Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. — Л.Б. Фесюкова. Консультация на тему: Воспитание сказкой

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами» – так писал В. Сухомлинский. Уважаемые родители, кто из вас не любил сказку в детстве? Трудно представить ваше детство без сказок и любимых детских книг! Ведь сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Но самое главное, что сказки нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребенка.

Через сказку малыш познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности. Без преувеличения можно сказать, что чтение сказок малышу – это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души.

Чтение сказок– один из важнейших педагогических, воспитательных моментов. Родители, часто недооценивают развивающую и воспитательную роль сказок, забывая, что сказка – многовековая народная мудрость.

Для тех родителей, которые еще сомневаются в эффективности методики воспитания ребенка сказкой, скажем, что это уникальная возможность сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения, не омраченные нудными лекциями, которые вызывают у ребенка лишь отрицательные эмоции.

Вы хорошо знаете, что каждая сказка чему-то учит малыша. Сказка заставляет ребенка плакать и смеяться, переживать и надеяться, одним словом – чувствовать. А ведь тонко чувствующий человек сам способен на творчество. И поэтому сказки нужно не просто читать малышам, а вместе с ним осмысливать прочитанное, воспитывать и развивать в нем определенные качества.

Для успешного решения вопросов воспитания и развития сказкой после каждой прочитанной сказки надо научиться ставить ряд вопросов о прочитанном и творческих заданий, вместе с ребенком пробовать анализировать сказку, задумываться о честности, доброжелательности или, наоборот, о подлости ее героев.

Задания, вопросы к сказкам побуждают ребенка и взрослого к совместному размышлению о жизненном опыте, отношениях с окружающими; помогают решать детям свои насущные проблемы общения со сверстниками, понимания в семье; формируют позитивную самооценку. Таким образом, между ребенком и взрослым возникает более тесный диалог, который и сближает и помогает процессу воспитания, развития. Основным моментом в этой методике является необходимость развития в ребенке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучать себя с позиций добра, справедливости, любви.

В сказках можно найти материал, который поможет детям стать увереннее, терпеливее, научит слушать и слышать окружающих, принимать противоречивость

и многообразие мира, ведь сказки – пища для подсознания. Слова забываются -ощущения остаются.

И это не просто ощущения, а переживания, которые прочно связаны с определенным способом поведения героев сказки в соответствующей ситуации. Сказка не оставляет ребенка равнодушным воспитуемым, а делает его активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу.

У ребенка с помощью сказки можно воспитать:

  • Волю – сложное и многогранное качество личности.
  • Веру в себя – умение противостоять неудачам.
  • Смелость – самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.
  • Трудолюбие – нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.
  • Настойчивость – терпение и выдержку при достижении цели.
  • Обязательность – умение держать слово.
  • Оптимизм – веру в успех, увлеченность, душевный подъем.
  • Целеустремленность – умение определять цель и настойчиво добиваться ее достижения.
  • Доброту и честность.

Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

Исходя из поставленных мною задач и универсальных возможностях сказки, родилась идея создания новых театров для работы с детьми и их родителями: театр на карандашах, на фланелеграфе, пальчиковый театр, театр на стаканах, театр картинок, варежковый театр, театр из носков, ширмы с комплектом съёмных художественных полотен по временам года. Подобрана художественная литература для театрализованной деятельности (Приложение 1 ). В течение года, работая со сказками мною собрана картотека занятий, оформленных в виде технологических карт – это очень удобно (Приложение 2 ).

Как хорошо, что сказка по-прежнему жива. Она полна сил, мудрости, вселенской доброты, крепко и серьезно учит нас уму-разуму. Всех нас – и взрослых, и маленьких.

Когда сказка проходит на ура, это всегда праздник. Особенный же праздник, если со сказкой к ребенку приходит умный и талантливый, увлеченный, с большой долей воображения воспитатель.

Сказка — ложь, да в ней — намёк, добрым молодцам урок. А.С.Пушкин

Сказки всегда занимали важное место в народном творчестве любой страны. Они передавались из поколения в поколение и носили не только развлекательный, но и познавательный, и воспитательный характер. За много веков до того, как появилось первое понятие о детской психологии, сказители наделяя животных и предметы человеческими качествами, ставя их в различные ситуации, пытались влиять на сознание ребенка, научить не поучая тому, что хорошо, а что плохо, чего избегать, на что обращать внимание и как следует вести себя в той или иной ситуации. Не угасающая популярность сказок на протяжении стольких веков говорит об их эффективности.

Герои сказок наделены, как правило, целым рядом бесценных добродетелей, таких как доброта, честность, смелость, сострадание. Отождествляя себя с ними, ребенок постепенно начинает разрабатывать свою собственную систему нравственных ценностей. Нам, родителям, очень важно понимать, какое влияние могут оказывать сказки на психику ребенка и каким образом мы можем использовать их в воспитательных целях.

