Как быстро завязывать шнурки. Несколько необычных способов. Учимся, развивая мелкую моторику. Когда начинать учить ребенка завязывать шнурки самостоятельно

С какой радостью и восторгом родители учат своего карапуза ходить, говорить. Но проходит время, и усложняются навыки, которые необходимо осваивать вашему ребёнку. Такие умения должны быть в багаже малыша к моменту перехода в среднюю группу детского сада, когда крохе придётся практически полностью обслуживать себя самому. Особенно много сложностей возникает, когда родители пытаются научить ребёнка завязывать шнурки. Посмотрим на эту сложную задачу с близкого расстояния.

  1. Отказаться от такой обуви в пользу липучек, кнопок, молний (кстати, многие крохи горя не знают вплоть до поступления в школу и знакомства с кедами на уроках физкультуры).
  2. Уделить обучению несколько дней.

Мы попробуем второй.

Для завязывания шнурков нужен определённый уровень развития мелкой моторики. Так что возраст, в котором пора приниматься за постижение премудростей завязывания тесёмочек на обуви, как правило, 4–5 лет.

Подготовку к обучению стоит начинать уже с 1 года, играя в «Ладушки» и «Сороку-ворону». В 2 года пора играть с бусинами, пуговицами, а в 3 пришло время браться за специальные игрушки-шнуровки.

Что нужно учесть

Очень важно учитывать тот факт, что все дети разные, а значит, могут проявлять интерес к тем или иным вещам в разном возрасте. Так что если малыш стремится самостоятельно завязать тесёмки на своих маленьких ботиночках, то задача родителей найти способ объяснить ему, как это делается на понятном и доступном языке. Кстати, девочки учатся обращаться со шнурками быстрее мальчиков, так что и интерес к подобным манипуляциям могут проявить раньше 4–5 лет.

Для того чтобы малыш испытал ситуацию успеха от результата потраченных усилий, а взрослый потерял как можно меньше нервных клеток, необходимо, чтобы:

  • ребёнок хорошо знал, где лево, где право, чтобы он легко понимал указания типа «берём шнурочек в левую ручку, делаем петельку» и т. д.;
  • карапуз выяснил для себя, какой ручкой ему легче орудовать;
  • мама и папа уделили процессу обучения столько времени, сколько нужно.

На каких шнурках учиться

Материал, на котором вы будете учить карапуза завязывать шнурки, очень важен. Ведь шёлковые варианты с пушистыми кончиками не всегда поддаются даже взрослому, а что уж говорить о малыше, который только начинает постигать азы шнурования. Поэтому шнурки должны быть:

  • средней толщины (слишком тонкие будут выскальзывать, а толстые часто дети завязывают вместе с пальцами);
  • круглые или плоские (в принципе, это особой роли не играет - выбирайте те, каких в обуви малыша больше);
  • с плотным наконечником - это обязательное условие, так как мягкие концы будут путаться в пальцах, так и норовя попасть в узелок вместо петельки;
  • не слишком длинными (чтобы малыш не вытягивал в узелке бесконечную петельку), но и не короткими (чтобы можно было завязать бантик, не вытянув через узелок петлю) - отличный вариант будет около 30 см.

Какую технику выбрать: «Поймай зайчика» и «Бабушкин узел»

Существует несколько способов завязывать шнурки. Некоторые из них настолько замысловаты, что с трудом осваиваются даже взрослыми модниками, считающими, что каждый вид обуви (кеды, кроссовки, ботинки) должен шнуроваться и завязываться совершенно по-разному. Более того, есть даже узелки с одной петелькой, но техника их завязывания несколько сложнее, да и такой способ нельзя назвать практичным: длинный свободный конец, большая петля - всё это будет мешать ребёнку нормально ходить, не наступая на собственные шнурки. Так что опытные родители рекомендуют начинать с двух простейших вариантов зафиксировать ботиночки на ноге:

Выберите одну технику, иначе малыш запутается и будет нервничать. «Бабушкин узел» считается более понятным, но менее практичным, чем «Поймай зайчика».

