Экспериментальные занятия в подготовительной группе. Открытое занятие «Скоро в школу нам шагать - что там будем изучать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №8 «Зоряночка»
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ
Детский сад №;8 «Зоряночка»
С.Ю. Месикова
Конспект занятия-экспериментирования
на тему: «Волшебная вода, узнаем мы тебя»
Воспитатель
МБДОУ детский сад №8«Зоряночка»
Носова Н.В.
Первой квалификационной категории
2016-2017 г.
Цель:
прививать интерес к исследовательской деятельности
Задачи:
Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах), уточнить значение воды для всего живого на земле.
Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: бесцветная, безвкусная, прозрачная.
Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; умение общаться со сверстниками во время проведения опытов.
Оборудование:
стаканчики; стаканчики с питьевой водой, бутылочки, соломинки (на каждого ребенка) ; воронки, узкие высокие стаканы, округлые сосуды, широкие миски, ковшики, вода, подносы; мука, сахарный песок, речной песок, краски, кофе, ложки или палочки, лимон, лед, цветные льдинки.
Предварительная работа
:
чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки) наблюдение на прогулке; беседы о воде, ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему «Вода»; проведение опытов с водой (превращение снега в воду, воды в лёд, окрашивание воды).
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, во время прогулок мы с вами наблюдали за природными явлениями. Прочитали в энциклопедии о воде. Дома все наблюдаем каждый день, как вода течет у нас из – под крана. Учили стихи. Сегодня я вас приглашаю вступить в клуб «Юные лаборанты», получше узнать свойства воды, может ли выжить человек без воды и все живое на планете. Ребята, а для чего нам нужна вода?
Ответы
детей.
Воспитатель:
Ребята, дома мы каждый день используем воду, теперь каждый ребенок поочереди назовет, где дома применяют воду(или сам ребенок, или родители).
Ответы
детей: (чистим зубы, умываемся, моем посуду, пьем чай, варим обед, ужин, поливаем цветы, заполняем аквариум и многое другое.)
Воспитатель:
Правильно, ребята, молодцы. А сейчас я загадаю вам загадки о природных явлениях. Слушайте внимательно.
«Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
(Вода.)
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
(Вода.)
В море я всегда солена,
А в реке я пресная.
Лишь в пустыне раскаленной
Мне совсем не место.
(Вода.)
Воспитатель:
О чем все эти загадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить?
Дети.
О воде!
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?
Ответы
детей.
Воспитатель:
А теперь вместе с вами постараемся определить, где какая вода, а для этого надо поиграть в игру. Вы согласны?
Ответы
детей.
Воспитатель:
Игра:«Доскажи словечко».
В морях и океанах – вода солёная;
вода в море – … морская;
вода в океане – …океаническая;
в реках - …,
в родниках -…,
в болотах -…,
Воспитатель:
Как вы думаете, для чего нужна людям вода, животным, растениям, рыбам?
Ответы
детей.
Воспитатель:
Ребята, вы хотите узнать ещё много нового о воде? Тогда, приглашаю вас в клуб «Юный лаборант». Предлагаю вам заняться исследованием воды. Согласны?
Ответы
детей.
Воспитатель.
Сейчас пройдемте в нашу лабораторию и приступим к нашим исследованиям. Перед проведением опытов напоминаю детям о технике безопасности во время работы с водой. Но вначале, нам хотелось бы послушать стихи, ведь детки знают стихи.
1 ребенок:
Вода всегда и всем нужна,
Она прозрачна и чиста.
Она бежит, течет и льется,
Из речки, крана и колодца.
Вода тепла и холодна,
А так же мокрая она.
И кто с водой не осторожен
Намочит быстро их она.
2 ребенок:
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели.
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без…. ВОДЫ.
Опыт № 1 «Вода – это жидкость».
Воспитатель:
Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь. Куда можно налить воду?
Дети:
В стакан, в ведро, в вазу, в бутылку, в тарелку.
Воспитатель:
Что еще можно сделать с водой?
Дети:
Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.
Воспитатель:
Давайте попробуем перелить воду из одного сосуда в другой.
Вывод:
вода – это жидкость, её можно наливать, переливать.
Опыт № 2 «Вода не имеет вкуса».
Воспитатель:
Вот интересно: Есть ли вкус у простой воды?
Итак, я пробую воду. Вкуса я не почувствовал. Я думаю, что у воды вкуса - нет.
