Какие дети в 11 месяцев. Развитие детей в одиннадцать месяцев

В возрасте 11 месяцев развитие ребенка «шагнуло» далеко вперед. Сложно сказать, стал ли проще уход за ним, но карапуз уже многое может: сидеть, ползать, шагать.

Развитие касается и формирования навыков кушать самостоятельно. Яркая чашка непременно заинтересует малыша, и он захочет воспользоваться ей для питья. Кроха стремится все сделать сам, поэтому можно предложить ему ложку. Она тоже должна быть яркой и привлекательной для ребенка.

Старайтесь приучать своего непоседу к чему-то новому, когда он спокоен. Процесс кормления должен доставлять малышу удовольствие и проходить с комфортом. Детская посуда должна быть сделана из качественного пластика и подходить по размеру для ручек ребенка.

Меню остается прежним, а вот порции, предлагаемые малышу, стоит слегка увеличить. Тогда развитие ребенка будет полноценным: к концу 11 месяца он сможет прибавить в весе около 350 г и немножко подрастет.

Семейное меню не вполне подходит для малыша, поэтому торопиться знакомить его с блюдами, приготовленными по рецептам для взрослых, не стоит. А вот совместный прием пищи с мамой и папой за общим столом полезен малышу для развития представлений о семейных традициях.

Спокойная обстановка и присутствие родителей благоприятно влияют на формирование психики ребенка. Мама и папа послужат для него эталоном поведения за столом. Копируя родителей, малыш быстрее научится самостоятельно кушать.

Не проявляйте повышенного внимания к крохе в такие моменты. Казалось бы, ребенок не должен развлекаться при приеме пищи, но ведь он еще маленький. Пусть играет с едой, для развития это необходимо – таким образом карапуз постигает мир.

Что на столе?

В принципе, новых продуктов в меню малыша нет. Питание ребенка в 11 месяцев то же, что и месяц-два назад. Хотя ему уже доступны многие здоровые блюда.

Разумеется, такие продукты, как торты, грибы, шашлык и им подобные, рекомендуется отложить на потом. Все новое вводите в меню постепенно, начиная с чайной ложки. Если замечаете признаки аллергической реакции, немедленно отменяйте новинку.

В 11 месяцев у малыша имеется достаточное количество зубов, чтобы перейти с овощных и фруктовых пюре на мелко порезанные фрукты, ягоды и овощи.

Желудок становится более крепким и способен переварить не только каши, но и мясные продукты. Это могут быть нежирные паровые мясные котлетки, тефтели, отварная курица. Все мясные изделия перед кормлением малыша обязательно нужно порезать на мелкие кусочки. Сочетать их нужно с уже известными ребенку продуктами – овощными пюре, кашами. В этом возрасте лучше не стремиться добавлять новые продукты в меню еженедельно и не экспериментировать с незнакомыми блюдами.

Основу рациона питания малыша в 11 месяцев при правильном уходе должна составлять пища, богатая витаминами и микроэлементами.

Очень полезен витаминный салат, рецепт которого прост: блюдо готовится из тертой моркови и яблока, заправляется сметаной с добавлением пары капель растительного масла. Чтобы салат пришелся малышу по вкусу, можете использовать небольшое количество сахара.

Можно также готовить фруктовые салаты, например, из яблока, банана и , заправляя их натуральным домашним йогуртом.

О важности питья

Рацион в этом возрасте дополняют различными соками, чаем и отварами. Свежие соки можно приготовить самостоятельно, например, из яблок. Не нужно преуменьшать значение обыкновенной воды, которая, как никакой другой напиток, хорошо утоляет жажду.

Правильное питье спасает детский организм от обезвоживания. Ребенок на этом этапе развития пьет около 200 мл воды в сутки.

Из ягод и фруктов по проверенным рецептам. Для приготовления потребуются:

  • ягоды или фрукты;
  • очищенная вода;
  • картофельный крахмал;
  • сахар.

Сначала необходимо пропустить плоды через марлю или мелкое сито, чтобы они пустили сок. Сок отставить, а ягоды залить водой и кипятить минут 15-20. После этого немного остудить и процедить, добавить крахмал и снова постепенно довести до кипения. Когда кисель полностью остынет, влить в него ранее выжатый сок и хорошо размешать. Малышу давать слегка подогретым.

Возьмите на заметку

  1. Многие любят картофель, но часто готовить его не стоит. Перед приготовлением клубнеплоды необходимо около 40 минут вымачивать в холодной воде.
  2. Можно добавлять в детские блюда в малых количествах сахар, соль и свежую зелень.
  3. Нельзя давать жареное, копченое, острое и консервированное (за исключением детских консервов).
  4. Исключите из меню продукты, которые могут послужить поводом для возникновения аллергии. Среди них – мед, орехи, цитрусовые, шоколад.
  5. Режим питания должен предусматривать 5 приемов пищи в день.
  6. Пищу рекомендуется измельчать вилкой.

О грудном вскармливании

В 11 месяцев питание малыша имеет свои нюансы. С одной стороны, детский желудок уже адаптирован ко многим «взрослым» продуктам, и это огромный плюс – многие мамы постепенно отлучают ребенка от груди.

Если есть возможность, кормите кроху грудью как можно дольше – это важно для его развития. В одиннадцать месяцев кормлений может быть два: утром и перед сном. Это наиболее удобный для мамы и малыша режим.

Молоко по-прежнему важно

Молоко и кисломолочные продукты – необходимая составляющая меню ребенка в 11 месяцев. Также необходимо употребление творожка, ведь содержащиеся в нем вещества – строительный материал для костей, зубов и волос.

Касательно коровьего молока для кормления ребенка в возрасте до года мнения специалистов расходятся. Одни говорят, что польза его только для детей после года, другие не рекомендуют давать коровье молоко до 1,5-2 лет.

Продолжают быть актуальными детские каши. Они насыщают организм микроэлементами и утоляют голод. Некоторые малыши отказываются их есть с приближением кризиса годовалого возраста – как раз в 11 месяцев, это закономерное явление в процессе развития ребенка.

Решить проблему можно с помощью творческих идей. Главное – заставить работать детскую фантазию и превратить скучное поглощение пищи в увлекательный игровой процесс.

