Все, что нужно знать родителям о психомоторном развитии детей раннего возраста и его особенностях. Психомоторное развитие ребенка

Еще сегодня ваш ребенок – несмышленый грудничок, но совсем скоро по дому будет бегать активный годовалый малыш. Чтобы знать, все ли необходимые навыки вовремя приобретает младенец, нужно отслеживать его развитие по месяцам.

Первый год жизни: календарь развития ребенка

Представляем вашему вниманию подробный календарь развития ребенка с самого рождения до достижения им . Период до года – это тот этап жизни, когда малыш познает все вокруг, изучает себя и окружающих, поэтому это один из самых важных жизненных этапов. Поэтому читаем внимательно. Но сначала хотим показать вам короткое видео-резюме о развитии ребенка по месяцам:

Первый месяц

Основные моменты развития ребенка второго месяца жизни:

  • реагирует на звуки, поворачивает голову в сторону его источника;
  • исследует собственные ладони и пальцы, сжимает их в кулачки и рассматривает;
  • делает первые неловкие попытки дотянуться до погремушки;
  • рефлексы новорождённого постепенно угасают;
  • у ребенка совершенствуется зрительный аппарат, с этого возраста малыш начинает проявлять интерес к ярким предметам.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 800 г.
Увеличение роста – на 3 см.

Третий месяц

  • будучи поднятым в вертикальное положение и коснувшись ступнями поверхности, пытается оттолкнуться ножками;
  • гулит и имитирует звуки, произносимые взрослым (“ма-ма”, “а-гу”);
  • дотягивается до игрушек, хватает их и тянет ко рту;
  • радуется играм со взрослым, в случае прекращения игры может заплакать;
  • в 5 месяц у многих детей начинается прорезывание первых зубов.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 700 г.
Увеличение роста – на 2 см.

Шестой месяц

  • , к концу 6-ого месяца может отползти на 20-30 см к предмету;
  • вставая на четвереньки, учится раскачиваться вперед-назад, что способствует укреплению навыка ползания;
  • в игре использует обе ручки, перекладывает игрушки из одной руки в другую;
  • играет на развивающем коврике с небьющимся зеркалом, отдает предпочтение музыкальным игрушкам;

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 650 г.
Увеличение роста – на 2 см.

Седьмой месяц

  • тянется за предметом или к маме обеими руками;
  • садится с помощью взрослого и ;
  • пытается привлечь к себе внимание, проявляет интерес к простым играм (“ку-ку”, “ладушки”);
  • активно пропевает звуки, появляется простое звукоподражание голосов животных (“га-га”, “кря-кря”);
  • любит листать книжки и рассматривать яркие картинки.


Увеличение роста – на 2 см.

Восьмой месяц

Ребенок ведет себя гораздо активнее, чем в предыдущие месяцы. Он может садиться и передвигаться с помощью ползания, встает в кроватке. Малыш легко отличает своих родителей от посторонних и сможет найти их лица даже на фотографии. Проявляет желание самостоятельно держать ложку при приеме пищи. Понимает простые просьбы -что-то показать или принести одни из своих игрушек.

  • Физическое развитие

Испытывает удовольствие от ходьбы и осваивает приставные шаги возле любой доступной опоры. Самостоятельно садится, во время ползания может вставать и раскачиваться на четвереньках.

  • Психомоторное развитие

Лепечет, повторяя слоги “ма-ма-ма”, “ба-па” и т.д. Осваивает движение прощания рукой. Любит играть в “ку-ку”, “ладушки”. При вопросе пытается найти взглядом знакомый предмет или человека.

Основные моменты развития ребенка восьмого месяца жизни:

  • держась за опору, ;
  • легко ориентируется и перемещается с одного места на другое;
  • ребенку уже меньше нравится лежать, он старается принять вертикальное положение при любом удобном случае;
  • активно лепечет, словарный запас пополнятся новыми звуками и простыми словами.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 550 г.

Девятый месяц

Стоя на ножках и пытается делать первые неуверенные шаги, держась за опору. Он еще не научился опускаться на пол без падения, поэтому может часто падать. К концу месяца ребенок научится лучше удерживать баланс и равновесие. Кроха уже хорошо пьет из поильника с носиком и учится пить из взрослой кружки.

  • Физическое развитие

Малыш активно начинает учиться самостоятельной ходьбе. Девятимесячный кроха садится и встает на ножки, держась за опору, без помощи взрослого. Ходит при поддержке за обе руки.

  • Психомоторное развитие

Начинает подражать сам себе, повторяя случайно возникшие звуки и слоги. Реагирует на собственное имя. Играет в “ладушки”, машет “пока-пока”.

Основные моменты развития ребенка девятого месяца жизни:

  • садится из положения лежа на спине/животе самостоятельно;
  • во время ползания может разворачиваться и перемещаться в любую сторону, а не только вперед;
  • хорошо запоминает названия окружающих предметов и по просьбе показывает их;
  • реагирует на слово “нельзя”, понимает запреты;
  • много лепечет на собственном языке, понятном только близким.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 500 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Десятый месяц

Малыш может удерживать равновесие и даже делать несколько шагов подряд, пока его не подхватит взрослый. по 15-20 минут беспрерывно играть, увлекаться пирамидкой или кубиками. Может перелистывать в книжках страницы. Стремится играть с другими детьми в гостях или на прогулке.

  • Физическое развитие

Десятимесячный малыш, держась лишь одной рукой за опору, может сделать самостоятельные шаги. Приседает и встает по своему желанию за любым предметом. Основным способом передвижения становится уже не ползание, а ходьба.

  • Психомоторное развитие

Стремится копировать взрослую речь, вслушивается в разговор. Узнает и находит знакомые предметы по просьбе взрослого (“дай лялю”, “где мячик?”)

Основные моменты развития ребенка десятого месяца жизни:

  • может стоять несколько мгновений без опоры;
  • делает 2-3 шага вперед без поддержки;
  • ползает на руках и коленях, удерживая на них вес тела;
  • любит разбрасывать игрушки из кроватки/манежа;
  • показывает части тела на себе и на взрослом.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 450 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Одиннадцатый месяц

Ко всему, что их окружает. Ребенок стремится изучить предмет самыми разными способами – трясти им в воздухе, бросать или ударять о поверхность. Любит играть в игру “спрятанная игрушка”, с легкостью находит её. В книжках смотрит на правильную картинку, когда слышит название определенного предмета.

  • Физическое развитие

В 11 месяцев ребенок уверенно стоит без опоры. Активно учится делать первый шаг без поддержки. Любит двигаться, танцевать под музыку, играть с другими детьми.

  • Психомоторное развитие

Произносит осознанные лепетные слова (“ма-ма”, “па-па”, “ав-ав”). Реагирует на слово “нельзя”. Играет с пирамидкой. Знает и показывает части своего тела.

