Японские военно-полевые бордели Второй Мировой войны, «Кун вианбу. Станции утешения: сексуальное рабство по-японски

В борделях для японских солдат во время войны находились, по разным данным, от 200 до 400 тысяч женщин из Китая, Кореи и других стран. О том, что с ними случилось, многие выжившие предпочли не вспоминать никогда. К тому же о трагедии заговорили не так давно, в начале 80-х, когда многих женщин уже не было в живых.

«Станции утешения», а иначе полевые бордели, начали открываться еще в 30-е. В 1932 г. генерал-лейтенант Ясудзи Окамура обратился к командованию с просьбой об организации для армии публичные дома. Мотивировал он свое предложение тем, что японские солдаты насилуют женщин и заражаются от них венерическими заболеваниями. К тому же местное население начинает проявлять антияпонские настроения.
Первую «станцию» открыли в Шанхае. Сначала там работали японские женщины, прибывшие добровольно. Но с увеличением популярности подобных заведений туда начали привозить заключенных из филиппинских и индонезийских лагерей, а также набирать местных. Объявления обещали «работу для девушек», и на эти призывы откликнулись немало кореянок и китаянок. Им предлагалось стать «санитарками особого типа» за приличные деньги.

Рабство

«Работа для девушек» оказывалась службой в борделях. Ежедневно каждая из них должна была принимать до 30 солдат, а по выходным их количество достигало пятидесяти. Изначально «станции утешения» назывались «нигучи». Это слово означало «29/1» и считалось «идеальной» нормой работы каждой девушки.
Чтобы избавить солдат от вероятности получить венерическое заболевание, девушек еженедельно осматривали врачи. Нередко медики тоже насиловали их. Если девушка оказывалась беременной или зараженной, то вводили препарат-606 - антибиотик террамицин, который вызывал выкидыши и приводил к бесплодию.
С 1944 г. из жительниц Кореи начали формировать добровольные трудовые отряды, декларируя, что они будут работать на ткацких фабриках, секретарями в Вооруженных силах, медперсоналом. Но обещаниям верили немногие, поэтому на «станции утешения» угоняли девушек, встреченных на улицах, захваченных в их собственных домах.
В число будущих рабынь попадали и маленькие девочки, и подростки. Большинству было 15-17 лет. Забирали всех, даже неместных. Например, угнанной оказалась гражданка Нидерландов, которой пришлось провести в борделе до освобождения острова Ява в 1945 г.
Одна из доживших до наших дней «женщин для утешения» вспоминала, что солдаты ворвались в дом к ее семье за рисом. Она не смогла убежать, потому что по древнему обычаю ее ступни были изуродованы бинтованием – такие девушки даже ходили с трудом. Женщин заталкивали в грузовики, матерей отрывали от младенцев и далее будущих «утешительниц» везли как груз в товарных поездах и на кораблях.
Корейские девушки были особо ценным «товаром»: они хорошо говорили по-японски, потому что с 1910 г. Корея была японской колонией. Кореянки, как и японки, были абсолютно бесправны – даже арабские женщины к тому времени находились в лучшем положении. К тому же в Японии и подконтрольных ей территориях проституция была легализована и мало чем отличалась от рабства даже в обычных борделях. Туда продавали девушек их родственники, и они оказывались полностью подчиненными хозяевам.
Чтобы забыться, девушки из «станций утешения» воровали у солдат опий, многие пытались покончить с собой: горстями ели лекарства, вешались на полотенцах и своей одежде.

«Станции утешения»

Они обычно размещались в бараках, обнесенных колючей проволокой. В комнатах не было ничего, кроме нескольких циновок и иногда раковины. Часто это были комнаты на нескольких человек, в отдельных случаях – закутки по паре метров.
Во время Второй мировой войны японская армия, как и немецкая, прямо контролировала деятельность «станций утешения». К 1942 г. в Китае действовали 280 полевых борделей, всего же их число доходило до 400.
Большая их часть формально принадлежала частным лицам, на деле же они контролировались военными. Небольшая доля открыто управлялась военным командованием. Третьей частью на самом деле владели не военные, но это была уже форма «станций утешения», открытая для всех, в том числе для простых японцев.
Впрочем, открытие борделей, как выяснилось позже, от насилия в оккупированных городах не спасало. За посещение борделей нужно было платить, а солдаты не хотели расставаться с деньгами. В 1937 г. в Нанкине и Шанхае произошли массовые изнасилования, несмотря на наличие в этих городах «станций утешения». «Нанкинская резня» стала одной из самых кровавых страниц в истории войны: мужчин закалывали штыками, а женщин всех возрастов насиловали прямо на улицах.
При отступлении армии девушек убивали. Массовые смерти были и в ходе деятельности борделей – ослабевших добивали прикладами, им отрубали головы, могли зарезать за неповиновение. До конца войны дожили несколько сотен человек. Многие не рассказали о произошедшем с ними до самой смерти, считая, что их история станет позором для всего рода. Часть корейских девушек навсегда осталась в Китае, не решившись вернуться на родину.
Некоторых девушек смогли выкупить их родители за рис или украшения. Но часто отцы и матери безуспешно приходили к «станциям утешения» и предлагали себя в качестве бесплатных работников для армии.

