Программа по изобразительной деятельности в детском саду (г.С. Швайко)

Книга входит в комплект пособий по изобразительной деятельности в детском саду. В ней представлены программа и конспекты занятий по рисованию, лепке, аппликации с детьми 5-6 лет. Оригинальная авторская методика, основанная на глубоком знании особенностей детского возраста, широком использовании игровых методов и приемов, позволит воспитателю достичь максимальных успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей. Пособие адресовано воспитателям дошкольных учреждений.

ЛЕПКА. «ЯБЛОКО, ГРУША И СЛИВА».

Программные задачи.
Учить передавать в лепке различия в форме и величине фруктов; продолжать учить детей основную форму предмета лепить кистями обеих рук, а детали прорабатывать пальцами, использовать стеку для прорисовки некоторых деталей у фруктов. Материал.
У воспитателя корзиночка с яблоком, грушей и сливой (муляжи или вылепленные образцы); конверт с тремя загадками-описаниями; кусок пластилина для показа способов лепки груши, стека; игрушечный мишка. У детей пластилин, стеки, дощечки. Ход занятия.
Педагог рассказывает: «Дети, я встретила мишку. Он передал для вас вот эту корзиночку и конверт. Интересно, что в конверте?» Достает три карточки с загадками-описаниями и маленькую записочку. Читает: «Здравствуйте, дети! Попробуйте отгадать три фрукта по описанию. Если отгадаете, то узнаете, что будете сегодня лепить на занятии. А я в конце занятия приду посмотреть, отгадали ли вы мои загадки».
1-я загадка. Этот фрукт круглый, точнее шарообразный. Вверху у него небольшое углубление, из которого растет тонкий черешок. Внизу тоже есть маленькое углубление. (Яблоко.)
Воспитатель предлагает одному из детей найти отгадку в корзиночке и показать ее всем. Спрашивает, правильно ли отгадана загадка. Показывает яблоко со всех сторон.

ПРЕДИСЛОВИЕ.
ПРОГРАММА.
ЦИКЛЫ ЗАНЯТИЙ.
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ.
I ЦИКЛ. ОВОЩИ И ФРУКТЫ.
II ЦИКЛ. ОСЕННЯЯ ПРИРОДА.
III ЦИКЛ. ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ ПО МОТИВАМ ДЫМКОВСКОЙ РОСПИСИ.
IV ЦИКЛ. ПОСУДА.
V ЦИКЛ. ЧЕЛОВЕК.
VI ЦИКЛ. ЗДАНИЯ И ТРАНСПОРТ.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, старшая группа, программа, конспекты, пособие для педагогов дошкольных учреждений, Швайко Г. С., 2002 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, подготовительная к школе группа, программа, конспекты, пособие для педагогов дошкольных учреждений, Швайко Г.С., 2002
  • Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, средняя группа, программа, конспекты, пособие для педагогов дошкольных учреждений Швайко Г.С., 2006

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2

к утверждению педагогическим советом №1 Заведующий МБДОУ детским садом №2

Рабочая программа

по художественно-эстетическому направлению

Образовательная область : художественное творчество

Вид непосредственной образовательной деятельности: рисование

Возрастная группа : 6 - 7 лет

Сведения о разработчиках:

Юрасова И.В. воспитатель

2012 - 2013 учебный год

Сосновка

Пояснительная записка

Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

Развитие детского творчества;

Приобщение к изобразительному искусству».

Рабочая программа по художественному творчеству для детей группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №2.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

Режим реализации программы

Программой предусмотрено проведение:

Диагностических занятий - 2

Практических занятий - 70

Цель программы: формировать у детей устойчивый интерес к художественному творчеству, обогащать сенсорный опыт, развивать образное эстетическое восприятие, формировать эстетические суждения; воспитывать самостоятельность; развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные средства.

Задачи обучения по направлению программы:

Развитие продуктивной деятельности

  • Предметное рисование. Совершенствовать умения изображать предметы по памяти и с натуры. Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).

Совершенствовать техники изображения. Развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность.

Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка и др.). Побуждать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа. Знакомить с новыми способами работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); разные способы создания фона для изображаемой картины (при рисовании акварелью и гуашью - до создания гневного изображения; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как вначале, так и по завершении основного изображения).

Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, упражнять в плавных поворотах руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами - при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и др.

Развивать умение видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш.

Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; учить создавать цвета и оттенки.

Постепенно подводить детей к обозначению цветов, включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т.п.). Обращать их внимание на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие - красные). Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое-в пасмурный), Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка.

Закреплять умение детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке; развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т. п.).

  • Сюжетное рисование . Совершенствовать умение детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа – передний план или дальше от него – задний план); передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона большая и т.п.). Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра. Продолжать формировать умение передавать в рисунках как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов); проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения.
  • Декоративное рисование. Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др,). Формировать умение выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки.

Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.

  • Развитие детского творчества

Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, включать в процесс ознакомления с предметами движения рук по предмету.

Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения; учить аргументированно и развернуто оценивать свои работы и работы сверстников, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей.

Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.

Воспитывать самостоятельность; развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные средства.

Совершенствовать умение рисовать с натуры; развивать аналитические способности, умение сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета.

Совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину строение, пропорции, цвет, композицию.

Продолжать развивать коллективное творчество. Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину.

Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их: вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.

  • Приобщение к изобразительному искусству

Формировать основы художественной культуры. Продолжать развивать интерес к искусству. Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей, о видах искусства (декоративно-прикладное, изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, театр, танец, кино, цирк). Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства. Продолжать знакомить детей с произведениями живописи: И. Шишкин «Рожь», «Утро в сосновом лесу», И. Левитан «Золотая осень», «Март» «Весна. Большая вода», А. Саврасов «Грачи прилетели», А. Пластов «Полдень», «Летом», «Сенокос», В. Васнецов «Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич на Сером волке» и др. Расширять представление о скульптуре малых форм, выделяя образные средства выразительности (форма, пропорции, цвет, характерные детали, поза, движения и др.). Расширять представления о художниках -иллюстраторах детской книги (И. Билибин, Ю. Васнецов, В. Конашевич, В. Лебедев, Т. Маврика, Е. Чарушин и др.).

Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством (гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись), с керамическими изделиями, народными игрушками.

Продолжать знакомить с архитектурой, закреплять и обогащать знания детей о том, что существуют здания различного назначения (жилые дома, магазины, кинотеатры, детские сады, школы и др.).

Развивать умение выделять сходство и различия архитектурных сооружений одинакового назначения. Учить выделять одинаковые части конструкции и особенности деталей.

Познакомить со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом) и т.д. Знакомить с архитектурой, опираясь на региональные особенности местности, в которой они живут. Рассказать детям, что, как и в каждом виде искусства, в архитектуре есть памятники, которые известны во всем мире: в России это Кремль, собор Василия Блаженного, Зимний дворец, Исаакиевский собор, Петергоф, памятники «Золотого кольца» и другие - в разных городах свои.

Развивать умение передавать в художественной деятельности образы архитектурных сооружений, сказочных построек. Поощрять стремление изображать детали построек (наличники, резной подзор по контуру крыши).

Расширять знания детей о творческой деятельности, ее особенностях; учить называть виды художественной деятельности, профессию деятеля искусства (художник, композитор, артист, танцор, певец, пианист, скрипач, режиссер, директор театра, архитектор и т. п).

Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; учить самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности. Объяснять детям значение органов чувств человека для художественной деятельности, учить соотносить органы чувств с видами искусства (музыку слушают, картины рассматривают, стихи читают и слушают и т.д.).

Познакомить детей с историей и видами искусства; учить различать народное и профессиональное искусство. Организовать посещение выставки, театра, музея, цирка (совместно с родителями).

