Тренировка соединений прописных букв. Правильное соединение букв для хорошего почерка. Георгиева М.О

Пропись выполнена в лучших традициях «советских» и дореволюционных пособии с учетом новейших педагогических находок в этой области.
В этой прописи ребенок сможет дополнительно тренироваться в написании соединений букв. К сожалению, в последние годы отсутствует единство требований к правильному написанию букв и технике безотрывного письма. Это приводит к тому, что учителя в ратных классах и в ратных школах рекомендуют детям писать буквы по-разному. В данной прописи даны классические образцы написания букв и их соединений (такие, какими они должны быть при написании пером). Регулярные занятия помогут малышу сформировать красивый и разборчивый почерк.
Мы рекомендуем ежедневно заниматься прописыванием букв по 15-20 минут (это такое же гигиеническое требование, как умывание, зарядка, душ перед сном). Следите за тем. чтобы ваш ребёнок правильно и старательно писал буквы, а самое главное нс переутомлялся! Особо обращаем внимание на то, что ребёнок должен правильно сидеть и правильно держать ручку! Помните, от этого зависит здоровье вашего малыша! Рекомендуется для детей от 6 до 10 лет. Успехов вам и вашим детям!

Правильное положение тела и руки ребенка при письме.
Особо обращаем ваше внимание на то, как ребёнок должен сидеть и держать ручку! Помните, от этого зависит здоровье вашего ребёнка!
При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца. Указательный и большой пальцы захватывают его сверху. Большой палец расположен несколько выше указательного. Если указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не падает, значит ручка в руке расположена правильно. Все три пальца слегка закруглены и нс должны сжимать ручку сильно (прогиб первого сустава указательного пальца указывает на излишнее напряжение мри удержании ручки). Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца. Средний и безымянный пальцы расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5 - 2 см. Если расстояние слишком большое или маленькое, рука при письме будет напряжена. Верхний конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается.

Позаботьтесь о том, чтобы создать ребенку собственное место для занятий и письма. Если такой возможности нет, купите высокий стул и скамеечку под ноги ребенка, отрегулируйте высоту крышки стола. Ребёнок должен сидеть прямо, слегка наклонив голову вперёд. Спиной он опирается о спинку стула на уровне поясницы. Оба плеча находятся на одном уровне (параллельно краю стола). Туловище не должно упираться в передний край стола - между ними остается свободное пространство в 3-4 см. Ноги согнуты в коленных суставах под прямым или тупым углом и опираются всей стопой на пол или подножку.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Правильные соединения букв для хорошего почерка, Георгиева М.О., 2016 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Пишем слоги и слова, Для хорошего почерка, Георгиева М.О., 2013
  • Работа с текстом на уроке русского языка, Пособие для учителя, 5-11 классы, Александрова О.М., Добротина И.Н., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Ускова И.В., 2019

Пропись выполнена в лучших традициях "советских" и дореволюционных пособий с учетом новейших педагогических находок в этой области. Рекомендуется для детей от 6 до 10 лет. В этой прописи вы, вместе с вашим ребёнком, можете дополнительно тренироваться в написании соединений букв

Пропись выполнена в лучших традициях "советских" и дореволюционных пособий с учетом новейших педагогических находок в этой области. Рекомендуется для детей от 6 до 10 лет. В этой прописи вы, вместе с вашим ребёнком, можете дополнительно тренироваться в написании соединений букв. К сожалению, в последние годы отсутствует единство требований к правильному написанию букв и технике безотрывного письма. Это приводит к тому, что учителя в разных классах и в разных школах рекомендуют детям писать буквы по-разному. В данной прописи даны классические образцы написания букв и их соединений (такие, какими они должны быть при написании пером). Регулярные занятия помогут малышу сформировать красивый и разборчивый почерк.

Известно, что хороший эксперт по почерку может сказать о человеке очень многое - о его характере, привычках, способе мыслить и выражать эмоции. Менее известно, что сама по себе работа по выработке красивого и разборчивого почерка воспитывает трудолюбие, внимание, упорство, усидчивость, расширяет двигательные возможности ребенка и готовит почву для еще более сложной деятельности. Ребенок, обладающий хорошим почерком, имеет более последовательное мышление, что позволяет ему четко усваивать учебный материал. Таким образом, письмо - это тренировка не только пальчиков вашего ребёнка, по и его воли.
Не стоит забывать и о том, что письмо - это сложный двигательный навык, для выработки которого требуется время, большое количество повторений и усилия самого ребёнка. В школе для отработки навыка прописывания каждой буквы отводится примерно 3 строки, и если ребёнок неправильно выполнил задание, - у него нет места для исправления ошибок. В этой прописи вы, вместе с ребёнком, можете дополнительно тренироваться в написании соединений букв. К сожалению, сейчас отсутствует единство требований к правильному написанию букв и технике безотрывного письма. Рекомендуем вам просто исправить образец в соответствии со школьными требованиями, если они в чём-то отличаются от классических.

Скачать: (cкачиваний: 4137)

Уважаемые читатели!

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо!!!

