Вопросы обследования детей 3 4 лет. Логопедическое обследование устной речи дошкольника
В этой статье:
Для всех детей в определенном возрасте обязательно прохождение проверки у логопеда. Если появились проблемы с речью, то ваши визиты станут частыми – врач проведет необходимую терапию.
В любом случае для малышей от 4 лет проводится обязательная диагностика речевого развития. Это совсем не страшно, так что успокойте малыша перед походом к доктору.
Существует несколько общепризнанных методик проверки речи. Самая простая форма проведения обследования - игровая. В возрасте 3-4 лет легче всего поправить дефекты, ведь речь все еще формируется.
Не игнорируйте проверку у логопеда, ведь нормальная речь очень важна для дальнейшего развития малыша . Потом дефекты речи будет гораздо сложнее исправить, и у ребенка могут развиться серьезные комплексы.
Поход к логопеду
Первый прием у логопеда назначается детям в 4 года. Если родители замечают сильные дефекты: ребенок не говорит или говорит очень плохо - можно отвести его и раньше, в 3
годика
. Родителям нужно понимать, что посещение логопеда обязательно в любом случае и крайне важно.
Даже если вам кажется, что речь ребенка развивается прекрасно, малыш общительный, разговорчивый, все произносит правильно. Только специалист может заметить некоторые дефекты.
В возрасте 3-4 лет их легко устранить, немного позанимавшись с ребенком. А вот позже они же могут обернуться серьезными проблемами с речью: заиканием, глотанием слогов… С такими проблемами тяжело учиться, работать, находить друзей, да и вообще, человек чувствует себя подавленно . А всего-то нужно было в детстве удостовериться, что у малыша все идет хорошо, без отставаний и проблем.
Еще родителям стоит помнить: у детей до 3 лет речевое развитие только начинается. Это нормально, что они что-то произносят неправильно, имеют проблемы с согласными или
гласными звуками. Эти проблемы «лечатся» дома, без помощи специалиста.
До 3 лет ваши коррективы речи ребенка должны быть минимальными. Просто правильно повторите для него неправильно произнесенное слово. Не стоит акцентировать внимание на неправильном варианте и уж точно не нужно ругать детей за ошибки.
Как проводится диагностика
Диагностика речи у логопеда всегда комплексная:
Проверка слуха
Проблема речевого развития может заключаться не в самой речи, а в слухе. Например, снижение слуха, глухота на одно или оба уха. Тогда все остальные этапы не рассматриваются. Некоторые нарушения слуха не серьезные , но могут существенно навредить речи малыша. Тогда потребуется посещение ЛОР-врача, возможно, и операция. Если же исправить дефект слуха нельзя, то ЛОР порекомендует вам, как нужно заниматься с крохой.
Состояние артикуляционного аппарата
Проверка состояния носоглотки, гортани, голосовых связок, языка . Здесь тоже могут быть врожденные проблемы или последствия травмы, которые мешают правильно произносить звуки. Часто проблема кроется в строении носоглотки. Тогда назначается массаж для развития связок, разработки гортани.
Проверяется произношение отдельных звуков
Логопед просит детей произносить определенные звуки. Тут упор делается на шипящие согласные и звук [р]. Для правильного развития речи не должно быть дефектов произношения согласных. Исправить их помогут простые упражнения на шипение, рычание. Важно помнить, что больше 7-10 минут кроха не может концентрировать внимание на одном упражнении . Хороший специалист понимает это и периодически меняет задания.
Обследование уровня психического развития
Определение уровня психического развития крайне важно, особенно если врачом был выявлен серьезный дефект или отставание речевого развития. В возрасте 4 лет может быть поставлен диагноз «задержка речевого развития». Если нарушения психической деятельности все же есть, то для таких случаев существует своя шкала оценки речи, но проводит ее уже дефектолог.
Особенности диагностики речи у дошкольников
В старшем дошкольном возрасте проверка речи проводится перед поступлением в первый класс. Логопед должен
определить, все ли нормально, сможет ли ребенок успешно учиться.
Детей с сильным отставанием речевого развития, к сожалению, не принимают в обычные школы. Их направляют в класс коррекции. Но еще до школы вполне возможно снять этот диагноз, если родители будут заниматься с малышом .
С малышом 4 лет логопед проводит занятия в игровой форме. Например, ребенку предлагаются картинки с изображениями
животных, растений, людей. Слова подобраны так, чтобы сложные звуки находились в самом начале слова или же в конце.
Еще один вариант - сложный согласный звук в середине слова. Малыша попросят произнести названия изображенных предметов . Так логопед сможет понять, в каком положении сложный звук дается ребенку с трудом. Часто такая простая диагностика бывает достаточной.
Дети 4 лет
Если проблем с произношением не выявлено, то врач еще немного поговорит с ребенком
. Так он определяет объем
словаря использованных слов. Логопед просит малыша назвать как можно больше слов на одну букву.
Нормальный словарный запас детей 4 лет составляет от 1000 до 2000 слов. Меньше 1000 считается недостаточным показателем.
Логопед проводит еще несколько тестов для малыша, предлагая ему:
- подобрать слова-синонимы;
- образовать уменьшительно-ласкательную форма слов (медведь-медвежонок, мяч-мячик);
- назвать как можно больше названий чего-либо (деревьев, животных, профессий…);
- пересказать известную малшу сказку или сюжет фильма.
Таким образом, всего за 15-20 минут логопед получает полное представление об уровне развития речи, определяет, есть ли проблемы и дефекты, дает соответствующие рекомендации. Очень важно вовремя пройти эту проверку.
1. ПОИГРАЙ (набор сюжетных игрушек). Задание направлено на выявление уровня развития игры: отношение к игрушкам и развитие предметно-игровых действий, умения произвести по подражанию несколько последовательных игровых действий.
Оборудование: кукла, детская коляска, мебель для куклы (стол, стул, кроватка с постельными принадлежностями, буфет с набором посуды), строительный набор, машинка, мячик.
Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть с куклой: «Посади ее в коляску и покатай». Если ребенок катает куклу, взрослый предлагает ее покормить: «Посади ее за стол и покорми». В случаях отказа от игры с куклой ребенку предлагают нагрузить кубики в машинку и отвезти их на другой столик.
Обучение: если ребенок не начинает играть, взрослый дает ему мячик и предлагает покатать друг другу, затем сажает куклу в коляску, предлагая ее прокатить. В дальнейшем сажает куклу за стол, просит ее покормить, т. е. взрослый включает ребенка в совместную игру.
Оценка действий ребенка: проявление интереса к игрушкам; наличие интереса к одной игрушке; характер действий с ними - адекватные или неадекватные, специфические или неспецифические манипуляции, предметно-игровые действия, процессуальная или сюжетная игра, выполнение игровых действий по подражанию. (Всего на игру отводится 10-15 мин.)
1 балл - ребенок не начинает играть даже после того, как взрослый предложил выполнить совместные действия; интерес к игрушкам не проявляет.
2 балла - ребенок начинает выполнять совместные со взрослым игровые действия, при этом повторяет действия взрослого и не привносит в игру от себя новых действий; отмечаются процессуальные действия, манипуляции.
3 балла - ребенок играет самостоятельно; выполняет несколько предметно-игровых действий (катает куклу, сажает ее за стол, кормит); проявляет интерес к игрушкам и действиям с ними, но играет молча; подражает действиям взрослого.
4 балла - ребенок выполняет ряд логически последовательных действий, объединяя их сюжетом; сопровождает свои действия речью.
2. СЛОЖИ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ (из трех частей).Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке.
Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на три части (петух или платье).
Наглядный материал: набор № 1, рис. 13-16.
Проведение обследования: взрослый показывает ребенку три части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».
Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, экспериментатор сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит его наложить другую. После чего предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.
1 балл - ребенок не принимает задание; действует неадекватно даже в условиях обучения.
2 балла - ребенок принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое; кладет части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполнению задания; безразличен к конечному результату.
3 балла - ребенок принимает и понимает задание; пытается соединить части в целое, но самостоятельно не может это выполнить; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности.
4 балла - ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, пользуясь при этом методом целенаправленных проб либо практическим примериванием.
3. НАЙДИ ПАРУ (сравнение картинок). Задание направлено на выявление умения анализировать и сравнивать изображения, находить сходство и различие.
Оборудование: три парные карточки, на каждой из которых изображены в разной последовательности геометрические фигуры - круг, квадрат, треугольник.
