Костный скелет новорожденного ребенка. Костная система новорожденного

Новорожденный младенец выглядит таким хрупким, что молодой мамочке бывает иногда страшно к нему даже просто дотронуться. Иногда такое трепетное отношение к малышу вполне оправдано. Кости и суставы новорожденного крохи продолжают формироваться, и очень уязвимы, а когда это понимают молодые родители, то это совсем неплохо.
Когда в роддоме педиатр обследует новорожденного, он обращается с ним очень аккуратно и бережно и кроме прочих показателей проверяет, нет ли у малыша патологий в развитии суставов и костей.

Особенности строения костной ткани новорожденного малыша

Скелет новорожденного на 50% состоит из хрящевых элементов, обеспечивающих способность роста малыша. С возрастом хрящевая ткань постепенно преобразуется в костную, и этот процесс, как правило, продолжается до 18 лет, и полное его завершение должно произойти лишь к 23-25 годам.

Костная ткань новорожденного ребёночка содержится исключительно в трубчатых костях, остальные элементы его скелета содержат лишь мизерные точечки окостенения, которые будут увеличиваться по мере его роста.

Такой строение костной системы младенца делает её гиперпластичной, благодаря чему он смог пройти родовые пути матери. Вместе с тем скелет новорожденного уязвим до такой степени, что может деформироваться даже при длительном воздействии на него сил гравитации. По этой причине специалисты рекомендуют время от времени менять положение малыша и не носить его в одной и той же позе на руках. Новорожденных деток необходимо периодически перекладывать в разные руки и переворачивать с бока на бок. Не рекомендуется ставить малыша слишком рано на ножки, дождитесь, когда он созреет для этого физически. Это касается и раннего высаживания ребёнка в подушки. Эти эксперименты обычно приводят к деформации скелета малыша или отдельных его костей.

Как растёт скелет ребенка

Костная ткань новорожденного малыша представляет собой в основном пучковую грубоволокнистую систему, в массе которой неупорядоченно расположились в небольшом количестве костные пластины. В отличие от взрослого человека, у которого кости имеют полости, заполненные жёлтым мозгом, у младенцев эти полости имеют крошечные размеры и заполняются в основном красным костным мозгом, через который скелет ребёнка снабжается веществами, необходимыми для дальнейшего роста.

Эпифизарный хрящ обеспечивает рост костей ребёнка в длину. Периферический край этого хряща остается в активном состоянии почти до двадцати пяти лет, благодаря этому кости человека имеют возможность расти в длину и люди становятся выше. А вот за рост костей в ширину и их утолщение отвечает надкостница. У малышей она толстая, плотная и имеет большую функциональную активность.

Для ребёночка такая особенность надкостницы имеет очень благоприятные моменты, даже если, не дай Бог, у малыша случится перелом, эта ткань остается без повреждений, и кость, защищённая ею, срастается очень быстро и без патологических последствий для опорно-двигательного аппарата ребёнка.

Статьи по теме

Victoria Nikitina 20.06 15:04

Я бы скорее назвала кости и суставы новорожденного не хрупкими, а мягкими, пластичными и даже гибкими. Особенно важно контролировать правильность формирования тазобедренных суставов. Поэтому, положив карапузика на животик, взяв его за голени, попытайтесь согнуть его ножки в коленях и развести в стороны. Его поза должна напоминать позу лягушонка. Бедра должны быть расположены практически параллельно поверхности стола. А попочка должна опуститься вниз, а не задираться вверх, как у курочки. На пояснице должны быть видны, расположенные симметрично ямочки. Если не удается легко выполнить это упражнение, то нужно не медля проконсультироваться с ортопедом, сделать рентген тазобедренных суставов и, возможно, надеть стремена.

В родильном доме, педиатр обращается с малышом очень бережно, проверяя, среди прочих показателей, нет ли врожденных патологий в развитии его костей и суставов.