Формировать положительное отношение к искусству.

Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы страны и мира). Воспитывать интерес к искусству родного края; прививать любовь и бережное отношение к произведениям искусства.

Поощрять активное участие детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.

Эстетическая развивающая среда. Продолжать расширять представления детей об окружающей среде (оформление помещений, участка детского сада, парка, сквера).

Развивать стремление любоваться красотой объектов окружающей среды: изделиями народных промыслов, природой, архитектурными сооружениями.

Учить детей выделять радующие глаз компоненты окружающей среды (окраска стен, мебель, оформление участка и т.п.).

Привлекать детей к оформлению выставок в группе, детском саду, к организации игровых уголков, расположению материалов для самостоятельной творческой деятельности и т.п.

Формировать у детей умение эстетически оценивать окружающую среду, высказывать оценочные суждения, обосновывать свое мнение.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

Программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам:

Художественное творчество. Различает виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство. Называет основные выразительные средства произведений искусства.

Аппликация. Создает изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и способы вырезания и обрывания.

Создает сюжетные и декоративные композиции.

Театрализованная деятельность. Рисование по впечатлениям просмотренных сказок, постановок; рисование пригласительных билетов.

Физическая культура. Использование здоровьесберегающего принципа. Для реализации данного принципа предлагается:

ориентироваться на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве посредством игровых упражнений;

осваивать навыки рационального дыхания (необходимые при обучении рисованию воздушными фломастерами) с помощью дыхательных упражнений;

использование рисунков в оформлении к праздникам, развлечениям.

Музыка. Музыкатерапия – прослушивание звуков окружающего мира; музыкальных сказок и импровизаций на различные темы; рисование с прослушиванием произведений известных композиторов в соответствии с тематикой занятия.

Коммуникация. Использование на занятиях художественного слова; развитие монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей.

Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим миром (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.

Педагогический анализ знаний и умений детей проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.

К концу года дети могут

По ознакомлению с искусством

Выделять виды изоискусства

Выделять жанры изоискусства

По ознакомлению с народным декоративно - прикладным искусством

- Знать характерных особенностей народных промыслов

Уметь рисовать орнамент

Уметь лепить глиняные игрушки

Уметь расписывать глиняные игрушки

Рисование

- Знать цвет, форму/пропорции, создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни и литературных произведений, использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения

Тематический план

№ п/п

Программное содержание

Количество занятий

Диагностическое занятие

Предметное и сюжетное рисование

Декоративное рисование

Итого

Календарно-тематическое планирование

Плановые сроки прохождения

Непосредственно образовательная деятельность

Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности

Месяц

Неделя

Тема занятия

Программные задачи

Дополнительное методическое обеспечение

Сентябрь

Мониторинг

Улетает наше лето

Картинки на песке

Создать условия для отражения в рисунке летних впечатлений. Располагать изображения на широкой полосе: выше, ниже по листу. Закреплять приемы работы кистью и красками, умение составлять нужные оттенки цвета на палитре, используя для смешивания белила и акварель. Учить рассказывать о том, что нарисовали. Выявить уровень способностей к сюжето-сложению и композиции.

Выявить уровень развития художественных способностей к изобразительных способностей: умение принять и самостоятельно реализовать творческую задачу; владение графическими навыками, наличие творческого воображения и опыта эстетической деятельности.

Стр. 20

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»

Стр. 17

Беседа о летних занятиях и развлечениях. Чтение стихотворений, рассмат-ривание иллюстраций, картин. Схематическое изображение человека с помощью счетных палочек.

Рисование палочками на песке.

Мониторинг

Осень

Натюрморт «Дары осени»

Рисование с натуры «Ветка рябины»

Учить детей передавать характерные особенности натюрморта. Упражнять в рисовании акварелью. Учить оценивать свою работу и работу товарищей.

Учить детей передавать характерные особенности натуры: форму частей, строение ветки и листа, их цвет. Закрепить умение красиво располагать ветку на листе бумаги. Упражнять в рисовании акварелью, кистью (всем ворсом и концом его). Учить сопоставлять рисунок с натурой, добиваться большей точности изображения.

О.В. Недорезова «Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. ИЗО». Стр. 24

Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детс-кого сада». Стр. 47

Рассматривание репродукций.

Рассматривание альбома «Осень».

Наблюдения на прогулке.

Рисование восковыми мелками.

Пожарная безопасность

Знаки пожарной безопасности

Пожарные машины

Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности в быту и на природе. Познакомить с различными знаками и их назначением. Совершенствовать навыки выполнения изображения с использованием различных изобразительных средств. Развивать чувство композиции, закреплять умение детей гармонично располагать рисунок на плоскости листа.

Учить изображать пожарные машины, их форму, строение, пропорции. Закреплять умение рисовать крупно, располагать изображения посередине листа, рисовать легко контур простым карандашом и закрашивать цветными. Развивать умение дополнять рисунок характерными деталями. Доводить свой замы-сел до конца. Развивать умение оценивать свою работу.

Интернет-ресурсы

Экскурсия к зданию пожарной части: рассматривание пожарной машины.

Чтение: С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», И.С. Михалков «Дядя Степа».

Октябрь

Моя семья

Папа и мама гуляют со своим ребенком

Рисование сюжетное по замыслу «Веселые качели»

Закрепить умение рисовать фигуру человека. Передавать относительную величину ребенка и взрослого. Учить располагать предметы на листе соответственно содержанию. Упражнять в рисовании контура простым карандашом, в закрашивании цветными карандашами.

Учить детей передавать свои впечатления о любимых забавах и развлечениях. Развивать чувство ритма и способности к композиции. Воспитывать самостоятельность, уверенность, активность.

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности». Стр.50

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»

Стр. 32

Рассматривание иллюстраций в детских книга.

Наблюдения на прогулках.

Чтение стихотворения В. Набокова «На качелях»

Мой посёлок, моя страна, моя

Планета

С чего начинается Родина?

Поселок вечером

Создать условия для отражения в рисунке представления о месте своего жительства как одном из «уголков» своей Родины. Продолжать учить рисовать несложные сюжеты или пейзажи (по выбору). Развивать творческое воображение, способности к композиции. Воспитывать патриотические чувства, интерес к познанию своей Родины.

Учить детей передавать картину вечернего города, его цветовой колорит: дома светлее ночного воздуха, в окнах горят разноцветные огни. Закреплять умение оформлять свой замысел, композиционно располагать изображение на листе бумаги. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции). Учить детей оценивать выразительное решение темы.

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»

Стр. 38

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности». Стр.51

Беседы о Родине. Чтение стихотворения В.Набокова «Свежо, и блестят паутины»

Рассматривание иллюстраций.

Мой посёлок, моя страна, моя планета

Кукла в национальном костюме.

Декоративное рисование «Завиток»

Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавая строение, форму и пропорции частей; легко рисовать контур простым карандашом и закрашивать рисунок карандашами или красками. Учить изображать характерные особенности национального костюма.

Учить детей украшать лист бумаги крупной веткой с завитками (типичным главным элементом многих декоративных изделий). Использовать для украшения ветки различные знакомые элементы (цветы, листья ягоды, дуги, мелкие завитки). Развивать разнонаправ-ленные движения, легкость поворота руки, плавность, слитность движений, пространственную ориентировку на листе. Воспитывать чувство композиции. Продолжать учить анализировать рисунки.

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности». Стр.42

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности». Стр.52

Рассматривание произ-ведения живописи: В. Васнецов «Аленушка». Рассматривание иллюстраций.

Рассматривание народных узоров.