Важным свойством современного письма является его безотрывность. Безотрывное письмо ускоряет выработку графического навыка. В формировании навыков безотрывного письма большую роль играет обучение правильному соединению букв. Учащиеся должны знать способы соединений всех букв. Им должны быть сообщены некоторые принципы соединений: общие признаки как первой, так и второй букв в соединяемой паре. Так, однотипными могут считаться соединения ои, ши, иш и т.п., где соединение имеет направленность снизу вверх.

Соединения бывают верхние, например ор; направленные снизу вверх, например ши; средние, например ае, и нижние, например ил. К верхнему соединению относятся буквы, воспроизведение которых начинается на верхней линейке рабочей строки. К нижнему виду соединения относятся буквы, которые начинаются чуть выше нижней линейки рабочей строки. Средний вид соединения используется для букв, начало которых на середине рабочей строки.

В прописях, используемых в школах Узбекистана с русским языком обучения (Тохтаходжаева М.Х., Вейцман Н.М., Белова В.А. Прописи. - Ташкент, 2009), даются образцы всех соединений как строчных, так и заглавных букв.

Для овладения навыком безотрывного соединения школьники должны научиться некоторым приемам. Одним из таких приемов может быть способ повторного проведения линии по уже проведенной. Так соединяются буквы о и л (повторное проведение линии имеет противоположное направление) или ю с любой другой буквой. Повторное, двойное проведение линии может иметь место не в первой букве соединения, а во второй, например, в слоге ша.

Изучая ту или иную букву, учитель всегда дает детям задания по отработке соединений этой буквы с другими буквами.

На некоторых уроках учитель может специально отработать соединения букв, объединив некоторые соединения в группы.

Так, учитель может отработать соединения предыдущих букв с овалами, отдельно работать над соединениями букв о и ю. Специальное упражнение может быть отведено соединениям букв в, ь, ъ. Известную трудность представляют для учащихся соединения с буквами м, л, я, так как в процессе письма ручка чаще идет вверх на соединение с буквами и, н, к, т, п.



Таким образом, можно выделить несколько групп соединений, над которыми учитель специально работает:

1.С овалами.

3.Соединения с в, ь, ъ.

4.Соединения с полуовалами.

5. Соединения с м, л, я.

В процессе отработки соединений букв ученики должны пользоваться следующим алгоритмом:

Если следующая буква в сочетании относится к верхнему виду соединения, то линию от предшествующей буквы продолжить до верхней линейки рабочей строки (или середины строки, если тетрадь в «линейку»);

Если следующая буква в сочетании относится к нижнему соединению, то линию от предшествующей буквы нужно отвести вправо, немного выше нижней линейки строки;

Если следующая буква в сочетании относится к среднему виду

соединения, то линию от предшествующей буквы нужно довести до

середины строки и, не останавливаясь, плавно перейти к начертанию

первого двигательного элемента.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.Ответьте на вопросы:

1) Какие виды соединений букв существуют в обучении письму?

2) Группы соединений, требующих специальных упражнений.

3) Алгоритм действия учащихся при отработке соединений букв.

2.Составьте несколько упражнений на отработку соединений букв.

3.Напишите каллиграфическим почерком детское четверостишие. Отметьте в нем виды соединений.

Занятие 6.

Планирование уроков письма и требования к ним.

Примерные разработки уроков письма в период обучения грамоте

Урок является основной формой обучения и вбирает в себя все богатство методических средств. Существуют общие требования к урокам, в пределах которых осуществляется творчество учителя в организации активной познавательной деятельности учащихся, в формировании навыков и умений чтения и письма, в развитии мышления и речи детей.

Требования дидактики заключаются в следующих положениях:

каждый урок должен иметь воспитывающий характер;

учитель должен ясно представлять цели урока;

каждый урок должен быть преемственно связан с предыдущим и последующим за ним;

разнообразие выбираемых на урок методических средств и приемов;

все учащиеся должны быть организованы учителем на работу.

При планировании и проведении уроков письма учитель должен придерживаться таких требований, как забота о речевой среде, присутствие на каждом уроке работы по развитию речи и мышления учащихся. Не менее важное требование – это использование разнообразных приемов звукового и буквенного анализа и синтеза. Учитель должен заботиться о том, чтобы основное время урока 2/3 занимала работа по формированию умений и навыков письма. Это означает, что большую часть урока дети занимаются письмом. Однако учителю надо помнить требование о том, что продолжительность непрерывного письма в 1 классе не должна превышать пяти минут. После каждого «сеанса» письма дети должны немного отдохнуть, переменить форму деятельности.

На каждом уроке письма необходимо использовать образцовый материал. Это могут быть дополнительные упражнения и языковой материал для письма. В структуре урока предусматриваются смена видов умственной деятельности, паузы, которые могут быть в форме физкультминуток, минуток юмора, загадок, решения кроссвордов, ребусов, дидактических игр.

Рассмотрим примерный план-конспект урока письма в первом классе.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН УРОКА ПИСЬМА

Тема урока : Письмо строчной и заглавной букв П п

Цели урока : научить детей написанию букв П п; развивать навыки безотрывного письма, мышление, фонематический слух; воспитывать аккуратность при письме, бережное отношение к учебным принадлежностям.

Оборудование: наглядное пособие «Образец написания букв П п», цветные мелки, карандаши, картинки с изображением полки, палки и пилки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация рабочего места.

