Самые красивые гречанки. Греческие женщины: знаменитый греческий профиль, описание, женские типажи, одежда от древних времен до современности, красивые греческие женщины с фото

Греческие кинозвезды

Греция является «колыбелью» такого искусства в Европе, как театр и вышедший из театра кинематограф. Профессия «актер» еще со времен Древней Греции и величественных и масштабных театральных постановок в афинском акрополе пользовалась уважением. В современной Греции театр и кино, несмотря на экономический кризис, занимают особое положение. В этой стране ежегодно проходят многочисленные международные кинофестивали, а также фестивали театрального искусства. Актеры и актрисы греческого происхождения работают на съемочных площадках не только на своей Родине, но и во многих других странах.

Интерес во всем мире к Греции и греческому не так давно возник после выхода в Америке фильма «».

Гречанка по происхождению, не только написала к этому фильму сценарий, но и сыграла в нем главную роль. В ее фильме рассказывается о неудачливой любовной сфере жизни девушки за 30 по имени Тула Портокалос, работающей в семейном греческом ресторане в Америке.

Возраст у Тулы уже не юный, и пора как-то устраивать свою личную жизнь, которой, конечно же, всякими способами мешает ее большая, шумная и экспрессивная семья. В конце концов девушка все же выходит счастливо замуж. Фильм вышел на экраны в 2002 году и позже имел «продолжение» под названием «Мое большое греческое лето » (2009 год). Во втором фильме рассказывается уже о совершенно другой истории, но также о Греции и любви.

Родилась в 1962 году и выросла в семье греческих эмигрантов в Канаде, а позже переехала в США. Свою актерскую карьеру Ниа начинала с подмосток Stand-up в Канаде, где выступала с юмористическими монологами. Позже она создала театральную постановку «Моя большая греческая свадьба », которая, к сожалению, большим успехом не пользовалась. Но, к счастью, эту постановку заметила Рита Уилсон , которая и стала впоследствии продюсером одноименного фильма Нии. После выхода фильм собрал в прокате очень большую сумму (в 400 млн. долларов) и получил грандиозный успех.

Через несколько лет Ниа снялась в еще одной романтической комедии на «греческую» тему по своему сценарию, которая стала еще более успешной. Сниматься в кино Ниа начала еще в 1994 году, и до сих пор принимает участие в фильмах и телесериалах и в главных ролях, и в качестве приглашенной звезды, а также пишет сценарии.

В последние годы в Греции снимается не так много фильмов, большинство кинокартин снимается совместно с другими странами. Актеры и актрисы Греции чаще всего одновременно являются знаменитыми певцами или музыкантами, либо моделями. Так удивительно сочетаются в них внешняя красота и множество талантов.

Например, один из самых красивейших греков современности - - является не только актером, но и отличным режиссером и сценаристом.

В фильмах и сериалах «И-1», «4», «Три желания» он выступил не только как актер, но и в двух других своих ипостасях. В фильме «Пираты Эгейского моря », вышедшем на экраны в 2012 году и созданном совместно с Россией, Христофорос сыграл небольшую роль советника российской императрицы Екатерины Великой.

В этой картине сыграло много звезд не только российского кино, но и других стран, например, великолепная Катрин Денёв.

Еще один греческий красавчик - это .

Он начал сниматься в кино не так давно, в 2010 году. Этот молодой актер греческим кинолюбителям больше известен по телесериалам.

Православный греческий актер с яркой брутальной внешностью начал сниматься в кино и телесериалах с 2000 года.

Из последних его кинокартин следует отметить Amore Mio, где он сыграл Ариса, и Apopse trome stis Iokastis, которая находится еще в процессе съемок. «Специализируется» актер в основном на романтических комедиях.

Еще один привлекательный грек - актер , он успел сняться уже в более, чем двух десятках, фильмов и сериалов.

В основном играет в романтических, драматических и криминальных лентах. Из его самых известных работ можно отметить сериалы «Остров», «Полицейские истории», фильмы «Ксения», «Рождественское танго», «Дикая утка», «Приключения в Греции» и «Незабудка». В настоящее время принимает участие в съемках сразу нескольких фильмов. Большая часть картин, в которых снимался Яннис, были сняты Грецией совместно с другими странами.

Молодой грек в перерывах между съемками в телесериалах работает как модель.

Внешность и накачанная фигура ему это позволяют. Один из сериалов, в которых он снимался, называется «Красная комната». Кстати, есть еще один греческий актер - его полный тёзка, который начал сниматься еще в середине 60-х годов, а также работал как сценарист.

Привлекательный актер и модель успел сняться пока только в одном комедийном сериале под названием «Короли».

Больше времени он проводит на фотосъемках, демонстрируя свои стальные мускулы, накачанный пресс и брутальное мужественное лицо.

Греческий актер известен в основном по фильму «Мое большое греческое лето »

Но он снимался также во многих сериалах, в том числе очень популярных и за пределами Греции. Например, его популярность резко выросла после сериала «Ты моя подруга».

Мужественное лицо грека Янниса Тсимитселиса стало известно широкому кругу кинозрителей после выхода в 2003 году фильма «Кислород», а также из телесериала Hidden Trails .

Кроме своей внешности и актерских данных, этот красавец привлекает и своим голосом. В фильме Loafing and Camouflage: Sirens in the Aegean он не только сыграл главную роль, но и спел.

Многие актеры и актрисы Голливуда имеют греческие корни. Например, один из главных злодеев фильма «Титаник» - Кэл Хокли - был отлично исполнен Уильямом «Билли» Зейном -младшим.

Настоящая его фамилия - Занетакос. Его семья давно переехала в Чикаго из Греции, где и родился будущий американский актер и режиссер. Из известных его работ следует отметить сериалы «Зачарованные», «Твин Пикс», фильмы «Бладрейн», «Титаник», «Любовь и танцы» и многие другие. В каждой своей работе Билли открывает различные грани своего актерского таланта, а также радует поклонниц своей привлекательностью. Кстати, он даже попадал в список красивейших мужчин года.

Еще один голливудский актер происхождением из Греции - .

Его семья после переезда в Америку сократила фамилию, которая изначально звучала как Стаматопулос. Этот актер стал особенно популярным после роли Тони Гейтса (сериал «Скорая помощь») и Джесси Катсополиса (сериал «Полный дом»).

Греческий актер, который решил попытать удачи в Голливуде . И его попытка оказалась довольно успешной.

Сразу после первого же прослушивания в ЛА он получил свою первую роль в Америке - жиголо Ассапопулоса Мариолиса в комедии «Мужчина по вызову 2». Конечно, кроме этого фильма он успел сняться в большом количестве и сериалов, и полнометражных фильмов.

Не только греческие мужчины, но и гречанки отличаются отличными актерскими и внешними данными. Среди многих голливудских актрис многие имеют греческие корни. Возможно, вы даже не знали, но знаменитая выросла в актерской семье, настоящее имя ее отца Джона Энистона - Яннис Анастассакис родом с о. Крит. Ее крестным стал лучший друг ее отца, также грек по происхождению - Телли Савалас.

Как и мужчины, греческие актрисы часто совмещают актерскую карьеру с работой моделью или певицы. Например, такие, как Зета Макрипулья

не только снимаются в греческих фильмах и сериалах, но и входят в топ самых красивых женщин Греции.

Для того, чтобы получше узнать какую-то страну, обязательно стоит посмотреть фильмы, которые в ней снимаются. Ведь через экран замечательно передается «дух», настроение, традиции народа. И чтобы узнать Грецию, посмотрите греческие фильмы с греческими актерами. В этих фильмах вас порадуют не только хорошие сюжеты, но и удивительная красота наследниц Афродиты и потомков Аполлона.

    Панэлинское святилище в Немее

    Систематические раскопки, проводимые Американской Школой Классической Филологии, открыли святилище Зевса, которое было основано в Немее, на перекрёстке дорог на северо-восточном Пелопоннесе, и стало местом проведения Всегреческих Игр - Немейских, или Немийских.

