Традиционная одежда ногайцев в XIX-начале XX века. Традиционная одежда ногайцев Ногайская одежда

Урок 10. 7 класс кубановедение

Материальная культура кочевников. Жилища, одежда, тради­ционная кухня ногайцев.

Цель: познакомить с материальной культурой ногайцев.

Задачи:

Воспитательная: формировать чувство толерантности и сопричастности с другими народами.

Развивающая: навыки работы с учебником, составление конспекта и схем.

Образовательная: познакомить с жилищем, одежной и кухней ногайцев, и понять, что на складывание материальной культуры ногайцев влиял их кочевой образ жизни.

Оборудование: учебник, доска, схемы, компьютер, проектор , экран.

Новые термины: арба, байгуш.

Форма урока: урок – путешествие.

Ход урока.

Мы с вами отправимся в гости к нашим соседям: ногайцам, но в прошлое время. И познакомимся с их материальной культурой, а так же поймём, что повлияло на её формирование.

Жилище.

Вопросы учащимся : нам с вами уже известны некоторые особенности жилища ногайцев.

Что служило жилищем ногайцев? (юрты)

Где располагался очаг? (В центре юрты находился очаг)

Какая функция у очага? (обогрев и приготовление пищи)

Чем устилали пол и стены? (коврами богачи, а бедняки войлоком и циновками)

Учитель: Но ваши знания нужно расширить: юрта была двух типов: разборная и неразборная. Юрту обычно устанавливали жен­щины. Разборная кибитка ставилась на земле, а неразборная крепи­лась на двухколёсной арбе (ногайская кибитка). В такой кибитке размещались все члены семейства, не прерывавшие своих занятий во время перекочёвки. Здесь же находились предметы быта, а также куры и собаки.

Подобное жилище было хорошо для лета , но зимой оно плохо защищало от стужи и страшной степной вьюги. В это время в ки­битку, где с трудом помещалось семейство ногайца, загонялись те­лята, бараны, козы. Крупный скот, лошади и верблюды оставля­лись на произвол судьбы. Нередко гибли целые стада, и из богатого ногаец в одночасье превращался в байгуша (нищего).

Юрты устанавливали рядами. В каждом ряду жили выходцы из одной большой семьи.

Задание учащимся: итак с юртой мы познакомились, а теперь распределите нам места как гостям. Прочитайте учебник с. 46 п.1 Заполнить схему. (Места в юрте распределялись с учётом пола и возраста. На самой почётной - северной - стороне сидел глава семьи. Место женщин - всегда с восточной стороны. Место мужчин - с западной. Мужчины, входя в дом, не могли повесить спой колчан на женской стороне. Хозяйка, или старшая жена, должна была сидеть в правой части кибитки, то есть слева от мужа.)

Учитель: переход к оседлости привёл к строительству постоянных жи­лых домов. Первые сведения о таких домах относятся к середине XVI века. Жилища причерноморских ногайцев были сделаны из тонких стволов деревьев, обмазаны тиной, грязью и покрыты ка­мышом. Вместо стёкол в ранний период натягивали высушенный бычий пузырь. Преобладали дома с двумя комнатами и одной при­хожей. Большие семьи имели 3-4-комнатные дома. В прихожей обычно хранили кухонную утварь. Здесь же стояла печь с дымарём из обмазанного глиной хвороста.

Одежда. С жилищем познакомились, теперь одежда.

Национальный ногайский костюм, как и костюм лю­бого народа, складывался в течение многих веков. Он был xopoшo приспособлен как для кочевого, так и для оседлого образа жизни.

Задание: мальчики читают с. 46-47 и описывают мужской костюм , а девочки читают с. 47-48 и описывают женский.

Примерный ответ : одежда бедняка шилась из просто­го материала, без особой отделки. Верх­нюю одежду дополняла длинная бурка из тонкого войлока с широкими плеча­ми. Она защищала от дождя и снега, холода и жары. Зимой поверх лёгкой одежды наде­вали шубы. Шили их из волчьих, ли­сьих, беличьих, овечьих шкур, из ка­ракуля.

