Современные свадебные традиции и их значение. Свадебные ритуалы и обычаи

Сегодня свадьба уже не является комплексом сложных обрядов, как это было во времена наших предков. Мода и время меняют наше представление о свадебной церемонии и вносят свои коррективы. Однако некоторые свадебные обряды все же сохранились, хотя и в несколько «модернизированном» варианте.

Свадьба – это некое волшебное таинство, являющееся для каждого из нас важным событием в жизни. Она свидетельствует о приобретении семейного очага. В связи с этим существует огромное количество обрядов, традиций и примет. Любой свадебный обряд имеет свою историю и несет глубокий смысл. Тщательное соблюдение свадебных традиций являлось для наших предков в некоторой степени возможностью «повлиять» на будущую жизнь. Современные свадебные обряды являются лишь дополнением к свадебному застолью, большинство из нас даже не знает и не задумывается об их значении. В наше время свадьба является праздничным мероприятием, организованным в меру возможностей, представлений и знаний организаторов этого события.

Традиция знакомиться родителям друг с другом перед свадьбой дошла до наших дней. Обычно в этот день за празднично накрытым столом родители обсуждают организацию свадьбы и материальную сторону вопроса.

Также в наше время сохранилась традиция накануне свадьбы проводить мальчишники и девичники. Как правило, это вечеринка-прощание со свободной девичьей (холостой) жизнью, на которой присутствуют близкие подружки (друзья) невесты (жениха). Мальчишник и девичник проводятся в разных местах. Эта традиция не такая старая, как, например, обычай покрывать голову невесты фатой. Данному обряду уже несколько тысяч лет. Фатой покрывали голову и лицо невесты, в первую очередь, чтобы защитить от порчи и сглаза. К тому же фата символизирует чистоту, невинность, скромность и непорочность новобрачной. После церемонии заключения брака только муж вправе поднять фату.

Обряд выкупа невесты у подружек и родителей также соблюдается в наши дни. Сегодня это самая веселая, красивая и зрелищная часть свадьбы. Жениху предстоит преодолеть ряд испытаний, блеснуть интеллектом, силой и эрудицией, чтобы получить право обладать дамой своего сердца.

Обряд церковного венчания в наши дни снова возрождается. Все чаще влюбленные хотят соединить свою любовь не только перед общественностью, но и перед лицом Бога. Раньше после венчания молодоженов было принято осыпать зерном. Данное действо выступало в качестве пожелания богатства, прочности отношений, иметь много детей. Вместо зерна во многих странах сегодня используют рис, изюм, конфеты, деньги, лепестки роз, зерно или орехи. Значение этого обряда сохранилось. Только осыпать сегодня молодоженов могут при выходе из ЗАГСа (если не предусмотрено венчание в церкви). Дорогу из церкви до дома молодых было принято посыпать цветами. Данный обряд несколько напоминает языческий. В наши дни эту традицию соблюдают больше из-за ее красоты и торжественности момента.

Традиция на свадьбу надевать белое платье появилась относительно недавно, около двухсот лет назад, во время правления Екатерины. Изначально свадебное платье невесты на Руси должно было иметь красный цвет. Белый цвет символизирует чистоту и непорочность, поэтому свадебное платье белого цвета стало означать вступление девушки в новую жизнь. Именно белый цвет стал обязательной символикой свадьбы.

Обряд обмена новобрачными кольцами появился еще в Древнем Египте. Круг считался символом вечности, поэтому круглое кольцо стало символизировать бесконечное счастье и любовь между мужем и женой.

Сегодня принято, чтобы жених покупал обручальные кольца, свадебное платье и туфли для невесты, а родители невесты готовят ей «приданое» (постельное белье, полотенца, посуду, мебель). Конечно, сегодня бывает и так, что собирать приданое, в общем-то, и не нужно, поскольку у невесты итак уже все есть (квартира с мебелью и техникой и т.п.). Поскольку видеть невесту до свадьбы в свадебном платье – плохая примета, невеста может взять на себя покупку платья. Раньше невеста сама готовила себе приданое: шила, вышивала, готовила украшения. Свадебные туфли также покупала невеста на сбереженные средства, что демонстрировало родственникам ее хозяйственность и бережливость.

Зарегистрировав брак, молодожены с гостями едут на свадебную прогулку по памятным местам своего города или села.

После регистрации брака молодоженов по сохранившейся традиции родители жениха встречают хлебом с солью. Новобрачные поочерёдно откусывают или отламывают кусочек хлеба. У кого отломанный кусок будет больше, тому и быть хозяином в семье.

Поцелуй новобрачных заключает в себе сакраментальный смысл, он объединяет души молодой пары в единое целое. Прилюдный поцелуй жениха и невесты извещает присутствующих при этом действие о своем объединении в одну семью. Отношения молодых до бракосочетания имели целомудренный характер, поэтому очень важно, что поцелуй осуществляется в присутствии родителей и родственников.

Традиция красть невесту имела место еще у русских славян. Например, у вятичей и северян существовали игры под названием «межи селы», где во время игр, песен и плясок мужчины выбирали себе невест и уводили к себе в дома. Отсюда и пошла традиция похищать невест, которая символизировала прощание с родителями и отцовским домом и переход в дом жениха, в новую семью. Обычно кражей невесты занимались дружки жениха. Жениху необходимо было либо суженую, либо дать выкуп за нее. Современные свадьбы сохранили эту веселую традицию.

Традиция бросать свадебный букет пришла к нам совсем недавно из европейских стран. Все незамужние подружки невесты собираются в кучу, а невеста, встав к ним спиной, кидает букет. Считается, что та, которая поймает букет, скоро выйдет замуж. Подобный обряд существует и для друзей жениха, который, сняв с ножки невесты подвязку, бросает ее холостым друзьям. Тот, кто поймает первым, тот в ближайшем будущем женится.

Сегодня появилась традиция бить посуду на свадебном торжестве. Обычно это делается на счастье. Сегодня бьют бокал жениха или невеста, а также тарелки. По образовавшимся осколкам определяют, кто у пары родится первым: если осколки крупные, значит мальчик, если мелкие – девочка.

Новая свадебная традиция – связывать бутылки шампанского на счастье. Данное действо свидетели могут осуществить либо вначале, либо в конце свадебного пира. Первую бутылку молодые выпивают на первую годовщину семейной жизни, а вторую – в день рождения первого ребенка.

Ни одна свадьбе не обходится без свадебного торта (пирога, каравая), который символизирует изобилие, радость и удачу в семейной жизни. Его высота может самой различной, а вот форма обычно круглая.

Есть еще один современный свадебный обряд, согласно которого в полночь невеста, стоя в кругу танцующих подруг с закрытыми глазами, надевает свою фату на голову одной из них. Девушке, которой повезет, посчастливится в скором времени выйти замуж.

Очень красивая и романтичная традиция, которую все чаще соблюдают молодожены, – это традиция вносить невесту в дом на руках. Наши предки считали, что подобное действо защитит невесту от порчи и злых духов.

А еще сегодня молодожены любят отпускать в небо двух голубей, на лапы которых привязываю розовую и голубую ленточки. По ним и определяют, кто родится у пары первым. Обычно это делают на свадебной прогулке или перед зданием, где намечен свадебный пир. Кроме этого, существует масса других новых свадебных традиций: вешание замков с именами жениха и невесты на дерево или перила моста, битье бутылки шампанского на мосту и т.п.

Еще одной интересной и веселой традицией на свадьбах является одаривание молодоженов. Родители, свидетели и гости дарят молодым ценные и необходимые в быту вещи (технику, посуду, мебель и т.п.). При этом процесс дарения сопровождается интересными прибаутками, шутками и пожеланиями.

По традиции молодожены после свадьбы отправляются в свадебное путешествие , чтобы провести медовый месяц в романтической обстановке.

Несмотря на существующие обряды и традиции, только молодые вправе решать, соблюдать их нет на собственной свадьбе. Главное, что свадьба сохранила важное, сакральное значение - переход от свободной холостой к семейной жизни, со своими радостями и обязанностями.

Большинство нынешних праздничных традиций нашей страны имеют корни, уходящие глубоко в прошлое. Так и со свадьбой. Все самое захватывающее и впечатляющее: предложение, предсвадебные гуляния и сам процесс бракосочетания - все эти свадебные обычаи достались нам от предков. И именно это скрашивает процесс. То, что придумано в наши дни, к сожалению, не может похвастаться яркостью и незабываемостью проведения. И еще печальнее тот факт, что не все традиции предков дожили до наших дней.

Как это происходит в наши дни?

По сути, что такое современные русские свадебные обряды?

Обрисуем вкратце. Молодой человек делает предложение своей избраннице, в большинстве случаев отводя такие мероприятия, как "попросить у родителей невесты ее руки" и "получить родительское благословение" на задний план. А бывает, что и вовсе не прибегает к таким действиям.

