Гениальность — врожденное или приобретенное качество? Умные дети: врожденное или приобретенное

Доктор биологических наук Татьяна Строганова поделилась своими наработками в поиске ответа на вечный вопрос - умными рождаются или становятся.

От чего зависит развитие ребенка? Природа и воспитание, врожденное и приобретенное, генетическое и средовое… Что же первостепенно?

Существует волшебная ткань, с которой ребенок рождается на свет, - мозг. С известным набором нейронов. Нейронных связей в коре в момент рождения всего несколько процентов от того, что там в итоге будет.

А теперь внимание: к десяти месяцам жизни у младенца будет в несколько раз больше связей в коре, чем у взрослого человека. Что дальше? Редукция.

Мозг сохраняет только те устройства, которые нужны для обработки реально поступающей информации, а если ее нет, если обрабатывать нечего, устройство исчезает.

Как говорят нейрофизиологи: «Use it or lose it (Bспользуй или потеряешь)». И действительно: иметь и использовать - это две разные вещи.

Те же нейрофизиологи говорят, что процессы обработки информации по своей природе конкурентны. Нейронные сети не могут обрабатывать одновременно все: пока обрабатывается одно, другое отодвигается.

Роль селекторов информации играют такие факторы, как эмоции, внимание, некоторые другие, и именно ими активно занимаются исследователи интеллекта во всем мире. И меня всегда интересовал вопрос: что наследуемо, а что нет.

Ранее в психологических исследованиях было показано, что если измерять интеллект периодически - в первый год жизни, во второй, в пятый и так далее до 19 лет, то выясняется, что кто оказался умным в два года, тот будет умным и в 6, и в 19 и т.д. Происходит это отчасти потому, что вклад наследственности в показатели интеллекта с возрастом увеличивается.

Это тоже подтверждено исследованиями: брали разлученных близнецов, оценивали их интеллект и интеллект их приемных и биологических родителей. Со временем дети становились интеллектуально все больше похожими на своих биологических родителей. (Здесь очень важно понимать, что речь идет исключительно об интеллекте, а не обо всей психической жизни человека, которая гораздо богаче умственной.)

Но статистическая взаимосвязь величин при измерении интеллекта наблюдалась только после примерно двух лет.

Интеллект младенца традиционно измеряют с помощью специальных сенсомоторных тестов - шкал Бейли, которые позволяют большое число показателей свести в суммарный результат. Этот подход основан на том, что классик психологии развития швейцарский психолог Жан Пиаже когда-то выделил в развитии интеллекта сенсомоторную стадию и считал, что от того, как она пройдет, должны зависеть все последующие. Должны, а они не зависят. Может быть, мы просто как-то не так природу спрашиваем?

Нам стало интересно: а не сможем ли мы померить что-то другое, что лежит в основе интеллекта у младенцев. Тут как раз подоспело горячее увлечение западной психологии «нервной моделью стимула по Соколову».

Суть ее вот в чем: у живых существ есть так называемый ориентировочный рефлекс «что такое?». Он возникает в ответ на стимул, предъявляемый впервые, и угасает при повторениях того же стимула. Автор метода предположил, что угасание зависит от той нервной модели стимула, которая была у испытуемого в момент, когда стимул первый раз прозвучал.

Проще говоря, чем быстрее ребенок привыкает к стимулу, тем у него будет выше интеллект.

Исследователи, мыслившие более физиологично, предположили, что скорость привыкания к стимулу отражает скорость обработки информации, а потому, что у тех деток, которые быстрее привыкали, было лучше внимание: способность сфокусироваться на стимуле.

Но это же младенцы, ты еще пойми, куда он смотрит. И тут мы подумали: как хорошо, мы-то как раз можем померить внимание на первом году жизни!

Дело в том, что электрические процессы в мозгу очень точно отражают внимание. Основу электрических процессов, которые регистрирует энцефалограмма, составляют ритмы. Альфа-ритм доминирует в состоянии покоя зрительной системы, тета-ритм появляется при эмоциональном возбуждении, мю-ритм характерен для замирания при глубокой концентрации и так далее.

С помощью энцефалограммы было выяснено, что у младенцев с выраженным мю-ритмом длительность общего внимания, вызванного стимулом, гораздо больше. Позже, когда мы исследовали этих же детей в пятилетнем возрасте, они и по темпераменту оказались очень пластичные: менее возбудимые, способные долго находиться в состоянии внимания.