Важным атрибутом верхней муж­ской одежды являлся поясной ре­мень. Он был узким , с металлической пряжкой и ремёнными подвесками с гравированными чернью или золотом металлическими пластинками. На по­псе висел нож или кинжал в красных или чёрных сафьяновых ножнах. Наряду с ремнём пользовались кушаком.

Разнообразны были головные уборы. Изготовлялись они из меха, войлока или ткани. Ногайцы всех возрастов носили шапки из овчины. Летом - также войлочную шляпу с круглой тульей и широкими полями, украшенную по тулье шнурком. Мужчины, как правило, брили голову, носили бороды.

Мужскую одежду дополняли воинские доспехи и оружие. Ко­чевник был вооружён луком со стрелами, топором и копьём. Бога­тые; имели мечи. Первые ружья у ногайцев появились в середине XVII века.

Женский костюм долгое время был близок к мужскому ; затем стали появляться различия в крое, материалах, отделке. Основу костюма женщины, как и мужчины, составляли штаны и рубаха. На нательную рубаху женщины надевали верхнюю, которую носили вместо платья. На неё - кафтан. Ниже бёдер иолы кафтана расходились. Воротник был стоячий. Застёгивался кафтан при помо­щи петель. У богатых кафтаны украшались золотой вышивкой и галуном. Другой верхней одеждой было распашное платье , длинное, с облегающим лифом. На рукава (длинные, откидные) праздничных платьев пришивали подвески. Обязательным элементом праздничной одежды был узорчатый (у богатых - расшитый сере­бром) пояс. Головные уборы отличались разнообразием. Однако по­верх шапки женщины носили кисейные покрывала, оберегавшие лица от нескромных взглядов. В холодную погоду надевали чал­му - длинный кусок материи, туго обёртываемый вокруг головы.

Украшения были преимущественно серебряными, золотые встречались редко.

3. Кухня.

Употребляли ногайцы мясо - молочные блюда, мясо (говядину, баранину, конину) варили, вялили или коптили. Готовили бешбармак (мясо с лап­шой), кавардак (жареное мясо с луком), шашлык, колбасы, пель­мени, варили уху. Популярны были каши , различные виды сыров, пироги, яичница, инкал (род галушек). Из напитков употребля­лись ногайский чай с добавлением молока, сметаны, перца, соли, кумыс, айран, буза и др.

ЗАДАНИЕ: Составить меню гостями зачитать.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ Молодцы, а теперь ответьте на вопросы.

Жилище ногайцев? (юрта)

Как располагались места в юрте? (М – на Севере глава, все остальные на западе, Ж на Востоке. от мужа справа)

Когда появились дома у ногайцев? (в 16 веке)

Важный атрибут М одежды? (пояс и оружие)

В чём схожесть М и Ж костюма? (имеется кафтан и брюки)

Чем одежда богатого ногайца отличалась от одежды бедного? (шилась из простого материала без отделки)

Популярные в нашем обществе блюда? (шашлык, пельмени, айран).

НА ЭТОМ ПУТЕШЕСТВИЕ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ.

ВЫВОД УРОКА: как мы видим с вами, кочевой образ жизни наложил отпечаток на материальной культуре ногайцев: это и особое жилище и форма одежды и даже пища. НО именно всё это и является отличительной и особенной частью культуры ногайцев от других народов С.Кавказа.

Подведение итогов команд.

Д/З§8, составить рассказ «Я в гостях в ногайской семье».

В настоящее время на территории России проживает около 103 тысяч представителей национальности ногаец. Это ответвление тюркского народа, который исторически жил в Нижнем Поволжье, на Северном Кавказе, в Крыму, Северном Причерноморье. Всего, по приблизительным подсчетам, в мире осталось около 110 тысяч представителей этого народа. Помимо России, диаспоры обосновались в Румынии, Болгарии, Казахстане, Украине, Узбекистане и Турции.

Государство ногайцев

Изначальным государственным образованием представителей национальности ногаец была Ногайская Орда. Это последняя из кочевых держав, образовавшаяся в результате распада Золотой орды. Считается, что она оказала значительное влияние на все современные тюркские народы.

