Сельские престольные праздники. Традиции и современность. Беседа с историком Алексеем Новожиловым. Престольный праздник - что это значит? Важнейшие даты христианского календаря Что такое престольный праздник

Самым торжественным и радостным днем, отмеченным в Календаре Русской православной церкви, является Пасха. Кроме того, годовой цикл включает в себя много различных праздников, разделенных на группы в соответствии с их значением и особенностями. Это дни, отмечаемые всеми православными россиянами. Однако есть и праздники, по случаю которых торжества устраиваются лишь в отдельных храмах. Называются они престольными. Именно о них пойдет речь в данной статье.

Престольный праздник - что это значит?

В каждом православном храме имеется престол (буквально - особый стол), находящийся внутри алтаря и освященный в честь какого-либо святого или важного события священной истории. Во дни их поминовения и устраиваются храмовые, или, иначе говоря, престольные праздники. В Церкви этот обычай был установлен вскоре после крещения Руси, и на протяжении многих столетий неукоснительно соблюдается. По традиции, в торжествах принимают участие как члены данного прихода, так и гости, съезжающиеся, чтобы разделить общую радость.

Поскольку многие храмы имеют по два-три придела (а порой и более), то, соответственно, и алтарей с престолами в них несколько. В этих случаях престольные праздники проводятся в них не один раз в год, по количеству имеющихся престолов, освященных в честь разных исторических событий и святых. Характерно, что в крупных населенных пунктах, где имеются несколько храмов, в торжествах участвуют одновременно не все жители, а лишь члены одного или нескольких «приходов-именинников».

Молебны в домах прихожан

На Руси с давних пор повелось, что наряду с Пасхой и прочими торжественными днями церковного календаря, главными событиями года являлись престольные праздники. Что это значило для православного люда, можно узнать из описаний торжеств, оставленных их очевидцами и участниками. В сельской местности было принято после окончания литургии обходить крестным ходом все деревни, входящие в данный приход. Совершалось это необычайно торжественно, с иконами и хоругвями, которые несли особо уважаемые люди, именовавшиеся «богоносцами».

В отдельных случаях, особенно если приход был невелик, настоятель церкви вместе со своим немногочисленным клиром еще за несколько дней до начала торжеств посещал дома прихожан и в них служил молебны перед семейными иконами храмовых святых. При этом батюшка окроплял святой водой жилище своего прихожанина, его надворные постройки, колодец, скот и весь принадлежащий ему земельный участок.

Поскольку считалось, что после такого окропления на дом и всех, кто в нем живет, непременно сойдет Божье благословение, то в преддверии храмового праздника было много желающих залучить к себе священника и тех, кто его сопровождал. Было принято заранее выставлять у ворот накрытый белой скатертью стол, на который ставили ковш с приготовленной для освящения водой. Такие визиты, сопровождавшиеся молебнами, были в радость не только хозяевам домов, но и самим священникам, поскольку за труды их одаривали деньгами и продуктами. Когда же батюшка, совершив весь положенный обряд, покидал двор, семья приступала к праздничной трапезе.

Гулять так гулять!

Обязательным элементом православных престольных праздников являлись прием и угощение гостей, среди которых могли быть не только родственники, но и соседи, а порой и совершенно незнакомые люди, случайно оказавшиеся у ворот. Торжества же организовывались с размахом, что, вообще, характерно для русского человека. Недаром говорится: «Гулять так гулять!»

Известно, что вплоть до конца XIX века в России было принято в течение целой недели отмечать каждый из зимних престольных праздников. Что это значит - нетрудно догадаться. Торжества, начинавшиеся в храме под строгое пение церковного хора, скоро перемещались в дома, где за трапезой, сопровождавшейся обильными возлияниями, приобретали более чем свободные черты. На следующий день все повторялось снова, и так продолжалось до конца недели.

Отличие зимних и летних празднеств

Лишь с наступлением XX века количество праздничных дней сократилось до двух или трех. Исключение составил лишь Нижегородский уезд, где вплоть до революции сохранялся обычай начинать торжества в тот день, на который выпал по календарю данный праздник, и продолжать до конца недели, сколько бы дней для этого ни потребовалось.

Но такое веселье даже в прежние времена допускалось только зимой, когда крестьяне отдыхали от полевых работ. В страдную же пору все обстояло иначе. Торжества по случаю престольных праздников, как правило, ограничивались одним днем, а в тех случаях, когда обстоятельства заставляли крестьян торопиться, проходили в сокращенном варианте - с обеда до вечера или с захода солнца до утра. Ничего не поделаешь - хлеб насущный ниспосылал Господь, но выращивать его приходилось самим.

