Закалённые дети. Как закалять ребенка: правила и рекомендации, мифы и заблуждения

Современные люди слишком изнежены по сравнению с собственными предками. Передвигаются на личном автомобиле, работают в офисе, спортом занимаются - в зале, купаются в бассейне. Жизнь стала комфортнее, а болеют и взрослые, и дети чаще. Все потому что, что организм надо подвергать «пыткам» неудобствами и внешними раздражителями. Только так защитные силы будут работать, сталкиваться с вирусами и побеждать их.

Детский иммунитет должен стоять первым пунктом его развития. Так с чего начать детское закаливание?

Как начать закалять ребенка?

Закаливание не требует предварительной подготовки и начинать его можно в любом возрасте. Первый этап - индивидуальный подход. Изучив все методы, родители должны выбрать только те, которые подходят именно их семье, их малышу. Второй - систематичность. Не стоит форсировать процесс, активно увеличивать длительность процедур, чтобы не спровоцировать заболевание. Только постепенный и систематичный график приведут к желаемому эффекту. Наконец, комплексность. Весь образ жизни родителей и ребенка должен быть направлен на поддержание крепкого здоровья.

Одно лишь закаливание при неправильном питании или недостаточном сне не сможет поднять иммунитет на должный уровень.

Основные принципы и методы закаливания детей.

Принцип закаливания такой же, как и у прививки: организму надо дать испытать небольшой стресс, чтобы потом стать крепче. Тогда в ситуации большого стресса, например, переохлаждения, он будет готов к борьбе.

Воздушные ванны

Суть метода в равномерном понижении температуры в комнате ребенка. Новорожденного достаточно на несколько минут оставить голеньким при +23°. Месячному малышу можно снизить до 21°, соединив ванны с зарядкой. Время воздушных ванн рассчитывается по принципу увеличения на 2 минуты каждые 5 дней. К полугоду оно может достигать 20 минут, годовалому ребенку уже устанавливается 18° при длительности ванн - 30-40 минут.

Как бы ни был полезен кондиционер в очень жаркий или очень холодный сезон, он не заменяет свежий воздух. С рождением ребенка родители должны проветривать квартиру не менее 5 раз в день по 10-15 минут, летом форточки в принципе лучше держать открытыми, ведь малышам нужно в 2 раза больше кислорода, чем взрослым людям.

Прогулки

Свежий воздух полезен каждому человеку, а детям особенно. Летом младенцев можно сразу выносить на прогулку, ограничиваясь 20-30 минутами в день и постепенно увеличивая длительность. Зимой во избежание переохлаждения следует начинать с 5-7 минут, прибавляя по 5-10 минут ежедневно.

С грудничками от 1 до 3 месяцев не стоит выходить на улицу, если температура ниже -10°. От 3 до 6 месяцев усилить закаливание при температуре в -12-15° соответственно. С 1,5 лет оптимальная температура -16°, при которой можно находиться на воздухе до 2 часов.

Одевают ребенка на прогулку по принципу - на 1 слой теплее, чем себя. Делая из малыша «капусту», родители гораздо больше рискуют подцепить на вспотевший организм разные вирусы.

Солнечные ванны

Солнечные лучи очень стимулируют иммунную систему ребенка, если принимать ванны правильно. Не следует гулять под открытым солнцем, полезный ультрафиолет можно получить и под кроной деревьев. В среднем за лето необходимо получить около 30 солнечных ванн, в остальные сезоны их количество может быть выше

Водные процедуры

Вода лучше и быстрее всех остальных процедур оказывает благоприятное действие на организм ребенка. Малыша с рождения приучают к теплой ванночке 34-36°, с целью закаливания по завершении мытья нужно облить купальщика водой на пару градусов прохладнее.

Так же можно практиковать контрастное обливание ног. Для этого потребуются 2 тазика: один с теплой водой 37° и второй - на пару градусов ниже. Около минуты подержать ножки в теплой воде, потом на 10-15 секунд опустить в прохладную. Повторить несколько раз.

С 2-летнего возраста можно вводить после приема ванны контрастный душ на 10-15 секунд. По мере взросления постепенно увеличивать длительность прохладного обливания, тщательно, до красноты, растирая ребенка полотенцем после проведения процедуры.

Нетрадиционные методы закаливания детей дошкольного возраста

Ходьба босиком

Едва малыш научиться ходить, можно применять этот метод. Сначала пусть ходит дома в носочках, затем босиком, затем летом - по камешкам и траве. Данный метод не только способствует закаливанию, но и уберегает от плоскостопия.

Полоскание горла

Это лучшая профилактика заболеваний носоглотки. Совсем крохам, не умеющим полоскать горло, родители могут спринцовкой орошать горло, наклонив голову малыша вниз. Начинать процедуру надо с 36-37°, каждые 2-3 дня понижая на пару градусов, пока она не достигнет комнатной температуры.

Закаливание - это повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Закаленные дети не боятся переохлаждения, перепадов температуры воздуха, влияния ветра. У них резко снижается заболеваемость.

> Сравнительная действенность воды и воздуха

Закаливание можно проводить различными способами, в том числе воздушными или водными процедурами. Вода обладает более сильным действием на организм, чем воздух. Так, действие воды с температурой около 26 градусов приравнивается к воздействию воздуха с температурой около 5 градусов

> Как возникает простуда?

> Что дает ?

Если же ребенок приучен к холоду, то реакция сосудов меняется, вплоть до обратной: под влиянием холода сосуды закаленного человека вначале суживаются, а потом резко расширяются. В какой момент закаливания происходит такое изменение реакции сосудов - через месяц, полгода или неделю? У каждого ребенка это индивидуально.

