Как вести себя с незнакомыми людьми детям. Как вести себя с незнакомыми людьми

Лучшие друзья - в школе

Нас окружает огромное множество незнакомых людей. С некоторыми из них мы знакомимся — кто-то вчера был посторонним человеком, а сегодня стал для нас лучшим другом. Лучше всего находить себе друзей в школе. Там дети, которые раньше, может быть, никогда не встречались, собираются вместе, узнают друг друга и становятся хорошими приятелями.

Со взрослыми людьми детей обычно знакомят родители, и это, пожалуй, самый правильный способ заводить себе друзей среди старших. Существует ряд важных правил, которым должны следовать дети при встрече с незнакомыми взрослыми людьми.

Правила поведения с незнакомцами

1. Разговаривать на улице с посторонним человеком можно только в том случае, если тебя сопровождают родители, старший брат или сестра, учительница или еще кто-нибудь из взрослых, кого ты хорошо знаешь. Если ты идешь один (или одна), вступать в разговор с чужими людьми нельзя. Вполне вероятно, что заговоривший с тобой незнакомец — чудесный, добрый человек, но ведь он может оказатьсяи не очень хорошим — с первого взгляда не поймешь.

2. Не соглашайся никуда идти с незнакомым человеком, не садись к нему в машину, даже если он (или она) говорит, что отвезет тебя к маме и папе. Не верь ни в коем случае! Мама и папа никогда не отправят за тобой незнакомого человека, не предупредив тебя об этом.

3. Не бери у чужого человека конфеты, деньги и другие подарки. Может быть, он предлагает их от чистого сердца, а может быть, и нет. На всякий случай откажись.

4. Никогда не верь незнакомцу, если он обещает что-то купить тебе. С какой стати? Ведь это совершенно чужой человек, он даже не знает, как тебя зовут. Ответь, что тебе ничего не нужно.

5. Если посторонний человек возьмет тебя за руку и попытается силой увести за собой, нужно вырваться и убежать домой или броситься за помощью к кому-нибудь из прохожих. При необходимости кричи изо всех сил.

Хотя большинство чужих людей не желают тебе ничего плохого, на первый взгляд трудно определить, что у незнакомца на уме. В конце концов, если ты видишь человека впервые в жизни, откуда тебе знать, хороший он или плохой? Лучше не рисковать. Со временем у тебя появится все больше и больше друзей среди взрослых — ты познакомишься с ними у себя дома, в гостях и в школе.

Цели: Содействовать формированию у детей навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям в неадекватных ситуациях).

Предупредить возможные негативные ситуации для ребенка, если он находится один в доме или на улице, содействовать формированию у детей навыков правильного поведения при встрече с незнакомыми людьми.

Способствовать развитию осторожности, внимания, смекалки.

Способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни и здоровью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение –

«Центр развития ребёнка - детский сад «Дружба»

с осуществлением физического и психического развития, коррекции

и оздоровления всех воспитанников»

Конспект

занятия в подготовительной группе

Тема «Как вести себя с незнакомыми людьми»

Разработчик:

Бражкина Антонина Владимировна

воспитатель ЦРР – д/с «Дружба»

Качканар

Конспект занятия по безопасности в подготовительной группе

"Как вести себя с незнакомыми людьми"

Цели: Содействовать формированию у детей навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям в неадекватных ситуациях).

Предупредить возможные негативные ситуации для ребенка, если он находится один в доме или на улице, содействовать формированию у детей навыков правильного поведения при встрече с незнакомыми людьми.

Способствовать развитию осторожности, внимания, смекалки.

Способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни и здоровью.

Оборудование: рисунки детей на темы: «Мой дом», «Моя улица», ситуативные картинки для обсуждения и выявления правильного варианта поведения. Игрушечный телефон (для инсценировки стих-я), карточки с номерами «01», «02», «03». Иллюстрации к сказкам «Золотой ключик», «Волк и семеро козлят», « Колобок»,« Заюшкина избушка», «Красная Шапочка»

Этапы:

1. Организация детей для совместной деятельности.

2. Работа по освоению нового материала.

3. Работа над закреплением нового материала

4. Итог.

2.1. Вступительная беседа воспитателя с детьми.

Примерное содержание беседы:

«В нашей жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Они могут ограбить квартиру, украсть ребёнка или даже убить человека.

Какие взрослые могут быть опасными? (Люди неприятной внешности, неприятно одетые…)

Всегда ли приятная внешность означает и добрые намерения?

Часто приходится детям вашего возраста оставаться дома одним. Родители на работе или ушли в магазин, в больницу. Вас окружают родные стены, знакомые вам предметы, книги, игрушки. Настроение хорошее, но бывает, что его пытаются испортить злые люди. Как можно ещё назвать людей у которых цели и действия преступны? (Преступники, злоумышленники, и террористы.)

Узнав, что в квартире находится один ребёнок или пожилой человек, они пытаются проникнуть в квартиру, чтобы совершить кражу, убить, взорвать дом. Мы должны помнить об этом и быть с такими людьми очень осторожными и предусмотрительными.

Как могут такие люди узнать, что вы одни дома? (Ожидаемые ответы детей: «Они могут позвонить по телефону или в дверь и вежливым тоном вести беседу из которой им станет ясно, кто в квартире.»)».

