Вопросы обследования детей 3 4 лет. Логопедическое обследование устной речи дошкольника

В этой статье:

Для всех детей в определенном возрасте обязательно прохождение проверки у логопеда. Если появились проблемы с речью, то ваши визиты станут частыми – врач проведет необходимую терапию.

В любом случае для малышей от 4 лет проводится обязательная диагностика речевого развития. Это совсем не страшно, так что успокойте малыша перед походом к доктору.

Существует несколько общепризнанных методик проверки речи. Самая простая форма проведения обследования - игровая. В возрасте 3-4 лет легче всего поправить дефекты, ведь речь все еще формируется.

Не игнорируйте проверку у логопеда, ведь нормальная речь очень важна для дальнейшего развития малыша . Потом дефекты речи будет гораздо сложнее исправить, и у ребенка могут развиться серьезные комплексы.

Поход к логопеду

Первый прием у логопеда назначается детям в 4 года. Если родители замечают сильные дефекты: ребенок не говорит или говорит очень плохо - можно отвести его и раньше, в 3
годика
. Родителям нужно понимать, что посещение логопеда обязательно в любом случае и крайне важно.

Даже если вам кажется, что речь ребенка развивается прекрасно, малыш общительный, разговорчивый, все произносит правильно. Только специалист может заметить некоторые дефекты.

В возрасте 3-4 лет их легко устранить, немного позанимавшись с ребенком. А вот позже они же могут обернуться серьезными проблемами с речью: заиканием, глотанием слогов… С такими проблемами тяжело учиться, работать, находить друзей, да и вообще, человек чувствует себя подавленно . А всего-то нужно было в детстве удостовериться, что у малыша все идет хорошо, без отставаний и проблем.

Еще родителям стоит помнить: у детей до 3 лет речевое развитие только начинается. Это нормально, что они что-то произносят неправильно, имеют проблемы с согласными или
гласными звуками. Эти проблемы «лечатся» дома, без помощи специалиста.

До 3 лет ваши коррективы речи ребенка должны быть минимальными. Просто правильно повторите для него неправильно произнесенное слово. Не стоит акцентировать внимание на неправильном варианте и уж точно не нужно ругать детей за ошибки.

Как проводится диагностика

Диагностика речи у логопеда всегда комплексная:

Проверка слуха

Проблема речевого развития может заключаться не в самой речи, а в слухе. Например, снижение слуха, глухота на одно или оба уха. Тогда все остальные этапы не рассматриваются. Некоторые нарушения слуха не серьезные , но могут существенно навредить речи малыша. Тогда потребуется посещение ЛОР-врача, возможно, и операция. Если же исправить дефект слуха нельзя, то ЛОР порекомендует вам, как нужно заниматься с крохой.

Состояние артикуляционного аппарата

Проверка состояния носоглотки, гортани, голосовых связок, языка . Здесь тоже могут быть врожденные проблемы или последствия травмы, которые мешают правильно произносить звуки. Часто проблема кроется в строении носоглотки. Тогда назначается массаж для развития связок, разработки гортани.

Проверяется произношение отдельных звуков

Логопед просит детей произносить определенные звуки. Тут упор делается на шипящие согласные и звук [р]. Для правильного развития речи не должно быть дефектов произношения согласных. Исправить их помогут простые упражнения на шипение, рычание. Важно помнить, что больше 7-10 минут кроха не может концентрировать внимание на одном упражнении . Хороший специалист понимает это и периодически меняет задания.

Обследование уровня психического развития

Определение уровня психического развития крайне важно, особенно если врачом был выявлен серьезный дефект или отставание речевого развития. В возрасте 4 лет может быть поставлен диагноз «задержка речевого развития». Если нарушения психической деятельности все же есть, то для таких случаев существует своя шкала оценки речи, но проводит ее уже дефектолог.

Особенности диагностики речи у дошкольников

В старшем дошкольном возрасте проверка речи проводится перед поступлением в первый класс. Логопед должен
определить, все ли нормально, сможет ли ребенок успешно учиться.

Детей с сильным отставанием речевого развития, к сожалению, не принимают в обычные школы. Их направляют в класс коррекции. Но еще до школы вполне возможно снять этот диагноз, если родители будут заниматься с малышом .

С малышом 4 лет логопед проводит занятия в игровой форме. Например, ребенку предлагаются картинки с изображениями
животных, растений, людей. Слова подобраны так, чтобы сложные звуки находились в самом начале слова или же в конце.

Еще один вариант - сложный согласный звук в середине слова. Малыша попросят произнести названия изображенных предметов . Так логопед сможет понять, в каком положении сложный звук дается ребенку с трудом. Часто такая простая диагностика бывает достаточной.

Дети 4 лет

Если проблем с произношением не выявлено, то врач еще немного поговорит с ребенком . Так он определяет объем
словаря использованных слов. Логопед просит малыша назвать как можно больше слов на одну букву.

Нормальный словарный запас детей 4 лет составляет от 1000 до 2000 слов. Меньше 1000 считается недостаточным показателем.

Логопед проводит еще несколько тестов для малыша, предлагая ему:

  • подобрать слова-синонимы;
  • образовать уменьшительно-ласкательную форма слов (медведь-медвежонок, мяч-мячик);
  • назвать как можно больше названий чего-либо (деревьев, животных, профессий…);
  • пересказать известную малшу сказку или сюжет фильма.

Таким образом, всего за 15-20 минут логопед получает полное представление об уровне развития речи, определяет, есть ли проблемы и дефекты, дает соответствующие рекомендации. Очень важно вовремя пройти эту проверку.

1. ПОИГРАЙ (набор сюжетных игрушек). Задание на­правлено на выявление уровня развития игры: отношение к игрушкам и развитие предметно-игровых действий, умения произвести по подражанию несколько последователь­ных игровых действий.

Оборудование: кукла, детская коляска, мебель для куклы (стол, стул, кроватка с постельными принадлежностями, буфет с набором посуды), строительный набор, ма­шинка, мячик.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть с куклой: «Посади ее в коляску и покатай». Ес­ли ребенок катает куклу, взрослый предлагает ее покор­мить: «Посади ее за стол и покорми». В случаях отказа от игры с куклой ребенку предлагают нагрузить кубики в машинку и отвезти их на другой столик.

Обучение: если ребенок не начинает играть, взрослый дает ему мячик и предлагает покатать друг другу, затем сажает куклу в коляску, предлагая ее прокатить. В даль­нейшем сажает куклу за стол, просит ее покормить, т. е. взрослый включает ребенка в совместную игру.

Оценка действий ребенка: проявление интереса к иг­рушкам; наличие интереса к одной игрушке; характер действий с ними - адекватные или неадекватные, специ­фические или неспецифические манипуляции, предметно-игровые действия, процессуальная или сюжетная игра, выполнение игровых действий по подражанию. (Всего на игру отводится 10-15 мин.)

1 балл - ребенок не начинает играть даже после то­го, как взрослый предложил выполнить совместные дей­ствия; интерес к игрушкам не проявляет.

2 балла - ребенок начинает выполнять совместные со взрослым игровые действия, при этом повторяет дейст­вия взрослого и не привносит в игру от себя новых дейст­вий; отмечаются процессуальные действия, манипуляции.

3 балла - ребенок играет самостоятельно; выполня­ет несколько предметно-игровых действий (катает куклу, сажает ее за стол, кормит); проявляет интерес к игруш­кам и действиям с ними, но играет молча; подражает дей­ствиям взрослого.

4 балла - ребенок выполняет ряд логически после­довательных действий, объединяя их сюжетом; сопровож­дает свои действия речью.

2. СЛОЖИ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ (из трех частей).За­дание направлено на выявление уровня развития целост­ного восприятия предметного изображения на картинке.

Оборудование: две одинаковые предметные картин­ки, одна из которых разрезана на три части (петух или платье).

Наглядный материал: набор № 1, рис. 13-16.

Проведение обследования: взрослый показывает ребен­ку три части разрезной картинки и просит: «Сделай це­лую картинку».

Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может пра­вильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, экспериментатор сам накладывает часть разрезной кар­тинки на целую и просит его наложить другую. После чего предлагает ребенку выполнить задание самостоя­тельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания; спосо­бы выполнения; обучаемость; отношение к результату; ре­зультат.

1 балл - ребенок не принимает задание; действует неадекватно даже в условиях обучения.

2 балла - ребенок принимает задание, но не пони­мает, что части надо соединить в целое; кладет части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполне­нию задания; безразличен к конечному результату.

3 балла - ребенок принимает и понимает задание; пытается соединить части в целое, но самостоятельно не может это выполнить; после обучения с заданием справ­ляется; заинтересован в результате своей деятельности.

