Когда угасает рефлекс ходьбы. Что делать, если рефлексы слабые? Спинальные рефлексы у младенца

Дети рождаются с набором безусловных рефлексов, которые являются их своеобразными приспособлениями к жизни. Само слово „рефлекс” в переводе с латинского языка означает „отражённый”, „повернутый назад”. В медицине таким термином обозначают реакции организма, вызываемые центральной нервной системой при раздражении рецепторов.

Рефлексы новорожденных детей и их значение

Наверняка еще со школы мы помним аксиому о том, что все рефлексы делятся на условные и безусловные. Первые - приобретенные, сформированные в процессе жизненного опыта. Безусловные все мы получаем по наследству. Они у людей проявляются как реакция организма на раздражители внешней среды. Рефлекторные реакции служат для лучшей, более легкой адаптации ребенка к обстоятельствам, которые нельзя поменять.

Новорожденный ребенок рождается только с безусловными такими реакциями. Условные вырабатываются со временем, в процессе дальнейшего его развития.

Отдельные рефлексы возникают сразу после рождения и остаются на всю жизнь с человеком, не меняясь. К таким принадлежит глотательный, который отвечает за автоматизм глотания. Мы, взрослые люди, делаем это автоматически, не задумываясь, как только пережеванная еда поступила в глотку. Также делает и новорожденный ребенок, употребляя материнское молоко.

Роговичный рефлекс вызывает мигание при касании к роговице глаза. Он появляется при рождении и служит человеку всю его жизнь.

Сухожильный - это то, что часто проверяется невропатологами при осмотрах. От удара молоточком по сухожилиям происходят сокращения мышц и дергание ног.

Итак, рефлексы новорожденных деток - это их первые приспособления к жизни, автоматические способности организма, помогающие жить вне лона матери.

Врожденные рефлексы новорожденных

Родившийся мальчик или девочка напоминает беспомощный комочек. Однако природа позаботилась о том, чтобы этот комочек был защищенным и адаптированным к жизни. Новорожденный имеет большой набор инстинктов, помогающих ему выживать в новой среде.

Сегодня насчитывается больше 70 врожденных рефлексов, помогающих деткам взрослеть. Они нужны для адаптации новорожденных малышей к воздушной среде после водной, в которой они пребывали в лоне матери.

Пищевой , или его еще называют сосательным , - первый такой врожденный рефлекс. Проявляется он в том, что малыша не нужно учить сосать мамину грудь. У него это выходит непроизвольно, рефлекторно.

Защитный - это характерное всем людям мигание глазами. Ориентировочный рефлекс заключается в движении глазами по направлению к источнику света. Дитя реагирует на яркий свет, оно может при этом даже закричать. Также ребенок реагирует на сильный шум.

Хватательный . Проявляется он в том, что дитя хватается за ваш пальчик, который вы прислоняете к внутренней стороне его ручки, ладошки. Уже в раннем возрасте дети могут очень крепко хвататься за пальцы родителей и при этом даже удерживаться в висе. Если же коснуться подошвы малыша, то пальчики его быстро распрямятся, ступни повернутся внутрь.

Шагательный . Когда вы возьмете дитя подмышки и будете держать вертикально, то оно поднимет одну ножку, потом другую. Это будет своеобразное шагание. Этот рефлекс обычно наблюдается у здоровых детей на 4 день жизни.

Рефлекс Моро . Он заключается в вытягивании рук и ног при шумных звуках. Дитя выгибает спинку, запрокидывает головку, прижимает ручки к груди. Со временем такое явление исчезает.

Безусловные рефлексы новорожденных

Все вышеуказанные ответные реакции новорожденных являются безусловными. Природа таким образом позаботилась о том, чтобы наши детки ели, видели, защищались, двигались, то есть привыкали к той активности и нагрузкам, которые со временем будут испытывать, развиваясь и адаптируясь во внешнем мире. Безусловные рефлексы - это реакции без условий, "готовые". Здоровые дети рождаются с полным их набором. Одни со временем исчезают, другие (мигание, глотание, например) остаются на всю дальнейшую жизнь.

Физиологические рефлексы новорожденных

При рождении ребенка обязательно осматривает врач-неанатолог. Он всегда проверяет его безусловные, то есть физиологические рефлекторные реакции. Золотая середина с точки зрения неврологии - это рождение ребенка с полным набором физиологических рефлексов. Такой ребенок здоровый. А физиологические реакции исчезают к 3-4 месяцам. Патологией является их отсутствие и задержка их развития.

Итак, перечислим основные физиологические рефлексы:

  1. Поисковый . Проявляется опусканием губы и поворотом головки новорожденного в сторону взрослого (раздражителя) в ответ на поглаживание в области рта.
  2. Хоботковый . Если постукивать по верхней губе малыша, то у него будет происходить сокращение мимической мускулатуры лица. Это проявляется складыванием губок ребенка хоботком.
  3. Рефлекс Бабкина еще называют ладонно-ротовым. Когда надавливать на ладошку ребенка, то он непроизвольно открывает ротик. Такая ответная реакция, как правило, исчезает до 3 месяцев.
  4. Рефлекс Робинзона . Это тот же хватательный, когда новорожденный при хватании удерживает вес своего висящего тела.
  5. Опорный . Когда новорожденного приставить к опоре, то он разгибает свои ножки и всей стопой упирается об ту поверхность, на которую его ставят. До 2-месячного возраста такая реакция исчезает.
  6. Шаговый . Он тоже исчезает до двух месяцев жизни малыша, а заключается он в передвижении ножками, если дитя держать в вертикальном положении.
  7. Рефлекс Бауэра , или ползучий. Когда надавить на подошву ног лежащего на животе ребенка, он начинает рефлекторно ползти. Исчезает к 3-4 месяцам.
  8. Защитный проявляется у уложенного на живот ребенка поворотом головы и попытками ее приподнять.
  9. Нижний хватательный . Возникает при надавливании на подошву ножки новорожденного. При этом происходит сгибание пальчиков ноги, которое напоминает хватание руками. Исчезает такая рефлекторная реакция в год.
  10. «Утиный» . Он проявляется в задержке дыхания малыша при попадании на его личико воды, струи воздуха.

