Боюсь, что никогда не смогу выбраться из этой нищеты. Как предают родителей под благовидным предлогом: Они мне ничего не дали, так почему я должна

Как часто можно услышать подобное высказывание от современной молодежи. Как должно быть больно родителям - услышать подобное от собственного чада.

- Ты совсем не думаешь о своих родителях.

- Я и не должен думать о вас, мне необходимо устраивать свою собственную жизнь.

- Мы вырастили тебя, и теперь ты должен нам помогать.

- Я не просил рожать меня. Это было ваше решение.

Наверное, этот диалог можно продолжать до бесконечности.

Что вы думаете по этому поводу? Как найти общий язык двум, таким разным поколениям?

Если говорить правду без реверансов, то она выглядит именно так.

Да, родитель сам принимал решение о том, чтобы привести в мир ребенка. У ребенка не спрашивали о его желании или согласии расти в этой семье и с этими родителями. И ребенок - не финансовый проект и не паевой фонд, чтобы инвестировать в него средства, а потом ждать дивидендов.

Беда в том, что большинство родителей воспринимают своих детей (пусть и неосознанно) - именно так. Они считают, что дети им что-то должны, и порой даже рожают их "с прицелом". Вспомните распространенное "чтобы было, кому стакан воды подать в старости". Но парадокс в том, что даже если запуганный долженствованием ребенок подает таки этот стакан, то чаще всего это происходит как у Пушкина:

"Какое низкое коварство

Полуживого забавлять,

Ему подушки поправлять,

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:

Когда же черт возьмет тебя!"

Да, родитель получает искомый дивиденд, но получает его не искренне. Мне не раз приходилось на консультациях сталкиваться с теми, кто задавлен разного рода манипуляциями родителей, и не находит в себе сил отказаться от долга, но воспринимает этот долг как мучение, и в той или иной форме ожидает лишь одного - окончания этих "выплат по кредитам". Такова печальная правда.

Ситуация в советском и постсоветском обществе была однозначной. Я бы ее охарактеризовал как "наследие общинного строя". Суть такова, что человек, который не продолжил род - неполноценный человек, не состоявшийся. Потому многими дети воспринимались как некая необходимость, но осознанности в этих актах деторождения было порой крайне мало. И родитель, который не задумывается о том, зачем ему ребенок, в итоге лишь бездумно повторяет модель родителей: "сначала нас родители используют и требуют от нас что-то, а потом мы требуем от детей и используем их - так живут все и так надо". Я утрирую, но в общем-то лишь затем, чтобы яснее было видно.

Да, кочнено, не все дети так появлялись на свет. И несмотря на господстующую модель, все равно были и есть семьи , где рождение ребенка было актом очень сознательным и понимание степени своей ответственности - высоким.

Но именно в этих семьях и не происходит таких диалогов. Потому что родители, которые подходили к вопросу рождения детей осознанно, не считали ребенка неким "атрибутом полноценной семьи" или "атрибутом состоятельности индивида". Они уже заранее ценили индивидуальность, свободу, выбор - все это категории, соверешнно несовместимые с "общинностью" и биосоциальными рефлексами. А соответственно такие родители изначально понимали - рождение ребенка это их собственный выбор. За который они одни несут ответственность. И им интересно участвовать в развитии нового человека, а не выращивать "гарант спокойной старости", употребляя на это разного рода манипуляции и запугивания. И часто, именно потому что такие родители дают ребенку изначальное право строить свою жизнь вне зависимости от интересов родителей, дети платят любовью и добровольной помощью именно за это - за предоставленный выбор и за уважение к личности самого ребенка. В этих семьях показательно еще то, что ребенка умеют считать взрослым чуть ли ни со школы. А личность видят в нем с рождения. И потому для таких родителей достигший совершеннолетия отпрыск - само собой разумеется взрослая и полноценная личность. Меж тем как для родителей "общинного" склада и 40-летний ребенок остается ребенком, который все еще не знает, как лучше и которого надо продолжать учить жизни.

Собственно, жесткое отстаивание своих границ нынешней молодежи - попытка изменить устаршевшую модель. Для меня как для психолога это скорее хороший знак, потому что появляется серьезный шанс на то, что хотя бы эти молодые люди не будут рожать детей потому что "надо" и потому что "без них ты несостоятелен". Хочется думать, что в нашей стране появится больше детей, которых приводят в мир осознанно, не с намерением требовать и использовать, а с намерением помогать и развивать, но при этом жить своей жизнью.