    Остров Скиатос

    Остров Скиатос(в переводе с греческого «Тень Афона») – это небольшой остров (49 км.2), который является самым западным островом архипелага Северные Спорады. Омывается остров Эгейским морем и насчитывает более 60-ти пляжей на любой вкус: от больших и людных до диких и нетронутых цивилизацией.

    Путешествие по Греции на автомобиле

    Музей борьбы за Македонию в Салониках

    Он занимает здание, построенное в 1893-м году в неоклассическом стиле по проекту знаменитого архитектора Эрнста Циллерталя. В шести залах представлены экспозиции социальных, экономических, политических и военных событий, которые имели место в Новейшей истории Эллады. Все эти выставки позволяют посетителю сформировать общую картину не только о революционных движениях в этой области, но и о мучительном выборе жителей Балкан между традицией и модернизмом.

    Лошади в древней Греции

В Древней Греции женское тело оценивалось по параметрам, которые были близки к современным. Красота считалась одним из высших проявлений щедрости богов - красивые люди, как женщины, так и мужчины, пользовались не меньшим почтением и популярностью, чем государственный деятель или знаменитый полководец. В обществе была особая прослойка, которую составляли самые красивые люди - они были почтенными и многоуважаемыми вдохновителями творческих людей и поэтов. Им посвящали песни, стихи, скульпторы создавали с них статуи.

Математическая красота

Древние греки питали особую любовь к математике и геометрии, именно поэтому абсолютно все параметры красоты греческих женщин (да и не только их) получили точное выражение в плане пропорций. Однако скульпторы и художники разрабатывали собственные модули и каноны, которые использовали при создании своих творений.

Красота и этика

Нужно заметить, что в Древней Греции было запрещено изображать абсолютно нагое женское тело - считалось, что это унижает достоинство женщины и выглядит непристойно. Именно поэтому многие скульптуры прикрывались высеченными из камня элементами оформления (частями одежды и имитацией тканевой драпировки и т. п.) и были лишь частично обнажены. Афродита Праксителя и Афродита Милосская остаются очень редкими исключениями из правил. Авторам этих скульптур удалось избежать осуждения общества: чтобы за этими творениями искусства не закрепилась дурная репутация, скульпторы изобразили женщин во время процедуры подготовки к купанию.

Женщины в греческой мифологии

О главенстве и былом величии женского начала можно судить по таким образам греческой мифологии, как Лето, Афина, Гера и Афродита.

С появлением культа богини любви происходит скачок в развитии искусства: в Древней Греции начинают уделять внимание изображению нагого тела в скульптуре, фресках и картинах. На первоначальном этапе богиня Афродита отличалась от остальных богов греческого пантеона тем, что она изображалась абсолютно обнаженной. Это была прекрасная дева с длинными волосами, похожими на жидкое золото, с тонкими и нежными чертами лица и глазами изумрудного цвета. К тому же она обладала вечной юностью и была грациозна и изящна, словно лань.

Афродита

С периода Древней Греции существует одна история создания скульптуры богини любви и красоты - Афродиты. Пракситель, один из талантливейших творцов изящных статуй человеческого тела, создал ее по образу своей любимой. За это его вызвали в суд и обвинили в святотатстве, так как по законам того времени запрещалось изображать богов с человеческих образов и уж тем более - проводить ассоциации с богиней через смертную женщину. Было мнение, что боги могли разгневаться на людей за такие оплошности и в гневе уничтожить всех, кто живет в городе.

В свою защиту Пракситель привел с собой в суд Фрину - свою возлюбленную. Сняв с нее одежду перед всеми присутствующими, скульптор спросил, почему они считают, что ее тело не божественное и какие в нем есть недостатки? Убедившись в красоте тела Фрины, судьи не смогли подобрать аргументы и были вынуждены даровать мастеру свободу.

у мужчин

Понятие привлекательности у мужчин Древней Греции также было четко составлено. В почете было подтянутое, спортивное тело, потому что греки были приверженцами здорового образа жизни. Примером подражания для них были боги Олимпа - они изначально считались идеалом, которого нужно было достичь. У молодых людей было принято носить длинные волнистые волосы, стянутые шелковой лентой или обручем, и чисто выбривать лицо. По мере того, как они взрослели, мужчинам разрешалось отращивать бороду, а их прическа становилась короче.

Идеал красоты у греческих женщин

Как уже было сказано ранее, идеалом привлекательности в период античности было спортивное, абсолютно пропорциональное тело. Для греческой женщины большим преимуществом были высокие развернутые плечи, рост, слегка расширенный таз, осиная талия, стройные ноги и плоский подтянутый живот. Комбинация из высокого лба, голубых глаз и светлых волос считалась очень красивой. Нос у греческих женщин должен был быть прямым с маленькой горбинкой. Под это описание попадает статуя Афродиты Милосской. Она олицетворяла высшее природное совершенство и была идеалом красоты. Скульптура изображает стройную девушку с изящной осанкой. Ее рост - 164 см, а объемы бедер, талии и груди соответственно - 86, 69 и 93 см.

Красота лица

Пропорциональности и симметричности лица придавалось большое значение. Безупречное лицо можно было условно разделить на три одинаковые части по линиям бровей и кончику носа. Как уже было упомянуто, голубоглазые блондинки с волосами, которые забирались в низко поставленный, но элегантный пучок, считались красивыми.

Греческий профиль

Греческий профиль — особенная трактовка профиля лица человека, которая является частью канона скульптуры Древней Греции эллинистической и классической эпох. Он также является одной из самых важных характеристик привлекательности того периода.

Отличительной чертой является линия носа, которая прямо переходит в лоб почти без выделения переносицы. Если на голову надет шлем, то эта линия сливается с ним тоже. Отмечают также относительно тяжелый подбородок.

Чрезвычайно затруднительно в реальной жизни встретить людей с похожей внешностью, даже среди современных греков. Общий тип: высокий компактный нос, развитые скулы, прямоугольные глазницы, узкая подносовая область, прямоугольное лицо. Использование выражения "греческий профиль" в устной речи, чтобы описать чью-либо красоту, не является соответствующим истине, потому что на самом деле обычно люди просто хотят выразить восхищение чистотой линий профиля человека, которого они описывают. Стоит отметить, что «греческий профиль» не является синонимом «длинного носа», думать так - распространенная ошибка.

Анализируя греческий профиль, Гегель приходит к выводу, что в нем максимально сглажены «звериные» черты, которые присущи голове: скулы, жевательные мышцы, рот, напоминающие о человеческой физиологичности, и, наоборот, сделаны акценты на черты, которые обозначают умственную деятельность, — в первую очередь, это красивый лоб. В таком лице, пропорции которого находятся в полной гармонии, обычно не очень высокий лоб получает выражение упрямой концентрации ума и твердости, свидетельствующих о высоких достоинствах человека.

Что касается женского лица, то, согласно главным канонам, которые определяют представление о красоте, красивым считалось, если у греческой женщины нос прямой, а глаза широко открытые и большие, расстояние между ними не должно быть менее размера одного глаза. Большие глаза искусно подчеркивались округлыми дугами бровей. Это все должно было обрамляться ровными линиями подбородка, носа и невысоким лбом. Волосы не обрезали, а укладывали в аккуратную, перевязанную шелковой лентой на затылке прическу.

Греческая диета

Греческие женщины внешности уделяли большое внимание. Известно, что у них особое пристрастие к еде, поэтому неудивительно, что они обладали пышными фигурами. Однако для того, чтобы формы были именно соблазнительными, похожими по форме на песочные часы, гречанки стараются следить за своим рационом. Именно поэтому греческие женщины на фото выглядят так гармонично. Среди национальных греческих блюд можно заметить много рецептов из мяса, рыбы и овощей. Неудивительно, что греческие женщины красивые. Во всем мире диетологи уже не раз обращали внимание на то, что греческая кухня - образец раздельного питания: здесь баклажаны запекаются с картофелем, сыры едят с помидорами, а мясо и рыбу едят отдельно друг от друга и без гарнира.

