Что такое дисграфия, разновидности и методы ее лечения. Причины, симптомы и лечение дисграфии у детей

Дисграфия – это стойкое расстройство процесса письма, обусловленное нарушением психических функций, регулирующих способность обучения устной и письменной речи. Отклонение проявляется типичными, постоянно повторяющимися ошибками, от которых человек не может избавиться самостоятельно. Дисграфия очень распространена: она наблюдается у 53% детей в возрасте 8-8,5 лет и почти у 40% учащихся средней школы. Причем речь не идет о некрасивом почерке, неаккуратном письме или нарушениях орфографических правил и норм.

Мы поможем родителям понять, есть ли у их детей склонность к дисграфии, и расскажем о способах ее коррекции.

Источник: depositphotos.com

Не игнорируйте проблему

Обнаружив, что ребенок не слишком успешно осваивает навыки письма, многие родители винят в этом «невнимательных» учителей. И напрасно. Дисграфия у малышей, как правило, впоследствии развивается из-за воздействия различных факторов в намного более раннем возрасте. В их числе:

  • пороки внутриутробного развития;
  • родовые травмы или асфиксия в момент появления на свет;
  • тяжелые инфекционные заболевания (энцефалиты, менингиты и другие болезни, истощающие нервную систему);
  • опухоли головного мозга;
  • задержки психического развития;
  • речевые нарушения.

В группе риска находятся дети, чьи родители имеют небольшой словарный запас, обладают нечеткой или неправильной речью либо просто не утруждают себя общением с малышом. Как ни странно, дисграфия встречается и у тех, с кем до поступления в школу занимались слишком активно, принуждая усваивать информацию, слишком сложную для восприятия.

При наличии дисграфии не стоит надеяться, что ребенок «перерастет» проблему. Стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием норм правописания, требуют коррекции с участием психолога, логопеда, педагогов и, разумеется, родителей. Кроме того, некоторые пациенты нуждаются в помощи невролога, отоларинголога, реабилитолога и т. д.

Будьте терпеливыми

Обильные и элементарные ошибки в письме, которые делает ребенок с дисграфией, взрослых, как правило, раздражают, тем более что особенностью дисграфии является настойчивое повторение одних и тех же ошибок. Наиболее распространены следующие:

  • путаница в написании букв, сходных фонетически («г» и «к», «д» и «т», «б» и «п») или графически («ш» и «щ», «х» и «ж», «л» и «м»);
  • написание заглавных букв вместо строчных (и наоборот);
  • зеркальное отображение букв;
  • перестановка слогов в словах;
  • добавление в слова лишних слогов или букв;
  • отсутствие в словах окончаний;
  • несогласованность родовых, числовых и падежных окончаний;
  • нарушения структуры текста, пропуски членов предложений.

Между тем, занимаясь с малышом с дисграфией, нельзя торопиться и раздражаться. Взрослый человек должен отдавать себе отчет в том, что элементарное для него самого задание для ребенка таковым не является. Присутствие сердитого и нетерпеливого наставника только ухудшает ситуацию и увеличивает количество ошибок.

Организуйте место учебы

Ребенок должен заниматься в хорошо проветренном и правильно освещенном помещении. Важно, чтобы ничто не отвлекало его: нужно выключить компьютер и телевизор, убрать со стола лишние предметы, по возможности попросить других членов семьи удалиться из комнаты. Особое внимание следует обратить на мебель и канцелярские принадлежности: стол, стул, а также ручка или карандаш, которыми пишет малыш, должны быть максимально удобными.

Избегайте переутомления

У ребенка, страдающего дисграфией, навык письма по-настоящему не сформирован. Длинные занятия его утомляют, из-за чего необходимы регулярные перерывы на 10-15 минут. В это время он может побегать, выпить стакан сока или съесть яблоко, поиграть. Ни в коем случае нельзя совмещать работу над текстом с просмотром телепередач или компьютерной игрой: малышу будет сложно сосредоточиться.

Играйте с ребенком

Младшие школьники проще усваивают информацию, поданную в игровой форме. Существует множество методик обучения письму с использованием ребусов, загадок, раскрасок и т. д. Разумеется, их нужно подбирать индивидуально; по данному поводу полезно проконсультироваться с психологом и логопедом.

Проговаривайте проблемные слова

Специалисты советуют подробно объяснять ребенку написание каждого слова, многократно повторяя вслух и четко артикулируя проблемные моменты. Важно, чтобы малыш тоже проговаривал по слогам слова, которые пишет. Каждую ошибку следует исправлять, повторяя слово заново. Дело в таком случае продвигается медленно, но обвинять ребенка в отсутствии сообразительности недопустимо: это может свести на нет весь эффект занятий.

Читайте вслух

Богатство словарного запаса, общее развитие человека и качество его письма находятся в прямой зависимости от того, как много художественной литературы он читает и как легко ему дается названный процесс. Для детей с дисграфией чтение, как правило, проблематично. Исправить положение сложно, поскольку отношение к чтению как к занятию трудному, неприятному и бесполезному к 7-8 годам уже сформировано. Но даже в такой ситуации нужно постараться заинтересовать ребенка книгами.

Для начала подойдут короткие рассказы или стихи, веселые, занимательные истории. Нельзя заставлять ребенка читать и оставлять его наедине с этим занятием. Лучше устраивать чтения вслух, по очереди или по ролям. Родители же должны следить за тем, чтобы малыш тщательно проговаривал все слова и обращал внимание на их правильное написание.