После принятия невестой предложения жениха начинаются активные подсчеты, во сколько обойдется сие торжество. Подается заявление в ЗАГС, что позволяет определить точную дату свадьбы. Невеста, прибегая к помощи подружек, выбирает себе свадебное платье, украшения и туфли. За сам же сценарий свадьбы отвечает ответственное лицо - тамада. Обычно она не имеет родства ни со стороной жениха, ни со стороной невесты.

Непосредственно перед свадьбой проходят такие мероприятия, как мальчишник и девичник.

Ну и в завершение наступает этот день - свадьба. С визитом в церковь или без него, молодые на своем кортеже приезжают к дверям ЗАГСа, где и происходит основная церемония бракосочетания. И лишь после подписи обеих сторон брак считается действительным.

Как это было раньше?

Изначально не было единого русского народа, а только лишь различные племена язычников. Каждому из них были свойственны свои культурные обычаи. Естественно, что и свадебные обряды этих племен различались между собой. У полян наблюдалось особое почитание к брачным узам. Они приветствовали гармонию в доме и трепетно относились к созданию новой семьи в своей общине. Чего нельзя сказать, например, о древлянах. У них преобладало варварское отношение к данному вопросу. Свадебные обряды и обычаи казались им чуждыми. И для мужчины такого племени не считалось постыдным украсть понравившуюся ему девушку. Причем она могла быть как из чужого племени, так и из своего.

Со временем племена сближались и сплачивались. Таким образом, объединяя свои культуры в одну единую.

Языческий древний свадебный обряд представлял собой пляски возле идолов. Так наши предки почитали своих богов, тем самым, закрепляя брак. Танцы при этом сопровождались массовым обливанием водой, прыжками через костер и пением ритуальных песен.

Значительные перемены принесло с собой крещение Руси. Таким образом, язычество и христианство тесно переплелись между собой. Как бы церковь не пыталась искоренить проявления язычества, так ничего и не вышло. По сей день в наших традициях присутствуют его элементы.

Тем не менее, с приходом христианства стало обязательным в день свадьбы посещать церковь. Таким образом, брак считался освященным. В остальном же все было как прежде - пир, затягивающийся до семи дней, танцы и катание на санях.

Какое время считалось подходящим для проведения свадьбы?

Как и в наши дни, старинные свадебные обряды старались проводить в определенное время года. Чаще всего это делалось осенью и зимой, так как в данный период не было надобности заниматься сельскохозяйственными работами. В случае особенной надобности (например, незапланированной беременности невесты) свадьбу играли весной или летом. Но это было крайне редко.

Несмотря на это, дней для проведения торжества было не так много. Свадебные обычаи запрещали проводить венчание:

Во время поста;

Во время Святок;

В Пасхальную Седмицу;

На Масленицу;

В православные праздники.

Также было не принято заключать брак в мае.

Религиозно-магические действия во время свадьбы

Свадебные обряды на Руси славились своей суеверностью, в чем опять же немалая заслуга язычества. И считалось, что время свадьбы - это подходящий момент для нечистой силы. Чтобы уберечь молодых от ее воздействия, проводилось множество ритуалов. Таким образом, молодоженов защищали от дурного влияния духов, а также от порчи и сглаза.

Свидетели, коими являлись друзья молодых, были нужны для того, чтобы запутать нечистую силу. Так, по верованиям предков, нечисть не могла найти настоящих будущих супругов, что не давало ей исполнить свои грязные замыслы. Помимо того, что в отводе злых сил участвовали друзья и родственники молодых, для этого использовались и различные предметы-обереги. Например, фата невесты служила некой защитой от темных духов. Когда передвигались на санях, то специально заметали дорогу после себя, что тоже должно было сбить со следа злые силы.

Выполняя все вышеупомянутые меры, родственники и друзья обеспечивали супругам счастливый брак, достаток и здоровье. В случае если свадьба происходила у овдовевших ранее людей, то подобным традициям отводилось мало внимания.

Когда и как проводилась подготовка к свадьбе?

Со стороны невесты приготовления к будущей свадьбе начинались практически с самого ее детства. Ее учили готовить, шить и прочим домашним делам.

Кроме того, существовала традиция, заключающаяся в том, что к свадьбе невеста обязана была сшить по полотенцу каждому родственнику со стороны жениха. Самому же будущему супругу предназначалась рубашка, сотканная руками невесты. Отрез материала для сарафана и платок для головы предназначались матери жениха.

Кто делал выбор?

Как правило, выбор целиком ложился на плечи родителей молодых. Сватовство, смотрины и сговор также происходили под их контролем.

Если дети сами выбирали себе пару, то это считалось неуважением к родителям, и такие браки считались несчастливыми. Однако были случаи, когда родители одобряли выбор своего ребенка.

Молодые люди могли познакомиться на площадях, где часто проходили массовые гуляния. Девушки пели и танцевали. Парни играли на музыкальных инструментах (гуслях и балалайках), а также устраивали катания на лошадях, где демонстрировали перед прекрасным полом свою ловкость и смелость.

Приданое

Приданым называли имущество, которое прилагалось вместе с невестой после свадьбы. В основном, это были мебель, женская одежда и украшения, деньги (исключительно серебро и золото), а также скот и недвижимость. Приветствовалось, чтобы девушка была из обеспеченной семьи. В случае если семья не имела приданого, то его им обеспечивала сторона жениха.

Сватовство

Свадебные обряды на Руси отличались тем, что данное действие происходило без участия молодых. Это мероприятие, обычно, планировали на воскресенье или какой-либо другой праздничный день. Родители жениха брали с собой поверенного человека - сваху. Именно ей предстояло представлять интересы молодого человека перед стороной невесты. Она всячески расхваливала жениха и обсуждала приданое с родителями невесты. В завершение сваха брала за руки обе стороны и трижды проводила их вокруг стола, после чего они крестились перед иконами. Уходя, отец жениха назначал дату смотрин. Как правило, они проходили спустя неделю после сватовства.

Смотрины

Неделю до смотрин сторона жениха тщательно готовилась к данному мероприятию. Украшались сани, шились одежды и готовились подарки.

В доме невесты все проходило еще более трепетно. Будущая супруга должна была собственноручно провести уборку в той комнате, где соберутся гости. Доставались лучшие одеяния и готовились угощения.

Свадебные обряды на Руси не позволяли жениху участвовать в смотринах. Невесту осматривали его родители. Главной ее задачей являлось произвести впечатление скромной девушки.

После тог, как смотрины подходили к завершению, сторона жениха выходила во двор для совещания. Это было уже формальностью, так как окончательное решение было принято еще после сватовства.

Сговор

Этот важный пункт включал в себя каждый свадебный обряд в древней Руси. Сговор сопровождался более пышным застольем, нежели сватовство и смотрины. И во время его обеими сторонами подписывался договор. Таким образом, у наших предков происходила помолвка. В договоре прописывалась точная дата проведения свадьбы. И после того как подписи были поставлены, единственной причиной, что смогла бы нарушить обряд бракосочетания, была смерть кого-либо из молодых.

После того как договор был подписан, в комнату входила сестра (или подруга) невесты и вручала подарки каждому родственнику со стороны жениха.

Венчание

До принятия христианства языческие свадьбы заключались в уходе молодых из населенного пункта. В окружении своих сверстников (старших не должно было быть) они уходили на опушку леса. Там плели венки, пели обрядные песни и водили хороводы. Считалось, что, таким образом, молодых благословляет сама природа.

Когда языческие свадебные обряды вытеснила православная церковь, то стало обязательно заключать союз в храме.

Перед днем свадьбы невеста и ее подружки устраивали девичник. Они мылись в бане, пели песни и гадали о том, какая судьба ждет девушку в замужней жизни.

В день свадьбы сначала все собирались в доме жениха и пировали. Проводились различные обряды, контролируемые свахой. В целом, весь сценарий свадьбы принадлежал именно ей. После того как было подано третье блюдо, молодые и гости отправлялись в храм.

В храме батюшка благословлял брак, и отец передавал дочь ее, теперь уже, мужу. При этом ударял по дочери плетью, что означало родительский наказ слушаться и почитать своего мужа. Плеть передавалась ее супругу. Иногда этим и ограничивалось, но есть сведения, что некоторые свадебные обряды на Руси проводились путем хлестанья будущей супруги ее мужем. Ударяя ее плетью три раза, по поверью, муж делал жену покорной.

После длительного обряда в церкви, все возвращались обратно в дом жениха. Там и проводились остальное время гуляния. Русские свадебные обряды, как правило, проходили в три дня.

Ночью молодых провожали в их ложе и больше не беспокоили. Начиная же со второго дня гуляния, их могли спокойно разбудить среди ночи, одеть и вернуть к столу.

