Недоношенные дети в 1 год. Внешние характеристики недоношенных детей. Эффективные вспомогательные средства: массаж и гимнастика

Как протекает развитие недоношенного ребенка до года по месяцам? Для родителей, на долю которых выпало выхаживать такого кроху, нередко это вопрос жизни и смерти. Здоровье и развитие ребенка, родившегося раньше срока, во многом зависят от степени его недоношенности. Первостепенную роль играет уровень оказанной медицинской помощи. Однако не менее важна любовь и стойкость родителей.

Из недоношенных детей вырастают здоровые, крепкие, смышленые мальчики и девочки. Они не отстают в освоении навыков, а всего лишь развиваются по своей схеме. Масса и длина тела у недоношенных детей в течение первого года жизни увеличивается быстрыми темпами в сравнении с доношенными новорожденными. Природа поставила перед ними задачу - «догнать», а в некоторых случаях и «перегнать».

Группы недоношенных детей

Группа Срок беременности, в неделях Вес новорожденного, в граммах Увеличение массы тела к году, в разах
1 36-37 2000-2500 4-5
2 32-35 1500-2000 5-7
3 28-31 1000-1500 6-7
4 Менее 28 Менее 1000 8-10
  • Если ребенок родился с массой тела ниже 1000 г, его называют «экстремально недоношенным» . Дети с таким весом составляют менее 5% всех недоношенных новорожденных. За жизнь такого ребенка приходится бороться упорно и продолжительно. Все жизненно важные функции его организма требуют искусственной поддержки. При современных достижениях неонатологии выхаживают даже детей с весом 500 г. Но в этих случаях высокий процент осложнений и инвалидности. Кстати, в России с 2012 года действует закон об обязательном выхаживании и регистрации детей с весом 500 г. Вокруг этой темы много дискуссий, в том числе и нравственного характера.
  • Особо пристальное внимание уделяется деткам, родившимся с массой тела от 1000 г до 1500 г . Их называют «глубоко недоношенными», но у них много шансов не только выжить, но и быть полноценными, здоровыми людьми. Таким детям нужна искусственная вентиляция легких, подача кислорода, энтеральное (через зонд в желудке) и парентеральное (через вену) питание. В специальные питательные смеси добавляются гормоны, аминокислоты, ферменты, глюкоза, которые способствуют быстрому росту и развитию грудничка.
  • Специальные условия . Дети с весом до 1500 г не подготовлены к самостоятельному функционированию. Для их выхаживания нужно создать условия, адекватные внутриутробным. Деток помещают в кувезы (кювезы) - инкубаторы для недоношенных. Здесь выдерживается необходимая температура и влажность воздуха, проводятся необходимые исследования и поддержка. В инкубаторе находятся дети весом до 1700 г, затем их помещают в кроватку с подогревом. При весе 2000 г малыш, как правило, уже не нуждается в специальной тепловой поддержке.
  • Особенности развития недоношенного ребенка на сроке 34 недели . Малыш способен самостоятельно сосать. Это важный показатель при выхаживании детей, родившихся раньше срока. У малышей этой группы есть риск возникновения апноэ - внезапной и непроизвольной остановки дыхания, чаще всего во сне. Поэтому им нужно пройти дополнительные обследования. Причины апноэ слабо изучены. Их связывают с мускулатурными, дыхательными, неврологическими нарушениями. Если осложнений нет, грудничок быстро набирает норму веса и отправляется домой вместе со счастливыми родителями.
  • Развитие недоношенного ребенка, родившегося в 36 недель . У таких деток, как правило, не возникает никаких осложнений. Они могут самостоятельно дышать и сосать. Интенсивная терапия им может не понадобиться. Однако такие малыши обязательно проходят дополнительные обследования и после выписки находятся под пристальным наблюдением педиатра.
  • Степень недоношенности связана не только с показателем веса, но и с общей зрелостью организма . Бывает, что детки рождаются с весом 2500 г, но по зрелости органов, систем и функций уступают тем, у кого 2000 г.

Как выглядит грудничок, родившийся раньше срока

Малыши, родившиеся раньше времени, имеют ряд особенностей. Внешние признаки проявляются с разной степенью.

  • Маленький вес и рост . Длина и масса тела грудничка могут впечатлять своей крохотностью.
  • Непропорциональность в теле . У малыша большая голова. Она составляет 1/3 длины тела (для сравнения у доношенного ребенка - 1/4). Мозговая часть черепа больше лицевой. Живот относительно всей длины также большой и распластанный. Пупок находится значительно ниже, чем у доношенных детей. Шея, ноги и руки - короткие.
  • Мягкость и податливость костей черепа . Родничок открыт. Кости могут двигаться, черепные швы расходиться.
  • Мягкость ушных раковин . Уши настолько мягкие, что могут сгибаться внутрь, слипаться.
  • Пушок на теле . Спина, плечи, бедра, лоб, щеки покрыты мягким волосяным покровом. В медицине это явление называется лануго.
  • Отсутствие подкожного жира . Кожа грудничка, как будто прозрачная. Под ней можно разглядеть кровеносные сосуды.
  • Слабость и вялость . Двигательная активность снижена, слабый крик, отсутствие чувства голода, гипотонус, неразвитый сосательный рефлекс - все эти признаки в медицине называются адинамией. Они бывают только у глубоко недоношенных.
  • Слабые и короткие ногти . Признак встречается реже, чем остальные.
  • Пучеглазие . Проявляется не сразу, а спустя две недели после рождения. Характерно для детей с большой степенью недоношенности.
  • Недоразвитие половых органов . У девочек может быть зияющая половая щель с недоразвитыми большими половыми губами. У глубоко недоношенных мальчиков - яички не опустились в мошонку.
  • Отсутствие набухания молочных желез . Бывает у глубоко недоношенных.

Перечисленные признаки могут проявляться в комплексе или частично. Какие-то из них могут встречаться даже у доношенных детей.

Когда кроха попадет домой

Это зависит от степени недоношенности. В больнице он может провести от недели до полугода. Этапы выхаживания недоношенных детей таковы: оказание первой помощи в роддоме; перевод в детское реанимационное отделение; затем в отделение интенсивной терапии; уже отсюда, при хорошей динамике, малыша выписывают домой. Мама может находиться рядом с крохой в больнице, помогать в уходе медперсоналу, привозить . И даже брать малыша на руки. Кстати, это один из самых уникальных и эффективных способов выхаживания. Он называется методом «кенгуру». При каких условиях малыша выписывают домой?

  • Нет осложнений, стабильный прогресс в общем развитии.
  • Налаженная терморегуляция.
  • Ребенок обходится без поддержки и контроля дыхания, сердечно-сосудистой системы.
  • Умеет самостоятельно сосать грудь или бутылочку, прибавка в весе увеличилась до 2000 г.

И еще одно, не менее важное условие: родители знают, как кормить недоношенного ребенка, как обеспечить малышу правильный уход и куда обратиться в случае необходимости.

Развитие по месяцам

Таблица - Прибавка в весе и росте недоношенных детей по месяцам и за год

Возраст (в месяцах) 4 группа
(до 1000 г)
3 группа
(до 1500 г)
2 группа
(до 2000 г)
1 группа
(до 2500 г)
Масса, г Длина, см Масса, г Длина, см Масса, г Длина, см Масса, г Длина, см
1 180 3,9 190 3,7 190 3,8 300 3,7
2 400 3,5 650 4 700-800 3,9 800 3,6
3 600-700 2,5 600-700 4,2 700-800 3,6 700–800 3,6
4 600 3,5 600-700 3,7 600-900 3,8 700-900 3,3
5 650 3,7 750 3,6 800 3,3 700 2,3
6 750 3,7 800 2,8 700 2,3 700 2
7 500 2,5 950 3 600 2,3 700 1,6
8 500 2,5 600 1,6 700 1,8 700 1,5
9 500 1,5 600 1,6 700 1,8 700 1,5
10 450 2,5 500 1,7 400 0,8 400 1,5
11 500 2,2 300 0,6 500 0,9 400 1,0
12 450 1,7 350 1,2 400 1,5 300 1,2
Прибавка в весе и росте за год ≈ 7080 ≈ 33,7 ≈ 8450 ≈ 31,7 ≈ 8650 ≈ 27,5 ≈ 9450 ≈ 25,3

Таблица - Сравнительная характеристика моторных навыков доношенных и недоношенных детей

Навыки Ребенок с массой до 1500 г Ребенок с массой до 2000 г Ребенок с массой до
2500 г
Доношенный ребенок с массой до 3500 г
Зрительное и слуховое сосредоточение 3 мес. 2-2,5 мес. 1-1,5 мес. 2-4 нед.
Уверенно держит голову, лежа на животе 5 мес. 4 мес. 3,5-4 мес. 2,5-3 мес.
Переворачивается со спины на живот 7-8 мес. 6-7 мес. 5,5-6 мес. 5-6 мес.
Начинает ползать 11-12 мес. 10-11 мес. 9-10 мес. 8-9 мес.
Самостоятельно садится 10-11 мес. 9-10 мес. 8-9 мес. 7-8 мес.
Самостоятельно стоит 12-14 мес. 11-12 мес. 10-11 мес. 9-11 мес.
Самостоятельно ходит 14-16 мес. 12-15 мес. 12-13 мес. 11-12 мес.