Для достижения наибольшего эффекта закаливания необходима постоянность воздействия и постепенное (не резкое!) повышение его интенсивности. Если остановиться на одной и той же интенсивности нагрузки, например, поливать ребенка постоянно водой одной и той же температуры, не снижая ее, или проводить процедуры редко (несколько раз в месяц), то эффекта от такого закаливания не будет.

Самая трудная задача - установить первую нагрузку для малыша. Она не должна быть слабой, ибо тогда она не эффективна; она не должна быть чрезмерно сильной (стрессовой), так как известно, что стресс подавляет иммунитет , а перед нами стоит обратная задача - его усилить.

> Что такое иммунитет?

Что такое иммунитет и какова его роль в организме? Иммунная система человека "распознает" все вредные и чужеродные вещества, проникающие в организм, и создает защиту против вирусов и бактерий, предупреждает развитие раковых клеток. Эта система начинает формироваться в основном на этапе внутриутробного развития и заканчивает свое формирование примерно на первом году жизни малыша. Если ребенок находится на естественном вскармливании, то через молоко матери он получает защитные вещества, и таким образом усиливается еще не совсем совершенный собственный иммунитет. Хуже, если малыш лишен материнского молока: он чаще и тяжелее болеет. Такие дети особенно нуждаются в закаливании.

> Врожденные и приобретенные нарушения иммунитета

Существуют врожденные и приобретенные нарушения иммунитета. При первых может родиться ребенок с врожденным нарушением всей иммунной системы или ее частичным поражением. Такие дети уже с рождения беспрерывно болеют. В первые месяцы жизни их необходимо обследовать в специализированных клиниках. При вторых ребенок рождается здоровым, однако в дальнейшем болезни, психические травмы, любой стресс могут быть причиной поражения иммунной системы.

> Позднее прикладывание к груди ослабляет иммунитет!

Считают, что у новорожденного возникает стресс при отрыве его от матери сразу после родов, при позднем прикладывании его к груди . В результате этого ребенок вырастает с низким уровнем иммунитета, подавленный, не способный к активной полноценной жизни и во взрослом состоянии более подверженный болезням цивилизации: раку, инфаркту, гипертонии и т.д.

> Иммунитет и стресс

Какие изменения возникают в организме при стрессе? Один из крупнейших мировых физиологов Ганс Селье показал, что чем бы ни был вызван стресс, какая бы ни была его причина, реакция организма на него всегда однотипна. Она выражается в том, что вначале все силы организма мобилизуются, чтобы выжить, в том числе и иммунитет , а по прошествии времени наступает вторая фаза - фаза истощения (ее даже называют фазой повреждения). В этой фазе все защитные силы организма истощаются, и на этом фоне появляется множество различных заболеваний.

> Осторожней с моржеванием и "проныриванием"!

Подобные реакции у детей я наблюдала иногда при моржевании и особенно часто при так называемом "проныривании". Эти реакции выражались в том, что дети были или очень беспокойны (кричали днем и ночью) или, наоборот, были пассивны (плохо или слабо контактировали с окружающими). Особенно же поражало состояние их пищеварительной системы. По-видимому, стресс в первую очередь снижал выработку ферментов, из-за чего наблюдались следующие симптомы: вздутие живота, дисфункция кишечника (запор или понос), как следствие - плохая прибавка в весе. Таким образом, имело место одновременное поражение нервной и пищеварительной систем. Не могу утверждать, что такие нарушения встречаются у всех детей, подвергшихся моржеванию и "проныриванию", но среди моих пациентов подобные факты не могли не остановить моего внимания.

Иммунологическая лаборатория Московского института педиатрии и детской хирургии под руководством доктора Д.В.Стефани начинала сотрудничество с группой, занимавшейся по системе клуба "Здоровая семья" и практиковавшей моржевание детей. Сотрудники лаборатории обследовали нескольких детей и обнаружили, что у некоторых из них показатели иммунитета ухудшались. По-видимому, моржевание являлось для этих детей мощным стрессовым фактором. К сожалению, не представилось возможности выяснить, какие именно особенности детей предопределили ухудшение. После получения первых же результатов группа прекратила сотрудничество с лабораторией.

> Учение о стрессе И.А.Аршавского

Кроме стрессовых реакций, изучены реакции организма на более слабые раздражители. Оказывается, что если раздражитель не сильный, не стрессовый, то при постоянном воздейсткии и постепенном увеличении его силы иммунитет возрастает и совершенствуются все системы, обусловливающие хорошую устойчивость организма к вредным факторам. Такую реакцию ученый физиолог И.А.Аршавский определяет как "физиологический стресс" в отличие от повреждающего "патологического стресса". Исходя из исследований лаборатории И.А.Аршавского, организм в момент рождения хорошо справляется с перепадом температур. На протяжении внутриутробного периода ребенок развивается при температуре человеческого тела (около 37 градусов), а в момент рождения он попадает в среду, где температура вряд ли превышает 20- 22 градуса. Несомненно, что тренировать в нем эту способность стоит и дальше. А мы нередко начинаем кутать ребенка.

> Тугое пеленание вредно!

Полезно знать, что новорожденный способен сохранять температуру тела за счет повышения мышечного тонуса . Посмотрите, как он сгибает ножки, притягивает ручки к туловищу. Повышение тонуса мышц у новорожденного - это полезная компенсаторная реакция. Вот почему вредно тугое пеленание и все упражнения, снижающие тонус сгибателей у новорожденного. С учетом этих возможностей новорожденного и строится система закаливания, которую мне хочется вам предложить.

> Закаливание детей можно начинать с рождения

Закаливание можно начинать уже в первые дни после рождения ребенка. Надо только сначала показать ребенка врачу. Если малыш здоров и врач не находит у него никаких признаков поражения нервной системы, если он хорошо сосет и постоянно прибавляет в весе, то спокойно начинайте закаливание.