II. Проверка домашнего задания.

1. С какими звуком и буквой мы познакомились на прошлом уроке? (Л л)

2. Дайте характеристику звуку [л]: согласный, звонкий, сонорный,

непарный, твердый. Приведите примеры слов с этим звуком: лампа, кукла,

мел, полка.

3. Дайте характеристику звуку [ л`]: согласный, звонкий, сонорный,

непарный, мягкий. Приведите примеры слов с этим звуком: улитка, мель,

лиса, польза.

4.Гимнастика для глаз.

Сели правильно, спинки выпрямили, Ноги стоят на полу, руки аккуратно лежат на парте. Работаем только глазами. Начали. Посмотрели налево, направо, вверх, вниз, прямо, на меня (учителя)

III. Работа с новым материалом

Знакомство с написанием букв Пп

1. Характеристика звука [п]: согласный, глухой, парный, твердый, встречается в словах парта, топот, суп.

2. Характеристика звука [п`]: согласный, глухой, парный, мягкий; встречается в словах пилот, песня, капитан, степь.

Звук мы слышим, а букву видим и пишем. Буква п бывает строчной и заглавной.

3.Поэлементный анализ строчной буквы п: черта с закруглением вправо, по высоте занимает всю рабочую строку. Соединение черты и закругления (крючка) плавное (демонстрация пособия, письмо буквы в воздухе).

4.Поэлементный анализ заглавной буквы П: две большие наклонные черты одинаковой высоты, которые начинаются на вспомогательной строке и идут до конца рабочей строки. Левая черта загнута влево, а правая – вправо. Сверху над ними «шапочка».

2. Зарядка для рук.

Сжали пальчики обеих рук в кулачки. Покрутили кулачками от себя: раз - два- три – четыре; а теперь – к себе: раз – два – три - четыре. Встряхнули кистями рук.

3. Работа в прописи стр.25

Пишем букву п, слог па, слово папа.

Дети пишут в прописи, а учитель – на доске, проговаривая каждый элемент

Демонстрация картинок с изображением полки, палки и пилки, запись слов с пропущенными гласными о, а, и. Характеристика пропущенных букв и звуков.

4. Физминутка.

Лучшие качели – гибкие лианы.

Это с колыбели знают обезьяны.

Кто весь век качается, да-да-да!

Тот не огорчается никогда!

5. Продолжение работы в прописи.

Пишем красиво, аккуратно. Письмо заглавной буквы П

Запись предложения «У Пулата папа пилот». Начало предложения пишется с заглавной буквы, все слова пишутся отдельно. Слово «Пулата» тоже пишем с большой буквы, так как это имя мальчика. В конце предложения ставим точку.

Также разбираются и записываются следующие предложения.

6. Слоговой диктант в рабочей тетради.

Ли, ны, ку, оп, ол.

7. Подведение итогов урока.

Чем мы занимались на уроке? С написанием какой буквы познакомились?

Оценивание работы учеников.

8. Домашнее задание: написать в рабочей тетради

Пп Пп, па пи пл Пу полка, пилка Папа катал Лолу.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН УРОКА ПИСЬМА

Тема урока : Письмо строчной и заглавной букв У у

Цели урока : научить детей письму букв (заглавной и строчной) У у; развивать умения письма элементов изученных букв, расширение кругозора учащихся и словарного запаса; воспитывать бережное отношение ко всему окружающему.

Оборудовани е: иллюстрации буквы, схемы слов, таблица «как правильно сидеть за партой»

Тип урока : комбинированный

ХОД УРОКА

I. Орг.момент. Проверка ранее написанных учащимися букв.

II. Основная часть

1.Звуковой анализ слов.

Устала утка на пруду

Учить своих утят.

Утята плавать на виду

У мамы не хотят.

Дети называют слова, которые они запомнили.

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе её везет,

Очень медленно ползет. (Улитка)

2.Фонетический разбор слова улитка.

Сколько слогов в этом слове?

Назвать первый слог, второй, третий.

Сколько звуков в каждом слоге?

Назвать гласные, мягкие согласные.

Какой слог и звук произносим громче? Поставить ударение.

Составить схему слова.

Выделить звук у, дать характеристику

(гласный, ударный, безударный; образует слог; обозначает твердость предшествующего согласного звука).

Составление предложения со словом улитка по схеме

3.Показ письменной буквы, сравнение ее с печатной, выяснение их сходства и различия.

Создание в памяти ребенка образа буквы у

На что похожа буква.

Дети: У – сучок. В любом лесу ты увидишь букву У

Удобная буква!

Удобно в ней то,

Что можно на букву

Повесить пальто.

Ощупывание буквы у, изготовленной из наждачной бумаги, (15 – 20 раз) в направлении письма.

Графический анализ буквы – выделение элементов буквы У:

первый элемент – прямая линия с закруглением вверху и внизу, располагается в межстрочном пространстве.

Письмо элементов, из которых состоит буква У у

Выполнение штриховки в заданном направлении – составляется композиция «Паровозик»

4.Физминутка

Первым в цепочке был паровоз. (учитель)

Он загудел и вагоны повез. (вагоны - ребята)

Мчатся вагоны и громко гудят,

Мчатся вперед по буграм, по откосам.

