Классный час "Мы выбираем дружбу". Выбирают ли друзей

Понравилась ли она Вам? Нужно ли делать другие видео-лекции по теме этологии?

Как почти всегда бывает с явлениями очевидными и близкими, природа дружбы темна. Каждый из нас может насчитать сотню-другую приятелей и знакомых. Не менее десятка людей составляют круг близких родственников. Городской житель активного возрасте ежедневно вступает в контакты с 30-40 самыми разными людьми, а за свою жизнь он знакомится с одной-двумя тысячами человек 1. Но друзей-то у каждого из нас - раз-два и обчелся. Многие лишены даже этого, всю свою жизнь мечтая о верном друге и не находя его. Всякий же, кто имеет друга, дорожит им и боится его потерять.

Отчего же так мало у нас друзей? Ведь по аналогии с иными вещами все должно быть наоборот: имея стольких приятелей и так стремясь обрести среди них друга, всякий должен был бы накапливать друзей как самую большую драгоценность (не имей сто рублей...). Но я не знаю человека, который отважился бы признаться, что у него сотня верных друзей. Это, кажется, вовсе невозможно.

Дружбе посвящены романы и оды, описанием ее украшены древние хроники и саги, житий и биографии, И теперь мы видим, может быть и слишком редко, завидную дружбу между людьми, между человеком и животным, даже между животными. Какие-то тайные признаки заставляют нас удостоверять без сомнений такую связь между двумя душами, что мы называем ее истинной дружбой, невзирая ни на какие различия между друзьями.

Эта-то независимость дружбы от значимых характеристик (социальный класс и возраст, пол и раса, иногда даже видовая принадлежность) свидетельствует, что дружба - не просто психологический или социокультурный феномен, но нечто более древнее, чем человек и его история.

Я предлагаю читателю анализ дружбы, в котором сопоставлено, казалось бы, несопоставимое. Он, конечно, не даст ответа на вопрос, почему каждому из нас необходим друг, но позволит понять, каких друзей мы себе выбираем (большего и нельзя ждать от предлагаемого подхода). Тогда мы приблизимся, может быть, и к пониманию дружбы, той истинной дружбы, которая прочнее вещей и регалий, семей и государств, подчас ценнее самой даже жизни.

НАЗВАНЫЙ БРАТ

Вспомним об архаическом социальном институте, существующем кое-где еще и В наши дни. Это мужской союз, "мужской дом", объединяющий мужчин близкого возраста в селении, в племени. Мужские союзы генетически связаны с обрядом посвящения - инициацией - всеобщим для человечества историко-культурным феноменом. Анализ природы мужского союза может многое прояснить в проблеме дружбы 2.

В процессе инициации юноши, а позднее и молодые мужчины должны были какое-то время, нередко в течение нескольких нет, жить отдельно от сородичей а укромных местах, обычно в лесу, в специально сооруженных "больших домах". Посвященные члены союза были связаны между собой системой эзотерических обрядов и табу, а также обязанностью взаимной выручки. Все они называли себя братьями, но наиболее тесные связи устанавливались, естественно, между одновременно инициированными; их группы внутри союза состояли из небольшого числа юношей и мужчин. Более того, обычно каждый член союза имел напарника из числа тех, с которыми он подростком проходил инициацию одновременно. Их обязанностью было защищать друг друга в бою. Во всех остальных предприятиях они также были неразлучны. Эта связь поддерживалась в течение всей жизни.

Важно, во-первых, что члены пар не были кровными родственниками. Во-вторых, посвящение проводили обычно мужчины, принадлежащие роду матери посвящаемого, т. е. чужие для него, но непосредственные наставники в будущем. И эта неродственность наиболее тесных отношений между мужчинами сообщества, очевидно, как-то фиксировалась, закреплялась социальной практикой и приобретала характер законов столь прочных, что они дожили до наших дней. Чужой, состоящий в особых отношениях с другим чужим, был ему названым братом, гостеприимцем, кумом.

Названые братья (в сказках братья-разбойники из большого дома в лесу все дни проводят в совместных странствиях и военных предприятиях) обладают одной важнейшей для нашего исследования особенностью. Они вместе прошли обряд посвящения - побывали в царстве мертвых и вернулись оттуда. Получили из рук старших, ответственных отныне за них, эзотерические сведения, космогонические знания и мифы о сотворении человека и племени. Говоря нашим прозаическим языком, они приняли и усвоили общую систему ценностей. Их длительная совместная жизнь, начавшаяся еще в подростковом возрасте, способствовала тому, что их система обыденных ценностей одна и та же.

Это один из первых главнейших моментов, который нужно отметить при анализе дружбы. Чужаки по крови, ставшие друзьями (гостеприимцами, кумами), должны иметь общие нравственные и мировоззренческие принципы. Тем самым, может быть, уже в глубокой древности формируются зародыши, из которых впоследствии вырастает представление об общечеловеческих ценностях.

Действительно, уже в историческое время, в героическую эпоху, друзьями становились не только члены разных фратрий и фил одного племени, одного сообщества, но и иноплеменники, представители разных народов, иногда враждебных Друг Другу. Античность дает этому множество ярких примеров.

ЛЮБОВЬ И ДРУЖБА

Приведенные выше соображения - не более, чем гипотеза. Мы хорошо знаем, сколь сильно меняется со временем представление о дружбе. Если в период ранней античности и варварства дружба ценилась превыше всего и была наивысшим выражением интимных отношений между людьми, воспринималась буквально данной богами, то по мере приближения к нашим дням она как будто мельчает. Кажется, падает ее значение в частной жизни человека; он вполне уже может обходиться формальными, несердечными отношениями не только с сослуживцами, но и с близкими. Отчего же создается такое ощущение?

Древний глубокий смысл свой (дружба - это единодушие, дружба - это любовь) дружба сохраняла до самого последнего времени даже в Европе. Еще в прошлом веке мы находим - ив художественной, и в мемуарной литературе - характеристики дружба, эквивалентные определениям древних. Представления о дружбе и любви были нераздельны. И нам, привыкшим понижать под любовью отношения между полами или только секс, теперь зачастую непонятен истинный смысл выражений вроде "любовь и дружба - все едино...". Греки для дружбы и любви имели одно слово - philia, и это единство на протяжении столетий воспроизводилось даже в языках, в которых существовали два термина. Этот старинный смысл дружбы, дружбы как любви сохраненный для нас дедами, мы почему-то теперь утратили. Между тем в любви мы по-прежнему отмечаем главным качеством, помимо влеченья, еще и согласие, т. е. единодушие двух людей. Не перестали мы видеть в дружбе единодушие?

Единодушие - это, конечно же, общность системы ценностей, нравственное сходство. "Самая тесная дружба, как о том судят древние мудрецы, бывает у сходных меж собою людей"3. В дружбе единодушие столь же необходимо, как и в любви, Но зададим вопрос: одинаковы ли в разные исторические периоды условия для проявления единодушия? Неодинаковы. Оказывается, изменилась не сама дружба. И в древности она была редким явлением, так же как и теперь. Но теперь стали иными социокультурные и даже экономические условия, они и изменили обстоятельства выражения и существования, внешнего проявления дружбы.

Действительно, многие из нас теперь с раннего детства и до старости вынуждены большую часть времени пребывать в кругу сверстников и малознакомых людей, никак не связанных с нашей родственной группой внутренними интересами, И что самое важное - этот круг обычно лишь отчасти разделяет ценностные представления. В детском саду, шкоде и университете мы еще можем найти друга, с которым вместе обретаем нравственные представления. Но как мы можем это сделать на службе, где все - более или менее случайные наемные работники? Здесь слишком мала вероятность встретить единодушие, которое переросло бы в дружбу. Так что цена, которую мы заплатили за свободу личности, полученную благодаря разрыву первичных для всякого человека партикулярных и родственных связей, включает в себя не только отчуждение, одиночество и чувство ничтожности и бессилия, но и утрату для большинства возможности найти друга.

Сам феномен дружбы, как явление психологическое и природное, отнюдь не меняется. Дружба какой была, такой и осталась; ведь она имеет отношение к душе человека, а не к социальным обстоятельствам его поведения. Следовательно, у каждого из нас лишь уменьшилась вероятность встретить в своем непосредственном профессиональном и бытовом окружении человека, который оказался бы единодушен нам; обладал бы той же системой ценностей. Поэтому называя свои отношения с кем-то дружбой, мы в глубине души и" таковыми не считаем. Оттого-то, видимо, и перестала быть дружба любовью.

Тот факт, что теперь мы живем в условиях, которые неблагоприятствуют возникновению и существованию дружбы (мы вынуждены работать не с теми, кто нам нравится, и часто жить вдали от друзей), как раз свидетельствует, сколь важен для нее фактор общих ценностей.