Основные моменты развития ребенка одиннадцатого месяца жизни:

  • активно двигается (садится, ложится, встает самостоятельно);
  • неравнодушен к похвале, также понимает строгую речь;
  • может показать пальцем на желаемый предмет;
  • новые шаги в общении со взрослым: машет “привет”/”пока” ручкой, утвердительно кивает или отрицательно машет головой;
  • может самостоятельно брать мелкие кусочки пищи пальцами.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 400 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Двенадцатый месяц (1 год)

Как маленькая личность. . Если кратко, то он меньше волнуется в присутствии незнакомых людей, ведет себя настойчиво, активно выражает свои желания. Начинает демонстрировать собственнические наклонности по отношению к маме или игрушкам. Словарный запас ребенка растет очень быстро, малыш понимает всю обращенную к нему речь и пытается отвечать.

  • Физическое развитие

Годовалый ребенок уверенно стоит и ходит без опоры. Малыш проявляет активность в причесывании, купании, одевании. Пытается самостоятельно удерживать ложку, есть из неё густую пищу; учится пить из кружки.

  • Психомоторное развитие

Произносит первые слова, соотнося их с действиями – “дай”, “бух”, “ам-ам”. Выполняет простые просьбы – “иди к маме”, “дай кубик”. Знает назначение простых предметов (телефон, расческа, зубная щетка).

Основные моменты развития ребенка двенадцатого месяца жизни:

  • может пройти без поддержки и опоры небольшое расстояние;
  • наклоняется и поднимает к пола предметы;
  • может перешагивать препятствие в виде порога или лежащей игрушки;
  • ищет необходимый предмет по своему желанию, даже если не видел, куда его положили;
  • простыми словами выражает свои потребности и желания. Зовет маму и папу. Словарный запас к этому возрасту – 8-12 слов.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 600 г.
Увеличение роста – на 2-3 см.

Полезный рассказ о том, как ухаживать за грудничком

Отличия в развитии мальчиков и девочек

Педиатрами давно замечено, что в развитии новорожденных малышей разного пола есть свои отличия. И хотя каждый ребенок индивидуален, некоторые закономерности существуют. Например:

– мальчики рождаются крупнее девочек по росту и весу. Так, у доношенных новорожденных мужского пола средний рост при рождении – 53-56 см, в то время как у девочек всего 49-52 см;

– говоря о детских нормах общего физического и психического роста, отмечено, что развитие мальчиков немного отстает от сверстниц уже на момент рождения. Но эта разница незаметна, и составляет не более 2-3 недель;

– представительницы прекрасного пола миниатюрнее при рождении, но позже физическое развитие девочек ускоряется. Костный скелет у них в среднем формируется раньше, чем у мальчиков.

Таблица с нормами роста и веса детей до года

С помощью центильной таблицы можно отследить примерные нормы ежемесячной прибавки в весе ребенка, и как должно происходить увеличение длины тела младенца. Нормы роста и веса детей указаны в рамках минимального/максимального показателей, поэтому их можно использовать в качестве ориентира.

Мальчики Девочки
Возраст Рост (см) Вес (кг) Возраст Рост (см) Вес (кг)
1-2 мес. 52-60 3,5-5,8 1-2 мес. 51-59 3,1-5,2
3-4 мес. 59-66 5,1-7,4 3-4 мес. 57-64 4,6-7,1
5-7 мес. 61-71 6,2-9,7 5-7 мес. 61-69 6,1-8,7
8-10 мес. 68-75 8-11 8-10 мес. 66-73 7,3-10
10-12 мес. 71-78 8,8-12 10-12 мес. 69-76 7,6-11

Таблица ключевых моментов развития ребенка от 0 до 1 года

Краткий обзор в таблице, где указано развитие ребенка до года по месяцам, станет отличной “шпаргалкой” для молодых мам.

Возраст Речевое развитие Двигательное развитие Психическое развитие
1-1,5 месяца Тихое гуление Первые попытки приподнимания головы Кратковременно следит взглядом за погремушкой
2 месяца В хорошем настроении понемногу гулит Лучше координирует движения Удерживает взгляд на движущемся предмете
3 месяца Длительное гуление Уверенно держит голову Поворачивается к источникам звука
4 месяца На смену гулению приходит первый лепет Не отрывает взгляд от движущихся предметов Отличает маму от посторонних
5 месяцев Лепечет, произносит слоги “ма, “па” Самостоятельно переворачивается, ползает назад Настораживается при чужих голосах
6 месяцев Активный лепет, воспроизводит простые слоги Ползает “по-пластунски” Проявляет эмоции радости и недовольства
7 месяцев Лепет, появление слогов “та”, “на” “да” и др. Сидит с опорой, ползает вперед Понимает интонацию, слово “нет”
8 месяцев Первые односложные слова Встает и передвигается у опоры, самостоятельно сидит Расширяется диапазон эмоций (удивление, настойчивость)
9 месяцев Активное лепетание, новые слоги Стоит и ходит с опорой, ползает Понимает простые поручения
10 месяцев Произносит простые слова “ля-ля”, “ав-ав” Садится из положения стоя, пытается ходить Повторяет за мимикой взрослых
11 месяцев Выражает желания – “на,” “дай” Поднимает предметы с пола, встает, приседает Показывает по просьбе знакомые предметы, части тела
12 месяцев Много лепечет, осознанно произносит слова “мама”, “баба” Активно передвигается, ложится, встает, ходит Понимает взрослую речь, реагирует на просьбы и запреты

Все дети развиваются по-разному: кто-то быстрее, кто-то медленнее. Но в неонатологии существуют определенные нормы психомоторного развития ребенка, на которые опираются педиатры, давая оценку происходящим процессам. О показателях и характерных особенностях психомоторного развития детей раннего возраста, начиная с рождения и до 12-месяного возраста, вы узнаете в этом материале.

Особенности психомоторного развития доношенных детей раннего возраста

С рождением ребенка его нервная система, главным образом головной мозг, еще продолжает развиваться. Но, несмотря на то, что нервная система еще не сформирована полностью, она в достаточной мере обеспечивает ребенка механизмами, необходимыми для связи и познания внешнего мира.

В первый год жизни малыша его нервная система развивается очень активно, особенно такие ее отделы, как кора и подкорковые центры головного мозга. На основе многолетних наблюдений за детьми первого года жизни были выявлены определенные закономерности их , соответствующие возрасту в месяцах. С момента появления ребенка на свет его нервная система начинает развиваться по строго определенным этапам. Эти этапы психомоторного развития ребенка и являются критериями оценки нервно-психического становления малыша. В основе этих критериев лежат безусловные и приобретаемые условные рефлексы, постепенное развитие навыков поведения, речи.

С первого дня жизни новорожденный ощущает вкус, запах, боль, тепло и холод. У него хорошо выражены сосательный и глотательный рефлексы, которые в основном и обеспечивают его существование в первые дни жизни. Обнаруживаются также все основные безусловные рефлексы.