Атавистические рефлексы новорожденных

Следует знать, что не все рефлекторные реакции новорожденных имеют большое приспособительное значение. Это скорее наследственность, полученная ребенком от предков. На основе таких ответных реакций организма ничего не развивается, а называют такие рефлексы атавистическими.

Пример - рефлекс Робинзона, или цеплятельный. Прикосновение пальцами взрослого к ладошкам ребенка вызывает такое сильное хватание, что дитя может повиснуть, как обезьянка.

Другой атавистический рефлекс - переступательный. К этой группе принадлежит также и реакция Моро. Не так давно обнаружен и плавательный рефлекс. Если новорожденного опустить в воду, то он будет барахтаться и держаться на воде.

Большинство атавистических рефлекторных реакций ребенка исчезает в первом полугодии его жизни. К примеру, реакция Робинзона ослабевает к четвертому месяцу жизни. Переступальный теряется в 3-4 месяца, задолго до самостоятельной ходьбы крохи. Рефлекс ползания тоже не служит основой для формирования передвижения в пространстве. Младенческое ползание начинается с движений рук, а не с отталкивания. Безусловные рефлекторные реакции наших детей не обеспечивают дальнейшее формирование человеческих форм поведения. А вот у детенышей животных они являются природной основой поведения взрослых особей.

Тонический шейный рефлекс

У малыша с ДЦП при повороте головки появляется асимметричный тонический шейный рефлекс (АТШР). Он характеризуется повышенным тонусом мышц-разгибателей. То есть в стороне, куда направлен взор малыша, ручка разогнётся. Вторая в это время согнётся в локте - и дитя примет положение «фехтовальщика».

У здоровых малышей неяркое проявление АТШР можно выявить в 2-4 месяца. Затем он быстро угасает. А вот при ДЦП этот рефлекс остаётся, и патология выявляется несколько лет. Такая патологическая реакция не позволяет малышу развиваться так, как это принято считать в норме. Он не может сам схватить погремушку, исследовать её. Не развивается и навык ориентировки ребенка в пространстве, ведь взгляд малыша не фокусируется. По этой же причине ребёнок не может координировать движения, а это, в свою очередь, мешает развитию многих навыков (письменных, изобразительных). Ребенку трудно рисовать и читать, писать и держать столовые приборы.

Когда АТШР малыша слабый, то для его диагностирования обычно производят сгибание-разгибание ручек при повороте головки. Для этого голову ребенка удерживают повернутой, а руки поочередно сгибают и разгибают. О положительном рефлексе говорят в тех случаях, когда при выполнении вышеуказанной пробы хорошо чувствуется сопротивление той руки, в сторону которой повернуто лицо ребенка. Другая рука при этом трудно разгибается. Это проявление называется симптомом «перочинного ножа».

Специально для - Диана Руденко

Рефлексы у новорожденного ребенка — это навыки без которых он просто не сможет нормально существовать и жить в дальнейшем. Конечно все думают, что сразу после рождения ребенок ничего не умеет, но на самом деле это не так. Некоторые из них очень важные, другие могут и не играть слишком большой роли, но благодаря им или их отсутствию можно понять насколько хорошо развитый ребенок. Кроме того, благодаря рефлексам можно понять есть ли у ребенка отклонения в развитии или нет. Некоторые рефлексы остаются у человека на всю жизнь. А другие начинают постепенно исчезать через некоторое время после рождения.

Из-за того, что кора головного мозга еще не так хорошо развита, как у взрослого человека, то у новорожденного есть определенные автоматические рефлексы. Их контролируют более простые отделы спинного и головного мозга. Если ребенок полностью здоровый, то после рождения он должен иметь стандартный набор рефлексов. Которые потом исчезнут примерно к 3-4 месяцу жизни. Если рефлексы у ребенка отсутствуют или же исчезают раньше положенного времени, то тогда речь идет о патологии, которую нужно немедленно лечить.

К основным рефлексам новорожденного ребенка можно отнести: поисковый, хоботковый, ладонно-ротовой и сосательный.

Поисковый рефлекс или рефлекс Куссмауля

Данный рефлекс относится к категории сосательных рефлексов и полностью исчезает уже к концу четвертого месяца жизни ребенка. Сам рефлекс заключается в том, что когда погладить уголок рта ребенка пальцем, то он автоматически повернет голову в сторону вашего пальца и откроет рот. Также на сегодняшний день различают несколько подвидов данного рефлекса. Если надавить ребенку на середину нижней губы, то он начинает наклонять голову и при этом опускает нижнюю губу и может даже открыть рот. В случае если рефлекс не исчезает к трем месяцам, то необходимо проконсультироваться у врача на наличие патологии. Стоит отметить, что прикасаться при этом нужно крайне легко, чтобы не причинить ребенку боли, ведь в противном случае он отвернется и заплачет.

Хоботковый рефлекс новорожденного

Данный рефлекс относится к оральным. Исчезает примерно к трем месяцам жизни. Вызвать его можно очень просто: достаточно прикоснуться к верхней губе малыша и он начнет вытягивать рот в виде «хоботка». В данном случае также необходима консультация врача для исключения патологии, если рефлекс не исчез до трех месяцев.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

Также относится к оральным рефлексам. Вызывается он путем надавливания пальцем на ладонь ребенка. В результате этого малыш будет открывать рот и пытаться двигать головой вперед. Когда ребенок голоден — этот рефлекс особенно хорошо выраженный. Нормальным принято считать исчезновение рефлекса к 2-3 месяцам жизни крохи. Если у ребенка нет ладонно-ротового рефлекса, то это может говорить о наличии проблем с нервной системой. Такие же выводы можно сделать и при сохранении рефлекса в более старшем возрасте. По наличию отклонений от норм можно сделать предварительные выводы о проблемах с шейным отделом позвоночника, которые могли возникнуть непосредственно во время родов.