Обеспечьте ребенку моральную поддержку

При дисграфии ребенку сложно учиться в школе. Он испытывает на себе постоянное недовольство учителей и привыкает считать себя менее успешным, чем сверстники. Да и одноклассники порой относятся к нему без симпатии, насмехаясь над «тупостью», что еще больше угнетает и приводит к снижению самооценки.

В такой ситуации только любовь и понимание родителей могут исправить положение или хотя бы уменьшить остроту проблемы. Взрослые члены семьи должны позаботиться о том, чтобы малыш получил всю необходимую помощь (занятия со специалистами, диагностику и лечение имеющихся у него заболеваний, доброжелательное отношение при выполнении заданий). Важно как можно чаще хвалить малыша, отмечать любые его успехи и не ругать за ошибки и неудачи.

По мнению специалистов, дисграфию можно зафиксировать у ребенка, достигшего 8 лет. К этому времени основные навыки письменной речи в норме уже сформированы. О наличии проблемы свидетельствуют типичные, навязчиво повторяющиеся дефекты письма. Они почти всегда сочетаются с небогатым словарным запасом, речевыми нарушениями, слабой памятью. Помимо дисграфии, у таких детей часто наблюдаются гиперактивность, низкая работоспособность и сложности с концентрацией внимания.

Отклонение поддается коррекции, но степень исправления напрямую зависит от усилий, приложенных близкими. Важно понимать, что дисграфия никогда не проходит сама. Чем раньше малыш попадет в руки специалистов и чем тщательнее будут выполнены их рекомендации, тем лучше будет результат. Желательно, чтобы к окончанию начальной школы ребенок полностью овладел навыками письма; в противном случае неизбежны проблемы с последующим обучением и социальной реализацией.

Видео с YouTube по теме статьи:

Дисграфия у детей характеризуется трудностями при овладении процессом письма при абсолютно нормальном, развитом интеллекте. Дисграфия – не самостоятельное изолированное нарушение, часто сопровождается другими расстройствами: , онр, зпп и зпр.

Ребенок с дисграфией совершает стойкие, повторяющиеся ошибки, что обусловлено незрелостью высшей психической деятельности, которая принимает активное участие в процессе письма. Такое нарушение доставляет детям множество проблем и препятствий в овладении грамотой и грамматикой письменной речи. Также ребенка с дисграфией сложнее научить читать.

Точные причины дисграфии определить сложно, на формирование нарушения влияет множество различных факторов, основным из которых является неравномерное формирование полушарий головного мозга. Есть мнение, что дисграфия обусловлена генетической предрасположенностью. Также обнаруживались симптомы дисграфии у детей из двуязычных семей.

Комплексные причины формирования дисграфии заключаются в:

  • Низком уровне интеллекта. Чтобы детей научить писать и читать, требуется уровень интеллекта от среднего и выше, иначе возникнут трудности с восприятием устной речи и запоминанием написания букв.
  • Трудностях с с установлением последовательности. Если ребенок не разбирается с последовательностью, не способен быстро организовать детали подробной информации в правильном порядке, тогда в процессе письма появляются проблемы с организацией последовательности букв. Ребенку приходится либо читать и писать медленно, но правильно, либо быстро, но без соблюдения грамматики и пунктуации.
  • Слабой обработке и анализе зрительной информации. Дисграфия часто формируется у детей, которым трудно читать, обрабатывать визуальную информацию, записанную на странице.

Диагностика

Каких детей можно отнести в категорию склонных к дисграфии?

  • дети, которые пишут левой рукой;
  • переученные левши, пишущие правой рукой;
  • из двуязычных семей;
  • имеющие другие проблемы с речью (зрр, логоневрозы);
  • с нарушениями внимания и памяти;
  • слишком рано начавшие обучение в школе;
  • дети, которые в процессе письма регулярно пропускают буквы, не дописывают слово;
  • с нарушениями фонетического восприятия (пишут «том» вместо «дом»);
  • неправильно произносят слова и пишут так же («лак» вместо «рак»).

Речевая карта

Для диагностики онр у детей и последующей коррекции существует специальный метод анкетирования – речевая карта . Речевая карта помогает провести всестороннее обследование онр у ребенка, в том числе нарушения речевого стоя, умения произносить и различать звуки, анализировать и синтезировать состав слова, навыки чтения и письма. В целях ознакомления приводим примеры лучших речевых карт, применяемых логопедами для диагностики и коррекции онр у детей.

Признаки

Основные признаки дисграфии у детей заключаются в большом количестве ошибок, которые дети допускают в процессе письма. Дети с дисграфией не различают буквы «Р» и «Ь», «З» и «Э», у них ужасный неразборчивый почерк . Под диктовку такие дети пишут очень медленно.

Родители, которые не знают, что их дети стали обладателем дисграфии, ругают детей, считая, что все проблемы обусловлены нежеланием учиться. Учителя ставят плохие отметки, а сверстники насмехаются.

Столкнувшись с таким отношением, дети могут замыкаться в себе, потерять интерес к учебе, прогуливать уроки, занятия письмом и чтением не доставляют удовольствия. Повышается тревожность, ребенку сложно справиться с проблемой самостоятельно, особенно если заболевание возникло на фоне онр и зпр.