Каждому хочется быть паровозом.

Учитель пишет букву У на доске, стоя к детям спиной: Начинаем писать ниже предыдущей строки, ведем вверх и вправо, закругляем и пишем на себя ровно, чуть не доводя до верхней линии рабочей строки, округляем вправо и ведем наклонную линию вверх до высоты этой буквы. Потом ведем ручку прямо и вниз на себя. Некоторое время ведем по написанному. Чуть не доводя до нижней линии, слегка закругляем влево.

Гимнастика для рук – «игра» на пианино, соревнование пальцев в беге.

Написание двух – трех букв в прописи. Контроль написанного учителем, выявление ошибок.

Учитель пишет на доске букву с обнаруженной ошибкой, обращая на нее внимание. Выясняется, в чем допущена ошибка. Учитель стирает написанное и пишет правильно.

Написание строчной буквы у:

Ставим ручку на верхнюю линию, ведем вниз на себя, чуть не доводя до нижней линии, закругляем и ведем ручку вверх с наклоном до верхней линии, не отрывая руки, ведем на себя по написанному прямую линию, переходим нижнюю линию рабочей строки, пишем в межстрочном пространстве, не доводя до верхней линии следующей рабочей строки делаем петлю.

Работа в прописи: дети прописывают одну строчку буквы у

5.Развитие речи учащихся

Игра «Кто больше?»

а) Придумайте слова со звуком [у] в начале, в середине, в конце слова (улица, утро; руки, груша, хожу, несу);

б) Назовите слова, в которых всего три буквы, причем вторая и третья

Ук (жук, бук, лук, сук);

У лип Лёша нашёл пилу.

Работа в прописи.

Дети читают в прописи, какое слово написано.

Когда кричат ау?

Дети пишут под счет два слова. Затем объясняются ошибки, сделанные учащимися, и строка дописывается до конца.

Запись предложений и слов с буквой у.

Тренировочные упражнения в написании букв и, у, И, У, отмечается их сходство и различие.

Отрабатывается написание соединений с буквами.

III. В заключении учитель вешает на доску рисунок, изображающий открытую книгу с гласными и согласными буквами и предлагает детям прочитать слово, составляя слоги-слияния (согласный + гласный). Получится слово перемена.

IV. Подведение итогов урока. Обобщение, оценивание учащихся.

V. Домашнее задание. Заполнить страницу прописи на изученную букву.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Ответьте на вопросы:

1)Как вы понимаете требование, что «каждый урок должен иметь воспитывающий характер»?

2) Как уроки письма могут быть связаны между собой?

3) Каким образом достигается активность всех учащихся на уроке?

4) Что означает требование о том, что продолжительность непрерывного письма в 1 классе не должна превышать пяти минут?

5) Какова цель использования на уроках письма пауз, смены видов

деятельности учащихся?

2.Проанализируйте представленные планы уроков письма.

3.Составьте фрагмент плана урока письма (любой буквы на свой выбор) с учетом требований к урокам письма.

Если надо обучить ребенка письму – сначала ему показывают печатные буквы. Это универсальный метод написания, когда ребенок осваивает последовательность соединения элементов, из которых составляется буква. Это могут быть:

  1. Круги.
  2. Овалы.
  3. Крючки.
  4. Палочки.

То есть, каждая буква – это цельный объект, но он составляется из нескольких элементов, каждый из которых необходимо освоить. Ребенку предстоит понять разницу строчных и печатных букв. Но научиться писать быстро ровными печатными буквами сложно, и ему приходится осваивать другую науку. Почерк – это некая индивидуальная черта каждого человека, но он должен строиться одинаково.

Чтобы в будущем ребенок писал разборчиво, ему надо объяснить, из чего состоят элементы письма. Это – буквы, слоги, слова. Более сложны в освоении предложения, абзацы и тексты. Постепенно, осваивая науку, ребенок понимает, что может добиться поставленного результата. Не каждый взрослый сам умеет писать грамотно, но ему необходимо обучить этому ребенка. Занимаясь с ним по прописям, вы, возможно, увидите, что ваш почерк улучшился.

Важно понять, как объяснить ребенку, когда разные типы букв употребляются на письме. Нужно, чтобы он постепенно приступил к изучению букв русского алфавита прописью. Методов обучения немало. Рекомендуется найти способ объединять несколько сразу, тогда результат будет заметнее.

Стандартный вариант обучения написанию строчных букв русского алфавита – использовать прописи. Метод отличается тем, что он удобен и для взрослых, и для детей. Если родители еще не успели выбрать и приобрести подходящие издания – пора сделать это как можно скорее.

Работа над соединениями букв

Более удобным и скорым является такое письмо, при кото­ром пишущий нечасто отрывает руку от бумаги. Это осуществляется за счет безотрывного начертания нескольких букв в слове (обычно 4-5 букв пишутся с одного росчерка), за счет неко­торого поворота кисти (вращательное движение - пронации) или за счет непрерывного движения предплечья по мере за­полнения строки.

Хотя навык складывающихся движений не сразу автоматизируется и набирает скорость, привычка совершать определенные движения закрепляется очень рано. Поэтому будет ли отрывным или безотрывным движение при написании букв сначала обучения, очень важно для складывающегося навыка письма.