Сосательный рефлекс новорожденного

Данный рефлекс есть основным и очень хорошо выраженный у всех, полностью здоровых, новорожденных детей. Кроме того, сосательный рефлекс позволяет определить степень зрелости ребенка. Сосание — это очень сложный процесс и за него отвечает пять пар нервов в черепной коробке. Стоит отметить, что более слабым сосательный рефлекс будет сразу после кормления, а потом снова будет восстанавливаться. Если рефлекс слабый, то нужно проверить ребенка на наличие поражений головного мозга или нервов, которые отвечают за данный процесс.

Рефлексы у новорожденного: что должны знать родители

Рефлекс — это очень важный процесс, который должен быть у каждого новорожденного ребенка. Они очень простые и помогают малышу выживать и крепнуть в первые месяцы жизни. Со временем они начинают ослабевать и исчезать. По наличию, отсутствию или же интенсивности того или иного рефлекса, можно понять есть ли у ребенка отклонения в физическом развитии и какие именно.

Хватательный рефлекс новорожденного

Когда вы начинаете прикасаться к ладошке ребенка, то он сгибает пальцы и захватывает в кулак то, чем вы прикасались. Нормальным есть, когда данный рефлекс очень хорошо выраженный. В некоторых деток хватательный рефлекс насколько сильный, что вы легко сможете приподнять малыша в воздух только благодаря тому, что он крепко держится за ваш палец. Также есть возможность вызывать данный рефлекс путем надавливания пальцем на подушечку стопы. Тогда пальчики ребенка начинают автоматически сгибаться. Примерно к концу 4 месяца жизни ребенка рефлекс практически полностью исчезает. Изначально хватательный рефлекс есть основой для формирования произвольного захватывания того или иного предмета. Если есть проблемы с хватательным рефлексом, то скорее всего это вызвано проблемами в шейном отделе позвоночника.

Рефлекс Моро

Данный рефлекс относится к спинальному автоматизму. Вызвать его можно разными способами. Например. Ударить по поверхности на которой лежит ребенок на расстоянии 15 см от него или же приподнять малыша в то время, когда у него будут разогнуты ножки. Стоит отметить, что рефлекс делится на две фазы. В первой фазе малыш разводит в стороны руки, полностью распрямляет их и даже растопыривает пальцы. На протяжении второй фазы ребенок возвращает ручки в исходное положение. Рефлекс Моро очень хорошо выражается сразу же после рождения ребенка. Конечно, если у ребенка была внутричерепная травма или родовые травмы шейного отдела позвоночника, то такой рефлекс может и не проявиться или же будет очень слабым. Постепенно исчезает рефлекс Моро к концу 3-4 месяца жизни малыша.

Рефлекс Галанта

Вызывается данный рефлекс путем раздражения кожи вдоль позвоночника ребенка. Тогда ребенок начинает выгибаться дугой. Стоит отметить, что нога, которая находится на стороне раздражителя будет полностью выпрямленной. Заметить рефлекс Галанта можно уже с конца первой недели жизни малыша и остается он до 3-4 месяца жизни. Если у ребенка есть проблемы с центральной нервной системой, то данный рефлекс может быть слабо выраженным или же его может вообще не быть.

Рефлекс опоры и автоматической ходьбы новорожденных

Если ребенка поставить вертикально, то он будет сгибать ноги в коленях. Если же кроху поднести к опоре, то его ножки довольно быстро станут прямыми и он сможет стоять на стопе. Если при этом новорожденного еще немного наклонить вперед, то он начнет совершать движения, которые будут очень сильно напоминать ходьбу. Не стоит считать, что когда у ребенка перекрещиваются ножки, то это патология, ведь у маленьких деток сильнее выраженный сгибательный тонус. Проходит рефлекс примерно через 1-1,5 месяца. Если есть проблемы с нервной системой, то такого рефлекса не будет.

Защитный рефлекс

Вызвать рефлекс можно тогда, когда ребенка будут укладывать на живот, а он при этом будет поворачивать голову. Такой рефлекс есть в наличии с первых минут жизни ребенка. Если у ребенка есть поражения нервной системы, то защитный рефлекс не будет четко выражаться и если ему не повернуть головку в положении лежа, то малыш может даже задохнуться. Церебральный паралич же вызывает закидывание головы или же сильный ее подъем во время переворачивания на живот.

Родившийся на свет малыш совсем беззащитен и несамостоятелен, он так нуждается в заботе матери. Но мудрая природа предусмотрела все наперед и наделила его специальными механизмами и моделями поведения, которые помогут ему быстро адаптироваться в новом мире и выжить. Эти модели – рефлексы новорожденных, постепенно превращающиеся в координированные действия или угасающие спустя время. О них и поговорим.

Зачем нужны рефлексы?

Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему вы быстро убираете руку, дотронувшись до горячего утюга? Или почему закрываете глаза и отворачиваетесь от слишком яркого света? Вы делаете это неосознанно, точнее, не вы, а ваш организм делает это за вас. Это защитная реакция, которая присутствует у всех людей и отточена она миллионами лет эволюции. Эта реакция – рефлекс.