Нужно научиться отличать ошибки, которые ребенок допускает, не зная грамматики и орфографии от ошибок, характеризующих симптомы дисграфии:

  • Ошибки, сделанные ребенком с дисграфией, обусловлены патологиями в процессе формирования функций психики, отвечающих за навык письма. Ребенок не различает фонемы на слух или произнося их, не может правильно разложить предложение на составляющие слова, не понимают принцип лексическо-грамматического устройства речи.
  • При дисграфии ребенок может делать те же ошибки, что и здоровый сверстник, однако в большем количестве и тенденция сохраняется надолго, тяжело поддается коррекции.
  • Ошибки, которые могут делать дети с нарушениями внимания, педагогически запущенные, не относятся к характерным признакам дисграфии и не имеют связи с формированием психических функций.
  • Характерным признаком дисграфии является замена тех букв, которые находятся в сильной фонетической позиции: «корофкий» вместо «короткий», «окн» вместо «окно». А обычная орфографическая неграмотность проявляется только при ошибках в слабой позиции: «ростет» вместо «растет».
  • Дисграфия – явление характерное для детей школьного возраста. У дошкольников нарушение пока закреплено только на физиологическом уровне.
  • Дисграфия практически всегда сопровождается другими нарушениями: неврологическими дисфункциями, патологиями зрения, слуха, речи.

Виды

Дисграфия у детей подразделяется на пять основных видов, поэтому, чтобы выбрать верные методы коррекции, важно определить какая из форм проявилась у ребенка.

Артикуляторно-акустическая

При артикулярно-акустической форме дисграфии дети неправильно произносят, следовательно неправильно записывают слова – как говорят, так и пишут. Коррекция данной формы начинается с постановки правильного произношения звуков.

Акустическая

Признаки акустической дисграфии характеризуются склонностью ребенка заменять при написании правильные буквы соответствующими звуками. Так глухие звуки П, Т, Ш ребенок заменяет звуками Б, Д, Ж, шипящие Ж, Ш заменяются свистящими З, С. При этом в устной речи таких нарушений не возникает.

Аграмматическая

Симптомы аграмматической дисграфии возникают у детей с общим недоразвитием речи, в частности грамматического строя. Ошибки, совершаемые ребенком при написании слов, носят постоянный, устойчивый характер, словно в процессе письма ребенок совершенно не придерживается грамматических правил. Диагностику данного вида дисграфии можно провести только среди учащихся третьих и выше классов, так как ранее признаки аграмматической формы не проявляются.

  • Не пренебрегайте прочтением:

Оптическая

Причины формирования оптической формы дисграфии – нарушения способности анализировать пространственные и зрительные образы. Все буквы состоят из одинаковых элементов: прямых и округлых линий, скомбинированных так, чтобы образовывались разные символы. При неправильном зрительном восприятии различия между символами стираются, поэтому ребенок не может различать и записывать буквы.

Моторная

Моторная дисграфия формируется на фоне неспособности синтезировать составляющие части речи. Ребенок при написании слова часто пропускает буквы, слоги. Слова написаны без окончаний либо с перестановками, повторениями букв, добавлением в состав слова лишних букв и слогов. Бывает, что в одном слове ребенок соединяет в одну конструкцию два слова, приставки пишет отдельно, а союзы слитно со словом.

Коррекция

Лечение дисграфии требует совместных усилий со стороны родителей, логопедов, педагогов и самого ребенка. Если ребенок испытывает трудности с устной речью, то лечение нужно начать с занятия по коррекции произношения.

Обычно при дисграфии хорошо развита визуальная память, которая компенсирует дефект. Поэтому такое упражнение, как исправление допущенных ошибок, не эффективно. Навыки ребенка не будут развиваться, а исправление ошибок станет всего лишь автоматическим эффектом, заучиванием.

Лучший способ коррекции – занятия с написанием диктантов. Предварительно читается текст. Буквы, знаки препинания проговариваются перед написанием и во время диктанта.

Лечение дисграфии должно быть максимально комфортным, без отрицательных эмоций. Нельзя ругать ребенка, заставлять переписывать текст снова и снова. Такое поведение вызывает неуверенность в собственных силах и неприязнь к письму. Невозможно научить ребенка читать и писать силой. Также не стоит показывать свою чрезмерную озабоченность заболеванием, чтобы у ребенка не появилось чувство неполноценности и лишняя тревожность.

Хвалите ребенка, в меру, не перехваливая, но хвалите за каждый успешный шаг. Тогда лечение обретет приятные ассоциации и результат будет достигнут быстрее.

Упражнения

Если лечение проводит логопед, то коррекция будет разработана по специальной системе. Специалисты используют методы речевой игры, игры со специальной азбукой. Азбука устроена так, что ребенку предстоит сложить слово и выделить его грамматические элементы. Лечение помогает обучить правильному произношению проблемных звуков и запоминанию соответствующих букв.

Анализ слова

Логопед объясняет ребенку, как различаются твердые и мягкие, звонкие и глухие звуки. В процессе коррекции ребенок повторяет слова, подбирает слова по заданному звуку, анализирует из каких звуков, букв, слогов состоят слова. Очень эффективны наглядные упражнения с использованием различных предметов, напоминающих очертания букв: Л – лестница, О – обруч, С – месяц.