Признание трагедии

Десятилетиями Япония не признавала свою вину. Даже сейчас, когда последние выжившие не делают секрета из произошедшего, некоторые японские политики считают существование «станций утешения» оправданным «условиями войны». В 2007 г. премьер-министр Японии Абэ заявил, что массовость пострадавших не доказана.
Политики апеллируют к тому, что девушки якобы шли работать на «станции» добровольно, а условия работы там были мягкими. Однако мемуары, как и выжившие женщины, некоторые из которых добровольно стали живым свидетельством в специальных домах для бывших утешительниц, это опровергают.
Недавно в качестве доказательства «комфортных условий» пребывания в таких борделях в газете Sankei Shimbun были опубликованы материалы американской разведки о деятельности «станции утешения» в Бирме. Там якобы женщины получали подарки, у них было много денег, они ходили за покупками, а некоторые солдаты к ним даже сватались.
Долгое время Япония оправдывала свое бездействие тем, что все спорные вопросы были якобы решены Договором о восстановлении отношений с Кореей в 1965 г., где оговаривались репарации всем пострадавшим за время оккупации.
В 2015 г. Япония признала ответственность перед Южной Кореей и приняла решение выплатить компенсации. С Китаем соглашения достичь не удалось, а с Северной Кореей дипломатических отношений нет. Против достигнутой договоренности выступают и сами женщины, и активисты из движений в их поддержку.
Китайская и корейская стороны опасаются, что замалчивание трагедии продолжится и в японских учебниках истории так и не появится ничего о «станциях утешения». В 2016 г. на экраны вышел южнокорейский фильм «Возвращение духов», посвященный «утешительницам».
Уже в 2017 г. Япония отозвала посла и консула из Южной Кореи за установку памятника «женщинам для утешения» напротив генконсульства в Пусане.

«Неважно, утро было или день, — один солдат выходил, другой тут же входил. Мы пытались отговорить друг друга от суицида, но случаи все же были. Некоторые воровали у солдат опиум и употребляли его в больших количествах, погибая от передозировки. Другие пачками принимали незнакомые лекарства, надеясь, что это прервет их жизнь. Третьи вешались на своей одежде в туалете». Эти слова бывшей «женщины комфорта» Пак Кумджу разлетелись по всему миру и наводят ужас на тех, кто понимает, через что приходилось пройти женщинам, работавшим на «станциях утешения». В сегодняшней статье пойдет речь о том, как унижение и боль становятся средством политической манипуляции.

«Женщины комфорта» — название насильно склоняемых к занятию проституцией женщин во время Второй мировой войны. Первоначально так называли японок, которые добровольно становились жрицами любви и ублажали японских солдат. Тем не менее, с продвижением японской армии на континент и началом колонизации стран Восточной и Юго-Восточной Азии пропорционально стало возрастать количество вспышек венерических заболеваний среди бойцов. Точно так же росло и число изнасилованных ими местных жительниц.

Японцы, всегда стремящиеся к комфорту и порядку, и в столь интимном вопросе не стали отступать от принципов — дабы уменьшить число венерических больных, а также успокоить местное население, было принято решение о создании «Станций утешения». Здесь за некоторую плату солдат мог получить все желаемое, а главное, без вреда для здоровья. Первое подобное заведение было сооружено в Шанхае в 1932 году, затем они распространились по всей Азии. Большинство борделей находилось на территории Китая и Кореи. В газетах печатали объявления о работе для девушек, на которые те в реалиях военного оккупационного времени с удовольствием откликались. И попадали в сексуальное рабство. Ежедневно каждая женщина обслуживала около 20 мужчин. Они работали до тех пор, пока были в состоянии, а после их сбрасывали в ямы, где оставляли умирать.

Жертвами становились не только наивные девушки, соглашавшиеся на объявление в газете, но и те, кого прямо на улице хватали и насильно сопровождали к «станции»; не только совершеннолетние, но и маленькие девочки; и не только местные жительницы. 17- летняя подданная Нидерландов, проживавшая на острове Ява в тот момент, когда японские войска оккупировали его, на протяжении нескольких лет, вплоть до освобождения острова в 1945 году, ежедневно была изнасилована и избита. По ее собственным воспоминаниям, «даже врачи насиловали меня каждый раз, когда приходили осматривать».

В Китае была построена школа, в которую обязаны были ходить девочки национального меньшинства Хуэй (китайские мусульмане). Стоит ли говорить, что вместо традиционного образования они получали сексуальный опыт и травмированную психику. Более 75% «женщин комфорта» погибло еще до окончания войны, а те, кто выжил, были унижены физически и морально. Всего за годы оккупации, по разным данным, пострадало от 100 до 200 тысяч женщин. Тем не менее, несколько десятков жертв японского насилия живы до сих пор.

В 1965 году отношения между Японией и Республикой Корея нормализовались, и был заключен договор, обязывавший агрессора выплатить репарации за все преступления, совершенные во время оккупации. Тем не менее, вопрос о «женщинах комфорта» не закрыт до сих пор, более того, он является одним из основных формальных препятствий сближению Токио и Сеула. Накануне саммита АТЭС, проходившего в начале ноября, нынешняя президент Южной Кореи Пак Кын Хе отказалась встречаться с премьер-министром Японии Абэ Синдзо до тех пор, пока не будет решен больной вопрос. «Когда бы ни проходили встречи на полях саммитов, наши отношения все равно лишь ухудшаются», — заявила президент РК.