Принято делить их на две группы:

  • безусловные рефлексы – защитные реакции организма, регулируемые центральной нервной системой. Присутствуют у человека с самого рождения, возникают непроизвольно и не поддаются воле или сознанию. К ним относятся и рефлексы новорожденных, причем некоторые из них исчезают спустя какое-то время после появления на свет (рудиментарные рефлексы), другие «эволюционируют» в более сложные и координированные, а третьи остаются на всю жизнь;
  • ✓ условные – можно назвать своеобразным «личным опытом», поскольку такие реакции организма приобретаются с возрастом и во многом индивидуальны в каждом конкретном случае. Условные реакции долгое время изучал академик Павлов, проводя опыты на бездомных собаках. Классический пример из его опытов: собаке давали лакомство и одновременно включали лампочку. У собаки выделялась слюна при виде еды. Многократные повторения этого эксперимента выработали у собаки условный рефлекс: слюна начинала течь просто при включении лампочки, даже если лакомство не предлагалось. Животное ассоциировало включение лампочки с угощением, поэтому слюнные железы активировались уже «по привычке». Уникальность условного рефлекса в том, что он есть у конкретной особи, основывается на ее личном опыте и не передается по наследству.

Итак, такие бессознательные автоматизмы необходимы для выживания, обеспечения безопасности и постоянства внутренней среды организма (гомеостаза).

Физиологические рефлексы новорожденного

Набор безусловных реакций новорожденного позволяет адаптироваться к новым условиям внешней среды и выжить. В норме доношенный здоровый малыш проявляет все автоматизмы при осмотре неонатолога.

Если рассматривать по назначению, то рефлексы новорожденного можно разделить на несколько групп:

  • ✓ временные, помогающие малышу родиться и беспрепятственно пройти по родовым путям;
  • ✓ защитные, которые видоизменяются и остаются на протяжении всей жизни;
  • ✓ обеспечивающие жизнедеятельность – рефлексы глотания, сосания, дыхания и т.д.

С точки зрения физиологии классификация рефлексов несколько иная. Разделение на группы происходит с учетом их регуляторов ЦНС. Так, различают:

  • ✓ сегментарные автоматизмы, подразделяющиеся на спинальные и оральные. Регулируются сегментами (отсюда и название группы) спинного мозга и мозгового ствола;
  • ✓ надсегментарные, регулируемые центрами продолговатого и среднего мозга.

Сегментарные автоматизмы (спинальные)

Защитный рефлекс

Наблюдается сразу после рождения и постепенно сходит на «нет» уже к началу третьего месяца жизни, т.е. когда малыш уже может уверенно держать головку. Оказавшись лежать на животе, малыш будет стараться повернуть голову на бок для свободного и беспрепятственного дыхания. Конечно, только что родившиеся дети еще не могут держать голову, но в случае нехватки воздуха и препятствия дыханию вполне способны немного ее приподнять и повернуть в сторону.

Такая реакция выражена у доношенных и здоровых детей, в противном случае малыш может задохнуться, если не перевернуть его на спину или не повернуть головку руками.

Автоматическая походка или рефлекс опоры

Новорожденные ходить еще не умеют, но могут отталкиваться от опоры и делать некоординированные движения ногами, чем-то напоминающие походку. Если взять младенца на руки вертикально и приподнять его над поверхностью так, чтобы стопы немного с ней соприкасались, то ребенок может опираться на полную стопу и согнет ноги в коленях. Держа ребенка таким образом и наклонив его немного вперед, можно увидеть, как он старается вышагивать, попеременно подгибая ножки.

Автоматическая походка в норме наблюдается до трехмесячного возраста и является предшественником полноценной координированной походки, развивающейся уже ближе к году и относящейся к условным рефлексам.

Спонтанное ползание (рефлекс Бауэера)

Малыш будет пытаться ползти, отталкиваясь ножками в положении на животе, если к его стопам подставить ладонь, которую он использует как опору. Причем малыш просто отталкивается от ладони, не задействовав ручки.

Такое ползание сохраняется до 4-го месяца у здоровых детей без заболеваний ЦНС и при отсутствии родовых травм.

Хватательный рефлекс

Такое явление очень часто можно заметить в игре с малышом или при манипуляциях с ним. Ребенок крепко зажимает в ладони любой предмет, будь то игрушка или мамин пальчик. Некоторые младенцы настолько сильно сжимают ладонь, что их можно поднять, и они будут держаться. При раздражении центральной части ладошки наблюдается аналогичная реакция.

Рефлекс сохраняется до 3-4 месяцев и постепенно перерастает в координированные действия и манипуляции ручками. Малыш учится держать предметы, перекладывать их из ладони в ладонь, делать это произвольно и осознанно.

Считается, что такое хватание и сильное сжатие кулачка, особенно при испуге, является древнейшей реакцией, передающейся от предков, когда малыш хватался за волосяной покров матери.


Рефлекс Бабинского

Поглаживая по внешней стороне стоп, у ребенка распрямляются ножки и веерообразно растопыриваются пальчики, а если слегка нажать на стопу, то она сожмется по аналогии с ладошкой: малыш подожмет пальчики внутрь, а подошва стопы сморщится.

Подобная реакция считается патологической и свидетельствует о возможных нарушениях ЦНС, детском церебральном параличе, является признаком рассеянного склероза, но считается нормальной у новорожденных и детей до 2 лет вследствие недостаточного развития коры головного мозга.


Рефлекс Галанта

В горизонтальном положении, если провести по участку спины справа или слева от позвоночника, ребенок выгнет спину в ту сторону, с которой было раздражение, а нога со стороны раздражителя разогнется во всех суставах.

Реакция ярко выражена уже с первых минут жизни и сохраняется до 4-6 месяцев.

Автоматизм Переса

Если провести пальцем по отросткам позвоночного столба сверху вниз, слегка надавливая, то малыш зальется криком, выгнет спину и сожмет ручки и ножки. Очевидно, что подобные манипуляции вызывают негативные эмоции у ребенка. Сохраняется такая реакция до 3-4 месяцев.

Нередко подобное следствие испуга можно наблюдать при играх с малышом, при манипуляциях акушера сразу после рождения или просто в быту, например, меняя ребенку подгузник. Резкие звуки рядом с младенцем, хлопки, стуки, неожиданная смена положения, резкое отсутствие опоры или поддержки заставляют ребенка непроизвольно разводить ручки и раскрывать ладошки (первая фаза), а затем возвращаться в исходное положение (вторая фаза).

