ребенок накапливает опыт и учится прогнозировать результат своих действий. Мало того, накапливая знания, кроха учится видеть внутренние закономерности. Потому даже в тазик с водой малыш бросает свои игрушки «по делу»: что-то плавает, что-то упадет на дно – он, по сути, экспериментирует с различными по качеству и свойствам материалами и выявляет скрытые свойства предметов. Накопив определенный опыт, ребенок начинает использовать его, переносить на новую ситуацию.
  • Интерес ребенка к окружающему миру надо поддерживать постоянно. И здесь поможет то, что в психологии называется практическим экспериментированием.
  • Заниматься экспериментами ребенок должен сам, а родителям необходимо создать подходящие условия: направить, подтолкнуть, помочь, если зашел в тупик. Например, мама может вытащить из холодильника формочки со льдом, показать ребенку, спросить, хочет ли он сам сделать ледяные фигурки, и немного помочь, а также похвалить и по достоинству оценить трудовой энтузиазм двухлетнего ребенка. В общем, направлять деятельность ребенка в нужное русло и поддерживать детское любопытство и интерес.

Если ребенок ничем не интересуется...

Если же ваш ребенок не рвется к самостоятельным экспериментам, это тревожный сигнал. Причина может быть в том, что родители слишком рьяно приучали его к порядку или назойливо опекали, лишая инициативы, настаивая только на своем. Не огорчайтесь: пока все исправимо. Но придется сделать маленький шаг назад, и заново пройти неусвоенные уроки. И самое главное, чтобы мамы и папы заметили собственные ошибки и исправили их.

Развивающие занятия для детей 2-3 лет

Обучать ребенка нужно посредством игры, наглядно и поэтапно. Например, можно поиграть с ребенком в игру «Поймай в воде шарики».

Вам понадобятся: тазик с водой, сачок или дуршлаг, крупные шарики или небольшие плавающие игрушки. Поставьте тазик с водой, бросьте туда шарики, дайте крохе удобный дуршлаг – он попробует поймать шарик в дуршлаг. Это очень полезно для развития творческого мышления. Важно, что ребенок сможет перенести полученный в этой игре навык на другие предметы и ситуации.

Очень важно подталкивать ребенка к открытиям, а не предоставлять ему готовый результат. Играя с ребенком, всегда оставляйте ему пространство для размышления. Вы достигли отличного результата, если малыш живо заинтересовался деятельностью взрослых и охотно участвует в ней. Например, ухаживает за растениями, кормит домашних животных, помогает сервировать стол. Если ребенок овладел некоторыми навыками самообслуживания, а также может самостоятельно убрать в своем уголке, постирать одежду для куклы, да и вообще стремится к самостоятельности, то результат налицо.

Игра для ребенка 2-3 лет: "Одеваем куклу Катю"

Цель занятия – обучить ребенка элементам самообслуживания, в частности, одеваться, и помочь запомнить последовательность действий

Задача – умыть и одеть куклу

  • Заранее разденьте большую куклу и уложите ее в детскую кроватку, рядом аккуратно развесьте ее одежду.
  • Обратите внимание малыша на спящую куклу. Скажите ребенку о том, что кукла долго спить, пора ее разбудить.
  • Когда ребенок «разбудит» куклу, спросите его, что надо делать куколке после сна (умываться, одеваться).
  • Помогите малышу открыть кран и умыть свою куклу. Проследите или подскажите, если забудет, что после умывания лицо и руки надо вытирать полотенцем.
  • Спросите ребенка, что надевают вначале: платье или трусики. Похвалите за правильный ответ.
  • Помогите малышу одеть свою куклу в правильной последовательности.
  • Варианты: вместе с ребенком собирайте куклу на прогулку. Расскажите о том, что одежда бывает нижняя и верхняя, что на прогулку надевают теплую одежду. Спросите его: «Когда мы надеваем куртку? Сапожки? Почему?»

От пятилетнего ребенка до меня только шаг.

А от новорожденного до пятилетнего — страшное расстояние...

А. Н. Толстой

Дети трех-четырех лет любят задавать вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Отчего?».

А мы, родители, порой не знаем, как ответить.

Их интересует все: предметы, их свойства, качества. Их завораживают явления живой и неживой природы, сам для себя ребенок тоже загадка. «Откуда я взялся?», «Зачем я?» — спрашивают дети озадаченных родителей.

Любознательность — качество как нельзя более характерное для ребенка. Ребенок стремится все потрогать, привести в действие.

— А если стакан упадет, он разобьется?

— А почему трава зеленая?

— А папин ботинок утонет?

Для своего относительного спокойствия мы многое запрещаем детям и тем самым гасим их инициативу, развиваем неуверенность в собственных силах.

Так давайте же наберемся терпения и попробуем вместе с ребенком поэкспериментировать с водой, песком, растениями, бумагой и со многими другими предметами живой и неживой природы.

Но не будем мешать ребенку самостоятельно делать открытия («Я думал, что помидоры растут на дереве, а они, оказываются, растут на земле...»).

Вот ведерко, вот совок

Для опыта нам понадобятся: песок, сито, вода, формочки для песка, баночки.

◈ Закрепляем знания о свойствах песка: сухой песок рассыпается, принимает форму того предмета, в который его насыпают, его можно просеивать; мокрый песок становится как тесто, из него можно лепить.

◈ Опыт: возьмите сухой и влажный песок и предложите ребенку поставить эксперимент — из какого песка можно лепить, из какого нельзя? После опыта спросите, почему из сухого песка нельзя лепить? А что же можно делать с сухим песком? (Насыпать его в бутылочку, баночку, просеивать через сито.) Отметьте, что он принимает форму емкости, в которую его насыпали. А из влажного песка слепите пирожные и обыграйте их: угостите кукол, продавайте в магазине кулинарии и т. п.

◈ Закрепляем: положите изделия из песка сушить. Спросите, почему они опять рассыпаются?

◈ Каждый день на прогулке спрашивайте: «Можно ли сегодня лепить из песка или нет, почему?». (Ярко светит солнце — песок сухой; его намочили или шел дождь — песок влажный.) А как при ярком солнце сделать песок влажным? Как сохранить песок сухим при дожде? Размышляйте! Поощряйте своего юного лаборанта.

Полезные стихи

Вот ведерко, вот совок.

Я иду играть в песок.

Напеку я без пеней

Пирогов и куличей.

А из камешков — печенье.

Вот какое угощенье!

Это все не для ребят,

Это куклы все съедят.

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку.

А для милой мамочки

Испеку два пряничка:

Кушай, кушай, мамочка,

Сладкие два пряничка!

Огород на окошке

Знакомим с этапами - роста растении (семя — росток — растение); помогаем понять, что нужно для их роста; воспитываем стремление ухаживать.

Для опыта нам понадобятся: семена овса (замоченные заранее), укропа, петрушки, лейка, вода, палочки, грабельки.