Золотая осень

Пейзажи настроения И.И. Левитана

Осень вновь пришла

Продолжать знакомить с пейзажем, как жанром изоб-разительного искусства. Учить детей замечать красивое в природе и в пейзажной живописи: выделять цвет, как средство выразительности. Познакомить с творчеством выдающегося русского пейзажиста И.И. Левитана, подвести к пониманию того, что художники не просто изображают природу, а передают свои чувства через состояние природы; активизировать словарь: «золотая», «пышная», «неповторимая», «прозрачная».

Продолжать учить детей рисовать методом тычка. Закреплять и расширять представление о предметах осени.

Стр. 31-32

К.К. Утробина,

Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет». Стр. 42

Экскурсия в парк.

Чтение книг.
Разучивание стихотворений об осени.

Инд. работа – упражнять в дорисовке предметов круглой формы.

Дид. игра «Закрась картинку».

День народного единства

Салют над Москвой

Нарисуй, что было самым интересным в этом месяце

Учить рисовать Спасскую башню Кремля. Учить делать набросок простым карандашом, затем оформлять изображение в цвете, доводить замысел до конца, добиваться наиболее интересного решения.

Учить детей отбирать из полученных впечатлений наиболее интересные; развивать стремление отображать эти впечатления в рисунке. Закреплять умение рисовать карандашами, красками. Учить наиболее полно выражать свой замысел средствами рисунка, доводить начатое до конца. Развивать воображение.

Интернет - ресурсы

Беседы о Дне независимости.

Рассматривание фотоальбома «Хорошо у нас в саду»

Ноябрь

Правила дорожного движения

Дорожные знаки

Дать детям представление о различных дорожных знаках и их назначении. Совершенствовать навыки выполнения изображения с использованием различных изобразительных средств. Развивать умение выполнять карандашный набросок перед использованием цвета.
Развивать чувство композиции, учить детей гармонич-но располагать задуманный рисунок и воплощать свой замысел на листе бумаги, самостоятельно выбирая изобразительные средства.

Интернет - ресурсы

Чтение: С. Маршак «В снег и в дождь»

Экскурсия, встреча с сотрудником ГИБДД

Транспорт

На чем люди ездят (по замыслу)

Легковой автомобиль

Учить изображать различные виды транспорта, их форму, строение, пропорции. Закреплять умение рисо-вать крупно, располагать изображения посередине листа, рисовать легко контур простым карандашом и закрашивать цветными. Развивать умение дополнять рисунок характерными деталями. Доводить свой замы-сел до конца. Развивать умение оценивать свою работу.

Учить передавать в рисунке форму и строение легкового автомобиля (удлиненный, низкий, с плавными переходами от части к части; использовать простой карандаш для создания вспомогательного рисунка; равномерно раскрашивать рисунок цветными карандашами.

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности». Стр.45

Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». Стр.98

Наблюдения на прогулках.

Рассматривание иллюстраций

Поздняя осень

Поздняя осень

Деревья смотрят в озеро

Учить передавать в рисунке пейзаж поздней осени, ее колорит. Учить использовать для создания выразительного рисунка разные материалы. Формировать представления о нейтральных цветах, использовать эти цвета при создании картины поздней осени. Развивать эстетические чувства.

Познакомить детей с новой техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений (монотипии, отпечатки). Совершенствовать технику рисования акварельными красками. Расширить возможности способа рисования «по мокрому» с получением отпечатков как выразительно-изобразительного средства в детской живописи. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления об осени адекватными изобразительными средствами. Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности.

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности». Стр.53

Р.Г.Казакова

«Рисование с детьми дошкольного возраста». Стр. 105

Наблюдения на прогулках.

Рассматривание репродукций с картин.

Игра «Лесовичок и его разноцветные колпачки»

Человек и окружающий мир

Рисование с натуры «Комнатное растение».

Кони пасутся

Учить передавать в рисунке характерные особенности растения (строение и направление стебля, листьев), форму цветочного горшка. Формировать умение видеть тоновые отношения (светлые и темные места) и передавать их в рисунке, усиливая или ослабляя нажим на карандаш. Развивать мелкие движения руки (при изображении мелких частей растения). Формиро-вать умение регулировать рисовальное движение по силе; удачно располагать изображение на листе.

Учить детей составлять композицию, включая знакомые изображения, варьируя их размер, положение на листе. Развивать слитные, легкие движения при рисовании контура, зрительный контроль за движением. Закреплять умение аккуратно закрашивать изображения.

Стр. 48

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности».

Стр. 74

Рассматривание комнатных растений.

Рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства.

Декабрь

Человек и окружающий мир

Совы

Волшебная птица

Познакомить детей с особенностями строения и образа жизни совы. Расширять знания детей о живой природе

Развивать умение создавать сказочные образы. Закреплять навыки рисования цветными карандашами и закрашивания изображений с использованием разнообразных штрихов, разного нажима на карандаш для передачи оттенков цвета. Развивать чувство композиции. Учить при анализе рисунков выбирать наиболее интересные, выразительные работы и объяснять свой выбор.

К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование метод-ом тычка с детьми 3-7 лет». Стр. 53

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности».

Стр. 65

Рассматривание иллюстраций.

Рассматривание произведений народного декоративного творчества.

Здравствуй, гостья – Зима!

Зимний пейзаж.

Иней покрыл деревья

Учить передавать в рисунке образы знакомых песен, стихотворений; выбирать изобразительное содержание и отражать наиболее характерные особенности. Закреплять приемы работы красками, умение красиво располагать изображение на листе. Развивать изображение.

Учить детей изображать картину природы, передавая строение разнообразных деревьев. Развивать эстетическое восприятие, вызывать желание любоваться красотой зимнего пейзажа. Развивать эстетическое восприятие.

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности», стр. 70

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности», стр. 76

Наблюдения на прогулке. Ознакомление с картиной А.Пластова «Первый снег»

Чтение стихотворения С.Есенина «Белая береза».

Новый год

Новогодняя открытка

Морозные узоры

Подвести к самостоятельному обдумыванию содержания поздравительной открытки, осуществлять замысел, привлекая полученные ранее умения и навыки, в том числе нетрадиционное рисование. Развивать чувство цвета, творческие способности детей.

Учить передавать образ мороза, используя холодную гамму цветов. Развивать мелкие движения руки. Совершенствовать умение смешивать краски для получения нужного оттенка цвета.

О.В. Недорезова «Конспекты занятий в подгото-вительной группе детского сада. ИЗО». Стр.57

Т.С. Комарова. А.В. Размыслова «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников». Стр. 115

Беседы о новогоднем празднике.

Наблюдение за снежинками. Упражнение по составлению оттенков синего цвета

Новый год

Украсим группу к празднику елки

Зимний лес

Приобщать детей к коллективной работе, учить выпол-нять общую композицию в рисунке и аппликации: вырезать симметрические формы, рисовать зимний лес

Развивать у детей познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа. Обогащать словарный запас образной лексикой. Учить рисовать зимний лес, используя метод тычка.

Т.Г. Казакова «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности».

Стр. 139

К.К.Утробина

Г.Ф.Утробин

«Увлекательное

рисование методом тычка с детьми 3-7 лет». Стр.48

Дид. игра «Укрась елку» (шнуровка).

Инд.работа – упражнять в рисовании елки красками.

Январь

Зимние забавы

Новогодний праздник в детском саду.

Закреплять умение отражать в рисунке праздничные впечатления. Упражнять в рисовании фигур детей в движении. Продолжать учить удачно располагать изображения на листе. Совершенствовать умение смешивать краски с белилами для получения оттенков цветов. Развивать способность анализировать рисунки, выбирать наиболее интересные и объяснять свой выбор.

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности». Стр. 72

Беседа о новогоднем празднике.