Итак, родился ребенок. Если роды прошли нормально и ребенок здоров, если за первые 4-5 дней потерял в весе не больше 200 г, и если в последующие дни идет прибавка в весе, то уже на 6-7-й день, после осмотра врачом, можно предложить разные варианты закаливания.

> Три варианта закаливания детей

Первый вариант закаливания. Мы купаем ребенка при обычной температуре человеческого тела - 36,6 градуса. Ему приятно и хорошо, он расслабляется, хорошо себя чувствует. В это время мы готовим ему первое обливание в кувшине или другом сосуде на десять градусов холоднее, т.е. примерно 26-градусной водой. Ребенка вынимаем из ванночки, держим его на ладони спинкой кверху и сначала обливаем ему пятки, а потом льем прохладную воду по позвоночнику до головки. Затем, не вытирая, промокаем и закутываем в простую и байковую пеленки. Через 10-15 минут начинаем его одевать. Каждые три дня снижаем температуру обливания на один градус и доходим до температуры воды в кране. Такую процедуру дети обычно переносят хорошо. Вначале от неожиданности они могут закричать, но после согревания в пеленках быстро успокаиваются, хорошо сосут и спокойно засыпают.

Второй вариант закаливания детей. Во время туалета малыша (несколько раз в день) обмываем теплой водой ягодицы и ноги. При этом стараемся, чтобы ноги стали теплыми. Потом быстро обмывам их холодной водой из-под крана. Затем так же, не вытирая, заворачиваем ребенка в теплые пеленки.

> Холодной водой надо обливать только теплого ребенка!

Закаливание только тогда эффективно, когда холодной водой обливают теплого ребенка. Я вспоминаю, как наблюдала закаливание детей "по инструкции" в детских яслях, где работала в первые годы своей врачебной практики. Детей приводили с прогулки и сразу же поливали им ножки, затем, в соответствии с инструкцией, температуру воды через определенное количество дней постепенно снижали. Однако дети непрерывно болели. В чем же было дело? Никто не обращал внимания на то, что после прогулки, особенно зимой, ноги почти у всех детей были холодные, так что их обливали практически теплой водой.

> Как начать закаливание ребенка старше года?

Как быть, если ребенку уже больше года, а вы до сих пор не закаливали его? Начинать закаливание можно в любом возрасте. Для этого пригоден, например, контрастный душ. Сначала вы ставите малыша или, лучше, становитесь с ним сами под теплую воду, хорошенько разогреваетесь. Если ребенок требует горячей воды - пусть будет горячая. Вначале разогрейте ребенку ступни, ладони и спину. В первую очередь - воротниковую зону спины. Потом вы говорите малышу: "Ну, давай с тобой станем под дождик". Обливаете ступни, ладони и очень быстро - воротниковую зону холодной водой и - снова под горячий душ. Потом опять кратковременное холодное обливание. И так не менее трех раз. Всегда начинайте процедуру с согревания, а заканчивайте холодным обливанием. Если у вас есть время, делайте до семи контрастных смен температуры. После процедуры перед одеванием не вытирайте ребенка, а закутайте на несколько минут.

> Ребенок не должен бояться!

Эта процедура возбуждает, поэтому ее лучше делать утром или после школы, часов в 6-7 вечера, но не непосредственно перед сном. Старайтесь, чтобы ребенку было приятно. Не пугайте его, не настаивайте, если ребенок боится, чтобы не превратить все это в стрессовую ситуацию. В таком случае контрастные обливания лучше проводить в форме игры.

Предлагаемая процедура может быть использована и в детском саду. Ставятся три-четыре таза с горячей водой и столько же с холодной. И дети перебегают от одних тазиков к другим. Принцип контраста температур надо выдерживать и здесь: сначала горячая, потом холодная вода.

Третий вариант закаливания детей. Ребенок вечером купается в ванне. Дайте ему посидеть в ванне столько времени, сколько он хочет, можно с игрушками. Пусть он согреется в теплой воде. Дети обычно любят расслабиться и полежать в ванне. Или пусть он греется под душем сколько хочет. А потом скажите ему: "Давай мы с тобой устроим холодный дождик или побегаем по лужам". И тут возможны такие игровые ситуации: или вы открываете холодную воду, и он подставляет пяточки и ладошки (достаточно на первый раз, а в последующие дни пробуйте облить холодной водой и спинку), или, если ребенок боится воздействия холодным душем, то можно вначале поставить тазик с холодной водой и сказать: "А ну, давай с тобой по лужам побегаем!" И вот из теплой ванны - в холодный таз (или "под дождик"), а потом - опять в ванну. Добавьте еще теплой воды, если вода в ванне остыла. И - снова в холодную. И так не менее трех раз. После последнего холодового воздействия так же укутайте ребенка в простыню и в одеяло, подержите его, не вытирая, а промокая воду, потом оденьте его в ночную одежду и положите в кровать. Для лучшего эффекта закаливания процедуру надо постепенно изменять за счет увеличения времени холодовых воздействий. Впоследствии сам ребенок начинает требовать больше холодных обливаний, а нередко вообще отказывается от горячей воды.

> Контрастные процедуры не следует прерывать и во время болезни!

Итак, лучше начинать с контрастных процедур. Их не стоит прерывать даже во время болезни малыша, так как они способствуют скорейшему выздоровлению. Я знаю одну замечательную маму. Она начала закаливать малыша с рождения. Он очень редко болел. Однажды она позвонила мне и спросила, что надо делать с ребенком: у него появилась небольшая температура, насморк. Она хотела сделать контрастные обливания, а он отказывается от них и требует только холодные. Значит, нагрузка для него была уже недостаточной. Дети начинают это чувствовать и сами проявляют инициативу. В этом случае мы с мамой решили сделать так, как просит ребенок. Мальчик достаточно быстро выздоровел и в последующем при заболеваниях сам обливался холодной водой.