Наглядный материал: набор № 1, рис. 17-22.
Проведение обследования: взрослый берет три карточки с разным расположением геометрических фигур и раскладывает их перед ребенком, аналогичные находятся у взрослого в руке. Он показывает ребенку одну из карточек и просит найти такую же, т. е. карточку, на которой точно так же расположены геометрические фигуры. После успешного выполнения ребенком задания ему предлагают две другие карточки. В случае затруднений проводится обучение.
Обучение: предполагается первый вид помощи, при котором убирается одна карточка и ребенок должен сделать выбор из двух карточек. Если и после этого ребенок задание не выполняет, то предлагается второй вид помощи. Взрослый начинает соотносить формы на одинаковых карточках, поочередно показывая указательным жестом, чем они похожи: «Здесь первый треугольник и здесь такой же; здесь круг и на этой карточке такая же форма; здесь квадрат и здесь. Эти карточки одинаковые». После детального рассмотрения одной пары карточек ребенку предлагают выбрать другую карточку.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; умение анализировать и сравнивать изображения на картинке; обучаемость; результат.
1 балл - ребенок не понимает задание; при обучении действует неадекватно (берет картинку в рот, размахивает ею).
2 балла - ребенок принимает задание, но не понимает условия; берет любую картинку, и показывает, не выполняя операции сравнения и обобщения; после обучения с заданием не справляется.
3 балла - ребенок принимает и понимает условия задания, но при выполнении недостаточно владеет операциями сравнения и обобщения; после обучения выполняет задание правильно.
4 балла - ребенок принимает и понимает задание; владеет операциями сравнения и обобщения; задание сразу выполняет верно.
4. ПОСТРОЙ ИЗ КУБИКОВ. Задание направлено на выявление умения работать по показу, подражанию, действовать целенаправленно.
Оборудование: два одинаковых комплекта строительного материала - бруски, треугольные призмы, полусферы (все одного цвета).
Проведение обследования: взрослый на глазах у ребенка строит сооружение из трех деталей. Затем предлагает ребенку построить такое же. Если ребенок справился с первым заданием, ему предлагают построить еще одно сооружение, при этом положение кубиков относительно друг друга меняется.
Обучение: если ребенок не может выполнить задание по показу, то ему предлагают выполнить его по подражанию. Взрослый ставит на стол около себя брусок, дает такой же брусок ребенку и просит его поставить так нее. Затем психолог берет треугольную призму, ставит ее на брусок и просит ребенка сделать так же. Далее ставит полусферу и дает такую же ребенку, обращая его внимание на то, куда надо ее поставить. После обучения ребенку предлагают выполнить другую постройку по образцу.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; выполнение задания по подражанию, показу после обучения; отношение к результату своей деятельности.
1 балл - ребенок не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно (бросает кубики, размахивает ими, берет в рот и т. д.).
2 балла - ребенок принимает задание, но по показу выполнить не может; в условиях подражания справляется с заданием, а после обучения не может выполнить задание по показу.
3 балла - ребенок принимает задание; по показу выполняет неточно; после обучения может выполнить постройку по показу.
4 балла - ребенок принимает и понимает задание; сразу может построить по показу.
5. СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ . Задание направлено на выявление понимания сюжетного изображения, уровня развития связной речи.
Оборудование: картинки с изображением ситуации близкой к жизненному опыту детей (девочка кормит куклу, мальчик умывается, мальчик катает мишку на машине).
Наглядный материал: набор № 1, рис. 23-25.
Проведение обследования: психолог последовательно по одной картинке показывает ребенку и предлагает их рассмотреть, а затем рассказать, что делает девочка (мальчик). Если ребенок отвечает однословно, но адекватно ситуации, изображенной на картинке, то психолог задает уточняющие вопросы: «Кого кормит девочка? Что делает мальчик? Кого катает мальчик? Чем мальчик будет вытирать руки?» Если ребенок не отвечает словом, фразой, то проводится обучение.
Обучение: перед ребенком одновременно кладут две картинки и просят показать, где мальчик умывается, где мальчик катает мишку. Затем спрашивают: «Что делает мальчик?», указывая при этом на картинку, где мальчик умывается. Если ребенок молчит, то его просят ответить отраженно: «Умывается».
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; уровень развития связной речи (отсутствие активной речи; наличие или отсутствие фразовой речи, понятной или малопонятной для окружающих; речь, состоящая из отдельных слов или отраженная).
1 балл - у ребенка собственная речь отсутствует, нет даже отраженной речи.
2 балла - у ребенка собственная речь состоит из звукоподражаний и отдельных слов.
3 балла - у ребенка собственная речь фразовая, но малопонятная для окружающих.
4 балла - у ребенка собственная речь фразовая, хорошо понятная для окружающих.
Похожая информация.
1. Исследование фонематической стороны речи
- Показать на картинках предметы, называемые логопедом: стол-стул, папа-баба, точка-дочка, косы-козы, горка-корка, миска-мишка.
- Показать собачку, когда она зарычит: р-р-р…
- Повторить слоги: та-да, ба-па, ка-га, са-ша, за-жа, ца-са-ца.
2. Исследование пассивного словаря.
По словесной инструкции логопеда:
- Показать предметы: стол, яблоко, кукла, чашка.
- Части предмета: ножка стола, рука, нога, глазки, ручка чашки.
- Понимание обобщающих слов
Выбирать картинки по темам: игрушки, посуда, одежда.
- Понимание действий.
Показать, где девочка: играет, спит, рисует, ест.
- Выполнить поручения по речевой инструкции: дай куклу, покорми куклу, посади куклу.
3. Исследование грамматического строя импрессивной речи (в пассиве)
- Понимание форм единственного и множественного числа существительных. Показать на картинках: чашка-чашки, гриб-грибы, кукла-куклы, мяч-мячи.
- Понимание прежложно-падежных конструкций с предлогами в, на, под.
Положи мячик в коробку. Положи мячик на стол. Положи мячик под стол.
- Понимание существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Покажи на картинках: дом-домик, ложка-ложечка, мяч-мячик, кукла-куколка.
4. Состояние словарного запаса (эксперессивная речь)
- Назови существительные
- Глаголы (вопросы по картинкам)
Что делает?
Покажи где ___________? (идет, стоит, сидит, рисует, пьет)
- Действия, сходные по ситуации. Инструкции ----- ---- ---(~)
Вышивает, вяжет, шьет
- Прилагательные
- По картинкам назвать
- Назови: большой - маленький, тонкий – толстый, длинный -короткий, веселый - грустный.
5. Исследование грамматического строя
экспрессивной речи (активной)
Обследуется при наличии фразовой речи.
- Употребление имен существительных в И.п. единственного и множественного числа.
Стол-столы, мяч-мячи, кукла-куклы, рука-руки, шар-шары, глаз-глаза
- Употребление имен существительных в В.п единственного числа без предлога. Назови, что видишь на картинке.
Образец: Я вижу мяч, вижу куклу, вижу собаку, вижу дом.
- Употребление имен существительных в Р.п. единственного числа без предлога. Назвать по картинкам.
Это хвост кого ? – лисы; это сумка кого ? – мамы; это машина кого ? – мальчика
- Согласование имен существительных с прилагательными. Назвать цвет предметов - шар какой? – красный, машина какая? – зеленая, яблоко какое? – желтое.
- Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как назвать маленький предмет? (По картинкам.)
Стол – столик, нос – носик, дом – домик, ложка – ложечка, кукла – куколка, кровать – кроватка.
6. Состояние связной речи
Обследуется при наличии фразовой речи:
- перессказ рассказа;
- составление рассказа по картинке.
_________________________________________________
7. Исследование фонетической стороны речи
Определение симптоматики и механизмов нарушений.
- Воспроизведение звукоподражаний. Повторить за логопедом:
кукла плачет – а-а-а…,
ребенок плачет – уа-уа-уа…,
поезд гудит – у-у-у…,
ослик кричит – иа-иа-иа…,
мышка пищит – и-и-и…,
кошка мяукает – мяу-мяу-мяу…
- Исследование звуко- слоговой структуры слов. (Назови по картинке.) Повтори за логопедом: дыня, самолет, петушок, велосипед.
8. Состояние звукопроизношения
Гласные___________________________________________
Согласные_________________________________________
б, п, м_____________________________________
в, ф______________________________________
д, т, м_____________________________________
г, х, к_____________________________________
й________________________________________
- Свистящие__________________________________________
- Шипящие__________________________________________
- Аффрикаты________________________________________
л,р______________________________________
р,р______________________________________
9. Анатомическое состояние артикуляционного аппарата (нужное подчеркнуть)
- Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы).
- Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов).
- Челюсти.
- Прикус (прогнатия, прогнетия, открытый передний, открытый боковой, перекрестный).
- Твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина).
- Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка).
- Язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой).
10. Состояние речевоймоторики
- Состояние мимической мускулатуры:
- Поднять брови вверх (удивиться).
- Нахмурить брови (рассердиться).
- Прищурить глаза.
- Надуть щеки (толстячок).
- Втянуть (худышка).
Отметить наличие или сглаженность носогубных складок.
- Состояние артикуляционной моторики. Выполнить по подражанию:
- Губы –улыбка –трубочка.
- Язык – широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник».
- Мягкое небо – широко открыть рот и зевнуть.
- Громкость (нормальный, тихий, громкий).
- Тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хрпиплый).
- Атака голоса (мягкая, твердая).
- Модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).
Особенности динамической стороны речи (при наличии фразовой речи).
- Тембр (нормальный, быстрый, медленный).
- Ритм (нормальный, аритмия).
- Паузация (правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки).
- Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).
Заключение___________________________________________________________________
1. Рисунок насвободную тему.
2. Рисунок человека.
3. Разрезные картинки.
4. Бирюльки.
5. Мисочки.
6. Коробочка форм (почтовый ящик).
7. Эталоны.
8. CAT (2-3 картинки из первой серии).
9. Запоминание картинок.
10. Конструирование по расчлененному образцу.
Приложение 7 Набор диагностических методик для детей 4-7 лет
1. Рисунок человека.
2. Рисунок сказочного животного.
3. Дорисовывание (тест Торренса).
4. Что может быть одновременно.
5. Запоминание 10 картинок.
6. Запоминание 12 слов (или простейшая пиктограмма).
7. Исключение 4-го (картинки).
8. Последовательные картинки.
9. Самое непохожее (тест Венгера).
10. Перцептивное моделирование.
11. Кораблик для детей (4-5 лет -рыбка, тест Венгера).
12. Дорожки (полянки) (тест Венгера).
13. Матрица Равена (для детей 4-5 лет - серии А , А-В, для детей 5-7 лет - серии А-В, В).
14. Розенцвейг (12 картинок).
16. Лесенка.
Приложение 8
Haбордиагностических методик для детей 7- 12 лет
1. Рисунок дерево - дом -человек.
2. Рисунок несуществующегоживотного.
3. Кружочки (тест Торренса).
4. Пиктограмма.
5. Последовательные картинки.
6. Систематизация (для детей 7-8 лет, тестВенгера).
7. Словесные пропорции.
8. Подведение под понятие.
9. Исключение лишнего понятия.
10. Тест Айзенка (4-5 заданий).
11. Матрицы Равена (серияВ, начало серии С).
12. CAT (10 картинок).
13. Тест Розенцвейга (12 картинок).
14. Измерение самооценки.
15. Тест Роршаха (5-7 карточек).
Приложение 9
Набор диагностических методик для детей 12-18 лет
1. Рисунок несуществующего животного.
2. Рисунок себя в трех проекциях (реальный, идеальный, в глазах других).
3. Тест Кеттела.
4. Тест Торренса (параллельные прямые).
5. Пиктограмма.
6. Словесные пропорции.
7. Исключение лишнего.
8. Составление понятия.
9. Тест «Пословицы».
10. Классификация.
11. Тест Айзенка (4-5 заданий).
12. Тест Шмишека (или Айзенка напсиходинамические качества).
13. Исследование самооценки (таблица).
14. Тест Роршаха (4-5 карточек).
Приложение 10
Диагностика готовности к школе
1. Корректурная проба.
2. Тест Бендера (или Керна- Йерасека).
3. Узорный диктант.
4. Пиктограмма.
5. Рисунок несуществующегоживотного.
6. Дорисовывание.
7. Тест на принятие задания.
8. Тест на общую осведомленность (вариантБине или Векслера).
9. Тест «Запомни и нарисуй».
10. Любой тест на логическое мышление.
11. CAT (1-2 картинки).
Приложение 11
Дополнительные методики
1. Лабиринт (тест Векслера).
2. Локус контроля.
3. Тест Когана.
4. Тесты Торренса (размести фигурку, назови картинку, использование
предмета).
5. Тест Юнга. .
6. Рисунок семьи.
7. Рисунок семьи в виденесуществующих животных.
8. Исследованиеимпульсивности-рефлексивности.
9. Тест Люшера.
10. Тест Векслера.
11. Тест на творческое мышление.
12. Тест на предвидение.
13. Тест «Волшебная палочка» или«Три желания».
14. Тест Лири.
15. TAT - Тематический апперцептивный тест (используется вместо теста CAT с 13-14 лет).
Приложение 12 Образцы использования отдельных методик и анализа полученного материала
Тест «Коробочка форм». Направлен на исследование уровня развития действий восприятия и степень их интериоризации, а также на проверку наличия и степени обобщенности сенсорных эталонов. Используется для диагностики детей с 2,5 до 3,5-4 лет.
Стимулъный материал этого теста представляет собой деревянную или пластмассовую коробку (в настоящее время появились не только коробки, но и мячики), в крышке которой прорезаны отверстия по форме основных геометрических фигур - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и т.д. В наборе имеются и трехмерные фигуры (деревянные или пластмассовые), в основании которых те же геометрические фигуры, т.е. шар, куб, параллепипед и т.д.
Инструкция. «Посмотри на коробочку, давай поиграем, как будто это почтовый ящик, в который тебе нужно опустить письма (показываются геометрические фигуры). Только запомни, что для каждого письма существует специальное отверстие, в которое его можно опустить. Поэтому смотри внимательно на фигурку-письмо и найди то отверстие, которое для него предназначено».
Проведение теста. Фигурки кладутся перед ребенком рядом с коробочкой. В процессе работы взрослый может обратить внимание ребенка на информативные точки в том случае, если сам ребенок не старается исследовать фигуру, но пытается силой впихнуть ее в другое отверстие. В таком случае детям показывается, что у данной фигурки, например, есть три острых угла, а отверстие круглое, поэтому она туда не войдет и надо найти такое отверстие, в котором также есть три угла. Затем совместно с ребенком такое отверстие отыскивается и демонстрируется, как легко входит в него фигурка. Помощь возможна при работе с первыми 1-3 фигурками, затем либо ребенок начинает действовать самостоятельно, обучаясь правильной ориентировке, либо тестирование прекращается. В том случае, если вы хотите проверить, насколько хорошо ребенок владеет эталонами формы, можно дать дополнительное задание - разложить фигурки по форме, сложив вместе все кубы, шары, трапеции.
Анализ результатов. При интерпретации полученных данных прежде всего обращают внимание на характер деятельности детей - наличие ориентировки, степень ее интериоризованности. Для детей 2,5-3 лет в норме еще не характерно выделение ориентировочной фазы деятельности, они стараются засунуть фигурку в любое отверстие, не разглядывая их и не соотнося их друг с другом. Поэтому помощь взрослого в данном случае представляет из себя обучение, которое формирует у детей и ориентировку, и действия восприятия одновременно. Большое значение здесь имеет обучаемость детей, так как более способные быстрее схватывают новый материал и уже после показа способа действия с одной-двумя фигурами начинают действовать самостоятельно. В норме ориентировка, как самостоятельный этап деятельности, появляется в 3-3,5 года (хотя у импульсивных детей может появиться значительно позднее, к 4-4,5 годам). Поэтому в 3- 4 года дети уже должны осматривать фигурки прежде, чем начать их засовывать в коробку. Однако эта ориентировка может быть еще внешней, т.е. ребенок помогает себе пальчиками, ощупывает фигурки, поворачиваетихв разные стороны, пытаясь засунуть в коробку. В этом случае также допустима помощь взрослого, который помогает детям перейти к зрительной ориентировке, которая в норме должна появиться к концу третьего года жизни. В это время попытка ощупать фигурку и, тем более, силой втиснуть ее в неподходящее отверстие считается уже грубой ошибкой, свидетельствующей о нарушениях в интеллектуальном развитии. В этом случае особенно важно проверить обучаемость ребенка, так как хорошая обучаемость помогает быстро скорректировать это отставание, пока оно не отразилось на развитии мышления ребенка.