Человек и мир вещей

Моя любимая игрушка

Мой любимый свитер

Продолжать упражнять в рисовании с натуры, органи-зовывать анализ натуры, развивать умение обращать внимание на индивидуальные характерные признаки и передавать их в процессе выполнения изображения. Развивать зрительную память детей.

Знакомить с техникой рисования, развивать воображе-ние и инициативу; закреплять знания цветов, учить составлять элементарный узор.

О.В. Недорезова «Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. ИЗО» Стр. 47

А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования». Стр.31

Рассматривание игрушек, беседы.

Игра «Пятачок и радуга»

Человек и мир вещей

Рисование с натуры керамической фигурки животного

Рисование по мотивам литературного произведения

«Золотой петушок»

Учить детей рисовать керамическую фигурку, передавая плавность форм и линий. Развивать плавность, легкость движений, зрительных контроль. Учить слитно рисовать линии контура, аккуратно закрашивать в одном направлении, накладывать штрихи, не выходя за линии контура.

Рисование сказочного петушка по мотивам литературного произведения. Развитие воображения, чувства цвета, формы и композиции.

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности», стр. 28

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»

Стр. 164

Рассматривание керамических фигурок животных.

Чтение и рассматривание иллюстраций

Цирк! Цирк! Цирк!

Веселые клоуны

Продолжать знакомить детей с анималистическим жанром. Упражнять в соблюдении композиционного равновесия листа, передаче движения. Закрепление техники рисования «сухой кистью».

Продолжать учить детей пер6едавать в рисунке несложные движения человека: учить изображать характерные особенности костюма клоуна; формировать умения создавать нужные оттенки различных цветов, самостоятельно подбирать яркие цвета для костюма. Вызывать у детей эмоциональное отношение к образу, учить передавать различное выражение лица, используя различные художественные средства.

О.В. Недорезова «Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. ИЗО» Стр. 52

О.В. Недорезова «Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. ИЗО» Стр. 53

Чтение: С.Я.Маршак «Цирк». Рассматривание иллюстраций Е.Чарушина.

Дидактическая игра «Смешные человечки».

Рассматривание иллюстраций.

Февраль

Мир искусства дарит мысли, дарит чувства

Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи.

Роспись

дымковского коня

Продолжать знакомить детей с декоративным народным творчеством, предлагать выделять характерные особенности городецкой росписи и создавать узоры по ее мотивам, передавая характерные особенности. Упражнять в смешивании красок для получения нужных оттенков.

Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит дымковских узоров, чувство композиции. Воспитывать аккуратность

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности». Стр. 60

Р.Г. Казакова «Рисование с деть-ми дошкольного возраста» Стр. 58

Рассматривание альбома: «Городецкие узоры».

Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи.

Дид.игра «Составь узор»

День защитника Отечества

Военная техника

Я с папой

Учить детей рисовать на крупе. Развивать воображение, творчество.

Учить рисовать парный портрет в профиль, стараясь передавать особенности внешнего вида, характер и настроения конкретных людей (себя и папы). Вызвать интерес к поиску изобразительно-выразительных средств. Позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально. Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства.

Журнал «Дошкольное воспитание» №2/ 2002. Стр.36

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»

Стр. 146

Беседа о Российской армии, рассматривание иллюстраций.

Рассматривание репродукций картин известных художников.

День защитника Отечества

Наша армия родная

Корабли

Закреплять умение создавать рисунки по мотивам литературных произведений, передавать в рисунке образы солдат, летчиков, моряков, их жизнь и службу. Упражнять в рисовании и закрашивании рисунков цветными карандашами. Развивать воображение, творчество.

Учить рисовать корабли, используя метод тычка

Журнал «Дошкольное воспитание» №2/ 2002. Стр.37

Чтение произведений о Российской Армии, рассматривание иллюстраций.

Инд. работа – упражнять в рисовании тычком.

Мама милая моя!

Сказочная птица-весна

Мы с мамой улыбаемся

Учить детей создавать в рисунках образ яркой птицы-весны. Закреплять приемы работы изобразительными материалами, умение красиво располагать изображение на листе. Предоставить детям возможность выбора материалов для рисования. Развивать чувство цвета, умение красиво подбирать краски.

Рисование парного портрета анфас с передачей особенностей внешнего вида, характера и веселого настроения конкретных людей (себя и мамы).

Т.С. Комарова, А.В. Размыслова «Цвет в детском изобразительном творчестве дош-кольников».Стр.121

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»

Стр. 153

Наблюдения в природе, просмотр диафильмов, слайдов о весне. Разучивание стихотворений.

Чтение художественной литературы о маме

Март

Мама милая моя!

Подарок маме

Самая лучшая мама на свете

Учить детей рисовать разнообразные цветы, используя метод тычка. Воспитывать в детях желание делать подарки родным и близким.

Закрепить знания детей о портретной живописи, основ-ных законах изображения человека. Учить передавать в рисунке не только внешнее сходство, но и характер, настроение, используя при этом основные средства выразительности: цвет, линию, композицию. Воспи-тывать добрые чувства, желание доставить радость близкому человеку.

К. К. Утробина,

Г.Ф.Утробин

«Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7

лет». Стр. 53-54

О.В. Недорезова «Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. ИЗО».

Стр. 74

Рассматривание иллюстраций весенних цветов. Беседа о празд-нике. Игровое упражнение «Цветы расцвета-ют». Игра «Подбери цвет»

Рассматривание фотографий в семейном альбоме, чтение стихов и произведений о маме, беседы.

Мир книг

Рисование по сказке: «Мальчик с пальчик»

Обложка для книги сказок

Учить детей передавать в рисунке эпизод из знакомой сказки, закреплять умение рисовать фигуры детей, передавать соотношение фигур по величине, продумывать композицию рисунка, определять место и величину изображений. Учить начинать рисовать с главного – фигур детей (намечать их контуры простым графитным карандашом). Закреплять умение детей оценивать рисунки в соответствии с требованиями задания (передать образы сказки).

Учить детей передавать особенности построения рисунка или орнамента на передней и задней обложке книги, отражать в рисунке и подборе цветов содержание выбранной сказки. Развивать воображение, творчество.

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности». Стр. 89

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности». Стр. 95

Чтение сказки: «Мальчик с пальчик», рассматривание иллюстраций.

Чтение сказок, рассматривание иллюстраций.

Ранняя весна

Ранняя весна

Рисование с натуры: «Ваза с ветками»

Воспитывать эстетическое восприятие природы и ее изображения в пейзаже; учить рисовать состояние погоды (мокрый снег, лужи, туман, ветер); совершенствовать цветовосприятие отбором оттенков холодного, печального колорита ранней весны.

Учить рисовать с натуры, передавая форму вазы, конструкцию веток, красиво располагать изображение на листе бумаги. Закреплять умение намечать форму вазы карандашом, затем все рисовать красками. Развивать эстетическое восприятие.

А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Стр. 69

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности». Стр. 83

Наблюдения на прогулках. Рассматривание репродукций: И.Левитан «Март», «Весна. Большая вода»; А.В. Саврасова «Грачи прилетели»

Я вырасту здоровым

Мишка у гимнастической стенки

Как мы занимаемся физкультурой

Развивать наблюдательность, учить детей рисовать игрушечного медвежонка, правильно передавая форму головы, туловища, лап, их соотношение по величине. При передаче пропорций тела использовать в качестве мерки расстояние между ступеньками гимнастической стенки, добиваясь выразительной передачи образа.

Закреплять умение детей отражать в рисунках, впечатления от окружающей жизни, передавать простые движения фигуры человека, удачно располагать фигуры на листе, рисовать крупно. Упражнять в создании контуров простым карандашом с последующим закрашиванием.

Т.Н. Доронова «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошколь-ников». Стр.178 Мишка делает зарядку

Моя любимая подвижная игра

Продолжать учить детей рисовать игрушечного медвежонка, передавая несложные движения, добиваясь выразительности образа.

