Средний срок адаптации персонала. Сколько нужно времени для полной адаптации персонала Время адаптации к новым условиям

Наталья Никитина
Анализ результатов адаптации детей первой младшей группы к условиям детского сада

Прием детей в группу осуществлялся по индивидуальному графику, с постепенным увеличением времени пребывания ребенка в ДОУ- с 2 часов до перехода на полный день.

Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода :

1. Легкая адаптация – поведение нормализуется в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе соответственно возрастной норме, адекватно ведет себя в коллективе, не более в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения.

2. Адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца,

ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить однократное заболевание длительностью5 – 10 дней без осложнений, есть признаки психического стресса.

3. Тяжелая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма, могут проявиться стойкие нарушения поведения (старается спрятаться, уйти куда – то, сидит в приемной, зовет маму и т. д.)

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей является глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение, соответствующая возрасту прибавка в весе.

По окончании периода адаптации выявлены следующие результаты :

На 2014-2015 учебный год списочный состав составляет 24 ребенка. Количество вновь поступивших детей – 13 человек адаптации к детскому саду .

В легкой форме к условиям ДОУ адаптировалось 4 ребенка , что составляет 30,8% от общего числа детей . Они почти не болели, адекватно вели себя в коллективе. В общении с взрослыми и сверстниками активны и эмоциональны. Для таких детей характерен высокий уровень навыков самообслуживания.

7 детей со средней степенью адаптации , что составляет 53,8%, дети переболели по 1 – 2 раза; у них наблюдались признаки тревожности : плаксивость, упрямство, капризность, боязливость, не желание общаться и играть как с детьми, так и с взрослыми, отказ от сна или приема пищи. Но по истечению 2 месяцев показатели физического и психического здоровья нормализовались. Общий эмоциональный фон и поведение детей улучшилось .

У двоих детей (15,4%) адаптация прошла тяжело . Это связанно с сильной привязанностью к маме, частыми заболеваниями, особенностями нервной системы, неподготовленностью к режимным моментам детского сада , отсутствием единства требования в воспитании ребенка в семье. По истечению 3 месяцев у детей поведение нормализовалось.

На 2015-2016 учебный год списочный состав составляет 25 детей . Отмечается наличие легкой, средней и тяжелой степени адаптации к детскому саду .

Количество вновь поступивших детей – 15 человек . Из них – 6 детей с легкой степенью адаптации , что составляет 40%. Период адаптации прошел спокойно , без каких-то срывов, без нарушения сна и частых заболеваний.

8 детей (53,3%) со средней степенью адаптации , у детей наблюдалось сильная привязанность к родителям; нарушался сон и аппетит; снижалась речевая и общая активность, возникали простудные заболевания. В первые , дни и недели ребята были несколько пассивны и малоподвижны. Но по истечению определенного времени поведение детей нормализовалось и самочувствие улучшилось

Один ребенок (6,6%) с тяжелой степенью адаптации к детскому саду , у ребенка сильная привязанность к маме, низкий уровень навыков самообслуживания; наблюдались признаки психического стресса : беспокойство и страх, упрямство, плаксивость и капризность. По истечении 3 месяцев показатели физического и психического здоровья нормализовались.

Для того чтобы дети быстрее привыкали к новым условиям и с удовольствием посещали детский сад , к детям осуществлялся индивидуальный подход. Мной было проведено анкетирование с целью того, чтобы ребенок успешнее адаптировался к новым создавшимся условиям . С родителями налажен тесный контакт.

В ходе адаптационного периода с родителями проводились индивидуальные беседы, давались рекомендации. Подготовлена стендовая информация для родителей «Ваш ребенок идет в сад» , «Кризис трех лет» , «Что делать родителям, чтобы пережить кризис трех лет?» . Проведены родительские собрания на тему «Адаптация ребёнка к условиям детского сада »

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс адаптации в нашей группе проходит успешно . Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации .

Публикации по теме:

Адаптация детей к условиям детского сада Адаптационный период делится на 3 этапа 1. Подготовительный. Начинается за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. 2. Основной. Главная.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Как замечательно, что Вам доверили малышей раннего дошкольного возраста. До прихода в дошкольное образовательное учреждение малыш находился.

Анализ результатов индивидуальной работы за 2015–2016 учебный год воспитанника 6 группы с ОВЗ Ранее мною были представлены: «Скоординированный перспективный план коррекционно-развивающей работы по воспитательным блокам на 2015-2021.

Конспект занятия для детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада Конспект занятия для детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада. Организационный момент (Создание положительного.

Подвижные игры с элементами логоритмики как эффективное средство адаптации детей 2–3 лет к условиям детского сада Автор: Безгодова Любовь Николаевна воспитатель МАДОУ д/с №89, г. Тюмень высшая категория Дошкольный возраст является важнейшим периодом,.

Проект по адаптации детей к условиям детского сада «Ваш малыш пришел в детский сад» Актуальность проекта Сохранение, наряду с физическим, и психологического здоровья дошкольников сегодня рассматривается как одно из требований.

Кажется, совсем недавно появился на свет этот крошечный комочек счастья. Мы учились ухаживать за ним, следили за его развитием, радовались первой улыбке, первому слову, первому шагу. И вот, этот малыш уже немного повзрослел, у него есть свои чувства и эмоции, интересы и увлечения. И детский садик не за горами.

