Определение лицевой и изнаночной стороны ткани таблица. Лицевая и изнаночная сторона ткани

Натуральные волокна

Хлопок (CO).

Хлопковое волокно получают из коробочек хлопчатника. Качество зависит от длины волокна – чем оно длиннее, тем хлопок лучше и дороже.

Свойства. Хлопковое волокно очень прочное, удобное в носке и теплостойкое. Отличается прекрасной гигроскопичностью, поглощает много влаги (20 — 65% от собственного веса) и при этом не кажется влажным. В процессе мерсеризации (обработки раствором едкого натра при одновременном растяжении волокна) хлопчатобумажные волокна приобретают мягкий блеск, усиливаются их прочность на разрыв и впитывающая способность.

Мерсеризированный хлопок по сравнению с обычным — более прочный, лучше красится и слегка блестит. Ткань из хлопка почти не греет, поэтому прекрасно подходит для жаркой погоды. Теплозащитные свойства можно усилить в результате процесса ворсования. Хлопчатобумажная ткань сильно мнется и при стирке садится. Особая обработка — аппретирование или облагораживание — делает хлопок несминаемым и безусадочным.

Хлопковое волокно очень стойкое как в носке, так и при глажении, оно не вытягивается, не вызывает аллергии, поглощает влагу.

Требования по уходу. Белье, которое разрешается кипятить, можно стирать в стиральной машине при температуре 95°С, цветное белье — при 40°С. Белый хлопок лучше стирать универсальным стиральным порошком, а цветные вещи — порошком для тонких тканей. Махровые полотенца и нижнее белье при сушке в машине становятся очень мягкими даже без добавления смягчающих средств при полоскании.

Однако сушка хлопчатобумажной ткани машинным способом может вызвать сильную усадку, поэтому прибегать к ней следует только при наличии разрешающего символа. Глажение изделий из аппретированной хлопчатобумажной ткани производят в режиме «шерсть». В других случаях изделия из хлопка можно гладить в режиме «хлопок», причем лучше всего при небольшом увлажнении.

Другие волокна растительного происхождения применяются для производства нижнего белья крайне редко.

Из стеблей данного растения получают льняные волокна, из которых прядут пряжу для льняного полотна.

Свойства. Льняное полотно имеет очень гладкую поверхность с матовым блеском, мало загрязняется и почти не осыпается. Лен легко впитывает, сохраняет и быстро отдает влагу (до 23%). Благодаря гигроскопичности одежда изо льна положительно влияет на естественную терморегуляцию тела и прекрасно подходит для лета и тропиков. Льняное полотно — очень прочный материал, а во влажном состоянии оно еще прочнее, чем в сухом. Наличие в его составе растительного клея делает полотно тверже и жестче, чем в хлопчатобумажных тканях.
Лен — мнущийся материал, однако мнется он пластично.

Требования по уходу. Льняное полотно хорошо переносит кипячение. Но в зависимости от вида отделки его лучше стирать при более низкой температуре: цветное полотно — при 60°С, аппретированное — при 40°С, в машине при щадящем режиме. Белое или отбеленное льняное полотно стирают с применением универсального порошка, небеленый и цветной лен — с порошками для деликатных тканей. В сомнительных случаях изделие лучше отдать в химическую чистку. При сушке в машине льняное изделие может дать сильную усадку. При глажении допускается очень высокий нагрев утюга, при этом ткань всегда следует увлажнять.

Конопля (HA).

Волокна из конопли начали использоваться дизайнерами для изготовления тканей для одежды лишь недавно. Сначала из стебля выделяют клейкие вещества и пектин и отделяют волокна. Затем волокна обрабатывают снова и из них получают пряжу и материал. Волокна конопли желто-коричневые или коричневые, и их трудно отбеливать, однако они могут быть выкрашены в яркие или темные цвета. Внешне и на ощупь конопляный материал очень похож на лен, но отталкивает воду лучше, чем любая другая ткань. Он обладает низкими эластичными свойствами, на тепловую обработку и солнечный свет реагирует так же, как хлопок, легко сминается, и его не стоит сильно заглаживать или сминать, поскольку это отрицательно сказывается на состоянии нити. Лучшее конопляное волокно для текстильной промышленности производится в Италии.

Это китайская крапива. Волокно по своим характеристикам очень похоже на лен. Производится из Boehmeria nivea (куста, произрастающего в Юго-Восточной Азии, Китае, Японии, Южной Европе). Цвет — белый, нить очень блестящая, как шелк. Волокна рами очень длинные, плохо тянутся, но имеют прекрасные характеристики по износостойкости — в два раза выше льна и в пять раз выше хлопка. Материал хорошо красится, при этом не теряет свой великолепный шелковый блеск. Прекрасно впитывает влагу и быстро сохнет, устойчив к бактериям и плесневым грибам. Рами используется в смеси с шерстью, с шелковыми волокнами или как заменитель льна. Это недорогое, но очень практичное и красивое натуральное волокно. Однако оно несколько грубее льна, к тому же обладает низкой эластичностью.

Шерсть овечья.

Главным «поставщиком» шерстяных волокон является овца. Кроме нее тонкую шерсть дают и другие животные — козы кашмирской и ангорской породы, ангорские кролики, ламы, альпаки и верблюды.

Применяемые производителями шерстяных тканей обозначения «Reine Wolle» (очищенная шерсть) или просто «Wolle» говорят о шерсти низкого качества или регенерированной шерсти, которую изготавливают из шерстяного вторсырья. Обозначение «Schurwolle» (стриженая шерсть) применяется лишь в том случае, если шерсть получена от стрижки здоровых живых животных и содержит не более 7% посторонних волокон. Reine Schurwolle (очищенная стриженая шерсть) содержит не более 0,3% примесей. Производители только такой шерсти вправе использовать символ, свидетельствующий о том, что она соответствует международным стандартам качества (Woolmark).

Свойства. Шерстяные ткани мало загрязняются и почти не мнутся. Нередко шерстяной одежде достаточно немного повисеть во влажном помещении, чтобы разгладились замятины и выветрились запахи пота, еды и дыма. Поверхность шерстяной ткани отталкивает капельки воды, но впитывает до 40% влаги в виде пара. Сохнет шерсть медленно. Однако хорошо сохраняет тепло и обладает свойством сваливаться, что усиливает ее теплоизоляционные свойства и делает ветронепроницаемой.

Требования по уходу. Шерсть стирают в основном вручную с применением стиральных порошков для деликатных или шерстяных тканей. Температура воды при стирке не должна превышать 30°С. Стирку следует производить в большом количестве воды. Шерсть не любит долгого замачивания. Шерстяные изделия ни в коем случае не трут и не выкручивают. Их не выжимают, а осторожно закатывают в махровое полотенце, затем не подвешивают, а раскладывают для сушки. Ни в коем случае нельзя сушить шерстяную одежду в машине, на солнце или на отопительных приборах. Пиджаки, брюки, юбки и т. п. лучше отдавать в химическую чистку. Гладить шерстяные изделия необходимо в режиме «шерсть», с паром или через влажную ткань.