Данное государство фактически сформировалось в 40-х годах XV века в междуречье Урала и Волги. В начале XVII столетия распалось под внешним давлением и из-за междоусобных войн.

Основатель народа

Историки связывают появление народа ногайцы с золотоордынским темником Ногаем. Это был правитель самого западного улуса, который с 1270-х годов фактически отказался подчиняться ханам Сарая. Под от него в результате попали Сербия и Второй а также часть северо-восточных и все южные русские княжества. Именно от его имени берет свое название народ ногайцы. Золотоордынского беклярбека они считают своим основателем.

Административным центром Ногайской Орды стал город Сарайчик на реке Урал. Сейчас на этом месте исторический памятник, а рядом одноименное село на территории Атырауской области Казахстана.

Крымский период

Под влиянием калмыков, которые двигались с востока, в XVII веке ногайцы перекочевали на границу Крымского ханства. В 1728 году они поселились в северном Причерноморье, признав над собой юрисдикцию Османской империи.

Большое влияние они оказывали и на события, происходившие в то время на территории нашей страны. Отечественные военные и историки узнали название ногайцев в 1783 году, когда они подняли крупное восстание на Кубани. Это стало ответом на присоединение Крыма к Российской империи и насильственному переселению ногайцев на Урал по решению царских властей.

Ногайцы попытались взять Ейск, но русские пушки оказались для них серьезной преградой. 1 октября объединенные части Кубанского корпуса под командованием Суворова переправились через реку Кубань, напав на лагерь повстанцев. В решающем сражении русская армия одержала убедительную победу. По оценкам отечественных архивных источников, в результате погибли от 5 до 10 тысяч ногайских воинов. Современные общественные ногайские организации утверждают о десятках тысяч погибших, среди которых было много женщин и детей. Некоторые из них заявляют, что это был акт геноцида.

В результате этого восстания понесла значительные потери. Это сказалось на всем этносе, а их политическая самостоятельность после этого была окончательно утрачена.

По оценкам современных исследователей, до середины XIX века на территорию Османской империи перешли около 700 тысяч ногайцев.

В составе России

После сокрушительного поражения представители национальности ногайцев оказались в составе Российской империи. При этом они были вынуждены покинуть свои земли, так как считались политически неблагонадежным контингентом. В результате они рассеялись на Закубанью, по всему Северному Кавказу, вплоть до низовьев Волги и Прикаспийских степей. Такова на тот момент стала территория ногайцев.

С 1793 году ногайцы, которые поселились на Северном Кавказе, вошли в состав приставств, небольших административно-территориальных единиц, созданных для управления мусульманскими народами Кавказа. В действительности они существовали только формально, так как реальный надзор за ними осуществляли военное ведомство.

В 1805 году появилось специальное положение для управления ногайцев, которое разработал комитет министров Российской империи. С 1820-х годов большая часть ногайских орд вошла в состав Ставропольской губернии. Незадолго до этого в состав России вошло все Причерноморье. Остатки ногайских орд перешли на оседлый образ жизни, поселившись на Кубани и на севере Таврической губернии.

Примечательно, что ногайцы участвовало в Отечественной войне 1812 года в составе казачьей кавалерии Их дошел до Парижа.

Крымская война

Во время Крымской войны 1853-1856 гг. ногайцы, жившие в Мелитопольском уезде, помогали русским войскам. После поражения России представители этого народа вновь были обвинены в симпатии к Турции. Их кампания по выселению из России возобновилась. Часть влилась в состав крымских татар, основная масса ассимилировалась с турецким населением. К 1862 году практически все ногайцы, жившие в Мелитопольском уезде, эмигрировали в Турцию.

Ногайцы с Кубани проследовали по тому же маршруту после Кавказской войны.

Социальное расслоение

До 1917 года основным занятием ногайцев оставалось кочевое скотоводство. Они разводили овец, лошадей, крупный рогатый скот, верблюдов.

Основным районом их кочевания оставалась Ногайская степь. Это равнина в восточной части Северного Кавказа между реками Кума и Терек. Данный регион расположен на территориях современного Дагестана, Ставропольского края и Чечни.