Однако общая система ценностей - необходимое, но не достаточное условие дружбы, иначе любая партия и секта, дворовая команда и офицерское собрание являли бы собой сборище друзей уже потому только, что они единомышленники, придерживающиеся одной морали и общих ценностей. Но друга выбирают - одного из многих.

ВЫБОР И ПРЕДПОЧТЕНИЕ

Всякий выбор предполагает (как- необходимое условие) предпочтение: чтобы выбрать одно, его необходимо прежде всего предпочесть многим подобным (если, конечно, выбор не случайный). Что же такое предпочтение и каковы его критерии?

В свое время В. А. Энгельгардт, обсуждая фундаментальные биологические понятия в качестве атрибутов жизни, прежде всего отнес сюда узнавание и сопутствующее ему предпочтение 4. Действительно, именно эти"атрибуты определяют существо биологических взаимодействий как на молекулярном, так и на организменном и даже социальном уровне. Любые взаимодействия возможны только благодаря специфическому, в предельном случае - индивидуальному, распознаванию и предпочтению. Все процессы, протекающие в клетке, ткани или органе, начинаются с распознавания и предпочтения одних молекул другим, одних конформаций другим, даже очень похожим по структуре, (Недаром одна из фундаментальных моделей биохимии и физиологии - это модель "замка и ключа", и хорошо известно, к каким гибельным последствиям для клетки и целого организма приводит обнаружение "отмычки" к этому замку, когда появляются ошибки распознавания и предпочтения.)

Предпочтение, таким образом,- фундаментальный биологический феномен (а возможно, и не только биологический).

Способность к предпочтению имеют молекулярные комплексы и клетки, ткани и биологические организмы. Просто для поддержания существования в любой форме необходимо предпочтение. И это касается не только пищи, но и продолжения рода, не только избегания опасности, которое лучше удается вдвоем, чем в одиночку, но и получения услады для души, достигаемой в совместной деятельности, игре, беседе, безделье и развлечении.

Ясно, что предпочтение имеет разные уровни. Предпочесть некую пищу или запах - не одно и то же, что другого человека, хотя внешне они могут проявляться у человека в сходных формах поведения. Но существует общий принцип всякого предпочтения: "similis simili gaudet" (подобный подобному радуется). И это несмотря на то, что прежде всего нам бросается в глаза как раз предпочтение противоположного ("противоположности сходятся"). Просто мы часто забываем, что в действительности предпочитаемые противоположности дополнительны (как противоположность мужчины и женщины).

Раз предпочитается подобное, то и выбирается подобное. Поэтому друзьями становятся сходные меж собою люди не только по духу, но и по "телу". По каким критериям внешних, телесных признаков подобия осуществляется этот выбор?

Их немного: предпочтение представителя своего вида; сородича (члена родственной группы); индивида своего пола; сверстника; члена своей социальной группы. Рассмотрим эти виды предпочтения.

"МЫ С ТОБОЙ ОДНОЙ КРОВИ..."

Предпочтение представителей своего вида и своей родственной группы - наиболее заметное. И то и другое взаимосвязано. Предпочтение своего вида формируется у животного или человека в раннем возрасте, и образцом является сородич (родители, сибсы - члены своего выводка). Обе эти формы настолько представлялись очевидными, что ученые не считали проблему достойной обсуждения. Поэтому в биологической литературе проблема предпочтения родичей начала широко обсуждаться только с начала 80-х годов. Тогда же появились первые экспериментальные работы (теперь их уже очень много), в которых доказывалась сама возможность предпочтения и узнавания родственников у самых разных, в том числе и весьма примитивных, животных и обсуждались биологические основания этого феномена5.

Распознавание и предпочтение близкого сородича биологически детерминировано, Т. е, имеет генетические корни, либо импринтируется (запечатлевается) в раннем возрасте; скорее всего, действуют одновременно оба механизма6. У птиц распознавание и предпочтение осуществляется, видимо, в основном с помощью зрения, тогда как у млекопитающих - преимущественно благодаря обонянию и частично зрению. Чтобы распознать "своего", достаточно мельчайших внешних признаков, минимальных запаховых различий, оттенков поведения. Например, крупный голарктические чайки виды которых различаются только цветом и формой кольца вокруг глаза и мелкими деталями в оперении концов крыльев к хвоста, различают себя превосходно, а человек - лишь при ближайшем и тщательном осмотре. Так же точно и человек с одного взгляда различает представителей разных этнических групп, не говоря уже о расах. В распознавании и предпочтении люди, как и большинство млекопитающих, также пользуются обонянием, несмотря на его неразвитость. Те же, для кого обоняние - один из главных сенсоров, способен, подобно мышам, различать запаховые нюансы, которые кодируются отдельными аллелями одного гена.

Поскольку распознавание и предпочтение вида и сородича коренится очень глубоко, оно обычно человеком в повседневной жизни не осознается. Он отмечает факт предпочтения или избегания словами- .определениями типа "нравится - не нравится", не задумываясь, конечно, о критериях своего выбора, Здесь говорит о нем видовая,и этническая принадлежность по крови. По- этому такая форма предпочтения даже не требует обсуждения - она присутствует как основной компонент каждого акта взаимодействия и предпочтения.

КОРНИ "МУЖСКОЙ СОЛИДАРНОСТИ"

Не столь ярко и очевидно предпочтение представителя своего пола. У взрослых оно очень сильно затушевано как раз предпочтениями противоположных полов. В наши дни, когда множество профессий утратили;

исходно присущий им признак половой принадлежности м человек много времени проводит в разнополых коллективах, предпочтение представителя своего пола вообще не кажется очевидным. Между тем это так.

Хотя противоположный пол и притягателен для каждого из нас, при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что предпочтение неизменно отдается своему полу. Особенно ярко оно проявляется у подростков и юношей: именно в этом возрасте происходит интенсивное половое созревание и развивается гиперсексуальность и влечение к противоположному полу.

Однако, когда мы не на свидании и не томимы первым или новым чувством к прекрасному или сильному полу, с кем мы предпочитаем проводить время? Конечно, за игрой, вином или беседой скорее с приятелем, если мы мужчины, и с приятельницей, если женщины.

Предпочтение своего пола имеет, видимо, столь же глубокие корни, что и предпочтение сородича. По крайней мере у человека оно проявляется уже в полтора года, причем только у мальчиков7. Эта особенность их поведения прослеживается и в четыре-семь лет, девочки же вплоть до школьного возраста не обнаруживают значимых предпочтений своего пола (или очень редко). Предпочтение у девочек не истинное, а кажущееся: в разнополых группах мальчики собираются в "стайки" и девочки поневоле образуют свое "общество". Реально предпочтение у девочек становится отчетливым только к стершему детскому и подростковому возрасту.

Очень сходна, если не аналогична, картина объединения молодых индивидов у животных. И то же, что у людей, общее правило: взаимное предпочтение особей мужского пола с самого раннего возраста.

Такие явные и постоянные различия в половых предпочтениях кажутся совершенно необъяснимыми. У меня, как и у других исследователей, мет гипотез на этот счет. Однако некоторые следствия из этого факта можно вывести (правда, при желании их можно счесть результатом проявления не исследовательского духа, а мужского шовинизма). Допустимо, например, предположить, что природно обусловленное взаимное влечение индивидов мужского пола может служить сплоченности членов сообщества и тем самым обеспечивать социальное единство (другими словами, выступать в роли одного из важных факторов, на котором основывается социальная жизнь). В результате можно было бы утверждать, что дружба между мужчинами уходит корнями в природные глубины нашей социальной жизни.

Мы можем усомниться также в том, что дружба между женщинами и между мужчинами не отличается. Если привязанности между мужчинами носят скорее природный характер и проявляются чрезвычайно рано, то привязанность между женщинами можно отнести к культуре. И древние, и современные писатели отмечают, что мужчины в компаниях, предоставленные сами себе, очень скоро скатываются до уровня поведения подростков, испытывая от этого атавистически глубокое чувство эмоционального удовлетворения. В женских компаниях мы ничего подобного не найдем. Дружба между женщинами скорее похожа на любовь и именно этим отличается от мужской дружбы.

Исторически эти различия зафиксированы в ритуалах. Хотя во многих чертах ритуальные формы установления дружбы и у мужчин и у женщин сходны, по некоторым важнейшим чертам они радикально отличны. Например, только для мужчин допускался обряд кровопускания и обмена кровью во время братанья (соединение порезанных запястий, пальцев, обмазывание своей кровью лица и рук другого, вкушение крови "брата" и т. п.). Кроме того, женщинам, видимо, не позволялось в ритуале кумования обмениваться ценными и жизненно важными предметами, что, наоборот, было распространено у мужчин. Ритуал установления дружбы у женщин происходил с обменом символическими предметами - оберегами, иконками, крестами, ветками, пищевыми предметами, имевшими сакральный характер (яйцами, пирогами и т. п.)8. Наконец, насколько можно судить по этнографическим данным, ритуал кумования осуществлялся женщинами одного селения, одного сообщества, тогда как братание у мужчин нередко включало членов разных племен и селений.