На что обратить внимание при рассмотрении таблицы?

  • Отсутствует группа «экстренно недоношенных» детей . Процент рождаемости таких детей невысок. Методы их выхаживания сравнимы с космическими технологиями, а этапы развития могут сильно запаздывать.
  • Приведены усредненные показатели по месяцам . Необходимо учитывать индивидуальное развитие, генетическую предрасположенность, общее состояние здоровья.
  • После полугода показатели недоношенных детей постепенно выравниваются до уровня доношенных . Психомоторные навыки развиваются примерно в одно время, если у крохи нет никаких осложнений.

Разница в освоении навыков в сравнении со зрелыми новорожденными составляет 1–3
месяца. Это зависит от степени недоношенности грудничка.

  • 1 месяц . В отличие от доношенных детей малыш плохо набирает вес в течение первого месяца. Это обусловлено слабой сосательной активностью, неразвитым глотательным рефлексом. Если малыш находится в домашних условиях, задача родителей - оберегать его от воздействия холода, болезнетворных микробов, вирусов. Контакт с внешним миром должен быть ограничен.
  • 2 месяца . Силы прибавляются, но сосать малышу пока трудно. В этот период идет ощутимый набор веса, что является главным показателем здорового развития недоношенного ребенка. С начала второго месяца грудничка можно .
  • 3 месяца . Сон и еда - две базовых вещи для крохи в этом возрасте. Нужно только следить за тем, чтобы грудничок не поворачивал голову в одну сторону, и менять его положение. Также в этом возрасте появляются мимические реакции, малыш фиксирует взгляд на мамином лице, пробует поднимать голову. Пока не улыбается, зато реагирует на тактильный контакт. Развивается хватательный рефлекс, зрительное и слуховое внимание. Удваивается масса тела.
  • 4 месяц . Малыш поднимает и уверенно держит голову, издает звуки. Захватывает рукой игрушку. В этот период возможно повышение мышечного тонуса, который хорошо снимается массажем и гимнастикой.
  • 5 месяц . Удерживает игрушку в руке. Улыбается, начинает проявлять живой интерес к окружающему миру. Звуковые и зрительные реакции намного улучшаются. Ребенок поворачивает голову на звук и с точностью определяет его источник.
  • 6 месяц . Масса тела утраивается. Ребенок делает попытки переворачиваться со спины на живот. При общении заметно оживляется, узнает родных, дрыгает ножками и ручками, гулит. Если держать кроху под мышки, упирается ногами о поверхность, слегка приседает. После полугода уход за недоношенным ребенком ничем не отличается от ухода за малышами, родившимися в срок.
  • 7 месяц . Проявляет активность, легко , по-пластунски, хорошо держит игрушку в руке. В этом возрасте , если грудничок родился на 35–37 неделе.
  • 8 месяц . Делает первые попытки , стоит на четвереньках, пробует раскачиваться. Все двигательные навыки осознанные и умелые. В этом возрасте проявляет интерес не только к своим делам, но и к общению. Понимает, когда его просят показать какой-то предмет. Малыша интересует вербальный контакт - слова, интонации, песни, потешки, сказки.
  • 9 месяц . Сидит более уверенно, пробует ползать. Потребность в общении увеличивается еще больше. Режутся первые зубы, если малыш родился на 32–34 неделе. Произносит первые слоги.
  • 10 месяц . Уверенно стоит, передвигается, держась за опору. Но предпочтение пока отдает ползанию. Любит наблюдать за движущимися предметами. Быстро реагирует на звуки, прислушивается к ним, знает свое имя. В этом возрасте режутся первые зубы, если грудничок родился до 31 недели.
  • 11 месяц . Период активного ползания продолжается. Хотя малыш уже способен уверенно вставать и садиться. Может долго стоять без опоры и даже сделать несколько шагов без поддержки. В этот период его привлекают кубики, пирамидки, все движущиеся игрушки. Он хорошо контактирует с близкими.
  • 12 месяц . Грудничок может пойти самостоятельно. Это еще раз подтверждает, что недоношенные дети «догоняют» сверстников в развитии к году. Иногда это происходит позже - в полтора года. Педиатры отмечают, что в физическом развитии недоношенные дети преуспевают больше, чем в нервно-психическом. Возрастная зрелость нервно-психических процессов у таких деток может сформироваться к 2–3 годам. Эти показатели в пределах нормы.

Что нужно знать об особенностях медицинского наблюдения недоношенных детей? Необходимо: еженедельное наблюдение у педиатра в течение 1 месяца, затем дважды в месяц до полугода; ежемесячное определение уровня гемоглобина для предупреждения анемии; профилактика , начиная со 2 недели; ежеквартальная консультация ортопеда и невропатолога. Дополнительно на первом году жизни понадобятся консультации физиотерапевта, офтальмолога, отоларинголога, кардиолога, эндокринолога.

Особенности ухода: 6 важных моментов

Недоношенный малыш требует большего внимания и мер предосторожности при уходе. Каких именно?


Родителям нужно запастись не только знаниями и навыками, но еще и терпением, любовью и верой в своего малыша.

Отдельно о кормлении

Вскармливание недоношенных детей имеет ряд особенностей, о которых нужно знать родителям.

  • . После выписки малыш должен уметь самостоятельно брать и сосать грудь. В первые месяцы у грудничка еще мало сил, а затраты энергии при сосании велики. Поэтому рекомендуют докармливать его из ложечки сцеженным молоком. Главная задача мамы - и кормить ребенка как можно дольше.
  • Искусственное вскармливание . Если грудное вскармливание невозможно, используются адаптированные смеси для недоношенных детей с повышенным содержанием белка, витаминов, жирных кислот. Необходимо обязательно проконсультироваться с педиатром при выборе смеси для ребенка.
  • Сколько раз кормить малыша? В зависимости от степени недоношенности: от 10 до 20 раз в сутки, дробными порциями. Когда малыш начнет набирать вес со второго месяца жизни, достаточно будет 8 кормлений в сутки.
  • . Вводится только после 7 месяцев, это связано с незрелостью пищеварительной системы. Затягивать с прикормом тоже нельзя, поскольку организм малыша нуждается в витаминах и минеральных веществах. Первыми в прикорме должны быть каши ( , ), затем и , свежие соки и самые последние - . Сахар и сладкие фрукты нужно исключить. После каждого прикорма нужно докармливать малыша грудным молоком или смесью.

Для малыша, родившегося раньше срока, каждый прибавленный грамм - уже победа. Контроль веса соблюдается строго. Желательно приобрести электронные весы для новорожденных и взвешивание проводить ежедневно.

При выписке родители получают ряд рекомендаций от неонатологов и педиатров. Важно выполнять требования по уходу и не заниматься самодеятельностью. Также важно знать: развитие недоношенного ребенка по месяцам зависит от степени недоношенности. Чем она выше, тем больше понадобится малышу времени для развития психомоторных навыков.

Распечатать

Недоношенный ребёнок- ребёнок, родившийся при сроке менее 37 полных недель, то есть до 260 дня беременности.

Определение недоношенности только по весу и росту нельзя считать абсолютно правильным, особенно когда продолжительность беременности трудно установить. Данный способ классификации используется для стандартизации лечения и наблюдения, для нужд статистики. Встречаются дети, рожденные с большим весом и ростом, но с явными признаками незрелости, которая характерна для недоношенных детей. В практике, помимо этого, необходимо учитывать более широкий спектр позиций для оценки действительного возраста ребёнка.

Признаки недоношенности: слабый крик ребенка, поверхностное, ослабленное неритмичное дыхание, недостаточное развитие подкожного жирового слоя, в связи с чем кожа красная, сухая, морщинистая, обильно покрыта пушком; открыты малый и боковые роднички, ушные раковины мягкие и плотно прилегают к голове, >ногти не доходят до края фаланг пальцев, пуповина расположена ниже средины длины тела, половые органы недоразвиты - у мальчиков яички не спущены в мошонку, у девочек малые половые губы не прикрыты большими; движения скудные, гипотония (сниженный тонус) мускулатуры, физиологические рефлексы снижены, могут отсутствовать даже сосательный и глотательный рефлексы.

Созревание органов чувств у недоношенных детей.

Осязание: Система соматической чувствительности (чувств прикосновений, температуры и боли) развивается между 8 и 15 неделями беременности. В 32 недели беременности плод всегда реагирует на изменения температуры окружающей температуры, прикосновение и боль.

Вкус: Вкусовые почки морфологически созревают уже к 13 неделе беременности. В 24 недели беременности плод уже реагирует на вкусовые раздражители.

Слух у плода появляется в 20 недель беременности. В 25 недель беременности плод реагирует на интенсивные вибрационные и звуковые стимулы. Чувствительность и способность различать звуки по высоте достигают взрослого уровня к 30 неделе беременности. У доношенного новорожденного они ничем не отличаются от таковых у взрослого.

Зрение. К 24 неделям гестации все структуры зрения сформированы. Реакция зрачков плода на свет появляется при сроке беременности 29 недель. В 32 недели она становится устойчивой. В 36 недель гестации зрение плода ничем не отличается от зрения доношенного ребенка. Надо помнить, что зрение даже доношенных детей в 20 раз хуже, чем у взрослых; оно еще нечеткое, расплывчатое. Ребенок видит только очертания предметов (подвижных и неподвижных), находящихся на расстоянии всего 25-30 см от его глаз. Доношенный ребенок различает блестящие и красные предметы.