2.2. Работа с наглядным материалом. Рассмотрите ваши карточки. К предложенным в них ситуациям даны несколько вариантов действий; обсудите ситуации и выберите правильный, по вашему мнению, ответ. (воспитатель помогает детям рассмотреть и озвучить изображенную ситуацию)

Ситуация №1. Мальчик один дома. Звонит телефон, он поднимает трубку и слышит:

– Здравствуй, мальчик! Я знакомый твоего папы, позови его, пожалуйста, к телефону.

Мальчик отвечает:

– Папы нет дома. Он на работе. Будет только вечером.

– Папа сейчас занят. Сообщите ваш номер телефона, он вам перезвонит.

Ситуация № 2. Девочка одна дома. Звонит телефон, она поднимает трубку и слышит:

– Здравствуй, девочка! Я сантехник, скажи мне, пожалуйста, как мне попасть в вашу квартиру, чтобы починить кран?

Девочка отвечает:

– Родителей нет дома. Номер нашей квартиры 17.

– У нас кран не течёт. Папа сейчас подойдёт, а я подержу собаку.

Ситуация № 3. Звонок в дверь. Незнакомец ласковым голосом говорит:

– Я почтальон и принёс вам письмо.

Мальчик отвечает:

– Оставьте письмо в двери, я сейчас разбужу родителей.

– Никого дома нет. Я сейчас открою и сам возьму письмо.

2.3. Инсценировка стихотворения М. Тамбовцевой-Широковой «Находчивый Дима». (сценка готовится заранее).

В - ль: Просмотрите сценку и ответьте на вопрос:

– Какое настроение вызывает у вас эта история?

Дима был один в квартире.

Тишина со всех сторон.

Вдруг проснулся телефон.

Трубку снять скорей просил.

Грабитель: «Мальчик, взрослые есть дома?

Если дома – позови!

Своё имя назови»

Дима: «Папы с мамой дома нет!»

Дима: «А зовут меня – Димон!»

Незнакомец попрощался,

Передать привет просил,

Дима трубку положил

И опять один остался.

Час прошёл, потом второй...

В дверь звонок:

Грабитель: «Димон, открой!»

Дима: «Кто там?»

Грабитель: «Папа!»

Дима: «Нет, не верю:

Папа мой в командировке

Вы меня надули ловко:

Я узнал вас: вы звонили,

Обмануть меня решили?

Но не всё смогли узнать.

Дверь не стану открывать!»

Грабитель: «Слишком, парень, ты колючий,

Ничего, подыщем ключик –

Больно ты, Димон, крутой!

Не мальчишка – Буратино!

Может рядом есть Мальвина?

Так, держись – достану вас:

Я – ужасный Карабас!»

Вспомнил тут про телефон.

Крикнул громко и сердито

Из-за двери он бандиту:

Дима: «Можешь не стараться

В дверь напрасно прорываться:

Хоть в квартире я один,

Знаю цифру 01,

А ещё 02, 03!

Оглянись-ка, посмотри –

Ждут тебя ударные

Быстрые пожарные!

Если хватит вдруг удар,

Ждёт со «скорой» санитар!

А захочешь смыться, –

Ждёт тебя милиция!»

Если надо, он поможет!»

Вопросы по содержанию:

Какие ошибки совершил Дима?

В чём проявилась его находчивость?

Назовите телефоны служб, которые могут вам помочь в трудную минуту..

В - ль: - Ребята, послушайте и постарайтесь запомнить пословицы, которые подходят к ситуации в данном стихотворении:

«По секрету всему свету».

«Держи язык за зубами».

«Мир не без добрых людей».

«Ошибка – не вина, учит людей разуму».

«Страх – плохой советчик».

«Кто много болтает – беду на себя накликает».

(К данной ситуации подходит пословица «Кто много болтает – беду на себя накликает»).

3. Работа над закреплением нового материала.

3.1 Игра «Закончи стихотворение»

Не пускайте дядю в дом,

Если дядя незнаком!

И не открывайте тёте,

Если мама на работе,

Ведь преступник, он хитёр,

Притворится, что… (монтёр)

Или даже скажет он,

Что пришёл к вам… (почтальон)

Он покажет вам пакет

А под мышкой ….(пистолет).

Или он надел халат,

А под ним штук пять… (гранат)

А за ним спешит «старушка»,

У неё в авоське… (пушка).

В жизни всякое бывает

С тем, кто двери… (открывает).

Чтоб тебя не обокрали,

Не схватили, не украли,

Незнакомцам ты не верь,

Закрывай покрепче… (дверь)!

3.2. Запомни пословицу.

Воспитатель: Послушайте и запомните ещё одну пословицу

«Не всякому верь – запирай покрепче дверь» (Дети по очереди повторяют)

Какими другими словами можно передать смысл этой пословицы? (Ожидаемые ответы: «Не открывай дверь незнакомым людям», «Не верь чужим людям, которые просят открыть дверь»…).

В - ль: А что делать, если нет в квартире телефона? (Позвать на помощь из окна или балкона)

В-ль: Опасности вас могут подстерегать не только дома, но и на улице.

– Вспомните, что случилось с Буратино, когда кот Базилио и лиса Алиса позвали его пойти с ними на Поле чудес. (Его обокрали)

– Какую ошибку он допустил? (Нельзя никуда идти с незнакомыми)

Давайте вспомним слишком доверчивых героев сказок, которые оказались в подобной ситуации и повели себя неправильно (рассматривание иллюстраций к сказкам «Золотой ключик», «Волк и семеро козлят», « Колобок», «Заюшкина избушка», «Красная Шапочка»

3.3. Обсуждение ситуаций.