  • Рекомендуем к прочтению:

Выделение букв

В коррекции дисграфии используют специальные упражнения на поиск и выделение заданных букв. Ребенку предлагают небольшой текст – несколько абзацев, напечатанных крупным шрифтом, достаточно скучный, чтобы ребенок не отвлекался на содержание. Задача ребенка в тексте найти и выделить заданную букву или несколько букв: зачеркнуть букву У во всех словах, потом все буквы З и т.д. Время упражнения около 5 минут.

Через несколько дней задание усложняют. Теперь ребенку предстоит находить и выделять парные буквы. Одну из букв нужно подчеркнуть, а другую обвести. При выборе букв, логопед старается поставить в пару те символы, с которыми у ребенка возникают проблемы.

  • Возьмите на заметку:

Проговаривание звуков

При написании диктантов обязательно четко проговаривать звуки, которые в устной и письменной речи отличаются. В устной речи: «На стале стаит крушка», но при написании ребенок должен проговаривать: «На стОлЕ стОиТ круЖкА», акцентируя внимание на произношении и написании выделенных букв. Окончание слова обязательно нужно озвучить, если ребенок имеет склонность не дописывать слова до конца.

Требуемое для письма). Она часто совпадает с другими нарушениями обучения, такими как нарушения речи, синдром дефицита внимания или диспраксия. В Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM-IV) дисграфия характеризуется как нарушение обучаемости в категории письменной речи, когда навыки письма человека не соответствуют ожидаемым, учитывая его возраст , что оценивается посредством интеллекта и соответствующего возрастного образования. Модуль DSM не ясен в том, относится ли письмо или нет только к моторике, участвующей в письме, или оно также включает орфографические навыки и правописание.

... также характерны для дислексии. Дислексики, как правило, плохо произносят слова по буквам, это свойство иногда называют дисорфографией или дисграфией , и это зависит от орфографического кодирования. Проблемы переносятся в подростковый и взрослый возраст и им могут сопутствовать...

Слово дисграфия происходит от греческих слов dys (нарушение) и graphia (писать от руки).

В акте письма есть, по крайней мере, два этапа: лингвистический и моторно-экспрессивно-практический. Лингвистический этап включает кодирование слуховой и визуальной информации в символы для букв и написанных слов. Он опосредован через угловую извилину, которая обеспечивает языковые правила, которые управляют письмом. Моторный этап – в нем выражение написанных слов или графем соединяется. Этот этап опосредован областью письма Экснера в лобной доле.

Это расстройство следует отличать от аграфии, являющейся потерей способности писать, приобретенной в результате черепно-мозговой травмы , инсульта или прогрессирующей болезни .

Классификация

Дисграфия часто, но не всегда, сопровождается другими разногласиями в обучении, такими как дислексия или синдром дефицита внимания. Это может повлиять на тип дисграфии, которая может быть у человека. Специалисты определили три основных подтипа дисграфии. Информации о различных типах дисграфии мало, и есть, вероятно, больше подтипов, чем те, что перечислены ниже. У некоторых детей может быть комбинация двух или более из них, и индивидуальные признаки могут варьироваться в представлении от того, что описано здесь. Наиболее распространенные проявления – моторная дисграфия/аграфия в результате повреждения какой-либо части моторной коры в теменных долях.

Дислексическая

У людей с дислексической дисграфией спонтанно письменная работа неразборчивая. Копирование довольно хорошее, но написание, как правило, плохое. Скорость нажатия пальца (способ определения проблем с мелкой моторикой) нормальная, указывая на то, что дефицит, вероятно, не проистекает из повреждений мозжечка.

Моторная

Моторная дисграфия связана с нарушением навыков мелкой моторики, слабой праворукостью, слабым мышечным тонусом или неопределенной двигательной неуклюжестью. Приемлемыми для письма оказываются лишь очень короткие образцы рукописания, но это требует неимоверных усилий и необоснованного количества времени. К тому же, это нельзя выдерживать в течение значительного периода времени, так как усилия приводят к напряжению рук, как при артрите. Как правило, письменные работы у таких людей плохие и неразборчивые, даже если копируются на глаз с другого документа, и рисовать им трудно. Запись по буквам у этих лиц нормальная, а скорость нажима пальца ниже нормы . Это указывает на проблемы с мелкой моторикой у этих лиц. Люди с развитием расстройства координации могут также страдать от дисграфии. Почерк часто искажается из-за того, что они неправильно держат ручку или карандаш.

Пространственная

У человека с пространственной дисграфией нарушено понимание пространства. У них неразборчивое спонтанное письмо, неразборчивое копирование и проблемы со способностями к черчению. У них нормальная запись по буквам и скорость нажима пальца, предполагая, что этот подтип не основан на мелкой моторике.

Видео о дисграфии

Признаки и симптомы дисграфии

Симптомы дисграфии часто упускаются из виду или объясняются тем, что учащийся ленится, немотивирован, безответственный или страдает от замедленной визуально-моторной обработки. Чтобы был поставлен этот диагноз, нужно иметь кластер, но не обязательно все, следующих симптомов:

  • Спазмы пальцев при написании коротких записей;
  • Странные направления запястья, руки, тела или бумаги, такие как изгиб руки в форме буквы L;
  • Чрезмерные подчистки;
  • Смешанные прописные и строчные буквы;
  • Непоследовательность формы и размера букв или незавершенные буквы;
  • Злоупотребление линиями и полями;
  • Неэффективная скорость копирования;
  • Невнимательность к деталям при написании;
  • Частая необходимость в словесных сигналах;
  • Ссылка в основном на зрение для написания;
  • Плохая разборчивость;
  • Рукописные способности, которые могут помешать орфографии и письменной композиции;
  • Затрудненный перевод идеи в письменную форму, иногда используя неправильные слова;
  • Возможная боль во время письма.