Сразу возникает много вопросов. Когда отдавать ребенка в сад? В какой детский сад идти и как его выбрать? Как подготовится к походу в детский сад? Что такое адаптация и как она протекает? Как помочь ребенку быстрее пройти адаптационный период? На все эти вопросы вы найдете ответы в данной статье.

  • С какого возраста отдавать ребенка в детский сад?

Психологи считают, что оптимальным будет возраст 3,5-4 года.

В этом возрасте ребенок становится самостоятельным, может объясниться, с ним можно договориться

Для общения, развития и социализации (не раньше 3- лет)

— привычки, характер сформированы (не полностью), нужно принять коллективную форму под названием детский сад с его графиком и системой.

— не у всех есть возможность находиться в декрете все это время.

  • В какой садик идти?

Критерии выбора садика.

Почитайте отзывы о садах, пройдитесь по садам, которые вам понравились, поговорите с заведующей, воспитателем, с родителями детей, посещающих данный детский сад. Самое главное, это именно воспитатель, к которому попадет ребенок (а не “элитность” сада). Лучше, чтоб сад находился недалеко от дома или работы.

Становитесь на учет как можно раньше, ведь во многих районах (особенно новых) довольно тяжело попасть в желаемый сад.

  • Когда начинать подготовку к детскому саду?

За несколько месяцев до начала посещения садика.

Предлагаю Вашему вниманию бесплатный видеокурс от детского психолога о том, как подготовить ребенка к безболезненному походу в садик.

Как готовить ребенка в походу в детский сад?

  • Нужно учить ребенка общаться. Для этого ходите в гости и приглашайте к себе гостей ровесников вашего ребенка, ходите на детские площадки, учите ребенка просить игрушки и делится игрушками, учите знакомиться (сначала сами спрашивайте как зовут детей и представляйте своего), учите детей играть в совместные игры (покатать мячик, догонять друг друга). Дайте понять ребенку, что общаться и играть с другими детьми весело и интересно.
  • Играйте с ребенком в детский сад. Расскажите, как там интересно, что у каждого ребенка есть свой шкафчик и своя кроватка. Там много интересных игрушек и занятий. Что в садике детки все вместе играют, кушают и спят. А мама с папой идут на работу, а после работы забирают ребенка домой.
  • Играйте с ребенком в игры на подражание.
  • Приучайте ребенка к самостоятельности. Если ваш ребенок ходит на горшок, может сам кушать и одеваться, ему будет легче адаптироваться, он будет чувствовать себя более уверенно. Научите ребенка ходить в туалет не тогда, когда “очень хочется”, а заранее (перед прогулкой, перед сном)
  • Укрепляйте иммунитет ребенка. Одевайте ребенка по погоде, а не держите в тепличных условиях, гуляйте чаще на улице, если дома 20 градусов, ребенок может ходить дома босиком и в трусиках. Хорошо укрепляет иммунитет хождение босиком летом, а также водные процедуры.
  • Готовьте ребенка к тому, что мама может на время отлучится и это неизбежно только по той причине, что он (ребенок) уже большой.
  • Хорошо ввести режим садика дома. Если ребенок просыпается сам за час до того времени как нужно идти в сад, замечательно. Если днем ваш ребенок уже не спит, то нужно научит его это время спокойно лежать в кровати.

В какое время года вести ребенка в детский сад?

Лучше всего приводить ребенка в сад летом (июль—август). А вот, конец осени-зима-ранняя весна не лучшее время для начала садика, так как это время хождения большого числа всевозможных вирусов. В июне выпускные в старших группах. Лучше всего узнать, когда у вашей воспитательницы отпуск и привезти ребенка уже после отпуска в группу к основному воспитателю.

Адаптационный период

Адаптация – это не что иное, как приспособление организма и психики ребенка к новым условиям. Детям любого возраста может быть тяжело адаптироваться, ведь их жизнь полностью меняется.

Существует несколько видов адаптации

Виды адаптации

Адаптация протекает у всех по-разному, в зависимости от ребенка, его характера, состояния здоровья и темперамента. В среднем, адаптационный период около 1-2 месяца, однако может растянуться на полгода и больше.

Первое пребывание в саду длится у всех по-разному. Один ребенок будет целый час плакать, а второй полдня играть. Если вы пообещали придти за ребенком через час или до обеда, обязательно выполните свое обещание.

Следует помнить, что в адаптационный период нужно уменьшить нагрузку на нервную систему ребенка.

Надо:

  • Уменьшить просмотр телевизора
  • Читать книги
  • Играть в спокойные игры
  • Обнимать и целовать ребенка как можно чаще, скажите, что понимаете, что ребенку страшно. Скажите, что любите его, что справитесь вместе.

Не нужно:

  • Ругать за то, что ребенок стал себя хуже вести
  • Посещать шумные мероприятия
  • Ходить в цирк, зоопарк, кофе
  • Плохо говорить о саде
  • Наказывать ребенка садом, забирать домой последним
  • Наказывать за детские капризы
  • Говорить “не бойся”, “не плачь”, “не расстраивайся”. Ребенок уже боится и переживает и такими фразами он услышит только то, что вы его не понимаете и не можете помочь. Также может появится негатив, я боязливый, пугливый, плохой.