Полагаю, что для успешного закаливания не стоит останавливаться на одних контрастах. Для некоторых детей можно предложить следующий вариант: перед пробуждением ребенка в ванну заранее наливается холодная вода. Как только ребенок просыпается, он из постели, теплый, окунается в ванну, затем закутывается в простыню, сразу одевается и приступает к остальным гигиеническим процедурам.

При контрастных процедурах существенно улучшается кровоток в носоглоточной области. Поэтому при разрастании аденоидов и хронических тонзиллитах показаны контрастные процедуры в сочетании с питанием, которое рекомендовано в предыдущих беседах.

> Бегание по снегу

Если ребенок привык к обливанию ступней холодной водой, то в зимний период можно усилить закаливающий эффект беганием босиком по снегу. Бегать надо только в тех местах, где снег чистый, при этом под снегом должна быть земля, но не бетон и не асфальтированная дорожка. Естественно, не следует стоять на снегу на балконе. Как лучше проводить эту процедуру? Ребенка надо одеть так, чтобы обувь легко снималась и надевалась. Лучше надеть, например, спортивный костюм, шерстяные носки и валенки.

Итак, вы выходите на улицу. Сначала немного побегайте - ребенок разогреется. Если ваш малыш разрумянится, можно быть уверенным, что ноги у него не холодные. Тогда можно снять валенки и встать на снег, вначале буквально на секунды. Потом быстро вытирайте ноги от снега какой-нибудь тряпочкой и обувайтесь начиная с той ноги, которую первой поставили на снег. И снова побегайте в валенках. Продолжительность стояния на снегу, вначале очень короткая, потом может увеличиваться.

> Почему холодовое воздействие на стопы закаливает?

Почему же ребенок перестает болеть после таких процедур? Происходит следующее: сосуды стоп под влиянием холода суживаются и обязательно одномоментно суживаются сосуды носоглоточной области. Если человек не закален - возникает острое респираторное заболевание (вирус внедряется в клетки носоглоточной области). А у закаленного человека - наоборот, в ответ на холод происходит вначале сужение, а потом резкое расширение мелких сосудов стоп и, рефлекторно, - сосудов верхних дыхательных путей. Уверена, что эта процедура доставит вам огромное наслаждение. Особенно, если вы будете выполнять ее всей семьей. Необязательно делать ее каждый день. Можно два раза в неделю, но с удовольствием, с радостью. Не удивляйтесь, что через некоторое время, глядя на падающий снег, вы ощутите огромное желание выйти на улицу и постоять на снегу. Особенно если у вас неприятности или плохое самочувствие.

> О солнечных ваннах

В начале беседы я умышленно не упомянула еще один фактор закаливания - солнечные ванны. Раньше солнечные и воздушные ванны широко использовали для закаливания детей. Теперь, после Чернобыля и возможного увеличения радиации во многих местностях, к солнечным ваннам нужно относиться более осторожно. Но все же летом надо как можно больше раздевать детей, оставляя покрытой только головку.

> Водные процедуры на природе

Очень хорошо дать возможность бегать босиком, особенно утром. Замечательным эффектом закаливания обладает хождение босиком по росе. Как можно больше разрешайте ребенку бегать по воде на речке, на озере, на пруду. Не надо специально загорать; лучше раздеть малыша, и пусть он бегает, попадая то в тень, то на солнце. На речке не заставляйте его сразу купаться. Дети очень любят играть на песке около воды, они сами заходят в воду, стоят в ней. Дайте им самим проявить желание искупаться. Тогда они не боятся воды и с удовольствием купаются.

Можно обливать детей прямо на улице. Хорошо рано утром поставить ванну с холодной водой (лучше из колодца) на солнце, затем днем, перед обедом, дать малышу поплескаться в ней, а потом облить его холодной водой, завернуть в пеленки и унести в дом. Для детей раннего возраста , страдающих рахитом , хорошо сделать песочницу и расположить ее так, чтобы рано утром она была на солнце, а попозже, когда ребенок выйдет на улицу, оказалась в тени. Ребенку очень полезно сидеть и играть на теплом песке в тени. Спать летом в саду хорошо всем маленьким детям, но только не на ярком солнце, а в кружевной тени деревьев.

> О пользе бани

В заключение нашей беседы я хотела бы предложить вашей семье сделать регулярными посещения бани. Баня - замечательная закаливающая и лечебная процедура. Очень хороша баня при тяжелых диатезах, аллергических заболеваниях дыхательной системы. Противопоказания для бани - гипертония высокой степени или гипотония, тяжелое поражение почек, нервной системы, особенно повышенное внутричерепное давление, болезни сердца.

> Когда можно в первый раз в баню?

Первый раз можно повести малыша в баню в 7-8 месяцев. Есть два варианта бани : сухая (финская) и парная (русская). Определите, что вы переносите лучше, и придерживайтесь своего выбора. Дети, как правило, лучше переносят парную.

> Как действовать в парилке и после нее?

Если вы решили зайти в парилку русской бани, приготовьте заранее два-три тазика холодной воды. Наденьте на голову себе и малышу толстые шерстяные шапочки и занесите его в парилку. Ребенок должен быть сухим. Лучше внести его тогда, когда там немного людей, потому что шум и крик вообще плохо действуют на детей. С первого же раза не стоит забираться на полки. И вообще, не надо вести его наверх насильно. Может быть, после нескольких раз он сам поднимется повыше. Если же у вас грудной малыш, то не торопитесь: при его крике или испуге тут же покиньте парилку. Выйдя оттуда, надо сразу же облить и ребенка, и себя холодной водой из приготовленных тазиков. Потом заверните его в простынку и отдохните. Дайте ему питье: отвар шиповника, компот, воду с ягодами и т.п. Процедуру повторите три раза. Только после этого можно вымыть ребенка.