Рассказывая ту или иную сказку необходимо задуматься, чему же она учит, какие намеки вложили в нее уста народа. Вспомните хотя бы несколько из самых популярных русских сказок, которые рассказывает своему ребенку практически каждый родитель и проанализируйте их. Допустим, «Репка» учит тому, что даже самое сложное дело можно осилить, если взяться за него всем вместе, «Колобок» — как нехорошо хвастаться и тому, что не всегда следует верить льстивым сладким речам, «Крошечка-Хаврошечка» тому, что добро побеждает зло. И это всего несколько из самых простых сказок, которые мы рассказываем самым маленьким детям. Выбирая сказку для своего ребенка неплохо было бы задуматься о том, что мы хотим дать ему посредством этой сказки. Возможно вы поймете, что от каких-то сказок следует воздержаться, по крайней мере в младшем возрасте. Что же по поводу того следует ли объяснять ребенку суть сказки или нет? Психологи говорят о том, что причинно-следственные объяснения не понятны малышу, понимание ребенка во многом отличается от понимание взрослого, оно намного ярче и глубже. Лучше позволить ребенку воспринимать сказку так, как ему удобней, на подсознательном уровне, понимание ее сути придет с возрастом. Но при этом очень важно отвечать на вопросы, которые задает вам ребенок по ходу повествования. С детьми же школьного возраста можно начинать анализировать сказки, обсуждать поведение и поступки того или иного героя.

Не следует забывать о том, что в воспитании ребенка огромное значение также имеет и мамина сказка . Мама, как никто другой, знает в чем нуждается ее ребенок и может посредством своей собственной сказки решить даже самые сложные возрастные и психологические проблемы своего малыша. Не так давно в детской психологии появилось такое понятие, как , которая все чаще и чаще приносит свои плоды. Не только профессиональные психологи, но и любящие родители вполне успешно используют терапевтические сказки для разрешения всевозможных ситуаций в жизни ребенка. Думаю, что мне представиться возможность поговорить на эту тему в одной из следующих своих статей.

Напоследок, хотелось бы еще раз заметить, что порой нам родителям нет необходимости ломать голову над тем, как решать ту или иную проблему нашего ребенка, как облегчить воспитательный процесс и убедить его сделать то, что от него требуется. Нам всего навсего следует обратиться к методу, испытанному на протяжении многих веков, открыть книгу или просто взять малыша на колени и рассказать ему сказку. Ведь воспитание сказкой это одна из самых естественных форм воспитания.

(Воспитательные сказки)
В далекой Индии жил мальчик по имени Суди, которому нравилось рычать на тигра. «Будь осторожен. Хищник может подумать, что ты ему угрожаешь», - предупреждала сына мама. Но Суди не обращал внимания на материнские наставления.
Однажды, когда мамы не было дома, мальчик решил поискать тигра, чтобы порычать на него. Едва Суди приблизился к огромному полосатому коту, как тот громко зарычал: «Гр-р-р! Гр-р-р!» А проказник ему в ответ: «Гр-р-р! Гр-р-р! Гр-р-р!»
«За кого он меня принимает: белку, кролика или малюсенького мышонка?» - подумал замолчавший от неожиданности тигр.

(Воспитательные сказки)
Одним ненастным днем шел такой сильный ливень, что затопило все кругом. Звери Зеленой долины устремились в горы, чьи вершины еще не были покрыты водой.
Вдруг послышался чей-то жалобный плач – это рыдала Черепаха, самое медлительное существо на свете.
«Ты чего слезы льешь в три ручья?» - поинтересовался пролетающий над ней дикий гусь.
«Я тону! – всхлипнула Черепаха, натягивая сапог, который она вытащила из хлопающей жижи. – Тебе хорошо, ты так быстро летаешь, благодаря своим большим широким крыльям… А мне потребуется целая вечность, чтобы взобраться на гору своими медленными короткими ногами».

(Воспитательные сказки)
«Не смей гулять возле канала!» - запрещала Саймону мама.
Не меньше десяти раз в течение дня то же самое она говорила и старшим дочерям – Трише и Пауле, поскольку девочки должны были приглядывать за братишкой.
Мама одела Саймона в его любимую куртку и, аккуратно причесав сынишку, еще раз напомнила дочерям: «Не ходите играть к воде!»
Саймон не имел ни малейшего представления о том, что такое канал. Да и откуда ему было знать, каков из себя этот канал, если мальчик никогда его не видел. Саймон представлял, что это кааое-то огромное и страшное чудовище, которое живет в пещере у старой водяной мельницы. Иногда малышу казалось, будто он даже слышит рык чудища.

(Воспитательные сказки)
Когда-то жили-были два закадычных друга Лев и Павлин. Больше всего на свете им нравилось встречаться на лесной полянке в тёплый солнечный полдень и вместе наслаждаться всякими вкусными кушаньями.
Как-то раз, когда Лев пытался расправиться с огромным куском мяса, он краешком глаза заметил, что Павлин зарывает в землю сливовые косточки. «Не самое интересное занятие!» лениво заметил Лев.
Но надменный Павлин считал, что ужон-то знает всё на свете. «Как можно быть таким глупым? искренне удивилась птица. Ты, наверное, единственный во всём лесу, кто не знает, зачем сливовые косточки зарывают в землю.
Ведь из них вырастают деревья, на которых со временем появятся плоды». Лев, конечно, обиделся за то, что его обозвали глупцом. «Я докажу другу, что я ничем не хуже его», думал он, зарывая обглоданные косточки в землю.