Состояние ребенка в период адаптации

Эмоциональное состояние:

  • отрицательные эмоции (депрессия в виде плача, хныканья, испорченного настроения и сидения с безучастным видом в стороне),
  • страх (вызван новой обстановкой, незнакомыми людьми, отсутствием родителей),
  • злость, агрессия и гнев (ребенок так реагирует на происходящие в жизни изменения),
  • социальные контакты (чем более ребенок общительным, тем легче может пройти адаптация),
  • любопытство и жажда знаний (возвращение к познавательной активности означает постепенное завершение адаптации),
  • социальные навыки (ребенок перестает уметь одеваться, мыть руки и говорить спасибо, после все возвращается в норму),
  • речь (может забыть многие слова),
  • двигательная активность (становится либо слишком медлительный либо слишком быстрым),
  • сон (не может уснуть),
  • аппетит (отказ от еды в детском саду).

Как облегчить период адаптации ребенка в детском саду?

Нужно понимать, что адаптация затрагивает все сферы жизни (сон, аппетит, психологическое и эмоциональное состояние, утомляемость).

Ребенок, который принимает поход в детский сад как необходимость, прошел период адаптации. И даже если он скучает или не любит ходить в садик, это нормально. После адаптации ребенок станет собой, нормализуется сон.

Итак, если ребенок знает и принимает правила поведения в детском саду, имеет определенные навыки самообслуживания, умеет разъясняться, а также ребенку психологически комфортно в саду, можно считать, что ребенок прошел адаптационный период успешно.

Помните, ваш ребенок должен видеть перед собой уверенных, спокойных и любящих его родителей.

Но адаптация происходит и у всех остальных членов семьи. Не только у матери в ее новой роли, но, конечно же, и у отца ребенка, и у старших детей в семье, и у бабушек с дедушками.

Период новорожденности - кризисный для семейной системы.

Также как, помните, я рассказывала вам, что стрессы бывают не только от негативных событий в жизни, но и от положительных изменений, также и здесь - хоть в семье и случилось огромное счастье, потряхивать будет всех.

И это нормально:

  • вам может быть страшно, неуверенно, обидно, злостно, одиноко, отчаянно, беспомощно, или у вас резкие перепады настроения;
  • чувство разочарования в себе или своих близких, состояние жертвы - «мне никто не помогает, меня никто не понимает»;
  • ощущение, что «я не справляюсь, я плохая мама, зачем я вообще на все это пошла...»;
  • нормально не высыпаться, потерять себя в пространстве координат (мой сакраментальный вопрос после того, как я со слезами выговаривалась в свою пятиминутку по телефону с близкой подругой-сестрой, выдавая отчет о дне с тремя малышами, младшему из которых было дней 5, а старшему 5 лет, говорить: «В общем, с детьми я справляюсь, но мне непонятно, а где во всем этом я?»).

Здесь важно - быть бережной к себе, разрешать себя чувствовать, что чувствуется, организовать себе систему помощи и поддержки.

Нормально, что муж вдруг из ширококрылого защитника семьи сам будто превратился в инфантильного мальчишку, отлынивающего от уроков, и пытается спрятаться за своими недомоганиями, повышенной работой или каким-то эмоциональным отчуждением. Ему тоже ново и непривычно все происходящее, ответственность, как кажется большинству мужчин, и, в общем-то, правомерно, у него возросла, как минимум - по материальному обеспечению, это может вызывать страх. Хотя по факту эта ответственность нарастает по мере роста ребенка, не все и сразу падает на плечи, но кажется-то, что вот, уже!

Муж тоже как будто за всей этой бытовой суетой теряет контакт со своей женой, может не понимать до конца, в чем он пригоден, быть усталым или раздражительным, потому что появляются новые тревоги, потому что столкновение со многим новым и неизвестным особенно мужчину фрустрирует, ему же важно быть ведущим, быть опорой, а тут как на него опираться, когда он и сам в растерянности. Да еще и такое социальное повышенное ожидание, как давление, что он особенно должен поддерживать сейчас жену. Так-то оно и есть, но ему тоже необходим ресурс, откуда брать эти эмоциональные силы.

Здесь важно давать возможность и мужу восстанавливать силы, чтобы у него были силы поддерживать вас. Мужчинам часто в качестве антистресса нужно «смотреть на огонь», давно доказанный факт - в современном мире это компьютерные игры, рыбалка, пиво с друзьями. Дайте ему возможность восстановиться, но не так, чтобы он ушел в это с головой и не вернулся.

Нормально, что бабушки и дедушки становятся чрезвычайно настырными в связи с нереализованными в их родительстве амбициями или, наоборот, в связи с попыткой исправить ошибки, допущенные, на их взгляд, в воспитании и уходе за вами в детстве. Нормально повышенное с их стороны количество обид в связи с чувствами непризнанности или ненужности их заботы и т. д.

Здесь важно - выстраивать границы со старшим поколением и находить именно вашу, гармоничную точку в том, чтобы принимать помощь и при этом не оказаться в западне синдрома крадущей матери, когда бабушка с большой охотой «отжимает» у вас ребенка и радость материнства. Искать границы в том, чтобы выслушивать советы и при этом иметь свободу не следовать им и выбирать самой, по своим ценностям, впервые только нащупываемым и тщательно вытруживаемым в материнской душе.