Но, как я уже говорила, внимание устроено довольно сложно. В зрительном канале, к примеру, появляется несколько конкурирующих стимулов. Когда вам нужен только один из них, другие мозг воспринимает как помеху.

Включается принципиально иной селективный механизм выбора мишени внимания, он решает исход конкуренции: какие из похожих стимулов вы будете обрабатывать.

Мы провели очень простой и показательный эксперимент: экспериментатор играла с младенцем в «ку-ку». Она появлялась перед ним: «Привет, ты меня видишь?», «Ты меня ждешь?» - в этот момент ее отгораживал от ребёнка белый экран. В руках у нее был датчик, которым она отмечала периоды появления и исчезновения, а видеокамера регистрировала поведение ребёнка.Чем управляется в этот момент внимание восьмимесячного младенца? Внешней стимуляцией? Нет. Его внимание управляется его прогнозом ситуации.

Возвращаясь к вопросу о наследуемых и средовых факторах интеллекта: наши результаты, опубликованные в журнале «Psychophysiology», содержали в себе еще одну важную вещь. В отличие от многих других параметров энцефалограммы младенцев, которые очень, просто до неприятного, наследуемы, тета-ритм (который, напомню появляется при появляется при эмоциональном возбуждении) как раз оказался сильно зависящим от факторов общей среды , то есть той среды, которая была одинаковой для обоих близнецов в паре.

Нам стало интересно, от каких именно.

Мы сравнили близнецов мамы, если она одна в доме, и ей остается мало времени на общение с детьми и когда в семье есть бабушка.

Так мы открыли «эффект бабушки» - статистически достоверно и надежно. У

младенцев, с которыми занимались бабушки, тета-ритм в состоянии внимания был выражен сильнее и само внимание удерживалось лучше, потому что они его «тренировали», у них было больше социального взаимодействия.

Внимание - крайне тренируемая вещь, внутренней сосредоточенности можно научить. Мы теперь знаем, как это важно, как от умения удерживать внимание зависит не просто способность человека решать задачки, а вообще все: совокупный результат его деятельности.

Сейчас в нашем МЭГ-центре идут исследования в этом направлении и, думаю, нас ждет много интересного.

/ / / Как вы считает, жестокость - врожденное или приобретенное качество?

Часто задаю себе вопрос: жестокость – врожденное или приобретенное качество, и не могу дать на него однозначный ответ. Жизнь – сложная штука, особенно, когда оцениваешь поступки других людей. Может, у них были причины для такого жестокого поведения. Но вдруг молния пронзает меня, и я понимаю, что оправдать жесткость нельзя. Сейчас я уверена, что это приобретенное качество, никто не рождается жестоким. Как утверждал знаменитый английский философ Джон Локк, «новорожденный ребенок – чистая доска», воспитание и окружение прививают ему какие-то определенный набор черт.

Проследить природу жестокости можно по произведениям, где основное действие происходит в детском коллективе. В повести В. Железникова «Чучело» рассказывается о жестокости в обществе подростков.

Главную героиню Лену Бессольцеву жестоко задирают в классе, насмехаются над ней. Девочка очень добрая и отзывчивая, она берет на себя ответственность за чужой некрасивый поступок и защищает мальчика, который ей симпатичен. Но жестокость подростков не знает границ: они устраивают ей бойкот, а потом сжигают на костре чучело, внешне напоминающее Лену.

Виновный не может признаться из-за трусости, а те, кто знают всю правду, хранят молчание. Они хотят посмотреть, чем все закончится. Подростки не понимают, что жизнь чужого человека – это не театр. Равнодушие – высшая степень жесткого отношения. Лена страдает из-за того, что к ней плохо относятся одноклассники.

Для каждого человека изгнание – огромная проблема, потому человек не может жить вне социума. Взрослые не учат своих детей добру, а наоборот поддерживают жестокость. Почему дети так себя ведут? Дети не могут придумать сами какие-то модели поведения, они просто копируют то, что видят в семье и в обществе. Однажды увидев, что жестокостью можно добиться, чего пожелаешь, они поймут, что бессердечие – лучший способ достижения цели.

Лену в этой повести обвиняли даже в аскетизме ее дедушки. Как может подросток нести ответственность за жизнь деда? Как можно обвинять подростка, который не совершил ни единого плохого поступка? Учителя и родители должны не осуждать других людей, а учить своих детей добру и отзывчивости. Каждый должен помнить, что на месте Лены может оказаться именно он, тогда жестокости в детском коллективе стало бы меньше.

