Во сколько лет дети начинают рисовать. Рисование с детьми. Когда начинать

“Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”, - утверждал В.А.Сухомлинский.
Во время рисования в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать .

6-7 месяцев

Начинать показывать ребенку, как мама рисует, можно месяцев с шести-семи, когда он уже хорошо сидит и может манипулировать предметами. Можно наклеить, например, на шкаф, большой лист бумаги. Сядьте вместе с малышом рядом с расположенным вертикально листом, возьмите в руки кусочек воскового мелка и покажите, как проводить линию. Наверняка ребенок захочет повторить, дайте небольшой кусочек и ему, только следите за тем, чтобы он не попал в рот. Зато такой небольшой мелок сложно взять в кулак, его можно держать только щепоткой, тремя пальчиками, именно так, как нужно держать карандаш или ручку, и впоследствии вам не понадобится его переучивать. Ребенок сразу возьмет ручку правильно! Не рисуйте пока малышу человечков или зайчиков, покажите разные линии: прямые, кривые, нарисуйте круг, квадрат, треугольник, обязательно проговаривая, что и как вы делаете. Называйте цвета мелков, которые вы используете, возьмите с ребенком мелки разных цветов, покажите ему, где ваша линия, где его. Обязательно похвалите, и не сразу снимайте этот шедевр со стены или шкафа, пусть до прихода папы это будет выставка. Деткам и в более старшем возрасте очень важна эмоциональная значимость их деятельности. Пусть папа придет и похвалит!
«Показывайте ему краски, называйте их, демонстрируйте сочетания цветов. Общаясь с ребенком, называйте вещи своими именами. Называя какой-то предмет, добавляйте название цвета этого предмета (зеленые листья, голубое небо, желтое солнце), причем важно использовать не только основные цвета, но и их оттенки: розовый, бирюзовый, изумрудный, бежевый и т. д. Ребенок с легкостью, без труда, все это запомнит.

9 месяцев

С 9 месяцев можно переходить к настоящему творчеству. Рисовать нужно на больших листах бумаги, на обоях, так как дети в этом возрасте рисуют от плеча. Лучше начинать с маркера, затем, до года, добавить ручки, карандаши.

Для первого раза ребенка надо похвалить не меньше 20 раз. Помните: первое движение карандашом по листу бумаги это замечательный процесс познания ребенком и взрослым картины мира.

Около 1 года

«Первый рисунок или первая стадия процесса рисования, часто именуется «маранием» или « каракулями». Для ребенка это процесс игры карандаша и бумаги. Главное для него то, что в процессе игры виден результат – из движений карандашом по бумаге «что-то» выходит, создается.

Созидание линии – без «рисунка» в хаосе и нагромождении – волнует ребенка. Здесь закладываются основы творческой психологии. Главная ценность – в переходе за грань «переживаний», в создании объективного, как бы отделяющегося от творца бытия, всем доступного, для всех открытого. Еще линии не становятся материалом для «изображения», изобразительная сила и функция линий еще не предчувствуется. Эти «каракули» радуют появлением нового бытия, отделяющегося от работы ребенка, застывающего, приобретающего таинственную самостоятельность. Творить бытие, вызывать его к жизни, накопляя, нагромождая линии одну за другой – вот что влечет к себе ребенка на этой стадии.

Алена Григорьева
Консультация для родителей «Малыш начинает рисовать»

Бесспорно, изобразительную деятельность дети дошкольного возраста считают самой интересной. Только разрисовав себя фломастерами или испачкав акварелью, ребенок понимает - есть в жизни счастье…

Мы взрослые порой этого счастья не разделяем, и даже возмущаемся до глубины души, разглядывая художества малыша на стенах в квартире. А ведь рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Поэтому вместо того, чтобы ругать малыша , постарайтесь направить его творчество в нужное русло.

От рисования малыш получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка . При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память , внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша .

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями.

Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству - желание получить результат, создать определенное изображение.

Помните, каждый ребенок - это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.

"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", - утверждал В. А. Сухомлинский.

Учить ребёнка рисовать никогда не рано . У детей, рано начавших рисовать , в дальнейшем отсутствует "боязнь белого листа бумаги". Кроме того доказано, что все узнанное нами в раннем детстве остается с человеком на всю жизнь.