И, конечно, это совершенно нормально - когда старшие дети попадают в регресс и все их потенциально слабые «места» вылезают наружу: кто писался при стрессе и усталости - начинает писаться, хотя этого не было уже полгода, а то и год как, кто склонен к истерикам - закатывается нынче по полу, кто агрессор - становится просто невыносимо упрямым и злым. И главное, практически все старшие превращаются в малышей - вдруг резко перестают мочь делать то, что давно уже умеют, просят так же носить их на ручках, а то и дать молочка из груди. Это нормально все.

Важно старшим детям оставить какие-то символы того, что в их жизни, хоть и изменилось многое, но далеко не все. Ярким символом этого явления было то, как я накануне родов читала старшим малышам книгу о Мумитроллях, а вечером другого дня - между которыми как раз таки и случились роды третьего - продолжила читать эту же книгу, главу следующую. Сохранить ритуальность, в которой ребенок бы чувствовал близость с вами, которая у вас означает контакт.

А еще важно и ребенку разрешать чувствовать все, что он чувствует, проговаривать это, выражать. И разрешить ему быть маленьким и немощным - прямо бровью не вести, как будто он и вправду малыш, которому необходимо молоко. Все само прекратится в скором времени, даже самая большая придурь, правда.

Три мантры адаптационного периода

Три мысли я держала в голове, когда становилось особенно трудно, три опоры, которые мне помогли устоять в своем позитивном материнском состоянии, ими я и с вами поделюсь.

Это пройдет

Не вестись на трудности переходного периода, как будто это фиксированная картинка вашего семейного дурдома, это очень пластичный период наподобие такого, как когда чаинки в чае ложкой взбаламутили. Теперь им надо осесть на дно как-то заново, не считайте эту бурю в стакане вечной. Как я написала себе в те сложные дни: «Я сейчас не я, Рой не Рой, Юра не Юра». Сейчас все не в себе.

Это временно

Продержаться в жестком таком режиме нужно максимум год. Год относительно всей жизни - ну вообще ерунда. Период же пеленок-памперсов и невысыпания, молочных рек и колик совсем короткий - максимум месяца три, но именно в него происходит все самое сладкое, которое никогда в жизни больше не повторится.

Это вклад

Этот период стоит прожить стойко. Это вклад в крепость семьи, в близкие отношения со старшим ребенком и его нетравмированность, вклад наконец в самого младшего.

Этакий дивиденд, когда вложишься много в привязанность и в близость вначале, дальше проще, чем если разбирать уже наросший ком из неудовлетворенных потребностей в любви, принятии и заботе в семье, особенно с младшими так.

И да, кстати.

Кто сейчас младший? Или о жонглировании в период адаптации

Очень горжусь я емкостью этого вопроса.

Многие ищут ответ на этот вопрос, а может, и сразу недоумевают: конечно, младший в семье малыш, и тогда как выстраиваться приоритетам в очереди на внимание и вклад сил?

Кто-то говорит, что на первом месте должен быть муж, а потом ребенок, кто-то говорит, что ребенок маленький сейчас, поэтому его интересы сейчас должны все перевешивать, а что если при этом в семье есть еще дети, и то, что они стали старшими, не сделало 2-3-летнего малыша в мгновение ока взрослым ребенком? А кто-то скажет, что прежде всего на первом месте у себя должна быть ты - и как соблюсти тут грань с эгоизмом?

Мне кажется, ответить на этот вопрос единожды просто неразумно, это будто сделаться непластичным, невосприимчивым к реальности, к живой жизни (простите за тавтологию).

Приоритетность касается не только членов семьи, но и зон ответственности - дом, например, еще сюда входит.

Расстановка приоритетов должна происходить в КАЖДЫЙ момент времени, не единоразово. Не всегда дети, не всегда дом, не всегда муж на первом месте. Все эти вещи - первые.

Но в каждый момент времени кому-то из них нужно больше поддержки и внимания, а кто-то еще способен потерпеть на предыдущем заряде энергии. Отсюда и родился образ жонглирования: мы ловим те шарики, которые сейчас уже скоро упадут, хотя те, что повыше в воздухе, также необходимо поймать.

Каждое утро я просыпалась и задавалась смешным, но важным вопросом: кто сегодня у нас в семье слабое звено? Кто больше всего нуждается в маме? Мама в данном случае - это не я, как личность, и вообще может быть не я как таковая, мама - это целое понятие такое, «мама».

Малыш, потому что у него колики? Да, однозначно. Или вот он лежит-гулит и улыбается, и все хорошо у него, зато старший ребенок приуныл, с самого утра явно не в настроении, плаксив и раздражителен - не нужно ему на это начинать внушать, что у него теперь есть младший братик или сестра, поэтому он должен потерпеть, - берите мелкого под мышку и идите играть со старшим. Он - сейчас «младший».

Но в «маме» может нуждаться и муж, и тогда нужно обратить свое внимание и силы на контакт с ним, на напитывание его, вот это «взять его на ручки».

Но самое главное во всей этой истории - не забывать, что самой маленькой можете сегодня оказаться и вы сами. И тогда мир не рухнет, ребенок не травмируется, связь не разрушится, если всего один день вы будете жить в более расслабленном режиме, зато давая возможность себе восстановиться, чтобы потом напитывать того, кто на следующее утро окажется младшим.