3 простых способа завязать шнурки - видео

Как научить ребёнка быстро завязывать шнурки «бантиком» - видео

5 способов научить ребёнка завязывать шнурки

«Садись рядом - буду тебе рассказывать, как завязать шнурки на обуви» - совершенно неподходящее начало для передачи карапузу опыта по обращению с тесёмками на обуви. Любое обучение ребёнка дошкольного возраста должно быть только в игровой форме.

Смотри, как я умею

Дети - маленькие обезьянки, которые с удовольствием копируют действия родителей. Нужно научить малыша завязывать шнурки? Легко! Выберите момент, когда вы вместе куда-то собираетесь (но только вы не ограничены во времени!), присядьте рядом с ребёнком и покажите ему, как завязываются шнурочки, медленно и чётко комментируя каждое движение. При этом шнурки не должны лохматиться, а быть твёрдыми.

Показывать нужно только сидя рядом с малышом или за его спиной, не в зеркальном отображении.

Инструкция:

  1. Берём ботинки в руки - взрослый берёт один, малыш - второй.
  2. Вытягиваем обувь немного вперёд, чтобы крохе было лучше видно.
  3. Показываем, повторяя несколько раз весь процесс одними и теми же словами.
  4. Просим карапуза сделать так же.

Если не получается сразу на шнурках, потренируйтесь на поясе от халата, толстой ленте и пр.

Важный момент. Если малыш - левша, а взрослый правша, или наоборот, то процесс обучения может затянуться, а вам будет нелегко понять друг друга. Самый лучший выход - попросить помощь у кого-то с такой же ведущей рукой.

История про двух шнурочков

Процесс демонстрации технологии завязывания шнурков можно сопровождать придуманной историей про двух братьев-шнурочков, которые хотят встретиться и поиграть.

Инструкция:

  1. «Жили-были два братца - Левый и Правый» - перекидываем узелок (левый шнурок за правый).
  2. «Левый предложил Правому погулять» - левый шнурок складываем петелькой.
  3. «Правый согласился» - правый шнурок продеваем за левый.

Стишки в помощь

Дети с удовольствием слушают стихотворения и с лёгкостью их запоминают. А поскольку ведущий тип мышления в этом возрасте - наглядно-образный: малыши легче запоминают то, что могут увидеть и представить, - то запомнить короткий стишок про зайчика труда им не составит.

  1. Зайчик-душка, У него два ушка. - сделайте петельки из шнурков.
  2. Зайчик кустик обошёл, - перекрутите одну петельку за другую.
  3. В норочку свою зашёл - просуньте петельку в дырочку.
  4. И морковку там нашёл! - затяните шнурок.

Кроме стишков с действиями, хорошо предварять каждое занятие какой-то весёлой рифмовкой.

Я уже не маленький,

Я уже большой,

Я уже из лука

Стреляю хорошо.

На велосипеде

Поеду до реки.

Поскорей же, мамочка,

Завяжи шнурки.

Завязать шнурок не смог

Ни котёнок, ни щенок…

Я старался битый час,

Но не завязал ни раз.

Что же делать, как же быть?

Босиком теперь ходить?

Вот сижу, в окно гляжу,

А во двор не выхожу!

Анимационный подход: мотивационные мультфильмы

Дети любят смотреть мультфильмы. Почему бы не воспользоваться этим для обучения завязывать шнурки? В интернете можно найти массу роликов с забавными мультфильмами, где герои осваивают эту премудрость. После просмотра ребёнок тоже захочет освоить это умение. Важно только закрепить полученные знания на практике, то есть на собственных ботинках или кроссовках.

Мультфильм «Барбоскины», серия «Шнурок» - видео

Мультфильм «Фиксики», серия «Узлы» - видео

Полезные игрушки

О существовании и пользе различных шнуровок для тренировки мелкой моторики уже упоминалось.

Причём их совершенно не обязательно покупать, можно сделать своими руками их плотного картона. Например, весёлые кеды.