Это вовсе не означает, что начавший рано рисовать ребенок станет художником, просто он не будет бояться этого вида деятельности. Яркие краски разнообразят жизнь ребенка, восполняют его потребность в приятных ощущениях.

Первый рисунок малыша будет состоять из горизонтальных линий, через два месяца появятся вертикали, затем ребенок поймет, что есть еще и кружочки, а после этого он начнет соединять все линии вместе. К 1,5 годам ребенок начинает рисовать сюжетные рисунки . Важно давать рисовать крохе и правой , и левой рукой. Левая должна обязательно участвовать в процессе, это поможет развиваться ребенку гармонично. Размер бумаги уменьшается (примерно до формата А3 : 30x40 см, так как ребенок начинает рисовать "от локтя". К 2-м годам он зарисует кистью руки, а позже – пальцами. Чтобы ускорить этот процесс, очень важно научить ребенка рисовать мелкие предметы , например, нарисуйте машинку и попросите раскрасить колесики, кузов. К дереву – нарисовать листочки . Нарисуйте цыпленка и попросите нарисовать ножки , глазки, клюв.

Рисование играет большую роль в деле формирования речи у ребенка. Как известно многим взрослым - стимуляция работы мелкой моторики, а именно движение пальцами рук : быстрые, медленные, осознанные, приводит к увеличению и активизации речевой деятельности. Чем больше этому уделяется внимание в период, когда ребенок начинает говорить , тем быстрее идет процесс постановки речи. Рисование в свою очередь выполняет сразу несколько функций : эстетическое восприятие мира через рисунок, усиление речевой активности, а также повышение самооценки ребенка. Рисование также полезно детям для разгрузки, помогает справиться со стрессами, напряжениями. Например, если ребенку приснилось что-то плохое, то предложите ему нарисовать это , и все будет в порядке.

Есть несколько важных правил, которые следует соблюдать :

Никогда не просите ребенка нарисовать вам что-либо конкретное по заказу, можете только предложить несколько вариантов на выбор, но не настаивайте, чтобы ребенок обязательно нарисовала что-нибудь из предложенного вами; пусть лучше рисует то, что задумал сам.

Никогда не критикуйте работы маленького ребенка; да, он еще несовершенен, он рисует, как может, но рисует с душой; если вы будете постоянно его критиковать, он может вообще отказаться от этого занятия.

Никогда, ни под каким предлогом не дорисовывайте ничего и не улучшайте в работах ребенка, это тоже его обижает, подчеркивает его неполноценность, невозможность самому нарисовать хорошо (часто родители делают это , чтобы потом демонстрировать работы ребенка родственникам и знакомым, как его достижения).

Поощряйте нестандартные решения образов или приемы работы; пусть малыш понимает , что главное - это именно его фантазия.

Рассматривайте и обсуждайте его предыдущие работы, чтобы он не забывал, что он уже умеет рисовать , что у него уже однажды получилось очень хорошо; старайтесь вывешивать работы ребенка на стену.

Рассматриваете вместе с ребенком иллюстрации в книгах, репродукции картин известных художников, посещайте выставки. Старайтесь не навязывать эти образы, но обсудить лучшие моменты (например, сочетание цветов) .

Многие родители пугаются , когда малыш , с виду вполне счастливый начинает рисовать черным карандашом , игнорируя такие прекрасные яркие цвета, как, красный, жёлтый и другие. Ведь принято считать, что черный - это цвет страха, уныния. Но нужно понять одно : цвет - это просто цвет. Он не хороший, и не плохой.

Дети, особенно маленькие, пока не усвоят общекультурные значения цветов, выбирают те оттенки, которые им просто нравятся. Малыши до 3 - 4 лет могут предпочитать чёрный только потому, что он самый «продуктивный» . Например, макать кисть в чёрную краску нужно гораздо реже, и он пишет дольше. Жёлтый же, наоборот надо постоянно добавлять на кисть. Кроме того, темные линии выглядят четче, контрастнее, они как будто более «настоящие» .

Важно присмотреться, что именно рисует ребенок, и обратить внимание на сопутствующие факторы. Например, любовь к черному цвету может быть выражением протеста во время кризиса трех лет - когда ребенок переживает период «я сам» , противопоставляя себя другим. «Нарисую цветом, который мама не любит» (если мама до этого запрещала рисовать черным , или «Нарисую, как мне хочется, а не так, как есть на самом деле» .

