Развитие ребенка от года до трех лет. Ребенок от года до трех лет: Программа Развития

В этот период активно развивается речь, и ваша задача – помочь крохе скорее «разговориться». Ваше сокровище с каждым днем проявляет все больше упрямства – сколько трудов, например, стоит уложить его спать. Особенно, если вы следовали рекомендациям психологов, и до сих пор он спал вместе с вами. Пришло время приучить кроху к собственной кроватке!

Кризис трех лет

А его капризы и истерики способны кого угодно довести до белого каления. Не паникуйте! Это закономерный этап развития маленького человечка. Наберитесь терпения, и в какой-то момент очередной кризис сменится периодом спокойного развития.

В свое время Масару Ибука, президент японской компании «Сони» заявил, что после трех развиваться уже поздно. Не буквально, конечно – развиваться можно всю жизнь, но, во всяком случае, основные навыки мышления и познания человек должен получить именно до трех лет, а потом эти навыки могут лишь закрепляться. Трудно сказать, так это на самом деле или нет.

Все делать вовремя

Каждый ребенок – индивидуален, у каждого свой путь. Не случайно, наверное, известный педагог-экспериментатор Борис Павлович Никитин отказался-таки от термина «раннее развитие» и предложил заменить его вариантом «своевременное». Очевидно одно – обратить внимание на развитие вашего карапуза не бывает поздно никогда. Для того, чтобы открыть для него новые горизонты, не нужно особых педагогических талантов – это может сделать каждая мама. Например, заняться с крохой математикой или музыкой. И пусть перед вами не стоит задача вырастить нового Моцарта или Пифагора – главное, чтобы вы оба получали удовольствие от ваших занятий.

Книга - лучший товарищ

А еще любому родителю хочется, чтобы дети читали! Чтобы компьютеры и телевизоры не заслонили от них и потрепанные переплеты любимых книжек еще из нашего детства, и новые, еще пахнущие свежей типографской краской… Чтобы ребенок мог анализировать, думать, а порой и плакать над книгой… Как же воспитать настоящего читателя, научить кроху любить книгу?

Возраст от года до трех готовит вам немало «открытий чудных». Сделайте их вместе со своим чадом!

Малыш — не маленькая копия взрослого. Он живет по своим возрастным законам. Знание этих законов помогает родителям лучше понимать и развивать своего кроху. Эта статья кратко, без лишних отступлений расскажет Вам о важнейших ступенях в развитии и особенностях психологии детей в возрасте 1-3 лет.

Физиология

1 год. Ребенок неустойчиво стоит на широко расставленных ногах, при ходьбе раскачивается со стороны в сторону. У малыша относительно длинное туловище, большая голова (1/5 от общей длины тела), короткие ноги. Центр тяжести выше, чем у взрослого. Недостаточное развитие свода стопы.

С первой половины 2-го года малыш может начать проситься на горшок.

2 года. Основные приобретения за этот период: овладение прямой походкой; развитие предметной деятельности (манипулирует с предметами), овладение речью; намечаются необходимые изгибы позвоночника (шейный, грудной, поясничный).

2-2,5 года окончательно прорезываются молочные зубы (всего 20).

С 2 до 3 лет происходит быстрое окостенение конечностей, однако кисти рук еще сохраняют хрящевое строение.

Совершенствуется работа систем кровообращения и дыхания: замедляется частота пульса, увеличивается количество крови, которое сердце выбрасывает в 1 удар, увеличивается объем легких; дыхание в возрасте 2-3 года частое, неровное, поверхностное.

Движения: ходьба, лазание, бег, метание.

Нервная система: повышается ее работоспособность, нервные клетки не так утомляются, поэтому малыш уже может бодрствовать до 6 часов без перерыва.

Развитие психики

На развитие психики ребенка от 1 до 3 лет влияют:

Овладение прямой походкой.Овладение ходьбой развивает способность ориентироваться в пространстве. Мышечное чувство становится мерой отсчета расстояний и пространственного расположения предметов. Приближаясь к предмету, на который смотрит ребенок, он начинает понимать направление и удаленность.

Развитие предметных действий – овладение способами обращения с предметами как это принято в обществе. Ребенок учится у взрослых постоянному назначению вещей. Предметы, окружающие малыша (мебель, одежда, посуда, игрушки и т.д.) имеют определенное значение в мире людей. Это значение вещей малыш постигает в раннем детстве. Соотнося предметы между собой, орудуя ими, ребенок наибольшим образом способствует развитию психики. Начинают появляться новые виды деятельности: игра и продуктивные (рисование, лепка, конструирование). Малыш накапливает впечатления, что способствует развитию речи.

Память

В начале 2-го года малыш узнает знакомых людей, даже если он их не видел несколько недель, хорошо вспоминает события недельной давности, хорошо ориентируется в расположении комнат в квартире и предметов в них. Выходя на улицу сам, подходит к месту, где недавно играл.

К концу 2-го года узнавание более совершенно. Помнит события трехмесячной давности.

На 3-м году жизни малыш может вспомнить события, происходившие с ним 6 месяцев назад (например, летом вспоминают зимние события).