Обоняние : К 28-32 неделям гестации недоношенные дети начинают реагировать на сильные запахи.

Особенности течения периода новорожденности у недоношенных детей.

Течение периода новорожденности у недоношенных детей имеет некоторые особенности и зависит от степени физиологической зрелости.

У недоношенных новорожденных отмечается вялость, сонливость, слабый крик, физиологическая эритема выражена резко.

Физиологическая желтуха выявляется обычно несколько позднее в связи с яркой окраской кожи и затягивается нередко до 3-4 недель жизни.

Пуповина у недоношенных детей толстая, сочная, отпадает позднее (к 8-14-му дню жизни), заживление пупочной ранки медленное.

У многих недоношенных на 1-2-й неделе жизни наблюдаются отеки, которые располагаются большей частью на нижних конечностях и животе.

Терморегуляция недостаточно стабильная, обнаженный ребенок быстро охлаждается,температура тела может снижаться ниже 36°, а при повышенной окружающей температуре быстро наступает перегревание («кувезная лихорадка»).

Частота дыхания у недоношенных детей непостоянная, при движениях доходит до 60-80 в 1 мин., в покое и во сне значительно уряжается, могут наблюдаться длительные апноэ (остановки дыхания), особенно во время кормления. У недоношенных в первые дни жизни часто наблюдается ателектаз легких.

Тоны сердца могут быть приглушены, частота сердечных сокращений меняется в зависимости от условий и состояния ребенка (120- 140). При беспокойстве и повышении температуры окружающей среды частота сокращений сердца может доходить до 200 ударов в 1 мин.

Физиологическая потеря в весе восстанавливается ко 2-3-й неделе жизни. Прибавка в весе на первом месяце незначительна (100-300 г).

На 2-3-м месяце жизни, когда начинается интенсивная прибавка в весе, у недоношенных детей часто развивается анемия. При правильном питании с достаточным введением белка и витаминов она постепенно проходит. Снижение гемоглобина ниже 50 ед. требует специального лечения.

Недоношенный ребёнок требует пристального внимания, так как в процессе его выхаживания нередко возникает ряд проблем. Прежде всего, это относится к детям, родившимся с массой тела 1500 г и меньше («глубоко недоношенные») и, особенно менее 1000 г («экстремально недоношенные»).

В развитых странах недоношенных детей обычно выхаживают в отделениях интенсивной терапии. Педиатры, которые специализируются в выхаживании детей до 28 дня жизни, называются неонатологами.

Особо стоит сказать о вскармливании недоношенных детей. Детям, родившимся до 33-34 недели гестации, как правило, вскармливание проводят через зонд, введенный в желудок, потому что сосательный и глотательный рефлексы у них или снижены, или совсем отсутствуют. Кроме того, необходима координация этих рефлексов, которая развивается только к 33-34 неделе гестационного возраста. В качестве питания используются сцеженное грудное молоко или/и детские молочные смеси, специально приспособленные для таких малышей. Та часть питания, которую дети не усваивают в пищеварительных путях из-за сниженной активности пищеварительных ферментов и других функциональных и морфологических особенностей недоношенных детей, вводится в виде отдельных растворов белков, жиров и углеводов внутривенно (парентеральное питание).

Современная неонатальная интенсивная терапия включает сложнейшие методы контроля температуры, дыхания, сердечной деятельности, насыщения крови кислородом и функции мозга.

Условия выхаживания недоношенных детей.

Группа маловесных детей особенно зависит от воздействия внешних факторов. Они требуют идеальных условий выхаживания, для того чтобы добиться не только их выживания, но и благоприятного дальнейшего развития.

Одним из самых важных условий выхаживания недоношенных детей является оптимальный температурный режим. Чаще всего в кювезы помещают детей с массой до 1500 г. Если ребенок плохо сохраняет собственное тепло, то даже если он больше 1500 грамм, он может быть помещен в инкубатор.

Сразу после рождения ребёнка помещают в инкубатор с температурой воздуха от 34 до 35,5 градусов (чем меньше масса ребёнка, тем выше температура), к концу месяца температуру постепенно снижают до 32 градусов. Температурный режим в кювезе подбирают индивидуально. Для контроля температуры тела ребенка могут быть использованы специальные температурные датчики, с одной стороны соединенные с монитором, с другой прикрепленные с помощью пластыря к телу ребенка.

Также, тепловой режим, можно поддерживать с помощью специальных пеленальных столиков с источником лучистого тепла.

Ещё одним важным условием выхаживания является влажность воздуха и в первые дни она должна составлять 70-80%. Для этой цели в инкубаторах существуют специальные увлажнители.

Цель создания условий, благоприятных для развития ребенка, получающего интенсивную терапию, связана с минимизацией неблагоприятных воздействий, вследствие чего улучшается прогноз психомоторного развития.

Создание в отделениях интенсивной терапии благоприятных для развития новорожденных условий (оптимальный световой режим, устранение шума, сведение к минимуму болезненных манипуляций, тактильная стимуляция) благоприятно влияет на последующее развитие детей с тяжелыми заболеваниями.

Новорожденные очень ранимы. Реакция на повреждающие факторы у них общая, то есть задействует ответ сразу нескольких систем организма. Устранение боли и беспокойства уменьшает потребность крови в кислороде (и, следовательно, в коррекции режима искусственной вентиляции легких), уменьшает его энергетические затраты, улучшает переносимость питания, сокращает продолжительность госпитализации.

Включение родителей в лечебный процесс уменьшает у новорожденных болезненные ощущения и стрессовые реакции и благоприятно влияет на последующее развитие.

У новорожденных, находящихся в отделениях интенсивной терапии, продолжается развитие органов чувств. Негативные и позитивные факторы внешней среды влияют на проведение возбуждения по нервным путям.

В головном мозге недоношенного ребенка в тот период, когда он находится в отделении реанимации и интенсивной терапии (22-40 недель гестации) происходят критические изменения:

Воздействия окружающей среды влияют на формирование важных вышеперечисленных процессов в этот критический период. Если эти воздействия будут неадекватными, то они могут непоправимо нарушить процесс формирования нервной системы.

Получающий интенсивную терапию новорожденный подвергается воздействию света и звуков. Сами лечебные процедуры, необходимые для спасения его жизни, представляют собой большую нагрузку для недоношенного и тяжелобольного ребенка. Эти лечебные процедуры включают санацию дыхательных путей, вибрационный массаж грудной клетки, введение желудочного зонда и питание через него, катетеризацию вен, рентгенографию грудной клетки, УЗИ, офтальмоскопию, ежедневное физикальное обследование, определение показателей жизненно важных функций, гигиенические процедуры, взвешивание.

По приблизительным подсчетам, тяжелобольного новорожденного перекладывают и подвергают различным манипуляциям по уходу, лечению и контролю состояния более 150 раз в сутки. Таким образом, периоды непрерывного покоя не превышают у него 10 минут.

Что может уменьшить подобный стресс?

  • Создание комфортных условий, устранение шума и яркого света, удобное размещение в инкубаторе (кювезе) или в кровати.
  • Сотрудничество с родителями, укрепление их привязанности к ребенку.
  • Использование естественных успокаивающих и саморегулирующих факторов: сосок-пустышек, ухода по методу «кенгуру», пребывание близнецов в одной кровати (инкубаторе).
  • Укладка по средней линии во флексорной позе, пеленание, имитирующее ограниченное пространство в матке.
  • Проведение нескольких манипуляций по уходу в один и тот же промежуток времени, чтобы обеспечить ребенку более длительные периоды покоя.

Устранение шума и яркого света . Недоношенность сама по себе является фактором риска сенсоневральной тугоухости и глухоты. Она выявляется у 10% родившихся недоношенными и только у 5% родившихся доношенными. Шум нарушает формирование слуховых путей в центральной нервной системе, необходимых для развития речи.

Рекомендуемые в отделениях интенсивной терапии освещенность менее 6 фут-кандел (60 люкс), уровень шума менее 50 децибел (спокойная, негромкая речь), снижают риск тугоухости и улучшают последующее развитие тяжелобольных детей. В отделении интенсивной терапии, таким образом, допускается только спокойная речь без повышений голоса. Надо помнить, что дверцы кювеза надо закрывать аккуратно тихо, не стучать по инкубатору и другим близлежащим поверхностям.

Веки глаза новорожденных не защищает. По крайней мере, 38% белого света проходит через веки и раздражает ребенка.

Устранение боли и перегрузок :

Недоношенные дети очень чувствительны к грубым прикосновениям. Они реагируют на такие прикосновения тахикардией, возбуждением, повышением артериального давления, апноэ и падением насыщения гемоглобина кислородом, расстройствами регуляции физиологических процессов, бессонницей.

Однако недоношенные не способны на протяжении длительного периода времени реагировать на боль изменениями физиологических показателей и поведения. Реакции у них быстро истощаются, поэтому заметить их трудно. Шкалы оценки интенсивности боли, разработанные для доношенных новорожденных, к недоношенным неприменимы.

По данным одного исследования, три из четырех эпизодов гипоксии и падения насыщения гемоглобина кислородом связаны с манипуляциями по уходу и лечебными процедурами. Кроме того, в ответ на них происходит выброс стрессовых гормонов. Недоношенный, который прикрывает лицо руками, подает нам сигнал, что испытывает неприятные ощущения.