В - ль: Представьте такую ситуацию:

Мальчик гуляет по улице. К нему подходит незнакомый человек.

– Мальчик, дай мне, пожалуйста, телефон. Надо позвонить другу.

Мальчик может ответить: «У меня нет телефона» или «сейчас достану».

В - ль: Как по вашему мнению какой ответ в этой ситуации будет правильным?

В - ль: Вы гуляете на улице. Подходит незнакомый человек и говорит:

– Хочешь покататься на машине?

В - ль: Что вы будете делать? (Ожидаемые ответы: «Нельзя садится в машину с незнакомыми людьми», «Нельзя разговаривать на улице с незнакомыми людьми»…)

4. Подводим итог:

– Что нового вы сегодня узнали?

– Что надо делать, если вы одни дома?

– Как надо себя вести с незнакомыми людьми на улице?


К сожалению, никто не может оградить тебя от взрослых, которые могут пристать к тебе на улице с нехорошими намерениями. О том, как можно этого избежать, мы и хотим поговорить с тобой. Чтобы эти правила поведения тебе запомнились, мы представили их в различных жизненных ситуациях.

І. Как вести себя ребёнку с незнакомыми людьми на улице

С незнакомыми людьми надо соблюдать обычную вежливость и не забывать, что это чужие люди и что ты их не знаешь.

1. Если тебя о чём-то спрашивают…

Если незнакомый человек спрашивает тебя о чём-то, то сначала на­до подумать, отвечать или нет. Ты ведь не знаешь, что это за человек и чего он от тебя хочет. Может, он говорит неправду и хочет обидеть тебя.

Если, конечно, у тебя спрашивают, где находится какой-нибудь магазин или почта, то человеку надо помочь: объяснить, где находит­ся нужное ему место. Ещё лучше посоветовать ему обратиться за помощью к взрослым. А если какой-то незнакомый и подозрительный тебе мужчина начинает спрашивать у тебя, где ты живёшь, то ни в ко­ем случае не следует поддерживать беседу. Нельзя общаться и с теми незнакомцами, которые с первого же взгляда вызвали у тебя доверие. У них могут быть дурные намерения в отношении тебя, о которых ты и не догадываешься.

2. Если тебя хотят угостить…

Нельзя также что-нибудь брать у посторонних - например, если тебя хотят ни с того, ни с сего угостить конфетой. Даже если тебе показалось, что это от чистого сердца - всё равно откажись. Или, например, тебе предлагают деньги или какие-нибудь подарки. Помни: внешность человека очень обманчива, даже приятный на вид человек может оказаться опасным преступником.

3. Если тебе предлагают куда-то пойти…

Также ни под каким предлогом нельзя никуда с незнакомцами ходить. Нехорошие взрослые могут заманива­ть доверчивых мальчишек и девчонок к себе домой. Например, обещая показать своего котёнка, новенький велосипед, да мало ли что ещё… Нам не хочется тебя пугать, но очень редко кто потом видел этих детишек.

Мальчишек постарше могут попытаться заманить просьбой помочь донести сумку, обещая заплатить за это. Категорически отвечай «Нет!».

4. Если тебе предлагают…

  • сесть в машину

Ни в коем случае не садись к незнакомцу в машину, даже если он (или она) говорит, что отвезёт тебя к маме и папе. Не верь ни в коем случае! Мама и папа никогда не отправят за тобой незнакомого человека, не предупредив тебя об этом.

Как же этого избежать? Во-первых, не надо быть таким доверчи­вым. Улица есть улица, и всякое может случиться. Во-вторых, злые люди с преступными намерениями внешне выглядят вполне обычно. Иногда преступников выдают глаза, они у них недобрые, бегающие, улыбочка гадкая и фальшивая. Но даже не каждый взрослый может прочитать плохие намерения другого человека по лицу, что уж говорить о ребёнке.

  • сниматься в кино

Если вдруг на улице тебе предложили сниматься в кино, участвовать в интересном конкурсе или телепередаче - также не соглашайся. Спроси, когда и куда можно будет подойти вместе с родителями.

5. Если за тобой следят…

Если с тебя кто-то глаз не сводит, постарайся избавиться от этого человека или встань рядом с какой-нибудь женщиной, чтобы все подумали, что это твоя мама. В таком случае обидчики не посмеют те­бя тронуть.

Если человек не отстаёт от тебя, подойди к любому дому и сделай вид, что это твой дом, помаши рукой и позови родственников, которых как будто видишь в окне. Постарайся не покидать людное место до тех пор, пока видишь за собой слежку.

Если при тебе мобильный телефон, воспользуйся им, сообщи родным о своём местоположении и попроси тебя забрать.

Итак, запомни: с незнакомыми людьми общаться ты не должен , а если кто-то начинает тебе усиленно навязываться с разговорами, - то ничего не остаётся, как позвать на помощь. Даже твой крик способен отпугнуть обидчика. Постарайся привлечь внимание окружающих - не­ожиданно громко закричать, в крайнем случае можно даже, например, разбить стекло в ближайшем окне и т. д.