С XVIII века начали вести кубанские ногайцы, которые занялись земледелием. Ко второй половине XIX столетия выращиванием сельскохозяйственных культур преимущественно занимались ногайцы Ачикулакского приставства.

Стоит отметить, что земледелие при этом у большинства носило прикладной характер, в основном, занимаясь скотоводством. При этом практически весь скот принадлежал султанам и мурзам. Составляя только 4 процента от всего населения ногайцев, они владели 99 % верблюдов, 70 % лошадей, почти половиной рогатого скота. В результате многие бедняки были вынуждены отправляться на заработки в близлежащие станицы на уборку хлеба и винограда.

На военную службу ногайцев не призывали, взамен в них взимался особый налог. Со временем они начинали все больше отходить от традиционного для них разведения верблюдов и овец, переключаясь на земледелие и рыболовство.

Современное расселение

Сегодня ногайцы преимущественно живут на территории семи субъектов Российской Федерации. Больше всего их в Дагестане - около сорока с половиной тысяч. Более 22 тысяч живет в Ставропольском крае, еще пятнадцать с половиной тысяч в республике Кабардино-Балкария.

Более тысячи ногайцев в России также было учтено в Чечне, Астраханской области, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономном округах.

В последние десятилетия достаточно крупные общины образовались в Москве и Санкт-Петербурге, численностью до нескольких сотен человек.

В истории ногайцев было немало переселений. Традиционно много представителей этого народа сегодня живет в Турции и Румынии. Там они преимущественно оказались в XVIII и XIX веках. Многие из них в то время переняли этническую идентичность тюркского населения, которое их там окружало. Но при этом большинство сохранили память о своем ногайском происхождении. При этом установить точную численность ногайцев, проживающих сегодня на территории Турции, не представляется возможным. Переписи населения, которые проводились с 1970 года, перестали собирать информацию о национальной принадлежности граждан.

В 2005 году было принято решение о создании национального ногайского района на территории Карачаево-Черкессии. К тому времени аналогичное образование уже существовало в Дагестане.

Язык

Язык ногайцев относится к тюркской группе алтайской семьи. За счет их широкого географического расселения в нем выделились четыре диалекта. В Чечне и Дагестане говорят на караногайском диалекте, в Ставропольском крае - на кумском или непосредственно ногайском, в Астраханской области - на карагашском, в Карачаево-Черкессии - на кубанском или акногайском.

По классификации и происхождению ногайским является степной диалект, который относится к диалекту крымско-татарского языка. Отдельные специалисты также относят к ногайским диалектам говоры алабугатских и юртовских татар, хотя не все придерживаются такого мнения.

Существует у этого народа и ногайский язык, созданный на основе караногайского диалекта.

С начала XVIII века до 1928 года письменность была основана на арабской графике. Затем десять лет в ее основе была латиница. С 1938-го официально используется кириллица.

Культура

Говоря о традиционной культуре и традициях ногайцев, все сразу вспоминают о занятии отгонным и кочевым животноводством. Примечательно, что, помимо верблюдов и лошадей, исторически ногайцы также занимались разведением гусей. От них они получали не только мясо, но также перья и пух, которые чрезвычайно высоко ценились при производстве одеял, подушек, перин.

Охотились коренные представители данного народа преимущественно с использованием ловчих птиц (соколов, беркутов, ястребов) и собак (борзых).

В качестве подсобного промысла развивалось растениеводство, рыболовство и пчеловодство.

Вероисповедание

Традиционная религия ногайцев - ислам Они относятся к одной из правых школ в суннитском исламе, основателем которой считается богослов VIII века Абу Ханифа с учениками.

Данная ветвь ислама отличается четкой иерархией при вынесении вердиктов. Если появляется необходимость выбора из нескольких существующих предписаний, приоритет отдается мнению большинства или самому убедительному аргументу.

Большинство современных мусульман являются последователями именно этого правого толка. Ханафитский мазхаб имел статус официальной религии в Османской империи и в империи Великих Моголов.

Костюм

По фото ногайцев можно составить представление об их национальном костюме. В его основе элементы одежды древних кочевников. Его черты складывались с VII века до нашей эры до времен гуннов и кыпчаков.