Греческий характер

Женщины Греции (и не только они, кстати, мужчины тоже) - яркие индивидуалисты, которые имеют свой собственный взгляд на эту жизнь и не боятся противопоставлять его мнению общества. У них есть привычка отстаивать только личные интересы и в чаще всего они нейтрально относятся к культурным, экономическим и политическим событиям, которые не затрагивают их личный мирок.

Чего уж точно не потерпит ни один грек, так это покушения на свободы его страны и на его личную свободу. Это неудивительно, так как поклонение демократии находится у современных жителей Эллады в крови. Если возникает малейший намек на ущемление его прав, греческое население может превратиться в грозную силу, которая готова ринуться на врага.

Еще одна типично греческая черта - ярко выраженная эмоциональность. Чтобы выразить свои чувства, греки не видят необходимости в полумерах. Если они плачут - то навзрыд, а если смеются - то от души. Даже знаменитая непоколебимость и задумчивость греческих рыбаков - это лишь подтверждение данной особенности их характера, так как только очень эмоциональные люди могут погрузиться в свой внутренний мир с такой же страстью, с какой они предались бы веселью и радости на свадьбе у собственной дочери.

Нужно также обязательно обратить внимание на знаменитое греческое гостеприимство, возведенное самими греками в ранг чтимой с особым трепетом национальной традиции. Приехав в Грецию, вы столкнетесь с этим почти на каждом шагу. Официанты с большим удовольствием и радостью объяснят вам, какие сегодня блюда особенно удалось приготовить шеф-повару, в магазине продавцы примут ваш заказ с вежливой и доброй улыбкой, а сотрудники отеля будут окружать вас вниманием и настоящей домашней заботой. Если же в Греции у вас есть бизнес-партнеры или друзья, и вам нужно будет приехать к ним с визитом - приготовьтесь к встрече, по сравнению с которой даже столь нахваливаемое русское хлебосольство померкнет. Это будет не всего-навсего обычный ужин, а самый настоящий пир, где столы будут ломиться от вкуснейших блюд, вино потечет рекой, а песням и танцам не будет ни конца, ни края.

Очень забавно, что также в греческом характере гармонично сочетаются друг с другом еще две абсолютно противоположные черты: знаменитая деловая хватка греков и не менее известное греческое благочестие.

Греческая одежда

Древние греки не только достигли больших успехов в самых разных сферах культуры, но и преуспели и в искусстве хорошо одеваться: именно они первыми приходят к мысли, что люди в своем великолепии подобны богам, а тело человека - это зеркало отражающее идеалы мироздания.

Основными элементами национального костюма в Древней Греции были: гиматий, представляющий собой накидку, которую драпировали, чтобы подчеркнуть фигуру, и хитон, который был нательной одеждой. Исходя из требований нравственности и морали той эпохи, одежда для греческих женщин была длиннее мужской и прикрывала почти все тело. Она также состояла из гиматия и хитона, но была намного красочнее и ярче. Однако носить пеструю одежду греками не приветствовалось. Чтобы сделать одноцветный наряд интересней, его украшали искусным орнаментом и вышивкой.

Сегодня одежда для женщин в греческом стиле - это не только часть истории страны, но и вдохновитель дизайнеров и модельеров со всего мира на создание творений модного искусства современности, привлекающих модниц своей изящностью и легкостью.

Кому как ни гречанкам - потомкам богинь и гетер, суждено было стать хранительницами самых древних секретов красоты. С легкостью разбивать мужские сердца, считают гречанки, можно в любом возрасте - главное быть ближе к истокам и правильно использовать дары могущественной природы.

Греческое оливковое масло

Когда думаешь о Греции, первое, что приходи на ум - оливковое масло. И действительно, масло в нескончаемом запасе есть в любом греческом доме. Жительницы средиземноморского побережья и готовят на оливковом масле, и заливают им национальные салаты, и максимально используют его в рецептах красоты.

Особенно жаркий климат губительно сказывается на тонкой коже лица, а чтобы избежать мимических морщин, гречанки на ночь смазывают лицо, шею и зону декольте оливковым маслом. Оно разглаживает, питает и удерживает необходимую коже влагу.

Подарок богов

В национальном кладезе секретов, которые мамы передают дочкам, лежат два самых важных рецепта масок - считается, что они сохранились со времен Древней Греции.

Рецепт 1. Две столовые ложки гороховой муки, полученной из смолотого в кофеварке гороха, смешайте с молочной сывороткой до образования кашицы и нанесите на лицо на 15-20 минут. Смойте отваром из трав или тоником.

Рецепт 2. Смешайте по чайной ложке оливкового масла и творога, добавьте сок петрушки и нанесите смесь на лицо на стандартные 15-20 минут. Такая маска способна быстро увлажнить лицо - кожа станет мягкой и упругой в одно мгновение.

Дела мыльные

В отличие от остальных европеек, кроме, пожалуй, испанок и итальянок, гречанки - обладательницы густых и толстых волос. Благодаря постоянному контакту с соленым морем, волосы красавиц со временем становятся еще более жесткими, но при этом именно такой шевелюрой гречанки и гордятся.

Большинство современных жительниц Греции отдают предпочтение в уходовой косметике специальному оливковому мылу, а не шампуню. Чудесный брусок отлично смывает жиры, но при этом сохраняет определенную жесткость волос - мягкие локоны здесь особенно не любят. А лучшей маской для волос, естественно, считается масло - розовое или оливковое, которое гречанки наносят на голову, избегая прикорневой зоны.

Защита от солнца

Все гречанки с детства усваивают, что открытое солнце - причина преждевременного старения. Поэтому в сумке каждой красотки будет лежать как минимум два средства c SPF-защитой. Кстати, во время сиесты (в разгар самого опасного, раскаленного солнца) гречанки стараются на улице не появляться, защищая свою даже настолько подготовленную кожу от возможных ожогов. В последнее время женщины стали отдавать предпочтение современным BB- и CC-кремам, тем самым справляясь сразу с несколькими бьюти-потребностями.

Ни дня без воды!

Еще один секрет красоты, которые гречанки чтят издревле - это неоспоримая польза от ванн. Если посмотреть фильмы о древнегреческих богах, то можно заметить, что уже тогда в каждом дворце и доме находился целый банный комплекс. Ванна для греческой красавицы - это целый ритуал: ее никогда не принимают на бегу. Чаще всего женщины здесь готовят травяные концентрированные отвары, которые добавляют в воду. Наиболее целебными считаются череда и ромашка. А если необходимо вернуть упругость телу, то в отвар добавляют еще и мёд с розовым маслом. Кстати, гречанки никогда не умываются просто водой, считая, что вода из-под крана вредит коже. Поэтому макияж здесь смывается только отваром из трав.

Греческая диета

Гречанки известны своим пристрастием к еде и достаточно пышными фигурами. Но для того, чтобы силуэт был именно соблазнительным, похожим на форму песочных часов, гречанки тщательно следят за своим меню. В Греции женщины много и вкусно готовят, но среди национальных блюд можно отметить большое количество рецептов из овощей, рыбы и мяса. Диетологи всего мира уже не раз отмечали, что греческая кухня - это эталон раздельного питания: здесь сыры едят с помидорами, баклажаны запекают с картофелем, а рыбу и мясо едят отдельно друг от друга, да еще и без привычного для Европы гарнира.

Чтобы не было невыносимо тяжело соблюдать строгий режим в питании, гречанки придумали правило субботы. Только в этот день они разрешают себе есть хлеб в неограниченном количестве, с удовольствием поглощать сладкое и смешивать продукты в меню.