Инструкция:

  1. Из картона вырезаем кеды.
  2. Раскрашиваем их яркими красками.
  3. Делаем шилом дырочки, в которые продеваем шнурки. Тренажёр готов.

Игры-шнуровки для отработки навыка завязывания узелка могут быть самыми разными:

  • фрукты с червячками, где червячки - это шнурки;
  • сапожки;
  • рукавички;
  • сыр с дырочками для мышки и пр.

И опять же: после работы на тренажёре нужно закрепить навык на обуви.

Фотогалерея игрушек-шнуровок

Шнуровки помогают научиться определять правый и левый ботинок
Деревянные шнуровки приятно брать в руки
Для совсем маленьких шнуровки должны быть большими
Шнуровки в виде ботинка отличное пособие, чтобы научить ребёнка завязывать шнурки

В наше время дети привыкли к обуви на липучках или без застежек вовсе. И когда им приходится столкнуться с завязыванием шнурков, начинается настоящая паника — ведь никто никогда не объяснял крохе как правильно завязать их, да и вообще что это такое? В детском саду воспитатели рекомендуют покупать обувь без шнурков, чтобы малыш мог сам себя обслужить. Обувь для улицы чаще всего на липучках, а вот в школе, на уроках физкультуры или тренировках, крохе придется столкнуться с проблемой завязывания шнурков. И вот здесь родителям придется очень нелегко.

Что же делать родителям, которые столкнулись с этой проблемой? Как научить ребенка завязывать шнурки как можно быстрее? Как объяснить ребенку нужность этого процесса?

Чтобы процесс обучения доставлял ребенку только радость, родителям следует запастись терпением. Ведь он многое не будет понимать из ваших объяснений. Так что, если вы задались вопросом: как научить ребенка завязывать шнурки, все просто. Следует придерживаться таких правил:

  • ребенок должен иметь подходящий возраст. Четыре — пять лет это оптимальный возраст.
  • девочки развиваются быстрее, чем мальчики, а потому, если у вашего ребенка возникло желание научиться, то не стоит ему в этом отказывать.
  • малыш должен твердо знать какая нога левая, а какая правая.
  • не учите ребенка нескольким способам завязывать шнурки — он просто запутается.

Если все эти правила учтены, то можно смело начинать учить малыша.

Начинаем занятия

Для начала нужно разместиться не напротив ребенка, а рядом с ним. Это следует сделать для того, чтобы ребенок не копировал ваши движения в зеркальном отражении, а просто повторял все за вами.

Затем нужно выбрать самый легкий способ для завязывания. И начните с того, что научите ребенка делать узлы, а уже потом приступайте к бантикам.

Теперь нужно объяснить ребенку, что петелька делается только на одном конце шнурка, а второй конец будет продернут в петельку, только не до конца. Так образовывается «бантик».

Есть простой метод зашнуровывания ботинок — «бабушкин способ». Это когда сразу на обоих половинках шнурка делаются петельки и они связываются между собой. Однако у этого способа есть свой большой минус — узелки будут быстро развязываться. Постарайтесь не ругать ребенка за неудачи.

Иначе малыш никогда не сможет преодолеть страх перед шнурками. Ведь для него это станет ассоциироваться с наказанием и недовольством родителей. Обязательно хвалите кроху, ведь он старается. И не пытайтесь за один день научить его всему. Уделяйте процессу хотя бы пять-десять минут в день и у малыша все получится. Главное, занимайтесь с ним каждый день, так вы закрепите результаты.

Можно сделать обучение веселым при помощи игр и стишков. К примеру, берете два конца шнурка и говорите: «Шли два червячка, Бим и Бом.» Свяжите шнурки между собой — Они обнялись и пошли гулять — завяжите узел и затяните его. — И как они веселятся!- помашите хвостиками.

А можно рассказать крошке такой стишок:

— Зайчик-душка,

— У него два ушка — сделайте петельки из шнурков.

— Зайчик кустик обошел — перекрутите одну петельку об другую.

— В норочку свою зашел — просуньте петельку в дырочку.