Формировать умение отбирать из личного опыта интересное содержание рисунка, воплощать задуманное. Закреплять приемы создания контура изображения простым карандашом и оформления его в цвете. Упражнять детей в рисовании акварелью. Развивать чувство композиции. Учить выбирать при оценке работ наиболее интересные, выразительные рисунки. Развивать воображение, творчество.

Т.Н. Доронова «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошколь-ников». Стр.179

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности». Стр. 63

Рассматривание иллюстраций.

Беседы о подвижных играх. Подвижные игры.

День космонавтики

Лети, ракета, к звездам

Звездное небо

Закреплять умение передавать свой замысел, распола-гая изображение на всем листе, подбирать гамму красок рисуя космос, звезды, летящую ракету. Закреплять умение передавать свой замысел, располагая изображение на всем листе, подбирать гамму красок рисуя космос, звезды, летящую ракету.

Воспитывать эстетическое восприятие природы и ее изображений нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

Т.Г. Казакова «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности». Стр. 153

А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Стр. 73

Чтение рассказов о космонавтах.

Рассматривание иллюстраций в книгах.

III

Народная культура и традиции

Декоративное рисование «Композиция с цветами и птицами» (по мотивам народной росписи)

Искусство русской глиняной игрушки. Карусель»

Продолжать знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством. Учить создавать декоратив-ную композицию в определенной цветовой гамме (теплой или холодной). Закреплять умение работать всей кистью и ее концом, передавать оттенки цвета. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрас-ного.

Воспитывать интерес к народной игрушке. Формировать умение замечать выразительность цвета. Закрепить знания детей об особенностях росписи дымковской и филимоновской игрушки. Упражнять в выполнении эскизов, поиск цветового решения, соответствующего колориту народной игрушки.

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности», стр. 94

О.В. Недорезова «Конспекты занятий в подгото-вительной группе детского сада. ИЗО». Стр. 45

Рассматривание предметов декоративно – прикладного искусства.

IV

Народная культура и традиции

Бело-синее чудо - Гжель

Знакомить детей с декоративным творчеством разных народов. Совершенствовать умение выделять компо-зицию, основные элементы росписи, цвет и исполь-зовать их в свое рисунке. Закреплять умение свободно и легко концом кисти рисовать завитки в разные сторо-ны. Совершенствовать разнонаправленные слитные движения руки, зрительный контроль за ними. Разви-вать эстетические чувства (чувство цвета, композиции). Продолжать учить детей оценивать выполненные рисунки в соответствии с поставленной задачей.

Воспитывать уважение к труду народных мастеров, стремление научиться самим создавать изделия, радующие окружающих. Закрепить и уточнить знания детей о гжельской росписи: основные элементы, особенности цветовой палитры.

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности», стр. 95

О.В. Недорезова «Конспекты занятий в подгото-вительной группе детского сада. ИЗО». Стр. 35

Рассматривание альбома: «Хохломские узоры».

Рассматривание альбома: «Гжель»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

I

Весна. Пасха

Рисование на объемной форме (скорлупе яйца) «Чудо – писанки»

Познакомить с искусством миниатюры на яйце – славянскими писанками, дать представление об истории возникновения этого вида искусства, о специфике композиции и орнаментального строя; формировать интерес к народному искусству; учить рисовать на объемной форме.

Журнал

«Дошкольное

воспитание»,

№3/07, стр. 46-50.

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»

Стр.166

Рассматривание писанок.

Беседы о празднике Пасха.

II

Весна. День Победы

День Победы

Цветущая ветка сирени

Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к героям Великой Отечественной войны. Продолжать знакомить с техникой «граттаж». Закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов.

Совершенствовать умение рисовать с натуры. Упражнять в создании разных оттенков фиолетового и зеленого цветов для достижения объемности изображения. Закрепить навык рисования «тычком» кисти с жесткой щетиной.

О.В. Недорезова «Конспекты занятий в подгото-вительной группе детского сада. ИЗО». Стр. 97

О.В. Недорезова «Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. ИЗО».

Стр. 99

Чтение рассказов о войне.

Инд. работа – рисование концом кисти.

Игра «Собери капельки в стакан

III

Скоро в школу

Портреты друзей

До свидания, детский сад!

Закрепить и обобщить знания детей о жанре портрета; познакомить с понятием «поясной портрет»; развивать умение внимательно изучать черты лица и фигуры знакомого человека. Продолжать работу по закреплению основных закономерностей изображения человека.

Закрепить знания о жанре портрета, автопортрета. Упражнять в рисовании автопортрета, передавая внешнее сходство изображаемого человека и окружающей обстановки, в которой он находится. Обратить внимание на прорисовку деталей. Создание дружеской обстановки во время коллективной работы.

О.В. Недорезова «Конспекты занятий в подгото-вительной группе детского сада. ИЗО». Стр. 100

О.В. Недорезова «Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. ИЗО».

Стр. 102

Рассматривание фотографий, репродукций картин

Беседа о школе.

Чтение произведений.

Игра «Каких цветов не хватает»

IV

Весна

Березы весной

Углублять знания о временах года, уточнять признаки весны, воспитывать любовь к родному краю. Развивать эстетическое восприятие окружаю-щего мира, наблюдательность и память.

К.К.Утробина

Г.Ф.Утробин

«Увлекательное

рисование метод-ом тычка с детьми 3-7 лет».Стр. 58.

Наблюдения на прогулках.

Экспериментирование со цветом.

V

Мониторинг

Что мы умеем и любим рисовать

Мониторинг

Изучить интересы и возможности детей в рисовании.

Заполнение персональных карт развития детей

Т.Н.Доронова «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». Стр. 187

  1. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  2. Комарова Т. С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
  3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006.
  4. О.В. Недорезова. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. ИЗО. – Воронеж,2006.
  5. К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
  6. Р.Г.Казакова. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  7. Т.С. Комарова. А.В. Размыслова. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
  8. А.В. Никитина. Нетрадиционные техники рисования. – СПб.: КАРО,2007.
  9. Т.Н.Доронова. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. – М.: Просвещение, 2006.
  10. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» – М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000

-------
| сайт collection
|-------
| Галина Семеновна Швайко
| Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа
-------

Книга «Занятия изобразительной деятельностью в детском саду. Старшая группа» является второй книгой комплекта пособий по изобразительной деятельности в детском саду. Комплект подготовлен автором в процессе экспериментальной работы в детском саду в течение последних пяти лет. В xoдe эксперимента внocилиcь изменения и дополнения в содержание, форму и методические приемы изобразительных занятий.
Как и в пособии для средней группы, в этой книге все учебное содержание занятий сгруппировано по циклам. Каждый цикл является одновременно законченным, целостным и вместе с тем связанным с предшествующими и последующими циклами. Завершенность состоит в том, что динамика занятий идет от прямого обучения детей к выбору ими для изображения тех или иных вариантов, предлагаемых воспитателем, к внесению ребенком дополнений, обогащающих содержание рисунка, лепки, аппликации, и, наконец, к работе творческого характера. Законченность каждого цикла дает возможность, при необходимости, например из-за недостатка времени, без особого ущерба пропускать 1 – 2 цикла в течение учебного года. А связь между циклами занятий позволяет чем дальше, тем реже прибегать к прямому обучению детей, так как в последующих циклах ранее усвоенный материал повторяется в той или иной форме: в способах изображения, в передаче строения предметов, во включении их в новый сюжет, в других по содержанию композициях, но выполненных так же, как и в предшествующем цикле (расположение предметов на широкой полосе земли или др.).
Регулярный анализ работы воспитателей по руководству изобразительной деятельностью детей, а также детских рисунков, аппликации и лепки в ходе экспериментальной работы показал необходимость некоторых изменений и дополнений. Увеличено число занятий, построенных в игровой форме. Так, весь цикл занятий по лепке на тему «Посуда» проводится в форме игры «Школа мастеров».
В каждом цикле изобразительных занятий предусмотрена совместная деятельность детей, что положительно сказывается на развитии общения, так как возникает необходимость самостоятельно распределять между собой работу, обсуждать композицию, проявлять взаимопомощь для достижения хорошего результата.
Среди разнообразных методических приемов, используемых воспитателями, есть такие, как работа со схемами, которые применяются детьми для передачи разных движений персонажей («Клоуны»), составления композиций из сюжетных рисунков и аппликации («Дети на прогулке»), выполнения декоративных узоров («Украсим кукольную мебель городецким узором»).
Работая с детьми по предложенным циклам занятий, следует помнить, что развитие способностей ребенка происходит в деятельности, и не в подражательной, а в той, где он самостоятельно решает поставленные задачи.