4 балла - ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, пользуясь при этом методом целенаправленных проб либо практическим примериванием.

3. НАЙДИ ПАРУ (сравнение картинок). Задание направ­лено на выявление умения анализировать и сравнивать изображения, находить сходство и различие.

Оборудование: три парные карточки, на каждой из ко­торых изображены в разной последовательности геометри­ческие фигуры - круг, квадрат, треугольник.

Наглядный материал: набор № 1, рис. 17-22.

Проведение обследования: взрослый берет три карточки с разным расположением геометрических фигур и раскла­дывает их перед ребенком, аналогичные находятся у взрос­лого в руке. Он показывает ребенку одну из карточек и просит найти такую же, т. е. карточку, на которой точ­но так же расположены геометрические фигуры. После успешного выполнения ребенком задания ему предлага­ют две другие карточки. В случае затруднений проводит­ся обучение.

Обучение: предполагается первый вид помощи, при ко­тором убирается одна карточка и ребенок должен сделать выбор из двух карточек. Если и после этого ребенок за­дание не выполняет, то предлагается второй вид помощи. Взрослый начинает соотносить формы на одинаковых кар­точках, поочередно показывая указательным жестом, чем они похожи: «Здесь первый треугольник и здесь такой же; здесь круг и на этой карточке такая же форма; здесь квадрат и здесь. Эти карточки одинаковые». После де­тального рассмотрения одной пары карточек ребенку пред­лагают выбрать другую карточку.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; умение анализировать и сравнивать изображения на картинке; обучаемость; результат.

1 балл - ребенок не понимает задание; при обуче­нии действует неадекватно (берет картинку в рот, разма­хивает ею).

2 балла - ребенок принимает задание, но не пони­мает условия; берет любую картинку, и показывает, не выполняя операции сравнения и обобщения; после обуче­ния с заданием не справляется.

3 балла - ребенок принимает и понимает условия задания, но при выполнении недостаточно владеет опера­циями сравнения и обобщения; после обучения выполня­ет задание правильно.

4 балла - ребенок принимает и понимает задание; владеет операциями сравнения и обобщения; задание сра­зу выполняет верно.

4. ПОСТРОЙ ИЗ КУБИКОВ. Задание направлено на вы­явление умения работать по показу, подражанию, дейст­вовать целенаправленно.

Оборудование: два одинаковых комплекта строительно­го материала - бруски, треугольные призмы, полусферы (все одного цвета).

Проведение обследования: взрослый на глазах у ребен­ка строит сооружение из трех деталей. Затем предлагает ребенку построить такое же. Если ребенок справился с первым заданием, ему предлагают построить еще одно со­оружение, при этом положение кубиков относительно друг друга меняется.

Обучение: если ребенок не может выполнить задание по показу, то ему предлагают выполнить его по подража­нию. Взрослый ставит на стол около себя брусок, дает та­кой же брусок ребенку и просит его поставить так нее. Затем психолог берет треугольную призму, ставит ее на брусок и просит ребенка сделать так же. Далее ставит по­лусферу и дает такую же ребенку, обращая его внимание на то, куда надо ее поставить. После обучения ребенку предлагают выполнить другую постройку по образцу.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; выполнение задания по подражанию, показу после обучения; отношение к результату своей деятельности.

1 балл - ребенок не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно (бросает кубики, разма­хивает ими, берет в рот и т. д.).

2 балла - ребенок принимает задание, но по показу выполнить не может; в условиях подражания справляется с заданием, а после обучения не может выполнить зада­ние по показу.

3 балла - ребенок принимает задание; по показу вы­полняет неточно; после обучения может выполнить пост­ройку по показу.

4 балла - ребенок принимает и понимает задание; сразу может построить по показу.

5. СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ . Задание направлено на вы­явление понимания сюжетного изображения, уровня раз­вития связной речи.

Оборудование: картинки с изображением ситуации близкой к жизненному опыту детей (девочка кормит кук­лу, мальчик умывается, мальчик катает мишку на ма­шине).

Наглядный материал: набор № 1, рис. 23-25.

Проведение обследования: психолог последовательно по одной картинке показывает ребенку и предлагает их рас­смотреть, а затем рассказать, что делает девочка (маль­чик). Если ребенок отвечает однословно, но адекватно си­туации, изображенной на картинке, то психолог задает уточняющие вопросы: «Кого кормит девочка? Что делает мальчик? Кого катает мальчик? Чем мальчик будет вы­тирать руки?» Если ребенок не отвечает словом, фразой, то проводится обучение.

Обучение: перед ребенком одновременно кладут две кар­тинки и просят показать, где мальчик умывается, где мальчик катает мишку. Затем спрашивают: «Что делает мальчик?», указывая при этом на картинку, где мальчик умывается. Если ребенок молчит, то его просят ответить отраженно: «Умывается».

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; уровень развития связной речи (отсутствие актив­ной речи; наличие или отсутствие фразовой речи, понят­ной или малопонятной для окружающих; речь, состоящая из отдельных слов или отраженная).

1 балл - у ребенка собственная речь отсутствует, нет даже отраженной речи.

2 балла - у ребенка собственная речь состоит из зву­коподражаний и отдельных слов.

3 балла - у ребенка собственная речь фразовая, но малопонятная для окружающих.

4 балла - у ребенка собственная речь фразовая, хо­рошо понятная для окружающих.


Похожая информация.


1. Исследование фонематической стороны речи

  1. Показать на картинках предметы, называемые логопедом: стол-стул, папа-баба, точка-дочка, косы-козы, горка-корка, миска-мишка.
  1. Показать собачку, когда она зарычит: р-р-р…
  2. Повторить слоги: та-да, ба-па, ка-га, са-ша, за-жа, ца-са-ца.

2. Исследование пассивного словаря.

По словесной инструкции логопеда:

  • Показать предметы: стол, яблоко, кукла, чашка.
  • Части предмета: ножка стола, рука, нога, глазки, ручка чашки.
  • Понимание обобщающих слов

Выбирать картинки по темам: игрушки, посуда, одежда.

  • Понимание действий.

Показать, где девочка: играет, спит, рисует, ест.

  • Выполнить поручения по речевой инструкции: дай куклу, покорми куклу, посади куклу.

3. Исследование грамматического строя импрессивной речи (в пассиве)

  • Понимание форм единственного и множественного числа существительных. Показать на картинках: чашка-чашки, гриб-грибы, кукла-куклы, мяч-мячи.
  • Понимание прежложно-падежных конструкций с предлогами в, на, под.

Положи мячик в коробку. Положи мячик на стол. Положи мячик под стол.

  • Понимание существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Покажи на картинках: дом-домик, ложка-ложечка, мяч-мячик, кукла-куколка.

4. Состояние словарного запаса (эксперессивная речь)

  • Назови существительные
  • Глаголы (вопросы по картинкам)

Что делает?

Покажи где ___________? (идет, стоит, сидит, рисует, пьет)

  • Действия, сходные по ситуации. Инструкции ----- ---- ---(~)

Вышивает, вяжет, шьет

  • Прилагательные
  • По картинкам назвать
  • Назови: большой - маленький, тонкий – толстый, длинный -короткий, веселый - грустный.

5. Исследование грамматического строя

экспрессивной речи (активной)

Обследуется при наличии фразовой речи.

  1. Употребление имен существительных в И.п. единственного и множественного числа.

Стол-столы, мяч-мячи, кукла-куклы, рука-руки, шар-шары, глаз-глаза

  1. Употребление имен существительных в В.п единственного числа без предлога. Назови, что видишь на картинке.

Образец: Я вижу мяч, вижу куклу, вижу собаку, вижу дом.

  1. Употребление имен существительных в Р.п. единственного числа без предлога. Назвать по картинкам.

Это хвост кого ? – лисы; это сумка кого ? – мамы; это машина кого ? – мальчика

  1. Согласование имен существительных с прилагательными. Назвать цвет предметов - шар какой? – красный, машина какая? – зеленая, яблоко какое? – желтое.
  2. Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как назвать маленький предмет? (По картинкам.)

Стол – столик, нос – носик, дом – домик, ложка – ложечка, кукла – куколка, кровать – кроватка.

6. Состояние связной речи

Обследуется при наличии фразовой речи:

  • перессказ рассказа;
  • составление рассказа по картинке.

_________________________________________________

7. Исследование фонетической стороны речи

Определение симптоматики и механизмов нарушений.