Lambswolle / WO

Шерсть от самой первой стрижки молодого шестимесячного ягненка. Шерстяные волоски еще не округлились и не огрубели, они очень тоненькие, заостренные и короткие. Шерсть не прочна на разрыв, но младенчески нежна и мягка, ласкает кожу. Используется в производстве толстых трикотажных изделий.

Шерсть овцы-мериноса. Овцы лучших мериносовых пород разводятся в Австралии и Новой Зеландии. Это элитная порода овец. Гладкость пряжи и ткани из мериносовой шерсти обусловлена длиной, равномерностью, шелковистостью волосков шерсти. Эта шерсть не колется, она тонкая и мягкая, часто используется для нижнего белья и тонкого летнего трикотажа. Является идеальной для детских вещей, так не раздражает кожу. В нее редко добавляют другие виды волокон, и то лишь для того, чтобы сделать дешевле. Шерсть мериносовой овцы дороже шерсти обыкновенной овцы.

Альпака / WP

С точки зрения зоологии альпака относится к отряду Lama Genus, подразделяемому на три ветви: лама, гуанако и альпака. Отдельной, четвертой, ветвью является викунья. Совместно эти животные образуют семью южноамериканских верблюдов.

Живут альпака на высокогорных плато Южной Америки на высоте 4 — 5 тыс. м в экстремальных климатических условиях. Там очень сильное солнечное излучение, дуют холодные ветра и наблюдаются резкие перепады температур: от –20°С в ночное время до +15–18°С днем. Чтобы выжить в подобных условиях, альпака должны обладать особой шерстью: легкой, тонкой, мягкой и при этом настолько плотной, чтобы не пропускать воду. Особенно ценной является шерсть альпака сури, считающихся высокопородными животными. Шерсть у сури ниспадает по бокам, как грива. Она более длинная, блестящая и прямая, чем у других альпака, поэтому и ценится так высоко. Однако сури непригодны для разведения в животноводческих хозяйствах, поэтому их доля в общем объеме заготовок шерсти альпака составляет всего 15%.

Стрижку альпака переживают раз в два года. При этом их никогда не стригут, как овец, «догола», ведь при полном отсутствии волосяного покрова животные в таких суровых климатических условиях просто замерзнут. Поэтому и сбор шерсти за одну стрижку не столь высок: с одного животного состригают максимально 3,5 кг шерсти, а с сури — даже на полкилограмма меньше. Эта от природы меланжированная шерсть сортируется исключительно вручную. Тонкая, мягкая, она имеет изящный блеск. Обработанная шерсть альпака хранится долго, не теряя своих природных качеств и достоинств, и используется лишь в высококачественных дорогостоящих материалах. Пальто и верхняя одежда из альпака не подвергаются воздействию влаги, дарят уютное тепло и легкость. Из-за того, что отдельные волокна шерсти длинные, шерсть альпака не сваливается и практически не образует катышков. Подобная шелку мягкость шерсти альпака не только благородна, но и проста в уходе. Достаточно слегка провести по ней щеткой и немного подержать ее на свежем воздухе, и она опять будет как новая. Изделия из шерсти альпака можно сдавать в химчистку.

Шерсть южноамериканской полудикой или частично одомашненной ламы. Стрижка производится каждые два года и приносит 2 — 3 кг сырца от животного. Шерсть ламы часто применяется в дорогостоящей верхней одежде. Характерные особенности: отлично сохраняет тепло, легкость, мягкость и пушистость, имеет богатую цветовую гамму. Пряжа из этой шерсти плотная, поэтому на изделии не образуются катышки.

Верблюжья шерсть (WK)

Верблюды имеют плотный волосяной покров, надежно защищающий их от сурового климата и резких перепадов температур. Верблюжью шерсть не стригут. Она собирается при линьке ранним летом. От одного животного в год можно получить до 5 кг шерсти. Лучшую шерсть тайлак вычесывают с гулевых нерабочих верблюдов, потому что она самая тонкая. Верблюжья шерсть снимает статическое электричество и не электризуется. Она практически не отбеливается и поэтому бывает естественного цвета, темного либо черного. Молодой верблюжонок до одного года — белого цвета.

Кашмир (WS)

Это волокно получают из подшерстка кашмирской козы, родина которой — Монголия, Афганистан, Гималаи. Живут кашмирские козы в горах на высоте 5000 м и имеют чудесную плотную шерсть. Их не стригут, а выбирают пух из остевых и покровных волос во время смены волосяного покрова. Выход пуха, очищенного от остей, очень мал — от 100 до 200 грамм в год на одно животное. Высококачественный кашмирский пух — один из самых дорогих натуральных материалов. Кашемир может быть белого, серого, коричневого и черного натуральных цветов. Для того чтобы перекрасить шерсть, сначала вытравливают первоначальный цвет, что приводит к ухудшению качества: шерсть становится более жесткой и теряет эластичность. Пряжа из кашмирской козы очень легкая, теплая и мягкая, но слишком восприимчива к трению и образованию катышков, поэтому кашемир, как правило, смешивают с шерстяными волокнами в разных пропорциях. Трикотаж с содержанием кашемира подлежит ручной стирке щадящими средствами при температуре не более 30°С. Отжимать и выкручивать его нельзя.

Ангора (WA)

Эта шерсть ангорского кролика. Вычес пуха производится два раза в год. Высококлассное качество имеет шерстяной волос длиной от 6 до 10 см. Более короткие волоски очень трудно удержать в нити при прядении и скручивании. Именно эта не очень качественная шерсть выпадает или «вылезает» из дешевых шерстяных изделий. Современные, гибридно выведенные в Германии ангорские кролики имеют длинный ворс с изумительным блеском и высоким коэффициентом теплосохранения. Этих животных стригут пять раз в год и получают 900 — 1000 грамм высокосортной шерсти от каждой стрижки. Несмотря на тонкость, волоски ангоры очень прочны. Ангорская шерсть чаще всего используется в сочетании с другими сортами шерсти и синтетическими волокнами в вязаных изделиях. Новые технологии ткачества предоставили возможность использовать ангорскую шерсть в современных тканых материалах. В чистом виде она практически не используется. Во-первых, потому, что достаточно дорога, во-вторых, потому, что совершенно не эластична. Однако ангора просто идеальна в смеске с овечьей или мериносовой шерстью, акрилом. Она придает изделиям тепло, мягкость и живую ворсистость.

Мохер (WM)

Эту пряжу получают из шерсти ангорской козы. Прямые волокна, при длине единичного волокна 120 — 300 мм, почти не скатываются. Изделия из тканей, в состав которых входит мохеровая шерсть, имеют своеобразную гладкость и благородный блеск и шелковистость. Мохер — отличный регулятор тепла. Ткани, содержащие высокий процент качественного мохера, очень ноские, но требуют особого ухода и трудно шьются. Kid–Mohair — это шерсть молодого ангорского козленка, особо нежный и струящийся, как шелк, волос. Мохеровая шерсть достаточно дорога, и ее чаще всего прядут с шерстяной или искусственной нитью. Мохер хорошо окрашивается, легко очищается от грязи. Стирают его очень аккуратно, чтобы не потерять «пушистости».