Тест «Пиктограмма» - направлен на исследование опосредованной памяти (дает информацию и о развитии мышления). Используется для диагностики детей с 4,5-5 лет.
Стимульный материал. Для проведения пиктограммы ребенку предлагается лист белой бумаги (стандартный лист формата А4), простой карандаш и набор слов для запоминания. Для детей 5-10 лет может быть использован следующий набор из 12 слов:
веселый праздник обман
вкусный ужин расставание
строгая воспитательница развитие
тяжелая работа слепой мальчик
теплый ветер страх
болезнь веселая компания
Инструкция: «Я тебе сейчас прочитаю слова, которые тебе надо хорошо запомнить и повторить мне в конце занятия. Слов много, поэтому запомнить их трудно, чтобы тебе было легче справиться с заданием, ты можешь на этом листе нарисовать что-нибудь, что тебе напомнит данное слово. Но рисовать можно только какие-то картинки, а не буквы. Так как слов довольно много, а лист только один, постарайся расположить рисунки таким образом, чтобы все они уместились на этом листочке. Не старайся вырисовывать картинки, качество рисунков не важно, главное, чтобы они правильно отражали содержание слова».
Проведение теста. Детям медленно читаются приведенные выше слова и словосочетания (которые идут как одно слово). При этом взрослый внимательно смотрит за тем, чтобы ребенок рисовал не буквы, а только определенные изображения. Если ребенок начинает рисовать большие фигурки, занимающие основную часть листа, то ему можно напомнить о том, что лист один и на нем надо будет уместить все картинки. Это напоминание делается один раз, примерно после 2-3-го слова. При необходимости лист можно перевернуть, однако при этом ребенку обязательно следует напомнить о том, что его предупреждали, что места мало, а он это прослушал и потому нарушил инструкцию.
В том случае, если у взрослого появляются подозрения, что ребенок рисует без всякой цели и смысла, первую пришедшую в голову картинку, никак не связанную со словом, т.е. что он не понял или не расслышал инструкцию, необходимо спросить о том, что за рисунок делает ребенок и какое отношение он имеет к слову, названному взрослым. Можно уточнить, помнит ли еще ребенок то слово, на которое делает рисунок.
Время, отпускаемое на каждый рисунок к слову, ограничено и не превышает 1-2 минут. Если дети начинают увлекаться, вырисовывать детали и добавлять что-то к первоначальному рисунку, то взрослый должен напомнить, что его не интересует качество картинки, важна только ее связь с произнесенным словом. Если ребенок продолжает рисовать, этот процесс прерывается и ему предъявляется следующее слово.
После окончания работы взрослый должен пронумеровать рисунки, чтобы было видно, какой рисунок к какому слову относится. (В том случае, если дети умеют считать, это можно попросить сделать самого ребенка.) Через 20-30 минут после проведения теста детям предъявляется лист бумаги с их рисунками, глядя на которые их просят припомнить те слова, которые диктовал взрослый. При воспроизведении фиксируется количество правильно воспроизведенных слов, а также количество ошибок, которые были допущены ребенком. При этом воспроизведение, например, словосочетания «вкусный ужин» как «сладкий ужин» или «разлука» как «расставание» считается как правильное.
Анализ результатов. Прежде всего фиксируется количество правильно воспроизведенных слов, которое говорит намоб объеме опосредованной памяти, который должен быть больше, чем объем непосредственной памяти, и в норме для детей этого возраста составляет 10--12 слов (т.е. практически стопроцентное воспроизведение).
Уровень развития образного мышления исследуется при помощи анализа рисунков. При этом у детей с низким уровнем мышления рисунки мало связаны с темой либо их связь поверхностная, в то время как у детей с высоким уровнем образного мышления рисунки отражают суть данного предмета. Например, для вкусного ужина может быть нарисован торт, стол с каким-то блюдом, тарелка с едой и т.п. Точно так же для болезни может быть изображен и больной человек (например,с перевязанной ногой илилежащий на кровати), и сама кровать, и больница.
Следует обратить внимание на характер рисунков к словам разной сложности, специально подобранные в пиктограмме. Так, нарисовать знак, отражающий «вкусный ужин» или «строгую воспитательницу», детям намного проще, чем «болезнь» или «обман». Наиболее сложными считаются слова «теплый ветер» и «развитие». Для детей 5 лет нормой являются адекватные рисунки для простых слов и отказ или буквальное, конкретное отражение сложных слов. В то же время для детей 6 лет и старше нормой является адекватное изображение всех слов данной пиктограммы.
Необходимо отметить те случаи, когда ребенок рисует практически однотипные, мало связанные с содержанием слова рисунки, но в то же время правильно воспроизводит слова. Это говорит о том, что низкий уровень мышления компенсируется в данном случае хорошей механической памятью. В то же время тот факт, что у ребенка отмечается низкий уровень развития и памяти, и мышления может в какой-то степени быть показателем его общего интеллектуального отставания.
Большой интерес представляет сравнение данных о воспроизведенном материале при непосредственном и опосредованном запоминании, так как в случае хорошего развития образного мышления оно может компенсировать недостаток памяти. При этом ребенок воспроизводит нормальное количество слов (10-12) в пиктограмме, однако при непосредственном запоминании может запомнить их меньше нормы, например всего 3-5 слов.
Анализ расположения рисунков на листе бумаги показывает способность ребенка правильно организовать свою деятельность, что особенно важно учитывать при диагностике 6-леток, так как это является одним из параметров, связанных с готовностью к школьному обучению. Наиболее адекватным считается расположение рисунков в той последовательности, в которой даются слова, так что взрослому даже не требуется их специально нумеровать в конце пиктограммы. При этом изображения отделены друг от друга и свободно умещаются на одной стороне листа. Наиболее низким уровнем организации является вариант, при котором рисунки хаотически разбросаны по листу и настолько велики, что налезают друг на друга, не умещаются на одной стороне и приходится переворачивать лист, чтобы уместить все слова.
Тест «Невербальная классификация» - направлен на изучение словесно-логического мышления у детей 5-7 лет.
Стимульный материал этого теста состоит из 20 картинок предметов, относящихся к двум классам близких по смыслу понятий, например, диких и домашних животных, овощей и фруктов, одежды и обуви и т.п. Для детей 5-5,5 лет может использоваться более легкий материал, т.е. изображения понятий, далеких друг от друга, например, одежда и транспорт. Также могут быть использованы картинки из лото, картинки, вырезанные из книжек или нарисованные. Важно, чтобы они были одинаковыми по яркости (не должно быть сочетания цветных и черно-белых изображений) и по размеру, а также количество картинок в каждой группе должно быть одинаковым, например, 10 диких и 10 домашних животных, 10 фруктов и 10 овощей и т.д.
Инструкция: «Посмотри внимательно, что я буду делать» - после этого инструкция прерывается и взрослый начинает распределять картинки на две группы, не объясняя принципа этой систематизации. После того как взрослый выложил три картинки, он передает их ребенку со словами: «А теперь раскладывай карточки дальше, делая так же, как и я».
Проведение теста. Данная классификация называется невербальной, так как взрослый задает основание классификации в реальной деятельности, не называя сами понятия. Выкладывая карточки, обратите внимание на то, что первые две должны относиться к разным классам (например, волк и корова), так как это облегчит ребенку дальнейшую классификацию. Третья карточка может относиться к любому классу, она кладется под первой карточкой правильной группы, например, карточка овцы располагается под коровой. После того как вы передали картинки ребенку, вы только наблюдаете за его деятельностью, не произнося ни одного слова (не нужно даже говорить: «молодец», «правильно» или «неправильно»). В случае ошибки вы просто молча перекладываете карточку в нужное место, под правильной картинкой.
Крайне важно при этом не вызвать у ребенка чувства отгороженности и неуверенности, поэтому ваше поведение не должно быть отстраненным, вы можете улыбнуться детям, погладить их, сказать: «Не вертись, будь внимательнее». Не должно быть только словесных пояснений классифицируемых понятий, так как это существенно облегчает задание, изменяя его характер. После того как ребенок закончит работу, его надо спросить о том, почему он разложил картинки на эти две группы и какое название он им может дать.