Цветовые пристрастия ребенка могут меняться с возрастом или под воздействием других причин. Например, ребенок может полюбить зеленый потому, что такого оттенка его любимая мягкая игрушка. Или девочка начинает предпочитать розово-малиновые оттенки просто потому, что игрушки «для девочек» изготавливаются в основном в этой гамме. В период от 3 до 6 лет девочки как бы подтверждают таким образом свою принадлежность к женскому полу.

Иногда дети (как и взрослые) выбирают темные, «грязные» цвета по причине плохого настроения, пасмурной погоды, физической слабости. Но в определенные моменты чёрные краски действительно являются тревожным признаком. Стоит обратиться к специалисту, если помимо предпочтения чёрного цвета, ребенок подавлен, замкнут, часто испытывает негативные эмоции; если он вял и апатичен, потерял аппетит и плохо спит, чересчур эмоционально реагирует на привычные события. При наличии несколько пунктов из этого списка в поведении ребенка - это повод присмотреться к ребенку, обеспечить ему больше поддержки и внимания, и при необходимости обратиться за помощью к психологу.

Если на детских рисунках преобладают жёлтый и фиолетовый цвета – это благоприятный знак. Такие краски обычно выбирают дети, которые смотрят на мир оптимистично. Излишек красного свидетельствует о гиперактивности, синего - о тоске и внутреннем напряжении. Зеленый цвет говорит о том, что ребенку не хватает любви и умиротворенности. Оранжевый означает желание ярких впечатлений, любознательность и интерес к жизни. Выбор этого цвета свойственен детям открытым, общительным, веселым, непосредственным, часто меняющим свое мнение и увлечения.

Изобразительное творчество детей

- Показатели развития
- Зачем вообще нужно рисовать?

Все, чем занимается ребенок в раннем возрасте, он делает творчески: двигается, общается, играет, исследует мир... Но не всегда процесс творчества и его результаты заметны окружающим. Поэтому детские рисунки - уникальный способ понять, как малыш видит мир. К тому же детские рисунки - одно из немногих свидетельств развития его навыков и творческих устремлений.

Показатели развития

1 год

В этом возрасте изобразительная деятельность у ребенка отсутствует, но можно начинать готовить его к ней.

Как тренировать?

Познакомьте малыша с карандашом и бумагой, покажите, как карандаш оставляет на ней след, и он охотно последует вашему примеру.

1,5 года

С интересом наблюдает, как на бумаге появляются линии от карандаша или фломастера.

Подражая взрослым, пытается рисовать.

Как тренировать?

Нарисуйте на глазах у малыша знакомый ему предмет: мячик, яблоко, просто цветные линии. Увидите, сколько радости это ему доставит.

Попробуйте научить его держать карандаш в руке, проводить прямые и замкнутые линии. Хорошо, если он поймет: получившиеся линии - результат его собственных усилий.

Возьмите по два листа бумаги и карандаши - для себя и для малыша. На своем листе начертите 2-3 вертикальные линии и предложите ему сделать то же самое на его листе. Получится - попробуйте нарисовать круг. Можно сначала провести очертания круга в воздухе рукой малыша, потом - пальцем на бумаге и лишь затем - карандашом.

1,5 - 2 года

Если ребенку в руки попадает то, чем можно рисовать и на чем можно рисовать, из-под его руки выходят размашистые каракули. Сами по себе они ничего особенного не значат, но это начало творчества.

Малышу нравится мять в руках пластилин или тесто для лепки, но по назначению он пока их не использует.

Как тренировать?

Обеспечьте малыша принадлежностями для художественного творчества: листами ватмана и бумагой меньшего формата, пальчиковыми и акварельными красками или гуашью, карандашами, восковыми мелками и т. п.

Дайте ребенку возможность экспериментировать с тестом, пластилином и другими материалами.

Поощряйте его попытки работать с мелками, красками, глиной.

2 - 2,5 года

Малыш с удовольствием рисует, но при этом не ставит себе цели нарисовать что-нибудь конкретное. Если вы спросите его, что он нарисовал, он посмотрит на картинку и назовет ее. Но, если вы о том же рисунке станете расспрашивать его завтра, ответ может быть совершенно другим.

Ребенок продолжает рисовать руками и пальцами, но вы можете предложить ему и кисточку.

Работая с глиной или тестом для лепки, он также не собирается изобразить что-то определенное, ему просто нравится раскатывать и отщипывать кусочки.