Все эти моменты, указывающие на различие не только природы, но и социальных канонов дружбы у мужчин и женщин, можно увязать в некоей примитивно-эволюционной гипотезе.

Внеплеменной характер института дружбы, выходящего за рамки одного сообщества, очевидно, важен и необходим был прежде всего для мужчин. Они обязаны защищать свое селение и племя, невзирая на степени родства его членов. Их первой задачей была стабильность существования общества, как за счет обеспечения ресурсами, так и поддержания мира с соседями. Это характерно и для всех древних архаических обществ, и для современных. Тогда понятно, почему в круг ритуала дружбы включались иноплеменники и почему в таких ритуалах всегда придавалось большое значение символическому родству друзей, устанавливаемому обменом кровью и дорогими подарками - жизненно важными предметами либо сакральными.

Иное положение почти во всех обществах занимали женщины. Если они не оставались в своем селении, родовой группе, то уже в детстве выдавались в "жены" в другое селение, где и воспринимали нормы поведения и мировоззрение этого чужого им по крови общества. Женщина была не только хранительницей и носительницей знаний и обычаев селения, но благодаря различию географических и экологических условий, в которых существовали сообщества (что особенно характерно для тропических и субтропических районов), приобретала знания и навыки, отражающие жизнедеятельность именно в этих условиях. Поэтому уже молодые женщины, будучи основными собирателями съедобных и лекарственных трав, имели очень мало шансов приспособиться к новым условиям жизни в другом обществе, в другом селении. Женщины активного возраста в архаических обществах, в отличие от мужчин, фактически уже никогда не переходили из группы в группу, из селения в селение 9. Поэтому и ритуалы дружбы между женщинами могли быть только внутриобщинными. Итак, связи между женщинами ограничивались родственной группой, соседской общиной, селением, а между мужчинами касались всего общества.

Эта гипотеза на простейшем уровне объясняет только социокультурные отличия в дружбе у мужчин и женщин, оставляя без объяснения вопрос, почему связи и предпочтения между мужчинами возникают раньше и более прочны, чем у женщин. А так как аналогичная картина наблюдается у всех высших приматов и других млекопитающих, то можно лишь предположить, что здесь действуют этолого-генетические механизмы, сформировавшиеся в результате отбора.

СВОИ ИГРЫ У КАЖДОГО ВОЗРАСТА

Возраст весьма существен в общении взрослых, но для детей и подростков он несравнимо важнее: разница в полгода оказывается для детей уже препятствием в совместной игре и общении. Хотя старшие и притягательны и для детей, и подростков, и юношей, но в таком общении почти всегда исключается равенство отношений, совершенно необходимое в дружбе. Чем младше ребенок, тем уже возрастной интервал его друзей-сверстников.

Биологическая целесообразность предпочтения сверстника очевидна и отчетливо проявляется в поведении, репертуар которого у человека, как и других животных, сильно меняется с возрастом. Старшие по возрасту могут быть во взаимоотношениях с младшими лишь руководителями, наставниками, но очень редко - партнерами в игре или общении. Так как умения, навыки, способность понимать социальные символы, исполнять роли, участвовать в ритуалах и т. п. сильно зависят от возраста, возрастное предпочтение, в младенчестве и детстве отчетливо обусловленное биологически, в зрелые годы переходит преимущественно под социальный контроль. Но где-то в самых глубинах нашей души навсегда остается эта детская привязанность к сверстнику, и мы невольно для себя выбираем и предпочитаем погодка.

Возрастная дискриминация повсеместна в популяциях млекопитающих и птиц. В сообществе одновозрастные группы самцов и самок существуют как самостоятельные социальные единицы, занимая каждая свое место в его структуре. Это функциональное половозрастное подразделение сообщества имеет непосредственную адаптивную ценность (обеспечение эффективного использования ресурсов и поддержание стабильной социальной структуры) и перспективное значение (как этологический механизм поддержания репродуктивного потенциала популяции). В этом, социобиологическом, смысле мы, кажется, не отличаемся от других животных.

"СВОЙ" и "ЧУЖОЙ"

Все описанные виды предпочтений так или иначе определяются действием генетических механизмов. Предпочтение же члена своего сообщества, который далеко не всегда родственник или сверстник, должно основываться на социобиологических и социокультурных признаках узнавания. И такие признаки существуют издревле. Их две большие группы.

В относительно изолированных небольших по численности общинах с низким уровнем миграции (практически повсеместно и во всех культурах) антропологический облик большинства членов очень сходен ("все на одно лицо") в силу чисто популяционно-генетических причин (дрейф генов и эффект основателя). Сходство довершают диалектное особенности говора, образующие неповторимость фонетических и фразеологических характеристик речи в каждом селении,

Внешнее антропологическое сходство в старинных селах, которое до сих пор бросается в глаза любому приезжему горожанину, дополняется различными видами меток (татуировка на теле, деформация отдельных его частей, каноны украшения головы и конечностей, одежда), указывающими на принадлежность человека к определенному сообществу. Большую часть человеческой истории метки, как детерминаторы социальной принадлежности человека, играли главнейшую роль. Теперь, с развитием транспортных, информационных коммуникаций и миграцией, этот механизм почти потерял свое значение.

Колоссальное разнообразие социальных меток человека, обозначающих его половую, возрастную, репродуктивную, профессиональную, классовую, кастовую принадлежность, исторически служит для единственной цели: указать принадлежность данного субъекта конкретному сообществу. Когда не удается распознать "своего" по внешним биологическим признакам или по языку и манерам поведения, срабатывают только такие социальные метки.

Распознавание и предпочтение члена своего общества занимает уже, таким образом, промежуточное положение между чисто биологическим и психологическим, индивидуальным предпочтением субъекта, которого желаешь иметь своим приятелем или другом.

Приведенные формы предпочтений, на каком бы классификационном уровне они не выделяли объект предпочтения - на уровне вида, половозрастной или родственной социальной группы.- имеют значение для индивидуального предпочтения, которое только и ведет окончательно к возникновению дружбы.

Дружба предполагает последовательное предпочтение из некоторой совокупности живых существ (вообще) таких, которые одного со мной вида10, затем - одного пола и возраста, одного сообщества (в позднее - одной социально-профессиональной и культурной группы). И здесь уместны слова Платона: "Коль скоро вы между собою друзья, вы по своей природе друг Другу родственны" 11. Именно природное сходство, или родство,- одно из необходимых условий дружбы. Заметим, что предпочтение родственника, особенно близкого, выпадает из этого ряда по психологическим причинам: родственник по своему статусу крайне редко бывает другом, хотя несет многие его функции. Друг должен быть "своим", но не родичем ("а он мне ни друг и ни родственник...").

Итак, второе необходимое условие дружбы- это сходство друзей меж собой повнешним признакам (биологическим и социокультурным). Конечно, каждый может привести примеры, сплошь и рядом опровергающие сказанное, но они относятся к тому роду исключений, которые только подтверждают правило. Это второе условие значительно сокращает круг лиц, среди которых может быть выбран друг. Но все равно этот круг достаточно обширен - 5-10 человек. Как же среди них отыскать настоящего друга?

ВСЁ ДЕЛО - В НЕСХОДСТВЕ ХАРАКТЕРОВ

Последнее, третье необходимое условие дружбы противоречит пифагорейскому тезису "у друзей - все общее", да и вообще всем известным античным и средневековым формулам дружбы.

Мы предпочитаем и выбираем уже из круга избранных, как биологические индивиды. И социокультурная среда вынужденно задает нам круг таких людей. При извне заданных нам условиях мы и осуществляем индивидуальное предпочтение, для которого необходима психологическая совместимость людей, взаимно выбирающих друг друга.

Какими же психологическими качествами должны обладать друзья? Ответу на этот вопрос я посвятил специальное исследование, объектами которого были взрослые мужчины, дошкольники, а также некоторые животные. Ясно, что в каждой конкретной ситуации значение имеют разные психологические качества, иногда очень тонкие нюансы играют решающую роль. Но для научного исследования наиболее важны черты характера, которые имеют значительную наследственную компоненту, участвуют в детерминации психологического типа и определяют стиль поведения индивида. Таких характерологических черт немного, но они фундаментальны, а главное, выделяются и у животных, следовательно, могут изучаться в сравнительно-психологическом ключе. Это тип темперамента, эмоциональный статус, ориентация на новизну (исследовательская активность), коммуникативность (общительность) и доминантность.

Примечательно, что ни по одному из показателей друзья или члены альянса (у животных) не были подобны Друг другу. Наоборот, черты их характера либо частично не совпадали, либо были противоположными (особенно наследственно детерминированные, такие как эмоциональный статус и способность к доминированию).