Очень важно постараться уменьшить стресс и болевые воздействия.

Безлекарственные методы минимализации болевых реакций и перегрузок у новорожденных включают использование соски-пустышки и соски с бутылочкой воды, пеленание, имитирующее замкнутое пространство матки, уменьшение воздействия света и шума, проведение нескольких манипуляций одновременно с тем, чтобы увеличить промежутки между ними и дать ребенку отдохнуть.

Правильная укладка недоношенных детей:

Когда ребенок находится в отделении интенсивной терапии новорожденных, важно создать условия, имитирующие замкнутое пространство матки («гнездо» из мягких материалов).

Нейронные связи укрепляются при многократной стимуляции и слабеют при ее отсутствии. После рождения недоношенный ребенок, покинув замкнутое пространство матки, перестает получать постоянную тактильную стимуляцию от ее стенок, поддерживающую развитие мышц. Слабые мышцы недоношенного малыша не могут противостоять силе тяжести. Он принимает распластанную позу с разогнутыми, отведенными и развернутыми кнаружи конечностями. Постепенно такая поза приводит к формированию аномального мышечного тонуса и постуральным (связанным с вынужденным положением тела) деформациям.

Так, нарастающее уплощение черепа с боков приводит к сужению и удлинению головы (так называемой скафоцефалии и долихоцефалии). Оно обусловлено тонкостью и мягкостью костей черепа, из-за чего он легко деформируется. Подобная деформация головы, по-видимому, не влияет на развитие головного мозга, но делает ребенка внешне непривлекательным и мешает его социализации. Однако при хорошем уходе деформацию удается в значительной степени уменьшить.

Длительное пребывание в одном и том же положении приводят к деформациям мышц и скелета, нарушающим последующее двигательное развитие и способность познавать окружающий мир, играть, овладевать социальными и другими навыками.

Придание новорожденному правильной позы предотвращает деформации черепа, туловища и таза, которые нарушают и замедляют последующее развитие. Поворачиваться сами новорожденные не могут, поэтому правильности позы следует уделять внимание. Ребенка надо укладывать в свернутую позу в «гнезде» и регулярно переворачивать с одного бока на другой. Допускается выкладывание недоношенных детей на живот, но только под контролем мониторного наблюдения и персонала.

Ребёнок считается недоношенным, если он появился на свет раньше, чем через 37 недель после зачатия. Причин для рождения ребёнка раньше положенного срока может быть множество:

1. Социальные и биологические факторы.

1.1. Возраст родителей (слишком молодые или пожилые).

1.2. Как ни банально это не звучит, но, всё же, факт остаётся фактом: многие мамы с вредными привычками и/или пренебрегающие медицинским осмотром и рекомендациям врачей во время беременности рожают раньше срока.

1.3. Риск рождения недоношенного ребёнка в разы выше у одиноких женщин. Это обусловлено психологическими, эмоциональными и социально-бытовыми факторами.

2. Аборты, которые предшествовали данному зачатию.

3. Частые роды, период между которыми составляет менее двух лет.

4. Различные болезни родителей.

5. Патологическое течение беременности.

6. Аномалии в развитии половой системы женщины.

7. Многоплодие.

В любом случае, не стоит отчаиваться, ничего особо страшного в рождении недоношенного ребёнка нет, а шансы вырастить его полноценным человеком очень велики, стоит лишь приложить немного старания и терпения в первые годы жизни малыша.

Всего различают 4 степени недоношенности, опираясь на вес недоношенного ребенка и его рост

1 степень. Ребёнок родился на сроке 35-37 недель, а вес недоношенного составляет от 2001 грамма до двух с половиной килограммов.

2 степень. Срок: 32-34 недель, а вес от 1501 грамма до двух килограмм.

3 степень. Срок: 29-31 недель, вес - от 1001 грамма до полутора килограмм.

4 степень. Срок беременности менее двадцати девяти недель, а вес малыша менее одного килограмма.

Сложность выхаживания ребёнка зависит от степени недоношенности. Чем она выше - тем сложнее. Следует учитывать, что основная проблема недоношенных детей - это не низкий вес, как некоторые считают, а недостаточный уровень развития жизненно важных органов и систем организма. Другими словами, ребёнок, рождаясь раньше, просто не успевает «дозреть» для жизни за пределами утробы.

Для новорождённых, появившихся на свет раньше времени, характерны некоторые внешние признаки.

Особенности недоношенных детей и их признаки

1. Малые размеры. Маленький рост прямо пропорционален степени недоношенности.

2. Отсутствие подкожно-жирового слоя. Недоношенные дети не выглядят истощёнными. Внешняя истощённость присуща детям с гипотрофией второй-третей степени.

3. Низкий мышечный тонус, вялость, слабый крик, отсутствие чувства голода. То есть, адинамия.

4. Телосложение непропорционально, большая голова и маленькие короткие конечности.

5. Большой и распластанный живот с явным расхождением прямых мышц.

6. Преобладание мозгового черепа над лицевым.

7. Податливость черепных костей.

8. Мягкие ушные раковины.

9. Мягкий пушной волосяной покров, который располагается, в основном, на спине и плечах также входит в особенности недоношенных детей.

10. Пустая мошонка у мальчиков и зияние половой щели у девочек, то есть, большие половые губы не перекрывают малые.

11. Отсутствие набухания грудных желёз.

12. Экзофтальм (пучеглазие).

13. Слабая развитость ногтей. Ногти могут не доходить до кончиков пальцев.

По отдельности, эти признаки не могут служить показателем недоношенности. Слишком большое количество факторов влияют на зрелость ребёнка и функциональные возможности организма новорождённого. Не стоит ориентироваться только на вес малыша после рождения. Основными критериями, определяющими особенности каждого отдельно взятого новорождённого, являются причины преждевременных родов, степень недоношенности, возраст и вес ребёнка.

Рождение недоношенного ребёнка и первые недели жизни

В родильном зале... Одежда для недоношенных детей в первые моменты жизни

Врачи, работающие в родильных залах знают, что акушерскую помощь недоношенным детям нужно оказывать бережно, чтобы не травмировать ребёнка и случайно не оказать давление на череп малыша. После отделения от матери, ребёнка, появившегося на свет раньше срока, переносят на загодя подготовленный, согретый до нужной температуры, пеленальный стол, которые освещается лучами электрического рефлектора. Все манипуляции с малышом проходят с соблюдением осторожности, чётко и быстро. После этого, ребёнка заворачивают в стерильные тёплые пелёнки, а в одеяла помещают согретые переносные кувезы, затем доставляют в специальную палату для малышей, появившихся на свет раньше времени. Одежда для недоношенных детей, чаще всего, состоит из мягких фланелевых кофточек с длинными рукавами и капюшоном. На голову одевается шапочка, а на ноги - тёплые носки.

Далеко не все дети, которые родились раньше «обычного» срока, попадают в отделение родильного зала, специализирующегося на выхаживании недоношенных детей. Во время принятия решения о необходимости помещения недоношенного ребёнка в отделение интенсивной терапии или реанимации, врачи учитывают не только срок беременности, в момент которого произошло рождение, но и пропорциональное соотношение роста и веса, наличие пороков развития, врождённых аномалий, проблем с дыханием, и множество других факторов. Если мнение специалистов сходится на том, что состояние новорождённого не представляет угрозы его здоровью, то ребёнка выписывают домой в обычные сроки.

Если необходима реанимация...

Если жизненно важные системы организма ребёнка слишком слабо развиты, например, недоношенный ребёнок не в силах самостоятельно дышать, то даже в этом случае есть шансы выжить у малыша! В таких случаях, ребёнок попадает в отделение детской реанимации сразу же после рождения. Здесь малыши находятся в специальных кувезах, которые представляют собой закрытые прозрачные купола с колпаками и четырьмя отверстиями для различных лечебных манипуляций, находящихся с разных сторон по две штуки. Все эти кувезы оборудованы аппаратами для искусственной вентиляции лёгких.

В инкубаторе постоянно поддерживается определённая температура, так как опасность для малыша - это не только переохлаждение, но и перегрев, и определённая влажность воздуха, примерно, 60%, что обусловлено избеганием риска высыхания слизистых оболочек. В редких случаях, в кувезах устанавливаются водяные матрасы, цель которых состоит в поддержании условий, в которых находится малыш, максимально близких к условиям амниотической жидкости. При помощи многочисленных датчиков, недоношенный ребёнок связан с автоматическими системами наблюдения, которые контролируют все процессы его жизнедеятельности, и, при необходимости, подают сигнал тревоги врачам. Реанимационные процедуры состоят не только из искусственной вентиляции лёгких и кормлением через зонд. Дети, рождённые преждевременно, подвержены опасности развития осложнений, подавляющее большинство которых можно предотвратить и даже вылечить!

Когда ребёнок получает возможность самостоятельно дышать, и, когда отпадает необходимость в вентиляции лёгких, начинается следующий этап выживания, обычно, проводящийся в палатах интенсивной терапии новорождённых. Здесь так же имеются кувезы, но, в отличии от кувезов, находящихся в отделениях реанимации, они не оснащены аппаратами для искусственной вентиляции лёгких. Но, тем не менее, в этих кувезах так же поддерживается необходимые температура и влажность. В палате интенсивной терапии малыш содержится до тех пор, пока не будет в состоянии обходится без дополнительной подачи кислорода и самостоятельно поддерживать температуру тела.