Особенности городских торжеств

В городах престольные праздники устраивались так же торжественно. Крестные хода вначале огибали здание собственного храма, затем территорию прихода и, наконец, направлялись к соседям, если у тех также в этот день имелся престол, освященный в честь данного святого или события. Нередко к «имениннику» двигались процессии из соседних приходов, неся поздравление с престольным праздником.

К этим торжествам готовились еще за несколько дней до их наступления. Обязательно подметали дворы и улицы. В храмах наводили порядок, чистили оклады икон, а по возможности старались подновить резьбу и позолоту на церковной утвари. В храмах Москвы и других крупных городов было принято подсвечивать плошками с установленными на них факелами колокольни и лицевые фасады.

Многодневное веселье

Всеми перечисленными выше делами занимались мужчины, у женщин же в преддверии престольного праздника также было полно забот. В обязанности входила уборка дома, выпечка хлеба и пирогов, а также приготовление всяческих угощений. Пиво обычно варилось в каждом доме, а вино и водку закупали, причем в весьма изрядном количестве, поскольку обычай требовал в эти дни «подносить чарочку» всякому заходящему в избу, будь то прохожий, земляк или просто нищий. Всех надлежало накормить и напоить.

Любопытна и такая деталь: если престольный праздник храма отмечался жителями сразу нескольких деревень, то столы, собранные в складчину, накрывались поочередно в каждой из них, из-за чего торжества могли затянуться на две недели. Об этом известно из хроник, составленных во второй половине XIX века жителями Новгородской, Костромской и Вологодской губерний. Та же картина наблюдалась и в Сибири. Начав общее гулянье в одной из деревень, прихожане после двух - трех дней застолья переходили в другую, а затем в третью и т. д.

Досадные недоразумения

К несчастью, следование этому обычаю далеко не всегда заканчивалось добром. Что это значит? Престольные праздники, особенно проводимые в деревнях, нередко сопровождались крайне неумеренными возлияниями и превращались из религиозных торжеств в банальные пьянки. Это вызывало резкое нарекание со стороны церковных властей, прилагавших усилия для вразумления своей паствы, но бессильных перед устоявшимися обычаями.

Праздничная торговля

Во многих районах России бытовала традиция приурочивать к престольным праздникам ярмарки и базары. Их обычно посещали после церковной службы и последующей трапезы. Особенно распространено это было в Волжской губернии и Сибири. Описания таких ярмарок-праздников можно встретить в произведениях А. М. Горького, Н. С. Лескова, Д. Н. Мамина-Сибиряка и многих других классиков русской литературы.

С тех пор как на Руси стали торжественно отмечать календарные дни поминовения святых, а также важнейших событий священной и церковной истории, сложилась определенная культура проведения праздничных гуляний. Из года в год было принято устраивать их на одних и тех же местах, которыми обычно являлись церковные площади с примыкающими к ним улицами, околицами, загородными рощами, лугами, высокими берегами рек и т. д.

Большое скопление празднично настроенного народа всегда открывало широкое поле деятельности для разного рода мелких торговцев, товар которых пользовался неизменным спросом. Нарасхват шли дешевые пряники, конфеты, семечки, орехи и всевозможные сорта кваса. Гулянья, в которых принимала участие главным образом неженатая молодежь, часто затягивались до утра и давали повод для тех самых нареканий со стороны духовенства, о которых говорилось выше.

Возрождение традиции

В наши дни, когда после долгих десятилетий атеистического гонения Церковь вновь обрела свои прежние позиции, не утратили своего значения и престольные праздники, однако форма их проведения претерпела некоторые изменения. Прежним остался весь цикл праздничных богослужений, установленных церковным каноном. Также сопровождаются они крестными ходами, хотя и не столь продолжительными.

В наше время их маршрут обычно пролегает вокруг храма и редко выходит за пределы церковной ограды. Прежними остались взаимные поздравления, а вот массовые гулянья и связанные с ними застолья ушли в прошлое. Обычно дело ограничивается скромной и приличной во всех отношениях трапезой, устраиваемой настоятелем для клира и наиболее активных членов прихода. Новым же веянием стало проведение во дни престольных праздников различных мероприятий, включающих в себя демонстрацию фильмов православной тематики, выступление фольклорных коллективов и самодеятельности. Особенно широко это практикуется в храмах Москвы.

