Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Волшебница Вода. План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» в старшей группе
Олеся Иванова
«Волшебница - вода» - конспект занятия (старшая группа)
Волшебница – вода
Конспект занятия . Старшая группа
Цель : Обобщить и систематизировать знания детей о трёх физических состояниях воды. Формировать умение устанавливать причинно – следственные связи. Знакомить с нетрадиционными способами рисования. Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа. Наблюдения на прогулке за природными явлениями. Экскурсия на водоём. Проведение опытов : «Пар – это вода » , «Лёд – твёрдая вода » , «Лёд легче воды» (Журнал «Дошкольное воспитание» № 8, 2006, с. 27, № 6, 2006, с. 22); «Волшебный фонарь » , «Крекс! Пэкс! Фэкс!» Кузнецова А. Е. Лучшие развивающие игры для детей от трех до семи лет / А. Е. Кузнецова. - М.: ООО ИД РИПОЛ классик. Дом 21 век, 2006. с. 162
Чтение сказок, стихотворений, загадок из сборника Шорыгина Т. А. «Беседа о природных явлениях и объектах» Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96.
А. Некрасов «Могучий помощник» .- М.: изд. Малыш, 1982. Н. Мигунова «Детям о безопасности»
Рисование пальцами рук. Лепка : «Море» , «Морские обитатели» ? (www. karapuz. com). Аппликации по И. А. Лыковой «Ах, белый пароход» (www. karapuz. com)
Подвижные игры : с мячом «Кто больше назовёт съедобной жидкости» (чай, кофе, компот, молоко, кефир, борщ, суп, ситро, минеральная вода , кисель, сок, бульон, какао, морс, квас и др.); «Ручейки, река и море»
Игровой дидактический материал по основам безопасной жизнедеятельности «Как избежать неприятностей?» № 1 - на воде и в природе (www. burdina-kirov.@ mail.ru)
Материалы : компьютер (видеоряд и аудиозапись шум родника, моря, реки, капает кран, металлофон, капельки – медальки, музыкальный фрагмент, воспроизводящее музыку устройство, «волшебная бутылочка » , губки, гуашь – на каждого ребенка.
Ход занятия.
Ребята, отгадайте загадки (Аудиозапись шум родника, моря, реки, капает кран) . Если вы отгадали правильно, то на экране монитора появится картинка.
Вы слыхали о воде? Говорят она везде!
В луже, в море, в океане и в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает, на плите у нас кипит, паром чайника шипит.
Сегодня мы вспомним всё, что знаем о воде, одной из главных составляющих природы. Давайте устроим праздник волшебницы – воды . Почему волшебницы ? Да потому, что вода бывает разной .
Какой бывает вода ? (Ответы детей : грязной, чистой, вкусной, соленой, холодной, прозрачной и другие). Она может быстро – быстро бежать в ручейке, плескаться в реке, перекатываться волнами в море, становиться холодными льдинками или паром, умеет прятаться, путешествовать, превращаться и творить чудеса.
Скажите, где прячется вода ? (В продуктах питания, в растениях, животных и человеке) .
Почему вода умеет путешествовать? (Ответы детей. Потому что вода - жидкая . Она умеет течь, капать и литься, впитываться).
Какие чудеса может творить вода ? (растворять различные вещества, поэтому она может иметь цвет и вкус) .
Сейчас мы отправимся в путешествие вместе с водой в волшебную страну на необычном транспорте. Я буду мамой – тучкой, а вы моими детками. Если я тучка, то кто вы? (Капельки) . Посылаю вас, детки – капельки, на землю! Пролейтесь веселым дождиком, напоите землю, оживите деревья, цветы. Погуляйте, а затем возвращайтесь. Да смотрите, не балуйтесь, ведите себя хорошо, за воротник к прохожим не залезайте.
Игра – этюд «Капельки» .
Воспитатель. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало играть друг без друга. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (дети встают в колонну по двое) . Встретились ручейки и стали большой рекой. (Дети встают цепочкой) . Текла, текла река и попала в большое море. (Дети встают в круг) . А тут солнышко пригрело!
Игра – имитация «Солнышко»
Солнышко, солнышко, в небе свети.
Яркие лучики к нам протяни.
Руки мы вложим в ладошки твои.
Нас покружи, оторви от земли.
Солнышко греет, как жарко всем нам!
В пар превратились, летим к небесам.
Стали капельки легкими, превратились в пар и вернулись к маме – тучке. Где вы были, что делали, что с вами произошло? (Ответы детей) .
Пока мы беседовали, в волшебной стране закончилось лето, прошла осень и наступила зима. Если я мама – тучка, то вы кто? (Снежинки)
Игра – этюд «Снежинки»
Воспитатель. Я – снежное облако! Мягкое, белое, пушистое. А вы, снежинки, мои детки. Ой, как вас много! Летите на землю. (Дети присаживаются) Полетели снежинки на землю и стали танцевать. (Звучит музыка – по выбору воспитателя, дети выполняют движения : покачались вправо – влево, покружились. Вперед – назад, покружились). Но вот подул ветер, и все снежинки разлетелись кто куда, в разные стороны. Набегались снежинки, устали и упали на снежную поляну, образуя большой сугроб, и уснули.