Воспитатель:
А теперь и вы попробуйте, через соломинку попить воду. Есть ли у нее вкус?
Дети
выполняют задание воспитателя.
Воспитатель:
А если мы добавим в стаканчик с водой кусочек лимона, давайте попробуем добавить лимон и воду попробуем на вкус, что изменилось?
Ответы
: вода стала кислая. Мы изменили вкус воды.
Воспитатель:
А теперь возьмите ложечки и насыпьте в воду сахарный песок, размешайте и попробуйте на вкус, изменился вкус?
Ответы
детей: вода стала сладкая.
Вывод:
вода не имеет вкуса, она безвкусная и оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Воспитатель:
Ребята, а как вы думаете, у воды есть запах?
Ответы
детей.
Воспитатель:
Перед вами на столе лежит кофе, попробуйте насыпать в стаканчик с водой кофе и понюхать, пахнет вода?
Ответы
детей: вода пахнет кофе.
Вывод:
чистая вода без запаха, но если в нее добавить что – либо добавить, она принимает тот запах. В нашем случае, вода приняла запах кофе.
Опыт № 3 «Вода не имеет формы».
Перед детьми различные сосуды.
Воспитатель:
Может ли вода иметь, какую – то форму?
Ответы
детей.
Воспитатель:
Как это проверить? Какой формы эти сосуды?
Ответы
детей.
Воспитатель:
Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд?
Дети:
Ковшиком через воронку.
Вывод:
жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в котором находится.
Опыт № 4 «Что растворяется в воде? ».
Перед детьми на подносах стаканы с водой, палочки, ложки и вещества в различных емкостях. Дети рассматривают воду, вспоминают ее свойства.
Воспитатель:
Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок?
Дети
добавляют сахар, перемешивают, и все вместе наблюдают, что изменилось.
Воспитатель:
Что произойдет, если мы в воду добавим речной песок?
Дети добавляют к воде речной песок, перемешивают.
Воспитатель:
Изменилась ли вода? Стала она мутной или осталась прозрачной? Растворился ли речной песок?
Ответы
детей.
Воспитатель:
Что произойдет с водой, если мы добавим в нее пищевую краску?
Дети
добавляют краску, перемешивают.
Воспитатель:
Что изменилось?
Дети:
Вода изменила цвет?
Воспитатель:
Растворилась ли краска?
Дети:
Краска растворилась и изменила цвет воды, вода стала не прозрачной.
Воспитатель:
Растворится ли в воде мука?
Дети
добавляют в воду муку, перемешивают.
Воспитатель:
Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?
Воспитатель:
Какие вещества у нас растворились в воде? Какие вещества не растворились в воде?
Ответы
детей.
Вывод:
вода растворяет вещества, но не все, (вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются).
Опыт №5 «Лед – твердая вода»
Воспитатель:
Детки, я давала вам домашнее задание, заморозить дома воду и принести льдинки в сад. Вы их принесли, и мы с вами понаблюдаем за таянием льда и его превращением в воду. Возьмите кусочек льда в руки. Что происходит со льдом? Почему лед тает?
Ответы
детей.
Воспитатель:
А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки?
Ответы детей:
Влажными.
Вывод детей:
лед – твердая вода.
Опыт №6«Газообразная вода - пар»
Воспитатель:
Беру стакан с горячей водой и накрываю тарелкой. Дети наблюдают. Показываю тарелку. Что вы видите на стекле?
Ответ:
Образовались капли воды.
Вывод:
вода может превратиться в пар.
Подведение итогов и оценка результатов.
Игровое упражнение «Волны»
- А теперь встанем в большой круг и образуем озеро.
Вода в озере спокойная (плавно разводим руки в стороны),
налетел легкий ветерок, стал играть с водой (движения кистями рук вверх-вниз),
подул ветер сильнее (вода забурлила, заплескалась), стих ветер(водная гладь спокойная).
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы узнали свойства воды. Что запомнилось больше всего?
Ответы
детей.
Воспитатель:
Ребята, подумайте, что будет с водой, если вынести ее на мороз, что будет со льдом, если внести в теплое помещение? Спасибо.
Ребята, дома с родителями поэкспериментируйте: создайте «цветную ледяную мозаику». Для этого вам необходимо выполнить задание, изложенное на этом листе. Детям раздаются листы с инструкциями.