(Воспитательные сказки)
Старушка-Ворчушка проснулась как-то утром в своём маленьком домике, в дупле старого дуба, простуженной. «Ле... Лесо... Лесови... апчхи... ок!» - позвала она, чихая.

«Что-нибудь случилось?» - спросил Лесовичок, входя в её комнату. «У меня ужасная простуда!- простонала Старушка. - Принеси мне, пожалуйста, мои носовой платок. Он на верёвке за дверью».

«Этот? А я подумал, что это простыня какая-то!» - хихикнул Лесовичок, подавая Ворчушке её огромный платок. «Не умничай там! - проворчала Старушка. - Тебе ещё сегодня нужно будет сходить на базар кое-что купить.
Я что-то совсем расхворалась. Смотри, вот список покупок». «Можешь смело на меня положиться»,- заявил Лесовичок с важным видом и надел свою шляпу, в которой, как вы помните, жил волшебный паучок Абигайл.

(Воспитательные сказки)
Жили-были зубки. Жили они, не тужили во рту у мальчика Ванечки. Сначала они жили хорошо, были они белые, красивые и здоровые. Только очень не долго они радовались. Плохой им хозяин достался, просто неряха. Он их почти совсем не чистил. Ванечка вообще очень не любил умываться. Грустили зубки и обижались на Ванечку. Печальная жизнь у них настала, и заболели они от расстройства.
- Мы слышали, - сказали передние зубы, - что если хозяин зубы не чистит, то они могут обидеться и уйти от него совсем.
- Как так? – не поверил Ванечка. – Куда уйти? А как же я конфеты есть буду? А яблоки как грызть? Не может быть!
И он побежал к старой мудрой бабушке. Бабушка была старенькая и много всего знала.

(Воспитательные сказки)
Жил да был хитрый лисенок Сёма. Он был маленький, рыженький и очень-очень непослушный. Мама лиса всегда говорила:
- Сёма! Никогда ничего не бери без спроса, а то звери подумают, что ты вор.
- Ладно, - отвечал лисенок и тут же забывал про свое обещание.
Целыми днями бегал по лесу непослушный лисенок. Где мелькнет его рыжий пушистый хвост, там обязательно что-то пропадет.
Сложила белочка орешки горкой, поскакала в дупло за мешочком, вернулась – пусто! Что за чудеса?
Ежик развесил на веточках грибочки сушить, новые принес, а старых как не бывало! Что такое?
Набрала мышка лукошко черники, легла отдохнуть и задремала. Просыпается – нет лукошка! Как же так?
Лисенок бежит по лесу: на усах ореховая скорлупка висит, на лапке ниточка с грибами, а мордочка вся в чернике.

Про Витю-грязнулю MP3

(Воспитательные сказки)
В одном городе, в высоком красивом доме жил да был мальчик Витя. Он был почти совсем взрослый и ходил в детский сад. Витя уже умел считать до пяти и знал букву «А». В общем, очень хороший и умный мальчик. Он всегда слушался маму, убирал игрушки на место, хорошо кушал и не залезал в лужи, чтобы не промочить ножки и не простудиться. И только одно важное дело было Вите не по душе – не любил он умываться.
Как только утром мама его будила, он закрывался в ванной, включал воду и сидел на бортике. Потом выходил и радостно говорил:
- Я умылся и почистил зубки!
Витины руки становились все грязнее, а лицо все более чумазым. Однажды он как обычно закрылся в ванной и повернул краники, но вода почему-то не пошла. Витя очень удивился и постучал по крану.
- Эй, - раздалось вдруг оттуда. – Чего гремишь, не видишь – я застрял. Погоди, сейчас вылезу.
Витя ужасно удивился и заглянул в дырочку. Но там было темно, и он ничего не увидел.

В. А. Сухомлинский

Малыши начинают интересоваться сказкой к двум годам. В традиционной культуре этому предшествовал период младенчества, когда к ребенку обращались сначала - с колыбельными, потом - с пестушками, затем - с прибаутками. Прибаутки, по сути, являются тем мостиком, по которому проходит малыш к сказке.

Как по реченьке лебёдушка плывёт,

Выше бережка головушку несёт,

Белым крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

Наша Маня подрастёт, подрастёт,

Вдоль по улице лебёдушкой пойдёт,

Наберёт воды в кринице,

Подаст матушке напиться.

Не правда ли, чем-то похоже на маленькую сказочку?.. Прибаутки, подобно сказкам, мелодичны, ритмичны, образны, познавательны… Эти признаки помогут нам найти и в сборниках сказок сюжеты, адресованные самым маленьким слушателям.

Одним из характерных приемов, с помощью которого часто выстраивается действие в сказке, является к у м у л я ц и я - цепочка повторов. Этот прием хорошо известен нам по таким сказкам, как "Репка", "Теремок" и др. Подобная организация речи "сказителя", помогает маленькому ребенку прочнее освоиться в сказочном повествовании.

Психологи отмечают, что для лучшего понимания малышам необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение . Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть, как хорошо иллюстрированные детские книжки, так и действие,разыгранное родителями по сказке с помощью кукол.