Хорошо известно ногайское орнаментальное искусство. Классические узоры - "древо жизни", Они восходят в образцам, впервые обнаруженным в курганах сарматского, сакского, золотоордынского периодов.

Ногайцы на протяжении большей части своей истории оставались степными воинами, так что редко спускались с лошади. Особенности их отражает их одежда. Это сапоги с высокими голенищами, штаны широкого покроя, в которых было удобно ездить верхом, головные уборы обязательно учитывали особенности времени года.

К традиционной одежде ногайцев также относятся башлык и бешмет (кафтан со стоячим воротником), а также овчинные тулупы и шаровары.

Женский костюм по покрою похож на мужской. Его основу составляет платье-рубаха, шапочки из ткани или меха, шубы, косынки, платки, шерстяная обувь, различные виды украшений и поясов.

Жилище

В обычаях ногайцев было селиться в юртах. Их саманные дома, как правило, состояли из нескольких комнат, расположенных в ряд.

В частности, такие жилища получили широкое распространение у их соседей в районах Северного Кавказа. Исследования подтвердили, что ногайцы самостоятельно создали такой тип жилья.

Кухня

Система питания ногайцев построена на балансе мяса и продуктов молочного животноводства. Они применялись в разных формах переработки, способах приготовления. Дополнялась продуктами охоты, земледелия, собирательства и рыболовства.

Национальный характер блюд зародился в недрах всевозможных империй Евразии, а обусловлен исторически сложившимися культурно-хозяйственным укладом, традициями, образом жизни.

В их рационе распространено вареное мясо, часто готовили кашу талкан из жареного просо, перемолотого в муку. Ее употребляли в пище вместе с молоком. Из перемолотой кукурузы и пшеницы варили суп, а из кукурузной муки готовили каши.

Значительное место в рационе занимали всевозможные супы с разными заправками - лапшой, рисом. Любимым блюдом ногайцев считался хинкали. Его готовили из пресного теста, нарезанного в форме небольших квадратиков и ромбиков, их варили в мясном бульоне. При приготовлении данного блюда преимущество отдавали баранине.

Из напитков у них были пять видов чая, из молока кобыл традиционно готовили кумыс, который славился своими целительными свойствами. Из кобыльего молока готовили водку, еще одним алкогольным напитком была буза, которую варили из просяной муки.

14 сентября 2017 года старший научный сотрудник Литературного музея М. Ю. Лермонтова с.Парабоч Лариса Даудова провела «Музейный урок » для учащихся 9 класса МБОУ «Воскресеновская СОШ » из цикла занятий «Традиции национальной женской одежды народов России » на тему: «Традиции женской одежды ногайцев ». Цели: сохранение и развитие самобытной культуры ногайского народа. Задачи: популяризация традиций национальной женской одежды ногайцев».

Ногайская одежда – богатое историческое и этнокультурное наследие народа. Отличаясь неповторимой самобытностью и красотой, она даёт представление о многовековом историческом развитии, кочевых традициях и культурных связях ногайцев. География расселения народа от Иртыша до Дуная стала причиной бытования различных региональных особенностей в женской одежде. Различия стали проявляться со времени распада Золотой Орды, когда ногайцы оказались разбросанными на территории нескольких государств: (Крымского, Астраханского, Казахского, Сибирского ханств, Ногайской Орды). Эти различия особенно усилились во второй половине Х1Х в. Контакты между разными частями народа ещё более ослабели, и некоторые группы ногайцев попали под культурное влияние народов Северного Кавказа.