В этом возрасте малыш обычно выбирает для рисования и лепки один какой-нибудь цвет.

2,5 - 3 года

Ребенок может рассказать вам о своих творческих планах еще до того, как начал рисовать. Но, если в процессе работы заметит, что рисунок начинает походить на что-то еще, спокойно изменит первоначальный план. По-прежнему для юного художника важен процесс, а не результат.

Начинает выбирать цвета.

Малыш ждет, что вы похвалите его и выставите его работу на видное место.

3 - 3,5 года

В рисунках, кроме размашистых линий, появляются круги, квадраты, крестики, линии, точки. Ребенок комбинирует их самыми разнообразными способами.

В рисунках можно увидеть что-то значащее. Например, типичное нарисованное ребенком солнце - круг с выходящими из него линиями, штрихи обозначают дождь и т. д.

Усмотрев в своем рисунке сходство с лицом или с фигурой человека, малыш начинает намеренно детализировать его. Но пока он может нарисовать слишком много деталей (например, ног) или расположить их неправильно - ноги, выходящие из головы. Не старайтесь поправлять его - сейчас гораздо важнее, что он включает эти части в рисунок, чем то, как он их располагает.

Может раскатывать пластилин или глину, отделять кусочки и соединять их вместе.

Как тренировать?

Давайте малышу новые материалы и инструменты для лепки и рисования.

Покажите новые способы работы с материалом. Например, можно предложить для рисования маленькие кисточки, помочь создавать на картонке или дощечке картинки из теста или сделать отпечатки с различных рельефных поверхностей с помощью пластилина.

3,5 - 4 года

В рисунках по-прежнему некоторые части могут быть пропущены. Но те, которые автор включил, находятся там, где нужно. Например, он может не нарисовать туловище, зато ноги находятся внизу, а руки располагаются сбоку.

Малыш может делать из пластилина шарики и колбаски и соединять их вместе, чтобы получился человечек. При этом он хочет, чтобы вы сохранили его "изделия".

Рисует и карандашом, и красками (карандашом получается лучше).

4 - 5 лет

Рисунки юного художника становятся более разработанными. Если он начинает добавлять новую деталь, то она непомерно большая и к тому же включается в рисунок в большом количестве. Например, на руке огромные пальцы, а дома сплошь заполнены окнами.

В изображении человеческого лица малыш использует для глаз чаще не точки, а круги. Включает в портрет также волосы, шею, пуговицы, другие детали.

В лепке может попробовать соединить вместе несколько цветов.

Ребенок уже может написать свое имя печатными буквами.

5 - 6 лет

Рисунки ребенка все ближе к реальности. И все же они скорее символы того, что он видит, а не рисунки с натуры. Например, если попросить ребенка нарисовать дом, он изобразит одноэтажный дом с 1-2 окнами, хотя и живет в квартире многоэтажного здания.

Может нарисовать младенца в мамином животе.

Если рисует человека, сидящего на табурете, то, как правило, человек парит сверху над круглым сиденьем.

Если малыш рисует трубу на крыше дома, то может изобразить ее перпендикулярно скату и наклонно по отношению к земле.

Рисунки мальчиков и девочек имеют отчетливые различия в выборе сюжетов, манере заполнения пространства листа и прорисовке деталей. У мальчиков в рисунках больше действия, динамики, они больше используют края листа. Девочки часто размещают основной объект изображения слегка слева по отношению к центру, а остальные предметы вокруг него. Мальчики фокусируют внимание не на одном, а на 2-3 объектах: например, одна машина въезжает слева, а другая - справа. Они включают в рисунок множество маленьких "работающих" деталей, в то время как девочки больше склонны к декорированию, украшательству.

Ребенок с удовольствием осваивает новые материалы, инструменты и техники; он обязательно хочет сохранить свои произведения после того, как закончит работу над ними.

Между 5 и 7 годами рисунки ребенка становятся по-настоящему сюжетными, включают в себя уже не один, а несколько взаимосвязанных элементов. Если он рисует дом, то вокруг него располагается сад, на улицах появляются машины... Правда, цветы могут быть той же высоты, что и дома, табурет - это круг, помещенный над тремя ножками. Как правило, рисование с натуры дети осваивают в период младшего школьного детства.

Зачем вообще нужно рисовать?