Несвобода самих родителей рождает и несвободу детей. Вдумайтесь, если родителю было на самом деле интересно вкладываться в ребенка, тратить на него свое время и силы, деньги и другие ресурсы, то разве возникла бы такая фигура речи "я на тебя всю жизнь потратил, а ты...." Если было интересно тратить - значит, "дивденд" уже получен. А если это было сделано через насилие над самим собой - то такая родительская "любовь " очень сильно отдает лицемерием и неискренностью. Как будто родитель делал нечто, что его заставили делать (и у некоторых родителей действительно такое подспудное ощущение из-за того, что рождение детей не было по-настоящему осмыслено, и потому связалось в сознании родителя не столько с радостью и удовольствием, сколько с лишениями и ограничениями).

Безусловно, дети - это не только праздник. Но тут все решают нюансы. Для родителя, осознанно приводящего в мир детей эти ограничения - сознательный выбор. Для неосознанных родителей - бремя, за которое они хотят получить в старости хоть что-то. А более свободно мыслящим нынешним детям это не понятно - ведь они растут уже более осознанными и плохо вписываются в "общинную" модель.

Думаю, найти общий язык между двумя поколениями можно только одним способом:

Родителям - постараться понять, что дети им действительно ничего не должны. Хотя бы попытаться взять на себя полную ответственность за свой выбор в части деторождения. Как бы ни было трудно, но дать детям возможность выбирать, и постараться учиться хотя бы сейчас уважать в них личности - свободные и взрослые.

Детям - попытаться понять, что их родители впитывали опыт многих поколений, и не так просто в одночасье от него отделаться. Постараться простить родителей за то, что они требовали и манипулировали в чем-то. Доносить, объяснять родителям, а не грубо отмахиваться. Говорить с родителями об осознанности. Обосновывать свой выбор и свои поступки, а не воевать за территорию.

Думаю, если ОБА поколения будут делать друг другу шаги навстречу, то диалог возможен.

Я думаю, что приведенный Вами диалог может быть только в тех семьях, где родители являются не только "не осознанными" родителями, но и родителями, которые безусловно не чувствуют никакой ответственности за свою родительскую миссию .

В конфликте педагог ученик - виноват всегда педагог - так нас учили в университете.

Однажды в беседе, заслуженный педагог нашего города, сказала мне, что и в конфликте мать-дочь , виновата тоже мать, ведь она опытней и мудрей и я, как мать согласилась с этим мудрым учителем.

Родительская миссия - это, безусловно, воспитание человека , как личность - социальную, имеющую потребность в контакте с людьми, в том числе и с родными. Те родители, которые бросают этот процесс на самотек и считают, что человеческий детеныш , нуждается лишь в еде и питье, да тепле - очень ошибаются. Они так и говорят: «я ему всё отдала», имея в виду это самое «всё », как материальные блага. Но человек, не рождается человеком, он становится им в процессе своего роста и социальной адаптации:

«Дети джунглей («Маугли», «Феральные люди») — человеческие дети, которые жили вне контакта с людьми с раннего возраста и практически не испытывали заботы и любви со стороны другого человека, не имели опыта социального поведения и общения.

Такие дети, оставленные родителями, воспитываются животными или живут в изоляции. Если до изоляции от общества у детей были некоторые навыки социального поведения, процесс их реабилитации происходит значительно проще. Те, кто жил в обществе животных первые 5-6 лет жизни, практически не могут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми, несмотря даже на годы, проведённые в последующем в обществе людей, где они получали достаточно заботы. Это лишний раз показывает, насколько важными для развития ребенка являются первые годы его жизни.» http://ru.wikipedia.org/wiki/Дети_джунглей

Это ещё раз доказывает, что к ребенку «Homo Sapience», никак нельзя подходить как к животному предоставляя ему лишь навыки. Ребенок нуждается в примере и раскрытии многих душевных и духовных качеств, и приобрести он их может только в не посредственном контакте с такими же душевными людьми, способными любить этого ребенка и развивать у него - это определяющее человека качество - С О В Е С Т Ь !

Стоит напомнить уважаемым читателям, что выражения "Я ей (ему) матери (отцу) ничего не должен ", можно услышать по отношению к тем родителям, которые совсем не участвовали в жизни детей и нам не кажется это таким уж не справедливым. Я умышленно не использую понятие "любовь ", так как в контексте нашей темы, понятие "воспитания" и "совести", звучат более конкретно, чем понятие родительской любви . Ведь "любовь" как и "счастье" у каждого своё. Мне видится, что в место абстракции, лучше применить научные знания и рекомендации психологов и педагогов, если родители не справляются с воспитательным процессом, только с помощью интуиции или принятых в семье традиций воспитания. В 21 веке живем, господа, интернет доступен, очень многим и научные книги в том числе.

Что касается второго вопроса, о языке? Так этот язык, он не так уж и сложен, если говорить на нем, чувствуя к своему ребенку не только животное чувство привязанности и общности, но и уважения, четкого осознания того, что сейчас переживает Ваш ребенок.