Престольные праздники у западных христиан

В заключение отметим, что аналогичные праздники существуют и у христиан Западной Европы. Наиболее характерным примером может служить немецкий «Кирмос», также устраиваемый во дни поминовения какого-либо из святых. По форме проведения он весьма близок к своему российскому аналогу. Богослужение также включает в себя крестный ход, маршрут которого пролегает по окрестным деревням. Затем следует обед и танцы. Обычно такие праздники длятся от 2 до 4 дней, сопровождаются всякого рода потешными состязаниями - бегом в мешках, танцами с флагами, рукопашными поединками между парнями и т. д. Их завершающим звеном бывает, как правило, маскарад.

Подобный же пример можно видеть и в Чехии, где престольные праздники носят название «Посвицени», что в переводе означает «освящение». Проводятся они не круглый год, как у нас, а с конца лета и до предрождественского периода, называемого Адвентом. В целом ход торжеств близок к нашему, но его отличительной чертой является обычай посещения кладбищ и совершения на них особой службы по умершим.

Престольный (храмовый) праздник - это праздник православной общины, члены которой объединяются вокруг какого-то одного православных храма. Типичны факты празднования часовенных праздников в качестве престольных, особенно если часовня построена на месте явленной иконы. Престольными с течением времени становились и обетные ("обещанные", "заветные") праздники.

Уже сами названия - храмовые, престольные - говорят о том, что эти праздники отмечаются в дни памяти тех святых угодников православной церкви, в честь которых возведен храм или часовня. Название храму дает его главный престол. В церковной традиции престол как бы являет собой "небесное место селения Господа Вседержителя" и одновременно - Гроб Христов, так как на нем возлежит плащаница и совершается таинство евхаристии. По названиям главного престола и боковых приделов храма именуются и престольный праздник. Из них около трети соотнесены с основными догматами христианства: Престольные праздники Воскресенские, Троицкие, Спасские. Эти праздники были и остаются самыми почитаемыми в русском народе. Такая же характеристика относится к Престольным праздникам и просто праздничным дням во имя Богородицы. Примерно около трети православных храмов освящены, и соответственно прихожане празднуют Престольные праздники во имя Богородицы; из них больше всего посвящено Успению, затем Покрову, далее - Благовещению и Рождеству Пресвятой Богородицы. Популярны в народе и Престольные праздники в честь Богородичных икон, особенно иконы Казанской Божьей Матери. Остальные Престольные праздники чаще всего соотносятся с архангельскими чинами (как правило, во имя архангела Михаила - Михайлов день), пророками (чаще всего Ильи-пророка - Ильин день), в честь апостолов (как правило, ап. Петра и Павла - Петров день). Среди Престольных праздников во имя св. угодников преобладают праздники во имя архиепископа Николая Мирликийского - Николин день весенний и зимний (см. Николая Угодника день).

Престольные праздники продолжают занимать прочные позиции в структуре этнических связей. Прежде всего, они остаются своего рода праздниками патронимических гнезд, т. е. семей, объединенных разной степенью родства, которые по традиции собираются для празднования Престольного праздника в одно родовое гнездо из разных мест проживания. Если рассматривать церковный приход как локальную экстерриториальную единицу, то в течение 20 века Престольные праздники играли объединяющую роль, укрепляя чувство "духовной оседлости" и любви к отчему краю ("отеческим гробам").

Л. А. Тульцева

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 388-389.

Храмовые праздники имеют давние традиции в нашей культуре, они торжественно отмечаются каждый год во многих сёлах и городах нашей страны.

Суть престольного праздника - чествование покровителя Христианской Церкви и распространяется на празднование покровителя отдельно взятой церкви. На молдавском языке престольный праздник или храмовый праздник называется Hram. Это слово имеет славянские корни.

В Молдове известно несколько видов престольных праздников: храмовый праздник населённого пункта, церкви, монастыря, дома, семьи и т. д.

Престольный праздник семьи или дома устанавливается при венчании. Молодожены выбирают святого, которого хотят почитать как покровителя своего дома, и названный святой становится покровителем молодой семьи. Так как свадьбы и венчания обычно устраивают в дни больших религиозных праздников, молодые выбирают, как правило, в качестве покровителя святых, празднуемых в этот день: Арх. Михаила, Св. Николая, Св. Георгия, Св. Иоанна, Св. Димитрия, и других. Жених и невеста приносят в церковь икону выбранного святого - будущего покровителя. После венчания икону вешают в жилой комнате новой семьи. Покровителя семьи выбирают на всю жизнь, поэтому часто его называют и покровителем дома. Каждый год семья готовится заранее ко дню своего святого покровителя: наводится порядок в доме и на приусадебном участке, готовятся различные блюда и напитки для праздничного стола. В большинстве городов и сёл этот день начинается с богослужения в церкви за здравие семьи и продолжается приёмом гостей и собственно празднованием. В последнее время престольный праздник дома празднуют не только представители старшего поколения, но и молодые семьи. Эта традиция соблюдается как в сёлах, так и в городах.