Ночную рубашку невесты проверяли на наличие лишения девственности. Если таковых пятен не имелось, то свадьбу могли разорвать, а девушку осмеять. Пятна на рубашке показывали гостям за столом, что служило хорошим показателем для невесты.

Где можно встретить подобные традиции в наше время?

Мало мест, где еще сохранились подобные традиции венчания. Однако в нашей стране еще есть земли, где люди, хоть и не полностью, сохранили старые обычаи. Так, например, свадебный обряд на Кубани вполне напоминает свадьбу, которую проводили когда-то на Руси. Казаки всегда славились тем, что почитали историю и традиции своего народа, тем самым сохранив его наследие для своих потомков.

Обычаи проведения свадьбы меняются вместе с течением лет. Каждый год молодые предпочитают отказываться от каких-то примет и ритуалов или же вспоминают свои корни и добавляют в торжество все новые и новые нюансы. Например, традиция обмениваться кольцами есть почти в каждом народе, от нее не отказываются по сей день. А вот христианский обычай встречать молодых иконой чтят не все даже в нашей стране, это личный выбор жениха и невесты.

Свадебные традиции и обычаи русского народа

Русское торжество бракосочетания – это целый ряд различных обычаев и примет. В давние времена люди свято чтили и соблюдали каждый ритуал.

Как сейчас у нас есть тамада или ведущий, наши предки так же выбирали человека- руководителя. Его называли дружкой, позже – тысяцкий. Он следил за соблюдением всех обрядов, тостами, поздравлениями. Иногда в качестве ритуального действа дружку или тысяцкого принято было ругать, а он должен был достойно отвечать на это.

В прошлые века ни один брак не был заключен без сватовства и сватов, которые решали различные вопросы. Сейчас этого уже нет, только если в шуточной форме. Жених с невестой сами решают, насколько они достойны друг друга и как будет проводиться торжество.

В традиции русской свадьбы входило также рукобитие, которое сейчас уже почти не встретишь. Родители молодых собирались и за распитием крепкого алкоголя обсуждали все нюансы свадьбы: где будет жить молодая семья, кто за что платит, как гулять свадьбу.

Конечно же, каравай по сей день себя не изжил. Многие до сих пор пекут свадебные караваи, которые должны обязательно попробовать жених с невестой. Раньше это угощение пеклось на огромное количество человек, поэтому диаметр хлеба достигал невероятных размеров. Сейчас эту роль частично исполняет торт.

Существовал на Руси и обряд сводов, который проводился еще до того, как молодые пойдут под венец. Это магическое действо призвано было сплотить молодую семью, обеспечить им долгие годы совместной жизни. Жениха подводили к невесте, соединяли их руки, связывали лентой или полотенцем и водили по кругу определенное число раз.

Невесты обязательно должны были плакать перед венцом, причитать и петь особые прощальные песни, в которых говорилось, как им не хочется уходить из отчего дома и как чудесно было в девичестве. При этом совершенно не важно, по душе ли девушке этот союз или нет. Плакать нужно было обязательно.

Традиции свадьбы в России: современность

Не все свадебные обычаи и традиции в России неукоснительно соблюдаются. Некоторые уже отжили себя, другие мы начали заимствовать из прочих стран. В результате получается целых комплекс трансформированных ритуалов.

Например, благословение родителей прижилось очень прочно. Даже если утреннее благословение перед свадьбой решают пропустить, то на самом банкете обязательно прозвучит тост от родителей, который будет звучать в духе благословения. Родительское слово всегда чтилось, молодым было важно знать, что этот брак одобрен.

Шуточный выкуп невесты пришел на замену самому настоящему выкупу, когда жених буквально отдавал деньги родителям девушки, чтобы жениться на ней. Сейчас это веселое действо призвано повеселить гостей, проверить силу и смекалку жениха. Все собранные деньги идут в бюджет новорожденной семьи.

Поездку в загс трудно назвать традицией, это скорее необходимость, которую нужно пройти, чтобы официально стать мужем и женой. Конечно, раньше на Руси загсов не было, было венчание. Сейчас некоторые молодые также предпочитают венчаться, чтобы их брак был заключен и перед богом.

Конечно, принято дарить свадебные подарки. Раньше это были вещи, необходимые в хозяйстве. Сейчас чаще дарят деньги на начало семейной жизни.

Свадебные традиции в России включают в себя . В далеком прошлой танец имел магическое значение. Вокруг молодых водили хороводы, и сами они кружились в определенном направлении. Таким образом прогоняли беды и злых духов. В наше время танец молодых – это часть банкета, когда жених и невеста показывают свои хореографические возможности под красивую музыку, развлекая гостей и показывая любовь друг к другу. Это может быть вальс, танго или что-то другое.

«Горько!» гости кричат с бокалом в руке не просто так, чтобы заставить новобрачных поцеловаться. Раньше это был знак, что в рюмках не вода, а действительно водка, «горькая».

Свадебный каравай: традиции

Хлеб всегда был особенно почитаем на Руси. А уж свадебный каравай и вовсе назывался оберегом. Его можно было хранить, брать с собой в дорогу, защищаться от сглаза.

Такой каравай выпекали только женщины, которые имели легкую руку и крепкий брак. Вдовы, разведенные и бездетные ни в коем случае не допускались до этого важного дела.

До нас дошла традиция встречать караваем молодых, а также делить его, чтобы узнать, кто в доме будет главенствовать.

Этот круглый хлеб обязательно украшался различными символами: кольцами для крепкого брака, колосьями пшеницы для богатства, листочками и лепесточками для здоровых детишек.

Его нужно было разделить между всеми гостями. Никто не должен уйти со свадьбы, не попробовав каравай. Кусочек также уносили домой и делили между всей семьей, которой не довелось побывать на свадьбе. На него даже совершались заговоры, которые и наделялись магическим значением.

Современные новобрачные предпочитают покупать готовые или заказывать караваи. Однако самые умелые пекут их сами, что считается особой честью.

Традиция на свадьбе: семейный очаг

Это очень волнительный и красивый обряд, который пришел к нам из самой древности. Молодые любят его за красоту и романтичность, но он имеет и символическое значение.

Суть этого ритуала в том, что родители жениха и невесты зажигают свечу и передают ее молодым, а вместе с тем произносят напутственное слово, как нужно хранить уют и тепло в семье.

Чаще всего современные молодожены покупают специальную красивую свечу, чаще красного цвета. А родители зажигают ее огнем своей свечи под красивые слова ведущего. После этой церемонии очаг остается у новобрачных. Говорят, что в трудные времена можно зажигать его, и в семью вернется мир и покой, а все беды пройдут стороной. Зажигать его могут как мамы или папы, так и все родители вместе.

Таким образом не только передавался опыт старших поколений, но и объединялись две семьи, два рода. Зажигая свечу, родители принимали обоих супругов как свои детей и давали обещание любить их и помогать советом.

Традиции армянской свадьбы

Армения, как и любая другая страна, менялась с течением времени. Одни обычаи отходили на второй план, другие же остаются неизменными по сей день.

Как и на Руси, в Армении обязательно свадьбе предшествовало сватовство. Раньше жених не принимал в нем участия, приходили только сваты. Затем уже стало принято брать и жениха.

Сваты приходили после наступления темноты, чтобы скрыться от глаз соседей. Ведь отказ мог сильно снизить рейтинг несостоявшегося мужа. Мужчины всегда считались главнейшими, поэтому сваты всегда были мужского пола. Отец никогда не выдавал свою дочь с первого раза, это считалось позором. Будто невеста чем-то ущербна, поэтому ее хотят отдать поскорее.

Отказывать в лицо было непринято. Существовало множество иносказаний, которые означали либо «Мы подумаем, зайдите еще раз», либо «Нашей невесте другой жених нужен».

Обязательно давалось приданное за невестой. И чем больше приданного, тем завиднее невеста. Но этот обычай уже устарел. Сейчас в знак уважения сторона жениха говорит, что никаких денег не нужно, они желают лишь, чтобы эта девушка стала членом их семьи.

Армянские свадьбы обычно справлялись поздней осенью или ранней зимой. На это есть множество причин. Во-первых, урожай уже собрали, а значит еды много. Во-вторых, организм после лета укреплен и полон сил, а значит и дети будут рождаться крепкими и здоровыми.

Торжество всегда пышное, громкое с бесчисленным количеством гостей. Это и по сей день так. Приглашают всю родню, даже дальнюю, чтобы никого не обидеть. Раньше гостей созывали музыкой, а самых уважаемых жителей приглашали с особыми почестями.

Гости со стороны будущего мужа старались подарить как можно больше золотых украшений. Ведь именно так и нужно показывать благосостояние рода.

Обязательно на свадьбе присутствовали макары – вооруженные крепкие молодые парни, которые выполняли роль телохранителей. Они защищали всю процессию и жениха в частности.

Еды всегда было много, а танцы не прекращалась. Стороны соревновались в том, что больше рад и весел. Никто не должен уступать в танце другому.

