Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Прекрасное пробуждает доброе. Прекрасное пробуждает доброе

урок-экспресс

Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала.
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ

Цели урока: Обобщить и систематизировать материал по пластическим видам искусств; проконтролировать уровень знаний учащихся по темам предмета МХК. Развивать умение учащихся анализировать и сравнивать произведения различных видов искусств. Пробуждать творческий интерес к культуре своего народа, народов мира. Оказать благотворное влияние на развитие мировоззрения учащихся. Воспитывать культуру речи, общения; интерес к сценическому искусству; коммуникативные навыки.
Оборудование урока: 1) Музыкальный ряд: "Песня о сказке", слова Ю.Энтина, музыка Вл.Шаинского. 2) Зрительный ряд: репродукции изо и народного творчества; книжная выставка.

На наших уроках по мировой художественной культуре согласно программе мы знакомимся с различными видами искусств.
В мир искусств - сложный и многообразный, завораживающий - мы входим с вами постепенно и вместе постигаем все секреты его волшебства.
Каждый урок по мировой художественной культуре был для нас "открытием" в Мире Прекрасного, и тема сегодняшнего урока - "Прекрасное пробуждает доброе". А как вы понимаете это выражение?
(Это действительно так, ведь настоящее искусство призвано покорять, удивлять, делать нас чище нравственно, богаче духовно, добрее, счастливее...)
Каждый добрый человек, по-моему, немного может быть волшебником! А в чем состоит это волшебство, как вы думаете, ребята?
(В том, наверное, что рядом с такими людьми нам легко, просто, у каждого из нас от общения с ними на душе делается теплее, радостнее...)
Я хочу, чтобы с такими добрыми чувствами мы прожили сегодняшний урок. Давайте попробуем быть добрыми волшебниками! Мы в силах создать доброжелательную атмосферу в классе.
Сегодня у нас урок-экспресс. Вы будете сдавать экзамены по различным видам искусств: живописи, графике, скульптуре и декоративно-прикладному искусству. Урок итоговый: обобщение и закрепление знаний по пластическим видам искусств.
Путешествие по стране Искусств будет проходить среди команд по часовой стрелке. За столами сидят ваши консультанты, девятиклассницы, прошлогодние мои ученицы-отличницы. Перед ними - маршрутные листы путешествий. Консультанты будут фиксировать баллы за сдачу экзаменов каждым учеником и сумму баллов всей команды. Если член команды не знает ответа на вопрос, за него отвечает капитан команды.

Инсценировка по ходу урока

Учитель : Но позвольте, а где же капитан вашей команды Володя Костыльков? Нет его? Но где же он? (Выглядываю за дверь. Он бежит по коридору).

С шумом распахивается дверь и вбегает запыхавшийся Волька.

Волька: Я! Извините за опоздание!
Учитель: Да чего уж с тобой поделаешь, проходи! А что это у тебя в руках?
Волька: Клад! Клад со старинными вещами.
Учитель : Ну проходи, проходи! Ставь свой сосуд на стол, он как раз будет украшением. Итак, начинаем сдачу экзаменов.
Волька: Встает и дует в вазу. Поднимается облако дыма. (Звучит музыка, но в тот же миг в класс входит Хоттабыч).
Хоттабыч: Апчхи! Апчхи! Приветствую о тебя, прекрасный отрок!
Волька: Ты кто такой?
Хоттабыч: Знай же, о благословеннейший из благословенных, что я не кто иной, как могучий и прославленный во всех четырех странах света джинн Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб, т.е. Хоттабыч. Я был бы несказанно счастлив узнать твое имя, о прелестнейший отрок!
Волька : Меня зовут Волька.
Хоттабыч: А как имя отца твоего?
Волька: Его зовут Алексей.
Хоттабыч: Так знай же, превосходнейший из отроков, звезда сердца моего, Волька ибн Алеша, я буду выполнять все, что ты мне прикажешь, ибо ты спас меня от заточения. Ох как я долго в нем пребывал! А что ты здесь делаешь?
Волька: Сдаю экзамены по мировой художественной культуре.
Хоттабыч: По искусствоведению? Знай же, о изумительнейший из изумительных, что тебе неслыханно повезло, я так богат знаниями по этому предмету! Я так люблю твою школу, да будут благословенны ее фундамент и крыша! Я буду тебе незримо подсказывать ответы на все вопросы, и ты прославишься среди учеников школы и среди учеников всех близлежащих школ.
Волька: О нет-нет! Благороднейший Хоттабыч, мы и сами справимся, я ведь не один, нас целая команда, а вместе мы - сила, мы все преодолеем. А ты устал от долгого сидения в сосуде, присядь, отдохни, послушай нас, пожалуйста.