Анализ результатов. Данный тест исследует уровень развития словесно-логического мышления детей, именно поэтому так важно, чтобы заданное вами основание классификации было понято и произнесено ими самостоятельно. В процессе работы время практически не ограничено, хотя, как правило, классификация 20 картинок занимает в норме не больше 5- 7 минут (для детей рефлексивных, с медленным темпом деятельности время может быть увеличено до 8-10 минут). Главное внимание обращается на характер работы и количество ошибок, которые допускает ребенок.
Мы можем говорить о норме, т.е. среднем уровне интеллектуального развития в том случае, если ребенок допускает 2-3 ошибки, преимущественно в самом начале работы, пока понятия им еще не выделены окончательно. Бывают и случайные ошибки в процессе классификации, особенно у импульсивных детей, которые торопятся разложить картинки побыстрее.
Однако в том случае, если ребенок допускает больше пяти ошибок, можно говорить о непонимании им принципа разложения этих картинок. Об этом же говорит и хаотичный их расклад, например, когда дети не задумываясь распределяют карточки по группам. В этом случае работа может быть прервана и взрослый вводит вербальное обозначение классифицируемых понятий. Как правило, детям говорят: «Ну зачем же ты кладешь лошадку в эту группу, ведь тут лежат волк, тигр, лев, т.е. только те животные, которые живут на воле, в лесу или в джунглях. Это дикие животные, а лошадь - животное домашнее, она живет с человеком, поэтому ее надо положить в ту группу, где корова, осел и т.д.». После этого классификация доводится до конца, но не оценивается. Для диагностики (уже не только интеллекта, но и обучаемости) ребенку дается другой набор карточек, и в этом случае работа не прерывается даже тогда, когда он опять допускает ошибки.
Об интеллектуальных дефектах (задержке, снижении интеллектуального уровня) можно говорить в том случае, если ребенок и после объяснения взрослого не может справиться с заданием либо не может назвать группы картинок (в этом случае можно говорить о нарушении именно словесного мышления). Для подтверждения этого диагноза через какое-то время (день-два) ребенку можно предложить провести более легкую классификацию (например, овощи и мебель, люди и транспорт), с которой справляются даже дети 4,5-5 лет.
Для усложнения задания (например, при диагностике одаренных детей) можно предложить вариант классификации, не задавая ее основания, т.е. не раскладывая вначале перед ребенком картинки на две группы. При таком задании детям просто даются все картинки и просят их разложить на две группы. Обращается внимание не только на ошибки, но и на быстроту выделения основания (т.е. как скоро ребенок понимает, какие два понятия надо выделить). Детям с высоким уровнем интеллекта достаточно, как правило, 3-4 картинок.
Тест «Несуществующее животное» - направлен на исследование личности детей. Может использоваться при работе с детьми от 4,5-5 лет и старше.
Инструкция: «Нарисуй несуществующее животное, т.е. такое, которого нет в реальной жизни».
Проведение теста. Детям предлагают лист белой бумаги и простой карандаш. Младшим детям (4,5-6 лет) можно предложить цветные карандаши или фломастеры. Им также могут быть даны более детальные разъяснения понятия «несуществующее животное», например, взрослый может предложить нарисовать такое животное, которого нет в жизни, оно существует только в сказках. После начала работы взрослый, как и в других личностных тестах, не вмешивается в ее процесс. Как только ребенок закончил рисовать, его можно попросить ответить на некоторые вопросы: «Как зовут это животное? С кем оно живет? С кем дружит? Чем питается?» Ответы детей фиксируются.
Анализ результатов. Прежде всего обращают внимание на размер фигуры нарисованного животного и расположение этой фигуры на листе бумаги. Размер фигуры связан с самооценкой ребенка (чем больше размер фигуры, тем выше самооценка), а ее расположение на листе бумаги - с уровнем его притязаний. Расположение в верхней трети листа говорит о высоких притязаниях, в середине листа - о средних, а в нижней трети - о заниженных притязаниях. Большое значение имеет сопоставление размера фигуры с расположением на листе бумаги. Наиболее адекватным считается достаточно большой рисунок, расположенный в средней части листа. Такое расположение говорит об уверенности ребенка в себе,но не идеализации, его стремлении проявить себя, получить поощрение, высокую оценку,но не любой ценой.
Животное большого размера, размещенное в верхней части листа, свидетельствует о завышенной самооценке и притязаниях ребенка на самые высокие оценки, на лидерство, хотя эти притязания и не всегда оправданны. Если рисунок еще и украшен (украшения на животном, цветы, орнаменты и т.д.), можно говорить о демонстративности данного ребенка, т.е. о том, что он стремится обратить на себя внимание любой ценой. Если такие дети не могут получить положительную оценку, не являются лидерами группы, они становятся дезорганизаторами, нарушающими любые правила только для того, чтобы привлечь к себе внимание. Наказания только усиливают негативизм и конфликтность таких детей, так как привлекают к ним внимание, которого они и добиваются. Поэтому лучше всего стараться не обращать внимания на их проделки (конечно, если они не опасны для окружающих и самого ребенка), одновременно поощряя их хорошие поступки, стараясь обеспечить им успешность в какой-то деятельности.
О неуверенности, тревожности и развитии комплекса неполноценности у детей говорят рисунки, в которых маленькая фигурка животного помещается в самом низу листа. Такие дети нуждаются в поощрении взрослых, очень важно обращать внимание других детей на их успехи (например, на то, как хорошо этот ребенок что-то нарисовал или склеил), если они не очень успешны в учебе или спортивных упражнениях. Подобное поощрение необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал уверенность в своих силах, понял, что и у него есть много положительных качеств, он не хуже других детей. Особенно важна такая работа с детьми из авторитарных семей, в которых от них требуется высокая успешность во всех видах деятельности и послушание, которые с трудом даются детям и приводят к снижению их самооценки.
О наличии внутриличностного конфликта можно говорит в том случае, если есть несовпадения между самооценкой и уровнем притязаний. На рисунках таких детей маленькая фигурка может располагаться на самом верху листа, либо, наоборот, большая фигура нарисована в самом низу. Высокое нервное напряжение, тревога и агрессия у таких детей связаны с тем, что они не могут оценить себя, составить свой целостный образ. Их представление о себе постоянно меняется, а потому меняется и поведение, и характер общения. При этом дети, у которых небольшая фигура смещена вверх, часто скрывают свою неуверенность и тревогу (иногда неосознанные) нарочито жестким, агрессивным поведением, конфликтностью. Такой вид агрессии называется «агрессией от тревоги» и является весьма распространенным как у детей, так и у взрослых, которые нападают для того, чтобы скрыть свое неумение, некомпетентность и неуверенность. О таком поведении сложилась поговорка: «Лучший метод защиты - нападение». Этот тип отклонений часто появляется у детей, у которых нет уверенности в любви и защите. Дети боятся, что мама или папа не будут их любить, если они сделают что-то не так, не получат высокой оценки. Отсюда их демонстративное притязание на эту оценку, сочетающееся с неуверенностью в себе.
Дети, которые рисуют большую фигуру внизу, наоборот, уверены в себе и своих силах, но боятся или не хотят эту уверенность показывать. Это, как правило, дети из не очень благополучных семей, в которых ими не занимаются, не любят, часто наказывают.
При анализе рисунка нужно обращать внимание и на размещение фигуры по горизонтали. Так, фигура, сдвинутая в левую сторону (так же как и смотрящая влево), может говорить об инфантильности ребенка, его стремлении назад, в детство. Это может быть связано как с чрезмерными требованиями к ребенку, так и с ревностью к появившемуся брату или сестре, которых не было раньше. Фигура, сдвинутая в правую сторону (либо смотрящая вправо), говорит о стремлении в будущее, о желании стать взрослым. Хотя этот рисунок также свидетельствует о том, что дети не очень удовлетворены настоящим, такое стремление предпочтительнее стремления в прошлое.
Большое значение имеет и преобладание в нарисованной фигуре горизонтальных или вертикальных линий. Вытянутая по горизонтали фигура говорит о неуверенности, тревожности, а преобладание вертикальных линий - наоборот, об уверенности, агрессивности, стремлении к лидерству.
Об агрессивности свидетельствуют и нарисованные когти, зубы, сжатые кулаки и т.п., так же как и ответы детей, в которых рассказывается о том, что животное питается другими животными, людьми, сырым мясом и т.д. Однако надо помнить, что эти ответы характерны для любой агрессии - и открытой (со стремлением к превосходству, к лидерсту), и защитной агрессии (появляющейся в результате тревоги). Поэтому важно анализировать рисунок целиком, сопоставляя данные, полученные при анализе разных параметров.