Понятно, что не каждый ребенок станет профессиональным художником, скульптором или резчиком по дереву. И все же изобразительная деятельность - необходимое условие нормального физического и психического развития. Пользоваться при еде ложкой или вилкой ваш малыш научится сравнительно быстро. А вот научиться управляться с карандашом или кисточкой не так-то просто. Чем раньше ребенок начнет рисовать, тем раньше разовьются у него сложные движения кисти, например вращательные.

Рисуя или создавая что-то из пластического материала, ребенок развивает свое пространственное мышление, глазомер, зрительно-моторную координацию. Ведь ему нужно соотнести размер и расположение отдельных частей, связать их единой композицией. При выполнении больших работ он учится планировать свои действия, подбирать соответствующие замыслу материалы. Доводя свой замысел до конца, ребенок понимает, что он может создать что-то неповторимое. Если при этом вы повесите лист бумаги с его каракулями на стенку, то подтвердите его уверенность в своих достижениях.

Рисование – один из способов детского самовыражения. Сначала малыш рисует каракули, нечто, описываемое в стишке «палка, палка, огуречик, получился человечек», потом его талант растет, и кроха подчас может выдавать настоящие шедевры. Но что делать, если у малыша не получается рисовать так, как он хочет? Из-за этого ребенок расстраивается и впадает в уныние.

Или другой пример: малыш замечательно с упоением рисует, но как сделать этот его талант по-настоящему профессиональным? Как подтолкнуть ребенка на «путь художника»? Другими словами, как научить ребенка рисовать? Об этом пойдет речь далее.

Когда учить ребенка рисовать?

Все детки имеют склонность к творчеству, и сложно найти малыша, который не любил бы рисовать.

Интересоваться миром красок и карандашей малыши начинают уже в 7-8 месяцев. В этот период происходит скачок развития, дети находят все больше нового и интересного вокруг себя.

В это время можно показать им простые рисунки, а также поэтапно (1-2 этапа) объяснить, как их рисовать. Пусть мама сама орудует карандашом на бумаге, а малыш следит за этими манипуляциями. Скорее всего, он и сам потянется к карандашу. Не стоит препятствовать этому. Предоставьте малышу полную свободу творчества.

Но, разумеется, о хоть сколько-нибудь профессиональном рисовании в 8-12 месяцев речи не идет. Научить малыша творить на более высоком уровне можно позже. В 2 года ребенок уже способен держать кисточку и карандаш правильно, то есть в кулачке, а тремя пальцами. В этот период можно начинать понемногу приобщать малыша к художеству. На ранних этапах можно обойтись домашним обучением (о нем пойдет речь ниже), но если вы всерьез решили вырастить второго Васнецова или Айвазовского, лучше отдать чадо в специальную художественную школу.


Подготовительный этап

Приобщение ребенка к творчеству – процесс крайне увлекательный, но и довольно затратный. Пока вы не поймете, что больше по душе вашему чаду – краски или карандаши, – придется купить и то, и другое.

Для начала приобретите:

  • листы бумаги (это лучше, чем альбом);
  • акварельные краски;
  • гуашь;
  • цветные карандаши и фломастеры;
  • простые карандаши;
  • цветные мелки или пастель;
  • кисти – лучше белку, колонок;
  • позже можно купить акриловые и масляные краски.

Очень интересно смотрятся рисунки на стекле. Они делаются специальными витражными красками, которые можно приобрести в художественных магазинах.

Поэтапно предлагайте крохе тот или иной инструмент для рисования.

Перед началом творческого процесса наденьте на ребенка старую одежду, которую не жалко запачкать. Подготовьте поле для деятельности: можно расположиться даже на полу! Создайте атмосферу: включите музыку, откройте шторы, чтобы в комнате стало светлее.

А теперь начинайте творить!


Осваиваем рисование карандашом

Перед тем как научить ребенка рисовать карандашом, необходимо познакомить его с основными геометрическими фигурами. Именно из них на первых порах будет состоять рисунок.

Следующий этап – раскрашивание. Начните с крупных раскрасок. Пусть малыш научится орудовать карандашами и аккуратно закрашивать детали рисунка.