(Звучит музыка. Путешествие начинается. Пока звучит музыка, ученики сдают экзамены по различным видам искусств. Далее идет подсчет очков. Консультанты уходят на голосование).

Хоттабыч: Пока подсчитываются очки, я хочу тоже задать вам несколько вопросов. Первое задание. Напишите полностью мое имя. Второе задание. Отгадать жанры в ИЗО.

(Консультанты подводят итоги сдачи экзаменов и делают анализ ответов).

Хоттабыч : Молодцы! Изумительнейшие из изумительных, отроки мои. Как бы мне отметить ваши великие познания в искусстве? Ах да! Придумал! Я превращу вас всех в золотых рыбок! Нет? Тогда выделю каждому из вас по бороде! Опять не то? Придумал! Лучше я подарю вам медали от джинна-волшебника. (Дарит медали).

Хоттабыч отвечает на звонок по сотовому телефону. Его приглашают в школьную библиотеку постигать современные знания по МХК, вежливо прощается со всеми и уходит. Учитель обращается к книжной выставке: художественное произведение Л.И.Лагина "Старик Хоттабыч". Учитель задает домашнее задание:
1) Посмотреть в книге, как правильно пишется имя джинна, старика Хоттабыча, обратить внимание на концовку книги, сколько лет прожил волшебник на свете? 2) С какими новыми видами искусств вы сегодня столкнулись?

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Первомайская детская школа искусств»

Первомайского района Тамбовской области

Лекция-беседа на тему:

«Прекрасное пробуждает доброе»

Подготовила: преподаватель первой квалификационной категории

Тищенко Г.Ю.

р.п. Первомайский, 2016

«Прекрасное по своему содержанию

Тождественно с добрым»

Н.Чернышевский

Искусство – это часть духовной культуры человека, причем не просто Возможная или даже желательная, но обязательная часть.

В воспитательную силу искусства, в его способность благотворно воздействовать на человека, на его духовный мир, вызывать в нем доброе чувство всегда верили лучшие передовые писатели, музыканты, художники. И не только они. Точно так же смотрели на искусство, точно так же понимали его гуманистическую направленность и крупнейшие ученые, философы, и ученые, и выдающиеся общественные и политические деятели – словом, все те, кто по настоящему задумывался о судьбах человечества.

Люди редко, а пожалуй, и никогда не оюходятся в своей жизни без искусства вообще. Вопрос заключается в том, какую часть искусства человек включает в свою жизнь, а от какой отказывается, какое место занимает взятая им часть ивкусства в его духовном мире. Нередко этот вопрос об отношении к искусству принимает форму спора «о легком и серьезном искусстве».

Если бы весь смысл искусства, все его предназначение сводилось только лишь к бездумному развлечению, не стоило бы оно того, чтобы всю свою жизнь посвящали ему такие титаны, как Шекспир, Микеланджело, Бетховен, Лев Толстой, и те, кто шел и сегодня идет по их пути.

К счастью, дело обстоит не так. Есть искусство «развлекательное», жизненный смысл и назначение которого действительно заключается в том, чтобы развлекать человека, украшать его отдых. Но высшее предназначение всякого большого, истинного искусства не сводится к этому, оно намого шире.Оно состоит в том, чтобы обогащать духовный мир человека, делать его лучше, умнее, сильнее. И, конечно, любое искусство, независимо от его жанра и характера, влияет на человека, на его духовный мир, на его натуру, а не только на его эстетический вкус. И именно потому, что легкая музыка широко распространена в быту, и нельзя забывать, что она обязательно должна быть хорошего качества.

Как правило, люди, любящие и понимающие серьезное искусство, способны оценить так же прелесть искусства легкого, развлекательного, причем безошибочно чувствуют разницу между хорошим и плохим развлекательным искусством.

«Человековедением», «наукой о человеческой душе» часто называют искусство. И это очень верно. Нет таких предметов и нет таких учебников, которые могли бы выполнить ту особую воспитательную роль, какую способно выполнить искусство.

«Прекрасное по своему содержанию тождественно с добрым» - эти слова Чернышевского могли бы стать для нас девизом эстетического воспитания детей, юношества, молодежи.