Вставайте, мои детки, пора возвращаться в детский сад. Наше путешествие закончилось. Так почему воду называют волшебницей ? (Ответы детей) . Да, вода может быть разной . Давайте нарисуем её портреты. Подумайте, какой портрет вы бы хотели нарисовать? (ответы детей) . Но рисовать мы будем не кисточками и не карандашами. (Дети садятся за столы) .
Упражнение «Музыка дождя и грома» .
Набежала тучка и закапал дождь. Дети стучат пальцами по столу.
Засверкала гроза. Стучат ладошками.
Загремел дождь. Стучат кулачками.
Дождь стал стихать Постепенно ритм замедляется.
И совсем прекратился.
В процессе выполнения упражнения, воспитатель задаёт ритм, используя металлофон.
Наши пальцы стали ловкими. Можно приступать к рисованию. Можно рисовать вместе на большом листе бумаге, можно на маленьком. Тот, кто будет рисовать воду в жидком состоянии (река, ручей, море, возьмет в руки губку, обмакнёт её в краску и нанесёт на «волшебную бутылочку » так, чтобы веревка на бутылочке хорошо пропиталась. Получится причудливая волна. Тот, кто будет рисовать снежинки, возьмёт в руки лист бумаги, сожмёт её в кулаке, нанесёт на нее губкой краску и сделает оттиск смятой бумагой.
По окончании работы воспитатель дарит детям капельки – медальки.
Литература : 1. Белякова А. В. «Вода » . Журнал «Ребенок в детском саду» № 4, 2005, с. 792.
2. Силиванова Л. В. Занятия на тему «Знакомство со свойствами воды» . Журнал Дошкольная педагогика,2008, № 2.-с. 39
3. Нуждина Т. Д. Энциклопедия для малышей. Чудо – всюду. Мир животных и растений. Ярославль : Академия развития, 1997. с. 160.
4. Костюченко М. «Экспериментируем!» Журнал"Дошкольное воспитание",2006, №8.- с. 27
5. Тобоева Е. Н. Учебно-методическое пособие к программе развития и воспитания детей дошкольного возраста «Росточек» Горно-Алтайск, 2006
6. Дьяченко В. Ю. Естествознание : тематическое планирование занятий . Волгоград : Учитель, 2007.-271 с.
Публикации по теме:
Конспект комплексного занятия «Вода-волшебница» Цель: совершенствование представлений детей об окружающей действительности посредством поисково-исследовательской деятельности. Обучающие.
Конспект занятия с элементами исследовательской деятельности «Волшебница вода» «Волшебница- вода» Программное содержание: Познакомить детей со свойствами воды. Закрепить представление детей, о том где находится в природе.
Конспект НОД в подготовительной группе «Вода-волшебница, вода-труженица» Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе Составила: Руденко Любовь Николаевна - воспитатель. МКДОУ.
Цель: формировать представление о том, что вода является жизненно важным явлением для жизни человек, животных и растений, а так же единственной.
Татьяна Котова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Чоппууска»
«Волшебница вода » .
(конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе )
Подготовила и провела воспитатель Котова Т. В.
г. Мирный ноябрь 2015г
Цель : развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.
Образовательные задачи :
1. Закрепить знания о свойствах воды (текучесть, бесцветность, не имеет запаха, вкуса, чистая, легкие предметы плавают на поверхности воды, а тяжелые тонут) .
2. Учить делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности .
3. Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.
Развивающие задачи :
1. Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей .
2. Развивать умения выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать и делать соответствующие выводы.
Воспитательные задачи :
1. Воспитывать у детей безопасность собственной жизнедеятельности во время проведения экспериментов.
2. Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу; подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на земле зависит от окружающей среды (чистая вода ) .
3. Воспитывать умение услышать, почувствовать различные эмоциональные состояния в звуках природы.
Демонстрационный материал : письмо, набор цифр, глобус.
Раздаточный материал :
одноразовые пластиковые стаканы, монета, ватная палочка, камень, веточка дерева, пластилин, шуруп, две чашки с водой, ситечки, карточки для занесения результатов, простые карандаши, капельки разного цвета, пипетки, ткань, лист бумаги, картон, целлофан, краски, кисточки.
Подготовительная работа :
чтение художественной литературы, отгадывание загадок по теме, беседы, слушание звуков воды в природе, рассматривание фотографий и иллюстраций о воде в природе и природных явлениях, просмотр документальных фильмов о воде, мультфильма «Заяц Коська и родничок» , изучение свойств воды, опытническая деятельность в группе .
Ход образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
Вос. Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
2. Эмоциональная настройка детей.
Вос. Ребята, какое у нас сегодня настроение? Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое настроение.
Собрались все дети в круг.
Я-твой друг и ты мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Вместе мы в кругу опять
Дружно будем мы играть.
3. Постановка образовательной деятельности .
Стук в дверь. Принесли письмо.
