Познавательные загадки про электроприборы. Окружающий мир "загадки про бытовые приборы" Загадки связанные с электрическими явлениями

Современный мир немыслим без бытовых электроприборов. Они есть в каждом доме и в каждой семье. Ребенок с первых дней так или иначе наблюдает за их действием. Сначала грудничок следит за лампочкой, качается в электролюльке, пьёт молоко из бутылочки, подогретой в электрическом нагревателе, и так далее. Подрастая, малыш начинает интересоваться и по возможности осваивать технику, которая его окружает. При этом родителям приходится мягко, но убедительно знакомить чадо с техникой безопасности и особенностями приборов. В игровой форме обычно это происходит легко и безболезненно. Для закрепления знаний хорошо подходят загадки про электроприборы.

Чем хороши загадки

Способов взаимодействия с ребенком достаточно много. Очень важно научить своё чадо думать, общаться, рассуждать и обсуждать. Загадки тренируют наблюдательность, образное мышление, увеличивают словарный запас. Детские загадки про электроприборы бывают разными - в стихах или прозе, и каждая про какой-то конкретный предмет. В ней, не называя сам прибор, рассказывается о его функциях, особенностях. Загадки про электроприборы заставляют ребенка задуматься, начать сравнивать, анализировать свои знания и предыдущий опыт.

На что стоит обратить внимание

Важно, чтобы загадки, которые задаются ребенку, были о знакомых ему приборах. Лучше, чтобы малыш уже сталкивался с ними в действии. Например, видел, как мама сушит феном волосы, как пылесос втягивает пыль, как папа работает дрелью, а бабушка включает чайник. Можно найти загадки про электроприборы для дошкольников в специальных книгах или методичках. При желании их можно составить самостоятельно, привлекая самого ребенка и других родственников. Загадывать загадку про прибор, который незнаком ребенку, или про который он знает только понаслышке, не совсем правильно. Малышу будет сложно догадаться, о чем речь, он может расстроиться и разлюбить такой вид игры.

Если ребенок не любит загадки

Не все дети любят загадки. Чаще всего в этом виноваты родители или другие взрослые, которые задают слишком сложные вопросы. Или спрашивают о предмете, прежде чем объясняют и показывают. Загадка должна быть о знакомых вещах, которые ребенок видел и трогал. Например, такая загадка про электроприборы для детей: «Застрочит, как пулемёт, юбку новую сошьёт» - не вызовет у них затруднений, если мама часто шьёт на швейной машинке.

Чтобы привить ребенку любовь к загадкам, стоит ориентироваться на его уровень развития и словарный запас. Как только у малыша начнет получаться, нужно активно радоваться его успехам, хвалить и акцентировать на этом внимание. Таким образом, закрепляется ситуация успеха, и ребенок сможет позитивно реагировать на загадки как дома, так и в кругу ровесников.

Про электричество и бытовые изменения

Сначала малышу в доступной форме нужно рассказать про все, что его окружает дома, в том числе и про электричество. Понимая свойства и особенности работы электроприборов, ребенок сможет избежать травм. Он должен понимать, что ток опасен и игры с розетками до добра не доводят. Загадки про электроприборы смогут помочь закрепить знания и сформировать полноценный образ технического предмета. Если малышу сложно сформулировать, какую именно функцию выполняет прибор, стоит рассказывать ему короткие стихи или загадывать загадки про электроприборы. Например: «Он один такой на свете, очень рад он встретить пыль! Кто он?» (Пылесос). Хорошо, если загадки образные, с понятным ребенку сравнением:

«Это что вон там за ящик?

В доме каждом есть такой,

Сам все новости расскажет

И кино для нас покажет!» (Телевизор)

В данном случае телевизор сравнивается с ящиком. Для современных плоских моделей эта аналогия уже не подходит, на это тоже стоит обращать внимание. Ребенку нужно объяснять, что раньше приборы были другими, например, телефон имел провод и большие кнопки. Малышу можно показать старые приборы, которые хранятся у бабушек. Если настоящих моделей нет, подойдут фотографии и картинки.

Когда уместны загадки?

Кроме того что они развивают память и образное мышление, загадки хороши тем, что в них можно играть где угодно. Скучная поездка, очередь в магазине или прогулка на свежем воздухе прекрасно дополнятся загадками. Таким образом, получится интересно и полезно провести время с ребенком.

Загадки про бытовые приборы

Два волшебных колеса
Повторяют голоса, -
Друг за другом тянут сами
Полосочку с голосами.

(Ответ: Магнитофон)

Есть у нас в квартире робот, -
У него огромный хобот,
Любит робот чистоту,
И гудит, как лайнер: «Туу-у»
С большой охотой пыль глотает,
Но не болеет, не чихает.

(Ответ: Пылесос)

Он глотает без разбора
Всё, что на пути лежит.
Если много пыли, сора -
Весь от радости дрожит.