Это требует некоторого внимания. Знаете, как в системе наведения порядка в быту - флай-леди - есть такое понятие - «горячая точка» - что-то, на что нужно обращать внимание постоянно и проводить профилактические меры до того, как в ней случится взрыв беспорядка? Также и здесь - горячей точкой может стать один из членов семьи, это просто можно и важно отслеживать.

А всех вместе одновременно «взять на ручки» не получится - технически не поместятся, даже на виртуальных, энергетических «коленках», а вот надорваться так, что потом будет взрыв, - к сожалению, возможно.

Добрый день, уважаемые читатели. Сегодня я расскажу о том, как наладить процесс адаптации новых сотрудников так, чтобы они как можно быстрее стали работать в полную силу.

Согласитесь, что любой руководитель заинтересован в том, чтобы новый сотрудник влился в существующий коллектив, выполнял поставленные задачи, а не уволился через несколько недель.

Но, как показывает практика, большинство новых сотрудников покидают компанию в течение трех месяцев (поэтому, кстати, максимальный испытательный срок продолжается 3 месяца).

Обучение и адаптация нового сотрудника в организации – процесс довольно затратный, поэтому желательно обучить нового сотрудника так, чтобы вложенные в него знания принесли компании пользу в виде прибыли. Согласитесь, не эффективно постоянно тратить время на обучение меняющихся, как перчатки, сотрудников.

Давайте разберемся, почему новые перспективные сотрудники увольняются, не проработав и пары недель?

Первая причина – завышенные ожидания по отношению к новому рабочему месту.

Вторая причина – сложность его интеграции в коллектив. Если в компании высокая текучесть кадров, скорее всего, плохо налажен процесс адаптации новых сотрудников.

Нужно понимать, что в каждой компании, на любом рабочем месте есть свои плюсы и минусы, положительные и отрицательные моменты. Всем известна пословица: «Хорошо там, где нас нет», поэтому в самом начале работы новый сотрудник должен понимать, какой баланс положительного и отрицательного существует в данной компании. Отдельный кабинет или большая комната, в которой работают несколько сотрудников, режим рабочего дня, частота встреч с руководством – все имеет большое значение для комфортной и плодотворной работы. Не все, например, могут сосредоточиться, если рядом сидящие сотрудники говорят по телефону.

Одни и те же условия работы для одного человека могут показаться невыносимыми, а для другого – идеальными.

Одно из важнейших условий успешной адаптации – новичок не должен быть предоставлен сам себе, у него должен быть наставник, который будет курировать, отвечать на вопросы, помогать новому коллеге войти в трудовой ритм компании.

В основном мы будем говорить об адаптации продавца в новом коллективе. Поэтому давайте договоримся, что для простоты мы будем называть продавцом и продавца-консультанта, и менеджера по продажам, и специалиста по продажам, и других работников, связанных с продажами. Как правило, люди всех этих профессий являются посредниками между магазином и покупателем. В данном случае это главное.

Многие считают, что стать продавцом может каждый. Что здесь сложного? Встал за прилавок – и ты уже продавец.

Так, да не так. Во-первых, продавец продавцу рознь. Продавец кондитерских изделий, продавец одежды, продавец мебели и продавец элитной недвижимости для успешной работы должны обладать совершенно разными знаниями и умениями. И дело не только в том, что булка хлеба стоит 20 рублей, а особняк в Подмосковье – 20 000 000 рублей. Речь идет о разной специфике работы с каждым клиентом. Для грамотной работы, безусловно, нужны знания. Эти знания и умения как раз и передаются от наставника к новому сотруднику.

Программа адаптации нового сотрудника в организации

Чтобы облегчить сложный процесс адаптации нового сотрудника, нужны определенные усилия и специализированные программы. В программе адаптации перечислены конкретные мероприятия, которые проводит наставник, ответственный за новичка.

Сначала нужно определить, какие знания и навыки уже есть у нового сотрудника, оценить его опыт работы, выяснить черты характера. После этого для каждого новичка разрабатывается индивидуальная программа адаптации. Ее содержание определяется руководителем подразделения, в котором будет работать новый сотрудник, так как в каждом подразделении свои методы работы, свои особенности и алгоритмы решения поставленных задач, которые новичок должен усвоить. Программу стажировки утверждают все работники, которые участвуют в проведении обучения.

Программа адаптации нового сотрудника обычно делится на общую и специальную. Общая программа адаптации включает в себя знакомство с компанией в целом, ее , имиджем. На данном этапе у нового сотрудника формируется гордость за причастность к команде. Этому способствуют участие в корпоративных ритуалах, знакомство с девизом, гимном, вручение единой рабочей одежды. «Корпоративный дух» воспитывается через приобщение работника к задачам и миссии компании. В его формировании важна роль опытных сотрудников.

После того как новый сотрудник изучил общую программу адаптации, нужно переходить к следующему этапу.

Специальная (специализированная) программа охватывает круг вопросов, которые связаны с конкретным подразделением или рабочим местом. На данном этапе непосредственный и вышестоящий руководители и сотрудники разъясняют новому сотруднику специфику работы и конкретные задачи, стоящие перед подразделением.