Вос. Это письмо от ребят из младшей группы . Тут загадка : «Меня льют. Меня пьют. Всем нужна я. Кто я такая? (вода ) .
Дорогие ребята, мы очень любим лето. И любим купаться летом в реке. Помогите нам, пожалуйста, узнать как можно больше о свойствах воды».
Вос. Поможем ребятам узнать о свойствах воды? (ДА)
Ребята, я предлагаю отправиться в необычное путешествие вокруг земли. Кто бы хотел принять участие в таком полете? А на чем можно полететь? (ответы детей) Давайте полетим на ракете. Но для того, чтобы ракета взлетела нужно заранее все рассчитать, ошибки могут привести к срыву полета. Нам надо ответить на три вопроса :
Наш полет проходит на четвертый день недели. Какой это день?
Полет проходит в третьем месяце осени. Какой это месяц?
А теперь нужно исправить ошибку – поставьте числа правильно. (на магнитной доске цифры от 1 до 10, нужно их поставить правильно) (дети отвечают и выполняют задание)
Вос. Ответы верные. Все готово к полету. Прошу всех занять места .
Внимание! Мы начинаем космическое путешествие вокруг Земли. До старта осталось 10 секунд, (дети хором считают : 9.8.7.6.5.4.3.2.1. Старт) .
Вот мы и взлетели. Посмотрите, какой маленькой кажется наша Земля из космоса (показываю глобус) . Что такое Земля? (планета, шар) . Почему Землю называют «голубой» планетой? (много воды) .
Правильно, ребята. На нашей Земле 4 океана и 30 морей, очень много рек и озер. А что на глобусе обозначено белым цветом. (снег, лед) Это тоже вода .
Вос. На борту нашего воздушного шара есть три лаборатории, хотите стать учеными и попасть туда? (да) Посмотрите перед нами три лаборатории «Капелька» , «Капитошка» , и лаборатория «Росинка» .
Нам, ребята надо разделиться, у меня есть капельки разных цветов, каждый выбирает себе цвет и идет в нужную лабораторию. (Дети расходятся) .
Воспитатель подходит к каждой группе детей и читает задание на карточке.
Опыт . Исследовать плавучесть предметов. Тонет – не тонет.
(На столе приготовлены карточки с изображением предметов, которые даны в этом опыте . Если предмет тонет, то дети рисуют стрелочку вниз, если не тонет, то вверх.)
Опыт . Узнать, какие материалы как пропускают воду. Найди материал для зонта. (Дети с помощью пипетки, проверяют разные материалы. На карточках рисуют капельку, если материал пропускает воду.)
Опыт . Окрашивание воды. (С помощью красок, дети окрашивают воду в разные цвета.)
Подводим итоги, делаем выводы.
Вос. Молодцы, ребята, вы отлично справились с опытами . А хотите еще одну загадку. Есть такое выражение-«носить воду в решете» ! Вот вода . Вот сито. Давайте выясним - можно ли перенести воду в решете. (Дети пробуют, ищут решение.)
Вос. Ребята, нам пора возвращаться на Землю, но перед полетом давайте из ваших капелек составим озеро. Как вы думаете, там где мелко какой будет цвет у озера, (голубой, где глубже-синий, и где совсем глубоко-фиолетовый. Посмотрите какое чистое озеро у нас получилось. А теперь займите свои места. Посадка через 10 секунд. Приготовьтесь! Начинаем отсчет : 1.2.3.4.5.6.7.8.9.10. Полет закончен.
Вос. Ребята, мы с вами путешествовали не долго, но многое успели узнать. Что же мы ответим ребятам из младшей группы . (ответы детей) . Молодцы, ребята! Сейчас мы все отдохнем. А потом нарисуем ответ ребятам.
Публикации по теме:
К О Н С П Е К Т Интегрированного мероприятия по экспериментальной деятельности «Волшебница вода» Цель: Обобщить и расширить знания детей.
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Царица вода» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №100 «Жар-птица» КОНСПЕКТ НОД ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ.
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Куда делась вода?» Познавательное развитие Цель: расширять.
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница-вода» (средняя группа) Конспект ОД по опытно-экспериментальной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие». Тема:«Волшебница - вода». Вид.
Конспект итогового занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Воздух и вода» Конспекткт занятия (итогового) в подготовительной группе по опытно экспериментальной деятельности. Группа: Подготовительная Образовательная.
Екатерина Александрова
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Волшебница вода»
Тема занятия : значение воды в жизни всех живых существ.
Возраст дошкольников : старшая группа (5-6 лет)
Цели и задачи :
Продолжать знакомить детей со свойствами воды (прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода-растворитель ).
Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека.
Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ.
Развивать навыки проведения лабораторных опытов
Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия .
Развивать социальные навыки, умение работать в группе , договариваться.
Воспитывать усидчивость, аккуратность.
Совершенствовать навык аккуратного закрашивания изображения, наклеивания рисунка на основу, создания коллективной композиции.