Натуральное шелковое волокно получают из коконов тутового шелкопряда, то есть гусениц, которые встречаются в природе или специально разводятся человеком. Самым высококачественным сортом шелка считается крученый шелк из длинных нитей, добываемых из центра кокона. Длина такой нити может достигать даже одного километра.

Свойства. Одежду из шелка приятно носить в любую погоду. Она греет в холод и дает прохладу в жару. Любая шелковая ткань впитывает влагу в количестве, равном почти половине собственного веса, и при этом на ощупь не кажется влажной. Шелк быстро испаряет влагу с поверхности кожи. Однако пот может стать причиной появления несмываемых пятен, которые делают шелк ломким. В зависимости от качества, вида переплетения волокон и отделки шелковые ткани бывают очень легкими и мягкими или тяжелыми и жесткими. Соответственно, мнутся в большей или меньшей степени. Недостатком является их низкая светостойкость.

Требования по уходу. Шелковую одежду рекомендуется отдавать в химчистку. Она обязательна для изделий из тафты, шелковой парчи, шифона, органзы, шелкового сатина и жоржета. Набивные и темные шелковые ткани тоже лучше отдавать в чистку, так как шелк при стирке сильно линяет. Стирают его вручную, при 30°С мягким стиральным порошком. Не следует тереть шелковую ткань руками, выжимать или выкручивать. Сначала шелк нужно хорошо прополоскать в теплой, затем в холодной воде. В конце полоскания в воду можно добавить немного уксуса — это освежает цвет. Шелк нельзя сушить машинным способом, а также на солнце или около отопительных приборов. Влажные шелковые изделия следует осторожно завернуть в ткань и слегка отжать воду. Гладят шелк умеренно нагретым утюгом в режиме «шелк» с изнаночной стороны, в немного влажном виде. При утюжке ткань нельзя сбрызгивать: от этого на ней могут появиться пятна.

Химические волокна

Искусственные целлюлозные волокна

Вискозные волокна (VI).

Вискоза является самым натуральным из всех химических волокон. Ее получают в процессе регенерации целлюлозы из древесины хвойных пород (ель, сосна) посредством реакции с натриевой щелочью и сероуглеродом. Целлюлоза растворяется в воде и образует вязкую массу. Пропущенные через мелкие отверстия струйки вискозы при затвердевании становятся вискозными волокнами. Таким образом, вискоза представляет собой натуральную целлюлозу без посторонних примесей. Современные сложные химические процессы дают огромный ассортимент различных по своим основным качествам вискозных волокон. В зависимости от назначения они изготавливаются с блестящей или матовой поверхностью. Вискозной ткани можно придать вид шелка, хлопка или шерсти, изменяя блеск, толщину волокон или «завивая» их. Например, утолщения и узелки на волокнах способны придать ей вид льна. Вискоза мягкая, с шелковистым блеском, хорошо впитывает влагу. Используется в смеси с другими материалами, чаще всего с эластаном. Он придает полотнам из вискозных волокон эластичность, и они не так мнутся. Изделия из вискозы легко стираются, но с ними нужно обращаться бережно.

Свойства. Вискозные волокна впитывает влагу лучше, чем хлопок, однако они менее прочные во влажном состоянии и не такие ноские. По своим физико-химическим свойствам вискозные волокна повторяют натуральные материалы (хлопок, шерсть), а по блеску и гладкости соперничают с шелком.

Требования по уходу. Вискозу рекомендуется стирать вручную или в машине в щадящем режиме при 30 — 40°С стиральным порошком для деликатных тканей. Вискозные ткани нельзя тереть, выкручивать или отжимать в центрифуге, их можно подвесить для сушки совершенно мокрыми или, закатав в простыню, осторожно отжать. Их также запрещено сушить в машине. Гладят вискозу утюгом в режиме «шелк» во влажном состоянии или через влажную ткань. Изделия из вискозной ткани можно отдать в химическую чистку.

Модал (MD).

Это волокно, преобразованное из целлюлозы бука. Считается более современной разновидностью вискозы.

Свойства модала. Изделия из модала приятные, шелковистые на ощупь, хорошо впитывают влагу, «дышат», не садятся при стирке, сохраняют форму, имеют мягкий блеск, долго сохраняют интенсивность красок, не вызывают аллергии. По физико-химическим свойствам модал можно сравнить с хлопком. Изделия из него более прочные, чем из вискозы. Он используется в высококачественных и дорогих коллекциях. В смеси с хлопком придает ткани тонкий блеск и элегантный вид. Смесь хлопка с модалом заменяет процесс мерсеризирования хлопка.

Требования по уходу. При стирке желательно выворачивать изделие наизнанку и избегать использования отбеливающих средств, так как они вызывают скатывание материала.

Лиоцелл (LYOCELL, TENCEL).

Это волокно из целлюлозы эвкалиптовых деревьев. Вискоза нового поколения. При носке дает ощущение хлопчатобумажной ткани.

Свойства. Лиоцелл — шелковистое и мягкое волокно, в мокром виде оно в три раза крепче, чем вискоза; не скатывается, хорошо прокрашивается, имеет мягкий блеск, дышит и хорошо впитывает влагу. В производстве лиоцелл используется в разных составах, например лиоцелл с эластаном, лиоцелл с модалом и эластаном. Поверхность тканей из тенцела или лиоцелла напоминает плотный мокрый шелк и имеет пепельный оттенок.

Требования по уходу. Стирать при 40°С, гладить желательно с изнаночной стороны.

Купра (CUP).

Купра-нити изготавливаются из хлопковой целлюлозы. Она растворяется медной солью и аммиаком (от лат. cuprum copper — медь), затем из этой массы прядут бесконечные нити c матовым блеском, которые очень напоминают натуральный шелк. Волокно очень тонкое и гладкое. Это самое благородное, качественное и дорогое волокно на основе целлюлозы. Процесс производства является экологически грязным и отличается значительным расходом дорогостоящей меди.

Свойства. Купра-ткани ведут себя, как шелковые: хорошо поглощают влагу, прекрасно дышат, приятны в жару и согревают в холод. Драпируются красивыми волнами, что делает их незаменимыми для элегантных платьев и блузок.

Требования по уходу. Для купра-тканей рекомендуется машинная стирка в щадящем режиме при температуре 30 — 40°С или ручная стирка средствами для деликатных тканей. Их нельзя тереть, выкручивать или сильно полоскать, сушить в машине. Гладят ткань после полного высыхания с изнаночной стороны в режиме «шелк».

Ацетат (AС) и триацетат (TA).

В отличие от вискозы ацетатные и триацетатные волокна состоят не из чистой целлюлозы, а из ацетил-целлюлозы (отходов целлюлозы).