Уже к концу первой недели жизни малыша у него вырабатывается условный рефлекс, связанный с определенными промежутками времени между кормлениями, своеобразный биоритм. В это же время у ребенка улучшается слух, появляются первые кратковременные эпизоды напряжения мышц шеи, которые постепенно перейдут в дальнейшем в попытку поднять и удержать головку.

В возрасте 10-20 дней малыш уже умеет удерживать в поле зрения предмет, т. е. следить за движущимся предметом, но при этом зрачки двигаются не плавно, как у взрослых, а как бы рывками (ступенчатое слежение). Иногда движения глаз несколько дискоординированы и может создаваться впечатление, что у ребенка косоглазие. Однако к концу первого месяца жизни эти явления обычно исчезают.

Учитывая особенности психомоторного развития детей, с первого дня жизни ребенка во время его бодрствования нужно общаться с ним, улыбаться, ласкать малыша, выражать свою любовь. Это будет способствовать правильному и своевременному развитию его зрения, слуха, двигательных навыков, а также речи.

Показатели психомоторного развития новорожденного ребенка первого года жизни

В 1 месяц ребенок хорошо фиксирует взгляд на неподвижном предмете, подолгу рассматривая его. При наблюдении за движущимся предметом зрачки перемещаются уже плавно. Малыш заметно прислушивается к различным звукам, голосам, особенно родных ему людей, чувствует интонации в разговоре, его слух становится лучше. Чувствуя любовь близких и комфорт, начинает улыбаться. Психомоторное развитие ребенка в этом возрасте позволяет ему в положении на животе пытаться поднять головку и несколько секунд удерживать ее в таком положении. Движения рук и ног в этом возрасте размашистые, резкие. Конечности находятся в согнутом состоянии. В этом возрасте ребенок спит до 18-20 часов в сутки, устанавливается определенная продолжительность ночного сна и сна в промежутках между кормлениями.

В 2 месяца ребенок длительно фиксирует взгляд на неподвижном предмете или лице взрослого. Может долго следить за движущимся предметом. На звук поворачивает голову в соответствующую сторону. Лежа на животе, поднимает, и непродолжительное время удерживает головку. Для тренировки мышц шеи и умения удерживать голову с 1,5-2-х месяцев рекомендуется регулярно брать ребенка на руки и, придерживая под грудку и ягодицы, удерживать в вертикальном положении. В этом возрасте тонический рефлекс и рефлекс ползания исчезают. Психомоторное развитие ребенка до года в этом возрасте усиливается. Малыш в 2 месяца уже начинает произносить отдельные звуки. Продолжительность сна составляет в среднем 18 часов в сутки.

В 3 месяца ребенок способен длительно удерживать взгляд на неподвижном предмете или лице взрослого, находясь в вертикальном положении. Длительно удерживает голову в вертикальном положении. Мышцы рук и ног приобретают нормальный тонус, движения становятся более свободными и точными. При поддержке подмышками уверенно опирается ножками в горизонтальную поверхность с максимальной нагрузкой на тазобедренные суставы. Говоря о психомоторном развитии детей до года, нужно отметить, что в 3 месяца малыш уже способен переворачиваться и долго лежать на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. Живо реагирует на попытки общения с ним близких людей: улыбается, громко смеется, машет ручками (так называемый комплекс оживления). Узнает голос матери. Испытывает эмоции, как положительные, так и отрицательные. Продолжительность сна в этом возрасте около 16-18 часов.

В 4 месяца ребенок начинает узнавать близких родственников, бурно выражая свою радость от их присутствия. Реагирует на незнакомые лица. Ищет глазами невидимый источник звука. Способен захватывать ручками висящую игрушку и долго рассматривать ее, поэтому рекомендуется вешать игрушки низко, так, чтобы малышу удобно было их захватывать. Это способствует развитию точных и целенаправленных движений рук. Во время кормления придерживает ручками грудь матери или бутылочку. При виде любимой или красивой игрушки либо при звуках музыки появляется комплекс оживления. Раннее психомоторное развитие ребенка в этом возрасте уже позволяет малышам различать цвета. Обычно в возрасте 4-х месяцев ребенок начинает гулить - произносить нараспев гласные, гортанные звуки.

В 5 месяцев ребенок по-разному реагирует на попытки общения с ним близких и незнакомых людей. Хорошо узнает голос матери, способен различать ласковые и строгие интонации при обращении к нему. Быстро и крепко берет игрушку из рук взрослого и хорошо удерживает ее. Может долго лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, высоко поднимая голову и грудь, поворачивая голову в разные стороны, переворачиваться со спины на живот. При поддерживании его подмышками стоит на ногах ровно и уверенно. Если в этом возрасте строго соблюдать режим кормления, сна и бодрствования, то ребенок хорошо и быстро привыкает к нему и начинает ему следовать.

В 6 месяцев малыш способен различать свое и чужое имя. Легко берет игрушку из любых положений, подолгу занимается ею, рассматривая с разных сторон, перекладывая из одной руки в другую. Психомоторное развитие детей раннего возраста позволяет полугодовалым малышам переворачиваться с живота на спину. Ребенок самостоятельно сидит, начинает ползать, хорошо ест с ложки, снимая пищу губами. При поддержке подмышками не только уверенно стоит на ногах, но и пытается сделать шаг. Начинает произносить отдельные слоги - «ма», «да», «ба» и иные (начало лепета). Для того чтобы ребенок быстрее научился говорить, нужно поворачиваться к нему лицом при общении с ним, чтобы он следил за движениями губ при произнесении слов. К концу первого полугодия жизни малыша формируется начальное понимание речи. Ребенок поворачивает голову в сторону предметов, которые до этого ему показывали и называли.

В 7 месяцев малыш самостоятельно сидит, ползает, хорошо переступает при поддержке взрослого. Активно и подолгу занимается с игрушкой: машет, стучит, бросает. На вопрос «Где?» способен отыскивать взглядом предмет, постоянно находящийся на одном месте. Просится на руки к матери и хорошо знакомым людям. Учится пить из чашки. С 7-ми месяцев ребенок начинает подражать действиям взрослых.

В 8 месяцев ребенок самостоятельно садится и ложится, встает и переступает, держась за барьер. Подолгу занимается с игрушками, подражая действиям взрослых. На вопрос «Где?» находит несколько предметов, находящихся на своих местах. Появляется мимика, выражение на лице не только радости, но и удивления, интереса. Если психомоторное развитие ребенка до 1 года соответствует норме, то уже в этом возрасте по просьбе взрослого малыш может выполнять простые действия, выученные ранее (дать ручку, похлопать в ладоши). Поворачивает голову, когда его называют по имени. Начинает подражать отдельным звукам речи взрослых. В этот период следует поощрять познавательный интерес ребенка и развивать его с помощью правильно подобранных игрушек.