Особенности строения костной ткани новорожденного малыша

Суставы новорожденный имеет очень похожие по строению на суставы взрослого человека, а вот костная система очень сильно отличается. К зольным веществам можно отнести лишь около 50% составляющих костной ткани. Все остальное - это, главным образом, хрящевые элементы, которые обеспечивают возможность роста ребенка и постепенно будут уменьшаться в объеме. Процесс этот длится обычно до 18 лет и полностью завершается лишь к 25 годам.

Костная ткань у новорожденного содержится лишь в трубчатых костях, прочие же элементы скелета включают лишь небольшие точки окостенения, увеличивающиеся по мере роста малыша.

Такой состав делает костную систему ребенка очень пластичной, а значит кости и суставы новорожденного легко поддаются деформации. Скелет малыша так уязвим, что может измениться даже под длительным воздействием сил гравитации. Именно поэтому нельзя позволять ребенку находиться подолгу в одном и том же положении или носить его на руках в постоянной позе. Новорожденного нужно периодически переворачивать на другой бочок, перекладывать на другую руку и т. п.

По этой же причине педиатры не советуют слишком рано ставить малыша на ножки, даже если он сам пытается это сделать. Такие эксперименты могут привести к деформации отдельных костей и всего скелета ребенка.

Как растет скелет ребенка?

Структура костной ткани новорожденного также имеет свои отличия. Кости новорожденного представляют собой грубоволокнистую пучковую систему, в которой неупорядоченно расположено некоторое число костных пластин. Если кости взрослого человека имеют значительные полости, заполненные желтым костным мозгом, то у младенца такие полости совсем маленькие и содержат, главным образом, красный костный мозг.

Благодаря большому количеству красного костного мозга, костная система ребенка получает достаточное снабжение кровью, необходимое для ее роста. Этот процесс интенсивно происходит примерно до двухлетнего возраста. После некоторого спада, процесс роста возобновляется с новой силой уже в пубертатном периоде.

Рост костей в длину обеспечивает эпифизарный хрящ. Его периферический край остается активным до двадцатипятилетнего возраста, благодаря чему кости получают основную возможность увеличиваться по длине и ребенок становится выше.

За утолщение костей, их рост в ширину, отвечает надкостница. У ребенка она плотная, толстая и более активная функционально. Эта особенность надкостницы очень благоприятна для ребенка, поскольку даже при переломах надкостница нередко остается неповрежденной, а защищенная ею кость срастается быстрее и без опасных последствий для опорно-двигательной системы ребенка.

Основу ткани суставов новорожденного, как и его костей, составляет хрящевая ткань. Подвижность всех элементов, образующих суставы, также имеет отличия. Поскольку суставы новорожденный еще не успел разработать, амплитуда возможных движений еще очень мала, а вот вероятность вывихов при неосторожном обращении достаточно высокая. Такая незрелость суставов, как правило, сохраняется до трех и даже до пяти лет, то есть до тех пор, пока ткань костей и суставов не разовьется в достаточной степени, и ребенок не освоит науку управления своим телом в полной мере.

У плода костная система развивается позже других систем. Большая часть скелета новорожденного состоит из хрящевой ткани (позвоночник, запястья и др.); кости его также напоминают хрящ. Костная ткань грудного ребенка имеет особое волокнистое строение; она богата кровеносными сосудами и водой, содержит малое количество минеральных солей. Вследствие этого кости мягки, эластичны, они легко приобретают неправильную форму под влиянием давящей одежды, узкой обуви, при неправильном положении на руках и т.д. К 2-3 годам происходит частичное замещение волокнистой ткани костной тканью с пластинчатой структурой. К 12 годам кости ребенка имеют то же строение как у взрослого.

Голова . У грудного ребенка голова относительно велика. Она составляет ¼ длины его тела, у взрослого же - 1/7-1/8. Лицевая часть черепа мала; в периоде новорожденное имеется расхождение между отдельными костями черепа (швы). Окончательное сращение костей черепа - затылочной, теменных, височных и лобной - происходит к 3-4 годам.