◈ Опыт: предложите ребенку помочь вам посадить семена. Покажите последовательность посадки: насыпьте землю в ящик, разровняйте ее, сделайте бороздки глубиной 2-3 см и т. д. (поощряйте ребенка за его старания). Затем полейте посаженные семена. Поиграйте в словесную игру «Что сначала, что потом?» (восстановите последовательность посадки).

◈ Закрепляем: ухаживайте за семенами, делайте зарисовки. Играйте в словесную игру «Что нужно для роста растения?». Затем используйте в пищу выросшую зелень.

Чиполлино

Помогаем ребенку понять, что для роста растении нужны свет, вода, земля

Для опыта нам понадобятся: луковица, банка или стакан с водой.

◈ Опыт: скажите ребенку, что сейчас вы посадите луковицу в банку с водой и будете наблюдать за тем, как растет зеленый лук. Поставьте банку на окошко, на свет. Каждый день наблюдайте за тем, как у луковицы появляются корешки и перья лука. Отметьте, что корешки «пьют воду» и ее становится меньше, поэтому воду нужно доливать.

◈ Когда из луковицы появится первое перо, сделайте простые схематичные зарисовки. Их лучше оставить там же на окне.

◈ Закрепляем: предложите ребенку самому нарисовать лук с перьями. Если не справляется, помогите ему. Спросите, что нужно для роста лука? (Свет, вода.) Нарисуйте два кружочка (желтый — свет, синий — вода) или солнце и капельку.

◈ Срежьте перья лука и положите их в салат, суп. Ребенок будет есть их с большим удовольствием, поверьте.

Воздушный полет

Знакомим с предметами, которые по-разному падают вниз (быстрее - медленнее); узнаем свойства воздуха убеждаемся, что есть притяжение Земли

Для опыта нам понадобятся: воздушный шарик, перышко, листочек, кусочек ватки, мяч, кубик.

◈ Опыт: предложите ребенку поиграть с предметами. Мяч, кубик бросать вверх и смотреть, как они быстро падают. Перышко, кусочек ватки, листочек можно сдуть с руки и понаблюдать, как они медленно и плавно падают. Поразмышляйте, почему все предметы падают вниз? Почему одни падают плавно, другие — быстро? Скажите, что земля, как магнит, притягивает их.

◈ Закрепляем: на улице можно пускать мыльные пузыри. Отпускать воздушные шары и смотреть, как высоко они могут взлетать. Если ваш Почемучка спросит, что с ними будет потом, ответьте, что они рано или поздно лопнут (от холодного воздуха, сильного ветра).

◈ Поиграйте в словесную игру «Быстро - медленно»: быстро упадет... (мяч, кукла и т. д.); медленно упадет... (перышко, вата, пух и т. д.). Ребенок должен перечислять сам! Ну а если он захочет бросить вверх подушку, разрешите ему. Однако подчеркните, что бросать вверх такие предметы, как молоток, стакан, вилка, опасно.

◈ Можно нарисовать воздушные шары, мыльные пузыри, листочки в воздухе. Как именно ребенок изобразит воздух, увидите сами, скорее всего, он нарисует облака, солнце. А может, придумает что-то еще?!

Любопытные краски

Знакомим детей с цветами спектра; учим смешивать краски; развиваем речь; пробуждаем желание рисовать

Для опыта нам понадобятся: краски, кисть, тряпочки, баночка с водой, палитра (можно использовать дощечку) для смешивания красок.

◈ Опыт: скажите ребенку, что краски любят смешиваться для того, чтобы получились новые цвета. Например, если смешать красную и желтую, получится оранжевый цвет. Отметьте, что кисть нужно хорошо промывать и слегка вытирать тряпочкой.

◈ Какой цвет получится, если смешать синюю и желтую краски (зеленый), красную и синюю (фиолетовый), белую и черную (серый)? Экспериментируйте вместе с ребенком, у вас могут получиться бирюзовый, малиновый и многие другие цвета. Неважно, если не каждому цвету вы найдете название. Важно получить удовольствие от смешивания красок.

◈ Закрепляем: поиграйте в игру «Краски». Спросите, что бывает красного (желтого, зеленого, синего) цвета? Поощряйте за интересные ответы (красные листья, голубое небо и т. д.). Можно поменяться ролями — теперь отгадываете вы. Можно попробовать нарисовать картинку только желтой краской (песок, солнце, цыпленок, одуванчик и т. д.).

◈ Нарисуйте радугу, вспомните, как получить промежуточные цвета (оранжевый, зеленый, голубой и фиолетовый).

Цветная вода

Знакомим со свойствами воды (прозрачная, может окрашиваться и т. д.); закрепляем знания о цветах спектра; развиваем речь

Для опыта нам понадобятся: баночки с водой, краски.

◈ Опыт: рассмотрите воду в баночке, отметьте, что она прозрачная, сквозь нее видно предметы. Поднесите игрушки с обратной стороны. Возьмите сразу несколько баночек и предложите ребенку сделать цветную воду. Пусть он сам ее окрасит во все цвета спектра. Если он затрудняется, помогите ему. Можно показать схему смешивания цветов, например, положите красный и желтый кружок, а рядом — оранжевый.

◈ Предложите поставить баночки в последовательности цветов радуги. Вспомните: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Поработайте со словами: прозрачная, окрашенная, жидкая и т. п.

◈ Закрепляем: вы варите кисель, компот, морс? Отметьте, каким цветом закрасилась вода (облепиха красит в оранжевый, смородина — в бордовый и т. д.). Налейте морс, компот в контейнер и заморозьте. Затем достаньте и полюбуйтесь цветными кубиками льда. Если добавить эти цветные кубики в воду — можно пить охлажденный морс. Спросите, что с ними произойдет, если их поставить на солнце, на теплую печь? Изобразите схемой воду, льдинку.

Сказка «Превращение капельки»

◈ Расскажите ребенку сказку: жила-была капелька воды. Ее домом было облако. Когда капелек-подружек стало много, пошел дождь. Капелька вместе с подругами упала на землю, и образовалась лужа. Ночью стало холодно, и капелька вместе с подружками превратилась в льдинки. Она красиво переливалась на солнце. Потом солнце стало светить ярче. И что стало со льдинкой? (Она опять растаяла.)

◈ Побеседуйте с ребенком. Где жила капелька? Почему пошел дождь? Почему она превратилась в льдинку? (Капелек стало много, туна стала тяжелой, и вода пролилась на землю; ночью стало холодно — она замерзла.) ® Зарисуйте сказку: облако, дождь, лужу, а можно добавить и что-то свое. Пофантазируйте вместе. Вспомните сказку про лубяную и ледяную избушки.

Опытная мастерская

Знакомим ребенка со свойствами ткани и бумаги

Для опыта нам понадобятся: синтетическая ткань типа полиэстера (полиамида), бумага, ножницы, блюдце, спички.

◈ Опыт: поиграйте с ребенком в научно-исследовательскую лабораторию. Покажите кусок ткани и лист бумаги. Предложите их разрезать, смять, намочить, поджечь, свернуть, сделать кораблик.

