«Школа радости». Методика воспитания Шалвы Амонашвили. Гуманная педагогика. Шалва Амонашвили

A A A

Шалва Амонашвили - легенда отечественной педагогики. Доктор психологических наук, профессор, педагог-новатор, автор многих научных трудов.

Ну а то, что видишь, слышишь и чувствуешь при встрече с этим человеком - доброта, трогательный грузинский акцент, внутренняя сила и глубина мудрости...

Ниже представлены выдержки из семинара Шалвы Амонашвили в Ижевске, а также некоторые его высказывания на уроке, который он провёл прямо на сцене для учеников 2 класса одной из ижевских школ. Разговорная речь Шалвы Александровича оставлена без изменений.

Если без сердца идёте к детям, урок не состоится. Технологии состоятся, а урок - нет. Урок - это когда ребёнок набирает света . Если вести урок без сердца, вас увидят дети, запомнят что-то, сдадут что-то, потом экзамен, вы отметки поставите, а потом они «выплюнут» эти знания и всё.

Нужно открыть своё сердце. И ещё одна задача - воодушевить того, кто в этом нуждается. Воодушевить верой в него.

Такая педагогика возможна, она реальна, и она не зависит от обстоятельств. Я есть создатель обстоятельств. Где я, там и моя педагогика – моё сердце, моё сознание.

Педагог I века нашей эры Марк Фабий Квинтилиан (Римская империя) произносит удивительную фразу: «Наша душа - небесного происхождения». Он произнёс это как основу для своей жизни, для своей педагогики. Очень много мудрости в каждом из нас, дорогие мои друзья. Но мы не любим по этим мудростям жить, творить, общаться…

Я хотел бы задать вам несколько вопросов. Я не буду требовать на них ответы. Сохраните их, эти вопросы помогут вам.

1. Есть ли у Вас, лично у Вас, какое-либо философское представление о ребёнке?

2. Какой Вы есть учитель? Вы лично (воспитатель, руководитель, начальник)?

3. Существуют три типа учителей. Те, которые объясняют, те, которые жалуются, те которые вдохновляют. К какому типу Вы принадлежите? Вслух об этом никому не говорите. Это Ваш секрет.

4. Стремитесь ли Вы к новому опыту?

5. Перед кем вы чувствуете ответственность за ваш педагогический труд? Может быть, перед детьми, перед их судьбами? Может, перед человечеством? Перед страной, перед Президентом? Перед директором, завучем?

Может быть, кто-то скажет: «Я несу ответственность перед Богом. Всё остальное - промежуточные звенья».

Я вам прочту великую мысль, пусть она сопровождает вас. Она взята из Нового Завета, из Евангелия от Матфея. Все Писания я очень уважаю, люблю, ценю, изучаю. А в Новом Завете глубже и образнее всего представлен образ ребёнка.

Иисуса Христа часто спрашивали его ученики: как мы будем с Тобой в Царствие Небесном? Кто будет сидеть у Твоих ног, кто будет с левой стороны, кто с правой? Они, в общем, были строптивые люди, и хотели узнать, кто выше, кто ниже.

И Иисус, призвав дитя, поставил его перед ними и сказал: «Истину говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царствие Небесное. Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царствие Небесном, кто примет одного такого дитя во Имя Моё, тот Меня принимает».

Видите, как интересно. Я учитель, захожу в класс, а в классе у меня 30 учеников, и я принимаю каждого от Его Имени. Тогда кто же каждый из этих детей? Маленькие Иисусы Христы и Девы Марии, которые сидят у меня за партами. Могу ли возвысить своё сознание до такой степени, и принимать их так? Или это просто те, кто на моих нервах играет? Учатся - не учатся, хотят - не хотят, ведут - не ведут себя как нужно.

Так сможем ли мы возвыситься до такой степени, чтобы принимать каждого ребёнка во Имя Христа? Ох, какая сложная задача!

Знаете в чём дело, дорогие мои друзья? Я в каком-то шоке нахожусь, не могу выйти из этого состояния уже несколько лет - 2 миллиона детей-бомжей в России! Они выброшены, как будто мусор выбросило общество. Пройдут годы, кем они будут? Где взять столько Макаренко, чтобы образумить этих детей, дать им напутствие, импульс? Люди не хотят быть Макаренко. Им себя жалко.

А в Писании сказано: «…нет воли Отца, чтобы погиб один из малых сих». А два миллиона погибают…

Я не знаю, как обстоят дела у вас. Как у вас в республике - есть наркоманы или нет ни одного? Есть в школе курящие или нет ни одного? Есть в школе дети, которых школа вот-вот «выбросит» за порог? Есть учителя, которые говорят: «Или он или я в классе»?

Есть такие?

Каждый учитель, который даёт урок, тут же сам получает урок.

Никогда в жизни никого не критикуйте, пожалуйста! «Утверждающий богат, отрицающий беден». Кто критикует - как слепой становится, и того не получит, что отрицает, и того не найдёт, чего ищет.