Важно помнить о том, что своим обликом рисованные или кукольные персонажи, люди и звери, должны быть не карикатурны, а подобны своим реальным сородичам - разумеется, за исключением размера. Если для детей младшего и среднего возраста важен принцип наглядности для лучшего восприятия сказки, то для старших особенно значимо развитие внимания к слову, способности понимать и переживать словесное действие.

"Какие сказки нужны дошкольникам?"

"Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического,она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие "правды от кривды."

И. А. Ильин

При чтении и разыгрывании сказок с детьми 3х-4х лет особым успехом пользуются сюжеты, в которых идет речь о взаимовыручке, восстановлении справедливости (как, например, в сказках "Зайкина избушка" , "Кот и петушок"), торжестве правды над обманом ("Лисичка со скалочкой", "Коза и семеро козлят" и пр.),об опасности зазнайства и стремления к "легкому хлебу" ("Заяц-хваста", "Легкий хлеб", "Круть и Верть")… Сопереживание испытаниям, выпавшим на долю героя (или героини), особенно важно для старших детей.

Принципиальное значение здесь имеет то, каков этот герой. Мы свидетели тому, как человеки-пауки, роботы-монстры, живущие в канализации (!) ,черепашки-ниндзя, триумфально удовлетворяют сегодня потребность детей в героическом.

Герои же волшебных сказок наделены, как правило, целым рядом бесценных добродетелей. Отождествляя себя с ними, ребенок незаметно входит в систему нравственных ценностей, рожденных духовной традицией своего народа. В отличие от "героев" массовой культуры, месть, скажем, не является тем импульсом, что ведет на подвиги героев русских сказок. Например, для того, чтобы уговорить, наконец, Никиту Кожемяку сразиться со Змеем, царю приходится прибегнуть к особой "хитрости": он приводит под окно кожемяки двести детей, которых Змей осиротил. Глядя на их слёзы, Никита "и сам прослезился".

Сказка учит тому, что не жажда мести, но способность к состраданию, может дать человеку такую силу, которая способна сделать его настоящим героем и привести к победе в неравном бою. Ну а, победив Змея, "сделавши святое дело", Никита за то никакой награды не взял, снова кожи мять отправился.

Волшебные сказки и героический эпос (былины) могут ответить на естественную, зарождающуюся в душе ребенка, жажду подвига. А если, вдобавок, в вашей детской найдется место для "богатырского облачения" и кукольных персонажей к былинам, то с их помощью ребенок сможет самостоятельно придумывать сюжеты к своим играм. Подобные сюжетно-ролевые игры - прекрасная и увлекательная альтернатива натиску монстров-трансформеров.

"Как разобраться в том, чему учит конкретная сказка?"

"Запоминается и передается из поколения в поколение только то, что так или иначе д о р о г о человечеству. Самая устойчивость сказочного предания доказывает, что сказка заключает в себе что-то для всех народов и для всех времен важное и нужное, а потому незабываемое."

Е. Н. Трубецкой

С детства нам хорошо памятны пушкинские слова о том, что сказка - ложь, да в ней - намёк, добрым молодцам урок. Да вот незадача - немногие взрослые могут похвастаться сегодня ясным пониманием того, на что намекает та или иная сказка. Как не ошибиться?

О том, что, прочитав сказку, мы восприняли ее "намеки" правильно, может свидетельствовать факт наличия аналогичных им тем в других жанрах русского фольклора. Значимые темы не остаются в пределах мира сказки. Мы обязательно найдем их отголоски в песнях, пестушках, прибаутках и, конечно же, в пословицах и поговорках.

Попробуйте, прочитав сказку и поразмышляв над ней, выразить итог такого размышления русской пословицей. Для этого обратимся к любому сборнику, в котором пословицы подобраны по тематическим разделам. Русские пословицы помогут нам яснее "высветить" намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее. Итак, попробуем вместе:

    "Колобок"

    "Чем хвалимся, на том и провалимся"

    "На языке медок, да на сердце - ледок"

    "Теремок"

    "Не бравши топор, жилья не срубишь"

    "Легко взято, легко и потеряно"

    "Репка"

    "Из многих малых одно большое выходит"

    "Капля по капле и камень долбит"

    "Лиса и журавль"

    "Как аукнется, так и откликнется"

    "Каков привет, таков и ответ"

    "Курочка, мышка и тетерев"

    "Хочешь есть калачи - не лежи на печи"

    "Лисичка со скалочкой"

    "Тому худа не отбыть, кто привык неправдою жить"

    "Лёгкий хлеб"

    "Хлеб горбом достают"

    "Без труда не выловить и рыбки из пруда"

    "Крошечка-Хаврошечка"

    "Кто правдой живёт, тот добро наживёт"

    "Кто добро творит, того Бог благословит"

    "Царевна Несмеяна"

    "Не всё то золото, что блестит"

    "Телу - простор, душе - теснота"

    "Морозко"

    "Работай - сыт будешь, молись - спасешься, терпи - взмилуются"

    "Без смиренья нет спасенья"

    "Маша и медведь"

    "Горе горюй, да руками воюй"

    "Зимовье зверей"

    "Согласного стада волк не берет"

    "Заюшкина избушка"

    "На чужой каравай рот не разевай"

    "Пораньше вставай, да свой затевай"

    "И на силу найдётся пересилок"

Попробуйте теперь самостоятельно продолжить этот список…

Будем помнить о том, что предварительные размышления взрослого над текстом сказки помогут впоследствии верно расставить смысловые акценты в речи "сказителя". Тогда слово сказки действительно станет благодатным и понесет слушателю уроки народной мудрости.