Никогда, не унижать своего ребенка, пренебрежением и снисходительным отношением к его ошибкам. И конечно изучать эту очень интересную науку - педагогику. Сейчас так модно читать легкую литературу по психологии, например о позитивном мышлении и т.д.

Макаренко А.С., Блонский П.П., Януш Корчак "Как любить ребенка", и т.д..

Ведь это и неплохая тренировка для наших активных нейронов, не так ли господа Родители.

Желаю всем, кроме активного изучения английского, что сейчас так модно, изучать на досуге такую интересную науку, как педагогика. Это знаете, очень помогает, не услышать в жизни, этих грубых слов:

"- Я и не должен думать о вас, мне необходимо устраивать свою собственную жизнь ".

Желаю Вам от всей души, никогда этого не услышать.

Берегите себя и своих близких.

Ребенок зачастую становится "заложником" своих родителей. Особенно, если причиной рождения ребенка стал долг, правила, внешние обстоятельства, то отпечаток долженствования и чувства вины будет проявляться в течение всей жизни. Такие люди живут по принципу "надо", а не по принципу "хочу". Они проживают практически чужой сценарий жизни. По мере взросления родители начинают присваивать ребенка как собственность, тем самым нарушая его психологические границы. Груз долга перед родителями становится настолько велик, что переносится на собственную молодую семью. "Я должен" теперь уже своему мужу (жене), детям. Человек не подозревает, что по отношению к свои детям он совершает ту же ошибку, что и его родители. В преклонном возрасте такой человек понимает, что в жизни мало делал то, что действительно хотел и слишком много исполнял чужих желаний.

При естественном развитии семьи отношения с родителями у ребенка развиваются от тесной телесной близости в раннем детстве до партнерства в зрелости. При этом ребенка не присваивают, а постепенно отпускают из-под родительской опеки.

В ситуации, когда ребенка присваивают,уже в детстве могут наблюдаться психосоматические заболевания(аллергия, бронхиальная астма). Ребенок привыкает постоянно оправдывать надежды своих родителей, делать то, что они хотят - учиться, работать, жениться(не жениться) и т.д.

Отсутствие свободы и безусловной любви - в такой среде растет присвоенный ребенок. "Ты - причина и смысл нашей жизни, и ты нам должен вернуть все, что мы тебе дали" - так можно перевести поведение и ожидания многих родителей. Ребенок при этом, конечно же, никогда не сможет вернуть этот долг. От этой безысходности появляется чувство бессилия что-либо изменить в своей жизни. Уже будучи сороколетним мужчиной, человек до сих пор может сомневаться - жениться ему или не жениться. Сорокапятилетняя женщина, живущая в родительской семье, воспитывающая 12 -летнюю дочь от несостоявшегося брака - не может позволить себе выйти замуж не потому, что "мужчин достойных нет", а потому что они не отделилась от родителей и "возвращает" им долг.

Дорогие мамы и папы! Никто в этом мире никому не принадлежит. Ребенок - отдельный человек. Все, что вы можете дать ему - безусловную любовь (я тебя люблю за то, что ты есть) и возможные способы поведения в разных ситуациях. Поверьте, это будет самое ценное для вашего любимого ребенка.

Давайте рассмотрим такой аспект. При зачатии ребёнка соединяются яйцеклетка и сперматозоид(Материнская плоть и отцовская). Из этого соединения образуется клетка с её жизнью и пульсацией - это тело. Когда же в это тело заселяется душа? Есть предположение, что душа устанавливает связь с телом уже в момент возникновения этой пульсации(есть даже опыты проживания этих моментов людей в различных медитативных и др. практиках). Но окончательное вхождение в тело происходит в момент появления на свет - с первым вздохом. Могу согдаситься с тем, что тело человека принадлежит родителям, но вот душа…

Кому же принадлежит душа человека? Маме или папе? Я верю в идею, что душа человека ещё задолго до воплощения выбирает себе семью и родителей. Её задача в этой земной жизни - пройти свои жизненные уроки (отработать карму в йоге), которые отчасти можно начать проходить в семье , затем в социуме и т.д. В чем же заключается задача родителей? А задача родителей просто сопровождать её на этом пути, принимать, помогать и конечно поддерживать чувство любви(именно поддерживать, душа она знает, что такое любовь , с этим знанием она приходит в жизнь). Вам дорогие родители даётся душа ребёнка не для того чтобы, подчинить своей власти, а всего лишь провести по жизни до момента её самостоятельного существования. Затем вы легко можете отпустить её в мир, у неё есть свои задачи и свои уроки, которые нужно успеть выполнить и пройти. И как бы многим родителям не хотелось присвоить душу ребёнка - это не в их власти. Свободная душа всегда будет сопротивляться этому, пусть даже где-то глубоко внутри, но это всё равно происходит.