Несмотря на то, что Япония и Южная Корея традиционно являются партнерами, а в последнее время наблюдается пик популярности продукции японской поп-культуры в Корее, согласно опросам общественного мнения, проведенного в марте-апреле 2013 г., 76,6% респондентов негативно относятся к Японии, а 43,9 % опасаются японской военной угрозы. Японофобия в Корее является неотъемлемой частью государственной политики: для того чтобы помнить о безумных зверствах оккупационной армии, создаются мемориалы, музеи, пишутся книги и трактаты — пройти мимо просто невозможно. А в 2011 году группой активистов прямо напротив японского посольства был установлен памятник «женщинам комфорта» как вечное напоминание об исторических преступлениях.

Тем не менее, реакция Токио остается однозначной: все проблемы по этому вопросу были решены Договором о восстановлении отношений (договор, заключенный в 1965 году, по которому аннулировались все договоренности между Кореей и Японией во время оккупации 1910-1945гг., а также обозначен размер репараций пострадавшим). Вместе с тем правительство Японии периодически делает столь циничные заявления, что становится страшно. Например, в мае 2013 года лидер Партии возрождения Японии Хасимото Тору публично оправдал сексуальную эксплуатацию корейских женщин, мол, надо было солдатам как-то расслабляться в условиях стресса военного времени. Годом ранее премьер-министр Ёсихико Нода заметил, что нет никаких документальных подтверждений того, что женщин действительно силой принуждали к работе на «станциях».

Комфортное проживание «женщин комфорта» подтверждается материалами военной разведки армии США, которые были опубликованы в газете Санкэй Симбун: «Женщины не чувствовали особого недостатка в еде и предметах повседневной необходимости, у них было много денег, поэтому они могли покупать все, что хотели. Помимо подарков, которые подносили им солдаты, они могли позволить себе одежду, обувь, табак и косметику. Во время пребывания в Бирме женщины принимали участие в спортивных соревнованиях и пикниках, развлечениях и банкетах вместе с офицерами и солдатами. У них были граммофоны, им разрешалось выходить в город за покупками». Также утверждается, что многие солдаты после сладостных минут, проведенных с женщиной, приходили к ней свататься. В свою очередь нынешний премьер-министр Японии Абэ, выбрав политику «мягкой силы» в международном вопросе, выразил сомнение в том, что женщины действительно принуждались к проституции и действительно пострадали. Его позиция ориентирована преимущественно на японскую аудиторию, ведь уступчивость соседу может привести к потере части избирателей и снижению рейтинга.

Настойчивость правительства Южной Кореи продиктована общественным мнением. Так, в 2011 конституционный суд РК признал несоответствующим конституции бездействие корейского правительства в вопросе «женщин комфорта». И президент Ли Мен Бак под напором общественности был вынужден вынести вопрос на повестку дня. Кроме того, политика Сеула направлена на огласку исторической несправедливости в попытке увязать болезненную тему с ущемлением прав человека. Подобные меры приносят свои плоды: в 2010 году верховный комиссар ООН по правам человека Наванетхем Пиллэй раскритиковала правительство Японии за «полумеры» в отношении «женщин комфорта».

В данных условиях остается лишь надеяться на то, что к 50-летию возобновления отношений между Южной Кореей и Японией, который состоится в 2015 году, в понимании между ними произойдет поворот к улучшению.

Анастасия Федотова


«Станции утешения» военные бордели, существовавшие на территории Японии и оккупированных ею территорий с 1932–1945 год. Изначально в них работали женщины-добровольцы из Японии, однако, вскоре с увеличением спроса завоеватели стали принуждать к « обслуживанию» женщин из местного населения . За свой недолгий период существования через станции утешения прошли 410 тысяч девушек и девочек самых разных возрастов из Китая, Кореи, Тайваня . До конца войны дожила лишь четверть. О страшных 13 годах, которые пережили женщины под Японской оккупацией, о том, откуда взялось неофициальное название « 22 к 1» и какую ответственность за эти военные преступления понесло японское правительство рассказывает Екатерина Молчанова.

Несмотря на полемику между японской стороной и другими странами Азии, уже давно известно о насильственном характере работы в подобных борделях. «Женщинами для утешения» обычно становились китаянки, кореянки, тайваньки и в достаточно скромном количестве японки. В самых редких случаях на станциях утешения встречались русские девушки или представительницы других наций, в том числе жительницы Европы, случайным образом оказавшиеся на востоке. Всех девушек либо просто крали, либо ложью и обещанием достойной работы заманивали в военные бордели. Большинство их обитательниц надеялись на работу швеями, санитарками или еще какое-нибудь более благородное дело, нежели проституция, а оказывались едва ли не сексуальными рабынями. Другие попадались на еще более изощренное вранье – обещание отпустить сестер, дочерей или близких подруг в случае обмена. В итоге работать на станциях утешения оставались и ранее плененные девушки, и бросившиеся их вызволять героини. Вербовщики работали неустанно, в процесс привлечения новых работниц вовлекались серьезные деньги – некоторых девушек просто выкупали из их семей, после чего проданные становились собственностью государства, вовлеченного во все этапы вербовки. Насилие, угрозы, обманы и деньги служили действенным оружием в руках находчивых японцев, желающих устроить для своих солдат качественный «отдых».