Как быть с капризами?

В 11 месяцев дети становятся разборчивее в еде. Они могут выбирать за обедом только один продукт, отказываясь от остальных.

Не стоит кормить своего непоседу насильно. Ребенок даст понять, когда проголодается. Этот совет актуален, только если в еде нет длительных перерывов – более трех часов.

Если малыш не проявляет интереса к еде долгое время и выглядит апатичным, обратите внимание на сопутствующие симптомы и попросите помощи у педиатра.

Если ребенок не доел все, что находится в тарелке, ни в коем случае не заставляйте его. Это приводит не только к проблемам со здоровьем (желудок растягивается, а если перекармливать регулярно, со временем не исключено и ожирение, гастрит), но и психологическим – у малыша появляется отвращение к еде.

Кладите в тарелку столько, сколько он съедает – значит, столько и нужно для развития и здоровья детского организма.

С возрастом и аппетит, и вкусовые предпочтения могут измениться. Это также зависит от состояния здоровья, настроения и степени физической активности.

Причиной отказа от еды могут служить «перекусы» в рационе. Булочка, сушка, яблоко на прогулке – для детского желудка немало, и вот за ужином он не съедает и половины предложенного. Поэтому пытайтесь формировать режим питания максимально правильно.

  1. Младенец отлично сидит без поддержки. Может сесть из положения стоя и пытается или уже встаёт из положения сидя.
  2. Ребёнок в 11 месяцев отлично ползает. Часто бывает так, что малышу проще передвигаться на четвереньках и он не хочет учиться ходить. В таком случае торопить кроху нельзя. Ведь ползая, малыш чётче ощущает своё тело в пространстве, учится ориентировать. Этап ползания крайне важен для дальнейшего развития опорно-двигательного аппарата и мускулатуры.
  3. Одиннадцать месяцев – тот возраст, когда ребёнок начинает самостоятельно стоять без опоры. Кто-то из детей стоит буквально секунд десять, кто-то делает это уже намного уверенней, дополняя самостоятельными шагами.
  4. Малыш в 11 месяцев хорошо освоил движения мелкой моторики и без проблем манипулирует пальцами рук. Особенно нравится крохе перебирать мелкие предметы, вкладывать их в более крупные, ставить друг на друга кубики и нанизывать кольца пирамидки. Знакомые действия ребёнок выполняет по памяти, слушая просьбу взрослых.

    Если игрушка крохе не знакома, можно сразу не показывать, какие конкретные действия с ней можно совершать, а понаблюдать, что придумает младенец. Так у ребёнка будет развиваться фантазия и важный навык — самостоятельно играть и придумывать новые игры со знакомыми игрушками. Если ребёнок не знает, что делать, как играть, обязательно покажите несколько вариантов.

  5. Малыш проявляет интерес к другим детям, живо реагирует на их появление. В общении может чётко показать, кто ему по нраву, а кто нет, тем самым дифференцируя своё отношение.
  6. По инструкции взрослых малыш с удовольствием выполняет порученные действия с игрушками – кормит куклу, укладывает её спать, выгуливает собачку.

    Эти игровые элементы в определённой ситуации станут для родителей хорошим подспорьем. Если малыш отказывается кушать по причине проявления характера, предложите ему сначала покормить собачку (или целый зоопарк, если игрушек много) и поесть за компанию. Очень редко в таких ситуациях дети отказываются от приёма пищи. Если кроха не хочет спать, создайте ритуал на основе игры. Расскажите малышу, что его звери (куклы) хотят спать и их надо уложить. Когда ребёнок всех уложит, почитайте малышу сказку, дайте вечернюю порцию смеси или покормите грудью, если кроха ещё грудничок, приглушите свет. Младенец вскоре заснёт.

  7. Малыш с большей долей вероятности уже говорит слова «мама», «папа», «баба» или активно пытается их произнести. Дети 11 месяцев также очень любят рассматривать картинки животных, слушать, кто как говорит, и повторять. Пусть не совсем точно, но слога «гав-гав», «мяу», «ква-ква» прекрасно дополнят словарь активных слов, внеся разнообразие в речь.
  8. Ребёнка на 11 месяце можно учить самостоятельно кушать и пить. К этому времени малыш должен крепко держать поильничек и осваивать ложку.

Конечно, для того чтобы привить навык кушать и пить без посторонней помощи, родителям надо постараться, запастись терпением, детскими фартучками и передниками. Но поверьте, в последствии вы избавите себя от колоссального объёма работы и облегчите малышу жизнь.

Что должен делать ребёнок на 11 месяце жизни в обязательном порядке?

Если у 11 месячного младенца отсутствуют определённые навыки, необходимо обратиться к специалисту для выяснения причины:

Физическое развитие

Масса тела ребёнка в 11 месяцев варьируется в пределах 8 — 10 килограммов. Всё зависит от исходной массы тела при рождении, пола и питания малыша. За текущий месяц ребёнок набирает около 350 — 400 граммов.

Рост ребёнка в 11 месяцев за одиннадцатый месяц увеличивается на 1 — 1.5 сантиметра.

У подавляющего большинства детей к этому времени появляются зубы. В среднем в 11 месяцев их уже четыре. Но всё индивидуально.

Если ещё нет ни одного зуба, не переживайте. Спросите у бабушек и дедушек, во сколько вылезли первые зубки у вас. Этот факт во многом определяет сроки прорезывания у вашего чада.

Питание и уход

Кушает ребёнок уже практически за общим столом. Разница заключается в том, что пища будет более измельчённая, исключены жареные, приправленные блюда и полуфабрикаты.

Смесь и грудное молоко остаются важной частью младенческого рациона. Малыш употребляет их перед сном, ночью, часто после пробуждения. Грудничок, скорее всего, к груди будет прикладываться чаще. Особенно это будет ему необходимо во время болезней и прорезывания зубов.

Даже если у младенца нет зубов, давайте крохе тефтельки, детские печеньки и приготовленные мелко порезанные овощи. Так ребёнок будет развивать навык жевания. Об отсутствии зубов не переживайте. Десны у малыша очень плотные и крепкие для того, чтобы справиться с нетвёрдыми кусочками пищи.