Предварительная работа :
Рассматривание карты мира
Заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде
-беседа на тему : «Круговорот воды в природе»
Оборудование и материалы :
Иллюстрации на тему «Вода »
Капельки воды, изготовленные из бумаги
Аудиозапись со звуками воды
Стаканчики, вода , молоко, сахар, мелкие игрушки, марля
Цветные карандаши, клей, салфетки
Заготовка панно «Речка»
Трафареты рыб
Виды детской деятельности, используемые на занятии : (экспериментирование, изобразительная деятельность, игра, беседа) .
Место проведения : групповое помещение .
Ход занятия:
В : Ребята, для того, чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь, отгадайте загадку :
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без …
(воды)
В : Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем, узнаем новое, будем рассуждать, играть.
Игра «Мама Тучка»
В : Давайте представим, что я-мама Тучка, а вы мои детки. Делайте все, что я скажу.
Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками воды) . Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими, веселыми ручейками (дети берутся за руки) . Встретились ручейки и стали большой рекой (соединяются в одну цепочку) . Плывут капельки в реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод, двигаются по кругу) . Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнца и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчики)
В : Какое явление связанное с водой мы показали сейчас в игре? Кто помнит?
Д : Круговорот воды в природе.
В : Где встречается капелька воды?
Д : В капельке дождя, речке, океане.
В : Ребята, а вы знаете, что у нас в группе тоже живут сестрички- капельки? Тогда давайте покажем нашим гостям, что они делают, эти сестрички, у нас в группе и какую пользу приносят.
Дети с воспитателем идут по группе , делают остановки :
1)уголок природы :
В : Почему мы остановились здесь, в уголке природе?
Д : Потому что растениям нужна вода для жизни .
В : Как мы даем растениям воду?
Д : Поливаем их, моем листья, опрыскиваем.
В : Что будет, если мы перестанем давать растениям воду?
Д : Они засохнут, завянут.
В : Чтобы этого не случилось, не будем забывать о поливе растений.
Оставим здесь сестричку-капельку?
Д : Да! (приклеиваем капельку)
В : Где еще нужна вода в группе ?
2)в туалетной комнате, в умывальнике.
В : Для чего нам там вода ?
Д : Чтобы смывать, мыть руки, умываться.
В
Д : Да! (приклеиваем капельку)
3)игровой уголок.
В : А здесь где вода нужна ? для чего?
Д : Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду
В : Оставим здесь сестричку-капельку?
Д : Да! (приклеиваем капельку)
4)к мойке младшего воспитателя
В : А здесь где вода нужна ?
Д : Чтобы мыть посуду, протирать столы, чтобы мы могли попить воды.
В : Здесь оставим сестричку-капельку?
Д : Да! (приклеиваем капельку)
В : Ну вот, уважаемые гости, сколько в нашей группе живет сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу.
В : Как вы думаете, откуда у нас в домах и в д/с берется вода ?
Д : Из крана.
В : А в кран как попадает?
Д : По трубам вода из большой речки течет или из озера.
В : Как называются эти трубы?
Д : Водопроводные (картинка) .
В : Повторим все вместе
В : Подумайте, что будет, если мы не будем закрывать краны дома и в д/с?
Д : Мы будем тратить много воды
В : А в некоторых странах, в жарких, в Африке, вода очень ценный продукт, ее очень мало, к ним ее привозят из других стран. (картинка)
В : Что нам нужно делать, чтобы не тратить воду зря?
Д : Если мы помыли руки, лицо, не забывать закрывать кран.
В : Что же такое вода ? Какими свойствами она обладает? Все это мы попробуем выяснить в нашей лаборатории. Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории :
Не шуметь - этим мы мешаем другим
Аккуратно обращаться с посудой и другими принадлежностями для опытов
Слушать воспитателя и внимательно следить за результатами опытов
Закончив наблюдение, сделать вывод
В : Молодцы! все правила вы помните. Ну что ж, приступим.
В : Перед вами 2 емкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая ?
Д : Нет, одна - чистая, другая- грязная.
В : Какую воду мы используем в обычной жизни? Какую пьем? Какой умываемся?
Д : Чистой.
В : Как вы думаете, в речках течет чистая вода ?
Д : Нет.
В : Чем она м. б. загрязнена?
Д : Грязными сточными водами (картинка)
В : Повторим все вместе.
В : А как вы думаете, очистить грязную воду можно?
Д : Да.
В : Что для этого используют?
Д : Очистные сооружения, фильтры (картинка)
В : Повторим все вместе.
В : Очистные сооружения м. б. очень большими, для каждого города они свои. Там грязная вода отстаивается , очищается специальными средствами и только потом она пригодна к использованию. В домах и квартирах воду могут очищать дополнительно. Для этого используют фильтры (картинка)
В : Сейчас и мы с вами попробуем очистить грязную воду. Для этого я возьму марлю, сложенную в несколько раз и пропущу через нее грязную воду. Что у нас получается?
Д : Вода становится чистой .
В : А что стало с марлей?
Д : Грязная стала.
В : Вот почти также работают очистные сооружения и фильтры.
В : Давайте еще раз повторим, какую воду мы используем в обычной жизни?
Д : Чистую.
В : А для жизни растений, животных, рыб какая необходима вода ?
