Джуринский, латышина, пискунов история педагогики. История педагогики. Джуринский А.Н
НИУ «Белгородский государственный университет»
Кафедра педагогики
Планы
практических занятийпо курсу: «Педагогика»
(Филологический факультет)
для студентов 3 курса
очной формы обучения
по специальности 050301.65.01 Русский язык и литература
(5 СЕМЕСТР)
Ассистент – Давыдкина О.Н.
Белгород, 2012 г.
История педагогики
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Тема: «Школа и педагогическая мысль в Древнем мире»
ПЛАН
Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока:
Воспитание и обучение в Древней Индии (1 человек);
Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае (1 человек).
Воспитание и школа в Античном мире Средиземноморья:
Воспитание и школа в Древнем Риме (1 человек);
Воспитание и обучение у ранних христиан (1 человек).
Воспитание у восточных славян в VI-IX вв.
Основная литература:
^
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Тема: «Воспитание и школа в Славянском мире, Киевской Руси и русском государстве (X – конец XVII в.)»
ПЛАН
Краткая историческая характеристика данного периода.
Воспитание и обучение в Киевской Руси (X-XIII вв.):
Педагогические правила князя Владимира Мономаха;
Первая школа учения в Киеве (988 г.);
Система начального обучения (мастера грамоты).
Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV-XVII вв.):
План открытия латинских школ как направление западноевропейского образования;
Школы при монастырях, их основатели;
Славяно-греко-латинская академия.
Традиционные основы народной педагогики:
Влияние традиционных праздников на процесс социализации ребенка;
Семейные обряды и воспитание детей.
^
Задание для всех:
Из литературного памятника «Поучение Владимира Мономаха детям» в письменной форме выписать цитаты, отрывки текста, где содержатся важные сведения о воспитании Киевской Руси (1-2 стр.).
Основная литература:
Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 432 с.
Константинов Н.А. и др. История педагогики. – М., 1982.
Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). – М.: Гардарики, 2003. – 603 с.
^
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
XVII-XVIII вв.»
ПЛАН
Педагогическая теория Я.А. Коменского:
Принцип наглядности в дидактике;
Классно-урочная система;
Нравственное воспитание, дисциплина;
Роль учителя и требования к нему.
Педагогические взгляды Дж. Локка:
Физическое воспитание, его роль в гармоничном развитии личности.
Педагогические идеи Ж.-Ж. Руссо:
Развитие принципа природосообразности.
Основная литература:
Коменский Я.А. Великая дидактика (любое издание).
Локк Дж. Мысли о воспитании (любое издание).
Руссо Ж.-Ж. Эмиль или О воспитании (любое издание).
Константинов Н.А. и др. История педагогики. – М., 1982.
Джуринский А.Н. История педагогики. - М., 1999, Гл. 10.
Дополнительная литература:
Лордкипанидзе Д.О. Великий чешский педагог Я.А. Коменский. - М., 1957.
История педагогики и образования /Под ред. А.И. Пискунова. - М., 2001.
Тема: «Развитие педагогической мысли в зарубежной педагогике
XIX – начало XX вв.»
ПЛАН
1. Песталоцци И.Г. и его педагогическая система:
Социально-педагогические и философские взгляды Песталоцци;
Цель и сущность воспитания;
Теория элементарного образования;
Физическое, трудовое, нравственное, умственное воспитание.
Педагогические идеи Гербарта И.Ф.:
Сущность воспитания, его цели и задачи;
Идеи педагогического управления;
Гербертианская дидактика.
3. Педагогические воззрения А. Дистервега:
Принципы культуросообразности и природосообразности в воспитании;
Дидактические принципы.
Основная литература:
Константинов Н.А. и др. История педагогики. – М., 1982.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогике / сост. Пискунов А.И., - М., 1981.
^
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
Тема: «Развитие педагогической мысли в отечественной педагогике
XIX – начало XX вв.»
ПЛАН
Н.И. Пирогов и его реформаторские взгляды на образование.
К.Д. Ушинский – основатель научной педагогики в России:
Идея общественного смысла в воспитании;
Дидактические взгляды Ушинского, методики обучения.
Педагогические концепции Л.Н. Толстого:
Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого;
Общепедагогические и дидактические взгляды Л.Н. Толстого на рубеже XIX-XX вв.