Кормление недоношенных детей в инкубаторе

Те малыши, у которых слабовыражен или вообще отсутствует сосательный рефлекс, получают, в первые несколько недель, подогретое материнское молоко, в которое, иногда, добавляют специальные добавки, через зонд. Зонд представляет собой тонкую трубку, которая вводится непосредственно в желудок малыша.

Особенности развития недоношенного ребёнка после рождения

В зависимости от срока беременности, при котором при котором случились роды, малыш обладает определёнными особенностями развития.

Если недоношенный ребенок родился ранее 29-и недель с момента зачатия

Дети, рождённые в такой срок отличаются малым весом, который составляет менее килограмма. Отличительной чертой такого ребёнка является отсутствие дыхательных, глотательных и сосательных рефлексов. Именно поэтому жизнеобеспечение производится при помощи специальной медицинской аппаратуры. Часто, ребёнок, рождённый в такой срок, не умеет плакать и проводит большую часть времени во сне, а из-за слабого мышечного тонуса, движения его вялы и редки. Внешние отличия недоношенных детей от детей, рождённых в срок, заключаются в красно-фиолетовом цвете кожи со складками, лануго (пушок, который покрывает лицо и тело малыша), отсутствии ресниц и закрытых глазах. По причине отсутствия слоя подкожного жира, ребёнок внешне кажется худеньким, но не истощённым. Истощение - это признак гипотрофии. Дети, рождённые до истечения срока в 29 недель подвержены рискам различных осложнений и могут столкнуться с проблемами в воспитании и обучении в дошкольном возрасте. К счастью, случаи рождения детей в такие сроки очень редки.

Недоношенный ребенок 29 недель

Внешне очень похож на ребёнка, рождённого на более ранних сроках. Однако, есть существенные отличия: его вес больше, а вероятность последующих осложнений ниже. Зачастую, таких детей помещают в инкубатор с постоянной температурой и влажностью, а также, с обеспечением подачи дополнительного кислорода.

Недоношенный ребенок 30 недель

Ребёнок может быть вскармливаем грудным молоком через зонд. Проявляются первые движения, даже могут быть случаи, когда ребёнок схватит за палец взрослого.

Недоношенный ребенок 31 недели рождения

Некоторые дети уже умеют плакать и открывать глаза, а движения более интенсивны, чем у детей, рождённых в более ранние сроки. Но, тем не менее, такие малыши всё ещё находятся в зоне риска и нуждаются в наблюдении врачей.

Недоношенный ребенок 32 недели

Как правило, может дышать самостоятельно, а его вес составляет, в среднем, свыше полутора килограмм.

Недоношенный ребенок 33 недели

Может вскармливаться грудью или из бутылочки, если, конечно же, нет проблем с дыханием новорождённого.

Недоношенный ребенок 34 недели

Имеют более высокие шансы на выживание, а их вес составляется более двух килограммов. Возможных проблем со здоровьем становится меньше, а общее состояние новорождённого лучше.

Недоношенный ребенок 36 недель

Вес приходит постепенно приходит к оптимальным показателям, а возможные риски здоровью составляют такие недуги, как: желтуха и плохая терморегуляция, что относительно легко лечится без последствий для дальнейшей жизни.

Недоношенный ребенок 36 недель обладает относительно крепким здоровьем, и, как правило, его выписывают домой в кратчайшие сроки.

Особенности недоношенных детей в различные периоды времени после выписки из больницы

Относительно доношенных детей, дети, родившиеся раньше срока имеют несколько замедленное развитие психических, эмоциональных и моторных навыков.

Развитие недоношенного ребенка по месяцам(общая информация)

Недоношенный ребёнок с массой тела до одного килограмма.

Ребенок начинает сосредотачиваться на источниках звука и внимания в возрасте 2х-3х месяцев.

Способность самостоятельно садиться появляется после 9 месяцев.

Первые шаги появляются после 14 месяцев.

Недоношенный ребёнок с массой тела от килограмма до 1500 г.

Ребенок начинает сосредотачиваться на источниках звука и внимания в возрасте 2-2,5 месяцев.

Способность удерживать голову в вертикальном положении появляется в возрасте трёх-четырёх месяцев.

Ребенок начинает совершать перевороты со спины на живот в 6-7 месяцев, а с живота на спину в 7-8.

Способность самостоятельно садиться появляется после 8 месяцев.

Самостоятельно вставать ребенок начинает в возрасте 11-12 месяцев.

Первые шаги появляются после 14 месяцев жизни.

Первые слова ребенок начинает произносить после года жизни.

Недоношенный ребёнок с массой тела от 1500 г. до 2х килограмм.

Ребенок начинает сосредотачиваться на источниках звука и внимания в возрасте 1,5-2 месяцев.

Способность удерживать голову в вертикальном положении появляется в возрасте двух месяцев.

Ребенок начинает совершать перевороты со спины на живот в 5-6 месяцев, а с живота на спину в 6-7

Способность самостоятельно садиться появляется после 7 месяцев.

Самостоятельно вставать ребенок начинает в возрасте 9-10 месяцев.

Недоношенный ребёнок с массой тела от двух до двух с половиной килограмм.

Ребенок начинает сосредотачиваться на источниках звука и внимания в возрасте 1-1,5 месяцев.

Способность удерживать голову в вертикальном положении появляется в возрасте полутора- двух месяцев.

Ребенок начинает совершать перевороты со спины на живот в 5-5,5 месяцев, а с живота на спину в 6-7

Способность самостоятельно садиться появляется после полугода жизни.

Самостоятельно вставать ребенок начинает в возрасте 9 месяцев.

Первые шаги появляются после 11 месяцев жизни.

Первые слова ребенок начинает произносить после 11 месяцев.

Развитие недоношенного ребенка по месяцам(справедливо для первых степеней недоношенности)

Недоношенный ребенок 1 месяц

Ребёнок набирает массу и поднимает голову.

Недоношенный ребенок 2 месяц

Ребёнок, лёжа на животе, учится удерживать голову в горизонтальном положении.

Недоношенный ребенок 3 месяц

Попытки фиксировать взгляд на одной точке, развитие мимики.

Недоношенный ребенок 4 месяц

Малыш уже умеет улыбаться, фокусирует взгляд и держит голову в вертикальном положении без особых на то усилий.

Недоношенный ребенок 5 месяц

Малыш поворачивает голову на звуки, появляются движения руками и ногами в ответ на обращение родителей и издаёт пока что невнятные звуки.

Недоношенный ребенок 6 месяц

Дети захватывают подвешенные игрушки, находят невидимые источники звуков и начинают лепетать.

Недоношенный ребенок 7 месяц

Происходит бурное психическое и эмоциональное развитие. Ребёнок уже умеет отличать близких от чужих, берёт в руки различные предметы, лепечет. Появляется разнообразное длительное гуление.

Недоношенный ребенок 8 месяц

Развиваются движения в горизонтальном положении. Дети начинают переворачиваться на живот со спины и обратно. Начинают ползать и пытаться сесть.

Недоношенный ребенок 9 месяц

Ребёнок начинает произносить отдельные слоги, пытается повторять за взрослыми. Предпринимаются попытки встать. Спокойно садится, держась за барьер.

Недоношенный ребенок 10 месяц

Расширяется набор манипуляций с предметами, ребёнок уже может стоять, опираясь на барьер.

Недоношенный ребенок 11 месяц

Психоэмоциональное и моторное развитие начинают совершенствоваться.

Недоношенный ребенок 12 месяц

Ребёнок, относительно уверенно, стоит. Испытывает сильный интерес к окружающей обстановке, реагирует на взрослых, активно манипулирует с предметами.

Навыки самостоятельности при приёме пищи, такие как держание ложки, хлеба, манипуляции с ложкой, у недоношенных детей начинают появляться в возрасте от полугода до десяти месяцев. Навыки опрятности - с девяти месяцев до года.

Уход за недоношенными детьми в домашних условиях

Недоношенный ребёнок имеет целый ряд особенностей и требует особых условий для своего полноценного развития. Такие условия можно без особого труда создать в домашних условиях, следует только соблюдать несколько рекомендаций.

Во-первых, уход за недоношенными детьми заключается в температурном режиме

Недоношенному ребёнку, в домашних условиях необходимо создать оптимальные температурные условия. Температура воздуха должна составлять 22-25 градусов по Цельсию. Проветривание помещений должно проводится каждые три часа по пятнадцать-двадцать минут. Возле ребёнка, непосредственно под одеялом, которым он укрыт, следует поддерживать температуру в двадцать восемь-тридцать два градуса по Цельсию. Часто, особенно в зимнее время года, возникает потребность в дополнительном обогреве новорождённого. Для этого удобно применять резиновые грелки с горячей (60-65 градусов) водой. Следует помнить, что нельзя применять для обогрева малыша электрические приборы. В соответствии со степенью недоношенностью и температурных условий в помещении, можно использовать от 1й до 3х грелок. Грелки оборачиваются в ткань (полотенца, пелёнки или в специальные мешочки) и помещаются под одеялом в ногах и поверх одеяла по бокам на расстоянии ладони взрослого человека от ребёнка. Для постоянного наблюдения за температурой и для удобства в целом, можно положить термометр рядом с ребёнком.

