Почему полезно играть с песком на даче. Консультация на тему: Игры с песком. Огромная польза маленьких песчинок. Подготовка к работе с песком

Всем известна страсть малышей от 1 и лет до 5-6 к играм в песочнице . Лопатки и формочки покупаются ежемесячно, но постоянно исчезают в пылу дворово-прогулочных баталий. Ребенок возится в вожделенном песке руками, ногами и «всем туловищем» (цитата из «Деталей» Евгения Гришковца). Приходит домой - песок сыплется отовсюду: из карманов и сандилий, набивается в носки, уши, нос и под ногти…

А ведь уличный песок , с точки зрения гигиены, в лучшем случае - сомнительной чистоты . В худшем же - просто антисанитарный рассадник всевозможных микробов , вирусов и заболеваний. Не туда ли делают свои делишки дворовые кошки? Не поблизости ли выгуливают соседи своих ? Не смешивается ли с песком для детских игр грязь, пыль, мусор и пыльца с окрестных деревьев (которая у ребенка может )?

На городском пляже дела обстоят не намного лучше. Что же делать: крохе подходить к общедоступной песочнице ? Или устроить домашнюю, купив кинетический песок?

Этот самый песок - одна из наимоднейших новинок, изобретенных в Швеции и тут же завоевавших любовь «эко-мамочек» по всей Европе.

  • 98 % от всей предлагающейся массы - это чистейший , прошедший многоступенчатую санобработку, морской песок , безопасный для здоровья малыша;
  • оставшиеся 2 % — так называемая «химия»: загустители - связующие средства (как утверждают производители - совершенно не токсичного);
  • масса не требует использования воды , её не нужно ни поливать, ни высушивать;
  • она не липнет ни к рукам, ни к поверхности, на которой ребенок будет играть с кинетическим песком;
  • однако же эта самая «масса» свободно «протекает между пальцев» (цитата из отзывов) и мнется, словно «тесто» ;
  • продается «песок» в наборах (можно выбрать вес в килограммах, начиная с 1): в удобной эргономичной упаковке, вместе с мини-песочницей (разных размеров и форм, с крышкой или без) и несколькими формочками (можно выбрать те, что соответствуют интересам и возрасту-полу именно вашего ребенка ).

О пользе «песочных» игр на улице и дома

Перебирая, пересыпая руками или совочком, ложкой, формочкой, а также — копаясь в мелких сыпучих веществах (это могут быть не только песок и земля, но и гравий, всевозможные крупы, крупная морская соль (в идеале - окрашенная разными цветами), сахар и т.п.), малыши:

  1. прекрасно развивают мелкую моторику (что напрямую связано с общим развитием умственной и психической сферы);
  2. выплескивают «творческие порывы» , эмоциональное напряжение , отрицательные переживания ;
  3. способны надолго , оставив в покое маму с её «неотложными» хозяйственными делами.

Таким образом, кинетический песок купить - значит ребенка увлечь приятной и полезной деятельностью. Не просмотром бесконечных , якобы «развивающих» мультфильмов, не и не нажиманием кнопочек на папиных , а, в некоторой степени, «общением с природными материалами».

Если вы опасаетесь того, что песок окажется разбросанным по всей квартире, забьется в труднодоступные углы и, в конце концов, окажется у малыша в волосах и на зубах, то хитроумные шведские изобретатели предусмотрели решительно все. Стоит взять в руки кусочек «тестообразной» массы и провести им по «усыпанной» поверхности, как все песчинки прилипнут и чистота восстановится. По окончании игр все нужно сложить в упаковку и спрятать подальше от крохи, который наверняка захочет покопаться в песочке еще немного.

Естественно, есть кинетический песок нельзя . В этом плане он от уличного не отличвается ничем. Если у малыша склонность все тянуть в рот , проявите бдительность и не оставляйте играть одного!

Наш партнер ApiShops предлагает всем посетителям сайта купить кинетический песок по специальной цене.

Вконтакте

(1 голос : 5.0 из 5 )

Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.