Престольный праздник монастыря празднуется в честь святого покровителя главной церкви, даже если на территории несколько церквей. В этот день в монастырь приходит много верующих, паломников, чтобы присутствовать на службе, совершаемой собором священников. Затем всех присутствующих приглашают на трапезу, приготовленную монашеской общиной.

Престольный праздник церкви связан с именем святого покровителя, которого называют при освящении места для строительства данного храма. Считается, что этот святой будет защитником святой обители и жителей всего города или села. Храмовый праздник села ежегодно отмечается в большинстве населённых пунктов страны, обычно, в день Престольного праздника церкви, построенной в селе первой - главного Храма села. По традиции, на Храм гостей не приглашают, хотя встречают их с радостью. В день празднования в гости приходят друзья, родственники, соседи из других сёл, с которыми устанавливались добрососедские отношения.

В народе считают: если соблюдать обычай празднования этого дня, святой покровитель защитит их от несчастий. Если в городе несколько церквей и у каждой есть свой покровитель, то престольный праздник посвящается только одному святому покровителю. Например, в Кишиневе много церквей и соборов, но храмовый праздник города отмечается 14 октября , в честь Покрова Божией Матери.

В старину храмовый праздник села отмечали три дня, поэтому появилось выражение: «На престольный праздник три дня стоять оглоблей телеги к дому и ещё три дня - оглоблей к воротам». Сегодня Храм празднуют один день.

За несколько дней до праздника хозяйки начинают подготовку дома - белят, убирают, запасают продукты для праздничного стола, который в каждом селе имеет свои особенности. На храмовый праздник люди идут к святой литургии, после которой раздают милостыню.

В этот день молодежь устраивает гулянье, танцы, приглашая известных музыкантов. На гулянье идет всё село, здесь встречаются, общаются, приглашают друг друга в гости.

Храмовый праздник как культурный феномен является проявлением традиции гостеприимства, характерного для нашего культурного пространства. Основываясь на исторических документах, можно утверждать, что этот праздник является постоянным атрибутом молдавской культуры на протяжении последних нескольких веков. Празднование храмового праздника является культурной моделью, общей для всех жителей нашей страны.

Православие. Словарь-справочник

Престольный (Храмовый) праздник

день, в который отмечается праздник или память святого, во имя которого освящен храм или придел храма.

Религии народов современной России

Престольный (храмовый) праздник

это праздник правосл. общины, члены к-рой объединяются вокруг какогото одного правосл. храма. Типичны факты празднования часовенных праздников в качве престольных, особенно если часовня построена на месте явленной иконы. Престольными с течением времени становились и обетные («обещанные», «заветные») праздники.

Уже сами названия храмовые, престольные говорят о том, что эти праздники отмечаются в дни памяти тех св. угодников правосл. церкви, в честь к-рых возведен храм или часовня. Название храму дает его главный престол. В церк. традиции престол как бы являет собой «небесное место селения Господа Вседержителя» и одновременно Гроб Христов, т. к. на нем возлежит плащаница и совершается таинство евхаристии. По названиям гл. престола и боковых приделов храма именуются и П. п. Из них ок. трети соотнесены с осн. догматами христ-ва: П. п. Воскресенские, Троицкие, Спасские. Эти праздники были и остаются самыми почитаемыми в русском народе. Такая же характеристика относится к П. п. и просто праздничным дням во имя Богородицы. Примерно ок. трети правосл. храмов освящены, и соответственно прихожане празднуют П. п. во имя Богородицы; из них больше всего посвящено Успению, затем Покрову, далее Благовещению и Рождеству Пресвятой Богородицы. Популярны в народе и П. п. в честь Богородичных икон, особенно иконы Казанской Божьей Матери. Остальные П. п. чаще всего соотносятся с архангельскими чинами (как правило, во имя архангела Михаила Михайлов день), пророками (чаще всего Ильи-пророка Ильин день), в честь апостолов (как правило, ап. Петра и Павла Петров день). Среди П. п. во имя св. угодников преобладают праздники во имя архиепископа Николая Мирликийского Николин день весенний и зимний (см. Николая Угодника день).