На месте схождения двух теменных и лобной костей находится участок, лишенный костной ткани. Он имеет форму ромба и затянут соединительнотканной перепонкой. Это так называемый большой родничок. Величина его у детей может быть различной. Измерять большой родничок нужно поперек, так как при измерении по 95 диагонали трудно определить место, где угол родничка переходит в шов.

Если от заднего угла большого родничка провести линию вдоль шва между теменными костями, то на месте схождения их с затылочной костью можно прощупать малый родничок, имеющий форму треугольника. Постепенно происходит процесс окостенения - малый родничок зарастает в возрасте около 3 месяцев, а большой - к 12-15 месяцам.

Своевременное заращение родничков и процесс окостенения во всем скелете зависят от правильности питания ребенка, пользования воздухом и светом. Процесс заращения родничка, который происходит на наших глазах, позволяет судить в известной мере о течении процессов окостенения у ребенка.

Два боковых родничка у нижних углов теменных костей зарастают еще во внутриутробном периоде; они бывают открыты лишь у недоношенных детей.

Самый значительный рост черепа наблюдается в течение первого года жизни; до 4 лет он идет довольно интенсивно, в дальнейшем же сильно замедляется.

Позвоночник . У новорожденного позвоночник состоит из хрящевой ткани. В норме позвоночник новорожденного ребенка почти прямой и не имеет изгибов; они появляются постепенно с возрастом по мере развития у ребенка статических и двигательных функций.

Когда ребенок начинает держать голову, появляется шейная кривизна, обращенная выпуклостью вперед (лордоз); на 6-7-м месяце, когда ребенок начинает, сидеть, появляется изгиб в грудной части позвоночника выпуклостью назад (кифоз); при ходьбе образуется поясничная кривизна выпуклостью вперед.

Первоначально эти изгибы позвоночника сглаживаются в лежачем положении. При неблагоприятных условиях воспитания ребенка у него могут появиться ненормальные искривления позвоночника в виде усиления естественной кривизны или боковых искривлений.

Грудная клетка . У ребенка грудная клетка имеет форму усеченного конуса или бочкообразную с приподнятыми ребрами. Ребра у новорожденного и грудного ребенка имеют горизонтальное направление, почти под прямым углом к позвоночнику. Это приподнятое горизонтальное положение ребер ограничивает подвижность (экскурсию) грудной клетки, которая вследствие этого неспособна сильно расширяться при вдохе. Малая экскурсия грудной клетки ограничивает возможность расправления легких и обусловливает поверхностное дыхание.

Когда ребенок начинает ходить, форма грудной клетки у него постепенно изменяется - ребра опускаются и форма грудной клетки постепенно приближается к форме ее у взрослого. Окончательное формирование грудной клетки заканчивается к 12-13 годам. В этом возрасте грудная клетка ребенка отличается от грудной клетки взрослого только размерами.

Кости таза и конечностей . Форма таза у новорожденных одинакова у мальчиков и девочек. Половые различия выявляются в пубертатном периоде.

Процесс роста длинных костей очень сложный и продолжительный; окостенение длится несколько лет. Формирование скелета еще не вполне заканчивается даже в школьном возрасте.

В том случае, когда пища ребенка бедна минеральными солями и витаминами, ребенок находится в негигиенических условиях - в тесном помещении, где мало солнечного света и свежего воздуха, развитие и окостенение скелета нарушаются. При этом вследствие обеднения костной ткани солями извести в растущих частях костей замедляется или совсем прекращается процесс обызвествления вновь образующейся костной ткани. При росте кости вместо костной ткани появляется необызвествленная, так называемая остеоидная ткань. Кости не приобретают нормальной твердости, они мягки, податливы и легко деформируются.