Трогая руками песчинки малыш развивает мелкую моторику рук, а определяя количество песка, которое нужно насыпать в формочки, развивает глазомер. Песок развивает и творческие способности ребенка.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.
Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает прекрасным средством для «заботы о душе» именно так переводится термин «психотерапия».

Анна Прохорова, магистр педагогики, старший преподаватель кафедры теории и методики дошкольного и начального школьного образования МГПУ

Для игр с песком существуют специальные пластмассовые наборы. Их можно купить, а в случае необходимости сделать самим: из пластиковых бутылок, из баночек от кремов, леденцов и другой пластиковой тары, отрезав нижнюю часть. Ребенку интересно, когда формочки разные — прозрачные и непрозрачные, большие и маленькие. Верхние части от бутылочек могут служить воронками для песка и воды или совочками и воронками одновременно, если срез сделать наклонным. Покажите ребенку, как можно играть с воронкой, пересыпая песок. Пусть он экспериментирует!
Для утрамбовывания песка подойдут лопатки, совочки, обыкновенные палочки и дощечки. Не останутся без дела и игрушки: куклы могут «сторожить» детские постройки, «печь куличи», жить в построенных замках. Пригодятся и детские машинки, посуда, игрушечные животные

Играем вместе

Ребенок в возрасте от одного года до трех лет любит трогать песок руками, копаться в нем совком, лопаткой. Ему нравится вставлять в него палочки, веточки, листики, камушки. А еще малыш любит песок топтать и разбрасывать. Хорошие куличики у 1-2-летнего ребенка пока не получаются. Это будете делать вы — мама, папа, бабушка или дедушка, а малыш будет смотреть и однажды попытается повторить. Но пока самое интересное для малыша — это ломать сделанные вами куличики. Не сердитесь на него за это. Ведь это действительно интересно: сначала ничего не было, потом появилось, а потом опять исчезло…
Покажите ребенку, какой песок сухой, а какой мокрый. Объясните ему, что из мокрого песка кулич «выпекается», а из сухого — рассыпается. Научите малыша насыпать песок в ведерки, формочки, утрамбовывать его лопаткой или ладошкой, перекладывать и пересыпать из одной емкости в другую. Покажите, как надо копать ямы и насыпать кучи.

Можно лепить руками из мокрого песка заборчики и башенки. Это даже проще, чем лепить куличики. Ручки сдвинул, убрал, получилась горка. Когда ребенок станет чуть постарше, покажите ему, как лепить заборчики по кругу. К ней можно пристроить башенки — куличики, сделанные из ведерок. На большую башню можно сверху выложить куличик из маленькой формочки, и у башенки получится красивый верх. Покажите малышу, как при помощи дощечек и палочек можно сделать мосты. На песке можно рисовать. Только вместо карандаша ребенку понадобится палочка, нет палочки — можно рисовать просто пальчиком. Малыш с удовольствием двигается, чертит как по сухому, так и по мокрому песку, а взрослый отгадывает, что это он изобразил.

Игры дли детей от года до трех лет

«Топчем дорожки»

Мама вместе с малышом шагают по песку, оставляя следы, при этом можно использовать слова такой потешки: «Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ!» Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь.
Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.

«Норки для мышки»

Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем мама обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, мама берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек — зайчиков, лисят, медвежат и пр.

«Я пеку, пеку»

Ребенок «выпекает» из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками маму, папу, кукол.

«Угадай на ощупь»

Малыш отварачивается, а вы в это время прячете в песок игрушку. Задача ребенка найти в песку игрушку и отгадать на ощупт, что это. Затем поменяйтесь ролями.

«Заборчики»

Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. «Волшебные отпечатки на песке» Мама и малыш оставляют отпечатки своих рук и ног на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т. д.