Я настаиваю, что жестокость – это приобретенное качество. Конечно, нельзя отрицать инстинкт выживания, но на то мы и люди, чтобы подавлять бессердечие в своих сердцах и стремиться видеть доброе в людях.

Научиться жестокости можно из телевизора, Интернета, а также из социума. Здесь первостепенна задача родителей – рассказать детям, что есть плохо и хорошо. А прекрасными иллюстрациями послужат для этого литературные произведения.

Существует пословица: «Гениями рождаются, а не становятся». Действительно ли это так? Возможно, так называемую гениальность можно развить в себе при помощи труда? Или высокий степень таланта и способностей – это все же врожденное свойство отдельных «избранных» людей, с которыми никогда не сравниться «простой смертный»? Это вечная тема для споров между философами, психологами и другими учеными.

Понятие «гений» в широком смысле охватывает людей с очень высоким уровнем одаренности в искусстве и науках; тех, которые добились успеха в самых разных социальных, политических и коммерческих областях, а также лиц, которые проявляют феноменальные умения и достижения, но пока не добились признания. Согласно научному определению, гениальность является проявлением чрезвычайно высоких способностей и интеллектуального достижения. Поэтому в отношении творчества использование буквального термина «гений» несколько путается в том, что все гениальные произведения, например, неизменно выдающиеся характеристики стандартной хирургической процедуры или постоянное и эффективное решение проблем, не обязательно являются творческими. Напротив, все творческие продукты, такие как новая и ценная вычислительная программа, не обязательно являются гениальным произведением. Тем не менее, гений и творчество могут часто осмысленно пересекаться, особенно в науке.

Существует также общее мнение о том, что творчество и гениальность, состоящие из высокого мастерства и способностей, хотя и не обязательно необычайного интеллекта, могут пересекаться в литературных, музыкальных и художественных областях.

Научные свидетельства убеждения, что гениями рождаются, а не становятся, или что гениальность можно унаследовать, очень скудны, и на самом деле их практически не существует. В дополнение к известному, но ненадежному изучению передачи гениальных способностей от отца к сыну, эксперименты Фрэнсиса Гальтона или другие исследования, основанные на профессиональном наследовании и временном и национальном распределении, дали очень переменные и, по существу, отрицательные результаты.
Важной позитивной причиной для сохранения этой идеи является предоставление гениев должным образом. Отношения между генетической передачей и воздействием окружающей среды, хотя сегодня все более понимаются и разъясняются, в некоторых случаях остаются тайной. Обозначение «гений» является почетным, частично основанным на этой тайне. Вера в то, что кто-то с потенциально очень высокими достижениями «рождается с ними», обозначает нерушимую способность. Никто не несет ответственности за достижения — за исключением косвенно генетического состава родителей — и ни один человек или влияние (за исключением плохого здоровья или травмы) не могут изменить или уменьшить способности. Человек очень одаренный, совершенно особенный и заслуживает высоких наград. С другой стороны, негативная причина для абсолютной генетической убежденности в том, что все люди, которые знают, что они не гении, могут чувствовать себя обделенными.

Несмотря на отсутствие прямых доказательств генетической основы гения или творчества, один фактор заслуживает особого внимания, особенно в отношении науки, — косвенно было установлено, что интеллект обладает сильной генетической передачей. Этот фактор в той или иной форме был важным для творческого достижения во всех отраслях науки. Хотя это только один из когнитивных факторов, и поэтому он не имеет причинно-достаточной связи сам по себе, высокая степень сложности, широта и количество научных знаний, в частности, потребовали для творческого достижения уровня интеллекта значительно выше среднего.

Один из самых сложных вопросов – о происхождении способностей: врожденные они или все-таки формируются при жизни? Ответы, которые дают исследователи на эти вопросы, противоречивы. Можно столкнуться с высказываниями вроде: «Музыкантом (математиком, поэтом) надо родиться» и с совершенно противоположными: «Талант – это 1% способностей и 99% пота». У каждой точки зрения есть свои доказательства.

Способности – это врожденное

    Считается, что доказательством врожденности способностей (то есть, их получения по наследству) является их раннее проявление у ребенка. Как известно, музыкальные способности у Моцарта проявились в 3 года, в Гайдна – в 4, Рафаэль показал себя как художник в 8 лет.