Когда на оккупированных территориях уже почти не оставалось девушек, которых можно было вовлечь в проституцию, а ряды обитательниц станций утешения редели, пополняли их перевозкой пленниц из концлагерей. Местным жителям представлялась как официальная версия создания своеобразных «работных домов», так и неофициальная, заключавшиеся как в защите солдат от болезней, так и в контроле за изнасилованиями в захваченных городах. Конечно, подобных объяснений не хватало для оправдания похищения женщин, девушек и девочек, но запуганные азиаты разных наций предпочитали не задавать лишних вопросов, поскольку в обратном случае возникали проблемы и с армией, и с японским правительством.

Так в одном только Китае, после открытия самой первой известной истории станции утешения в Шанхае, всего существовало около 280 борделей для японских солдат и офицеров. Такие подсчеты сделали на момент военного заседания в 1942 году сами японцы. Точных данных по поводу других стран не существует, что, может быть, и к лучшему – знание о еще нескольких десятках или даже сотнях подобных мест вряд ли можно назвать приятным, но приблизительные подсчеты говорят о существовании примерно 400 борделей, часть из которых занимала Юго-Восток Азии, Сахалин и Южные моря. Началось все с более чем двух сотен заявлений об изнасилованиях женщин, на оккупированных японцами территориях. Заявления эти попали в руки генерал-лейтенанта по имени Ясудзи Окамура, а тот уже предложил своему командованию организовать военные бордели для изменения антияпонских настроений, вызванных недостойным поведением солдат армии, а также для предотвращения снижения их же боеспособности, к которому могло привести появление самых разных венерических заболеваний.

Идею одобрили, и по всей Азии стали появляться станции утешения, которые условно делились на три группы. Первая находилась в полном подчинении военных, контроль за ней осуществлялся куда более жесткий, чем за остальными двумя. Еще одна группа контролировалась частными лицами, но, по факту, все так же была в подчинении и личном пользовании у военных. Третья группа, достаточно малочисленная, но также существующая, была более «народной» – ею могли пользоваться как военные, так и обычные японцы, а в некоторых, пусть и очень редких случаях, даже представители других наций.

Казалось бы, проблема была решена достаточно радикальным способом и вопрос о ней больше не должен был возникнуть, но изнасилования женщин все же не прекратились. Дело в том, что станции утешения не были благотворительными организациями, да и не стремились ими стать, а указанная стоимость услуг для некоторых солдат была слишком высока. Они предпочитали искать развлечение все так же на стороне и экономить, а не тратить деньги на такое же сомнительное удовольствие в официальных учреждениях.

Рядовой оплачивал входной билет, который стоил 5 йен, для офицеров и капралов развлечение обходилось дешевле – за билет просили всего 2 йены. Девушки существовали в нечеловеческих условиях – им приходилось обслуживать по 20-30 солдат в день, число которых в итоге, после развития и популяризации борделей достигло 50-60 человек в день. Время работы борделей строго регламентировалось, так же указывалось максимально возможное время нахождения солдата с девушкой – сначала оно составляло 30 минут, потом было уменьшено до 10-15. Так, по истечении четверти часа, одного мужчину в комнате сменял другой, и девушке приходилось повторять процесс заново, зачастую против воли. В такой ситуации говорить о комфорте и наличии уютной обстановки не приходилось, жизнь девушек превращалась в простое существование и попытку выжить, которую многие женщины для утешения оставляли достаточно быстро.

Со всеми обитательницами станций постоянно работали врачи, которые должны были контролировать их здоровье, но нельзя сказать, что они отличались профессионализмом. Многие доктора сами насиловали самых здоровых из своих подопечных, кроме того, весь период существования «станций утешения» сохранялся высокий уровень смертности, обусловленный, как ни странно, отсутствием психологов. Самоубийства стали таким же повседневным событием, каким было обслуживание клиентов. Девушки пытались остановить своих «коллег» от подобных поступков, но все прекрасно понимали, насколько бесполезны любые попытки помочь. Кто-то воровал у солдат опиум, кто-то – лекарства у врачей, третьи же просто вешались на собственной одежде – желанной смерти добивались все, кто задумывал самоубийство.

Среди работниц борделей были и взрослые женщины, и девочки 11-12 лет. Все они жили в примерно одинаковых условиях – в полуразвалившихся деревянных бараках, где каждая комната была рассчитана на 9-10 человек. Помимо необходимого количества кушеток, убранство обычно дополняла циновка и раковина, на этом элементы интерьера заканчивались. Неудивительно, что многие срывались в таких условиях, что приводило или к полному безразличию, или к истерикам, а те, в свою очередь, – к самоубийствам. «Батальоны комфорта» вполне можно было бы назвать «батальонами смерти», поскольку из всех похищенных и завлеченных девушек после Второй мировой войны выжила лишь небольшая часть.

Китайские и малайские девочки, насильно вывезенные японцами из Пенанга для «обслуживания» солдат в качестве «женщин для утешения». Фотография сделана в период освобождения союзниками Андаманских островов от Японии (1945) / Imperial War Museums

Росту высокого уровня смертности способствовало не только подавленное настроение среди женщин для утешения. Набравшись опыта от немецких нацистов, японцы стали использовать некоторые медицинские приемы для контроля за, например, рождаемостью в рамках станций. В обиход вошел так называемый «препарат 606», содержащий в своем составе огромное количество мышьяка, и, хотя в военных борделях очень внимательно следили за контрацепцией, его приходилось применять для прерывания нежелательной беременности у работниц станций. Среди эффектов этого препарата значилось провоцирование выкидышей, возможность развития бесплодия или, как минимум, мутаций у будущих детей, а также в отдельных случаях – смерть пациенток.