Внимание

Особенности нервной системы ребенка таковы, что он не может долго концентрировать свое внимание на одном виде деятельности. Однако по сравнению с более ранним возрастом внимание становиться более устойчивым. В 1 год может удерживать внимание на одной игрушке 10 минут, в 3 года – примерно 30 минут, а если сильно заинтересовался, то может быть трудно отвлечь и через полчаса. Трудно привлечь внимание к предмету, который малыша не интересует. Очень важно в этом возрасте побуждать ребенка чем-то заняться, вызывать его интерес, но не принуждать. В возрасте 1-3 года активно развивается воображение (например, малыш скачет на палке, как на лошади).

Восприятие

В этом возрасте восприятие крайне несовершенно. Ребенок в 1 год неспособен последовательно рассматривать предмет и выяснять его свойства. Обычно малыш выделяет только один признак, который бросается в глаза. Например, усвоив слово «пти» (птичка) малыш начинает называть так все предметы, у которых есть что-то похожее на клюв.

К концу 3-го года ребенок усваивает 5-6 форм (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник), 8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный).

Наибольшее влияние на развитие интеллекта оказывают действия с предметами (орудиями): соотнесение предметов между собой (например, складывание пирамидки), употребление орудий (например, кушает ложкой). Малышу свойственна повышенная эмоциональность.

Мышление

Развиваются наглядно действенное и наглядно образное мышление. Зарождаются обобщения. Ребенок начинает усваивать знаки, однако они пока разобщены, не связаны между собой.

В возрасте 1-2 лет ребенок начинает активно экспериментировать методом проб и ошибок, использовать разные способы действия с предметами. Например, заметив направление, в котором упал предмет, малыш его будет бросать снова и снова разными способами и смотреть на результат. Закатившуюся вещицу ребенок будет также доставить разными способам: с помощью, веревки, палки, ложки и т.п.

В раннем возрасте слово взрослого может содействовать развитию наглядно-действенного мышления. Взрослый может подсказать ребенку выход из ситуации не только действием, но и словом. Например, если малыш настойчиво тянет коробку через прутья кровати, взрослый может дать только словесную инструкцию: «Поверни коробочку, тогда она пройдет».

Речь

С 11 месяцев начинается переход от дофонемной к фонемной речи. Этот процесс продолжается на 2-м, 3-м и даже 4-м годах жизни.

До 1,5 лет речь развивается медленно (ребенок усваивает от30-40 до 100 слов) и употребляется редко. После полутора лет – резкий перелом: малыш начинает требовать называть предметы, произносит слова, которые эти предметы обозначают.

2-й и 3-й годы жизни ребенка – период усвоения речи. Развитие происходит в двух направлениях: совершенствуется понимание малышом речи взрослых; 2) складывается собственная активная речь. Если в этот период происходит задержка в развитии речи, то позже наверстать упущенное очень сложно.

Вторая половина 2-го года – переход к активной, самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением.

К концу 2-го года начинается развитие двухсловных, а затем и многословных предложений, внутри который с 2-х лет начинается согласование всех слов предложения. К 3-м годам малыш в основном правильно применяет падежи. Примерно в это же время ребенок начинает сознательно контролировать правильность своих высказываний и речи других людей.

На 3-м году жизни у ребенка меняется понимание речи взрослого человека. Малыш к этому возрасту не только понимает отдельные слова и способен выполнить действие по просьбе взрослого, но и начинает слушать любые высказывания взрослого, которые не направлены непосредственно на него. Ребенок начинает слушать и понимать сообщения, которые выходят за рамки ситуации его общения со взрослым. Это дает малышу возможность использовать речь, как средство познания мира, недоступного непосредственному опыту ребенка.

Словарный запас:

1 год – 10-20 слов;

1,5 года – 30-40 слов;

2 года – до 300 слов;

3 года – 1200-1500 слов.

С появлением речи становятся шире возможности общения малыша со взрослыми. Появляются отношения сотрудничества.

Возраст 1-3 года — критический, потому что в этом возрасте на основе овладения речью происходит переход от естественного к социальному типу развития и создаются предпосылки для формирования личности.

Игра

В 2-3 года заметное место начинает занимать игра. Примерно в год и 3 месяца малыш в игре выполняет не только показанные взрослым действия, но и те, которые наблюдал ранее сам: прижимает куклу, целует ее, мое, укладывает спать; начинает «есть» из пустой чашки, пишет палочкой на столе, «читает».

Приблизительно в полтора года происходит скачок: ребенок начинает делать из предметов заместители. Например, хочет умыть куклу, а мыла нет, малыш делает мылом кубик.

После 1 года, ближе к полутора лет ребенок делает свои первые рисунки: каракули. Причем малыш их как-то называет. К 3-м годам ребенок рисует человека в виде «головонога» (голова, шея, 2 ноги). Рисование хорошо развивает воображение и творчество.

У ребенка 1-3 лет сильно развит интерес к окружающему миру. Желание знать «что это такое» должно замечаться и поощряться родителями.

В возрасте от одного года до трех лет развитие психики и мозга ребенка не просто быстрое, а стремительное. От того, сколько времени, внимания и возможностей для развития предоставляют родители зависят интеллектуальные способности малыша в дальнейшем. немаловажную роль здесь играют развивающая среда и правильно подобранные игрушки.

Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или не использование которых может иметь серьезные последствия? С психолого-педагогической точки зрения это ранний детский возраст, от одного года до трех лет. По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Если взрослые, окружающие ребенка, на протяжении этого возраста будут оказывать поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться. Создавая доброжелательную обстановку, общаясь искренне и с любовью, Вы сформируете у малыша чувство доверия к миру, тем самым не мешаете ему открывать двери страны познания.

Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. Представьте малыша, который все время сидит в манеже. Конечно, маме спокойно, она может заниматься своими делами, а малыш своими. « Что тут плохого » - спросите Вы? Ограниченное поступление информации, которая так необходима для «питания» мозга. Как только малыш встал на ножки, никаких манежей! Благодаря переходу к вертикальной походке ребенок получает возможность видеть дальше и больше вокруг себя. Он для того и начал ходить, чтобы получить широкую ориентацию в пространстве. И конечно же освободить руки. Благодаря им ребенок не только получает информацию об окружающем мире, но и постепенно развивает интеллект. По данным некоторых исследований, правое и левое полушария головного мозга, контролируя движения рук, дополняют друг друга. Правое, позволяет малышу узнавать предметы при помощи осязания. Это же полушарие отвечает за ориентацию в пространстве, то есть умение определять собственное положение по отношению к предметам, различать право и лево, осознавать, что находится впереди, а что – сзади. Левое полушарие обеспечивает более тонкий процесс анализа и синтеза информации. Именно оно отвечает за точность движений. Благодаря его работе человек осваивает так называемую мелкую моторику – способность взять горошину, упавшую с пола крошку или перышко. Позднее, в школе, левое полушарие позволит ребенку узнавать абстрактные формы посредством осязания и зрения. Но чтобы как следует натренировать руку, маленькому человеку необходимо одновременно контролировать свой мышечный тонус. А значит постепенно учиться расслаблять кисть, локоть и плечо. Необходимо считаться с развитием его двигательных способностей: начиная держать головку, ребенок пытается согласовать движение рук с тем, что видит (это называется зрительно-моторной координацией). Затем малыш учится управлять движениями туловища. И только оказавшись в вертикальном положении, он сможет совершенствовать свои хватательные способности. Сидя, это делать куда удобнее. Ну а потом, вытянув вперед ручки, можно отправляться завоевывать мир. При общении ребенок очень рано начинает использовать руки, чтобы подтвердить свои желания и дополнить пока несовершенную речь: он указывает на предмет и для того, чтобы им завладеть, и для того, чтобы взрослые этот предмет назвали. Еще не начав говорить, малыш объясняется при помощи жестов: психологи советуют, использовать при общении с вашим малышом жестикуляцию, ему будет удобнее разъясниться с вами. И наконец. Руки способствуют развитию интеллекта, который в период от 0 до 2 лет проходит « сенсомоторную » стадию, как определил ее знаменитый швейцарский психолог Жан Пиаже. Другими словами, постижение мыслительного процесса и накопление знаний происходит в основном опытным путем, а значит напрямую связано с моторикой. В течении этих двух важнейших лет ребенок прикасается ко всему, что его окружает, чтобы собрать как можно больше разнообразных ощущений, которые сообщают ему о свойствах предметов. Так ребенок узнает, что существуют мягкие и твердые поверхности, что вода льется, а бумага рвется. Хорошо если взрослый все это еще и озвучит. Малыш сортирует эту информацию, от природы он наделен памятью и способностью к логическому мышлению, строит и совершенствует схемы познания.

Совершенствование хватательной функции рук происходит поэтапно, так же как умственное развитие. Давайте подробно рассмотрим, как происходит развитие с 1 года.

К году благодаря обильной практике кроха уверенно держит в руке любой предмет. Мышцы стали сильнее, суставы тоже достигли определенной зрелости: малыш может вытащить одну игрушку из другой, вставить обратно, похлопать в ладоши, может держать предмет между большим и указательным пальцами, он может взять фасоль и маленькую пуговицу. Что очень важно, он начинает вырабатывать стратегию действий, чтобы, например, заставить звенеть колокольчик. Наступает золотое время для «исследовательской работы». Между 12 и 15 месяцами церебральные импульсы становятся более тонкими. Это позволяет его ручкам действовать независимо друг от друга, т.е. пока одна, что-то достает, другая отдыхает. К 18 месяцам он может сложить шарики в бутылку, построить башню из трех кубиков, нарисовать каракули карандашом. Ему очень нравится переворачивать страницы в книге. Я советую родителям вместе со своим чадами закручивать винтики, открывать крышки из разных видов банок (предложите ему разного размера банки 2 или 3, пусть подберет нужную крышку).