Б письменном шрифте учитывается возможность безотрыв­ного написания букв. Почти все буквы письменного шрифта, и заглавные и строчные, пишутся без отрыва «пера», за исклю­чением некоторых букв. Так, с отрывом пишем верхний элемент в заглавных буквах Г, П, Т, Б, Р. В заглавных буквах П и Т также пишутся с отрывом первые два элемента:

Рекомендуется делать отрыв в письме заглавных букв К, Ф и X. Отрывно присоединяется черта в середине буквы Э. Из строч­ных букв отрывно при помощи соединительного штриха соеди­няется буква б с последующей буквой. С отрывом соединяют предыдущие буквы с буквой с. С одним отрывом пишутся буквы к, х, э и ж. В букве ж с отрывом пишется правый полуовал.

В разных методических системах, в равных странах и в нос время для безотрывного соединения овалов, полуовалов закруглений в буквах (при соединении их с другими буквами или внутри тех же букв) использовались различные способы этих соединений:

Соединения типа а), б) и г) могут быть использованы для соединений как с овалами, так и с полуовалами и закругле­ниями, так как это соединение однотипно, т. е. со всеми формами букв одинаково. Соединения типа в) могут быть использованы только с овальными буквами.

Взрослые в своем письме обычно используют разные виды соединений в зависимости от формы буквы, буквосочетания, скорости письма и т. ж. При этом соединения а) используют­ся очень редко, чаще с полуовалами, и у взрослых они пере­ходят в петельные соединения. Объясняется это тем, что соеди­нение путем повтора справа налево неестественно, так как оно не совпадает с направлением движения руки в процессе письма, а идет в противоположном направлении. Соединение типа б) для левых полуовалов н закруглений более естественно, так как повтop идет слева направо, что соответствует направлению дви­жении руки в процессе письма. В соединениях овалов взрослыми часто используются нижний повтор типа в) или петельные соединения, особенно при верхних и средних соединениях со строчными буквами о и ю. Эти наблюдения Е. Н. Соколовой подтверждаются и физиологическими исследованиями И. Н. Со­колова и А И. Корват. Так, ими установлено, что начало письма овалов снизу слева направо более удобно для пишущей руки. По данным Н. Н. Соколова, также удобным являются и пе­тельные соединения, совершающиеся в ритме движения руки.

Следовательно, и детей надо обучать естественным движениям, не вводя искусственные, хотя бы и однотипные соединения верхнего повтора. Непросто вводить с самого начала только петельные соединения, пересекающие букву и при неумелом исполнении детей могущие привести к нарушениям самого образа буквы, что затрудняет и прочтение написаного. Так. слог ла может выглядеть как

Здесь мы можем заранее видеть ошибки как написания, так и восприятия буквы. Учитывая наибольшее удобство для пишущих скоро именно петельных соединений, надо организовать постепенное введение их на более старших этапах обучения, когда образ буквы имеется. При этой вполне возможен переход err нижнего повторного соединения к более экономному петельно­му соединению: . Надо отметить, что верхнее петельное соединение в буквах о, ю, в по движению ничего нового не представляет по сравнению с нижним соеди­нением с овальными буквами. Это то же соединение, только поднятие выше для удобства, для сокращения траектории дви­жения. Обычно в письме взрослых именно такое соединение и наблюдается:

Это учитывалось и ранее при введении безотрывного письма Д. А. Писаревским, В. А. Саглиным, Н. Н. Боголюбовым, что отражалось в их методиках. Мы тоже придерживаемся посте­пенного усложнении соединений букв в процессе обучения чисто­писанню. В I классе вводятся только нижние соединения с овальными буквами. При этом рекомендуется перед овальными и полуовальными буквами делать отрыв. Учитель может на доске писать без отрыва, детям же разрешается писать с отрывом, но соединять буквы снизу; такой способ будет готовить после­дующий переход на безотрывное письмо с овальными буквами

При письме букв о, ю, в со II класса надо вводить петельные соединения (при верхнем и среднем соединении): конь, вилы и нижний повтор в нижнем соединении: моя . С остальными овальными и полуовальными буквами можно использовать не один вид соединений, а комбинировать эти виды так, как это делают в своем письме взрослые; с овальными буквами (а, д, б, ф) лучше использовать нижний повтор слева направо в се­редине слова и начинать писать сверху в начале слова:

Полуовалы в буквах с, ж, х в I и II классах лучше писать с отрывом, сохранив безотрывным соединение с левым полу­овалом только в букве ж.

В III классе можно показать учащимся и безотрывные соеди­нения с полуовальными буквами, а именно петельные соеди­нения:

Именно так, в зависимости от удобства соединения, взрослые в разных буквосочетаниях используют разные виды соеди­нений.

Детям сначала не так легко бывает привыкнуть, в каком буквосочетании какое соединение не использовать. Они переносят какой-либо прием на разные буквосочетания. Задача учителя - постоянно отрабатывать правильные, нужные соединения в буквосочетаниях, наиболее удобные в них.