Посещение бани должно быть радостью для малыша. Во время отдыха побольше общайтесь с ним. Не заставляйте его насильно идти в парилку, не пугайте его - только тогда вы добьетесь эффекта от данной процедуры.

> Используйте для закаливания ребенка все возможности!

Хорошо закалить городского ребенка можно и летом, и зимой. Используйте для этого все возможности, в том числе - зимние и летние походы в лес, на речку, на рыбалку. Чем больше будет малыш общаться с природой, тем спокойнее и здоровее он будет себя ощущать.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 12 минут

А А

Здоровье малыша зависит от многих факторов: наследственность, бытовые условия, питание и проч. Но большей частью оно, конечно же, зависит от того образа жизни, за который отвечает мама. Закаливание всегда шло «рука об руку» с понятием здорового образа жизни, и актуальности данный вопрос не теряет и по сей день, несмотря на то, что многих детишек растят практически в «тепличных» условиях.

Итак, как закаливать свое чадо, и нужно ли это делать?

Что такое закаливание, и чем оно полезно для ребенка?

Под термином «закаливание» принято понимать систему конкретной тренировки в организме процессов терморегуляторного характера, состоящую из процедур, повышающих иммунитет и общую выносливость организма.

Безусловно, у закаливания есть и противники (куда без них), и сторонники. Но в целом, при соблюдении правил, закаливание приносит исключительно пользу , и доводы противников, как правило, основаны на результатах неграмотно проведенных процедур.

Видео: Как правильно закаливать ребенка?


Закаливание: в чем польза?

  • Усиление иммунитета. У закаленного организма более низкая чувствительность к любым температурным перепадам, а значит — более высокое сопротивление сезонным заболеваниям.
  • Профилактика варикозного расширения вен.
  • Полезное воздействие на кожу (клетки кожи начинают работать еще активнее).
  • Нормализация работы нервной системы. То есть, успокаивающие свойства, устранение стресса, переутомления и общее повышение сопротивления организма психологическим проблемам.
  • Стимуляция эндокринной системы которая, в свою очередь, положительно влияет на остальные процессы в организме.
  • Общее улучшение самочувствия, прилив сил. Закаливание способствует усилению циркуляции крови и последующему активному насыщению клеток кислородом.

Кроме того, стоит отметить, что закаливание является весьма эффективной альтернативой медицинским препаратам, призванным .

Результат процедур более быстрый и длительный, в сравнении с иммуностимуляторами, а кроме того — безопасный.

Видео: Плюсы закаливания ребенка и основные правила

В каком возрасте начинать закаливать детей дома – не вредно ли раннее закаливание?

Когда начинать?

Этот вопрос волнует каждую маму, для которой здоровый образ жизни ее чада стоит на первом месте.

Точно, не сразу после роддома!

Понятно, что закаливать малыша лучше начинать с раннего возраста, но организм крохи еще слишком слаб, чтобы обрушивать на него новые испытания.

Некоторые специалисты утверждают, что с закаливанием кроху можно знакомить уже на 10-й день после рождения, но большинство педиатров все-таки сходится во мнении, что лучше месяц-другой подождать. Тем более, .

Естественно, начинать процедуры следует только после консультации у педиатра , осмотра малыша и с учетом его состояния здоровья.

Важно помнить, что организм новорожденного еще слабый, и при наличии каких-либо скрытых заболеваний такие процедуры могут резко ухудшить здоровье малыша.

Кроме того, переохлаждение крохи, терморегуляция которого еще не налажена (прим. – охлаждение происходит гораздо быстрее и сильнее, чем у взрослых!), может стать причиной развития различных заболеваний.

Поэтому лучше дать крохе время, чтобы он окреп и «нарастил» свой собственный иммунитет.

Всё, что необходимо знать и сделать перед началом закаливания ребенка – памятка родителям

Чтобы закаливание принесло чаду исключительно пользу, мама должна помнить следующие правила проведения данных процедур (независимо от их формы и вида):

  • Прежде всего – консультация педиатра! Он решит – нет ли у крохи противопоказаний к процедурам, не усугубят ли они его состояние здоровья при наличии каких-либо проблем, расскажет – чего делать категорически нельзя, и поможет выбрать лучший способ закаливания.
  • Если доктор не против, и со здоровьем проблем нет, и настроение у малыша располагает к процедурам, выбираем метод закаливания .
  • Время проведения процедуры. Важно понимать, что эффект закаливания напрямую зависит от того, на постоянной ли основе вы проводите процедуры. 1-2 закаливания в 2 недели и в разное время лишь подорвут здоровье малыша. Процедура должна проходить в одно и то же время и в регулярном режиме – то есть, постоянно. Только тогда от нее будет толк.
  • Интенсивность нагрузки. Прежде всего, она должна возрастать постепенно. Понятно, что нельзя облить младенца ледяной водой и мечтать о том, что теперь он будет здоров, как богатырь. Интенсивность нагрузки должна быть не слишком сильной, но и не слишком слабой (проветривание пяточек при комнатной температуре в течение 2-х минут, естественно, ничего не даст), и увеличивать ее следует постепенно – от процедуры к процедуре.
  • Настроение и состояние малыша. Не рекомендовано проведение подобных процедур, если малыш в плохом настроении. Закаливание должно приносить только положительные эмоции, иначе оно не идет впрок. Именно поэтому рекомендуется проводить процедуры в игровой форме с абсолютным вовлечением в них всех членов семьи. И категорически запрещены процедуры, если малыш болен.
  • Не начинайте процесс закаливания чада с обливания холодной водой. Это стресс даже для взрослого организма, а уж для малыша – тем более. Начинайте с воздушных ванн, частого проветривания, сна в комнате при открытом окне и проч.
  • Закаливание должно проходить в сочетании с другими мероприятиями: правильное питание, физическая нагрузка и прогулки, .
  • Многие мамы думают, что в закаливании важна холодная вода и эффект «чтобы дух захватывало». На самом деле, контрастность воздействия, которая имеет значение при закаливании, достигается не только с помощью ведра ледяной воды: важна тренировка свойства сосудов менять свои просветы соответственно внешней температуре.
  • Наиболее чувствительны к изменению температур ступни (лицо и ладошки, которые постоянно открыты, не слишком нуждаются в закаливании), по причине большого числа рецепторов на них.

