Ребенок 12 месяцев развитие и питание. Ребенок в двенадцать месяцев - развитие и навыки

Свершилось! Первая свечка на праздничном торте - малышу исполнился год … Наш герой заметно повзрослел, стал самостоятельным и вполне осознающим, что он хочет. Он все еще познает мир вокруг себя, и все еще нуждается в близости родителей. Маленький человек должен быть окружен заботой и любовью, чтобы в дальнейшем из него получилась сильная личность, уверенная в своих действиях.

У первогодок скорость роста заметно снижается. Это объясняется тем, что карапуз стал более активен в движениях, потому что разнообразие пищи дает ему возможность получать большее количество полезных веществ.
Кроме умения ходить, малыш продолжает оттачивать и иные действия: толкает, тянет, носит различные предметы. Он будет подмечать движения старших братьев и сестер, и копировать их. Например, будут представлять наклоны вперед, пока голова не упрется в пол. И таким манером, вверх тормашками, озорник будет поглядывать на происходящее, радуясь тому, что рассмешил окружающих.
По-прежнему, малышу проще забраться вверх по лестнице, чем спуститься вниз. Ему уже знакомо чувство страха. Это говорит о том, что теперь у него имеется ощущение высоты, и начинает срабатывать инстинкт самосохранения. Надо продолжать снова и снова демонстрировать ребенку правила безопасного спуска.

Ребенок 12 месяцев развитие и питание.

На 12-м месяце жизни психологическая сторона жизни ребенка заметно усложняется. Неожиданно для всех кроха может вдруг заплакать не от боли или страха, а от обиды. У себя дома карапуз предстает бесстрашным исследователем, а среди чужих людей он требует, чтобы близкий человек был поблизости. У него появляется страх быть брошенным матерью. Поэтому надо быть очень внимательным к крохе, и не давать ему поводов к переживаниям.

Ребенок в этом возрасте старается оказывать влияние на взрослых для достижения своих целей. В противном случае он может закатить истерику, упасть на пол, орать, кричать и визжать. В этот момент недопустимо зареванного малыша ругать и наказывать - его надо взять на руки и успокоить, укачать. Разобрать ситуацию надо лишь после того, как ребенок успокоиться.

Еще год за годом будет сохраняться эмоциональная связь мамы с малышом. Он не будет удовлетворен только играми, вкусной едой и общением со своими сверстниками. Ему как воздух необходимы материнские объятия, нежность и ласковые руки. У него должна быть уверенность в том, что он является центром Вселенной для мамы с папой, что он для них самая большая драгоценность. Только так, ощущая огромную любовь, малыш узнает собственное «я», утверждая свою значимость среди людей.
У годовалых деток появляется так называемый «переходный объект». Это вещь или предмет, который собой заменяет близкого человека, в данный момент отсутствующего. Особенно важно для малыша иметь этот предмет под рукой во время засыпания. Это может быть мягкая игрушка или мамина рубашка, сохранившая ее запах, или пеленочка, такая же теплая как руки мамы.
Важно помнить, что «переходный объект» не должен стать смыслом существования ребенка. К его помощи надо прибегать только в те моменты, когда малышу требуется успокоение и душевный мир - отход ко сну, расставание (пусть и на короткий срок) с родителями, или когда льются слезы из-за ушибленной коленки. В остальное время «оберег» должен быть убран, но на расстоянии вытянутой руки ребенка, чтобы он мог прижать его к груди в любой момент.

Что умеет ребенок в 12 месяцев?

12-месячный малыш умеет:

  1. Перекладывать во время еды ложку из одной руки в другую
  2. Набирать воду в ванной, применяя подручные средства
  3. Рвать листы бумаги и листья растений
  4. Снимать бусы через голову
  5. Брызгаться во время купания ручками и ножками, пытаясь вылезти из ванночки

Очень интересно наблюдать, как из пассивного существа, ребенок превращается в активного, подвижного и очень занятого множеством дел маленького человека, способного самостоятельно передвигаться и удовлетворять свои желания в познании окружающего мира.
Кроха постоянно «играет» собственным голосом - то покричит, то что-то пробормочет, подражая разговору, то запоёт. Проснувшись рано утром, малыш может долго раговаривать сам с собой, издавая какие-то звуки, пока своими руладами не разбудит родителей.

Питание ребенка в 12 месяцев.

Рацион годовалого ребенка полезен и разнообразен. Родителям обязательно надо обращать внимание на продукты, которые недопустимы в меню ребенка. К ним относятся следующие изделия:

  • Конфетно-шоколадные
  • Копченые и вяленые
  • Колбасные
  • Специи и пряности
  • Помидоры

Что умеет ребенок в 12 месяцев? К этому времени карапуз уже умело управляется ложкой и готов приступить к пользованию детской вилочкой.
Чтобы продолжить развитие жевательной функции, ребенку надо предлагать запеканки, котлетки на пару. Для системы пищеварения не помешают детские йогурты, кефир. Предлагая хлеб, надо следить, чтобы кроха на подавился крошкой.

Игры.

Развитию ребенка в 12 месяцев способствует определенный арсенал строительных деталей - это арки, конусы, пирамиды, разноцветные кубики. Карапуз познает азы строительства, и тут же разрушает все до основания. Во время созидательного процесса идет развитие мелкой моторики рук и оттачивается координация движений.
Разнообразные сортеры – игрушки с отверстиями, куда помещаются фигуры, которые соответствуют прорезям. Они дают малышу представление о формах, помогая вырабатывать внимание и настойчивость.

Развитие ребенка от 11 до 12 месяцев

Физическое развитие

Завершается первый год жизни ребенка. Антропометрическая динамика за прошедшие двенадцать месяцев колоссальная! Вы хорошо помните, как выглядело это розовое нежное создание триста шестьдесят пять дней назад? Достижения чада за это время удивительны и огромны! Кроха вырос на 25 сантиметров и набрал приблизительно 7 килограмм массы тела от момента рождения! Уже шесть-восемь зубов в арсенале маленького человека! А разве не достижение – навык покорения пространства?!

На этом этапе различия в двигательном развитии малышей сохраняются. Маленькие исследователи много и уверенно ползают, опираясь на ладошки и коленки. Более ловкие дети ходят самостоятельно или придерживаясь за руку взрослого или мебель. У малыша начинает вырабатываться контроль собственных движений, он пробует удерживать равновесие с помощью одной руки, для того чтобы в другой можно было держать игрушку. Сидящий на полу ребенок не теряет равновесие даже тогда, когда вы поднимаете ему ножку (например, надевая ботиночек).

Движения руки тоже становятся более координированными. Пытаясь захватить одновременно несколько предметов, малыш раскрывает ладошку соответственно их размерам. Развиваются сочетанные движения обеих рук: ребенок может брать игрушки одновременно двумя руками. Появляется «щипковый захват» – ребенок захватывает мелкие предметы и игрушки согнутыми большим и указательным пальцем. Малыш постепенно учится быть более самостоятельным - сам ест печенье или сушку, пытается пить из чашечки, держать ложку.