Приемы безотрывных соединений

Прежде чем говорить о приемах соединений букв, надо остановиться на классификации соединений букв. По высоте соединения можно условно разделить на верхние, средние, нижние, но при этом необходимо понимать, что данное разделение условно Так, нижними можно назвать соеди­нения предыдущих букв с буквами овальными а, б, д, ф с буквами л, м, я и с буквой о, если за ней следует буква, которую начинаем писать снизу.

Средним соединением можно считать соединение предыдущих в с буквами е, з, ж, г, х, ч, э, в, так как эти буквы начинаются приблизительно с середины высоты строки или чуть выше. Верхними можно считать соединения с буквами и, к, т, р, с, н, у, ц, а также о и ю, если за ними следуют буквы, начи­нающиеся при письме сверху или в середине. Однако это деле­ние довольно условно, так как при безотрывном письме трудно говорить о границах начала буквы н соединения с предыду­щей буквой движение непрерывно. Относительность такого разделения очень хорошо видна при соединении предыдущей буквы с буквой в. Так, - явно верхнее соединение, а в соединении трудно сказать, среднее это или нижнее. Понимая, что такое деление при непрерывном про­цессе письма условно, учитель производит его для удобства отработки особенностей этих соединений. При этом надо помнить, что среднее соединение по способам не отличается от верхнего.

Нижнее Соединение букв в, ь,ъ с последующей выглядит так: , а среднее и верхнее -

Следует также различить соединения при безотрывном письме букв в зависимости от их формы:

1. Соединения букв, включающих овалы: а) а, б, д, ф; б) О, Ю, в) о, ю

2. Соединения букв, включающих полуовалы или закругления:

3. Соединения букв, не включающих овалы или полуовалы: а) г, и. к, н, п т, ч, ш; б) л, м, я; в) р, ф - безотрывное письмо элемента, выходящего за нижнюю линию; г) соединения после петель – д, з, у, ц, щ, д, з, у.

4. Соединения заглавных - Д, А

Приемы безотрывного соединения таких букв, как к. вв. у (не овальных н не полуовальных), очень просты. Чтобы без­отрывно соединить буквы в слогах или буквосочетаниях типа ни, шу, ин, тк, а элементы внутри этих букв, необходимо соединительный штрих доводить до начала письма следующей буквы или элемента: . Если штрих доведен до середины высоты буквы, то начало следующей буквы не должно быть далеким от предыдущей, или отрывным: .

Таким образом, чтобы соединить подобные буквы без отрыва, надо вести соединительный штрих до высоты начала письма следующей буквы (в 1 классе до верхней линии строки». Естест­венно, легко, безотрывно соединяются буквы л. м, я и с предыду­щими буквами. Соединения этих букв с другими буквами всегда нижнее. Однако дети в этом соединении очень часто совершают ошибку, начиная письмо букв л, м, я с середины высоты букв и даже выше. Это объясняется тем, что дети привыкают все буквы писать с определенной высоты сверху вниз:

Этот прием они переносят на письмо букв, которые начинаются ниже верхней линии строки. Вместо пишут начиная писать букву м сверху или почти сверху. Такие графи­ческие ошибки иногда можно принять за орфографические, что ведет к неправильному чтению написанного. Учащиеся должны знать, что соединение с буквами л, м, я нижние. Его надо начинать немного выше нижней линии строки.

Чтобы без отрыва руки писать элемент, выходящий вниз за линню строки в буквах р и ф, нужно, написав этот элемент не отрывая руки вниз, провести ручкой по написанному вверх:

Учащиеся должны хорошо знать, какие соединения употреб­ляются для письма опалов я полуовалов, в каких буквосочетаниях и как пишутся эти буквы, если они стоят в начале слова.

Строчные буквы а, б, д, ф с предыдущей буквой соединяются всегда без отрыва руки, путем повторного проведении снизу по ходу движения руки в процессе письма.

Слог та безотрывно пишется так:

Так же с предыдущей буквой соединяются и буквы д, б, ф:

Если с овальной буквы начинается слово, то писать эту букву надо сверху:

В случае начала слова с овальной буквы или если буква - самостоятельное слово (например, союз а), целесообразно писать эту букву сверху, так как нет предварительного обведення буквы, движение более экономно. Если учитель обращает внимание детей на начало письма овальных букв в начале слова, специально отрабатывает этот прием, то дети привыкают писать правильно. Всегда снизу начинается письмо овалов в заглавных буквах О и Ю для безотрывного соединения с последующими буквами:

Строчная буква о соединяется с предыдущей буквой по-раз­ному в зависимости от соединения с последующей буквой (верхнее или нижнее): Если слово начинается со строчной буквы о , то соединение с последующей буквой будет несколько иным:

В конце слова букву о начинаем писать так, как это удобно для руки.

Буква ю, так же как и буква о , соединяется с последующей буквой в зависимости от того, каким будет это соединение - верхним или нижним:

Неоднократные наблюдения показывают, что при отрывном мнении строчной буквы о с буквами л, м, я т. е. в нижнем соединении, дети часто допускают такую ошибку - присоединяют буквы л, м, я к букве о без соединительного штриха:

Буква о при этом становится похожа на букву а. При безот­рывном письме соединительный штрих не пропускается, но надо обратить внимание на то, чтобы он был достаточной длины и не шел вверх: , но не

Учитель должен напомнить учащимся, что это соединение нижнее, поэтому соединительный штрих не уходит вверх.