Основная литература:
Джуринский А.Н. История педагогики. - М., 1999, Гл. 13, 14.
История педагогики и образования / Под ред. А.И. Пискунова. - М., 2001, Гл. 11, 13.
Кларин В.М. К.Д. Ушинский: национальное и общечеловеческое в воспитании // Магистр. 1994. № 4. – С. 57-63.
Песковский М. Ушинский К.Д. // Народное образование в России. Исторический альманах. № 10, 2000.
^
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6
Тема: «Отечественная школа и педагогика в XX в.»
ПЛАН
Теория воспитательного коллектива и ее реализация А.С. Макаренко:
Теория воспитательного коллектива и ее реализация;
Воспитание детей в семье.
Деятельность и педагогические взгляды В.А. Сухомлинского (в виде презентации 1 человек) – 10-15 мин.
Педагогическое новаторство 60-80 гг. (Амонашвили, Шаталов, Щетинин, Иванов, Караковский). Сообщение подготовить в виде презентации (2 человека) – 15-20 мин.
Задания для самостоятельной работы:
Подготовить аннотацию книги В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» (1 человек).
Выписать из книг этих педагогов цитаты, фразы о воспитании, обучении.
Основная литература:
Августевич И.И. История школы и педагогики России 1917-1992 гг. - М.- Белгород: БГПИ, 1994.
Джуринский А.Н. История педагогики. - М., 1999, Гл. 18, 19.
История педагогики и образования / Под ред. А.И. Пискунова. - М., 2001, Гл. 16.
Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М., 1987.
Статьи А.С. Макаренко.
Статьи В.А. Сухомлинского.
^
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7
Тема: «Школа и педагогика России в конце XX в.»
ПЛАН
Общая характеристика образовательной системы конца XX в.: принципы школы.
Школьная система 1990-х гг.:
Новые типы школ.
Педагогический состав и подготовка корпуса преподавателей. В.А. Сластенин о модели идеального учителя и его подготовки.
Полемика о путях образования и воспитания в конце 1980-х-начале 1990-х гг. в России:
Этнопедагогика;
Поликультурное воспитание;
Диалог культур.
Основная литература:
Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 432 с.
Константинов Н.А. и др. История педагогики. – М., 1982.
Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). – М.: Гардарики, 2003. – 603 с.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8
Тема: «История педагогики в стиле коллажа, схем, таблиц»
(работа по индивидуальному плану)
Задание группе:
Необходимо принести ножницы, фломастеры, маркеры, карандаши, линейки, 2 ватмана, клей-карандаш, ненужные журналы.
Староста обязана проинформировать и проконтролировать данное задание!!!
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9
Тема: «Тестирование по курсу «История педагогики и развитие педагогической мысли»
Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентоввысших учебных заведений, обучающихся
по педагогическим специальностям
Рецензенты:
профессор, академик РАО
Н.Н. Нечаев;
доктор педагогических наук, профессор
А.Е. Дмитриев
Джуринский А.Н.
Д40 История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с.
ISBN 5-691-00196-5.
В учебном пособии доктора педагогических наук, профессора А.Н. Джуринского представлена история школы и педагогики первобытной эпохи и Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени.
Пособие адресовано преподавателям, аспирантам и студентам педагогических институтов и университетов, а также слушателям системы повышения квалификации работников образования.
ББК 74.03
© Джуринский А.Н., 1999, 2000
© «Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС», 1999, 2000
© Серийное оформление обложки.
«Гуманитарный издательский
ISBN 5-691-00196-5 центр ВЛАДОС», 1999, 2000
Предисловие
Школа и педагогика прошли многовековой исторический путь. На этом пути педагогика постепенно из суммы идей и концепций превращалась в науку. Позитивные педагогические идеи часто утрачивались, а затем возрождались, но уже в ином облике. Развитие образовательно-воспитательных институтов было многообразным, противоречивым и неоднозначным процессом, уровень, масштабы и результаты которого с течением времени становились все более весомыми.
Изучение истории школы и педагогики - важное условие формирования общей и педагогической культуры, поскольку оно дает знание о процессе развития теории и практики воспитания и образования и содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма.