Дисграфия может вызвать у учащегося эмоциональную травму часто из-за того, что никто не может прочитать написанное им, и он знает, что не учится на одном уровне со сверстниками. Эмоциональные проблемы, которые могут возникнуть наряду с дисграфией, включают нарушение самооценки, снижение веры в собственные силы, повышенную тревожность и депрессию. Такие учащиеся могут прикладывать дополнительные усилия, чтобы добиться того же, что и сверстники, но часто разочаровываются, потому что чувствуют, что их тяжелая работа не окупается.

Дисграфию трудно обнаружить, так как она не влияет на конкретный возраст, пол или интеллект . Основной проблемой в попытке обнаружить ее становится то, что люди скрывают свои затруднения за плавностью речи, потому что им стыдно, что они не могут достичь тех же целей, что их сверстники. Наличие этого расстройства не связано с отсутствием познавательных способностей, и это не редкость у интеллектуально одаренных людей, но из-за него интеллектуальные способности часто не определяются.

Сопутствующие состояния

Есть некоторые общие проблемы, не связанные с дисграфией, но часто ассоциирующиеся с ней, наиболее распространенной из которых является стресс . Часто дети (и взрослые) с этим расстройством сильно переживают из-за письменных заданий (и написания по буквам); дети младшего возраста могут плакать, гримасничать или отказываться от выполнения письменных заданий. Это разочарование может привести к повышенному стрессу у ребенка (или взрослого) и даже к болезням, вызванным стрессом. Это может быть результатом каких-либо симптомов дисграфии.

Причины

Дисграфия считается биологическим расстройством с основами в генетике и головном мозге. В частности, это проблема работы памяти. При ней у людей не развиваются нормальные связи между различными областями мозга, необходимыми для записи. Таким людям трудно автоматически запоминать и осваивать последовательность моторных движений, необходимых для записи букв или цифр. Дисграфия также отчасти обусловлена скрытыми проблемами в орфографическом кодировании, орфографическом цикле и графомоторном результате (движения , которые приводят к письменной форме) руками, пальцами и исполнительными функциями, которые участвуют в письме. Орфографический цикл – это сохранение написанных слов в воображении, соединенных через последовательные движения пальцев для двигательного результата посредством руки с обратной связью от глаз .

Лечение дисграфии

Лечение дисграфии варьируется и может включать лечение двигательных расстройств, чтобы помочь контролировать движения при письме. Использование учебной терапии может быть эффективным в классе, если учителя хорошо информированы о дисграфии. Другие методы лечения могут быть посвящены нарушениям памяти или другим неврологическим проблемам. Некоторые врачи рекомендуют таким людям пользоваться компьютерами, чтобы избежать проблем с рукописанием. Иногда можно частично преодолеть это расстройство при помощи соответствующих и сознательных усилий и обучения. Международная ассоциация дислексии предполагает использование кинестетической памяти в раннем обучении, чтобы ребенок выучил наизусть, как писать буквы, а позднее выполнял упражнения с закрытыми глазами или отвернувшись, чтобы укрепить ощущение написания букв. Она также предлагает обучать учащихся скорописи, так как это может помочь уменьшить проблемы с интервалами, по крайней мере, в пределах слова.

Диагностика дисграфии может быть сложной, но может осуществляться в учреждениях, специализирующихся на нарушениях обучаемости. Предполагается, что те, кто считают, что у них дисграфия, должны обратиться к квалифицированному врачу для проверки. У клинициста пациент должен самостоятельно генерировать письменные предложения и абзацы и копировать соответствующие возрасту тексты. Специалист оценит результат письменной работы, а также будет наблюдать за позой клиента при написании, захватом инструмента для письма и попросит пациента нажать пальцем или повернуть запястье несколько раз, чтобы оценить мелкую моторику.

Школа

Специальной образовательной категории для учащихся с дисграфией нет. Например, в США Национальный центр обучения инвалидов предполагает, что детей с этим расстройством следует рассматривать в каждом конкретном случае на индивидуальной основе с индивидуальной программой обучения, или обеспечить индивидуальное обучение для реализации альтернативных способов сдачи работы и изменения заданий, чтобы избежать области слабости. Учащиеся с дисграфией часто не могут выполнить письменные задания разборчиво, приемлемо по длине и содержанию или в течение заданного времени. Предполагается, что такие учащиеся должны получать специализированные инструкции, которые подходят для них, то есть каждый набор инструкций может отличаться для каждого ребенка. Самыми полезными для детей будут четкие и подробные инструкции, помощь в преобразовании на нескольких уровнях языка, обзор и пересмотр заданий или способов письма. Прямая явная инструкция по формированию буквы и проделывание упражнений под руководством преподавателя помогут учащимся достичь автоматического рукописания перед тем, как они используют буквы, чтобы писать слова, фразы и предложения. Некоторым старшим детям пойдет на пользу использование персонального компьютера или ноутбука в классе, так что они не будут разочаровываться, что они отстают от своих сверстников.