Буква б с последующей буквой соединяется посредством соединительной линии с отрывом «пера»:

Буква с с предыдущей буквой соединяется отрывно:

Буквы з и ф с последующими буквами соединяются путем повторного проведения снизу:

Буква ж пишется без отрыва «пера» путем повторного проведения снизу и с отрывом сверху правого полуовала:

Буква X заглавная и х строчная пишется с отрывом. Коротко опишем порядок введения безотрывных соеди­нений.

При работе с семилетними первоклассниками было ясно, что обучать детей приемам безотрывного письма 2- 3 букв (слога) надо с первых уроков, чтобы не переучивать позднее.

Шестилетние дети значительно больше вкладывают усилий в процесс письма, больше устают и отвлекаются. Однако они могут писать безотрывно отдельные буквы, соединять, не отрывая руки от бумаги, две буквы, если эти буквы не овальные, например слоги: шу, ул, лу, т. д.

В букварный период безотрывно пишутся отдельные буквы, которые н письменном шрифте представлены как безотрывно пишущиеся. Кроме того, две буквы типа шу, ме, ли, ел и др. (кроме овальных букв) дети должны писать не отрывая руки.

Овальные буквы в середине слова лучше писать снизу слева направо с поворотом и не требовать от детей безотрывного сое­динения

Со II класса дети учатся писать слог, не отрывая руки от бумаги. Это требование сохраняется до конца II класса. Если учитель сразу требует от учащихся писать бел отрыва все слово, некоторым детям это очень трудно выполнить, они пишут с большим напряжением, обычно нарушай наклон в конце слова. К концу II класса большинство детей легко сами пишут 3-5 букв не отрывая руки.

В III классе дети учатся писать безотрывно целые слова состоящие из 4-5 букв. Отрывы делаются еще и там, где встречаются буквы, которые надо писать отрывая руку (б, к. х и др.). Во II классе следует отрабатывать все соединения букв. Возникает необходимость в отработке нижних соединении с буквами л, м, я, поскольку учащиеся их часто начинают писать очень высоко. Учитель возвращается к отработке этих соединений, когда замечает в письме учащихся подобные ошибки.

Соединении с овальными буквами можно вводить в таком порядке: в первую очередь отработать нижнее соединение со строчными овальными буквами а, б, д, ф. Это соединение встре­чается со всеми овальными буквами.

Затем перейти к отработке соединений заглавных букв О и Ю
с последующими буквами, так как эти соединения аналогичны
до этого повторенным соединениям со строчными овальными
буквами. Отдельно следует отработать соединения со строчными
буквами о и ю. Сначала надо повторить нижние соединения
с этими буквами. С учащимися выясняется, в каких случаях
соединения этих букв будут нижними. Это соединение будет
нижним тогда, когда следующую за буквами о и ю букву
начинаем писать снизу, т. е. с буквами л, м, я, а, б, д, ф. На
следующем уроке повторяется верхнее соединение со строчными
буквами о и ю. Можно сравнивать написание двух слов: ,

В которых сдвоенная буква о соединяется неодинаково в зави­симости от следующей за ней буквы

Отдельно следует отрабатывать соединение с полуовальными буквами. Необходимо повторить, что правый полуовал соединя­ется как внутри букв, так н в букве с - всегда с отрывом. Объясняется письмо с отрывом в других полуовалах - букв э, x, ж.

В III -IV классах учитель отрабатывает с детьми способы соединений букв в словах. Именно в этих классах возможен переход на более удобные петельные соединения полуовалов.

Понимай, что безотрывное письмо удобно н дает возможность совершить наиболее скорые и плавные движения, учитель вместе с тем должен знать, что встречаются дети с нарушениями коор­динации движений или отклонениями в нервной системе, с подер­гиванием рук во время письма и др., к которым не следует применить правила о безотрывности письма. Таким детям можно разрешить писать так, кик им удобно. При этом надо учитывать, что и скорость письма у таких детей отстает от скорости письма других учащихся.

Особенно может быть трудным дія них совершение длительного непрерывного движения в процессе письма. Поэтому учитель разрешает этим детям писать побуквенно, не навязывая им безотрывное письмо, но и не запрещая его. Оценка за отрывное письмо не снижается.

Обобщая сказанное в этой главе, мы приводим указания о соединениях буке в следующей таблице:

Класс Требования к соединениям Характер соединений Дозировка безотрывного письма
I класс (6 лет) В основном по буквенное письмо Отрывы перед овальными и полуовальными буквами. Соединения перед овалами снизу как подготовка к безотрывному письму. Соединения двух букв – шу, ил, сн – могут быть безотрывными
II класс (7 лет) Послоговое безотрывное письмо Отрывное письмо с правыми полуовалами перед с ив буквах х и ж. Вводится безотрывное нижнее соединение с овальными буквами. Безотрывное верхнее петельное соединение с буквами о, ю, в, ь, ъ. Правило: слог Пиши не отрывая руки (шарика) т.е. 2-3 буквы.
Ш класс (8 лет) Безотрывное письмо коротких слов Показываются безотрывные петельные соединения с полуовальными буквами. Безотрывное письмо 4-5 букв

Наклон в письме

Письмо может иметь различный наклон: может быть прямым (ненаклонным), наклонным вправо и наклонным вправо. Прямым письмо считается тогда, когда основные элементы движения (на себя) идут перпендикулярно линии строки; при письме с наклоном вправо основные элементы образуют острый угол к линии строки; при письме с наклоном влево основные моменты образуют тупой угол к линии строки: І К.