Пособие хронологически охватывает всю историю воспитания и образования (первобытная эпоха, древность, Средневековье, Новое и Новейшее время), что позволяет охарактеризовать главные направления развития воспитания и образования человеческого общества.
Так, цивилизации Древнего мира, временные и территориальные границы которого огромны (он существовал с 5-го тысячелетия до н. э. до IX в. н. э. и охватывал 4 материка: Европу, Азию, Африку и Америку), оставили первое наследие организованного воспитания и обучения. Помимо опыта Древнего Востока (Двуречье, Египет, Индия, Китай) такой опыт был накоплен в Средиземноморском центре Античного мира, где господствовали традиции греко-римской культуры, а на периферии - традиции варваров и славян.
Особое место занимает история школы и воспитания Средневековья, когда получили развитие иные, чем в пору Античности, типы образования и парадигмы педагогической мысли. Выйдя из Античного мира, школа и воспитание Средневековья стали однако альтернативой педагогической традиции древних сообществ и цивилизаций. Хотя средневековое воспитание в различных регионах мира не совпало по временным рамкам, тем не менее всюду ему были свойственны общие характеристики. Построенное на статичных сословных отношениях, это воспитание было ограничено социальными регламентациями и репродуктивными принципами обучения. И хотя уже в Средние века зарождались тенденции, направленные на самореализацию человека, освобождение его от жестких социокультурных нормативов, в целом воспитание и обучение готовили личность к месту в заданной социальной страте (от лат. stratum - слой), и преодолеть эту заданность было крайне сложно. Другая важная особенность средневекового воспитания - коллективное осознание принадлежности к тем или иным конфессиям и этносам.
В эпоху Нового и Новейшего времени ускорилось формирование общественных и духовных ценностей. Вследствие этого процесса появились концепции воспитания, созданные на основе познания объективных закономерностей природы и общества.
Человек рассматривался прежде всего как член гражданского общества, возвышающийся над социальными и национальными условностями.
Новейшая эпоха прошла под знаком противостояния тоталитарных и демократических режимов, что отразилось на эволюции мировой школы и педагогики.
На исходе 2-го тысячелетия новой эры произошли изменения, вызвавшие необходимость перевести на педагогический язык новые тенденции развития мирового сообщества. Одна из главнейших тенденций - прогресс воспитания и образования, которые являются центром духовности и приобщения к национальным и общечеловеческим культурным ценностям.
Обращение к истории педагогики и школы позволяет полнее уяснить ход и результаты взаимодействия общества, с одной стороны, и школы и педагогики - с другой. Возникает система знаний о том, как школа и педагогика воспроизводили сообщества и цивилизации, как в сфере воспитания и обучения закреплялись приобретенные культурные ценности. Формируется представление, что школа и педагогика всегда были заметным (хотя и не единственным) двигателем культурной и общественной эволюции.
Школа и педагогика - арена столкновения экономических, классово-сословных, политических, этнических и иных общественных интересов. В отдельные периоды подобные столкновения выливались в бурные конфликты, в результате которых возникали серьезные перемены в воспитании и образовании. История школы и педагогики подводит к осмыслению этой постоянной тенденции.
Изучение истории школы и педагогики помогает освоить современную науку о воспитании, дает ценные и незаменимые знания об обществе и человеке, об истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса.
А.Н. Джуринский
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
Министерством образования
Российской Федерации
в качестве учебного пособия для студентоввысших учебных заведений, обучающихся
по педагогическим специальностям
Рецензенты:
профессор, академик РАО
Н.Н. Нечаев;
доктор педагогических наук, профессор
А.Е. Дмитриев
Джуринский А.Н.
Д40 История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с.
ISBN 5-691-00196-5.
В учебном пособии доктора педагогических наук, профессора А.Н. Джуринского представлена история школы и педагогики первобытной эпохи и Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени.
Пособие адресовано преподавателям, аспирантам и , а также слушателям системы повышения квалификации работников образования.
ББК 74.03
© Джуринский А.Н., 1999, 2000
© «Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС», 1999, 2000
© Серийное оформление обложки.