(Ответ: Пылесос)

Он охотно пыль вдыхал,
Не болел и не чихал.

(Ответ: Пылесос)

Он с хоботом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль и сор.

(Ответ: Пылесос)

Пыль увижу - заворчу,
заверчу и проглочу.

(Ответ: Пылесос)

Тянет хобот,
А сам робот.

(Ответ: Пылесос)

Ходит-бродит по коврам,
Водит носом по углам.
Где прошел - там пыли нет,
Пыль и сор - его обед.

(Ответ: Пылесос)

Без языка живет,
Не ест и не пьет,
А говорит и поет.

(Ответ: Радио)

В Москве говорят, а у нас слышно.

(Ответ: Радио)

Не человек,
А разговаривает.

(Ответ: Радио)

По волне, волне
Плывет музыка ко мне.

(Ответ: Радио)

Вот так дом: Одно окно,
Каждый день В окне-кино.
Живет в нем вся Вселенная,
А вещь - обыкновенная.

(Ответ: Телевизор)

Живет в нем вся Вселенная,
А вещь обыкновенная.

(Ответ: Телевизор)

На моем, друзья, экране
То моря шумят в тумане,
То плоды качает сад.
Есть программы для ребят.

(Ответ: Телевизор)

Поверну волшебный круг,
И меня услышит друг.

(Ответ: Телефон)

(Ответ: Телефон)

В полотняной стране,
По реке простыне,
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать.

(Ответ: Утюг)

Вот идет пароход -
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь -
Не морщинки не видать.

(Ответ: Утюг)

Гладит все, чего касается,
А дотронешься - кусается.

(Ответ: Утюг)

Разгладит морщины
Горячий мужчина.

(Ответ: Утюг)

То назад, то вперёд
Ходит бродит пароход.
Остановишь - горе!
Продырявит море!

(Ответ: Утюг)

Я не хвастая скажу:
Всех друзей омоложу!
Идут ко мне унылые -
С морщинками, со складками,
Уходят очень милые -
Веселые и гладкие!
Значит, я надежный друг,
Электрический...

(Ответ: Утюг)

В этом маленьком предмете
Поселился теплый ветер.

(Ответ: Фен)

Ветер южный,
По хозяйству нужный.

(Ответ: Фен)


Ярким пламенем зажжется.

(Ответ: Фонарь)

Дом - стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.

(Ответ: Фонарь)

На что взглянет этот глаз -
Все картинке передаст.

(Ответ: Фотоаппарат)

Этот глаз - особый глаз.
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет.

(Ответ: Фотоаппарат)

Кормит дом
Шкаф со льдом.

(Ответ: Холодильник)

В брюхе - баня, в носу - решето, на голове - пуп. Рука одна, да и та на спине. Что это?

(Ответ: Чайник)

У него большой живот,
А совсем не бегемот.
Хобот-нос приподнял он,
Но, однако же, не слон.
И пыхтит он через нос
На плите как паровоз.

(Ответ: Чайник)

На поляне шерстяной
Пляшет тонконожка -
Из-под туфельки стальной
Выползает Стёжка.

(Ответ: Швейная Машинка)

Есть мальчик в доме у меня
Трех с половиной лет.
Он зажигает без огня
Во всей квартире свет.
Он щелкнет раз -
Светло у нас.
Он щелкнет раз -
И свет погас.

(Ответ: Электрическая Лампочка)

Влез на стол он
Из-под лавки,
Осмотрелся
На подставке,
Гибким хвостиком
Вильнул,
Складки с галстука
Слизнул.

(Ответ: Электрический Утюг)

Викторина по электроприборам

Ход занятия.

Дети сидят полукругом на стульчиках.

Воспитатель: Дети, мы сегодня побеседуем с вами на интересную тему. А какую? Вы должны будете узнать, отгадав мою загадку. Послушайте загадку:

«К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество!

Это (электричество) .

Правильно. Мы сегодня поговорим об электричестве и о электроприборах – сложных устройствах, которые питаются электричеством, они как добрые волшебники выполняют разнообразную домашнюю работу. Без них человеку было бы трудно. Ребята, а у вас дома есть электроприборы? Какие? Назовите их (дети перечисляют электроприборы) .

Вбегает Карлсон с перебинтованной рукой, охает, ахает.

Карлсон: «Здравствуйте, ребята! »

Воспитатель: Здравствуй, Карлсон. Что с тобой случилось?

Карлсон: «Что, что? Вы же знаете, что я люблю пошалить. Так вот со мной столько всего случилось: во – первых, я катался на люстре, а она оборвалась, и меня чуть током не ударило, когда я хотел спуститься по проводам.

Во – вторых, я очень люблю пить чай с помпушками, поставил чайник и забыл про него, а он кипел, кипел и весь выкипел и чуть не начался пожар.

А в третьих, я обжегся об утюг. И еще много чего со мной приключилось».