  1. Воспроизведение звукоподражаний. Повторить за логопедом:

кукла плачет – а-а-а…,

ребенок плачет – уа-уа-уа…,

поезд гудит – у-у-у…,

ослик кричит – иа-иа-иа…,

мышка пищит – и-и-и…,

кошка мяукает – мяу-мяу-мяу…

  1. Исследование звуко- слоговой структуры слов. (Назови по картинке.) Повтори за логопедом: дыня, самолет, петушок, велосипед.

8. Состояние звукопроизношения

Гласные___________________________________________

Согласные_________________________________________

б, п, м_____________________________________

в, ф______________________________________

д, т, м_____________________________________

г, х, к_____________________________________

й________________________________________

  • Свистящие__________________________________________
  • Шипящие__________________________________________
  • Аффрикаты________________________________________

л,р______________________________________

р,р______________________________________

9. Анатомическое состояние артикуляционного аппарата (нужное подчеркнуть)

  1. Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы).
  2. Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов).
  3. Челюсти.
  4. Прикус (прогнатия, прогнетия, открытый передний, открытый боковой, перекрестный).
  5. Твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина).
  6. Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка).
  7. Язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой).

10. Состояние речевоймоторики

  1. Состояние мимической мускулатуры:
  • Поднять брови вверх (удивиться).
  • Нахмурить брови (рассердиться).
  • Прищурить глаза.
  • Надуть щеки (толстячок).
  • Втянуть (худышка).

Отметить наличие или сглаженность носогубных складок.

  1. Состояние артикуляционной моторики. Выполнить по подражанию:
  • Губы –улыбка –трубочка.
  • Язык – широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник».
  • Мягкое небо – широко открыть рот и зевнуть.
  1. Громкость (нормальный, тихий, громкий).
  2. Тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хрпиплый).
  3. Атака голоса (мягкая, твердая).
  4. Модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).

Особенности динамической стороны речи (при наличии фразовой речи).

  1. Тембр (нормальный, быстрый, медленный).
  2. Ритм (нормальный, аритмия).
  3. Паузация (правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки).
  4. Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).

Заключение___________________________________________________________________

1. Рисунок насвободную тему.

2. Рисунок человека.

3. Разрезные картинки.

4. Бирюльки.

5. Мисочки.

6. Коробочка форм (почтовый ящик).

7. Эталоны.

8. CAT (2-3 картинки из первой серии).

9. Запоминание картинок.

10. Конструирование по расчлененному образцу.

Приложение 7 Набор диагностических методик для детей 4-7 лет

1. Рисунок человека.

2. Рисунок сказочного животного.

3. Дорисовывание (тест Торренса).

4. Что может быть одновременно.

5. Запоминание 10 картинок.

6. Запоминание 12 слов (или простейшая пиктограмма).

7. Исключение 4-го (картинки).

8. Последовательные картинки.

9. Самое непохожее (тест Венгера).

10. Перцептивное моделирование.

11. Кораблик для детей (4-5 лет -рыбка, тест Венгера).

12. Дорожки (полянки) (тест Венгера).

13. Матрица Равена (для детей 4-5 лет - серии А , А-В, для детей 5-7 лет - серии А-В, В).

14. Розенцвейг (12 картинок).

16. Лесенка.

Приложение 8

Haбордиагностических методик для детей 7- 12 лет

1. Рисунок дерево - дом -человек.

2. Рисунок несуществующегоживотного.

3. Кружочки (тест Торренса).

4. Пиктограмма.

5. Последовательные картинки.

6. Систематизация (для детей 7-8 лет, тестВенгера).

7. Словесные пропорции.

8. Подведение под понятие.

9. Исключение лишнего понятия.

10. Тест Айзенка (4-5 заданий).

11. Матрицы Равена (серияВ, начало серии С).

12. CAT (10 картинок).

13. Тест Розенцвейга (12 картинок).

14. Измерение самооценки.

15. Тест Роршаха (5-7 карточек).

Приложение 9

Набор диагностических методик для детей 12-18 лет

1. Рисунок несуществующего животного.

2. Рисунок себя в трех проекциях (реальный, идеальный, в глазах других).

3. Тест Кеттела.

4. Тест Торренса (параллельные прямые).

5. Пиктограмма.

6. Словесные пропорции.

7. Исключение лишнего.

8. Составление понятия.

9. Тест «Пословицы».

10. Классификация.

11. Тест Айзенка (4-5 заданий).

12. Тест Шмишека (или Айзенка напсиходинамические качества).

13. Исследование самооценки (таблица).

14. Тест Роршаха (4-5 карточек).

Приложение 10

Диагностика готовности к школе

1. Корректурная проба.

2. Тест Бендера (или Керна- Йерасека).

3. Узорный диктант.

4. Пиктограмма.

5. Рисунок несуществующегоживотного.

6. Дорисовывание.

7. Тест на принятие задания.

8. Тест на общую осведомленность (вариантБине или Векслера).

9. Тест «Запомни и нарисуй».

10. Любой тест на логическое мышление.

11. CAT (1-2 картинки).

Приложение 11

Дополнительные методики

1. Лабиринт (тест Векслера).

2. Локус контроля.

3. Тест Когана.

4. Тесты Торренса (размести фигурку, назови картинку, использование

предмета).

5. Тест Юнга. .

6. Рисунок семьи.

7. Рисунок семьи в виденесуществующих животных.

8. Исследованиеимпульсивности-рефлексивности.

9. Тест Люшера.

10. Тест Векслера.

11. Тест на творческое мышление.

12. Тест на предвидение.

13. Тест «Волшебная палочка» или«Три желания».

14. Тест Лири.

15. TAT - Тематический апперцептивный тест (используется вместо теста CAT с 13-14 лет).

Приложение 12 Образцы использования отдельных методик и анализа полученного материала

Тест «Коробочка форм». Направлен на исследование уровня развития действий восприятия и степень их интериоризации, а также на проверку наличия и степени обобщенности сенсорных эталонов. Используется для диагностики детей с 2,5 до 3,5-4 лет.

Стимулъный материал этого теста представляет собой деревянную или пластмассовую коробку (в настоящее время появились не только коробки, но и мячики), в крышке которой прорезаны отверстия по форме основных геометрических фигур - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и т.д. В наборе имеются и трехмерные фигуры (деревянные или пластмассовые), в основании которых те же геометрические фигуры, т.е. шар, куб, параллепипед и т.д.

Инструкция. «Посмотри на коробочку, давай поиграем, как будто это почтовый ящик, в который тебе нужно опустить письма (показываются гео­метрические фигуры). Только запомни, что для каждого письма существует специальное отверстие, в которое его можно опустить. Поэтому смотри внимательно на фигурку-письмо и найди то отверстие, которое для него предназначено».

Проведение теста. Фигурки кладутся перед ребенком рядом с коробоч­кой. В процессе работы взрослый может обратить внимание ребенка на информативные точки в том случае, если сам ребенок не старается иссле­довать фигуру, но пытается силой впихнуть ее в другое отверстие. В таком случае детям показывается, что у данной фигурки, например, есть три ост­рых угла, а отверстие круглое, поэтому она туда не войдет и надо найти такое отверстие, в котором также есть три угла. Затем совместно с ребен­ком такое отверстие отыскивается и демонстрируется, как легко входит в него фигурка. Помощь возможна при работе с первыми 1-3 фигурками, затем либо ребенок начинает действовать самостоятельно, обучаясь пра­вильной ориентировке, либо тестирование прекращается. В том случае, если вы хотите проверить, насколько хорошо ребенок владеет эталонами формы, можно дать дополнительное задание - разложить фигурки по форме, сложив вместе все кубы, шары, трапеции.

Анализ результатов. При интерпретации полученных данных прежде всего обращают внимание на характер деятельности детей - наличие ори­ентировки, степень ее интериоризованности. Для детей 2,5-3 лет в норме еще не характерно выделение ориентировочной фазы деятельности, они стараются засунуть фигурку в любое отверстие, не разглядывая их и не соотнося их друг с другом. Поэтому помощь взрослого в данном случае представляет из себя обучение, которое формирует у детей и ориентиров­ку, и действия восприятия одновременно. Большое значение здесь имеет обучаемость детей, так как более способные быстрее схватывают новый материал и уже после показа способа действия с одной-двумя фигурами начинают действовать самостоятельно. В норме ориентировка, как самостоятельный этап деятельности, появляется в 3-3,5 года (хотя у импульсивных детей может появиться значительно позднее, к 4-4,5 годам). Поэтому в 3- 4 года дети уже должны осматривать фигурки прежде, чем начать их засо­вывать в коробку. Однако эта ориентировка может быть еще внешней, т.е. ребенок помогает себе пальчиками, ощупывает фигурки, поворачиваетихв разные стороны, пытаясь засунуть в коробку. В этом случае также допус­тима помощь взрослого, который помогает детям перейти к зрительной ориентировке, которая в норме должна появиться к концу третьего года жизни. В это время попытка ощупать фигурку и, тем более, силой втиснуть ее в неподходящее отверстие считается уже грубой ошибкой, свидетельст­вующей о нарушениях в интеллектуальном развитии. В этом случае особен­но важно проверить обучаемость ребенка, так как хорошая обучаемость помогает быстро скорректировать это отставание, пока оно не отразилось на развитии мышления ребенка.