ІІ. Как вести себя с незнакомыми людьми в подъезде

Подходя к дому, обрати внимание, не идёт ли следом посторонний. Если кто-то идёт, не подходи к подъезду. Погуляй на улице минут 10 и если незнакомец продолжает идти следом, расскажи о нём любому повстречавшемуся взрослому, а лучше знакомому.

Если в доме есть домофон, перед входом в подъезд позвони в свою квартиру и попроси родителей тебя встретить.

Если незнакомый тебе человек уже находится в подъезде, сразу же выйди на улицу и дождись, когда в подъезд войдёт кто-либо из взрослых жильцов дома.

1. Если незнакомец садится в лифт…

Ни в коем случае не садись с незнакомцем в лифт. Заходи в кабину только после того, как ты убедился в отсутствии постороннего человека на площадке.

Если незнакомец всё-таки зашёл в лифт - не стой к нему спиной и наблюдай за его действиями. Нажимай кнопку ближайшего этажа.

2. Если незнакомец пришёл к тебе домой…

Если ты один дома, а в это время пришёл кто-то незнако­мый, то никого нельзя пускать , что бы они там ни говорили. Тебе мо­гут сказать, что они разные слесари, знакомые родителей, и могут про­сить что-то передать им или рассказать тебе любую другую историю - например, что тебе пришла посылка с конфетами и т. д. Не верь!

Всегда будь осторожным и бдительным по отношению к посторонним. Лучше оказаться излишне подозрительным и недоверчивым, чем беспечным. У взрослых есть такая поговорка: «Лучше перебдеть, чем недобдеть». Следуй ей, особенно если речь идёт о твоей личной безопасности.

Тема :

Цели: Содействовать формированию у детей навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям в неадекватных ситуациях).

Предупредить возможные негативные ситуации для ребенка, если он находится один в доме или на улице, содействовать формированию у детей навыков правильного поведения при встрече с незнакомыми людьми.

Способствовать развитию осторожности, внимания, смекалки.

Способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни и здоровью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие.

Тема : "Как вести себя с незнакомыми людьми"

Цели: Содействовать формированию у детей навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям в неадекватных ситуациях).

Предупредить возможные негативные ситуации для ребенка, если он находится один в доме или на улице, содействовать формированию у детей навыков правильного поведения при встрече с незнакомыми людьми.

Способствовать развитию осторожности, внимания, смекалки.

Способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни и здоровью.

Оборудование: рисунки детей на темы: «Мой дом», «Моя улица», ситуативные картинки для обсуждения и выявления правильного варианта поведения. Игрушечный телефон (для инсценировки стих-я), карточки с номерами «01», «02», «03». Иллюстрации к сказкам «Золотой ключик», «Волк и семеро козлят», « Колобок»,« Заюшкина избушка», «Красная Шапочка»

Этапы:

1. Организация детей для совместной деятельности.

2. Работа по освоению нового материала.

3. Работа над закреплением нового материала

4. Итог.

2.1. Вступительная беседа учителя с детьми.

Примерное содержание беседы:

«В нашей жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Они могут ограбить квартиру, украсть ребёнка или даже убить человека.

Какие взрослые могут быть опасными? (Люди неприятной внешности, неприятно одетые…)

Всегда ли приятная внешность означает и добрые намерения?

Часто приходится детям вашего возраста оставаться дома одним. Родители на работе или ушли в магазин, в больницу. Вас окружают родные стены, знакомые вам предметы, книги, игрушки. Настроение хорошее, но бывает, что его пытаются испортить злые люди. Как можно ещё назвать людей у которых цели и действия преступны? (Преступники, злоумышленники, и террористы.)

Узнав, что в квартире находится один ребёнок или пожилой человек, они пытаются проникнуть в квартиру, чтобы совершить кражу, убить, взорвать дом. Мы должны помнить об этом и быть с такими людьми очень осторожными и предусмотрительными.

Как могут такие люди узнать, что вы одни дома? (Ожидаемые ответы детей: «Они могут позвонить по телефону или в дверь и вежливым тоном вести беседу из которой им станет ясно, кто в квартире.»)».

2.2. Работа с наглядным материалом. Рассмотрите ваши карточки. К предложенным в них ситуациям даны несколько вариантов действий; обсудите ситуации и выберите правильный, по вашему мнению, ответ. (воспитатель помогает детям рассмотреть и озвучить изображенную ситуацию)

Ситуация №1. Мальчик один дома. Звонит телефон, он поднимает трубку и слышит:

– Здравствуй, мальчик! Я знакомый твоего папы, позови его, пожалуйста, к телефону.

Мальчик отвечает:

– Папы нет дома. Он на работе. Будет только вечером.

– Папа сейчас занят. Сообщите ваш номер телефона, он вам перезвонит.

Ситуация № 2. Девочка одна дома. Звонит телефон, она поднимает трубку и слышит:

– Здравствуй, девочка! Я сантехник, скажи мне, пожалуйста, как мне попасть в вашу квартиру, чтобы починить кран?

Девочка отвечает:

– Родителей нет дома. Номер нашей квартиры 17.

– У нас кран не течёт. Папа сейчас подойдёт, а я подержу собаку.

Ситуация № 3. Звонок в дверь. Незнакомец ласковым голосом говорит :

– Я почтальон и принёс вам письмо.

Мальчик отвечает:

– Оставьте письмо в двери, я сейчас разбужу родителей.