Свойства. Ткани из ацетатного и триацетатного шелка имеют слегка блестящую поверхность и внешне очень похожи на натуральный шелк. Они прекрасно сохраняют форму и почти не мнутся. Ацетатный шелк плохо поглощает влагу (всего 6% от собственного веса), но быстро сохнет. Он плохо переносит высокие температуры (при 210°С плавится) и растворяется в ацетоне. Триацетатный шелк поглощает еще меньше влаги, чем ацетатный, но обладает большей теплостойкостью (температура плавления около 300°С) и хорошо сохраняет форму при плиссировке.

Триацетатный шелк переносит обычную машинную стирку при температуре до 70°С и утюжку в режиме «шелк / шерсть». В остальном с изделиями из триацетатного обращаются так же, как из ацетатного шелка. Вискоза, смешанная с ацетатом, используется в качестве подкладки. Требования по уходу. Для ацетатного шелка рекомендуется ручная или машинная стирка при 30°С в режиме для деликатных тканей. Возможна химическая чистка. Одежду из ацетатного шелка ни в коем случае нельзя сушить в машине, для сушки ее подвешивают. Ацетатный шелк быстро сохнет и не нуждается в утюжке. Если вы все же пожелаете его подгладить, делайте это с изнаночной стороны едва теплым утюгом. Триацетатный шелк переносит обычную машинную стирку при температуре до 70°С и утюжку в режиме «шелк / шерсть». В остальном с изделиями из триацетатного обращаются так же, как с изделиями из ацетатного шелка.

Это волокно появилось на российском рынке совсем недавно. Между тем на Востоке оно распространено не меньше хлопка. Однако своими свойствами во многом превосходит его.

Бамбук — самое быстрорастущее растение в мире: оно может увеличиваться в высоту до 22 м за месяц. Его разведение не требует применения удобрений и пестицидов, поэтому бамбуковое волокно является экологически чистым материалом. Процесс производства этого волокна (путем использования пара и кипячения) не наносит ущерба окружающей среде. В отличие от заготовки древесины вырубка бамбука не повреждает верхний слой почвы и не уничтожает само растение, поэтому оно быстро восстанавливается, не накапливая загрязнений в стволах.

Бамбуковое волокно обладает натуральным блеском, мягче хлопка и на ощупь напоминает шелк. Ткань из бамбуковых волокон не вызывает раздражения, обладает натуральными антимикробными и дезодорирующими свойствами, содержит антимикробный компонент bamboo kun, предотвращающий размножение бактерий. Экспериментально установлено, что более 70% бактерий, имеющихся на бамбуковом волокне, погибают.

Белье из бамбукового волокна очень комфортно благодаря необыкновенно пористой структуре. Влага с поверхности кожи мгновенно поглощается тканью и испаряется. Это свойство бамбукового полотна выражено даже в большей степени, чем у хлопкового, славящегося высокой степенью впитываемости.

Искусственные белковые волокна

Волокна из сои экологически чистые. Трикотажные изделия из них по своему внешнему виду сходны с шелком, по гигроскопичности — с хлопком, а по теплозащите — с кашемиром.

Исследования показали, что соевые волокна обладают уникальными антибактериальными свойствами, сохраняют естественную температуру тела, оказывают благоприятное воздействие на кожу человека и улучшают ее энергетический баланс.

Кукурузные зерна (ingeo).

Волокна ingeo изготавливаются экологически безопасным способом. В чистом виде эти волокна маслянистые и шелковистые на ощупь, а при смешивании, например, с шерстью, приобретают характеристики шерсти. Они прекрасно ткутся, лучше шерсти и хлопка.

Синтетические волокна

Полиэстер (PL, PES).

Это полиэфирное волокно, самое разнообразное из всех синтетических волокон.

Свойства. Полиэстер характеризуется самой высокой несминаемостью. Классическая смесь — это 50% полиэстера с 50% шерсти или с 50% хлопка. Полиэстер обладает очень хорошей стойкостью к свету, является термостойким волокном, великолепно чистится и легко стирается. Волокно термопластично, благодаря чему изделия хорошо сохраняют эффекты плиссе и гофре. По стойкости к истиранию и изгибам уступает только капроновому волокну. Однако полиэстер обладает очень низкой гигроскопичностью, плохой окрашиваемостью, повышенной жесткостью, электризуемостью и повышенной пиллингуемостью. От всех этих недостатков можно избавиться при производстве сверхтонких микроволокон (mickofibre).

Требования по уходу. Полиэстер можно стирать в машине при температуре 40°С. Некоторые полиэфирные волокна переносят температуру в 60°С. При более высоком нагреве на ткани могут образоваться замятые складки, которые затем очень трудно удалить. Белые ткани следует стирать универсальным порошком, цветные — порошком для деликатных тканей. Полиэстер можно лишь слегка подсушивать в машине при невысокой температуре, но ни в коем случае не досуха. При этом необходимо соблюдать правила ухода, обозначенные на этикетке, чтобы не появились трудноудаляемые замятые складки. Трикотаж из полиэстера сушат только в разложенном виде. Полиэстер не требует утюжки, но если она все же понадобится, гладить необходимо умеренно нагретым утюгом (в режиме «шелк») и через влажную ткань. Изделия из полиэстера можно отдавать в химическую чистку.

Полиамид (PA).

Наиболее известными полиамидными тканями являются нейлон, капрон. Самые известные микроволокна из полиамида — тактель, мерил, кордура, саплекс.

Свойства. Те же, что и у полиэстера. Полиамидные волокна — самые прочные из всего сырья текстильной продукции в отношении разрыва и истирания. За счет своей превосходной крепости в соединениях с шерстью и хлопком полиамид наделяет ткани прочностью и стабильностью. В процессе ткачества смесовых волокон способствует образованию сложных и интересных структур и соединений / плетений нитей.

Требования по уходу. Те же, что и у полиэстера. Но полиамидное волокно более чувствительно к нагреву, поэтому стирать его нужно при температуре не выше 40°С. Гладят полиамид при самом низком нагреве и без пара.

Полиакрилонитрильные волокна (PC).

Самые известные ткани — акрил, нитрон, куртель и орлон.

Свойства. Наиболее мягкое, шелковистое и «теплое» синтетическое волокно. Полиакрил изготавливается почти исключительно в виде высокообъемных извитых тканей и поэтому на ощупь сильно напоминает шерсть. Между тем он превосходит шерсть по теплозащитным свойствам. Но по стойкости к истиранию уступает даже хлопку. Обладает малой сминаемостью и усадкой, низкой гигроскопичностью, сильно электризуется и пиллингуется, но пилли из-за невысоких прочностных свойств в процессе носки исчезают. Для устранения недостатков созданы модифицированные волокна — модакриловые (МА).

Требования по уходу. Эти требования такие же, как у полиэстера, но стирать изделия из РС следует при температуре не выше 30°С. Сушка машинным способом исключается.

Эластан (EL).