Отсюда и многие проблемы в воспитании детей, семейные проблемы и масса других. Одни люди учатся контролировать, другие подчиняться, но те идругие становятся заложниками социальных норм и правил. Они не чувствуют своей души, зова сердца своего, всего лишь выполняя инструкции и программы, которые несёт социальная среда.

На мой взглад здоровое сушествование в этом мире предполагает: во-первых - умение чувствовать себя, свою душу, быть с ней в контакте; во- вторых- умение чувуствовать окружающий мир; и в третьих, умение чувствовать и уважать другого человека(не подавлять, не контролировать, не покоряться), просто позволять ему быть рядом, принимая его таким какой он есть, уважать свободу его души, быть равными, независимо от того ребёнок это, родитель, возлюбленный или просто человек идущий рядом.

Спасибо всем за внимание и удачи на вашем жизненном пути. С уважением Торгаева О.О.

Здравствуйте, уважаемые коллеги и посетители сайта. Не буду распространяться о причинах возникновения данной проблемы, тем более, что мои коллеги достаточно много внимания уделили этому вопросу, и я с ними полностью согласна. В таких детско-родительских отношениях много горечи, обиды, грусти и взаимной агрессии, и переживается это и родителями и детьми нелегко. Такой диалог обычно появляется в семьях, где есть уже взрослые или взрослеющие дети, и родители, понимая, что ребенок может их покинуть (в самых разных пониманиях этого слова), пытаются либо удержать его, либо хотя бы получить дивиденды за свои усилия (которые часто были сделаны от чистого сердца и искренне, так как эти родители сумели). Мне хотелось бы остановиться больше не на том, как и почему возникают такие взаимоотношения, а на том, что с ними делать, раз они уже сложились, и возможных путях предотвращения. Конечно, здесь и родителям и детям (детям любого возраста, ведь все мы - чьи-то дети)) поможет работа с психологом для осознавания ситуации и изменения способов взаимодействия друг с другом.

  1. Имеет смысл поработать с вопросом сепарации (отделения) ребенка на самых разных уровнях. Ведь сепарация начинается с процесса рождения, когда ребенок физически отделяется от матери, проходит через все возрастные кризисы взрослеющего человека, и заканчивается (или не заканчивается) кризисом опустевшего гнезда - для родителей. И за нарушением этого процесса у родителя стоит и страх одиночества, боязнь стать ненужным своему ребенку (а часто родитель так складывает свою жизнь, что он действительно кроме своего ребенка особо никому не нужен) , и потеря смысла жизни, осознание приближающейся старости, и часто - неосознанный страх смерти . У детей же часто процесс отделения от родителей сопровождается и блокируется виной, стыдом, жалостью, гипертрофированным чувством долга, навязанным социальными установками, в общем, разными чувствами и состояниями, которые вызываются в нем манипулятивно, и, соответственно, порождают агрессивные чувства. Научиться отпускать своего ребенка без страха, что он может не вернуться, признать право ребенка быть отдельной и независимой личностью - это достижение для родителя и путь к гармоничному проживанию собственной жизни, а для некоторых родителей это вообще путь к осознаванию того, что, у него есть собственная отдельная от ребенка, жизнь. Научиться выходить из слияния с родителями, обретение собственных внутренних опор, собственного смысла жизни, и принятие ответственности за свою жизнь, не ожидая, что кто-то другой об этом позаботится, - путь к взрослению для ребенка, а иногда и для взрослого по паспорту человека.
  2. «Очеловечить» отношения. Часто родители и дети воспринимают друг друга не как живых людей, а в соответствии с ролью: «Родитель», «Ребенок». На эти роли социумом уже наложены определенные функции, и, соответственно, каждый участник детско-родительских отношений ожидает от другого и от себя исполнения этих функций. Это, конечно, полезно для каких-то социальных взаимодействий, раз уж наш социум ориентирован в соответствии с этими ролями, или в процессе принятия своего нового статуса для молодых неопытных родителей, а также для более успешного выполнения своей родительской функции инфантильными родителями. Но опора только на такие ролевые взаимодействия обезличивает отношения, не получается эмоционального контакта, от отсутствия которого страдают все участники взаимоотношений. Увидеть, что мама и папа - это просто женщина и мужчина, со своими человеческими достоинствами и человеческими слабостями, что у них есть трудности, что они не всегда могут поступить правильно или принять нужное решение, что они нуждаются в человеческой заботе и поддержке, потому что они - просто люди, - очень полезно для ребенка, хотя это осознавание иногда оказывается даже шокирующим. Для родителей же также стоит осознать и помнить, что ребенок - это обыкновенный живой человек, у него есть чувства, и позитивные и негативные, и что он может уставать, чувствовать себя одиноким, страдать, бояться, злиться, волноваться, - в общем, с ним в любом возрасте может происходить то же самое, что и со всеми людьми. Для обеих сторон полезно не игнорировать человеческие чувства каждого, и тогда отношения станут более глубокими и естественными, появится принятие друг друга.
  3. Научиться грамотно выражать свои чувства, а не скрывать и не блокировать их проявление. Для этого есть специальные тренинги, или индивидуальная работа с психологом по осознаванию и выражению своих чувств. Тогда и родители и дети станут более понятны друг другу и появится новая почва для взаимодействия. Установится новый уровень чувствительности в отношениях родителя и ребенка.
  4. Родителям начинать взаимодействовать с ребенком еще до его рождения, когда женщина еще беременна. Ведь известно, что многие базовые чувства, а скорее даже ощущения, закладываются еще в перинатальный период, впитываются каждой клеточкой развивающегося тельца, и ответственность родителей - позаботиться о том, чтобы ребенок получил здесь максимум любви , безопасности и принятия. И этому можно обучиться. Например, на моих занятиях для беременных женщин как раз большое внимание уделяется осознанию и принятию своей материнской роли, принятие родительской ответственности, обучению различным способам взаимодействия с ребенком еще до его рождения. Это помогает женщине более осознанно подойти и к самому процессу родов, изменить его восприятие, улучшить течение процесса беременности и переосмыслить некоторые жизненные процессы и смыслы.
  5. Родителям учиться быть родителями - как правильно общаться со своим ребенком, проставлять границы так, чтобы психически не травмировать его, как соблюсти баланс между человеческими отношениями и сохранением своей родительской роли. Для этого существуют различные школы для родителей и множество полезной литературы по детской психологии и педагогике.