Д : Тоже чистая.
В : Этот опыт провела я, а сейчас вы будете проводить свои опыты.
1 опыт : прозрачность воды.
Опускаем в стакан с молоком мелкую игрушку, видна она или нет? Затем в стакан с водой.
Делаем вывод : вода прозрачная (выставляем схему к опыту)
2 опыт : есть ли запах у воды?
Детям предлагается понюхать воду, налитую в стаканчики.
Делаем вывод : вода не имеет запаха (выставляем схему к опыту)
3 опыт : есть ли вкус у воды?
Детям предлагается попробовать воду, налитую в стаканчики.
Делаем вывод : вода не имеет вкуса (выставляем схему к опыту)
4 опыт : вода-растворитель
Детям предлагаем опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился.
Делаем вывод : вода-растворитель (выставляем схему к опыту)
В : Какой стала вода ?
Д : Сладкой.
В : Где в жизни мы можем наблюдать это свойство воды?
Д : Когда пьем чай за завтраком.
В : Итак, подведем итог эксперимента. Какими свойствами обладает вода ?
Д : Вода обладает многими свойствами : -прозрачность
Не имеет запаха
Не имеет вкуса
-вода-растворитель
В : Вода - одно из самых удивительных веществ на земле.
Молодцы! Хорошо поработали! А сейчас немного отдохнем :
Физминутка : К речке быстрой мы спустились
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно :
Вместе раз-это брасс
Одной, другой - это кроль
Все, как один, плывем, как дельфин
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Творческая работа :
В : Ребята, мы с вами говорили, что только в чистой воде могут жить рыбки. У меня есть маленькая речка с чистой водой, но в ней нет рыбок. Давайте их запустим. Для этого у вас на столе есть рыбки из бумаги, но вам нужно сделать их яркими, то есть раскрасить. Перед вами на столах цветные карандаши, фломастеры и образцы рыбок. Придайте им цвет и запустите в речку (приклейте) . Старайтесь все выполнить аккуратно, тогда и рыбки получатся красивыми.
Самостоятельная работа детей. Играет тихая, спокойная музыка (звуки воды)
В : Молодцы, дети! Какая веселая, чистая речка у вас получилась. Такое могли сделать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра. А сейчас расскажем стихотворения, которые мы специально выучили для этого занятия .
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде
В луже, в речке, в океане,
И в водопроводном кране.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда.
Без нее вам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без нее вам не прожить!
Вы ее в пруду найдете
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда,
Наша спутница-вода !
В : Молодцы, ребята! Вы показали нашим гостям хорошие знания о сестричках-капельках. На память о нашем занятии я дарю вам волшебную капельку , которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.
На этом наше занятие окончено .
Конспект познавательно-игрового занятия " Волшебница вода" для детей старшей группы
Описание: данный материал будет интересен и полезен воспитателям, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, работающими с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Образовательная область: познание
Цель: расширение и уточнение представлений детей о природном явлении - вода
Задачи: 1)образовательные
*дать представление детям о природном явлении-круговорот воды в природе
*способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, состоянии и местонахождении воды в природе
*продолжать учить технике безопасности при проведении опытов
2)развивающие
*развивать умение обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные зависимости в процессе экспериментальной деятельности
*развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами
*развивать воображение и логическое мышление, умение входить в образ состояния воды(лед, пар)
3)воспитательные
*воспитывать интерес к познанию природы, желание любоваться красивыми явлениями природы и отражать впечатления в изо деятельности
Предварительная работа:
*беседа «Вода вокруг нас»
*проведение отдельных опытов по исследованию свойств воды
*рассматривание фото альбома «Кругом вода»
*работа с панно «Вода в природных явлениях»
*игра-превращение «Росинка»
Методы и приемы: игровой, наглядный,экспериментирование и описание, рассказ воспитателя, вопросы к детям
Материал и оборудование: презентация «Волшебница-вода»; образ капельки(из картона);панно «Путешествие капельки»; карточки: с загадками о воде, стихотворение «Вы слыхали о воде?» , сказкой « Путешествие капельки», игры « Лед, вода, пар»; для опытов: таз с водой, ванночка со льдом(по количеству детей), термос с кипятком, зеркало; листы белой бумаги, цветные карандаши, краски, мелки, фломастеры (по количеству детей)
Ход занятия:
Дети входят в зал, приветствуют гостей.
Воспитатель:
Настало утро. Я улыбнулась вам, вы улыбнулись мне, улыбнитесь друг другу и гостям. Как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы добры и приветливы, терпеливы и ласковы. Мы здоровы. Вздохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, ссоры и беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек и любовь к ближнему.
Воспитатель:
Ребята, отгадайте загадки:
*В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
*Она и в озере, она и в лужице,
она снежинкою над нами кружится,
она и в чайнике у нас кипит
она и в реченьке бежит. (вода)
Дети:
вода
Воспитатель:
Правильно и сегодня мы поговорим о воде. Давайте вспомним из наших опытов какими свойствами обладает вода. Я вам даю капельку, а вы будете передавать ее друг другу и называть свойство воды(прозрачная, без запаха, без вкуса, без цвета, не имеет формы, жидкая)
Воспитатель:
А теперь я вас приглашаю в наш видео зал совершить увлекательное путешествие в мир воды в природе (показ презентации
« Волшебница вода» в сопровождении стихотворения « Вы слыхали о воде?»)