– Никого дома нет. Я сейчас открою и сам возьму письмо.

2.3. Инсценировка стихотворения М. Тамбовцевой-Широковой «Находчивый Дима». (сценка готовится заранее).

учитель : Просмотрите сценку и ответьте на вопрос:

– Какое настроение вызывает у вас эта история?

Дима был один в квартире.

Тишина со всех сторон.

Вдруг проснулся телефон.

Трубку снять скорей просил.

Грабитель: «Мальчик, взрослые есть дома?

Если дома – позови!

Своё имя назови»

Дима : «Папы с мамой дома нет!»

Дима: «А зовут меня – Димон!»

Незнакомец попрощался,

Передать привет просил,

Дима трубку положил

И опять один остался.

Час прошёл, потом второй...

В дверь звонок:

Грабитель: «Димон, открой!»

Дима: «Кто там?»

Грабитель: «Папа!»

Дима : «Нет, не верю:

Папа мой в командировке

Вы меня надули ловко:

Я узнал вас: вы звонили,

Обмануть меня решили?

Но не всё смогли узнать.

Дверь не стану открывать!»

Грабитель: «Слишком, парень, ты колючий,

Ничего, подыщем ключик –

Больно ты, Димон, крутой!

Не мальчишка – Буратино!

Может рядом есть Мальвина?

Так, держись – достану вас:

Я – ужасный Карабас!»

Вспомнил тут про телефон.

Крикнул громко и сердито

Из-за двери он бандиту:

Дима: «Можешь не стараться

В дверь напрасно прорываться:

Хоть в квартире я один,

Знаю цифру 01,

А ещё 02, 03!

Оглянись-ка, посмотри –

Ждут тебя ударные

Быстрые пожарные!

Если хватит вдруг удар,

Ждёт со «скорой» санитар!

А захочешь смыться, –

Ждёт тебя милиция!»

Если надо, он поможет!»

Вопросы по содержанию:

Какие ошибки совершил Дима?

В чём проявилась его находчивость?

Назовите телефоны служб, которые могут вам помочь в трудную минуту..

Учитель: - Ребята, послушайте и постарайтесь запомнить пословицы, которые подходят к ситуации в данном стихотворении:

«По секрету всему свету».

«Держи язык за зубами».

«Мир не без добрых людей».

«Ошибка – не вина, учит людей разуму».

«Страх – плохой советчик».

«Кто много болтает – беду на себя накликает».

(К данной ситуации подходит пословица «Кто много болтает – беду на себя накликает»).

3. Работа над закреплением нового материала.

3.1 Игра «Закончи стихотворение»

Не пускайте дядю в дом,

Если дядя незнаком!

И не открывайте тёте,

Если мама на работе,

Ведь преступник, он хитёр,

Притворится, что… (монтёр)

Или даже скажет он,

Что пришёл к вам… (почтальон)

Он покажет вам пакет

А под мышкой ….(пистолет).

Или он надел халат,

А под ним штук пять… (гранат)

А за ним спешит «старушка»,

У неё в авоське… (пушка).

В жизни всякое бывает

С тем, кто двери… (открывает).

Чтоб тебя не обокрали,

Не схватили, не украли,

Незнакомцам ты не верь,

Закрывай покрепче… (дверь)!

3.2. Запомни пословицу.

Учитель: Послушайте и запомните ещё одну пословицу

«Не всякому верь – запирай покрепче дверь» (Дети по очереди повторяют)

Какими другими словами можно передать смысл этой пословицы? (Ожидаемые ответы: «Не открывай дверь незнакомым людям», «Не верь чужим людям, которые просят открыть дверь»…).

Учитель: : А что делать, если нет в квартире телефона? (Позвать на помощь из окна или балкона)

Учитель: Опасности вас могут подстерегать не только дома, но и на улице.

– Вспомните, что случилось с Буратино, когда кот Базилио и лиса Алиса позвали его пойти с ними на Поле чудес. (Его обокрали)

– Какую ошибку он допустил? (Нельзя никуда идти с незнакомыми)

Давайте вспомним слишком доверчивых героев сказок, которые оказались в подобной ситуации и повели себя неправильно (рассматривание иллюстраций к сказкам «Золотой ключик», «Волк и семеро козлят», « Колобок», «Заюшкина избушка», «Красная Шапочка»

3.3. Обсуждение ситуаций.

Учитель: Представьте такую ситуацию:

Мальчик гуляет по улице. К нему подходит незнакомый человек.

– Мальчик, дай мне, пожалуйста, телефон. Надо позвонить другу.

Мальчик может ответить: «У меня нет телефона» или «сейчас достану».

Учитель: Как по вашему мнению какой ответ в этой ситуации будет правильным?

Учитель : Вы гуляете на улице. Подходит незнакомый человек и говорит:

– Хочешь покататься на машине?

Учитель: Что вы будете делать? (Ожидаемые ответы: «Нельзя садится в машину с незнакомыми людьми», «Нельзя разговаривать на улице с незнакомыми людьми»…)

4. Подводим итог:

– Что нового вы сегодня узнали?

– Что надо делать, если вы одни дома?

– Как надо себя вести с незнакомыми людьми на улице?