Поэтому очень важно не игнорировать методические приемы, направленные на развитие способностей, самостоятельности, инициативы и мышления детей.

1. Овощи и фрукты.
2. Осенняя природа.
3. Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи.
4. Посуда.
5. Человек.
6. Здания и транспорт.
7. Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи.
8. Симметричное вырезывание (посуда, человек).

1. Развивать целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие при рассматривании овощей и фруктов, умение замечать сходство и различия в их форме и цвете.
2. Воспитывать умение видеть связь между исходной формой и формой изображаемого фрукта или овоща в лепке и аппликации.
3. Учить достижению выразительности в рисовании, лепке и аппликации через более точную передачу формы, цвета, величины предметов и изображение мелких деталей у овощей и фруктов: черешков, чашелистиков и ботвы.
4. Совершенствовать умения в аппликации (плавное вырезывание округлых форм, вырезывание предметов с использованием всей поверхности исходных форм.
5. Развивать цветовое восприятие – способность различать оттенки цветов, представления о том, что одинаковые фрукты (яблоки, груши, виноград) могут быть разного цвета.
6. Развивать композиционные умения – начиная от равномерного расположения предметов на листе бумаги в рисовании и аппликации до составления натюрмортов в лепке и аппликации с осознанным сочетанием предметов по форме, цвету и величине.
7. Учить на основе сформированных обобщенных представлений об однородных предметах и их характерных различиях выполнять работу творческого характера.

1. Познакомить детей с одним из жанров живописи – пейзажем. Развивать умение замечать средства художественной выразительности: колорит, композицию, чувствовать настроение, переданное художником в картине.
2. Помочь в овладении способом изображения предметов в сюжетном рисунке на широкой полосе земли ближе и дальше.
3. Учить передавать в рисунках и аппликации колорит осеннего пейзажа в разную погоду.
4. Формировать умение использовать в сюжетных рисунках рациональные способы рисования однородных предметов (деревья).
5. Помочь овладеть в аппликации приемом парного вырезывания одинаковых частей предметов.
6. Учить использовать знания об осеннем колорите для декоративных работ («Осенний ковер»).
7. Продолжать формировать у детей способы согласованных действий на коллективных изобразительных занятиях, умение распределять работу между участниками.
8. Учить различению разных оттенков цветов по степени яркости (ярко-оранжевый, темно-коричневый, светло-желтый и др.).

1. Познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства – дымковской игрушкой, с особенностями росписи.
2. Помочь овладеть рисованием дымковских узоров, познакомить с элементами композиции, цветосочетанием росписей на животных и фигурках людей.
3. Учить расписывать дымковские игрушки в определенной последовательности, сочетая гладкоокрашенные части с узорами.
4. Учить группировать цвета: яркие, темные и светлые, использовать эти знания при рисовании дымковских узоров.
5. Развивать умение самостоятельно составлять узоры на основе знаний о характерных особенностях росписи на разных по содержанию дымковских изделиях.
6. Формировать навыки совместной работы (составление композиций из нескольких расписанных дымковских игрушек).

1. Познакомить детей с художественной керамической посудой и разными способами ее украшения: росписью и рельефом.
2. Познакомить с приемами лепки разной по форме посуды: низкой и высокой; помочь овладеть новым способом лепки высокой посуды – ленточным.
3. Учить украшать посуду двумя способами: рельефным и контррельефным.
4. Дать представление о том, что композиция узора на посуде связана с ее формой. Учить самостоятельно придумывать узоры для украшения вылепленной посуды.
5. Воспитывать умение объяснять способы лепки изделий сложной формы, состоящих из нескольких частей, определять исходную форму для каждой части.
6. Развивать умение на основе полученных знаний и навыков лепить посуду новой формы.

1. Познакомить детей с малыми формами скульптуры – статуэтками, изображающими людей в разных позах. Дать представление о том, какими средствами скульпторы достигают устойчивости фигурок.
2. Познакомить с одним из жанров живописи – портретом. Объяснить, что портрет – это изображение конкретного человека, его душевных качеств и настроения.
3. Учить в лепке, рисунке, аппликации изображать человека в разной одежде: в зимней, в костюмах Снегурочки, клоуна; передавать движения человека; использовать схемы («палочные человечки») для передачи движений.
4. Формировать умение передавать в рисунках настроение (веселое, грустное) и выражение лица (удивленное, испуганное и др.).
5. Продолжать развивать композиционные умения (принимать активное участие в обсуждении композиции в коллективных работах, составлять композицию по предложенному эскизу, придумывать свое содержание в сюжетной лепке в пределах темы).
6. Учить использовать разный нажим карандаша для получения разного по интенсивности цвета.
7. Научить использовать штрихи разного характера для изображения меха и хвои елки (короткие отрывистые штрихи и неотрывные наклонные).
8. Формировать представление о холодных цветах – голубом, синем, фиолетовом – и умение определять их.

1. Познакомить детей с различной архитектурой многоэтажных зданий. Научить различению по характерным признаками жилых зданий и общественных: школ, магазинов, театров и др. Формировать представление о том, что архитектура каждого здания зависит от его назначения.
2. Учить изображать разные по архитектуре здания в рисунках и аппликации.
3. Формировать умение изображать грузовые автомобили для перевозки разных по характеру грузов (грузовик с открытым кузовом, цистерна, крытый фургон).
4. Учить располагать разные по величине и форме здания и транспортные средства в сюжетном рисунке на широкой полосе земли ближе и дальше, слегка загораживая один предмет другим; понимать условные обозначения зданий и автомобилей и располагать предметы на рисунке согласно предложенной схеме.
5. Воспитывать умение использовать разный нажим карандаша при закрашивании изображений и рисовании контуров предметов (сильный нажим).
6. Учить самостоятельно изображать дома разной архитектуры на основе приобретенных умений и знаний.
7. Продолжать формировать у детей навыки коллективной работы (распределять работу между собой, участвовать в совместном обсуждении композиции).

1. Познакомить детей с новым видом народно-прикладного искусства – городецкой росписью на деревянных изделиях, с характерными особенностями городецкого узора (элементы, композиция и цветосочетание).
2. Помочь освоить способы изображения разных элементов росписи: нескольких видов цветков, бутонов, листьев.
3. Учить изображать плотную симметричную прямую и закругленную цветочную гирлянду с постепенным уменьшением величины элементов от ее центра к краям.
4. Учить использовать в узорах цветовую гамму, характерную для городецкой росписи, сочетать в цветках и бутонах близкие цвета.
5. Формировать умение использовать разные технические приемы рисования: контурного мазка для рисования мелких листьев и лепестков, рисования концом кисти («оживок») для украшения декоративных цветков и листьев.
6. Учить самостоятельно составлять композиции узора по мотивам городецкой росписи, согласуя форму и расположение цветочных гирлянд с формой и величиной украшаемых изделий.