Также предлагалось, чтобы учителя учащихся с дисграфией решали, будет ли их внимание сосредоточено на рукописании (печати) или наборе текста на клавиатуре. В любом случае, на пользу пойдет обучение скорописи, так как это используется учителями ежедневно в классах. Для учителя может быть полезной разработка других методов оценки знаний такого ребенка, помимо письменных тестов, примером может быть устное тестирование. Это вызывает меньше разочарования для ребенка, поскольку он получит возможность приобрести знания от учителя, не беспокоясь о том, как выразить на письме свои мысли.

Количество учащихся с дисграфией может увеличиться с 4% в начальных классах, в связи с общими затруднениями с рукописанием, до 20% в средней школе, потому что написанные композиции становятся более сложными. С учетом этого, нет точных цифр о том, у скольких человек есть дисграфия из-за сложности для диагностики. Есть небольшие гендерные различия в связи с затруднениями с письмом. В целом было обнаружено, что мужчины с большей вероятностью, чем женщины , столкнуться с нарушениями почерка, композиции, орфографии и орфографических навыков.

– частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Диагностика дисграфии включает анализ письменных работ, обследование устной и письменной речи по специальной методике. Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций.

К последующему появлению дисграфии может приводить недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмы , асфиксия , менингиты и энцефалиты , инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.

К социально-психологическим факторам, способствующим возникновению дисграфии, относятся двуязычие (билингвизм) в семье, нечеткая или неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической готовности. Группу риска по возникновению дисграфии составляют дети с конституциональной предрасположенностью, различными речевыми нарушениями, ЗПР.

К дисграфии или аграфии у взрослых чаще всего приводят черепно-мозговые травмы , инсульты , опухоли головного мозга , нейрохирургические вмешательства.

Механизмы дисграфии

Письмо является сложным многоуровневым процессом, в реализации которого участвуют различные анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, двигательный, осуществляющие последовательный перевод артикулемы в фонему, фонемы в графему, графемы в кинему. Залогом успешного овладения письмом является достаточно высокий уровень развития устной речи. Однако, в отличие от устной речи, письменная речь может развиваться только при условии целенаправленного обучения.

В соответствии с современными представлениями, патогенез дисграфии у детей связан с несвоевременным становлением процесса латерализации функций головного мозга, в т. ч. установления доминантного по управлению речевыми функциями большого полушария. В норме эти процессы должны быть завершены к началу школьного обучения. В случае задержки латерализации и наличия у ребенка скрытого левшества корковый контроль над процессом письма нарушается. При дисграфии имеет место несформированность ВПФ (восприятия, памяти, мышления), эмоционально-волевой сферы, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, фонематических процессов, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи.

С точки зрения психолингвистики, механизмы дисгрфии рассматриваются как нарушение операций порождения письменного высказывания: замысла и внутреннего программирования, лексико-грамматического структурирования, деления предложения на слова, фонематического анализа, соотнесения фонемы с графемой, моторной реализации письма под зрительным и кинестетическим контролем.

Классификация дисграфии

В зависимости от несформированности или нарушения той или иной операции письма выделяют 5 форм дисграфии:

  • артикуляторно-акустическую дисграфию, связанную с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия;
  • акустическую дисграфию, связанную с нарушением фонемного распознавания;
  • дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
  • аграмматическую дисграфию, связанную с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи;
  • оптическую дисграфию, связанную с несформированностью зрительно-пространственных представлений.

Наряду с «чистыми» формами дисграфии, в логопедической практике встречаются смешанные формы.

Современная классификация выделяет:

I. Специфические нарушения письма:

1. Дисграфии:

  • 1.1. Дисфонологические дисграфии (паралалические, фонематические).
  • 1.2. Метаязыковые дисграфии (диспраксические или моторные, дисграфии вследствие нарушения языковых операций).
  • 2.1. Морфологические дизорфографии.
  • 2.2. Синтаксические дизорфографии.

II. Неспецифические нарушения письма , связанные с педагогической запущенностью , ЗПР, УО и т. д.

Симптомы дисграфии

Признаки, характеризующие дисграфию, включают типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка. Типичные ошибки, встречающиеся при различных видах дисграфий, могут проявляться смешением и заменами графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков на письме (б–п, д–т, г–к, ш-ж); искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов); нарушением слитности и раздельности написания слов; аграмматизмами на письме (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении). Кроме этого, при дисграфии дети пишут медленно, их почерк обычно трудно различим. Могут иметь место колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот. О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма, т. е. не раньше 8–8,5 лет.

В случае артикуляторно-акустической дисграфии специфические ошибки на письме связаны с неправильным звукопроизношением (как произносит, так и пишет). В этом случае замены и пропуски букв на письме повторяют соответствующие звуковые ошибки в устной речи. Артикуляторно-акустическая дисграфия встречается при полиморфной дислалии, ринолалии , дизартрии (т. е. у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи).

При акустической дисграфии звукопроизношение не нарушено, однако фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Ошибки на письме носят характер замен букв, соответствующих фонетически сходным звукам (свистящих - шипящими, звонких – глухими и наоборот, аффрикат - их компонентами).

Дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза характеризует нарушение деления слов на слоги, а предложений на слова. При данной форме дисграфии ученик пропускает, повторяет или переставляет местами буквы и слоги; пишет лишние буквы в слове или не дописывает окончания слов; пишет слова с предлогами слитно, а с приставками раздельно. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза встречается среди школьников наиболее часто.