Тест «Пиктограмма» - направлен на исследование опосредованной памяти (дает информацию и о развитии мышления). Используется для диа­гностики детей с 4,5-5 лет.

Стимульный материал. Для проведения пиктограммы ребенку предлагается лист белой бумаги (стандартный лист формата А4), простой карандаш и набор слов для запоминания. Для детей 5-10 лет может быть использован следующий набор из 12 слов:

веселый праздник обман

вкусный ужин расставание

строгая воспитательница развитие

тяжелая работа слепой мальчик

теплый ветер страх

болезнь веселая компания

Инструкция: «Я тебе сейчас прочитаю слова, которые тебе надо хорошо запомнить и повторить мне в конце занятия. Слов много, поэтому запо­мнить их трудно, чтобы тебе было легче справиться с заданием, ты можешь на этом листе нарисовать что-нибудь, что тебе напомнит данное слово. Но рисовать можно только какие-то картинки, а не буквы. Так как слов доволь­но много, а лист только один, постарайся расположить рисунки таким об­разом, чтобы все они уместились на этом листочке. Не старайся вырисовывать картинки, качество рисунков не важно, главное, чтобы они правильно отражали содержание слова».

Проведение теста. Детям медленно читаются приведенные выше слова и словосочетания (которые идут как одно слово). При этом взрослый внима­тельно смотрит за тем, чтобы ребенок рисовал не буквы, а только опреде­ленные изображения. Если ребенок начинает рисовать большие фигурки, занимающие основную часть листа, то ему можно напомнить о том, что лист один и на нем надо будет уместить все картинки. Это напоминание делается один раз, примерно после 2-3-го слова. При необходимости лист можно перевернуть, однако при этом ребенку обязательно следует напом­нить о том, что его предупреждали, что места мало, а он это прослушал и потому нарушил инструкцию.

В том случае, если у взрослого появляются подозрения, что ребенок рисует без всякой цели и смысла, первую пришедшую в голову картинку, никак не связанную со словом, т.е. что он не понял или не расслышал ин­струкцию, необходимо спросить о том, что за рисунок делает ребенок и какое отношение он имеет к слову, названному взрослым. Можно уточнить, помнит ли еще ребенок то слово, на которое делает рисунок.

Время, отпускаемое на каждый рисунок к слову, ограничено и не превы­шает 1-2 минут. Если дети начинают увлекаться, вырисовывать детали и добавлять что-то к первоначальному рисунку, то взрослый должен напо­мнить, что его не интересует качество картинки, важна только ее связь с произнесенным словом. Если ребенок продолжает рисовать, этот процесс прерывается и ему предъявляется следующее слово.

После окончания работы взрослый должен пронумеровать рисунки, чтобы было видно, какой рисунок к какому слову относится. (В том случае, если дети умеют считать, это можно попросить сделать самого ребенка.) Через 20-30 минут после проведения теста детям предъявляется лист бума­ги с их рисунками, глядя на которые их просят припомнить те слова, кото­рые диктовал взрослый. При воспроизведении фиксируется количество правильно воспроизведенных слов, а также количество ошибок, которые были допущены ребенком. При этом воспроизведение, например, словосо­четания «вкусный ужин» как «сладкий ужин» или «разлука» как «расстава­ние» считается как правильное.

Анализ результатов. Прежде всего фиксируется количество правильно воспроизведенных слов, которое говорит намоб объеме опосредованной памяти, который должен быть больше, чем объем непосредственной памя­ти, и в норме для детей этого возраста составляет 10--12 слов (т.е. практи­чески стопроцентное воспроизведение).

Уровень развития образного мышления исследуется при помощи ана­лиза рисунков. При этом у детей с низким уровнем мышления рисунки мало связаны с темой либо их связь поверхностная, в то время как у детей с высоким уровнем образного мышления рисунки отражают суть данного предмета. Например, для вкусного ужина может быть нарисован торт, стол с каким-то блюдом, тарелка с едой и т.п. Точно так же для болезни может быть изображен и больной человек (например,с перевязанной ногой илилежащий на кровати), и сама кровать, и больница.

Следует обратить внимание на характер рисунков к словам разной сложности, специально подобранные в пиктограмме. Так, нарисовать знак, отражающий «вкусный ужин» или «строгую воспитательницу», детям на­много проще, чем «болезнь» или «обман». Наиболее сложными считаются слова «теплый ветер» и «развитие». Для детей 5 лет нормой являются аде­кватные рисунки для простых слов и отказ или буквальное, конкретное отражение сложных слов. В то же время для детей 6 лет и старше нормой является адекватное изображение всех слов данной пиктограммы.

Необходимо отметить те случаи, когда ребенок рисует практически однотипные, мало связанные с содержанием слова рисунки, но в то же время правильно воспроизводит слова. Это говорит о том, что низкий уро­вень мышления компенсируется в данном случае хорошей механической памятью. В то же время тот факт, что у ребенка отмечается низкий уровень развития и памяти, и мышления может в какой-то степени быть показате­лем его общего интеллектуального отставания.

Большой интерес представляет сравнение данных о воспроизведенном материале при непосредственном и опосредованном запоминании, так как в случае хорошего развития образного мышления оно может компенсиро­вать недостаток памяти. При этом ребенок воспроизводит нормальное ко­личество слов (10-12) в пиктограмме, однако при непосредственном запо­минании может запомнить их меньше нормы, например всего 3-5 слов.

Анализ расположения рисунков на листе бумаги показывает способность ребенка правильно организовать свою деятельность, что особенно важно учи­тывать при диагностике 6-леток, так как это является одним из параметров, связанных с готовностью к школьному обучению. Наиболее адекватным счита­ется расположение рисунков в той последовательности, в которой даются слова, так что взрослому даже не требуется их специально нумеровать в конце пиктограммы. При этом изображения отделены друг от друга и свободно уме­щаются на одной стороне листа. Наиболее низким уровнем организации явля­ется вариант, при котором рисунки хаотически разбросаны по листу и на­столько велики, что налезают друг на друга, не умещаются на одной сторо­не и приходится переворачивать лист, чтобы уместить все слова.

Тест «Невербальная классификация» - направлен на изучение словесно-логического мышления у детей 5-7 лет.

Стимульный материал этого теста состоит из 20 картинок предметов, относящихся к двум классам близких по смыслу понятий, например, диких и домашних животных, овощей и фруктов, одежды и обуви и т.п. Для детей 5-5,5 лет может использоваться более легкий материал, т.е. изображения понятий, далеких друг от друга, например, одежда и транспорт. Также могут быть использованы картинки из лото, картинки, вырезанные из кни­жек или нарисованные. Важно, чтобы они были одинаковыми по яркости (не должно быть сочетания цветных и черно-белых изображений) и по размеру, а также количество картинок в каждой группе должно быть одина­ковым, например, 10 диких и 10 домашних животных, 10 фруктов и 10 ово­щей и т.д.

Инструкция: «Посмотри внимательно, что я буду делать» - после этого инструкция прерывается и взрослый начинает распределять картинки на две группы, не объясняя принципа этой систематизации. После того как взрослый выложил три картинки, он передает их ребенку со словами: «А теперь раскладывай карточки дальше, делая так же, как и я».

Проведение теста. Данная классификация называется невербальной, так как взрослый задает основание классификации в реальной деятельности, не называя сами понятия. Выкладывая карточки, обратите внимание на то, что первые две должны относиться к разным классам (например, волк и корова), так как это облегчит ребенку дальнейшую классификацию. Третья карточка может относиться к любому классу, она кладется под первой карточкой пра­вильной группы, например, карточка овцы располагается под коровой. После того как вы передали картинки ребенку, вы только наблюдаете за его деятель­ностью, не произнося ни одного слова (не нужно даже говорить: «моло­дец», «правильно» или «неправильно»). В случае ошибки вы просто молча перекладываете карточку в нужное место, под правильной картинкой.