Ребенок начинает постигать пространственные отношения. Ему нравится вынимать игрушки из коробок и банок. Складывать предметы обратно у малыша не всегда получается. Ему трудно понять, как вложить один предмет в другой. Особенно это заметно, если вы дадите малышу две круглые формочки – большого и маленького размера. Вместо того, чтобы вложить маленькую формочку в большую, он пытается всунуть большую в маленькую и предпринимает неоднократные попытки для достижения желаемого результата.

Осваивая первые шаги, малыш учится одно¬временно выполнять другие действия: толкать перед собой игрушку на колесиках, нести в одной или двух руках предмет, тянуть за собой машинку на веревочке. Малыши, которые начали ходить до года, продолжают осваивать новые движения -учатся приседать, ло¬житься без помощи взрослого, кидать и катить мяч и следить взглядом за его движением.

Психическое развитие

Малыши начинают открывать для себя новые закономерности – они понимают, что спрятанная на их глазах игрушка не пропадает, а остается на том же месте, где ее спрятали. Ребенок внимательно следит за вашей рукой, когда вы прячете игрушку, и сразу ищет ее там, где вы ее положили. Спрячьте кубик под небольшой коробкой – малыш приподнимет коробку, возьмет кубик и, довольный собой, покажет его вам.

В этом возрасте малышей можно начинать учить простым манипуляциям с игрушками – тянуть машинку к себе за веревочку, класть мишку «спать» в кроватку рядом с собой. Дети продолжают изучать непознанное. При этом способы исследовать новые предметы остаются старыми: ребенок трясет, стучит и тянет в рот и съедобное, и несъедобное. Он может пытаться кусать игрушку, похожую на фрукт, который недавно пробовал. Ощупывая и прикасаясь к различным предметам, малыш может показать вам, что ему приятны далеко не все тактильные ощущения. У некоторых малышей в этом возрасте может отмечаться повышенная тактильная чувствительность: им не нравится трогать желе или влажные мягкие предметы, вставать босиком на песок и т.п. Ребенку, бесспорно, нужен разный тактильный опыт, но с новыми ощущениями знакомьте его постепенно. Позволяйте малышу как можно больше ходить босиком по разным поверхностям: по полу, по траве и песку, влажному и сухому. Дотрагивайтесь до спинки и ручек малыша мягкой пуховкой, кусочками меха, теплыми и прохладными предметами. Любимой игрой малыша надолго становится игра «входит и выходит». Не случайно детские психологи называют этот возраст ребенка возрастом «Иа-Иа». Малыши часами могут скла¬дывать предметы в емкости, а потом доставать их оттуда.

Ребенок становится все общительнее и с удовольствием встречает уже знакомых взрослых, радуется встрече с ними и стремится быть в центре событий. Он все больше и больше нуждается в разнообразии. Игры малыша становятся более осмысленными. В этот период хорошо выделить специальное время для игр с ним. Очень важно, чтобы с ребенком как можно чаще играл папа. Игры пап и мам отличаются. Папы играют с малышами в «шумные» игры, поднимают их вверх, подбрасывают, учат пинать мяч.

Многие малыши проявляют все больший интерес к рассматриванию картинок в книжках. Это не мешает им использовать книжку как игрушку: малыш вертит книгу, стучит ею об пол, дергает за страницы. Именно поэтому первые книги для малышей должны быть небольшого формата, легкие, с картонными страницами. Покупайте книжки с картинками без текста. Не мешайте малышу играть с книжкой. Яркие картинки обязательно привлекут его внимание. Показывайте ребенку изображения знакомых предметов. Громко называйте их, читайте короткие стишки.

Ребенок требует большего внимания со стороны родителей. Он хочет общаться и ищет доступные ему средства коммуника¬ции. Малыш вырабатывает понятную родителям систему звуко¬вого сопровождения своих просьб - звуками и жестами нетерпения выражает желание пить, есть, указательным жестом выражает желание получить понра¬вившуюся игрушку или интересующий его предмет.

Ребенок учится произносить новые звуки и активно тренируется в их произношении. Он может произносить отдельные звуки и звукосочетания, повторяющиеся слоги («ма-ма», «па-па», «ба-ба»), которые у некоторых детей становятся первыми словами. В этом возрасте некоторые дети могут произнести пер¬вое слово. В чем разница между сочетанием звуков и словом? Слово всегда соотносится с определенным человеком, предметом или действием. Сочетания звуков, в отличие от слов, произносятся сами по себе, «в никуда», и не несут смысловой нагрузки. Вы замечаете, что, не умея говорить, ребенок многое понимает: не только слова, но и фразы. По просьбе мамы или папы малыш машет ручкой: «пока-пока», хлопает в ладошки, перестает совершать какие-то действия, реагируя на запрет родителей. Количество слов, которые ребенок понимает, значительно превосходит набор слов, которые он может произнести. Малыш понимает и выполняет простые просьбы: «дай мне», «покажи мне», «достань мячик». Кроха показывает на себя, когда его называют по имени, смотрит в сторону родителей, если о них говорят. Он начинает понимать слово «нет», но не всегда реагирует на запрет, например, на какое-то время перестает делать то, что не нравится родителям, чтобы потом продолжить снова.

Перечислим игрушки и предметы, полезные для развития малышей этого возраста: игрушки-гнезда (принцип матрешек), пирамидки и игрушки с надевающимися на стержень деталями, кубики, игрушки с прорезями, заводные игрушки (машинки, курочки, утята), игрушки-каталки с длинной ручкой, куклы, мягкие и резиновые игрушки-зверята, наборы детской посуды, музыкальные игрушки, куклы-бибабо, рамки-вкладыши.

Вашему малышу исполняется один год! Как сильно он подрос за это время, так много узнал и многому научился. Это уже не беспомощный младенец, а самостоятельная личность!

Ваш малыш уже умеет...

Мальчики:

70-82,7 см.
8,6-12,9 кг.
44,6-50,7 см.
45,3-54,3 см.
70-81,2 см.
8,5-11,9 кг.
43,5-50,1 см.
45,5-43,3 см.

Физическое развитие на 12 месяце жизни

За двенадцатый месяц жизни малыш должен набрать 400 - 350 грамм. К году вес ребенка увеличивается примерно в 3 раза.

Длина тела ребенка увеличивается за этот месяц 1-1,5 на см. За 12 месяцев жизни длина тела малыша увеличивается в 1,5 раза.

Окружность груди и головы за двенадцатый месяц жизни увеличиваются на 0,5 см.

В среднем рост малыша в 1 год равен 75 см, а вес - 10,5 кг.