Прежде чем объяснять ребенку, как вести себя с незнакомыми людьми, взрослый человек должен помнить: обеспечивая безопасность ребенка, нельзя нарушать гармонию его внутреннего мира и его способность адекватно - в меру доверчиво и в меру осторожно - реагировать на внешний мир. К сожалению, сегодня личная безопасность ребенка, как никогда, выступает на первый план. Терроризм, увеличение нервно-психических заболеваний, всплеск наркомании заставляют родителей категорически запрещать малышам разговаривать с незнакомыми людьми. Такая позиция понятна. Но давайте посмотрим, к каким последствиям эта установка может привести и на какую почву может упасть зерно недоверия.

Тревожный малыш, или "Маска, кто ты?"

Если ребенок склонен к слезам, страхам, плохо спит по ночам, часто тревожится - скорее всего, его личность развивается по тревожно-мнительному типу, и позиция "вокруг опасность" скорее усугубит картину тревожного поведения малыша, усилит страхи. У него могут возникнуть ночные кошмары и навязчивые идеи, не исключена возможность проявления невротических реакций. Такому ребенку не следует рисовать мир только в черных красках. Лучше, как можно спокойнее, не заостряя внимание на пугающих моментах, объяснить, что с незнакомыми людьми нельзя никуда уходить или сообщать им свои адрес и телефон (если конечно, ребенок не потерялся). При этом обязательно отметьте, что в мире много хороших и добрых людей - родственников и друзей родителей, которых ребенок знает, любит и чувствует себя с ними в безопасности. Чтобы тревожный малыш не беспокоился по поводу самой возможности встреч с плохим человеком, превратите ваш разговор в игру и, используя мягкие игрушки, разыграйте с ним варианты нежелательных встреч. Придумайте вместе вежливые универсальные фразы, которые ребенок может сказать, если к нему обратятся на улице. Если ребенок стесняется играть, предложите ему устроить театрализованное представление в масках. Защищенный маской, малыш может проявить себя с совершенно неожиданной стороны, найти смелые нестандартные способы поведения. Пусть эти игры затрагивают всевозможные варианты развития событий. В стенах своего дома или во дворе с близкими людьми ребенок сможет более спокойно и трезво оценить различные ситуации и придумать пути выхода из них. В подобных играх взрослый должен непременно направлять ребенка - поощрять его удачные ответы и действия, а также пояснять, чем в той или иной ситуации не подходят другие решения, и вместе придумывать более подходящие варианты поведения. Таким образом, у тревожно-мнительного ребенка закрепятся необходимые навыки общения с незнакомым человеком, и, попав в подобное положение, он не будет теряться и правильно, "на автомате", отреагирует на создавшуюся ситуацию.

Активный малыш, или Повторенье - мать ученья

С гиперактивным ребенком, не способным долго сидеть на одном месте, беседы о безопасности следует проводить по-другому. Надо учитывать, что в силу своей поверхностной активности малыш может быстро забыть, о чем вы недавно говорили. Это тот самый случай, когда повторение - не проявление родительского занудства, а необходимость. От гиперактивных детей можно ожидать всего. Подталкиваемые импульсом, они могут бездумно, бесстрашно и даже с радостью пойти с незнакомцем "смотреть котят" или "новую игрушку", сесть "покататься в машину" или "поиграть в доктора", а могут, напротив, совершенно неожиданно встретить безобидного человека бестактными выпадами. Такому ребенку необходим целый курс по воспитанию осторожности и одновременно - хороших манер. Гиперактивному ребенку очень полезно позаниматься в группе с психологом, где с помощью специально подобранных игр и упражнений ему помогут развить умение в нужный момент концентрировать внимание и быть осмотрительным. Чтобы ребенок научился быть вежливым, старайтесь чаще водить его в места, где ему волей-неволей придется вести себя по-другому - более сдержанно, где он сможет наблюдать, как взрослые и дети общаются, здороваются и прощаются друг с другом, и сам перенимать хорошие манеры.. Наилучшая обстановка, в которой ребенок учится себя контролировать, - это большие праздники, групповые экскурсии, прогулки, походы в гости. Поведение гиперактивного ребенка очень вариативно. Обратите внимание, в каких ситуациях он более вежлив и уважителен к окружающим, в том числе и к незнакомым людям, в каких - более собран и осмотрителен, а в каких мчится сломя голову, не видя опасности и не контролируя себя. Проведя такой анализ, вы сможете лучше спланировать свои действия по коррекции поведения ребенка.

Чувство собственного достоинства

Необходимо для себя четко определить, какое поведение и какие вопросы окружающих вы считаете допустимыми, а какие, по меньшей мере, сомнительными. Так, например, на нейтральные вопросы и реплики - "Какая у тебя машинка?", "Как зовут твоего зайку?" или "Как пройти к аптеке?" - можно обучить ребенка давать вежливые и лаконичные ответы. Некоторые граждане любят делать замечания в адрес чужих детей. Эти замечания могут быть нелепыми, а могут быть и справедливыми. В любом случае не вступайте с заговорившими с вами людьми в конфликт. Но не стоит и позволять унижать вас и вашего ребенка. Независимо от вашей реакции на "добрый совет" ответьте спокойно: "Спасибо, мы примем сказанное вами к сведению". Когда совет своевременен и разумен, например, вам говорят: "Такое сильное солнце, а ребенок без шапочки", вы можете, поблагодарив и доброжелательно улыбнувшись, сказать: "Да, действительно, вы правы" и последовать совету. Такое поведение научит и вашего ребенка прислушиваться к мнению других и уметь достойно признать свои ошибки. Если же вам хамят или настаивают на определенном действии, которое вы считаете неуместным, самое эффективное - просто отойти, чуть позже объяснив ребенку, что взрослые тоже могут вести себя неправильно. Хама не перехамишь, не стоит и начинать. Уведя ребенка, вы тем самым покажете ему пример, как сохранить достоинство, не опускаясь до бессмыленного и некрасивого выяснения отношений.