Важно не подкладывать грелки под ребёнка, по избежании ожогов и класть её сверху, так как это затруднит дыхание. Также нужно менять грелки поочерёдно каждые полтора-два часа и следить за тем, чтобы ребёнок не оставался без подогрева даже на короткие периоды времени. Лицо новорождённого всегда должно быть открыто.

К концу первого месяца малыш начнёт самостоятельно «держать» температуру тела, и, в итоге, можно будет полностью отказаться от искусственного обогрева. Измерения температуры тела ребёнка должно производится два раза в день, утром и вечером, если, конечно же, врач не давал иных указаний. Измерение температуры тела производится без раздевания малыша.

Одежда для недоношенных детей

Малыша, который родился с массой тела свыше двух килограмм, не нужно укутывать. Его одевают точно также как и доношенных младенцев. Дети, чей вес меньше двух килограмм, нуждаются в намного большем количестве вещей. Наиболее оптимальной является одежда для недоношенных детей, которая состоит из таких элементов, как трикотажные чепчики, трикотажные кофточки с капюшоном и зашитыми рукавами, ползунки и подгузники. Ребёнка, одетого таким образом, следует заворачивать в байковое одеяло, укладывать в шерстяной конверт и укрывать сверху фланелевым одеялом. К концу первого месяца следует постепенно отказываться от одеяла и конверта. Следует помнить, что тугое пеленание стесняет дыхание малыша, что категорически противопоказано. Для равномерности дыхания всеми участками лёгких новорождённого, необходимо регулярно переворачивать малыша с одного бока на другой.

Купание недоношенного ребёнка

Малышей, чья масса тела при рождении была меньше полутора килограмм, не следует купать в первые две-три недели нахождения дома. Детям, чья масса тела при рождении была выше 1500 грамм, купание разрешается проводить через 7-10 дней. В первые три месяца жизни ребёнка, купание проводится в кипячёной воде. Температура в комнате, где производится купание, должна составлять двадцать пять градусов по Цельсию, а температура воды - 38 С.

Питание недоношенных детей. Методы кормления

Грудное вскармливание.

Питание недоношенных детей при помощи зондов, использующих инфузионные насосы.

Порционное питание при помощи зонда (пища вводится шприцом)

Смешанное или искусственное вскармливание, используя специальные смеси для недоношенных детей.

Кормление недоношенных детей

Когда дети смогут самостоятельно питаться грудью мамы, то следует обеспечить им наиболее комфортное кормление недоношенных детей.

Ребёнку часто бывает трудно удержать сосок во рту. В таком случае, самым эффективным положением малыша на руках будет положение «из под мышки» или «колыбель», когда ребёнок расположен вдоль предплечья, а рука мамы поддерживает ребёнка за плечи.

Если ребёнок заглатывает воздух, то стоит принять положение полулёжа, например, подложив под спину несколько подушек.

Чтобы малыш удерживал сосок, можно использовать так называемый метод «рука танцора», который заключается в поддержании мамой щёк и подбородка малыша.

Прогулки

Во время прогулок следует соблюдать осторожность, так как резкие перепады температуры могут неблагоприятно сказаться на здоровье малыша. Недоношенных детей, которые родились с массой тела более полутора килограмм, разрешается выносить на прогулки с двухнедельного возраста при температуре воздуха за окном в 25-26 градусов по Цельсию. Первая прогулка не должна быть продолжительной, всего десять-пятнадцать минут, затем продолжительность можно увеличивать каждый раз на 10-20 минут, доводя тем самым до одного-полутора часов. В осеннее и весеннее время года, при температуре ниже десяти градусов по Цельсию, разрешается гулять с грудными детьми возрастом от одного месяца и с массой тела от двух с половиной килограмм. Если температура воздуха ниже восьми градусов, разрешаются прогулки с детьми при достижении ими возраста двух месяцев и массы тела свыше 2800 грамм.

Ребёнок очень сильно зависит от матери, причём, не только от её физического здоровья, но и от психологического состояния. Для того, чтобы ребёнок нормально рос и развивался, необходимо создать ему благоприятные условия, а чтобы их создать, в первую очередь, нужно начать с самой мамы. Самое главное - это не отчаиваться и смотреть в будущее с оптимизмом. Даже когда ребёнок родился недоношенным и его отправили в детскую палату, мама всё равно может о нём заботится и ухаживать за ним. Материнская забота положительно скажется не только на здоровье ребёнка, но и на психологическом состоянии родителей. Существует несколько простых, но крайне эффективных правил, которые помогут всей семье.

Во-первых, маме следует проводить с малышом как можно больше времени. Даже зрительный контакт с ребёнком благоприятно скажется на психологическом состоянии матери.

Немаловажную роль играет и тактильный контакт, простые материнские прикосновения очень важны для недоношенных детей.

Пожалуй, самым важным фактором является минимизация стрессов. Конечно, рождение недоношенного ребёнка приносит массу неприятных ощущений и стрессов, но нужно научиться с ними справляться, и только тогда ваш малыш вырастит здоровым и счастливым.

Важно сохранять грудное молоко. Кстати, отсутствие стрессовых ситуаций весьма облегчит сохранение лактации. Даже если малыш слишком слаб, чтобы сосать грудь, попробуйте предложить кормить его именно грудным молоком, а не смесью через зонд.

Участвуйте в уходе за своим малышом. Спросите у неонатолога, какие действия вы можете выполнять по уходу. Это может быть кормление, пеленание или что-нибудь ещё. При возникновении каких-либо вопросов, всегда можно обратиться к персоналу за помощью. Всё это позволит преодолеть подавленное состояние, улучшит настроение мамы, и, конечно же, благоприятно скажется на ребёнке.

Каждая беременная женщина знает, что «интересное положение» длится в течение 9-ти месяцев. Положенным сроком появления на свет маленького чуда считается период с 37-й до 42-й недели. Однако не все малыши рождаются в это время. По некоторым причинам роды могут произойти и раньше.

Если младенец появится на свет при сроке менее 37-ми полных недель, то он будет считаться недоношенным. Такой малыш требует пристального внимания к себе, ведь в процессе его выхаживания могут возникнуть различные проблемы (например, могут быть выявлены у недоношенных детей болезни).

Родители недоношенного малыша, увидев его в первый раз, испытывают непонятные чувства, ведь он не похож на тех детей, которые изображены на картинках: он не является пухленьким, розовеньким и гладеньким.

Недоношенным детям присущи определенные особенности:

  • малые размеры и непропорциональное телосложение;
  • маленький вес;
  • адинамия (вялость, мышечная слабость, слабый крик);
  • податливость черепных костей;
  • мягкость ушных раковин;
  • мягкий пушной покров, находящийся на плечах и спине;
  • зияние половой щели у малышек;
  • наличие пустой мошонки у мальчиков;
  • нарушение зрения у недоношенных детей;
  • слабая развитость ногтей.

Все эти особенности присущи деткам в 1-е месяцы жизни. По мере роста и развития они исчезают.

Развитие недоношенного ребенка по месяцам

Родителей при рождении малыша ранее положенного срока начинает волновать вопрос, касающийся того, как развиваются недоношенные дети. Итак, малыш в 1-й месяц жизни подвержен различным инфекционным заболеваниям, протекание которых может сопровождаться серьезными осложнениями. Именно поэтому родителям стоит оберегать свое чадо. За первый месяц после появления на свет малыш набирает очень мало в весе. При нормальном развитии появляется сосательно-глотательный рефлекс. При его отсутствии кормление осуществляется с помощью зонда. При плохом развитии дыхательного рефлекса требуется искусственная подача кислорода.

На 2-м месяце кроха начинает набирать вес. Это является признаком хорошего развития. При кормлении грудью недоношенные дети очень сильно устают. Требуется докармливать сцеженным молоком матери с ложечки.

На 3-м месяце вес возрастает в 1,5 раза. Младенец больше спит, поэтому родителям следует позаботиться о климате в детской комнате и об изменении положения его тела во время сна и бодрствования.

Ребенок, возраст которого составляет 4 месяца , уже начинает пытаться поднимать головку и удерживать ее, издавать звуки, фиксировать взгляд, а на 5-м месяце уже улыбается, пытается схватить ручками игрушки.

У 6-месячных малышей увеличивается вес в 2–2,5 раза. Они уже поворачивают голову, играют с игрушками, реагируют на различные звуки, отличают родственников от чужих людей. В этом возрасте недоношенные дети в развитии уже догоняют своих сверстников.

На 7-м месяце ребенок самостоятельно может переворачиваться на спинку с животика. Он уже активнее играет.

В 8-месячном возрасте кроха легко переворачивается, делает первые попытки к ползанью, а в 9-месяцев может вставать на ножки, держась при этом за барьер, активнее играет с игрушками, самостоятельно берет руками кусочки еды.

Малыши в 10–11 месяцев становятся еще более активными. Они произносят разные звуки, реагируют на свое имя, ползают.

Годовалые недоношенные дети догоняют в развитии сверстников, появившихся на свет в положенный срок. Они уже начинают произносить слоги. Родителям пока не стоит приучать их к ходьбе, ведь малыши должны развиваться постепенно.