Воспитатель Карлсон, ну как ты смог так поступать? Дети, а вы как думаете, хорошие поступки совершил Карлсон? (ответы детей) .Вот, видишь наши дети так не поступают, потому что они знают как правильно пользоваться электроприборами и всегда их выполняют. Хорошо, что ты пришел к нам на занятия. Мы сейчас как раз об элетроприборах говорим. Присаживайся, пожалуйста и дети тебе все объяснят и научат, как правильно пользоваться злектроприборами, чтобы в дальнейшем с тобой ничего не случилось.

Воспитатель: «А, сейчас я хочу посмотреть, как дети хорошо знают электроприборы. Я буду загадывать загадки, а вы если узнали, что это за электроприбор –поднимайте руку и отвечайте».

Загадки:

1) Гладит платья и рубашки,

Отутюжит нам кармашки.

Он в хозяйстве верный друг –

Имя у него…. (утюг)

2) Полюбуйся, посмотри –

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лед

Там сама зима живет. (холодильник)

3) Есть у меня в квартире робот

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту,

И гудит, как лайнер «Ту».

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает…. (пылесос) .

4) Не радио, а говорит

Не театр, а показывает… (телевизор) .

5) Висит груша – нельзя скушать… (лампочка) .

6) Только я, только я,

Я на кухне главная

Без меня, как не трудитесь

Без обеда насидитесь…. (плита) .

7) Если кнопочку нажать

Будет музыка звучать…. (магнитофон) .

Воспитатель: Молодцы, дети все загадки отгадали правильно. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Кто главный? »

Воспитатель раздает детям предметные картинки, и они описывают предмет, для чего он нужен, а заканчивают рассказ словами: «Я самый главный»

1) Я – пылесос, я самый необходимый.

Все в квартире убираю

Пыль и мусор обожаю»

(Я – главный) .

2) Я – вентилятор.

«Хорошо, что нам ребята помогает вентилятор

Как пчела, он зажужжит

Ветерком нас освежит. (Я главный) .

3) А я – стиральная машина.

«Дело главное мое

Чисто выстирать белье»

Я не только умею стирать,

Я могу полоскать, отжимать. (я –главная)

4) Я – холодильник.

«Без холодильника беда.

В тепле испортится еда.

И даже наш голодный кот

К такой еде не подойдет» (Я главный) .

5) Я – электроплита.

«Электрическое чудо, разное готовит блюдо.

Борщ или рассольник сварит, и яичницу пожарит.

Мясо, курицу потушит

И сухарики посушит. (Я -главная) .

6) Я – утюг.

«Утюг похож на пароход,

Он плавно по белью плывет,

Помялось платье? – ничего!

Разгладит быстро он его. (Я –главный) .

7) Я – фен.

«Я на утренник спешила, феном волосы сушила.

А потом щипцы достала, пряди в кудри завивала.

Я на славу потрудилась и в принцессу превратилась! » (фен главный) .

8) Я – микроволновая печь.

Без печи микроволновой

Трудно справиться в столовой

Приготовлю и согрею

Пищу легче и быстрее». (Я главная) .

9) Я - миксер.

«Он мгновенно без проблем

Нам собьет для торта крем».(миксер главный) .

10) Я - электрический чайник.

«Меня в розетку ты включаешь,

Когда захочешь выпить чаю». (я –главный) .

Воспитатель: Все участники спора нужны и полезны.

Дети, а что же надо сделать, чтобы электроприборы работали?

(ответы детей)

Для того, чтобы приборы работали, их включают в розетку – входные ворота в электрическую сеть.

А что же такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться (ответы детей) .

Воспитатель: Правильно, электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем – то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут очень маленькие частицы – электроны.

А сейчас давайте поиграем. Представьте себе, что вы маленькие частицы тока, которые бегут по проводам.

Игра «Ток бежит по проводам».

Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на веревке, говорят слова:

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиру нам.

Чтоб работали приборы,

Холодильник, мониторы.

Кофемолки, пылесос,

Ток энергию принес.

Воспитатель: но электроприборы могут быть опасными вещами. Все зависит от того, как с ними обращаться и хранить. В противном случае электрический ток превращается в зверя.

Очень опасно играть с ним, дружок!

Зверя зовут электрический ток.

Пальцы в розетку совать не спеши.

Если попробуешь с током шутить,

Он разозлится и может убить.

Ток – для электроприборов, пойми,

Лучше его никогда не дразни!

Вот послушайте одну поучительную историю, которая приключилась с маленькой девочкой.

Стихотворение М. Монаковой «Розетки мне не интересны! »

Девочка: В гости к нам пришла соседка,

Мы резвились с ней полдня,

Спицу вставили в розетку,

Из розетки – столб огня!

Мы с соседкой еле –еле

Прыгнуть в сторону успели.

Папа мой, большой знаток,

Нам сказал:

Мальчик: «В розетке – ток,

Вам розетку эту я трогать не советую,

Утюги и провода не хватайте никогда!