1. Формировать умение представления детей о назначении орнамента как средства для украшения предметов быта. Познакомить с разными способами украшения деревянных, фарфоровых, керамических, стеклянных предметов: резьбой, аппликацией из соломки, росписью, рельефом и др.
2. Помочь овладеть приемами симметричного вырезывания из бумаги, сложенной вдвое (посуда, фигурки людей), дать представление об осевой симметрии (цветок с четырьмя лепестками).
3. Развивать пространственное воображение – умение узнавать целый предмет по его половине.
4. Совершенствовать точность движений при работе с ножницами – умение вырезать по нарисованному контуру предметы сложной формы.
5. Учить группировке цветов на светлые и темные, использованию знаний о цветах при декоративном украшении изделий (посуда, одежда).

1. Лепка. «Морковь и свекла».
2. Лепка. «Яблоко, груша и слива».
3. Аппликация. «Помидоры».
4. Аппликация. «Яблоки и груши».
5. Рисование. «Что созрело в огороде?»
6. Рисование. «Что созрело в саду?»
7. Тематическое занятие. «Гроздь винограда».
8. Знакомство с искусством – рассматривание натюрмортов.
9. Лепка (совместная работа двух детей). «Натюрморт из овощей и фруктов».
10. Дидактическая игра «Подбери цвет и оттенок».
11. Аппликация. «Угадай по цвету овощи и фрукты».
В цикле:
2 занятия по рисованию,
3 занятия по лепке,
3 занятия по аппликации,
1 занятие тематическое (рисование, аппликация),
1 занятие – знакомство с искусством,
1 занятие – дидактическая игра.


Учить передавать различия в форме овощей и характерные особенности свеклы и моркови, основную форму овощей лепить всей кистью, обеими руками, а детали прорабатывать пальцами.
М а т е р и а л.
У воспитателя овощи: морковь и свекла – натуральные или муляжи; кусок пластилина для частичного показа способов лепки. У детей пластилин или глина, дощечки, стеки.
Х о д з а н я т и я.
Воспитатель показывает детям овощи. Спрашивает, как они называются.
– Дети, давайте сравним морковь и свеклу и узнаем, чем они отличаются друг от друга и чем похожи. Я буду называть признаки моркови, а вы все вместе – называть признаки свеклы.
– Морковь длинная, а свекла? (Круглая.) У моркови есть хвостик, а у свеклы? (Тоже.)
– У моркови верхушка закругленная, а у свеклы? (Тоже.)
– Морковь гладкая, а свекла? (Тоже.)
– Значит, главное, чем морковь отличается от свеклы, это то, что она другой формы.
– Дети, вы уже знаете, что для того чтобы вылепить какой-нибудь предмет, нужно сначала сделать исходную форму.
Педагог показывает заранее вылепленные цилиндр и шар.
– Угадайте, из какой формы я вылеплю морковь, а из какой свеклу? Почему вы так думаете? Я эти формы вылепила ладонями, а хвостик у свеклы буду лепить пальцами. Посмотрите, как я пальцами постепенно оттягиваю хвостик. Вначале он толстый, но потом становится все тоньше. А как вылепить хвостик у морковки? Кто может показать?
Прежде чем дети приступят к лепке, воспитатель спрашивает, с чего следует начать работу. (Разделить пластилин на две части и вылепить две исходные формы – цилиндр и шар.)
В ходе занятия он интересуется, какими приемами дети лепят морковь и свеклу, для того чтобы они постепенно запоминали название разных способов лепки (раскатать между ладонями, скатать шар, оттянуть и заострить кончик).
Следует напомнить детям, что морковь и свекла гладкие, поэтому нужно пальцами загладить их поверхность.
Можно предложить детям стекой прорисовать бороздки у моркови, вылепить остатки ботвы на верхушках моркови и свеклы.
В конце занятия дети могут на одну тарелку сложить морковь, а на другую свеклу. Затем вместе с педагогом отобрать по несколько штук изделий, наиболее похожих на образцы.

П р о г р а м м н ы е з а д а ч и.
Учить передавать в лепке различия в форме и величине фруктов; продолжать учить детей основную форму предмета лепить кистями обеих рук, а детали прорабатывать пальцами, использовать стеку для прорисовки некоторых деталей у фруктов.
М а т е р и а л.
У воспитателя корзиночка с яблоком, грушей и сливой (муляжи или вылепленные образцы); конверт с тремя загадками-описаниями; кусок пластилина для показа способов лепки груши, стека; игрушечный мишка. У детей пластилин, стеки, дощечки.
Х о д з а н я т и я.
Педагог рассказывает: «Дети, я встретила мишку. Он передал для вас вот эту корзиночку и конверт. Интересно, что в конверте?» Достает три карточки с загадками-описаниями и маленькую записочку. Читает: «Здравствуйте, дети! Попробуйте отгадать три фрукта по описанию. Если отгадаете, то узнаете, что будете сегодня лепить на занятии. А я в конце занятия приду посмотреть, отгадали ли вы мои загадки».
1-я загадка. Этот фрукт круглый, точнее шарообразный. Вверху у него небольшое углубление, из которого растет тонкий черешок. Внизу тоже есть маленькое углубление. (Яблоко.)
Воспитатель предлагает одному из детей найти отгадку в корзиночке и показать ее всем. Спрашивает, правильно ли отгадана загадка. Показывает яблоко со всех сторон.
2-я загадка. Нижняя часть этого фрукта похожа на яблоко, но кверху фрукт сужается. Верхушка у него закругленная. Как у яблока, у него вверху черенок, а внизу маленькое углубление. (Груша.)
По вызову педагога другой ребенок находит отгадку в корзиночке и демонстрирует детям. Указывает на все описанные особенности груши.
3-я загадка. «Этот фрукт по величине меньше, чем яблоко и груша. И форма у него совсем другая. Он похож на яичко, а сбоку сверху донизу проходит неглубокая бороздка. (Слива.)
Третий ребенок показывает сливу, бороздку на ней.
«Мы отгадали мишкины загадки и вылепим сейчас...» – говорит педагог. Дети называют фрукты – яблоко, грушу и сливу.
Воспитатель спрашивает, что нужно сделать сначала (разделить пластилин на три кусочка). «Одинаковые ли по величине будут эти кусочки? Для какого фрукта потребуется самый большой кусочек, для какого кусок немного поменьше и для какого кусок еще меньше? Яблоко и сливу вы вылепите сами, а как лепить грушу, я вам покажу».
Показывает приемы лепки груши: скатать шар, пальцами постепенно вытянуть верхнюю часть, закруглить ее, загладить пальцем. Подчеркивает, что переход от нижней части к верхней должен получиться плавным.
Педагог показывает стеку и спрашивает, что можно изобразить на фруктах с ее помощью (бороздку у сливы, маленькое углубление у яблока и груши).
Предлагает детям приступить к лепке трех разных по форме и величине фруктов. В процессе лепки, если требуется, показывает отдельным детям муляжи фруктов или образцы. Напоминает, что поверхность у фруктов гладкая, поэтому необходимо их заглаживать пальцами, чтобы не было видно маленьких трещин, неровностей на лепных изделиях. Поощряет стремление детей вылепить у фруктов тоненькие черешки. Готовые изделия советует сгруппировать, расположив их рядом друг с другом.
В конце занятия появляется мишка и спрашивает, отгадали ли дети его загадки. Воспитатель предлагает мишке самому посмотреть на работы детей и определить, правильно ли отгаданы загадки. Проносит мишку вдоль столов и от его имени оценивает детские работы. Или мишка может попросить детей показать ему первую отгадку (дети показывают яблоко), а затем вторую и третью (дети показывают грушу, сливу).