Инструкция по изготовлению «Цветной ледяной мозаики».
1. Налить в стакан воды.
2. Красками покрасить воду (выбираем количество по желанию).
3. Залить формочки цветной водой
4. Поставить в холодильник.
5. Утром принести в детский сад.
Примечание: Не забудьте, что ваша «Цветная ледяная мозаика» может превратиться в обычную цветную воду.
Воспитатель: вы все замечательно справились с заданиями, я очень вами горжусь, всем спасибо за участие в опытно – экспериментальной деятельности. Ребята, а теперь пойдемте одеваться и продолжим наши эксперименты на улице. Возьмем гуашь и покрасим снег, из замороженных льдинок соберем снежинку.
Воспитатель:
Ну что ребята, вам понравилось наше занятие, а снежинки какие замечательные получились. Вы молодцы. До новых встреч с зимой, и с водой.
Цели:
формирование целостного мировидения; развития наблюдательности, мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, обобщение); установление причинно - следственной зависимости природных явлений; создание предпосылок формирования учебной и умственной деятельности.
Материалы:
Воздушный шарик; на веревочке - приглашение в гости, от Архимеда стеклянные банки две (пол-литровые); два яйца; стакан соли; столовая ложка; кувшин с водой; яйцо киндер-сюрприза; цветок лотоса из бумаги; аквариум с водой; пробка от бутылки; чайная ложка; перо; монета; деревянная ложка; камешек; два зеркала; два апельсина.
Образовательные задачи:
Учить делать выводы на основе опытно - экспериментальной деятельности; упражнять детей в подборе эпитетов, сравнений, продолжать строить развернутые высказывания; создать положительный психоэмоциональный настрой ребенка.
Развивающие задачи:
Развивать поисково - познавательную деятельность детей, наблюдательность, внимание, зрительную память, воображение, мелкую моторику.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к непосредственно образовательной деятельности,желание работать в коллективе, помогать друг другу, интерес к окружающему миру.
Воспитатель:
Ребята подойдите ко мне посмотрите, чей портрет у меня?(Архимед) Давным - давно, когда вас еще не было на свете, не было и ваших родителей и даже бабушек и дедушек, жил на свете человек по имени Архимед. Ребята,а вы знаете кто такой Архимед?
Дети:
Жил в Древнем мире,
- жил в Греции;
- он математик;
- это ученый;
- он делал опыты, много знал.
Воспитатель:
Правильно! Это человек был очень любознательным, все ему было интересно. Он хотел знать, как устроен мир, и сам придумал много полезных и нужных вещей … А вам хотелось бы побывать в гостях у Архимеда?
Дети:
Да!
В группу влетает воздушный шар, на веревочке - письмо.
Воспитатель:
Оказывается, сам Архимед прислал нам приглашение вот таким необычным способом. Давайте - кА прочитаем его послание.
Вот что написано в письме: «Здравствуйте, дорогие ребята, для того что бы попасть в страну Архимеда, вам нужно разгадать секрет яйца - попрыгунчика». Для этого мы проведем опыт.
1.Опыт
На столе пустые стеклянные банки - две пол - литровые. На блюдце рядом - два сырых яйца и стакан поваренной соли, столовая ложка, кувшин с водопроводной водой.
- В первую банку налить воды и опустить яйцо - оно утонит.
- Во вторую банку налить воды и добавить 4 столовой ложки соли - яйцо будет плавать на поверхности.
Воспитатель:
А теперь отгадайте секрет яйца - попрыгунчика.
Дети делают вывод:
В соленой воде легче плавать потому, что любое тело поддерживает не только вода, но и частички соли, растворенные в воде.
Воспитатель:
Молодцы, ребята! А где вы встречали такое?
Ответы детей:
Когда ездили отдыхать на море, вода в море соленная и плавать в такой воде легче.
Воспитатель:
Посмотрите, а яйцо- то у нас не простое, оно тоже с секретом! (Незаметно заменяем сырое яйцо на яйцо киндер - сюрприза. Достает из него цветок лотоса из бумаги с закрученными листочками к центру).
На лепестках что - то написано, но они закручены и прочитать сложно.
Что же нам делать? Как развернуть листочки? Проведем снова опыт.
2.Опыт:
Опускают лотос в таз с водой. Бумага намокает, становится тяжелой, и лепестки «распускаются».
