Проблемы организации взаимодействия образовательной организации и семьи

Департамент образования администрации города Ноябрьска

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Мальвина»

муниципального образования г. Ноябрьск

«Взаимодействие семьи и образовательной организации в вопросах воспитания подрастающего поколения»

Воспитатель МАДОУ «Мальвина»

Хотя учителя рассматривают школу и музей как дополнительный опыт обучения, очень немногие воспринимают разницу между учебными и учебными стратегиями. Существует неправильное понимание социальных отношений власти, в которых доминируют сотрудники музея, и в которых школьные преподаватели имеют плохо определенную и часто воспитательно неэффективную педагогическую роль. Неявные отношения власти создают барьеры и молчание, которые препятствуют вовлечению учителей. Пути необходимы для развития отношений, которые делают роли и обязанности каждой группы ясными и ценными.

Костюк Валентина Тимофеевна

2016 г.

Одна из главных задач педагогов современного дошкольного учреждения является сотрудничество и расширение поля позитивного общения с семьей – планирование и реализация деятельности в рамках совместных мероприятий родителей, детей и педагогов.

Воспитание – это управляемый, целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемых с целью формирования заданных качеств личности воспитуемого.

Разработана основа для того, чтобы предоставить учителям процесс, который готовит студентов к их посещению, и делает школьные экскурсии более похожими на семейные визиты. Рамочный школьный музей «Комплексный учебный опыт для студентов» основан на трех основных элементах: Цель; Выбор; и собственности. Объявленные студентами и учителями результаты как обучения, так и удовольствия, когда школьные полевые поездки выполняются таким образом, четко подтверждают обоснованность процесса. Подготовка позволяет осмысленно взаимодействовать с музейными педагогами и выставками.

Вспомним высказывание о воспитании Антона Семёновича Макаренко:

«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане страны и граждане мира. Они будут творить историю…..» Попробуем проанализировать вышесказанное. За тысячелетнюю историю человечества сложилось две ветви воспитания подрастающего поколения, каждая из которых представляет собой социальный институт воспитания и обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка: семейное и общественное воспитание.

Аспекты этого процесса были приняты многими музеями в их материалах для учителей и в их программах на месте. Однако, несмотря на очевидные преимущества, многие учителя все еще не используют эту структуру. Для учителей необходимы возможности для надлежащего профессионального развития, в котором подчеркивается, что обучение в неформальных условиях, таких как музей, требует различных педагогических подходов от тех, которые обычно используются в школах. Для преподавателей музеев необходимы дополнительные возможности для прохождения формальных курсов или получения соответствующего профессионального образования в этой области.

– Семейное воспитание осуществляется в кругу семьи.

Общественное воспитание – это воспитание детей в детских садах, школах, гимназиях и других образовательных учреждениях.

Предлагаю рассмотреть каждую ветвь воспитания.

Итак, СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Известные педагоги прошлого Ушинский, Макаренко, Сухомлинский, Каменский, Фребель и др. подчеркивали роль семьи в воспитании ребенка. Песталоцци говорил: «Семья – подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет….». И сегодня современная наука и законодательство подчеркивает приоритет семейного воспитания:

Немногие курсы по музейным исследованиям посвящены предметным предметам по музейному образованию, хотя есть публичные программные предметы, в которых это включено. Как правило, преподаватели музея учатся «на работе» и могут полагаться только на свою значительную приверженность и профессионализм.

Музеи-педагоги во многих штатах активно работают с профессиональными учительскими ассоциациями во многих областях обучения. К сожалению, большая часть взаимодействия - это один из способов - нам нужно найти способы поощрения и облегчения совместной роли и ответственности учителей и преподавателей музеев в процессе обучения. Некоторые факультеты педагогического образования университета включают посещение музеев: однако необходимо быть осторожным, чтобы это не укрепило мнение о том, что «мы можем сделать все для вас».

– статья 66 «Конституции РФ»: «Граждане РФ обязаны заботится о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества…»

– статья 18 закона «Об образовании РФ»: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте»

Технологический университет, Сидней создал предмет для всех учащихся начального образования, которые включают в себя места в музеях, чтобы понять роль музейных педагогов и учебной среды. В то же время в программе подчеркивается ключевая роль преподавателей в упрощении обучения в неформальных условиях. Здесь есть важная возможность облегчить проведение семинаров, в рамках которых будет возложена общая ответственность за обучение между преподавателями и преподавателями музеев.