◈ В ходе опыта путем сравнения ребенок сам выявит различия в свойствах материалов. Ткань не шуршит, не сжимается в комочек, не распадается после намокания, плавится от огня (если она синтетическая). Бумага же размягчается после намокания, горит и превращается в пепел, сжимается в комок и т. п.

◈ Сделайте из бумаги поделку, а из ткани сшейте мешочек.

◈ Закрепляем: наклейте в рабочую тетрадь ребенка кусочки ткани и бумаги. Поиграйте в словесную игру «Изделия» — что можно сделать из бумаги, ткани? Кто больше назовет — тот и победитель. А приз — бумажный самолетик или красивый носовой платок. А может, ничья? И призы поровну? Решайте сами. Сыграйте в игру «Наоборот» — из чего сделана книга, из чего носки и т. д. А можно ли из бумаги сшить купальник?

Ложка, ложка, помоги немножко

Знакомим с мерой сыпучих и жидких веществ

Для опыта нам понадобятся: одинаковые стаканы, чайные и столовые ложки, крупа, вода.

◈ Опыт: поставьте на стол два стакана, наполненных одинаковым количеством риса, и дайте ребенку столовую ложку, а себе возьмите чайную. Поиграйте в игру «Кто быстрее» — пересыпайте рис из наполненного стакана в пустой. Не торопитесь сами и ни в коем случае не торопите ребенка. Удивитесь, что ребенок «почему-то» пересыпал рис быстрее. После догадок сделайте вывод — чем больше мера, тем меньше нужно усилий, чтобы пересыпать ею рис, и наоборот.

◈ Закрепляем: в следующий раз возьмите воду, горох. Можно использовать тару большего размера.

Полезные стихи для детей

К нам на длинной, тонкой ножке

Дождик скачет по дорожке.

Вода льется, кружится,

Появилась лужица.

Дождик наш играет в прятки.

Убегаем без оглядки.

Вода льется, кружится.

Появилась лужица.

Зеленый огурец, зеленая трава,

Зеленый крокодил, лягушка у пруда.

Горох в стручке зеленый, и помидор... вчера,

Ну а сегодня красный, но не совсем, слегка

Желтый цыпленок

На желтом песке

Желтые зернышки

Ищет: вы где?

Красный цвет бывает разным:

То неспелым, то прекрасным.

Земляника спеет, помидор.

Как же спеет мухомор?

Падал снег на порог,

Кот слепил себе пирог.

А когда лепил и пек,

Ручейком пирог утек.

Пироги себе пеки

Не из снега — из муки!

Круглый, сладкий апельсин.

Он такой, как мандарин,

Как морковь и тыква эта —

Он оранжевого цвета.

ВОЗ И МАЛЕНЬКАЯ ТЕЛЕЖКА ЧУДЕС

Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет

Н. М. Зубкова

БОЙТЕСЬ БЫТЬ ПЛЮШКИНЫМ

СВОЙСТВА ВОЗДУХА

Мы дышим воздухом

У нас есть вдох и выдох

Сколько весит воздух?

Можно ли поймать воздух?

Чем пахнет воздух?

Бывает ли воздуху холодно?

Не в бровь, а в глаз. Вдунь шарик в бутылк

Полет ракеты в космос

«Союз-Аполлон»

Упадет — не упадет?

СВОЙСТВА ВОДЫ

Какую форму принимает вода?

Есть ли у воды вкус?

Чем пахнет вода?

Вода не имеет цвета

Испарение воды

Ручеек

Фонтан

Волшебный карандаш

«Подводная лодка» № 1.

Подводная лодка из винограда

Что такое гидравлика?

Можно ли поднять книгу, не трогая ее руками?

Цветы лотоса

Естественная лупа

Водяной подсвечник

Как добыть воду для питья?

Чудесные спички

Умывальников начальник.Сделать умывальник — это просто

Сколько стопок воды в банке?

Делаем облако

Капля-шар

Рукам своим не верю

Всасывание воды

Песчаный конус

Свойства насеянного песка

Своды и тоннели

Свойства мокрого песка

Песочные часы

ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ТЕНЬЮ

Яблочный спутник свечи

День да ночь, сутки прочь

Солнечные часы

Почему тени перемещаются?

Макет Земли

Всадник или амазонка

Теневой портрет
Оживи кентавра

Как измерить высоту дерева или 7 бабушек

ВСЯКАЯ ВСЯЧИНА

Центр тяжести

Всем поровну

Почему не падают «падающие башни»?

«Паинька и Ванька-встанька».

Послушное и непослушное яйцо

Вареное или сырое?

«Стой, руки вверх!»

«Волшебные зеркала» или 1? 3? 5?

А можно ли летать с помощью шкафа? Нет? А вот и да

Как оттереть зеленую от травы коленку?

Куда делся запах?

Как сделать радугу,или Каждый охотник желает знать,где сидит фазан

Что такое звук?

Достань шарик из вазы

Что такое упругость?

Понятие об электрических зарядах

Танцующая фольга

Вися на голове, или Можно ли висеть на голове?

Секретное письмо

Потомки Шерлока Холмса,или По следам Шерлока Холмса

Вдвоем веселее

Бумеранг — оружие ассирийцев

Тайный похититель варенья. А может, это Карлсон?

Зачем нужен бинокль?

Зачем так много?

Чей глаз острее?

Сколько же их?

Что для чего?

Необычное рисование

Трение — это хорошо или плохо

Зачем деревьям корни?

Литература

В каждом маленьком ребенке — И мальчишке, и девчонке Есть по двести грамм взрывчатки Или даже пол кил о. Должен он бежать и прыгать, Все хватать, ногами дрыгать, А иначе он взорвется, Трах-бабах... и нет его.

Каждый новенький ребенок Вылезает из пеленок, И теряется повсюду, И находится везде. Он ужасно огорчится, Если что-нибудь случится, Если что-нибудь случится В целом мире без него.

Стихи этой замечательной песенки как нельзя лучше отражают деятельность наших любимых внуков. Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как направить их в мирное русло? Как ответить на многие «почему»?

  1. Почему в дырках ничего нет?
  2. Отчего ветер дует?
  3. Откуда приходит дождь?
  4. Почему предметы падают вниз?

Эти ставшие уже классическими вопросы так же как и тысячи других, дети задают взрослым во все времена.

Как удовлетворить детское любопытство, причем сделать это не формально, а объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне? Как максимально использовать пытливость детского ума, подтолкнуть ребенка к познанию мира и развитию творческого начала?

В этой книжечке собраны только такие опыты, которые можно проводить с детьми от трех до семи лет. Их ровно 92. Почему? Потому что в году 92 летних дней: по одному опыту на каждый день. Главное достоинство этих опытов состоит в том, что они не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат.