О подобных подробностях существования азиатских женщин мало кто знал, но сам факт создания станций утешения всколыхнул общественность еще после появления информации о Нанкинской резне. В декабре 1937 года Японцы жестоко убили огромное количество жителей Нанкина, который в то время был китайской столицей. Там же появились станции утешения, а над выжившими жителями издевались долго и методично. Фотографии, попавшие в газеты США, с изображением зверских убийств и девушек, использовавшихся для плотских утех японских солдат, вызвали волну возмущения – американцы уже тогда, за 4 года до нападения на Перл Харбор, требовали вступить в войну с Японией. Впрочем, эти призывы были проигнорированы осторожным правительством под управлением Франклина Рузвельта.

Удивительно, что Япония до сих пор отрицает подобные факты, подтверждающее участие ее жителей во Второй мировой и их нечеловеческое отношение к противникам. Многие японцы не знают о жестоких нападениях на соседние азиатские государства, а уж о существовании «батальонов комфорта», которые неофициально назывались еще и 22 к 1, по изначально запланированному количеству клиентов на одну девушку, даже не догадываются.

В 90-е японское правительство официально принесло извинения выжившим женщинам для утешения и семьям погибших работниц станций, но уже в 2007 году эти слова забрали назад – в начале марта премьер-министр Японии сообщил, что насильственный характер событий не доказан. После общественного осуждения 26 числа того же месяца он уже объявил о явном нарушении прав человека на станциях утешения, хотя и отказал в финансовой поддержке выжившим в тех событиях. Тогда же разразился мировой скандал, поскольку ни китайцы, ни корейцы, ни представители других стран не согласились с подобным заявлением японского правительства. США, Канада и Европарламент – все крупные страны и союзы приняли резолюцию, призывающую Японию принять на себя полную ответственность за кровавые исторические события.

Тоже в марте, но уже 2015 года, совсем недавно, встрече лидеров Японии и Южной Кореи помешал именно вопрос, связанный со станциями утешения. На тот момент по данным корейского правительства в этой стране оставалось около 50 бывших женщин для утешения, поддержки для которых и требовали от Японии. Попытка японского правительства откупиться от проблемы не устроила корейцев, и те отказались проводить какие-либо встречи с соседним государством без предварительного урегулирования проблемы.

Но проблема существования станций утешений до сих пор прослеживается не только в японско-корейских переговорах и даже не в политических отношениях Японии и Китая. Этот вопрос до сих пор беспокоит многих жителей азиатских стран – акции в поддержку бывших женщин для утешения проходят как минимум раз в год в самых разных городах и собирают на улицах людей разных возрастов, которые требуют от Японии признания вины, а от собственного правительства –полную поддержку для пострадавших.

Цель токийского правительства на сегодняшний момент совершенно ясна – все его представители хотят снять с Японии всякую ответственность за исторические преступления и избавиться от их шлейфа, но давление со стороны других стран не позволяет этого сделать. За несколько десятков лет, уже прошедших со времен Второй мировой, вопрос принудительного вовлечения азиатских девушек в проституцию остается все таким же острым и, возможно, является одной из самых актуальных проблем прошлого на сегодняшний день.

«Японские военные власти стремились иметь, по крайней мере, одну сексуальную рабыню на каждые 29-30 солдат и офицеров; японские женщины предназначались, главным образом, для офицеров, а кореянки и китаянки- солдатам. Стремясь скрыть от союзников свои преступления, японская армия во многих случаях уничтожала при отступлениях в 1943-45 гг. своих сексуальных рабынь, что является одной из причин того, что выжило среди них немного - в 1990-е годы было зарегистрировано около 200 бывших сексуальных рабынь в Южной Корее и 218 - в Северной », - так описывается конец существования станций утешения в Истории Кореи, которая не так давно была издана в двух томах. Едва ли не ежегодно всплывают уточнения и новые данные о зверствах японцев, на которые современное общество уже не хочет закрывать глаза, публикуя статьи, очерки, фотографии и целые книги, устраивая митинги и акции на улицах. Остается только ждать окончательного признания Японией вины за уничтожение огромного числа женского населения Азии и надеяться, что действительно пострадавшие в годы существования «батальонов комфорта» женщины успеют услышать полноценные извинения.

«Я больше не хочу жить», – сказала маленькая женщина хриплым голосом. Она подошла к концу своей жизни, страдая от нескольких тяжелых болезней и сохранив страшные воспоминания из юности. Чжан Сяньту – одна из бывших «женщин для утешения»: таким эвфемизмом обозначают женщин, которых вынуждали работать в японских борделях во время Второй мировой войны.

Когда я встретился с Чжан в ее темном и обветшалом доме, она вспомнила тот день, когда японские солдаты ворвались в ее дом и насильно увели ее. Ей было 15 лет.

Накануне 70-й годовщины окончания Второй мировой войны я посетил бывших «женщин для утешения» из Китая и Южной Кореи, которые еще остались в живых. Время не смогло залечить их раны, ни моральные, ни физические.

Ученые продолжают спорить на тему количества эксплуатировавшихся женщин. По мнению некоторых активистов, пострадали не меньше 200 тысяч кореянок, но немногие из них говорят о случившемся с ними. Данные о китайских женщинах еще более расплывчаты: число женщин оттуда также может доходить до 200 тысяч, но историкам удалось идентифицировать лишь 200 жертв.