Ребёнку будет полезно и познавательно сидеть за общим столом и трапезничать в компании родных. Таким образом будет прививаться культура питания и правильные пищевые привычки.

Уход за ребёнком включает в себя ежедневные утренние и вечерние процедуры (умывание, чистка зубов), купание, стрижку ногтей и волос. После сна и еды высаживайте малыша на горшок.

Если кроха сопротивляется, выгибается дугой и отказывается садиться на горшок, не настаивайте. Отложите это дело на месяц — другой.

Как развивать 11 месячного ребёнка

Для рисования лучше всего подойдут пальчиковые краски. Также крохе будет интересно рисовать на поверхности, припылённой мукой или манкой.

Начинать лепить лучше из мягкого воскового пластилина. Покажите ребёнку простейшие приёмы – как сделать жгутик, шарик, как можно «слепить» целую картину.

Возможно, некоторые занятия покажутся сложными. Но дети, как известно, не перестают развиваться ни на минуту. И то, что покажется неосуществимым сегодня, легко сделается завтра.

Режим дня и питания ребенка в 11 месяцев практически ни чем не отличается от распорядка десятимесячного малыша за исключением того, что многие дети в этом возрасте переходят на одноразовый дневной сон. Если в предыдущие месяцы родители не придерживались специального режима, в начале двенадцатого месяца жизни необходимо постепенно приучать кроху к определенному распорядку. Некоторые дети поступают в дошкольные образовательные учреждения в 1,5 года (ясельные группы), и соблюдение режима поможет им не только легче адаптироваться к новым условиям, но и снизить нагрузку на нервную систему.

Что нового появляется в распорядке?

  1. Существенных изменений в распорядке ребенка в этом возрасте не происходит. До 10-11 месяцев многие малыши нуждаются в двухразовом дневном отдыхе продолжительностью 1-1,5 часа.
  2. Здоровых детей, развитие которых соответствует возрастным и физиологическим нормам, в 11 месяцев можно приучать к одноразовому дневному сну, длительность которого составляет около 3-4 часов. Организовать его лучше всего сразу после обеда, то есть примерно в 13.30-14.00.
  3. Послеобеденную прогулку в этом случае необходимо перенести на утренние часы (с 10.00 до 12.00) или на вечер (перед ужином).

Очень важно правильно определить готовность малыша к одноразовому дневному отдыху. Торопиться с отучением от прежнего режима не стоит в следующих случаях:

  • малыш просыпается раньше 17 часов (длительность дневного отдыха составляет менее 3 часов);
  • ребенок стал капризным и беспокойным;
  • появились проблемы с укладыванием на ночной сон;
  • ребенок стал просыпаться ночью.

Если по всем признакам малыш не готов к изменениям в режиме дневного сна, организовывать отдых в дневное время рекомендуется с 10.30 до 12.00 и с 16.30 до 18.00.

Примерный режим дня ребенка в 11 месяцев

Режим и рацион питания

Режим питания в 11 месяцев должен состоять из пяти основных кормлений, интервал между которыми составляет около 3,5-4 часов. Более частые кормления могут отрицательно повлиять на работу пищеварительной системы грудного ребенка, так как организм не успевает выработать достаточное количество ферментов для усвоения и расщепления новой порции продуктов, и будут препятствовать выработке здоровых пищевых привычек. Перекорм также может стать причиной ожирения, которое в этом возрасте опасно развитием патологий со стороны эндокринной и сердечно-сосудистой системы. Слишком частое и калорийное питание на первом году жизни также повышает риск развития детского сахарного диабета, поэтому распорядок кормлений – важный этап правильной организации питания детей в возрасте 11 месяцев.

Начиная с двенадцатого месяца жизни, необходимо вырабатывать у крохи правильные пищевые привычки (включаю саму организацию питания). Для этого нужно:

  • перед каждым кормлением мыть руки;
  • во время еды давать ребенку в руку ложку (одновременно мама должна показывать, как правильно пользоваться столовыми приборами);
  • напитки наливать в специальную чашку-непроливайку и приучать ребенка пить из чашки без использования поильников.

Если семья придерживается принципов диетического питания, можно позволить ребенку брать руками продукты с общего стола. Если малыш слишком увлечется и превратит кормление в игру, необходимо пересадить его в свой стульчик на 5-10 минут, после чего повторить попытку. Если ситуация повторится вновь, кормление нужно заканчивать – ребенок не голоден.

Грудное молоко: давать или нет

Ребенок в 11 месяцев по-прежнему нуждается в материнском молоке или . Большинству детей в день достаточно 220-250 мл грудного молока или молочной смеси, и эту потребность можно удовлетворить одноразовым кормлением сразу после пробуждения. Если ребенок продолжает просить грудь или бутылочку перед засыпанием, это также может считаться вариантом нормы: возможно, он не выпил достаточного количества молока в утреннее кормление, или не получил необходимого количества калорий за ужином.

Причиной такого поведения может быть и потребность в общении с мамой, поэтому важно как можно больше свободного времени проводить с малышом, обеспечивая тактильный и эмоциональный контакт.

Важно! Отучить ребенка от сосания груди перед сном можно, предложив ему в качестве замены молочный напиток, кефир ли жидкую молочную кашу.

Чем кормить ребенка в одиннадцать месяцев

Рацион ребенка в 11 месяцев уже максимально приближен к меню годовалых детей и состоит из большого количества продуктов, из которых можно составить недельный план здорового и сбалансированного питания.

Овощи и фрукты

Ребенок в 11 месяцев очень хорошо удерживает в ручке овощи и фрукты, нарезанные крупными кусками и очищенные от кожуры. Под присмотром взрослых ему можно давать груши, яблоки, морковь, бананы, персики, кусочки свеклы. Если у ребенка еще мало зубов, или он давится сырыми овощами, их можно отваривать в подсоленной воде и нарезать небольшими кубиками. Фрукты можно запекать в духовке, добавляя чуть-чуть меда (при отсутствии аллергии на продукты пчеловодства) и сахарной пудры.

Не рекомендуется давать детям, не достигшим годовалого возраста, киви, апельсины, ананасы, папайю, манго и другие тропические фрукты, так как они могут спровоцировать аллергию. Также не следует давать малышу темные и красные ягоды: малину, клубнику, черную смородину.