НЕ БОЙТЕСЬ БЫТЬ ПЛЮШКИНЫМ

Все, что вам нужно, находится у вас под рукой: вода, земля, пе-воздух, солнце, растения, а также: пипетка, веревка, банки, ски, воронки, свечи, пластиковые бутылки (запасите их поболь-й), пузырьки из-под лекарств, авторучки без стержня, использо-вшнные стержни, гвозди, доски, бумага, старые обои, старые клю-I, карандаши, гайки, спичечные коробки, сажа из печки, монетки, будильник, веер (его можно сделать самим), шарик для дагаг-понга, пластилин, дробинки, вешалки-плечики, линейка, картон, скотч, носовой платок, краски, нитки, одеколон.

Эти предметы есть в каждом доме, главное — ничего не выбрасывать, а вдруг пригодится. А вот без пластикового шланга от медицинской капельницы вам никак не обойтись. Вам он понадобится в очень многих опытах. Запаситесь использованными шлангами заранее (их можно найти либо у родственников, либо в процедурном кабинете поликлиники).

Еще вам понадобится много воздушных шариков. Советую вам покупать по три-пять шариков с каждой пенсии, а не сразу 30 штук. Таким образом, вы и к лету подготовитесь, и карману не накладно будет.

А теперь хочу дать вам один очень важный совет: не торопитесь давать ребенку готовые ответы, предоставьте ему возможность самому подумать о причинах того или иного явления. Безусловно, не каждый ребенок сразу сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите даже после того, как вы убедитесь, что ребенок, в силу своего возраста и малого опыта, не может на них ответить, задавайте ему наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал он сам. Например:

  1. Когда появляются тени?
  2. Почему для этого нужно солнце?
  3. Почему в пасмурный день не работают солнечные часы?
  4. Что необходимо для того, чтобы они стали показывать время?
  5. Почему вечером мы не можем делать отметки на циферблате солнечных часов?

Помните известное китайское изречение:

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я Знаю.

Наградой же за ваши труды будет развитие наблюдательности и пытливости ума вашего внука, его стремление к познанию мира, развитие всех его познавательных способностей, умения изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях.

Именно нам, бабушкам, предоставляется уникальная возможность создавать творческую личность и компенсировать то, что мы не сумели и не успели дать собственным детям.

Желаю успеха!

P. S. Возможно, вас, уважаемые читатели, удивит, что у меня описаны в основном опыты с неживой природой.

Казалось бы, лето, и когда, как не в это время года, проводить опыты с растениями. Однако, выбирая эксперименты, я руководствовалась тем, что бабушки, живущие летом с внуками на даче, лучше меня знают, как знакомить детей с жизнью растений, с условиями, необходимыми для их роста; знают, как показать, что для растений важны тепло, вода и свет; и смогут объяснить это своим детям.

А отсутствие стихов и игр продиктовано целью сборника — научить детей экспериментировать. Стихи же и игры вы без труда найдете в любом книжном магазине.

СВОЙСТВА ВОЗДУХА

В переводе с греческого языка слово «атмосфера» означает «воздух вокруг Земли».

Спросите сначала у детей, что такое воздух и как можно его увидеть и почувствовать. Скорее всего, ребенок, особенно маленький, затруднится ответить на этот вопрос. Тогда предложите ему ряд опытов.

Мы дышим воздухом

Воздух нам необходим для дыхания. Это значит, что мы его вдыхаем и выдыхаем. Возьмите стакан с водой и соломинку для коктейля, и пусть ребенок выдохнет воздух. В стакане появятся пузырьки воздуха.

У нас есть вдох и выдох

Пусть ребенок положит ладошку на грудь и почувствует, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе, — это входит и выходит воздух, которым мы дышим.

Сколько времени можно не дышать?

Предложите малышу ладошками зажать рот и нос, а сами посчитайте вслух, сколько времени он может обойтись без воздуха.

Почему парашют снижается плавно?

Сделайте маленький парашют. Покажите, что, когда парашют опускается, воздух под ним распирает купол, поддерживает его, поэтому снижение происходит плавно.

Сколько весит воздух

Воздух имеет вес. Попробуйте его взвесить. Для этого нужно сделать весы следующим образом: возьмите линейку и привяжите к ее центру веревку. Надуйте два шарика так, чтобы они были одинакового размера, завяжите горлышки шариков веревочками одинаковой длины. Подвесьте линейку на крючок, а по бокам повесьте оба шарика. Линейка должна быть уравновешена. А теперь пусть малыш проколет один шарик булавкой — бах... Надутый шарик опустится вниз, значит, он тяжелее, чем лопнувший. Дальше проткните и второй шарик: бах — и лопнувшие шарики опять уравновесятся.

Можно ли поймать воздух?

Предложите детям «поймать» воздух газовым платком. Взять платок за четыре конца (это удобно делать вдвоем), одновременно поднять его вверх и опустить концы вниз: получится купол, заполненный воздухом.

Чем пахнет воздух?

Возьмите лимон, или апельсин, или одеколон и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Объясните, что воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха, но может запахи передавать.

Бывает ли воздуху холодно?

Воздух может нагреваться и охлаждаться. Поставьте открытую пластиковую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко воздушный шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам стал надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик опустится, так как воздух при охлаждении сжимается.

Можно ли лежать на воздушных шариках?

Предложите ребенку встать на воздушный шарик. Ну конечно же, у него ничего не получится. А теперь пусть он попробует сесть на него. Ну что? Опять ничего не получилось? А теперь спросите у ребенка: «Раз на нем нельзя ни стоять, ни сидеть, может быть, на нем можно лежать? » Лежать тоже невозможно?

А теперь сделаем так, чтобы на воздушных шариках можно было и стоять, и сидеть, и лежать. Как? Очень просто!

Возьмите большой полиэтиленовый пакет. Лучше, чтобы он был плотным, а не тонким и, кроме того, не имел ни одной дырочки. Надуйте столько воздушных шариков, чтобы их можно было уложить в этот большой мешок, и завяжите узел. Теперь на этот импровизированный матрац положите перевернутый вверх ножками детский столик, чтобы его тяжесть распределилась равномерно на всех шариках.

И вот, вуаля! Теперь можно и стоять, и сидеть и лежать на воздушных шариках.

Не в бровь, а в глаз. Вдунь шарик в бутылку

Как вы думаете, можно ли бумажный шарик вдуть в бутылку?

Скомкайте небольшой кусочек газеты в шарик. Положите бумажный комочек в горлышко пластиковой бутылки и сильно дуньте на него. Парадокс, но шарик полетит не внутрь бутылки, а наружу.

Это происходит потому, что вдуваемый воздух обтекает шарик и в бутылке повышается давление воздуха. Этот воздух и выталкивает шарик.

Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?

Ребенок уже знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч без всякого вреда для него.

Как надуть воздушный шарик в бутылке?

Возьмите две пластиковые бутылки. В одной из них на боковой стенке, примерно на 4 сантиметра выше дна, сделайте отверстие .

Может ли быть подушка воздушной?

Пластинка на воздушной подушке

Приклейте к старой пластинке точно посередине пробочку (из под шампуня или любого моющего средства) с небольшим отверстием. Надуйте воздушный шарик и быстро натяните его на приклеенную пробку. Воздух из шарика будет поступать через отверстие пробки и пластинки, создавая под ней воздушную подушку. Пластинка начнет скользить по столу в разных направлениях.