Эти высокоэластичные волокна способны растягиваться в семикратном размере, а затем стягиваться до первоначальной длины. Эластановые волокна (самое известное — под торговой маркой ЛАЙКРА / LYCRA), как правило, используются в качестве добавок в ткань и почти никогда не применяются в чистом виде. SPANDEX — американское название эластана. Добавление эластана в ткани и трикотаж улучшает потребительские свойства, но одновременно и повышает стоимость изделий.

Свойства. Волокна эластана делают ткани эластичными и, подобно синтетическим волокнам, придают им несминаемость. Ткани с добавлением эластановых волокон очень прочные, сохраняют свою форму и цвет, почти не мнутся и не требуют особого ухода.

Требования по уходу. Для всех тканей с эластановыми волокнами существуют общие правила — при стирке пользоваться порошками для деликатных тканей и не сушить в машине. Температура при стирке и утюжке определяется химическим составом ткани.

Микроволокна.

Такие ткани, как бельсета, тактель, диолен, получают из полиэфирных или полиамидных волокон.

Свойства. Эти бесконечные нити или волокна в десять раз тоньше нитей шелкопряда. Они перерабатываются в необыкновенно тонкую пряжу, из которой ткутся настолько плотные ткани, что они становятся непроницаемы для ветра и дождя, но в то же время пропускают испаряющуюся с тела влагу (пот), то есть способствуют хорошему воздухообмену кожи. Поскольку влагу они не впитывают, а пропускают наружу, где она испаряется, то одежда, сшитая из таких тканей, всегда изнутри приятно сухая. Ткани из микроволокна очень мягкие и легкие, к тому же обладают всеми положительными качествами, которые ценятся в обычных синтетических материалах: они прочны на разрыв, не требуют особого обращения и т. д.

Требования по уходу. Изделия из микроволокон можно стирать в машине при температуре 40°С в режиме для деликатных тканей. При полоскании не следует применять смягчающих средств, иначе ткань потеряет свои водоотталкивающие свойства. Изделия нельзя отжимать и сушить. Для сушки их подвешивают. Гладить такие ткани, как правило, не требуется, однако это можно сделать умеренно нагретым утюгом в режиме «шелк».

Обобщая вышесказанное, мы предлагаем сотрудникам розницы тезисы по теме «Ткани и волокна».

Ткани и волокна (тезисы)

Волокна животного происхождения

Преимущества Недостатки

  • Носкость
  • Мягкость
  • Легкость
  • Удерживает тепло
  • Материал природного происхождения
  • Высокая эластичность
  • Хорошо гладится
  • Мало мнется
  • Выдерживает высокие температуры
  • Поверхность шерстяной ткани отталкивает капельки воды и легко очищается от грязи
  • Мохер и кашемир особенно мягки и блестят
  • Мериносовая шерсть не колется, гладкая, тонкая и мягкая, не раздражает кожу
  • Кашмир — пряжа очень легкая, теплая и мягкая, не колется
  • Ангора придает изделиям тепло, мягкость и живую ворсистость
  • Садится и деформируется
  • Может сваляться
  • Пилингуется
  • Протирается
  • Медленно сохнет
  • Шерсть мериносовой овцы дороже обычной
  • Кашмир — пряжа, очень восприимчивая к трению и образованию пиллей

Преимущества Недостатки

  • Красив
  • Тонкий дышащий материал
  • Мягкий
  • Легко гладится
  • Ноский
  • Греет в холод и дает прохладу в жару
  • Приятен в носке в любую погоду
  • Гипоаллергенен
  • Нельзя стирать, только химчистка
  • Неустойчивая окраска
  • Плохо складывается (сечется в складках)
  • Дорогой
  • Чувствителен к поту, который может стать причиной появления несмываемых пятен, делающих шелк ломким
  • Нельзя сушить на солнце

Волокна растительного происхождения

Преимущества Недостатки

  • Ноский
  • Мягкий
  • Удобный в носке
  • Эластичный
  • Хорошая поглощающая способность (гигроскопичность)
  • Прочность при стирке
  • Натуральный материал
  • Мерсеризованный хлопок более прочный, красиво блестит
  • Легко мнется
  • Усаживается
  • Желтеет на свету

Преимущества Недостатки

  • Очень прочный
  • Ноский
  • Дышит
  • Хорошая поглощающая способность
  • Легкий
  • Холодит в жару
  • Натуральный материал
  • Легко мнется
  • Плохо гладится
  • Усаживается после стирки и растягивается в носке

Рами — «китайская крапива»

Преимущества Недостатки

  • Очень прочное волокно
  • Дышит
  • Красиво блестит
  • Хорошая поглощающая способность
  • Легкое волокно
  • Холодит в жару
  • Быстро сохнет
  • Выдерживает высокие температуры стирки и глажения
  • Натуральный материал
  • Легко мнется

Искусственные волокна

Вискозные волокна

Преимущества Недостатки

  • Блестят
  • Струятся
  • Дышат
  • Легкие
  • Хорошо окрашиваются и сохраняют окраску
  • По своим физико-химическим свойствам повторяют натуральные материалы
  • Легко мнутся
  • Усаживаются
  • Слабые абсорбирующие свойства
  • Имеют склонность желтеть под влиянием искусственного света и тепла

Преимущества Недостатки

  • Крепче вискозы
  • Меньше вискозы мнется
  • Дышит
  • Не садится при стирке, сохраняет стабильность формы
  • Шелковистый на вид
  • Мягкий на ощупь
  • Прочнее вискозы
  • Несколько дороже вискозы

Преимущества Недостатки

  • Легкий, как хлопок
  • Прочный
  • Мягкий и блестящий, как шелк
  • По свойствам очень похож на хлопок
  • Имеет вид натуральной ткани
  • Доступен по цене
  • Стирается в машине

Преимущества Недостатки

  • Самое благородное и качественное волокно, вырабатываемое на основе целлюлозы
  • Мягкий, струится, похож на шелк
  • Дышит
  • Отлично держит форму, прочный
  • Стирается в машине
  • Благодаря особой обработке может выглядеть, как замша
  • Дорогое волокно

Преимущества Недостатки

  • Блестящий
  • Держит тепло
  • Быстро сохнет
  • Мягкий на ощупь
  • Мало сминается
  • Непрочные швы
  • Низкая термо- и износостойкость
  • Значительная электризуемость

Синтетические волокна

Полиамид

  • Полиамидные волокна, добавленные к натуральным, значительно увеличивают прочность изделий
  • Мало сминается
Микрофибра (микроволокно)
  • Напоминает замшу как визуально, так и на ощупь
  • Малообъемная, легкая
  • «Дышащая», очень теплая синтетическая ткань
  • Хорошо защищает от ветра и дождя, но в то же время пропускает испаряющуюся с тела влагу (пот), то есть способствует хорошему воздухообмену кожи
  • Прочна на разрыв, не требует особого ухода
  • Получают из полиамидных и полиэфирных смол
Полиэстер
  • Очень прочный материал
  • Не мнется
  • Легко стирается
  • Долговечен
  • Быстро сохнет
Эластан
  • Смесовые ткани с добавлением эластановых волокон обладают повышенной эластичностью, хорошо держат форму и практичны в носке. Важно отметить в первую очередь, что при уходе за изделиями из смесовых волокон следует ориентироваться на ту температуру стирки и утюжки, которую переносят самые чувствительные волокна, входящие в состав ткани.