В России разрешено принимать в школу 6-летних детей. Если мама этого хочет, она имеет право отдать своего 6-летнего ребёнка в школу. Но есть одна беда. Мы таких детей смешиваем с 7-летними. А это совершенно разные дети. 6-летние дети более успешно осваивают грамоту. 7-летние дети - с трудом. Странно, правда? Это потому, что у 6-летних детей есть мотив. Для них осваивать грамоту - это, как говорил Выготский, быть в зоне ближайшего развития, а для 7-летних - это уже зона актуального развития. Проще говоря, им уже не хочется этого. 6-летние - более податливы к обучающему процессу.

Пусть 6-летние дети идут в школу, но их надо различать.

Во многих странах мира детей учат уже с 5-летнего возраста, в Англии, например. Есть идеи ещё понизить планку начала обучения.

Я не сторонник раннего обучения, я сторонник раннего воспитания.

Урок для второклассников.

Вы извините меня, пожалуйста, что я оторвал вас от ваших дел, но мне очень нужна ваша помощь. Я пригласил вас на урок, и у нас с вами будут свои, очень сложные дела.

Закройте, пожалуйста, ваши глаза и скажите внутри себя, в сердце: «Учитель, мы поможем тебе, чтобы урок состоялся». Спасибо.

Когда речь идёт о мудрости, кричать нельзя. Давайте тихо-тихо произнесём: «В начале было Слово». Если сказать просто, то эта фраза значит - то, что нас окружает, то, что на небе, то, что внутри нас, всё создано Словом, неким таинственным Словом. (…) Так что, берегите слова, не разбрасывайте словами, отходите от плохих слов.

Знаете что, вы тянете руку, не дослушав вопроса, и она подводит вас! Рука обманула вас. Не руку надо тянуть, а уши приготовить.

Что есть человек на земле? Чудо. Каждый из вас – чудо. Я тоже чудо. И все в зале – тоже.

Какое слово самое главное? Бог. А второе слово? Любовь. Бог есть Любовь. Если кто-то умеет любить, становится маленьким богом. Только надо уметь любить преданно.

Вечером того же дня, после семинара, который, кстати, 78-летний (!) Шалва Александрович, вёл с 10.00 до 17.00, мы встретились.

Вечером у него было запланировано ещё несколько встреч…

Таких людей, как Вы, я встречаю нечасто. Вы стали сегодня моим Учителем. С Вашей вводной лекции я вышла с открытой душой.

Однако в мире сейчас другие приоритеты – власть, деньги, борьба за свои интересы. Мир же сток.

Что Вы делаете, чтобы оставаться открытым и любящим человеком?

Я предлагаю Вам построить внутри себя «образовательный храм». Закрыть глаза и увидеть нечто прекрасное – как будто школа во мне.

И попробовать совместить, синтезировать в себе внутреннюю и внешнюю жизнь. Тогда и я и Вы будем теми людьми, в которых все нуждаются. Только надо хранить свой храм, свой внутренний мир в чистоте и красоте.

А как это сделать?

Это трудно. Почему существует такая сила как воля? Нам же воля дана. Один мудрец говорит: «Воля - Это Бог в человеке». Этот Бог во мне существует.

Это самоорганизация другими словами?

Воля - это когда мы можем идти против своих желаний. Если я иду на поводу своих желаний, там воля не нужна. Там сам ветер меня несёт, хочется - и делаю. Но если, то, что я делаю - не годится, тогда нужна воля, чтобы пресечь это. Воля - строитель нашего внутреннего мира. Сложно будет в начале, при помощи воли, скажем, постоянно быть добрым. Но если я буду продолжать это делать постоянно, то воля отходит, и я уже таким становлюсь сам.

Нужно родиться волевым человеком или это можно в себе воспитать?

Каждый несёт в себе волю. Если помогут взрослые, мы будем волю в себе развивать, если не помогут, нам нужно призвать разум в себе, поставить цель и отсекать всё, что мешает её достижению. Когда отсекаешь, конечно, больно, но цель не терпит траты времени.

Вы – создатель «гуманной педагогики». Значит, Вы признаёте, что наша педагогика не всегда гуманна к ребёнку?

Не только я. Это реальное состояние дел. Недавно вышёл 2-ой том Новой российской энциклопедии. И там впервые отразилось такое понятие как «авторитарная педагогика». Раньше этого понятия не было. В энциклопедии говорится, что авторитарную педагогику (которая, кстати, сейчас бытует почти во всех школах) можно применять только в колониях, и то с оговорками. Такой педагогике может противостоять только гуманная педагогика.

Чем они отличаются друг от друга?

Отличаются как чёрное от белого. Гуманная педагогика призывает ребёнка, через сочувствие, помощь, сопереживание, самому идти к своей судьбе. Авторитарная педагогика принуждает к этому. Она тоже имеет цель – дать что-то прекрасное ребёнку. Но - путём принуждения, приказов, отметок, давления, строгости. Гуманная педагогика вовлекает ребёнка в процесс становления самого себя. Это более сложный процесс, конечно.

Согласитесь, в школе существуют стандарты: урок – домашнее задание – проверка сделанного. Получается такой образовательный конвейер. Как на этом конвейере найти путь к каждому ребёнку?