Воспитатель:
Вот что написано на лепестках лотоса: «Вас поведет вперед прибор, но что бы узнать, что это за прибор, нужно разгадать загадку». Ребята, послушайте загадку и постарайтесь разгадать.
Загадка:
В кармане моем —
Замечательный друг:
Он знает, где север,
И знает, где юг
(Компас)
Дети:
Компас.
Воспитатель:
Молодцы! Вот наш компас. С помощью компаса всегда можно определить стороны горизонта.Стрелка компаса всегда показывает на север. Мы теперь не заблудимся в пути.
Сейчас мы сделаем разминку, что бы набраться сил для дальнейшего путешествия.
Физкультминутка:
«Синяя вода»
(Сл. Ю.Этина, муз.В.Шаинского)
Синяя вода,
Поле без следа,
Без конца и края.
(кружимся на месте)
Синяя вода,
Ты спешишь куда?
Ты спешишь куда?
(присели, обхватили плечи руками)
К морю синему
Там, где волны сильные
(встали, руки вытянули вверх)
Там, где волны сильные
Плещутся всегда.
(волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)
К морю синему
Поскорей неси меня,
(кружимся на месте)
Поскорей неси меня,
Синяя вода.
(Присели,обхватили плечи руками)
Воспитатель:
Секреты Архимеда мы разгадали. Чего нам не хватает для дальнейшего путешествия?
Дети:
Корабля.
Воспитатель:
А из чего строят корабли? Почему они не тонут? Давайте проверим, какие предметы тонут в воде, а какие не тонут.
3.Опыт
: На столе стоит аквариум с водой. Дети опускают по очереди предметы: пробку, чайную ложку, скрепку, перо, монету, деревянную ложку, камень.
Какие предметы плавают?
Все ли они легкие?
Одинаково ли держатся на воде?
А если на предмет, который плавает, положить предмет, который тонет, что произойдет?
Ответы детей и подведение итога
:
вода выталкивает более легкие предметы.
Воспитатель:
А еще важно, чтобы внутри предмета, например корабля, было много воздуха. Он легкий и удерживает большой корабль на воде.
Дети строят корабль из стульев и рассаживаются по местам.
Воспитатель:
Крибле! Крабле! Бумс!
Отправляемся в путешествие!(Звучит песня Ю.Антонова «Море, море…»)
Воспитатель:
Пока наш корабль не прибыл в место назначения, предлагаю вам поиграть:
Игра - викторина:
Дети отвечают на вопросы
1.Может ли вода быть твердой? (да)
2.Умеет ли ветер работать? (да)
3. Вода иметь цвет, запах, вкус? (нет)
Воспитатель:
Поиграли, отдохнули? Молодцы! Стоп! Прибыли.
(Навстречу детям выходит Архимед) .
Архимед:
Здравствуйте, ребята! Вот я вас дождался! Нелегким был ваш путь, но вы выдержали все испытания, все преодолели! Молодцы, умники и умницы! А я хочу показать вам удивительный опыт с зеркалом. Я сумел отбить нападение врага при помощью этого удивительного предмета.
А кто - нибудь из вас знает эту историю ? (ребенок, заранее подготовленный, рассказывает историю о зеркале, которое вызвало пожар)
.
Архимед:
Зеркала еще могут увеличивать количество предметов. Не верите?
4.Опыт:
Архимед:
Ну смотрите…Сколько здесь апельсинов?
Дети:
Два.
Архимед:
(кладет апельсин перед зеркалом).
А теперь?
Дети:
Четыре. (Два зеркала стоят под прямым углом в 90 градусов. Архимед в угол кладет апельсин, их «становиться» три, четыре, восемь.) Уменьшая угол между зеркалами, можно «увеличить» количество апельсинов.
Архимед:
Кто догадался и сможет объяснить в чем тут секрет?
(Если дети не смогли разгадать секрет зеркала, то взрослый, опираясь на догадки детей, объясняет суть опыта: Угол уменьшается между зеркалами, отражение одного зеркала отражается в другом зеркале, поэтому увеличивается количество апельсинов).
Архимед:
Ваше путешествие, ребята, удалось на славу! Вам оно понравилось? Что больше всего понравилось?
Ответы детей
:...
Архимед:
Желаю, вам всем удачи и подарю вам этот конверт, его вы откроете, когда вернетесь из путешествия в детский сад. До свидание!