Игра « Где живет вода»
с мячом
Воспитатель:
Поиграем в игру « Где живет вода», я вам бросаю мяч, а вы должны мне сказать где есть вода в природе.
Молодцы, отлично все справились!
Воспитатель:
Ребята, когда мы с вами проводили опыты понравилось вам быть учеными? Тогда я вам предлагаю снова посетить наш научно-исследовательский институт «Почемучки» и провести новые опыты по исследованию воды, ее свойств. Ведь только о ней мы сегодня и говорим. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
быть аккуратными
не спешить
внимательно слушать
не толкаться
Опыт №1
: Способность воды отражать предметы
Воспитатель:
Приглашаю вас подойти к моему столу. Скажите, что на нем стоит?(таз с водой)
- Давайте по очереди заглянем в него. Что вы там увидели?(свое отражение)
- А где еще можно увидеть свое отражение(в зеркале, в речке)
- Значит вода может отражать предметы, как зеркало. Давайте подуем на воду и заглянем в нее. Увидели ли вы теперь свое отражение(очень плохо, оно размыто)
Вывод:
когда вода спокойная, она может отражать предметы, как зеркало, а когда не спокойна, то отражение воды нечеткое и размытое.
Опыт №2:
Давайте подойдем к следующему столу. Что лежит в ванночках? (лед)
Возьмите в руки по льдинке, что происходит со льдом? (тает)
Вывод:
лед-это тоже вода, лед-это твердое состояние воды.
Опыт №3
: проводит воспитатель(на столе термос с кипятком и зеркало)
Дети находятся на 0,5 м от стола.
Воспитатель:
возьмем термос с горячей водой, откроем его и посмотрим, что происходит(из горлышка выходит пар), чтобы лучше было видно поставим зеркальце.
Мы видим, что паринки, когда их становится много, опять превращаются в воду. Вывод: пар-это тоже вода. Такое состояние воды называется парообразным.
Игра «Лед-пар-вода»
Воспитатель:
давайте поиграем, я буду рассказывать о состоянии воды, а вы должны назвать его и показать.
Лед растает, и тогда будет из него......(вода)- дети «плавают»
Если сильный-сильный жар, из водички будет.....(пар)-дети изображают
пар движением рук, поднимают руки вверх и вращают кистями, произносят(ф-ф-ф)
- Если пар вдруг охладится, превратится пар в ….(водицу)- дети «плавают»
- Если холод вдруг придет из водицы будет....(лед) -дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съеживаются.
Воспитатель:
Ребята, а вы любите путешествовать? А как вы думаете вода путешествует? Я вам сейчас расскажу сказку про капельку и какое путешествие она совершает в природе.
Рассказ воспитателя с использованием панно « Путешествие капельки»
-Одна веселая капелька жила с подружками в море. Но вот однажды выглянуло
жаркое солнышко и стало своими лучами нагревать воду. От такой жары капелька воды с подружками стала превращаться в пар и подниматься все выше и выше. Капелек собралось много и они протянули друг к другу руки, превращаясь в легкое облачко. Вдруг прилетел ветер - озорник и подул на облачко. Оно соединилось с другими облачками, и превратились они в большую тучу. Эта туча закрыло солнышко, стало прохладно и капли пара стали остывать. И когда они остыли, снова превратились в капельки воды. Из тучки пошел сильный дождик, наша знакомая капелька снова попала в свой дом-море.
Вот какое сказочное путешествие совершила наша капелька. Оно называется круговорот воды(движение по кругу) повторите, как называется путешествие?
(ответы детей)
Воспитатель:
Ребята, о чем мы сегодня говорили? Какие моменты вам понравились и запомнились? Почему? Предлагаю вам пройти в творческую мастерскую и нарисовать, то что вам запомнилось и понравилось. Вы можете выбрать средства для рисования по желанию.
Под тихую музыку воды дети рисуют.
Тема «Волшебница вода».
Задачи:
Побуждать желание детей активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения;
Способствовать умению детей определять физические свойства воды (запах, вкус, прозрачность, хороший растворитель, способность отражать предметы0;
Поддерживать проявление инициативы детей в рассуждениях, в проведении опытов; стимулировать речевую и познавательную активность;
Создавать условия для активного взаимодействия детей друг с другом и с педагогом, побуждать детей включаться в совместную игровую ситуацию;
Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой, умение детей сравнивать, анализировать, делать выводы;
Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде
Скачать:
Предварительный просмотр:
Голдобина Наталья Яковлевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида №45 «Росинка»
Муниципальный конкурс «Лучшая методическая разработка»
Конспект
познавательно-исследовательской деятельности
«Волшебница вода»
в старшей группе
Голдобина Наталья Яковлевна,
воспитатель
Познавательно-исследовательская деятельность
Тема «Волшебница вода».