«Гуманитарный издательский
ISBN 5-691-00196-5 центр ВЛАДОС», 1999, 2000
Предисловие
Школа и педагогика прошли многовековой исторический путь. На этом пути педагогика постепенно из суммы идей и концепций превращалась в науку. Позитивные педагогические идеи часто утрачивались, а затем возрождались, но уже в ином облике. Развитие образовательно-воспитательных институтов было многообразным, противоречивым и неоднозначным процессом, уровень, масштабы и результаты которого с течением времени становились все более весомыми.
Изучение истории школы и педагогики - важное условие формирования общей и педагогической культуры, поскольку оно дает знание о процессе развития теории и практики воспитания и образования и содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма.
Пособие хронологически охватывает всю историю воспитания и образования (первобытная эпоха, древность, Средневековье, Новое и Новейшее время), что позволяет охарактеризовать главные направления развития воспитания и образования человеческого общества.
Так, цивилизации Древнего мира , временные и территориальные границы которого огромны (он существовал с 5-го тысячелетия до н. э. до IX в. н. э. и охватывал 4 материка: Европу, Азию, Африку и Америку), оставили первое наследие организованного воспитания и обучения. Помимо опыта Древнего Востока (Двуречье, Египет, Индия, Китай) такой опыт был накоплен в Средиземноморском центре Античного мира, где господствовали традиции греко-римской культуры, а на периферии - традиции варваров и славян.
Особое место занимает история школы и воспитания Средневековья, когда получили развитие иные, чем в пору Античности, типы образования и парадигмы педагогической мысли. Выйдя из Античного мира , школа и воспитание Средневековья стали однако альтернативой педагогической традиции древних сообществ и цивилизаций. Хотя средневековое воспитание в различных регионах мира не совпало по временным рамкам, тем не менее всюду ему были свойственны общие характеристики. Построенное на статичных сословных отношениях, это воспитание было ограничено социальными регламентациями и репродуктивными принципами обучения. И хотя уже в Средние века зарождались тенденции, направленные на самореализацию человека, освобождение его от жестких социокультурных нормативов, в целом воспитание и обучение готовили личность к месту в заданной социальной страте (от лат. stratum - слой), и преодолеть эту заданность было крайне сложно. Другая важная особенность средневекового воспитания - коллективное осознание принадлежности к тем или иным конфессиям и этносам.
В эпоху Нового и Новейшего времени ускорилось формирование общественных и духовных ценностей. Вследствие этого процесса появились концепции воспитания , созданные на основе познания объективных закономерностей природы и общества.
Человек рассматривался прежде всего как член гражданского общества, возвышающийся над социальными и национальными условностями.
Новейшая эпоха прошла под знаком противостояния тоталитарных и демократических режимов, что отразилось на эволюции мировой школы и педагогики.
На исходе 2-го тысячелетия новой эры произошли изменения, вызвавшие необходимость перевести на педагогический язык новые тенденции развития мирового сообщества. Одна из главнейших тенденций - прогресс воспитания и образования, которые являются центром духовности и приобщения к национальным и общечеловеческим культурным ценностям.
Обращение к истории педагогики и школы позволяет полнее уяснить ход и результаты взаимодействия общества, с одной стороны, и школы и педагогики - с другой. Возникает система знаний о том , как школа и педагогика воспроизводили сообщества и цивилизации, как в сфере воспитания и обучения закреплялись приобретенные культурные ценности. Формируется представление, что школа и педагогика всегда были заметным (хотя и не единственным) двигателем культурной и общественной эволюции.
Школа и педагогика - арена столкновения экономических, классово-сословных, политических, этнических и иных общественных интересов. В отдельные периоды подобные столкновения выливались в бурные конфликты, в результате которых возникали серьезные перемены в воспитании и образовании. История школы и педагогики подводит к осмыслению этой постоянной тенденции.
Изучение истории школы и педагогики помогает освоить современную науку о воспитании, дает ценные и незаменимые знания об обществе и человеке , об истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса.
n1.doc
А.Н. Джуринский
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
Министерством образования
Российской Федерации
в качестве учебного пособия для студентоввысших учебных заведений, обучающихся
по педагогическим специальностям
ББК 74.03
Рецензенты:
Профессор, академик РАО
Н.Н. Нечаев;
Доктор педагогических наук, профессор
А.Е. Дмитриев
Джуринский А.Н.
Д40 История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с.
ISBN 5-691-00196-5.