Крайне важно при этом не вызвать у ребенка чувства отгороженности и неуверенности, поэтому ваше поведение не должно быть отстраненным, вы можете улыбнуться детям, погладить их, сказать: «Не вертись, будь вни­мательнее». Не должно быть только словесных пояснений классифицируе­мых понятий, так как это существенно облегчает задание, изменяя его ха­рактер. После того как ребенок закончит работу, его надо спросить о том, почему он разложил картинки на эти две группы и какое название он им может дать.

Анализ результатов. Данный тест исследует уровень развития словесно-логического мышления детей, именно поэтому так важно, чтобы заданное вами основание классификации было понято и произнесено ими самостоя­тельно. В процессе работы время практически не ограничено, хотя, как правило, классификация 20 картинок занимает в норме не больше 5- 7 минут (для детей рефлексивных, с медленным темпом деятельности время может быть увеличено до 8-10 минут). Главное внимание обращает­ся на характер работы и количество ошибок, которые допускает ребенок.

Мы можем говорить о норме, т.е. среднем уровне интеллектуального развития в том случае, если ребенок допускает 2-3 ошибки, преимущест­венно в самом начале работы, пока понятия им еще не выделены оконча­тельно. Бывают и случайные ошибки в процессе классификации, особенно у импульсивных детей, которые торопятся разложить картинки побыстрее.

Однако в том случае, если ребенок допускает больше пяти ошибок, можно говорить о непонимании им принципа разложения этих картинок. Об этом же говорит и хаотичный их расклад, например, когда дети не задумываясь распределяют карточки по группам. В этом случае работа может быть прервана и взрослый вводит вербальное обозначение классифициру­емых понятий. Как правило, детям говорят: «Ну зачем же ты кладешь ло­шадку в эту группу, ведь тут лежат волк, тигр, лев, т.е. только те животные, которые живут на воле, в лесу или в джунглях. Это дикие животные, а лошадь - животное домашнее, она живет с человеком, поэтому ее надо положить в ту группу, где корова, осел и т.д.». После этого классификация доводится до конца, но не оценивается. Для диагностики (уже не только интеллекта, но и обучаемости) ребенку дается другой набор карточек, и в этом случае работа не прерывается даже тогда, когда он опять допускает ошибки.

Об интеллектуальных дефектах (задержке, снижении интеллектуального уровня) можно говорить в том случае, если ребенок и после объяснения взрослого не может справиться с заданием либо не может назвать группы картинок (в этом случае можно говорить о нарушении именно словесного мышления). Для подтверждения этого диагноза через какое-то время (день-два) ребенку можно предложить провести более легкую классификацию (например, овощи и мебель, люди и транспорт), с которой справляются даже дети 4,5-5 лет.

Для усложнения задания (например, при диагностике одаренных детей) можно предложить вариант классификации, не задавая ее основания, т.е. не раскладывая вначале перед ребенком картинки на две группы. При таком задании детям просто даются все картинки и просят их разло­жить на две группы. Обращается внимание не только на ошибки, но и на быстроту выделения основания (т.е. как скоро ребенок понимает, какие два понятия надо выделить). Детям с высоким уровнем интеллекта достаточно, как правило, 3-4 картинок.

Тест «Несуществующее животное» - направлен на исследование личности детей. Может использоваться при работе с детьми от 4,5-5 лет и старше.

Инструкция: «Нарисуй несуществующее животное, т.е. такое, которого нет в реальной жизни».

Проведение теста. Детям предлагают лист белой бумаги и простой каран­даш. Младшим детям (4,5-6 лет) можно предложить цветные карандаши или фломастеры. Им также могут быть даны более детальные разъяснения понятия «несуществующее животное», например, взрослый может предложить нарисовать такое животное, которого нет в жизни, оно существует только в сказках. После начала работы взрослый, как и в других личностных тестах, не вмешивается в ее процесс. Как только ребенок закончил рисовать, его можно попросить ответить на некоторые вопросы: «Как зовут это животное? С кем оно живет? С кем дружит? Чем питается?» Ответы детей фиксируются.

Анализ результатов. Прежде всего обращают внимание на размер фигу­ры нарисованного животного и расположение этой фигуры на листе бума­ги. Размер фигуры связан с самооценкой ребенка (чем больше размер фигу­ры, тем выше самооценка), а ее расположение на листе бумаги - с уровнем его притязаний. Расположение в верхней трети листа говорит о высоких притязаниях, в середине листа - о средних, а в нижней трети - о занижен­ных притязаниях. Большое значение имеет сопоставление размера фигуры с расположением на листе бумаги. Наиболее адекватным считается доста­точно большой рисунок, расположенный в средней части листа. Такое рас­положение говорит об уверенности ребенка в себе,но не идеализации, его стремлении проявить себя, получить поощрение, высокую оценку,но не любой ценой.

Животное большого размера, размещенное в верхней части листа, сви­детельствует о завышенной самооценке и притязаниях ребенка на самые высокие оценки, на лидерство, хотя эти притязания и не всегда оправдан­ны. Если рисунок еще и украшен (украшения на животном, цветы, орнамен­ты и т.д.), можно говорить о демонстративности данного ребенка, т.е. о том, что он стремится обратить на себя внимание любой ценой. Если такие дети не могут получить положительную оценку, не являются лидерами группы, они становятся дезорганизаторами, нарушающими любые правила только для того, чтобы привлечь к себе внимание. Наказания только усили­вают негативизм и конфликтность таких детей, так как привлекают к ним внимание, которого они и добиваются. Поэтому лучше всего стараться не обращать внимания на их проделки (конечно, если они не опасны для окру­жающих и самого ребенка), одновременно поощряя их хорошие поступки, стараясь обеспечить им успешность в какой-то деятельности.

О неуверенности, тревожности и развитии комплекса неполноценнос­ти у детей говорят рисунки, в которых маленькая фигурка животного поме­щается в самом низу листа. Такие дети нуждаются в поощрении взрослых, очень важно обращать внимание других детей на их успехи (например, на то, как хорошо этот ребенок что-то нарисовал или склеил), если они не очень успешны в учебе или спортивных упражнениях. Подобное поощре­ние необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал уверенность в своих силах, понял, что и у него есть много положительных качеств, он не хуже других детей. Особенно важна такая работа с детьми из авторитарных семей, в которых от них требуется высокая успешность во всех видах дея­тельности и послушание, которые с трудом даются детям и приводят к сни­жению их самооценки.

О наличии внутриличностного конфликта можно говорит в том случае, если есть несовпадения между самооценкой и уровнем притязаний. На ри­сунках таких детей маленькая фигурка может располагаться на самом верху листа, либо, наоборот, большая фигура нарисована в самом низу. Высокое нервное напряжение, тревога и агрессия у таких детей связаны с тем, что они не могут оценить себя, составить свой целостный образ. Их представление о себе постоянно меняется, а потому меняется и поведение, и харак­тер общения. При этом дети, у которых небольшая фигура смещена вверх, часто скрывают свою неуверенность и тревогу (иногда неосознанные) на­рочито жестким, агрессивным поведением, конфликтностью. Такой вид аг­рессии называется «агрессией от тревоги» и является весьма распростра­ненным как у детей, так и у взрослых, которые нападают для того, чтобы скрыть свое неумение, некомпетентность и неуверенность. О таком поведе­нии сложилась поговорка: «Лучший метод защиты - нападение». Этот тип отклонений часто появляется у детей, у которых нет уверенности в любви и защите. Дети боятся, что мама или папа не будут их любить, если они сделают что-то не так, не получат высокой оценки. Отсюда их демонстра­тивное притязание на эту оценку, сочетающееся с неуверенностью в себе.

Дети, которые рисуют большую фигуру внизу, наоборот, уверены в себе и своих силах, но боятся или не хотят эту уверенность показывать. Это, как правило, дети из не очень благополучных семей, в которых ими не занима­ются, не любят, часто наказывают.

При анализе рисунка нужно обращать внимание и на размещение фигу­ры по горизонтали. Так, фигура, сдвинутая в левую сторону (так же как и смотрящая влево), может говорить об инфантильности ребенка, его стрем­лении назад, в детство. Это может быть связано как с чрезмерными требова­ниями к ребенку, так и с ревностью к появившемуся брату или сестре, кото­рых не было раньше. Фигура, сдвинутая в правую сторону (либо смотрящая вправо), говорит о стремлении в будущее, о желании стать взрослым. Хотя этот рисунок также свидетельствует о том, что дети не очень удовлетворены настоящим, такое стремление предпочтительнее стремления в прошлое.

Большое значение имеет и преобладание в нарисованной фигуре горизон­тальных или вертикальных линий. Вытянутая по горизонтали фигура гово­рит о неуверенности, тревожности, а преобладание вертикальных линий - наоборот, об уверенности, агрессивности, стремлении к лидерству.