Рефлекс сохраняется до 4-5 месяцев, а затем постепенно угасает.

Сегментарные автоматизмы (оральные)

Вся группа автоматизмов напрямую связана с сосанием и грудным вскармливанием. Даже если малыш получает жидкую детскую смесь вместо маминого молока, реакция сохраняется и направлена лишь на добычу жидкой пищи.

Сосательный рефлекс

Если дать ребенку грудь, соску, бутылочку или просто ввести палец в ротик на пару сантиметров, то малыш тут же примется сосать. Хорошо развит рефлекс у здоровых и доношенных детей, и позволяет им быть всегда готовыми к приему пищи.

Данная реакция является безусловной и сохраняется достаточно долго: первые 2-3 года жизни, что объясняет пропаганду продолжительного грудного вскармливания среди специалистов и педиатров.

Бытует мнение, что одной из причин вредных детских привычек, таких как сосание пальца, посторонних предметов (постельное белье, уголки одежды и т.п.) могут быть следствием неудовлетворенного сосательного рефлекса. Если причина действительно в этом, то после 2-3 лет такая вредная привычка пройдет без посторонней помощи.

Рефлекс Куссмауля (поисковый)

У младенцев до 3-4 месяцев можно наблюдать такую картину: если погладить/надавить/потрогать уголки рта, серединку верхней или нижней губы, то ребенок приоткроет ротик и будет тянуться в сторону раздражителя, принимая его за мамин сосок или соску от бутылочки. Особенно выражен, когда ребенок голоден или наступило время кормления.

В норме малыш одинаково хорошо реагирует на поглаживания или надавливания с любой стороны.

Хоботковый

При легком ударе пальцами губ ребенка, непроизвольно сокращается круговая мышца рта, вследствие чего грудничок вытягивает губы «трубочкой», опять-таки выражая свою готовность к приему пищи.

(рефлекс Бабкина)

При надавливании на ладонь, малыш сгибает голову и открывает рот. Хорошо выражен с первых дней и наблюдается до 2-3 месяцев, а затем постепенно исчезает.


Надсегментарные автоматизмы

{reklama2}

Рефлекс Магнуса-Кляйна (поза фехтовальщика)

Если малышу в возрасте до двух месяцев в положении лежа на спине повернуть голову на бок так, чтобы подбородок был рядом с плечом, то ребенок вытянет руку, на которую смотрит и нижнюю ногу, а остальные конечности согнет. Это обуславливается работой мышц сгибателей и разгибателей с каждой стороны.

Симметричные тонические рефлексы

Сгибание и разгибание головы напрямую связано с тонусом мышц разгибателей и сгибателей конечностей. Так, при запрокидывании головы повышается тонус сгибателей рук и разгибателей ног. Если голову опустить вниз, наблюдается противоположная картина.

Лабиринтный рефлекс

В положении на животе у малыша повышается тонус сгибателей шеи, спины, конечностей, он принимает позу эмбриона, сворачиваясь «калачиком» и подминая ручки и ножки под себя. Лежа на спине, активизируются уже разгибатели, ребенок «открывается».

Какие еще рефлексы бывают?

У новорожденных есть некоторые автоматизмы, позволяющие им беспрепятственно проходить по родовым путям. Например, малыш может ненадолго задерживать дыхание, если его погрузить с головой в воду или при купании вода случайно попадет ему на лицо. Такую особенность можно использовать, приучая ребенка к воде и плаванию с самого юного возраста. Но будьте крайне осторожны и внимательны, не пытайтесь экспериментировать дома и без присмотра специалиста!

Маленькие дети до полугода, не принимающие твердую пищу, бессознательно могут выталкивать предлагаемый им прикорм языком. Так называемый рефлекс «кляпа» позволяет убрать инородный предмет и освободить ротовую полость и дыхательные пути. Постепенно он угасает к полугоду, но не полностью, а в менее выраженном варианте остается на всю жизнь.


Безусловные реакции организма и диагностика проблем

Наличие тех или иных рефлекторных действий у новорожденного изучается еще в роддоме на первых днях жизни, а затем при плановых осмотрах узких специалистов. Делается это не зря, поскольку таким образом можно идентифицировать врожденные патологии, пороки, нарушения работы центральной нервной системы, наличие родовых травм и прочих патологических состояний.

В табличке ниже рассмотрены некоторые из физиологических автоматизмов новорожденных в норме и при патологиях.


Но не зря говорят, что во всем нужна мера. Отсутствие рефлексов, ровно, как их неполноценность или, наоборот, слишком долгое проявление (к примеру, реакция на испуг с разведением рук в стороны у детей старше 6 месяцев может свидетельствовать о переломе ключицы, параличе и нарушениях в работе ЦНС) – одинаково плохо. Своевременная диагностика и качественная оценка автоматизмов новорожденного позволяет вовремя выявить проблему и назначить соответствующее лечение и принять необходимые меры.

Заключение

Здоровый и счастливый ребенок – радость и отрада для мам и пап. Уже в первые часы жизни состояние новорожденного можно оценить, посмотрев его реакцию на тот или иной раздражитель, оценить степень выраженности физиологических автоматизмов, присущих новорожденному ребенку.

Родители могут оценить наличие тех или иных рефлексов у ребенка и в домашних условиях. Главное, чтобы малыш чувствовал себя комфортно, был сыт, бодр и в хорошем расположении духа. Лучше использовать чистую, умеренно твердую и сухую поверхность. В домашних условиях можно наблюдать рефлексы Моро, Бауэра, Бабинского, опорный рефлекс, автоматическую походку, хватательный и сосательный рефлексы. Главное, что вы должны понимать – ваше любопытство не должно мешать комфорту и безопасности ребенка.