В учебном пособии доктора педагогических наук, профессора А.Н. Джуринского представлена история школы и педагогики первобытной эпохи и Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени.
Пособие адресовано преподавателям, аспирантам и студентам педагогических институтов и университетов, а также слушателям системы повышения квалификации работников образования.
ББК 74.03
© Джуринский А.Н., 1999, 2000
© «Гуманитарный издательский
Центр ВЛАДОС», 1999, 2000
© Серийное оформление обложки.
«Гуманитарный издательский
ISBN 5-691-00196-5 центр ВЛАДОС», 1999, 2000
Предисловие
Школа и педагогика прошли многовековой исторический путь. На этом пути педагогика постепенно из суммы идей и концепций превращалась в науку. Позитивные педагогические идеи часто утрачивались, а затем возрождались, но уже в ином облике. Развитие образовательно-воспитательных институтов было многообразным, противоречивым и неоднозначным процессом, уровень, масштабы и результаты которого с течением времени становились все более весомыми.
Изучение истории школы и педагогики - важное условие формирования общей и педагогической культуры, поскольку оно дает знание о процессе развития теории и практики воспитания и образования и содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма.
Пособие хронологически охватывает всю историю воспитания и образования (первобытная эпоха, древность, Средневековье, Новое и Новейшее время), что позволяет охарактеризовать главные направления развития воспитания и образования человеческого общества.
Так, цивилизации Древнего мира, временные и территориальные границы которого огромны (он существовал с 5-го тысячелетия до н. э. до IX в. н. э. и охватывал 4 материка: Европу, Азию, Африку и Америку), оставили первое наследие организованного воспитания и обучения. Помимо опыта Древнего Востока (Двуречье, Египет, Индия, Китай) такой опыт был накоплен в Средиземноморском центре Античного мира, где господствовали традиции греко-римской культуры, а на периферии - традиции варваров и славян.
Особое место занимает история школы и воспитания Средневековья, когда получили развитие иные, чем в пору Античности, типы образования и парадигмы педагогической мысли. Выйдя из Античного мира, школа и воспитание Средневековья стали однако альтернативой педагогической традиции древних сообществ и цивилизаций. Хотя средневековое воспитание в различных регионах мира не совпало по временным рамкам, тем не менее всюду ему были свойственны общие характеристики. Построенное на статичных сословных отношениях, это воспитание было ограничено социальными регламентациями и репродуктивными принципами обучения. И хотя уже в Средние века зарождались тенденции, направленные на самореализацию человека, освобождение его от жестких социокультурных нормативов, в целом воспитание и обучение готовили личность к месту в заданной социальной страте (от лат. stratum - слой), и преодолеть эту заданность было крайне сложно. Другая важная особенность средневекового воспитания - коллективное осознание принадлежности к тем или иным конфессиям и этносам.
В эпоху Нового и Новейшего времени ускорилось формирование общественных и духовных ценностей. Вследствие этого процесса появились концепции воспитания, созданные на основе познания объективных закономерностей природы и общества.
Человек рассматривался прежде всего как член гражданского общества, возвышающийся над социальными и национальными условностями.
Новейшая эпоха прошла под знаком противостояния тоталитарных и демократических режимов, что отразилось на эволюции мировой школы и педагогики.
На исходе 2-го тысячелетия новой эры произошли изменения, вызвавшие необходимость перевести на педагогический язык новые тенденции развития мирового сообщества. Одна из главнейших тенденций - прогресс воспитания и образования, которые являются центром духовности и приобщения к национальным и общечеловеческим культурным ценностям.
Обращение к истории педагогики и школы позволяет полнее уяснить ход и результаты взаимодействия общества, с одной стороны, и школы и педагогики - с другой. Возникает система знаний о том, как школа и педагогика воспроизводили сообщества и цивилизации, как в сфере воспитания и обучения закреплялись приобретенные культурные ценности. Формируется представление, что школа и педагогика всегда были заметным (хотя и не единственным) двигателем культурной и общественной эволюции.
Школа и педагогика - арена столкновения экономических, классово-сословных, политических, этнических и иных общественных интересов. В отдельные периоды подобные столкновения выливались в бурные конфликты, в результате которых возникали серьезные перемены в воспитании и образовании. История школы и педагогики подводит к осмыслению этой постоянной тенденции.