"Все ли сказки хороши?"

Сказка сказке-рознь … До чего удивительно составлены, порой, сборники сказок! Так и кажется, что адресовывали их составители не ребенку, а опытному взрослому-путешественнику по сказочному миру, в котором не всегда все безупречно. Рядом с одной из самых глубоких и мудрых сказок о силе материнской любви - которая долготерпит и милосердствует, не ищет своего и все переносит, которая никогда не кончается (сказка "Безручка") - соседствуют "Семь Симеонов", откуда мы узнаем, что самым полезным человеком в государстве может оказаться вор - ему и милости царские в благодарность за пригодившееся "ремесло".

Понятно недоумение вдумчивого читателя, ищущего в сказке заповеди нравственного закона. Наличие в ряде русских сказок мотивов любования плутовством и даже кощунством не удивительно. Ведь сказка - явление культуры, в которой сплетено бывает высокое и низкое, образцовое и безобразное, нравственное и безнравственное. Взрослому человеку свойственно, сталкиваясь с теми или иными проявлениями, принимать их или отвергать - в соответствии с теми ценностями, которые были заложены в детстве, с жизненной позицией.

В отношении же ребенка, у которого система ценностей только формируется, родителям необходим осмысленный избирательный подход к выбору занятий, игрушек и чтения, которые предлагаются малышу.

Размышляя над загадками русской сказки, один из ее исследователей, князь Евгений Николаевич Трубецкой, выделял три уровня жизнечувствия, отраженные в сказке - как бы три ее этажа: нижний, средний и высший.

Героям "нижнего этажа сказки" свойственны вульгарные жизненные идеалы. Самым элементарным их проявлением Е. Н. Трубецкой называет мечту о "легком хлебе" - стремлении жирно есть, сладко пить и мягко спать. Воровство и плутовство здесь представляется одним из простых способов обретения искомого жизненного идеала. Современно, не правда ли?..

Героям же "среднего" и "высшего этажа" сказки свойственна особое вдохновение, внежитейская мудрость. Приземистый идеал житейского благополучия не для них. Их влечет "иное царство", таинственный предел, где встречается обыденное и чудесное, где обитает Краса Ненаглядная, по которой извечно томится душа человеческая. Здесь, на этих "этажах", и обитает "подлинная душа сказки". (Е.Н.Трубецкой Три очерка о русской иконе. "Иное царство" и его искатели в русской сказке. - М.: Лепта 2000.)

Итак, при выборе сказок для домашнего чтения, будем остерегаться таких сюжетов, в которых запечатлелась романтизация воровства, хитрости, продажности (например, при сделках с чертом или колдуном) и прочих способов добычи "легкого хлеба" , а также тех сказок, в которых звучит кощунственный смех над порядочностью,простодушием и святыней .

Смех такого рода можно встретить в тех сказках, где торжествуют ловкачи - обманщики (хи-хи! Битый небитого везет!), а также в целом ряде сюжетов, где действуют черти и дьяволята, где мы встречаемся с священнослужителями и церковною службой.

Как при выборе сказки для чтения детям не попасться "на удочку" захватывающего сюжета и не оказаться заодно с героями подобного толка? Для этого нужно, поразмыслив над сказкой, понять для себя: на чьей стороне "сказитель"- тот, с чьих слов сложена сказка? Кому он сочувствует? над кем посмеивается? Совпадает ли его жизненная позиция с нашей?

Многие народные сказки предупреждают об опасности стремления к лёгкому хлебу, обогащению любым путём, духовной неразборчивости, неправедному сговору. Так, с молчаливого согласия одного горшечника (сказка "Горшечник"), наладил в его мастерской производство сам нечистый с чертенятами. И выгодное дело оказалось: всего за три ночи сорок тысяч новеньких горшочков готовыми стояли. И продал их горшечник весьма прибыльно - полный мешок денег домой привез. Да только после того жизнь его вся наперекосяк пошла: горшки люди покупать перестали ("Знаем мы твои горшки, старый хрен! С виду казисты, а нальешь воды - сейчас и развалятся!"), а сам горшечник стал "по кабакам валяться".

"Объяснять ли детям сказку?"

" Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем."

Л. Ф. Обухова

Возникает естественный вопрос: нужно ли объяснять ребенку сказку, её "уроки", анализировать содержание? Попробуем разобраться.

От соприкосновения со сказкой у ребенка рождается собственное впечатление. Чем младше ребенок, тем сильнее оно отличается от видения взрослого. Логически мыслить ребенок еще не умеет, а сказка не учит его напрямую. Сказочные образы, стиль, язык сообщают малышу жизненно важную информацию исподволь. Лучший способ разрушить её усвоение - пуститься в бесконечные взрослые объяснения и разъяснения.