Рекомендуется обращать внимание и на штриховку рисунков. Так, сильная, с нажимом прямая штриховка часто связана с внутренним напряжением ребенка, стремлением к высокой оценке, лидерству. Косая штриховка, с сильным нажимом и часто выходящая за пределы контура, также говорит о нервном напряжении ребенка, но свидетельствует скорее о неуверенности в себе, обидчивости, нервозности. Штриховка кругами связана с инфантилизмом, стремлением ребенка к защите, к любви и ласке, которых ему не хватает.
Оценивается и содержаниерисунков. Рисункиживотных, имеющих панцирь, броню и т.п., говорят о желании ребенка спрятаться, уйти от общения. Такие рисунки характерны и для тревожных, и для замкнутых детей. Наличие барьеров, ограждений, как круглых, так и прямоугольных линий, огораживающих фигуру, связано с отгороженностью самого ребенка, желанием уйти от общения, от любопытства чужих людей. Такой рисунок может говорить и о недостаточной эмоциональности детей. Рисунки птиц, бабочек или зверюшек, имеющих крылья, часто связаны с желанием ребенка выйти из неприятной ситуации, сложившейся в семье или в группе сверстников. При этом важно обратить внимание на положение фигуры на листе бумаги, которое показывает, куда стремится переместиться ребенок - в прошлое или в будущее (см. выше). Появление антенн, проводов, биноклей и т.п. атрибутов часто связано с интересом ребенка к окружающему, к другим людям, стремлением наладить с ними связь.
Тест «Опросник Айзенка» - направлен на исследованиетрех индивидуальных качеств ребенка - интравертность-экстравертность, нейротизм и лживость.
Стимулъный материал: 60вопросов и бланк ответов.
Инструкция: «Слушай меня внимательно. Сейчас я тебе прочитаю вопросы, на которые ты должен ответить только «да» или «нет». Перед тобой лежит лист, на котором написаны номера вопросов и нарисованы две колонки. Ты должен поставить крестик или галочку в первой колонке, если хочешь ответить на этот вопрос «да». Если же ты не согласен и хочешь ответить «нет», то поставь галочку во второй колонке. Старайся отвечать быстро, но будь внимателен, подумай, прежде чем ответить «да» или «нет».
Проведение теста. Ребенку дается бланк ответов, затем зачитывается инструкция. Вопросы читаются вслух, по очереди. На ответ дается примерно 1-1,5 минуты. Если ребенок не успел ответить, его можно поторопить, сказав о том, что сейчас Вы будете зачитывать следующий вопрос. После окончания работы детей спрашивают, все ли им было понятно, не было ли пропущенных вопросов и в случае необходимости зачитывают пропущенный вопрос повторно. Затем листы с ответами собираются.
Анализ результатов. При обработке полученного материала подсчитывается количество баллов, набранных ребенком по каждой из трех шкал - экстра-интраверсия, нейротизм и лживость. Подсчет происходит на основании «ключа», который приводится в приложении. Если ребенок ответил на вопрос так, как указано в «ключе», он получает один балл. При противоположном ответе - 0 баллов. Например, подсчитывая количество баллов по первому качеству - экстра-интраверсия, Вы видите, что ребенок на первый и девятый вопросы ответил «да». За эти вопросы он получает по одному баллу. На вопросы 3 и 11 - ответы «нет», соответственно за них Вы ставите 0 баллов. В то же время при ответе на вопросы 6 или 33 Вы, наоборот, ставите 1 балл за ответ «нет» и 0 баллов за ответ «да». Таким образом подсчитывается общее количество баллов но каждой шкале.
1. Максимальное количество баллов по шкале «экстра-интраверсия» - 24(19+5).
Дети, набравшие по первой шкале 12 и больше баллов, - экстравертированны, набравшие меньше 12 баллов - интравертированны. Для экстравертов характерно стремление к общению. Они открыты и доброжелательны, как правило, уверены в том, что и другие люди относятся к ним хорошо. Такая уверенность и дает им возможность относиться ко всем людям, даже незнакомым, с доверием. Это помогает им наладить общение с любым человеком, завести много друзей. Для этих детей такжехарактерна импульсивность, активность в поведении, хорошее настроение.
Интравертные дети - более закрыты, они труднее налаживают контакты, особенно с незнакомыми людьми из-за своей неуверенности и застенчивости. Зато при контактах с близкими они стараются проявить себя с самой лучшей стороны, хотя и не стремятся иметь много друзей. Такие дети хотят распланировать свои действия заранее или хотя бы осмотреться в новой ситуации до того, как начать что-то делать.
«нейротизм» - 24.
Дети, набравшие больше 12 баллов по второй шкале, эмоционально неустойчивы. Они ранимы, не могут справиться со своими отрицательными эмоциями - обидой, тревогой, которые могут у них перейти в гнев и даже агрессию, мстительность. В то же время доброе слово, улыбка способны снять эту вспышку и быстро привести их в хорошее настроение. Дети с низким уровнем нейротизма (меньше 12 баллов) меньше подвержены эмоциональным срывам, они не так зависимы от расположения других людей, особенно взрослых. Но зато их гнев или агрессию не так легко остановить, так же как и изменить их плохое (или хорошее) отношение к какому-то человеку, как взрослому, так и сверстнику.
Максимальное количество баллов по шкале «лживость» - 12 (5 + 7).
Критическое количество баллов по шкале «лживость» 5-6. Дети, набравшие больше 5 баллов, стараются выглядеть лучше, чем они есть на самом деле. Они демонстративны, т.е. стремятся обратить на себя внимание любой ценой, даже если для этого надо набедокурить или соврать. Для них характерна высокая самооценка, притязания на высокую оценку или лидерство в группе. Однако эта неискренность сказывается и в ответах на другие вопросы, на которые дети могут ответить не столько правдиво, сколько «правильно», с их точки зрения, для того чтобы показать себя с лучшей стороны. Это надо учитывать при обработке материала, по возможности проверяя ответы детей или сверяя полученные результаты с данными других тестов.
Для составления более полной характеристики ребенка после подсчета баллов по отдельным шкалам нужно соотнести эти показатели между собой. Сопоставляя этот тест, Айзенк исходил из того, что психодинамические качества соотносятся с чертами характера и темперамента человека. Это соотношение иллюстрируется «кругом Айзенка», на котором показано, какими чертами обладает интравертный ребенок с высоким (верхний левый угол) и низким (нижний левый угол) уровнем нейротизма. На правой стороне приводятся качества, характерные для экстравертных детей с высоким (верхний угол) или низким (нижний угол) уровнем нейротизма.
Составляя общую характеристику ребенка, нужно также помнить о том, что дети с высоким уровнем экстраверсии, нейротизма и лживости обладают неадекватно завышенной самооценкой. Их притязания, стремление к доминированию в группе сверстников часто не подкрепляются их реальными знаниями и умениями. Однако это не снижает их самооценку, только усиливая их демонстративность, переводя ее в негативизм, упрямство, агрессивное поведение. В неблагоприятных условиях (холодность взрослых, нежелание признать их достоинства, жесткий, авторитарный стиль общения) у них развивается истерия.
Дети, у которых высокий уровень нейротизма сочетается с интравертностью и лживостью, также неадекватны, но склонны, наоборот, занижать свою самооценку.Их неуверенность в себе может привести к уходу от общения, замкнутости, закомплексованности. Такие дети боятся ошибиться, вызвать гнев или неудовольствие взрослых. Поэтому они могут не ответить на вопрос даже тогда, когда знают правильный ответ, а их лживость связана со стремлением понравиться экспериментатору. Однако и у таких детей может наблюдаться агрессивное поведение, которое является защитой от их тревожности и неуверенности в себе. В неблагоприятных обстоятельствах у этих детей развиваются депрессии и фобии, т.е. немотиварованные страхи (темноты, высоты, закрытых помещений и т.д.).
Таким образом, надо помнить о том, что дети, набравшие большое количество баллов по шкалам «нейротизм» и «лживость», нуждаются в повышенном внимании взрослых, бережном отношении, так как отклонения в процессе личностного роста у них возникают быстрее, чем у более уравновешенных и стабильных детей. В то же время тепло и забота взрослых, поощрение реальных достижений ребенка важны для нормального развития личности всех детей.