Наиболее самобытным является женский костюм ногайцев северо-западного Прикаспия. Национальный костюм ногайцев складывался в течение многих веков. Он характеризовался чертами, типичными как для кочевого, так и для оседлого образа жизни народа. Одежду у ногайцев шили вручную женщины. Богатые женщины украшали одежду дорогими вышивками, носили золотые, серебряные украшения. Бедняки носили одежду из грубого сукна и дешёвых тканей. Женский костюм по покрою аналогичен мужскому. Штаны по своему покрою были близки мужским. Они доходили до щиколоток, где суживались. Поверх штанов носили рубаху. На нательную рубаху надевали короткий шелковый кафтан. Его шили в талию, и он плотно облегал фигуру. Чтобы было удобно работать, часто шили без рукавов. Принадлежностью верхней одежды был передник, который хозяйка надевала для домашней работы. Непременным элементом женского костюма является головной убор. Традиционные женские головные уборы разнообразны: девичий головной убор состоял из шапочки плотной ткани на подкладке с мехом. К свадьбе невеста надевала накидку в форме косынки, которая была нашита бисером и монетами. Изменение социального статуса девушки после свадьбы отражалось в одежде: молодая женщина начинала носить белый платок.

Основным материалом для изготовления женской обуви служили кожа и шерсть. Из войлока делали узорные чулки. Они были рабочими и праздничными. Летом носили различные чувяки. Существовала обувь типа башмак: красные или чёрные башмаки, которые надевали на сапоги. Для женского костюма существовали различные украшения, подвешивающиеся или пришивающиеся на спину, пояс украшали круглыми серебряными бляшками. Наравне с ним носили шейные украшения из серебра, монет и жетонов.

Традиционный костюм любого народа является важнейшим источником сведений о его происхождении и культурных связях. Формы костюма менялись веками. В социальном и культурном развитии ногайского и других народов России произошли коренные изменения. Наметилось неуклонное вытеснение ногайского костюма из повседневного быта одеждой европейского покроя.

В настоящее время Шелковском муниципальном районе проживают 3650 ногайцев, в основном в сёлах Сары-Су и Воскресеновском. Для исторического сохранения ногайской этнокультуры в районе функционирует ногайский фольклорный Центр, успешно развивается художественная самодеятельность.

Мероприятие прошло с презентацией слайдов и демонстрацией личного костюма учащейся Тенгисбаевой Регины.

9 сентября в отделе общего читального зала состоялось литературно- игровое путешествие по культурам народов России: «Единство разных».
13.09.2017 Национальная Библиотека ЧР ДАГЕСТАН. Сегодня, 28 июня, в Большом зале Русского театра состоялась встреча с руководителями творческих коллективов – участников межрегионального фестиваля «Кавказ – единая семья» из Ставропольского края,
30.06.2019 ИА Чеченинфо

Немаловажную роль в изготовлении материалов для одежды, обуви и головных уборов играло валяльное производство. В этом деле славились ногайские мастерицы. Вообще, изделия их шерстив ногайском костюме играли важную роль. Еще Рубрук в 13 веке описывал одежду монголо-татар, отмечая, что они издерживают много шерсти Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. - М., 1947 г. - стр. 99. На войлочные изделия использовались разного качества, в зависимости от их назначения. "Техника изготовления войлока для одежды в основном была та же, что у соседних народов Северного Кавказа. Однако войлочные производство ногайцев имело и свои особенности" Гаджиева С.Ш. Материальная культура ногайцев в 19-нач. 20 вв. М., 1979., стр. 89 (рис.4).

Ногайцы сначала очищали, мыли, перебирали и пропускали шерсть через гребень, Затем ровным слоем раскладывали ее на циновке, придавая слою определенную форму, толщину и величину в зависимости от изготовленного предмета. Для бурки, например, на большой циновке расстилали шерсть в форме трапеции. Затем шерсть обрызгивали кипятком, свернув вместе с циновкой в трубу. Перевязав трубку веревкой и сделав три воздушные петли, били трубку о землю 3-40минут. Затем войлок разворачивали, сбрызгивали еще раз кипятком и, и снова свернули в трубку, но уже без циновки, основательно валяли.

После этого применялся еще такой прием: 4 женщины, две с одной стороны и две с другой, садились друг против друга и каждая пара по очереди отталкивала от себя ногами свернутый в трубку войлок. Этот процесс продолжался часа 1, 5 - 2. Затем войлок еще раз разворачивали и, сложив вдвое, опять катали. При этом одна женщина садилась на одном конце циновки, а другая - на другом. Они по очереди тянули войлок с себе в длину, вдвоем свертывали в трубку, перевязывали по середине веревкой и, поставив вертикально, сверху обливали 3-5 ведрами воды. В заключении войлок сушили в тени.