Примерный план специальной программы адаптации нового сотрудника

Функции подразделения:

  • Цели и приоритеты
  • Организация и структура
  • Направление деятельности
  • Взаимодействие с другими подразделениями компании

Обязанности и ответственность:

  • Детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов
  • Разъяснение важности данной работы для компании в целом, как она соотносится с другими видами работ в подразделении и в компании в целом
  • Нормативы качества выполнения работы и основные критерии оценки качества ее выполнения
  • Длительность и расписание рабочего дня
  • Дополнительные обязанности (например, замена отсутствующего сотрудника)

Процедуры, правила, предписания:

  • Виды помощи, которая может быть оказана, и как просить о ней
  • Отношения с местными и общегосударственными контролирующими органами
  • Правила, характерные только для определенного вида работ или конкретного подразделения
  • Правила техники безопасности
  • Информирование о несчастных случаях и авариях
  • Стандарты санитарии и гигиены
  • Правила взаимоотношения с работниками других подразделений
  • Правила поведения на рабочем месте
  • Ответственность за нарушения
  • Нормы перерывов в работе (перекуры, обед)
  • Телефонные переговоры личного характера в рабочее время
  • Использование оборудования
  • Контроль и оценка исполнения.

Обязательно предусмотрите в программе адаптации мероприятия, которые помогут преодолеть барьеры отчужденности между сотрудниками. Предлагаем такие варианты знакомства с компанией:

  • Разместите на стендах объявления с информацией о новых сотрудниках
  • Отправьте родственникам новичка поздравительную открытку в связи с его трудоустройством в компанию
  • Выдайте буклет, в котором содержится следующая информация:
    • история филиала, организационная структура
    • правила внутреннего распорядка
    • список членов административной группы с указанием внутренних телефонов
  • Познакомьте новичка с сотрудниками подразделения
  • Проведите экскурсию по офису и хозяйственным помещениям

Все вопросы, связанные с адаптацией новых сотрудников, целесообразно зафиксировать в «Положении об адаптации».

Контроль процесса адаптации нового сотрудника

Контролируйте процесс адаптации нового сотрудника в течение достаточно длительного времени. Если компания небольшая, и в ней нет специалиста по обучению персонала, с новыми сотрудниками должен работать руководитель направления и наставник из числа опытных сотрудников.

Успех адаптации нового сотрудника в коллективе во многом зависит от того, как отнесутся к новичку коллеги. Сотрудники, которые давно работают в компании («ветераны»), опытны, много знают и умеют, и могут стать настоящими наставниками для новичка, с первых дней наладить общение и взаимодействие и получать от него реальную помощь. Нужно только правильно их мотивировать и повышать самооценку. «Дедовщина» в коммерческой компании недопустима – она приводит к убыткам.

Руководители компании должны подчеркивать престижность наставничества, позиционировать его как ступень карьерного роста, поощрять морально и материально. Действительно, месяц практической работы в реальном времени с опытным и знающим сотрудником компании для новичка будет намного полезнее, чем курсы повышения квалификации и тренинги, на которых, как правило, проводят теоретики, а не практики.

Учитывайте и должность, на которую вы принимаете нового сотрудника – от этого также зависит подход к адаптации. Если речь идет о руководителе, он не должен выглядеть растерянным даже в первые дни работы на новом месте – это может привести к потере его авторитета среди коллег и подчиненных. Поэтому новичок на руководящей должности должен получить максимум информации о компании и своих должностных обязанностях еще до того, как приступит к работе.

Срок адаптации нового сотрудника на рабочем месте зависит от его личностных качеств и успешности проведения адаптационных мероприятий. Для того чтобы оценить эффективность адаптации новичка, он должен сдать зачет по каждой пройденной теме и итоговую аттестацию по окончании периода адаптации.

От результатов итоговой аттестации зависит сумма вознаграждения наставников (руководителей), которые работали с новым сотрудником (систему стимулирования наставничества имеет смысл разработать заранее и ознакомить с ней потенциальных наставников и руководителей).

Специалист отдела персонала должен ежедневно контролировать процесс вхождения нового сотрудника в должность, беседовать с ним, чтобы выяснить, насколько он удовлетворен работой, как его принимает руководство и коллектив, есть ли трудности во взаимодействии с ними, имеет ли место психологический дискомфорт.

Специалист отдела персонала также регулярно беседует с наставником нового сотрудника, своевременно принимает необходимые меры, если появляются какие-то проблемы в ходе адаптации.

Одним из эффективных способов получения обратной связи от новичков является проведение так называемых «круглых столов», в работе которых принимают участие специалист отдела персонала, наставник, начальник отдела, новый сотрудник.

«Круглые столы» проводятся дважды за период адаптации – сразу после окончания обучения и сдачи итоговой аттестации, и после трех месяцев работы. При проведении «круглого стола» очень важно создать доверительную обстановку, чтобы каждый участник мог откровенно высказать свое мнение по всем вопросам.

После проведения «круглого стола» специалист отдела персонала анализирует его результаты и знакомит с выводами руководителя подразделения и наставников. По результатам совещания с руководством составляется план мероприятий для устранения причин, мешающих успешной адаптации сотрудника на рабочем месте, если они были выявлены.

Чтобы оценить уровень социально-психологической адаптации новичка в коллективе целесообразно провести анкетирование. Это дает возможность каждому сотруднику быть услышанным, почувствовать значимость своей работы.