    О врожденности способностей можно говорить также на основании повторения их у потомков выдающихся людей. Существуют целые династии одаренных личностей. Например, семье Бахов было около 60 музыкантов, из них 20 – выдающиеся. Известны династии театральные (Садовские), цирковые (Дуровы), династии ученых (Якушкины, Фортунатоы). Впрочем, эти факты могут свидетельствовать не столько о биологической наследственности, сколько о наследственности определенных условий жизни и жизненных ценностей, которые благоприятствуют развитию в семье совершенно определенных способностей.

Исследования подтверждают

Более строгие факты получены в результате исследований с применением близнецового метода. Между собой сравнивались умственные показатели однояйцевых близнецов и просто пар братьев и сестер. Корреляция показателей внутри однояйцевых пар оказалась очень высока, у братьев и сестер она была значительно ниже.

Результаты исследования животных с применением метода искусственной селекции продемонстрировали возможность накопления генетической предрасположенности к успешному обучению.

Способности могут быть сформированы в течение жизни

    Показательно исследование, проведенное отечественными психологами, в котором был выявлен заметно более высокий показатель музыкальных способностей у вьетнамцев, нежели у русских. Выяснилось, что во вьетнамском языке высота звука несет смыслоразличительную функцию, а в русском такой функции нет. Поэтому музыкальные способности вьетнамцев продиктованы языковой необходимостью.

    Известно немало случаев, когда вокруг выдающегося учителя образовывалась большая группа талантливых учеников, по численности и уровню способностей совершенно необъяснимая с точки зрения статистики. Один из таких выдающихся педагогов, М.П. Кравец, утверждал, что неспособных детей вообще не бывает. Если уроки проходят в интересной для ребенка форме и захватывающей манере обучения, то и результаты развития способностей окажутся высокими.

Психологические факторы развития способностей

    для развития познавательных способностей детей должно быть организовано определенное обустройство среды, созданы условия для того, чтобы взаимодействие детей и взрослых носило характер сотрудничества и содружества.

    познавательная и интеллектуальная деятельность ребенка должна сопровождаться положительными эмоциями. Педагог должен отмечать любые достижения ребенка, тогда происходит фиксация успеха и желание развиваться.

    взрослый передает свою заинтересованность ребенку, удивляется и радуется вместе с ним.

    у ребенка возникают специфические интеллектуальные эмоции: сомнения, догадки и уверенность.

Таким образом, вопрос о происхождении способностей остается открытым: с одной стороны, существуют природные предпосылки способностей, но насколько она проявятся, зависит от условий индивидуального развития человека. Кроме того, неотъемлемым компонентом способностей является повышенная мотивация.

Резюме

1. Долгое время считалось, что умственные способности человека определяются наследственностью и что их можно оценить, измеряя скорость восприятия и реагирования.

2. Создатели первых тестов на умственное развитие определяли интеллект как способность адаптироваться к окружающей среде бла­годаря разумному мышлению и разумным действиям.

3. Было предложено несколько схем, описывающих структуру ин­теллекта. Спирмен выдвинул идею о том, что существует фактор общего интеллекта и факторы отдельных специфических способностей. Терстоун выделил семь первичных умственных потенций, по которым можно судить о деятельности интеллекта в целом. Другие исследователи (например, Гилфорд) выделяли до 120 факторов. Томсон напротив,

Адаптация и творчество 459

считает, что интеллектуальная деятельность специфична для каждой конкретной задачи. Йенсен различает способности к конкретному и к абстрактному мышлению.

4. Кэттелл выделяет врожденный «аморфный» (жидкий) интеллект, состоящий из потенций, на базе которых развивается интеллект «крис­таллизованный», причем это развитие продолжается всю жизнь. Соглас­но представлениям Хебба, оценить можно только интеллектД, фор­мирующийся на основе потенциального интеллекта А и жизненного опыта.

5. Существуют три группы факторов развития интеллекта. Генети­ческие факторы определяют тот потенциал, который наследует ребенок. Другие врожденные факторы действуют от момента зачатия до момента рождения; такими факторами могут быть хромосомные аномалии (на­пример, при болезни Дауна), неполноценное питание плода или забо­левания матери во время беременности. Факторы окружающей среды чрезвычайно разнообразны; к важнейшим из них относится правильное или неправильное питание грудного младенца, его психическая сти­муляция, место в ряду рождающихся в семье детей, принадлежность к тому или иному социальному классу и, наконец, школьное образо­вание.