Изучение истории школы и педагогики помогает освоить современную науку о воспитании, дает ценные и незаменимые знания об обществе и человеке, об истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса.
Раздел I. ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ
Глава 1. Возникновение воспитания
К вопросу об источниках изучения первобытного воспитания
Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специфическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свидетельств. Картину детства человеческой цивилизации, зарождения воспитания помогает восстановить изучение памятников материальной и духовной культуры, языка, фольклора. Огромное значение для реконструкции воспитания в первобытную эпоху имеют этнографические данные о жизни немногих племен, сохранивших черты первобытности. Речь идет, во-первых, о сведениях, касающихся редкостных сообществ, не тронутых современной цивилизацией, и, во-вторых, о трудах ученых и путешественников XIII - начала XIX в., содержащих описание жизни аборигенов Австралии, Африки, Полинезии, Дальнего Востока, Сибири, Южной и Северной Америки, которых застали на стадии первобытного развития. К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов: орудия труда и быта, примитивные детские игрушки, наскальные изображения и пр. Красноречивые свидетельства о воспитании, принятом у древних людей, донесли народные игры, обряды, развлечения, фольклор, корни которых уходят в тьму веков. Плодотворным средством познания является изучение метафорического уровня того или иного языка (поговорки, пословицы, эпос и пр.). Например, древнее латинское выражение "собирать виноград в ежевике" означает совет учиться быть терпимым к сородичам.
Концепции происхождения воспитания
Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся эволюционно-биологическая теория (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая теория (П. Монро). Представители эволюционно-биологической теории сближали воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве. П. Монро объяснял происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. Сходно в обеих теориях утверждение, что первобытное воспитание возникло как постепенное приспособление детей к существовавшему порядку вещей. Как писал в этой связи П. Монро, "мир первобытного человека сосредоточен в настоящем. У него почти нет сознания прошлого и будущего. Его воспитание есть лишь приспособление к среде".
Многие современные исследователи, соглашаясь с необходимостью учитывать при рассмотрении вопроса о происхождении воспитания преемственность между формами рассудочной деятельности у некоторых высших животных и у человека, делают акцент на качественных социальных характеристиках, которые отличали человеческое воспитание при его зарождении в виде особого вида деятельности.
Зарождение воспитания как особого вида деятельности
Тысячелетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного физического типа. К этому периоду (40-35 тысяч лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности.
Жизнь и воспитание первобытного человека выглядели весьма примитивно. Смысл существования предков человека был предопределен его миросозерцанием. Окружающий мир воспринимался как нечто живое, наделенное сознанием. Стихийно возникшие цели воспитания заключались в подготовке к простейшему существованию и осознанию мира как анимистического феномена. Зачатки педагогической мысли развивались только на уровне обыденного сознания. Они сводились к практическому воспитанию и проявлялись в традициях и фольклоре.
Воспитание зародилось как одновременно физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Воспитание предков человека и первобытных людей выглядело бессистемно, стихийно. Его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания. Поначалу воспитание не являлось особым видом деятельности и сводилось к передаче жизненного опыта. В таком виде воспитание возникло в эпоху выделения человека из животного мира, т.е. 2-3 млн. лет назад.
Выделение человека из животного царства сопровождалось постепенным переходом к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Предкам современных людей следовало хорошо знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, быть сильными и выносливыми. Мощным средством передачи опыта собирательства и охоты стала возникшая у них речь. Мало-помалу воспитание как передача опыта из поколения в поколение начало приобретать черты особого вида деятельности. Прежде всего оно являлось частью повседневной борьбы за выживание.
Существенной предпосылкой и фактором становления воспитания как особого вида деятельности оказалась эволюция материальных связей между людьми первобытной эпохи. Потребность поддерживать и совершенствовать такие связи путем передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению побуждала развивать воспитание как специфический род деятельности. Воспитание возникло из потребности людей в общении и оказалось тесно связанным с эволюцией форм примитивного труда.
Изготовление и использование орудий труда являлись непременными условиями существования древних. Для этого была необходима передача соответствующего опыта. Без помощи старших дети таким опытом овладеть не могли. Поэтому роль взрослых в организации обучения детей по мере усложнения орудий труда и самого труда неизбежно возрастала.