Постоянное укладывание ребенка на спину приводит к уплощению затылка. Если же ребенка укладывают все время на одну сторону, у него образуется асимметрия головы с уплощением соответствующей стороны. Тугое пеленание или завязки, приходящиеся на грудную клетку, препятствуют нормальному расширению ее при дыхании, вызывая вдавление одних частей грудной клетки и выпячивание других. При раннем усаживании ребенка у него также деформируется грудная клетка и позвоночник; неправильное положение на руках вызывает перекашивание в плечевом поясе и т.д. Не подходящие по размерам мебель или школьные парты, неправильное ношение тяжестей также неблагоприятно сказываются на формировании скелета. Неумелый или небрежный уход за ребенком может быть причиной различных деформаций костного скелета, которые нередко остаются на всю жизнь, иногда даже в виде уродств.

Если рассматривать суставы у новорожденного ребенка, то можно отметить, что по своему строению они напоминают суставы взрослого человека, но при этом костная система очень сильно отличается. Зольными веществами можно назвать менее 50% всех костей, который есть у новорожденного ребенка. Все остальные кости — это не что иное, как хрящи, которые и позволяют расти и развиваться ребенку и со временем их количество существенно сокращается. Процесс замены хрущей костями длится на протяжении 18 лет и примерно к 25 годам он заканчивается полностью.

В качестве основы у суставной и костной ткани у всех новорожденных детей лежат хрящи. Также стоит отметить, что есть различия между элементами суставов, которые отвечают за их подвижность. У ребенка суставы еще очень плохо разработаны, а поэтому они не могут совершать все те движение, которые может сделать взрослый человек. Кроме того есть большой риск получить вывих сустава если очень неосторожно обращаться с ребенком. Такая незрелость суставов характерная детям до пяти лет. Этого времени достаточно, чтобы ребенок научился полноценно управлять своим телом, а суставная и костная ткани полностью развиваются.

Какие есть особенности строения тканей костей у новорожденного ребенка

Если же говорить непосредственно о структуре костной ткани у новорожденного ребенка, то здесь также есть огромное количество различий. У новорожденного малыша кости представляют собой грубоволокнистую пучковую систему. Также разница состоит в том, что у взрослого человека в костях есть довольно большого размера полости и они полностью заполнены желтым костным мозгом. У новорожденных детей эти полости очень маленькие и там где есть возможность, то они заполнены исключительно красным костным мозгом. Из-за того, что в организме у крохи есть достаточное количество красного костного мозга, то и рост ребенка происходит полноценно благодаря достаточным количеством крови, которую и вырабатывает красный костный мозг. Очень активно образовывается кровь примерно до двух лет, а соответственно и растет ребенок тоже очень быстро до двух лет, потом процесс роста значительно замедляется. Через некоторое время происходит возобновление скорости роста, стоит отметить, что наступает это ускорение в пубертатном периоде.

Растут кости в длину благодаря эпифизарному хрящу, край у которого остается полностью активным до того времени, пока человеку не исполниться двадцать пять лет. Это позволяет костям становиться больше в длину и соответственно сам ребенок становится выше.

Если же говорить о том, как именно кости растут в ширину, то тут ответственность лежит на надкостнице. У новорожденного ребенка она более толстая, плотная и в несколько раз активнее, чем у взрослого человека. Это является очень положительным моментом, ведь таким образом если ребенок что-то поломает, то кость будет нетронута или же в очень тяжелых случаях она будет намного быстрее срастаться. Таким образом переломы не влияют отрицательно на опорно-двигательную систему маленького ребенка.

Также интересным моментом есть то, что костная ткань у ребенка находится исключительно в трубчатых костях, иные же элементы скелета имеют исключительно незначительные участки с окостенением. Такие участки становятся больше исключительно за счет того, что ребенок растет.

Нужно очень осторожно обращаться с новорожденным ребенком, ведь одно неправильное движение может привести к тому, что у ребенка образуется вывих или даже перелом кости, которая еще не успела окостенеть и нуждается в аккуратном обращении.