Задачи:
- побуждать желание детей активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения;
Способствовать умению детей определять физические свойства воды (запах, вкус, прозрачность, хороший растворитель, способность отражать предметы0;
Поддерживать проявление инициативы детей в рассуждениях, в проведении опытов; стимулировать речевую и познавательную активность;
Создавать условия для активного взаимодействия детей друг с другом и с педагогом, побуждать детей включаться в совместную игровую ситуацию;
Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой, умение детей сравнивать, анализировать, делать выводы;
Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде;
Оборудование: глобус, оборудование для проведения опытов на каждого ребенка: белые халаты, два стакана, чайные ложки, сахар-рафинад, песок, акварельные краски, кисточки, подносы, салфетки; карточки-схемы «Свойства воды» (Приложение №1); емкость с водой; аудиозапись «Музыка дождя» муз. С. Бурцева; игрушка Капелька; баночка с крышкой для проведения фокуса; сюрпризы для детей - Капельки.
Предварительная работа: беседа с детьми о воде; рассматривание воды после рисования красками; дидактическая игра «Разноцветные капельки»; чтение сказки народов Сибири «Живая вода» и сказки горцев «Два ручья»; загадывание загадок о воде; просмотр познавательного фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку»; выполнение дидактических заданий на прогулке, связанных с водой; оформление карточек-схем; чтение рассказов и стихотворений о воде.
Ход образовательной деятельности
1. Вхождение в игровую ситуацию.
(Воспитатель готовит оборудование для образовательной деятельности, дети играют)
Воспитатель приглашает детей:
1, 2, 3, 4, 5,
Приглашаю всех играть!
Всё хотим на свете знать,
Тайны мира раскрывать!
2. Пальчиковая игра «Дружат в нашей группе…»
Поиграем в игру «Дружат в нашей группе».
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(соединяем пальцы в «замок»)
С вами мы подружимся маленькие пальчики.
(касаемся кончиками пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы считать.
(парное касание пальцев от мизинцев)
Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.
(руки вниз, встряхиваем кистями)
3. Создание проблемной ситуации. Ситуативная беседа.
Ребята, посмотрите, в нашей группе появилось новое пособие.
(Воспитатель показывает глобус)
Что это?
Глобус.
- А что мы можем увидеть на глобусе?
Примерные ответы детей:
С траны, города, океаны, моря и т.д ..
А как вы думаете, что обозначено на глобусе голубым цветом?
Примерные ответы детей:
Г олубым цветом обозначены реки, озера, моря и океаны.
А что находится в реках, морях, океанах?
Вода.
Ребята, а где можно встретить воду?
Примерные ответы детей:
В ода есть в кране, в тучке.
Вода есть в бассейне.
Вода есть в луже, в организме.
Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Вы хотите - узнать, какими свойствами обладает вода?
А сейчас я приглашаю вас в лабораторию, где мы будем учеными -исследователями.
(Дети проходят в лабораторию, надевают халаты)
4. Проведение опыта-эксперимента
Опыт 1. Вода не имеет запаха.
Как вы считаете, ребята, имеет ли вода запах?
Дети высказывают предположения
Вода имеет запах
Я думаю, что вода не имеет запах.
Давайте проверим. Имеет вода запах?
В ода не имеет запаха.
- Какой делаем вывод?
(Воспитатель обращается к детям: ученый Дима, ученая Соня и т. д.)
Вывод: вода не имеет запаха.
Ребята, обозначим это свойство этой схемой.
Опыт 2. Вода не имеет вкуса.
Ребята, как вы думаете, имеет ли вода вкус?
Предположения детей:
Я считаю, что вода не имеет вкуса.
А я думаю, что вода имеет вкус.
- Попробуйте воду на вкус. Имеет вода вкус?
Примерные ответы детей:
В ода не имеет вкуса.
- Какой делаем вывод?
Вывод: вода не имеет вкуса.
(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)
Опыт 3. Вода прозрачная.
- Ребята, как вы считаете, имеет ли вода цвет?
Предположения детей:
Я считаю, что вода не имеет цвет.
А я думаю, что вода имеет цвет.
Перед вами два стакана. Один с водой, другой с молоком. Если в оба стакана положить ложки. В каком из стаканов ложка будет видна: в стакане с водой или в стакане с молоком?
Предположения детей:
Я думаю, что ложка будет видна в стакане с водой.
А я считаю, что ложка будет видна в стакане с молоком.
Проверим. Опускаю ложку в стакан с водой и в стакан с молоком. В каком из стаканов ложка видна? Почему?
Примерные ответы детей:
В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком ложка не видна.
Какой вывод можно сделать?
Вывод: - Вода не имеет цвета, вода прозрачная.
(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)
5. Игровое упражнение «Мы – капельки»
(звучит аудиозапись «Музыка дождя» муз. С. Бурцева)
Ребята, а сейчас мы поиграем, превратимся в волшебные капельки. П роизносим волшебные слова: вправо, влево повернись, в волшебную капельку превратись! Ой, как много капелек! Давайте вместе потанцуем, покружимся, польем растения. Скучно стало капелькам играть друг без друга. Собрались капельки парами и потекли маленькими, веселыми ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой (цепочкой). Текла, текла река и попала в большое море (в круг). А тут и солнышко пригрело! И капельки вернулись к тучке.
