Создание народного костюма для игровой куклы своими руками. Мастер класс. Мастер-класс «Куклы в национальных костюмах

Мастер класс. Создание упрощенной версии (русского) народного костюма для игровой куклы своими руками 35-55см. Много букв и фото.

Доброго времени суток всем читателям!
Я часто шью для кукол, особенно детсадовских.
Один из последних «заказов» поначалу меня несколько озадачил.
- Нам нужна кукла в красном народном костюме с кокошником для уголка. Ну сшейте из каких-нибудь обрезков.

Конечно, я не удержалась и ввернула про медведя с балалайкой))) Медведя, сказали, не обязательно, а вот красное платье с кокошником - надо.

Понятно, что настоящие костюмы на 45-50см не шьются из «кусочков», а один только кокошник можно вышивать месяцами… Поэтому задачу требовалось максимально упростить и удешевить. Бюджет - 0руб 00коп.

Мне была выдана будущая " ". Крепенькая советская куколка ростиком около 50-55см, с заигранной прической и без белья. Бельё в нашем саду не в почете вообще, даже будучи надетым на куклу, оно исчезает самым загадочным образом ровно через неделю. Я проверяла)))

Для начала куклу помыли, проленорили волосы и накрутили бигуди. Самые обыкновенные человеческие от известной сетевой компании)) Люблю их (эти бигуди) беззаветно, честно.

Куклу сфотографировала рядом со своей итальянкой (45см) просто из любопытства и на память.

Наш народный костюм будет состоять из нижнего платья (белой сорочки с вышивкой и оборками) и верхнего красного (как заказывали)). Кокошник делаем последним.

Начинаем с нижней сорочки. Это будет белое платье отрезное по линии талии.

Выкройки я чаще всего рисую сначала на бумаге. Самая важная деталь - верхняя часть сорочки (от шеи до пояса). Сначала чертим отдельно 1/2 детали полочки (переда) и 1/2 детали спинки. Затем детали полочки и спинки складываем друг к другу плечевыми швами и объединяем в одну общую деталь. Получилась половина верха готового изделия.

Мдямс… извиняюсь, но выкройку делала «одноразовую» на ненужной бумаге)))

Затем накладываем эту детальку на ткань и обводим, создавая уже на ткани один единый элемент.

Справа детальку уже обвели, затем перевернули бумажную выкройку и в зеркальном отражении обвели левую часть. Карандаш у меня исчезающий, поэтому на лишние линии (на фото совсем слева) внимания не обращаем)).

Вырезали детальку. Застежка будет сзади. Примеряем на куклу. Деталь единая, сшивать будем только боковые швы. Не сейчас!!!

Корректируем посадку на фигуре перед стачиванием. Ничего пока не сшиваем!
Теперь занимаемся рукавами. В облегченном варианте - это просто прямоугольники. Размеры вычисляем «по кукле». Нам нужна длина рукава и ширина с учетом сборок. Можно разметить по линейке и вырезать.

Для предварительной оценки результата прокладываем на каждой детали рукава по верху машинные строчки для создания сборок. Стягиваем строчки, прикладываем заготовки рукавов к заготовке платья.

Если всё устраивает - можно проложить по деталям рукавов отделочные строчки на произвольной высоте и в произвольном количестве. Сразу же оформляется низ рукава - кружева, резиночка… всё, что подскажет фантазия.
Рукава притачиваются к проймам, срез обрабатываем. Затем совмещаем и стачиваем боковой шов сорочки и рукава одним швом. Обрабатываем срез. Можно оформить горловину. Самый простой способ - воротник-стойка из кружева.
Юбку делаем также, как и рукава - замеряем, вырезаем прямоугольник, декорируем низ (оборки, кружева, рюши), обрабатываем боковые срезы. Прикладываем к кукле.

Регулируем длину. Это нужно делать именно сейчас, т.к. низ юбки мы уже обработали. Соединяем нижнюю и верхнюю части нашего белого (нижнего) платья.

Теперь обрабатываем застежку. Она сзади. Варианты разные. Можно верхнюю часть сделать на пуговках, а половину юбки (начиная от нижнего края застрочить в единую деталь).

Красная часть наряда. Выбираем цветовую гамму украшений. В упрощенном варианте все украшения юбки можно свести к жаккардовой тесьме и паре декоративных строчек. Накладываем имеющиеся в наличии (и более-менее подходящие по цветовой гамме) тесёмочки и ленточки.

Делаем окончательный выбор. Декоративные строчки (если не шьёте часто и не уверены в результате) лучше порепетировать на кусочках ткани. В нашем случае ткань тонковата, шьём по бумаге. Результаты тренировки выглядят примерно так:

Для максимального упрощения задачи я решила отказаться от традиционного исполнения верхнего платья в виде сарафана, заменив его юбкой. Юбку сшить проще и быстрее. На кукле такого размера это будет смотреться вполне «народно». Примеряем почти готовую юбку с обработанными нижними и боковыми срезами.

Регулируем длину. Опять «начисто», т.к. нижний край уже обработан. Делаем необходимые складочки/сборочки для хорошей посадки по фигуре. Притачиваем к верху юбки пояс. Я взяла готовую косую бейку подходящего цвета. Юбку сделала «с запАхом», т.е. она оборачивается вокруг талии (под грудью) и завязывается на бантик. Для образования «завязочек» пояс делается чуть длиннее полотна. Готовую юбку я почему-то не сфотографировала. Она будет ниже на кукле.

Переходим к кокошнику.