6. Первую попытку оценить интеллект с помощью тестов пред­принял в начале века Бине. Этот ученый ввел представление об ум­ственном возрасте, позволяющем оценить интеллектуальное развитие того или иного ребенка по сравнению с его одногодками. В дальнейшем на основании соотношения между умственным и хронологическим возрастом был выведен менее относительный показатель, названный коэффициентом интеллектуальности (IQ).

7. После теста Бине появились и другие тесты на умственное раз­витие. Наиболее известны из них тесты Стэнфорд-Бине, армейские тесты и шкалы интеллекта Векслера для взрослых и детей. Однако в 70-х годах их реальная ценность была поставлена под сомнение, и постепенно ими стали пользоваться все реже. Тем не менее некоторые исследователи все еще продолжают применять их при изучении наследования интеллекта.



8. Применение интеллектуальных тестов, в частности, позволило построить кривые распределения интеллекта среди населения. В соот­ветствии с этими кривыми у 2-3% людей имеется умственная отста­лость, а у 1-2%-чрезвычайно высокий уровень интеллекта.

9. Исходя из того, что существуют разные способы решать ту или иную задачу, Гилфорд подразделил мышление на конвергентное и ди­вергентное. Последнее лежит в основе творческого мышления и харак­теризуется пластичностью, гибкостью и прежде всего оригинальностью решений. По-видимому, при IQ 120 и выше исчезает корреляция между интеллектуальными и творческими способностями. Можно также ду­мать, что в отношении этих двух способностей нет разницы между двумя полами.

10. Уоллак и Каган показали, что если у ребенка одинаково высоки

460 Глава 9

или одинаково низки и интеллектуальные, и творческие способности, то он адаптируется в обществе достаточно легко -в отличие от детей у которых выражен только один тип способностей.

11. Многие исследователи пытались выявить личностные особен­ности творческих людей. По-видимому, наиболее типичные из этих способностей - это антиконформизм, эклектизм, интерес ко всему слож­ному и новому, а также способность удивляться и восхищаться.

Читая эту главу, мы постоянно видели, насколько еще оживленны дискуссии о наследовании интеллекта. Разумеется, это обусловлено тем, что этот вопрос имеет важное философское и политическое значение. Здесь больше, чем где-либо, играют важную роль предубеждения ис­следователей. Порой они даже начинают превалировать над необхо­димой каждому ученому осторожностью в истолковании фактов. Это в особенности касается областей науки, имеющих прямое социальное значение.

В самом деле, из утверждения, что доказана наследственная природа интеллекта, вытекают далеко идущие следствия. Это позволяет, в част­ности, почти автоматически оправдать социальное неравенство: можно будет утверждать, что социальный успех всегда ждет тех, кто рожден для этого успеха, поскольку ум этим людям дан от природы. Это даст также основание считать, подобно Гальтону, что если условия жизни лиц из привилегированных классов лучше, чем у низших классов, то это связано с тем, что интеллект представителей высших классов позволил им создать такие условия.

Кроме того, утверждение, что доказана не только наследственная природа интеллекта, но и неравномерность его распределения между различными группами населения, позволяет оправдывать расистские идеи о неравенстве этих групп. Это может также повлечь за собой формирование каст, и представители некоторых из них могут быть сочтены «гражданами второго сорта». Эти люди будут вынуждены заниматься лишь «черной» работой, а их человеческие права будут ограничены, поскольку с генетической точки зрения они якобы менее способны участвовать в решении общественных проблем, требующих определенного уровня интеллекта 1 . В самом крайнем случае дело могло бы дойти до запрета «скрещиваний», способных привести к снижению генетического потенциала «высшей» группы.

К сожалению, эти идеи не относятся только к области фантастики. История фашистской Германии 30-х годов и некоторых государств, в которых даже в наши дни белое меньшинство держится у власти,

1 Подобные идеи уже высказывались древними греками и римлянами.

Адаптация и творчество 461

опираясь на подобные расистские концепции, неопровержимо дока­зывает, что опасность таких тенденций существовала и продолжает существовать.

В демократических странах такие взгляды тоже могли бы привести к серьезным последствиям. В частности, они могли повлечь за собой прекращение демократизации школы, так как стало бы очевидным, что суммы, затрачиваемые на «подтягивание» детей из низших слоев, пускаются на ветер. Поэтому чрезвычайно важно внести в эту дискуссию ясность и рассмотреть некоторые утверждения и те данные, на которых они основаны.