Ключевыми элементами были любопытство, формальное и неформальное обучение, распространение знаний, магия редких и уникальных объектов, использование искусства и театра и актуальность для всех возрастов. Отрадно отражать этот акцент и, возможно, пересмотреть эти цели.

– педагог современности Т.А. Марков: «Семья для маленького ребенка почти единственный социальный институт, формирующий его личность. Дошкольник отличается такими психофизиологическими особенностями, в силу которых ближайшее окружение оказывает на него непрерывное формирующее воздействие».

вернёмся к реальной практике.

Есть много драгоценных камней, а также некоторые динозавры в совместных усилиях музейных педагогов и учителей в предоставлении отличных возможностей для обучения школьников в музеях. Укрепление членства и деятельности Музеев Австралийская образовательная национальная сеть во всех государствах является важным шагом вперед. Недавние связи между этой сетью и развитием Национальной учебной программы в нескольких областях - отличный шаг вперед. Профессия музейного образования продвинулась во многих позитивных направлениях.

Двумя областями, важными для достижения дальнейшего прогресса, являются совместное признание и уважение к непрерывному обучению как музейных педагогов, так и учителей. Что касается повышения уровня образования для всех, то одним из важных аспектов является обеспечение того, чтобы все дети успешно учились в школе. Переход в школу рассматривается как «чувствительный период» для достижения детей позднее. Однако некоторые дети сталкиваются с трудностями во время этого перехода. В настоящем документе основное внимание уделяется детям из социально-экономически неблагополучных семей.

Мною был проведен опрос воспитанников моей группы в присутствии родителей на тему «Семья».

Что же говорят о семье дошкольники?:

***Миша (5 лет) рассуждает так:

«Папа, мам я – это моя семья. Мы дружно играем, рисуем и вместе собираем пазлы»

***Катя (5 лет) о своей семье рассказала следующее:

«Наша семья большая – мама, папа, я и кошка. Мы друг друга любим. Семья добрая, ласковая, дружная. Шалит в доме только кошка.»

В рамках немецкой школьной системы эта группа непропорционально часто сталкивается с институциональными барьерами при старте школы. Экологическая перспектива и «экологическая и динамическая модель перехода» подчеркивают важность различных микросистемных контекстов и их динамическую взаимосвязь. Развитие партнерства родителей и профессионалов считается важным для дальнейшего профессионального развития в учреждениях раннего детства и в школах. Предыдущие исследования показали влияние взаимодействия родителей и учителей на успеваемость учащихся.

***Виталина (5 лет) говорит так:

«Я живу с мамой и бабушкой. Они веселые. Мама читает мне книжки, бабушка покупает мне конфеты. Маму и бабушку я люблю.»

Исходя из анализа высказываний педагогов – мэтров и современных педагогов, нормативных документов, выведем следующие факторы, определяющие силу и стойкость семейного воспитания:

Однако, согласно школам Уилдендера и Макинтайра, преимущественно используются методы перехода на низкую интенсивность, а семьи с более низким социально-экономическим статусом оказываются менее вовлеченными. По словам Крозье и Дэвиса, школы трудно достать для семей из групп меньшинств. Что касается конфликтов между родителями и профессионалами, Лейк и Биллингсли определили влияние несогласных взглядов на ребенка и его или ее потребностей.

На этом фоне в настоящем документе рассматриваются следующие вопросы: как родители и специалисты воспринимают роль себя и других в поддержке обучения и развития ребенка в дошкольном и школьном контексте? Как можно описать сотрудничество между родителями и специалистами? Как развиваются отношения между родителями и профессионалом во время перехода от дошкольного образования к школе?

– постоянство, длительность и повторяемость изо дня в день воспитательных воздействий членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях;

– глубокий, эмоционально – интимный характер воспитания в семье;

– объективные возможности для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого).

В статье представлены результаты исследовательского проекта «Изучение опыта во время перехода от раннего образования в школу». Исследование финансируется Федеральным государственным департаментом науки и культуры Нижней Саксонии, Германия. Следуя экологической перспективе переходного и социально-конструктивистского концептуализации обучения, в исследовании исследуются родители, преподаватели и педагогические конструкции по обучению и развитию ребенка при переходе от дошкольного образования к школе.