Воспитательная роль искусства проявляется еще задолго до школы, и мы к этому так привыкли, что даже перестаем замечать это. А ведь любовь к Родине, к своему народу, такие нравственные категории, как героизм и трусость, благородство и ненависть к злу, возникают в сознании совсем еще маленьких детей под влиянием первых услышанных сказок или песен, первых увиденных рисунков, то есть именно под влиянием искусства. И трудно отрицать, что первые встречи с любовью и дружбой, с большими радостями и большими горестями происходят у человека чаще всего сначала на страницах книг, на экране кино, в песне и на сцене театра, а потом уже в жизни. И то, как девушка или юноша обойдутся с этими чувствами, встретившись с ними в действительности, в немалой степени зависит от того, чего они успели к тому времени начитаться, чего наслушаться в музыке, чего насмотреться в театре и в кино.

Мы успокаиваем себя шаткой и вовсе не основательной мыслью: «Подумаешь, посмотрел плохой фильм! Все это забудется!» Да, возможно, что и забудется! Но след в душе остается на всю жизнь. Для человека с хорошим вкусом, с жизненным опытом плохой фильм, бессодержательная книга, пошлая песенка безопасны, потому что он умеет уже сам отличать хорошее от плохого, содержательное от бессодержательного, благородное от пошлого. Но ведь у детей и подростков нет еще ни жизненного опыта, ни выработанного эстетического вкуса. Они стремятся подражать полюбившимся героям книг, фильма, песни. Кого мы должны обвинять прежде всего: девушек и юношей или нас самих, родителей и воспитателей, не сумевших воспитать своих детей и воспитанников?!

Есть в мире прозрачная как утро, песнь Сольвейг, мудрость Баха, печальная прелесть блоковской «Незнакомки» и драматизм Бетховена – та самая красота жизни, без которой не может дышать человек.

Будущее! Как много мы читаем и слышим о нем! Каким оно будет? Одни пытаются определить его контуры, опираясь на объективные законы развития экономики, науки и техники. Другие рисуют это будущее, отдаваясь свободному полету своей творческой фантазии. Третьи просто мечтают о нем и видят его в своих мечтах таким, каким им хочется его увидеть.

А ведь оно, это будущее, рядом с нами, вокруг нас. Посмотрите на наших детей, на наших подростков, на нашу молодежь – вот оно, наше будущее! Какими мы их воспитаем, какими они вырастут – таким и будет наше будущее. Оно в наших руках. И во имя этого будущего мы обязаны в первую очередь активизировать все то, что помогаеи формированию духовногог мира подрастающего поколения. Искусству принадлежит в этом большая и особая роль. Искусство учит нас быть внимательными друг к другу, будит в нас хорошие, добрые, благородные чувства. И согласитесь с тем, что добрые чувства нужны в жизни и строителю, и шоферу – словом, любому человеку, независимо от того, какую профессию он избрал для себя.

Музыкальное воспитание детей – основа музыкальной культуры народа, а крупные недостатки в этом деле неизбежно оказывает прямое влияние на важнейшие стороны музыкальной культуры в целом. Низкий уровень хорового воспитания детей влечет за собой снижение всей хоровой культуры в стране. Хоровое пение а капелла, являющиеся основным показателем уровня хоровой культуры, становится редким явлением и в детских, и во взрослых хорах.

Слабый охват детей всеобщим музыкальным воспитанием чрезвычайно сужает возможности выявления одаренных детей в том возрасте (7-9 лет), когда таким детм следует начинать углубленные занятия музыкой.

Недостатки постановки музыкальной работы с детьми ведут к слабому пополнению рядов настоящих любителей музыки, к распространению дурных музыкальных вкусов.

Детей в известном смысле можно уподобить путешественникам, собирающимся в далекий путь. А какой путь может быть серьезнее и сложнее, чем жизненный путь, к которому готовятся наши дети? И в этот путь им надо взять с собой солидный багаж – багаж знаний, умений и навыков, вкусов и воззрений. Эстетическая культура – важная часть этого духовного багажа, без которого не сможет человек полноценно прожить свою жизнь.

Необходимо поднять эстетический уровень всей нашей жизни: сделать красивыми наши города и села, парки и сады; мы стермимся к развитию хорошего вкуса и изяществу в меблировки квартир, в одежде и обуви, хочется, чтобы «законы красоты» легли в основу деятельности людей. Все чаще смыкаются такие понятия, как хорошее и красивое, умное и прекрасное. А результаты хорошего, умного труда вызывают и эстетическое восхищение.

Обучать детей искусству очень трудно. Далеко не все ребята, пришедшие в школу с целью получить в ней именно общее музыкальное образование, выдерживают строгие профессиональные требования, которые к ним предъявляются. У одних для этого не хватает способностей, у других – времени, у третьих – просто желания. Одним – трудно, другим – скучно. А скука – враг всего живого, в искусстве скука равносильна его убийству.