Греческая косметика от онлайн-бутика :

1. Греческая женщина

Сегодня едва ли можно согласиться с часто высказываемым утверждением, будто положение замужней женщины в Древней Греции было недостойным. Это совершенно неверно. Ошибочность этого суждения заключается в извращенной оценке женщин. Греки были плохими политиками в своей короткой истории, но восхитительными творцами жизни. Поэтому женщине они предписывали ограничения, которые отвела ей природа. Утверждение о том, что существуют два типа женщин – мать и любовница, – было усвоено греками на заре их цивилизации, в соответствии с ним они и действовали. О последнем типе мы поговорим позже, но не меньшую дань уважения следует отдать и женщине-матери. Когда греческая женщина становилась матерью, она обретала смысл жизни. Перед ней стояли две задачи, которые она считала первостепенными, – вести домашнее хозяйство и воспитывать детей, девочек – до замужества, а мальчиков – до той поры, пока они не начинали осознавать духовные потребности личности. Таким образом, брак означал для грека начало восхождения к итогу жизни, возможность познакомиться с новым поколением, а также способ организовать свою жизнь и свое хозяйство. Царство женщин включало полный контроль над домашними делами, в которых она была полновластной хозяйкой. Если угодно, назовите такое замужество скучным; в самом деле, так оно и было, если судить по той роли, какую играет современная женщина в общественной жизни. С другой стороны – оно было свободно от фальши и неестественности, присущих современному обществу. Не случайно в греческом языке нет эквивалентов таким нашим понятиям, как «флирт» и «кокетство».

Современный мужчина, возможно, спросит, не охватывало ли греческих женщин чувство отчаяния и обреченности при таком положении дел. Ответ будет отрицательным. Не следует забывать, что нельзя тосковать по тому, чего у тебя никогда не было; следовательно, хотя жизнь греческих женщин была ограничена строгими рамками (но от этого не ставшая менее благородной), они относились к своим обязанностям по дому настолько серьезно, что у них попросту не было времени предаваться посторонним мыслям.

Нелепость утверждений о недостаточно высоком положении греческой женщины убедительно подтверждается тем фактом, что в самых древних литературных сценах супружеской жизни женщина описывается в столь очаровательной манере и с такой нежностью, какую трудно себе вообразить. Где еще во всей мировой литературе расставание мужа и жены описано с таким пронзительным чувством, как в «Илиаде», в сцене прощания Гектора с Андромахой:

Он приближался уже, протекая обширную Трою,

К Скейским воротам (через них был выход из города

Там Андромаха супруга, бегущая, встречу предстала,

Отросль богатого дома, прекрасная дочь Этиона;

Сей Этион обитал при подошвах лесистого Плака,

В Фивах Плакийских, мужей киликиян властитель

державный;

Оного дочь сочеталася с Гектором меднодоспешным.

Там предстала супруга: за нею одна из прислужниц

Сына у персей держала, бессловесного вовсе, младенца,

Плод их единый, прелестный, подобный звезде

лучезарной.

Гектор его называл Скамандрием; граждане Трои -

Астианаксом: единый бо Гектор защитой был Трои.

Тихо отец улыбнулся, безмолвно взирая на сына.

Подле него Андромаха стояла, лиющая слезы;

Руку пожала ему и такие слова говорила:

«Муж удивительный, губит тебя твоя храбрость! Ни сына

Ты не жалеешь, младенца, ни бедной матери; скоро

Буду вдовой я, несчастная! Скоро тебя аргивяне,

Вместе напавши, убьют! А тобою покинутой, Гектор,

Лучше мне в землю сойти: никакой мне не будет отрады,

Если, постигнутый роком, меня ты оставишь: удел мой -

Горести! Нет у меня ни отца, ни матери нежной!

Старца отца моего умертвил Ахиллес быстроногий

В день, как и град разорил киликийских народов

цветущий,

Фивы высоковоротные. Сам он убил Этиона,

Но не смел обнажить: устрашался нечестия сердцем;

Старца он предал сожжению вместе с оружием пышным.

Создал над прахом могилу; и окрест могилы той ульмы

Нимфы холмов насадили, Зевеса великого дщери.

Братья мои однокровные – семь оставалось их в доме -

Все и в единый день преселились в обитель Аида:

Всех злополучных избил Ахиллес, быстроногий

ристатель,

В стаде застигнув тяжелых тельцов и овец белорунных.

Матерь мою, при долинах дубравного Плака царицу,

Пленницей в стан свой привлек он с другими добычами

Но даровал ей свободу, приняв неисчислимый выкуп;

Феба ж и матерь мою поразила в отеческом доме!

Гектор, ты все мне теперь – и отец, и любезная матерь,

Ты и брат мой единственный, ты и супруг мой

прекрасный!

Сжалься же ты надо мною и с нами останься на башне,

Сына не сделай ты сирым, супруги не сделай вдовою;

Воинство наше поставь у смоковницы: там наипаче

Город приступен врагам и восход на твердыню удобен:

Трижды туда приступая, наград покушались герои,

Оба Аякса могучие, Идоменей знаменитый,

Оба Атрея сыны и Тидит, дерзновеннейший воин.

Верно о том им сказал прорицатель какой-либо мудрый

Или, быть может, самих устремляла их вещее сердце».

Ей отвечал знаменитый, шеломом сверкающий Гектор:

«Все и меня то, супруга, не меньше тревожит;

но страшный

Стыд мне пред каждым троянцем и длинноодежной

троянкой,

Если, как робкий, останусь я здесь, удаляясь от боя.

Сердце мне то запретит; научился быть я бесстрашным,

Храбро всегда меж троянами первыми биться на битвах,

Славы доброй отцу и себе самому добывая!

Твердо я ведаю сам, убеждаясь и мыслью и сердцем,

Будет некогда день, и погибнет священная Троя,

С нею погибнет Приам и народ копьеносца Приама.

Но не столько меня сокрушает грядущее горе

Трои, Приама родителя, матери дряхлой Гекубы,

Горе тех братьев возлюбленных, юношей многих и

Кои полягут во прах под руками врагов разъяренных,

Сколько твое, о супруга! Тебя меднолатный ахеец,

Слезы лиющую, в плен повлечет и похитит свободу!

И, невольница, в Аргосе будешь ты ткать чужеземке,

Воду носить от ключей Мессеиса или Гиперея,

С ропотом горьким в душе; но заставит великая нужда!

Льющую слезы, тебя кто-нибудь там увидит и скажет:

Гектора это жена, превышавшего храбростью в битвах

Всех конеборцев Троян, как сражалися вкруг Илиона!

Скажет – и в сердце твоем возбудит он новую горечь:

Вспомнишь ты мужа, который тебя защитил бы

от рабства!

Но да погибну и буду засыпан я перстью земною

Прежде, чем тлен твой увижу и жалобный вопль твой

Рек – и сына обнять устремился блистательный Гектор;

Но младенец назад, пышноризой кормилицы к лону

С криком припал, устрашася любезного отчего вида,

Яркой медью испуган и гребнем косматовласатым,

Видя ужасный его закачавшийся сверху шелома.

Сладко любезный родитель и нежная мать улыбнулись.

Шлем с головы немедля снимает божественный Гектор,

На земь кладет его, пышноблестящий, и, на руки взявши

Милого сына, целует, качает его и, поднявши,

Так говорит, умоляя и Зевса, и прочих бессмертных:

«Зевс и бессмертные боги! О, сотворите, да будет

Сей мой возлюбленный сын, как и я, знаменит среди

Так же и силою крепок, и в Трое да царствует мощно.

Пусть о нем некогда скажут, из боя идущего видя:

Он и отца превосходит! И пусть он с кровавой корыстью

Входит, врагов сокрушитель, и радует матери сердце!»

Рек – и супруге возлюбленной на руки он полагает

Милого сына; дитя к благовонному лону прижала

Мать, улыбаясь сквозь слезы. Супруг умилился душевно,

Обнял ее и, рукою ласкающий, так говорил ей:

«Добрая! Сердце себе не круши неумеренной скорбью.

Против судьбы человек меня не пошлет к Аидесу;

Но судьбы, как я мню, не избег ни один земнородный

Муж, ни отважный, ни робкий, как скоро на свет

он родится.

Шествуй, любезная, в дом, озаботься своими делами;

Тканьем, пряжей займися, приказывай женам домашним

Дело свое исправлять; а война – мужей озаботит

Всех, – наиболе ж меня, – в Илионе священном

рожденных».