Чего делать нельзя:

  1. Сразу начинать с экстремальных процедур.
  2. Проводить процедуры в помещении, где гуляет сквозняк.
  3. Увлекаться процедурой. Максимальный период для нее – 10-20 минут.
  4. Закаливать малыша, когда он болен. Возвращаться к процедурам можно не ранее, чем через 10-14 дней после ОРЗ и через 4-5 недель после пневмонии.
  5. Заставлять чадо закаляться, проводить процедуры силой.
  6. Допускать переохлаждения.

Противопоказания:

  • Любое инфекционное, вирусное или иное заболевание в стадии обострения.
  • Болезни сердечнососудистой системы. При охлаждении сосуды сжимаются, и последствия для «проблемного» сердца могут быть весьма тяжелыми.
  • Заболевания нервной системы. В данном случае низкая температура – раздражитель.
  • Кожные заболевания.
  • Болезни дыхательной системы.

Методы закаливания детей в домашних условиях – закаливающие процедуры, видео

При выборе метода закаливания важно понимать, что огромное значение имеет возраст ребенка.

Если подростка можно весело облить прохладной водой летом на даче и не переживать о последствиях, то для грудничка такая «процедура» может закончиться воспалением легких.

Поэтому для новорожденных методы закаливания выбираем самые щадящие, и увеличиваем интенсивность закаливания ПОСТЕПЕННО!

Как закалять грудничка – основные способы:

  • Частое проветривание комнаты. В летнее время форточку можно не закрывать вообще, а в холодный сезон – открывать 4-5 раз в день на 10-15 минут. Важное правило – избегать сквозняков. Можно использовать и современную технику, которая не только отрегулирует температуру, но и увлажнит/очистит воздух.
  • Сон при открытом окне или на балконе в коляске. Естественно, оставлять кроху одного на балконе запрещено. Начинать можно с 15-ти минут и после увеличивать время сна на открытом воздухе до 40-60 минут. Конечно же, в мороз делать это не нужно (минус 5 для младенца – это повод остаться дома). А вот в летнее время спать (гулять) на улице можно сколько угодно (если малыш сыт, сух и спрятан от комаров и солнца).
  • Воздушные ванны. Эту процедуру начинать можно прямо в роддоме. Кроху после смены подгузника нужно оставить на некоторое время голышом. Начинать воздушные ванны следует при температуре 21-22 градуса с 1-3-х минут, а далее постепенно ее уменьшать и увеличивать время приема ванн до 30 минут к 1 году.
  • Постепенное понижение температуры воды при купании малыша. С каждым купанием ее понижают на 1 градус. Или обливают кроху после купания водой, температура которой ниже той, что в ванночке, на 1-2 градуса.
  • Умывание прохладной водой в течение 1-2 минут. С теплой температуры постепенно снижают до холодной (с 28-ми до 21 градуса).
  • Обтирание мокрым полотенцем. Рукавичку или полотенце смачивают в воде, температура которой не превышает 32-36 гр., после чего 2-3 минуты легонько обтирают ручки и ножки от конечностей к корпусу. В течение 5-ти дней температуру снижают до 27-28 градусов.

Как закалять малыша постарше?

  1. Обтирания и умывание прохладной водой остается в силе для любого возраста.
  2. Контрастные ванночки для ног. Ставим 2 тазика с водой – с теплой и прохладной. 2 минуты держим ножки в теплой воде, потом переставляем их в тазик с прохладной водой на 30 секунд. Чередуем 6-8 раз, после чего растираем ножки и надеваем х/б носочки. Постепенно можно понижать температуру воды «холодного» тазика.
  3. Бегаем босиком! При отсутствии сквозняков вполне допустимо бегать по полу босиком. Конечно, если у вас не бетонные полы или ледяная скользкая плитка. Специалисты рекомендуют также «коврик» из морской гальки, по которому можно ходить прямо в комнате.
  4. Контрастный душ. В данном случае мама меняет температуру воды с теплой на прохладную и обратно. Температуру, опять же, как и во всех случаях, понижают постепенно!
  5. Обливание. Если ваш кроха приучен к обливанию из кувшинчика с раннего возраста, то можно переходить и к более прохладным обливаниям. Главное, чтобы вода не стала шоком, как для крохи, так и для его организма. Важно после обливания растереть тело полотенцем до легкого покраснения. Не менее эффективным закреплением эффекта будет и массаж. Начинают обливание с 35-37 градусов, и постепенно доводят температуру до значения 27-28 градусов и ниже. После 2-3 лет опускать температуру можно до 24 градусов.
  6. Сауна и бассейн. Вариант для детишек постарше. Температура воздуха в сауне не должна превышать 90 градусов, а время процедуры – 10 минут (начинают с 2-3 минут). После сауны – теплый душ, а потом можно и в бассейн. Вода в нем не должна быть слишком холодной, а ребенок уже должен быть подготовлен к таким перепадам температуры. То есть, закаленным.
  7. Перед сном можно мыть ножки в прохладной воде. Эта полезная привычка станет настоящим подспорьем в работе над повышением иммунитета.
  8. Закаливание горла. Чтобы чадо не заболевало после каждого мороженого или стакана лимонада в жару, закаляйте гортань. Начать можно с ежедневного полоскания горла с постепенным понижением температуры воды с 25-ти до 8-ми градусов. Далее можно приступить к сладким тренировкам по схеме «трижды в день»: держим во рту кусочек мороженого, считаем до 10-ти и только потом глотаем. Потом можно переходить на маленькие ледяные кубики из соков или отваров трав.