Аграмматическая дисграфия характеризуется множественными аграмматизмами на письме: неправильным изменением слов по падежам, родам и числам; нарушением согласования слов в предложении; нарушением предложных конструкций (неправильной последовательностью слов, пропусками членов предложения и т. п.). Аграмматическая дисграфия обычно сопутствует общему недоразвитию речи, обусловленному алалией, дизартрией.

При оптической дисграфии на письме заменяются или смешиваются графически сходные буквы. Если нарушается узнавание и воспроизведение изолированных букв, говорят о литеральной оптической дисграфии; если нарушается начертание букв в слове, - о вербальной оптической дисграфии. К типичным ошибкам, встречающимся при оптической дисграфии, относится недописывание или добавление элементов букв (л вместо м; х вместо ж и наоборот), зеркальное написание букв.

Довольно часто при дисграфии выявляется неречевая симптоматика: неврологические нарушения, снижение работоспособности, отвлекаемость, гиперактивность , снижение объема памяти и др.

Диагностика дисграфии

Для выявления органических причин дисграфии, а также исключения дефектов зрения и слуха, которые могут привести к нарушениям письма, необходимы консультации невролога (детского невролога), офтальмолога (детского окулиста), отоларинголога (детского ЛОРа). Обследование уровня сформированности речевой функции проводится логопедом .

Прогноз и профилактика дисграфии

Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа логопеда, педагога, невролога, ребенка и его родителей (или взрослого пациента). Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения, дети с дисграфией должны получать логопедическую помощь на школьном логопункте.

Предупреждение дисграфии должно начинаться еще до начала обучения ребенка грамоте. В профилактическую работу необходимо включать целенаправленное развитие ВПФ, способствующих нормальному овладению процессами письма и чтения, сенсорных функций, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомоторных навыков. Важное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи , преодоление фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.

Сложную проблему представляет вопрос оценки успеваемости по русскому языку детей с дисграфией. В период проведения коррекционной работы целесообразно осуществлять совместную проверку контрольных работ по русскому языку учителем и логопедом, выделение специфических дисграфических ошибок, которые не должны учитываться при выставлении оценки.

Писать человек учится еще до школы и пользуется этим умением всю жизнь. Не допускать ошибок на письме сложно всем, даже взрослым, но что, если дело не только в том, что ребенку тяжело запомнить нормы орфографии? Что, если ему с трудом дается написание слов вообще?

Что это за расстройство

Дисграфия - это частичное нарушение письма, возникающее из-за сбоев в функционировании психики . Такое расстройство проявляется в специфических ошибках при написании слов и не связано с нарушениями интеллектуального развития. Что такое специфические ошибки? Это целый список характерных для дисграфиков нарушений правописания, никак не связанных с незнанием правил грамматики. Вот самые распространенные из них:

  • Ребенок пишет приставки отдельно, а предлоги, наоборот, присоединяет к самостоятельным частям речи.
  • Испытывает сложности с передачей мягкости согласных при помощи мягкого знака.
  • Путает визуально похожие буквы (рукописные «а» и «о», «д» и «у»).
  • Путает буквы, обозначающие сходные звуки («б» и «п», «ё» и «ю»).
  • Пропускает буквы или целые слоги или, наоборот, добавляет их.
  • Пишет слово с теми же ошибками, что и произносит («лука» вместо «рука»).
  • Заменяет ударную гласную.
  • Неправильно связывает слова в словосочетания, нарушает границы предложений.

В чистом виде описанные здесь случаи неверного написания почти не встречаются, чаще всего можно наблюдать их смешение. Важно помнить, что о проблемах свидетельствует именно повторение указанных ошибок, - не стоит бить тревогу, если заметите их в тетради сына или дочери один или два раза. Из данного перечня и состоит симптоматика дисграфии.

Этот же список - основной критерий, по которому проводится диагностика дисграфии. Хотя нередко случается так, что сначала родители обращают внимание на почерк ребенка: у детей-дисграфиков он крайне небрежный, неразборчивый. Скорость письма, как правило, очень невысока. Дисграфия у детей часто сопровождается смежной проблемой - с чтением (она называется дислексией).

Конечно же, нормально учиться ребенку с такими расстройствами почти невозможно. Оценки портятся, недовольны учителя и родители, а вдобавок школьник становится объектом насмешек со стороны сверстников. И если не проводится лечение дисграфии, человек вырастает с сильнейшим комплексом неполноценности, не говоря уже о том, что его повседневную жизнь будут сопровождать многочисленные трудности. Ведь даже написать записку домочадцам уже станет проблемой. Откуда же берется расстройство письма и как лечить дисграфию?

Причины и виды

Причины дисграфии могут быть различной природы. Конечно, в первую очередь это патологии при беременности и родах, которые впоследствии могут сказаться на работе центральной нервной системы ребенка. Например, привести к неравномерному развитию полушарий мозга.

Часто у детей-дисграфиков левое, отвечающее за письмо, недостаточно активно, а правое - наоборот. Именно поэтому у многих из них отмечаются хорошие способности к рисованию, которые как раз контролирует правая половина мозга. В группе риска - дети-левши и дети, которых переучили с левшей на правшей (они нередко пишут буквы в зеркальном отображении). Кроме того, важен наследственный фактор.

Дисграфия у ребенка может развиться и под влиянием обстановки в семье, характера общения родственников с ним и между собой. Что именно способно привести к проблемам с письмом?