Постановка руки – дело скучное, и не надо строить на этот счет никаких иллюзий. И первоначальные упражнения – дело скучное. И гаммы, и арпеджио – дело скучное. Скучное до того поворотного дня, когда ученик перешагнет черту, за которой сама работа, само упражнение начинают приносить радость и удовлетворение. Но ведь у большинства детей этот счастливый день наступает не сразу.

В любом предмете общеобразовательной школы ребята, преодолевая трудности, знают, что школа эта для них обязательна. А то, что занятия музыкой для них вовсе необязательны – это они тоже очень хорошо понимают. А преодолевать трудности в том деле, которые необязательны – это для них уже более сложно.

Ничем незаменимо влияние искусства на нравственность. Оно сказывается на детях еще задолго до их поступления в школу. Первая же встреча с искусством ставят перед детьми важнейшие морально-этические проблемы, учат их понимать что такое добро и зло, любовь к друзьям и ненависть к врагам, что такое благородство, а что такое – подлость. Великую роль нравственного воспитания искусство и литература продолжают выполнять на протяжении всей жизни человека. И в этой роли искусства не может быть заменено ни одним школьным научным предметом, ни одним учебником.

Связь эстетического воспитания с воспитанием нравственным была замечена с очень далеких времен, и именно эту связь подчеркивали всегда стоявшие на передовых позициях философы, педагоги – воспитатели, просвятители. «…Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи» - утверждал в свое время Аристотель в 4 веке до н. э. А в 1914 году, всемирно известный невропатолог, психолог, глубокий знаток человеческой души, академик В.М. Бехтерев писал «О значении музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его жизни». Он был убежден в том, что от детальной разработки вопроса о музыкальном воспитании с раннего детского возраста в значительной мере зависит эстетическая, а следовательно, и нравственное воспитание человеческой личности.

Нередко от родителей и даже от учителей-воспитателей можно услышать такие слова: «Ну зачем он тратит время на сочинение стихов – у него ведь нет поэтического дара! Зачем он рисует – все равно художник из него не получится! А для чего он пытается сочинить музыку – ведь это не музыка, а чепуха какая-то получается!...» Какое же заблуждение и как все это неверно. В ребенке обязательно надо поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были бы результаты этих стремлений. Только не вздумайте посмеяться над этими проявлениями детского творчества. Он, быть может, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом, но, возможно станет отличным врачом, математиком, учителем. И вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь.

Используемая литература:

    Статьи, доклады, выступления по проблемам эстетического воспитания Д.Кабалевского. с 1957 по 1971 года.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
– Искусство – это прекрасно? – Как искусство воздействует на человека? Работа в группах. Задание группе № 1. Все времена года отражены в искусстве. В живописи природа играет красками, цветами, бликами. Назовите художников, изображавших природу на своих полотнах, составьте художественный ряд Задание группе № 2. Человеческая душа несет в себе глубокое поэтическое видение природы. Назовите поэтов и писателей, посвятивших этой теме свои произведения, составьте литературный ряд. Задание группе № 3. Тема природы издавна привлекала композиторов. Природа дарила музыке звуки, тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы. Назовите композиторов, отразивших в своих произведениях тему природы, составьте музыкальный ряд. Сравните А. Саврасов «Грачи прилетели» И. Левитан«Весна. Большая вода» ПЕЙЗАЖ (франц. paysage, от pays местность), вид, изображение какой-либо местности; в живописи и графике, жанр, в котором основной предмет изображения - природа Романс в музыке (буквально - «по-романски», то есть «по-испански») - вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного; камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Термин «романс» возник в Испании в средневековье.Музыкальный пейзаж – это пейзаж настроения, в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка. «Я - русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка - это плод моего характера, и потому это русская музыка… Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю, -это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце» С. В. Рахманинов – Ф. Тютчев Романс «Весенние воды» Домашнее задание Найдите стихотворение о весне, придумайте художественный образ, созвучный эмоциональной сфере стихотворения и изобразите его с помощью рисунка Вывод: Произведения разных видов искусства, каждое своими выразительными средствами, передают красоту весеннего обновления природы и красоту обновления мира и жизни. Анализируя произведения разных видов искусства, созданные на одну тему, мы учимся глубже понимать их смысл, искать ряд схожих образов, настроений. Разные виды искусства красивы именно потому, что рассказывают о красоте природы, а следовательно, о красоте жизни. Знакомясь с произведениями искусства, объединенных темой природы, ощущаешь очарование природой, они учат нас любоваться красотой природы, красотой человеческих чувств. И не только любоваться, но и беречь природу, чистые, добрые человеческие чувства… – Искусство – это прекрасно? Искусство воздействует на человека? Итог: Искусство открывает мир – не всегда видимый глазу, не всегда выражаемый в простых понятиях. Оно обращено к глубинной сущности вещей. В любом произведении искусства, будь то поэма, музыкальная пьеса или полотно живописца, мы чувствуем дыхание жизни, познаем ее различные грани. Никакая наука не способна вызвать в человеке такой эмоциональный отклик, ничто не выражает так ярко и полно его душу, как искусство. Искусство присутствует в мире как мудрый наставник; оно рассказывает человеку о нем самом, о его слабостях и величии, оно учит ценить себя и других, оно хранит память об ушедших временах Рефлексия Состояние души на уроке… Задание: приведи слова – ассоциации, связанные с твоими эмоциями на уроке