Ток невидимый без рук вас ударить может вдруг! ».

Ребята, чему учит нас это стихотворение (ток опасен, нельзя баловаться розеткой) .

А что же может произойти, если не соблюдать правила безопасности при использовании электроприборов?

Правильно, может случиться беда.

Дети давайте покажем и расскажем Карлсону, как надо себя вести с электроприборами, чтобы не случилось беды.

(Показываем сюжетные картинки на экране с опасными ситуациями, а дети рассказывают) .

Чтобы закрепить правила пользования электроприборами я предлагаю вам поиграть в игру «Можно – нельзя»

Я прошу детей, если это, что я назову делать можно, то они хлопают в ладоши, а, если – нельзя, то они присаживаются на корточки.

Засовывать в электрическую розетку посторонние предметы, осо- бенно электрические предметы. (нельзя) .

Включать настольную лампу. (можно)

Касаться руками оголенных проводов. (нельзя)

Включать электрочайник. (можно)

Прикасаться к включенным электропроводам мокрыми руками. (нельзя)

Оставлять включенные электроприборы без присмотра. (нельзя)

Пользоваться неисправными приборами. (нельзя)

Включать свет в квартире. (можно)

Вставлять много приборов в одну розетку. (нельзя)

Включать самостоятельно электроплиту. (нельзя)

Воспитатель:

А, знаете, ребята, что есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Я хочу вас пригласить в страну «Волшебных предметов», где мы научимся ловить электричество. Надо закрыть глаза, сосчитать до 10. Вот мы и в волшебной стране.

Воспитатель:

Сейчас я возьму в руки воздушный шарик и попробую превратить его в волшебный. Сейчас я покажу, как это сделать.Приглашаю в помощники любого ребенка.

Опыт. Дотрагиваюсь шариком до мелко нарезанных бумажек.

Что вы видите? (бумажки лежат спокойно) .

А вот сейчас мы превратим с Лизой шарик обыкновенный в волшебный и я вам покажу, как это сделать. Потрем шарик о волосы Лизы и снова прикладываем к бумажкам той стороной, которой натирали.

Вот и шарики стали волшебными.

Почему шарик притянул бумажки?

Это произошло из – за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянул бумажки.

Вывод: в волосах живет электричество.

А сейчас вы, ребята попробуйте другие предметы сделать волшебными.

Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным шарикам. Что вы видите? (лежат спокойно) .

Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они будут к себе притягивать.

Возьмите кусочек шерстяного шарфика и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к шарикам и потихоньку поднимите ее. Шарики тоже будут подниматься. Почему?

Палочки стали электрическими и шарики прилипли к ним, притянулись.

Как палочки стали электрическими? Их натерли кусочком шарфика.

Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в одежде.

У меня в руках музыкальная игрушка. Я нажимаю на кнопку, но она не звучит. Что случилось (ответы детей). Действительно, в ней нет батарейки. Сейчас я поставлю батарейку – плюс к плюсу, минус к минусу. Игрушка заработала. Почему?

Что за сила такая скрывается в батарейках? (ответы детей) .

Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток, и она заработала.

Вывод: в батарейке живет неопасное электричество. С игрушками очень весело и интересно играть.

Какие у вас есть игрушки на батарейках? (ответы детей) .

Воспитатель:

Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными. Нам пора прощаться с волшебной страной и возвращаться в детский сад. Сейчас закройте глаза.

Один, два, три, четыре, пять – вот мы в садике опять.

Воспитатель:

Ну что Карлсон, убедился, что наши дети знают правила пользования электроприборами?

Карлсон: Да, ребята, вы молодцы. Ну и я тоже буду теперь выполнять правила безопасности.

Воспитатель:

Правильно, Карлсон, правила безопасности нужно обязательно выполнять.

Карлсон:

Спасибо вам, ребята, теперь я хорошо запомнил правила безопасности. Мне пора идти, до встречи, ребята.

Воспитатель:

Вот и наше занятие подошло к концу.

Соблюдайте все правила пользования электроприборами и электричество будет твоим другом. А, чтобы вы не забывали эти правила, я даю вам памятки. Смотрите их и не забывайте, что нельзя делать.

Используемая литература.

1. Методические рекомендации к пособию «Я и моя безопасность» Москва школьная Пресса 2010г.

2. «Основы безопасного поведения». Автор – составитель О. В. Чермашенцева Учитель 2010.

3. «Неизведанное рядом»

Наталия Наговицына
Викторина по электроприборам

Ход занятия.

Дети сидят полукругом на стульчиках.

Воспитатель: Дети, мы сегодня побеседуем с вами на интересную тему. А какую? Вы должны будете узнать, отгадав мою загадку. Послушайте загадку:

«К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество!

Это (электричество).

Правильно. Мы сегодня поговорим об электричестве и о электроприборах – сложных устройствах, которые питаются электричеством, они как добрые волшебники выполняют разнообразную домашнюю работу. Без них человеку было бы трудно. Ребята, а у вас дома есть электроприборы? Какие? Назовите их (дети перечисляют электроприборы).