Стандарты, во-первых, существуют в отношении знаний. Это политика государства, это должно быть. Хотя само слово – «стандарт» – плохое. Стандарты должны существовать, но они разработаны для учителя-троечника. Для такого, который только что закончил педколледж и должен давать знания ребёнку. Какие это знания? Высшие – он сам не потянет (ребёнок – да, а вот он сам – не тянет). Так вот, стандарты строятся на уровне образованности учителя, а ребёнок способен на большее.

Мы («гуманные» педагоги) тоже ищем подходы к ребёнку. Но не через давление. Понимаете, ребёнок имеет страсть к развитию, к взрослению и свободе. Если я, учитель, пойму ребёнка с его страстями и буду ему в этом помогать, я – гуманный учитель для него. Он меня примет и пойдёт за мной. Если я не пойму его с его страстями, и буду только оценивать ребёнка: знает – не знает, запоминает – не запоминает, то он никогда меня любить не будет. Дети, от 1 до 11 класса, любят тех учителей, которые их понимают. Мы хотим облагораживать учителя. Не просто давать технологии, а сердце сделать добрым, ум сделать мудрым, возвысить учителя в его благородстве, дать ему понять, что он несёт высочайшую ответственность перед, если хотите, Творцом.

Вы такое серьёзное значение придаёте личности учителя. Где найти такого учителя?

Их действительно мало. Если среди всех учителей, с которыми я встречаюсь, хотя бы 5 – 8 процентов задумается, что что-то можно изменить, за одним учителем ведь сотни детей стоят. Многие учителя ждут поддержки, им нужно просто руку подать, улыбнуться, сказать что-то ободряющее. Если так сделать, то многие учителя как дети, охотно идут за этой новизной.

Учителю тоже нужен учитель…

Конечно!!! Без учителя человек – пропащий. Выстраивается иерархия: я – учитель, но и сам ищу учителя, я сам ученик.

Лучшие учителя – это ваши ученики. От них можно многому научиться, если принимать их как своих учителей.

Кто ещё были Ваши учителя?

Они разные. Например, Иисус Христос, думаю, могу назвать его своим Духовным Учителем.

Варвара Вардиашвили, учительница литературы. Её, конечно, уже нет в живых, но она до сих пор – мой Учитель.

Маленькая Леночка, которая на уроке заплакала, заорала, что не любит математику. Сказала мне: «Зачем тебе красные чернила?», после чего я убрал их из своей жизни и жизни своих учеников.

Восток говорит: «Никто тебе не друг, никто тебе не враг, каждый для тебя - Учитель».

Как Вы считаете, почему все государственные реформы в образовании не оправдывают ожиданий?

Я Вам скажу. Все реформы начинаются не там, где они должны быть начаты, а там, где они изначально обречены на провал. Реформа начинается только в учителе. Если я – плохой учитель, дайте мне лучшие программы, во что они превратятся в моих руках? Если я хороший учитель, дайте мне плохие программы, что я с ними сделаю? Попытайся увидеть методику по-своему, и дай самого себя детям. Так кто реформирует школу? Министр со своей программой? Или я со своими личными истинами? Надо воспитывать учителя – мыслящего, творческого, свободного. Не ругать учителей, а возвысить их. Это же художники жизни. Нынешние учителя рисуют середину 21 века.

Дети меняются во временах?

Конечно. Именно – во временах! Точнее, меняются времена, и они зовут новые поколения детей. Время вызывает детей. Было время, которое вызывало детей-акселератов. Сейчас время зовёт детей Света.

Что это за дети?

Примерно то же самое, что дети индиго, необычные дети. Они, идут с начала 90-х и очень отличаются от детей, к примеру, конца 70-х. Они отличаются одарённостью, раза в 2-3 больше, чем это когда-либо было. Второе. Среди этих детей есть те, кто обладают необычными способностями, чего раньше вообще почти не было и расценивалось как чудо. Они, например, могут в секунду умножать шестизначные числа, и так далее.

Я Вам сейчас задам вопрос – чему равняется сумма чисел от 1 до 100? Вы можете дать ответ сейчас, сразу?

В Сургуте я тоже задал этот вопрос, и один маленький мальчик сразу же назвал верный ответ. Я спрашиваю: «Егор, как ты это вычислил?» - «Не знаю» - «А что происходило в твоей голове за это время?» - Пожимает плечами. Так как это объяснить?

Или 5-летняя девочка рисует потрясающие картины. Никто её не учил, кроме того, мама не рисует, папа не рисует. Как это возможно? Она мне говорит: «Вот здесь, видите, окошечко есть? - и пальчиком в воздухе рисует, - Я оттуда всё срисовываю. – А почему твоя рука именно так скользит? – Я не знаю. А Ваша, что нет?»

Как это объяснить? Одарённость, например, объяснима. А вот это – нет.

Дети идут с новыми задачами. Наверное, наступит середина века, и тогда нам будут нужны их необъяснимые дары. Сейчас нам это пока непонятно.

Что это за механизм «привлечения» разных детей, как он работает, на Ваш взгляд?

Такие вещи не объяснишь, и поэтому учёные могут спорить.