До конца первого года жизни у ребенка должно прорезаться 8 молочных зубов.

Нервно-психическое развитие ребенка в 12 месяцев

Целый год жизни позади, малыш развивается всесторонне. Активно идет развитие и совершенствование двигательных навыков, речи. Так что же должен уметь ребенок в 12 месяцев?

Двигательное развитие ребенка в 12 месяцев

К 12 месяцам многие малыши уже делают или пытаются сделать первые шаги. Некоторые уже самостоятельно ходят. Быстро бегают при поддержке взрослого.

Малыш умеет самостоятельно стоять, встает из положения сидя на корточках.

Ребенок умеет ловко, с помощью подставок залезать на невысокие объекты, может взбираться вверх по ступенькам и спускаться с них.

Пользуется чашкой, ложкой, поильником.

Познавательное развитие ребенка в 12 месяцев

С большим интересом наблюдает за гигиеническими процедурами взрослых, имитирует некоторые из них.

При возникновении трудностей малыш может позвать взрослых.

По просьбе взрослого приносит знакомые игрушки или предметы. Может одновременно брать несколько игрушек одной рукой. Может положить предмет подмышку, чтобы высвободить руку и взять еще что-нибудь.

В 12 месяцев ребенок знает, как пользоваться некоторыми предметами (телефон прикладывает к уху, стучит молотком, пьет из чашки и так далее).

Хорошо различает основные цвета, может собрать пирамидку из 3-4 колец, построить башню из 2-3 кубиков.

Играет в простые сюжетные игры.

Узнает и показывает животных на картинках.

Эмоциональное развитие ребенка

  • Малыш может выполнить простые просьбы взрослых;
  • Любит подражать простым действиям взрослых;
  • Танцует по музыку;
  • Появляется чувство юмора;
  • Вырабатывает свою манеру поведения со взрослыми;
  • В год, малыш умеет различать такие понятия как «хороший» и «плохой», «можно» и «нельзя».
  • Проявляет привязанность к близким людям, к любимым игрушкам;
  • Начинает капризничать, если чем-то недоволен.

Развитие речи 12 месяцев

В год малыш понимает почти всё из того, что ему говорят.

К концу первого года жизни в лексиконе ребенка 8-15 слов, смысл которых он понимает (дай, мама, папа, на и другие). Также есть облегченные и имитирующие слова (ам-ам - кушать, ав-ав - собачка, тик-так - часы и другие). Есть и такие, которые понимает только ребенок и мама.

Уход за ребенком на 12 месяце жизни

Годовалому ребенку по прежнему необходим дневной сон, он должен быть не менее 2,5 часов. Длительность ночного сна около 11 часов. Лучше приучать ребенка к определенному режиму, желательно чтобы он засыпал и просыпался в одно и то же время.

Не менее важны и закаливающие процедуры - воздушные и солнечные ванны, обтирания, обливания, прогулки на свежем воздухе, водные процедуры.

В год купать ребенка можно через день, длительность купания от 10 до 20 минут.

Ежедневные гигиенические мероприятия тоже никто не отменял. Каждое утро умывайте малыша, расчесывайте волосы, чистите зубки. Следите за чистотой ушей и ногтей.

В режиме Вашего малыша обязательно должны быть занятия массажем и гимнастикой. Упражнения и приемы усложняются соответственно возрасту ребенка.

Режим кормления в 12 месяцев прежний - 5-4 раз в сутки.

Особое внимание следует уделить за полостью рта. Стоматологи рекомендуют начинать чистить зубы с момента их появления. Для ухода за первыми зубками можно приобрести специальную зубную щетку в аптеке.

Питание ребенка в 1 год

К концу первого года жизни, постепенно, в рацион ребенка можно начинать вводить твердую пищу. Так годовалому малышу можно дать кусочек яблока, печенье, сухарик.

Обратите внимание, если Вы даете ребенку твердую пищу, не оставляйте его без присмотра, так как малыш может откусить слишком большой кусок и подавиться.

Рацион ребенка в 12 месяцев уже очень разнообразен, в его меню входят основные продукты питания (овощи, фрукты, мясо, рыба, масло, кисломолочные продукты, хлеб и другие).

Молочные продукты очень важны в рационе ребенка. К концу первого года жизни рекомендуется чтобы малыш выпивал около 400-500 мл молока, кефира или йогурта. Молоко можно использовать для приготовления каш, размачивать в нем печенье. Также в рационе ребенка должен быть творог.

Мясные продукты лучше давать малышу в первой половине дня, чтобы пищеварительная система успела справиться с ним до отхождения ко сну и не возникало проблем с животиком.

Каши очень сытные и полезные.

Чтобы малыш ел кашу охотнее, в неё можно добавлять овощи или фрукты по вкусу малыша.

Фрукты и овощи источники витаминов, минералов и клетчатки. Они обязательно должны присутствовать в рационе годовалого малыша.

Очень полезно давать малышу компоты, кисели, свежевыжатые соки.

Несмотря на то, что эксперты по грудному вскармливанию рекомендуют кормить ребенка грудью до тех пор пока он сам от нее не откажется, многие мамы, после года, начинают отучать ребенка от груди. Конечно, в таком возрасте грудное вскармливание больше психологический акт, чем элемент питания, поэтому отучать ребенка от груди следует постепенно, чтобы не травмировать его.

Таким образом, к году у ребенка формируется рацион, состоящий из завтрака, обеда и ужина, а также из грудного молока или адаптированной молочной смеси.

Необходимые обследования ребенка в 1 год

В год необходим плановый осмотр педиатра для оценки физического и нервно-психического развития ребенка.

Также необходимо посетить ряд узких специалистов: невропатолога, хирурга, офтальмолога, ортопеда, оториноларинголога (ЛОР-врача), стоматолога.

Сдать ряд анализов: общий анализ крови, общий анализ мочи, общий анализ кала (копрология), анализ кала на яйца глистов.

Согласно национальному календарю профилактических прививок в год делают прививку от кори, эпидемического паротита и краснухи.

Также малышам ставят реакцию Манту (для выявления туберкулеза).

Как играть с ребенком в 12 месяцев

В год малыш может сосредоточено заниматься одним делом около 5 минут. Большую часть времени они проводят в подвижных играх.

В этом возрасте детям нравиться складывать и высыпать игрушки из коробки, давать и забирать обратно игрушки.

Очень занимает малышей игры с кастрюлями, сковородками, чашками, шкафами из которых можно всё вытаскивать и складывать обратно. Кастрюлями и сковородками можно погреметь, сложить в них что-нибудь нибудь.

Игры с ребенком должны быть направлены на развитие речи, мелкой моторики и укрепление основных групп мышц (для формирования и укрепления опорно-двигательного аппарата).