Вбегает Карлсон с перебинтованной рукой, охает, ахает.

Карлсон: «Здравствуйте, ребята!»

Воспитатель: Здравствуй, Карлсон. Что с тобой случилось?

Карлсон: «Что, что? Вы же знаете, что я люблю пошалить. Так вот со мной столько всего случилось: во – первых, я катался на люстре, а она оборвалась, и меня чуть током не ударило, когда я хотел спуститься по проводам.

Во – вторых, я очень люблю пить чай с помпушками, поставил чайник и забыл про него, а он кипел, кипел и весь выкипел и чуть не начался пожар.

А в третьих, я обжегся об утюг. И еще много чего со мной приключилось».

Воспитатель Карлсон, ну как ты смог так поступать? Дети, а вы как думаете, хорошие поступки совершил Карлсон? (ответы детей).Вот, видишь наши дети так не поступают, потому что они знают как правильно пользоваться электроприборами и всегда их выполняют. Хорошо, что ты пришел к нам на занятия. Мы сейчас как раз об элетроприборах говорим. Присаживайся, пожалуйста и дети тебе все объяснят и научат, как правильно пользоваться злектроприборами, чтобы в дальнейшем с тобой ничего не случилось.

Воспитатель: «А,сейчас я хочу посмотреть, как дети хорошо знают электроприборы. Я буду загадывать загадки, а вы если узнали, что это за электроприбор –поднимайте руку и отвечайте».

Загадки:

1)Гладит платья и рубашки,

Отутюжит нам кармашки.

Он в хозяйстве верный друг –

Имя у него…. (утюг)

2)Полюбуйся, посмотри –

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лед

Там сама зима живет. (холодильник)

3)Есть у меня в квартире робот

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту,

И гудит, как лайнер «Ту».

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает…. (пылесос) .

4)Не радио, а говорит

Не театр, а показывает…(телевизор) .

5) Висит груша – нельзя скушать…(лампочка) .

6)Только я, только я,

Я на кухне главная

Без меня, как не трудитесь

Без обеда насидитесь…. (плита) .

7) Если кнопочку нажать

Будет музыка звучать…. (магнитофон).

Воспитатель: Молодцы, дети все загадки отгадали правильно. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Кто главный?»

Воспитатель раздает детям предметные картинки, и они описывают предмет, для чего он нужен, а заканчивают рассказ словами: «Я самый главный»

1) Я – пылесос, я самый необходимый.

Все в квартире убираю

Пыль и мусор обожаю»

(Я – главный).

2)Я – вентилятор.

«Хорошо, что нам ребята помогает вентилятор

Как пчела, он зажужжит

Ветерком нас освежит. (Я главный).

3)А я – стиральная машина.

«Дело главное мое

Чисто выстирать белье»

Я не только умею стирать,

Я могу полоскать, отжимать. (я –главная)

4)Я – холодильник.

«Без холодильника беда.

В тепле испортится еда.

И даже наш голодный кот

К такой еде не подойдет» (Я главный).

5) Я – электроплита.

«Электрическое чудо, разное готовит блюдо.

Борщ или рассольник сварит, и яичницу пожарит.

Мясо, курицу потушит

И сухарики посушит. (Я -главная).

6) Я – утюг.

«Утюг похож на пароход,

Он плавно по белью плывет,

Помялось платье? – ничего!

Разгладит быстро он его. (Я –главный).

7)Я – фен.

«Я на утренник спешила, феном волосы сушила.

А потом щипцы достала, пряди в кудри завивала.

Я на славу потрудилась и в принцессу превратилась!» (фен главный).

8) Я – микроволновая печь.

Без печи микроволновой

Трудно справиться в столовой

Приготовлю и согрею

Пищу легче и быстрее». (Я главная).

9)Я - миксер.

«Он мгновенно без проблем

Нам собьет для торта крем».(миксер главный).

10)Я - электрический чайник.

«Меня в розетку ты включаешь,

Когда захочешь выпить чаю». (я –главный).

Воспитатель: Все участники спора нужны и полезны.

Дети, а что же надо сделать, чтобы электроприборы работали?

(ответы детей)

Для того, чтобы приборы работали, их включают в розетку – входные ворота в электрическую сеть.

А что же такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем – то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут очень маленькие частицы – электроны.

А сейчас давайте поиграем. Представьте себе, что вы маленькие частицы тока, которые бегут по проводам.

Игра «Ток бежит по проводам».

Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на веревке, говорят слова:

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиру нам.

Чтоб работали приборы,

Холодильник, мониторы.

Кофемолки, пылесос,

Ток энергию принес.

Воспитатель: но электроприборы могут быть опасными вещами. Все зависит от того, как с ними обращаться и хранить. В противном случае электрический ток превращается в зверя.

Очень опасно играть с ним, дружок!