Это связано с нашей верой. Я лично верю, что есть Высший Разум. Как мы его назовём? Богом? Творцом?

В Высший Разум верили Эйнштейн, Нильс Бор, который физику создавал и атом расщеплял, Менделеев верил, даже Дарвин.

Есть Высший Разум, который слагает некие обстоятельства нашей жизни.

Ровно в своё время пришли Руставели, Пушкин – созидать нечто Вечное, во всяком случае, Долго-Вечное. И это Вечное есть пища для меня, для Вас.

Что Вас вдохновляет в жизни? Вы прекрасно выглядите и производите впечатление молодого и энергичного человека…

Многое вдохновляет. Я люблю общение с людьми. Люблю свою жену. Детей очень люблю. Люблю слушать их, это большое вдохновение для меня. Ещё, учителя очень способствуют «всему хорошему ко мне».

Любовь к жизни, в целом?

Любовь к жизни. Но не такая, животная, а духовная, когда не боишься эту жизнь покинуть.

«Никто тебе не друг, никто тебе не враг, каждый для тебя Учитель».

Ольга Сорокина

Фото - Екатерина Дериглазова

План.

    Биография А. Ш. Амонашвили;

    Философия Гуманной Педагогики;

    Структура уроков;

    Заключение;

    Используемая литература.

      Биография А.Ш.Амонашвили.

Шалва Александрович Амонашвили – один из педагогов-новаторов, провозгласивших педагогику сотрудничества. Окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета, работал в школе, учился в аспирантуре, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. В 60-70-х годах возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового педагогического направления, которое обрело известность под названием "Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе". В настоящее время живет в Москве (Россия). Его система "Школа Жизни" (гуманно-личностный подход) рекомендована Министерством Образования РФ для применения на практике. По созданной им философской системе – "Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе "Школа Жизни" работают и учатся учителя в разных странах ближнего и дальнего зарубежья.

Сам Шалва Александрович утверждает, что всем принципам гуманно-личностного подхода к ребенку он научился у классиков мировой педагогики – К. Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Януша Корчака, А.С. Макаренко и у многих других. Что, собрав разноцветные кирпичики их опыта, он только объединил их в единое целое. Отдадим дань скромности Шалве Александровичу, но отметим, однако, что для того, чтобы в разрозненной в веках педагогической мозаике увидеть целостную картину, нужно быть не только высокообразованным специалистом, но и обладать уникальным качеством синтеза. Именно благодаря тому, что Ш.А. Амонашвили, как истинный мудрец, обладает редчайшим даром синтетического мышления, ему удалось создать прочный монолитный фундамент, на котором выстроена новая философия педагогики, получившая название гуманной.

Шалва Александрович призывает педагогов постоянно обогащать свое педагогическое мастерство, черпая из чистейшего и богатейшего родника педагогической мудрости. Он утверждает, что "классики – не из прошлого, они пришли к нам из будущего". Это их, гигантов педагогических мыслей, неоднократно цитирует Ш.А. Амонашвили и называет своими учителями. О Шалве Александровиче можно сказать, перефразировав известный афоризм Исаака Ньютона: "Он видит дальше других, потому что стоит на плечах гигантов".

Несмотря на почтенный возраст, Шалва Александрович ведет активную творческую жизнь: проводит семинары и мастер-классы с учителями России и стран СНГ, Балтии, Украины. Работает со студентами и аспирантами. Он является научным руководителем целого ряда лабораторий и центров в разных странах мира, а также экспериментальных школ Москвы и Санкт-Петербурга; руководит Международным Центром Гуманной Педагогики и Всеукраинским Центром Гуманной Педагогики в Украине. Он является инициатором проведения ежегодных Международных Педагогических Чтений в Москве.

В настоящее время Ш.А. Амонашвили – доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, Лауреат Государственной премии Российской Федерации, иностранный член Украинской академии педагогических наук. Кроме того, он – почетный доктор Софийского университета им. Св. Климента Охридского (Болгария); заслуженный профессор Московского Городского педагогического Университета; почетный профессор ряда университетов разных стран.

Его перу принадлежат десятки педагогических, психологических и художественных произведений, многие из которых переведены на разные языки. Ш.А. Амонашвили возглавляет одноименный Издательский Дом и совместно с академиком Д.Д. Зуевым издает стотомную "Антологию гуманной педагогики". Несмотря на колоссальную эмоциональную и физическую нагрузку, он предельно внимателен и доброжелателен к людям, никто не видел его раздраженным или грубым. Он олицетворяет собой то творящее терпение, которое является одним из краеугольных камней его педагогической философии.

      Философия Гуманной Педагогики.

Научное направление философской системы Ш.Амоношвили «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе» хотя и было апробировано еще в 60-70 годах прошлого столетия, но именно в настоящее время оно получило огромную популярность среди учителей, воспитателей, родителей, среди ученых и студентов педагогических вузов. Основной особенностью гуманной педагогики является ее философская идея: надо знать, что такое человек и какую цель мы ставим перед собой при его воспитании.

Ш.А. Амонашвили предлагает три постулата:

1. Ребенок – это явление в нашей жизни. Никто не приходит на Землю случайно.Если человек родился, значит так надо, чтобы это явление произошло.