И еще несколько важных правил закаливания:

  • Не укутываем ребенка сверх нормы! Новорожденного одевают «как себя плюс 1 легкая одежда», а детишек постарше – просто «как себя». Не нужно слишком кутать детей на прогулке и тем более дома. Особенно, если малыш активен.
  • Температурные нормы для прогулки детей зимой : при -10 – только после 3-х месяцев, при -15 – после полугода.
  • «Окуная» чадо в солнечные ванны, помните про вредное воздействие УФ-лучей. Младенцы до 1-го годика крайне чувствительны к ним, и принимать ванны им разрешено исключительно при рассеянном солнечном свете. Загорать на солнышке можно начинать только после 3-х лет, и то — дозировано (для юга страны – с 8-ми до 10-ти утра, а для средней полосы – 9-12 утра).
  • Экстремальные методы закаливания родители осуществляют на свой страх и риск. К ним можно отнести купание в проруби, ныряние в снег после бани и проч. Естественно, для малышей лучше выбрать более мягкие процедуры. И даже к ним ребенка следует готовить постепенно.
  • Обычно закаливание сочетают с физической активностью. Но после солнечных ванн от нее лучше воздержаться на час-полтора.

И не забывайте про настроение ребенка! Откладываем процедуры, если малыш капризничает. И не навязываем их, если ребенок протестует.

Ищите способ привить хорошую привычку через игру — и будьте для чада хорошим примером.

Сайт сайт благодарит вас за внимание к статье! Нам будет очень приятно, если вы поделитесь своими отзывами и советами в комментариях ниже.

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель - опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные - своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад... Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло - его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным - закаливать . А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание ?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, "хватит нянчиться, пора закаливать ", искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий - в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания , его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название "закаливающие процедуры ", взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название "простудных заболеваний". К наиболее частым причинам "простуд" относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь "холод-болезнь" совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными - собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз - невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий - провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды . Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, - движущийся воздух, именуемый страшным словом "сквозняк", или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы . Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека - неважно взрослый это или ребенок - постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая - факторы естественные (природные) - знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая - факторы цивилизации - место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много - принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с "вредностями цивилизации". Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы . Логичное следствие - многократное повышение устойчивости организма , снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении - школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить - дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании , как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни , весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять .

    Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья - шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?

    Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.

    Питание. Аппетит как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть - значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

Совершенно особый вопрос - посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на "плохую погоду" и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии - мальчик заболел потому, что было сыро.
Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа - источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было...
Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 - перекличка, "равняйся", "смирно", "на первый-второй рассчитайся". Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема "закаливание "! А закаливание тут при чем?
Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
Классическая ситуация: славная девочка Леночка - отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать и был поддержан на семейном совете (пять голосов "за", теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра "Закаливание". Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица - с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали - начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 градус, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано - в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С... В принципе, закаливать оказалось очень даже просто - какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, - с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой - очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры , взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют .
Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания . Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории - практический способ закаливания - сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги - болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3 минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.
В подавляющем большинстве случаев, "закаливающие процедуры" не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы - мол, мы сделали все, что могли.
Так что не закалять ? Закалять , но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
Раз и навсегда определить некие правила, обязательные к исполнению - гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому определять количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день - влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух - не из окна, а в лесу, цветы - не в вазе, а в поле, воду - в реке, а не из водопровода.
Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем - печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: "все свободное время - гулять". Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать "прохладный душ по утрам". Надо ведь иметь горячую воду - без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания + 15 °С.
Перечень причин, мешающих закаливанию можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий - болезнь ребенка, сама по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос "что делать?".
Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант - относительно пассивный - коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже определили. Сразу же заметим - подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант - активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут - комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого - максимум 30 минут. Дома - водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.
Описанному варианту действий помешать может только лень . Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий - собственная двигательная активность + вода и свежий воздух. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему - не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!
При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

    систематичность - раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

    постепенность - плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

    учет индивидуальных особенностей - возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания - родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней - если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа - заболеет обязательно. Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
Еще раз подчеркиваю главное. Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни. Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната - в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.

К закаливанию малыша приступают в любом возрасте, все зависит от особенностей детского организма. Врачи советуют проводить профилактику как можно раньше. Пять лет – это возраст, когда до школы остается совсем немного времени. Именно сейчас желательно начать проведение адаптационных мер ребенка перед школой, благодаря чему не придется пропускать уроки из-за частых ОРВИ и простудных заболеваний.