  1. Найдите в Интернете простой урок, где поэтапно показано рисование любого предмета. Вместе с малышом выберите то, что будете рисовать.
  2. Возьмите один лист себе, другой дайте чаду. Поэтапно рисуйте картинку, следите, чтобы ребенок повторял за вами.
  3. Сначала картинка малыша будет несколько топорной, лишенной плавных линий и изгибов, но со временем он научится рисовать более аккуратно и красиво.
  4. Позже (в возрасте 6-7 лет) чадо можно познакомить с такими понятиями, как блик, тень, рефлекс. Для этого лучше отдать малыша в специальный кружок, где работают профессиональные художники.


Как научить малыша рисовать акварелью?

Акварель – это одна из лучших красок для обучения ребенка от 5 лет рисованию.

Для начала лучше выбрать обыкновенную медовую акварель – 12 или 18 цветов. Бумага – обычный ватман.

Подготовка

  1. Бумагу слегка намочите и прикрепите кнопками к доске или планшету.
  2. Акварельные краски разведите на специальной палитре.
  3. Подготовьте кисточки (беличьи или колонковые) и стакан с водой.

Рисование

  1. Для начала объясните ребенку, что есть всего три базовых цвета (красный, синий, желтый), а также покажите, как, смешивая их между собой, можно получить новые цвета.
  2. Пусть малыш попробует смешать краски на отдельном листе.
  3. Объясните чаду, что рисование акварелью требует скорости движения. Картину, нарисованную этой водной краской, сложно исправить, особенно, когда та высохнет.
  4. Начинайте рисовать. Поэтапно покажите малышу, как изобразить небо, деревья, дома. Помните, что начинать рисование нужно с фона, поэтапно накладывая новые слои.


Несколько интересных техник

Как научить ребенка рисовать карандашом или акварелью? Ответ прост: нужно позволить малышу поработать в разных техниках. Гуашь, цветные карандаши, пастель – все это вроде бы знакомо и даже банально, но творческий процесс не терпит обыденности. Создавать картины можно совершенно удивительными способами. Несколько таких техник представлено ниже.

Рисуем ладошкой

Ваш ребенок (этот способ можно предлагать даже малышам 2-3 лет) будет в восторге от такого рисования, ведь в глубине души каждому карпузу хочется, не сдерживая себя, пачкать все краской.

  1. Застелите пол газетами или большой клеенкой, положите на нее лист ватмана, в блюдца налейте разноцветные краски, подготовьте рулон бумажных полотенец и глубокую миску с водой.
  2. Пусть малыш «макает» ладошки в краску и, оставляя отпечатки на бумаге, творит свою картину.
  3. Время от времени руки ребенка следует мыть, чтобы картина не получилась грязной.

Для такой техники выбирайте только безопасные натуральные краски.

Рисование губкой

Нарисованные губкой картины выглядят очень необычно и красиво.

  1. Подготовьте блюдца с краской, миску с водой и несколько кусочков обычных губок для уборки дома.
  2. Лучше, если у губки будет четкая форма, например круг, прямоугольник.
  3. Нарисованную губкой картину можно дорисовать фломастерами или кистью.

Лучше взять несколько губок, чтобы рисунок получился более интересным, а процесс рисования – занимательным.

Восковые рисунки

Для рисования возьмите обычную парафиновую или восковую свечу. На листе бумаги вместе с ребенком нарисуйте узоры или напишите слова. Сначала все нарисованное будет невидно глазом, но успокойте малыша: чудеса начнутся, когда в дело вступят краски!

Аккуратно закрашивайте лист акварелью. Краска будет скатываться с вощеных частей листа и образовывать красивую необычную картину.


Кружок рисования: за и против

Отличный способ как научить ребенка рисовать, так и развить его коммуникативные навыки – отдать его на специальные занятия. Как и все кружки, такие занятия имеют свои плюсы и минусы:

Плюсы:

  • занятия ведет опытный художник;
  • ребенок общается с детьми своих лет, в группе присутствует дух соперничества, а значит, мотивация не лениться;
  • мотивацией являются периодические выставки и конкурсы;
  • обучение проходит по специальной программе.

Минусы:

  • занятия происходят в группе, и у преподавателя не всегда есть время подойти именно к вашему чаду;
  • занятия платные (часто довольно дорогие);
  • уроки лучше не пропускать, чтобы не отстать от группы.

Также можно отдать малыша на индивидуальные занятия по рисованию. Но помните, что стоимость таких занятий в разы выше, чем занятий в группе. Также в индивидуальных уроках нет соревновательного настроя.