У ребенка после рождения продолжаются рост и дифференциация костной , формирование скелета. В организме функции костной ткани многообразны: во-первых, это опора и защита внутренних органов, костного мозга; во-вторых, кости, по сути, являются резервуаром неорганических (кальция, фосфора, магния) и некоторых органических веществ; в третьих, костная ткань в экстремальных условиях является защитой от ацидоза, после исчерпывания функций почек и легких; в четвертых, она является «ловушкой для чужеродных веществ» (тяжелые, радиоактивные и т. д.).

Архитектонику костной ткани можно разделить на два типа: трабекулярную и губчатую. Трабекулярная кость по своей структуре напоминает решетчатое строение, окружающее сосуды. Остеофиты в ней разбросаны по всей структуре. У плода и эмбриона практически все кости скелета имеют трабекулярное строение. После рождения такая структура сохраняется в позвонках, плоских костях, а также в трубчатых костях, являясь временной структурой при образовании пластинчатой кости.

Плотная кость - это окончательная структура, свойственная скелету взрослого человека. Она состоит из системы гаверсовых каналов и построена из твердого кальцифицированного матрикса. Остеофиты в ней расположены упорядоченно и ориентированы вдоль сосудистых каналов. Развитие плотной кости постепенное, по мере увеличения двигательной нагрузки.

Основными клеточными элементами костной ткани являются остеоцит, остеобласт и остеокласт. Остеогенез у человека уникален и отличается от всех представителей животного мира. Окончательная структура кости формируется после рождения, что связано с началом устойчивой ходьбы.

К моменту рождения у ребенка диафизы и эпифизы трубчатых костей уже представлены костной тканью. Из хрящевой ткани состоят все губчатые кости (кисти, стопы, череп). К рождению в этих костях образуются ядра окостенения, дающие рост плотной кости. По точкам окостенения можно судить о биологическом возрасте ребенка. Рост трубчатых костей происходит за счет ростовой хрящевой ткани. Удлинение костей происходит за счет роста хрящевой ткани в длину. Рост кости в ширину происходит за счет надкостницы. При этом со стороны костномозгового канала кортикальный слой надкостницы подвержен постоянной резорбции, вследствие чего при росте кости в поперечнике увеличивается объем костномозгового канала.

После рождения кость в своем развитии многократно перестраивается - от грубоволокнистого строения до структурной кости.

С возрастом происходит процесс остеогенеза - перемоделирования костной ткани. Плотность костей нарастает постепенно. Содержание основного минерального компонента костной ткани - гидрооксиапатита - у детей с возрастом увеличивается.

В целом в процессе костного образования выделяют три стадии:

1) образование белковой основы костной ткани; в основном оно протекает внутриутробно;

2) формирование центров кристаллизации (гидрооксиапатита) с последующей минерализацией (остеосинтез); оно свойственно послеродовому периоду;

3) остеогенез, когда происходит процесс перемоделирования и самообновления кости.

На всех стадиях остеогенеза необходимы витамин D и нормальное присутствие в пище ионов Са, Мg, Р. Непременным условием правильного формирования костной системы является пребывание на воздухе, внешняя инсоляция.

При недостатке любого из этих компонентов у ребенка развивается рахит, характеризующийся изменениями костной и мышечной системы, нарушениями со стороны центральной нервной системы.

У детей, в отличие от взрослых, чем меньше возраст, тем обильнее кровоснабжаются кости. Особенно развито кровоснабжение метафизов и эпифизов. К 2 годам формируется единая система внутрикостного кровообращения, хорошо развиты сеть эпиметафизарных сосудов, ростовой хрящ. После 2 лет число сосудов костей значительно уменьшается и снова увеличивается к пубертатному периоду.

Надкостница у детей толще, чем у взрослых. За счет нее происходит рост кости в толщину. Костномозговые полости формируются с возрастом. К 12 годам кость ребенка уже напоминает кость изрослого человека.