Об агрессивности свидетельствуют и нарисованные когти, зубы, сжа­тые кулаки и т.п., так же как и ответы детей, в которых рассказывается о том, что животное питается другими животными, людьми, сырым мясом и т.д. Однако надо помнить, что эти ответы характерны для любой агрес­сии - и открытой (со стремлением к превосходству, к лидерсту), и защит­ной агрессии (появляющейся в результате тревоги). Поэтому важно анали­зировать рисунок целиком, сопоставляя данные, полученные при анализе разных параметров.

Рекомендуется обращать внимание и на штриховку рисунков. Так, силь­ная, с нажимом прямая штриховка часто связана с внутренним напряжением ребенка, стремлением к высокой оценке, лидерству. Косая штриховка, с сильным нажимом и часто выходящая за пределы контура, также говорит о нервном напряжении ребенка, но свидетельствует скорее о неуверенности в себе, обидчивости, нервозности. Штриховка кругами связана с инфантилизмом, стремлением ребенка к защите, к любви и ласке, которых ему не хватает.

Оценивается и содержаниерисунков. Рисункиживотных, имеющих панцирь, броню и т.п., говорят о желании ребенка спрятаться, уйти от об­щения. Такие рисунки характерны и для тревожных, и для замкнутых детей. Наличие барьеров, ограждений, как круглых, так и прямоугольных линий, огораживающих фигуру, связано с отгороженностью самого ребен­ка, желанием уйти от общения, от любопытства чужих людей. Такой рису­нок может говорить и о недостаточной эмоциональности детей. Рисунки птиц, бабочек или зверюшек, имеющих крылья, часто связаны с желанием ребенка выйти из неприятной ситуации, сложившейся в семье или в группе сверстников. При этом важно обратить внимание на положение фигуры на листе бумаги, которое показывает, куда стремится переместиться ребе­нок - в прошлое или в будущее (см. выше). Появление антенн, проводов, биноклей и т.п. атрибутов часто связано с интересом ребенка к окружающе­му, к другим людям, стремлением наладить с ними связь.

Тест «Опросник Айзенка» - направлен на исследованиетрех индиви­дуальных качеств ребенка - интравертность-экстравертность, нейротизм и лживость.

Стимулъный материал: 60вопросов и бланк ответов.

Инструкция: «Слушай меня внимательно. Сейчас я тебе прочитаю во­просы, на которые ты должен ответить только «да» или «нет». Перед тобой лежит лист, на котором написаны номера вопросов и нарисованы две ко­лонки. Ты должен поставить крестик или галочку в первой колонке, если хочешь ответить на этот вопрос «да». Если же ты не согласен и хочешь ответить «нет», то поставь галочку во второй колонке. Старайся отвечать быстро, но будь внимателен, подумай, прежде чем ответить «да» или «нет».

Проведение теста. Ребенку дается бланк ответов, затем зачитывается ин­струкция. Вопросы читаются вслух, по очереди. На ответ дается примерно 1-1,5 минуты. Если ребенок не успел ответить, его можно поторопить, ска­зав о том, что сейчас Вы будете зачитывать следующий вопрос. После окон­чания работы детей спрашивают, все ли им было понятно, не было ли пропущенных вопросов и в случае необходимости зачитывают пропущен­ный вопрос повторно. Затем листы с ответами собираются.

Анализ результатов. При обработке полученного материала подсчитыва­ется количество баллов, набранных ребенком по каждой из трех шкал - экстра-интраверсия, нейротизм и лживость. Подсчет происходит на осно­вании «ключа», который приводится в приложении. Если ребенок ответил на вопрос так, как указано в «ключе», он получает один балл. При противо­положном ответе - 0 баллов. Например, подсчитывая количество баллов по первому качеству - экстра-интраверсия, Вы видите, что ребенок на пер­вый и девятый вопросы ответил «да». За эти вопросы он получает по одно­му баллу. На вопросы 3 и 11 - ответы «нет», соответственно за них Вы ставите 0 баллов. В то же время при ответе на вопросы 6 или 33 Вы, наобо­рот, ставите 1 балл за ответ «нет» и 0 баллов за ответ «да». Таким образом подсчитывается общее количество баллов но каждой шкале.

1. Максимальное количество баллов по шкале «экстра-интраверсия» - 24(19+5).

Дети, набравшие по первой шкале 12 и больше баллов, - экстравертированны, набравшие меньше 12 баллов - интравертированны. Для экстра­вертов характерно стремление к общению. Они открыты и доброжелатель­ны, как правило, уверены в том, что и другие люди относятся к ним хоро­шо. Такая уверенность и дает им возможность относиться ко всем людям, даже незнакомым, с доверием. Это помогает им наладить общение с любым человеком, завести много друзей. Для этих детей такжехарактерна импуль­сивность, активность в поведении, хорошее настроение.

Интравертные дети - более закрыты, они труднее налаживают контак­ты, особенно с незнакомыми людьми из-за своей неуверенности и застен­чивости. Зато при контактах с близкими они стараются проявить себя с самой лучшей стороны, хотя и не стремятся иметь много друзей. Такие дети хотят распланировать свои действия заранее или хотя бы осмотреть­ся в новой ситуации до того, как начать что-то делать.

    «нейротизм» - 24.

Дети, набравшие больше 12 баллов по второй шкале, эмоционально не­устойчивы. Они ранимы, не могут справиться со своими отрицательными эмоциями - обидой, тревогой, которые могут у них перейти в гнев и даже агрессию, мстительность. В то же время доброе слово, улыбка способны снять эту вспышку и быстро привести их в хорошее настроение. Дети с низким уровнем нейротизма (меньше 12 баллов) меньше подвержены эмо­циональным срывам, они не так зависимы от расположения других людей, особенно взрослых. Но зато их гнев или агрессию не так легко остановить, так же как и изменить их плохое (или хорошее) отношение к какому-то человеку, как взрослому, так и сверстнику.

    Максимальное количество баллов по шкале «лживость» - 12 (5 + 7).

Критическое количество баллов по шкале «лживость» 5-6. Дети, набрав­шие больше 5 баллов, стараются выглядеть лучше, чем они есть на самом деле. Они демонстративны, т.е. стремятся обратить на себя внимание любой ценой, даже если для этого надо набедокурить или соврать. Для них характерна высо­кая самооценка, притязания на высокую оценку или лидерство в группе. Одна­ко эта неискренность сказывается и в ответах на другие вопросы, на которые дети могут ответить не столько правдиво, сколько «правильно», с их точки зрения, для того чтобы показать себя с лучшей стороны. Это надо учиты­вать при обработке материала, по возможности проверяя ответы детей или сверяя полученные результаты с данными других тестов.

Для составления более полной характеристики ребенка после подсчета баллов по отдельным шкалам нужно соотнести эти показатели между собой. Сопоставляя этот тест, Айзенк исходил из того, что психодинамические качества соотносятся с чертами характера и темперамента челове­ка. Это соотношение иллюстрируется «кругом Айзенка», на котором пока­зано, какими чертами обладает интравертный ребенок с высоким (верхний левый угол) и низким (нижний левый угол) уровнем нейротизма. На пра­вой стороне приводятся качества, характерные для экстравертных детей с высоким (верхний угол) или низким (нижний угол) уровнем нейротизма.

Составляя общую характеристику ребенка, нужно также помнить о том, что дети с высоким уровнем экстраверсии, нейротизма и лживости облада­ют неадекватно завышенной самооценкой. Их притязания, стремление к доминированию в группе сверстников часто не подкрепляются их реальны­ми знаниями и умениями. Однако это не снижает их самооценку, только усиливая их демонстративность, переводя ее в негативизм, упрямство, аг­рессивное поведение. В неблагоприятных условиях (холодность взрослых, нежелание признать их достоинства, жесткий, авторитарный стиль обще­ния) у них развивается истерия.

Дети, у которых высокий уровень нейротизма сочетается с интравертностью и лживостью, также неадекватны, но склонны, наоборот, занижать свою самооценку.Их неуверенность в себе может привести к уходу от об­щения, замкнутости, закомплексованности. Такие дети боятся ошибиться, вызвать гнев или неудовольствие взрослых. Поэтому они могут не ответить на вопрос даже тогда, когда знают правильный ответ, а их лживость связа­на со стремлением понравиться экспериментатору. Однако и у таких детей может наблюдаться агрессивное поведение, которое является защитой от их тревожности и неуверенности в себе. В неблагоприятных обстоятельст­вах у этих детей развиваются депрессии и фобии, т.е. немотиварованные страхи (темноты, высоты, закрытых помещений и т.д.).