  • Билингвизм (в семье одновременно говорят на двух языках).
  • Привычка сопротивляться действиям родителей. Согласно последним исследованиям, если ребенка постоянно кормят насильно или насильно укладывают спать, впоследствии он проецирует сопротивление и на других взрослых, в том числе на учителя.
  • Неправильная речь членов семьи. Многие имеют привычку сюсюкать с младенцем, и в результате ребенок привыкает к искаженной речи как к норме. А может, тот, кто часто общается с ребенком, страдает дефектами произношения - это тоже способно сыграть роковую роль.
  • Раннее начало обучения письму, опережающее психологическую готовность ребенка к занятиям.
  • Недостаточное количество речевых контактов. Родители не общаются с ребенком вообще или общаются слишком мало.

До сих пор речь шла о детях, но и у взрослых может развиться это расстройство, например после перенесенных черепно-мозговых травм. Специалисты выделяют различные формы дисграфии:

  • Оптическая.
  • Акустическая.
  • Артикуляторно-акустическая.
  • Моторная.
  • Аграмматическая.

Рассмотрим каждый из этих видов подробнее.

Причина первого из них - неразвитые навыки зрительно-пространственного анализа. Когда возникает дисграфия этой формы, текст для пишущего выглядит как оптическая иллюзия.

Ребенку сложно находить начало строки, соотносить размеры строки и буквы, соблюдать одинаковый наклон почерка, символы становятся похожими один на другой… Школьник путает визуально похожие буквы, пропускает или добавляет лишние знаки, не может понять, где закончилось одно предложение и началось другое.

Акустическая дисграфия развивается при нарушении у ребенка речевого (или, как говорят специалисты, фонематического) слуха. Фонематический слух позволяет правильно распознавать звуки в речи и соотносить звук с определенной буквой на письме.

Типичные проявления этого вида - замена букв другими, обозначающими похожие звуки, в том числе замена гласных под ударением, проблемы с различением твердых и мягких согласных (пишет «килка» вместо «килька»). При этом звуки ребенок произносит верно.

Близка к ней артикуляторно-акустическая дисграфия, которая проявляется в письменной фиксации неправильно произносимого слова. То есть здесь нужно в первую очередь исправить не соответствующее норме звукопроизношение.

Моторная форма связана с трудностями координации движений при письме. Пропуск букв, слогов или, напротив, добавление лишних, слитное написание предлогов со словами - все это признаки моторного вида.

Наконец, последняя в нашем списке - аграмматическая дисграфия: ее диагностика, в отличие от остальных видов, становится возможна не раньше, чем ребенок перейдет во второй или даже третий класс. Все потому, что она проявляется на более сложном уровне письменной речи: в нарушении согласования слов по роду, падежу, числу, пропуске членов предложения, неверной их последовательности.

Встречается также смешанная дисграфия, когда разные виды расстройства проявляются у человека одновременно. Например, оптическая и моторная дисграфия редко регистрируются в чистом виде, но отдельные их симптомы часто наблюдаются в других видах.

Можно ли вылечить

Наверное, самый волнующий вопрос для родителя, у ребенка которого диагностирована дисграфия, это ее лечение. Во-первых, пожалуй, нелишним будет напомнить: дисграфия относится к числу серьезных нарушений психики, поэтому определение подходящего лечения должно проходить только в медицинском кабинете.

Упражнения в домашних условиях, безусловно, очень важны, но их тоже нужно делать после консультации со специалистом. Обследование у врача существенно еще и потому, что разные виды дисграфии требуют различных методик коррекции. Так, коррекция оптической дисграфии должна включать большое количество упражнений для тренировки зрительной памяти, а, например, при акустической форме упор нужно сделать на укрепление мышц речедвигательного аппарата.

Во-вторых, нужно сказать, что коррекция дисграфии в большинстве случаев дает хорошие результаты (при упорных тренировках, конечно), поэтому при достаточной настойчивости ребенок в конце концов научится писать так же бойко, как его сверстники. Главное, чтобы лечащий врач, родители и сам пациент вместе стремились к одной цели.

При домашних занятиях старайтесь придерживаться нескольких рекомендаций.

  • Возьмите за правило не показывать эмоции слишком бурно. Не стоит кричать ни от восторга, ни от гнева. Хвалите за достижения, указывайте на неудачи, но спокойно, сохраняя уверенность в итоговом успехе.
  • Не переусердствуйте с объемом заданий. Лучше делать их качественно. Да и ошибок в небольшом тексте ребенок допустит меньше, что закрепится в памяти как положительный опыт. А это очень важно, особенно на первых порах.
  • Не стоит давать задания, цель которых - исправление намеренно сделанных в тексте ошибок.
  • Также не нужно заставлять ребенка переписывать несколько раз упражнения, которые получились не очень хорошо. От этого его неуверенность в себе только вырастет.

Ну и, в-третьих, конечно же, лучше предупреждение проблемы, чем ее устранение. Как проводится профилактика дисграфии? Общайтесь с ребенком, читайте ему вслух (с самого раннего возраста), четко проговаривая звуки, развивайте у малыша разные виды памяти, делайте с ним артикуляционную гимнастику. И посетите логопеда, особенно если появились хоть малейшие подозрения, что речевое развитие ребенка идет не так, как должно. Автор: Евгения Бессонова