Развивайте самостоятельность малыша, позволяйте время от времени делать ему самостоятельный выбор. Интересуйтесь, какие носочки он хочет одеть - красные или желтые, какую книжку хочет посмотреть - про колобка или про курочку-рябу, во что хочет поиграть - в кубики или пирамидку. Уважайте его выбор.

Он очень любит подражать взрослым, поэтому в этом возрасте малыша легко научить простым действиям, например, махать Вам на прощанье, здороваться за руку при встрече, показывать жестами когда он хочет спать, есть или пить, показывать один пальчик на вопрос - «Сколько тебе годиков?».

Больше занимайтесь с малышом, знакомьте его с новыми предметами, формами, цветами.

Следует обратить внимание родителей, что в 12 месяцев у малышей часто бывает кризис одного года . Малыш может часто капризничать, не слушаться, это связано с тем что активно идет процесс становления собственного «Я», но в то же время малышу постоянно приходится слушаться родителей. Чтобы этот период легче прошел для Вас и Вашего малыша, не ленитесь объяснять ребенку, почему Вы решили сделать именно так. А если что-то запрещаете, то запрещайте это всегда, а не только когда у Вас плохое настроение. Чаще хвалите ребенка, позволяйте ему проявлять больше самостоятельности. И тогда Ваш малыш обязательно вырастет умным, здоровым, уверенным в себе человеком.

Другая информация по теме


  • Развитие ребенка в 3 месяца

  • Развитие ребенка в 3 года

  • Развитие ребенка в 1 год 9 месяцев

В статье мы поговорим о том, как проходит развитие новорожденного ребенка – двенадцатый месяц жизни характерен рядом новых навыков и способностей, которые проявляются у малыша.

Вот и практически прошел первый год жизни малыша. Развитие ребенка по месяцам проходит очень активно, поэтому многим родителям кажется, что год пролетает практически незаметно. Вроде бы только вернулись домой из роддома, а уже возраст измеряется не в месяцах, а в годах. Но пока рассмотрим, с чем же столкнуться молодые родители на двенадцатом месяце, и какие изменения коснуться малыша.

Развитие ребенка на двенадцатом месяце носит переходный характер, так как от стадии освоение простых навыков оно переходит в стадию познания мира, который окружает малыша. Но обо всем по порядку: рассмотрим последовательно все направления процессов развития младенцев, которым исполнилось одиннадцать месяцев.

Физические показатели

В данном возрасте календарь развития предполагает массу ребенка от девяти до десяти с половиной килограмм, допуская отклонение в один килограмм. Что касается роста, то нормальным для двенадцатимесячного младенца считается семьдесят четыре – семьдесят шесть сантиметров , плюс-минус три сантиметра. Развитие новорожденного ребенка в этот период не предполагает большой прибавки в массе или росте – показатели остаются практически на том уровне, на котором находились в прошлом месяце.

Двенадцатимесячный ребенок должен уметь:

1. Ходить сам, или держась за руку. Некоторые все еще ползают, но делают это, активно, и уверенно опираясь на четвереньки;

2. Брать в руку несколько небольших предметов, как минимум два. В обе руки уже может набирать горстку мелких вещей: три и более;

3. Присаживаться и принимать положение сидя, не опираясь;

4. Подать вещь родителям, отпустить ее. Кроме этого, календарь развития указывает на то, что ребенок уже умеет хватать руками пуговицы на одежде, сгибая большой и указательный пальцы;

5. В годовалом возрасте достигает того уровня развития, когда он может строить башни, устанавливая один кубик на другой, или же одевать колечки, собирая пирамиду;

6. Понимать, что еда горячая и дуть на нее. Кроме этого, ребенок на 12 месяце уже сможет слать воздушные поцелуи, целовать родителей;

7. Если в процессе воспитания постоянно показывать малышу, как пользоваться ложечкой, то вполне вероятно, что в 12 месяцев оно уже освоит это действие. Желательно давать ему попробовать это делать, а не только показывать на примере.

Психологическое развитие ребенка на двенадцатом месяце

В этом направлении также есть ряд новых способностей, которые проявляются у малыша. Развитие новорожденного ребенка на 12 месяце в области психологических особенностей предполагает следующие моменты:

1. Малыш знает, как называются многие, регулярно встречающиеся ему, вещи. Произнести хорошо то или иное слово ему не удается, однако он понимает, о чем идет речь. Часто для одного слова у ребенка есть несколько вариантов понимания. Что касается произношения, то выговаривать буквы младенец пока не может или говорит лишь некоторые. Иногда может заменять один слог в слове на другой – это нормальная тенденция в процессе освоения речи;

2. Календарь развития ребенка на 12 месяце говорит о том, что начинается постепенная адаптация к социальной жизни. Малыш уже тянется к деткам, которые его окружают, но пока контакты по большей части заканчиваются конфликтами;

3. Постепенно развитие новорожденного ребенка доходит до того уровня, когда он начинает различать характеры членов семьи и понимать, кто строже, а кто мягче. Допустим, то поведение, которое он позволит себе в присутствии бабушки, рядом с мамой он не допустит;

4. Этот возраст характерен тем, что игры с малышом уже перестают быть простыми и легкими для родителей. Часто дети хотят сделать по своему, то, что недопустимо, и упрямиться, когда им это запрещают. Например, малыш может специально бросать песок в процессе игры, или бить других детей;

5. Двенадцатый месяц жизни ребенка характерен проявлением долговременной памяти. Детки уже помнят, что делали вчера, и даже события, происшедшие пару дней назад;

6. Музыкальные звуки вызывают у малыша желание подпевать в ритм. В 12 месяцев ребенок умеет даже немного танцевать, когда музыка застает его в положении стоя;

7. 12-ти месячный ребенок уже понимает и может выполнить элементарную просьбу: подать игрушку, бросить мяч и так далее;

8. Практически каждый малыш переживает переломный момент в период от девяти месяцев до года, просто у одних он наступает раньше, а у других позже. указывает, что чаще всего этот момент наступает именно на 12 месяце. Поэтому родителям следует быть готовыми к тому, что ребенок в 12 месяцев может стать непослушным, упрямым, плаксивым, обидчивым, отказываться принимать помощь близких, легко раздражаться из-за мелочей.