Мясо и рыба

В 11 месяцев ребенок может употреблять любую рыбу и мясо, но в меню следует ограничить количество жирных сортов и давать их не чаще 1 раза в неделю. Это относится к свинине, скумбрии, семге и другим разновидностям рыбы и мяса с повышенным содержанием жирных кислот. Они необходимы для здоровой работы мозга, но в повышенных количествах могут вызвать несварение желудка и кожную сыпь.

Давать ребенку мясо и рыбу можно в отварном виде (нарезав на маленькие кусочки), а также в виде паровых котлет и фрикаделек. От гомогенизированного пюре в баночках необходимо постепенно отказываться.

Яйца

Яйца – это незаменимый продукт для питания детей любого возраста, так как они содержат почти все необходимые ребенку витамины и минералы и обеспечивают надежную профилактику рахита. Давать яйца в 11 месяцев можно в виде парового омлета, в который можно добавить кусочки вареных овощей и немного мелко рубленной свежей зелени. Лучше использовать для детского питания перепелиные яйца – в них меньше холестерина и больше магния, калия, марганца и других минеральных солей.

Супы

Суп можно перетирать до состояния пюре или давать в жидком виде, добавляя в него крупы или хлеб. Отлично подходит для питания детей данной возрастной группы куриный суп, овощные супы с фрикадельками, некрепкие мясные бульоны (приготовленные из фермерского мяса). Не стоит давать ребенку в 11 месяцев супы с фасолью, горохом, борщ, свекольник, суп из квашеной капусты и грибов.

Крупы и макароны

При отсутствии у малыша признаков целиакии (непереносимости глютена) ему можно давать любые крупы. Если до этого мама использовала готовые продукты (сухие каши), в возрасте 11-12 месяцев от них следует постепенно отказываться. Каши можно готовить на молоке, добавлять в них кусочки фруктов или немного меда.

Макаронные изделия должны присутствовать в рационе 1-2 раза в неделю. Для питания одиннадцатимесячных детей подходят только макаронные изделия небольшого размера, приготовленные из твердых сортов пшеницы. Лучше приобретать продукты данной группы в специализированных детских магазинах или отделах детского питания.

Кисломолочные продукты

Ежедневно ребенок в 11 месяцев должен съедать 70-80 г творога. Творог полезен для здоровья костной и хрящевой ткани, а также необходим для правильного усвоения некоторых витаминов, в первую очередь, витамина D. В этом возрасте ребенку также можно давать ацидофиллин, бифидок, натуральный йогурт и детский кефир.

Напитки

Из напитков одиннадцатимесячному малышу можно предложить подслащенные компоты из свежих и сушеных фруктов, морсы из ягод, фруктовые и овощные соки. В вечернее время можно дать чай из цветков липы и ромашки – он обладает успокаивающим действием, особенно полезен для гиперактивных малышей и детей, склонных в нервной возбудимости.

Примерное меню на день

  • Первое кормление: адаптированный заменитель молока или молочная смесь.
  • Завтрак: молочная каша из гречневой крупы с медом и курагой, отвар шиповника, детское печенье.
  • Обед: суп-пюре из цветной капусты, фрикадельки из индейки, кусочек сыра (не более 10 г), небольшой кусок черного хлеба или сухарик. В качестве напитка можно предложить компот.
  • Полдник: творог с кусочками фруктов или фруктовым пюре, фруктовый сок.
  • Ужин: рыбная котлета с гарниром из картофельного пюре, ромашковый напиток.
  • Перед сном: кефир или ацидофиллин. Детям, нуждающимся в грудном кормлении, перед сном можно дать грудь.

Важно! Меню для детей, находящихся на грудном или искусственном вскармливании, в 11 месяцев ничем не отличается.

МИР РЕБЕНКА

В предыдущей главе мы говорили о том, как десятимесячный малыш привыкал к тому, что за словами "поцелуй меня", "ладушки-ладушки", "вот какой ты большой" следуют определенные действия. Теперь мы видим, что его понимание речи не ограничивается восприятием этих фраз. В речевом потоке он научился различать отдельные слова и предложения. Хотя малыш способен произнести всего одно-два слова, он стал гораздо лучше понимать их смысл. Теперь ребенок проявляет интерес к значению отдельных слов, и самое время заняться с ним чтением. Почти у каждого ребенка есть любимые книжки. Лучше отказаться от детских картонных книжечек, несмотря на их прочность и долговечность. Как правило, картинки в них тусклые и скучные. Старайтесь выбирать для своего ребенка книжки с прочными гладкими страницами, яркими рисунками и интересным содержанием. Вначале малыш будет играть с ней, как с любой другой игрушкой, дергать за страницы, вертеть в разные стороны и стучать об пол. Только после тщательного и подробного осмотра книги ребенок сможет сосредоточиться на ее содержании. Занимательные детские книжечки - переходная ступенька от игрушки к книге. Когда вы заметите, что ребенка стали интересовать картинки, выбирайте для него книжки с изображением знакомых предметов. Одним малышам нравятся большие картинки, где нарисованы телефон, мягкий плюшевый мишка или связка ключей. Другие любят искать картинки с изображением какого-нибудь сказочного персонажа, который появляется на каждой странице книги, Микки Мауса, Красной Шапочки или Серого Волка. Вполне естественно, что родители с удовольствием читают ребенку, посадив его к себе на колени, однако это может ему не понравится, потому что так он не видит лица взрослого. Старайтесь читать ему, сев с ним рядом на пол, так чтобы он мог одновременно смотреть вам в лицо и видеть книгу.