Форма рисуется произвольно от руки на бумаге, вырезается, примеряется к голове куклы, откладывается в сторону, рисуется новая… и так пока результат не понравится изготовителю))) Я сделала штук 5 вариантов, остановилась на наименее громоздком и простом в исполнении.
(Я в курсе, что головной убор девочек (а судя по телу, наша модель - девочка лет 7) на Руси выглядел иначе))) но мне чётко дали понять, что администрацию детского сада сей исторический факт не волнует ни разу. Поэтому у нас - кокошник)) )

По одобренной нами же выкройке вырезаем заготовки из основной ткани (из которой шили платье). В количестве 2 штуки.

Заставить данную конструкцию держать форму можно разными способами. Самое простое - плотная ткань на клеевой основе (дублерин). Флизелин слишком тонкий, его не берем. Я дублировала только ту деталь кокошника, которая будет снаружи, задняя часть без усиления.
Затем на «лицевой» части нашего головного убора рисуем узор. Я не стала усложнять дело загонкой элемента под вышивальный аппарат. Поэтому просто от руки нарисовала финтифлюшку исчезающим мелом и вышила металлизированными нитками на обычной швейной машине одной из жирненьких декоративных строчек.

Не пугаемся обилия мела на лицевой стороне изделия. Мел исчезнет через 24 часа, он специальный)))
Самое сложное - соединить две детали нашего кокошника. В идеале нижняя часть должна быть чуть-чуть меньше верхней. Один из вариантов достижения данного результата - декатировать нижнюю часть уже после стачивания. Стачиваем, сложив лицевыми сторонами внутрь. Обрезаем края на разумную высоту, надсекаем лишнее в швах. Выворачиваем налицо и проглаживаем утюгом с паром (да, это и есть декатировка в домашних условиях, можно еще сбрызнуть водичкой)) Недублированная нижняя часть кокошника даёт усадку и мы получим тот самый нужный нам изгиб. Естественно, это сработает только в случае с новой полностью натуральной тонкой хлопковой тканью. Синтетика усадку почти не дает.
Нижний срез обрабатываем той же косой бейкой, которую использовали для завершения красной юбочки. Кокошник почти готов. Можно расшить его бусинками. Но быстрее всего наклеить стразы)))


Наряжаем куклу.

«Красный народный костюм с кокошником» готов. Гладим себя по головке))) Мы выполнили главную поставленную задачу - сшили несложный недорогой наряд в рамках озвученного заказа. Забегая наперед, скажу - администрация осталась очень довольна, пообещала памятник попросила «из остатков» сшить такое же для другой группы. Услышав, что всё было сделано исключительно на личные средства, разочарованно потупила глазки…

Садик у нас муниципальный, непафосный, без поборов «на евроремонт и евромебеля», мы и наши дети его искренне любим и поэтому, сделайте вид, что нижеследующее фото вас не шокировало)))

Надеюсь, что сий трактат вдохновит вас на более масштабные проекты, даст какие-то идеи для воплощения в совершенно других изделиях.

Огромное спасибо всем, кто осилил до конца или хотя бы посмотрел картинки)))

Образ этой девочки я задумала давно. Такой могла бы стать моя первая Кругозоровская Нина, не стань она Золушкой. Но для той куклы Нины образ Золушки передолил. И как только я окончила работу над первой Ниной, сразу стала искать кандидатку на роль Снегурочки, и она вскоре нашлась в шопике у моей подруги Ирины (Talichanka).
костюме.

Конечно же, она ждала именно меня, а я искала именно её. Спасибо Ирине, что она «пристраивает», (как она сама говорит), таких найдёнок! Приехала моя, уже Снегурочка, довольно быстро. Не откладывая, я взялась её мыть и чистить. В процессе мытья в ноге обнаружила иголку, виден был лишь небольшой кусочек… долго пыталась вытащить, но пластмасса твёрдая, всё-таки отогнула кончик, подцепила кусачками и вытащила… это оказался обломок медицинской иглы около сантиметра длиной… (подкожная инъекция!)…
Волосы удалила, на это потребовалось несколько часов, сломанный ржавый глазной механизм тоже выбросила. Уже имея опыт вклеивания глаз, на этот раз не боялась, - глаза почистила, немного отполировала и вклеила в глазницы вместе с новыми ресницами. Механизм, с помощью которого кукла ходила, исправить оказалось уже невозможно, да мне это и не нужно. Просто перетянула резинки, хоть и не очень туго, за отсутствием резинки для кукол, воспользовалась обычной бельевой резинкой. Куколка поселилась у меня в комнате, ожидая, когда же я сошью ей обещанный костюм. И потянулись томительные недели и месяцы. Когда я «созрела», костюм сшился всего за два дня.
Для начала, я расскажу, почему я назвала её Снегурочкой.
Снегурочкой она стала ещё тогда, когда её у меня не было. И костюм задумывался немного другой, но потом всё изменилось. Конечно, можно было назвать её иначе. Любым славянским именем. Но я уже привыкла звать её Снегурочкой и решила оставить это имя.
Моя Снегурочка никакого отношения к новогодним праздникам не имеет, – это просто девочка «из глубины веков»!
Мне очень хотелось, чтобы она была похожа на девушку с картины Игоря Ожиганова «Лель», собственно - поэтому я и назвала её так.


И одновременно на девушку с картины Андрея Шишкина «Колыбельная», потому что, хоть она и качает колыбель, но костюм на ней девичий, видимо в колыбели брат или сестра.


Кстати, мне кажется, что именно эта вторая кукла Нина больше подходит на роль Снегурочки. Если сравнить Нину-Золушку и Нину-Снегурочку и посмотреть на них внимательно, то окажется, что каждая из них нашла свой единственный образ. Если им поменяться одеждой, то будет совсем не то…

Итак, моя Снегурочка получила золотистые волосы, заплетённые в тугую косу. Традиционно девичья коса украшалась косником.