Чтобы развить тактильные и хватательные навыки предложите ребенку, в возрасте от года до двух, игрушки из различных материалов: предметы разнообразных форм, кусочки материи. Бумагу с разной фактурой, звуковые игрушки (колокольчики, пищалки, барабаны). Ближе к двум годам малышу понравится рисовать кистью, карандашом, лепить из пластилина (только мягкий, предназначенный для маленьких детей) Манипуляции которые он будет осуществлять принесут ему, помимо удовольствия, явный прогресс в развитии. Очень важно стимулировать независимую работу пальчиков. Для этого играйте с ним с мелкими предметами: пуговки, камешки, перышки, фасольки и бусинки. Сортируйте их по форме, цвету. Складывайте в бутылку с узким горлышком и т.д. Осторожно!!! Следите за тем, чтобы ваш исследователь ничего не проглатил! Играйте только вместе. Покрасьте каждый его пальчик в разный цвет, пусть малыш попробует «перепутать» цвета, переплетая пальцы. Нарисуйте на кончике каждого пальца фигурки и поиграйте в театр марионеток. Очень хорошо развивает моторику конструктор, игры М. Монтессори, Никитиных, Красноухова, Кайе и д.р. Мария Монтессори считала, что с первого дня появления на свет ребенок, как губка, впитывает все, что его окружает. Стоит соответственно обустроить окружающее ребенка культурное пространство и поддержать малыша, как мы увидим чудо раскрытия человеческой природы. Она заметила, что в разные периоды жизни ребенок концентрируется на определенных занятиях. Например, в возрасте один-полутора года дети любят подбирать предметы по форме и размеру. Игры из серии рамки-вкладыши позволяют им не только заниматься любимым делом, но и узнавать много нового и интересного, тренировать мелкую мускулатуру рук. В эту серию входят: Листья деревьев, Грибы, Овощи, Фрукты, Птицы, Рыбы, Бабочки, Домашние животные и т.д. Эти рамки имеют свои степени сложности, Вы можете всегда проконсультироваться у психолога. Он подберет нужные развивающие игры специально для Вашего ребенка.

Кроме прямохождения и предметной деятельности у ребенка формируются необходимые умения и навыки и через взрослого человека, владеющего ими, быстрее приобщится к человеческой культуре. Но главное состоит в том, что в данном возрасте ребенок овладевает тем умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Я имею в виду речевое общение. Именно в этом возрасте ребенок впервые открывает для себя тот замечательный факт, что всё в мире людей имеет свое название. Через речевое общение со взрослыми, в раннем детстве, он приобретает в десятки раз больше информации об окружающем его мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств. Несмотря на то, что по своей структуре и правилам язык представляет собой одно из наиболее сложных изобретений человечества, дети всех стран и народов с удивительной легкостью в раннем детстве усваивают его и овладевают речью, причем этот процесс начинается у всех детей одинаково и проходит одни и те же стадии. К возрасту около года ребенок произносит отдельные слова, примерно в два года он говорит двух-трехсложными предложениями. К трем говорит разборчиво, а к четырем дети в состоянии разговаривать почти так же хорошо, как и взрослые. Но это всего лишь жесткие рамки. Старайтесь не комплексовать и постоянно сравнивать с ними способность вашего крохи. Мне хотелось бы посоветовать Вам несколько приемов развития речи.

Прежде всего всегда говорите с крохой, даже если ему нет еще 1 месяца! В период гуления и лепета необходимо вызывать интерес у ребенка к речевым звукам, поощрять его « разговор », в целях развития слуха необходимо повторять за ребенком то, что он произносит. Показывая игрушку обязательно характеризуйте ее. (Это рыбка. Она оранжевая, очень красивая. Рыбка любит плавать в воде и т.д.) Одевая и купая малыша следует называть части его тела, сопровождая свои действия словами. Наряду с облегченными словами « кися », « тик-так » необходимо называть полные их названия. На втором году жизни развиваем стремление у ребенка к разговору с окружающими. Четко произносим слова и как можно больше читаем стихотворений и сказок. Помогайте ребенку расширять словарный запас, поправлять неточности в грамматическом строе. Не забывайте удовлетворять любознательность, учите задавать вопросы и естественно отвечайте на них. Важное место в речевых занятиях с ребенком должна занимать тренировка артикуляционного аппарата. Учите малыша управлять силой голоса, темпом речи. Лучше, если Вы сами будете это использовать в своей речи. Особое внимание нужно уделить ребенку, речь которого ускорена. Она является нередко предвестником заикания. Не торопите малыша, старайтесь уделить ему время для общения. Если малыш произносит слова неправильно, повторять не следует. Вся работа должна проводится настойчиво, НО обязательно в спокойной и дружелюбной обстановке! Перед тем как проводить занятия, в правильности которых Вы сомневаетесь – посоветуйтесь с психологом или логопедом.

Итак, малышу исполнился годик, целый год, полный счастья, радостей и забот - позади. Порой даже не верится, что еще недавно принесенный из роддома «теплый комочек», еле слышно кряхтящий, когда берешь его на руки - так вырос, так изменился и даже обрел свое мнение по поводу многих вещей. Ранний возраст - это самое удивительное время, время открытий, роста, и окрыляющее быстрого развития малыша, наиболее сильной привязанности его - к маме, близким взрослым.

Психологи считают, что личность человека, базирующаяся на подсознании, формируется в первые три года его жизни. На основе того опыта, который человек получит в это время, у него идет развитие основы всей психики, фундаментальных ее параметров, как бы каркаса, на котором в более позднем возрасте будет нанизано все остальное.

Поэтому как никогда важно в этом возрасте осознать свою ответственность за жизнь и будущую судьбу маленького человечка, и постараться понять все своеобразие и особенности детства, научиться правильно воспитывать и общаться с малышом.

Ребенок - другой...