Свадебные традиции и обычаи в Беларуси

Белорусская свадьба похожа на нашу, исконно русскую. Обязательно было сватовство, причем здесь приметы играли настолько важную роль, что, завидев черную кошку, сваты могли вернуться. На сватовство брали с собой подарки, угощения, чтобы задобрить родителей невесты.

Женились чаще в конце лета, в начале осени, когда заканчивался сбор урожая. А вот в середине января, по белорусским обычаям, свадьбы запрещены.

Перед вступлением в брак будущая жена устраивала девичник, на котором прощалась со своими незамужними подругами. Они плели венки. У невесты должен быть самый пышный, красивый и тугой венок.

Молодую наряжали в чужом доме неподалеку от дома жениха. Считалось очень плохой приметой переводить девушку через дорогу в день ее свадьбы. Ей надевали подвенечное платье, заплетали тугую косу. (или платок) надевалась в самый последний момент.

Обязательно был выкуп, шуточный и веселый с играми и стишками.

После приезда жениха, руки будущих супругов вкреплялись платком, их несколько раз обводили вокруг стола с белой скатертью. После чего угощались и ехали в храм венчаться.

После венчания новоиспеченная семья должна была объехать семь мостов и посетить могилу предков. Эти традиции живы до сих пор. Новобрачные стараются побывать на семи мостах, чтобы жених перенес на рукам невесту через каждый из них. Вместо могилы предков часто посещают мемориалы, братские могилы.

После прогулки все провожали молодых домой. Порог был особенным местом. Его часто ассоциировали со смертью, поэтому муж обязан был нести свою жену на руках через порог, а гости осыпали их зерном.

Уже в доме с молодой супруги снимали фату, отдавали старшей подружке, чтобы она тоже вышла замуж в скором времени. На голову новобрачной надевали простой платок, символизирующий женскую долю, роль в семье.

Многие традиции сохранились по сей день, другие же трансформировались. Но выкуп, каравай и девичник всегда имели и имеют большое значение в свадебном обряде.

Свадебные обряды и традиции в Украине

Свадебный украинские традиции мало чем отличаются от исконных русских. Но в них больше языческих нюансов. Мы рассмотрим только самые интересные и необычные украинские обряды.

  • Воровство девушек. Во время танца вполне можно было украсть девушку, даже из богатой семьи, а потом жениться на ней, если она не против, конечно. От парня требовалось немало смелости и ловкости, чтобы унести свою добычу как можно дальше от дома и там продержать не менее суток. Если его найдут раньше, не сносить ему головы. А вот после 24 часов его прощали, если похищенная не желала за него идти, или женили, если оба были согласны.
  • Девичье сватовство. Не было запрещено девушкам свататься к понравившемуся молодому человеку. Отказывать ей было нельзя. Такое сватовство применялось только в очень редких случаях, если девушка была обманута парнем. Так она могла себя защитить.
  • Освобождение путем брака. Долгое время на украинской земле существовал обычай не казнить осужденного, если какая-то девушка пожелала стать его женой. Осужденных женщин это тоже касалось. Есть поверье, будто однажды казака повели на казнь, ему навстречу вышла девушка и пожелала стать его женой. Но взглянув на нее, молодой человек пожелал скорее быть повешенным, чем жениться на ней.
  • Женили всегда по старшинству. В семье, где несколько детей одного пола, в брак вступал сначала всегда старший и никак иначе. Средние и младшие обязаны были ждать своей очереди. Ведь если более молодая сестра выйдет замуж раньше, это будет оскорблением для старшей. Ее уже могли и не взять.
  • По языческой традиции, можно было жениться и весной, когда природа расцветает, а не только осенью после сбора урожая.

  • К языческим символам можно отнести и свадебную веточку, которая обозначала красоту невесты. Ее запекали в тесте и ставили на праздничный стол. После торжества все подружки и дружки отламывали от нее по кусочку.
  • Украинские свадьбы всегда широкие, шумные, на них алкогольные напитки льются рекой. По этой причине детей даже старшего возраста на такие празднества не брали.

Традиции татарской свадьбы

Татарские свадебные торжества отличаются от русских по понятным причинам: татары – мусульманский народ. Однако есть у нас и немало общего. Например, сватовство и .

Одним из интересных мусульманских обычаев является обряд никах. По сути это то же самое венчание. Мулла дает молодым советы и наставления, а также благословляет их. Пока не будет совершен никах, жених не должен оставаться наедине со своей избранницей.

Выкуп у татар не шуточный, а самый настоящий, когда семья жениха отдаем калым за будущую жену. Тамада на таких свадьбах также присутствует, но его не нанимают, а выбирают среди гостей самого веселого и смелого. В настоящее время ведущего предпочитают все же нанимать.

Конечно, среди праздничных блюд должен быть традиционный плов, а среди сладостей медовый чак-чак.

Существует и специальный брачный домик, где находится брачная постель. Ее тщательно освещали. Все гости касались ее и клали монетки на блюдце. После чего в этом доме оставались лишь старшие женщины и невеста. Они поучали молодую, как нужно встретить мужа.

Когда все гуляния завершены, проводились особые конкурсы и игры, в которых жених доказывал, насколько он силен и умен. Только после этого он получал право остаться с новоиспеченной супругой наедине.

В день свадьбы принято также ходить в баню. Гости и жених мылись, после чего муж надевал новую чистую одежду, которую сшила ему невеста.

Как и причитания невест на Руси, у татарского народа есть так называемые «ласкания». Молодая жена садилась спиной к гостям и пела песни о тяжелой женской доле. Гости же подходили, утешали ее и гладили по спине.

Раньше, если жених не отдал сразу весь калым, он помог навещать свою жену не чаще раза в неделю до выплаты полной суммы. Современные свадебные традиции татар таких мер не предполагают.

Свадьба в Индии: традиции

Индийский народ больше кого бы то ни было чтит свои обычаи с древних времен. Местные жители стараются соблюдать все ритуалы и обряды, чтобы обеспечить молодым долгую и счастливую жизнь.

Мы привыкли думать, что индийское торжество – это песни и пляски в духе любых фильмов. Это тоже имеет место быть, но в большей мере это духовное таинство. Обряд под названием виваха связывает две семьи воедино, а также накрепко сплетает две души на следующие семь жизней. Поэтому так важно соблюсти его правильно.

Свадьбу организовывают и оплачивают родители невесты. Саму молодую наряжают в красивое сари красного цвета и украшают особым образом. Цвет и покрой праздничной одежды может разниться в зависимости от района Индии.

Прическа у невесты может быть только одна – тугая длинная коса. Распускать волосы прилюдно индийской женщине запрещено. Перед свадьбой волосы девушки тщательно мылись и смазывались драгоценными маслами. После чего заплеталась коса.

У будущей жены есть и особый макияж. Это черная подводка для глаз, которая делает взгляд более таинственным. Маленькая красная точка на лбу, называемая бинди, равнозначна обручальному кольцу, как и колечко в левой ноздре. Это признак замужней женщины.

Индийская свадьба длится 4-5 дней. Все это время проводится множество различных обрядов, ни один из которых нельзя пропустить.

Одним из основных качеств невесты считалось (и считается по сей день) целомудрие. Женщину сравнивали с полем, а мужчину – с его владельцем. Первый, кто вспахал поле, владеет им по праву, а также всем, что растет на нем. Поэтому браки с девушками, которые потеряли девственность, считались бессмысленным занятием. Получается, что жених украл жену у кого-то другого, эта женщина и все ее дети принадлежат не ему.

Сейчас, как во многих других странах, молодая семья уезжает на машинах, но раньше невесту увозили на украшенном слоне или лошади, а все гости провожали их песнями и танцами.

Итальянская свадьба: традиции

Италия – это всегда безудержное веселье, шумные игры, танцы и обилие вина.

Считается, что обычай переносить невесту на руках через порог пришел именно отсюда. Ведь если невеста споткнется о порог дома, это предрекает множество бед и неприятностей.

Помимо танца молодых, невесте еще нужно станцевать отдельно, продемонстрировав свои хореографические навыки. Начинает она обычно одна, а потом к ней присоединяются гости, которые просто не могут усидеть на месте.

Основное правило итальянских свадеб – все должно быть весело. Гостей обычно много, это родственники, близкие и дальние, друзья, семьи друзей, друзья семьи друзей и т.д.

К итальянцы также относятся очень ответственно. До сих пор для них это не просто отдых. Чтобы жизнь молодых была счастливой и богатой, сладкой, им положено первые две недели после свадьбы есть мед, что они и делают.

Одним из интересных обрядов является распиливание бревна молодыми супругами сразу после свадьбы. Причем пилить надо вручную. Это символизирует крепкий союз и сотрудничество новобрачных. Стоит добавить, что у итальянцев не принято жениться рано. Брак в 30-35 лет у них считается ранним.