Эмоциональность, обусловленная во многом динамическими составляющими личности (темпераментом), имеет большое значение в определении типа поведения, т. е. в склонности к той или иной социальной стратегии, определенному стилю жизни и отношений. И члены дружеских пар среди мужчин и среди мальчиков, и члены альянсов у животных оказались почти во всех случаях противоположными по эмоциональному статусу: если один из членов пары эмоционально устойчив, то другой - неуравновешен,

Эмоциональность связана с общительностью индивида, и обе эти черты составляют основу направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на собственный субъективный мир (экстраверсия-интроверсия). Поэтому, как правило, из друзей один бывает скорее экстравертом, другой - более интровертом (поскольку этот фактор представлен не одной, а несколькими отдельными характерологическими чертами, здесь нет такой яркой и однозначной психологической дополнительности, как в эмоциональном статусе). Аналогично этому малоконтактные индивиды оказываются ближе связанными с общительными, чем с подобными себе.

Не менее ярко выражено предпочтение своей противоположности (у грызунов, приматов, детей и взрослых мужчин) по такой черте, как способность к доминированию. Индивид, стремящийся навязывать свое поведение другим, т. е. тот, кто стремится и способен быть лидером, удивительно часто оказывается в паре с тем, кто предпочитает принимать чужие условия, склонен к подчинению. Именно такие альянсы кажутся наиболее прочными и долговременными. Иногда создается даже впечатление, что именно эта характерологическая черта, необходимая для определения места индивида в социальной иерархии (она, к тому же, прямо связана с эмоциональным статусом), может быть важнейшим психологическим критерием при выборе партнера по альянсу или друга. Однако неизвестно, так ли это действительности.

Наличие четко выраженных различий по доминированию между членами пар требует какого-то обоснования, тем более что это затрагивает и другие черты характера. Можно предложить одну простую гипотезу.

У индивидов, склонных к доминированию - людей и животных, почти всегда несколько снижен уровень исследовательской активности. Их не столь сильно привлекает все новое, у них нет большой потребности в "острых ощущениях", как это свойственно их менее доминантным партнерам. Даже в детских группах такие мальчики редко обладают развитыми навыками и умениями, они предпочитают "командовать". Эта неумелость и отсутствие высокой исследовательской мотивации компенсируется ранним развитием "руководящих способностей". Доминант во всяком сообществе, группе ориентирован прежде всего на обеспечение социорегулятивных функций, т. е. ответствен в некотором смысле за поддержание социальной стабильности. Он по своей социальной природе должен быть консерватором и избегать всего нового - опасного для устойчивого существования сообщества.

Но новое неизбежно появляется, и оно привлекательно. Надо знать его и уметь находить средства взаимодействия с ним. А для этого есть другие индивиды, которым, как правило, свойственна и высокая исследовательская мотивация, и стремление к "поиску ощущений", иными словами, тяга ко всему новому. Но эти индивиды редко бывают доминантными, Зато часто - их друзьями.

Таким образом, альянс, в котором каждый из членов ориентирован противоположно: один - на регуляцию внутренних социальных функций, другой - на восприятие и освоение новых воздействий, поступающих извне - весьма экономично сконструированная и эффективная социальная структуре, обеспечивающая наилучшее управление сообществом, группой. Близкие отношения членов такого альянса позволяют максимально быстро и без больших затрат, а главное, без неизбежных " других случаях потерь и искажений, обмениваться информацией о внутреннем состоянии сообщества и внешней среде. Чем короче и "неформальнее канал коммуникации, тем надежнее и современнее принимаемые решения.

Мои собственные наблюдения показывают, что почти во всех сообществах или небольших группах взрослых, детей, животных такие альянсы образуются. Конечно, он* далеко не всегда перерастают в дружбу, но, несомненно, являются ее предпосылке""

Итак, друг или самый близкий в группе индивидов по своему внутреннему характерологическому типу, по своей душе оказывается иным, нежели его напарник. В некотором смысле друг возмещает нам какие-то недостающие, но важные качества: люба" черта характера, проявляясь в конкретном человеке односторонне, обретает, благодаря дружескому союзу, свою полноту и законченность.

Конечно, далеко не всякий читатель согласится с утверждением о психологическом различии между друзьями. Но я еще раз хотел бы подчеркнуть, что психологическая инаковость друзей касается далеко не всех черт характера, прежде всего немногих основных, при этом генетически детерминированных. Нельзя ожидать, что если вы мечтатель, ваш друг обязательно должен оказаться прагматиком, а если он будет консерватором, то вы - радикалом. У друзей взаимно дополнительны именно те черты характера, которые менее всего подвержены воспитанию или социальной коррекции. Следовательно, даже и здесь, области психологии, мы обнаруживаем социобиологические корни дружбы.

Естественно, что исследование такого необозримого феномена, как дружба, никогда не может быть полным. Но я все-таки тешу себя надеждой, что хотя бы частично ответил на вопрос, каких друзей мы себе выбираем. Теперь ответ можно сформулировать достаточно кратко; чтобы выбрать себе друга, мы из своих выбираем немногих, подобных себе, из них - единомышленников, а среди этих последних - таких, кто по некоторым важным чертам характера и темпераменту не похож на тебя. И едва только все необходимые условия будут выполнены, тотчас обнаружится, сколь мал у каждого из нас шанс обрести верного друга.

Примечания:

1. Роджерс Дж., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях. М., 1981. С. 113. Правда, оказывается, что в этом горожанин нисколько не отличается от "первобытных" аборигенов Австралии (см., например: Берндт Р. М., Бернд т К. А. Мир первых австралийцев. М., 1981).

2. Обобщенные данные об обряде инициации и мужских союзах (больших домах) приведены в классическом исследовании В. Я. Проппа "Исторические корни волшебной сказки". Л., 1986,

3. Платон. Соч. М., 1990. Т. 1. С. 555.

4. Энгельгардт В.А. О некоторых атрибутах жизни: иерархия, интеграция, узнавание // Современное естествознание и материалистическая диалектика. М., 1977. С. 328-350.

5. Breed М. D., Bekoff М. // J. Theor. Bid. 1981. V, 88. N 3. P. 589-593; Holmes W. G., Sherman P. W. // Amer. Sci. 1983. V. 71. N 1. P. 46-55.

6. Blaustein A. R. // Amer. Natur. 1983, V. 121. N 5. P. 749-754; Плюснин Ю. М. // Зоол. журн. 1986. Т. 65. Вып. 9. С. 1379-1384.

7. Слободская Е. Р., Плюснин Ю. М. // Вопр. психологии. 1987. № 3. С. 50-57.

8. Сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым. М., 1990.

9. Роуз Ф. Аборигены Австралии. Традиционное общество. М., 1989; Артемова О. Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. М., 1987.

10. Дружба между представителями разных видов, рас является феноменом, имеющим не биологические, а социальные корни. См.: Плюснин Ю. М. Межвидовое общение как научная проблема // Язык в океане языков. Новосибирск, 1993.

11. Платон. Соч. Т. 1.С. 339.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Ученые давно определили характеристики, которые делают людей привлекательными друг для друга: правильное соотношение талии и бедер, симметричные черты лица, крепкий иммунитет. Но почему-то в реальной жизни эти правила не всегда работают. Так почему же среди огромного количества мужчин и женщин мы теряем голову от одного конкретного человека?

Мы в сайт ознакомились с исследованиями ученых на эту тему и выделили 13 критериев, по которым мы выбираем себе спутника жизни. Некоторые вызвали у нас искреннее удивление. А в конце вас ожидает бонус, который объясняет, отчего мы так часто влюбляемся «не в тех».

1. Всему виной эволюция

Дэвид Фредерик с помощью своего эксперимента выделил черты, которые стоят на первом месте при выборе партнера:

  • Привлекательная внешность важна для 92 % мужчин и 84 % женщин.
  • Стройное тело - для 80 % мужчин и 58 % женщин.
  • Стабильно высокий доход партнера необходим 74 % мужчин и 97 % женщин.

Исследование Дэвида Басса также показало: мужчины склонны выбирать молодых и привлекательных девушек, в то время как женщины - успешных мужчин с доходом выше среднего. Но есть и черты, важные для обоих партнеров: схожие политические и религиозные взгляды, коммуникабельность, покладистый характер.

Справедливо будет признать, что в людях порой прослеживаются черты приматов , ведь они таким же образом выбирают себе партнеров. Красота (здоровье) и доступ к ресурсам являются главными факторами при поиске спутника жизни.

2. Вы выбираете партнера по запаху

Агнешка Сороковска из Вроцлавского университета доказала , что естественный аромат тела помогает собрать информацию о потенциальном партнере. Все дело в уровне гормонов и состоянии вегетативной нервной системы, которая определяет тип микрофлоры кожи. Способность мозга реагировать на запах другого человека заложена в нас генетически.