Зверя зовут электрический ток.

Пальцы в розетку совать не спеши.

Если попробуешь с током шутить,

Он разозлится и может убить.

Ток – для электроприборов, пойми,

Лучше его никогда не дразни!

Вот послушайте одну поучительную историю, которая приключилась с маленькой девочкой.

Стихотворение М. Монаковой «Розетки мне не интересны!»

Девочка: В гости к нам пришла соседка,

Мы резвились с ней полдня,

Спицу вставили в розетку,

Из розетки – столб огня!

Мы с соседкой еле –еле

Прыгнуть в сторону успели.

Папа мой, большой знаток,

Нам сказал:

Мальчик: «В розетке – ток,

Вам розетку эту я трогать не советую,

Утюги и провода не хватайте никогда!

Ток невидимый без рук вас ударить может вдруг!».

Ребята, чему учит нас это стихотворение (ток опасен, нельзя баловаться розеткой).

А что же может произойти, если не соблюдать правила безопасности при использовании электроприборов?

Правильно, может случиться беда.

Дети давайте покажем и расскажем Карлсону, как надо себя вести с электроприборами, чтобы не случилось беды.

(Показываем сюжетные картинки на экране с опасными ситуациями, а дети рассказывают).

Чтобы закрепить правила пользования электроприборами я предлагаю вам поиграть в игру «Можно – нельзя»

Я прошу детей, если это, что я назову делать можно, то они хлопают в ладоши, а, если – нельзя, то они присаживаются на корточки.

Засовывать в электрическую розетку посторонние предметы, осо- бенно электрические предметы. (нельзя).

Включать настольную лампу. (можно)

Касаться руками оголенных проводов. (нельзя)

Включать электрочайник. (можно)

Прикасаться к включенным электропроводам мокрыми руками. (нельзя)

Оставлять включенные электроприборы без присмотра. (нельзя)

Пользоваться неисправными приборами. (нельзя)

Включать свет в квартире. (можно)

Вставлять много приборов в одну розетку. (нельзя)

Включать самостоятельно электроплиту. (нельзя)

Воспитатель:

А, знаете, ребята, что есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Я хочу вас пригласить в страну «Волшебных предметов»,где мы научимся ловить электричество. Надо закрыть глаза, сосчитать до 10. Вот мы и в волшебной стране.

Воспитатель:

Сейчас я возьму в руки воздушный шарик и попробую превратить его в волшебный. Сейчас я покажу,как это сделать. Приглашаю в помощники любого ребенка.

Опыт. Дотрагиваюсь шариком до мелко нарезанных бумажек.

Что вы видите? (бумажки лежат спокойно).

А вот сейчас мы превратим с Лизой шарик обыкновенный в волшебный и я вам покажу, как это сделать. Потрем шарик о волосы Лизы и снова прикладываем к бумажкам той стороной, которой натирали.

Вот и шарики стали волшебными.

Почему шарик притянул бумажки?

Это произошло из – за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянул бумажки.

Вывод: в волосах живет электричество.

А сейчас вы, ребята попробуйте другие предметы сделать волшебными.

Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным шарикам. Что вы видите? (лежат спокойно).

Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они будут к себе притягивать.

Возьмите кусочек шерстяного шарфика и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к шарикам и потихоньку поднимите ее. Шарики тоже будут подниматься. Почему?

Палочки стали электрическими и шарики прилипли к ним, притянулись.

Как палочки стали электрическими? Их натерли кусочком шарфика.

Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в одежде.

У меня в руках музыкальная игрушка. Я нажимаю на кнопку, но она не звучит. Что случилось (ответы детей). Действительно, в ней нет батарейки. Сейчас я поставлю батарейку – плюс к плюсу, минус к минусу. Игрушка заработала. Почему?

Что за сила такая скрывается в батарейках? (ответы детей).

Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток, и она заработала.

Вывод: в батарейке живет неопасное электричество. С игрушками очень весело и интересно играть.

Какие у вас есть игрушки на батарейках? (ответы детей).

Воспитатель:

Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными. Нам пора прощаться с волшебной страной и возвращаться в детский сад. Сейчас закройте глаза.

Один, два, три, четыре, пять – вот мы в садике опять.

Воспитатель:

Ну что Карлсон, убедился, что наши дети знают правила пользования электроприборами?

Карлсон: Да, ребята, вы молодцы. Ну и я тоже буду теперь выполнять правила безопасности.

Воспитатель:

Правильно, Карлсон, правила безопасности нужно обязательно выполнять.

Спасибо вам, ребята, теперь я хорошо запомнил правила безопасности. Мне пора идти, до встречи, ребята.

Воспитатель:

Вот и наше занятие подошло к концу.

Соблюдайте все правила пользования электроприборами и электричество будет твоим другом. А, чтобы вы не забывали эти правила, я даю вам памятки. Смотрите их и не забывайте, что нельзя делать.

Используемая литература.