П р о г р а м м н ы е з а д а ч и.
Продолжать учить детей вырезать круги из квадратов в соответствии с величиной исходной формы; развивать плавность и согласованность движений обеих рук; определять по цвету степень зрелости помидоров и располагать овощи на бумаге в ряд от незрелого к спелому.
М а т е р и а л.
У воспитателя изображения помидоров в разной степени зрелости или натуральные помидоры; два бумажных квадрата для показа приемов вырезывания кругов; игровой персонаж Незнайка. У детей по три квадрата зеленого, желто-розового и красного цветов, отличающихся друг от друга на 1 – 1,5 см по величине; небольшие темно-зеленые полоски бумаги для вырезывания черешков и чашелистиков, лист бумаги в виде вытянутого прямоугольника (примерно 7 – 8 х 20 – 22 см) для наклеивания изображений; ножницы, клей, низкие коробочки для обрезков.
Х о д з а н я т и я.
Постановка цели занятия и объяснение, как выполнить задание, проводятся в форме диалога с игровым персонажем.
Появляется Незнайка с тремя изображениями помидоров на картонных карточках или тремя натуральными помидорами в сумке.
В о с п и т а т е л ь. Что ты принес нам, Незнайка?
Н е з н а й к а. Мой друг Карандаш дал мне три картинки с овощами разного цвета и сказал, что это один и тот же овощ. (Выставляет картинки на стенд.) Но ведь они совсем разные и отличаются друг от друга не только по цвету, но и по величине. Дети, вы же сами видите, что этот овощ зеленый и маленький, а этот... (Дети продолжают характеристику второго и третьего овощей.)
В о с п и т а т е л ь. Дети, вы догадались, что это за овощи? Как они называются? Почему они разные и по цвету, и по величине?
После ответов детей подтверждает, что на картинках изображены помидоры в разной степени зрелости: маленький зеленый помидор – незрелый, желто-розовый помидор только начинает созревать, а большой красный помидор – зрелый.
В о с п и т а т е л ь. Незнайка! Хотя все помидоры разные по цвету и величине, но у них есть что-то общее. Что это?
Незнайка затрудняется ответить, что для всех помидоров общей является их одинаковая форма. Дети помогают Незнайке заметить это. Педагог предлагает им показать, из какой исходной формы (заготовки) они вырежут маленький помидор, помидор побольше и большой помидор.
Напоминает и показывает приемы вырезывания кругов из квадратов. При этом подчеркивает, что нужно использовать всю поверхность квадрата, чтобы помидоры получились нужной величины. Обращает внимание детей и на плавность закругления уголков у квадрата. Указывает на необходимость согласованной работы обеих рук.
Для повторного показа способа вырезывания круга можно пригласить ребенка.
Незнайка говорит: «Когда дети вырежут все три помидора, пусть они наклеят их на эту широкую полосу бумаги так, чтобы было видно, как постепенно растут и созревают помидоры» (проблемная задача).
В процессе занятия педагог оказывает индивидуальную помощь в овладении приемами вырезывания кругов. Тем, кто хочет, предлагает вырезать из темно-зеленой полоски чашелистики с черешками для помидоров.
Дети самостоятельно располагают помидоры в ряд в нужной последовательности.

Скачать книгу Галина Швайко - Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа: программа, конспекты абсолютно бесплатно.

Для того, чтобы бесплатно скачать книгу с файлообменников нажмите на ссылки сразу за описанием бесплатной книги.

Книга входит в комплект пособий по изобразительной деятельности в детском саду. В ней представлены программа и конспекты занятий по рисованию, лепке, аппликации с детьми 5 – 6 лет.
Оригинальная авторская методика, основанная на глубоком знании особенностей детского возраста, широком использовании игровых методов и приемов, позволит воспитателю достичь максимальных успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей.
Пособие адресовано воспитателям дошкольных учреждений.

Название: Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа: программа, конспекты
Галина Швайко
Год: 2008
Страниц: 160
Формат: epub fb2 rtf
Размер: 2,5 mb
ISBN 978-5-691-00467-4


Дорогие читатели если у Вас не получилось

скачать Галина Швайко - Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа: программа, конспекты

напишите об этом в комментарияхи и мы обязательно вам поможем.
Мы надеемся, что Вам понравилась книга и Вы получили удовольствие от чтения. В качестве благодарности можете оставить ссылку на наш сайт на форуме или блоге:) Электронная книга Галина Швайко - Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа: программа, конспекты предоставлена исключительно для ознакомления перед покупкой бумажной книги и не является конкурентом печатным изданиям.

Книга входит в комплект пособий по изобразительной деятельности в детском саду. В ней представлены программа и конспекты занятий по рисованию, лепке, аппликации с детьми 6-7 лет. Оригинальная авторская методика, основанная на глубоком знании особенностей дошкольного возраста, широком использовании игровых методов и приемов, позволит воспитателю достичь максимальных успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии творческих способностей.
Пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений.

3НАК0МСТВО С ИСКУССТВОМ-РАССМАТРИВАНИЕ НАТЮРМОРТОВ.

Программное содержание.
Познакомить детей с жанром живописи - натюрмортом, рассказать, что содержанием натюрмортов является изображение предметов природы и быта; формировать умение воспринимать различные средства выразительности (композиционный центр, расположение других предметов относительно центра, их форма, цвет, колорит, манера исполнения).
Материал.
Несколько репродукций натюрмортов с разным содержанием, среди них картины, на которых изображены плоды;
пейзажа И.Левитана «Золотая осень», жанровой картины «Ужин тракториста» А.Иластова или др.
Ход занятия.
Воспитатель помешает на доску репродукцию картины «Золотая осень» и картины, героями которой являются дети или взрослые.
Спрашивает, о чем первая картина, что на ней изображено. Подчеркивает, что художник Левитан изобразил осеннюю погоду (природу) в ясное солнечное утро. Па картине мы видим золотую рощу и синюю речку, луг, поле и даже далекую деревню. Большое пространство земли уместилось на картине.
Затем рассматривается жанровая картина, например «Ужин тракториста» Пластова, разбирается ее содержание. (Кто изображен на картине? Что они делают, где находятся?)
Педагог выставляет рядом четыре-пять натюрмортов. Спрашивает, что изображено на каждой картине. Говорит, что на картинах, которые дети рассматривали чуть раньше, были изображены природа и люди. «А что же изображено на всех этих картинах? Что их объединяет? Есть ли на них изображения лесов, полей, озер? Изображены ли люди, животные?» Делается вывод, что содержанием всех этих картин являются изображения цветов, плодов, посуды и других предметов, которые сеть в домах у людей. Такие картины называются натюрмортами.

ПРЕДИСЛОВИЕ.
ПРОГРАММА.
ЦИКЛЫ ЗАНЯТИЙ.
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ.
I ЦИКЛ. ОСЕННИЕ НАТЮРМОРТЫ.
II ЦИКЛ. ОСЕННИЕ ПЕЙЗАЖИ.
III ЦИКЛ. ПТИЦЫ.
IV ЦИКЛ. ДЫМКОВСКИЕ ИГРУШКИ ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ.
V ЦИКЛ. ЗДАНИЯ И ТРАНСПОРТ.
VI ЦИКЛ. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ.
VII ЦИКЛ. РИСОВАНИЕ ШТРИХАМИ.
VIII ЦИКЛ. ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ.
IX ЦИКЛ. ЦВЕТУЩАЯ ВЕСНА.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, подготовительная к школе группа, программа, конспекты, пособие для педагогов дошкольных учреждений, Швайко Г.С., 2002 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, старшая группа, программа, конспекты, пособие для педагогов дошкольных учреждений, Швайко Г. С., 2002
  • Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, средняя группа, программа, конспекты, пособие для педагогов дошкольных учреждений Швайко Г.С., 2006