Цыганская свадьба: обычаи и традиции

Те ассоциации, которые возникают у вас при представлении цыганского веселья, как нельзя лучше подходят под определение свадьбы.

Цыганский народ совершенно не жалеет денег и сил на свадьбу, так как она считается самым важным событием в жизни. Поэтому кто бы ни женился, гуляют все и угощают всех прохожих.

Сватовство происходило интересными образом. Дети еще могли быть малышами, а их родители уже договорились о свадьбе. Когда дети достигали определенного возраста, договоренность о браке обязательно соблюдалась. Можно даже обмениваться невестами, если у двух семей есть сын и дочка. В этом случае и выкупа не нужно, так как это обоюдовыгодное решение.

Если у юноши нет денег на выкуп или его любимая предназначена другому, он мог ее украсть.

На торжестве гости –мужчины и женщины не могли сидеть вместе, для них предполагались разные столы. Первая брачная ночь должна проходить не после застолья, а во время. Молодых уводили в шатер, где никого не должно быть, кроме них самих. Когда на подносе выносили рубашку невесты, начиналось особое веселье. Родители поздравляли друг друга, гордились своими детьми.

Если невеста была невинна, ей дарили дорогие подарки. Если же нет (что бывало очень редко), ее родители должны были возместить все расходы на свадьбу.

Американская свадьба: традиции

Всем нам знакомы обычаи свадебного американского торжества из фильмов и сериалов. В США не принято . Если устраивать торжество по всем правилам, придется оплатить помолвку, репетицию, саму свадьбу, а также фуршет во время медового месяца.

Оттуда пришел обычай делать предложение оригинально и красиво, чтобы потом можно было рассказать друзьям и подругам. Сватать совсем не обязательно. Влюбленные сами все решают, а потом лишь сообщают эту радостную новость остальным. Репетиция не всегда необходима, но ее иногда устраивают, чтобы познакомить гостей и создать благоприятную атмосферу.

Шуточные церемонии регистрации брака в Америке неприняты. Чем больше романтики, тем лучше. Считается, что на самой церемонии гости должны плакать, а уже на банкете смеяться.

Чтобы семейная жизнь удалась, у невесты должно быть что-то голубое, что-то одолженное и что-то новое во время церемонии.

В США гораздо чаще венчаются в церквях, чем у нас, даже если пара не является сильно верующей. После церемонии жених выносит невесту на руках, их осыпают лепестками и рисом.

Второй день свадьбы: традиции

Не все новобрачные хотят отмечать второй день. Однако свадебный обряд в русских традициях предполагает, что на следующий день после свадьбы должно быть веселье и продолжение банкета. Раньше свадьбы гуляли неделю, теперь принято праздновать только два дня. От этого обычая вполне можно отказаться, если так пожелают молодые.

На Руси второй день был обязателен. Новорожденная семья принимала гостей, угощала их. Молодая жена демонстрировала свои умения как хозяйки. Иногда ей в шутку мешали, рассыпали мусор, переворачивали ведра. А первый блин подавался с сюрпризом, в него подмешивали уксус или уголь. Гость, съевший такой блин, все равно должен был хвалить хозяюшку и дать ей денег за хлопоты.

Конечно, были и ряженые. Все веселились, придумывали костюмы, чем смешнее, тем лучше. Ходили по улицам, угощали прохожих водкой.

Такие обычаи царят не только в России. Так, например, у дагестанцев тоже принято на второй день приглашать родственников в дом и угощать их. Молодым продолжали дарить подарки. А молодая супруга обязана была танцевать с любым желающим.

У казахов же, наоборот, молодожены должны посещать всех родственников, а те их угощали и дарили подарки.

Существуют отдельные племена на острове Борнео, где второй день далеко не так весел. У них медовый месяц – это суровое испытание. Три дня после свадьбы молодые не имеют права сходить в туалет. Чтобы это выдержать, им приходится почти не есть и не пить. И только если оба справятся, им будет дарована счастливая и долгая совместная жизнь.

Как мы видим, свадебные традиции народов мира отличаются друг от друга, но неизменно одно: все обряды и ритуалы призваны скрепить молодую семью на долгие годы.


Каждое поколение имеет свои обычаи и традиции, которые передаются от матери к дочери, от отца к сыну. Считается, что выполнение определенных ритуалов дает возможность изменить жизнь к лучшему.

Каждый новый день человек встречается с тем, что даже не по своей воле, а по привычке, выполняет некоторые действия, которым еще бабушка учила.

День свадьбы таит в себе множество обрядов, которые молодожены непременно должны выполнить, иначе семейная жизнь их будет скомканной. Их не так уж и мало. Но самых основных молодые должны придерживаться.

Основные свадебные приметы

  • Кот или кошка может предсказать невесте ее будущее. Например, если он чихнет, то его хозяйка будет жить в счастливом браке.
  • Перед тем, как войти в свой новый дом невесте, ее мама должна вымыть там полы. Чтобы легче жилось молодой в новом доме.
  • Непогода, которая сопровождается дождем или снегом в свадебный день, сулит молодым богатство и удачу в будущем.
  • Перед тем, как молодые зайдут в совместное жилище, на пороге оставляют открытый замок. После того, как молодожены его переступили, его намертво закрывают. Такой замочек можно повесить на мост, или же выкинуть в реку вместе с ключами.
  • Невеста в день своей свадьбы является существом незащищенным от злых духов. А порог считается местом, где нечистые духи обитают. По этому, жених всякий раз переносит свою даму на руках через порог.
  • Первый, кто ступит на порог дома, ковер Загса и церкви, будет главным в семье.
  • После церемонии бракосочетания молодых осыпают пшеницей, конфетами, деньгами, лепестками роз. Тогда жизнь молодых будет богатой, сладкой и счастливой.
  • Свадебный каравай обязательный атрибут на свадьбе. Не съев ни кусочка такого каравая, жених с невестой по обычаю не считаются мужем и женой. Тот, кто больше отщипнет от каравая, будет головой семьи.
  • Перед свадебным банкетом родители молодых дают паре бокалы с шампанским. Те, выпив напиток, обязаны разбить посуду. Если осколки крупные, первенец будет мальчиком. Если мелкие девочка.
  • Чтобы жить в согласии и гармонии, перед входом в новый дом, супруга должна разбить на пороге тарелку. Вместе с мужем она должна переступить через разбитую посуду в новый дом.
  • Две наряженные бутылки шампанского на свадебном столе у новобрачных хранятся на счастье. Первая выпивается через год после свадьбы, а вторая в день рождения первенца.
  • Если у невесты есть незамужние сестры, выходя из своего дома, она должна легонько потянуть за краешек скатерти на столе.
  • Если у невесты есть незамужняя подруга, молодой нужно угостить девушку сыром в своем доме.
  • На одежде молодых весь свадебный день должна быть прикреплена булавочка от сглаза.
  • Монетка в туфле у жениха принесет новой семье достаток в будущем.
  • Свадебное платье должно быть длинным. Его нельзя одевать через ноги. Иначе брак продлится недолго.
  • Свои обручальные кольца нельзя никому давать примерять. В день свадьбы, кроме свадебного кольца, на невесте не должно быть больше никаких ювелирных украшений.
  • Машины из свадебного кортежа должны постоянно сигналить. Такие действия защищают новобрачных от нечистой силы.
  • Та, кто поймала букет невесты, вскоре должна выйти замуж.

Как проходит стандартный свадебный день

Все начинается с мальчишника и девичника. Невеста обязана поплакать на девичнике. А так же у себя на свадьбе. Тогда девушка не будет плакать всю свою дальнейшую жизнь.

Раннее утро свадьбы начинается с выкупа невесты. Жених со своей гвардией, выполняя разные задания и поручения, должен доказать, что ему невеста действительно нужна. Такая традиция берет корни еще со времен процветания племен. Тогда же сутью таких действий являлось исключение кровосмешения.

После церемонии бракосочетания молодые отправляются на прогулку по красивым местам. Как правило, их возит машина. Она должна сильно сигналить и гудеть, а гости должны кричать и аплодировать. Это отпугнет злые силы от молодой семьи.

Традиция выпускать в небо голубей сохранилась до сих пор. Сейчас это просто красивый свадебный ритуал. А раньше так узнавали пол первенца. Привязывали к лапкам птиц голубую и розовую ленту. Тот, кто первый взлетит, символизировал пол ребенка.

Перед свадебным ужином родители обязательно встречают своих детей с караваем на вышитом полотенце. Напутствие родителей является важной частью свадебного торжества. А дегустация каравая и битье посуды определяет главу семьи, пол первенца и насколько счастливым будет брак.

Осыпание молодоженов сладостями и пшеницей наполняет дальнейшую их жизнь счастьем и достатком.