Многие трудности и ошибки в воспитании детей идут из того, что многие родители не могут понять своего ребенка. Они считают, что ребенок - такой же как они, всего-навсего лишь маленький и несовершенный «взрослый». То есть, просто он многого не умеет и не знает, хуже мыслит, не может справляться со своими эмоциями, не знает грамоты, чтения, счета… Они стремятся подстроить ребенка под «требования современности», нагнать недостающие знания, ни вооружаются разнообразными методиками обучения. Сажая кроху перед телевизором или компьютером, они считают, что он осознает и понимает все происходящие на экране события. Но это - самообман.

Поскольку ребенок способен имитировать окружающих и общаться, имеет удивительную память на детали, родители также приходят к ложному заключению, будто он способен логически мыслить.

Самое важное в воспитании — любить детей и отдавать им время и силы. Однако, хотя любовь — самое главное, это еще далеко не все. Если родители не понимают особых потребностей своего ребенка, то не могут в полной мере дать ему то, что нужно современным детям. Бывает, что родители щедро дарят любовь своему чаду, но не так, как это было бы наиболее полезно для его развития.
Джон Грэй.

В конце XIX века несколько гениальных психологов - Ж. Пиаже, З. Фрейд, Л.С. Выготский - открыли качественное своеобразие детства и принципиальные различия мировосприятия ребенка и взрослого. Они вывели: у ребенка - совершенно другое мышление, качественно другое восприятие всего окружающего его. У него абсолютно отсутствуют сложившиеся стереотипы, представления - процесс их приобретения только зарождается. Ребенок поглощен текущим моментом, он живет в настоящем времени, «здесь и сейчас».

Его эмоции - ситуативны: он может горько заплакать от того, что у него на виду лопнул воздушный шарик, и так же молниеносно успокоиться и засмеяться, если ему предложат другой. Он полноценно проживает каждый момент своей жизни, он погружен в него, и получает от этого удовольствие.

Ребенок от года до двух-трех лет - открыт ко всему новому. Его предпочтения быстро меняются, он не может долго заниматься каким либо одним делом.

Сознание крохи не направленно на будущее - он ничего не придвидит, и не опирается на опыт прошлого - даже на свой собственный опыт. И мыслить для малыша - не значит - думать и вспоминать - а значит действовать здесь и сейчас , с конкретными, воспринимаемыми им предметами и игрушками. Никакие абстрактные буквы и цифры ему не интересны и просто не нужны. Ребенок учится преимущественно и через подражание взрослому.

Источник развития малыша

Все новое входит в жизнь крохи постепенно, мелкими шажками. И конечно, главной опорой для малыша в его развитии - являемся мы, взрослые. А главным источником развития - предметная, игровая деятельность.
А еще игра - это универсальный способ обучения и воспитания ребенка. Если Вы хотите развить необходимые способности малыша, научить его думать, понимать речь, воображать - играйте с ним как можно больше! Игры приносят в мир ребенка - радость, интерес, уверенность в себе и своих силах.

Этот раздел нашего сайта посвящен развитию ребенка от 1 года до 3 лет - в игровой форме. Мы подскажем Вам как правильно подбирать материалы и игрушки для развития ребенка, как интересно выстроить развивающую игру, как развивать ребенка физически и что нужно знать о его здоровье, ведь без здоровья нет развития.

Ребенок от года до трех лет… Какие только ассоциации не возникают к этой фразе. Слава Богу, ему уже год, он такой большой! Младший дошкольный возраст, или золотое время детства. Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Маленькое, шустрое, и такое милое создание в коротких штанишках (платьице). И, конечно же, «кризис» трех лет.

Развитие каждого нового человека начинается с зародыша, и с трудновообразимой скоростью проходит через стадию внутриутробного развития, повторяя каждый раз все ступени эволюции. После родов скорость развития чуть замедляется, но все равно ошеломляет – от беспомощного младенца к ходящему и даже говорящему годовичку. Но и тут еще не конец. После физической самостоятельности приходит социальная адаптация, за ней психическая состоятельность. И лишь к 30 годам человек «состоялся», стал человеком «в полном расцвете сил».

Почему люди отсчитывают возраст ребенка так неравномерно? Сначала днями, неделями, потом месяцами, отмечая каждый «юбилей» очередные достижения любимого чада, а после первого года – сразу годами? Вспоминаю себя и свои мысли «Ну, наконец-то первый год прошел! Дальше будет легче, ведь ребенок уже большой». Как бы не так! Народная мудрость гласит: «Маленькие детки – маленькие бедки; большие детки – большие бедки». Хотя, конечно же, это не беды, а скорее, заботы. Но слишком завышенные ожидания матери могут привести к тому, что она начинает относиться к годовичку как к маленькому взрослому, что не отвечает действительности. Кроме того, их неоправданность может привести даже к нервным срывам мамы. Ребенок следует заложенной в нем природой Программе Развития, а наша, мамина задача - не пытаться ускорить события и не мешать их естественному ходу.

Как же почувствовать этот естественный ход событий, как не навредить и помочь ребенку на протяжении всего периода развития?