На заре истории специфической особенностью человечества являлось групповое, коллективное начало в воспитании. Первобытное воспитание готовило всех одинаково к повседневной жизни. Единственными и почти абсолютными ориентирами дифференциации воспитания оказывались пол и возраст детей. Воспитание проистекало из общинного образа жизни, питая и цементируя подобный способ существования.
С появлением человека современного физического типа в генезисе воспитания начался новый этап. В нем все более усиливалась социальная заданность.
Возникновение семьи. Воспитание детей в семье
В 9-8-ом тысячелетиях до н. э. в ряде регионов мира, в частности, Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Основной социальной ячейкой становится семья. Эти процессы качественно изменили смысл и содержание воспитания.
Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращается в сословно-семейное. Дети воспитывались прежде всего на примере родителей. Воспитание представителей различных страт - вождей, жрецов, воинов, остальных членов общины - приобретает заметные различия. В семьях элиты увеличивается срок детства и соответственно усиливается воспитательное воздействие на подрастающие поколения.
Дети со слов родителей, путем подражания воспринимали опыт и информацию предшественников. Этот опыт оценивался как тайна и волшебство. Вот почему действиям, связанным с воспитанием, придавали магический смысл. У африканских готтентотов, например, матери произносили над ребенком колдовские заклинания, чтобы он рос сильным и ловким охотником. Нравственным назиданиям родителей также придавался магический смысл. Так, у австралийских туземцев ребенка слегка били жареной многоножкой по ноге и приговаривали: " Будь добрым, не бери чужого".
Появление организованных форм воспитания
Люди первобытной эпохи при передаче опыта пользовались определенными дидактическими приемами. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и поэтому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознанный характер. Детям показывали, что и как делать: как действовать палкой, выделывать шкуру убитого животного, находить и собирать съедобные растения и пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых было механическое повторение.
Шло время, и человек от приспособления к природе все чаще переходил к воздействию на окружающий мир. По мере усложнения жизнедеятельности менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются зачатки организованных форм воспитания. Постепенно оно сосредоточивается в руках специально назначаемых для этого лиц.
В первобытных общинах охотников и собирателей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным и ограничивался возрастом от 9 до 11 лет. Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали их первым навыкам трудовой деятельности. В этот период дети много времени проводили в играх, имитируя жизнь взрослых. Старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов.
Взрослея, мальчики все больше времени проводили с мужчинами, приобщаясь к охоте, рыболовству и пр. Женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства.
В раннюю первобытную эпоху воздействие воспитания было минимальным. Маленьким членам общины предоставлялась значительная свобода в поведении. Наказания не были жестокими. В худшем случае это могли быть шлепки или угрозы физического наказания (удар палкой по следу ребенка в его присутствии). Но первобытное воспитание не было и не могло быть идиллическим, поскольку люди жили в сложных, тяжелых условиях борьбы за выживание.
В дальнейшем положение меняется. Расслоение общины и рост социальных антагонизмов ужесточили воспитание. Часто стали применяться физические наказания.
Коллективная традиция воспитания на исходе первобытно-общинного периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По сути, это были предшественники школ, организованные для воспитания общественного человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, обрядам. Основной формой воспитания оставались совместные игры и занятия.
Характер деятельности, состав воспитанников и наставников в домах молодежи постепенно менялись. В условиях матриархата до 7–8 лет мальчики и девочки воспитывались совместно под руководством женщин; в более старшем возрасте - раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодежи становятся раздельными. Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам. По мере имущественного расслоения появляются отдельные дома молодежи для бедных и для состоятельных членов общины. Они существовали, например, у племен ацтеков и майя (Америка), племени майори (Новая Зеландия) на стадии разложения патриархальной общины.
Все подростки обоего пола, достигшие 10-15 лет, проходили инициацию - процедуру посвящения во взрослые. У мальчиков она была более длительной и сложной. Инициация проводилась в виде религиозного обряда, и сопровождалась традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями. Ей приписывалась таинственная сила. Программа подготовки к инициации для мальчиков включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т.д., программа для девочек - приобретение навыков ведения домашнего хозяйства. Запоминание наставления, закрепление определенных навыков сопровождались болевым ощущением от удара, щипка, укола, нанесенных наставником.