Марина Цветаева, вспоминая свои ранние детские впечатления от прочитанных стихов, пишет: "Когда мать не спрашивала - я отлично понимала, то есть понимать и не думала, а просто видела. Но, к счастью, мать не всегда спрашивала, и некоторые стихи остались понятыми." Датский психолог и психиатр Б. Бетельхейм отмечает парадоксальную вещь: реалистические рассказы информируют ребенка, но не обогащают его так, как сказка; чем больше в них причинно-следственных объяснений, тем более не понятны, психологически не правдоподобны они для малыша. Конечно, "понимание" ребенка сильно отлично от взрослого. Но его впечатления ярче и образнее видения взрослых. Лишь со временем происходит осмысленное постижение глубины сказочного повествования.

Попытки совместного с ребенком его анализа - дело школьного возраста. До того опытные бабушки могли вспоминать сказочные коллизии что называется "к слову" : куда это ты, точно колобок, покатился? смотри, как бы не нашлась на тебя "лиса"… и т.п. Отвечать же нужно на те вопросы, которые по ходу "сказывания" сказки ребенок задаст вам сам. Добрый разум наживают не разом…

"Нужна ли сказке присказка?"

"В некотором царстве, в некотором государстве, А именно в том, в котором мы живем. Было это в невстве, в королевстве На ровном месте. Это не сказка, а только присказка От Брянска до Витебска, А сказку буду говорить завтра после обеда, поевши мяса и хлеба, Так вот, жил в том царстве…"

Сказке, как известно, предшествует присказка. Она наводит мостик от нашего мира к миру сказочному. Подготавливает сознание слушателя к путешествию в ирреальное, в котором, тем не менее, многое оказывается нам знакомо по собственному опыту. Мы чудесным образом переносимся в неведомое тридесятое царство, которое сказочно далеко и сказочно близко - здесь, где мы живем.

Вот как писал о присказке русский философ Иван Ильин: "Задача присказки состоит в том, чтобы подготовить душу слушателя, вызвать в ней верную сказочную установку. Присказка должна спутать обыденный смысл, задуть свечку трезвого, прозаического сознания и раскрыть душевный слух для сказки, для ее художественно - прикровенного, символически-мифического смысла. Она вызывает слушателя из его обыденного мышления, сбивает его с панталыку и опрокидывает его в бессмыслицу или путаницу, в замешательство и недоумение; а уж оттуда только ему забрезжит свет и смысл настоящей сказки."

Вот присказка для самых маленьких слушателей:

Как не в море-океане,

Не на острове Буяне

Стоит терем-теремок,

На дверях висит замок.

Мы замочек отопрем - Сказку в гости позовем!

Слушай тихо и гляди… Сказка, в гости приходи!

Для тех, кто постарше, могут прозвучать и другие:

Ой, люли, тара-ра-ра!

На горе стоит гора,

А на той горе дубок,

На том дубе воронок,

Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах,

Сидит ворон на дубу - Он играет во трубу: Та-ра-ра, ту-ру-ру Он играет во трубу!

День-деньской в трубу трубит,

К ночи - сказки говорит!

И птицы слетаются, И звери сбегаются…

Вот и вы пришли

Присказку услышали! Ту-ру-ру! Труба зовет, Вот и сказка к нам идет!

Попробуйте и вы сочинить присказку к любимой ребёнком сказке - или предложите ему пофантазировать вместе. А затем, пожалуй, попробовать пригласить гостей - на чаепитие и сказку, разыгранную с куклами…

"Как сохранить самобытность языка сказки при её пересказе ребёнку?"

"Сказка - это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он на всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели. Красота родного слова - его эмоциональные краски и оттенки - доходит до ребенка, трогает его, пробуждает чувство собственного достоинства, когда сердце касается сердца, ум - ума. Поэтическое звучание родного слова становится музыкой для ребенка, когда он сам берет в руки инструмент, сам творит музыку, видит, чувствует, как его музыка влияет на других людей"

В.А.Сухомлинский

Итак, пришла, наконец, пора заметить, что к прочим достоинствам сказки, о которых шла речь в предыдущих статьях, добавляется и то, что она открывает перед слушателем поэтику родной речи. Современным родителям, привыкшим к оборотам бытового и газетного языка бывает, порой, трудно сохранить благозвучие русской речи при "сказывании" сказки ребёнку. Избежать этого поможет небольшая предварительная работа с текстом сказки. Вооружимся карандашом и выделим хотя бы некоторые особенности сказочной речи прямо в тексте для того, чтобы, обратив на них внимание, затем не потерять при пересказе.

Так, обнаружим мы в сказке и подчеркнём:

зачин ("В некотором царстве, в некотором государстве…" и т.п.)