2. У каждого человека есть определенная жизненная задача. Как виноградная косточка несет в себе качества определенного сорта, так и ребенок является носителем тех качеств, которые должны проявиться и окрепнуть в процессе взросления. Взрослые, развивая, воспитывая и обучая, должны взращивать в ребенке все лучшее, чтобы потом он мог полностью исполнить свою миссию.

3. Ребенок несет в себе безграничную энергию духа. В его микрокосме – весь Космос в миниатюре. Ограничены только физические возможности ребенка его физиологическими особенностями и генетикой. Нравственное и культурное совершенствование не имеет пределов. Воспитание и образование должны способствовать этому процессу.

Гуманно-личностный подход к детям осуществляется также на осознании целостности природы ребенка и на понимании того, что в природе любого ребенка заложены «природные движущие силы», которые управляют его устремлениями и действиями. Этими силами являются:

    страсть к развитию;

    страсть к взрослению;

    страсть к свободе.

Развитие ребенка происходит в процессе преодоления трудностей. Период начальной школы – самый благоприятный для развития детей. В это время ребенок интуитивно сам ищет трудности. Именно этим и объясняются шалости детей, зачастую неразумные и опасные. Педагогическое задание состоит в том, чтобы создать такое образовательное пространство, в котором было бы реализовано стремление ребенка к развитию и были предоставлены возможности преодоления трудностей в процессе учебы. Но при этом, трудности должны согласовываться с индивидуальными способностями и возможностями детей.

Страсть к взрослению. Все дети мечтают стать взрослыми. Свое стремление они могут реализовать только в общении с взрослыми. От того, какой взрослый будет рядом с ним, зависит то, каким человеком он станет. Как считает Шалва Александрович, ребенку нужен «мудрый взрослый», создающий такую атмосферу в классе, в которой каждый ребенок может ощутить себя нужным. Для этого, взрослый должен общаться с детьми на равных, постоянно утверждать в каждом из них личность, проявлять доверие, поручать посильные взрослые дела, устанавливать сотрудничество и пр. В гуманной педагогике педагог стремится создать такую среду, в которой ребенок мог бы чувствовать себя взрослым там, где он пока еще ребенок. Такой подход к образовательному процессу требует от педагога не только высокого профессионализма, но даже, в какой-то степени актерского мастерства. Ибо такой педагогический процесс уже сродни искусству, в котором учитель так играет свою роль, что дети чувствуют себя взрослыми.

Третья движущая сила, заложенная природой в ребенке – это страсть к свободе. Ребенок стремится избежать мелочной опеки взрослых, не любит слушать поучений и наставлений. Так как ребенок стремится стать взрослым, и в нем заложено стремление к свободе, то возникает постоянное противостояние ребенок – взрослый. Конечно, ребенку нельзя позволять делать все, что он желает – это будет безответственностью. Но и воспитывать детей в атмосфере постоянных запретов и принуждений тоже нельзя. Как же быть? Гуманная педагогика предлагает интересный выход: предоставить ребенку свободный выбор своей несвободы. Шалва Александрович предлагает рассмотреть ситуацию на примере ролевой игры. Если ребенок по собственной воле включается в игру, то он при этом соглашается с условиями и правилами данной игры и должен будет им подчиняться. И он подчиняется, так как внутренне готов к «свободной несвободе». Это очень важный аспект. С одной стороны, принуждение не исчезает в гуманной педагогике, так как от прихотей ребенка не может зависеть ни содержание образования, не методы, ни порядок в школе. Но, с другой стороны, в гуманной педагогике оно детьми не ощущается, так как создаются условия для чувства свободного выбора, как при принятии ребенком условий ролевой игры. Конечно, создание таких условий уже целиком зависит от творящего терпения учителя, которое включает и равноправное общение, и сотрудничество, и веру в возможности ребенка, и взаимное уважение и взаимные обязанности.

Теперь о цели гуманной педагогики. Главной целью гуманной педагогики является воспитание благородного человека. Шалва Александрович Амонашвили считает: «Наш воспитательный процесс будет гуманным, если мы:

    погрузим ребенка в творимые нами образы доброты, любви, красоты, искренности, преданности, мужества, справедливости, уважения, сострадания…;

    направим его взор на свой внутренний, духовный мир;

    пробудим в нем чувства, через которые проявляются и утверждаются благородные переживания и поступки;

    разовьем добромыслие и прекрасномыслие, доброречие, ответственность за свои мысли и за свое слово;

    возбудим и разовьем познавательную страсть, любовь к трудностям в познании, интерес к знаниям, любознательность».

      Структура уроков.