  • Можно читать книги – их сейчас огромное количество, однако в большинстве из них подробно рассматриваются вопросы грудничкового периода, а вот дальше кратко рассматриваются младший (до 3 лет) и старший (до 7 лет) дошкольный периоды, затем период школы (до 12-14 лет) и полового созревания. Можно искать специальную литературу – исследования и научные работы о проблемах и особенностях развития детей любого возраста. Их достаточно, но многие из них противоречат друг другу, и как не ошибиться рядовой маме в выборе метода воспитания своего любимого чада?
  • Можно прислушиваться к своей интуиции – ведь мы сами выросли, следуя той же Программе Развития, и неужели мы не поймем, что лучше для нашего малыша? Интуитивный путь проб и ошибок длиной в 7 лет пройден мной и моими тремя детьми, и я с любопытством наблюдала, к чему приводят наши усилия. В наш век невозможно оставаться на уровне первобытных племен, доверяя только себе и сложно жить, следуя законам общества, во многом противоречащим Законам Природы. Как найти компромисс между взглядами, принятыми в обществе и голосом своего сердца?
  • Можно учиться у более опытных матерей. Но ошибиться легко, особенно когда вокруг много советчиков, и у каждого свое мнение. Когда информации слишком много, а традиции передачи материнского опыта утеряны, мама рискует пойти на поводу чужого авторитета: «так все делают», «меня так вырастили», «кто-то так говорит». Поэтому авторитет должен быть подкреплен опытом – опытом успешного вынашивания, успешных родов, успешного грудного вскармливания и успешного воспитания не одного-двух, а трех-пяти детей. Поэтому, хочу выразить особую благодарность Елене Павловне Михалковой (Центр «Рожана», грудному вскармливанию и обучению материнскому искусству), читавшей в начале августа в Новосибирске курс лекций «Мама+малыш. Ребенок от года до трех», который позволил мне структурировать ощущения, догадки, а также неизвестные прежде знания и свести их в некую вполне обоснованную систему.

Итак, вашему ребенку один годик, вы счастливы и горды его достижениями. Но впереди не менее важные события. К году ребенок становится самостоятельным существом (а также самосидетельным, самоходятельным и так далее), а к трем годам – существом социальным. Он научится общаться в группе, осознает свое место в семье, и сформирует правила отношений в обществе, социуме, в котором мы живем. Одним из признаков такой зрелости является фраза «Я сам!» и стремление ребенка справиться с поставленной задачей своими силами (всем известный признак «кризиса трех лет»). Всего за два года, до первого решительного «Я сам!», ваш малыш успешно выполнил несколько задач, поставленных Программой Развития:

  • Развитие нервной системы
  • Развитие иммунной системы
  • Развитие сердечно-сосудистой системы
  • Формирование пищевого поведения
  • Формирование полового поведения
  • Первичная социальная адаптации

Развитие нервной системы и психики ребенка является первостепенной и самой важной задачей. В течение первого года жизни мозг развивается на 60%, а к трем годам – на 80%. В самом деле, это впечатляет! В этот период жизни очень важно создать комфортные условия для психофизиологического развития ребенка , чтобы избежать нарушений его поведения и психики. Но это развитие происходит не за счет появления новых клеток мозга, а за счет разветвления нервной сети, миелинизации нервных волокон и образования связей между ними. Это говорит о том, что задачей развития головного мозга является не столько накопление информации, сколько ее систематизация. Для развития нервной системы необходимо не только достаточное количество витаминов и микроэлементов. Главное – чтобы ребенок получил как можно больше сенсорной информации. Великое множество нервных точек, находящихся на ладонях, ступнях, и других частях тела связаны с мозгом. Ребенок должен все рассматривать, щупать, нюхать, облизывать и слушать. Дайте ребенку свободу познавать мир. Вам самой будет любопытно посмотреть, что он с этой обычной вещью вытворит. Чего стоит одно надевание горшка на голову вместо шляпы!

Развитие иммунной системы происходит через тренировку. Организм ребенка готов к тому, что вся бытовая грязь окажется в детском ротике. Это даже необходимо, иначе выращенный в стерильной обстановке ребенок легко заболевает, ведь его иммунитет не развился. Если ребенок подобрал вещь с пола и засунул в рот – меня это не смутит, потому что ничего опасного он там не найдет. Пол я мою, и комья грязи с обуви там валяться не будут. Также как и таблетки, или стиральный порошок. Пусть ребенок играет с кошкой, если она домашняя и даже на лестничную площадку не выходит. Разумеется, на улице такое недопустимо. Но надо давать ребенку возможности покопаться в песке, в опавших листьях, поваляться в снегу… Запрещая брать в рот окурки и гладить бродячих собак. Потом вы вернетесь домой, и отмоете свое чадо.

В развитие иммунной системы ребенка важную роль играет также грудное вскармливание . Материнское молоко очень богато иммуномодуляторами, особенно в период от года до 3 лет. При этом основой для роста собственного иммунитета ребенка служит пассивный иммунитет мамы , который передается ребенку не абстрактно, а с материнским молоком. Первые несколько лет жизни малыш «подпитывается» маминым иммунитетом, пока растет свой собственный.