Одежда

Национальный костюм ногайцев складывался в течение многих веков. Он характеризовался чертами типичными как для кочевого, так и для оседлого образа жизни народа.

"Материал для одежды ввозили или изготавливали сами. В пору расцвета Ногайской Орды, ногайцы получали из Москвы сукно, "платья всякие", холсты. Через существующий в Бухаре ногайский караван-сарай поступали китайский, индийский шелка и другие ткани" Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А.и. Ногайцы - Черкесск, 1988 г. - стр. 120. Импортные ткани, товары были доступны лишь богатым, а бедняки обходились тканями домашнего производства. В 19 веке к ногайцам все больше стали проникать фабричные ткани, одежда, обувь из России.

Одежду у ногайцев шили вручную женщины. Богатые женщины украшали одежду дорогими вышивками, носили золотые, серебряные украшения. Бедняки носили одежду из грубого сукна и дешевых тканей.

Мужчины одевали нательную рубаху, которая доходила до колен и заправлялась шаровары. Шли ее ситца или бязи. Штаны заправлялись в сапоги. Они были широкие, удобные для езды на лошади. Поясом служил шнурок. Он был узким с металлической пряжкой и ременными подвесками с гравированными чернью или золотом металлическими пластинами. На поясе висел нож или кинжал в сафяновых ножнах. На рубаху ногайцы надевали куртку-безрукавку. Существовал и кафтан без подкладки. Богатые ногайцы носили бешмет. Принадлежность легкого верхнего до колен. В 19 веке с ростом товарно-денежных отношений появились рубахи-косоворотки, пиджаки, брюки. Верхнюю мужскую одежду дополняла длинная бурка из тонкого войлока с широкими плехами. Зимой поверх легкой одежды надевали шубу из разных шкур. Разнообразными были и головные уборы. Общей для всех возрастных групп являлась зимняя шапка. "У причерноморских ногайцев было 3 головных убора: для сна, обрядная шапка и шапка-ушанка. Носили также баранью шапку с верхом" Там же - стр. 124. В дождливую и снежную ногайцы надевали башлык. Его шили в виде капюшона с острым верхом и двумя длинными "крыльями". Разнообразной была и мужская обувь. Самой распространенной были "ыдырык". Они шились из кожи крупного рогатого скота. Носили также баъпишь с чулками (мыес). В ходу были также красные или черные сапоги с загнутыми носом. Из войлока изготовляли "уюкъ" и "шорап". Мужскую одежду дополняло оружие (савыт) и воинские доспехи.

Женский костюм по покрою аналогичен мужскому. Штаны по своему покрою были близки мужским. Они доходили до щиколоток, где суживались. Поверх штанов носили рубаху. На нательную рубаху надевали короткий шелковый кафтан, который плотно облегал фигуру. Зимой носили меховые шубы. Принадлежностью верхней женской одежды был передник. Женщины никогда не ходили с открытой головой. Традиционные женские головные уборы были разнообразны. Иногда женщины надевали чалму. Девичий головной убор подразделялся на уборы "такъыя", "кундыз боърк" и "ока боърк". После свадьбы в знак замужества девушка надевала белый платок (тастар). Во время свадьбы на тастар надевали "келиншек сылауш". Это была накидка в форме косынки с опускающимся концом. Спереди на нее нашивали кораллы (маржан), бисер (ынжы), монеты (акъша). На висках свисали серебряные подвески, кисточки. Основным материалом для изготовления женской обуви служили шерсть и кожа. Из войлока делали узорные чулки (уюкъ). Из сафьяна шили сапоги с прямым или концом. Так же носили на каблуках со звонками (конъырав) (рис.5).

Большое внимание уделялось украшения. Они в большинстве были серебряные. Нагрудные украшения (тастуъйме) состояли из 8-20 парных застежек пришитых параллельно. Так же пользовались поясом "кемар". Украшение являлись обычные бусы, кольца, браслеты (блезик), головные украшения (Рис.6).