Наверное, это основные моменты, работа над которыми может помочь в имеющейся ситуации. Конечно, каждая пара родитель-ребенок индивидуальна, и не у каждой есть ресурсы для самостоятельного налаживания отношений. И здесь можно обратиться к психологам за профессиональной помощью.

На самом деле, хорошими родителями не рождаются, родительству нужно обучаться и этому сейчас можно научиться. Можно, при желании, скорректировать многие проблемы во взаимоотношениях и последствия воспитания. Невозможно исправить все человечество, но можно помочь отдельной семье . Сейчас у психологов достаточно инструментов для этого. А для ребенка все-таки главное - чтобы родители его ждали, любили и принимали))).

Софья , С.-Петербург, 44 года / 03.02.16

Мнения наших экспертов

  • Алена

    Софья, «донести» до 23-летнего лентяя мысль, что надо учиться и работать, будет крайне сложно. Это обычно делается в более нежном возрасте. А ваш мальчик в то время только спортом занимался и более ничего делать не предполагал. Я не знаю, что там у вас не заладилось со спортом, но в моей голове есть убеждение, что спорт воспринимать как основное занятие можно только в том случае, если у ребенка к нему есть: а) сильная личная страсть; б) реальный талант; в) трудолюбие не из-под палки. Если нет хоть одного, то со спортом можно сразу завязывать и переключать ребеночка на мысли о более земной участи. Не получилось понять, что спорт – не то самое, что ему нужно, отправляйте его учиться. Не хочет учиться – значит, пусть собирает вещи и отправляется на вольные хлеба на все четыре стороны. Не нравится, что для него сделали родители, пускай покажет, что он может сам. Жизнь – штука суровая. Что если завтра вас не станет? Ему 23 года, еще есть двое братьев/сестер, которых придется ставить на ноги, а кому? Что он сможет? Отправить их в детский дом? Родители ничего не должны ребенку с тех пор, как ему исполняется 21 год. Все, взрослый. Дальше – сам-сам, а мы поможем, чем можем (и хотим), при условии, что ты стараешься жить самостоятельно. В 23 года просить у мамы-папы денег на сигареты – позорно. И в "развитых" странах, с которыми мы любим сравниваться, ни один уважающий себя родитель не будет содержать такого иждивенца. Потому там нет проблем с официантами и уборщиками. Ими работают в свободное от учебы время молодые парни и девушки, которые точно знают, что мама и папа им не должны. В общем, единственное, что вашему трутню поможет, - это трудотерапия с элементами шоковой терапии. Или ты идешь учиться, и тогда мы, так и быть, помогаем тебе и содержим, как это принято, до получения профессии (но не более 5 лет). Или ты уходишь из дома, потому что если ты не учишься, то и работать не сможешь, а содержать тебя до конца наших дней мы не планировали, свой родительский долг перед тобой мы уже выполнили в таком случае. Других способов не вижу. Учить жизни на словах уже поздно. Теперь его только жизнь научит (и нужда заставит).