Женщина интересуется мужчиной, потому что его естественный запах сигнализирует: этот «самец» сможет обеспечить тыл, дать сильное потомство и способствовать его выживанию. То же самое чувствует мужчина: вот эта женщина сможет родить ему крепких, здоровых детей.

3. Теория социальных ролей

Американский психолог Элис Игли утверждает , что в наше время уже социальные, а не биологические процессы диктуют выбор спутника жизни . Если когда-то женщин привлекали мужчины, наделенные деньгами и властью, то только потому, что общество ограничивало их права самостоятельно зарабатывать и иметь влияние.

Мужчины больше, чем прежде, ценят в женщинах независимость и профессионализм. Умение хорошо готовить и вести домашнее хозяйство - все то, что было важно в прошлом веке, - больше не ставится во главу угла. Эти изменения показывают, что на наш выбор и ценности влияют культурные нормы.

4. Вы проводите слишком много времени вместе

Мы становимся похожими на людей, с которыми часто контактируем. Это объясняет тот факт, что многие выбирают себе пару из числа хороших друзей. Романы между знаменитостями, которые завязываются на съемочной площадке, тоже служат ярким подтверждением этой теории.

Согласно исследованию Люси Хант из Техасского университета, некоторые люди кажутся более привлекательными только по той причине, что мы много времени проводим в их обществе и можем больше узнать об их внутренних качествах и характере. В какой-то момент это становится гораздо важнее, чем физическая привлекательность, и возникает симпатия.

5. Личность и характер

Профессор психологии Университета Оттербейн (США) Ноэм Спенсер говорит о том, что наличие социальной компетентности, то есть образованности и умения общаться, внимательно слушая собеседника и проявляя к нему интерес, а также человеческая теплота особенно ценятся при выборе партнера.

«Добрые и расположенные к нам люди воспринимаются как более привлекательные и выигрывают в „марафоне выбора“» , - уверен ученый. Этим объясняется влюбленность в людей, которые относятся к нам с добротой и пониманием: врачей, психологов, учителей и тренеров.

6. Оценка окружающих

Гад Саад и Трипат Гиллом из Университета Уилфрида Лорье провели весьма интересный эксперимент . Они попросили юношей и девушек оценить привлекательность друг друга в соответствии с выданной им характеристикой. Например, «7 из 10 человек считают ее доброй» или «3 из 10 человек считают его агрессивным». После этого девушка решала, с кем бы она познакомилась.

Участники выбирали варианты с положительными чертами. Также ученые доказали, что девушки более склонны поддаваться такому манипулятивному воздействию, чем парни . Мнение окружающих для них очень часто является важным фактором при выборе спутника жизни.

7. Гляжусь в тебя как в зеркало

Дэвид Перрет из шотландского Университета Сент-Эндрюс провел увлекательный эксперимент : он собрал фотографии своих студентов, с помощью компьютерной программы поменял им пол и попросил своих студентов выбрать самый желанный образ. Большинство указали на «свои» фото, находя привлекательными собственные черты лица . Конечно, сравнение с «идеалом» идет на подсознательном уровне, но все равно влияет на выбор спутника жизни.

Одна из причин такого выбора заключается в том, что нам легче общаться, понимать, знать и доверять тому, кто говорит на нашем языке, разделяет наши ценности и культуру. Вторая причина психологическая: если ваш партнер такой хороший и он похож на вас, значит, и вы тоже хороший.

8. Противоположности притягиваются

Но есть и много примеров, когда люди ищут максимально не похожих на себя партнеров. Антрополог Хелен Фишер выделила 4 разных типов темперамента и объяснила, почему нас привлекает определенный тип людей и как влияют на это гормоны.

Она выделила 4 основных типа личности:

  • исследователь (высокий уровень гормона дофамина) любит рисковать, ищет приключений и очень любопытный;
  • строитель (высокий уровень серотонина) ценит порядок и традиции;
  • директор (высокий уровень тестостерона) - аналитик, рассудительный и логичный;
  • посредник (высокий уровень эстрогена) - альтруист с богатым воображением.

Согласно теории Хелен Фишер, мы не всегда ищем одинаковый тип и часто действует закон дополнения, когда разные люди «уравновешивают» друг друга.

9. Мы встречаем тех, кто уже существует в нашем воображении

Основоположник теории бессознательного Зигмунд Фрейд выразил мысль, что мы встречаем тех, кто уже существует в нашем подсознании. Современные ученые Джон А. Барг и Эзекиэль Морселла также доказывают , что бессознательное - важная часть нашей личности. При этом многие решения человека можно объяснить с точки зрения нейрофизиологии или прошлого опыта .

Помните Ассоль из сказки Александра Грина «Алые паруса»? Она придумала идеальную встречу с любимым, и Грею достаточно было немного подыграть милой девушке, чтобы она увидела в нем мужчину своей мечты.

10. Комплекс Эдипа и Электры

Согласно исследованию Линды Бутройт из Даремского университета, есть связь между отношением отца к дочери и ее романтическими связями. Девушки с проблемами в семье чаще выбирают партнеров, которые ничем не напоминают им отца. И наоборот, хорошие отношения с отцом становятся причиной того, что взрослая девушка ищет партнера, похожего на папу.

Это касается и мужчин, ведь в них тоже в какой-то мере присутствует комплекс Эдипа , точно так же, как в женщине - комплекс Электры . К примеру, молодой парень, которого слишком опекала строгая мама, ищет девушку, похожую на мать, в надежде что она будет решать все его проблемы.

11. Четыре архетипа: кто есть кто

Идея архетипов изначально пришла в голову Карлу Густаву Юнгу. В своей книге «Боги в каждом мужчине. Архетипы, управляющие жизнью мужчин» ее использовала Джин Шинода Болен. Она предложила взять за основу описания основных типов мужчин популярных древнегреческих богов:

  • Зевс: властный и авторитарный;
  • Посейдон : буйный и темпераментный;
  • Аполлон : интеллектуальный и сдержанный;
  • Дионис : веселый и любопытный.

Ранее Джин Болен также описывала и женщин через архетипы греческих богинь: Афродиты, Деметры, Геры, Афины, Артемиды, Персефоны и Гестии. Конечно, в любом мужчине или женщине может быть сочетание одного архетипа с другим. Но есть доминирующий тип, который и влияет на принятие нами важных решений, в том числе на выбор спутника жизни.

12. Имя, которое подходит внешности

Ученые Бартон и Хальберстадт из Университета Калгари провели забавное исследование . Девушкам дали фотографии парней и попросили подобрать им подходящие имена. Почти всех круглолицых парней девушки называли Лу и Джордж (потому что они звучат «круглыми»), а тем, у кого лицо более угловатое, давали имена вроде Пит и Кёрк.

Потом участницы узнали настоящие имена парней. Если имя совпадало или было созвучно с тем, что подобрала девушка, уровень ее симпатии к молодому человеку неожиданно возрастал и она была готова продолжить общение.

13. Достаточно 2 минуты смотреть друг другу в глаза, чтобы влюбиться

В эксперименте психолога из Университета Массачусетса Джоан Келлерман участвовали 72 студента, которые не знали друг друга. Она попросила их разделиться на пары и смотреть друг другу в глаза в течение 2 минут.

Позже они говорили, что у них появлялось чувство страстной любви или привязанности к другому человеку. «Это позволяет предположить, что длительные периоды зрительного контакта вполне могут соединить вас с кем-то и даже пробудить в вас любовь к человеку, которого вы никогда ранее не встречали».

Бонус: так почему же мы влюбляемся «не в тех»?

Ученые выделили главные причины, по которым мы сознательно выбираем людей, с которыми у нас ничего не выйдет:

  • Погоня . Люди более удовлетворены чем-то, что досталось им с трудом. Как пишет Elite Daily, наш мозг выделяет куда больше дофамина, когда мы гонимся за чем-то желанным, и чем дольше эта погоня, тем больше «гормона удовольствия» мы получаем. Вот почему иногда нам так нравятся люди, которым не нравимся мы.
  • Эго . Отказ становится огромным ударом по нашему самолюбию, каким бы мягким и дипломатичным он ни был. И когда кто-то говорит нам «нет», мы готовы сделать все, чтобы изменить его на «да», причем как можно скорее.
  • Недоступность . Люди, которые пользуются большим социальным спросом, как правило, кажутся нам более ценными, умными, привлекательными, целеустремленными. Этот человек еще и занят? Тогда его ценность можно смело умножать на 2.

А какое исследование вам кажется самым логичным? Или любовь - это такое чувство, которое никакими формулами и научными теориями не объяснить?

Друзья - важная составляющая окружения человека. Недаром известная пословица гласит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе кто ты». По этой причине к выбору друзей и подруг нужно подходить очень взвешенно. А вы задумывались над тем, каких людей вы выбираете в свое самое близкое окружение?