Когда я навестил еще одну прошедшую через «станции утешения» китаянку, Хао Юэлянь, ей делали внутривенные уколы на иссохших ногах. Женщина сидела в своей комнате, украшенной большими плакатами с младенцами.

Они казались неуместными в этом пустом доме. Приемная дочь Юэлянь объяснила, что самым страшным шрамом на жизни женщины осталась ее неспособность родить ребенка. В семье уверены, что это связано с тем, что случилось с Хао во время Второй мировой войны.

После войны прошло много лет, и наглядных свидетельств страшного опыта, пережитого этими женщинами, не осталось. Вместо этого я увидел женщин, которые страдают физически и социально и вынуждены жить в трудных финансовых обстоятельствах. Некоторых поддерживают семьи, другим не помогает никто, и кажется, что эти женщины медленно исчезают в ходе истории.

Китайские исследователи рассказали мне, что в Китае им удалось обнаружить меньше двадцати бывших «женщин для утешения». Почти все живут в ужасных условиях.

После встречи с китаянками я полетел в Южную Корею, чтобы увидеть еще четырех выживших женщин. Я обнаружил, что, несмотря на схожее прошлое, условия, в которых сейчас живут эти женщины, сильно различаются.

На фото: японские солдаты похитили Цзюйсян Хао, когда ей было 15 или 16 лет, и принуждали работать в сексуальном рабстве около 20 дней.

Кореянку Ким Бок Дон похитили, когда ей было 15. По ее словам, по будням на «станции утешения» ее принуждали удовлетворять около 15 японских солдат. По выходным солдат было больше пятидесяти.

Сейчас женщина публично рассказывает о том, что с ней случилось, не пытаясь спрятаться из-за чувства стыда.

На фото: Ким Бок Дон с копией своей картины «День, когда украли 14-летнюю девочку».

Каждую среду она ходит на митинг рядом с японским посольством в Сеуле, участники которого требуют от Японии извинений. На митинге Ким Бок Дон поддерживают сотни людей. Я увидел не безучастную жертву, но страстного борца за мир, стремящегося не только восстановить чувство собственного достоинства, но и помочь другим жертвам.

В Южной Корее 238 женщин сделали публичные заявления и поделились историями о жестокостях, которые они пережили во время войны. Все они получают финансовую помощь от правительства. Сейчас в живых осталось лишь 47 кореянок, прошедших через «станции терпимости».

12 из них живут в специальных приютах для бывших «женщин для утешения», спонсируемых неправительственными организациями. В этих учреждениях о женщинах заботятся социальные работники и врачи, проводится специальная терапия, чтобы помочь им справиться с травмами.

Посмотрев на то, как бывшие «женщины для утешения» живут в двух странах, замечаешь очевидную разницу в качестве их жизни.

На фото: Кир Вон Окх родилась в 1927 году на территории нынешней Северной Кореи, в 1940 году ее забрали в японский военный бордель в Китае. Она заразилась сифилисом, в результате образовалась опухоль. Японский военный врач удалил женщине матку, из-за чего она стала неспособна иметь детей.

«Китайское правительство пересмотрело вопрос «женщин для утешения» в своей попытке нормализовать отношения с Японией», – говорит Су Чжилян, директор Китайского исследовательского центра по вопросу женщин для утешения.

Несмотря на различия, у всех стареющих женщин осталось мало времени на то, чтобы получить извинения и компенсацию от Японии.

Ким Бок Дон рассказала, что многие «женщины для утешения» уже умерли. Больно осознавать, что перед смертью они не получили даже извинения от Японии, сказала она.

На фото: Жэнь Ланэ на фоне портрета Мао Цзэдуна в своем доме в городе Гучэн, провинция Шаньси.

Представители японской стороны заявляли, что соглашения 1965 года, устанавливающие дипломатические отношения с Южной Кореей, предусматривали компенсацию для женщин, которых принуждали работать в борделях. В 1995 году Япония также создала фонд, который выплачивал женщинам помощь из частных пожертвований, но Южная Корея признала этот фонд неофициальным и потому недостаточно хорошим.

В 2007 году Верховный суд Японии постановил, что китайские граждане потеряли право на требование выплат за военные преступления от Японии и ее компаний в соответствии с совместным коммюнике 1972 года японского и китайского правительств.

На фото: мемориальная доска в музее прав женщин в Сеуле.

В этом году в Южной Корее умерли восемь бывших «женщин для утешения», пять из них – с начала июня. На прошлой неделе президент Южной Кореи Пак Кын Хе заявила, что 15 августа, 70-я годовщина окончания войны, может стать последним шансом для японского лидера принести извинения.

Пока я работал над этим репортажем, одна из южнокорейских жертв, Пак Ю Нён, которой было уже больше 90 лет, умерла в доме своего приемного сына в США.

На фото: заброшенная крепость в деревне Сипань, где во время Второй мировой японские солдаты содержали женщин.

Чжан Сяньту демонстрирует свои забинтованные ноги. Когда японские солдаты ворвались в дом, чтобы отобрать продуктовые запасы ее семьи, 15-летней Чжан Сяньту не удалось убежать из-за того, что ее ноги были забинтованы. Этот обычай прекратил существование лишь в начале XX cтолетия.

Чжан – единственная оставшаяся в живых из 16 бывших «женщин для утешения», подавших в суд на японское правительство в 1995 году. Чжан похитили, когда ей было 16 лет, 20 дней ее вынуждали работать «женщиной для утешения». Каждый день несколько японских солдат насиловали ее и издевались над ней.