Ш.А.Амоношвили рекомендовал учителям также структурные схемы уроков. Схемы по тому или другому предмету имели свои особенности. Своеобразными были и уроки по обуче­нию грамоте, по чтению и письму. Однако все они включали в себя те компоненты, которые исходили из общего направ­ления экспериментального обучения на содержательно-оценочной основе. Такими общими компонентами были:

1) постановка перед учащимися учебно-познаватель­ных задач урока, т. е. возбуждение у школьников интереса и мотивов к самостоятельной и коллективной учебно-познавательной деятельности, к знаниям (этот компонент обычно предварял последующий ход урока);

2) организация и управление процессом присвоения школьниками учебного материала, развития у них умений и формирования навыков (этот компонент основной в структуре урока; от разнообразия дидактических целей и задач, составляющих суть этого компонента, зависит и многоплановость урока в целом);

4) подведение итогов урока в соответствии с постав­ленными учебно-познавательными задачами, выдвижение школьниками задач по совершенствованию собственных знаний, умений и навыков.

      Заключение.

Таким образом, концепция А.Ш. Амонашвили, поднимая на щит высокие идеалы и любовь к ребёнку, является светочем для современных педагогов, в ней мы можем черпать вдохновение и свежие идеи для своей деятельности.

«...Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как стержень всякого высшего педагогического учения и наследия, таит в себе возможность для постоянного обновления жизни школы, для многогранной творческой деятельности учителя и учительских коллективов... Оно зажигает искры для рождения разных и новых педагогических систем в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий... Гуманное педагогическое мышление находится в постоянном поиске своего "момента истины", ввиду чего границы его более расширены, нежели границы соответствующей практики. » (Амонашвили Ш.А.)

Используемая литература:

    Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984.

    Амонашвили Ш. А. Культура педагогического общения. М., 1990.

    Профессия учитель / под ред. В. П. Олавкина. М., 1985.

    Современные педагоги-новаторы / под ред. А. Д. Коровиной. Л., 1984.

Педагог и психолог, специалист в области гуманно-личностной психологии и педагогики в начальной школе. Доктор психологических наук, профессор, почетный академик Российской академии образования, руководитель Международного Центра гуманной педагогики и Лаборатории гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете.

Шалва Александрович Амонашвили — автор научного направления, известного в мире как « Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Его перу принадлежат десятки педагогических, психологических и художественных произведений. В настоящее время он возглавляет одноименный Издательский Дом и совместно с академиком Д. Д. Зуевым издает 100-томную «Антологию гуманной педагогики».

Шалва Александрович Амонашвили — лауреат Государственной премии Российской Федерации, иностранный член Украинской академии педагогических наук, почетный доктор Софийского университета им. Св. Климента Охридского (Болгария); В 2008 году Шалва Александрович был награжден в составе группы авторов — создателей образовательной системы «Школа 2100» Премией Правительства РФ в области образования — за цикл трудов «Образовательная система нового поколения (теоретические основания и опытно-экспериментальное осуществление)».

Факты биографии

Шалва Александрович Амонашвили родился в 1931 году в г. Тбилиси (Грузия). Окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета. С 1983-91 гг. он возглавлял НИИ педагогики МП Грузинской ССР, с 1987 он — генеральный директор Экспериментального научно-педагогического производственного объединения MHO Грузии.

Педагогический эксперимент по исследованию развивающего обучения начался ещё в 60-е годы прошлого века в Грузии — в Тбилиси, в лаборатории экспериментальной дидактики, руководил которой Барнаб Иосифович Хачапуридзе.

В этой работе участвовал молодой педагог Шалва Амонашвили. Вот несколько слов Шалвы Александровича об этом этапе его педагогической деятельности: «Была поставлена задача — уйти от авторитаризма… Я отучался кричать, наказывать, смотреть на детей сверху вниз, старался не ущемлять их чувство собственного достоинства… Дети начинали всё больше мне доверять, спешили поговорить и поспорить со мной».

В 60 — 70-х годах Шалва Александрович возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, который обрел известность по всему миру под названием «« Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Первым проектом Амонашвили была «Школа радости» в Тбилиси. В ней в 1961 году он первым в СССР начал эксперимент по работе с детьми-шестилетками. Цель эксперимента была одна — вырастить просто хороших людей, и Шалва Александрович считает, что она была достигнута.

В начале педагогической деятельности Амонашвили дали самую ужасную школу в Москве, куда «ссылали» всех отстающих детей. За два года он превратил её в образцовое учебное заведение. Когда в школу пришла министерская комиссия с проверкой, чиновники были изумлены произошедшей переменой. Все спрашивали: а где же недоразвитые дети? На что Амонашвили отвечал, что детей надо любить и с ними заниматься, тогда в них расцветают чудесные цветы талантов.

В 1988-89 году Шалва Александрович работает вместе с А. А. Леонтьевым в уникальном коллективе — ВНИК «Школа». Перед содружеством учёных поставлена историческая задача: создать научно-методологические основы образовательной системы нового поколения, системы, которая обеспечила бы стране образование будущего. К сожалению, в связи со сменой руководства в образовании ВНИК закрылся, а подготовленные им материалы были не востребованы. Но основы методологической платформы образовательной системы будущего были определены. С 1993 года Ш. А.Амонашвили принимает активное участие в работе объединения «Школа 2100», возглавляемого А. А. Леонтьевым, которое продолжило идеи ВНИК «Школа». Шалва Александрович принимает участие в подготовке основных документов, вписывает свою концепцию гуманной личностно ориентированной педагогики в общую схему Образовательной системы «Школа 2100». После смерти Алексея Алексеевича Леонтьева становится одним из научных руководителей этой образовательной системы. Одновременно Шалва Александрович Амонашвили руководит Лабораторией гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете, он — глава Издательского Дома Шалвы Амонашвили.