Речи окончивши, поднял с земли бронеблещущий Гектор

Гривистый шлем; и пошла Андромаха безмолвная к дому

Часто назад озираясь, слезы ручьем проливая.

Разве можно подумать о женщине, которую столь трогательно изобразил Гомер в сцене расставания, как о существе несчастном и прозябающем? Если кому-то недостаточно этого примера, пусть еще раз перечтет в «Одиссее» отрывки, посвященные его жене Пенелопе. Как верно ждала она его, отсутствующего столько томительных лет! Как огорчена она, обнаружив свою беззащитность перед лицом грубых, разнузданных и буйных женихов. Исполненная достоинства, царица с головы до пят, с оскорбленной женской гордостью в результате поведения поклонников, она появляется в их разгульном обществе, ставя их на место речами, которые только может придумать истинная женщина. Как удивлена она переменами в своем сыне Телемахе, который из мальчика превратился в юношу, удивлена и послушна, когда он говорит ей: «Удались, занимайся, как должно, порядком хозяйства, пряжей, тканьем; наблюдай, чтоб рабыни прилежны в работе были своей: говорить же – не женское дело, а дело мужа, и ныне мое: у себя я один повелитель».

Разве мог бы Гомер создать столь очаровательную идиллию, как в сцене с Навсикаей, если бы греческая девушка чувствовала себя несчастной, выполняя обязанности по дому? Можно ограничиться только этими сценами, поскольку читатели этой книги, видимо, знакомы с поэмами Гомера и сами припомнят сцены, описывающие жизнь женщин, с тем чтобы правильно представить себе положение замужней женщины в Древней Греции. Аристотель обращает внимание на то обстоятельство, что в произведениях Гомера мужчина выкупает невесту у ее родителей, а подарки невесте представляют собой натуральные продукты, в основном скот, и этого с точки зрения современного мужчины, возможно, не следовало делать. При этом мы не должны упускать из виду причины возникновения этого обычая: и древние тевтоны, и евреи считали, что незамужняя девушка – ценное подспорье в домашнем хозяйстве, потерю которого надо возместить семье, забирая ее из родительского дома. И кроме того, многие пассажи из Гомера рассказывают о том, как происходила передача невесты, за которой давали приданое. Критически настроенные люди могут посчитать этот обычай, существующий и поныне, в данной ситуации еще более недостойным, поскольку главная забота родителей – найти дочери мужа любой ценой. Замечательно, что даже у Гомера в случае развода приданое возвращается к отцу или ему должна быть уплачена соответствующая пеня. Конечно, уже во времена Гомера неверность жены играла большую роль; ведь и Троянская война предположительно была начата из-за неверности Елены ее мужу Менелаю: Елена последовала за красавцем Парисом, сыном фригийского царя, в чужую страну. И Клитемнестра, супруга Агамемнона, пастыря народов, позволила совратить себя Эгисфу во время многолетней разлуки с мужем и с помощью любовника, после притворно страстного приема возвратившегося Агамемнона, зарезала его в ванне, «как быка в стойле». Поэт или – что в данном случае одно и то же – наивное народное восприятие, конечно, достаточно снисходительны, чтобы снять вину адюльтера с этих двух неудачных замужеств и объяснить их страстью, ниспосланной Афродитой, а еще более – следованием року, который тяготеет над домом Танталидов; но это никоим образом не отменяет того обстоятельства, что оба народных вождя, могущественнейшие воины, о чем есть поэтические подтверждения в поэмах Гомера «Илиаде» и «Одиссее», оказались, по общепринятому мнению, обманутыми мужьями. Теперь легко понять, почему тень Агамемнона, убитого коварной женой, жестоко мстит женскому полу. Этот герой открывает список женоненавистников, столь многочисленных в греческой литературе, о чем мы будем говорить дальше.

…она равнодушно

Взор отвратила и мне, отходящему в область Аида,

Тусклых очей и мертвеющих уст запереть не хотела.

Нет ничего отвратительней, нет ничего ненавистней

Дерзко-бесстыдной жены, замышляющей хитро такое

Дело, каким навсегда осрамилась она, приготовив

Мужу богами ей данную гибель. В отечество думал

Я возвратиться на радость возлюбленным детям

и ближним -

Злое, напротив, замысля, кровавым убийством злодейка

Стыд на себя навлекла и на все времена посрамила

Пол свой и даже всех жен, поведеньем своим

беспорочных.

Менелай воспринимает измену менее трагично. После падения Трои он помирился со своей сбежавшей женой, и в «Одиссее» мы находим его мирно живущим и высокопо-читаемым в его родовом царстве Спарты вместе с Еленой, которая не чувствует никаких угрызений совести, рассказывая о «несчастье», посланном ей Афродитой.

«…и давно я скорбела, виной Афродиты

Вольно ушедшая в Трою из милого края отчизны,

Где я покинула брачное ложе, и дочь, и супруга,

Столь одаренного светлым умом и лица красотою».

Не только у Гомера, но и у поэтов так называемого киклического эпоса мы находим рассказ о том, как Менелай, после завоевания Трои, хотел рассчитаться за оскорбленную честь и грозил Елене обнаженным мечом. Тогда она раскрыла перед Менелаем «яблоки своей груди» и настолько его очаровала, что он раскаялся, отбросил меч и заключил прекрасную женщину в объятия в знак примирения – милая история, которую так любили повторять поздние авторы – Эврипид и лирический поэт Ивик и которая стала любимым сюжетом вазовой живописи.

Следует иметь в виду, что все рассказы о замужних женщинах во времена Гомера относятся к жизни выдающихся людей, царей или знати, и мы мало знаем о положении женщины низших слоев. Но если принять во внимание, что гомеровский эпос дает нам полную картину жизни и менее знатных людей – земледельцев, пастухов, охотников, скотоводов и рыбаков, – тот факт, что мы не находим здесь упоминания о женщинах, только доказывает, что жизнь женщины была ограничена домом и что уже в те времена к женщине можно было применить фразу, позже сказанную о женщине Периклом: «Та женщина наилучшая, о которой в мужском обществе меньше всего говорят – и плохого и хорошего».

То, о чем повествует беотийский поэт Гесиод в земледельческом календаре, в поэме «Труды и дни» относительно женщин, только подтверждает эту точку зрения. Поэт находит теплые слова для незамужних девушек, которые «все еще остаются в доме на материнской половине и еще неискушенны хитростями украшенной золотом Афродиты». Пока снаружи лютует холодный ветер, ломая высокие дубы и сосны, заставляя страдать от холода стада и пастухов, она в своем жилище, хорошо натопленном, согревает ноги, натирает их маслом, а затем безмятежно засыпает на простынях. Конечно, поэт, будучи сам земледельцем по происхождению, не мог подняться над повседневной действительностью, и его наставление – о том, что сосед может жениться где-то в возрасте тридцати лет, а его избраннице должно быть лет девятнадцать, и она, конечно, должна быть девственницей, – ясно доказывает, что женитьба в то время была делом мало поэтичным. Однако даже такой ограниченный взгляд на женщину в те далекие времена показывает, что и среди людей низшего сословия женитьба не могла восприниматься делом незначительным, иначе Гесиод вряд ли столь эмоционально высказался бы о том, что «умный мужчина пробует все и останавливается на лучшем, чтобы избежать брака, над которым бы злословили его друзья: «Добрая жена – сокровище, а худая – худшая из пыток, которая будет лишь нахлебницей в доме и даже лучшего из мужей разорит и обессилит».