Воспитатель
: Ребята, попрощаемся с Архимедом! А сейчас закроем глаза, а я произнесу волшебные слова:
Крибле, крабле, бумс!
И мы снова оказались в свой группе детского сада.
Теперь мы можем открыть наш конверт. В нем письмо, здесь написана старая китайская пословица, послушайте:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, помню.
То, что я сделал, я знаю!
Ребята, на досуге подумайте над её смыслом.
До новых встреч!
Ваш добрый друг Архимед!
(Подводится итог занятия)
Конспект опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе по ОММ
Образовательная область: ПознаниеТема: «Чудо-яйцо»
Цель: вызвать желание самим провести несложный опыт, познакомить детей с предметом экспериментирования – яйцом.
Задачи:
- расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом.
- развивать у детей умения пользоваться приборами - помощниками при проведении экспериментов.
- развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.
- развивать у детей умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы.
- воспитывать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность.
Оборудование: на каждого ребенка: 2 яйца, салфетки; два больших пластиковых стакана с водой, один пластиковый стакан с солью, столовая ложка, блюдца, пластиковая бутылка, бумажный шаблон яйца, цветные карандаши, картинки с изображением деда, бабки, курочки Рябы, цыпленка.
Ход занятия
1. Вводная- Ребята, к нам пришли гости. Давайте подарим им свое тепло.
Пусть наша добрая улыбка согреет всех своим теплом,
Напомнит нам, как важно в жизни делиться счастьем и добром! (дети рассаживаются по местам).
2. Основная часть
- Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить.
Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться. (Яйцо)
- Правильно, молодцы! Сегодня речь пойдет о «Яйце». Хочу рассказать вам одну сказку.
Жили – были,
Дед и баба когда-то,
С ними курочка Ряба жила.
Ряба много гуляла,
Зерна-крошки клевала,
А вот яйца совсем не несла.
Но однажды, что за чудо,
Прибежала на крыльцо
И снесла им не простое,
А УДИВИТЕЛЬНОЕ яйцо!
А удивительное оно потому, что в нем, в таком маленьком содержится много белков, витаминов и минеральных веществ, которые помогают нам расти сильными и здоровыми. Бил дед не разбил, баба била не разбила.
Заплакала бабка: Ой, яйцо, яйцо
Как тебя разбить,
Как тебя разбить,
Как бы расщепить.
Бьем уже полдня
И полночи бьем
Сил у бабки нет,
Лучше спать пойду.
Задумался дед: «Если яйцо не разбить, так может его утопить?»
- Как вы думаете, ребята, яйцо может плавать в воде или оно потонет? (рассуждение детей).
Опыт. У вас на столах два стакана с водой. В один стакан мы добавляем соль и растворяем её. Аккуратно опускаем яйцо в воду с пресной водой. Что происходит? Яйцо утонуло.
Вывод: в пресной воде яйцо тонет. Теперь достаем ложкой яйцо из стакана с пресной водой и опускаем в соленую воду. Что случилось? В сильно - соленой воде яйцо всплывает.
Вывод: яйцо поддерживают растворенные в воде частички соли. А теперь, мы разбавим соленый раствор пресной водой, то сможем увидеть, как яйцо плавает посередине.
Вывод: в пресной воде – яйцо утонуло, в сильно соленой – плавает на поверхности, в слабо соленой – плавает посередине. (на столах у детей: по два больших пластиковых стаканчика с водой,
стаканчик с солью, столовая ложка, яйцо).
Отдохнула бабка и предлагает деду: «Давай сильнее постучим, и разобьем это яйцо».
- Давайте тоже попробуем разбить яйцо и посмотрим, что находится внутри.
Эксперимент. Аккуратно, ложкой разбиваем яйцо посередине и выливаем в блюдце. Смотрим из чего состоит: густая прозрачная масса это - белок, из белка состоят все живые организмы, желтая серединка- желток бывает желтого или оранжевого цвета. Сырое яйцо - жидкое. В руки взять не можем. Давайте рассмотрим оболочку яйца, которая называется скорлупа. Какая она? Она хрупкая, ломкая, тонкая. Скорлупа, ребята, тоже содержит массу полезных веществ и люди используют ее в различных целях (как лекарственное средство, добавляя ее в мази, садоводы и огородники используют скорлупу как удобрение, а народные умельцы и вышивают на скорлупе, вырезают из нее очень красивые поделки).