Целью проекта является более глубокое понимание социальной взаимосвязанности процессов обучения и развития детей из семей, которые в этот переход считаются социально экономически невыгодными. Проект основан на многомерной концептуализации социально-экономического неблагополучия, следуя концепции жизненных областей. Основные исследовательские вопросы исследования касаются того, как родители, педагоги и учителя строят ребенка как учащегося и к отношениям этих различных микросистемных конструкций. В этом отношении анализируются расхождения и конвергенции, а также непрерывность различных перспектив.

Предлагаю рассмотреть основные принципы ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ. В его основе лежит сотрудничество детского сада и семьи, которое включает в себя:

– приобщение родителей к педагогическому процессу;

– подготовка информационно- педагогического материала, выставок детских работ, которые позволят родителям ближе ознакомится со спецификой дошкольного учреждения, с его воспитывающей и развивающей средой;

Ссылаясь на недавние усилия по интеграции родителей, профессионалов и детской перспективы в дискурс о дошкольном образовании, проект способствует пониманию переходного периода с точки зрения участников. Исследование относится к улучшению успешного перехода путем выявления соответствующих условий.

Исследовательский проект характеризуется продольным, качественным исследованием, которое сопровождается описательно-количественными наборами данных. Исследование началось за полтора года до начала обычной школьной записи детей летом. В это время большинство исследованных детей находятся во втором классе, в то время как некоторые дети находятся в первом классе из-за задержки поступления в школу. Таким образом, исследование содержит три этапа исследования до и два после входа в школу. На каждом этапе проводятся эпизодические интервью с родителями и преподавателями, а затем с преподавателями.

– воспитание ребенка в духе уважения к отцу и матери;

– совместное решение возникающих проблем для согласия в положительные результаты.

Выведем основные направлениями организации работы дошкольного образовательного учреждения с семьей:

– использование позитивного опыта семейного воспитания;

– огранизация психолого – педагогического просвещения родителей;

Кроме того, проводятся игровые интервью с детьми. В исследовании участвовали 19 детей в течение их переходного периода. Отбор проб был сосредоточен главным образом на городских районах, которые считаются находящимися в неблагоприятном положении и следуют систематическому подходу. Анализ основан на процедурах кодирования по Основанной Теории. На руке данные анализируются в каждом конкретном случае. С другой стороны, во всех случаях анализируется выявление закономерностей и созвездий конструкций в разных микросистемах в течение исследуемого переходного периода.

– оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений;

– участие родителей в управлении образовательным учреждением, организации учебно – воспитательного процесса;

– использование различных форм сотрудничества с семьей.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в дошкольном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью. Таким образом, коллектив сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.

Наша презентация основана на данных всех пяти этапов исследования. Следовательно, результаты относятся к периоду в полтора года до и после входа в школу. Наш анализ данных с первого этапа исследования в дошкольном учреждении выявил дисбаланс в отношении взглядов родителей и педагогов на их собственную роль и роль другого в поддержке обучения ребенка: В то время как все родители и воспитатели воспринимали поддержку в дошкольном возрасте, педагоги преимущественно видели небольшая поддержка в семье.

В связи с этим преобладали асимметричные отношения между профессионалом и родителями. В некоторых случаях дальнейшее развитие отношений родителей и педагогов в дошкольных учреждениях характеризовалось усилением конфликтов. В нашей презентации мы также ссылаемся на данные с заключительной фазы исследования. Это позволяет нам анализировать, как развиваются отношения между родителями и учителями, а также их восприятие друг друга. Кроме того, мы сравниваем эти созвездия с дошкольным контекстом.

1. индивидуальная форма взаимодействия:

– Тематические консультации (провожу индивидуально от 3 до 44 раза в год, продолжительностью 30 минут, тематика разнообразна).

Например: «Речь ребенка», «Как научить ребенка играть», и т. д.

Данная форма работы позволяет глубоко проанализировать и обсудить какой – либо вопрос.

Следовательно, документ способствует эмпирическому пониманию отношений семейных и образовательных учреждений в течение этого переходного периода. В Европейском научно-исследовательском журнале образования детей младшего возраста. Экология процессов развития. Лернер, Справочник по детской психологии. Трудно добраться до родителей или трудно добраться до школ? Обсуждение семейных отношений, в частности с бангладешскими и пакистанскими родителями.

Школьное, семейное и общинное партнерство: подготовка преподавателей и улучшение школ. Школьные и домашние связи и успехи в достижении детского сада: посредническая роль участия семьи Анализ факторов, которые способствуют конфликту родителей и школ в специальном образовании. Анна Ермак Мелитопольский государственный педагогический университет им. Богдана Хмельницкого, Мелитополь, Украина.