(заголовок является ссылкой на источник)

Сообщение отредактировал Viola - Aug 10 2009, 16:54

Лицевая и изнаночная сторона ткани – первое, что нужно определить в ткани еще при ее покупке. Действительно, ведь от выбора лицевой стороны ткани будет зависеть внешний вид изделия. Если, например, ткань креп-атлас, то от этого может зависеть и выбор модели: комбинированная или с отделкой из ткани противоположной стороны. Дело в том, что креп-атлас считается двухсторонней тканью с креповой и атласной сторонами, которую можно использовать равнозначно с обеих сторон.

Но еще важнее определение лицевой и изнаночной стороны перед раскроем, чтобы не испортить изделие. Не рекомендую заниматься этим важным делом вечером и даже при ярком освещении. Утром может оказаться, что ваш выбор был всего лишь обманом зрения. Искусственное освещение искажает реальность. Действуют законы оптики.

Многие в интернете ищут статью на тему «Лицевая и изнаночная сторона ткани 5 класс » — этот материал будет отличным дополнением к учебнику технологии, потому что в учебнике указано всего три признака лицевой и изнаночной стороны ткани. На самом деле их гораздо больше.

На первый взгляд, эта тема очень простая. Но, попав однажды на швейный форум, я узнала, что эта тема «выносит мозг» многим и не только начинающим швеям. Девчонки буквально просят друг друга помочь им определить лицевую сторону ткани (уже купленной!) по фото. Но на фотографиях тканей разница в лицевой и изнаночной сторонах заметна хуже, чем это видно на самом деле. Так же и в моей статье. Поэтому я добавила в эту тему видео урок, кстати, он получился не простой и довольно длинный.

Как определить лицевую и изнаночную сторону?

Если мы придем в магазин или рассмотрим ткани на всех имеющихся в доме вещах, то заметим, что ткани очень сильно различаются по внешнему виду. Ткани могут различаться как по с вытканным рисунком, ажурные, вышитые, так и по виду расцветки. По виду расцветки ткани могут быть и пестроткаными, и набивными, и гладко крашенными или отбеленными. Есть ткани и жаккардовые, то есть с вытканным рисунком, и плюс к этому пестротканые. То есть этот рисунок выткан из разных по цвету ниток. Это ткани гобеленовые. Для ткачества такие ткани считаются сложными, но для определения лицевой стороны они просты. В этой статье мы рассматривает ткани по степени сложности именно в определении лицевой и изнаночной стороны.

Мы знаем, что ткани проходят различную отделку в зависимости от волокнистого состава. Ткани натуральные опаливают, отбеливают, красят, набивают рисунок, наносят спецраствор в зависимости от назначения ткани, например, водоотталкивающий раствор для плащевых тканей. Всю отделку производят с одной стороны изделия. Она и будет лицевой. При ткачестве все узелки при исправлении обрывов нитей прячут на изнаночную сторону. Поэтому все ткани с лицевой стороны более яркие, гладкие или, наоборот, с выпуклым, рельефным рисунком, эффектные, нарядные, с более тщательной отделкой, чистой поверхностью. На ощупь лицевая сторона также будет отличаться, как более гладкая и приятная, с более четким, рельефным рисунком.

Какие же признаки лицевой и изнаночной стороны ткани?

Креп-атлас

Сразу надо отметить, что имеются односторонние и двухсторонние ткани. У односторонних тканей очень сильно отличаются лицевая и изнаночная стороны. Двух сторонние мало отличаются или не отличаются совсем. Они могут отличаться и сильно, но при этом используется как одна, так и другая сторона равноценно. Например, к таким тканям относится креп-атлас и спандекс, у которых обе стороны благородные и используются как ткани-компаньоны.

Самые простые по определению лицевой и изнаночной стороны ткани:

лицевая сторона по яркости окраски

1. С печатным рисунком. То есть, первый признак – это яркость набивного рисунка. Там, где сторона ярче, там и лицевая.

2. С вытканным рисунком: жаккардовые ткани, гипюр с проложенной по верху кордовой (толстой крученой) нитью (или выпуклость рисунка за счет перевивочного эффекта). На этих тканях с лицевой стороны рисунок будет четче и более выпуклый.Ткани могут сочетать как набивной рисунок, так и жаккардовый одновременно.

атлас. лицевая сторона и изнаночная

3. Третий признак: ткацкие переплетения такие, как атласное и сатиновое. Эти два переплетения с лицевой стороны имеют рубчик под разным углом, более гладкую и блестящую поверхность, красивый внешний вид. С изнаночной стороны эти ткани отличаются, они больше похожи на ткани с полотняным переплетением.

диагональ. лицевая и изнаночная

Саржевое переплетение имеет с двух сторон выраженный рубчик по диагонали (угол 45º). Только с лицевой стороны этот рубчик идет слева снизу вверх направо. С изнанки – наоборот. И если приглядеться, то с изнанки рубчик все же менее выпуклый. Саржевым переплетением обычно вырабатывают классические подкладочные ткани. Основной признак лицевой поверхности такой ткани – шелковая блестящая поверхность. С изнанки будет хлопчатобумажная нить – шероховатая и матовая.

брючная ткань.лицо изнанка

Второй и третий пункты можно объединить, так как эти признаки относятся к видам ткацких переплетений.

4. Четвертый признак — отделка ткани пайетками, металлической нитью «люрексом», нанесение тиснения, покрытия «под кожу», вышивка на ткани (шитье). В тканях из смешанного сырья более дорогой вид сырья находится с лицевой стороны. Во всех случаях лицевая сторона будет превосходить по красоте изнаночную сторону. Нити вышивки лежат ровно, без узлов, стежок полностью покрывает рисунок.

5. У ворсовых тканей ворс не всегда с лицевой стороны. У бумазеи, например, ворс с изнаночной стороны. Но бумазея обычно имеет набивной рисунок и красивую гладкую поверхность с лицевой стороны. Велюр, бархат, вельвет красив именно со стороны ворса, поэтому ошибиться в определении лицевой стороны трудно. А вот однотонные фланели относятся к двух сторонним тканям – они одинаковы с обеих сторон, так как имеют полотняное переплетение, ворсинки с двух сторон и одинаковую окраску.

драп лицо изнанка


лицевая изнаночная. драп

Драпы с лицевой стороны имеют приглаженный ворс, расположенный в одном направлении, или плотный рисунок без ворса. С изнаночной стороны односторонние драпы могут иметь более рыхлое переплетение. А вот двух сторонний драп может иметь с изнаночной стороны чуть менее четкий рисунок или менее аккуратный ворс, чем сильно усложняет определение лицевой стороны. На снимках мы видим два вида двусторонних драпов. один из которых вообще не имеет ворса, а второй имеет два разные фактуры: с одной стороны — плотный рисунок «диагональ», с другой — плотный ворс.