Очень хорошо зарекомендовали себя встречи наставников (менеджеров) всех подразделений компании по вопросам качества преподавания, во время которых каждый участник может высказать свое мнение о содержании и формах обучения, о том, какими качествами должны обладать новички, закончившие обучение. Мнения наставников, анализ результатов работы сотрудников, прошедших программу адаптации, помогают скорректировать процесс обучения, выявить новые потребности, разработать дополнительные программы.

У каждой компании есть свои стратегии презентации своих товаров и услуг, показывающие их преимущества и достоинства для потребителей. Но далеко не все также вдумчиво относятся к удержанию перспективных сотрудников, прошедших через «сито» отбора, а значит, способных приносить прибыль.

Высокая текучесть кадров - это всегда результат целой серии ошибок. Но лучше предупреждать ошибки, чем исправлять их. Выстроенная под конкретные задачи бизнеса система адаптации новых сотрудников в сочетании с грамотным отбором персонала позволяет добиться того, чтобы и новый сотрудник, и компания остались в выигрыше.

Как в вашей компании проводится адаптация новых сотрудников? Пожалуйста, расскажите в комментариях.

Один из самых сложных этапов в жизни каждого человека – это период новорожденности, особенности этого возраста подробно описаны в неонатологической и педиатрической литературе, есть немало различного рода пособий и для медиков, и для молодых родителей. И даже будучи теоретически подкованной, для любой матери период младенчества её чада является самым непростым.

Появление на свет нового человека - величайшее чудо в мире. А если этот человек является вашим ребенком, то это двойное чудо, созданное природой и силой вашей любви. В первые минуты вы испытываете сложные и противоречивые чувства: облегчение от прекратившейся боли и растерянность от внешнего вида крохи, радость от первых объятий и беспокойство о состоянии ребенка, счастье от первого прикладывания к груди и гордость за свое новое положение.

Вот вы и стали мамой. Теперь ваша жизнь на многие годы тесно связана с жизнью этого самого дорогого на свете существа. Пока вы пытаетесь справиться с бурей чувств, вам не до характеристик периода новорожденности, а врач уже подхватывает вашего ребенка и ставит ему первую в его жизни оценку. Это оценка новорожденного по шкале Апгар, названная так по имени американского доктора Вирджинии Апгар, предложившей оценивать состояние новорожденных по пяти параметрам. Каждому показателю даются баллы, которые потом суммируются для оценки общего состояния ребенка.

Благодаря оценке новорожденных по шкале Апгар врачи могут сразу определить степень подготовленности младенца к внеутробной жизни и решить вопрос о необходимом объеме помощи, если она потребуется. Если ребенок громко закричал сразу после рождения или после отсасывания слизи из дыхательных путей, закашлял, зачихал, глубоко задышал, значит, получай свои первые 2 балла, которые ценятся выше любой «пятерки».

Если крик слабый, а дыхание редкое, поверхностное - дело плохо. Получай единицу и готовься к искусственной вентиляции легких. Эта оценка производится на первой минуте жизни, но не является окончательной. Новорожденному дается еще одна попытка, чтобы заявить о своем приходе в этот мир всерьез и надолго. Повторная оценка дается через пять минут после рождения, и многие дети с низкими показателями показывают чудеса своих адаптационных способностей: на глазах розовеют, начинают дышать ритмично и глубоко, сердечко бьется громко и ровно, а конечности производят активные движения.

Таблица «Оценка новорожденных по шкале Апгар» выглядит следующим образом:

Показатель Оценка в баллах
0 1 2
Частота сердцебиений, ударовв минуту Отсутствует Менее 100 Более 100
Дыхание Отсутствует Дыхание нерегу­лярное, частота снижена Нормальное, крик громкий
Мышечный тонус Отсутствует Легкая степень сгибания конечностей Активные движения
Рефлекторная возбудимость Отсутствует Гримаса Кашель,чихание
Окраска кожных покровов Бледно-синюшный Синюшность конечностей Розовый

При оценке новорожденного по шкале Апгар сумма баллов от 8 до 10 говорит о том, что ребенок здоров. Оценка 4-7 баллов свидетельствует о том, что состояние ребенка средней тяжести, и он нуждается в медицинской помощи. При оценке 1-3 балла речь идет о тяжелом состоянии и необходимости реанимационной помощи с привлечением дыхательной аппаратуры и круглосуточного мониторинга основных показателей.

Современные перинатальные центры оснащены высокотехнологическими методами лечения, квалифицированными специалистами и «золотыми руками» обслуживающего персонала, а это позволяет выхаживать даже глубоко недоношенных детей. Так что не переживайте, если ваш кроха получил плохую оценку при родах. Одна из особенностей течения периода новорожденности – быстрая адаптация: малыш подрастет и еще покажет себя настоящим богатырем, к тому же материнская любовь способна творить чудеса.

Период ранней адаптации новорожденных детей

Говоря об общей характеристике периода новорожденности, в первую очередь стоит отметить высокие адаптивные способности младенцев. Заключив кроху в первые объятия, вы испытываете растерянность и даже страх: он такой маленький и хрупкий, как бы не причинить ему боль и не сломать чего-нибудь. Успокойтесь! Слабость и хрупкость новорожденных слишком преувеличены вами. Он только что преодолел сложнейший путь, по трудности равнозначный восхождению на Эверест, очутился в совершенно новой для себя среде, но за пять минут сумел приспособиться к новому способу дыхания, кровообращения и питания. Разве можно считать его после этого слабым и беспомощным? Природа позаботилась о том, чтобы адаптация новорожденных детей была быстрой, чтобы малыши смогли в кратчайшие сроки приспособиться к окружающей среде, наградив младенцев способностью приноравливаться к любым внешним условиям, независимо от места рождения: на Крайнем Севере, в средней полосе России или в экваториальной Африке.