Область научных интересов

Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе, идеи гуманной педагогики в истории человеческой мысли, оценочная основа педагогического процесса, жизнь ученика, личность учителя.

Основной постулат учительской философии Амонашвили заключается в следующем: «Каждый ребенок пришел в этот мир не случайно: он рождается потому, что должен был родиться, он пришел как бы на зов людей. У него своя жизненная миссия, которой мы не знаем, может быть, великая, и для того он наделен величайшей энергией духа. И наш долг — помочь ему выполнить её». Отношения «учитель — ученик», по Амонашвили, состоят в том, что «ребенок может всё, а учитель должен сам верить в эту формулу и внушать её ребенку».

Основа основ в школе Амонашвили — «уроки духовной жизни». Ради чего мы живем? Что такое жизнь и как она могла возникнуть? Что такое любовь? Что такое бессмертие? Первый принцип — это любить ребенка. Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитать гуманную душу в человеке. Ребёнок становится счастливым, как только ощущает, что учитель его любит, любит искренне и бескорыстно.

Наиболее полный ответ на вопрос «Что такое гуманная педагогика?» мы находим у Шалвы Александровича: «Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни».

Клятва учителя (от Ш. А. Амонашвили)

Я — Амонашвили Шалва Александрович, добровольно выбрав профессию Учителя и находя в ней свое призвание, глубоко сознавая свою причастность к сохранению и процветанию жизни на Земле, с полной ответственностью принимая на себя заботу о судьбе Ребёнка, о судьбах детей, клянусь:

любить детей, любить каждого ребёнка от всего сердца, быть им верным и преданным, следовать цели раскрытия, развития, воспитания, утверждения в Ребёнке личности, быть оптимистом в отношении любого ребёнка в любых случаях.

Обязуюсь постоянно и усердно заботиться:

о приобщении детей к высочайшим ценностям общечеловеческой культуры и нравственности, о развитии и воспитании в них доброты, заботы о людях, о Природе, о выживании человечества, об очеловечении знаний и очеловечении среды вокруг каждого ребенка, об овладении искусством гуманного общения с детьми, с Ребёнком.

Клянусь:

не вредить детям, не вредить Ребёнку.

Список основных трудов

  • «Обучение. Оценка. Отметка», 1980.
  • «Здравствуйте, дети!», «Как живете, дети?», «Единство цели»: Педагогическая трилогия, 1983-1986.
  • «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников», 1984.
  • «Основы формирования навыков письма и развития письменной речи в начальных классах», 1970.
  • «Созидая человека», 1982.
  • «В школу с шести лет», 1986.
  • «Размышления о гуманной педагогике», 1996.
  • «Школа Жизни». Трактат о начальном образовании, 1996.
  • « Гуманно-личностный подход к детям», 1998.
  • « Личностно-гуманная основа педагогического процесса», 2000.
  • «Улыбка моя, где ты?».
  • «В чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры».
  • «Баллада о воспитании».
  • «Исповедь отца сыну».
  • «Спешите дети, будем учиться летать!».
  • «Без сердца что поймем?».
  • «Почему не прожить нам жизнь героями духа?».
  • «Тайна Альбрехта Дюрера III-IV классы».
  • «Школа жизни».
  • «Истина Школы».
  • «Рука Ведущая».

Ректором Академии является профессор Шалва Александрович Амонашвили.

Он доктор психологических наук, академик Российской Академии Образования, иностранный член Академии Педагогических Наук Украины, почётный доктор Софийского Университета имени Климента Охридского, руководитель Международного Центра Гуманной Педагогики, лауреат премии Правительства РФ, «Рыцарь Гуманной Педагогики», «Рыцарь детства».

Награждён медалями: «К.Д.Ушинского, «Учитель Великой России».

Организатор ежегодных Международных Педагогических Чтений.

Шалва Александрович автор следующих книг:

  • «Педагогическая симфония» («Здравствуйте, дети!» «Как вам живётся, дети?», «Единство цели»);
  • «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников»;
  • «В школу с шести лет»;
  • «Размышления о гуманной педагогике»;
  • «Школа Жизни»;
  • «Вера и любовь»;
  • «Исповедь отца сыну»;
  • «Письма к дочери»;
  • «Баллада о воспитании»;
  • «Истина Школы»;
  • «Без сердца что поймём?»;
  • «Спешите, дети, будем учиться летать!»
  • «Почему не прожить нам жизнь героями духа»

Шалва Александрович развивает идеи духовного гуманизма и утверждает их в педагогической теории и практике.

Проводит семинары для учителей, воспитателей, школьных психологов, работников образования по системе гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе.

Основал более двухсот центров и лабораторий гуманной педагогики в России, на Украине, в Белоруссии, Киргизии, Казахстане, Латвии, Литве, Эстонии. Является научным руководителем ряда экспериментальных школ.