сукно лицо изнанка

Тоже самое относится и к сукну: сукно, как правило, полотняного переплетения, очень сильно заворсовано, что вызывает в решении поставленной задачи определенные трудности. В сукне по кромке бывает вплетена цветная нить, что указывает на лицевую сторону. Чтобы определить лицевую сторону, нужно провести пальцами с усилием в разных направлениях и с разных сторон, и смотреть, где ворс будет менее плотным, менее качественным – там изнанка.

7. Если нет вышеперечисленных признаков, то лицевую сторону можно опознать по качеству поверхности ткани. То есть лицевая сторона там, где поверхность ткани не имеет узелков, пушинок, более гладкая (она как будто запрессованная, лощеная). Наличие пушинок относится только к натуральным тканям. Определение по этому признаку, скорее, относится к хлопчатобумажным и льняным тканям гладкокрашенным и полотняного переплетения. Чтобы определить наличие ворсинок или яркость окраски, нужно ткань поднести на уровень глаз и смотреть вскользь поверхности на свет. Если выраженных дефектов ткачества вы не заметите, то эти ткани можно отнести к двух сторонним.

Совсем уж трудные для определения лицевой и изнаночной сторон ткани – это синтетические, так как все требования к ткани задаются на стадии формирования нити – она не имеет дефектов. На поверхности нет ворсинок, нет ткацких узлов, так как синтетическая нить уже заданной длины и она не рвется. Цвет нить обретает также в «момент рождения».

8. Последним признаком можно считать определение лицевой стороны по кромке, как по качеству кромки, так и по дырочкам на кромке. С лицевой стороны кромка более качественная. Дырочки остаются, когда ткань натягивают на каландры (иглы на валах) в процессе отделки. Но и тут можно потерпеть неудачу. Принято считать, что дырочки должны выпуклой стороной быть наверху, а вогнутой – со стороны изнанки, но как показывает практика, это бывает и наоборот.

определение лицевой стороны по кромке


дырочки по кромке

9. Также трудности могут вызвать ткани с репсовым переплетением. Репс может быть не только хлопчатобумажный, но и из шелковых синтетических нитей. Репс и ткани крепового переплетения — двухсторонние. Очень редко в крепах можно различить разницу в лицевой и изнаночной сторонах.

10. К двухсторонним тканям можно отнести также шотландку – пестроткань.

11. Если ткань шерстяная, то цветные нити будут ярче смотреться с лицевой стороны. Шерстяные ткани свернуты в рулоне лицевой стороной внутрь.

На сложных тканях перед раскроем нужно в нескольких местах, особенно в межлекальных выпадах, отметить лицевую сторону. Обычно это делают мелком в виде крестиков. Это важно не только, чтобы не перепутать при стачивании детали, но и для подрезки подбортов, планок, клапанов и так далее.

Обобщенно способы определения лицевой и изнаночной стороны можно представить в виде такой таблицы:

таблица определения лицевой и изнаночной стороны

Ну, и напоследок: как же отличить лицевую сторону от изнаночной ?

Если вы перебрали все визуальные способы, но сомнения остались, не забывайте про тактильные ощущения – чувствительность ваших пальчиков никогда не подведет.

Замечу, что бывает и так: хочется выбрать заведомо изнаночную сторону — то, что для авторов создания ткани было изнанкой, нам кажется наоборот, более привлекательным.

Я успокою вас: если вы так и не смогли уверенно выбрать одну из сторон за лицевую, то кроме вас об этом никто не узнает, потому что все познается в сравнении.

Если статья была полезной, делитесь ею с друзьями, пишите комментарии и задавайте вопросы. Буду признательна за лайки. Подписывайтесь на новости и получайте книгу в подарок «Швейная машинка домашнего использования».

С любовью, Ольга Злобина

У любителей шить одежду и другие вещи для дома своими руками иногда возникает сложность в определении изнаночной стороны ткани. Современные ткани часто бывают почти одинаковыми на первый взгляд с обеих сторон. Но все же между сторонами есть незначительная разница и лучше их не путать, особенно в деталях будущего изделия.

Вам понадобится

  • Отрез ткани, стол для раскроя и хорошее освещение.

Инструкция

  1. Положите ткань так, чтобы одновременно видеть обе стороны - лицевую и изнаночную. Сравните четкость и яркость рисунка на набивной ткани. На лицевой стороне рисунок более яркий и контуры его более четкие, она более гладкая и менее ворсистая, чем с изнанки.
  2. Внимательно осмотрите ткань с двух сторон, разные дефекты - узелки, ниточки - обычно выводятся на изнаночную сторону, а лицевая всегда абсолютно гладкая. Есть гладкокрашеные ткани с полотняным и саржевым переплетением, в которых разницы между сторонами нет. Они называются двухлицевыми и могут иметь различный рисунок на лице и на изнанке.
  3. Обратите внимание на кромку ткани. У суконных (грубых шерстяных) тканей на лицевой стороне кромки присутствуют цветные нити, которые плохо видны на изнанке. К тому же кромка любой ткани с лицевой стороны гладкая, а с изнаночной на ней заметны всякое шероховатости и узелки.
  4. Поинтересуйтесь, где была произведена ткань. Льняные, шелковые и шерстяные ткани отечественного производства складываются лицом внутрь, а хлопчатобумажные (без ворса) - лицевой стороной наружу.
  5. Обратите внимание на состав дорогих тканей. У смешанных тканей более ценный материал (люрекс, блестящие нити и другой) на лицевой стороне заметен в значительно большем количестве, чем на изнанке.
  6. Определите лицевую сторону у ворсовых тканей по большей густоте ворса, чем на изнанке, и ровно остриженной поверхности. Ткани с односторонним начесным ворсом имеют его на изнаночной стороне.
  7. Обратите внимание на четкость диагоналей у тканей с саржевым переплетением нитей. На лицевой стороне рубчики будут четкими и рельефными, а на изнанке - как будто смазаны.

16.05.2018

Во-первых, при выборе тканей обязательно нужно обращать внимание на разницу между лицевой и изнаночной сторонами. В основном, выпускаются полотна, которые имеют явные различия между ними. Но бывают и такие, которые выглядят практически одинаково. Для этого необходимо уметь их различать. Рекомендуем выбирать материал для будущего изделия при дневном свете. Вечером, даже если у вас хорошее освещении, невозможно рассмотреть все нюансы и дефекты. Тема - довольно серьезная, и к ней нужно подойти с большой ответственностью. Тем более, если у вас мало опыта.

Определение лица и изнанки ткани

Определение лица материала очень важно, потому что от этого зависит то, как будет выглядеть изделие. И кроме того, облегчает процесс пошива.

Сейчас достаточно большое количество двухлицевых полотен, то есть они одинаковые с обеих сторон. С двусторонними тканями удобно работать. Если вам достался такой материал - это большая удача. Но такое бывает не так часто и нужно уметь различать стороны.