Основные требования: искренняя заинтересованность в развитии личности ребенка, советы и рекомендации родителям должны учитывать индивидуальный характер ребенка, расширение педагогических знаний родителей.

– Педагогическая библиотека: проводится с целью оказание методической помощи родителям. На каждую книгу дается аннотация. Для привлечения внимания и заинтересованности родителей подготавливаем объявление о поступлении новой литературы.

– Переписка с родителями. Устанавливается в тех случаях, когда непосредственное общение с родителями затруднено. В письме родителям сообщаем о состоянии ребенка, особенностях поведения и развития, далее, предлагаем ответить на интересующее вопросы. Переписка с родителями помогает установить дружелюбное взаимоотношение с родителями.

– Привлечение родителей к выступлению перед детьми с рассказом о своей профессии, об интересных случаях.

– Привлечение родителей к выступлению на родительских собраниях. Цель: обмен опытом семейного воспитания.

2. Коллективные формы взаимодействия:

Групповая консультация проводится 3-4 раза в год, когда большая часть родителей нуждается в рекомендациях по одному и тому же вопросу. Н-р: «Как готовить поделки из соленого теста», «Что полезно давать ребенку на завтрак» и т.д.

Родительский клуб проводится в форме встреч и требует специальной подготовки. Цель клуба- вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч – добровольность и взаимная заинтересованность.

– Конкурсы , позволяющие познакомиться с увлечением родителей и внедрение опыта в другие семьи (украшения на новый год, оформление участка).

К наглядным формам взаимодействия относятся:

Рукописные газеты, например «Витамины и здоровье». Целью такого издания – привлечение родителей к взаимному воспитанию у детей культуры правильного питания ребенка.

– Тематические выставки – позволяют знакомить родителей с актуальными вопросами общественной жизни, теории и практики воспитания детей или лучшего семейного опыта. Тематическая выставка может быть приготовлена как для родителей одной группы, так для родителей всего учреждения. Рисунки, поделки и т. д.

– Буклеты – это издание, отпечатанное на листе. Буклет для родителей прекрасное средство их информации о прививках, как научить ребенка рисовать и т. д.

– стендовая информация становится привлекательной для родителей, если она:

* структурирована по направлениям;

* отвечает иформационным запросам родителей;

* эстетически оформлена;

* содержит текст и фотоматериалы.

Подведём итог: д ля того чтобы не нанести вред ранимой душе ребенка и подарить растущему человеку яркие, светлые образы детства коллектив МАДОУ «Мальвина» создает следующие условия воспитания:

– сердечно и дружелюбно настроенные к детям и родителям педагоги, умеющие заинтересовать и вовлечь ребенка в различные игры;

– регулярное чередование активных игр и спокойных настольно – печатных;

– обеспечение полноценного физического, умственного, социального эмоционального развития ребенка;

Предоставление детям возможности выбора вида активности;

– участие родителей в жизни детского сада;

– вкусная, хорошо приготовленная и имеющая привлекательный вид пища;

– постоянно действующие программы повышения квалификации персонала.

Наши воспитанники с удовольствием ходят в детский сад и по доброму отзываются о нем.

Вот что говорят мои воспитанники о «Мальвине»

*** Настя, рассуждает так:

«Я люблю ходить в детский сад. Он называется «Мальвина» как в сказке зовут девочку которая всему учит. Я там играю в игрушки с ребятами- Марьяной и Шамилем. Еще у нас хорошие воспитатели они учат дружить, делится игрушками».

Семья и детский сад не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Используемая литература:

    Евдокимова Е.С.. Детский сад и семья.- М.: Мозаика – Синтез. 2007.- 144с.

    Козлова С.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2007. -416с.

    Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашние обучение. М.: Академия 2000- 232с.

    Логинова В.И. Дошкольная педагогика. М.: Просвещение. 19888- 270с.

    Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: Педагогика 1983-160с.

    Честнова Н.Ю. Настольная книга воспитателя детского сада. Ростов – на- Дону. ФИНИКС 2006-333с.

Проблемы организации взаимодействия образовательной организации и семьи.