В развитии костей у детей можно выделить периоды, когда кости особенно чувствительны к вредным факторам.

1. Грудной период, ранний или преддошкольный период, первые 3 года жизни, когда происходят рост и кальцификация кости, насыщение и депонирование минеральных веществ (кальций, фосфор). Легко возникают различные остеопатии - рахит, рахитопо-добные состояния. Поэтому особое значение имеет рациональное вскармливание ребенка, соблюдение им режима дня.

2. Школьный и подростковый периоды, когда завершается дифференцировка и накопление массы кости. У детей наблюдаются пограничные остеохондропатии. Факторы риска нарушения костеобразования у детей - это нарушения питания, неадекватные физические нагрузки.

Череп

Череп у новорожденного состоит из множества костей. Такие швы, как стреловидный, венечный, затылочный, открыты. Их закрытие начинается к 3-4-месячному возрасту. У доношенных детей к рождению боковые роднички закрыты. Задний, или малый, родничок, находящийся на уровне затылочных и теменных костей, бывает открыт у 25% новорожденных. Он закрывается к 4-8 неделям жизни ребенка. Большой родничок находится в месте соединения теменных и лобных костей, или венечного и стреловидного швов. Он всегда открыт, и его величина у новорожденного колеблется от 3х3 см до 1,5х2 см. В норме большой родничок закрывается к 10-18 месяцам.

Форма головы у детей может быть различной, но чаще она округлая, симметричная. Лицевой череп развивается с возрастом.

Позвоночник

Позвоночник человека - уникальное костное образование, способствующее его прямохождению, которое формируется параллельно росту ребенка. Постепенно, с возрастом позвоночник приобретает свои изгибы, принимающие на себя перемещение центра тяжести идущего или стоящего человека.

Первые изгибы позвоночника появляются с начала удержания головы и плечевого пояса, и к 2-4 месяцам формируется передний изгиб шейной части позвоночника. После развития умения прямостояния и ходьбы формируются изгиб кпереди в поясничной части позвоночника и почти одновременно грудной изгиб позвоночника. Неравномерность роста отдельных сегментов тела, позвоночника, головы и конечностей приводит к тому, что центр тяжести тела в процессе роста детей существенно перемещается. Так, если у новорожденного в вертикальном положении центр тяжести находится на уровне processus xyphoideus, то у ребенка более старшего возраста он перемещается вниз, но не достигает уровня пупка. В возрасте 5-6 лет центр тяжести уже ниже пупка, а к 13 годам - ниже уровня гребешков подвздошных костей.

У детей, в отличие от взрослых, фиксация позвоночника неустойчивая, несовершенная, и под влиянием внешних факторов (неправильная поза) могут возникать стойкие деформации костей позвоночника (сколиозы и патологические осанки).

Грудная клетка

Чем меньше ребенок, тем его грудная клетка относительно шире и короче, при этом ребра располагаются горизонтально. Грудная клетка ребенка более округлая, чем у взрослого человека. Поперечный ее размер у новорожденного больше среднепродольного на 25%, грудная клетка у них находится в состоянии как бы вдоха. В дальнейшем происходит рост грудной клетки в длину, при этом ребра опускаются, образуя с позвоночником тупой угол, интенсивно растет ее передний диаметр. В 3 года формируется эффективное реберное дыхание. К 12 годам грудная клетка переходит в состояние максимального вдоха, а к 15 годам завершается окончательное увеличение ее поперечного диаметра.

Кости таза у детей раннего возраста напоминают воронку. Формирование половых различий таза начинается в пубертатном возрасте.