Рассмотрим 10 типов людей, которые обязательно должны быть среди ваших друзей:

1. Друзья-оптимисты

Старайтесь общаться с людьми оптимистически настроенными. Такие люди никогда не унывают и надолго не расстраиваются. Кроме того, благоприятные события сами притягиваются к оптимистам . По этому друг-оптимист сделает вашу жизнь намного радужнее. Рядом с таким человеком вы никогда не будете унывать, так как он обязательно откроет для вас много положительных моментов в вашей жизни.

2. Умный человек - «ходячая энциклопедия»

Общение с умными людьми очень интересно и полезно. Во-первых, всегда найдется, что почерпнуть для себя из беседы с таким человеком. Во-вторых, умные люди способны давать дельные советы по жизни. А глупые друзья годятся только для повышения собственной самооценки. Кроме того, «чем глупее человек, тем труднее его понять». И лучше не пытаться!

3. Целеустремленность - залог успеха

Целеустремленные люди способны заряжать своей энергетикой окружающих. Они точно знают, чего хотят, поэтому являются отличным примером. После общения с целеустремленным человеком обязательно захочется, как минимум наметить планы на будущее, а как максимум - свернуть горы!

4. Скажите «нет» транжирам!

Очень трудно спланировать свой бюджет и жить экономно, когда рядом бегает подруга-транжирка (или транжира-друг). Шопинг - это конечно очень интересное занятие, к тому же хорошо избавляющее от плохого настроения и депрессии. Однако, если его в жизни чересчур много, то вы рискуете променять на него свою основную цель в жизни . Это уж точно ни к чему хорошему не приведет!

5. Здоровье в цене

Регулярное общение людей приводит к наследованию привычек и особенностей поведения друг друга. Очень полезным наследием может для вас стать поход в спортзал, например, или запись на аквааэробику. Старайтесь общаться со «спортивными активистами». Особенно, если сами грешите вредными привычками.

6. Секреты долго не живут

Очень часто мы выбираем себе друзей не столько для развлечения и отдыха, сколько для душевных разговоров на интересующие нас темы. Очень важно, чтобы у вашего друга был, как говорится, «рот на замке». В противном случае, ваше общение будет отнюдь не легким. Вы постоянно будете контролировать, что другу рассказать, а о чем лучше умолчать. Это очень сложно. Такие друзья, скорее, на обузу похожи, чем на помощника по жизни.

7. Веселые и находчивые

Интересно, весело и свободно общаться с людьми, обладающими отличным чувством юмора. Такие люди, как правило, заводилы компании. С ними любой вечер никогда не будет томным. Как известно, «смех продлевает жизнь». Будете жить долго и весело, общаясь с юмористами. Добавьте в свою компанию таких весельчаков.

С веселыми друзьями будет интересно отдыхать дома и на сайте Megogo.net! Их веселые комментарии будут кстати!

8. Добро всегда побеждает зло

Злопамятные друзья очень напрягают и омрачают жизнь. Такие люди, как правило, вечно не довольны своей работой, соседями и т.д. Их раздражает очень многое вокруг. Возможно, и вы в том числе. Учтите, что скептицизм и злоба заразны. Старайтесь поменьше общаться с такими людьми.

9. Сплетни — опиум угнетенных

Сплетники - хранители огромного числа ненужной информации. При каждой встрече они непременно будут пытаться успеть рассказать вам как можно больше. Кроме того, у таких людей и на вас может кое-чего найтись. Это обязательно пригодится сплетникам при встрече с другим собеседником. В наше время итак слишком много информации «просачивается» в наши головы с разных источников. Поэтому ограничьте ваше общение с друзьями-сплетниками , засоряющими ваш разум.

10. Материалистов в меру

Очень интересны люди с ярко выраженной духовной составляющей жизни . Они способны к философствованиям, рассуждениям на различные темы бытия. Ведь человек - это существо не только материальное, но и духовное . На самом деле люди, интересы которых ограничиваются, к примеру, новым платьем или новым комплиментом от соседа, не примечательны вовсе. Их называют «поверхностные». Люди же, мыслящие глубоко, непременно помогут вам в процессе самопознания и вашего личностного роста .

Из личного опыта собирала Екатерина СУХАНОВА

«Мы выбираем дружбу»

Классный час

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»


Составила: учитель начальных классов

Пряникова М. Г.

Г. Новокузнецк, 2014 год.


Актуальность выбранной темы: дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе. А сопроводительная презентация повышает познавательный интерес учащихся.

Цель:

1. Расширять знания детей о дружбе.

2.Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Развивать речевые умения.

3.Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу.

4. Формировать нравственные качества учащихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

Форма работы: разговор-рассуждение с презентацией, создание мини проекта «Буклет о дружбе»

УУД

    Познавательные УУД. Развиваем умения:

- самостоятельно «читать» и объяснять информацию;

- составлять схем, кратких записей;

Строить модели высказываний в виде рисунков и схем;

- анализировать;

    Коммуникативные УУД. Развиваем умения:

- работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом);

- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

- активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;

- не бояться собственных ошибочных суждений и участвовать в их обсуждении;

    Регулятивные УУД. Развиваем умения:

- принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;

- принимать участие в обсуждении алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий);

- выполнять работу в соответствии с заданным планом;

участвовать в оценке и обсуждении полученного результата;

    Личностные УУД. Развиваем умения:

- понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

- быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

- не бояться собственных ошибок.

Ход классного часа:

I. Орг. Момент (2 мин.)

Учитель: сегодня мы собрались на классный час по очень важной теме. А вот какая это тема мы сейчас узнаем разгадав кроссворд.

II .Определение темы классного часа. Целеполагание.

Кроссворд:

1.Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке ледяной.

2.Одной ручкой всех встречает,

А другой провожает.

3.В лесу у пня с утра беготня,

Народ рабочий с утра хлопочет

4.С неба звездой, в ладошку – водой.

5.Стоит Антошка на одной ножке.

6. Из горячего колодца через нос водица льется

М е д в е д ь

д в е р ь

М у р а в ь и

с н е ж и н к а

г р и б

Ч а й н и к

Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

Конечно, мы поговорим о дружбе. Я думаю, что сегодняшний классный час принесет нам всем радость общения друг с другом.

Дружба начинается с настроения. С каким настроением вы начинаете наш классный час? «Просигнальте» мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку – «настроение».)

Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить в ходе нашей беседы?

Попробуем определить цели нашего кл.часа, используя опорные слова:

Узнать ………

Научиться ……..

Поразмышлять…….

III . Актуализация знаний.

Каждый из вас с раннего детства сталкивался с дружбой.

Самый близкий друг для вас это ваша мама.

Как вы думаете, между кем может возникнуть дружба?

Как вы считаете, что такое дружба?

ДРУЖБА- это?


(Ответы учитель записывает на доске)

Учитель: Обратимся к толковому словарю Ожегова и узнаем значение слова дружба

ДРУЖБА . Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общих интересов. Не в службу, а в дружбу (не по обязанности, а из дружеского расположения;) разг.

IV Дети читают стихотворение

Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а всё же, что обозначает

Это слово? Значит, что оно?

Дружба в радости и дружба в горе.

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не продаст.

Дружба никогда границ не знает,

Нет преград для дружбы никаких.

Дружба на Земле объединяет

Всех детей – и белых, и цветных.

Дружба - это теплый ветер,

Дружба - это светлый мир,

Дружба – солнце на рассвете,

Для души веселый пир.

Дружба – это только счастье,

Дружба – у людей одна.

С дружбой не страшны ненастья,

С дружбой жизнь веной полна.

Верь, храни, цени же дружбу,

Это высший идеал.

Тебе она сослужит службу.

Ведь дружба это ценный дар.

Учитель: Иногда ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у доброжелательного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья.

Дети инсценируют стихотворения

«Сонечка»

Тронь её нечаянно – сразу:

Караул

Ольга Николаевна, он меня толкнул!

Ой, я укололась, - слышен Сонин голос

Мне попало что-то в глаз,

Я пожалуюсь на вас!

Дома снова жалобы: - Голова болит…

Я бы полежала бы – мама не велит,

Сговорились мальчики: - Мы откроем счет

Сосчитаем жалобы– сколько будет в год

Испугалась Сонечка и сидит тихонечко.

«Жадина»

Кто держит конфету свою в кулаке,

Чтоб съесть её тайно от всех в уголке

Кто выйдя во двор, никому из соседей

Не даст покататься на велосипеде,

Кто мелом, резинкой, любою безделицей

В классе ни с кем никогда не поделится?

Имя тому подходящей дадено

Даже не имя, а прозвище Жадина!

Жадину я ни о чем не прошу

В гости я жадину не приглашу

Не выйдет из жадины друга хорошего,

Даже приятелем не назовёшь его

Поэтому – честно, ребята, скажу –

С жадными я никогда не дружу

Можно ли дружить с такими ребятами? А как надо детям измениться, чтобы у них появились друзья. Люди с давних пор ценили дружбу. Народ придумал очень много пословиц. Давайте проверим, а вы знаете эти пословицы.