3. «Неизведанное рядом»

Энерголандия: Стихи для детей по энергобезопасности, загадки, тесты.

Ребята!
Этот материал в увлекательной форме познакомит вас с правилами безопасного обращения с электричеством. Запомните их, и электричество станет вашим надёжным другом и помощником.
Синьор Штепселион

Энерголандия+игроландия.

В стране Энерголандии –
Сияет дивный свет,
В стране Энерголандии –
Чего здесь только нет!
Приборов электрических
Полезных тут не счесть.
Светильники, паяльники,
Духовки, люстры, чайники
Видны повсюду здесь.
А также телевизоры,
Камины, фены, миксеры,
Гирлянды, холодильники,
Торшеры, кипятильники,
Компьютеры и тостеры –
Всего, короче, вдосталь тут…
Страна Энерголандия –
В ней так уютно жить!
Но жить ещё комфортнее
Тому, кто знает правила,
И кто готов с законами
Страны этой дружить!
А кто об этих правилах
Не знает ничего,
Тому напомнит вежливо
О них знаток известнейший –
Синьор Штепселион!

К проводу этому не приближайся ты!
Бед в нём таится немало больших!
Провод увидел – скажи окружающим,
Взрослым об этом скорей сообщи!
Если же рядом с оборванным проводом
Сам оказался, запомни тогда:
Шагом гусиным уйти надо в сторону,
Чтоб не случилась с тобою беда.

Ребята! Неужели никто из вас не знает, Что здесь, в охранной зоне, играть запрещено?!

Ты глубоко ошибаешься, девочка! Дерево это тебя не спасёт – Молнии мощный удар электрический, Знай: в одинокое дерево бьёт!

Ребята, запомните: в комнате ванной Электроприборы опасно включать! Иначе от тока не только здоровье, А юную жизнь можно вмиг потерять!

Запомни: забыв про включённый утюг, Лишиться жилья и всего можно вдруг!

Стой, малыш! Остановись! Под угрозой твоя жизнь! Кроме штепселя, в розетку Ничего нельзя вставлять! Даже мальчик-пятилетка Должен твёрдо это знать!

Стой! Над крышей провода! Ток течёт по ним всегда! А поэтому усвой Ты, дружок, закон такой: Ни с ежами, ни с друзьями Не стремись попасть туда!

Ребята! От дерева прочь отойдите! Опасны в ветвях провода! А если, к тому же, сырая погода – Страшней они вдвое тогда!

Этой Алле, юный друг, не подражай! А иначе ждёт беда тебя – пожар!

Нет! Провода этого ты не касайся! Мизинцем не трогай – не то что рукой! Ошибок и глупостей ток не прощает. Секунда – и всё обернётся бедой! Искрящийся провод смертельно опасен – Об этом нельзя никогда забывать! А чтобы беды избежать, тебе надо Немедленно взрослых на помощь позвать.

Стрела неспроста нарисована тут – Ведь это, дружок, трансформатор! Убийственной силы таится в нём ток! К нему приближаться не надо!

Дети! Запомните главное правило: Палкой ли, веткой, шестом – никогда Не прикасайтесь вы к электропроводу – Может случиться большая беда!

Тому, кто идёт на рыбалку, ребята, Запомнить важнейшее правило надо: Увидели ЛЭП если рядом с рекою, Найти постарайтесь местечко другое, И удочку вниз опустите, когда Проходите там, где видны провода. Рыбак должен помнить об этом и знать, Иначе беды ему не избежать!

Он бежит по проводам,
Свет несёт в квартиру нам.
Чтоб работали приборы:
Холодильник, мониторы,
Кофемолка, пылесос,
Он энергию принёс.
(Электрический ток)

В кухне шкаф высокий белый
Охладит продукты смело,
Сделает в два счета льдины –
Это, дети, - …
(Холодильник)

Видишь, пар весёлый вьётся,
Чай кипит, пирог печётся:
Распыхтелась неспроста
Наша электро...
(Электроплита)

Вот простынки гладит мама:
Это кто снуёт упрямо?
Над доской – горячий юг!
Ну-ка, что это?..
(Утюг)

Не посуда для варенья,
Не бутон цветка на ветке –
Эта штука, без сомненья,
Называется...
(Розетка)

Чем едят приборы ваши:
Фен, стиральная машинка?
Электричество - не каша
Но едят, конечно, ...
(Вилкой)

Дом – стеклянный пузырёк,
И живет в нём – огонёк!
Днём он спит, а как проснётся,
Ярким пламенем зажжётся.
(Лампочка)

Что за чудо, что за ящик?
Сам - певец и сам - рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино.
(Телевизор)

Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
(Пылесос)

Ночь. Но если захочу,
Щёлкну раз -
И день включу.
(Выключатель)

Очень строгий контролёр
Со стены глядит в упор,
Смотрит, не моргает:
Стоит только свет зажечь,
Иль включить в розетку печь -
Всё на ус мотает.
(Электросчётчик)
По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня, ребята, нет,
Не зажжётся в доме свет.
(Электрический ток)

К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое величество!
Это...
(Электричество)

Насколько хорошо вы знаете правила электробезопасности? Чтобы узнать это, я предлагаю вам ответить на следующие вопросы. На отдельные вопросы может быть больше одного правильного ответа.