П. п. продолжают занимать прочные позиции в структуре этнических связей. Прежде всего, они остаются своего рода праздниками патронимических гнезд, т. е. семей, объединенных разной степенью родства, к-рые по традиции собираются для празднования П. п. в одно родовое гнездо из разных мест проживания. Если рассматривать церк. приход как локальную этнотерриториальную единицу, то в течение 20 в. П. п. играли объединяющую роль, укрепляя чувство «духовной оседлости» и любви к отчему краю («отеческим гробам»).

Престольный праздник

Престольный праздник. Водосвятие. Первая четверть XX в.

Престо́льный (хра́мовый) пра́здник - праздник в память святого или события, которому посвящён сельский храм или его приделы . Это праздник местного значения, отмечаемый жителями деревни или церковного прихода (рус. храмовый, часовенный, придельный, приходской, съезжий, гулёвый праздник, престол ; укр. празник, храм ; болг., макед. селска служба/слава, църквена слава, черковна служба ; серб. сеоска слава ; славон. prostem dani ). У русских старообрядцев престольными праздниками считались важнейшие даты христианского календаря или дни памяти святых, в которые освящались молельные дома.

Престольный праздник наряду с Пасхой считался одним из главных годовых праздников и отмечался во всех деревнях прихода. Если праздник отмечался несколькими деревнями, - то организовывался он обычно по очереди каждой деревней. На селе в складчину варилось пиво и готовился общий стол. В этот день любому гостю были рады - старались накормить и напоить от души. Обычно родственники и друзья ходили друг к другу в гости. Иногда престольные праздники отмечались не один день.

В больших приходах Вологодской, Костромской, Новгородской губ., а также в Сибири престольный праздник могли длиться одну-две недели, в течение которых праздник по установленной очереди «переходил» из одной деревни в другую. Каждое селение принимало гостей в «свой» день .

К престольным праздникам часто приурочивались ярмарки .

Примечания

Литература

  • Белова О. В. Праздник престольный // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого ; . - М .: Международные отношения , 2009. - Т. 4. - С. 240-241. - ISBN 978-5-7133-1312-8 .

Ссылки

  • // Энциклопедия "Русская цивилизация"
  • Престольные праздники // Современная энциклопедия

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Престольный праздник" в других словарях:

    Престол (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. престольный праздник сущ., кол во синонимов: 1 престол … Словарь синонимов

    Престольный праздник - годовой храмовый праздник, посвященный памяти святого, в честь которого сооружен храм или алтарь (престол) или особо почитаемого в данной местности. На Руси эти праздники были введены с момента строительства христианских храмов. Им присваивались… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    См.: ХРАМОВЫЙ ПРАЗДНИК. Источник: Энциклопедия Русская цивилизация … Русская история

    - @font face {font family: ChurchArial ; src: url(/fonts/ARIAL Church 02.ttf);} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}   день памяти того события или святого, которому по… … Словарь церковнославянского языка

    ПРЕСТОЛЬНЫЙ, престольная, престольное (книжн.). 1. прил. к престол в 1 знач., такой, где находится престол; столичный. Престольный город. 2. прил., по знач. связанное с празднованием памяти того церковного события или т.н. святого, которым… … Толковый словарь Ушакова

    Праздник храмовый - (престольный) праздник, приуроченный ко дню памяти святого, в честь которого освящен храм. Праздники и празднования в честь памяти святых ежедневно в течение всего года Церковь поминает того или иного святого. Причем большинство дней в году … Православная энциклопедия

    престольный - см. престол 1), 3); ая, ое П ая палата (помещение с престолом монарха) Престо/льный город (постоянное местопребывание монарха, столица) Престо/льный праздник (храмовой праздник в честь святого или события, которому посвящён данный храм)… … Словарь многих выражений

    Табель, праздничный (табельный, неприсутственный, царский) день; торжество, триумф. Праздник большой, церковный, престольный. Табель высокоторжественных и викториальных дней. .. Прот. будень. См. день править праздник, справлять праздник...… … Словарь синонимов

    ПРАЗДНИК, а, муж. 1. День торжества, установленный в честь или в память кого чего н. Первомай п. весны. 2. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. В день храмового праздника. Престольный п. (в честь… … Толковый словарь Ожегова

    праздник - веселый (Бальмонт); радостный (Фруг); светлый (Бальмонт, Фруг); шумный (Фруг, Языков) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913. праздник Бесподобный,… … Словарь эпитетов

Книги

  • Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра. Фотоальбом , . В фотоальбоме отражена жизнь Киево-Печерской Лавры - величайшей святыни Православия. Впервые после долгих лет умолчания подготовлен альбом о Лавре как о монастыре, духовной сокровищнице и…