работа в группах.

Учитель: Подобрать пословицу по ключевым словам.

Каждая группа выбирает ключевые слова и объясняет её смысл.

… – ищи, а нашел – …

Не имей … …, а имей … ….

Человек без ……, что дерево без ….

… – как стекло разобьешь – не ….

А ещё есть и такие пословицы

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь.

Друзья познаются в беде.

Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.

Друг спорит, а враг поддакивает.

Учитель: О каких секретах дружбы говорится в пословицах?

Физминутка:

Встаньте дети, встаньте в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Руки к солнцу протянули,

Лучики поймали и к груди скорей прижали.

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди

Учитель: какие отношения можно назвать дружескими?

РАБОТА В ГРУППАХ.

У вас на партах лежат лепестки ромашки напишите на них, что вы об этом думаете.

Правило: записать одно самое необходимое качество для дружбы.

(Предполагаемые ответы: не бросать друга в беде, умеет хранить секреты, честный, должен уметь дружить, заступаться друг за друга)

Учитель: Что же у нас получилось?

Уступать

Не бояться просить прощения, если обидел друга

Не грубить

Не злиться

Не жадничать

Помогать другу

Быть честным

Сейчас мы вместе с вами составим ромашку дружбы.

(Дети выходят к доске и прикрепляют лепестки в виде ромашки)

Что же у нас получилось?

Учитель: Правильно ребята Друг - это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.

Учитель: Дружбу надо ценить.

Ребята с какими трудностями вы столкнулись при выполнении этого задания?

Удалось ли нам определить основные качества дружбы?

О дружбе написано очень много произведений и снято множество мультипликационных фильмов.

А вы сможете отгадать эти мультфильмы?

Все мы разные, но все мы живём в одном коллективе.

Можно ли коллектив нашего класса назвать дружным?

Если вы считаете так, поднимите вверх красные карточки- ладошки, лежащие перед вами, если же вы считаете класс не дружным, поднимите вверх жёлтые карточки.

Каких карточек больше?

Учитель: А все ли люди хотят дружить?

Стихотворение “Давай мириться”

Чем ругаться и дразниться,

Лучше нам с тобой мириться!

Будем вместе улыбаться,

Песни петь и танцевать,

Летом в озере купаться

И клубнику собирать.

На коньках зимой кататься,

Баб лепить, в снежки играть,

На двоих делить конфеты,

Все проблемы и секреты.

Очень скучно в ссоре жить,

Потому давай дружить!

Чтобы солнце улыбалось,

Нас с тобой согреть старалось,

Нужно просто стать добрей

И мириться нам скорей!

Хватит нам уже сердиться,

Веселятся все вокруг!

Поскорей давай мириться:

Ты мне друг!

И ты мне друг!

Мы обиды все забудем

И дружить, как прежде, будем!

V Работа над мини проектами.

Творческая работа в группах (создание мини проектов)

Сейчас мы с вами создадим буклеты о дружбе и подарим ребятам нашей школы.

Мы разделимся на 3 группы. Каждая группа выберет себе заготовку буклета с названием.

«Дружат дети на планете»

«Дружба главное слово на свете!»

«Если с другом вышел в путь»

У вас на столах лежат стихотворения и иллюстрации. Вам необходимо выбрать стихотворение к своей теме буклета, а затем его проиллюстрировать.

Давайте составим план вашей работы

ПЛАН РАБОТЫ

1. Подобрать стихотворение

2. Подобрать иллюстрации

3. Оформить буклет

Молодцы дети! Теперь можете приступать к работе. Но не забывайте, что прежде чем приступить к работе, надо обсудить весь ход работы в группе и договориться о её выполнении.

VI Подведение итогов мини проектов

Молодцы ребята! Какие замечательные буклеты у нас получились.

Что вам показалось более сложным при выполнении этого задания?

Как вы вышли из трудной ситуации?

Кому понравилось создавать буклеты?

Мы с вами выяснили, что такое дружба и кого можно назвать настоящим другом, обсудили пословицы, разобрали проблемную ситуацию, послушали стихи о дружбе, а теперь попробуйте сформулировать “Правила дружбы”, которые помогут вам построить отношения с вашим другом.

Правила Друзей. (Памятка) (детям вручаются памятки)

    Помогай другу: если умеешь что-то делать, научи и его; если он попал в беду, помоги ему, чем можешь.

    Делись с друзьями: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, у которых их нет. Играй с ними так, чтобы не брать себе самое лучшее.

    Останови друга, если он делает что – то плохое. Хорошо дружить – значить говорить друг другу только правду; если друг в чем-то по отношению к тебе не прав, скажи ему об этом – не таи зла на него.

    Не ссорься с друзьями: старайся работать и играть сними мирно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй друзьям – надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.

    Умей принять помощь, советы и замечания других ребят.

Если вы будете соблюдать эти правила, будете радоваться успехам других людей, будете не стесняться признавать свои ошибки, то я уверена, что вы найдёте себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните не только в школе, но и перенесёте во взрослую жизнь.

VII Рефлексия.

Учитель: Наш классный час подходит к концу. Давайте подведем итоги.

- Был ли наш разговор полезным для каждого из вас?

О чём заставил задуматься?

Что вы сегодня делали на уроке?

Каковы результаты работы?

Как вы чувствовали себя во время работы?

Работа в группе помогала или мешала вам?

Что нового вы узнали …….

О чем размышляли ……

Что бы вы посоветовали другим ребятам, тем, кто хочет найти друзей?

На столах у вас лежит цветная бумага, вырежете из неё сердечко и подарите другу, тому, с кем хотели бы подружиться; с кем находитесь в ссоре и хотели бы помириться.

Наш сегодняшний урок о дружбе закончен. C каким настроением вы завершаете его? (Дети поднимают карточку настроения)

Я очень рада что сегодняшнее занятие принесло вам вдохновение и хорошее настроение.

Наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.

Конструкт классного часа

ПМ. 03 Классное руководство

студентки группы 36

Подкорытовой Татьяны Сергеевны

Дата27.11.2015г.

Класс: 4 "г"

Учитель : Попова Т.В

Руководитель практики: Темерева Л. П подпись_______________

Тема: " Как выбирать друзей".

Форма проведения: беседа с элементами проектной деятельности.

Планируемый результат:

    Личностный: проявляют бережное отношение к друг другу.

    Метапредметный : демонстрируют умение анализировать проблемные ситуации; умение сотрудничать с учителем и сверстниками, проявляют познавательный интерес к теме классного часа.

    Предметный: понимают, что такое «настоящая дружба».

Триединая цель:

    Воспитательная: формировать нравственные качества обучающихся: умение дружить, беречь дружбу.

    Развивающая: развивать познавательные логические.УУД(анализ, синтез); познавательный интерес, активность к теме классного часа; регулятивные УУД(планирование, прогнозирование, контроль, волевая саморегуляция); коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    Образовательная: сформировать понятия «настоящая дружба»

Принципы воспитания: создание положительного эмоционального подъема; воспитание через творчество; выдвижение системы положительных целей.

Принципы обучения: принцип природосообразности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип доступности.

Методы воспитания:

    Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; поручение.

    Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа, диалог, рассказ.

Методы обучения:

    По источнику получения знаний: словестные, наглядные.

    По уровню включения в продуктивную деятельность: частично – поисковые.

    Методы стимулирования учебно – познавательной деятельности:

    Метод развития познавательного интереса (метод стимулирования занимательным содержанием);

    Метод формирования чувства долга и ответственности (предъявление учебных требований).

    Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: временная работа в группах.

    Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся: постановка проблемы или создание проблемных ситуаций.

    Методы контроля и самоконтроля .

Дидактические средства : раздаточные: конверты с пословицами, демострационные: аудиозапись.

Список литературы :

1.ФГОС НОО: текст изм. И доп. На 2011 г. / М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978 – 5 – 09 – 025287 – 4.

2.Методическое Пособие. Уроки нравственности или "что такое хорошо и что такое плохо" Л.В. Мищенко Издательство РОСТ, 2014.

План:

1.Организационный момент

2.Мотивационно-целевой.

3. Основная часть

3.1. Беседа о дружбе

3.2 Работа с пословицами

3.4Проектная деятельность.

4.Рефлексия

Ход урока

Этапы деятельности

Методы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемый результат

1.Организацион-ный момент

Задача: сконцентрировать внимание детей; настроить их на предстоящую деятельность

Стимулирование занимательным содержанием.

Здравствуйте, ребята!

Наше занятие начнем с гимнастики мимики и жестов. Улыбнитесь друг другу.

Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.

Пожмите дружески руки друг другу.

Хорошо, все настроились на работу, с а дитесь.