Устал дед и пошел отдыхать, а бабка задумалась: « Что бы такого с этим яйцом сделать?» И решила приготовить деду сладость под названием безе. Для приготовления такой сладости нужно белки яичные взбить с сахаром и запечь в печи. Но вот отделить белки от желтков совсем не просто. Я знаю один секрет, и сейчас вам его покажу.
Опыт. Сдавливаем пластиковую бутылку. Подносим горлышко бутылки к желтку. Ослабеваем нажим на бутылку. Желток в бутылке.
Физкультминутка!
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (круговые движения тазом)
Ой, яичко уронила (покачали головой, наклонились)
Посмотрите – ка разбила. (показали)
Проснулся дед, наелся сладостей и плачет. Заболели зубы…
Ребята, что нужно делать, чтобы зубы не болели! (чистить). Сейчас я вам покажу, что может случиться с нашими зубами, если этого не делать.
Рассказ опыта: Я взяла куриное яйцо, и залила уксусом. Оставила на несколько суток. Скорлупа полностью растворилась. Яйцо осталось внутри белой пленочки, которая находится под скорлупой. Яйцо стало скользким и противным. Эмаль наших зубов похожа на скорлупу яйца по составу, а бактерии, которые остаются на зубах после еды, выделяют вещество, похожее на уксус. И если плохо чистить зубы и не счищать все бактерии, то их ожидает та же участь, что и скорлупу яйца …
И поняли дед с бабкой, что не надо яйцо не топить, не бить! А нужно его беречь и заботиться о нем! И тогда из яйца вылупится цыпленок! (показ рисунка цыпленка).
3. Интересный опыт.
На столе лежат два яйца, одно сырое, а другое вареное, как можно это определить? В вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая масса является как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться не может.
4. Рефлексия.
- Ребята, вам понравилось наша сказка об удивительном яйце? Вы узнали что – то новое?
Курочка Ряба принесла вам по яичку. Если вам понравилось наше занятие, то нарисуйте улыбающееся личико, а если нет, то личико, которое вы нарисуете, будет грустным.
Акишина Олеся Николаевна
Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности в подготовительной группе.
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Что такое воздух и вода?»
Задачи :
Образовательные : 1. Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые пространства и создавать ветер.
2. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
Развивающие : Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, логическое мышление, внимание, память, умение делать выводы. Активизировать речь детей.
Воспитательные : Воспитывать позитивное отношение к неживой природе. Желание исследовать её всеми доступными способами.
Ход занятия:
Воспитатель : Тихонько усаживаемся. К нам на занятие пришли гости . Посмотрите на них и больше не отвлекайтесь. Сосредоточьтесь, занятие будет интересным .
Воспитатель : Дети, вы находитесь в научной лаборатории. Давайте вспомним, чем занимаются в лабораториях. (ответы детей : экспериментируют , проводят различные опыты )
Воспитатель : А вы знаете, как называют людей, которые делают опыты ? Их называют исследователями. Хотите побывать в роли исследователей? (ответы детей : да)
Воспитатель : Уважаемые исследователи! Я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. В нашей лаборатории есть всё необходимое для этого.
Воспитатель : Ребята отгадайте загадку :
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Воспитатель : Что такое воздух? (ответы детей)
Воздух – это то, чем мы дышим. Без воздуха на нашей планете была бы невозможна жизнь. Если без воды мы можем продержаться несколько дней, то без воздуха нельзя прожить и 10 минут, ведь нельзя 10 минут не дышать! Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого. А кто ещё дышит кроме человека? (ответы детей) . Верно, растения и животные тоже дышат, им необходим воздух, как и людям. Давайте положим руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (грудная клетка поднялась) . Что в это время происходит с легкими? (они наполняются воздухом) . А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (она опускается) . А что происходит с нашими легкими? (из них выходит воздух) .
Делаем вывод : при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще (ответы детей)
Воспитатель : А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (ответы детей : мы должны его почувствовать) Воспитатель : Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод) Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер) Воспитатель : Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (ответы детей : ветер) .
Воспитатель : можем ли мы увидеть воздух? (ответы детей : нет, он невидим) .
Воспитатель : Давайте с вами проверим это.
Опыт №1 «Воздушные вихри»
Для опыта нам понадобится стакан, маленькие шарики из бумажной салфетки и трубочка для коктейля. Чтобы создать «бурю» , шарики положите в стакан, опустите туда трубочку, закройте ладонями поверхность стакана и подуйте. Бумажные шарики закружатся в воздушном вихре.