  • Сергей

    София, на мой взгляд, воспитывать вашего мальчика «демократичными» методами уже поздно. Что выросло - то выросло. И если у него нет уважения к родителям, то вряд ли в ближайшее время появится. Особенно если вы во всем потакаете. Нет, безусловно, с возрастом люди меняются, и возможно, через какое-то время парень поумнеет. Однако, может, и нет. Поэтому сейчас, как мне думается, без жестких мер ничего изменить не удастся. Ведь молодой человек, по сути, «пробует» вас на слабо, и вы поддаетесь. А раз так, то с чего ему напрягаться? И уважения подобное ваше поведение не добавляет. К тому же не забывайте, что он спортсмен в прошлом, да и из армии недавно, а значит, прекрасно понимает, что такое сила. У вас её нет, стало быть, и относиться к вам можно как к «духам». В связи с этим, полагаю, вам стоит вспомнить, что вы взрослые люди. Нет, оно понятно, что обидно и стыдно и за сына, и за самих себя. Понятно, что страшно потерять ребенка. Но ведь, по сути, вы его уже потеряли. Он не уважает вас и не ценит, хамит и требует денег. И если так будет продолжаться, то недалеко до трагедий. То есть чем дольше вы терпите подобное отношение с его стороны - тем хуже всем. Что делать и как все изменить? Ну а что мешает стать жестче, требовательнее и для начала просто перестать его спонсировать? Живет он дома, питается за ваш счет. То есть для выживания все есть. Голодная смерть не грозит. Ну и все на этом. Остальное - собственной головой и руками. Нет, если нужно на учебу - пожалуйста. Совет по работе - да всегда. Но на выпивку и сигареты - табу. Да и машину отобрать не мешает, пока не станет ответственнее. Ведь попадет подшофе в ДТП, и будут очень большие финансовые проблемы именно у вас. А если со смертельным исходом? Остальных детей не жалко? Полагаю, вам стоит прекращать заниматься ерундой. Вы родители и в любом случае ответственны за детей. Вот и подумайте, что лучше – «закрутить гайки» и поссориться с сыном сейчас, пусть и серьезно, но с возможностью восстановления, или получить ночной звонок из полиции с приглашением на опознание нескольких тел?

Вчера посмотрела на себя в зеркало и поняла, что я стою на пороге старости. Дети выросли, у них своя жизнь. Пока что ещё могу и заработать, и обеспечить себя всем необходимым. А что будет дальше? На такие мысли натолкнул меня разговор с соседкой. Она жаловалась на дочь.

Невыдуманная история «Растила кровинушку – осталась сиротинушкой»

Соседи – люди пожилые. Дочка родилась у них поздно, поэтому для любимого дитяти они ничего не жалели. Сами не доедали, не досыпали (список можете продолжить по своему усмотрению), но в хороший вуз дитё «пропихнули». Ни о каком общежитии речи и быть не могло: там же сплошной разврат! Для дочки сняли квартиру в центре города.

С учёбой у девочки не заладилось с самого начала. Она ведь шить любила, мечтала стать модельером. Но родители твёрдо сказали: «Мы хотим тебе счастья. Сами на хлеб тяжко зарабатывали, а экономистам всегда хорошо платят». Окончив университет, девочка не смогла устроиться по специальности, стала работать секретарём.

Внешность у неё привлекательная, вот и заметил её один иностранец, который приезжал по делам фирмы. Через год девочка уехала с мужем в Испанию.

Теперь соседка каждый день причитает о том, какие неблагодарные дети бывают . (Я знаю, что дочь ежемесячно высылает родителям деньги). «Жить не на что. Некому будет в старости стакан воды подать. Растила кровинушку – осталась сиротинушкой».

Что должны дети своим родителям?

А, действительно, обидно бывает, когда вкладываешь всю свою душу, а взамен – ничего . Или это закон природы? Читала, что в некоторых племенах старых и немощных людей сажают в лодки и отправляют в океан умирать, чтобы не мешали молодым. Может, и у нас так делать? Так это всё «зацепило», что решила узнать мнение профессионалов – психологов. И открыла для себя другую точку зрения.

Зачем пришёл я в этот мир?

Я никогда раньше не задумывалась, зачем рожают детей. Какой-то глупый вопрос. Оказывается, всё уже «разложили по полочкам».

Итак, детей рожают, чтобы:

  • Реализовать природный инстинкт.
  • Удержать возле себя любимого мужчину.
  • Оправдать ожидания общества и продолжить род.
  • Компенсировать любовью ребёнка недополученное в детстве внимание.
  • Самоутвердиться за счёт детей, которые достигнут большего, чем их родители.

Ого! А я думала, что детей хотят, потому что их любят. Ладно, родили, вырастили, что дальше? Хочется благодарности.

Пора платить дивиденды

«Мы тебя родили, подарили самое ценное – жизнь. Ты теперь перед нами в неоплатном долгу». Так считают многие родители. Но ребёнка никто не спрашивал, а хочет ли он такой подарок. «Мы не доедали, не досыпали…» А вас просили об этом? Так зачем же приносится ежедневная жертва на алтарь родительской любви?