В 9 месяцев начинает «танцевать» под веселую музыку, к спокойной и грустной музыке прислушивается. Переходит от одного предмета к другому, придерживаясь за них руками, садится из вертикального положения. Активно занимается с игрушками и другими предметами, совершает различные манипуляции в зависимости от их свойств (гремит погремушками, катает шарики, открывает коробочки). На вопрос «Где?» находит несколько предметов независимо от их расположения. Хорошо знает свое имя и отзывается на него. Подражает речи взрослых, произносит с ними отдельные слоги. Продолжительность сна составляет 15-16 часов.

В 10 месяцев по просьбе взрослого выполняет различные Действия с предметами: открывает, вынимает, катает и т. п. Долго занимается с игрушками, особенно с кубиками и пирамидками. Может ставить кубики один на другой или нанизывать колечки на стержень пирамидки. По просьбе «Дай» находит и дает знакомые предметы. Психомоторное развитие ребенка в 10 месяцев позволяет ему подниматься по лестнице, подлезать под предметы. Продолжительность сна составляет 14-15 часов.

В 11 месяцев самостоятельно выполняет различные действия с игрушками по команде взрослого: ставит кубики один на другой, складывает и разбирает пирамидку. Способен стоять без поддержки и делать первые самостоятельные шаги. Делает первые попытки обобщения понятий «Дай», «На». Продолжительность сна - около 14 часов.

В 12 месяцев ребенок узнает на фотографиях знакомых, самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками. Если психомоторное развитие ребенка 1-го года жизни соответствует норме, то в этом возрасте он уже самостоятельно ходит, но продолжает много ползать. Переносит разученные действия с одного предмета на другой. Понимает без показа названия предметов, частей тела, имена знакомых, команды, выполняет поручения взрослых («Найди», «Отдай», «Принеси» ), находит среди множества игрушек именно ту, что назвал взрослый. Легко подражает новым слогам, произносит до 10-12 слов. Различает значения слов «можно» и «нельзя», поэтому к концу первого года жизни ребенка его поведением можно управлять с помощью речи взрослого.

Психомоторное развитие недоношенных младенцев

Нервная система ребенка активно развивается на первом году жизни. При рождении он получает рефлексы, позволяющие ему существовать в первые месяцы жизни, и постоянно приобретает новые навыки общения с окружающим миром. Овладение определенными навыками, отражающими нервнопсихическое развитие малыша, должно фиксироваться в определенные сроки его жизни. Существуют утвержденные нормы нервно-психического развития детей. Психомоторное развитие недоношенного ребенка имеет ряд особенностей, так как такие дети рождаются с еще несозревшей нервной системой, и это сказывается на темпах их нервно-психического развития. Поэтому многие такие малыши несколько отстают от своих доношенных сверстников. Степень отставания зависит от степени недоношенности.

Недоношенные дети, родившиеся с массой тела от 2500 г, почти не отличаются по срокам своего развития от доношенных. Отставание показателей психомоторного развития недоношенных детей первого года жизни в получении тех или иных навыков может составить 1-2 недели. Чем меньше масса тела ребенка при рождении, тем сильнее выражено его отставание в нервно-психическом развитии.

Психомоторное развитие недоношенных младенцев, родившихся с массой тела от 1500 до 2000 г, позволяет им ощущать запахи, вкус, холод и тепло. Врожденные рефлексы могут быть выражены в первые недели после рождения недостаточно, особенно сосательный и глотательный, что препятствует нормальному кормлению.

Календарь психомоторного развития недоношенного ребенка 1-го года жизни по месяцам

В первый месяц жизни врожденные рефлексы активно развиваются и затем уже мало отличаются от рефлексов доношенных детей. Зрение и слух обычно не отличаются от таковых у доношенных детей. Далее описаны особенности психомоторного развития недоношенного ребенка по месяцам.

В возрасте 1-2-х месяцев ребенок учится фиксировать взгляд на неподвижном предмете, разглядывать его. В 2 месяца внимательно прислушивается к различным звукам, голосам, так как его слух улучшается. Первую улыбку малыша родители обычно замечают на 2-3-м месяце его жизни.

В 2,5-3 месяца ребенок уже довольно уверенно удерживает головку в положении лежа на животе.

В 3,5 месяца он уже отвечает улыбкой на улыбку и обращение к нему взрослого.

В 4-5 месяцев малыш поворачивает голову на звук, пытаясь рассмотреть источник звука. В 5 месяцев он уже хорошо фиксирует взгляд на неподвижном предмете, может длительно рассматривать лицо матери, находясь у нее на руках в вертикальном положении. Психомоторное развитие недоношенных детей первого года жизни позволяет им к этому возрасту следить взглядом за движущимся предметом.

В возрасте 5-5,5 месяца малыш бурно реагирует на обращение к нему близких родственников: улыбается, машет ручками, издает гласные звуки, это так называемый комплекс оживления. Хорошо узнает голос матери, пробует схватить игрушку или другой интересный для него предмет. В 5,5 месяца он отвечает на нравящиеся ему события или обращение взрослых громким смехом. В полгода ребенок начинает гулить - произносить долгие гласные или гортанные звуки. Психомоторное развитие недоношенного новорожденного в этом возрасте уже позволяет малышу хватать подвешенные игрушки. Различает близких и чужих людей и часто проявляет свое отношение к ним: понравившимся он улыбается, а на неприятных ему реагирует плачем или отворачивается. Ребенок не только реагирует на звук и поворачивается в его сторону, но и определяет для себя невидимый источник, его издающий.

В 6,5 месяца малыш берет из рук взрослого игрушку и самостоятельно удерживает ее. К 7-ми месяцам гуление малыша становится более длительным и разнообразным. Он уже хорошо находит контакт с окружающим миром и вполне в нем адаптировался. Ребенок более подвижен, его движения становятся слаженными, постепенно утрачивая беспорядочный характер. Психомоторное развитие недоношенного новорожденного ребенка в этом возрасте активно продолжается. Малыш пытается переворачиваться на живот. В этом возрасте ребенок не только пьет молоко и соки, он уже довольно уверенно кушает с ложки пюре, снимая пищу губами.

В среднем с 7,5 месяца ребенок начинает лепетать - произносить отдельные слоги, иногда много раз, пытается повторять отдельные слоги из речи взрослых.

В 7,5-8 месяцев ребенок пытается ползать на животе, пока не опираясь на колени и ладошки, пробует переворачиваться с живота на спину. Он уверенно берет игрушки, которые подвешены, лежат в кроватке или предлагаются ему взрослым.

К 8,5-9 месяцам лепет малыша становится более длительным и разнообразным, он четко произносит отдельные слоги. В 9,5 месяца малыш начинает есть уже более твердую пищу, он, например, хорошо удерживает в руке кусок хлеба и откусывает от него.

В возрасте 10 месяцев ребенок уже умеет довольно хорошо ползать и учится сидеть. Он может долго заниматься игрушками, рассматривая их, пытаясь перекладывать из руки в руку, кладет одни и берет другие. К концу первого года жизни недоношенный ребенок, родившийся с массой тела от 1500 до 2000 г, овладевает всеми необходимыми навыками, и его отличия в этом плане от доношенных сверстников постепенно сглаживаются.