Тест «Электричество на улице».

1. Я знаю, как выглядит знак «Осторожно: электрическое напряжение!» Это:
1) жёлтый треугольник с чёрной молнией;
2) белый квадрат с чёрной молнией;
3) красный круг с белым прямоугольником внутри.
Ответ: 1.

2. Если ваш приятель предложит вам залезть на территорию подстанции или ЛЭП, поиграть рядом с трансформатором, то вы…
1) сам не пойду и его постараюсь отговорить;
2) категорически откажусь: это опасно;
3) пойдём вместе, мы же друзья
Ответ: 1,2.

3. Можно ли к опоре ЛЭП прислониться или прислонить, к примеру, велосипед, подняться на опору?
1) категорически нельзя, это может быть очень опасно для жизни;
2) да, ничего страшного не случится;
3) не знаю, не пробовал.
Ответ: 1.

4. Что нужно делать, если видишь лежащий на земле, висящий на опоре ЛЭП или на дереве оборванный провод?
1) откинуть провод палкой;
2) отойти от него далеко-далеко гусиным шагом;
3) не приближаться, сообщить взрослым или позвать энергетиков по телефону 8-800-50-50-115.
Ответ: 2,3.

5. Можно ли запускать воздушного змея рядом с ЛЭП и набрасывать предметы на провода?
1) да, можно, а что такого?
2) можно, но только чтобы взрослые не видели;
3) категорически запрещено, это смертельно опасно для жизни.
Ответ: 3.

6. Если вы решили порыбачить с друзьями, какое место НЕЛЬЗЯ выбирать для ловли?
1) место под проводами ЛЭП;
2) место, где в прошлый раз ничего не поймали;
3) место, где поблизости нет рыбаков.
Ответ: 1.

7. Безопасно ли залезать на высокие деревья, вблизи которых проходит ЛЭП?
1) нет, с высокого дерева очень больно падать;
2) да, проходят провода или нет - не имеет значения;
3) залезать на такие деревья очень опасно, потому что можно получить удар током.
Ответ: 3.

8. Ты идёшь на рыбалку с удочкой на плече и проходишь под проводами ЛЭП. Что ты сделаешь?
1) Поднимешь удочку повыше, предварительно проверив, достает ли она до проводов;
2) ничего не станешь менять: как лежала удочка на плече, так пускай и лежит;
3) опустишь удочку параллельно земле, чтобы она не коснулась проводов.
Ответ: 3.

9. Человек шёл по улице и упал рядом с проводом. Что ты сделаешь?
1) пройду мимо;
2) подбегу, помогу подняться;
3) палкой уберу провод и помогу подняться; 4) вызову скорую и позову взрослых.
Ответ: 4.

Тест «Домашнее электричество».

1. Если прибор сломался, нужно:
1) подождать родителей;
2) отремонтировать его самому.
Ответ: 1.

2. Электроприборами опасно пользоваться...
1) на кухне;
2) в ванной;
3) в гостиной.
Ответ: 2.

3. Можно ли трогать электроприборы, провода, вилки, розетки мокрыми руками?
1) можно, заодно и пыль вытрется;
2) можно, какая разница, какими руками трогать?
3) нельзя, это очень опасно.
Ответ: 3.

4. Когда ты закончил пользоваться электроприбором, как отключаешь его из сети?
1) резко дёргая руками за провод, с техникой не надо церемониться;
2) придерживая розетку, аккуратно вынимаешь вилку электроприбора;
3) прихватив металлические ножницы, начинаешь подковыривать ими вилку в розетке, чтобы не застревала.
Ответ: 2.

5. Гроза застала тебя дома. Как ты поступишь?
1) отключишь электроприборы из сети, закроешь двери и окна;
2) откроешь настежь двери и окна: пусть свежий воздух проникает в дом;
3) гулять в грозу страшно, включишь телевизор.
Ответ: 1.

6. Что защищает от электричества?
1) вода;
2) резина;
3) сухое дерево;
4) металл.
Ответ: 2,3.

7. Человек ухватился за провод, и его трясет. Что ты будешь делать?
1) человек балуется, пройду мимо;
2) человека бьёт током, попытаюсь его оттащить;
3) человека бьёт током, не буду ничего трогать, позову взрослых.
Ответ: 3.

8. В квартире отключился свет. Чего делать НЕЛЬЗЯ?
1) звонить в аварийную службу;
2) зажигать фонарик или свечку;
3) включать электроприборы;
4) открывать электрический щит, пытаясь самостоятельно разобраться, в чем причина отключения.
Ответ: 4.