Очень важно, что уже этот наивный простой земледелец весьма тонко подмечает особенности женской природы. Не столь важно, что он приписывает все зло мира женщине, глупой и завистливой Пандоре, которая, будучи дружелюбно принятой Эпимефеем, открыла сосуд и выпустила оттуда все запечатанные там пороки человечества, поскольку здесь поэт следует мифологической традиции. Однако очень важна и примечательна его склонность к морализаторству, поскольку он считает своим долгом предостеречь женщин от тщеславия, высказываясь против соблазнительниц, которые, крутя задом, делают все, чтобы приманить мужчин этой частью тела, которую греки особенно ценили в молодых мужчинах и которую Лукиан осмелился назвать «частями юности». То, что упоминание такого женского приема соблазнения мужа можно найти у простого и наивного поэта, весьма показательно и говорит о том, что во все времена женщины использовали уловки, которые всегда безотказно действуют на мужчин. Гесиод также отмечает, что время года и температура также оказывают влияние на сексуальную жизнь: «Когда зацветает артишок и начинают трещать цикады, поворачивая год к лету, тогда дети самые крепкие, а вино – самое сладкое, женщины – самые сластолюбивые, но мужчины – хилы, поскольку кожа их сохнет от летнего жара», однако, продолжает он, хорошая пища и вино быстро восстановят их крепость.

С течением времени в эллинской культуре на первый план все больше выходил мужской пол, о чем свидетельствует то обстоятельство, что реальное образование было уделом лишь мальчиков. Девочек матери учили элементарным навыкам чтения и письма, а также наиболее необходимым вещам в домашнем хозяйстве – шитью и прядению.

Небольшие познания в области музыки были уже пределом образования девочек; мы ничего не знаем относительно занятий женщин наукой, зато часто слышим о том, что замужней женщине не пристало быть умнее, чем ей полагается, как ясно выразился Ипполит в трагедии Еврипида. Греки были убеждены в том, что место девушек и женщин – на женской половине, где нет нужды быть очень образованной. В те времена общение между мужчинами и женщинами было не принято, однако неверно было бы утверждать, что это было следствием уединенной жизни женщин. Скорее это было убеждение, что разговор с мужчинами, который афинянам был необходим, как хлеб насущный, невозможен для женщин, учитывая их совершенно иные психологические особенности и совершенно другие интересы, – именно это удерживало женщин в пределах женской половины дома. То, что молодые девушки, особенно перед замужеством, вели уединенную и безрадостную жизнь, возможно, было общим правилом, за исключением, быть может, Спарты. Лишь в отдельных случаях, вероятно на театральных представлениях, в праздничных процессиях или на похоронах можно было увидеть девушек вне дома, и тогда, несомненно, происходило некоторое общение между полами. Так, в очаровательной идиллии Феокрита повествуется о том, как во время праздничной процессии в гроте Артемиды, где «среди множества других животных» была даже львица, девушка увидела прекрасного Дафниса и тотчас в него влюбилась.

Замужество давало женщине гораздо большую свободу передвижения, но дом все так же оставался всецело в ее ведении. Эта максима, которую Еврипид облек в слова «[Уже то] не пристало женщине [чтобы] покидать дом», подтверждается тем фактом, что при печальном известии о поражении афинян при Херонее афинские женщины не отважились покинуть свои дома (Ликург, Леократ, 40), и, стоя на пороге почти без чувств от горя, они справлялись о своих мужьях, отцах и братьях, однако даже это посчиталось недостойным их и их города.

И в самом деле, из отрывка в «Гиперидах» можно заключить, что женщине не разрешалось покидать дом до той поры, пока встретивший ее мужчина не спрашивал о том [чья она жена, но только] – чья она мать. Поэтому и черепаха, на которой покоилась нога статуи Афродиты Урании Фидия в Элиде, считалась символом удела женщины, проводившей жизнь в тесных границах своего дома. «Незамужние девушки в особенности должны быть охраняемы, а домашнее хозяйство – удел женщин замужних». Во всяком случае, правила приличия предписывали женщине показываться на людях только в сопровождении гюнайконома, которым обычно было доверенное лицо из челяди мужского пола, или в сопровождении рабыни. Особенно трогательно, что даже Солон (Плутарх. Солон, 21) счел необходимым оговорить это обстоятельство в законе, который гласил, что женщина, появляющаяся на похоронах или празднествах, «не может носить более трех видов одежды; не может иметь при себе более одного обола, чтобы купить хлеба и питье», что в ночное время может появляться на улице лишь в носилках с зажженными факелами. Этот обычай сохранялся еще и во времена Плутарха. Однако Солон, еще в древности названный мудрым, конечно же знал, что то, что он имел в виду в столь маловажных законах, – это в сущности лишь утверждение мужского приоритета, который господствовал в культуре античности.

Было бы нелепо утверждать, что такие и подобные им правила одинаково действовали повсюду на территории Греции; нашей задачей было лишь представить общую картину в широких рамках, поскольку мы рассматриваем Грецию как некое территориальное целое, объединенное общим языком и обычаями, и не занимаемся подробным разбирательством различий в каждом отдельном случае, обусловленном особым временем и местом.

Когда Еврипид (Андромаха, 925) настоятельно рекомендует, чтобы женатые мужчины не разрешали своим женам встречаться с другими женщинами, поскольку те «учат их всему дурному», он, конечно, не одинок в своем мнении, однако на практике все было иначе. Мы, например, знаем, что женщины без сопровождения своих мужей посещали мастерскую Фидия и двор Пирилампа, друга Перикла (Плутарх. Перикл, 13), чтобы полюбоваться великолепными павлинами. Если женщины приветствовали Перикла после его надгробной речи и осыпали его цветами, из этого следует, что упомянутое уже нарушение приличий, вызванное известием об исходе Херонейского сражения, связано лишь с тем обстоятельством, что они спрашивали у прохожих дорогу поздней ночью, а не с тем, что им запрещалось покидать порог дома.

Здесь, как верно говорит пословица, противоположности сходятся. Многие держали жен в так называемых гюнайконитах (женских комнатах), которые хорошо охранялись и закрывались, а на пороге женской половины держали молосских псов, и наоборот, в соответствии с Геродотом, в Лидии не считалось зазорным, если девушки расплачивались за одежды своим телом. Если спартанские девушки носили одежды, отвергавшиеся в остальной Греции, с разрезом до бедер, которые обнажались при ходьбе, то в Афинах, согласно Аристофану, даже замужние женщины должны были содержаться во внутренних покоях, чтобы проходящие мимо мужчины не могли их случайно увидеть в окне.

Как уже утверждалось, затворничество греческих женщин способствовало простоте их характера и узости кругозора, подтверждение чему можно встретить в анекдотах и байках вроде той, в которой речь идет о жене царя Гиерона (Плутарх. О пользе врагов, 7). Когда какой-то недоброжелатель высмеял его за плохой запах изо рта, царь в гневе прибежал домой и спросил жену, почему она не указала на этот его недостаток. Жена, говорят, ответила, как и подобает честной и скромной жене: «Я думала, так пахнут все мужчины». Можно было привести несколько подобных анекдотов, однако вряд ли стоит воспринимать их серьезно, поскольку греки любили анекдоты, и, кроме того, они высоко чтили своих жен и ценили в них не только сексуальную и детородную функции. Одного мы не найдем в греческих мужчинах – того, что называют «галантностью». В Древней Греции не существовало разницы между словами «женщина» и «жена». У них «гюне» означало женщину безотносительно к возрасту, не важно, замужняя она или нет; и не было разницы, когда «гюнай» (женщинами) называли и царицу, и простолюдинку. В то же время в лингвистическом смысле это слово означает «та, которая рожает детей», и сама этимология показывает, что в женщине греки более всего почитали мать своих детей. Только в римский период появляется слово domina (госпожа) как обращение к женщине из правящего дома (отсюда французское слово «дама»). Греки оставили слово despoina (то же значение, что и «госпожа») для обращения к женщинам высокого ранга – женам царей, не применяя его к обычным женщинам, хотя в своем собственном доме женщина царила безраздельно и правила домашним хозяйством, будучи в истинном смысле слова госпожой, как это точно отобразил Платон в известном отрывке из «Законов».

Греки делили женщин на три категории, и, конечно, тем, кто не занимался флиртом, отдавалось предпочтение, как следует из речи против Неэры: «У нас есть куртизанки для развлечений, любовницы для ежедневного пользования и замужние, чтобы рожать нам детей и вести хозяйство».