— Вот и все! — затяните шнурок.

Игры со шнурками

Самым лучшим способом для усвоения информации ребенком является игра. А потому и шнурки лучше всего учиться завязывать в процессе игры. Купите крохе специальные игрушки-шнуровки. Они есть не только в форме обуви, но и в виде интересных фруктов и овощей, через которые нужно пропустить гусеницу. Согласитесь, ребенку точно будет интересно.

Подобные игрушки прекрасно развивают мелкую моторику.

Родителям стоит твердо усвоить простую вещь: обучение завязывать шнурки тяжело дается не только им, но и ребенку. Ведь ему предстоит научиться чему-то с чем раньше он не сталкивался. А потому стоит запастись терпением. Хвалите малыша за каждый успех и не ругайте его за неудачи. Ведь ему так важна ваша поддержка. И помните, при помощи нежности и ласки научить ребенка чему-либо намного проще, чем криками и непониманием. Любите своего малыша, и у вас все будет получаться легко и непринужденно, а вопрос: «Как научить ребенка завязывать шнурки?» — у вас больше не возникнет.

Как избавиться от растяжек после родов?

Чтобы ребенок полноценно развивался и не чувствовал себя обузой, необходимо вовремя обучать его тому или иному функциональному навыку, который пригодится ему в повседневной жизни и поможет нормально существовать в социуме. Учимся разговаривать в 1 год, ходить – в 1,5 года, а завязывать шнурки… когда потребуется.

В каком возрасте пора учиться завязывать шнурки?

На этот вопрос педагоги-психологи отвечают по-разному. Обратимся к некоторым письменным трудам по воспитанию детей. Так, например, в своей образовательной программе, а вернее, в стратегиях и тактиках по воспитанию детей, известный педагог М. Монтерссори выделяет несколько так называемых зон развития ребенка:

Обратим внимание на последнее. Мария Монтерссори отмечает, что эта зона имеет особо важное значение для малышей. Зона практической жизни включает в себя такие навыки и умения, как способность следить за собой, умываться, одеваться, а также пользоваться различными вещами вроде молнии на курточке, пуговиц на рубашке и шнурков на кроссовках. Подходящим возрастом для обучения таким вещами педагог выделяет возраст 2,5–3,5 года. Иные специалисты говорят о возрасте от 3 до 6 лет. Но все они сходятся в том, что предпринимать первые попытки научить ребенка завязывать шнурки нужно тогда, когда он начнет осознавать то, чему его обучают, что при этом делают и для чего это нужно.

Именно осознанность собственных действий поможет скорее обучиться этому навыку.

Возраст осознанности приходится в среднем на 2– 3 года в зависимости от развития ребенка, окружающих факторов, его психологического здоровья и т. д. Это как раз то время когда у человека формируются самые первые воспоминания о детстве и память начинает работать активнее.

Таким образом, можно сделать вывод, что начинать учить своих дочерей и сыновей завязывать шнурки нужно тогда, когда в этом появится практическая необходимость. Например, когда малыш пойдет в садик и ему потребуется самостоятельно надеть ботинки для прогулки или кроссовки для занятий физкультурой.

В таком случае и труды родителей не пропадут даром. Ведь малыш каждый день начнет повторять одни и те же движения под вашим контролем и в конце концов навсегда запомнит, как завернуть пресловутый бантик.

Шнурки и мелкая моторика

Развитие моторики детских рук не менее важно, чем обучение малышей ходьбе, разговорам, приучение к горшку. Озаботиться этим вопросом необходимо уже с первых недель жизни малыша. Младенцам следует делать массаж ладошек и пальчиков, стимулируя мышцы и нервные окончания, имеющие связь с головным мозгом. Когда ребенок растет, ему предлагают игрушки различных структур: мягкие, твердые, с крупными или мелкими деталями, статичные или меняющие положение. Также малыши должны лепить фигурки из пластилина, собирать мозаики, конструкторы или пазлы с родителями – и многое другое.