«Косник или накосник, девичье украшение вплетавшееся в косу при помощи шнура между прядями волос.
Они получили большое распространение на всей территории, занятой русским населением и являлись одним из самых любимых и популярных украшений не только косы, но и всей наспинной части костюма, имели самую разнообразную форму и выполнялись из различных материалов.
В северных и центральных губерниях России для изготовления этого вида украшений применялись шелк, бархат, парча и полупарча, реже хлопчатобумажные ткани, из которых делалась основа косника, имевшая обычно прокладку из стеганого холста или картона. Иногда сам картон красного цвета являлся основой для прикреплявшихся украшений. Наиболее популярными были косники в форме треугольника или сердца или в виде завязанной бантом ленты с нашитыми на ее концы плотными лопастями. Поверхность косников расшивалась с обеих сторон золотными нитями, рубленым перламутром и речным жемчугом, металлическими вставками, стеклами в гладких гнездах, разноцветной металлической фольгой. Боковые стороны обшивались металлическими кружевом и бахромой, позументом. В верхней части косника делалась петля или пришивалось небольшое металлическое колечко, к которому привязывалась вплетавшаяся в косу
тесьма...» (Н. Соснина, И. Шангина «Русский традиционный костюм»)


Косник я сделала из кусочков кожи, украсила подвесками из бусин.

Все мы читали в детстве рассказ Константина Дмитриевича Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Возможно, кто-то из вас читал книгу Василия Ивановича Белова «Лад», в которой есть целая глава, посвящённая льну - «Лён - спутник женской судьбы». Я не буду подробно описывать процесс выращивания и обработки льна, об этом огромное количество материалов в интернете.
Скажу лишь, что в крестьянском быту это был очень долгий и трудный процесс. Посев, прополка, уборка, сушка, молотьба, трёпка, мочение, расчёсывание - это только те процедуры, которые предшествовали прядению. И для каждой процедуры были свои орудия. Пряли девушки лён долгими зимними вечерами, иногда собираясь на посиделки. Напряденный лён несколько раз перематывали, используя разные инструменты. Затем сновали основу для тканья, заправляли стан и ткали льняное полотно. Вот из такого домотканого полотна я и сшила Снегурочке рубаху и запону. Чтобы получить нитки красного цвета в старину использовалась краска, получаемая из насекомых, так называемого «червеца». Отсюда произошло и слово «червлёный», то есть красный. Я, конечно же, при шитье использовала красную ткань из хлопка фабричного производства.
Рубаха льняная с прямыми поликами традиционного покроя. Рубаха всегда подпоясывалась.




Немного не хватило ткани на подол, и поэтому там небольшая вставка из лоскута. Вспомнила при этом слова из старинной книги «Домострой»:
«Добрые жены рукоделные плоды, и береженье всему и что скроит и остатки и обрески беречи. А добрая домовитая жена благоразумным своим помыслом, и мужним наказанием, и добрым подвигом своих трудов с слушками полотен и усчин, и холъстов наделано да на што пригоже ино окрашено на летники и на кавтаны и на сарафаны, и то у неи на домашнеи обиход перекроено и перешито, а будет слишком за обиходом наделано, полотен или усчин или холстов или скатертеи или убрусов или ширинок, или иного чего ино и продаст ино што надобе купит, ино того у мужа не просит а рубашки красные мужьские и женьские и порты то все самои дати при себе кроити, и всякие остатки и обресъки камчатые и тафтяные и дарагие и дешевые и золотное и шелковое, и белое и красное и пух и оторочки и споръки и новые и ветшаное все бы было прибрано мелкое в мешечках а остатки сверчено и связано а все розбрано по чисълу и упрятано и как чево поделат ветшана или у новаго не достало а то все есть в запасе в торгу того не ищешь дал Бог, у доброго промысла у совершенаго разума все ся лучило дома».
Пояс, сплетён из шерстяных ниток. Тканые и плетеные пояса были, как правило, очень нарядными, особенно те, что предназначались для праздничного костюма. Их делали из ярких шерстяных нитей. Пояса ткали с узорами, в основном геометрическими.
Концы поясов декорировали кистями из цветной шерсти.
Поверх рубахи одевалась запона, - род фартука, которая имела очень много названий: запона, запонка, запон, передник, завеска, занавеска и др. Различались незначительно девичьи и женские запоны. Они могли быть различной формы, чаще это был прямоугольный кусок материи с вырезом для головы, который надевался поверх рубахи и подпоясывался. Но запоны имели множество разновидностей. Шились как с рукавами, так и без. Помните Билибинскую Василису? На ней запона с рукавами надета поверх сарафана.


Такая запона считалась традиционно девичьей. В некоторых местах вместо запоны носили шушку. Девушка в шушке изображена и на картине Бориса Ольшанского «Алеша Попович и Елена Краса»

Шушку традиционно носили в некоторых деревнях рязанского края. Она отличалась от самой простой запоны тем, что имела короткие рукава и сшивалась по бокам, часто не до подола.

Девушка древлянка.

Я сшила довольно простую запону, напоминающую музейные образцы.



Обувь могла быть различной. Кроме лаптей носили так называемые поршни, изготовленные из цельного куска кожи, которые подобно лаптям подвязывались завязками. Поршни, как и лапти, носили с онучами.
Я сделала кукле, как поршни, так и лапти.