Из милого ангелочка малыш превращается в нервного и вредного ребенка , что часто заставляет родителей задуматься о причине столь резкого перевоплощения. Некоторые списывают это на то, что развитие к 12-ти месяцам достигло формирования характера, другие винят себя в том, что избаловали младенца. Но на самом деле это обосновано другими процессами, которые являются естественными:

Малыш взрослеет, что сопровождается проявлением собственного я, которое не всегда совпадает с представлением родителей. В свою очередь младенец протестует против того, что родители как бы подавляют его;

Ребенок на 12 месяце начинает впервые чувствовать, что является отдельной личностью, а также понимать градацию между ним и взрослым человеком. Он чувствует, что над ним доминируют, но не понимает причин;

Развитие новорожденного ребенка не стоит на месте: он осваивает все большее количество навыков, что стимулирует рост самостоятельности и ее проявлений. Он еще не до конца понимает, как правильно использовать все новые и новые знания, поэтому далеко не все у него получается так, как бы хотелось. Естественно, младенец нервничает, обижается, старается самостоятельно исправить ошибки. Часто детей обижает и то, что у них не получается сделать какие-то вещи, которые отлично удаются маме и папе. Это стимулирует раздражение и упрямство;

Когда малышу запрещают делать что-либо, он воспринимает это, как нарушение его прав и помеху в получении новой информации;

Развитие новорожденного ребенка в 12 месяцев: проверка

Для того, чтобы контролировать, как развивается малыш, необходимо следить за тем, чему он уже научился на каждом месяце жизни. Что должен уметь в 12 месяцев младенец, мы рассмотрим далее. Отсутствие одного из перечисленных навыков в двенадцатимесячном возрасте является поводом для посещения педиатра.

1. Некоторые детки уже могут делать несколько шагов без опоры, но этот навык может проявиться и позже. А вот активное ползание, способности находится в положении стоя, опираясь обо что-либо и делать пару шагов, держась за руки взрослого, ребенок в 12 месяцев должен уметь непременно;
2. 12-ти месячный ребенок умеет отвечать положительным и отрицательным кивком, а также помахать рукой;
3. Как минимум малыш произносит одно слово, причем вполне осмысленно. Чаще всего это слова мама или папа;
4. Правильно понимает и воспринимает просьбу о том, чтобы дать или взять какой-либо предмет;
5. Что касается зубов, то здесь календарь развития ребенка в 12 месяцев уже говорит о том, что хотя бы десна должна припухнуть, как признак скорого появления первого резца;
6. Кроме указанных навыков должны быть освоены и те, что проявляются на прежних месяцах жизни младенца.

Что касается режима младенца

Развитие новорожденного ребенка на двенадцатом месяце предполагает смену режима, к которому ранее привыкли родители. Сейчас уже не так-то просто уложить младенца на дневной сон, что становится причиной сдвижки режима. Многие малыши любят поспать утром дольше, до десяти часов утра, поэтому дневной отдых переносится на два-три часа дня. Следовательно, за день малыш ложится спать уже один раз, а его ночной отдых начинается позже: в десять вечера или даже еще ближе к полуночи.

Конечно же, смена режима отдыха приводит и к изменению в установленном графике кормлений. Если 12-ти месячный ребенок спит днем долго, но только раз в день, то просто не выйдет организовать пятиразовое кормление. Тогда родителям приходится кормить малыша по графику: девять утра завтракать, час дня – обедать, пять часов – полдничать и в девять вечера ужинать. Конечно, если малыш отдыхает днем столько, сколько и раньше, то можно не менять режим кормлений, оставив его прежним.

Стимулируем развитие ребенка в 12 месяцев

Любой младенец нуждается в постоянной стимуляции своего развития, а двенадцатый месяц жизни ребенка тоже не является исключением. Поэтому далее поговорим о том, как же помочь малышу осваивать мир.

Не забывайте о тактильном контакте: обнимайте и носите младенца на ручках;
Важно не оставлять развивающих игр и специальных занятий, которые направлены на стимуляцию речевых способностей и моторики младенца;
Еще что должен уметь в 12 месяцев ребенок – это ползать, но теперь ему нужна помощь в освоении навыка ходьбы. Не стоит спешить с обучением и если малышу пока тяжело активно передвигаться на четвереньках, то не надо заставлять его сделать первые шаги. Что бы ребенок сам был заинтересован подняться на ноги, его надо заинтересовать в этом.

Специалисты предлагают следующие методы:

1. Развитие ребенка на двенадцатом месяце достигает той стадии, когда он упорен, и даже упрям, поэтому можно использовать хитрость: поместить любимый предмет на поверхность, до которой малыш просто не дотянется на четвереньках. Он встанет на ноги, а в этот момент отдалите предмет на небольшое расстояние, стимулируя его к тому, чтобы сделать шаг. Учитывайте, что такая нагрузка нова для младенца, поэтому не начинайте отходить на сильно большое расстояние. Понемногу, с каждым разом можно немного прибавлять отдаленности предмету.

2. Итак, ребенок научился передвигаться на небольшое расстояние, отпуская одну опору, делая пару шагов, и берясь за другую опору. Расставьте игрушки так, чтобы он мог пройти к ним от стула на пару шагов вперед и ухватив перила кроватки.

3. Развитие новорожденного ребенка в этом возрасте предполагает способность сделать первые шаги, но часто препятствует боязнь не удержаться в равновесном положении. Для того чтобы младенец переборол этот страх, ему нужно дать взять в ручки любую из игрушек. После этого следует сделать несколько шагов в сторону и попросить малыша ее вам дать. По мнению специалистов, большинство детей именно так справились со страхом первого шага.

4. Как полугодовалый малыш, так и ребенок на 12 месяце, очень склонен к подражанию. Он не повторяет за родителями ходьбу, но вот за своими сверстниками может. Поэтому во время прогулки заходите на площадки, где есть младенцы, которые освоили навык ходьбы. Пусть малыш смотрит на них – это вызовет желание сделать также.

5. Многие родители используют ходунки для того, чтобы стимулировать малыша пойти. На самом деле частое их использование может отрицательно повлиять на осанку. Поэтому, учитывая, что развитие к 12-ти месяцам уже позволяет пользоваться вожжами и игрушками на колесиках, лучше все же взять их. Для того, чтобы предупредить падение, лучше придерживать младенца в области кистей или предплечий, но точно не подмышек. Если развитие новорожденного ребенка достигнет того, что он освоит самостоятельную ходьбу, можно воспользоваться капюшоном, чтобы направлять и контролировать его.

6. Минимизируйте использование коляски во время прогулок с ребенком.

7. Не паникуйте, если 12-ти месячный ребенок упадет, стараясь сделать свой первый шаг. Конечно, если падение серьезное, то необходимо подойти и помочь, но когда малыш легонько спотыкается, он может встать и самостоятельно. Это имеет большое значение в процессе освоения навыков ходьбы.

8. В парке или на природе можно снять с малыша обувь, если местность безопасная – пусть походит босыми ступнями. А вот если пол жесткий, надо приобрести специальную обувь для обучения его навыкам ходьбы. Развитие ребенка в 12 месяцев предполагает формирование определенной группы мышц, а так же походки. И если поверхность естественная: из камушков, песка или землю, то босая ходьба полезная. А вот жесткий пол опасен тем, что может нарушиться походка и возникнуть проблемы с голеностопом. Причем на двенадцатом месяце жизни ребенка для хождения по жесткому полу понадобятся не босоножки или тапки, а специфическая ортопедическая обувь. Она должна иметь шнуровку, высокий задник, и каблук в пять миллиметров. Это поможет удержать голеностоп и избежать плоскостопия.