Раннее развитие моторики уже будет хорошей базой для обучения завязыванию шнурков. Детям с плохо развитой моторикой и слабыми ручками будет гораздо сложнее научиться зашнуровывать обувь.

Если родители плохо заботились об активности кистей рук малыша, требуется восполнить эти пробелы в развитии. Для этого поиграйте со своими детьми, используя вышеперечисленные предметы. Ведь сформированность моторики имеет огромное значение для физического и психического здоровья человека. От уровня моторики будет зависеть успешность обучения ребенка письму, рисованию, игре на музыкальных инструментах, разговорной речи.

Обучение завязыванию шнурков поможет ребенку с нормальным и полноценным развитием улучшить свои моторные навыки.

Приступаем к обучению

Правило 1 : учим ребенка отличать правую и левую сторону. Если он уже это знает – отлично.

Правило 2 : учимся отличать правый и левый ботинок. Для этого можно использовать такую схему.

  • «Ботинки (кроссовки, кеды) поссорились!» – поменяйте обувь местами и объясните малышу, куда смотрят носки и что такое расположение обуви неверно. Ботиночки в таком виде надевать нельзя, потому что будет неудобно ходить и будут болеть ножки.
  • «Ботинки (кроссовки, кеды) помирились!» – разверните обувь в правильное положение и поясните свои действия.

Правило 3 : никогда не кричите на ребенка. Даже если вы третий или двадцать третий раз объясняете ему, как завязать шнурки. Никогда. Не развивайте в вашем малыше комплексы и страхи. Верьте в свое чадо и помогите ему. Он обязательно научится.

Самое главное в успешном обучении любому навыку – быть примером для своего ученика. Покажите на себе, как правильно шнуровать обувь, как продевать веревки в отверстия, в какой последовательности и как их завязывать. Комментируйте каждое свое действие. Для большего веселья и легкости обучения можно использовать какие-либо стишки, сравнивать шнурки с животными, например со змейками или с ушками зайчика.

Можно проговаривать такие строки:

«Зайчик-душка,

У него два ушка!» – в этот момент сделайте из завязок две петли и покажите их ребенку.

«Зайчик кустик обошел» – здесь перекрутите и скрестите петли одну за другой.

«В норку он свою зашел» – проденьте одну петлю под другую.

«Вот и все!» – затягиваем.

Пусть каждое ваше действие поэтапно повторяется ребенком. Такой метод обучения срабатывает лучше остальных.

Не садитесь напротив ребенка и не показывайте ему свои действия в зеркальном положении. Малышу в разы труднее будет разобраться с и так непростой для него задачей.


Также ребенка можно попытаться мотивировать завязывать шнурки. Купите ему красивую и яркую обувь – ту, которая ему очень понравится, будет вызывать неподдельный восторг, желание надеть и носить ее. Объясните ребенку, что для этого ему придется научиться завязывать шнурки, и, скорее всего, он с энтузиазмом начнет запоминать ваши уроки.

Еще один вариант мотивации: предложить ребенку сходить в интересное для него место. Это может быть кинотеатр, зоопарк, прогулка с друзьями, парк аттракционов и т. д. И после того, как заинтересуете ребенка, скажите, что вы сможете выйти из дома только после того, как он обуется.

Не забывайте хвалить своих детей за их старания и успехи, чтобы не убить в них желание обучаться.

Научить дошкольников самообслуживанию очень важно. Будьте терпеливы, внушите ребенку веру в себя и в то, что у него обязательно все получится. Тогда положительного результата не придется долго ждать.

Полезные советы

Новая полезная уловка поможет научить вас и ваших детей завязывать шнурки за считанные секунды.

Метод известный как "волшебные пальцы " или "узел Яна " позволяет в два раза сократить время, которые обычно требуется для того, чтобы завязать шнурки на ботинках или кроссовках.

Более того, узел дольше не развязывается. И хотя вначале метод кажется сложным, он становится очень простым, как только вы его усвоите.

Узел был придуман австралийцем Яном Фиггеном (Ian Fieggen), которого еще называют "Профессором шнурков".