АНАМНЕЗ
Мать___
Отец________________________________________________________________________________________
Наследственные заболевания ___________________________________________________________________
Наличие нервно-психических, хронических, соматических заболеваний до рождения ребенка_____________
Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников_________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Ребенок от _______________беременности
- Характер беременности_________________________________________________________________
- Токсикоз (1-ой, 2-ой половины беременности)______________________________________________
- Хронические заболевания матери (печени, почек, сердечно-сосудистые, эндокринные)___________
_____________________________________________________________________________________________
- Простудные и инфекционные заболевания (1-ая, 2-ая половины беременности)__________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Влияние химических средств, применяющихся в быту и промышленности
_____________________________________________________________________________________________
Употребление алкоголя, никотина, наркотиков
Психические и физические травмы матери(1-ая, 2-ая половины беременности)
_____________________________________________________________________________________________
Роды
- В срок, досрочные_____________________________________________________________________
- Характер родов: _______________________________________________________________________
- Нормальные_____________Стремительные____________Затяжные (обезвоженные)_____________
- Слабость родовой деятельности матери, стимуляция: механическая химическая, электростимуляция, наложение щипцов____________________________________________________________________
- Когда закричал ребенок________________________________________________________________
- Наблюдалась ли асфиксия (синяя, белая) _________________________________________________
- Резус фактор (+, -, совместимый) ________________________________________________________
- Вес и рост при рождении_______________________________________________________________
Вскармливание
- Принесли кормить на ___________день
- Характер грудного вскармливания:
Сосал активно, отказ от груди, трудности удерживания сосков, засыпание во время кормления, быстрая утомляемость, частые поперхивания, срыгивания, обильные срыгивания, грудное вскармливание
До_______________________________________________________________________________________
- Последующее вскармливание: смешанное, искусственное____________________________________
Характер жизненного ритма ребенка: без особенностей, чрезмерное беспокойство, постоянный и ничем не обоснованный плач, стойкое нарушение сна_____________________________________________________
- Держит голову с ________________месяцев (в норме с 1,5 мес.)
- Сидит с _______________________месяцев (в норме с 6 мес.)
- Ходит с _______________________месяцев (в норме с 11-12 мес.)
- Первые зубы с _________________месяцев (в норме с 6-8 мес.)
- К одному году зубов____________
ПЕРЕНЕСЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
До года (простудные заболевания, инфекционные)_________________________________________________
После 1 года__________________________________________________________________________________
До 3 лет______________________________________________________________________________________
ДАННЫЕ О НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОМ, СОМАТИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ, О СОСТОЯНИИ СЛУХА И ЗРЕНИЯ РЕБЕНКА В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ (в соответствии с данными мед. карты )______________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Время появления, характер гуления______________________________________________________________
Время появления, характер лепета (в норме 4-6 мес.) _______________________________________________
Первые слова (в норме около 1 года) ____________________________________________________________
Первые фразы с (в норме около 1,5-2 лет)_________________________________________________________
Использование жестов_________________________________________________________________________
АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
1. Лицо: ассиметрия мимической мускулатуры, парезы, параличи__________________________________________
Рефлексы орального автоматизма_____________________________________________________________________
Тонус мускулатуры_________________________________________________________________________________
Непроизвольные движения мимической мускулатуры____________________________________________________
Произвольные движения (после 2,5 лет)
Поднять брови_____________________________________________________________________________________
Нахмурить брови___________________________________________________________________________________
Улыбнуться_______________________________________________________________________________________
Надуть щеки_______________________________________________________________________________________
2. Губы: тонкие, толстые, укороченная верхняя губа, расщелина верхней губы (частичная, полная, односторонняя, двусторонняя) ______________________________________________________________________________________
Непроизвольные движения_____________________________________________________________________
Произвольные движения:
(с 1г. 6 мес.)
«Поцелуй» __________________________________________________________________________________
(с 2 лет 6 мес.)
«Улыбка» ___________________________________________________________________________________
«Трубочка» __________________________________________________________________________________
Тонус________________________________________________________________________________________
Насильственные движения______________________________________________________________________
3. Зубы: нормальные, отсутствие зубов, редкие, неправильной формы, вне челюстной дуги, сверхомплектность, диастема___________________________________________________________________
4. Прикус: нормальный, прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый (односторонний, двусторонний), перекрестный, прогнатия, прогиния. __________________________________________________________________
5. Верхняя и нижняя челюсть:
Непроизвольные движения(при звуковых и речевых реакциях, во время еды) ________________________________
Произвольные движения (с 1г. 6 мес.)
Открыть/закрыть рот________________________________________________________________________________
Закусить нижнюю/верхнюю губу______________________________________________________________________
6. Язык :строение, аномалии, парезы, параличи__________________________________________________________
Положение в покое__________________________________________________________________________________
Подъем уздечки_____________________________________________________________________________________
Непроизвольные движения___________________________________________________________________________
Произвольные движения (с 1 года 6 мес.)
Высунуть вперед____________________________________________________________________________________
Убрать назад_______________________________________________________________________________________
На верхнюю губу___________________________________________________________________________________
«Часики» __________________________________________________________________________________________
Пощелкать_________________________________________________________________________________________
7. Твердое и мягкое небо: нормальное,высокое,излишне низкое небо; _____________________________________
- расщелина (сквозная, односторонняя, двусторонняя); _____________________________________________
- несквозная (полная, неполная), субмукозная; _____________________________________________________
- укорочение мягкого неба, отсутствие; ___________________________________________________________
- укорочение, раздвоение маленького язычка; _____________________________________________________
- рубцовые изменения неба и боковых стенок глотки; _______________________________________________
- искривление носовой перегородки; _____________________________________________________________
- срастание мягкого неба с дужками или задней стенкой глотки; _____________________________________
- увеличение глоточной миндалины. _____________________________________________________________
Тип физиологического дыхания (верхнее-ключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)__________________
1 ГОД 1 МЕСЯЦ – 1 ГОД 3 МЕСЯЦА.
ПОНИМАНИЕ РЕЧИ
1. Понимание названий
- 3-4 предмета – транспорт, животные, игрушки
Покажи, где: _
Поменять игрушки местами_________________________________________________________________________
- Предметы одежды и обуви (3-4)
Покажи, где: _____________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
2. Понимание действий (ситуация естественная)
- Кукла, тарелка, кроватка
Покорми куклу ____________________________________________________________________________________
Положи куклу спать _______________________________________________________________________________
Дай кукле попить ________________________________________________________________________________
3. Ориентировке в помещении (не менее трех поручений)
Покажи, где: (стол, часы, рыбки и т.д) _________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
АКТИВНАЯ РЕЧЬ
Наблюдение за ребенком в течение 20 минут
Лепет _____________________________________________________________________________________________
Облегченные слова _________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
1 ГОД 4 МЕСЯЦА – 1 ГОД 6 МЕСЯЦЕВ
ПОНИМАНИЕ РЕЧИ
1. Обобщение предметов по существенным признакам
- Материал: 2 однородных предмета, различающихся по одному признаку и контрольный предмет.
Покажи, где:
Черная собака_____________________________________черная кошка_____________________________________
Белая кошка_______________________________________кукла___________________________________________
Поменять местами__________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
- Материал: ложка (чайная, столовая, игрушечная), совочек, кукла
Покажи, где:
ложка_____________________________________совочек_____________________________________
кукла_____________________________________
Поменять местами___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
2. Практическое понимание предлогов и предложно-падежных конструкций (В, НА)
- Материал: коробка с крышкой и кубик
Спрячь кубик в коробку _______________________Положи кубик на коробку _____________________________
Положи кубик в стол __________________________Положи кубик на стол _________________________________
Различение неречевых звуков (с 1 г. 6 мес)
- Материал: набор игрушек (2 бубна, 2 колокольчика, деревянные ложки (4 шт)), ширма
Угадай, что звучит. Покажи _________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
АКТИВНАЯ РЕЧЬ
- Материал: 4 предмета и мешочек из которого они вынимаются
Кто это? __________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
1 ГОД 7 МЕСЯЦЕВ – 1 ГОД 9 МЕСЯЦЕВ
ПОНИМАНИЕ РЕЧИ
1. Понимание несложного рассказа по сюжетной картинке. Ответы на вопросы
- Материал: Сюжетные картинки
Покажи, где: _____________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
2. Понимание предложно-падежных конструкций (ПОД)
- Материал: коробка с крышкой, кубик
Спрячь кубик под крышку_____________________________под стол____________________________________
Под стул____________________________________________под кровать___________________________________
3. Понимание единственного и множественного числа существительных
- Материал: картинки (стод – столы, мяч – мячи и т.п., с окончаниями Ы, И) не менее 5-и
Покажи, где: _____________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
4. Понимание слов-действий, выраженных в категории возвратности глагола (1 год 9 мес)
- Материал: картинки (мишка моет руки – мишка моется) не менее 3-х пар
Покажи, где: моет________________________________________моется____________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
5. Понимание суффиксальных отношений. Суффикс уменьшительности
Покажи , где машина___________________________________машинка____________________________________
_________________________________________________ ________________________________________
СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ И ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
Различение звуков речи
- Материал: 2 кошки, 2 собаки, 2 коровы, 2 петуха
Угадай, кто тебя позвал? ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
АКТИВНАЯ РЕЧЬ
1. Обозначение своих действий словами и двухсловными предложениями (в естественной ситуации, в игре, на занятиях) __________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
2. Слоговая структура (1 год 9 мес.)