Кормление недоношенных детей в первые дни жизни

Питание малышей, родившихся раньше положенного срока – довольно сложная проблема. При кормлении возникают определенные трудности, вызванные следующими причинами:

  • отсутствием или снижением сосательных и глотательных рефлексов;
  • небольшим объемом желудка;
  • заниженной скоростью эвакуации желудочного содержимого;
  • пониженной перистальтикой кишечника;
  • сниженной активностью ферментов желудочно-кишечного тракта;
  • ограниченным запасом питательных веществ.

Таким образом, недоношенный ребенок обладает ограниченной способностью к получению питательных веществ и их усвоению, хотя очень сильно его организм нуждается в них.

Способ кормления выбирается специалистом в зависимости от массы тела, тяжести состояния, гестационного возраста.

Новорожденные дети с весом более 2000 г в первые часы жизни могут быть приложены к материнской груди. Мамам следует наблюдать за состоянием своего ребенка при кормлении. Появление признаков усталости (одышки, периорбитального цианоза) свидетельствует о необходимости прикладывания к груди на меньшее время и докармливания сцеженным молоком.

Малышу, масса тела которого составляет 1500–2000 г, через некоторый промежуток времени после рождения проводят пробное кормление материнским молоком из бутылочки. Если он сосет с неудовлетворительной активностью, то врач назначает зондовое кормление.

Глубоко недоношенных деток с массой тела менее 1500 г кормят через зонд. Питание может осуществляться благодаря методу длительной инфузии или порционно.

При длительном зондовом питании применяют шприцевые инфузионные насосы. Врачи осуществляют кормление недоношенных детей грудным молоком или молочной смесью по определенной схеме. Например, может быть выбран один из следующих способов:

  • круглосуточное введение без перерывов с неизменной скоростью;
  • инфузии продолжительностью по 3 часа с перерывами не менее и не более 1 часа;
  • инфузии по 2 часа с перерывами такой же продолжительности.

Врач может назначить в ночное время вводить растворы глюкозы.

При порционном питании рекомендуется кормить кроху 7–10 раз. Так как объем желудка очень маленький, организм получает недостаточное количество нутриентов. В связи с этим врачи осуществляют дополнительно парентеральное введение питательных веществ.

Недоношенным детям в редких случаях может назначаться искусственное вскармливание. Показанием к этому может быть отсутствие молока у матери или наличие у ребенка его непереносимости.

Прикорм для недоношенных детей

Прикорм для малышей, родившихся раньше срока, не рекомендуется вводить ранее 6 месяцев. Это объясняется незрелостью пищеварительной системы, обменных процессов. Когда вводить прикорм для недоношенных детей, можно рассчитать самостоятельно.

Например, если новорожденные появились на месяц раньше, то дополнить рацион новой пищей следует не в 6, а в 7 месяцев (то есть нужно прибавить 1 месяц к возрасту, когда рекомендуется вводить прикорм). Позднее вводить продукты прикорма тоже неправильно, ведь запас витаминов и минеральных веществ у недоношенных детей ограничен.

При вводе прикорма не следует лишать малыша материнского молока. После каждого кормления его нужно прикладывать к материнской груди или давать молочную смесь. Расширение рациона начинается за счет введения различных каш, а затем уж меню дополняют овощным, фруктовым пюре.

Первыми рекомендуется вводить гречневую, рисовую, кукурузную каши. Их можно разводить теми специализированными молочными смесями для новорожденных детей, которыми кроха питается. Нельзя добавлять какие-либо дополнительные продукты (сахар, фрукты и др.). После каш можно постепенно вводить овощи, мясо, а затем молочные и кисломолочные продукты.

Не стоит рано приучать к сокам, особенно если они свежеприготовленные. Если малыш слишком рано начнет их употреблять, то у него могут возникнуть: аллергическая реакция, диарея, колики. Кроме этого, у соков маленькая пищевая ценность.

Желательно перед вводом в рацион дополнительной пищи проконсультироваться с врачом-педиатром, ведь адекватное и своевременное введение прикорма – успех правильного развития малыша, родившегося раньше срока.

Уход за недоношенным ребенком

Недоношенные дети требуют тщательного ухода. Мамы должны уделять особое внимание следующим факторам:

  1. Климату в детской комнате.
  2. Одежде новорожденного.
  3. Купанию.
  4. Прогулкам.

1. Климат в детской комнате

Огромное значение на развитие новорожденного ребенка по месяцам оказывает климат в помещении, где он находятся. Комната должна регулярно проветриваться. Если на улице жара, то можно окно не закрывать, но нужно следить за тем, чтобы не было сквозняков.

Оптимальная температура воздуха в детской комнате – 23–25 градусов. Возле малыша (под его одеялом) температура должна быть выше – около 28–32 градусов. Нередко возникает необходимость дополнительного обогрева. Врач может порекомендовать использование резиновых грелок, температура воды в которых должна быть около 60–65 градусов.

Их помещают под одеялом в ногах и поверх одеяла по бокам на расстоянии ладони от тела. Грелки не должны обжигать малыша, поэтому их нужно оборачивать в полотенца, пеленки или класть в специальные мешочки. Уход за недоношенным ребенком должен включать в себя смену воды в грелках через каждые 1,5–2 часа. При этом нельзя полностью лишать кроху тепла. Грелки нужно менять поочередно.

От искусственного обогрева можно будет отказаться к концу 1-го месяца жизни ребенка, так как к этому времени он уже сможет сам «удерживать» температуру тела.

Немаловажное значение играет влажность воздуха . В помещении ее оптимальный уровень должен составлять около 50–70%. Следить за данным параметром можно с помощью специального прибора – гигрометра. Во время работ батарей центрального отопления может понадобиться увлажнение воздуха. Отличным помощником будет специальный увлажнитель. В качестве его замены могут выступить влажные полотенца или ткани, развешанные по комнате, или расставленные сосуды с водой.

2. Одежда новорожденного

Если вес ребенка более 2000 г, то новорожденный не нуждается в дополнительной одежде, одеялах. Его можно одевать точно так же, как и доношенного младенца. Если же вес малыша менее 2000 г, то ему требуется больше вещей. Крохе нужны такие товары для недоношенных детей, как кофточка с зашитыми рукавами и капюшоном, чепчик из трикотажа, подгузник, ползунки.

Мамы не должны туго пеленать свое чадо, ведь из-за этого ему будет тяжелее дышать. Кроме этого, малыша нужно регулярно перекладывать с одного бока на другой.

3. Купание

Малышей, масса тела которых меньше 1500 г, не рекомендуется купать в течение первых 2-х или 3-х недель жизни. Остальных недоношенных детей можно купать через 7–10 суток после появления на свет.

Купание недоношенного ребенка в течение первых 3-х месяцев должно производиться с использованием кипяченой воды. В ванночке температура воды должна составлять около 38 градусов, а в комнате – не менее 25 градусов.

4. Прогулки

Мамы, имеющие недоношенных детей, должны быть очень осторожными с прогулками. На здоровье крохи может отразиться резкая смена температуры. Если ребенок весит более 1500 г, то с ним можно отправляться на прогулку после того, как с момента его рождения пройдет более 2-х недель. На улице должна стоять теплая погода, а температура воздуха должна быть около 25–26 градусов. Первая прогулка мамы с малышом должна быть короткой – 10–15 мин. Постепенно время пребывания на свежем воздухе нужно увеличивать до 1–1,5 часов.

Весной и осенью при температуре воздуха не менее 10 градусов можно гулять с грудничками, возраст которых 1–1,5 месяцев, а масса тела не меньше 2500 г. Если же на улице градусник показывает меньше 8–10 градусов, то в такую пору можно выходить только с 2-месячными крохами, масса тела которых составляет 2800–3000 г.

Прививки недоношенным детям

Для малышей, родившихся в неположенный срок, врач-педиатр составляет индивидуальный график прививок, обращая внимание на состояние здоровья крохи, а также на его психомоторное развитие. Если малыш абсолютно здоров и его масса при рождении оказалась более 2000 г, то прививочный календарь будет таким же, как и у доношенных детей.

Новорожденным, появившимся на свет с массой тела менее 2000 г, в родильном доме не ставят вакцину против туберкулеза (БЦЖ). Врач-педиатр ее выполнит после того, как вес ребенка достигнет отметки 2500 г. Прививки новорожденным детям с массой тела менее 1500 г не ставят в течение 1-го года жизни.

Массаж для недоношенных детей

Малыши, появившиеся на свет слишком рано, отстают в развитии от своих сверстников. Чтобы догнать их по возрастным нормам, рекомендуется проводить массаж. Его можно начинать с 1-го месяца жизни, если вес ребенка более 2500 г.

Если ребенку 1–1,5 месяца, то рекомендуется ограничиться простыми поглаживаниями. После того как крохе исполнится 2–3 месяца, можно переходить к более интенсивным техникам массажа для недоношенных детей: к разминанию, растиранию, постукиванию, пассивной гимнастике (сгибанию ног и рук и др.).

Родителям недоношенных деток следует обратиться к врачу-педиатру и профессиональному массажисту. Специалисты посоветуют индивидуальные упражнения, которые не причинят вреда малышу и будут ему полезны.

В заключение стоит отметить, что выхаживание недоношенного ребенка – важное и довольно сложное мероприятие. Рекомендации по совершению конкретных действий должен давать детский врач. Только он может посоветовать то, что будет на пользу малышу и не принесет ему вреда. И помните, что главное для малыша — это ваша любовь. Если он будет чувствовать её, то в скором времени вы уже и не вспомните, что ребенок появился на свет недоношенным и отставал в развитии от других деток.