С криками «горько», гости настраивают молодых на поцелуй. Раньше же этим словом подтверждали то, что невеста, обойдя всех гостей с подносом, действительно угощала их водкой. После выпитой рюмки, гость должен положить на поднос деньги и поцеловать невесту в щеку.

На протяжении всего дня среди гостей обязательно должны быть дети. Чем больше детей в этот день радуются за молодоженов, тем удачней и красивей жизнь они проживут.

Удивительные свадебные традиции мира

В каждой стране есть свои обряды и традиции. Мы привыкли к своим и считаем их вполне обычными действиями во время свадьбы. А вот традиции разных народов мира нам кажутся странными:

  1. Японские молодожены во время свадьбы должны пить их традиционную рисовую волку. Выпить содержимое рюмки молодые должны ровно за 9 глотков.
  2. После произнесения клятвы, жених должен накинуть на свою суженую клетчатую накидку, и прикрепить ее к одежде супруги серебряной булавкой.
  3. Греческая традиция сбора денег отличается от нашей: во время танца гости прикрепляют к одеждам новобрачных купюры.
  4. На брачном ложе молодых, перед первой супружеской ночью, дети должны попрыгать.
  5. Африканская пара законно считается супружеской, если они вместе перепрыгнут через метлу.
  6. Также новоиспеченная супруга должна подмети двор мужа. Только тогда она считается его законной женой.
  7. В одном индейском племени свадебный наряд невесты обязательно должен состоять из 4 разных оттенков. Цвета наряда символизируют стороны света.
  8. В Англии пара влюбленных считается супругами только после того, как невеста откроет свадебный сундук в церкви. Вся сложность обряда состоит в том, что этот сундук очень тяжелый.
  9. Немецкие парни, перед свадьбой, обязаны подмести ступеньки городской ратуши.
  10. В Нигерии традиционно все родственники невесты должны ударить жениха палкой.
  11. Но самой необычной традицией является чеченская. Во время свадебного банкета мужчины сидят отдельно от женщин. А невеста стоит в углу зала. Гости вместо «горько» кричат «принеси воды», девушка должна выполнить просьбу.

Современные свадебные ритуалы

Что запрещает модернизировать свадебные традиции? Это вполне возможно. Тем более новые красивые ритуалы придают свадьбе шарма и праздничности.

  1. Во время выездной церемонии молодожены завязывают узелки на ленте или веревке. Такие манипуляции символизируют верность в браке и вечную любовь.
  2. Красивой традицией современных свадеб является произнесение слов молодых друг другу. Они клянутся в вечной любви верности при всей родственниках и близких.
  3. Необычным ритуалом, который символизирует создание нового крепкого союза, является посадка дерева.
  4. Папа сопровождает свою дочь к алтарю. Такая традиция очень красива и трогательна.
  5. «Танцы» с песком. Высыпание разного цвета печка в один сосуд символизирует соединение двух семей в одну.

Как сто лет назад, так и сейчас большинство людей верят в то, что соблюдение свадебных обрядов и традиций подарит молодым семейное благополучие и любовь. Имеют ли такие традиции силу, никто доказать не может. Но выполняя их в свадебный день, торжество обретает некий магический шарм и необычность.

О свадьбах языческой Руси известно крайне мало. По мнению русского историка Н.М. Карамзина, древние славяне обычно покупали себе жен и как такового свадебного обряда не знали. От невесты требовалось лишь доказательство ее девственной непорочности.

Статус жены приравнивался к статусу рабыни: на нее было возложены все заботы по хозяйству и воспитанию детей. При этом женщина не могла ни жаловаться на мужа, ни противоречить ему, высказывая полную покорность и послушание. После смерти мужа славянка обычно сжигала себя на костре вместе с его трупом. Живая вдова бесчестила все семейство.

Летописец Нестор оставил свидетельства того, что нравы и обычаи древних славян разнились от племени к племени. Так, поляне отличались кротким и тихим нравом, уважали священные узы брака, который считали святой обязанностью между супругами. В семьях полян господствовали мир и целомудрие. Напротив, радимичи, вятичи, северяне и особенно древляне обладали диким нравом, жестокостью и необузданностью страстями. Они не знали браков, основанных на взаимном согласии родителей и супругов. Древляне просто уводили или похищали приглянувшихся девиц. У радимичей, вятичей и северян вместо свадеб существовали "игры межи селы" ("игры между полей"), во время которых мужчины выбирали себе невест и безо всяких обрядов начинали с ними жить. Кроме всего прочего, среди древних славян было широко распространено многоженство.
Со временем обрядовая жизнь языческих славян усложнилась, обросла многочисленными верованиями и ритуалами, вокруг которых строился их каждодневный быт.

Пантеон славянских богов постоянно расширялся, включая все новые и новые самобытные и заимствованные божества.
Особым уважением среди молодых людей пользовался бог веселья, любви, согласия и всякого благополучия — Ладо (Лада).

Во время игрищ и плясок у воды, посвященных этому божеству, было распространено умыкание невест, которое, как правило, происходило по предварительному сговору. Новобрачные приносили жертвенные дары богу любви.
Помимо добровольного умыкания невест, у славян периода разложения первобытнообщинного строя появились такие брачные обряды, как плескание водой, вождение вокруг дуба, покупка жен и др.

До самого начала нашего столетия в свадебном обряде русских ясно прослеживались две резко различавшиеся части: церковный обряд "венчания" и собственно свадьба, "веселье" — семейный обряд, уходящий своими корнями в далекое прошлое. Иерархи православной церкви в своих посланиях и в XVI в., и в первой половине XVII в. продолжали порицать все элементы народного свадебного обряда как "волхования", не имеющие ничего общего с христианской религией, но, по-видимому, не только не запрещали, а даже предписывали священникам принимать ближайшее участие во внецерковной части обряда.

Сами высшие церковные иерархи занимали важные места в свадебном поезде и за пиршественным столом. Даже в церкви наряду с обрядами предписываемыми правилами православного богослужения, совершались в присутствии духовных лиц действия, этими правилами не предусмотренные. Например, новобрачный пил вино из стеклянного стакана, который затем разбивал, а осколки растаптывал.

В церкви после совершения православного обряда, когда руки новобрачных уже были соединены над алторем, невеста падала жениху в ноги, прикасаясь головой к его обуви, а тот накрывал ее полой кафтана. Из церкви жених и невеста уезжали порознь — каждый к своим родителям. Здесь их осыпали житом, и празненство как бы начиналось сызнова: невеста пировала со своими родичами, а жених со своими.

Вечером невесту привозили в дом отца жениха, но и там она не снимала покрывала и не разговаривала с женихом в течение всего свадебного пира, который длился три дня. Только по прошествии трех дней молодые супруги уезжали в свой собственный дом, где давали общий заключительный пир.

В обрядах русской свадьбы причудливо переплетались действия, связанные с языческими верованиями и христианской религией. К ним можно отнести, например, множество действий оберегающих участников свадьбы от враждебных сил. Эти действия должны способствовать благополучию брачущихся, деторождению, приумножению достатка в хозяйстве, приплоду скота. Желая сохранить невесту от сглаза, оборачивали ее рыболовной сетью, втыкали в ее одежду иголки без ушек, чтобы нечистая сила запуталась в сетях и напоролась на иголки. Чтобы обмануть темные силы во время сватовства изменяли путь, ехали окольными дорогами, подменяли невесту и.т.д. От порчи и злых духов уберегались с помощью воздержания от произнесения слов и от еды. Были обряды, обеспечивающие молодым многодетность и богатство. К ним относили осыпание молодых зерном или хмелем, сажание на шубу выветренную вверх мехом. Для укрепления связи молодых друг с другом смешивали вина из стаканов молодых, совместные еду и питье, протягивали нити от дома невесты к дому жениха, связывали руки жениха и невесты платком.

Свадебный обряд сложился как развернутое драматизированное действо, включающее песни, плачи, приговоры и присказки, заговоры игры и танцы. В форме причетов невеста прощалась с родным домом, своим девичьем головным убором и девичьей косой. Как во всяком драматическом произведении в свадебном обряде был свой постоянный состав действующих лиц — "чинов", исполнявших определенные традицией роли. Центральными фигурами были жених и невеста. Невеста должна была выражать благодарность родителям за то, что они ее "вспоили и вскормили". А с момента сватовства до отъезда в церковь невеста горько оплакивала свою девичью жизнь. Активными участниками свадьбы были родители жениха и невесты, ближайшие родственники, крестные родители, а также сваты, тысяцкий, брат невесты, дружка, девушки-подружки невесты и др.

Дружка (дружко) — представитель жениха — главный распорядитель на свадьбе, следил за тем, чтобы обычай соблюдался так, как его понимала община. Он должен был уметь балагурить и веселить участников свадьбы. В помощь дружке избирали подружье, в помощь тысяцкому — старшего боярина. В южнорусском обряде назначались каравайници готовившие обрядовый каравай. Каждый персонаж свадьбы отличался своей одеждой или каким-то дополнительным ритуальным элементом ее. Обычно это были полотенца, ленты, платки, венки.