В 10-11 месяцев он уже самостоятельно встает, держась за неподвижную опору, и переступает, придерживаясь за нее. Уверенно сидит. Может из положения стоя около опоры сесть, а затем лечь. Хорошо стоит, удерживаемый за руки взрослым, и пытается шагать.

К 10,5-11 месяцам понимает обращенную к нему речь, знает мать и отца, свое имя, на вопрос «Где?» находит нужный предмет. В 11 месяцев становятся более сложными и его действия с игрушками: он не только уверенно перекладывает их из одной руки в другую, но и размахивает ими, стучит по полу, бросает.

К 11-12 месяцам он уже хорошо стоит и ходит, придерживаясь за руку взрослого или опору. К году ребенок повторяет за взрослыми слоги, пытается самостоятельно, без опоры, ходить.

К 13 месяцам он уже произносит некоторые простые слова, хорошо понимает и пытается повторить слова взрослых. Довольно уверенно ходит без опоры, залезает на невысокую поверхность, например на диван, и слезает с него. С поддержкой взрослых учится шагать по ступенькам, перешагивать через лужи и небольшие препятствия.

Конечно, приведенный выше календарь психомоторного развития ребенка до года усреднен, показатели могут несколько отличаться у детей с разной массой тела при рождении. Недоношенные малыши, родившиеся с массой тела до 1500 г, отстают в нервно-психическом развитии от описанной группы примерно на 2-4 недели и догоняют доношенных несколько позже.

Статья прочитана 3 388 раз(a).

Ребенок Н., девочка, паспортный возраст на момент обследования 11 месяцев. Длина тела – 72 см, окружность груди – 47 см, масса тела – 9,5 кг.

Рост по таблице перцентелей попадает в ≪коридор≫ № 4, оценивается как ≪средний≫. Окружность грудной клетки по таблице – ≪коридор≫ № 4, оценка ≪средняя≫, масса тела по таблице – ≪коридор≫ № 4, оценка ≪средняя≫. Таким образом, у девочки Н. среднее, соответствует возрасту, развитие гармоничное, так как все ее параметры находятся в 4 коридоре и разность между ними равна 0.

Заключение: физическое развитие среднее, гармоничное,

Оценка психомоторного развития ребёнка

Формирование различных двигательных рефлексов и возможностей в раннем возрасте осуществляется в строгой связи с созреванием определенных неврологических структур. Поэтому спектр движений ребенка очень наглядно говорит о степени его неврологического развития. Задержка моторного развития свидетельствует о наличии у ребенка тяжелых нарушений питания, обмена веществ или хронических заболеваний.

Алгоритм оценки психОмоторного развития

Заключение по моторному развитию Заключение по нервно- психиче

скому развитию

Заключение по психомоторному развитию

    Оценка состояния мышечного тонуса:

Состояние мышечного тонуса определяют при оценке позы ребёнка и пассивных движениях конечностей в различных суставах и пальпации мышечных групп при пассивном сгибании.

Провести визуальную оценку позы.

У здорового новорожденного руки согнуты в локтях, колени и бедра притянуты к животу.

Наличие повышенного мышечного тонуса (гипертонус) можно предположить если наблюдается:

Сжатие пальчиков в кулак;

Плавниковое положение рук – напряженно расставленные пальцы при

слегка согнутой кисти;

- ≪когтистая лапа≫ – разгибание пальцев в плюснефаланговых или

пястнофалагновых суставах при их сгибании в межфаланговых;

Атетозное положение рук – пальцы выпрямлены, напряжены и находятся

в разных плоскостях;

Положение опистотонуса – вытянутые и напряженные конечности, голо-

ва резко запрокинута.

Низкий мышечный тонус (гипотонус) можно предположить если наблюдается:

Расслабленная поза, руки и ноги раскинуты в стороны.

Провести сгибание и разгибание суставов ребёнка (последовательно локтевых справа, слева, коленных справа, слева).

Высокий мышечный тонус приводит к невозможности или затруднению провести сгибание и разгибание в суставах.

У новорожденных и детей первых 4 месяцев жизни отмечается некоторое ограничение движений в суставах, связанное с физиологической гипертонией мышц.

При пассивном сгибании и разгибании в суставах провести пальпацию отдельных мышечных групп.

При высоком тонусе плотность мышц более выражена.

При низком тонусе - «тестоватая» консистенция мышц.

    Исследование мышечной силы.

У ребёнка раннего возраста можно использовать сопротивление осмотру - силу, с которой ребенок отдергивает конечности.

У ребёнка старше 3-х лет:

Попросить ребёнка согнуть конечность и удерживать её с максимальным усилием (мышечная сила оценивается по возможности разогнуть согнутую конечность);

Попросить разогнуть конечность и удерживать её с максимальным усилием (мышечная сила оценивается по возможности согнуть конечность в суставе).

    Оценка моторных навыков: проводится с учетом способности в определённом возрасте удерживать головку, поворачиваться, садиться, вставать на ноги, ходить, бегать.

1 мес- Лежа на животе,пытается поднимать и удерживать голову.

2 мес- Лежа на животе,поднимает и некоторое время удерживает голову.

3 мес- Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. Удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).

5 мес - Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных ручек. Переворачивается со спины на живот. Ровно, устой-

чиво стоит при поддержке подмышки.

6 мес - Переворачивается с живота на спинку. Передвигается, переставляя ручки или немного подползая.

7 мес - Хорошо ползает

8 мес - Сам садится, сидит и ложится. Держась за барьер, сам встает, стоит и опускается. Переступает, держась за барьер.

9 мес - Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь

за них ручками.

10 мес – Идёт вперёд с поддержкой взрослого.

11 мес - Стоит самостоятельно. Делает первые самостоятельные шаги.

12 мес - Ходит самостоятельно (без опоры).

Старше 12 мес - Быстро ходит и бегает.

    Заключение по моторному развитию: оценка даётся по наличию моторных навыков, соответствующих возрасту ребёнка.

За нормальное моторное развитие на 1-м году жизни принято принимать формирование умений в пределах + 15 дней от возраста, принятого за норму.

В заключении следует отметь особенности мышечного тонуса и силы (если выявлены) и указать отставание моторных навыков, если у ребёнка они не сформированы в соответствующем возрасте.

(3 голоса : 4.33 из 5 )

«Правильно ли развивается наш ребенок?» Этот вопрос беспокоит едва ли не каждого из «новоиспеченных» родителей. Особенное беспокойство он вызывает в семьях, в которых ребенок появился впервые. Это – естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что «должен делать» малыш в различные возрастные периоды.

В последние годы, особенно в зарубежных изданиях, много говорится о том, что «всякий ребенок развивается по-своему», «у каждого – своя норма», «оставьте малыша в покое и он будет развиваться как надо…». Вряд ли можно приветствовать такой подход, поскольку он снижает внимание родителей к развитию ребенка, что зачастую приводит к формированию «пропущенной» задержки в психическом и моторном развитии ребенка. Поэтому мы предлагаем Вам примерную схему обретения малышом тех или иных навыков на первом году его жизни.