6. Проведение опытов-экспериментов.
Опыт 4. В воде растворяется сахар, песок не растворяется.
Ребята, как вы думаете, какие вещества растворяются в воде?
Предположения детей:
В воде растворяется сахар.
В воде растворяется мука.
Если в стакан с водой положить кусочек сахара, что произойдет?
Примерные ответы детей:
Сахар в воде растворится.
А я думаю, что сахар не растворится.
Давайте проверим. Положим в стакан кусочек сахара. Попробуйте воду ложкой. Что произошло?
Примерные ответы детей: сахар в воде растворился, и вода стала сладкой. - Какой сделаем вывод?
Вывод: сахар в воде растворяется.
(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)
Что получится, если в стакан с водой опустить песок?
Примерные ответы детей:
Песок растворится в воде.
А я считаю, что песок не растворится в воде.
Давайте проверим. Положим в стакан с водой песок, размешаем ложкой.
Растворился песок в воде?
Песок в воде не растворился.
Какой вывод делаем?
Песок в воде не растворяется.
(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)
Опыт 5. Вода становится цветной, если добавить краску.
Ребята, что произойдет, если мы добавим в воду краску?
Примерные ответы детей:
Я думаю, что краска в воде растворится.
Я считаю, что краска не растворится в воде.
Давайте поэкспериментируем. В стакан с водой добавим краску. Что произошло?
Примерные ответы детей:
Краска в воде растворилась, вода стала цветной.
Какой делаем вывод?
Вода – растворитель. В воде растворяется сахар, краски, а песок не растворяются.
(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)
А как вы думаете, ребята, что произойдет с солью?
Примерные ответы детей:
Я думаю, соль не растворяется в воде.
Я думаю, что вода станет соленой.
Проведите этот опыт дома и расскажите потом, что произошло с солью в воде.
Опыт 6. Способность воды отражать предметы.
Приглашаю всех подойти к столу. (На столе емкость с водой)
Давайте заглянем в нее. Что вы там увидели?
Примерные ответы детей:
Я увидел своё лицо, отражение.
- Миша увидел себя, а Катя?
Примерные ответы детей:
А я увидела лицо Вадима.
А где ещё можно увидеть своё отражение?
Примерные ответы детей:
В зеркале, в витрине магазина, и т.д.
Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Нет)
- Какой делаем вывод?
Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)
7. Игровое упражнение «Вода какая?»
Ребята, поиграем в игру «Вода какая?» Передаем капельку и говорим: вода какая?
Примерные ответы детей:
Вода чистая, вода родниковая, вода прозрачная, вода холодная, вода газированная, вода грязная.
Молодцы, ребята!
8. Игра «Хорошо-плохо» (ТРИЗ)
- Ребята, вода хорошо - почему?
Примерные ответы детей:
Вода – хорошо, потому что можно купаться.
Вода – хорошо, потому что можно пить воду.
Вода – хорошо, потому что можно полить растения.
Вода – хорошо, потому что можно сварить компот и т.д..
- Ребята, вода – плохо - почему?
Примерные ответы детей:
Вода – плохо, потому что можно заболеть, если пить холодную воду.
- Вода – плохо, потому что можно намокнуть под дождем
Вода – плохо, потому что можно выпачкаться, если бегать по лужам.
Вода – плохо, потому что, если затопит квартиру и т. д.
9. Беседа о свойствах воды по схемам.
Ребята, давайте расскажем о свойствах воды по схемам.
Примерные ответы детей:
Вода не имеет запаха.
Вода не имеет вкуса.
Вода не имеет цвета, она прозрачная.
Сахар в воде растворяется, а песок не растворяется
Вода становится цветной, если добавить краску.
Вода отражает предметы, как зеркало.
Молодцы! Сколько интересного мы узнали о воде.
10. Ситуативный разговор «Берегите воду!»
Ребята, вода у нас много, она - везде. А нужно беречь воду? Как будем беречь воду?
Примерные ответы детей:
Нужно не забывать закрывать краны.
Если заметили, что кран неисправен, сразу сообщить взрослым.
Не засорять водоемы.
- Не мусорить на берегах рек.
Не мыть в водоемах машины.
Правильно , ребята, воду нужно беречь! Вода – это жизнь!
(Воспитатель читает отрывок из стихотворения)
Без воды нам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
11. Фокус с водой
-У меня есть стеклянная баночка. Я наливаю в нее воду. Посмотрите, вода чистая, прозрачная. Закрываю баночку крышкой, произношу волшебные слова: «Крибли, крабли, бумс! (в это время потрясти баночку ).
- И какая вода у меня получилась (получилась окрашенная вода).
Попробуйте показать такой фокус дома.
- Ребята, вы были любознательными учеными, примите на память маленькие капельки (дети получают сувениры-капельки).