Таким образом, надо помнить о том, что дети, набравшие большое ко­личество баллов по шкалам «нейротизм» и «лживость», нуждаются в повы­шенном внимании взрослых, бережном отношении, так как отклонения в процессе личностного роста у них возникают быстрее, чем у более уравно­вешенных и стабильных детей. В то же время тепло и забота взрослых, поощрение реальных достижений ребенка важны для нормального разви­тия личности всех детей.

АНАМНЕЗ

Мать___

Отец________________________________________________________________________________________

Наследственные заболевания ___________________________________________________________________

Наличие нервно-психических, хронических, соматических заболеваний до рождения ребенка_____________

Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников_________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Ребенок от _______________беременности

  • Характер беременности_________________________________________________________________
  • Токсикоз (1-ой, 2-ой половины беременности)______________________________________________
  • Хронические заболевания матери (печени, почек, сердечно-сосудистые, эндокринные)___________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Влияние химических средств, применяющихся в быту и промышленности

_____________________________________________________________________________________________

Употребление алкоголя, никотина, наркотиков

Психические и физические травмы матери(1-ая, 2-ая половины беременности)

_____________________________________________________________________________________________

Роды

  • В срок, досрочные_____________________________________________________________________
  • Характер родов: _______________________________________________________________________
  • Нормальные_____________Стремительные____________Затяжные (обезвоженные)_____________
  • Слабость родовой деятельности матери, стимуляция: механическая химическая, электростимуляция, наложение щипцов____________________________________________________________________
  • Когда закричал ребенок________________________________________________________________
  • Наблюдалась ли асфиксия (синяя, белая) _________________________________________________
  • Резус фактор (+, -, совместимый) _______________________________________________________­_
  • Вес и рост при рождении_______________________________________________________________

Вскармливание

  • Принесли кормить на ___________день
  • Характер грудного вскармливания:

Сосал активно, отказ от груди, трудности удерживания сосков, засыпание во время кормления, быстрая утомляемость, частые поперхивания, срыгивания, обильные срыгивания, грудное вскармливание

До_______________________________________________________________________________________

  • Последующее вскармливание: смешанное, искусственное____________________________________

Характер жизненного ритма ребенка: без особенностей, чрезмерное беспокойство, постоянный и ничем не обоснованный плач, стойкое нарушение сна_____________________________________________________

  • Держит голову с ________________месяцев (в норме с 1,5 мес.)
  • Сидит с _______________________месяцев (в норме с 6 мес.)
  • Ходит с _______________________месяцев (в норме с 11-12 мес.)
  • Первые зубы с _________________месяцев (в норме с 6-8 мес.)
  • К одному году зубов____________

ПЕРЕНЕСЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

До года (простудные заболевания, инфекционные)_________________________________________________

После 1 года__________________________________________________________________________________

До 3 лет______________________________________________________________________________________

ДАННЫЕ О НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОМ, СОМАТИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ, О СОСТОЯНИИ СЛУХА И ЗРЕНИЯ РЕБЕНКА В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ (в соответствии с данными мед. карты )______________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Время появления, характер гуления______________________________________________________________

Время появления, характер лепета (в норме 4-6 мес.) ______________________________________________­­_

Первые слова (в норме около 1 года) ____________________________________________________________

Первые фразы с (в норме около 1,5-2 лет­­)_________________________________________________________

Использование жестов_________________________________________________________________________

АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

1. Лицо: ассиметрия мимической мускулатуры, парезы, параличи__________________________________________

Рефлексы орального автоматизма_____________________________________________________________________

Тонус мускулатуры_________________________________________________________________________________

Непроизвольные движения мимической мускулатуры____________________________________________________

Произвольные движения (после 2,5 лет)

Поднять брови_____________________________________________________________________________________

Нахмурить брови___________________________________________________________________________________

Улыбнуться_______________________________________________________________________________________

Надуть щеки_______________________________________________________________________________________

2. Губы: тонкие, толстые, укороченная верхняя губа, расщелина верхней губы (частичная, полная, односторонняя, двусторонняя) ______________________________________________________________________________________

Непроизвольные движения_____________________________________________________________________

Произвольные движения:

(с 1г. 6 мес.)

«Поцелуй» __________________________________________________________________________________

(с 2 лет 6 мес.)

«Улыбка» ___________________________________________________________________________________

«Трубочка» __________________________________________________________________________________

Тонус________________________________________________________________________________________

Насильственные движения______________________________________________________________________

3. Зубы: нормальные, отсутствие зубов, редкие, неправильной формы, вне челюстной дуги, сверхомплектность, диастема___________________________________________________________________

4. Прикус: нормальный, прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый (односторонний, двусторонний), перекрестный, прогнатия, прогиния. __________________________________________________________________

5. Верхняя и нижняя челюсть:

Непроизвольные движения(при звуковых и речевых реакциях, во время еды) ________________________________

Произвольные движения (с 1г. 6 мес.)

Открыть/закрыть рот________________________________________________________________________________

Закусить нижнюю/верхнюю губу______________________________________________________________________

6. Язык :строение, аномалии, парезы, параличи__________________________________________________________

Положение в покое__________________________________________________________________________________

Подъем уздечки_____________________________________________________________________________________

Непроизвольные движения___________________________________________________________________________

Произвольные движения (с 1 года 6 мес.)

Высунуть вперед____________________________________________________________________________________

Убрать назад_______________________________________________________________________________________

На верхнюю губу___________________________________________________________________________________

«Часики» __________________________________________________________________________________________

Пощелкать_________________________________________________________________________________________

7. Твердое и мягкое небо: нормальное,высокое,излишне низкое небо; _____________________________________

  • расщелина (сквозная, односторонняя, двусторонняя); _____________________________________________
  • несквозная (полная, неполная), субмукозная; _____________________________________________________
  • укорочение мягкого неба, отсутствие; ___________________________________________________________
  • укорочение, раздвоение маленького язычка; _____________________________________________________
  • рубцовые изменения неба и боковых стенок глотки; _______________________________________________
  • искривление носовой перегородки; _____________________________________________________________
  • срастание мягкого неба с дужками или задней стенкой глотки; _____________________________________
  • увеличение глоточной миндалины. _____________________________________________________________

Тип физиологического дыхания (верхнее-ключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)__________________

1 ГОД 1 МЕСЯЦ – 1 ГОД 3 МЕСЯЦА.

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ

1. Понимание названий

  • 3-4 предмета – транспорт, животные, игрушки

Покажи, где: _

Поменять игрушки местами_________________________________________________________________________

  • Предметы одежды и обуви (3-4)

Покажи, где: _____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

2. Понимание действий (ситуация естественная)

  • Кукла, тарелка, кроватка

Покорми куклу ____________________________________________________________________________________

Положи куклу спать _______________________________________________________________________________

Дай кукле попить ________________________________________________________________________________

3. Ориентировке в помещении (не менее трех поручений)

Покажи, где: (стол, часы, рыбки и т.д) _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

АКТИВНАЯ РЕЧЬ

Наблюдение за ребенком в течение 20 минут

Лепет _____________________________________________________________________________________________

Облегченные слова _________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

1 ГОД 4 МЕСЯЦА – 1 ГОД 6 МЕСЯЦЕВ

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ

1. Обобщение предметов по существенным признакам

  • Материал: 2 однородных предмета, различающихся по одному признаку и контрольный предмет.