Объясните ребенку, что воздух из шарика поступает под пластинку, приподнимая ее над столом, поэтому пластинка может двигаться. Расскажите, что по этому же принципу созданы катера на воздушной подушке. Они так же, как и пластинка, как бы летят над поверхностью воды. А так как катер не трется о воду, сила трения не мешает ему набирать высокую скорость, поэтому они очень быстроходны .

Полет ракеты в космос

Сверните из бумаги узкую трубочку 15-20 см длиной. Один конец заклейте, а ко второму приделайте три треугольника так, чтобы они образовали оперение вашей ракеты. Вставьте трубочку одним концом в ракету (для этого ракету нужно поставить на два брусочка), а вторым — в пустую пластиковую бутылку, заделав

горлышко герметически (скотчем, пластилином). Установите ракету. Бутылку положите на землю и расположить ракету на длину вытянутой трубочки.

— На старт! Внимание! Марш!

Пусть ваш внук разбежится и со всей силы наступит на бутылку. Ракета должна взлететь в космос.

брусок

«Союз-Аполлон

Налейте в пластиковую бутылку воды около трети объема, добавьте стакан уксуса, а затем насыпьте одну-две столовые ложки соды. В горлышко бутылки вставьте не очень тугую пробку от вина (не пластиковую) и наденьте на нее колпачок из фольги, придав пробке форму ракеты.

Возьмите ракету в руки, сильно потрясите ее содержимое и поставьте на землю.

Углекислый газ, который начнет сильно выделяться при химической реакции кислоты и соды, будет энергично разрастаться до тех пор, пока не выбьет пробку-ракету.

Упадет — не упадет?

Переверните маленькую воронку широкой частью вниз. Вложи- Т9 в нее шарик для пинг-понга и придержите его пальцем. А теперь дуйте в узкий конец воронки и перестаньте шарик поддерживать. Он не упадет, а останется в воронке.

Это объясняется тем, что давление воздуха под шариком гораздо боль ше, чем над ним. И чем сильнее вы дуете, тем меньше воздух оказывает Давление на шарик, и тем больше подъемная сила. Попробуйте.

Может ли воздух быть сильным?

Приготовьте столько жестяных банок (пластмассовых стаканчиков из-под сметаны одинакового объема), сколько человек будет участвовать в эксперименте, а также трубочки для коктейля, воздушные шарики, нитку, две гайки или два гвоздя.

Прежде всего сделайте линию старта. Для этого на оба конца нитки привяжите грузило (гайки или гвозди) так, чтобы они сви сали по краям стола и натягивали нитку. Затем поставьте банки к линии старта и по сигналу начинайте дуть на них изо всех сил. Чья банка быстрее достигнет другого края стола (или упадет с него), тот и выиграл.

Не забудьте выдать победителю награду, которую можно сделать, просто вырезав кружок бумаги с надписью «Победитель» или нарисовав на ней лавровый венок.

Следующий этап соревнования строится по тому же принципу, но дети дуют на банку через соломинку.

На третьем этапе опыт усложняется. Поставьте банки на старт. Теперь надуйте воздушные шарики и направляйте струю воздуха из них на свою банку. Ну, чья взяла?

По окончании опытов предложите детям объяснить, какой из способов передвижения банки оказался самым эффективным и почему?

А теперь пусть дети посоревнуются еще так: поставьте одну банку, а ребята пусть дуют на нее с разных (противоположных) сторон сначала поочередно, потом одновременно.

Объясните детям, что направленная струя воздуха может быть движущей силой или силой, препятствующей движению. После этого интересно будет понаблюдать за ветром: как он качает деревья, гоняет пыль по дороге и т. д. И вы поймете, что у известного героя из рассказа писателя О. Генри — вождя краснокожих, просто не было бабушки, которая провела бы с ним подобный опыт. Поэтому на вопрос: отчего ветер дует? — он отвечает: оттого, что деревья качаются

Свойства воды

Какую форму принимает вода?

Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Пусть дети нальют ее в емкость разной формы и разного размера. Вспомните с детьми, где и как разливаются лужи.

Есть ли у воды вкус?

Спросите перед опытом: «Какого вкуса вода?»

После этого дайте детям попробовать питьевую воду. Затем в один стакан положите немного соли, в другой сахар, размешайте и дайте детям попробовать. Спросите: «Какой вкус приобрела теперь вода?» Объясните, что вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено.

Чем пахнет вода?

Перед началом опыта задайте вопрос: «Чем пахнет вода?» Дайте детям три стакана из предыдущих опытов (чистую, с солью, с сахаром). Предложите понюхать. Затем капните в один из них (дети не должны это видеть — пусть закроют глаза), например, раствор валерианы. Пусть понюхают. Что же это значит? Скажите ребенку, что Юда начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.

Зачем нужна вода растениям? Животворное действие воды

Нарежьте веточки быстро распускающихся деревьев или кустарников (тополь, береза, смородина). Возьмите сосуд с водой. Рассмотрите с детьми веточки (они должны быть только с почками, без листьев) и поставьте их в сосуд с водой. Объясните, что одно из важных свойств воды — давать жизнь всему живому. Пройдет время, и веточки оживут, а тополиные ветки могут даже пустить корни

Вода не имеет цвета

Пусть дети положат кристаллы марганцовокислого калия или краски в стаканы и тщательно перемешают, чтобы они полностью растворились. А также покажите им чай, кофе, компот, кисель. Пусть ребята убедятся, что вода окрашивается в цвет того вещества, которое положено в воду. Кроме того, покажите им, что интенсивность цвета зависит от количества вещества. Например, два кристалла марганцевокислого калия дают розовую окраску, а десять — фиолетовую.

Вода смачивает и очищает предметы

Возьмите бумажную салфетку и осторожно положите ее в широкий сосуд на поверхность воды. Объясните, что вода проникает в волокна ткани и смачивает ее.

Испарение воды

Вскипятите воду, налейте кипяток в прозрачный стакан, покройте его крышкой, затем покажите, как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз. Спросите: «Зачем накрывают пищу крышкой?» Где быстрее остынет чай: в чашке или блюдце? Почему?

Ручеек

Сделайте небольшой желобок, похожий на русло ручейка. Положите его наклонно, приложите нижний конец к тазику, а верхний закрепите, чтобы он не падал. Лейте воду на желоб небольшой струей. Если в желоб положить камешки, то вы сможете добиться эффекта журчащих струек.

Фонтан

Возьмите пластиковую бутылку (лучше объемом в два литра), отрежьте у нее дно. В пробке проделайте отверстие, вставьте в нее гибкий шланг от капельницы (длиной не менее 30 см). Заделайте отверстие герметически (можно пластилином), чтобы оно не протекало. Налейте в бутылку воду, закупорив шланг пальцем. А теперь отрегулируйте высоту бутылки и шланга так, чтобы в ваших руках весело забил самодельный фонтанчик. Он будет работать до тех пор, пока уровень воды в бутылке не сравняется с уровнем воды в трубке.