В целом развитие ребенка на первом году жизни можно свести к нескольким этапам. В первые недели после рождения тонус мышц повышен, обеспечивая сохранение «внутриутробной позы», от которой ребенок еще «не отвык».

Кроме того, с рождения ребенок находится во власти врожденных «рефлексов новорожденного». Посредством этих рефлексов Природа все делает за него: ротовые автоматизмы включают поиск соска и сосание при легком касании губ, хватательный рефлекс помогает ему удерживаться на поверхности (как обезьяньи дети на шерстке матери – все эти рефлексы уходят корнями в наше далекое прошлое), при ощущении опоры под пяткой в положении лежа ребенок непроизвольно ползет (чтоб не потеряться!). Будучи поставленным на ножки, он активно опирается и даже делает (непроизвольные!) шаговые движения. Это – тот «прожиточный минимум», который позволяет малышу обеспечивать свою жизнь непроизвольно, то есть неосмысленно, пока идет созревание его центральной нервной системы.

Известно, наверное, всем, что мы рождаемся уже с практически полным набором нервных клеток и что они в последующем «не восстанавливаются». Но после рождения весь этот «комплект» должен заработать. Клетки должны «узнать», чем каждой из них предстоит заниматься, объединиться в группы согласно поставленным перед ними задачам, наладить обмен информацией.

Поэтому процесс созревания нервной системы сводится к налаживанию связей между ними путем прорастания клеточных отростков – аксонов, организации их таким образом во все более и более сложные группы, и увеличению скорости обмена информацией.

Что же является основным в развитии ребенка на первом году жизни? Постепенное снижение повышенного при рождении мышечного тонуса позволяет постепенной отойти от внутриутробной позы и «раскрепощает» конечности.

Постепенно нивелируясь, врожденные рефлексы заменяются произвольной, то есть осмысленной, активностью, которую обеспечивает постоянно развивающийся мозг. Параллельно идеи и развитие психических функций.

Именно таким образом Автоматическое сосание переходит в осмысленный прием пищи, автоматическое ползание заменяется ползанием активным, после долгого перерыва (реакция опоры и автоматическая походка угасают обычно месяцам к трем) приходят сложные навыки удержания тела в положении стоя, а затем – и ходьбы.

Как Вы понимаете, выпадение какого-то этапа в этом сложном процессе приводит к «поломке последовательности» и зачастую – к формированию задержки в развитии. Так, например, сохраняющийся длительное время повышенный тонус ведет к ограничениям в движениях конечностей и тормозит развитие осмысленных движений. Не угасший вовремя рефлекс новорожденного сковывает идущий ему на смену произвольный двигательный акт. Все это определяет внимание, уделяемое нюансам развития ребенка детскими врачами. Знание основных этапов развития родителями позволит нам надеяться на то, что Вы вовремя позовете нас на помощь.

Психомоторное развитие детей первого года жизни

Новорожденный

Зрение – при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света.

Слух – при резком звуке вздрагивает или моргает.

Моторика – поза «эмбриона» с приведенными к туловищу руками и ногами, движения хаотические, медленные. Кисти в кулачках.

Эмоции – много спит, просыпается только на кормления или когда мокрый.

1 месяц

Зрение – фиксация взора на неподвижном предмете или лице взрослого, начинает прослеживать за движущимся предметом, периодическое косоглазие, зажмуривание глаз при ярком свете.

Слух – кратковременное сосредоточение на звук и голос, вздрагивания, мигания при резком звуке.

Речь – появляются отдельные заднеязычные звуки «г», «к».

Моторика – в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать.

Эмоции – открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание).

2 месяца

Зрение – прослеживание взглядом в горизонтальной плоскости, может сохраняться непостоянное косоглазие, любит рассматривать лицо матери, геометрические фигуры в бело-черном цвете.

Слух – прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука.

Речь – в конце второго месяца появляется гуление.

Моторика – в положении на животе хорошо держит голову, удерживает вложенную игрушку в руке.

Эмоции – появляется улыбка при общении со взрослым.

3 месяца

Зрение – длительно рассматривает предметы, сочетанный поворот головы и глаз, плавно прослеживает за предметами в положении лежа на животе.

Слух – отыскивает источник звука глазами с поворотом головы.

Речь – ребенок гулит нараспев, пытается подражать интонации обращенной речи взрослого.

Моторика – удерживает голову в вертикальном положении, в положении на животе опора на руки под острым углом. Кисти открыты, натыкается руками на повешенные перед ним игрушки, пытается их захватить. При попытке потянуть за руки приподнимает голову.

Эмоции – в ответ на вид взрослого, игрушки появляется улыбка, усиливается двигательная активность, голосовые реакции.

Игра – рассматривает, ощупывает свои руки.

4 месяца

Зрение – может переводить взгляд с предмета на предмет, оценивая расстояние до игрушки, тянется к ней, рассматривает предметы на близком расстоянии (формируется бинокулярное зрение).

Речь – громко кричит, прислушиваясь к собственным звукам.

Моторика – в положении на животе опора на руки под прямым углом, поворачивается на бочок. При потягивании за ручки сгибает руки в локтях, подтягивается.

Игра – целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду, тянет их в рот.

5 месяцев

Зрение – может прослеживать взглядом за двумя предметами попеременно, четко дифференцирует «свой-чужой», ищет наполовину спрятанный предмет.

Слух – прислушивается к музыке.

Речь – появляются согласные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пытается на своем языке разговаривать с игрушками, взрослыми.

Моторика – в положении на животе опирается на кисти рук, высоко поднимая верхний плечевой пояс. Поворачивается со спины на живот. При потягивании за руки присаживается.

Эмоции – при виде новой игрушки, незнакомого лица настораживается, замирает, а затем появляется оживление или реакция страха.

Игра – активно захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку.

6 месяцев

Зрение – понимает отдельные жесты взрослого (жест, когда манят ребенка на руки).

Слух – появление определенных реакций на разные звуки (например, на скрип дверей или шаги поворачивает голову и пытается приподняться в кроватке, чтобы посмотреть кто это), узнает знакомые голоса.

Речь – ребенок подолгу может общаться сам с собой (самоговорение).

Моторика – переворачивается с живота на спину, посаженный удерживает позу с опорой на две руки, подползает к игрушке, может держать в каждой руке по игрушке, перекладывает их из руки в руку.

Эмоции – с вниманием рассматривает окружающие предметы и людей, быстро и адекватно реагирует на выражение лица взрослого.

Игра – манипулирует с игрушками.

7 месяцев

Зрение – узнает знакомых, прослеживает за упавшей игрушкой, зрительно оценивает размер предмета, соизмеряет его захват.

Речь – элементы лепетной речи.