Время чтения: 10 минут

Когда рождается маленький человечек, природа не оставляет его совершенно беззащитным и награждает целым набором жизненно важных способностей, помогающих ему быстро адаптироваться в новом мире, учиться, развиваться. Например, условные и безусловные рефлексы, благодаря которым малыш начинает свои первые дни­– по ним педиатр может легко оценить, насколько развит новорожденный, есть ли какие-то патологии, отклонения. Некоторые рефлексы новорожденных угасают к возрасту трех-четырех месяцев. Остальные будут сопровождать дитя всю остальную жизнь.

Условные рефлексы у новорожденного

Условные рефлексы – это те, которые малыш уже приобретает в процессе получения знаний, навыков, жизни. Не природа наделяет ими, а малыш сам в индивидуальном порядке их обретает и развивает все года последующей жизни. Они более сложные, нежели безусловные, и происходят на подсознательном уровне, даже не заставляя малыша об этом задумываться. Абсолютно у каждого человека такие рефлексы свои, потому что жизненный опыт, полученный одним человеком, будет совершенно индивидуальным и отличным от другого. Рассмотрим некоторые из них:

  • Мама кормит малыша грудью по строго определенному времени (каждые три часа), так у грудничка в течение первых пяти-семи дней развивается рефлексивное возбуждение голода, ребенок начинает плакать и просить есть.

  • Если мать постоянно кормит новорожденного в одном положении, то в течение двух недель у малыша сформировывается такой условный рефлекс положения под грудью. Выражается так: если вы возьмете ребенка на руки и положите в привычное для кормления положение, он моментально начнет производить сосательные движения.

Вышеописанные рефлексы – яркий пример первых индивидуальных приобретенных навыков, которые образовались под воздействием определенных условий в жизни конкретного ребенка. Это прямым образом показывает условно-рефлекторную способность деятельности коры головного мозга, которая устанавливает связь между отдельными событиями.

Безусловные рефлексы

Только родившись, новорожденный еще не умеет контролировать свое тело, движения, потому как головной мозг не полностью сформирован и не может выполнять все необходимые функционирования жизнедеятельности. Поэтому и даны младенцу безусловные рефлексы (их еще называют врожденными), которые обеспечивают его на первом этапе всеми жизненными процессами. Это так называемые автоматизмы, которые являются подконтрольными примитивным центрам головного и спинного мозга, возникают в процессе правильной работы нервной системы.

Если все в порядке, малыш здоров и показатели развития находятся в норме, то он должен иметь целый набор таких автоматизмов, которые не могут отсутствовать в его реакции. К трем или четырем месяцам некоторые из них должны исчезнуть, другие – через год, но их отсутствие показывает специалистам, что возможна патология в развитии ребенка. Остальные же врожденные рефлексы остаются на протяжении всей жизни.

Все эти врожденные навыки, наука разделяет на сегментарные двигательные или оральные безусловные (которые происходят в процессе работы ствола), и спинальные или двигательные (происходят вследствие функционирования спинного мозга).

Первые рефлексы оральной классификации, включают в себя: сосательный автоматизм, поисковый, ладонный-ротовой, хоботковый и прочие безусловные навыки. Спинальные включают в себя: хватательный автоматизм, защитный, автоматический, рефлекс Моро, Бауэра, автоматизм Галанта, опоры и прочие. Все эти навыки новорожденных представлены более подробно в таблице.

Таблица основных рефлексов у новорожденных

Название рефлекса

Краткая характеристика

Рефлекс Моро Определяется тонус мышц ребенка, состояние нервной системы, например, перевозбуждение. Необходим как защитный рефлекс, если у малыша есть угроза падения.
Сосательный Определяет степень зрелости вашего малыша, оказывает успокаивающее действие. В жизни обеспечивает ему быть всегда готовым к новому питанию.
Хватательный Определяет степень развития нервной системы и активности малыша. По этому рефлексу определяется, насколько малютка возбудим.
Робинсона Определяет тонус мышц и цепкость младенца. Впоследствии сменяется развитием тонкой ручной умелости. Достался нашему поколению от первобытных людей, не относится к человеческому развитию.
Хоботковый Проверяются сосательные или мимические мускулы новорожденного, он должен выпячивать губы, имитируя хоботок в ответ на раздражитель.
Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина Показывает, насколько хорошо развивается нервная система. Он выступает одним из самых древних механизмов выживания у новорожденных. Работает по аналогии: помочь найти и обеспечить организм пропитанием любыми способами.
Спинальный автоматизм Галанта Позволяет врачу определить функционирование спинного мозга, все ли в порядке с центральной нервной системой и не получил ли малыш каких-либо травм во время родов.
Шаговый или рефлекс автоматической ходьбы Таким способом проверяется подозрение и наличие ДЦП у младенцев.
Плавательный Еще один защитный рефлекс, который дает не утонуть малышу в экстремальных условиях.
Бауэра Ползательный рефлекс, проверяет мышечный тонус ребеночка, состояние спинного мозга.
Поисковый рефлекс Куссмауля Необходим малышу, чтобы найти грудь своей матери, также обеспечивает готовность к новому виду питания.

Как самостоятельно проверить наличие рефлексов у ребенка

Каждый из упомянутых автоматизмов жизненно важен и необходим новорожденному, помогает ему выживать в экстремальных условиях. Их наличие показывает нормальное развитие малыша, они дают сигналы, если что-то вдруг пошло не так. Ознакомьтесь с характеристиками рефлексов, которые помогут вам самостоятельно определить уровень развития и состояние здоровья вашего любимого малютки:

  • Автоматизм Моро. Проверьте его, громко уронив какой-либо предмет у изголовья малыша (грудничок доложен лежать), или неожиданно приподнимите малютку за ножки, вы увидите, как обе ручки, согнутые в локтях, раскидываются в стороны, растопыриваются пальчики, затем происходит движение обратно, малыш как бы обнимает себя, принимая позу эмбриона. Этот рефлекс проявляется очень хорошо, одинаково для обеих ручек, должна обязательно присутствовать симметрия. Важно обратить на это внимание, потому как в противном случае это может свидетельствовать о травмах в спинном мозге шейного отдела во время родов, плохом тонусе, а если малыш это делает беспричинно, то это отклонения со стороны нервной системы и сразу же необходимо обратиться к детскому врачу-невропатологу. Данный автоматизм у ребенка новорожденного должен угаснуть к 4-5 месячному возрасту.