Поршни (КАЛИШКИ, МОРШНИ, ПОСТОЛЫ, СТРУСНИ, УПАКИ, ЧУВЯКИ) Этим словом обозначалась обувь из кожи типа неглубоких мягких туфель. Ее шили из одного или двух кусков кожи без подметок и каблуков. В первом случае кусок кожи собирался на ремешок, продетый в отверстия, сделанные по его краю. Во втором
случае один кусок кожи образовывал подошву, бортики и задник, а другой нашивался на носок. Поршни надевали с суконными или холщовыми онучами и подвязывали к ноге кожаными оборами.
Обувь такого типа очень древняя. Восточным славянам она была известна еще в VII-VIII вв. под тем же названием, что и в XIX в. В Древней и Средневековой Руси поршни были обувью небогатых горожан. В XVIII-XIX вв. эта крестьянская обувь использовалась для работы на пашне, во время сенокоса, на жатве.
Я попыталась сделать поршни вот по этой выкройке.

Вот на этой фотографии кукла в поршнях.

ЛАПТИ (ВЁРЗНИ, КОВЕРЗНИ, КРЕСТОВИКИ, ЛЫЧНИКИ, ЛЫЧНИЦЫ, РАЧКИ) -обувь, плетенная из древесной коры и привязываемая к ноге оборами.
В XVIII-XIX вв. лапти были широко распространены среди крестьян Европейской России. Они встречались на всей ее территории, за исключением юго-восточных районов, населенных казачеством.
Лапти изготавливали из узких полос лыка, т. е. неокрепшего подкорья липы, ивы, реже вяза или можжевельника, а также из бересты специальным костяным или металлическим инструментом
- кочедыком. При плетении лаптей лычные полосы укладывали по-разному: перпендикулярно друг к другу - так называемая техника прямого плетения, под тупым или острым углом друг к другу - техника косого плетения.
Я связала подобие лаптей из льняной верёвки. Настоящие лапти ещё только предстоит выучиться плести…


Головной убор – повязка с украшением.
Украшение – колты. Я пересмотрела множество иллюстраций с древнерусскими украшениями. А также книгу Светланы Рябцевой «Древнерусский ювелирный убор». То украшение, которое я сделала из дешевеньких серёг, вполне напоминает колты, найденные в кладах и погребениях древней Руси.




Вполне оправдано и ношение «шапочки» связанной в виде сеточки…




Напоследок я сшила Снегурочке понёву и женский головной убор, ведь она уже девушка взрослая. А понёва надевалась обычно, когда девушки становились взрослыми и могли выйти замуж, хотя и считалась чисто женской одеждой. На Руси во многих местах существовал в старину и обряд «впрыгивания в понёву». Большинство исследователей считают, что девушки понёв не носили, существует также мнение, что понёва одевалась, когда девушка могла уже выйти замуж и носилась до конца жизни.
Например, в книге С.В. Горожаниной и Л.М. Зайцевой «Русский народный свадебный костюм» читаем: - «В отдельных местностях отмечено ношение понёвы девушками брачного возраста».
В разном возрасте женщины носили разные понёвы. Менялось количество клеток (если таковые были) и украс. Сами понёвы в разных местах шились по-разному, различались не только цветом, наличием клеток, были распашными и с прошвой. Исследователи русского считают поневу древнейшим типом женской одежды наряду с плахтой.
Я сшила понёву стилизованную. Причём из полосатой ткани, клетки пришлось прострочить…




По рисунку на понёве можно было узнать возраст женщины, её социальный статус и многое другое. Понёвы не имели пояса, носились на вздержке, которая в некоторых местах называлась гашником. Смысловое значение корня древнерусского слова «понёва» означает «покров низа». Понёва несла в себе семантическую идею тверди земной, Матери-сырой земли. Она служила покровом временного жилища зарождающейся новой жизни. В некоторых регионах Руси на понёвах устойчиво существовал знак коловрат, который имел множество разновидностей и названий: ярга, гуськи, вьюха и т.д. Как правило, понёва была синего или чёрного цвета часто в крупную клетку. Места соединения ткани обильно украшались символами плодородия и обереговым орнаментом.

Страница из книги Б.А. Куфтина «Материальная культура древней Мещеры» 1926 год.
Кстати Б.А Куфтин проводил свои исследования как раз в наших краях.
Головной убор женский - повойник сшит по образцу из книги Д.К. Зеленина «Женские головные уборы восточных (русских) славян» 1926-1927 г.г.





Когда Снегурочка спрашивает меня, откуда она появилась на свет, я рассказываю ей новую сказку о том, как я вышла во двор и слепила себе девочку, о которой мечтала. И Снегурочка верит. А ещё она верит, что с приходом Весны она не растает, и будет жить вечно.




Снегурочка девочка трудолюбивая, она сразу стала учиться прясть пряжу.

Прялка с колесом для неё очень большая и поэтому мы достали обыкновенную прялку с донцем и веретено.


А ещё она учится ткать на ткацком станке.



И вышивать крестиком.

Вот какая хозяюшка.

Иногда она подходит к прялке и с улыбкой начинает крутить колесо, колесо крутится, жизнь продолжается!