Для полноценного развития сердечно-сосудистой , а также дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата ребенка ему следует много двигаться, бегать и прыгать. Кто не знает лозунга – «Движение это жизнь!». К 3 годам активно развивается капиллярная сеть кровообращения. Движение также укрепляет крупные сосуды, подходящие к сердцу, улучшает кровоснабжение внутренних органов, тренирует вестибулярный аппарат, развивает координацию движений. Дети от года до трех любят качаться, кружиться, мотать головой и свешиваться с разных предметов головой вниз. А мама должна обеспечить этим маленьким шустрикам безопасное, чтобы избежать травм, пространство. И лучше всего не создавать его специально, а использовать имеющееся дома или в природе приспособления. Например, диван, стол и стулья, на которые малыш может залезть, деревья на улице. А еще лучше – мама или папа, которые его раскачивают, дают залезать на колени (а дальше на плечи), и крутятся вместе с ним в одну, а затем в другую сторону. И обязательно место для бега, иначе ребенок просто будет бегать по кругу, как звери в клетке.

В возрасте от года до трех лет у ребенка проходит первичная социальная адаптация и формируются основные стереотипы поведения, которые впоследствии будут ведущими . Их качество кардинальным образом зависит от поведения взрослых. Основой являются стереотипы и нормы, которых придерживаются взрослые. Поддерживающее окружение, спокойная семейная обстановка обеспечивают малышу возможность успешной первичной социальной адаптации и формирования у него базы для основных морально-нравственных понятий, таких как чувство сострадания, стремление к справедливости, искренность, общительность, контактность, уверенность в себе.

Задачи формирования пищевого и полового поведения ребенка обычно вызывают у мам повышенное внимание. Как прикармливать и как приучить к горшку – самые частые вопросы молодых мамочек. По каждому из них можно написать не только отдельную статью, но целую книгу. При этом, если не противиться программе развития, то приучение к общему столу и горшку происходит как бы само собой, между делом.

Формирование пищевого поведения включает в себя как адаптацию к новой, твердой пище и переход на питание продуктами с общего стола, так и формирование первых навыков поведения за столом и умение пользоваться посудой. Некоторые навыки не приходят сами собой, им приходится учиться. И к таким навыкам относятся умение жевать, общаться с ложкой, вилкой, чашкой, а также различными видами пищи. Как много проблем возникает вокруг еды – и «мой ребенок совсем не ест», и «мой все время ест», и «мой не ест кашу», а «мой не пьет чай», и «мой давится мясом», а «мой пьет только из бутылочки», и «мой разбрасывает все по столу или сидит по полчаса над каждой ложкой». И ведь всего этого можно избежать, если следовать самым простым принципам формирования пищевого поведения. Приведу только три главных моих принципа. Они обязательны для исполнения даже моей младшей, несмотря на то, что у нее аллергия и ей всего один год.

  • Кормить, только когда ребенок сам просит еду.
  • Кормить тем же и так же, как всю семью.
  • Показывать пример поведения за столом.

Эти простейшие принципы позволяют не только избежать проблем и переживаний из-за «отсутствия аппетита» и «безобразного поведения за столом», но и значительно упрощают жизнь. Например, когда нет времени (или денег) на специальную еду для малыша, можно покормить его обычным в вашем доме блюдом (если конечно это не чипсы с газировкой и лапша быстрого приготовления, но тут уж надо задуматься над коррекцией Вашего рациона). Если ребенок отказывается доедать суп, я спрошу его «Ты уже наелся?», и, получив утвердительный ответ, доем остатки супа сама. А ребенок выпьет компот, скажет «спасибо», уберет посуду и побежит играть. Все довольны. Однако до ужина он не получит никаких «кусков», так же как и я сама. Что касается последнего принципа, то вы сами должны определить, станете ли придерживаться тех правил, исполнения которых требуете от малыша. Если папа не в силах отказаться от чтения газет за столом, то сын притащит за стол книжку. Если никто не говорит «приятного аппетита» дома, то в гостях вы не заставите ребенка это сказать. Ребенок подстраивается под семейную среду, поэтому: «Начните перестройку с себя!» если Вас что-либо не устраивает в поведении Вашего ребенка. И это касается не только еды и поведения за столом.

Главная цель задачи формирования полового поведения ребенка в возрасте от года до трех лет – установить контроль за сфинктерами и приобрести социальные навыки мочеиспускания и дефекации. Этот этап в формировании полового поведения особенно важен, поскольку он является основой сексуального здоровья и профилактикой психосексуальных расстройств. От успешности его прохождения зависит в дальнейшем процесс идентификации с полом (совершается к 5-7 годам) и само половое поведение (в юношеском возрасте). Этот этап наиболее сложен и ребенок осваивает его постепенно, шаг за шагом приобретая определенные навыки.

До года ребенок осознает сначала, что «процесс» происходит у него, а затем устанавливает связь между действием и продуктом действия. Затем начинает заглядывать вниз, определяя, где это у него происходит. Он ловит струйку руками, размазывает лужицы и свои «произведения», шлепает по ним ладошками. Можно для облегчения этого этапа позволять малышу находиться дома голышом, без штанишек. Наконец, после года начинается овладение контролем над функцией – малыш писает в разных местах (забирается под стол или в угол) и на разных поверхностях (на подушки, в баночки). Моя годовалая Маруська очень любила встать над горшком, сделать свои дела, а затем вылить содержимое из горшка на кофточку, наблюдая как оно впитывается. В результате мокрыми оказывались кофточка, трусики, горшок и еще на полу лужица оставалась. После 1,5 лет функция приобретает социальную окраску: ребенок смотрит, как это делают другие – родители, братья и сестры. Именно в этот момент ребенок и приходит к горшку. Раньше горшок стоял среди игрушек, как «предмет мебели», и ребенок на него иногда усаживался. Теперь же малыш бежит к горшку «по делу» сам, да еще и устаивается на нем со всеми удобствами. Он берет с собой игрушки, книги, поет специальные песни, встает в определенном порядке – функция становится ритуалом. И вот когда этот ритуал доведен до совершенства, повторяется каждый день по много раз, ребенок начинает относиться к нему как к обыденному и привычному делу.