Неопределенность места и времени, с одной стороны, рождает у слушателя ощущение ирреальности повествования, а с другой - позволяет представить себя его участником…

рифмованные формулы-характеристики персонажей ("мышка- норушка" и пр.),

времени ("долго ли, коротко" и пр.),

особенностей места и обстоятельств действия ("леса дремучие, звери рыскучие", "выше леса стоячего, ниже облака ходячего" и пр.);

эпитеты ("палаты белокаменные", "уста сахарные" и пр.);

кумулятивные приемы (повторы структурных частей),

концовку ("…стали жить-поживать, да добра наживать", "…и устроили они пир на весь мир, и я там был, мед, пиво пил…")

Посмотрим, какие пометочки мог бы оставить наш карандаш в тексте сказки на примере небольших отрывков:

…Сели на коней, поехали в чистое поле. То не ясные соколы налетают на стаю голубиную, напускаются сильномогучие богатыри на войско вражее! ("Иван царевич и Белый Полянин") …

Ох, вы, детушки мои, козлятушки! На что отпиралися-отворялися, злому волку доставалися? Он вас поел, а меня, козу, со великим горюшком, со кручиною оставил! ("Коза и семеро козлят")

…Взяла лису досада, думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла как несолоно хлебала! Как аукнулось, так и откликнулось! ("Лиса и журавль")

Будем помнить, что сказка - жанр устного народного творчества. Она не читалась по книжке, её подлинная жизнь обреталась именно в слове, в речи опытного сказителя. Сегодня же, в силу известных обстоятельств современной жизни, лучше родителей никто не сможет утолить извечное стремление детской души к мистической глубине и духовной возвышенности сказочного повествования.

Родительское слово на ветер не молвится…

"Как сделать кукол к сказкам?"

Куклы - сшитые, тряпичные особенно хороши тем, что, после показа сказки детям, могут занять место среди их игрушек. Сказочные коллизии, герои и антигерои будут продолжать жить в сюжетно-ролевых играх, самостоятельно придумываемых ребёнком. Для кукольного спектакля по сказке могут подойти, конечно, и обычные, и традиционные деревянные, глиняные и даже вылепленные из пластилина игрушки. Однако, в отличие от сшитых кукол, в детской такие игрушки будут нести лишь декоративную функцию.

Тряпичная кукла - одна из наиболее распространенных и любимых детьми игрушек. Технологическая особенность куклы для показа сказки - ее устоичивость на поверхности стола. Высота куклы - чуть больше длины ладони. Простеиший вариант такой куклы может быть выполнен следующим образом:

Туловище

Используем светлую однотонную х/б ткань (можно трикотаж от старенькой детской маечки). Кроим и сшиваем, плотно набив шерстью или толстым, пушистым синтепоном, туловище - в виде конуса. Дно круглое, его можно закрыть кружком из плотной ткани. Проверяем конусообразное "тулово" на устойчивость.

Ручки

Вариант а) скатываем 2 полосочки ткани, выкроенные по длине рук, до нужного нам объема рукавов, один край пришиваем к туловищу, другой перевязываем, чуть отступив, крепкой нитью - "ладошка";

Вариант б) кроим 2 прямоугольника, длина которых соответствует длине ручки, сшиваем каждый в тонкий цилиндр, набиваем ватой, пришиваем к туловищу, перевязываем нижние края ("ладошки").

Головка

Вариант а) перетягиваем верхнюю часть конуса крепкой нитью, отступив от его конца 1/5 часть ("головка");

Вариант б) скатываем из ваты очень плотный шарик нужного объема, вкладываем его в кусочек старой трикотажной маечки, обтягиваем, заматываем внизу нитью ("шейка"), плотно пришиваем получившуюся головку к верхней части конуса, лишнее обрезаем.

Волосы и головной убор

На головку пришиваем ряд цветных шерстяных нитей (по линии пробора), формируем прическу: косу или 2 косы, пучок, делаем стрижку (если предполагается "мужская" кукла). Повязываем платок или ленту из тесьмы. Можно расшить головной убор по краю бисером, шелковыми лентами, галунами.

Наряд

С большим старанием наряжаем куклу: неплотно оборачиваем цветным ситцем "тулово", фиксируем на бретелях ("сарафан"), поверх - расшитый тесьмой фартук (запон), по краю сарафана можно пустить тесьму или оборку. Дальше - работа фантазии. Если кукла - мужской персонаж, то делаем длинную "рубаху", подвязываем ее "поясом" - отрезком тесьмы.

Лицо

Традиционные тряпичные куклы очень выразительны, несмотря на то, что у них не прорисованы черты лица. Можно научиться слегка намечать стежками глазки или прошить крест по линии глаз и носа. Но делать это нужно с большим вниманием и старанием. Чуть переусердствуешь - и кукла теряет свое очарование.

Сказка с тряпичными куклами может стать, как украшением семейного праздника, так и ежедневной историей пред сном. Понятно, что сказка к празднику - чуть более трудоемка, чем ежедневная: и куклы для нее понадобятся новые, и детали интерьера повыразительнее. Вечернюю же сказку можно рассказывать хоть неделю подряд - полюбившуюся историю малыши просят повторять вновь и вновь; для нее и "декорации" могут не потребоваться - достаточно пары кукол и самых необходимых по действию деталей.

В сказке, рассказываемой или показываемой перед сном нежелательны страшные персонажи вроде Бабы Яги или Кащея, повествование должно быть напевным и понятным ребенку.

"Каким может быть домашний кукольный спектакль по сказке?"