Пусть будет Небо – сапфир.
Пусть жёлтое Солнце Мир
Ласкает светом своим
Оранжево-золотым!
Пусть будут ночи полны
Серебряным блеском Луны!
Пускай от звёзд и планет
Спускается тихий свет,
И Радуги окоём
Сияет счастливым огнём!
Пусть в небе мчатся ветра,
Пусть дождь напоит поля,
Пусть будет вечной Земля, - Родительница добра!..
(Л.Н. Гумилёв)

Бумажные куклы Одень куклу 15 костюмы народов республик СССР Советского союза. Бумажные куклы в национальных костюмах СССР 15 нарядов скан версия для печати. Бумажные куклы национальные наряды республик СССР Советского союза. Бумажные куклы мальчик девочка магниты Одень куклу Веселка 1978 национальные наряды костюмы. Бумажные куклы костюмы народов мира СССР девочка мальчик. Бумажные куклы меняй одежду наряды лицо СССР. Бумажные куклы Национальные костюмы народов республик СССР советские старые из детства. Бумажные куклы девочка мальчик брат сестра СССР советские старые из детства. Одень куклу СССР игра национальные костюмы республик стран СССР советская старая из детства. Бумажная кукла Одень куклу СССР мальчик Одягни ляльку национальные костюмы народные костюмы республики СССР. Бумажные куклы мальчик и девочка дети СССР.Бумажная кукла костюмы народов СССР мальчик и девочка Одень куклу Веселка СССР. Советские бумажные куклы СССР печать скан. Бумажные куклы СССР советские старые из детства печать скан. Советская бумажная кукла СССР старая из детства версия для печати. Бумажная кукла СССР советская старая из детства печать скан. Вырезная советская кукла СССР печать скан. Одень куклу СССР игра советская старая из детства. Старые бумажные куклы СССР советские из детства. Бумажные куклы сайт СССР советские старые из детства. Бумажные куклы музей СССР советские старые из детства. Картонная кукла СССР советская старая. Вырезные куклы СССР. Настольные игры для девочек советские. Советские бумажные куклы СССР. Старая бумажная кукла. Бумажная кукла нашего детства. Бумажные куклы из детства. Настольно печатные игры СССР. Игра для дошкольного и младшего школьного возраста СССР. Игра-занятие одежда для куклы СССР советский старый из детства. Одежда для бумажной куклы СССР. Одежда для бумажных кукол из детства. Одень куклу старая. Советская игра одень куклу. Музей бумажных кукол. Сайт со старыми бумажными куклами. Советские бумажные куклы сайт. Картонные куклы с одеждой детства. Сайт бумажные куклы СССР. Картонные куклы советские СССР. Советские печатно-вырезные куклы СССР. Куклы из бумаги СССР советские старые из детства. Мамины бумажные куклы. Вырезные куколки СССР с одёжкой. Игра-занятие одежда для куклы. Игра для детей дошкольного возраста СССР. Сайт с бумажными куклами советскими, СССР, советский союз. Бумажные куклы каталог. Бумажные советские куклы список. Советские бумажные куклы скачать. Коллекция бумажных кукол. Сайт для коллекционеров бумажных кукол. Бумажные куклы коллекционирование. Скачай и играй. Распечатай и играй. Вырежи и склей. Распечатай вырежи и склей. Игрушка-самоделка. Игрушка-конструктор. Игрушки-поделки. Настольно-печатная игра. Блог Робота Самое важное из вашего детства. Самое важное (samoe-vazhnoe) – самое важное из вашего детства. Мозг робота. Блог Робота. Самое важное blogspot. Блог Самое Важное. Самое важное Робот. Самое важное блогспот. Samoe vazhnoe blogspot. Самое важное блогпост. Музей детства СССР. Музей советского детства. Сайт о советских бумажных куклах СССР. Каталог бумажных кукол СССР советских старых. Музей бумажных кукол СССР советских старых. Сайт о советских игрушках. Игрушки СССР список.


Рукотворная игрушка служила для наших предков своеобразным родовым этническим кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. Кукла играла таинственную роль, связанную с понятиями жизни и смерти. Поэтому кукла всегда создавалась с особой тщательностью, в ее образе не могло быть случайностей – во всем был определенный смысл. Рассмотрев с вами анатомию тряпичной куклы, мы увидели, как проступает в ней цепочка скрытых символов, характерных для мифологического сознания крестьянина, для русской народной культуры. Как правило, тряпичные куклы являли собой простейшее изображение женской фигуры в обыденном или праздничном крестьянском наряде из лоскутов ткани.

Наряд, как и первооснова куклы, имеет глубокие духовные корни. Издавна у разных народов одежда не только защищала от непогоды, нарядный костюм был также обязательной частью праздника.


Корзухин Алексей. Девичник. 1889 г.

Одежда могла многое рассказать о человеке, носившем ее: откуда он родом, какого возраста и сословия, чем занимается, в браке или нет. В одежде нашли выражение душа народа и его представления о прекрасном.


Фотография нач. ХХ века.

А как Вы думаете, современная наша одежда может что-то рассказать о нас? Если нет, почему? Возможно ли это в наше время? Нужно ли?

Не смотря на разнообразие женских нарядов, у них есть и общие черты. Общая особенность русского женского костюма заключалась в том, чтобы не подчеркивать формы тела. Простота силуэта компенсировалась богатой цветовой гаммой различных частей одежды, отделкой, всевозможного рода вышивками и аппликациями. В традиционной русской кукле закрепились наиболее древние и устойчивые формы русской одежды.


Куклы в национальных костюмах

Поэтому сначала необходимо сказать несколько слов о русском костюме. Народный костюм – явление сложное и архаичное. Его основные части складывались веками. Исстари, от отцов к сыновьям, от дедов к внукам он передавался вместе с укоренившимися верованиями и традициями. Даже активное приобщение правящей верхушки и городских жителей России к западным образцам одежды в XVIII веке не коснулось основной массы населения Начало XVIII века в России ознаменовалось реформами Петра I, которые были подготовлены постепенно накопившимися социально-экономическими изменениями. Реформы затронули практически все сферы общества: церковь, хозяйство, административный аппарат, армию, флот, культуру. Содержанием реформ в самом общем смысле явились два важнейших момента: решительный сдвиг от средневековья к Новому времени и европеизация всех областей жизни. Подробнее о реформе Петра Первого «Об упразднении старомодного русского платья» см. здесь http://www.7r2008.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=384:vovseh&catid=45:po&Itemid=59 Русская деревня вплоть до конца XIX века оставалась носителем традиционной культуры. Еще и в начале XX века крестьянский костюм оставался истинно народным.