Как развиваются недоношенные дети (видео)

Ответов

Рождение ребенка – всегда радость, даже если это уже не первенец. Но иногда появляются обстоятельства, которые усложняют мамам жизнь. Например, если ваш малыш родился на три недели (или более) раньше положенного срока, его развитие будет иметь некоторые отличия по сравнению с доношенными детками.

Терминология

Гестационный возраст плода – количество полных недель, которые провел с момента зачатия эмбрион, а затем и плод в утробе матери.

Недоношенный ребенок – новорожденный, который появился на свет еще до полного развития всех жизненно важных органов и систем. Такому положению дел соответствует гестационный срок до 37 недель (т.е. 260 дней).

Календарный возраст ребенка – оценивается с первого дня рождения малыша, и высчитывается таким же образом, как и у доношенных детей.

Корректировка – соответствует количеству недель, которые малыш не досидел в утробе. Этот параметр очень важен для оценки физического и нейропсихического развития недоношенного ребенка. Малыш, который родился раньше срока, до возраста 2 лет будет соответствовать, с учетом корректировки, критериям развития детей младшего возраста. Например, если хронологический возраст ребенка 16 недель, но он родился на четыре недели раньше, то его корректированный возраст составляет 12 недель. То есть нормальное развитие вашего малыша будет соответствовать развитию 12-недельного доношенного ребенка.

Особенности недоношенного ребенка

Недоношенные дети имеют некоторые особенности, которые стоит учитывать, дабы избежать дальнейших осложнений:

  • Рост может не соответствовать нормам (с учетом корректировки) из-за проблем с кормлением. У малышей, рожденных на ранних сроках, недоразвиты сосательный и глотательный рефлексы. Также эти детки не в состоянии контролировать движения языка, что препятствует нормальному кормлению. Если эти проблемы не решить, физическое развитие новорожденных детей может существенно отставать от нормального.
  • Сердце и легкие зачастую недостаточно развиты на момент рождения, и обуславливают появление расстройств дыхания и кровообращения.
  • Двигательный аппарат также имеет определенные особенности. Если доношенные детки после рождения имеют характерную «эмбриональную» позу (полусогнутые ручки и ножки), то в случае недоношенных малышей положение конечностей зависит от срока, на котором они появились на свет.
  • Центральная нервная система больше подвержена болезням, инфекциям.
  • недоношенных детей немного отстает, по сравнению с доношенными малышами они позже начинают реагировать и узнавать членов своей семьи.

Развитие недоношенного ребенка по месяцам

информация Наблюдение за ребенком является одной из основных задач врачей-педиатров. Поэтому существуют так называемые контрольные точки, когда доктор должен осмотреть ребенка и определить, здоров ли малыш.

Обязательными пунктами такого обследования являются измерение роста, веса, обхвата черепа, грудной клетки. В следующей таблице мы приведем рост и вес недоношенных детей в зависимости от срока гестации.

Срок гестации (недели) Рост (см) Масса тела (гр)
28 35,9 1124
29 37,9 1381
30 37,9 1531
31 38,9 1696
32 40,4 1827
33 41,3 2018
34 43,6 2235
35 44,4 2324
36 45,3 2572
37 47,6 2771

Первые полгода малыши в среднем набирают по 800 грамм, а следующие 6 месяцев – по 400.

Прибавка в росте:

  • за первый триместр жизни составляет по 3 см/мес.;
  • за второй – по 2 см/мес.;
  • за третий – по 1,5 см/мес.;
  • за последний – по 1 см/мес.

Также обязательно определить динамику нейропсихического развития, ведь этот критерий очень тесно связан с «взрослением» нервной системы, в том числе и мозга, и в случае выявлений каких-либо отклонений немедленное терапевтическое вмешательство поможет избежать дальнейших проблем.

Перед тем как рассмотреть развитие по месяцам, вы должны знать, что, несмотря ни на что, каждый малыш развивается в своем темпе, и опытные доктора прекрасно знакомы с этой особенностью. Также, изучая данную таблицу, вспомните о корректировке. Всегда используйте ее, а не календарный возраст, когда оцениваете развитие недоношенного ребенка.

информация Обычно ближе , рожденные раньше срока, догоняют доношенных детей, поэтому существенных отличий между ними не будет наблюдаться.

2 месяца (8 недель)

Моторика

  • Активно двигает ручками и ножками.
  • Разжимает кулачки и держит ладошки в раскрытом виде.
  • Поднимет головку и туловище, когда лежит на попе.
  • Держит предметы в ручках.
  • Контролирует движения головой, но все еще нуждается в поддержке.

Речь и ее восприятие

  • Реагирует на шум плачем.
  • Издает звуки «аааа», «ооооо».
  • Плачет, когда чувствует потребность чем-то.

Деятельность

  • Фиксирует взгляд на людях и предметах, следит за их движениями.

Эмоции

  • Умеет устанавливать визуальный контакт.
  • Улыбается.
  • Узнает маму и наслаждается контактом с ней.

4 месяца (16 недель)

Моторика

  • Складывает ручки вместе, ставит их в рот.
  • Тянется к предметам, которые его окружают.
  • Переворачивается с животика на спинку.

Язык

  • Комбинирует несколько простых звуков «га-гууу», «аааа-ооооо».
  • Смеется.
  • Поворачивает голову, когда слышит знакомые голоса.

Деятельность

  • Хватает предметы.
  • Кладет их в рот.
  • Радуется, когда видит игрушку.

Эмоции

  • Становится более активным, когда его окружают близкие люди.
  • Увеличивается интерес к зеркалам, малыш улыбается своему отражению.

6 месяцев

Моторика

  • Самостоятельно сидит.
  • Трясет погремушки, стучит ими.
  • Перемещает предмет из одной руки в другую.
  • Переворачивается со спины на животик.
  • Держит одновременно 2 предмета, по одному в каждой руке.

Речь и ее восприятие

  • Реагирует, когда к нему обращаются по имени, поворачивается и смотрит.
  • Болтает, начинает произносить слоги «да», «га», «ба», и т.д.

Деятельность

  • Обращает особое внимание на игрушки, которые издают звуки или светятся.
  • Наблюдает за предметом, который исчезает из поля зрения.

Эмоции

  • Реагирует на изменение в своем окружении.
  • Замечает присутствие или отсутствие родителей.
  • Выражает удовлетворение, счастье, недовольство.

9 месяцев

Моторика

  • Держит небольшие предметы при помощи двух пальчиков.
  • Самостоятельно перемещается – ползает, двигается вдоль мебели, ходит, держась за ручки.

Речь и ее восприятие

  • Понимает смысл простых слов (купаться, кушать, гулять).
  • Сочетает гласные и согласные, издает более сложные звуки (баба, мама, дада).
  • Имитирует разные звуки, движения.

Деятельность

  • Внимательно исследует предметы.
  • Сопротивляется, когда хотят забрать игрушку.
  • Учувствует в кормлении – старается держать ложечку, бутылочку.

Эмоции

  • Восторженно играет в «ладушки».
  • Настороженно относится к посторонним, они могут вызывать у малыша беспокойство.

Год

Моторика

  • Стоит самостоятельно.
  • Делает первые шаги.
  • Переворачивает несколько страниц книги одновременно.
  • Складывает мелкие предметы в ведерко или другую емкость.

Речь и ее восприятие

  • Реагирует на просьбы мамы сделать что-то.
  • Повторяет одно и то же слово по нескольку раз.
  • Отдает предмет, когда его об этом просят.

Деятельность

  • Лучше «орудует» ложечкой, держит бутылочку.
  • «Помогает» одеть себя.

Эмоции

  • Предпочитает общество родителей.
  • Играет с другими детками.

15 месяцев

Моторика

  • Ходит без помощи родителей.
  • Забирается на стульчик или на другую мебель.

Речь и ее восприятие

  • Использует 2 слова, помимо «мама» и «дада».
  • Требует, чтоб его покормили или дали попить.
  • Указывает на предмет, который ему хочется заполучить.

Деятельность

  • Кормит себя ложечкой, не хочет, чтоб ему помогали.

Эмоциональное

  • Целует.
  • Здоровается с людьми.
  • Слушает рассказы.

18 месяцев

Моторика

  • Рисует каракули.
  • Учится бегать.
  • «Пинает» мяч.

Речь и ее восприятие

  • Выполняет элементарные требования.
  • Говорит все больше (5-10 слов).
  • Указывает на носик, глазки, ручки, ножки.

Деятельность

  • Кушает сам, но очень неаккуратно.
  • Понимает, каково применение некоторых предметов (расчесывает себя, кормит куклу).

Эмоции

  • Иногда говорит «нет», когда не хочет чего-то делать.
  • Спокойнее реагирует на отсутствие родителя, но очень радуется, когда его видит вновь.

2 года

Моторика

  • Учится рисовать вертикальные линии.
  • Хорошо бегает, иногда падает.
  • Стоит на одной ноге без поддержки.
  • Поднимается по лестнице.
  • Переворачивает по одной странице в книге.

Речь и ее восприятие

  • Составляет короткие предложения (из 2-3 слов).
  • В словарном запасе имеет не менее 20 слов (в том числе «я», «он», «она»).

Деятельность