Моторика – сидит самостоятельно или с опорой на одну руку, ползает по-пластунски.

Эмоции – реакция страха сменяется познавательным интересом.

Игра – любит рвать листы бумаги, развязывать ленточки, выбрасывает игрушки из кроватки.

8 месяцев

Зрение – интерес или удивление при виде незнакомых предметов, фиксация внимания на двух объектах одновременно.

Слух – понимает понятия «где?», «дай», «на».

Речь – активный лепет, слоговая речь.

Моторика – устойчиво сидит, самостоятельно садится, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки, стоит, держась за опору. Хлопает в ладоши, протягивает руки близким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания».

Эмоции – постоянно занят какой-нибудь деятельностью, есть игровой контакт со взрослым.

Игра – отталкивает предметы, кидает игрушки. Складывает мелкие предметы в крупные. Разбирает пирамидку.

9 месяцев

Зрение – долго может наблюдать за взрослым, появляется реакция на их мимику и жесты.

Слух – выполняет более сложные словесные инструкции: «поцелуй маму», «дай ручку», «возьми шарик».

Речь – появляются отдельные слова, нередко слогоподражательные (вместо «собака» «бабака»).

Моторика – ползает, попеременно передвигая то правые, то левые конечности; встает у опоры на ноги; стоит; передвигается, держась за опору. Захватывает мелкий предмет двумя или тремя пальцами.

Эмоции – различные эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста.

Игра – Может играть сразу несколькими предметами, постукивает игрушкой об игрушку, любит музыкальные игрушки, ищет спрятанную игрушку.

10 месяцев

Зрение – показывает некоторые предметы в соответствии с их названием.

Слух – узнает простые музыкальные мелодии, различает тиканье часов.

Речь – повторяет за взрослым слова, копирует интонацию взрослого.

Моторика – стоит без опоры кратковременно, ходит за две руки. Собирает пирамидку. Показывает части тела другого человека. Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстия.

Эмоции – реакция неудовольствия на различные ситуации, голосом сигнализирует о том, что мокрый, голодный.

Игра – начинает играть с игрушками, в соответствии с их назначением (машинку катает, мячик бросает). Может самостоятельно играть 20-30 минут.

11 месяцев

Зрение – внимательно рассматривает обстановку в комнате, особенно если попадает в другое помещение.

Слух – понимает обращенную речь, выполняет инструкции (например, «принеси куклу»).

Речь – обращается ко взрослым с целью что-то сообщить, зачастую на «своем» языке.

Моторика – стоит самостоятельно, ходит за одну руку, делает первые самостоятельные шаги. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Показывает части своего тела.

Эмоции – появляется реакция торможения при слове «нельзя», избирательно относится к окружающему.

Игра – умеет себя занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым, появляются элементарные контакты со сверстниками. Собирает пирамидку.

12 месяцев

Зрение – узнает многие предметы на картинке.

Слух – появляется и усложняется звукоподражающая деятельность (машина едет – «ж-ж-ж», киска мяукает – «мяу»).

Речь – умеет говорить 8-10 слов, постоянно нарастает словарный запас, улучшается произношение слов.

Моторика – ходит самостоятельно, приседает и встает.

Эмоции – появляется сопереживание.

Игра – активно контактирует со взрослыми, любит играть с детьми. Открывает коробку, ящик, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и расческой по назначению.

Большинство родителей знает, что в развитии детей должны существовать определенные нормы. Имеются в виду маленькие дети в возрасте до 1 года. Определить задержку в развитии раннего возраста, полагаясь на опыт, могут лишь многодетные родители, которым уже приходилось все это проходить ранее. Таким образом, проводится сравнение уровня развития одного ребенка со старшими детьми. К сожалению, не все родители имеют большой опыт со своими маленькими детьми, к тому же банального наблюдения за поведением чужих малышей на игровых площадках будет недостаточно. По этим причинам можно понять то беспокойство, которым обычно страдают родители по поводу роста своего ангелочка.

Многих мам интересует вопрос, правильно ли развивается их чадо, и нет ли у малыша задержки в развитии?

Психомоторное развитие ребенка – что это?

Если говорить простыми словами, то это улучшение интеллектуальных и двигательных навыков малыша. Они зависят от количества лет и генетических особенностей.

Полноценное и гармоническое формирование зависит от усовершенствования:

  • органов зрения, обоняния и слуха в гармоничном порядке;
  • мелкой и крупной моторики тела;
  • всей мышечной группы (имеется в виду, тренировка);
  • социальных контактов у ребенка;
  • общего мышечного тонуса и сухожильных рефлексов.

Задержка в моторном развитии в большинстве случаев сопровождается с задержкой прогресса психической составляющей, ведь ребенку трудно будет воспринимать окружающую среду. Для адекватной и корректной оценки задержки в росте малыша нужно быть ознакомленным с главными этапами психомоторного развития.

Основные этапы

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Характерными чертами психомоторного развития детей раннего возраста является сохранения позы «эмбриона», так называемой внутриутробной позы, а также повышенный мышечный тонус (подробнее в статье: ). Новорожденный малыш использует изначальные рефлексы, такие как: глотательный, хватательный, дыхательный и поиск соска. Спустя 2-3 года на место безусловных рефлексов станут условные – так называемый, личный опыт малыша.

Первые 6 месяцев


Через месяц после рождения малыш еще мало что умеет, но при этом реагирует на посторонние шумы и маму

Во время первых тридцати дней должны наблюдаться следующие возможности:

  • ребенок сможет на несколько секунд приподнять свою голову, лежа на животике;
  • будет искать губами мамин сосок;
  • резкие сторонние звуки будут сопровождаться его активной реакцией;
  • происходит фиксация взгляда на определенных предметах;
  • во сне малыш начинает сосать свою ручку;
  • наличие эмоций в виде плача, мимики или крика;
  • активизируется хватательный рефлекс;
  • источники света привлекают ребенка, поэтому он поворачивает к ним голову.

Во время следующих тридцати дней малыш пытается научиться:

  • удерживать голову на вису в положении лежа на животике;
  • улыбаться;
  • издавать радостные звуки при обращении к нему;
  • узнавать родителей, чаще всего маму;
  • держать вытянутые руки перед собой.

Трехмесячный малыш поднимает ручки к игрушкам

Спустя три месяца физиологический гипертонус пропадает, как и некоторые рефлексы. На этом этапе ребенок способен на:

  • удерживание поднятой головы, опираясь предплечьями в кровать;
  • держание в ручке игрушек или других небольших предметов;
  • многие дети в этом возрасте постоянно тянут игрушки ко рту;
  • поворот головы, реагируя на звуки;
  • смех и радость без явной на то причины;
  • общение с ребенком сопровождается его «оживлением».

Важно! Только после 3-й недели стартует формирование комплекса оживления, к которому относится улыбка, сосредоточенность и моторика движений. Иногда можно наблюдать учащенное дыхание у детеныша. В полноценном виде комплекс оживления проявится уже на восьмой неделе жизни.