Прямой угол - прямое письмо.

Острый угол - правонаклонное письмо

Тупой угол - левонаклонное письмо

Мы обучаем учащихся письму с наклоном вправо. Однако письмо взрослых в зависимости от разных обстоятельств может быть с большим или меньшим наклоном вправо, может быть ненаклонным (прямым) или быть с наклоном влево. Право-наклонное письмо воспринимается как более красивое. Требо­вание писать с наклоном вправо для праворуких людей (а таких большинство) определяется главным образом не эстетическими качествами письма и даже не традициями наклонного письменного шрифта. Требование писать с наклоном вправо определяется де всего удобством для пишущего, возможностью осуществлять во время письма при меньшей затрате сил более скорые движения.

Наш школьный письменный шрифт именно потому наклонный, что он соответствует удобствам пишущего человека к более быстрому письму. Рассмотрим, в чем же заключаются эти удобства. В процессе письма активное участие принимают в осущест­влении движений пальцы и в целом кисть, предплечье и плечо, т.е. задействованы суставы и мышцы всей руки. Поэтому необходимо удобство для движения руки во время письма. Ученик пишет, сидя за партой или столом. Надо, чтобы ему удобно сидеть во время письма. Ученик следит за тем, как и что он пишет. Следовательно, надо писать так, чтобы удобно для зрения. Как показали многие исследования, письмо с наклоном вправо является наиболее быстрым и удобным для движения правой руки вдоль строки во время письма, для движении пальцев кисти, т. е. соответствует биомеханике письма.

Постараемся это понять, доказать. "При письме для кисти и пальцев рук удобнее всего совершать движения прямо на себя (в соответствии со сгибаемостью суставов фаланг пальцев). Эти же движения легче всего и прослеживать глазом, так как глаз совершает движения по вертикали: сверху вниз и снизу вверх. Значит, прямое письмо наиболее удобно для глаза и кисти. Так было бы, если бы человек писал на одном месте, не перед­авая кисть, а бумага бы двигалась справа налево.

На самом деле в процессе письма рука передвигается вправо, Это осуществляется за счет движения предплечья по кругу с центром в локте. Локоть или неподвижен, или незначительно двигается. Положите правую руку на стол так, чтобы кисть находилась напротив середины груди, и поверните свободно руку по кругу с центром в локтевом суставе. Ваша кисть сначала будет двигаться вверх. Это как раз тот отрезок пути, при котором мы осуществляем письмо вдоль строки.

Следовательно, для свободного движении руки во время письма она должна двигаться вправо-вверх. Поэтому нам к требуется наклонное положение тетради, при котором на не­котором отрезке пути предплечье может свободно двигаться вверх

Пальцы же и кисть в это время осуществляют при письме на себя основные движения перпендикулярно к линии строки, а соединительные - с наклоном вправо.

Лист бумаги во время письма кладется на стол с наклоном так, что строки идут вверх, а когда человек напишет и положит тетрадь прямо, нес строчки будут прямыми, Это будет удобно для чтения написанного. Если человек положит бумагу не с наклоном, а будет писать при прямом ее положении, то это будет очень неудобно при длительном письме для кисти и предплечья.

так как при этом предплечье и кисть вместо свободного движения по радиусу должны постоянно двигаться вниз, как бы «сжиматься», плечо отодвигается назад, прижимаясь к телу, к поворо­ту всего туловища в одну сторону. Следовательно, письмо тогда удобно, когда лист бумаги лежит с наклоном. В результате наклона бумаги письмо получается не прямое, а наклонное. Это письмо и будет наиболее удобным для пишущего правой рукой.

При прямом положении бумаги у нас получится прямое пи сьмо, но оно неудобно для движения руки вдоль строки

Таким образом, наклон при письме у нас получается как бы сам собой. Он определен наклонным положением тетради. На­клонное письмо в этом случае результат, продукт процесса письма.

Однако наклонное письмо не будет удобным, если мы будем писать с наклоном при прямом положении тетради. Тогда мы будем воспроизводить прописные образцы наклонного письма, но для движения руки и слежения глазом это будет неудобно и утомительно. Поэтому нецелесообразно обучать наклонному письму только с целью копирования наклона. Это ведет и к стойкой привычке неправильно сидеть за партой. Такое письмо имеет место тогда, когда учитель следит только за тем. чтобы учащийся писал с наклоном, не требуя, чтобы он держал при этом и тетрадь с наклоном. Этому часто способствуют дополни­тельные наклонные линии на листе (косая сетка). В этом случае при любом положении тетради получается наклон в письме.

Наклон влево удобен только для тех, кто обучается писать левой рукой, и тоже при определенном положении бумаги во время письма. Об этом будет сказано ниже.