Методы исследования костной системы и суставов

Данные по анамнезу заболевания костной системы обычно собирают со слов родителей, ближайших родственников или лиц, занимающихся воспитанием ребенка. Дети старшего возраста могут сами существенно дополнить историю заболевания. При расспросе обращают внимание на сроки появления тех или иных изменений. Во-первых, выявляют наличие болей (артралгий, миалгий, осалгий), во-вторых - изменения конфигурации костей и суставов, в третьих - состояние подвижности в суставах. При жалобах на боли отмечают их локализацию, симметричность, характер и интенсивность, продолжительность, периодичность. Затем расспрашивают о факторах, способствующих усилению или исчезновению болей (тепло, покой, лекарственные препараты). Следующий момент - установление нарушений подвижности (утренняя скованность, ограничение движений из-за боли и др.). После этого расспрашивают о связи начала и появления болей или изменений со стороны суставов, костей с каким-либо заболеванием (предшествующие инфекции, травмы).

Осмотр проводят сверху вниз (голова, туловище, конечности), при этом важно хорошее освещение. У детей раннего возраста обращают внимание на патологические изменения формы головы, которые особенно часто отмечаются при рахите. Кости черепа могут быть скошенными, асимметричными, увеличиваются лобные, теменные и затылочные бугры. Часто появляются уплотнение затылочной кости и ее сглаженность.

При врожденном сифилисе может развиваться патологическая ломкость костей черепа. У новорожденных детей деформация черепа, связанная с родовой травмой, проявляется черепицеобразным расположением костей (находят друг на друга), их вдавлением или выпячиванием, часто с последующими поднадкостничными кровоизлияниями (кефалогематомы). Могут наблюдаться и мозговые грыжи.

Голову измеряют с целью оценки физического развития или для выявления патологии (микро- и макроцефалии).

Микроцефалия развивается внутриутробно или при раннем закрытии швов (на фоне гипервитаминоза витамина D). Большая голова при макроцефалии как патологическое состояние чаще всего развивается при нарушении гемоликвородинамики - гидроцефалия. При этом роднички и даже швы всегда открыты.

При осмотре обращают внимание на возрастную пропорциональность развития лицевого и мозгового черепа.

Затем осматривают грудную клетку. Обращают внимание на ее форму, симметричность, равномерность участия в акте дыхания, различные деформации («куриная грудь», воронкообразная грудная клетка, перипневмоническая борозда Филатова-Гаррисона, сердечный горб и т. д.), свидетельствующие о врожденном или приобретенном дефекте.

Оценивают осанку ребенка в положении стоя: пятки вместе, руки по швам. При нарушениях осанки имеются боковые искривления позвоночника - сколиоз, отставание лопаток от грудной клетки, сутулость, патологический лордоз (усиление изгиба позвоночника вперед) и кифоз (усиление изгиба позвоночника назад). Особенно часто отмечаются искривления позвоночника вбок - сколиоз (это всегда патология). Подозрение на сколиоз должно быть обязательно подтверждено рентгенологически.

Необходимо исследовать болезненность позвонков при ощупывании и движении, особенно если ребенок жалуется на боли в позвоночнике.

Осмотр верхних конечностей производят с целью определения их длины и наличия деформации. Существуют нормативы развития конечностей у детей различного возраста. Длиннорукость чаще выявляют при заболеваниях соединительной ткани (болезнь Марфана). Укорочение конечностей связано с болезнью Дауна и хондродистрофией. Осматривают также и пальцы на предмет выявления симптома «барабанных палочек», остеопатий, артритов и других изменений.

При осмотре нижних конечностей у новорожденного обращают внимание на симметричность ягодичных складок, количество складок на внутренней поверхности бедер (при врожденном вывихе тазобедренного сустава складок больше), укорочение конечностей, Х- или О-образное искривление голеней (при рахите). Часто у детей старшего возраста диагностируют плоскостопие, являющееся патологическим состоянием. Для его определения проводят плантографию - изучают отпечаток стопы на листе бумаги.

Быстрому скрининговому осмотру костной системы и его протоколированию помогает следующая стандартная последовательность:

1. Осмотр в фас, руки вытянуты вдоль туловища. При этом определяют форму ног, положение головы, симметричность плеч, треугольников талии, исключают деформацию грудной клетки, симметричность бедер.