Невеста в дни предшествующие свадьбе и в дни самой свадьбы, несколько раз меняла одежду и головной убор, что означало перемены в ее состоянии: сговоренка, т.е. просватанная, княгиня молодая — до венца, молодуха после венца и брачной ночи. Жених также именовался князем молодым, а за тем просто молодым. Он не менял одежды, но имел свои символы — цветок или букетик на головном уборе или на груди, платок полотенце на плечах. В день свадьбы жених и невеста одевались нарядно и по возможности во все новое.

Тема брака постоянно присутствовала в жизни подрастающего поколения. Например, вся добрачная жизнь девушки была подготовкой к замужеству. Поэтому ее приучали к заботам будущей матери и хозяйки. Буквально с рождения мать начинала готовить ей приданное. К 16-17 годам девушка становилась невестой. Важным моментом в предбрачной обрядности были общественные "смотры" ("смотрины") невест. Они помогали найти подходящую невесту, выяснить экономическое положение ее семьи, узнать о поведении и характере. Родители старались подобрать "ровню". Смотрины устраивались в весенне-летние гуляния и на святки, обычно приурочивая их к престольным праздникам, а также на Крещенье.

Обычно недели через две или через месяц после смотров мать жениха, взяв с собой сестру или замужнюю дочь, отправлялась сватать ту девушку которая, которую облюбовала на общественных смотринах.

Важное место в предбрачной жизни молодежи занимали девичьи гадания о замужестве, апогей которых приходился на святки. Задумав женить сына, родители начинали искать ему невесту, узнавали, у кого есть "девушка на выданье". Желание сына учитывалось, но не всегда было решающим, т.к. девушка должна была отвечать требованию родителей. Засидевшихся девушек, (обычно в возрасте 23-25 лет) считали "перестарками", "вековухами" и женихи избегали их, думая, что они с пороком. Такое же недоверие и подозрение вызывали засидевшиеся в холостых молодые люди (бобыли, перестарки).
Первые браки обычно заключали с соблюдением всех обычаев и обрядов свадебного ритуала. Так же праздновались свадьбы вдовых мужчин с девушками, ранее не состоявшими в браке. Браки же вдовых и холостых мужчин с вдовами не сопровождались свадебными обрядами.

Время свадеб определялось земледельческим календарем — обычно свадьбы играли в свободные от сельскохозяйственных работ период. Существенное значение имел церковный календарь, т.к. в посты свадеб "не играли". Большинство браков приходилось на осень, от Покрова (1 октября) и до Филилипова заговенья (14 ноября), а так же на зиму от Крещения до Масленницы. В некоторых местах все же сохранялась древняя традиция играть свадьбы весной, на Красную горку, после Пасхи.
Традиционный русский свадебный цикл как бы разделялся на три основных периода: предсвадебный, собственно свадьбу и послесвадебный.
Первый период начинался негласным семейным советом — "сходом" в доме жениха. В нем участвовали родители и родственники жениха. Сам жених в сходе участия не принимал. На сходе обсуждали имущественное положение невесты, ее поведение и здоровье, родословную.

Начальный период свадьбы состоял из сватовства, сговора, осмотра хозяйства жениха, смотрин невесты, богомолья, рукобитья и запоя. Существовало несколько способов сватовства, например, родители жениха ехали в дом невесты и начинали переговоры. В других случаях в дом невесты засылали сваху или свата, и они спрашивали разрешения приехать с женихом и его родителями. Обычно сватами были духовные родители жениха — крестный отец или мать, или же кто-нибудь из родственников.

Иногда прибегали к помощи профессиональных свах. Для сватовства выбирали легкие дни, избегая постных: понедельника, среды и пятницы. Во многих местах свахи брали с собой палку, кочергу или сковородник с целью "выгрести девку". Посещение сватов повторялось 2-3 раза, а то и более. Первое посещение рассматривалось как "разведка". Родители невесты накрывали на стол: ставили хлеб, соль, зажигали лампады и свечи.

После согласия на замужество дочери определялась величина кладки, т.е. количества денег, даваемых родными жениха на покупку нарядов для невесты и на свадебные расходы, а так же размеры приданного (личного имущества невесты состоящего из одежды и обуви — его называли еще сундуком или корабьем).

Через два — три дня, после выказанного общими сторонами согласия породниться, но еще до окончательного решения, родители и родственники невесты осматривали хозяйство жениха. От того насколько оно понравиться зависело продолжение или прекращение "дела". Если осмотр хозяйства жениха заканчивался благополучно, то через несколько дней "сторону жениха" приглашали на смотрины невесты, где она показывалась во всех своих платьях и проявляла наличие всех своих трудовых навыков — пряла, шила и.т.д. Невеста на этом этапе имела право отказаться от жениха. Чаще всего смотрины заканчивались пиром. После пира подружки невесты провожали жениха до дома. Он приглашал их к себе и щедро угощал.
Заключительным этапом первых переговоров был сговор, проходящий в доме невесты через два — три дня после смотрин. Невеста после сговора называлась "сговоренкой".

Успешные переговоры на сговоре заканчивались, как правило, рукобитьем. Отец жениха и отец невесты, как при торговых сделках подавали друг другу руки, обернутые в платки или полы кафтана. После рукобитья и пира, который нередко продолжался всю ночь, утром отворяли ворота, чтобы каждый мог зайти и посмотреть на жениха и невесту.
Богомолью придавалось особое значение — "Богу помолись, значит, дело сватовства закончено". После благословения жених и невеста трижды целовались и обменивались кольцами — обручались. Достигнутое на сговоре согласие сторон обычно заканчивалось совместным пиршеством — запоем.

После сговора начинали период подготовки к свадьбе. Он мог длиться от одной — трех недель до месяца и более. У сговоренки менялся образ жизни и внешний вид. Она почти не выходила из дома (в отличие от жениха) и причитала. Считалось, чем невеста больше плачет, тем легче ей будет жить в семье мужа.

Последний день перед свадьбой именовался девичником, где невеста порывала со своей девичьей жизнью, свободой и своим родом. Как правило, девичник состоял из целого комплекса обрядовых действий: изготовление красоты (ударение на О), расплетание косы, мытье в бане, прощание с красотой (волей) и передача ее подругам, угощение участников обряда женихом. В некоторых местностях в последний день в доме жениха устраивался молодешник, на котором жених прощался со своими товарищами и с холостой жизнью. В этот же вечер родню жениха отправляли с подарками в дом невесты. Если жених ехал сам, его сборы сопровождались особыми ритуалами и наставлениями. Вслед за женихом уезжали его гости. Невесту тоже наряжали, нарядившись, невеста умывалась водкой (вином) и садилась с подругами ждать жениха. Вскоре (к часам 9-10 вечера) приезжали сваты. На девичник жених привозил корзину с туалетными принадлежностями, а иногда и подвенечное платье, а подругам дарил ленты. По окончании стола, перед уходом жениха невесту прятали. Жених искал ее среди подруг, ему подсовывали старух, пока он не давал подругам выкуп.
К свадьбе пекли специальный обрядовый хлеб — каравай. В русской свадьбе хлеб олицетворял жизнь, достаток, благополучие и счастливую долю. Приготовление свадебного хлеба и его раздача занимали важное место в свадебном обряде.

День свадьбы был кульминацией всего свадебного действа. В этот день в домах жениха и невесты совершались ритуалы, подготавливавшие их к бракосочетанию и выражавшие согласие и благословение семьи на этот брак. После венчания, уже в доме новобрачных, исполнялись обряды, приобщающие молодую к новому хозяйству и положению замужней женщины.
Утро проходило в хлопотах и приготовлениях к венцу. Невесту одевали, возможно наряднее. Когда жених приезжал, с него требовали выкуп, за право проехать и войти в дом невесты. Затем родители благословляли дочь и отпускали в церковь, вслед за этим в дом жениха обычно привозили приданное.

Существовало несколько вариантов поездки к венцу. По одним — невеста и жених ехали в церковь вместе, по другим — врозь. Благословив своих детей, родители передавали в распоряжение дружки и свахи (сами родители в церковь не ездили). Дружко выйдя во двор с женихом (если жених ехал из своего дома) и поезжанами (другими участниками свадьбы) ходил по двору с иконой, а сваха, стоя на повозке рассеивала хмель. Обойдя три раза с иконой вокруг, дружко испрашивал у всех присутствующих благословение жениху на брак. После этого отправлялись в церковь. На прощание желали: "Дай Бог под злат венец стать, дом нажить, детей водить". Жених ехал торжественно, привесив к дуге колокольчики, лошадей жениха покрывали белыми полотенцами. Невеста же приезжала в церковь без особого шума, с одним повоздником ("плаксой"). Перед венчанием они сходились, в чьей нибудь избе и здесь жених брал невесту за руку, обводил ее три раза вокруг себя, слегка дергал косу, как бы показывая, что невеста лишается своей воли и должна подчиниться воле мужа. Обычно свадебный поезд выезжал нечетом, т.е. нечетным количеством лошадей.
В среднерусских губерниях, напротив, дружки с буйством разгоняли встречных. Выезжая со двора, поезжане поздравляли друг друга с "молодецким выездом".
Погода в день венчания имела особое значение. Считалось, если "снег и дождь на свадебный поезд — богато жить", "дождь на молодых — счастье", "вихрь с пылью на встречу поезду — не к добру", "красный день свадьбы — жить красно, да бедно", "метель на свадебный поезд — богатство выдут".