Итак, почему родители жертвуют собой:

  1. Нет иного смысла в жизни . Ограниченным людям скучно, у них нет хобби, увлечений. Все свои интересы они сосредотачивают на ребёнке.
  2. Мужчина и женщина охладели друг к другу . Они чувствуют, что единственная нить, связывающая их, – дети. Они не работают над улучшением отношений, а вместо этого становятся «мучениками, выполняющими свой долг».
  3. Взрослым навязали в детстве стереотипы . «Быть юристом – круто, а лузеры становятся учителями. Мой ребёнок не будет неудачником. В лепёшку расшибусь, но соседи лопнут от зависти».
  4. Груз неуверенности в себе взрослые перекладывают на детей . Родители думают: «У меня не получилось, зато сын не будет наступать на эти грабли».

Да пусть наступает! Ведь так он получит жизненный опыт, научится отвечать за свой выбор. Нет. Родители всё решили за детей . Они знают, какую шапку одеть, в какой вуз поступить, какую выбрать профессию. И удивляются потом, что дети отвечают чёрной неблагодарностью.

Фильм «Трасса 60»

Мне нравится фильм «Трасса 60». В одном из эпизодов богатый папочка дарит сыну шикарный автомобиль своей любимой марки, своего любимого красного цвета и ждёт от наследника благодарности. Машина ведь жутко дорогая, но для любимого дитяти ничего не жалко. Папаша рассуждает так: «Я себе в молодости не мог такое позволить». А сына спросили, хочет ли он такой подарок?

Не нужно приносить великую жертву на алтарь родительской любви. Она не нужна ни ребёнку, ни взрослым. И дети ничего не должны своим родителям.

Немного личного

Я своему ребёнку не дарила шикарной машины . Вы догадались, почему? Точно, денег таких не было. Ну, и воспитательные цели, само собой…(Шутка). Жили мы скромно. Сына родила на первом курсе института. Не «по залёту», просто захотела ребёнка. И это был мой выбор, хотя все вокруг крутили пальцем у виска.

Бросать институт не стала, потому что считала образование нужным. Вот и бегала на пары, оставляя малого в общаге. Благо, вуз был рядом. Уложила спать – и пошла учиться. Прихожу – сын плачет, потому что проснулся, а мамы нет рядом. В Америке за такое меня бы в тюрьму посадили, но мы же не в Америке живём…

Нет, сейчас, оглядываясь с высоты жизненного опыта, я бы такое не повторила. Но факт остаётся фактом: и образование, и профессию я получила. И никогда не буду «грызть» сына, что ради него я жизнь себе поломала.

Сейчас дети живут отдельно, у них своя семья. Я стараюсь не сильно вмешиваться. Сын регулярно звонит, когда выпадает свободная минутка. Принесёт ли он мне в старости стакан воды? Жизнь покажет…

Большинство родителей делают все возможное, чтобы их дети были здоровыми и счастливыми. Но даже такие люди могут делать ошибки в воспитании, которые в будущем могут привести к значительным проблемам.

К сожалению, некоторые родители выходят за рамки случайных ошибок и тем самым «отравляют» жизнь своим детям. Независимо от того, целенаправленно они это делают или же просто верят в свою безупречность, есть несколько стратегий их поведения, которые могут нанести эмоциональный и психический вред ребенку. Более того, такое влияние продолжается, даже когда дети становятся взрослыми.

1. Они не смогли обеспечить вам ощущение безопасности

Некоторые люди считают, что если показывать «жесткую» любовь, то это будет гарантией, что дети смогут позаботиться о себе в будущем. Если вас держали в жестких рамках на протяжении длительного времени, вы даже будете считать, что это оказало положительное влияние на вашу жизнь. Тем не менее, если вы практически разваливаетесь сейчас из-за какой-либо неудачи или отказа, это, скорее всего, связано с влиянием ваших родителей. Они не дали вам чувства безопасности и уверенности в своих силах, пока вы были ребенком. «Жесткая» любовь иногда действительно работает, но это не может быть единственным подходом, который должны применять родители, если они хотят, чтобы их ребенок вписался во взрослую жизнь.

2. Они были чрезмерно критичны

Все родители прибегают к критике время от времени. Без этого мы никогда не смогли бы узнать, как правильно делать многочисленные вещи, с которыми сталкиваемся каждый день. Но некоторые родители впадают в крайности и критикуют своего ребенка за каждую ошибку, которую он делает. Возможно, родители предполагают, что таким своим поведением уберегут детей от более серьезных ошибок. К сожалению, такое поведение развивает в ребенке внутреннего жесткого критика, и ему будет очень трудно приспособиться к реалиям взрослой жизни.