Двигательные навыки

В одиннадцать месяцев некоторые дети продолжают ползать, а другим уже удается самостоятельно сделать несколько шагов. Однако большинство детей учатся ходить, опираясь на руки родителей или держась за мебель. Делая первый шаг, ребенок поднимает руки как крылья, балансирует, широко расставив ноги, сгибает коленки, слегка наклоняется вперед. Приобретя некоторый опыт, он сможет поддерживать равновесие с помощью одной руки, зажав в другой игрушку. Вскоре малыш будет брать предметы в обе руки. По-видимому, он пытается узнать, сколько игрушек ему удастся нести одновременно.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Одиннадцатимесячный ребенок радуется новым звукам и новым зрительным образам. Волнующим событием для него станет, например, путешествие в супермаркет. Он с удовольствием будет трясти коробкой с макаронами, трогать бананы и нюхать дыню. Некоторые дети любят пробовать на вкус все новое. Вы удивитесь, увидев, как малыш стремится попробовать грибы или откусить кусочек цветной капусты. Если ребенок перевозбудится, дайте ему взятую из дома еду: кусочек сыра, виноград или любимое печенье.
В этом возрасте большинству детей нравится испытывать новые осязательные ощущения. Ребенку может что-то нравиться больше, а что-то меньше. Иногда он раздражается от прикосновения к некоторым предметам или веществам. Например, ребенок будет отказываться ходить босиком по пляжу, если ему не нравится ощущать под ногами песок. Малыш может испытывать отвращение, прикасаясь руками к чему-нибудь липкому и влажному, например к желе или кефиру. Эта негативная реакция указывает на повышенную тактильную чувствительность. Если ребенок особенно остро реагирует на те или иные ощущения, попробуйте познакомить его с ними постепенно и ненавязчиво. Рассыпьте на полу немного порошка, и пусть малыш наступит на него, или капните ему на указательный палец немного кефира. Если малыш приобретет подобный опыт, его не будет раздражать смена ощущений при прикосновении к разным поверхностям.
Разнообразие - важный элемент при восприятии мира через прикосновения. Старайтесь, чтобы ребенок как можно чаще ходил босиком. Ему понравится шлепать босиком по холодному кафелю в ванной, по ворсистому ковру или гладкому деревянному полу. Вопреки расхожему мнению, вовсе не обязательно надевать ребенку туфельки или ботиночки, чтобы он не упал, делая первые шаги.
В этом возрасте он начинает понимать пространственные взаимоотношения и представляет, что такое "внутри" и "сзади". Он знаком с тем, что значит спрятать игрушку, и теперь его гораздо труднее обмануть. Раньше, когда вы перепрятывали предмет из одного места в другое, ребенок продолжал искать его там, где вы его спрятали в первый раз. Теперь он внимательно следит за вашей рукой и уверенно направляется к новому тайнику.
Однако ребенку пока еще трудно засунуть один предмет в другой. Если малышу дать две баночки разного размера, ему далеко не сразу удастся поставить меньшую в большую. Ему придется сделать много попыток, прежде чем это у него получится. Он приложит много усилий, пока не поймет, что нельзя засунуть большую банку в маленькую. Гораздо легче удается ребенку класть маленькие предметы в большие коробки, корзинки или в другие емкости. В конце концов, это может превратиться у него в навязчивую идею. Ребенок будет снова и снова опускать маленькие вещицы в коробку, вытаскивать или выкидывать их и опять класть обратно. Родителям очень скоро надоест наблюдать за его действиями, а малыш будет увлеченно и сосредоточенно продолжать игру в течение долгого времени.

Понимаем своего ребенка

В период между десятым и двенадцатым месяцем у малыша резко возрастает потребность в человеческом общении. Раньше контакты ребенка с окружающими людьми ограничивались тем, что он пытался сообщить о том, в каком состоянии он находится, весело ему или грустно, хорошо или плохо, доволен он или беспокоится. Двух-трехмесячному младенцу удавалось подавать лишь отдельные условные сигналы. Теперь у ребенка появились более широкие возможности для общения. Иногда родителям, постоянно находящимся рядом с малышом, труднее, чем посторонним наблюдателям, заметить происходящие в нем изменения. Часто речевые успехи малыша первыми замечают пришедшие в гости знакомые или бабушка с дедушкой. Вот несколько типичных примеров того, как бабушка с гордостью рассказывает о своем внуке или внучке.
"Вы не поверите, какая смышленая наша Розмари. Я взяла ее с собой в бассейн, и ей там так понравилось! Потом мы вернулись в дом, я ее одела, а через мгновение она уже стояла у окна. Розмари, выглядывая на улицу, смотрела на бассейн и была ужасно возбуждена. Она все время дергала воротник своего костюмчика, показывала пальцем на бассейн и говорила: „О, о". Она говорила мне, что хочет опять в бассейн".
"Я знаю, что вы мне не поверите, но Николас действительно начинает говорить. Он говорит „ммм", когда видит, как мама готовит еду, „дай-да", когда просит что-нибудь, и „ба-ба", когда видит меня. А когда я читаю ему сказку про трех медведей и мы приближаемся к тому месту, где маленький мишка собирается съесть свою кашу, Николас каждый раз говорит „ммм".
Ваш ребенок все больше и больше интересуется названиями предметов. Возьмите малыша с собой в магазин за покупками. Покажите ему некоторые продукты и скажите, как они называются, например, молоко, бананы, хлеб или печенье. Путешествуя в автомобиле или сидя перед телевизором, ребенок радостно вскрикивает при виде собак, коров, грузовиков и всего, что ему хорошо знакомо. В этом возрасте дети все чаще различают в речи окружающих ключевые слова, включая песенки, в которых говорится о действиях. Когда вы поете, ребенок пытается жестами изображать то, о чем в ней говорится.
Малыш становится все более общительным. Теперь он охотно знакомится с новыми людьми. Хотя маме и папе не грозит конкуренция, ребенок с особым энтузиазмом приветствует знакомых взрослых. Чаще всего малыш выражает свое хорошее отношение тем, что протягивает им игрушку. Теперь, проявляя в общении с окружающими все большую активность, ребенок постоянно стремится быть в центре событий. Когда вся семья вместе с друзьями собирается за столом, ему обязательно нужно быть тут же. Если в автомобиле ребенка посадили на заднее сиденье, а впереди сидит другой пассажир, он громким криком будет выражать свой протест. Его требования не всегда легко исполнить. Если условия позволяют, малыша можно устроить за общим столом. Когда во время поездки ребенок начинает капризничать, спойте все вместе песню или дайте ему в руки игрушечный руль, чтобы он мог "управлять" машиной.
Хотя повзрослевшего ребенка проще оставить с няней, в этом возрасте некоторые дети становятся даже более беспокойными, чем раньше. Малыш постоянно бодрствует, стараясь ни на минуту не упустить из виду родителей. Однако через какое-то время поведение ребенка меняется, и он находит в себе силы преодолеть страх перед разлукой с родителями.
В предыдущей главе мы говорили о том, что к концу первого года жизни у малыша возникают проблемы со сном, которые могут исчезать, а затем появляться вновь. Когда ночью родители уже готовы заснуть, ребенок вдруг начинает снова что-то требовать, и их сон прерывается.
Если ваш малыш ночью просыпается, и вы, меняя ему одежду или давая питье, все равно не можете его успокоить, возьмите его к себе в постель. Однако не стоит превращать это в привычку. Можно найти другой выход из положения - остаться в комнате ребенка и попытаться укачать его, ласково поглаживая и напевая колыбельную песню.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Поездка в автомобиле
Ребенку нравится ездить в машине, но теперь он уже не засыпает сразу, как раньше. Повесьте над сиденьем крупные бусы или бигуди, чтобы развлечь малыша во время путешествия.
Возьмите ребенка в магазин за покупками
Собираясь в магазин за продуктами, возьмите с собой малыша. Обычно такие прогулки хорошо влияют на детей. Расскажите ребенку о том, что он видит, и пусть он сам положит в корзину несколько небольших предметов. Помните, что, давая ребенку что-нибудь съесть во время прогулки, вы можете постепенно выработать у него привычку, от которой будет трудно избавиться.
Новые друзья
Хотя малыш по-прежнему постоянно следит за вами, ему нравится заводить новых друзей среди взрослых. Ребенок быстрее привыкнет к незнакомому человеку, если тот подарит ему игрушку.
Поход в ресторан
Родителям, так же как и детям, нравится иногда питаться вне дома. К сожалению, в этом возрасте ребенок не всегда может есть то, что подают взрослым. В ресторан можно взять с собой детский складной стульчик и посадить ребенка за общий стол. Не забудьте захватить сумку с игрушками и едой для малыша.
Игры с другими детьми
Ваш ребенок стремится к общению с другими детьми. Если у него есть старшие братья и сестры или соседи их возраста, он с интересом наблюдает за их играми и пытается обратить на себя внимание. С ровесниками малыши ведут себя иначе. Сначала дети будут играть по отдельности, затем через некоторое время познакомятся. Вскоре они начнут смотреть друг другу в лицо и даже обменяются игрушками.