Игры для детей от 3 до 6 лет

Мокрый песок позволяет лепить грандиозные фигуры без мелких деталей, но очень выразительные по силуэту. Из песка можно делать не только дворцы, но и машины, корабли, различные фигурки — скульптурки, украшая их камешками, ракушками, цветными бусинками. Родителям при этом важно не оставлять без внимания работу малыша.
С детьми этого возраста можно строить из песка даже модели знаменитых архитектурных сооружений. Для этого сначала песок сгребают в большую кучу, убирают лишнее, придают определенную форму. Сооружение для прочности прихлопывают со всех сторон ладонями. Далее приступают к отделке.
Например, чтобы сделать башни у готического собора, насыпьте влажный песок в бутылку из под лимонада с отрезанным дном (размер бутылки зависит от масштабов сооружения), утрамбуйте его, переверните бутылку на лопатку или фанерку и постучите по ней со всех сторон. Затем аккуратно, не снимая бутылки, поставьте все это в нужное место постройки и сначала вытащите фанерку, а затем снимите бутылку.

Колонны можно сделать из толстых палочек. Окна и двери прорисовывают или выкладывают прутиками. Пока все сооружение еще не высохло, можно украсить его барельефами с помощью обычных формочек.
Вокруг получившегося здания сделайте дорожки, посадите деревья — воткните в песок прутики или травинки. А потом сбегайте за фотоаппаратом и сфотографируйте ребенка на фоне этого ансамбля, чтобы позже, показывая снимок, с гордостью рассказывать бабушке, как вы вместе со своим чадом сделали это архитектурное чудо.

Детям нравится играть с песком и водой одновременно. Принесите полведра воды и, если песок сухой, полейте его при помощи лейки, чтобы вода разбрызгивалась равномерно. Если под рукой нет лейки, ее легко можно сделать самому из цельной пластмассовой бутылки, проделав отверстия в крышке. Можно принести воду в тазике и закопать его в песок до основания, чтобы ребенок насыпал песок прямо в тазик или брал из тазика воду.

Сделайте из песка холм или замок на холме, а вокруг него выройте ров и напустите туда воды. Еще интереснее, если вы сделаете откидной мост из небольшой дощечки и пары кусочков веревки. Можете заодно рассказать, что так в старину люди защищали себя от вражеских набегов.

Пришла весна, на улице стало тепло и солнечно, и ребятишки вместе со своими мамами будут проводить больше времени во дворе. Они будут кататься на велосипедах и роликовых коньках, играть в футбол и прятки, бегать и веселиться. Многие малыши с удовольствием окопаются в песочнице и будут сооружать из песка формочки и замки. А вечером смогут и дома создавать интересные картины те дети, у которых есть стол для песка.

Летом на пляже замки из песка строят уже не только дети, но и их родители, и даже бабушки с дедушками. Это занятие творческое и увлекательное, а песок поражает своими широкими возможностями и податливостью. Кроме того, людям иногда так хочется отвлечься от реальности и создать свой идеальный мир, пусть даже такой, который сможет просуществовать всего лишь несколько мгновений.

Психологическое воздействие

Многие психологи и педиатры, например, Карл Юнг и Маргарет Ловенфельд изучали потребность детей в играх с песком. Они утверждают, что песок :

  • улучшает эмоциональное состояние;
  • успокаивает;
  • завораживает;
  • раскрепощает.

Играя с песком, слишком активные дети успокоятся, найдут новый выход своей энергии, а скованные и тревожные смогу проявить себя и перестанут стесняться. Кроме того, песок прогревает различные части тела и таким образом помогает в лечении простудных и аллергических заболеваний. Если ребенок ходит босиком по песку, это будет хорошей профилактикой плоскостопия и многих других болезней.

Развитие речи и воображения

Все знают, что между мелкой моторикой пальцев и умственным развитием детей существует непосредственная связь. У малыша будет лучше развиваться речь, мышление, воображение, внимание и память, если он :

  • рисует на песке;
  • лепит формочки, домики и фигурки;
  • роет ямки;
  • пересыпает песок из одной руки в другую;
  • ищет закопанные игрушки.

Кроме того, малыш сможет проявить фантазию, создавая различные сооружения и научится общаться с другими детьми, играть с ними, делиться игрушками и договариваться.

Игры с песком будут очень полезны для каждого ребенка. Они успокаивают, завораживают и развивают. Главное проследить, чтобы песок был чистым, тогда можно проводить в песочнице много времени.

Светлана Мясникова

Середина лета, июль. Веселой гурьбой на улицу высыпали мои воспитанники из второй младшей группы детского сада. И тут же, придя на участок своей группы,первым делом милые детки с удовольствием осадили песочницу.