Второй триместр

Рост интенсивности проявления способностей малыша продолжает расти до 4-го месяца. После этого на замену комплекса оживления приходит поведение в более сложной форме.


В 4-5 месяцев малышу так хочется достать игрушку, что перевернуться на животик и схватить ее уже не проблема

Для четвертого месяца характерными считаются следующие умения:

  • ребенок начинает рассматривать окружающие его предметы, брать в руки и ставить игрушки;
  • он может самостоятельно играть на протяжении длительного времени;
  • переворот на сторону – это уже не проблема;
  • приближаясь к какой-нибудь опоре, малыш выбрасывает перед собой руки;
  • ребенок может вести визуальное слежение за знакомым человеком;
  • он может смеяться.

Подходя к пятому месяцу, ребенок уже спокойно может отличить своих от чужих, также он начинает упорно сопротивляться при любых попытках отобрать его любимую игрушку. Различные ситуации вызывают у него массу разных эмоций.

Способности малыша постоянно увеличиваются, теперь он легко может:

  • перевернуться на животик;
  • ползать на животе к заинтересовавшему его предмету или человеку;
  • начать поиски игрушки, которая только что выпала из его рук;
  • находить различия между разными интонациями в голосах родителей;
  • держась ручкой за край стола или за стул, стоять на ногах;
  • детально рассматривать свои руки или игрушки на протяжении длительного времени;
  • пытаться стоять на четвереньках.

В пять месяцев забавно наблюдать, как малыш пытается подняться на четвереньки и при этом смешно покачивается

Выросший до 6-месячной отметки, малыш может:

  • садиться самостоятельно;
  • перевернуться на правый или левый бок;
  • уверенно стоять на четвереньках;
  • ходить на короткие дистанции со сторонней поддержкой;
  • стоять по несколько секунд, придерживаясь за опору.

Он может распознать свое имя, реагируя на него, выговаривать разные слоги, например «ба-ба» или «да-да». Практически пропадает необходимость в кормлении, поскольку ребенок уже самостоятельно пьет воду или молоко из кружки, а также сам кушает печенье.

Вторые 6 месяцев

Седьмой месяц – это возможность научиться следующему:

  • придерживаясь за опору, стоять возле нее длительное время (рекомендуем прочитать: );
  • легко и без особых усилий ползать на четвереньках (рекомендуем прочитать: );
  • узнавать своих близких, протягивая к ним ручки;
  • отзываться на имя;
  • копировать услышанные слова или звуки, произнося при этом разные слоги с добавлением эмоций.

В семь месяцев ребенок радостно ползет к родителям, при этом осознанно проговаривая слова «мама» и «папа»

К характерным особенностям детей в этом возрасте стоит отнести возможность различать людей и боязнь незнакомцев, а еще они уже могут самостоятельно кушать из ложки. Малыш с легкостью узнает игрушки и некоторые предметы интерьера, обожает всеми известную игру под названием «прятки». Любит постучать предметами по игрушкам или об пол или прятать их (игрушки) в какую-нибудь коробку.

Восьмимесячный малыш проявляет большую активность в движениях, быстро ползает по полу, а также уверенно ходит с опорой. Поднимает небольшие предметы при помощи указательного и большого пальца.

Третий триместр

Достиг возрастной отметки в 9 месяцев, ребенок может:

  • стоять без сторонней поддержки;
  • придерживаясь одной ручкой, ходить вдоль опоры;
  • ползать на относительно большой скорости (см. также: );
  • самостоятельно держать кружку и сидеть на ночном горшке;
  • переворачиваться без чьей-либо поддержки;
  • распознавать простые команды родителей, играться с игрушкой;
  • демонстрировать разные предметы и части телка, которые ему запомнились;
  • махать ручкой, имитируя прощальный жест.

В девять месяцев многие детки уверенно кушают ложкой

На данном этапе можно наблюдать звукоподражание – повторение ребенком услышанных ранее звуков и слов без понимания их значения. Исключением могут быть только слово «папа» или «мама». В некоторых случаях он может выговаривать и другие осознанные слова.

Период с десятого по двенадцатый месяц – это важный этап в жизни младенцев, ведь обычно они начинают ходить и стоять без опоры. Лестница или небольшой стульчик уже не становятся значительной проблемой для 12-месячных малышей.

К списку умений 12-месячного ребенка можно отнести следующее:

  • бросание мячика;
  • сборка игрушечной пирамиды;
  • самостоятельный поиск интересующих предметов;
  • активное демонстрирование своего восторга или несогласия;
  • возможность играть в несложные игры (чаще всего – выдуманные или воображаемые);
  • произношение некоторых простых слов;
  • подбирание крошек или небольших игрушек с помощью двух пальцев.

Не нужно бить тревогу, если вы обнаружили некоторые несоответствия в развитии вашего малыша со стандартами. Каждый человек по-своему уникален.


К году малыш обладает множеством умений. У ребенка большой интерес к окружающему миру, он уже старается помогать маме со стиркой и другими делами

Задержка психомоторного развития

График развития физических способностей 12-месячного ребенка может иметь скачкообразную структуру, поэтому родителям нужно уделять должное внимание каждому этапу роста своего детеныша. Любые подозрения на отклонения в психомоторном развитии должны сопровождаться применением необходимых мер.

В качестве примера, которым должны руководствоваться родители при оценке темпа развития своего малыша, нужно брать умения и навыки, присвоенные ребенку с первого дня. Оказание внимания необходимым навыкам – это неплохой вариант, но при этом нельзя отказываться от периодических консультаций у врачей. При малейших подозрениях на замедление в психомоторном развитии ребенка нужно постараться сразу откинуть все причины, связанные с недостатками в воспитании.

Серьезная задержка психомоторного развития может быть обнаружена лишь внимательными родителями, когда реакция их ребенка на различные действия вокруг него кажется неадекватной. Провести оценку образовавшейся проблемы смогут лишь квалифицированные специалисты, проведя необходимые для этого наблюдения и тесты. Речь идет о таких врачах, как логопед, невролог и педиатр – лишь они смогут полностью разобраться и решить такую проблему, как отставание психомоторного развития детей раннего возраста.



График развития ребенка до года (подробнее в статье: )

Как лечится задержка в развитии?

Помимо стандартного медикаментозного лечения существуют и другие методы, связанные с терапевтическим воздействием на организм. Они помогут вылечить симптомы задержки.

К самым эффективным методам можно отнести:

  • нейропсихологическая коррекция;
  • вербальная стимуляция;
  • слуховая и зрительная стимуляция;
  • ТМС головного мозга.

Комплекс лечения задержки психомоторного развития в каждом случае подбирается индивидуально с учетом проблем и возможностей каждого ребенка. К примеру, ТМС (транскраниальная магнитная стимуляция) применяется для активации моторных, сенсорных и речевых центров головного мозга. Активно используются разновидности коррекций, в том числе и логопедический массаж.