Время игр

Покормите куклу
Наденьте на руку игрушечного зверька. Дайте малышу мячик и попросите его покормить игрушку. После того как вы покажете ребенку, как это делается, он поймет, о чем вы говорите.
Дочки-матери
Дайте ребенку расческу и куклу. Понаблюдайте, станет ли он причесывать ей волосы.
Юмор
Одиннадцатимесячный ребенок обладает развитым чувством юмора. Он начинает веселиться и хохотать, если замечает что-нибудь смешное. Притворитесь, что хотите попить из его рожка или обуть его ботиночки. Видите, как смеется ваш малыш?
За окном
Если вы услышите, как летит самолет или поет птичка, поднесите ребенка к окну и расскажите ему о том, что там видно.
Новые открытия
Чувство ритма
Покажите ребенку, как нужно отбивать ритм деревянной ложкой по перевернутой кастрюле или по формочкам для пирожных.
Через тоннель
Дайте игрушечной автомашине проехать через картонную трубку. Ребенок будет с нетерпением ждать, когда она появится в другом конце тоннеля.
Наденьте куклу на руку
Дайте малышу на руку куклу, и пусть он заставляет ее двигаться.
Игрушка с ленточкой
Привяжите разноцветные тесемки к двум самым любимым игрушкам вашего ребенка, например к машинке и к мишке. Положите их на некотором расстоянии от малыша, так чтобы он мог достать их, только дернув за ленточку. Попросите его дать вам сначала мишку, а затем машинку. Вскоре он научится доставать нужную игрушку. Попробуйте поиграть, спрятав сначала одну, а затем обе игрушки, так чтобы малышу были видны только ленточки.
Заводная игрушка
Ребенок учится играть с игрушками, которыми можно управлять. Дайте ему машинку, наверху у которой есть рычажок. С помощью этого рычажка малыш может регулировать ее движение.
Развитие координации
"Гимнастическое бревно"
Положите на пол хорошо отшлифованную доску (или гладильную доску), размером не меньше 15-ти сантиметров в ширину и 120-ти в длину. Пусть малыш находится на одном краю доски, а на другой вы положите игрушку. Он должен добраться с вашей помощью до игрушки и взять ее. Если доска будет лежать под уклоном, то игра будет еще интереснее.
Клейкая бумага
Положите на пол клейкую бумагу липкой стороной вверх. Прикрепите ее по краям к полу, так чтобы она не скользила. Пусть малыш пройдет по бумаге. Положите на нее несколько легких игрушек: ребенок с удовольствием сорвет их.
Это упражнение дает хорошую тренировку мышцам рук и ног малыша. Постарайтесь закончить игру прежде, чем она ему надоест.
Помогите малышу спуститься с лестницы
Если малыш научился взбираться вверх по лестнице, покажите ему, как
нужно спускаться на животе или встав на ноги. (Лучше показать ребенку безопасный способ, как спускаться с лестницы, чем рассчитывать на то, что лестница будет постоянно закрыта.)
Стул вместо ходунков
Если малыш начал ходить, покажите ему, как держась за маленький легкий стульчик, передвигать его по комнате.
Пусть малыш покатает коляску
Если ребенок только учится ходить, дайте ему покатать маленькую коляску. Это полезное упражнение, с помощью которого ребенок учится поддерживать равновесие и вовремя останавливаться. (Чтобы легкая коляска стала более устойчивой, положите в нее тяжелую книгу.)
Босиком по полу
Если ребенок ходит самостоятельно или держится за вашу руку, ему понравится почувствовать под ногами разную поверхность. Пусть он походит босиком по ковру и по гладкому полу, по песку и траве.
Принятие решений
Печенье в коробочке
Положите кусочки крекеров в маленькую коробочку из-под фотопленки или в пластмассовую баночку. Слегка прикройте баночку крышкой, а затем покажите малышу как ее снять и достать печенье.
Игра в мяч
Подтолкните мяч, так чтобы он покатился по направлению к ребенку, и пусть малыш вернет его вам обратно. Пойте песенку и играйте в мячик, стараясь поддерживать ритм.
Заверните игрушки
Оберните игрушки фольгой или бумажным полотенцем, и пусть ребенок развернет их. Не завязывайте их тесемкой или лентой.
Холодные предметы
Вернувшись из магазина и положив продукты в холодильник, оставьте несколько покупок, чтобы малыш мог сам их убрать. Поговорите с ним о том, какие они холодные, и дайте потрогать. Пусть ребенок поможет вам положить их в холодильник.
Сшейте для ребенка сумку
Сшейте малышу фланелевый рюкзачок, чтобы он мог надевать его на плечи. Положите внутрь игрушки, и пусть ребенок достает их.
Как обуть туфли
Дайте ребенку свои туфли и покажите, как их нужно обувать.
Домашние животные
Если вы собираетесь завести домашнее животное, лучше всего это сделать сейчас, пока малыш еще недостаточно силен для того, чтобы случайно обидеть своего любимца. К тому времени, когда ребенок подрастет, домашний питомец уже привыкнет к нему и в случае опасности сможет уберечься. Ваш ребенок наверняка получит огромное удовольствие от игры с четвероногим другом.
Сидящие игрушки
Дайте малышу игрушечного зверька, которого можно посадить. Положите игрушку на бок и посмотрите, сможет ли ребенок вернуть ее в сидячее положение.