Принципы приучения к горшку также просты, как принципы формирования пищевого поведения:

  • Позволяем ребенку ознакомиться с процессом.
  • Не заставляем, если не хочет.
  • Относимся как к естественному процессу.

Мамы (а также и вся остальной семья) не должна проявлять чрезмерных эмоций по отношению к горшку . Горшок не должен быть центром внимания, он обычный бытовой предмет, такой же, как диван или тарелка. Что такого ужасного, когда ребенок намочил штаны и хлюпает ручками в луже? Намочил – переоденем, лужу вытрем и руки вымоем. Не стоит развивать у ребенка чувство отвращения к своим действиям и их продуктам, ведь для малыша это часть его самого. Если ребенок правильно воспользовался горшком, то мама должна отметить, что это хорошо и правильно, а восторги по этому поводу могут вызвать неверную реакцию – ребенок начинает садиться на горшок просто так и потом вскакивать, требуя очередных восторгов мамы. Ребенок учится на примерах, и поэтому нет ничего предосудительного, если он смотрит, как мама или старший ребенок «это делает». Мы просто показываем ему, что и как делают все, а затем доводим до него принятые в обществе правила по отношению половым вопросам. Чем спокойнее мама относится к вопросам полового воспитания, тем легче проходит знакомство ребенка с этой стороной жизни. Это касается и знакомства ребенка со своими половыми органами. Ведь для него они такая же часть тела, как нос или руки. В сознании ребенка нет разницы между голой попой и голой коленкой, например. Вся «сексуально черная» окраска всегда навеяна взрослыми. Фраза «тебе не стыдно с голым задом?...», ребенку совершенно не понятна. Стыдно в 15 лет…

Все указанные задачи должны пониматься мамой, чтобы ребенок не остался наедине с проблемой их разрешения. Но мама должна помогать , а не заставлять и приучать. «Из меня выйдет хорошая мать, - говорила одна моя знакомая и добавляла - Потому что я ленивая». Я заменила бы слово «ленивая» на «занятая». Занятая мать не станет варить отдельно еду для ребенка, подсчитывая калории, и перетирая мясо на мясорубке. Она не станет кормить ребенка в течение часа, не будет долго уговаривать сходить на горшок. Она даст ему кастрюлю и ложку, пока будет готовить ужин. Вручит газету и ножницы, пока будет шить. Не станет бегать за ребенком с тряпкой в руках и мыть полы и мебель (не говоря уж об игрушках) по три раза в день с хлоркой. На улице ребенок у занятой мамы не доберется до урны и не успеет зайти в лужу по колено, потому что ей надо не «прогуливаться», а зайти в магазин. Одним словом, ребенок будет при маме, а не мама при ребенке . Мама является главным организатором в жизни маленького ребенка.

Узнать, насколько мама успешно справляется со своей ролью, можно лишь после окончательного взросления человека. Но первый педагогический результат можно оценить уже в 3 года. Это некий ориентир биологической нормы Homo sapiens:

Если все происходит в соответствии с Программой Развития, то у него спокойный и ровный сон, он всегда просыпается довольным и счастливым, способен занять себя сам. У него нет тревожности, настроение ровное и спокойное. Плачет он редко, и только по серьезному поводу. Он не агрессивен, не ищет повода для ссоры с мамой, и другими членами семьи, он послушный. Он трудолюбив и целеустремлен, адекватно реагирует на раздражители. Имеет определенные культурные и бытовые навыки, способен себя обслужить и несет за себя ответственность. Ему знакомы понятия опасности и безопасного расстояния. Он умеет вести себя безопасно на чужой территории, не привлекая внимания. Ребенок должен быть физически здоров, и не склонен к травматизации. Он обладает способностью к партнерству, то есть умеет выслушать, объяснить и понять другого человека, умеет найти компромисс. Он хороший «едок», у него хороший аппетит, он не копается в еде. Он полностью контролирует функции мочеиспускания и дефекации.

Все это необходимо, чтобы успешно встроиться в группу, и является основой для развития в дальнейшем полноценной социально-адаптированной личности. Оценить окончательно результат педагогического воздействия можно после достижения человеком 30 лет, а в этом возрасте коррекция допущенных ошибок возможна лишь усилиями самого человека, большой работой над собой. А наиболее серьезные последствия имеют ошибки, допущенные мамами именно в воспитании ребенка раннего возраста, до 3-х лет. Давайте совершать как можно меньше ошибок в воспитании с самого рождения, чтобы нашим детям не пришлось сталкиваться с проблемой их исправления!!!

15.12.04
Елена Шмакова (Lapka),
мама троих детей 1, 3 и 7 лет.
Новосибирск.