Одной из тенденций современного дошкольного образования выступает организация взаимодействия педагогических работников и семьи.
К сожалению, социально-экономическая ситуация обострила позицию отстраненности и отчуждения родителей от образовательной организации. Чаще встречаются две крайности. Ситуация первая, когда к детскому саду родителями предъявляются завышенные требования по воспитанию и образованию ребенка, родители в такой ситуации выступают в роли критиков, оценивающих работу воспитателя. Ситуация вторая, когда со стороны семьи идет полное безразличие к вопросам развития дошкольника. И получается, что родители выступают чаще в роли наблюдателей. Полный день в садике, кружки, дополнительное образование, а затем телевизор или компьютер, прогулка "по пути" - вот такой день, к сожалению, чаще всего у ребенка до поступления в школу.
Ситуация, конечно, плачевная. Так как же "привлечь" родителей к воспитанию собственного дитя?
Попробуем сначала определить основные причины, тормозящие взаимодействие педагогов и родителей. Я могу выделить следующие проблемы:
- низкая компетентность педагога в вопросах взаимодействия с родителями и законными представителями;
- иногда нежелание педагога на установление контакта с семьей;
- недооценка потенциала семьи;
- отстраненность от пожеланий родителей, вследствие иногда завышенных требований к педагогу;
- отсутствие понимания у родителей самоценности дошкольного периода, дошкольного детства;
- низкий социально-культурный уровень семьи;
- низкий уровень психолого-педагогической компетентности у родителей.
С чего же начать работу по взаимодействию педагогу? В первую очередь нужно постоянно заниматься повышением собственной компетентности. Педагог для родителя должен выступать специалистом, всегда готовым оказать консультативную помощь. Со стороны воспитателя всегда должно быть чуткое и внимательное отношение ко всему, что происходит с ребенком не только в стенах садика, но и к тому, что происходит в его семье. Да, конечно, информационные стенды существуют в каждой образовательной организации. Но чаще всего, они носят формальный характер, да и родители, чаще всего из-за своей постоянной спешки, не заглядывают туда. Поэтому очень важно живое общение. Родители должны видеть заинтересованность воспитателя в вопросах развития дошкольника, должны чувствовать, что к ребенку проявляется индивидуальный подход. Обычно, я начинаю разговор с фразы "... я переживаю за вашего ребенка", "хорошо бы, если бы вы сделали то-то и то-то...". Ни в коем случае педагог не должен выступать в роли обвинителя или "поучателя", постоянно оценивающего поступки родителей. Роль воспитателя - помочь, подсказать, направить.
Еще одна проблема - это отсутствие единых требований к ребенку. В садике - одни требования, дома - другие. И в этом случае очень важна общая установка на совместное решение задач по воспитанию и образованию дошкольника.
Важно проводить мероприятия, совместные с родителями, организовывать совместную деятельность ребенка с родителями; проводить мероприятия по повышению психолого-педагогических знаний семьи.
1. Совместные мероприятия с родителями. Чаще всего бывает так, что на всех праздниках родители выступают в роли зрителей. Да, торжественные мероприятия, четко организованные, должны иметь место в детском образовательном учреждении.
Но нельзя недооценивать и роли "свободного" общения, создание приближенной к "домашней" обстановки. Мы регулярно проводим групповые чаепития (где родители выступают не только в роли зрителя, но и в роли участников), совместные экскурсии, совместные посещения мероприятий вне стен садика. Это позволяет не только наладить общение педагога с семьей, но иногда и просто позволить родителям выделить время для полноценного общения с собственным ребенком. Изготавливаем подарки и поделки, проявляя интерес к событиям, происходящим в семьях воспитанников (дни рождения родителей и т.д.)



2. Организация совместной деятельности ребенка с родителями. В нашей группе проводятся сезонные выставки совместного семейного творчества; выставки, приуроченные к знаменательным датам; тематические выставки на темы комплексно-тематического планирования детского сада. Родители готовят совместные доклады к занятиям, беседам, фоторепортажи (старшие дошкольники).



3. Мероприятия по повышению психолого-педагогической компетентности родителей. Важно проводить родительские собрания в нетрадиционной форме: круглые столы, тренинги, обсуждение педагогических ситуаций и проблем, характерных для разных возрастных периодов развития дошкольника. Также мы постоянно проводим анкетирование для родителей, для выяснения проблем и определения пожеланий родителей.
В заключение хочу сказать, что любое взаимодействие должно иметь целью создание "ситуации успеха". Если вы говорили о проблемах ребенка, не забудьте и отметить его даже самое небольшое достижение, расскажите об этом родителям. Хвалите и родителей, если они прислушались к вашим советам и вы увидели их старания в вопросах развития собственного ребенка. Иногда "ситуация успеха" творит просто чудеса.