Краткая биографическая справка

Родился 8 марта 1931 года в Тбилиси. Окончил Тбилисский государственный университет, факультет востоковедения. Педагогическую деятельность начал пионервожатым в 1952 году, будучи студентом второго курса. В 1958 году закончил аспирантуру при НИИ педагогики им. Я.С.Гогебашвили и защитил кандидатскую диссертацию по педагогике в 1960 году. В 1972 году защитил докторскую диссертацию по психологии на Учёном Совете Института общей и педагогической психологии АПН СССР. В 1985 году был избран членом-корреспондентом, а в 1989 году — действительным членом АПН СССР.

С 1958 года по 1991 год работал в НИИ педагогики Грузии — лаборантом, научным сотрудником, учёным секретарём, заведующим лабораторией, заместителем директора, директором, генеральным директором Научно-производственного педагогического объединения.

В 1989 — 1991 годах был народным депутатом СССР, членом Верховного Совета СССР.

С 1991 по 1998 год заведовал кафедрой начального образования в Педагогическом университете им. С.С.Орбелиани г. Тбилиси.

С 1998 года по сей день работает заведующим лабораторией гуманной педагогики в ГОУ ВПО Московский городской педагогический университет (МГПУ).

Амонашвили Шалва Александрович

Родился 8 марта 1931г,Тбилиси. В настоящее время Ш.А. Амонашввили – доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, Лауреат Государственной премии Российской Федерации, иностранный член Украинской академии педагогических наук. Кроме того, он – почетный доктор Софийского университета им. Св. Климента Охридского (Болгария); заслуженный профессор Московского Городского педагогического Университета; почетный профессор ряда университетов разных стран. Основное внимание его исследований сосредоточено на начальном обучении (новое содержание, формы и методы). Еще задолго (с 1965 г.) до введения в нашей стране обязательного обучения детей с 6 лет (1984 г.) Ш.А. Амонашвили исследовал проблему раннего обучения. Он доказывал, что это сензитивный возраст, т.е. наиболее чувствительный, податливый, благоприятный, отзывчивый для ускоренного интеллектуального и нравственного развития, для формирования культуры чувств. Ш.А. Амонашвили уделил особое внимание личности учителя, его нравственным качествам и духовному облику. Учителя, работающие с шестилетками, должны обладать целым рядом особых качеств , быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть. Учитель должен понимать детей. Учителю надо быть оптимистом. Учителя “обязаны олицетворять человека будущего, человека нового склада” . Завоевать любовь детей - насущнейшая задача учителя, считает ученый-исследователь, “ибо только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний и осваивает моральные ценности общества” Педагогическая и дидактическая система Ш.А. Амонашвили проникнута гуманным отношением к детям, основана на чувстве уважения к ним, взаимной любви учителя и учащихся. С этих же позиций он относится к проблеме школьной оценки и отметки . Прежде всего и, безусловно, справедливо Ш.А. Амонашвили различает и разводит понятия “оценка” и “отметка”. Оценка еще не отметка. Оценка это как бы соответствующий комментарий сиюминутного поведения школьника, его учебной работы в данный момент. Оценка выражается в словесной форме, например: “Молодец”, “Ты хорошо справился с заданием”, “Вчера у тебя было сделано лучше, чем сегодня”, “Не спеши, еще раз проверь выполненное упражнение, не допустил ли ошибок” и т.п. Иногда это может быть улыбка, добрый взгляд учителя, выражение удивления и т.п. “оценка”. Отметка же- это обобщенная оценка. Она выражена в баллах и выставляется в тетрадях и дневниках школьников, в классном журнале. Затем отметка в журнале как бы отделяется от ее носителя (конкретного ученика) и становится предметом учета, статистики, выяснения процента успеваемости и т.п. Но главная особенность отметки даже не в этом, а ъ том, что она приобретает признак нравственной оценки носителя отметки, т.е. того, кто эту отметку получил. Отличник по учебе, значит, это хороший человек, мыслят дети. А если кто-то плохо учится, он и человек плохой и с ним дружить не надо. Это серьезный недостаток школьных отметок, по крайней мере в начальных классах. Гуманистическое отношение к ребенку выражается в любом методе и приеме учебно-воспитательной работы. Так, не следует одного ребенка по его успехам или неудачам в учении (или в другом деле) сравнивать с другим учеником. Такое сравнение неэтично и негуманно. Сравнивать можно результаты сегодняшней работы одного и того же школьника с результатами того, что было раньше. Ш.А. Амонашвили выступает сторонником формирования у детей доброты, чувства товарищества, дружбы и взаимопомощи как в учебных делах, так и в повседневной жизни. Свои взгляды и идеи гуманистической педагогики сотрудничества он отразил в монографиях и многочисленных статьях.

Он обращает внимание на следующие личностные качества, которые представляются ему самыми главными.

    Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.

    Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.

    В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.

    В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.

Гуманизм (лат. гуманус – человеческий, человечный) – ценностная концепция человека как наивысшей ценности в мире; защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий. Гуманистическая педагогика – система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса развивающегося по своим возможностям. С позиции гуманизма конечная цель воспитания – каждый воспитанник полномочный субъект, ориентация на личность и создание условий для ее самореализации.