Волшебный карандаш

Проведите следующий опыт. Сквозь наполненный водой стакан посмотрите на вертикально расположенный за ним карандаш. Подвиньте карандаш влево, затем вправо. По какому пути, как вы видите, двигается карандаш?просуньте внутрь него соломинку, конец которой можно согнуть под углом. Придерживая стакан рукой, но не ограничивая его движений, вдуйте в стакан воздух через соломинку. Он вытеснит воду, и стакан поднимется вверх.

Объясните ребенку, что под действием тяжести воды стакан лежит на дне. Воздух вытесняет воду из стакана. А так как воздух намного легче воды, то стакан, наполненный воздухом, стремится всплыть, то есть стать плавучим.

По этому же принципу всплывают и опускаются на дно подводные лодки. Когда им нужно всплыть, специальные отсеки заполняются воздухом, а при погружении наоборот — в отсеки подается вода, вытесняющая воздух.

Что такое гидравлика? Можно ли поднять книгу, не трогая ее руками?

Для этого вам понадобятся уже знакомые вам предметы, которые всегда есть под рукой: пластиковая бутылка, разрезанная пополам (будет нужна только нижняя часть), воронка, воздушный шарик, скотч, гибкий шланг от капельницы и канистра с водой

«Подводная лодка» N2 1. Подводная лодка из винограда

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться — мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

Почему плавает подводная лодка?

Налейте в глубокую миску воды. Боком положите в воду прозрачный пластиковый стакан и полностью утопите его в воде.

Удерживая под водой верхнюю часть стакана, переверните его и поставьте дном вверх на дно миски. Слегка приподняв край стакана

На один конец шланга натяните воздушный шарик и плотно замотайте его скотчем. На второй конец насадите воронку. В нижней части половинки бутылки сделайте отверстие так, чтобы можно было просунуть через него шарик внутрь полбутылки. На бутылку положите сверху книгу.

Этот опыт надо делать вдвоем. Один человек будет держать воронку, а второй — наливать в нее воду. По шлангу вода польется в воздушный шарик, но так как он в своем движении ограничен стенками бутылки, он будет «подниматься» вверх. Наливайте воду до тех пор, пока часть шарика не поднимется над краями бутылки, а книга станет приподниматься. Это явление называется гидравликой

«Подводная лодка» № 2. Подводная лодка из яйца

Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо — оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора.

Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду — того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

Как достать монету из воды, не замочив рук? Как выйти сухим из воды?

Положите монету на дно тарелки и залейте ее водой. Как ее вынуть, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять. Сложите в комок небольшой клочок газеты, подожгите его, бросьте в пол-литровую банку и сразу же поставьте ее вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет. Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук.

Цветы лотоса

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Естественная лупа

Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто.

Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.

Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

Водяной подсвечник

Возьмите недлинную стеариновую свечу и стакан воды. Нижний конец свечи утяжелите нагретым гвоздем (если гвоздь будет холодным, то свеча раскрошится) так, чтобы только фитиль и самый краешек свечи остались над поверхностью.

Стакан с водой, в котором плавает эта свеча, будет подсвечником. Зажгите фитиль, и свеча будет гореть довольно долго. Кажется, что она вот-вот догорит до воды и погаснет. Но этого не произойдет. Свеча догорит почти до самого конца. И кроме того, свеча в таком подсвечнике никогда не будет причиной пожара. Фитиль будет погашен водой.

Как добыть воду для питья?

Выкопайте яму в земле глубиной примерно 25 см и диаметром 50 см. Поставьте в центр ямы пустой пластиковый контейнер или широкую миску, вокруг нее положите свежей зеленой травы и листьев. Накройте ямку чистой полиэтиленовой пленкой и засыпьте ее края землей, чтобы из ямы не выходил воздух. В центре пленки положите камешек и слегка придавите пленку над пустой емкостью. Приспособление для сбора воды готово.

Оставьте свою конструкцию до вечера. А теперь осторожно стряхните землю с пленки, чтобы она не попала в контейнер (миску), и посмотрите: в миске находится чистая вода.

Откуда же она взялась? Объясните внуку, что под действием солнечного тепла трава и листья стали разлагаться, выделяя тепло. Теплый воздух всегда поднимается вверх. Он в виде испарения оседает на холодной пленке и конденсируется на ней в виде капелек воды. Эта вода и стекала в вашу емкость; помните, вы ведь слегка продавили пленку и положили туда камень.

Вы уже проделывали подобный опыт, когда накрывали крышкой стакан с кипятком.

Теперь вам осталось придумать интересную историю о путешественниках, которые отправились в далекие страны и забыли взять с собой воду, и начинайте увлекательное путешествие.

Чудесные спички

Вам понадобится 5 спичек.

Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.

Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду

Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна «толстеют», и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

Умывальников начальник. Сделать умывальник — это просто

Малыши имеют одну особенность: они испачкаются всегда, когда к тому есть хоть малейшая возможность. И целый день водить ребенка домой умываться довольно хлопотно, к тому же дети не всегда хотят уходить с улицы. Решить этот вопрос очень просто. Сделайте вместе с ребенком простой умывальник.

Для этого вам нужно взять пластиковую бутылку, на ее боковой поверхности примерно на 5 см от донышка сделать шилом или гвоздем отверстие. Работа закончена, умывальник готов. Заткните сделанное отверстие пальцем, налейте доверху воды и закройте крышку. Слегка отвинчивая ее, вы получите струйку воды, завинчивая — вы «закроете кран» своего умывальника

Осталось подвесить его к забору на нужной высоте и... пользуйтесь на здоровье.

Сколько стопок воды в банке?

Возьмите несколько предметов разной емкости: стопку, стакан, банку 0,5 литра, 1 литр, 2-3 литра и ведро с водой.

Спросите у детей, что общего между этими предметами, для чего они предназначены. Если ребенок затрудняется с ответом, подскажите ему, что в эти предметы можно наливать жидкость.

Предложите внуку расставить емкости от самой маленькой до самой большой.

Спросите: как можно проверить правильность его ряда? Пусть он нальет воду в самую маленькую емкость и с ее помощью наполнит следующий в ряду предмет. Но прежде, пусть он выскажет предположение, сколько, например, стопок воды поместится в стакане, в банке 0,5 литра и так далее. При переливании воды вместе посчитайте это количество. Очень советую вам при счете воспользоваться спичками, каждый раз откладывая в кучку столько спичек, сколько мерок воды поместилось в той или иной емкости. Потом сравните кучки, обратив внимание на то, что чем больше банка и меньше мерка, тем больше стопок воды в ней поместилось.

Таким же образом поочередно возьмите за мерку стакан, банку 0,5 л, 1 л, 2-3 л.

Ради шутки потребуйте заполнить маленькую емкость с помощью большой.

Куда делись чернила? Превращения

В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь.

Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.

Делаем облако

Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Капля-шар

Взять очень мелкий песок (пыль или муку) и сбрызнуть водой: можно увидеть, как получаются шарики-капельки, то есть пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды и образуют одну большую каплю-шар.