3. Они требовали вашего внимания

4. Они были склонны к язвительным шуткам

Все родители иногда подшучивают над своим детьми, но когда это становится постоянным явлением, то может стать действительно серьезной проблемой. Вы не должны принимать такой тип поведения только потому, что ваши родители всегда подшучивали над такими вещами, как ваш рост или вес. В конечном счете это приведет к тому, что вы будете чувствовать себя неуверенно. Если родитель имеет какое-то замечание к своему ребенку, оно должно быть высказано спокойно и не критично, а не в форме шутки.

5. Они вынуждали вас оправдывать их плохое отношение

Вы росли, полагая, что ваши родители физически и эмоционально оскорбляют вас, потому что вы это заслужили? Если это так, то вы до сих пор будете оправдывать ужасное поведение других тем, что сами что-то сделали не так. Некоторые родители критикуют любую ситуацию, чтобы удовлетворить свои потребности, и это оставляет детям только два варианта: признать, что взрослые неправы, или же переложить на себя всю вину. В большинстве случаев дети, даже уже взрослые, выбирают второй вариант.

6. Они не позволяли вам выражать негативные эмоции

Родители, которые отказываются развивать эмоциональные потребности своего ребенка и подавляют его отрицательное отношение к чему-либо, тем самым создают для него будущее, в котором он будет не в состоянии выразить то, что ему нужно. Нет ничего плохого в том, чтобы помочь детям увидеть положительные моменты в любой ситуации. Но если полностью оградить его от негативных чувств, это может привести к депрессии, а также к тому, что, став взрослым, он не сможет правильно реагировать на отрицательные стороны жизни.

7. Они пугают даже уже взрослых детей

Уважение и страх не должны идти рука об руку. На самом деле дети, которые чувствуют себя любимыми, имеют гораздо больше шансов стать счастливыми. Хотя ребенка любом случае нужно дисциплинировать, но для этого можно использовать действия и слова, которые не станут причиной разрушения человеческой психики. Дети не должны бояться своих родителей, чтобы уважать их, и, став взрослыми, не должны испытывать тревогу или страх каждый раз, когда получают сообщение от родных.

8. Они всегда ставили свои чувства на первое место

Родители могут верить, что их мысли и чувства должны стоять на первом месте, но такое отношение устаревшее, и оно не может сформировать положительные отношения между поколениями. Даже если родители принимают окончательное решение во всем, от вашего обеда до места, где вы проведете каникулы, им необходимо учитывать чувства каждого члена семьи, в том числе и детей. Они не должны заставлять детей подавлять свои чувства, чтобы успокоить себя.

9. Они копируют ваши цели

Возможно, ваши родители настолько заинтересованы в том, что вы делаете, что начинают копировать и дублировать ваше поведение. С одной стороны, они проявляют искренний интерес к вашей жизни, но с другой - намного усложняют вам достижение поставленных целей. Такое поведение может вредить вам на протяжении всей жизни.

10. Они используют чувство вины и деньги, чтобы управлять вами

Каждый ребенок время от времени испытывает чувство вины по отношению к своим родителям, но некоторые взрослые прибегают к такой тактике на постоянной основе. Даже если вы взрослый, ваши родители могут контролировать вас, делая дорогие подарки и ожидая чего-либо взамен. Если вы не в состоянии сделать то, что они хотят, то родители будут стараться заставить вас чувствовать себя виноватым «за все, что они для вас сделали». Хорошие родители знают, что дети ничего им не должны в обмен на деньги или подарки, особенно если они сами об этом не просили.

11. Они часто с вами не разговаривали

Очень трудно поговорить с кем-то, если вы сердитесь, однако закрываться от ребенка и молчать может быть очень вредно. К тому же это указывает на родительскую незрелость. В таком случае ребенок будет чувствовать давление, даже если он не сделал ничего плохого. Если один из родителей слишком сердит, чтобы спокойно поговорить, он должен прийти в себя в течение нескольких минут, а не грубо игнорировать своего ребенка.

12. Они игнорировали границы допустимого

Родители могут оправдывать то, что они следят за своими детьми, и в некоторых случаях это даже необходимо, чтобы обеспечить их безопасность. Тем не менее каждый должен иметь собственное пространство, особенно подростки. Некоторые родители игнорируют эти границы на каждом шагу, и это вызывает многочисленные проблемы. В более позднем возрасте их дети сами не смогут правильно понимать и устанавливать личное пространство в отношениях с другими людьми.

13. Они заставляют вас чувствовать себя ответственным за их счастье

Если ваши родители потратили много времени на то, чтобы рассказать, как много они для вас сделали и какие им это принесло неудобства, значит, у них есть нереалистичные ожидания. Ни один ребенок не должен нести ответственность за счастье своих родителей. Кроме того, родители никогда не должны требовать, чтобы дети отказались от того, что делает их счастливыми, чтобы выровнять счет. Выросшим в такой ситуации взрослым детям будет трудно понять, что они сами ответственны за свою жизнь.