Двенадцатый месяц жизни ребенка: как играть?

Сейчас наиболее подходящими являются игры сюжетного типа. Можно использовать специальный детский мини театр, чтобы обыграть сказку или какую-либо ситуацию. Для этого подойдут любые варианты игрушек: пупсы, куклы, машинки или кубики. Необходимо с одной стороны давать младенцу время на самостоятельные занятия, а с другой – играть вместе с ним. Главное, установить взаимное доверие, это необходимо для того, чтобы нормально протекало развитие новорожденного ребенка – двенадцатый месяц жизни малыша – самое время для перехода на новый уровень контакта.


Время бежит незаметно. Совсем недавно ваш карапуз появился на свет, и вы носили на руках маленький комочек. Теперь его не узнать: малыш кардинально изменился внешне, он многое умеет и понимает. Развитие ребенка в 12 месяцев еще больше направлено на познание окружающего мира. Этот период является переходным, поэтому в некоторой степени сложен для малыша и родителей.

Что нового в физическом развитии годовалого малыша?

В 12 месяцев ребенок имеет вес 9.5 – 10.5 кг (±1 кг) и рост 74 – 76 кг (± 3 см). Прибавка массы и длины тела существенно не отличается от предыдущего месяца.


Что умеет нового в двенадцать месяцев ваш малыш?

Ходит за ручку или самостоятельно. Но может продолжать активно ползать на четвереньках. Ребенок в 12 месяцев может одной ручкой взять два маленьких предмета, а двумя – три или горсть. Уверенно подает предмет взрослому и отпускает его. Умеет захватить пуговицу на вашей одежде при помощи согнутых большого и указательного пальцев. Малыш уже может приседать или садиться без опоры. Моторное развитие ребенка в годик позволяет ему построить башенку из нескольких кубиков и надевать кольца на палочку. Малыш продолжает осваивать жесты, кроме тех, что уже усвоены (см. ребенок в 10 и 11 месяцев), еще может: послать воздушный поцелуй (если вы его научите), поцеловать маму, дует на горячее. В 12 месяцев ребенок делает попытки кушать ложкой самостоятельно, при условии, что вы ему это показываете и позволяете сделать самому.

Подробно: что умеет ребенок в 1 год

Что нового в психическом развитии:

К году ребенок понимает более 20 слов и знает названия предметов, которые видит вокруг каждый день. Произношение слов пока отдаленно напоминает должное, могут переставляться местами слоги, не все буквы выговариваются. Малыши вкладывают несколько значений в одно слово. Ребенок в 12 месяцев начинает тянуться к другим ребятишкам, но пока не умеет общаться без конфликтов. Теперь кроха хорошо понимает, как и с кем в семье можно себя вести. Он чувствует мягкость матери и позволяет себе шалить или даже манипулировать ею. Знает, что с папой такое не прокатит. С ребенком к 12 месяцам становится все сложнее играть, он может устанавливать какие-то свои, не приемлемые для вас, правила в играх и упорствовать в том, что делать нельзя: кидаться песком, дергать за хвост кошку. У детей примерно с этого возраста начинает проявляться долговременная память. Малыши могут запомнить, что происходило вчера или несколько дней назад. Есть люди, которые уже будучи взрослыми, способны вспомнить себя в годик. Когда малыш слушает музыку, то пытается подпевать, а стоя – пританцовывать. Выполняет простые просьбы. (см. ребенок в 11 мес.) Приблизительно, начиная с 9-го месяца, но чаще всего в один год, у детей может наступить трудный переходный момент, когда они становятся будто не похожими на себя и кардинально меняются – это кризис первого года. Как он проявляется: Трудновоспитуемость (непослушание, упрямство); Резкое повышение самостоятельности (отказ от помощи); Обидчивость и плаксивость; Противоречивое поведение (ребенок может раздражаться, когда что-то не получается и ждать помощи от вас, но сразу отказаться от нее).

У любой мамы возникают вопросы: почему ребенок начал так себя вести? Что это: вредность или я его избаловала? Не стоит слишком переживать и бурно реагировать на перемены. Вот причины, из-за которых меняется поведение малыша:

У ребенка постепенно формируется воля, которая все чаще начинает сталкиваться с волей взрослого, из-за чего возникает протест со стороны малыша. Мироощущение ребенка с 12 месяцев полностью меняется: он осознает первые признаки того, что он отдельная личность, что родители – это взрослые, которым позволено больше, чем ему. С приобретением все большего количества навыков, у ребенка растет уверенность в себе, и он все больше проявляет самостоятельность. В то же время, малыш пока не может оценивать адекватно свои возможности, распределять силу, предвидеть ситуацию. Поэтому ребенок как бы переоценивает себя и из-за этого терпит неудачи, которые, конечно же, выводят его из себя. Ребенок не может принять мысль: «что у него не получается сделать то, что хочется, ведь мама это умеет». Запреты воспринимаются ребенком как препятствие взрослыми к познанию им мира.


Тест на развитие детей в 12 месяцев:

Малыш уже должен уметь ползать, стоять с поддержкой и сделать несколько шажков, если вы держите его за ручки. Ребенок в 12 месяцев должен использовать 1 – 2 жеста: махать ручкой, кивать «да» или «нет». Ребенок должен говорить хотя бы одно осмысленное слово: мама, папа. Должен уметь выполнить простые просьбы: дай, возьми. Кроме того, должны присутствовать навыки, полученные в предыдущих месяцах. (см. ребенок в 10 и 11 мес.) К концу первого года у ребенка должен быть хотя бы один зуб или набухшая десна – свидетельство того, что зубик растет.

Если хоть по одному из пунктов теста результат отрицательный, то обязательно нужно посетить детского врача.

Развитие ребенка по месяцам. 1 год / 12 месяцев видео

Режим – сон и питание

Родители многих годовалых детей сталкиваются со сменой режима. Приходится это делать потому, что теперь ребенка становится трудно уложить днем в такое же время, поэтому дневной сон приходится отодвигать. Так проявляют себя «совы», которые утром просыпаются в 9 – 10 часов, а днем укладываются в 14 – 15 часов. Таким образом, получается, что такие дети начинают спать днем один раз по 2 – 3 ч, примерно с 14 до 17 часов, а ночной сон у них начинается только в 22 часа или даже позднее.

В связи с этим приходится приучать малыша к другому режиму питания. Если ребенок перешел на один длинный дневной сон, то пять раз покормить его не получится. Такие малыши кушают 4 раза, например: завтрак в 9.00, в 13.00 - обед, в 17.00 – полдник и ужин в 21.00.