Побрызгайте из пульверизатора листья растений. Когда много мельчайших капелек попадает на лист, они, собираясь вместе, образуют большую каплю или даже целую небольшую лужицу.

Можно ли склеить бумагу водой?

Возьмите два листа бумаги, приложите их один к другому и попробуйте их сдвинуть так: один в одну, а другой в другую сторону.

А теперь смочите листы водой, приложите их друг к другу и слегка прижмите, чтобы выдавить лишнюю воду.

Попробуйте сдвинуть листы друг относительно друга, как в предыдущем опыте.

Объясните внуку, что вода обладает «склеивающим» действием. Таким же эффектом обладает и сырой песок, в отличие от сухого.

Рукам своим не верю

Приготовьте три миски с водой: одну — с холодной, другую — с комнатной, третью — с горячей. Попросите ребенка опустить одну руку в миску с холодной водой, вторую — с горячей водой. Через несколько минут пусть он погрузит обе руки в воду комнатной температуры. Спросите, горячей или холодной она ему кажется. Почему есть разница в ощущениях рук? Всегда ли можно доверять своим рукам?

Всасывание воды

Поставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Такое явление всасывания воды называется осмосом.

ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ

Песчаный конус

Выпускайте песок из горстей, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок на поверхность конуса то в одном, то в другом месте, возникают «сплывы», движения песка, похожие на течение воды. А это значит, что песок может двигаться. После опыта спросите, можно ли в песках проложить постоянную дорогу.

Свойства насеянного песка

Разровняйте площадку с сухим песком. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Сверху положите в песок (без давления на предмет) заостренный карандаш или палочку. Далее аккуратно поместите на поверхность песка тяжелый предмет, например ключ или монету в 5 рублей. Обратите внимание детей на глубину следа, оставшегося от предмета в песке.

После этого насыпьте непросеяный песок на эту же поверхность и проделайте аналогичные действия с карандашом и ключом.

Результаты сравнения покажут явные отличия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно в два раза глубже, чем в насеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на насеянном. Это связано с тем, что насеянный песок заметно плотнее. Данным свойством пользуются строители.

Своды и тоннели

Склейте из тонкой бумаги трубочку, чуть большую по диаметру, чем карандаш. Вставьте в нее карандаш. Затем осторожно засыпьте трубочку с карандашом так, чтобы концы трубочки выступили наружу. Вытащите карандаш — и увидите, что трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.

Свойства мокрого песка

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Объясните ребенку, почему из мокрого песка можно сделать фигурки: когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга. На ровной поверхности мокрого песка можно рисовать палочкой.

Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок не потеряет свою форму и станет твердым, как камень. Вот так песок используют при строительстве домов.

Песочные часы

Возьмите две одинаковые пластиковые бутылки. Склейте крышки плоскими сторонами скотчем. Середину обеих пробок пробейте тонким гвоздем, чтобы получилось небольшое сквозное отверстие. Я делаю это так: беру гвоздь плоскогубцами, нагреваю его и расплавляю нужное отверстие быстро и ровно.

Затем насыпьте в бутылку сухого, лучше просеянного песка. Соедините бутылки пробками. Часы готовы. Осталось только по наручным часа определить, за какое время пересыпется песок из одной бутылки в другую. Добавьте или отсыпьте песок в таком количестве, чтобы часы показывали удобное для вас время: 5 минут или 15.

Такие часы очень могут вам помочь, когда вы «торгуетесь» со своим внуком: сколько времени читать на ночь или сколько минуток можно еще поиграть

ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ТЕНЬЮ

Чем отличается солнечная сторона от теневой?

Положите на солнце мяч. Пусть ребенок внимательно осмотрит освещенную солнцем сторону, затем — противоположную. Чем они отличаются? Какая сторона более светлая? Более теплая? Пусть ребенок сделает вывод о том, чем отличается сторона мяча, освещенная солнцем, от той, которая скрыта от солнца.

Яблочный спутник свечи

Возьмите яблоко (это будет Земля) и зажженную свечку (это будет солнце) и проведите оборот Земли вокруг своей оси и вокруг солнца.

День да ночь — сутки прочь

А теперь зажженная лампочка пусть будет Солнцем, а сам ребенок — Землей. Пусть он покажет, как двигается Земля за сутки и за год.

Солнечные часы

Вырежьте из плотного картона круг. В центре круга проделайте отверстие и вставьте в него карандаш заточенным концом вниз. Положите «циферблат» на солнце в таком месте, где его ничто не будет затенять. Как только взойдет солнце, карандаш будет отбрасывать тень. Это, конечно, не значит, что вам нужно встать с восходом солнца, — это же не будильник, а просто часы.

Пусть ребенок фломастером прочертит линии по тени карандаша, а вы по наручным часам рядом с линией по краю картонного круга проставьте цифры, обозначающие время (конечно, без минут). Так делайте пометки до захода солнца. Ваши часы готовы.

Вечером, после захода солнца, рассмотрите, что у вас получилось. На следующий день часами можно пользоваться.

Если ваш внучек играет недалеко от солнечных часов и сможет по ним узнавать время, то хочется надеяться, что некоторые проблемы (идти обедать, спать и т. д.) отпадут сами собой. А вдруг? Попробуйте!

Для того чтобы ребенок хорошо понял суть суточного цикла оборота Земли вокруг своей оси, задайте ребенку ряд вопросов:

  1. Куда убегает моя тень и почему ее не поймать?
  2. Почему она то стоит на месте, то бежит?
  3. Почему бабушкина тень длиннее тени внука?
  1. Почему, когда вы шли в магазин утром, ваши тени «бежали» впереди (сзади), а вечером — наоборот, сзади (впереди).

Чтобы ответить на последний вопрос, проведите еще один опыт.

Почему тени перемещаются?

Утром, после завтрака, разложите на земле кусок старых обоев, поставьте ребенка спиной к солнцу и отметьте длину тени вашего любимца.

Вечером этого же дня, до захода солнца, пусть ребенок встанет в том же направлении и на том же месте, где он стоял утром. А вы отметьте его тень на другом рулоне. Думаю, результат очень удивит ребенка, но и поможет понять, почему тени бегут то впереди, то сзади. Замечательно было бы, если бы солнечные часы вы делали 2 раза за лето: в начале июня и в конце августа. А потом бы сравнили циферблаты. Тогда даже маленькому ребенку будет понятно, как Земля приближается к Солнцу и удаляется от него.

Макет Земли

Возьмите лист бумаги, больший по размеру темного пятна на земле, образуемого мячом. Накройте пятно бумагой и, придерживая ее за край мячом, поднимайте лист по направлению к мячу. Посмотрите, что происходит с затемненным пятном. (Оно исчезает.)

Пусть ребенок закрасит область рисунка, где наблюдается затемнение от мяча, и укажет на рисунке направление на солнце. Ребенок, наверное, и сам догадался, что это — тень.