  • Сосательный. Сосание – это сложный процесс, в котором задействованы пять пар нервов черепа. С помощью этого рефлекса врачи определяют, насколько созрел недоношенный ребенок. Проверяется очень просто: поднесите грудь к ротику малыша, дотроньтесь пустышкой до щечки, он сразу повернется в сторону предмета, а нащупав, начнет быстрые, ритмичные, глотательные движения ротиком, губками, язычком. Он будет сосать все, что будет попадать на расстоянии, близком к ротику. Если закончить процесс кормления, активность данного автоматизма снижается, а буквально через полчаса или час нарастает вновь. Важно удовлетворить сосательный рефлекс у малютки, рано не отбирать соску, стараться кормить только грудью новорожденного. Это важно, потому что, во-первых, сосание – это успокаивающее действие, во-вторых, не удовлетворив свою потребность, детеныш будет потом сосать посторонние предметы (кончик пеленки, прядку маминых волос, свой пальчик и кусать ноготки). Сосательные склонности начинают ослабевать у новорожденных деток к первому году жизни, а полностью уйдут к полутора годам.

  • Хватательный. Проверьте его, вложив свой палец в ладошку малыша. Он должен согнуть свои пальчики, схватиться за вас кулачком, иногда это бывает так цепко и крепко, чтобы может повиснуть у вас на руке. Если малютка голоден, то хватание будет более выраженным. Смотрите на то, как происходит процесс хватания: нормальный, активный или слабый. В первом случае нервная система чересчур возбудима, а во втором, наоборот, отстает. Оба варианта требуют, чтобы вы показали крошку доктору. Угасание происходит до трех-четырех месяцев, а на смену приходит произвольная хватка (увидел предмет – взял).

  • Автоматизм Робинсона. По-другому называют цеплятельным, а проверяют похожим способом, как и в предыдущем случае: прикоснитесь к ладошке новорожденного – и это движение вызовет удивительную реакцию захватывания, как у обезьянки. Иногда, даже трудно разгибать пальчики. Он сменяется осознанными действиями в дальнейшем: удерживанием и хватанием предметов. Данная рефлекторная реакция должна исчезнуть к возрасту четырех месяцев.

  • Хоботковый. Положив новорожденного на спинку, прикоснитесь легким, отрывистым движением соски или своего пальца к верхней губке малютки. Он должен вытянуть ротик в трубочку, чем-то похожую на «хоботок», в этом случае происходит автоматическое сокращение сосательных мышц (круговая мышца рта). Должен угаснуть к возрасту двух-трех месяцев. В противном случае это может означать органическую патологию со стороны головного мозга, покажите ребенка неврологу.

  • Ладонно-ротовой автоматизм Бабкина. Чтобы его проверить, осторожно надавите своей рукой в центре ладошки ребенка. Вы увидите, как он откроет ротик, приподнимет головку в вашу сторону. Если малютка голоден, то автоматизм Бабкина будет наблюдаться максимально ярко. В случае, если его нет, отсутствует симметрия в движениях. Когда такая ситуация длится более трех месяцев, есть повод подозревать патологии со стороны нервной системы малыша. Возможно это следствие родового процесса и травмы шейного отдела во время. Ладонно-ротовой автоматизм угасает к возрасту трех-четырех месяцев новорожденного.

  • Спинальный Галанта. Проверяется таким способом: выложите малыша на живот аккуратно, без надавливаний, проведите своим пальцем вдоль одной стороны позвоночника (отступите от позвоночника приблизительно 1 сантиметр). Если вы это сделали слева, то малютка выгнет спинку в противоположную сторону и должен сгибать левую ножку. Проверьте обе стороны: реакция в норме, если все движения одинаковы. Этим врачи проверяют правильность развития нервной системы новорожденного. Автоматизм Галанта должен угаснуть к возрасту шести месяцев.

  • Шаговый или автоматический рефлекс ходьбы. Аккуратно берем малыша за ручки (под мышками), приподнимаем в вертикальном состоянии над полом, например, пусть он слегка коснется поверхности ножками. Наклоните в области таза вперед – он должен произвести несколько шагов, как бы переступания, иногда детки имитируют движения ходьбы по лестнице. Некоторые малыши могут скрещивать ножки в районе голени – что является нормальным первые полтора месяца. Если данный автоматизм отсутствует или он асимметричный, то это говорит о патологиях в поясничном отделе позвоночника или со стороны нервной системы. Также при наличии ДЦП автоматизмы опоры и ходьбы задерживаются и растягиваются во времени. В норме эти рефлекторные движения должны угаснуть в возрасте до полутора месяцев.

  • Плавательный. Проверьте, положив ребенка на воду: он начнет барахтаться, пытаться удерживаться некоторое время на поверхности, пока мама не подхватит дитя. Данный автоматизм еще до конца не изучен. Считается, что малыша необходимо с такого маленького возраста учить плавать и подныривать. Однако многие ученые не очень хорошо отзываются о данном методе, т.к. оставляя малыша в воде, вы создаете условия потенциальной опасности, и малыш получает большой стресс. Он в дальнейшем может атрофировать страх и инстинкт самосохранения, а еще этот способ не самым лучшим образом влияет на вестибулярный аппарат. Также, если вы станете учить плаванию малютку в столь раннем возрасте, то бессознательный автоматизм исчезнет, а навыки плавания придется развивать заново.