Петрова Надежда Викторовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: средняя общеобразовательная школа №2 п. Морки
Населённый пункт: Моркинского района Республики Марий Эл
Наименование материала: конспект
Тема: "Прекрасное пробуждает доброе"
Дата публикации: 30.01.2017
Раздел: среднее образование

«Прекрасное пробуждает доброе» «Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем». Л. Н. Толстой Значимость деятельности классного руководителя в образовательном учреждении сегодня никем не оспаривается, более того, она признана на уровне государства и материально стимулируется. Однако тот, кто занимается этой деятельностью, понимает, что её границы очень широки, а меру сердечности и понимания ребёнка невозможно измерить рублями. Каждый раз, думая о проблемах воспитания, я вспоминаю слова
Л. Н. Толстого:
«Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем». Поэтому в своей работе всегда соблюдаю
«Заповеди классного руководителя»:
- никогда не унижать, не оскорблять детей; - стараться отталкиваться от положительных черт характера конкретного ребёнка, отмечать успехи и положительные сдвиги в учёбе, в каком – либо деле; - поощрять детскую самостоятельность с умом, учить их этой самостоятельности; - быть гибкой в отношениях с ребятами, уметь определить, где нужно быть строгой, где можно посмеяться; - не повышать голос никогда, все замечания делать с юмором; - стремиться быть справедливой ко всем и во всём, никогда не доводить ситуацию до конфликта; - стараться как можно больше времени проводить с классом; - работать в тесном сотрудничестве с родителями учащихся. Я учитель истории и географии в школе 20 лет и все эти годы - классный руководитель. Мой предмет открывает для меня дополнительные возможности влиять на сознание школьников, устанавливать с ними духовную близость. На своих уроках, прежде всего стараюсь решать проблемы нравственного воспитания подростков. Доброта, милосердие, честность, порядочность, доброжелательное отношение к окружающим, любовь к Родине, к родной природе – вот те качества, которые я пытаюсь воспитывать у своих детей. Эти качества во все века составляли непреходящую ценность человеческой культуры. Воспитание – это искусство. Искусство прикосновения к ребенку, которое помогает каждому из участников этого процесса самосовершенствоваться. Детский коллектив – это сложный организм. Классный руководитель хочет видеть его здоровым и совершенным. Каждый ребёнок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности. И я, как педагог, ставлю перед собой цель – увидеть, разглядеть, не пропустить в ребёнке всё лучшее, что в нём есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества. При этом особое внимание обращается на то, чтобы это творчество было искренним, идущим из глубины души. Формы творческой деятельности моих учеников различны: это участие в литературных вечерах, спектаклях, викторинах, олимпиадах, интеллектуальных играх, конкурсах, тематических программах. Прекрасно понимая, что успешный воспитательный процесс – это совместная деятельность семьи и школы, я стараюсь всегда привлекать к подготовке и проведению разных мероприятий родителей и учеников. Частые беседы, на которых обсуждаются различные проблемы воспитания, совместные экскурсии, походы, участие в общешкольных делах помогают родителям лучше узнать своих детей и научиться правильно воспитывать их, ведь «воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было». (Л.Н. Толстой).
И я убеждена, что хорошим классным руководителем может быть тот педагог, который «помнит своё детство на уровне ощущений. Помнит, что он испытывал, когда ему поставили несправедливую оценку, не взяли в команду КВН или забыли объявить благодарность перед классом. Безусловно, классный руководитель должен много знать, но и многое чувствовать» (Н. Селиванова).