Вы должны использовать и развивать адаптационные способности в период новорожденности, чтобы ребенок рос здоровым. Для этого не требуется ни тяжелого физического труда, ни огромных материальных вложений, ни привлечения высококлассных специалистов. А нужно всего лишь формировать у ребенка с самого рождения привычку к здоровому образу жизни, основой которого являются грудное вскармливание, правильный режим дня, закаливание и активные физические занятия. Подумайте об этой основной особенности периода новорожденности прямо сейчас, пока малыш тихонько посапывает, обретя покой после пережитого стресса в надежных материнских объятиях.

К сожалению, многие молодые родители забывают о естественной адаптации новорожденного ребенка и окружают кроху повышенной заботой. А это не дает ему использовать данные природой адаптационные возможности. При малейшем дуновении ветерка ребенка кутают в многочисленные одежки, опасаясь переохлаждения и простуды, лишают на свежем воздухе, потому что «сегодня холодно и сыро», а главным показателем здоровья считают повышенный аппетит и килограммовые (если не больше) ежемесячные прибавки веса. А потом удивляются, почему в период адаптации новорожденный ребенок часто болеет, и бегают по врачам в надежде на чудодейственное средство, способное повысить иммунитет.

Период адаптации новорожденного ребенка после выписки из роддома

Первые дни после выписки из роддома даются нелегко. Мама еще не совсем оправилась после родов, а младенец требует постоянного внимания и заботы. К тому же осознание своей ответственности за здоровье крохи давит на психику и внушает страх за каждое действие: правильно ли делаю, не наврежу ли ему?

Ваше беспокойство в период ранней адаптации новорожденного совершенно естественно, но поддаваться панике из-за неопытности и отсутствия навыков по уходу за новорожденным не стоит. Как говорится, не боги горшки обжигают, и через пару дней вы приобретете уверенность и сноровку, которые позволят обходиться без посторонней помощи.

Период новорожденности - это самый сложный и ответственный период в жизни человека, когда все функции его организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, а, следовательно, новорожденный наиболее уязвим для неблагоприятных воздействий окружающего мира. Основная задача организма в период адаптации новорожденного - как можно лучше приспособиться к условиям внеутробной жизни.

Несмотря на кажущуюся слабость и хрупкость новорожденного в период ранней адаптации, он обладает удивительной способностью приспосабливаться к условиям окружающей среды. А если уж такое нежное создание способно отстаивать свое право на жизнь и бороться за место под солнцем, то уж взрослые люди, ставшие его родителями, тем более должны освоиться в своей новой роли и отважно вступить в новую действительность, несущую не только радости, но и огромную ответственность за малыша.

Когда можно показывать новорожденного ребенка друзьям?

Будьте готовы еще к одному испытанию. Едва вы переступили порог родного дома с малюткой на руках, как вас уже требуют к телефону многочисленные друзья-подруги с поздравлениями, добрыми пожеланиями и насущным вопросом: когда можно прийти с подарками и взглянуть на плод любви?

Потребуется немалое мужество, чтобы отказать в приглашении всем желающим, включая близкую подругу. Когда же можно показывать новорожденного друзьям, чтобы не навредить младенцу? Нужно отложить знакомство крохи с вашим окружением хотя бы на один месяц. Народные обычаи, мудрости которых мы не устаем поражаться до сих пор, запрещали показывать новорожденного посторонним людям до сорокового дня, опасаясь сглаза. В сглаз мы нынче не верим, но этого правила придерживаемся по другой причине. Новорожденный адаптируется к новым условиям, его защитные силы слишком слабы, чтобы противостоять различным факторам окружающего мира, следовательно, его надо оберегать от излишних контактов.

Он родился стерильным и сразу же повстречался с множеством микробов, которые стали активно прописываться в его организме. К маминой микрофлоре он адаптировался еще во внутриутробной жизни, уже получил и продолжает получать с молоком антитела к ней. А каждый новый знакомый несет на себе целый букет своих невидимых, но весьма коварных существ. Как такому маленькому и слабенькому человечку с еще несформировавшимся иммунитетом противостоять нашествию визитеров и их агрессивных микробов? Да еще каждый посетитель норовит взять на руки, прижать покрепче и поцеловать. Нужно ли это ребенку?

Конечно, нет. Размышляя над тем, когда можно показывать новорожденного, не забывайте, что в первый месяц жизни организм ребенка адаптируется к новым условиям, к микрофлоре собственной квартиры и ближайших родственников, а это и так огромная нагрузка на иммунную систему, еще только-только начинающую работать.

Каждый гость, заглянувший «на минуточку», щедро делится своими стафило- и стрептококками с беспомощным малышом, который затем страдает от появившихся неизвестно откуда прыщиков на коже или нагноения пупочной ранки.

В это драгоценное время устанавливается и налаживается тесная связь между матерью и ребенком, и присутствие посторонних людей мешает этим интимным отношениям, делая затруднительным прикладывание к груди по требованию и невозможным сосредоточение на этом важном и ответственном деле.