Осторожно - "добрый" дядя

Ребенку не стоит вмешиваться в дискуссии с незнакомыми людьми, тем более когда они в это время разговаривает с вами. Если ребенку делают непонятное замечание, он может переадресовать обратившегося к нему человека к маме: "Я сделаю так, как скажет мама. Она вон там". В любом случае, вы должны быть поблизости и слышать, с какими советами или просьбами обращаются к вашему малышу. Если в обращении нет ничего угрожающего или нелепого, к примеру, если просят убрать с дороги велосипед, чтобы пройти, ребенок может выполнить просьбу и без вашего вмешательства. Расспросы по поводу местожительства, работы родителей и частной жизни семьи, а также предложения пойти куда-либо и получить подарок должны служить для ребенка сигналом к немедленному прекращению разговора. Трудно объяснить дошкольнику, почему именно не надо рассказывать о семье. Прежде всего, он должен понять, что поступает неправильно. Это понимание приходит, когда ребенок видит огорченных родителей, объясняющих ему, что так поступать не надо. Но понимание - не гарантия того, что при первой же возможности ребенок снова не начнет рассказ на нежелательную тему. Ребенок должен осознать последствия своего поведения. Можно сказать ему, что папа работает, чтобы в семье были деньги, а у детей - игрушки и все необходимое. Но есть люди, которые сами не хотят работать, но хотят получить чужие вещи, в том числе и игрушки. Поэтому незнакомым людям лучше о себе ничего не рассказывать, т.к. мы не знаем какие у них намерения. Вы можете придумать какое-нибудь напоминание, знак на случай, если ребенок забылся и снова затронул запретную тему. Этим знаком может быть любое слово или предмет. Просто заранее скажите ребенку: "Когда я показываю тебе этот предмет, ты вспоминаешь, о чем мы с тобой договорились". Если малыш увлекся и ничего не срабатывает, уведите его от незнакомца, сославшись на спешку. Можно научить ребенка завершать разговор универсальными фразами. Например, если вы идете рядом с ребенком, он может сказать навязчивому незнакомцу: "До свидания, мы спешим, правда, мама?" или, если малыш играет поодаль от вас "Я не знаю, спросите у моей мамы, вон она". Если же подозрительный взрослый будет настаивать на продолжении общения, вы с ребенком имеет право без объяснений развернуться и уйти.

Образец для подражания

Что касается культуры речи малыша, его доброжелательности и улыбчивости, то во многом его манера вести себя зависит от вашего собственного поведения. В дошкольном возрасте ребенок не вполне способен разобраться, почему он должен быть вежлив. В своем поведении он ориентируется в первую очередь на одобрение или неодобрение взрослых и во всем подражает им, то есть вам. Именно родители первыми начинают формировать идеалы ребенка. Если мы требуем от малыша вежливости, а сами не можем показать ему достойный пример, ему самому будет невозможно провести грань между плохим и хорошим, определить, как в том или ином случае ведет себя мать - прилично или нет, надо ее копировать или нет. Родители в первые годы жизни ребенка - самые важные, самые значительные для него люди, а значит, все, что они делают и то, как они это делают, - правильно и достойно повторения.

Преврати неловкость в шутку

Нередко родители испытывают неловкость за детей, которые, по их мнению, ведут себя с незнакомыми людьми неправильно: либо грубят, либо излишне теряются. Взрослые должны понять: ошибки в поведении ребенка - это нормальное явление, это познание жизни и накопление опыта. Ни ребенок, ни вы перед чужим человеком ни в чем не виноваты. Улыбнитесь, извинитесь, сгладьте неприятный момент шуткой и забудьте о неловкости. Не стоит злиться на малыша и пытаться оправдаться перед незнакомцем за плохое поведение ребенка. Не надо ребенка тут же при всех ругать и требовать извинений. Малыш не поймет, почему он не прав, но испугается, что огорчил родителей. Посторонний человек исчезнет из вашей жизни через несколько минут, забыв о происшествии, а ребенка "прилюдное воспитание" может травмировать. Дети в большинстве своем - ранимы и сверхэмоциональны, и относится к ним надо чутко и бережно.

Смотри в оба

Разобраться, кто из окружающих опасен, а кто - всего лишь доброжелательный общительный прохожий, сложно не только малышам, но взрослым. Следовательно, необходимо грамотно выбирать места для игр, прогулок и общения. Игровая площадка должна быть по возможности открытой, чтобы можно было, не мешая детям, постоянно удерживать их в поле зрения. У ребенка не должно быть возможности куда-то убежать, увидев что-то интересное, и потеряться или спрятаться от вас.