Повседневные дела

Время кормления
Сыпучие продукты
Очень удобно пересыпать мелкие сухие завтраки из одной пластмассовой чашки в другую. Так гораздо труднее испачкаться, чем занимаясь переливанием воды.
Насыпьте в чашку мелкие кусочки и покажите ребенку, как нужно их пересыпать из одного сосуда в другой. Если просыплется немножко сухариков на стол, малыш с удовольствием их попробует.
Рисунок из муки
Если вместо карандаша использовать муку, то получатся волшебные рисунки. Рассыпьте муку тонким слоем на чистой гладкой поверхности. Поводите по муке пальцем, показывая, как можно нарисовать кружки, зигзаги и прямые линии.
Крекеры
Позвольте ребенку размазать по печенью сладкое желе или варенье, или пусть он украсит крекер с маслом кусочками сухих завтраков. Готовя для себя еду, малыш испытывает чувство ответственности.
Самообслуживание
Когда вы подаете ребенку пюре, кукурузу или другие овощи, пусть он сам отложит себе немного на тарелку: вы наверное удивитесь тому, какое блюдо ему захочется попробовать.
Чашка и ложка
Чашка и столовая ложка помогут малышу научиться наливать жидкость. Покажите ему, как нужно погружать ложку в миску с водой и наполнять чашку. В эту бесконечную игру можно играть, не боясь запачкаться. Для большего интереса положите в воду кусочки льда.

Время купания
Утиный суп
Играя с водой, ребенок приобретает огромный опыт. Используя различные сосуды, малыш знакомится с понятием пространства и объема. Дайте ему поварешку, сито и опустите в ванночку несколько игрушечных утят. Вы можете присоединиться к ребенку и поймать какого-нибудь утенка. Это занятие помогает малышу развить координацию движений рук и глазомер.
Чистая ванночка
Дайте малышу губку, чтобы он помыл ванночку. Ему понравится рисовать по стенкам кружки и проводить линии вверх и вниз.
Зачерпни и вылови
Дайте ребенку сито и несколько маленьких игрушек. Он будет зачерпывать ситом игрушки и вынимать их из воды. Эта игра способствует развитию координации движений.
Зубная щетка
Дайте малышу зубную щетку и посмотрите, станет ли он чистить зубы.
Переодевание
Игра с наклейками
Переодевать малыша всегда трудно, но можно облегчить себе задачу, позволив ему украсить подгузники наклейками. Он будет с удовольствием прикреплять их на новую одежду, а вы тем временем сможете без труда его переодеть.
Одежда для мишки
Сшейте для игрушечного мишки маленькую распашонку. Украсьте ее нашивками. Пусть ребенок оденет мишку. Это развлечет его во время переодевания.
Клейкая лента
Когда малыш особенно беспокойно ведет себя во время переодевания, попробуйте дать ему в руки кусочек клейкой ленты. Иногда это помогает отвлечь ребенка. Он будет приклеивать и отклеивать ленту, пока вы меняете ему одежду.

Время отдыха
Картинки, которые умеют пищать
Сделайте для малыша книжечку с картинками, которые умеют пищать. Пока вы переворачиваете страницы, ребенок будет играть. (Для этой цели можно купить специальные игрушки в магазинах, где продаются самые последние новинки. Вы можете приклеить или пришить их под кусочки ткани в своей самодельной книге.)
Одежка на молнии
Оденьте кукле или мишке костюмчик на молнии. Покажите ребенку, как молния двигается вверх и вниз, как она расстегивается и застегивается. Пусть ребенок постепенно учится осваивать некоторые необходимые навыки.
Игра с перчатками
Игра с большими перчатками заставит малыша решать огромное количество проблем. Сделав много попыток, он узнает, как нужно надевать на руку перчатку. Он может продолжить игру, надевая перчатку на ногу.
Песня в автомобиле
Петь хорошо знакомые песни - отличное занятие во время поездки на машине. Если малыш отказывается сидеть на сидении и капризничает, спойте ему какую-нибудь простую песенку, и вы увидите, как быстро он успокоится.

В радостных хлопотах и заботах практически подошел к концу первый год материнства. Из неуверенной в себе и слегка испуганной мамы, каждая женщина превращается в опытную всезнайку, способную дать совет каждому, и не только в вопросе воспитания детей. Конечно, ведь за плечами остались бессонные ночи, колики, перебои с грудным молоком, первый неудачный прикорм и многие другие увлекательные хлопоты.