  • Бауэра. Чтобы проверить данный автоматизм, выложите ребеночка на животик, подставьте ладонь либо какой-нибудь предмет к стопе, и вы увидите, как малыш пытается оттолкнуться и выполнить ползающие движения. Проявляется такое ползание после трех-четырех дней от рождения, а угасает к четырем месяцем. Бывают и спонтанные рефлекторные ползания, происходящие без опоры, поэтому стоит быть внимательным и не оставлять малыша одного на высоких поверхностях, потому что существует огромный риск падения. Обратите внимание на движения малютки (они должны быть асимметричные), его активность, если они отсутствуют, то стоит проверить признаки ЦНС, травмы спинного мозга, внутричерепные кровоизлияния.

  • Поисковый автоматизм Куссмауля. Проверить данный оральный рефлекс следует таким способом: осторожно, методом поглаживания своим пальцем в углу ротика младенца. Вы увидите, как он начнет совершать поисковые движения маминой груди: нижняя губка опустится, потянувшись в вашу сторону вместе с язычком. Только не прикасайтесь к губкам новорожденного – так проверяется другой рефлекс. Этот автоматизм проявляется в первые 3-5 месяцев жизни малыша.

Проверяя все автоматизмы у своего малыша, производите осторожные, нежные, легкие движения, не создавая ему ни малейшего дискомфорта. Если новорожденный сразу же от вас отвернется, вы не только не получите результата, но и увидите первое недовольство крохи, вызванное неприятными манипуляциями с ним. Малыш расплачется, и тут уже будет не до проверок наличия тех или иных рефлексов.

Видео: Физиологические рефлексы у грудничков

Любая мама беспокоится о здоровье своего чада, тем более, если это совсем еще маленький и беззащитный грудничок. Хотелось бы все охватить, сразу узнать всю полезную и необходимую информацию о том, как проверить те или иные рефлексы новорожденных, что делать, если автоматизм не проявляется, чем это чревато и каких последствий следует ожидать в дальнейшем. Смотрите видео, на тему физиологических рефлексов у младенцев, в котором вы получите ответы на многие интересующие вас вопросы:

Двигательные функции ребенка закладываются задолго до его рождения, уже в утробе матери. Внутриутробное движение рук и ног приводит к тому, что в момент рождения ребенок начинает двигаться. Мышечное и структурное развитие, достигнутое в утробе, вкупе с нервным контролем позволяют младенцу осуществлять движения сразу при появлении на свет. В первые часы после рождения у ребенка наблюдаются: шагательный, хватательный, плавательный рефлексы, рефлекс ползания и др. Задатки пренатального внутриутробного движения плавно переходят в постнатальное (после появления ребенка на свет).

У новорожденного отсутствуют движения, направленные на сохранение определенной позы. У него преобладает тонус мышц-сгибателей. В состоянии покоя пальцы его обычно сжаты в кулачки, а ноги подтянуты к животу. Отдельные движения конечностей отрывисты и резки.

При соприкосновении стопы с твердой поверхностью ребенок начинает выполнять медленные примитивные движения, напоминающие ходьбу.
Безусловные физиологические рефлексы новорожденного редуцируются в течение нескольких месяцев, что необходимо для правильного развития. Например, развитие моторных навыков кисти невозможно без угасания хватательного рефлекса. Прогностическая ценность отклонений, обнаруживаемых при оценке безусловных рефлексов, весьма невелика.

При опоре на стопы во время легкого наклона тела кпереди ребенок делает шаговые движения. Шаговый рефлекс в норме хорошо вызывается у всех новорожденных и исчезает к 2 месяцам жизни. Оценка рефлекса автоматической ходьбы очень важна для врача, так как помогает выявить место поражения нервной системы и ее степень.

Тревожными признаками являются отсутствие рефлекса автоматической ходьбы или ходьба на «цыпочках» с перекрестом ног.

У новорожденного нет готовности к стоянию, но он способен к опорной реакции. Если держать ребенка вертикально на весу, то он сгибает ноги во всех суставах. Поставленный на опору ребенок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Положительная опорная реакция нижних конечностей является подготовкой к шаговым движениям. Если новорожденного слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения (автоматическая походка новорожденных - прим. сайт). Иногда при ходьбе новорожденные перекрещивают ноги на уровне нижней трети голени и стоп. Это вызвано более сильным сокращением аддукторов, что является физиологичным для этого возраста и внешне напоминает походку при детском церебральном параличе.

Реакция опоры и автоматическая походка физиологичны до 1-1,5 месяцев, затем они угнетаются и развивается физиологическая астезия-абазия. Только к концу 1-го года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить, которая рассматривается как условный рефлекс и для своего осуществления требует нормальной функции коры больших полушарий.

У новорожденных с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция опоры и автоматическая походка часто угнетены или отсутствуют. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях реакция опоры и автоматическая походка отсутствуют из-за резкой мышечной гипотонии.
У детей с поражением ЦНС автоматическая походка задерживается надолго.

Формирование ходьбы начинается с попыток переступать (примерно в 5 месяцев). К 8 месяцам дети уже хорошо переступают, Делая большое количество шагов, если их поддерживать под мышки. Затем они начинают ходить, держась двумя руками за перила, Подвижный стул или поддерживаемые взрослыми. От 9 до 11 месяцев ходьба становится возможной и при поддержании ребенка только за одну ручку. К году, а иногда и позже они научаются ходить совершенно самостоятельно, делая сначала несколько шагов и, наконец, преодолевая большие расстояния.

Сидение, стояние, вставание, ходьба представляют собой сложные двигательные акты, построенные по типу цепных рефлексов. Овладение ими и произвольное выполнение их ребенком свидетельствуют о больших успехах в развитии у него моторики.