Крестьянская семья. Рязанская губ., с. Увяз. 1910 г.

Народный костюм создавался с учетом того, что он не должен сковывать движений человека. Он защищал в жару и холод, был удобен при любых погодных условиях. Конструкция костюма часто не требовала употребления ножниц и большого мастерства от швеи, так как, изготовляя ткань, крестьянка рассчитывала ее на конкретный вид одежды. Верхнюю одежду не застегивали на пуговицы, а подпоясывали кушаком.

Крестьянка Енисейской Нечаев. Русские типы.

губ. Нач. ХХ века

Это делалось специально, чтобы любой член семьи мог ее надеть. Широкий запах одежды служил карманом. Полы женской одежды шились такой ширины, чтобы в них можно было завернуть ребенка. Русский мужской костюм, распространенный повсеместно, состоял из рубахи- косоворотки, портов, пояса, обуви и головного убора (обычно это была шапка-грешневик).

Мужскую рубаху всегда подпоясывали. Рубаха была основным видом одежды, которую человек носил от рождения до смерти, Часто парни и девушки еще в XIX в. до свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных поясом.


Из книги «Три царства – медное, серебряное и золотое». Худ. Горбаруков

Само слово «рубашка» происходит от корня «руб» - кусок ткани, ведь слово «рубить» когда-то имело еще значение «резать». Прямоугольный кусок ткани перегибали пополам, вырезали отверстие для головы и скрепляли поясом, позже спинку и переднюю часть рубахи стали сшивать и добавили рукава.

В древности в качестве первой пеленки сыну служила рубаха отца, а дочери - рубаха матери. Она служила оберегом, защитой от злых сил. По этой же причине рубашки мальчикам и девочкам шили не из нового полотна, а из старой одежды родителей. Свою рубаху нельзя было продавать, считалось, что заодно с рубахой продашь и свое счастье, поэтому всегда так ценились люди, готовые отдать (подарить) последнюю рубашку.

Женская рубаха отличалась от мужскойтем, что была длиной до пят, а мужская - лишь до середины бедра, иногда до колена.

Женскую рубаху изготовляли с прямым вырезом на груди, без воротника или с низким воротничком-стойкой. Готовя праздничную рубаху, деревенские рукодельницы старались показать всё, на что они способны. Рукава, плечи, ворот и подол рубахи украшались вышивкой и мелкой аппликацией в виде геометрического орнамента. На сенокос надевали подольницу - рубаха с широкой полосой вышивки по подолу.

С. Бабюк. Сенокос

А вот единого национального женского костюма, несмотря на схожесть общих черт, в России не сложилось. В разных губерниях одежда женщин имела свои отличия в покрое, отделке, рисунке ткани. Рассмотрите эти изображения.

Какие из костюмов Вам больше понравились и почему?

В разных губерниях вышивку делали по своему, используя различные орнаменты.

Но назначение было общим – украшение костюма и защита человека от злых сил, так как вышивку располагали по краям одежды: ворот, подол, низ рукава (именно отсюда злые духи могли проникнуть к телу). Для того чтобы «обезопасить» человека, вышивка содержала всевозможные священные изображения и магические символы.

И. Билибин. Василиса Прекрасная.

Современные исследователи различаютдва основных комплекса женского костюма: рубаху с сарафаном и рубаху с поневой и передником.

А. Шарлемань. Женский наряд Орловской губернии. 1916 г.

Рубаха с поневой и передником более древние по происхождению. Они наиболее характерны для южно - русского костюма. Женская длинная рубаха с рукавами – древнейший общеславянский вид одеяния. Незамужние девушки носили только рубаху с передником. А замужние надевали еще и поневу.

Понёва – полотнище, заменяющее юбку, - обязательная принадлежность одежды русской замужней женщины, прообраз современной длиннополой юбки. Только понева всегда была короче рубахи. Одевалась понева особым образом: полотно поневы оборачивали вокруг талии разрезом вперед, а края подтыкали за пояс, открывая подол рубахи, который закрывали передником.

Виноградов С.А. На работу 1895 г.

Первоначально под «сарафаном» буквально понималось княжеское мужское одеяние, укрывавшее всю фигуру. Только в XVI веке сарафан стал использоваться в качестве женской одежды. Он вытеснил поневу на территории России вначале в северных областях, а к началу XIX века превратился в одну из основных частей традиционной женской одежды. Сарафаны носили с передниками, которые играли двойную роль: защищали одежду от загрязнений и прикрывали ее неукрашенные части.

Антонов С.А. Девушка, ощипывающая цветок. 1842 г.

Женский костюм не мыслился без головного убора. Замужняя женщина не могла выйти без головного убора на люди, волосы следовало заплетать в две височные косы, укладывать вокруг головы короной и прятать под головной убор. Головной платок был одной из основных частей женского костюма.

Бучкури А.А. Пряхи. 1903-1905 гг.

Кроме повседневных и праздничных платков существовали еще сорока, повойник, кокошник.

Маленькие девочки носили на лбу простые матерчатые ленты шириной 0,5 – 2,5 сантиметра. Девушкам разрешалось носить открытые повязки – ленты, закрывавшие только лоб и затылок. До замужества девушки, разделяя волосы прямым пробором, заплетали низко на затылке одну косу в три плетешка. Коса свободно ниспадала из - под головного убора.