Положение любовниц было разным. Нам известны женщины, являвшиеся полной собственностью хозяина, который мог даже продать их, например, в публичный дом; в законе, о котором говорит Демосфен, мать, жена, сестра, дочь, любовница перечисляются одной строкой, из чего можно сделать вывод, что отношения между мужчиной и его любовницей могли быть похожими на отношения между мужем и женой. Кроме того, только в героический век, описанный Гомером, обладание одной или несколькими наложницами было делом обычным, во всяком случае среди знати. В историческое время допустимость подобных отношений можно оспорить; в самом деле, многие факты говорят об этом, и, возможно, только в критических ситуациях (таких, как сокращение населения вследствие войны или мора) любовница могла занимать такое же место, как и жена, чтобы производить на свет потомство.

То, что мужчины обзаводились женами в основном, чтобы иметь потомство, следовало из официальной формулы обручения «для получения законнорожденных потомков» и открыто признавалось несколькими греческими авторами (Ксенофонт. Меморабилия, ii, 2, 4; Демосфен. Формион, 30). В Спарте пошли еще дальше: «Муж молодой жены, если был у него на примете порядочный и красивый юноша, мог ввести его в свою опочивальню, а родившегося от его семени ребенка признать своим». Следует согласиться с Плутархом, когда он сравнивает спартанские обычаи использовать для случки сук и кобылиц припускных самцов, главное – получить здоровое и крепкое потомство. В другом месте он рассказывает о некоем Полиагне, который был сводником для своей жены, за что был высмеян в комедии, поскольку держал козла, который принес ему много денег.

Также был хитрым сводником широко известный, благодаря речи против Неэры, некий Стефан, который заманивал богатых чужестранцев, пользуясь чарами своей молодой жены. Если незнакомец попадался на эту уловку, Стефан знал, как устроить, чтобы застать парочку в компрометирующей ситуации, после чего требовал значительную сумму от молодого человека, который был пойман на месте преступления in flagrante delicto. Таким же образом он сводничал, используя свою дочь: от некоего Эпенета, которого застал с ней в постели, он получил 30 мин. Мы нередко находим подобные ситуации в античной литературе, и таких случаев, о которых не упоминают пишущие авторы, должно быть, было немало. То, что застигнутые врасплох любовники предпочитали дать откупного, объясняется тем, что в подобных случаях закон обязывал их уплатить большой штраф за соблазнение замужней женщины или девушки безукоризненной репутации. Об этих штрафах мы поговорим позже.

В таком месте, как Афины, да и в остальной Греции, брак, по крайней мере если верить Платону, считался исполнением обязательства перед богами; гражданин должен был оставить после себя детей, которые поклонялись бы тем же богам. Также считалось моральным обязательством способствовать процветанию государства, поставляя для него новое поколение граждан. Вообще-то мы не располагаем подтвержденной информацией о законах, которые бы вменяли брак в обязанность гражданина, как это было в Спарте; Солон, говорят, отказался ввести такие законы со словами, что это не согласуется с его взглядами на отношения полов и что женщина не должна быть мертвым грузом в жизни мужчины. Если Платон поднимает брак на уровень требований закона и хочет, чтобы холостой мужчина расплачивался за безбрачие денежным штрафом и потерей гражданских прав, он принимает, как он это часто делает в «Законах», сторону спартанцев, у которых не только неженатый, но и поздно женившийся должен нести наказание, равно как и те, кто заключил худой брак, в результате которого на свет появились неполноценные дети, или такой брак, который оказался бездетным, – эти должны наказываться особенно сурово. Закон, в соответствии с которым законодатель Ликург вводит наказание для холостяков, предусматривал следующее: «Их не пускали на гимнопедии; зимою, по приказу властей, они должны были нагими обойти вокруг площади, распевая песню, сочиненную им в укор (в песне говорится, что они терпят справедливое возмездие за неповиновение законам), и, наконец, они были лишены тех почестей и уважения, какие молодежь оказывала старшим».

Когда некий юноша не встал при появлении знаменитого, но холостого спартанского полководца Деркиллида и непочтительно произнес «ты не произвел на свет никого, кто позже уступил бы место мне», то его поведение получило всеобщее одобрение. Подобные наказания и унижения, кажется, не возымели особого действия в Спарте; количество неженатых мужчин в Греции было достаточно велико по разным причинам: многие не желали вступать в брак, то ли стремясь к спокойной жизни, не обремененной заботами о жене и детях, то ли по причине естественного неприятия женщин. В этом смысле характерен разговор Периплектомена с Палестрионом в «Хвастливом воине» Плавта:

П е р и п л е к т о м е н

Милостью богов, принять чем гостя, у меня все есть,

Ешь и пей со мною вместе, душу весели свою,

Дом свободен, я свободен и хочу свободно жить.

Волею богов богат я, можно б и жену себе

Из хорошего взять роду и с приданым, только вот

Нет охоты в дом пустить свой бабищу сварливую.

П л е в с и к л

Почему не хочешь? Дело милое – детей иметь.

П е р и п л е к т о м е н

А свободным самому быть – это и того милей.

П а л е с т р и о н

Ты – мудрец, и о другом и о себе подумаешь.

П е р и п л е к т о м е н

Хорошо жену ввести бы добрую, коль где-нибудь

Отыскать ее возможно. А к чему такую брать,

Что не скажет: «Друг, купи мне шерсти, плащ сотку тебе.

Мягкий, теплый, для зимы же – тунику хорошую,

Чтоб зимой тебе не мерзнуть!» Никогда не слыхивать

От жены такого слова! Нет! Но прежде чем петух

Закричит, она с постели поднялась уж, скажет так:

«Муж! Для матери подарок подавай мне в Новый год,

Да давай на угощенье, да давай в Минервин день

Для гадалки-обиралки, жрицы и пророчицы».

И беда, коли не дашь им: поведет бровями так!

Без подарка не отпустишь также гофрировщицу;

Ничего не получивши, сердится гладильщица,

Жалоба от повивальной бабки: мало дали ей!

«Как! Кормилице не хочешь вовсе дать, что возится

С рабскими ребятами?» Вот эти и подобные

Многочисленные траты женские мешают мне

Взять себе жену, чтоб петь мне эту песенку.

П а л е с т р и о н

Милость божия с тобою! Ведь свободу стоит раз

Потерять, не так-то просто возвратить назад ее!

Если очень многие рассуждали примерно так, то, с другой стороны, известное количество молодых девушек в Греции представляло собой определенную группу, которая, благодаря вечной борьбе отдельных полисов между собой, уносившей жизни многих и порою лучших мужчин, оставалась не у дел. Можно себе представить, что женщины, никогда не познавшие брака, старые девы, не были редкостью в Греции, и если наши авторы не входят в детали относительно этого несчастного типа женщин, то только лишь потому, что в греческой литературе женщина вообще играет подчиненную роль, а тем более старая дева. Однако уже у Аристофана мы находим жалобу Лисистраты: «А у женщины бедной пора недолга, и, когда не возьмут ее к сроку, / Уж потом не польстится никто на нее, и старуха сидит и гадает».

Участь старой девы в некотором роде сходна с участью бездетного холостяка; в обоих случаях природа здесь не находит продолжения. Отсюда вполне естественно, что в Греции прибегали к помощи института усыновления довольно часто, кроме того, в те времена была еще дополнительная причина усыновить ребенка, а именно желание оставить после себя кого-то, кто приносил бы жертвы и дары на родительские могилы.

Плутарх рассказывает, что по законам Ликурга в Спарте тщедушных и безобразных детей относили к обрыву на Таигете, считая, что их жизнь не нужна ни им самим, ни государству. Даже в Афинах это было делом не таким уж неслыханным, особенно это касалось девочек. Этих детей оставляли в больших глиняных сосудах, обычно так, чтобы беспомощные малютки могли быть обнаружены и подобраны бездетными людьми или теми, кто очень любил детей. Нередки были и случаи продажи детей тем женщинам, которые не могли иметь детей, но не хотели терять мужей. Новая комедия, в которой сюжет о подмене детей присутствует постоянно, может служить подтверждением того, что такие случаи были довольно распространены. В качестве опознавательного знака таким детям обычно оставляли украшение или кольцо, чтобы позднее при соответствующих обстоятельствах они могли быть узнаны. Подобное узнавание сплошь и рядом происходит в комедиях.