Обряд венчания состоял из обручения и возложения брачных венцов — собственно венчание совершаемое священником. Во время обручения священник спрашивал у жениха и невесты об их обоюдном и добровольном согласии вступить в брак и надевал кольца.
Церковное венчание давало юридическую силу. Однако брак с венчанием, но без свадьбы не поощрялся.

Венчание сопровождалось множеством магических обрядов: было принято перед женихом и невестой разметать дорогу по церкви веником, под ноги брачущихся расстилали платок или полотно и бросали деньги, чтобы избежать "голой жизни". Жених и невеста старались наступить друг другу на ногу, и тот, кто успевал это сделать первым, имел "верх" в семейной жизни. Строго следили, чтобы между женихом и невестой никто не прошел (дабы никто из них не нарушил супружеской верности). Стоя перед венцом, невеста крестилась "покрытой" т.е. не голой рукой (чтобы богато жить). Много поверий было связано с венчальной атрибутикой: кольцом, свечами, венцами. Считалось, что уронить во время венчания обручальное кольцо "не к доброму житью". А тот, кто под венцом свечу выше держал, "за тем и большина" (главенство в семье).

Венчальные свечи старались задувать разом, чтобы жить вместе и умереть вместе. Подвенечную свечу берегли и зажигали при первых родах.

После венчания в церковной сторожке или ближайшем доме, невесте заплетали две косы и укладывали вокруг головы — "окручивали молодую по бабьи". Свахи жениха невесты, заплетавшие косы плели на перегонки, — чья сваха первая заплетет косу, такого пола будет первенец. После этого молодой надевали женский головной убор — повойник. Этот обряд знаменовался переходом невесты в группу замужних женщин.
В доме молодого новобрачных ждали. Женщины — односельчанки выходили встречать свадебный поезд к околице, завидев его, начинали петь песни. Встречающие у дома, родственники и гости стреляли вверх из ружья, молодых обсыпали хмелем и зерном, у ворот раскладывали огонь и переводили их через него. Родители благословляли новобрачных — отец иконой, мать хлебом и солью. В некоторых местностях хлеб разламывали над головами молодых и каждый и каждый из них должен был хранить его до конца жизни. После благословения молодые кланялись в ноги, стараясь сделать это одновременно, чтобы жить дружно. Их усаживали за стол, на лавки, покрытые шубами, приговаривая: "шуба тепла и мохната, — жить вам тепло и богато". Обычно свекровь или кто-то из родни жениха с помощью ухвата, сковородника раскрывали молодую невесту, т.е. снимали с нее покрывало (позднее фату). Затем здоровались с ней и подносили подарки.

Первый стол обычно назывался "свадебным". Молодые, хотя и сидели за ним, но ничего не ели. В честь молодых произносили поздравления и пожелания. Вскоре их уводили в другое помещение и кормили ужином. Затем молодые снова возвращались к поезжанам. К этому времени накрывали второй стол, называемый "горным". На этот стол приезжали родственники новобрачной. Их встречали у крыльца, подавая каждому по рюмке водки.
Приехавшие рассаживались за столом по старшинству — мужчины с одной стороны, женщины с другой. За горным столом молодая одаривала родственников мужа, кланялась им, обнимала их и целовала. Тогда же она должна была назвать свекра — батюшкой, а свекровь — матушкой. Во время пира девушки пели песни. По окончании стола молодые, выйдя, падали родителям в ноги, чтобы те благословили их на брачное ложе.

Его устраивали в каком нибудь не отаплиевом помещении: в хлеву или конюшне, в бане, в отдельной избе. Брачную постель стелили с особым тщанием. Иногда рядом с брачной постелью клали какие-нибудь орудия крестьянского или ремесленного труда с тем, чтобы у новобрачных рождались сыновья и были хорошими работниками. Молодых обычно провожали дружка и сваха. Проводы сопровождались музыкой и шумом, вероятно, такое оформление имело значение оберега. Сваха и дружка осматривали постель и помещение, чтобы не было каких-нибудь предметов, способных навести "порчу" на молодых, и, дав последние советы и наставления, желали им счастья и благополучия. Молодых угощали вином. Спустя час или два, а в некоторых местах и ночь, приходили будить и поднимать молодых.

Обычно этот обряд совершали те же, кто и провожал их на брачную постель, и вели новобрачных в избу, где продолжался пир. Молодые принимали поздравления. Во многих местностях было принято демонстрировать окровавленную рубашку новобрачной. Если молодая оказывалась непорочной, ей и ее родне оказывали большие почести, если же нет, то подвергали всяческому поруганию.

Во многих местностях обряды, связанные с "бужением" сопровождались баней. Ее топили подружье, свахи, дружки, крестные. Проводы в баню проходили с шумом, песнями и музыкой. Перед молодыми разметали дорогу вениками. Впереди процессии шел дружка и нес разукрашенный и покрытый платком веник. Со временем обряд второго дня постепенно стал заменяться обливанием водой, валянием молодых в снегу, даже просто посещения нетопленой бани. После бани молодые катались по селу, заезжая в дома родственников и приглашая их на следующее застолье.
Застолье второго дня называлось — "сырный стол". Во время сырного стола совершалось разрезание сыров. Дружко по старшинству вызывал сначала родственников молодой, затем молодого и просил их принять угощение от молодых — водку и закуску, и положить что-нибудь "на сыры".
Наиболее распространенным обрядом второго и третьего дня было первое посещение новобрачной источника или колодца, во время которого молодая обычно кидала в воду деньги, кольцо, краюшку хлеба отрезанную от венчального каравая или пояс.
Другим, не менее распространенным обрядом, были пояски ярки. Родственники молодой приходили в дом ее мужа и заявляли о пропаже девушки. Начинались поиски. К ним выводили новобрачную. Они признавали ее за свою, но после осмотра находили много изменений и отказывались от своих прав.

Продолжающиеся свадебные гуляния старались разнообразить всякого рода играми и забавами. Распространенным обычаем второго дня было ряженье. Ряженые одевались в вывернутые шкуры. Рядились в разных зверей, цыганами, солдатами. Иногда мужчины одевались в женскую одежду, а женщины в мужскую.
Третий день обычно был заключительным. Нередко в этот день устраивали испытания молодой. Заставляли ее разжигать печь, готовить, мести пол, но при этом всячески мешали, — разливали воду, опрокидывали тесто, испытывая ее терпение. Избавить молодую от всех испытаний мог только муж, угостив всех водкой.

Одним из ответственных и достаточно распространенных обрядов было посещение зятем тещи ("хлебины"). Молодого теща угощала блинами и яичницей. Нередко в этот приезд зять демонстрировал свое отношение к ней, зависевшее от того сумела ли она воспитать дочь, и сохранить ее целомудрие или нет. После угощения зять разбивал посуду о пол. Во многих деревнях посещение тещи заканчивалось подачей разгонного пирога, означавшего коней свадебного гуляния.

Обычно свадебные торжества продолжались три дня, у богатых длились дольше. Специальных обрядов в эти дни не совершали, как правило, повторялись различные развлечения, шли застолья с угощением, то в доме молодой, то в доме мужа.
Крестьянский свадебный обряд послужил основой городского.

В условиях города он значительно изменился, как в целом, так и в деталях. К середине XIX в. в ритуалах горожан наблюдались общие и специфические черты, отличающие их от крестьянской традиции: ослабление магии элементов, усиление роли профессиональных свах, большее распространение брачных контрактов, изменения в ритуальной пище и порядке застолий, замена плясок танцами, а фольклорного репертуара городскими песнями. Это позволяет говорить об уже сложившихся городских формах свадебной обрядности.
Примерно с 80-х годов XIX в. под воздействием нарастающей демократизацией общественной и культурной жизни России произошли изменения в социальных и бытовых отношениях горожан, что так же сказалось и на свадебном обряде.

Октябрьский переворот 1917 г. и последующее за ним объявление войны религии подвергли нападкам, осмеянию и запретам традиционный свадебный обряд. В течение всего советского периода существовали как бы две основные формы свадебного обряда: официальная (государственная) и традиционная.