По праздникам девичья коса украшалась лентами и накосниками (КОСНИК) - девичье украшение, вплетавшееся в косу при помощи шнура между прядями волос. Косник считался обязательной деталью праздничного убранства головы девушки, он завершал довольно сложную прическу. Он привязывался на конец косы, которая плелась в 12 - 14 прядей- "плёток". Для придания косе ширины, плотности в неё вплеталась тесьма, гарусные нитки, унизанные бисером, яркие разноцветные ленты. В русской деревне принято было считать, что красивая, богато убранная коса придает девушке дополнительную привлекательность. Косники получили большое распространение по всей территории, занятой русским населением из бисера.

Обязательной частью любого крестьянского костюма являлся пояс, причем носили его все - от мала до велика. Ведь он в первую очередь являлся оберегом, Оберегом являлся предмет, способный, по суеверным представлениям охранить от разных бедствий. чертой, оберегающей тело человека от злых сил. На людях нельзя было появляться без пояса. Значимость этого момента сохранилась и в фольклоре - совсем распоясался. Пояс выполнял и элементарные функции скрепления частей одежды: им подвязывали передник, подтягивали сарафан, поддерживали порты. Пояса могли быть тканые, вязаные, ременные пояса носили только мужчины. На поясах вышивали орнаменты, а их концы оформляли кистями, помпонами, куколками-оберегами.


Кроме того, на пояс подвешивали кошельки, кисеты и другие небольшие бытовые предметы. Ведь карманы стали появляться лишь в конце XVII века. Одежду шили из домотканого На Руси первые ткани делались изо льна, конопли, стеблей дикого хмеля и крапивы. Вплоть до 17 века ткани на Руси были домоткаными, это значит, что их ткали дома в первую очередь для собственных нужд, а уж если что-то оставалось, то и на продажу. Это были грубые неокрашенные ткани, а тонкие льняные и шелковые ввозились из-за границы. Подробнее о процессе изготовления тканей на Руси см. здесь http://rf-history.narod.ru/26.html полотна.Такая ткань была льняной или конопляной, от белого до желто-серого цветов.

Женщина за изготовлением полотна. Уфимская губ. 1912 г.

Но в праздничном костюме использовались не только домашние ткани, но и те, что покупались на ярмарке: шелк, ситец, сатин, парча, ленты, галун золотой или серебряный, тафта, атлас, бархат, кашемир, коленкор.

К. Юон. Красный товар. 1905 г.

Праздники требовали к себе самого серьезного, уважительного отношения, ведь это только в будни уместна умеренность в еде и простая, удобная одежда. А чем значительнее праздник, тем ярче и наряднее костюм. Вот и создавала крестьянка долгими зимними вечерами удивительный сказочный наряд, для которого требовалось немалое искусство, трудолюбие, мастерство.

Вплоть до начала XX века подобные ткани в отличие от домотканых, оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды. Все обрезки тканей бережно хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили куклы, лоскутики тщательно подбирали. Особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. В народной одежде также любили красный цвет. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и жизнетворной силы природы, к тому же это цвет праздника. А в старину слово «красный» означало еще и красивый («красна девица»).

Елисеев Е.А. Невесты. Троицын день. 1907 г.

Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, ко дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. В старину на праздник Введения Богородицы во Храм, когда начинались зимние гулянья на санях, малым детям и именинницам посылали в подарок «козырные» санки с куклами.

Кукла с санями

Такая обязанность лежала на тещах и крестных матерях. Заметьте, «домодельные» куклы дарили родным и близким, скрепляя родовые узы: это тоже одно из свидетельств их сакрального значения. В семье же, для своих детей, куклы «вертели» обычно из старого тряпья. И даже не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом.

Карл Лемох. Дети. 1890-ые гг.

По той же причине новорожденных завертывали в нательные родительские рубахи, пеленали в пеленки из ношеной одежды. Для кукол чаще всегоиспользовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая, таким образом, ее силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали руками по прямой нитке, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений.

Часто кукольная одежда точно передавала особенности местных костюмов.

На кукле из Орловской губернии - холщовая рубаха с прямыми поликами, с роспашью спереди, с нашитыми на плечи прямоугольными лоскутами кумача. Ворот, как у настоящих рубах, собран на узкую обшивку и украшен зеленой шелковой лентой. Верх рукавов и манжет отделан полоской красноузорного ткачества. На кукле характерная орловская понева из домотканой шерсти с прошвой из черного и синего сатина, обшитая по подолу красным шерстяным плетеным пояском. Поверх поневы надет передник с оборкой из яркого цветастого ситца с крупнораппортным узором. На голове куклы красуется убор в виде венца, расшитый галуном, бусами, блестками, лентами.

Похожесть кукольного костюма не означает, однако, простого подражания подлинной крестьянской одежде.Напротив, мастерицы умели сделать такой отбор деталей, выработать такие традиционные приемы, которые говорят о создании художественного образа в тряпичной игрушке.

Сегодня покажется странным, что костюм с куклы не снимался. Неужели наши предки не могли додуматься до такой простой вещи? Но они не ставили перед собой этой задачи: ведь куклу творили как целостную форму. Это важный принцип –кукла не манекен для переодевания, а самоценный образ. Костюм органично участвовал в пластике игрушки. Его крой был прост и по - кукольному выразителен.

Тряпичные куклы в традиционных костюмах

Так, например, поневу для тряпичной фигурки шили из одного куска ткани, в то время как в женской одежде она была четырехклинной.

С еще большей свободой костюм декорировали. Расшитые узором оплечья рубах имитировали одной-двумя полосками вышивки красным крестом. Звучным красочным орнаментальным пятном украшает куклу передник из ситца с ярким цветочным узором. А из сложного головного убора, состоящего из нескольких частей, мастерицы выбирали лишь самую эффектную деталь - например, расшитую повязку с шелковой лентой, венчающей голову красным веером.