Жэнь Ланэ и ее семья ждут финансовой помощи от китайского правительства, но, по их словам, представитель правительства никогда к ним не приезжал.

Жэнь похитили в пятнадцатилетнем возрасте, ее принуждали быть «женщиной для утешения» в течение 20 дней. Матери удалось спасти девушку, заплатив за нее выкуп из риса и муки. Позже Жэнь вышла замуж, у нее есть три сына и дочь.

Жэнь у чемодана, где лежит саван, который она приготовила к своей смерти.

Хао Цзюйсян держит за руку сына. Второй сын Хао – единственный, кто о ней заботится. Обычно он уходит работать на весь день, и Хао остается одна в маленьком старом фермерском домике.

Хао была похищена японскими солдатами, когда ей было 15 или 16 лет, ее принуждали работать в сексуальном рабстве около 20 дней. Она живет в маленькой деревне, и многие соседи знают о ее прошлом «женщины для утешения».

Женщина хочет получить извинения и компенсацию от японского правительства, но считает, что едва ли доживет до этого.

Чжан Шуанбин, независимый исследователь проблемы «женщин для утешения», у могилы Лю Мяньхуань. Лю умерла три года назад. Японские солдаты похитили ее, когда ей было 15 лет, и 40 дней принуждали работать «женщиной для утешения».

На могиле Лю Чжан Шуанбин сказал вслух: «Это снова я. Пока у нас не хватает силы выиграть дело. Я приду снова рассказать тебе, когда нам это удастся».

Сейчас крепость в деревне Сипань, где во время Второй мировой японские солдаты содержали женщин, заброшена.

Участники митинга, проходящего каждую среду у японского посольства в Сеуле, приносят цветы к скульптуре «женщины для утешения». Митингующие требуют от правительства Японии извинений и компенсации.

Волонтеры помогают Кир Вон Окх добраться до еженедельного митинга у скульптуры «женщины для утешения».

На одежде Кир Вон Окх приколота брошь в форме бабочки – символ фонда Butterfly Fund, который помогает женщинам, ставшим жертвами сексуального насилия в военное время.

Ли Ок Сен родилась в южнокорейском Пусане в 1927 году. В 1942 девушку забрали на аэродром в Китае, где ее регулярно насиловали. Позже ее Ли содержали в нескольких японских военных борделях.

Ли в своей комнате в приюте «Общий дом», где живут бывшие «женщины для утешения».

Ли показывает свою фотографию, сделанную в 1947 году, через два года после капитуляции Японии. Тогда она подала запрос на получение китайского гражданства. После окончания войны женщина не могла вернуться в родной город из-за чувства стыда. Ли жила в Китае до июня 2001 года.

Буддийские четки на календаре и листе бумаги, на котором написано «92», возраст Пак Ок Сен. Пак родилась в 1924 году в городе Мирян в Южной Корее. В 1941 году ее забрали в японский военный бордель на территории Китая. Она была «женщиной для утешения» четыре года.

Пекин, 10 июля /Синьхуа/ -- Перед посольством Японии в Республике Корея стоит бронзовая статуя девушки. Она сидит на стуле босой с двумя сжатыми кулаками на коленях. Она символизирует сотни тысяч "женщин для утешения" японских солдат во время Второй мировой войны.

"Женщины для утешения" японских солдат остаются болью для всего мира и позором для Японии

Вопрос о "женщинах для утешения является еще не завершенной темной главой в истории Восточной Азии. Боль продолжается для сотен тысяч женщин из оккупированных стран и из других районов, в том числе из Нидерландов, которые вынуждены были присоединиться к японской армии и служить в качестве сексуальных рабынь во время войны.

Японское правительство отказывается и равнодушно подходит к своим обязательствам. Оно продолжает заявлять, что "женщины для утешения" добровольно "служили" японским солдатам, отказываясь признать, что они были вынуждены это делать.

В этом году гражданские группы из Китая, Республики Корея, Японии, китайского Тайваня, Филиппин, Индонезии, Восточного Тимора и Нидерландов уже приложили усилия для того, чтобы включить связанные с "женщинами для утешения" документы в Реестр "Памяти мира" ЮНЕСКО. Данный шаг встретил сопротивление со стороны определенных групп Японии.

Зверский поступок, принесший вечную боль жертвам

"Он /премьер-министр Японии Синдзо Абэ/ ждет, что все мы умрем, однако я не собираюсь умирать, я буду продолжать жить", -- 93-летняя Ян Рюфф О"Герне заявила СМИ в феврале этого года.

Ян Рюфф О"Герне -- голландка, которая родилась в Индонезии. В 1944 году она была отправлена японской армией на "станцию развлечения" японских солдат, где начался ее кошмар.

Одна ежедневно подвергалась изнасилованиям и побоям, принудительным абортам до окончания войны.

Ужасающий опыт в логове монстров преследовал "женщин для утешения" всю жизнь, острая боль в их голосах слышна до сих пор.

"Хотя в комнате были лишь бабушка Хоу и мы, две женщины-адвоката, однако она могла рассказать свою историю лишь шепотом на ухо, опасаясь, что другие люди могут услышать", -- рассказала китайская адвокат Кан Цзянь, представлявшая интересы "женщин для утешения" в исках, описывая сцену у одной из китайских жертв Хоу Цяолянь. "Даже это ей было трудно. От болезненных воспоминаний она падала со стула", -- сказала адвокат.