Еще один способ обучить ребенка живописи – видеоуроки. Их можно скачать в Интернете или купить готовую программу в специализированных магазинах.

Со скольких лет отдавать ребенка учиться живописи профессионально, каждый родитель решает сам.

Заключение

Сколько бы лет ни было вашему чаду, учить его рисованию никогда не поздно. Будете ли вы это делать дома или же отдадите ребенка на специальные уроки, важно все делать поэтапно, чтобы не отбить у малыша желание творить.

УЧИТЬСЯ, КАК ИЗВЕСТНО, НИКОГДА НЕ ПОЗДНО. НО РЯД ИССЛЕДОВАНИЙ ПОКАЗАЛ: ЧЕМ РАНЬШЕ НАЧНЕШЬ, ТЕМ ЭФФЕКТИВНЕЕ ПРОЦЕСС И ЛУЧШЕ РЕЗУЛЬТАТ. И СЕГОДНЯ СУЩЕСТВУЕТ НЕМАЛО МЕТОДИК РАННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ. А ВОТ СО СКОЛЬКИ ЛЕТ ЗАНИМАТЬСЯ МУЗЫКОЙ, ЧТЕНИЕМ, РИСОВАНИЕ ИЛИ ЯЗЫКАМИ, МЫ ПОДСКАЖЕМ.

Большинство родителей озадачиваются вопросом образования своего чада загод-два до школы. Берутся за него по полной программе - учат читать и писать, различать геометрические формы, решать несложные логические задачки. И даже пробуют вместе с ним заучивать английские слова.
А вот создатель новаторских концепций по воспитанию и обучению детей раннего возраста Масару Ибуки уверен: после трех уже поздно! Если хотите, чтобы в школе ваш ребенок демонстрировал высокие результаты и радовал талантами, развивать их надо с самого рождения.


ВО СКОЛЬКО НАЧИНАТЬ ЗАНИМАТЬСЯ МУЗЫКОЙ


Суть : до 7-летнего возраста правое полушарие мозга, отвечающее за образное мышление, задействовано у ребенка гораздо активнее, чем левое. Поэтому больше музыки-хорошей и разной! Желательно, конечно, вечной классики - Баха, Моцарта, Шуберта, Бетховена, Штрауса, Чайковского. По мнению ученых, она оптимизирует деятельность мозга.
Впрочем, до года ребенка не стоит перегружать мелодиями - достаточно 20 минут в день, да и то с небольшими перерывами. Хотя если ему нравится Вивальди, почему бы и нет?

Минусы : нет.
Плюсы : - раннее регулярное прослушивание музыки прививает ребенку музыкальный вкус;
- эксперименты, проводимыеучеными Шеффилдского университета, показали: «музыкальные дети» начинают раньше и лучше читать, демонстрируют хорошие способности к точным наукам;
- у детей, с младенчества приобщавшихся к классике, скорость мышления выше. Кроме того, они способны обрабатывать большее количество информации одновременно.


ВО СКОЛЬКО НАЧИНАТЬ ЗАНИМАТЬСЯ РИСОВАНИЕМ

КОГДА НАЧИНАТЬ: с 6-8 месяцев, когда ребенок научился сидеть.
Суть : рисовать любят все дети без исключения. Необязательно ждать, пока кроха научится держать в руках кисточку или карандаш. Дайте большой лист бумаги, краски - и он сам придумает, как их применить. Можно макать в краску ладошку. А можно делать более тонкую работу - рисовать каляки-ма-ляки пальцем. Лучше всего заниматься коллективным творчеством. Вы рисуете воздушный шарик -малыш ниточку к нему, вы-солнышко, он-лучики.
Естественно, юному художнику захочется попробовать краски на вкус. Поэтому вам понадобятся особые - пальчиковые, совершенно безвредные. Съедобные краски можно приготовить и в домашних условиях (заварить в течение 20 минут смесь из половины стакана крахмала, 50 г сахара, щепотки соли и 400 мл воды, остудить и смешать с пищевыми красителями).

Минусы : вам придется намного чаще стирать вещи юного художника. Хотя это не так страшно -пальчиковые краски хорошо смываются.
Плюсы : - рисование развивает воображение;
- укрепляется мускулатура пальчиков, оттачивается мелкая моторика плюс движения руки синхронизируются
со взглядом, что облегчает в будущем обу-чение чтению и письму;
- в конце концов этот процесс поднимает ребенку настроение и снимает стресс!