Если режим вашего малыша не подвергся изменениям, то все остается по-прежнему. (см. ребенок в 11 мес.)

Как помочь малышу развиваться

Продолжайте периодически носить ребенка на руках. (см. «холдинг» ребенка в 10 мес.) Развитие ребенка в годик все так же направлено на совершенствование речи и мелкой моторики, поэтому продолжайте занятия, которые развивают эти функции. (см. ребенок в 10 и 11 мес.) Самый главный навык, который сейчас приобретает ваш кроха – это ходьба. Как бы вам не захотелось, чтобы ребенок начал ходить, важно, чтобы он был к этому готов. Если малыш освоил ползание и с легкостью передвигается, то можно подталкивать его к тому, чтобы он начинал ходить, но отучать ползать его не нужно. Для этого: Поместите любимые игрушки малыша на доступную для него высоту. Как только вы заметите, что малыш встал и тянется за предметом, перенесите его чуть подальше от ребенка, чтобы кроха проделал несколько шагов сторону цели. Не торопите малыша, опорно-двигательный аппарат постепенно привыкает к новым нагрузкам. Увеличивайте расстояние постепенно. Когда ребенок научится проделывать самостоятельно подряд несколько шажков от опоры до опоры, создайте ему несколько таких целей в виде игрушек. Пусть малыш переходит от одной опоры до другой: от стула к кроватке, от кроватки к креслу. Очень часто малышу мешает сделать первый шаг чувство неуверенности и страх потерять равновесие. Дайте малышу в руки игрушку для равновесия, отойдите на пару шагов и попросите принести вам предмет. Многим деткам этого достаточно, чтобы осмелиться ходить самостоятельно. Когда ходите гулять с ребенком, обращайте внимание ребенка на других детишек, которые уже ходят. Чужой пример заразителен. Не злоупотребляйте ходунками, они могут сформировать неправильную осанку (ЗА и ПРОТИВ ходунков). Лучше использовать игрушки-каталки или вожжи. Поддерживайте малыша за предплечья или кисти, но не за подмышки. Когда кроха сможет делать несколько шагов самостоятельно, можно страховать сзади, поддерживая за капюшон. Теперь старайтесь меньше пользоваться коляской. Падения – важная составляющая в процессе обучения ходьбе. Не бросайтесь к нему сразу же после падения, пусть малыш сам попробует встать. Помогайте, если ребенок действительно не может встать или ударился и заплакал. Если у вас есть, где походить по травке, по песку или просто по земле, то будет полезным выпускать погулять ребенка босиком. По жесткому полу учить ходить малыша нужно только в специальной детской обуви. Причина в том, что при ходьбе в стопе напрягаются определенные группы мышц, что происходит только при передвижении по естественным поверхностям (земля, песок, камушки). Когда ребенок ходит по жесткому полу, то стопа расслаблена или не полностью напряжена, что приводит к различным нарушениям в походке и голеностопе. Следует заметить, что первые башмачки должны быть не просто тапочками или нарядными босоножками, а ортопедически правильными ботинками. Желательно, чтобы они были на шнуровке и с высоким задником - для устойчивой фиксации голеностопа и с каблучком 5 мм - для профилактики плоскостопия. Конечно, не нужно держать постоянно ребенка в ботинках, но когда малыш учится ходить – одевайте.

Читаем статью 10 способов как научить ребенка ходить

Игры

Играйте с детьми в сюжетные игры: все, что вы увидели на прогулке можно обыгрывать дома с помощью игрушек, например: вы смотрели, как грузовик разгружал кузов. Дома можете это повторить с детской машинкой и кубиками. Или устраивайте ребенку сказки-спектакли при помощи пальчикового детского театра или матрешек в виде героев сказки.

Пришло время перестроить отношения с ребенком. Организуйте свои игры и занятия с ним так, чтобы они проходили совместно, но в то же время вы позволяли малышу самостоятельно сделать то, что он умеет. Между вами и ребенком должно быть искреннее доверие, только в этом случае кроха сможет учиться у вас и полноценно развиваться.

← 11 месяц


Календарь развития ребенка по месяцам (выбери месяц)

Общая статья: Календарь развития от рождения и до года (все 12 месяцев)

Что умеет ребенок в 12 месяцев?

Ребенок может делиться с мамой и папой конфетой, смеяться, если его что-то смешит, и улыбаться, если он чем-то доволен. Во время игры ребенок может веселиться и вовлекать в нее всех домашних. Ребенок начинает «обезьянничать», то есть повторять за взрослыми их слова, поступки, мимику, жесты. Это значит, что его мозг анализирует окружающее, причем делает это очень активно.

Физические данные ребенка в 12 месяцев

В годик ребенок весит от 9800 до 10,5 кг. Растет он тоже очень хорошо: его вес достигает 76 см. Это примерные данные, которые нужно брать на вооружение только как ориентировочные цифры. Сон ребенка в 12 месяцев тоже меняется. Если раньше его дневные дозы сна были довольно частыми и продолжительными, то теперь ребенок спит всего 2 раза в день, а не 6, как раньше. Его сон длится от одного до полутора часов. Этот график стоит продолжать – во время сна малыш растет.

Книжки и игрушки ребенка в 12 месяцев

С малышом в этом возрасте можно уже активно заниматься. Можно читать ему книжки, сказки, стишки, петь ему песенки. Книжки должны быть большими и красивыми, картинки должны быть яркими и хорошо просматриваться. Содержание того, что читает папа или мама, должно быть понятным для ребенка, но интересным. Ребенок не сразу понимает, что это книга, которую нужно читать. Он рассматривает ее и играет с ней как с игрушкой. Потом ребенок поймет, что книга – это источник интересных стихов и сказок, и будет ждать от мамы их чтения.

Сегодня есть масса ярких и красивых книжек-раскрасок, книжек с раскладными страничками, где можно запросто увидеть голову волка или яркую шубку рыжей лисицы. Такие книжки нужно покупать ребенку, чтобы он мог развиваться. Другой возможностью развивать ребенка будут яркие кубики. Из них можно что-то строить, и на них нарисованы разные буквы. Это отлично для ребенка 1-го годика. Это – возможность для дальнейшего обучения чтению.

Как развивать речь ребенка?

Когда вы идете куда-нибудь с ребенком, показывайте ему разные предметы и явления и рассказывайте о них. Вы можете рассказывать что-то малышу во время прогулки в парке, во время похода в супермаркет, во время похода в гости. Ребенку будет очень интересно и это станет большой познавательной радостью для него.

Пойте ребенку песенки, и он вскоре будет подпевать вам. Это поможет развиться музыкальному слуху ребенку.

Ребенок в 1 годик очень любит общаться. Он уже может понимать слово «нет», слово «нельзя», слово «да». Запас слов маленького ребенка в 12 месяцев – до 8-и, а то и 10-и. Это самые простые слова с открытыми слогами, такие как «мама», «папа», «дада», «ляля» и так далее.