Теперь, когда куклы к избранной сказке подобраны или специально сшиты, настала пора определиться с тем, каким будет наш "домашний театр". Поделимся с читателями наиболее простыми видами показа сказки…

Показ на "столике сказки" с помощью шитых, либо деревянных, либо глиняных кукол, изготовленных самостоятельно или специально подобранных

Возьмем небольшой журнальный или обычный столик. Установим его так, чтобы за ним могли поместиться 1 -2 человека, управляющих куклами, а напротив осталось место для зрителей. Накроем столик тканью, цвет которой соответствует предполагаемому календарному времени действия сказки (белое полотно или синтепон - для зимы, зеленое - для лета и т.п.) Выстроим на столике необходимый к сказке интеръер - своеобразные простейшие декорации, в которых разыгрывается кукольная сказка.

Такие "декорации" легко могут быть сделаны при помощи комбинирования подручных средств: разных по цвету тканей, покрывающих столик сказки; "рельефа": создания возвышений, углублений, ровной поверхности с помощью предметов, подкладываемых под ткани на столике; природных материалов: веток деревьев, укрепленных пластилином на подставочках или в слое мха, небольших коряжек, деревянных брусочков; специально изготовленных необходимых по действию деталей: "избушка", "дворец", предметы быта и хозяйства (колодец, печь, стол и стулья, колыбель, горшочки и пр.) Изготовление данных предметов интерьера не требует особого мастерства. Все детали воспроизводятся с большой долей условности.

Например: дома и дворцы - некрашеные картонные коробочки без одной стороны, в которых прорезаны окошки с занавесочками, условной крышей служит наброшенная сверху материя (белая - для "зимнего" интерьера), внутри постелен маленъкий "коврик"; обычные детские деревянные кубики или круглые спилы разного диаметра и высоты внутри такого "домика" обозначают стол и стулья, кроватью или лавкой могут быть покрытые ситцевым лоскутом деревянные брусочки или картонная коробочка из-под рафинада, 1-2 маленьких глиняных или пластилиновых горшочка "служат" посудой и т.д. и т.п.

Не забудем и о выразительности, которую добавляют действию умелое использование источников света: свеча на подставке может быть и "костром", и огнем в печи, и лампадкой, и особым знаком, предворяющим, например, появление особо значимых, чудесных персонажей - с той же целъю можно исполъзоватъ луч диапроектора...

Интерьер на "столике сказки" подготавливается заранее, до начала "спектакля" накрывается легкой тканью, которая скроет приготовленное от преждевременного любопытства детей. "Сказителю" остаётся занять место за "столиком сказки" и перемещать кукольных персонажей в выстроенном интерьере в зависимости от происходящих событий. Такой вид показа сказки - один из наиболее простых по техническому решению и удобных для показа и восприятия дошкольниками.

Показ за "ширмой" с "перчаточными" куклами

Ширмой для кукольного спектакля служит растянутая в дверном проеме ситцевая ткань с пестрым рисунком. Для маленьких слушателей важна высота ширмы: лучше, если она не будет полностью скрывать рассказчиков, но давать им возможность общения со зрителем ("поясная ширма").

"Перчаточными куклами" управляют из-за ширмы 2-3 человека. Простейшие "перчаточные" куклы могут быть изготовлены на основе обычной перчатки, в которой плотно набита верхняя часть указательного пальца - головка куклы, а большой палец и соединенные воедино средний, указательный и мизинец образуют ручки куклы. Для этой цели лучше будет пустить в дело мужские перчатки больших размеров.

Сказки, разыгрываемые таким образом, обычно веселые, сатирические по характеру.

Показ в "окошке сказочного домика"

Тут вновь нам понадобится ширма. Однако на этот раз над полотном материи для нее придется чуть потрудиться. Ткань лучше выбрать однотонную и плотную - лучше всего лен или холстину. На крайний случай сгодится и обычная простыня - только ее нужно накрахмалить. А вот по размеру будем ориентироваться на простынку-полуторку. Подберем по ширине полотна две реечки. Чуть отогнем и прошьем края ткани (так же по ширине). Вставим реечки внутрь с противоположных краев. С одной из сторон приделаем две петли из прочной тесьмы. Теперь за эти петли ширму можно будет подвесить - например, продев в них и закрепив между шкафчиками, обычную палку от швабры. Теперь осталось "прорубить" в полотне окошко к зрителям.

Вырежем прямоугольник примерно на уровни груди взрослого человека. Ширина окошка должна позволить показывать сказку за ширмой двум кукловодам, а высота достаточна для того, чтобы им показаться зрителю. По периметру "окошка" со стороны предполагаемого зрителя нашьем "наличники" из кружева или ленты шитья.

Все, теперь в таком "сказочном домике" можно показывать любую историю.

Преимущество показа сказки в окошке такого домика состоит в том, что в нем удобно управлять практически любыми персонажами: и тряпичными,и обычными куклами (держа их в руках), и перчаточными, и марионетками, и даже рисованными, вырезанными из картона (удерживая их на длинной палочке).

Для того, чтобы сказка сверкала сегодня во всей своей красоте в домашнем чтении и театре, служила благодатным источником сюжетов для ролевых игр детей более, нежели диснеевские и прочие мультяшки, необходимо, очевидно, искать "доступ" к народной сказке.

Ведь понимание того,на что намекает сказка, лежит в основе умения правильно донести ее смысл до слушателей в процессе рассказа или показа с куклами.