История другой китайской жертвы Лю Мяньхуань, которая была вынуждена стать "женщиной для утешения" такая же трагичная. "Когда мы вернулись в бывшую "станцию для утешения", бабушка Лю была настолько взволнованна, что она все время искала туалет. В то время она была без одежды заперта в этом доме, и только когда заползала в туалет, она могла немного передохнуть", -- сказала Кан Цзянь.

"Мы юристы -- очень рациональные и выносливые люди, но каждый раз после того, как я исследовала и собирала показания от выжившей "женщины для утешения", я не могла есть и все время плакала", -- сказала Кан Цзянь.

1 июля в провинции Шаньси на северо-западе Китая скончалась Жень Ланьэ, которая в возрасте 13 лет была вынуждена стать "женщиной для утешения" японских солдат. Перед смертью она сказала, что "Япония должна извиниться за то, что она сделала".

Истории этих женщин -- лишь верхушка айсберга. По данным Центра по исследованию вопроса китайских "женщин для утешения", с 1937 года и до капитуляции Японии в 1945 году японская армия построила большое число "станций для утешения". По меньшей мере 400 тыс. азиатских женщин были вынуждены стать сексуальными рабынями для японских солдат.

Директор Центра по исследованию вопроса китайских "женщин для утешения" Су Чжилян заявил, что система "женщин для утешения" применялась государственными силами, использовала меры принуждения, и касалась в основном иностранок, и это национальное преступление стало беспрецедентным в истории человечества.

Отрицание -- еще большее преступление Японии

Пострадавшие женщины для комфорта никогда не получали искренних извинений от правительства Японии, которое тактично избегает ответственности.

В документах, представленных Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин ООН в феврале, Япония заявила, что трудно провести черту между теми, кто добровольно пошел на это, и кто был вынужден стать сексуальными рабынями.

Япония явно отказалась предоставлять компенсации пострадавшим или предпринимать любые законные действия, чтобы передать виновных в руки правосудия.

Токио подписало соглашение с Республикой Корея в конце прошлого года, признав ответственность и установив фонд для компенсаций выжившим пострадавшим, однако в этом не было и следа национального искупления.

Тема "женщин для утешения" также была преднамеренно удалена из японских учебников.

Практически нет никакого внимания СМИ к токийскому Женскому музею войны и мира.

Его директор Ерико Икеда заявила, что Синдзо Абэ старается сделать Японию "красивой страной", которая не терпит таких тем, как "женщины для утешения". "СМИ очень хорошо знают, что тема будет чувствительной", -- сказала она.

Под давлением правительства газета "Асахи симбун" в 2014 году была вынуждена признать сообщения о "женщинах для утешения" "недостоверными". В результате репутация авторитетного издания получила удар, и объем продаж также снизился.

Борьба продолжается

Несмотря на все опровержения японского правительства по проблеме "женщин для утешения", группы внутри и за пределами Японии никогда ни переставали бороться за правду.

Китайский юрист Кан часто ездила в отдаленные сельские районы Китая, чтобы записать последние слова свидетелей. Она также выступала от имени жертв на судебных процессах в Японии.

Ученый Су посвятил более десяти лет исследованию проблемы. Благодаря его работе о китайских "женщинах для утешения" стало известно намного больше.

Южнокорейская консультативная организация по вопросам о "женщинах для утешения" начиная с января 1992 года никогда не прекращала проводить свои еженедельные "встречи по средам", пытаясь тем самым добиться компенсации и извинений.

Прежде чем рак забрал ее жизнь, Мацуи Яери отдала все, что имела, для создания в Токио Женского музея войны и мира, где собраны истории женщин, ставших секс-рабынями японских солдат.

Все они направили свои усилия на правое дело, обнажив миру японские зверства, имевшие место во время Второй мировой войны. Ими движет стремление включить соответствующие документы о "женщинах для утешения" в программу ЮНЕСКО Память мира.

Для данной программы были представлены в общей сложности 2744 документа. Запись каждого свидетеля является доказательством жестокости системы "женщин для утешения".

Истина никогда не будет похоронена навсегда, а воззвания жертв тронут сердца все большего количества людей.

Как отмечалось в докладе Комиссии по правам человека ООН от 1996 года, Токио должно извиниться за то, что японское правительство заставляло женщин в оккупированных странах удовлетворять сексуальные потребности своих солдат.

В 2007 году парламенты США, Нидерландов и Канады, а также Европейский парламент одобрили шаги, направленные на осуждение системы "женщин для утешения", и настоятельно призвали Японию извиниться и взять на себя ответственность. Соединенные Штаты также призвали запретить использование эвфемизма "женщины для утешения" во всех правительственных документах и заменить его на "вынужденные секс-рабыни".

В августе 2014 года тогдашний Верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллэй призвал Японию принять "незамедлительные и эффективные законодательные и административные меры" для гарантии того, что все случаи сексуального рабства будут расследованы, а виновные привлечены к ответственности.

Статуя девушки напротив японского посольства в Сеуле известна по всему миру. Она напоминает людям об истории, которую Токио так старательно пытается прикрыть.

Для Японии смелость взглянуть в лицо истории является первым шагом к восстановлению доверия с ее ближайшими соседями. Мир ждет от Японии всего лишь этого.