Традиционная народная кукла

Кукла-оберег для счастливого материнства

Мастер-класс с пошаговым фото «Традиционная народная кукла-оберег для счастливого материнства»

Мастер класс предназначен для детей среднего и старшего возраста, воспитателей, педагогов, всех увлеченных народной куклой и ее историей.
Выполнила: Лаптева Светлана Христьяновна, воспитатель, ГБУ НСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Татарск
Назначение: может быть трогательным подарком друзьям, родным и близким людям, ее можно торжественно вручить новобрачной паре с наилучшими пожеланиями любви, заботы, верности, служения своей семье.
Цель: создать традиционную народную куклу-оберег на счастливое материнство.
Задачи:
- научить выполнять тряпичную народную куклу по традиционной технологии;
- приобщать к русским народным традициям через знакомство с куклами-закрутками;
- воспитывать любовь к народной культуре, почитание и уважение народных традиций;
- прививать навыки культуры труда и аккуратности;
- воспитывать бережное отношение к предметам своего труда.

Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. И мы должны стремиться к тому, чтобы подрастающее поколение знало традиции и обычаи русского народа, историю народной культуры, могло проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам. Источником такого наследия для наших детей может стать традиционная народная кукла, которая была незаслуженно забыта.
Тряпичные куклы произошли от ритуальных фигурок, связанных с почитанием женского божества, культами плодородия, предков и домашнего очага. Для набивания тряпичной куклы использовали золу, зерно, льняную кудель, тряпки. Устойчивые признаки тряпичных кукол передавались из поколения в поколение: простая конструкция, ярко выраженные женские признаки (грудь, длинная коса), безликость. Кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых сил. Важной деталью куклы была грудь – напоминание, о ее связи с культом плодородия и материнства. Кукла становилась оберегом. Мастера создавали куклы для своей семьи. Игрушки не только развлекали ребенка, но и приобщали его к повседневному крестьянскому труду.
Самостоятельно создавая игрушку, дети учились работать с разными инструментами, приобретая навыки и давая волю фантазии. Играя с самодельными куклами, девочки учились прясть, шить, вышивать. Кукол берегли, передавали по наследству. Благодаря тряпичной кукле ребенок с самых ранних лет усваивал значение женщины-матери, ее функцию даровать жизнь, вскармливать, воспитывать в строгой любви, передавать традиции. Образ куклы был реален и узнаваем. Он отражал типичные характеры, профессиональные интересы. Так воспитывалось уважение к образу жизни семьи, интерес к культуре. Кукла считалась лучшим подарком.
Само делание куклы несёт в себе целительское воздействие - помогает отдохнуть душой, почувствовать радость от рождающейся в ваших руках красоты. Наши прабабушки умели делать кукол, приносящих удачу в дом, утешающих малышей, изгоняющих болезни.
Делая традиционные куклы, мы погружаемся в таинственный мир наших предков, в женские тайны - тайны материнства. Оказывается, в этом незатейливом занятии можно открыть такие глубины, о которых и не подозреваешь, секреты, дошедшие до нас из глубины веков.

Оберег для счастливого материнства, представлен в виде куклы с младенцами.
Оберег в образе женщины с младенцем на руках считался очень сильным и всегда дарился с пожеланиями благополучия, мира в семье и в душе, спокойного, радостного и уверенного существования. Он символизировал женщину, которая вышла замуж и родила детей. А способность рожать была особенно значимой для наших предков. Радость быть матерью отражала, что у такой женщины все благополучно. Куклу творили, когда хотели или уже ждали появления малыша. Дарили её также на свадьбу с пожеланиями здоровых детей, на рождение новой семьи, особо почетным гостям, когда хотели показать уважение.
Эта кукла, дошедшая до наших дней из глубины веков – прекрасный образец народного искусства, воспитывающий и заставляющий думать.

Приготовим необходимые материалы и инструменты.


Для выполнения работы нам необходимо:
- грубая хлопчатобумажная ткань;
- кусочки разноцветной и цветной ткани;
- канва;
- кружево:
- нитки красные мулине;
- ножницы;
- синтепон;
- игла.
Делаем скрутку. Для этого берем кусочек хлопчатобумажной ткани размером 30/38, сгибаем ткань пополам.


Туго и ровно скручиваем столбик. Высота столбика будет = 15 см. Столбик обвязываем красными нитками по всей высоте.


Голову округлим немного синтепоном, обозначим нитками шею.


Берем квадрат хлопчатобумажной грубой ткани размером 20/20 см


Квадрат однотонной ткани накладываем на голову.


Закрепляем красной нитью по линии шеи.


Теперь делаем руки. Подвернуть уголок на 1-1,5 см.


Сложить края к середине.


На расстоянии 1см от края делаем ладошку куклы и перетягиваем ткань ниткой.


Нитки после обвязки отрезать не надо.


Перевязываем туго ниткой на месте талии куклы.


Будем делать юбку. Возьмем кусочек цветной ткани размером 12/30 и по верхнему срезу сделаем строчку и небольшую сборку.


Обматываем куколку лоскутиком-юбочкой лицевой стороной внутрь.


Перевязываем туго ниткой по линии талии.


Выворачиваем на лицевую сторону, расправляем.


Берем кусочек канвы, делаем из нее фартук, выдергивая нитки по краю.


Вышьем на фартуке простенький рисунок, но можно и не делать его.


Закрепляем фартук. Располагаем его посередине юбочки, лицевой стороной внутрь, перетягиваем по линии талии.