Что нужно знать о закаливании

Чтобы закаливание принесло ожидаемые результаты, важно соблюдение основных параметров:

  • Индивидуальный подход – процедуры должны происходить с учетом личных особенностей и возможностей каждого малыша. Нет четких правил и норм адаптации.
  • Плавная адаптация. Это не спортивное состязание, здесь подвиги устанавливать не нужно. Важно соблюдение принципа постепенности и планомерности: это касается любого этапа мероприятий. Категорически нельзя интенсивно вводить быстрые темпы, снижать температуру, открывать сразу большие участки тела.
  • Безопасность – важно наблюдать за реакцией ребенка на мероприятия.
  • Позитивность. Проводить все манипуляции только в хорошем настроении – как родителей, так и малыша.
  • Комплексность – кроме закаливания важно организовать правильный режим дня, сбалансированное питание и физические нагрузки.
  • Систематичность – все манипуляции должны происходить ежедневно, а для этого нужно планировать распорядок дня.

Это важно! Перед тем как начать закаливать малыша, следует проверить его здоровье, а для этого нужно посетить врача. После болезни должно пройти не менее двух недель. Особенно это касается детей с ослабленным иммунитетом.

Этапы закаливания малыша

Процедуры можно разделить на два этапа:

  1. Процесс привыкания или начальный режим. Его протяженность может занимать до 60 дней в зависимости от того, как малыш адаптируется к манипуляциям;
  2. Период постоянной поддерживающей процедуры закаливания.

Если по каким-либо причинам произошел перерыв в занятиях, начинать нужно с начального этапа, его длительность будет зависеть от реакции малыша на проводимые действия.

Основные способы закаливания

Все методики выполняют в следующих режимах:

  • на воздухе;
  • с помощью воды;
  • на солнце.

Можно выделить базовые подходы:

  1. В теплую погоду организовывать сон малыша на свежем воздухе.
  2. Периодически проветривать комнату, в которой находятся дети.
  3. Нельзя кутать ребенка, одежда должна соответствовать погоде или быть немного легче.
  4. Для умывания использовать прохладную воду.
  5. Постоянные прогулки.

Кроме общих мероприятий, важно проводить и поддерживающую терапию. К ней относятся обтирания, обливания, плавание, физические упражнения. Чтобы получить максимальную отдачу и результат, нужно выполнять регулярно оба способа закаливания.

Мероприятия на свежем воздухе

Воздушные ванны – это самый безопасный и доступный метод. Их можно принимать дома, на свежем воздухе или в садике. Однако летом лучше их проводить в притемненном месте.

Правила закаливания на улице следующие:

  1. Начинать процедуры нужно с температуры воздуха 26.
  2. Постепенно снижать ее до 18°.
  3. В прохладную, дождливую или ветреную погоду упражнения переносят в помещение.

Солнечное закаливание

Для ребенка пяти лет существует ограничение по временному отрезку нахождения на солнце:

  • утром процедуры проводят не позже 10 часов;
  • к вечерним занятиям приступают не раньше 17 часов.

Днем на солнце находиться нельзя. Но есть вариант обосноваться в притемненной местности, например, под кронами деревьев.

Для начала следует начинать принятие солнечных лучей с 10 минут, постепенно в течение полутора месяцев можно продлить до 50 минут. После успешной адаптации допускается сдвинуть рамки, ограничивая время нахождения на солнце с 11 до 16 часов.

Полезная вода

С помощью воды можно получить самый мощный отклик на проводимые манипуляции. Причем она становится вдвойне полезной, если в нее добавлять травяные отвары. После процедуры нужно вытереть тело сухим полотенцем до состояния легкого покраснения кожи.

Выделяют несколько способов закаливания.

Обтирание влажным полотенцем

Это наиболее щадящий способ. Алгоритм действий следующий:

  1. Утром вскоре после пробуждения нужно смочить полотенце, слегка отжать его и протереть все тело, начиная с конечностей.
  2. Процедура выполняется в течение четырех минут.
  3. Температура воды на начальном этапе составляет 30°.
  4. Еженедельно можно снижать показатель на 1° пока вода не достигнет 19° в летний период и 23° — в зимний.

Контрастное обтирание

Методика его выполнения аналогична обычному, только используется попеременно вода в двух температурах: очень теплая и прохладная. Длительность проведения не должна превышать 5 минут. Если у ребенка хорошая реакция, через 4 дня можно повысить температуру между жидкостями на 1°, постепенно доводя манипуляции до обтирания очень горячей и ледяной водой.

Обливание

  1. Поначалу для отдельных участков тела вода должна быть не менее 28°, для всего тела – 30°.
  2. Еженедельно уменьшают температуру на 1°-2°. Минимальное снижение может составлять 15° для участков и 17° – для всего тела.

Контрастный душ

Во время такого вида закаливания голова должна оставаться сухой. Его можно применять как на отдельных участках, так и для всего тела. Начинать процедуры следует с 0,5 минуты, доводя постепенно время до 3 минут.

Это важно! Манипуляции с контрастным душем начинаются и заканчиваются всегда только теплой жидкостью . Кроме того, время ее подачи по длительности должно быть больше, чем холодной.

Первоначально температура прохладной и горячей воды может составлять 27° и 33° соответственно. Через месяц эти показатели следует довести до отметки 20° и 40°.

Основные правила проведения закаливания

Чтобы все манипуляции работали только во благо здоровья и не принесли никакого вреда, важно соблюдение основных мер безопасности:

  • избегать сквозняков;
  • помещение должно быть хорошо проветрено;
  • для уличных мероприятий необходима сухая погода и отсутствие ветра;
  • для закаливания на воздухе и принятия солнечных лучей на малыше должен быть головной убор;
  • заранее подготовить все емкости, термометр, полотенца.

Заключение

При регулярных мероприятиях закаливания и совмещении с физическими упражнениями можно за год добиться существенных результатов. Для этого достаточно уделять занятиям всего полчаса в день. И даже в случае болезни или непредвиденных ситуаций по истечении времени к закаливанию следует вернуться. Ведь от выдержки и терпения взрослых зависит здоровье ребенка в будущем.