Вооружившись ведерками, совочками, формочками и другими песочными атрибутами маленькие Полины, Лены, Вани, Мишы копошатся в песочнице.

Вместе с детьми, мы - воспитатели,психологи,логопеды помогаем выстраивать на песке города , лепим всякие «вкусности» , или играем в игру «Секретик» . Помните,как в детстве, находили стекло любого цвета, красивые камешки, листики, цветочки, и раскопав совочком раскладывали в песок сначала композицию из найденных «сокровищ» , сверху закрывали стеклышком и засыпали песком . Затем дружной гурьбой рылись в песочнице и искали запрятаные нами же «клады» . Только теперь мы с ребятами вместо стекла используем оргстекло ,оно не травмоопасное.

А вы когда-нибудь задумывались, почему детям так нравятся игры с песком ,чем он их так завораживает? И есть ли польза для воспитанников от игр с песком и если есть , то какая?В чем же она заключается?

Сегодня игру с песком и другими сыпучими материалами используют в своей работе многие детские специалисты : психологи, психотерапевты, педагоги, логопеды, неврологи.

Специалисты утверждают :

Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние ребенка, способны улучшить его эмоциональное самочувствие,настроить на добродушный лад. Игра с песком , как с мокрым, так и с сухим - успокаивает импульсивных, чересчур активных (гиперактивных) детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных.

В целях диагностики, а также для коррекции, многие психологи используют в своей работе пескотерапию ,использование которой дает хорошие результаты.

Игры с песком полезны для физического здоровья. Очень полезно ходить по песку босиком . Вспомните,ведь мы с удовольствием бегали без обуви в детстве по песку и траве ,при этом получали прилив бодрости и сил! Всем известно, что на стопе человека расположены массажные точки, каждая из которых соответствует какому-либо органу нашего тела.

Игры с песком очень нужны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений ребенка. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти.

Т. к,в наше время все острее встает проблема поздно говорящих детей, необходимо для развития речи, кроме занятия с логопедом и чтения книг с родителями а также непосредственного общения взрослого с ребенком и сверстниками :

Рисовать пальчиками на песке различные фигуры ;

Пересыпать песок с ладошки на ладошку, с одного стаканчика или чашки в другую чашечку ярких цветов;

Рыть ямки, погружать руки в песок;

Искать в песке зарытые мелкие игрушки (игра «Секретик» );

Лепить руками из мокрого песка заборчики , домики, пирожки и т. п., очень хорошо украшать строения мелкими камушками, ракушками, щепочками,листочками,рядом растущими растениями и пр.

Насыпать песок в ведерко лопаткой или ладошкой.

Игры с песком положительно влияют на развитие воображения и творческих способностей детей. Очень много чего можно вылепить из влажного песка : фигурные пироженки,тортики, домики, гаражи, города и др.

Играя в песочнице с другими детьми, ребенок приобретает навык общения, социализируется. Учится ориентироваться в конфликтных вопросах, которые обязательно возникают в игровых ситуациях. Вырабатывается навык умения договариваться, уступать, делиться или наоборот отстаивать свои права. Все это пригодится в жизни подрастающему человечку.

Вот сколько полезных свойств у песка !Убедила я вас, дорогие мои друзья и коллеги в пользе игры с песком ? Бежим с нашими ребятами из второй младшей группы в песочницу играть! Уверена, вам понравится в нашей песочнице! Предлагаю вашему вниманию наш фотоотчет.

















Публикации по теме:

Лето предоставляет благоприятные возможности для разнообразной деятельности детей, насыщенной новыми и яркими впечатлениями. Ребенок дошкольного.

«Песочная терапия в детском саду». Знакомство с песком. Игры с песком ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема (проектное событие): Игры с песком.

Игры и опыты с песком. Наблюдения на прогулке. Творческие задания Игры с песком Опыт 1. Возьмём стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А.

Игры и упражнения с песком. Песочная терапия проводится для коррекции эмоциональной сферы детей. Играя, ребенок развивает и выражает свою.