2. Осмотр сбоку. Определяют форму грудной клетки, живота, выступание лопаток, форму спины.

3. Осмотр со спины. Выявляют симметрию углов лопаток, форму позвоночника, форму ног, ось пяток.

4. В конце осмотра предлагают ребенку пройти по кабинету для выявления нарушений походки.

По результатам осмотра проводят тестирование: 1) без отклонений - по всем пунктам отрицательные значения; 2) незначительные отклонения, требующие наблюдение педиатра - при положительных ответах на вопросы 3-7; 3) значительные отклонения, требующие дообследования и лечения у ортопеда или вертебролога - положительные ответы на 5 вопросов (1, 2, 8, 9, 10).

Пальпация костей - врачебная процедура. Она направлена на Выявление размягчения костей, состояния родничков или швов черепа у новорожденных и грудных детей. Пальпируют также ребру, кости конечностей, обследуют суставы и на основании изменений их формы, размера и объема движений судят о той или Иной патологии. Если возникает необходимость, назначают рентгенологическое исследование. Его проводят при подозрении на Воспалительно-дистрофические изменения костей, суставов; при опухолях костей, для определения костного (биологического) возраста, при диагностике заболеваний, сопровождающихся остеопорозом, размягчением костей. Для диагностики заболевания костной системы применяют также лабораторные методы: определяют уровень Са, Р, щелочной фосфатазы в крови и моче.

Зубы

У детей первыми зубами являются молочные зубы. Они прорезываются в определенной последовательности.

Большое значение имеет становление прикуса молочных зубов. Он формируется к 2,5-3,5 годам и характеризуется следующими позициями:

1) малые промежутки между зубами;

2) отсутствие стертости зубов;

3) дистальные поверхности верхнего и нижнего зубных резцов расположены в одной фронтальной плоскости;

4) ортогнатический прикус, когда верхние резцы немного прикрывают нижние резцы.

Следующий период развития зубов начинается в возрасте 3,5 - 6 лет. В это время возникают междузубные щели (диастемы) - между резцами или тремы - между другими зубами. Зубы уже стираются, нижние и верхние не совпадают. Ортогнастический прикус переходит в прямой. Молочный прикус зубов имеет большое значение для формирования умения пережевывать пищу и развития речи.

Период сменного прикуса начинается с появления постоянных зубов, при этом сохраняются и молочные зубы. Первые постоянные зубы прорезываются в 5 лет - это первые моляры. Затем последовательно выпадают молочные и появляются постоянные зубы. К 11 годам прорезываются вторые моляры. Третьи моляры (зубы «мудрости») появляются в возрасте 17-20 лет, а иногда даже позже. Для оценки количества постоянных зубов пользуются следующей формулой:

Х = 4n — 20, где n - возраст ребенка, лет.

У детей любого возраста часто отмечается заболевание зубов - кариес, при котором происходит постепенное разрушение структуры зуба. Поэтому в воспитании ребенка особое место занимает профилактика кариеса.

В этом плане имеют значение рациональное питание, соблюдение принципов вскармливания ребенка грудным молоком. Особое значение придают содержанию в пище фтора, как средства, предотвращающего кариес. Дети должны чистить зубы профилактическими пастами, не содержащими фтора, но он обязательно должен содержаться в пищевых продуктах. Кроме фтора ребенку необходим также кальций.

Рациональное питание должно включать и органические малоусвояемые углеводы. Последние оказывают положительное влияние на рост нормальной флоры ротовой полости. Для правильного развития зубов, профилактики кариеса необходима диета, содержащая крахмал, гликоген, дисахариды, глюкозу. Важно учить ребенка правильно пережевывать пищу. После еды обязательно нужно полоскать рот и чистить зубы пастой, по крайней мере два раза в сутки - вечером и утром.