Делаем вывод : Опыт показывает , что воздух, двигаясь, образует ветер, который может перемещать предметы.
Воспитатель : ребята, как вы думаете, есть ли у воздуха запах?
Опыт №2 «Узнай по запаху»
Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах (лимона, чеснока, куска мыла) - что вы чувствовали?
Воспитатель : вы чувствовали запах того вещества, которое я вам давала понюхать. Имеет ли свой запах воздух? (нет)
Воспитатель : есть ли у воздуха цвет? (ответы детей : у воздуха нет цвета – он бесцветен)
Воспитатель : Какое ещё слово подходит для воздуха? (ответы детей : он прозрачный, сквозь него видно всё окружающее нас).
Воспитатель : А для чего нам необходим воздух? (ответы детей : для дыхания) .
Воспитатель : А теперь предлагаю убедиться в том, что мы действительно дышим воздухом.
Опыт № 3 «Дыхание»
Возьмём воздушный шарик. Если мы его надуваем, он наполняется воздухом. Когда это происходит с нашими лёгкими? (При вдохе) . Выпускаем воздух из шарика, он уменьшается. Когда это происходит с лёгкими? (При выдохе) .
Воспитатель : А мы можем не дышать? (Нет) .
Делаем вывод : без дыхания жизни нет.
Воспитатель : Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Что же приводит к загрязнению воздуха? (Ответы детей) .
Воспитатель : Мы должны заботиться о своём здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым? Правильно, сажать больше цветов, деревьев.
Воспитатель : ребята, как вы думаете, где можно встретить воздух? (ответы детей) Давайте это проверим.
Опыт № 4 «Сухой из воды»
Воспитатель : Посмотрите, что в нутрии этого стакана? (ответы детей : стакан пуст) . Вы уверенны, что в нем ни чего нет? Смотрите внимательно! Воспитатель плавно и ровно опускает стакан вверх дном в ёмкость с водой. Воспитатель : ребята что происходит? Входит ли вода в стакан? (ответы детей)
Воспитатель : Что ей мешает заполнить стакан, ведь он пуст?
Может в стакане спрятался невидимка? Давайте опустим его глубже и потихоньку наклоним в сторону (воздух с бульканьем устремляется в верх в виде пузырей, исчезающих на поверхности).
Воспитатель : Что это? Кто прятался в стакане? (ответы детей)
Воспитатель : Оказывается, он был наполнен воздухом, это он не давал воде зайти в стакан, а когда его наклонили, воздух легко выбрался наружу и пузырьками поднялся вверх. Воздух вышел, и стакан заполнился водой.
Воспитатель : Как вы думаете, воздух прячется только в одном стакане или в других сосудах он тоже есть? (ответы детей)
Воспитатель : Давайте проверим. Возьмём сосуды другой формы и размера и проделаем то же самое и с ними. Воспитатель : Оказывается, воздух заполняет все пустоты! Значит, своей формы у него нет. Воздух окружает нас повсюду. Воспитатель : Давайте сделаем вывод. Воздух - это то, чем мы дышим. Он не имеет цвета и формы. Воспитатель : Как же нам его обнаружить? (ответы детей) . Воздух есть везде. Проверим это, проведем опыт :
Опыт № 5 . «Воздух»
Воспитатель : Возьмем два стакана в первый бросим камешек, а во второй мел. Что происходит? (ответы детей : камешек и мел тонут, при этом из него выходят маленькие пузырьки, которые поднимаются вверх).
Воспитатель : Пузырьки – это воздух, он был в камне и в меле и вышел из них, когда камень и мел попали в воду.
Воспитатель : Мы с вами провели ряд опытов , выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы пришли? (ответы детей : воздух есть везде : в шарике, стакане, в камне, и в меле).
Воспитатель : Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдём немного разомнемся.
Физкультминутка Беленькое облако (округленные руки перед собой, пальцы в замок)
Поднялось над крышей (не расцепляя рук, поднять их над головой)
Устремилось облако (выпрямить руки)
Выше, выше, выше (потянуться руками вверх)
Ветер это облако (плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Зацепил за кручу (сцепить руки кончиками пальцев над головой)
Превратилось облако (руками описать через стороны вниз большой круг)
В дождевую тучу (присесть) .