Прежде чем перейти к описанию обряда бракосочетания в Греции, напомним читателю речь Исхмаха у Ксенофонта, обращенную к его молодой жене, в которой он с завидным простодушием объясняет ей ее обязанности. Суть этого наставления в том, что жена должна быть строга и трезвомысляща; она должна уметь изготовить одежду, быть знакома с тем, как правильно подготовить шерсть для прядения, а также отдавать слугам четкие распоряжения. Деньги и собственность, которые нажил муж, она должна беречь и тратить разумно. Главной ее обязанностью будет рожать и воспитывать детей; как пчелиная матка, должна она отдавать распоряжения рабам по их возможностям – мужчинам и женщинам, но и обязана следить за здоровьем и благосостоянием челяди. Она должна научить домашнюю челядь правильно выполнять их обязанности, руководя ими мудро и справедливо. Небольшой трактат Плутарха «Советы молодоженам» посвящен его недавно женившемуся другу и содержит удивительные наставления, которыми можно воспользоваться и в наши дни.

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

ВЕЛИКАЯ ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ Архаическую эпоху ознаменовало столь важное событие в истории Эллады, как Великая греческая колонизация, когда греки основали множество городов и поселений на побережьях Средиземного и Черного морей. Таким образом, греческая цивилизация

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Эллинистический мир породил огромное количество литературных произведений. Были представлены все роды и жанры. Но первое место занимала поэзия, главным центром которой была Александрия. Поэзия того времени носила элитарный характер. Она была очень

Из книги Книга Перемен. Судьбы петербургской топонимики в городском фольклоре. автора Синдаловский Наум Александрович

Греческая площадь 1788. В XVIII веке в тюремной практике существовали наказания плетьми. Экзекуция проходила с ритуальной тщательностью. Обреченных усаживали затылками к лошади на так называемую телегу судьбы и торжественно провозили через весь город на площадь, которая

Из книги Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков автора Носовский Глеб Владимирович

5.1. «Древне»-греческая версия Практически сразу после гибели Прексаспа заговор знатных персов против мага Лжесмердиса вступает в завершающую фазу. Семь главных заговорщиков начинают действовать. Вот рассказ Геродота, который мы изложим вкратце, опустив многочисленные

Из книги Армия Александра Великого автора Секунда Ник

Греческая пехота Геллеспонт пересекли 7000 греческих пехотинцев. Их прислали страны - участники Коринфского союза; каждый контингент состоял из эпилектов (epilektoi - отборные), отобранных из государственных армий, и управлялся собственными офицерами. Всем соединением

Из книги По Берлину. В поисках следов исчезнувших цивилизаций автора Руссова Светлана Николаевна

автора Мень Александр

Из книги История религии в 2 томах [В поисках Пути, Истины и Жизни + Пути христианства] автора Мень Александр

Из книги История мировых религий автора Горелов Анатолий Алексеевич

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Греческая наука Важно отметить, что эллинская наука, развивавшаяся в рамках свободных от религиозных догматов условий, носила глубоко светский и рациональный характер. Именно греками было положено начало многим важнейшим отраслям современных фундаментальных наук –

Из книги История кавалерии. автора Денисон Джордж Тэйлор

Глава 2. Греческая конница

Из книги Иисус. Тайна рождения Сына Человеческого [сборник] автора Коннер Джекоб

Греческая Галилея Из всего нееврейского влияния в пределах и за пределами Галилеи греческое было самым всепроникающим и значительным. В Новом Завете можно было бы прочитать о Десятиградии, не задумываясь над степенью и полнотой его греческого духа. Эта область

Из книги Мифы и загадки нашей истории автора Малышев Владимир

Греческая «Правда» В связях с КГБ греческие журналисты обвиняли крупного издателя Яниса Янникоса, владевшего одно время в Москве контрольным пакетом акций газеты «Правда». Согласно газетным публикациям, Янникос якобы принял участие в операции КГБ по изданию в Греции

Из книги Хронология автора

Греческая хронология Как греки исчисляют свою древнюю историю.[Мы перечислим:]? Царей афинян.? Царей аргивян.? Царей сикионян.? Царей лакедемонян.? Царей коринфян.? Кто правил морем, и как долго.? Как греки считают каждую из Олимпиад.? Первые цари македонян.? Фессалийских,

Солнечная Греция привлекает к себе внимание миллионов туристов со всего света. Мягкий климат, море, вкусная еда и необычайно красивая природа, а еще приветливые местные жители. В этой стране обязательно стоит побывать хотя бы раз. А еще этот чудесный край населяют прекрасные наследницы Афродиты – пылкие гречанки с оливковым цветом кожи и белоснежной улыбкой. Сегодня PEOPLETALK расскажет о самых красивых из них. А если ты пропустила начало истории, обязательно заходи полюбоваться на итальянок , француженок , испанок , англичанок , чешек , евреек , австралиек , индианок , китаянок и восточных женщин.

Елена Папаризу (33)

Эта греческая певица стала известна после участия в престижном конкурсе «Евровидение – 2005», который проходил в Киеве. Харизматичная гречанка со своей зажигательной песней My Number One заняла тогда первое место. Папаризу родилась в Швеции и уже с 13 лет четко знала, что свою жизнь хочет связать со сценой.

Кристина Агапиу (24)

Модель Кристина Агапиу проживает в Ньюкасле (Великобритания). В университете увлекалась изучением правильного питания и диетологией. В красавице смешано две крови: отец грек, а мать англичанка.

Ирини Меркури (33)

Ирини – популярная греческая певица, которую просто обожают на родине. В ней течет греческая и румынская кровь. Меркури с самого детства участвовала во всех музыкальных конкурсах. И неудивительно, ведь родилась она в семье музыкантов.

Василики Цирогианни (27)

Модель и телеведущая. Представляла Грецию на конкурсе «Мисс Вселенная – 2012». В том же году одержала победу на конкурсе красоты «Мисс Звезда Эллады – 2012».

Джорджия Сальпа (30)

Отец этой жгучей брюнетки с карими глазами – грек, а мама – ирландка. Джорджия – модель, живет с семьей в Дублине. Девушка так любит свое тело, что ни раз украшала страницы мужских журналов, а в мае 2012 года заняла пятое место рейтинге 100 FHM среди самых сексуальных женщин.

Кристина Мустака (33)

Греческая модель с идеальным телом, которое она чаще всего демонстрирует в мужских журналах.

Ангелика Герекоу (56)

Эта красивая женщина – актриса, архитектор и политик. Архитекторское образование Ангелика получила в Риме. Долгое время проживала в Лондоне, где познакомилась с будущим мужем – известным греческим певцом и актером Толисом Воскопулосом (74). В 1996 году яркая блондинка появилась на обложке скандального журнала Playboy.

Каллиопи Зина (40)

Греческая певица, более известная под псевдонимом Пегги Зина. Самая успешная певица в Греции. За свою карьеру выпустила девять платиновых и два золотых диска. А всего Каллиопи записала 12 музыкальных альбомов.

Патриция Кара (43)

В прошлом модель и актриса, а ныне известная телеперсона. Кара – настоящая звезда глянцевых журналов, ее фотографии появлялись в Maxim, Forbes Magazine, Сosmopolitan, Glamour, Sport Illustrated и других.

Раллия Христиду (36)

Раллия – греческая певица, в студенческие годы обучалась играть на музыкальных инструментах и с отличием окончила консерваторию. Кроме того, Христиду участвует в театральных постановках.

Бетти Кураку (25)

Эта греческая модель пока не может похвастаться большими достижениями в карьере, зато всему футбольному миру молодая брюнетка запомнилась благодаря роману с одним из самых перспективных футболистов сборной Итлаии – Марио Балотелли (24).