Покажи, где:

Черная собака_____________________________________черная кошка_____________________________________

Белая кошка_______________________________________кукла___________________________________________

Поменять местами__________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

  • Материал: ложка (чайная, столовая, игрушечная), совочек, кукла

Покажи, где:

ложка_____________________________________совочек_____________________________________

кукла_____________________________________

Поменять местами___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

2. Практическое понимание предлогов и предложно-падежных конструкций (В, НА)

  • Материал: коробка с крышкой и кубик

Спрячь кубик в коробку _______________________Положи кубик на коробку _____________________________

Положи кубик в стол __________________________Положи кубик на стол _________________________________

Различение неречевых звуков (с 1 г. 6 мес)

  • Материал: набор игрушек (2 бубна, 2 колокольчика, деревянные ложки (4 шт)), ширма

Угадай, что звучит. Покажи _________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

АКТИВНАЯ РЕЧЬ

  • Материал: 4 предмета и мешочек из которого они вынимаются

Кто это? __________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

1 ГОД 7 МЕСЯЦЕВ – 1 ГОД 9 МЕСЯЦЕВ

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ

1. Понимание несложного рассказа по сюжетной картинке. Ответы на вопросы

  • Материал: Сюжетные картинки

Покажи, где: _____________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

2. Понимание предложно-падежных конструкций (ПОД)

  • Материал: коробка с крышкой, кубик

Спрячь кубик под крышку_____________________________под стол____________________________________

Под стул____________________________________________под кровать___________________________________

3. Понимание единственного и множественного числа существительных

  • Материал: картинки (стод – столы, мяч – мячи и т.п., с окончаниями Ы, И) не менее 5-и

Покажи, где: _____________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

4. Понимание слов-действий, выраженных в категории возвратности глагола (1 год 9 мес)

  • Материал: картинки (мишка моет руки – мишка моется) не менее 3-х пар

Покажи, где: моет________________________________________моется____________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

5. Понимание суффиксальных отношений. Суффикс уменьшительности

Покажи , где машина___________________________________машинка____________________________________

_________________________________________________ ________________________________________

СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ И ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

Различение звуков речи

  • Материал: 2 кошки, 2 собаки, 2 коровы, 2 петуха

Угадай, кто тебя позвал? ___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

АКТИВНАЯ РЕЧЬ

1. Обозначение своих действий словами и двухсловными предложениями (в естественной ситуации, в игре, на занятиях) __________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

2. Слоговая структура (1 год 9 мес.)

Двухсложные слова__________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

Односложные слова_________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

3. Звуковая сторона речи (1 год 9 мес.)

Гласные___________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

Согласные ________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

1 ГОД 10 МЕСЯЦЕВ – 2 ГОДА

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ

1. Понимание короткого рассказа без показа картинок (о событиях, которые есть в опыте ребенка)

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

2. Понимание предложных конструкций (У,С)

  • Материал: шарик, коробка с крышкой, дощечка – скат.

Покати шарик с горки_____________________________________со стола_________________________________

Положи шарик у коробки________________________________у книжки__________________________________

3. Понимание единственного и множественного числа глаголов (с 2-х лет)

  • Материал: картинки (мальчик строит – мальчики строят) не менее 3-х

Покажи, где ______________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ И ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

  • Материал: картинки - животные и детеныши (не менее 3-х)

Покажи, кто говорит? _____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

АКТИВНАЯ РЕЧЬ

1. 2-х – 3-х словные предложения (в естественной ситуации)

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

2. Употребление Винительного падежа (с 2-х лет)

  • Материал: картинки (девочка, мишка и т.п.)

Кого ты видишь на картинке? _________________________________________________

_________________________________________________ __________________________________________

_________________________________________________ ___________________________________________

3. Употребление предложного падежа

  • Материал: предметы, игрушки (мишка)

Скажи, на чем сидит мишка? _______________________________________________________________________

Лежит мячик?____________________________________________________________________________________

Лежит книжка?_________ _________________________________________________________________________

4. Употребление слов с суффиксом уменьшительности

  • Материал: 4 пары игрушек – большая/маленькая

машина___________________________________машинка____________________________________

_________________________________________________ ________________________________________

_________________________________________________ ________________________________________

_________________________________________________ _________________________________________

5. Практическое употребление существительных именительного падежа во множественном числе (с окончаниями Ы, И)

  • Материал: картинки (стол – столы, мяч - мячи)

_________________________________________________ _____________________________________________

_________________________________________________ _____________________________________________

_________________________________________________ _____________________________________________

6. Слоговая структура (3-х сложные слова без стечения)

_________________________________________________ __________________________________________

_________________________________________________ __________________________________________

_________________________________________________ __________________________________________

_________________________________________________ __________________________________________

7. Звуковая сторона речи

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

2 ГОДА 1 МЕСЯЦ – 2 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ

1. Понимание названия предметов

  • Материал: игрушки, картинки

Покажи, где

Посуда: чашка_______________________тарелка_______________________ложка

Одежда: шапка______________________пальто_______________________ботинки_______________________

платье______________________рубашка_____________________штанишки_____________________

Части тела: голова_______________________руки_______________________ноги_______________________

шея_______________________

Части лица: щеки_________________________лоб_______________________глаза_______________________

рот___________________________нос_______________________

Транспорт: машина_______________________автобус___________________поезд_______________________

самолет_______________________

Домашние животные:собака_______________________кошка_______________________

петух_______________________лошадь _______________________корова_____________

Фрукты: яблоко_______________________ апельсин_______________________слива_______________________

Овощи: морковь_______________________огурец_______________________помидор_______________________

Части тела животного: голова_______________________ноги_______________________хвост________________

глаза_________________________усы_______________________

2. Понимание действий

  • Материал: картинки

Покажи, где

одевается_______________________ест_______________________пьет_______________________

улыбается______________________играет_______________________строит_______________________

катается________________________моет_______________________гладит_______________________

лечит_______________________

3. Понимание признаков

  • Материал: картинки

Большой - маленький_______________________кислый - сладкий_______________________

Длинный - короткий________________________

Цвета: красный_______________________зеленый_______________________

синий_________________________желтый________________________

4. Понимание наречий

  • Материал: картинки

Близко - далеко____________________________низко - высоко_______________________

Быстро - медленно________________________темно - светло________________________

5. Понимание предлогов (ЗА, ПОД, ПО, ДО, НАД)

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

6. Понимание единственного и множественного числа прилагательных

  • Материал: картинки (синий флажок – синие флажки)

Покажи, где _______________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

7. Понимание настоящего и прошедшего времени глагола

Беседа с ребенком __________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ И ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

Различение слов близких по звучанию (с 2 лет 6 мес.)

  • Материал: картинки

Покажи, где: мышка - мишка

АКТИВНАЯ РЕЧЬ

1.Многословные предложения (более 3-х слов) в беседе

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

2. Родительный падеж

Чего не стало? _________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

3. Дательный падеж

Кому я даю мячик? _________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

4. Творительный падеж

Я сейчас занимаюсь с кем? _________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

5. Единственное и множественное число существительных

Что это?

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

6. Возвратные глаголы (СЯ)

Что делает мишка? (одевает – одевается)

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

7. Единственное и множественно число глаголов

Что делает мальчик? (поет)

Что делают мальчики? (поют)

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

8. Слоговая структура слова

Употребление двухсложных слов с закрытым слогом (батон, лимон)

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

9. Звуковая сторона речи

Гласные: _______________________ _________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

Согласные ___

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

2 ГОДА 7 МЕСЯЦЕВ – 3 ГОДА

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ

1. Предложно- падежные конструкции и предлоги (ЧЕРЕЗ, ОКОЛО,ПЕРЕД)

  • Материал: шарик, кубик, коробка с крышкой

Положи около :____________________________________________________________________________________

Положи перед :____________________________________________________________________________________

Перебрось через :__________________________________________________________________________________

2. Понимание слов с суффиксом увеличительности (дом – домище)

Покажи, где:____________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

3. Понимание префиксальных отношений. Глаголы с различными приставками (вышел, пошел, зашел)

Покажи, где :____________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ И ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

Различение слов близких по звучанию

Покажи, где: мышка - мишка _________________________стол - стул______________________________

усы - уши______________________________ежата - мышата_________________________

коса - коза_____________________________

АКТИВНАЯ РЕЧЬ

1. Сложные придаточные предложения (в ходе беседы с ребенком)

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

2. Использование в речи вопросов: «Почему?» «Когда?»

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

3. Родительный падеж

Чего не стало? _________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

4. Дательный падеж

Кому я даю мячик? _________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

5. Творительный падеж

Я сейчас занимаюсь с кем? _________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

6. Единственное и множественное число существительных

Что это? (кубик – кубики) _________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

7. Возвратные глаголы (СЯ)

Что делает мишка? (одевает – одевается)

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

8. Единственное и множественно число глаголов

Что делает мальчик? (поет)

Что делают мальчики? (поют)

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

9. Единственное и множественное число существительного и связанного с ним прилагательного (в 3 года)

Что здесь нарисовано и какой он по цвету? _________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

10. Слова со стечением согласных (чашка, ложка, мишка)

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

11. Звуковая сторона речи

Гласные: ________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

Согласные

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

СОСТОЯНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

1. Строение: врожденные аномалии, мышечный тонус, положение пальцев)_________________________________

_________________________________________________________________________________________________

2. Сформированность дифференцированных захватов

Ладонный захват___________________________________________________________________________________

Захват нижней третью пальцев_______________________________________________________________________

Захват большим и указательным пальцем______________________________________________________________

Захват тремя пальцами______________________________________________________________________________

3. Ведущая рука ___________________________________________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

Логопед____________________________

« »_____________________20 года

« »_____________________20 года

Скачать готовый расчет по данной методике

По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.