Выполнение гимнастики.

Внимание детей собрано; ребята настроились на предстоящую деятельность

2.Мотивационно-целевой.

Задача: развить у обучающихся интерес к теме классного часа; совместно с учителем выделить цель и тему классного часа

Метод развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию)

Для того чтобы узнать тему классного часа нам с вами необходимо прослушать песню.

(Песня о дружбе м/ф "Тимка и Димка")

Как вы думаете какой теме посвящен наш классный час?

Тема нашего классного часа " Как выбирать друзей"

Как вы думаете что будет целью?

Цель классного часа:"Научиться правильно выбирать друзей."

Прослушивают песню, с помощью песни выделяют тему классного часа и его цель.

Личностные УУД:

Личностное самоопределение;

Познавательные УУД:

целеполагание, волевая саморегуляция;

3. Основная часть

3.1. Беседа о дружбе

Задача: Актуализировать знания обучающих о том как выбирать друзей и что такое настоящая дружба.

Сегодня я предлагаю вам, ребята, поговорить о том, как выбирать друзей.

(ответы детей)

Большинство мальчишек и девчонок легко находят себе друзей, приятелей, товарищей. Обычно ими становятся одноклассники или дети, живущие по соседству, и такая система выбора друзей, пожалуй, самая естественная и надежная.

Настоящая дружба (именно настоящая!)- замечательное чувство. Некоторые люди, особенно мужчины, проносят дружбу через всю свою жизнь. Они в любой момент готовы подставить другу свое плечо, протянуть руку помощи, разделить горе и радость. Дружба делает человека увереннее в себе, сильнее.

Обучающиеся внимательно слушают и понимают речь учителя. Отвечают на вопрос учителя.

Познавательные УУД: логические (построение логических цепей рассуждения); общеучебные (поиск и выделение информации)

3.2 Работа с пословицами

Задача: развивать мышление, умение анализировать и объяснять

смысл пословиц

Методы получения новых знаний(объяснение,

беседа)

Метод организации взаимодействия учащихся и накопления социального опята (временная работа в парах; метод взаимной проверки)

- Для того, чтобы узнать, какой смысл заложен в пословицах о дружбе, предлагаю вам поработать в парах.

У вас на партах лежат конверты. Вам из отдельных слов нужно собрать пословицу, обсудить ее значение и выбрать того, кто прочитает её и объяснит ее смысл. На выполнение задания даётся одна минута. После того, как каждая пара закончит выполнять задание – кто-то один от каждой пары читает пословицу и объясняет ее смысл.

(в конверте пословицы)

Прочтите и объясните значение 1-ой пословицы

(Нет друга - ищи, а нашел - береги)

Да, ребята, очень важно иметь настоящих друзей и беречь их, не обижать, чтобы не потерять.

Прочтите и объясните значение 2-ой пословицы.

(Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года.)

Да, ребята, важно узнавать друзей, не в 3 дня, а на протяжении долгих лет.

Прочтите и объясните значение 3-ой пословицы.

(Друг неиспытанный, что орех не расколотый.)

Действительно, ребята, друг познается и в горе и в радости.

Прочтите и объясните значение 4-ой пословицы.

(Новых друзей наживай, а старых не утрачивай)

Да, действительно нужно не забывать про старых друзей, но и наживать новых друзей.

Прочтите и объясните значение 5-ой пословицы.

(Друга на деньги не купишь)

Да, ребята, не все можно купить на деньги.

Прочтите и объясните значение 6-ой пословицы.

( Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает. )

Действительно, не нужно бросать друзей в трудную жизненной ситуации.

Прочтите и объясните значение 7-ой пословицы.

(Друга узнаешь, когда вместе с ним пуд соли съешь.)

Да, ребята, настоящий друг познается в беде.

Как вы думаете, какая народная мудрость заложена в этих пословицах?

Да, ребята, в пословицах из поколения в поколение мудрые люди передавали свой опыт ценностного отношения к дружбе детям, молодым людям. Вот и мы прислушаемся к тем мудрым словам, которые заложены в пословицах.

Собирают пословицу в парах и объясняют ее.

Коммуникативные УУД:

Умение работать в парах;

Познавательные УУД:

Поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний;

Регулятивные УУД: Коррекция.

3.3 Работа с произведением С.Михалкова "Щенок и змея"

Задача: актуализировать знания обучаюшихся о том как нужно выбирать друзей.

Метод получения новых знаний(беседа, рассказ)

Как вы думаете ребята, все люди умеют дружить?

К сожалению, часто дети принимают за дружбу совсем другое чувство. Подобные отношения могут принести вред- когда общаешься (а кажется, что дружишь) с человеком, который плохо на тебя влияет. Сам того не понимая, любой ребенок перенимает привычки того, с кем дружит. А если это дурные привычки?.. Например, брать без спросу чужие вещи (то есть воровать) или выражаться нехорошими словами?

Как вы думаете, к чему могут привести такие отношения?

Прежде чем подружиться с человеком, желательно к нему повнимательнее присмотреться, узнать о нем побольше: чем живет, чем дышит, чтобы не получилось так, как в произведении С.Михалкова, которое мы с вами сейчас и прочитаем.

Щенок и Змея.

Обиделся Щенок на старых друзей и побежал новых друзей искать. Вылезла из -под гнилого пенька Змея, свернулась кольцом и смотрит Щенку в глаза.

Вот ты на меня смотришь и молчишь...А дома на меня все ворчат, рычат и гавкают!- сказал щенок Змее. -все меня учат, ругают: и барбос, и Шарик, и даже Шавка. надоело мне их слушать!...

Пока Щенок жаловался, Змея молчала.

Пойдешь ко мне в друзья? -спросил Щенок и спрыгнул с пенька, на котором сидел.

Развернулась Змея и ужалила Щенка.

Молча...

С.Михалков

Ребята, за что, по-вашему мнению, Щенок решил взять Змею в друзья?

(Она его не поучала)

В чем заключалась ошибка Щенка?

(Он не правильно выбрал друга)

Вот что нужно помнить, когда выбираешь себе товарищей. Лучше всего дружить с детьми-ровесниками. В компании старших по возрасту есть опасность чувствовать себя во всем последним, ведь они сильнее физически, а значит, быстрее бегают, более выносливы, лучше играют в футбол, хоккей. Вы же не хотите среди них казаться слабыми и неловкими?

Они старше, а значит, опытнее: больше знают, многое умеют, что вам пока недоступно. Вам может показаться, что они умные, а вы глупые.

Компания младших вам тоже быстро надоест. Разве интересно играть с малышом, который еще не может в силу своего возраста быть вам достойным соперником и все время проигрывает? Вот почему разумнее всего дружить с ровесниками.

Отвечают на вопросы учителя, читают произведение Михалкова "Щенок и змея"

Личностные УУД: смыслообразование;

Познавательные УУД:

Структурирование знаний; анализ;синтез.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

3.4Проектная деятельность.

Задача:

Организовать рисование и представление кадров мультфильма.

Метод развития психических функций, творческих способностей,

личностных качеств(Творческое задание,

создание креативного поля)

Метод организации взаимодействия учащихся и накопление социального опыта(Временная работа в группах)

А о том как умеете дружить вы учащиеся 4 г класса, мы сейчас расскажем с помощью мультфильма «Наш дружный 4 г класс»

Предлагаю вам объединиться по 4 человека, обсудить и нарисовать ситуацию из жизни класса о том, как вы умеете дружить.

Затем каждая группа представит свой кадр мультфильма, в результате у нас получится целый мультфильм.

А последним кадром нашего мультфильма будет кодекс дружбы.

Кодекс дружбы

Если хочешь быть хорошим и верным другом:

    Делись своими успехами, неудачами и новостями.

    Умей слушать.

    Оказывай другу эмоциональную помощь и поддержку.

    Доверяй другу и будь уверенным в нем.

    Сохраняй тайны своего друга.

    Не критикуй друга публично.

    Не будь назойливым и не поучай.

    Не обсуждай друга в его отсутствие.

    Не ревнуй друга к другим его друзьям.

    Уважай внутренний мир и чувства своего друга.

    Возвращай долги.

    Радуйся успехам своего друга

Обучающиеся рисуют кадр мультфильма,

обсуждают,

представляют свои кадры.

Личностные УУД: Смыслообразование;

Позновательные УУД:

Моделирование;

Умение структурировать знания;

Коммуникативные УУД: умение работать в группе;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

4.Рефлексия

Задача: побудить детей к анализу деятельности, рефлексии своего участия на классном часе

Стимулирования и коррекции действий детей в воспитательном процессе, поощрение.

Ребята, наш классный час подходит к концу.

Мне понравилось как вы работали были активны.

Продолжите, пожалуйста, фразу:" Сегодня я узнал(понял).....".

Подводят итог своей деятельности и в диалоге с учителем

Коммуникативные УУД : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;