Еще совсем немного и вашему малышу исполнится год. Но пока вы наслаждаетесь и наблюдаете за развитием ребенка в 11 месяцев. Без сомнения, он стал выше, сильнее, активнее. Он резвый и подвижный, веселый и жизнерадостный. Он с каждым днем впитывает в себя новые навыки и умения и становится все более самостоятельным.

Показатели нормы физического развития ребенка в 11 месяцев

Рост и вес

Наблюдая за своей крохой, вы с удивлением отмечаете, как быстро ваш малыш растет и набирает вес. За текущий месяц кроха набрал в среднем 400–600 грамм, и стал выше на 1,5–2 см. Такая статистика общепринята, но весьма условна. Все дети разные и показатели массы тела и роста ребенка зависят исключительно от его питания, образа жизни и генетики. Не стоит расстраиваться, если ваша кроха не дотягивает до среднестатистических показателей. Как утверждают педиатры, подвижные дети более худотелые, а спокойные малыши всегда упитанные. Так что просто наблюдайте за своим чадом и делайте соответствующие выводы.

«Очень нелегки, первые шаги…»

Благодаря своему физическому развитию 11-месячный ребенок делает первые шаги в этом возрасте самостоятельно. Вы неоднократно наблюдали, как он ловко передвигается по своей кроватке, держась за перекладину, но совершить тоже действие на полу, малыш почему-то не решается. Но теперь он достаточно окреп, более уверен в своих силах, смело передвигается, держась за вашу руку, и все чаще отпускает ее отправляется в самостоятельное путешествие.

Вы с удовольствием наблюдаете как из неповоротливого мишки, ваша кроха превращается в непоседу. Он уверенно встает и садится, быстро ползает, способен преодолевать препятствия, самостоятельно спускается на пол с кровати. А самое главное, каждое его действие сопровождается массой позитивных эмоций .

Эмоциональное и психологическое развитие ребенка

Малыш развивается и растет. Эмоциональная окраска всех его ощущений становится более яркой. Неприятные ситуации всегда сопровождаются детским криком, недовольством, обидой, иногда даже слезами. Не менее бурные эмоции сопутствуют положительным событиям - малыш смеется, восклицает, издает восторженные крики.

Несмотря на определенную самостоятельность – стремление ходить, поглощать пищу, исследовать территорию дома, малыш очень привязан к маме. Ей и шагу нельзя ступить без своего непоседы. Такую чрезмерную привязанность психологи объясняют, подсознательным нежеланием ребенка становится самостоятельным. Хотя каждый малыш индивидуален: один способен устроить истерику при виде мамы, закрывающей за собой дверь в ванную комнату, другие - запросто теряют объект своего обожания из виду и исследуют новые территории.

Психологической особенностью развития 11-месячного ребенка, становится совершенствование тактильных ощущений. В этом возрасте на милом личике часто проявляется выражение брезгливости, связанное с разлитым кефиром, водой, рассыпанным сахаром. А уговорить малыша пробежаться босыми ножками по песочку вообще редко удается с первой попытки. Не стоит переживать по этому поводу, такая реакция вполне обоснованна, именно в этом возрасте наблюдается повышенная осязательная чувствительность у детей. В игровой форме кроху необходимо познакомить с новыми ощущениями, и они со временем обязательно заинтересуют и понравятся ему.


Интеллектуальное развитие и бытовые навыки

Каждый месяц развития ребенка интересен и богат событиями. Но возможно, что именно на двенадцатом месяце ваш малыш осознанно произнесет первое слово . Конечно, ребенок и так лопочет без остановки, но это только фрагменты и слоги. Он скажет свое первое «мама», «папа», «дядя», «дай», и к году его словарный запас вырастет до 10 слов.

Учимся играя

Специалисты рекомендуют львиную долю времени бодрствования малыша, посвящать игре. В этом возрасте детям становится интересна любая деятельность. Особенно увлеченно малыши играют в сортеры, нравится пирамиды и крупная мозаика. Но все же самыми интересными становятся бытовые предметы. Это и не удивительно ведь это – «игрушки» взрослых. Приобщайте малыша к своим занятиям, если готовите обед, разрешите ему класть овощи в кастрюльку, когда наводите порядок в квартире дайте ему орудовать пылесосом, главное, соблюдайте правила безопасности и не оставляйте малыша одного надолго.


В этом возрасте, мелкая моторика становится более совершенной, теперь ребенок без труда самостоятельно берет ложку и пытается поглощать пищу. Конечно, не все получается идеально, большая часть пюре, супа или кефира, пролита, и, тем не менее, это стремление нужно всячески поощрять.

Любое самостоятельное действие ребенка должно сопровождаться позитивными эмоциями с вашей стороны. Хвалите малыша, когда он пытается сам расстегнуть ботинки или пуговицы, расчесать волосы, умыть лицо и даже почистить зубки. Конечно, ему не все удается, но все интересно. Похвальное слово и ваша улыбка станут серьезным стимулом на пути познания нового мира.

Путь к горшку

Краеугольным камнем остается вопрос с приучением малыша к горшку. Не стоит спешить, понаблюдайте за своим ребенком. Если перерывы между мочеиспусканием достигают двух и более часов, то пробуйте, но только играя. Многие дети с удовольствием осваивают новый предмет. Если же ваше чадо капризничает, боится горшка, не упорствуйте, всему свое время.

Чтение

Многие специалисты утверждают, что 11 месяцев – это идеальный возраст для осознанного знакомства малыша с книгой . Конечно, вы и раньше читали ему стихи и сказки, но воспринимать и понимать книгу, малыш научился только сейчас. Если вы приверженец раннего развития ребенка, то это идеальная пора для занятий чтением, например, по методике Домана.

Социальные навыки

Малыш уже отождествляет себя как личность, именно поэтому ему очень интересны игры в коллективе с другими детьми. Обязательно посещайте детские площадки и парки, учите кроху взаимодействовать с другими субъектами общества. Ходите в гости к своим сверстникам, развивайте навыки общения малыша.

Новый день для ребенка это интереснейшее путешествие в страну новых эмоций и неизвестных открытий. Уделяйте малышу каждую свободную минуту, играйте с ним, учите его, балуйте и воспитывайте, ведь младенчество - это самый счастливый и беззаботный период жизни, который пролетит совсем незаметно.