ВО СКОЛЬКО НАЧИНАТЬ ЗАНИМАТЬСЯ ЧТЕНИЕМ

КОГДА НАЧИНАТЬ: с 1 года.
Суть : одной из оптимальных методик обучения детей чтению считаются кубики Зайцева, которые различаются по размеру, цвету, звучанию (благодаря разным наполнителям). Процесс обучения основан на принципе сочетания слогов, а не отдельных звуков.
Поскольку в таком возрасте ребенок не может сидеть спокойно даже пару минут, кубики надо использовать в процессе игры. Например, спрятать в песке и, «случайно» откопав, прочитать надпись: «ду». Или, подвешивая их на ниточке, пытаться достать и тоже комментировать: «А это - «ма»!».

Минусы : - когда ребенок учится писать, он может пропускать гласные;

Работа с кубиками Заицева-механическии процесс, поэтому творческие способности абсолютно не развиваются.
Плюсы : - малыш быстро учится складывать слоги в слова;
- кубики - хороший тренинг для памяти;
- чем раньше ребенок овладеет чтением, тем выше будет уровень его интеллектуальных способностей.


СО СКОЛЬКИ ЛЕТ ЗАНИМАТЬСЯ ИНОСТРАННЫМИ ЯЗЫКАМИ

КОГДА НАЧИНАТЬ: с первых дней жизни.
Суть : с одной стороны, кажется логичным, что ребенок должен начинать учить испанский или китайский язык после того, как освоит родной. То есть лет с пяти. Но психологи утверждают, что он готов к этому с первых дней жизни. Познавая окружающий мир, кроха налету впитывает информацию. Пытаясь научиться разговаривать, он запоминает все, что слышит вокруг! И, что особенно важно, не прилагает к этому никаких усилий.
Максимального эффекта в обучении можно добиться, когда родители общаются с малышом на разных языках: мама - на родном, папа - на английском. Причем не время от времени - постоянно! Очень важно, чтобы человек, взявший на себя функции «англичанина», владел языком в совершенстве -тогда у ребенка с самого начала будет формироваться правильная речь. Если у папы с мамой с иностранным туго, можно нанять англоговорящую няню. В крайнем случае регулярно «погружать» его в соответствующую языковую среду (например во время прогулки). Или включать детские песенки и мультики на английском.

Минусы : - года в 3-4 ребенок может начать смешивать языки;

Употреблять слова на русском и английском вперемежку или создавать неологизмы;

Его словарный запас на родном языке в этом возрасте меньше, чем у сверстников;
Плюсы : - «мешанина» слов быстро сойдет на нет. Зато когда другие дети будут только учить французский алфавит, ваш уже будет на французском свободно общаться;
- произносить слова ребенок тоже должен более бойко, чем его сверстники. Существует мнение, что раннее изучение второго языка активизирует часть мозга, отвечающую за скорость речи;
- у ребенка, рано начавшего осваивать иностранные языки, хорошая память. Обычно ему легко даются и точные, и гуманитарные науки, он опережает сверстников в умственном развитии.

ПСИХОЛОГИ ПРЕДПОЛАГАЮТ, ЧТО РЕБЕНОК ГОТОВ К УСВОЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА С ПЕРВЫХ ДНЕЙ ЖИЗНИ


ПОСТИГАЕМ МИР ПО КАРТОНКАМ

Американский ученый-нейрофизиолог Глен Доман, возглавляющий Институт достижения человеческого потенциала в Филадельфии, после длительных исследований сделал два важных вывода. ПЕРВЫЙ - годовалого ребенка обучать намного легче, чем шестилетнего. ВТОРОЙ - быстрее всего мозг развивается (и, следовательно, растет) в возрасте от рождения до трех лет. А это значит, та информация, которую вы дадите ребенку в этот период, принесет свои плоды в будущем: уровень интеллекта напрямую зависит от интенсивности нагрузки.
Учить ребенка читать, считать, осваивать родной и иностранные языки, помогать ему познавать окружающий мир Доман предлагает уже с 3 месяцев - с помощью тематических подобранных карточек. Показываете отпрыску карточку из подборки «Фрукты» - грушу с соответствующей надписью - и проговариваете: «Это груша». Или слово «мама»...
Кстати, карточки можно купить уже готовые. Или же сделать самим.