Задайте ребенку вопросы:

  1. По каким признакам ты узнаешь, что приближается вечер? Какие у тебя вечером возникают ощущения?
  2. Похожи ли эти ощущения на те, которые человек испытывает, когда днем прячется в тень от жары?
  3. Не кажется ли тебе, что к вечеру мы все вместе с домами, деревьями уходим в тень?
  4. В тень от чего?
  5. Когда тебе тепло и светло, а когда холодно и темно? Объясните, что Земля имеет форму, похожую на шар, и вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.
  6. Вращение Земли вокруг своей оси создает эффект смены дня и ночи. Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за одни сутки, а вокруг Солнца - за один год.

Всадник или амазонка

Подготовительная работа такая же, как и в предыдущем опыте (обои, освещение, фломастер и т. д.).

Только сейчас посадите ребенка на игрушечную лошадку... и лихой кавалерист, ну или амазонка, если у вас девочка, на картине.

Теневой портрет

Объясните своему ребенку, что тень повторяет контур разных предметов и тела человека в том числе.

Прикрепите к стене кусок старых обоев, пусть ребенок встанет так, чтобы его тень падала на бумагу. Для этого источник света (торшер или настольную лампу) расположите так, чтобы тень была как можно более четкой. А теперь обведите контур любимого внука, а остальное: лицо, волосы, одежду пусть ребенок дорисует сам. Но прежде, чем рисовать глаза, нос и все остальное, посоветуйте ему внимательно рассмотреть себя в зеркале.

Полюбуйтесь! И теперь, даже когда внука не будет рядом, образ вашего любимца будет всегда с вами.

Оживи кентавра

Разместите ребенка на лошади так, чтобы тень от сидящего на лошадке ребенка перекрывала голову лошадки. Тогда на стене у вас возникнет кентавр — получеловек-полу лошадь. Его торс и голова будут человеческими, а круп — как у лошади. Теперь самое время поиграть в греческие мифы, например в кентавра Хирона, который воспитал Ахилла, героя Троянской войны.

Как измерить высоту дерева или 7 1/2бабушек

Измерить высоту дерева по тени очень просто. Сделать это можно с помощью разных единиц измерения.

Первый способ

Возьмите метровую линейку или палку и установите ее на солнце. По часам определите время, когда она будет отбрасывать тень, равную 1 м. Сразу же измерьте палкой или линейкой тень дерева и посчитайте, сколько линеек уложилось на тени. Перемножьте полученные данные, и вы получите высоту дерева.

Однако вряд ли подобное измерение доставит удовольствие вашему внуку. Думаю, ему больше понравится измерять высоту предметов попугаями или мартышками. К сожалению, не у всех дома есть подобные питомцы, а кроме того, измерять, скажем, 10 метров попугаями слишком долго. Поэтому гораздо быстрее и интереснее измерять высоту дерева бабушками и внуками.

Второй способ

Для этого прежде всего измерьте рост своего внука и свой. Затем, как и в предыдущем опыте, определите время, когда ваши тени будут точно соответствовать вашему росту, скажем, 160 см бабушки и 110 см внука. Теперь встаньте у ствола дерева и на тени дерева отложите столько раз тени внука и свою, сколько получится. Перемножьте данные. Эта цифра и будет показывать высоту дерева в бабушках и внуках. Пусть вас не удивляет если она будет равна 7 У 2 бабушкам. А у внука можно спросить: почему рост дерева в бабушках меньше, чем во внуках?

Другими словами, не важно, в каких единицах вы будете измерять высокие предметы — в мартышках, бабушках или попугаях, важно то, что дети усвоят принцип измерения по тени. А это и есть то, ради чего измерение проводилось.

Как не опоздать на ужин, или Определение времени по тени

С помощью тени можно не только вычислять высоту предметов, но и определять время.

Для этого прежде всего научите ребенка делать метровую линейку с помощью старинной русской длины — пяди. Пядь — это расстояние между растянутыми большим и указательным пальцами.

Пусть он отложит на палке столько пядей, чтобы получился один метр (отмерьте его в первый раз по сантиметровой ленте). Тогда внуку не нужно будет носить с собой измерительный прибор. Из любой подручной ветки метровое устройство будет сделано в считанные минуты.

Теперь, когда ребенок научился делать «часовую стрелку», определите длину ее тени, скажем, в 19 часов (пусть ребенок также отмерит ее пядями); допустим, их будет 12. Эту цифру он должен запомнить.

С этого момента, если ваш внук заиграется с друзьями на соседней улице, он всегда сможет определить время: находит ветку, отмеряет пядями один метр, ставит ее на солнце, считает пядями длину тени, и, если она будет равна одиннадцати, значит, полчасика или 15 минут до ужина у него еще есть в запасе.

ВСЯКАЯ ВСЯЧИНА

Центр тяжести

Чтобы объяснить понятие центра тяжести, проведите следующий эксперимент: положите на скалку линейку и уравновесьте ее. Спросите у ребенка, что напоминает ему эта конструкция (качели). Теперь покажите, где у линейки центр тяжести. Далее положите на один конец линейки пустой коробок из-под спичек. Опять спросите у внука: а что нужно сделать, чтобы восстановить центр тяжести? Похвалите за догадку. Положите на второй конец линейки другой пустой спичечный коробок — линейка опять уравновесится.

А теперь самое интересное. Замените пустой коробок коробком со спичками, но так, чтобы ребенок этого не знал. Если он усвоил понятие о центре тяжести, то пусть объяснит, почему один конец линейки перевесил? Или пусть выдвинет гипотезу, предположение о причине этого явления.

Опыт со смещенным центром тяжести

Возьмите два пустых спичечных коробка. В один из них положите тяжелую гайку, сдвинув ее к одному краю. Положите коробки на стол и позовите внука.

Пусть внук понемногу, поочередно сдвигает коробки к краю стола. Одна из них упадет быстро, а вторая будет почти висеть, но не падать.

Спросите ребенка о причине этого явления.

Как центр тяжести помогает хранить вещи на вешалке?

Приготовьте вешалку (плечики для одежды с перекладиной) и брюки внука. Предложите ему повесить брюки на перекладину.

Что? Не так-то просто? Пусть он передвинет брюки по перекладине, пока они не уравновесятся. Теперь он уж обязательно запомнит, что такое центр тяжести и как правильно нужно вешать одежду на плечики.

Повторите тот же опыт, но с полотенцем. Повесьте полотенце на перекладину вешалки. Почему оно падает? Как правильно его повесить, чтобы оно не упало?

Всем поровну

Возьмите обычную вешалку-плечики, два одинаковых контей-нера (это могут быть большие или средние одноразовые стаканчики и даже алюминиевые банки из-под напитков, правда, у банок надо обрезать верхнюю часть). В верхней части емкости сбоку, напротив друг друга, сделайте два отверстия, вставьте в них любую веревку и прикрепите к вешалке, которую повесьте, напри-мер, на спинку стула. Уравновесьте контейнеры. А теперь в такие импровизированные весы насыпьте или ягоды, или конфеты, или печень