Ребенок в 1 годик уже достаточно развит, чтобы узнавать на картинке предметы и показывать на них пальчиком. Ребенок может уже узнавать и людей и радоваться или огорчаться, когда они заходят в квартиру. Тем, кто нравится ребенку, он дает поиграть своими игрушками, а того, кто не нравится, сторонится.

Ребенку в 12 месяцев нравится быть в компании со взрослыми людьми. Он моментально оказывается там, где за столом или у телевизора сидит компания взрослых.

Как двигается ребенок в 12 месяцев?

Ребенок в 12 месяцев может переносить игрушки, заниматься чем-нибудь интересным, например, подражать брату или сестре, играть с ними. Ребенок в 12 месяцев может делать гимнастику, прыгать, кувыркаться, ползать, стоять вниз головой. Ребенок в 12 месяцев очень любит прятаться. Он может залезать под кровать или прятаться в игрушках. Он с удовольствием играет с мячом, бросая его взрослым или просто катая мяч по квартире.

Так же увлеченно ребенок в 12 месяцев играет с игрушками.

Как кушает ребенок в 12 месяцев?

Ребенок в 12 месяцев уже может уверенно держать ложку и даже есть из нее самостоятельно. Он может перекладывать ложку из одной ручки в другую, и кулак его при этом тверд. Чашку он тоже держит хорошо и даже может пить из нее. Этой чашкой он может брать воду из емкости, где ее много, например, из кастрюли, ведра или целой ванны. Кроме того, ребенок очень любит играть с водой. Если он еще и любит купаться, это очень хорошо. Значит, вы привили ему полезные привычки.

Молочные зубы ребенка в 12 месяцев

У ребенка этого возраста уже есть несколько молочных зубов. Этими зубами ребенок уже может что-то жевать. Но не стоит давать ему твердую пищу. Ребенок в 12 месяцев с удовольствием жует паровые котлетки, кашу, молочные или творожные запеканки. Кефир или йогурт с кусочками фруктов или ягод ребенок тоже пьет с удовольствием. Правда, все эти продукты нужно давать ребенку не сразу, а постепенно, и следить за тем, чтобы он мог нормально их съесть и не подавиться.

Кормить малыша лучше через каждые 3-4 часа понемножку. Еда должна быть свежей, чтобы у малыша не разболелся животик.

Безопасность ребенка в 12 месяцев

Чтобы малыш мог чувствовать себя в безопасности, ему много не надо. Инстинкт самосохранения у такого ребенка почти отсутсвует, а вот любопытства хоть отбавляй. Поэтому ребенок может залезать на самые опасные поверхности, хватать игрушки, упасть в ванну с водой, упасть со стульчика, просто упасть. Правда, когда малыш оказывается на высоте, он начинает бояться и громко реветь, сзывая взрослых. У него проявляются первые росточки страха перед опасностью. Это значит, что мозг ребенка активно развивается.

Слух и зрение ребенка в 12 месяцев

Ребенок в этом возрасте – великий исследователь и экспериментатор. Ему интересно изучать новые звуки и мелодии. Для этого он может кричать, визжать, пищать, бормотать, разговаривать о чем-то своем и пытаться петь. Это не для того, чтобы насолить взрослым, а для того, чтобы услышать, какой звук получится, если ребенок крикнет или запищит.

Иногда он использует этот интересный прием по утрам, чтобы на него обратили внимание. Тогда мама и папа немедленно просыпаются – как не проснуться от веселого детского визга. Эти эксперименты ребенок может проводить часто и подолгу, шокируя окружающих.

Как закалять ребенка в 12 месяцев?

Ребенку в 12 месяцев очень нравится чувствовать ножками разную поверхность. На ножках находится много рефлексогенных зон, которые стимулируют все системы организма. В том числе и иммунную – ребенок будет меньше болеть. Поводите ребенка за ручку по песку (только не по горячему), деревянному полу, зеленой траве, пушистому ковру. Ребенку нравится экспериментировать с разными поверхностями, а также их температурой. И это для него очень полезно.

Обливайте ребенка водой – сначала теплой, а затем понижайте температуру воды на 1-2 градуса. Если обливать сначала затруднительно и вы боитесь, что малыш простудится, можно начать с растираний.

Как играть с ребенком в 12 месяцев?

Играть с малышом можно не только игрушками, но и бытовыми предметами. Для ребенка в этом возрасте любое действие – игра. Поэтому его порадует, если вы покажете ему, что можно наливать ложкой воду в чашку, растворять сахар в воде, помешивая его ложечкой, вылепливать из теста разные фигурки, квадратики, колобочки, овалы. Для ребенка этот процесс очень занимательный и он будет заниматься им бесконечно, не скучая и не плача.

Можно рассыпать по доске муку и порисовать в ней пальчиками. Это очень хорошо развивает мелкую моторику рук ребенка, которая пока что не развита. И то, что ребенок испачкается мукой, не беда – зато сколько радости он получит! А с ним и мама, и папа.

Первый кризис ребенка в 12 месяцев

Как видите, первый кризис ребенка наступает не в подростковом возрасте, а возрасте всего одного годика. У ребенка уже может формироваться своя личная позиция – что он хочет делать, а что нет, что ему нравится, а что не очень. Ребенок в 1 годик уже начинает осознавать собственное «Я». От этого меняется его поведение – оно может быть упрямым и нелогичным. Например, ребенок может согласиться что-то делать (например, гулять), а потом резко отказаться, передумать. У ребенка могут начаться бои со сном, он может иногда капризничать без видимых на то причин.

Врачи-психологи говорят, что ребенку в этом возрасте можно позволять кричать и топать ногами, если он чего-то очень хочет. В другом возрасте – нет, а в этом – пожалуйста. Так малыш отстаивает свою жизненную позицию. Это отголоски того времени, когда плач был единственным способом ребенка сказать или показать что-то родителям, когда речи еще не было. Ее и сейчас почти нет, но совсем скоро ребенок заговорит и такая роскошь, как плач, будет для него все более недоступной.

Во время истерики ребенка нельзя бить или кричать на него. Если малыш плачет, значит, с ним что-то действительно не то, у малыша настоящее горе. Нужно взять его на руки, успокоить, покачать, поцеловать. Очень быстро все проблемы малыша пройдут. Физиологические особенности ребенка в 12 месяцев таковы, что, раз уж он начал громко реветь, то сам успокоится еще нескоро, поскольку у него все еще может проявляться гипертонус мышц. Чтобы расслабить их, нужно снять стресс у ребенка, погладив его и устранив таким образом мышечные зажимы.

Ребенок в 12 месяцев уже показывает свой характер. Это хорошо, потому что он растет человеком с позицией. А задача взрослых – понять его и помочь.