Двухсложные слова__________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
Односложные слова_________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
3. Звуковая сторона речи (1 год 9 мес.)
Гласные___________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
Согласные ________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
1 ГОД 10 МЕСЯЦЕВ – 2 ГОДА
ПОНИМАНИЕ РЕЧИ
1. Понимание короткого рассказа без показа картинок (о событиях, которые есть в опыте ребенка)
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
2. Понимание предложных конструкций (У,С)
- Материал: шарик, коробка с крышкой, дощечка – скат.
Покати шарик с горки_____________________________________со стола_________________________________
Положи шарик у коробки________________________________у книжки__________________________________
3. Понимание единственного и множественного числа глаголов (с 2-х лет)
- Материал: картинки (мальчик строит – мальчики строят) не менее 3-х
Покажи, где ______________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ И ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
- Материал: картинки - животные и детеныши (не менее 3-х)
Покажи, кто говорит? _____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
АКТИВНАЯ РЕЧЬ
1. 2-х – 3-х словные предложения (в естественной ситуации)
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
2. Употребление Винительного падежа (с 2-х лет)
- Материал: картинки (девочка, мишка и т.п.)
Кого ты видишь на картинке? _________________________________________________
_________________________________________________ __________________________________________
_________________________________________________ ___________________________________________
3. Употребление предложного падежа
- Материал: предметы, игрушки (мишка)
Скажи, на чем сидит мишка? _______________________________________________________________________
Лежит мячик?____________________________________________________________________________________
Лежит книжка?_________ _________________________________________________________________________
4. Употребление слов с суффиксом уменьшительности
- Материал: 4 пары игрушек – большая/маленькая
машина___________________________________машинка____________________________________
_________________________________________________ ________________________________________
_________________________________________________ ________________________________________
_________________________________________________ _________________________________________
5. Практическое употребление существительных именительного падежа во множественном числе (с окончаниями Ы, И)
- Материал: картинки (стол – столы, мяч - мячи)
_________________________________________________ _____________________________________________
_________________________________________________ _____________________________________________
_________________________________________________ _____________________________________________
6. Слоговая структура (3-х сложные слова без стечения)
_________________________________________________ __________________________________________
_________________________________________________ __________________________________________
_________________________________________________ __________________________________________
_________________________________________________ __________________________________________
7. Звуковая сторона речи
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
2 ГОДА 1 МЕСЯЦ – 2 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ
ПОНИМАНИЕ РЕЧИ
1. Понимание названия предметов
- Материал: игрушки, картинки
Покажи, где
Посуда: чашка_______________________тарелка_______________________ложка
Одежда: шапка______________________пальто_______________________ботинки_______________________
платье______________________рубашка_____________________штанишки_____________________
Части тела: голова_______________________руки_______________________ноги_______________________
шея_______________________
Части лица: щеки_________________________лоб_______________________глаза_______________________
рот___________________________нос_______________________
Транспорт: машина_______________________автобус___________________поезд_______________________
самолет_______________________
Домашние животные:собака_______________________кошка_______________________
петух_______________________лошадь _______________________корова_____________
Фрукты: яблоко_______________________ апельсин_______________________слива_______________________
Овощи: морковь_______________________огурец_______________________помидор_______________________
Части тела животного: голова_______________________ноги_______________________хвост________________
глаза_________________________усы_______________________
2. Понимание действий
- Материал: картинки
Покажи, где
одевается_______________________ест_______________________пьет_______________________
улыбается______________________играет_______________________строит_______________________
катается________________________моет_______________________гладит_______________________
лечит_______________________
3. Понимание признаков
- Материал: картинки
Большой - маленький_______________________кислый - сладкий_______________________
Длинный - короткий________________________
Цвета: красный_______________________зеленый_______________________
синий_________________________желтый________________________
4. Понимание наречий
- Материал: картинки
Близко - далеко____________________________низко - высоко_______________________
Быстро - медленно________________________темно - светло________________________
5. Понимание предлогов (ЗА, ПОД, ПО, ДО, НАД)
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
6. Понимание единственного и множественного числа прилагательных
- Материал: картинки (синий флажок – синие флажки)
Покажи, где _______________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
7. Понимание настоящего и прошедшего времени глагола
Беседа с ребенком __________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ И ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
Различение слов близких по звучанию (с 2 лет 6 мес.)
- Материал: картинки
Покажи, где: мышка - мишка
АКТИВНАЯ РЕЧЬ
1.Многословные предложения (более 3-х слов) в беседе
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
2. Родительный падеж
Чего не стало? _________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
3. Дательный падеж
Кому я даю мячик? _________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
4. Творительный падеж
Я сейчас занимаюсь с кем? _________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
5. Единственное и множественное число существительных
Что это?
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
6. Возвратные глаголы (СЯ)
Что делает мишка? (одевает – одевается)
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
7. Единственное и множественно число глаголов
Что делает мальчик? (поет)
Что делают мальчики? (поют)
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
8. Слоговая структура слова
Употребление двухсложных слов с закрытым слогом (батон, лимон)
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
9. Звуковая сторона речи
Гласные: _______________________ _________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Согласные ___
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
2 ГОДА 7 МЕСЯЦЕВ – 3 ГОДА
ПОНИМАНИЕ РЕЧИ
1. Предложно- падежные конструкции и предлоги (ЧЕРЕЗ, ОКОЛО,ПЕРЕД)
- Материал: шарик, кубик, коробка с крышкой
Положи около :____________________________________________________________________________________
Положи перед :____________________________________________________________________________________
Перебрось через :__________________________________________________________________________________
2. Понимание слов с суффиксом увеличительности (дом – домище)
Покажи, где:____________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
3. Понимание префиксальных отношений. Глаголы с различными приставками (вышел, пошел, зашел)
Покажи, где :____________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ И ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
Различение слов близких по звучанию
Покажи, где: мышка - мишка _________________________стол - стул______________________________
усы - уши______________________________ежата - мышата_________________________
коса - коза_____________________________
АКТИВНАЯ РЕЧЬ
1. Сложные придаточные предложения (в ходе беседы с ребенком)
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
2. Использование в речи вопросов: «Почему?» «Когда?»
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
3. Родительный падеж
Чего не стало? _________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
4. Дательный падеж
Кому я даю мячик? _________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
5. Творительный падеж
Я сейчас занимаюсь с кем? _________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
6. Единственное и множественное число существительных
Что это? (кубик – кубики) _________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
7. Возвратные глаголы (СЯ)
Что делает мишка? (одевает – одевается)
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
8. Единственное и множественно число глаголов
Что делает мальчик? (поет)
Что делают мальчики? (поют)
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
9. Единственное и множественное число существительного и связанного с ним прилагательного (в 3 года)
Что здесь нарисовано и какой он по цвету? _________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
10. Слова со стечением согласных (чашка, ложка, мишка)
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
11. Звуковая сторона речи
Гласные: ________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Согласные
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
СОСТОЯНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
1. Строение: врожденные аномалии, мышечный тонус, положение пальцев)_________________________________
_________________________________________________________________________________________________
2. Сформированность дифференцированных захватов
Ладонный захват___________________________________________________________________________________
Захват нижней третью пальцев_______________________________________________________________________
Захват большим и указательным пальцем______________________________________________________________
Захват тремя пальцами______________________________________________________________________________
3. Ведущая рука ___________________________________________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Логопед____________________________
« »_____________________20 года
« »_____________________20 года
Скачать готовый расчет по данной методике
|
По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.