Как завязать шнурки?

Вот самый быстрый способ завязывания шнурков :

1. Сначала завяжите шнурки как обычно. Проденьте мизинцы под шнурки с обеих сторон.

Затем проденьте правый большой и указательный палец под правый шнурок, а левый большой и указательный палец - над левым шнурком, используя другие пальцы, чтобы держать шнурки натянутыми.

2. Это создаст две петли, одну со свободным концом позади, а другой - со свободным концом впереди. Средним пальцем отодвиньте свободный конец правого шнурка назад, в то время, как левая рука просто вращается, чтобы повернуть петлю через правый.

3. Следующее движение перекрещивает две петли. Левым большим пальцем толкайте свободный конец к правому, в то время как средний правый палец толкает свободный конец между левым большим пальцем и указательным.

4. Вам нужно сделать так, чтобы левым большим и указательным пальцем захватить свободный правый конец, а правым большим и средним пальцем захватить свободный левый конец.

5. Проденьте свободные концы противоположных петель через собственные петли.

6. Затяните узел. Практикуясь, вы сможете завязывать узел намного быстрее, чем обычно.

Как красиво завязать шнурки на кроссовках или кедах?


Когда ребенок подрастает, то он . Со временем настает момент, когда перед ним стоит задача завязать шнурки на своих ботинках. Кто-то пытается сам научиться, а других детей нужно подтолкнуть к этому шагу. Родители в таком случае начинают задаваться вопросом, как научить ребенка завязывать шнурки.

Для того, чтобы ребенок хотел и мог завязать шнурки на своей обуви, необходимо придерживаться нескольких правил:

  • учитывайте возраст ребенка. Наиболее подходящий период для обучения – четыре-шесть лет;
  • помните, что девочки опережают мальчиков по своему развитию, поэтому в случае заинтересованности со стороны дочери можно предложить ей попробовать завязать шнурки раньше, чем ей исполнится 4 года. Делать это нужно при первом же желании ребенка;
  • необходимо убедиться, что ребенок знает, что такое правая и левая нога;
  • стоит выбрать только одни метод шнурования ботинок, иначе ребенок будет в них путаться;
  • при выполнении шнуровки необходимо каждый раз повторять одни и те же комментарии, чтобы ребенок их быстрее запомнил и лучше усвоил;
  • помогать завязывать шнурки лучше сидя сзади или сбоку;
  • если малыш отказывается учиться завязывать ботинки, важно не настаивать, чтобы не вызвать противоположную реакцию, когда ребенок категорически перестанет учиться выполнять шнуровку.

Варианты завязывания шнурков

Способы как можно правильно завязать шнурки, достаточно разнообразны и родитель может выбрать наиболее подходящий конкретно для своего ребенка.

Самый лучший способ – это собственный пример. Поскольку дети любят подражать взрослым, видя, как вы сами завязываете себе шнурки на обуви, со временем ребенок начнет проявлять интерес к этому процессу и просить разрешить помочь вам завязать обувь.

Необходимо сесть рядом с ребенком, поставить перед ним обувь, объяснить и показать, что петелька должна образовываться только из одного шнурка, в то время как второй шнуров продевают в полученную петельку, но не до конца. Такой метод называется «бантик».

Если ребенок будет зашнуровывать обувь так называемым «бабушкиным узлом», когда формируются сразу две петельки, то со временем такой узел быстрее развяжется.

После того, как ребенок овладел наиболее простыми и популярными способами завязывания шнурков, он может попробовать делать сложные узлы.

Игры на завязывание шнурков

Ребенок наилучшим образом усваивает информацию в игре, поэтому целесообразно приобрести для него специальную игрушку-шнуровку. Такие игрушки можно давать детям, начиная с двухлетнего возраста. В магазинах шнуровки представлены не только в виде обуви, но и в виде животных, овощей и фруктов, где надо пропустить гусеничку через отверстие. Такие развивающие игры позволят развить мелкую моторику, обучить малыша навыкам продевания веревочки через отверстие.