Изнанку и лицо односторонней ткани можно различить по поверхности и по расцветке. Ткани вышивают, наносят рисунки, отбеливают, гладко окрашивают, набивают. В таких случаях легко определить лицо материала, руководствуясь следующими правилами:

  • Полотна отделывают, на них наносят краску, набивают рисунок, опаливают и т.д. Всю работу выполняют с одной стороны полотна. Можете положить ткань на стол так, чтобы было видно сразу две стороны и сравнить их. Та, что более яркая, и будет лицевой в данном случае.
  • Также мы можем попробовать определить на ощупь, когда ткань с вытканным рисунком. При обработке полотна все узелки и нити прячут на внутреннюю сторону. Лицевая сторона будет более приятной и гладкой, а изнаночная - ворсистой. Это правило работает с такими тканями, как жаккард и гипюр.
  • Сатин и атлас имеют специальный рубчик. На внешней стороне он будет направляться снизу вверх примерно по диагонали. Поверхность должна быть гладкая и блестящая. С внутренней стороны такой материал будет почти матовым и с шероховатостями. Обязательно обращайте внимание на дефекты. Их всегда прячут на изнаночной стороне.
  • Если у материала ворсистая поверхность, то она будет располагаться с внешней стороны. Поверхность бывает гладкой, тогда необходимо смотреть на внутреннюю сторону, где всегда больше ворсинок и пуха. Если же ворс присутствует с обеих сторон, то на изнанке он будет менее опрятным и направляться в разные стороны.
  • В шерстяных тканях цветные нити будут выглядеть ярче с лица и тусклее с изнанки. Могут быть катышки, узелки.
  • Еще лицевую сторону можно определить по кромке и по проколам на ней. Дырочки выпуклой стороной будут на лицевой стороне, а вогнутой на - изнанке.
  • Если совсем сложно определить лицевую сторону, то при покупке смотрите на то, как сложен рулон. Большинство материалов обычно скатывают лицом внутрь. Только хлопок чаще всего упаковывают наоборот - изнанкой внутрь.

Это основные признаки, которые могут помочь правильно выбрать сторону ткани. Главное, будьте внимательны к деталям и вы не ошибетесь! Используйте свои ощущения - тактильные и визуальные. А если совсем сложно определиться, то полагайтесь на интуицию, и она не подведет!

Иногда может быть и так, что вам изначально нравится больше внутренняя сторона, чем лицевая. Это исключительно ваш выбор, и вы в праве делать так, как вам хочется. Если у вас расходятся взгляды с изготовителем полотна, и вам изнанка кажется более привлекательной, то используйте ее как лицо. Не придумывайте себе лишние проблемы. Главное, чтобы вам нравилось. Все равно кроме вас об этом никто не будет знать.

Также на нашем YouTube-канале мы подготовили для Вас видео о том, как узнать, где изнанка, а где лицо тканей. Смотрите и подписывайтесь!

Для начинающих портних раскрой ткани бывает достаточно сложной операцией.

Зная, на что надо обратить внимание при раскрое , Вы легко справитесь с этой работой.

При раскрое необходимо обратить внимание на следующие факторы:- определение лицевой стороны ткани

Определение дефектов

Направление ворса (если он есть)

Направление узора,

В т.ч. раскрой из ткани в полоску и клетку

Определение долевой нити

- раскрой по «косой».

Давайте подробнее рассмотрим все вышеперечисленные факторы.

Определение лицевой стороны ткани

Для правильного определения лицевой стороны ткани, нужно определить, к какому виду переплетения относится ткань для раскроя .

У гладкокрашеной ткани полотняного переплетения лицевой стороной является та, которая лучше отделана, выглядит чище и имеет более гладкую поверхность. Для определения лицевой стороны таких тканей положите ее на руку, покрыв ею ладонь. Поднимите руку на уровень глаз и при хорошем освещении рассмотрите поверхность ткани. Переверните ткань на другую сторону и повторите операцию. При внимательном изучении поверхности, вы увидите, как сторона более гладкая, имеет меньше шероховатостей – это и будет лицо. Еще один способ определение лицевой стороны – определение по кромке. На лице она выполнена более аккуратно, чем на изнанке.

Лицевую сторону у набивных тканей определить просто – т.к. печатной рисунок наносится на лицо.

При саржевом переплетении на ткани видно диагональное переплетение (рубчик). Лицевая сторона ткани саржевого переплетения определяется по рубчику – его направление снизу слева и вверх направо.

Обычно, если ткань саржевого переплетения раскроить в противоположном направлении, детали могут иметь разные оттенки.

Для тканей с сатиновым переплетением лицевой стороной является более блестящая и гладкая, сторона.

Определение дефектов ткани

После нужно проверить ткань на наличие дефектов, внимательно просмотреть рисунок и направление ворса.

При обнаружении дефектов, например, узелков, шероховатостей, неровностей, которых быть не должно, их необходимо отметить мелом или нитками по изнаночной стороне. Выкройки основных деталей располагать с учетом найденных дефектов. На этих участках можно расположить подборта, подворотники и другие детали, на которых дефекты не будут заметны.

Важно: производите только после того, как ткань остынет и окончательно просохнет

Рис.1 Определение направления ворса

К тканям с ворсом относятся: вельвет, бархат, махровые ткани, велюр, драп и некоторые виды шерстяных тканей, а также искусственный мех. Определить направление ворcа несложно – для этого проведите рукой по поверхности ворсованной ткани параллельно кромке. Если ворсинки под вашей ладонью приподнимутся, значит, ваше движение идет против направления ворса (рис.1, а если будут лежать ровно, то Вы провели рукой по направлению ворса.

Важно: На ворсованных тканях, а также на тканях, которые дают разные оттенки в противоположных направлениях, детали изделия нужно выкраивать так, чтобы ворс или оттенок располагался в одном направлении. Для этого все детали выкройки изделия располагаются на ткани так, чтобы верхние края деталей были направлены в одну сторону.

Рис.2 Расположение деталей выкройки: а) в разные стороны б) в одну сторону

Для бархата и вельвета направление ворса должно быть снизу вверх, а для панбархата, замши, фланели и байки - сверху вниз.

Если ткань без ворса, не дает оттенка в разных направлениях, или рисунок которых не зависит от направления, то детали изделия раскладывают в любом направлении для получения оптимальной раскладки (рис. 2,а).

Направление узора

На многих тканях узор имеет направление. Например, как на рис. 3, где – все цветки со стеблями имеют одно направление. На подобных тканях (рисунок расположен в одну сторону), обязательно все детали бумажной выкройки нужно располагать в оду сторону (рис. 2, б).

Если рисунок очень крупный, его нужно расположить так, чтобы на правой и левой стороне изделия рисунок смотрелся симметрично. При этом очень желательно сохранить целый рисунок на видных местах. На рис. 4 показано правильное и неправильное расположение крупного рисунка на изделии.

Также при очень крупном или редком рисунке детали выкройки должны располагаться так, чтобы середина детали совпадала с центральной линией рисунка. На (рис. 5,а) стрелки показывают центр рисунка.

Это же относится и к тканям с крупным горохом (рис. 5,б).