Бумажка - в кармашке

Но как бы мы ни были бдительны, дети обладают удивительной особенностью "исчезать". Вот, только что вы вели его за руку, не секунду отвернулись, отвлеклись - и ребенок уже растворился в толпе. Разминуться с малышом можно и на прогулке, и в магазине, и в метро - в любом людном месте. Оставшись один, ребенок может испугаться, растеряться и забыть всю информацию о себе. Поэтому нелишне будет с изнаночной стороны одежды, в которой ребенок гуляет, пришить метку. Можно даже в потайной карманчик положить записку с указанием фамилии, имени и отчествам малыша, данных родителей и номеров контактных телефонов. Такую "памятку" можно завести, когда малыш начнет уверенно ходить, бегать и прятаться.

Инструктаж хорошо, но игра лучше

Записка - это всего лишь подстраховка на тот случай, если ребенок растеряется. Минимальную информацию о себе малыш должен знать наизусть. И уметь ее четко произносить, но не всем, кто его об этом попросит, а только доверенным близким людям. В три года ребенок должен знать свое имя, фамилию, адрес и домашний телефон. Хорошо с ребенком заранее обговорить, а лучше проиграть ситуации, в которых он может оказаться один, без родителей. Обычные словесные инструкции ребенок может воспринимать с трудом и быстрее их забывает. Дошкольнику понятнее язык игры, и информация, преподнесенная в игровой форме, усваивается им быстрее и надежнее. Готовить малыша к подстерегающим опасностям в городе лучше отцу, если таковой имеется, - он менее эмоционален и более логичен, тогда ребенок будет спокойнее и увереннее себя чувствовать.

1. Не носись, как мяч, а погромче плачь!

Если ребенок понял, что потерялся, в первую очередь, он должен сказать себе "стоп" и остановится. Теперь, оставаясь на одном месте, можно начинать звать родителей. Самая распространенная ошибка, усугубляющая положение растерянного, перепуганного ребенка - тихие слезы и хаотичный бег в поиске родителей.

2. Туда ходи…

Если на зов ребенка родители не явились, он должен обратиться к кому-нибудь из официальных лиц. Самый идеальный вариант - это, конечно, милиционер. Поэтому в первую очередь ребенок должен искать человека в форме. Как можно раньше научите малыша отличать военных - по погонам, головному убору и т. д. В парке нужно прямехонько бежать к человеку, который заведует каруселями. В метро - к дежурному у эскалатора или на платформе. В магазине - к продавцу или кассиру. На железнодорожном вокзале или в аэропорту - опять-таки к человеку в форме. Эти люди находятся в данный момент на работе, их опасаться не стоит. Если ребенок потерялся в магазине, ему необходимо подойти к администратору, кассиру или продавцу (как правило, у них на груди есть карточка-бейджик с именем) и объяснить, что случилось. Если ребенок потерялся на улице - ему необходимо зайти в любое ближайшее учреждение, например в аптеку (дети хорошо узнают ее по зеленому кресту), в магазин, кинотеатр. Если ребенок не умеет читать, ориентирами для него могут служить красочные афишы. Хорошо узнаваемы сберкассы, где сразу при входе можно увидеть охранника в форме и обратиться к нему. Гуляя с ребенком по городу, играйте с ним, подмечая и узнавая отличительные признаки разных учреждений.

3. Сюда не ходи….

Заблудившись, ребенок не должен заходить в неизвестные ему дома, квартиры. Не учите его обращаться к незнакомым прохожим или к покупателям в магазине. Если люди, которых он видит впервые, хотят отвести его домой, уверяя, что знают, где он живет, и что они знакомы с его родителями, обещают подарки и развлечения, ребенок должен встать как вкопанный и кричать: "Я буду стоять здесь и ждать своих родителей!" При попытках его увести, научите его кричать: "Меня хотят украсть! Я вас не знаю" Если малыша уводят насильно или увозят на машине, он должен выкрикивать информацию о себе и родителях - имена, телефон, адрес. Если окружающие не успеют освободить ребенка, то по крайней мере будут обладать этой информацией, возможно, запомнят приметы похитителей или номер их машины.

4. Ты пошла направо, я пошел налево

Если вы разминулись с ребенком в транспорте, например он поехал на поезде (на автобусе), а вы остались на платформе (остановке), он должен выйти на следующей же станции (остановке) и ожидать вашего появления. Если получилось наоборот, и вы вошли в транспорт, а ребенок не успел, он должен вас ожидать - там же, где и остался, зная, что вы за ним обязательно вернетесь.

5. Не дразните преступника

Для того чтобы ваш ребенок не привлекал внимание преступников, не одевайте на него явные предметы роскоши: дорогие шубы, украшения. Не давайте малышу дорогие мобильные телефоны и деньги. Это не значит, что ваш ребенок должен ходить серым и незаметным. Вы можете надеть на него модную, удобную одежду, но не кричащую о вашем благосостоянии и не провоцирующую злоумышленников на ограбление или киндепинг. Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, испытывать доверие к вам, знать, что сможет обсудить с вами любое происшествие, случившимся с ним, не боясь быть отруганным или осмеянным. Ни в коем случае не браните потерявшегося малыша. Он напуган не меньше вашего. Внимательно выслушайте его и не давайте оценок типа: "Ах ты, растяпа!" или "Какой же ты несообразительный". Когда малыш успокоится, попробуйте с ним обсудить произошедшее. А потом "переиграйте" ситуацию таким образом, чтобы события - неожиданная потеря и поиск родителей - развивались по нужному, отработанному сценарию. Это поможет ребенку в похожих обстоятельствах действовать эффективнее и избегать опасности.

Проверьте себя и своего малыша

Правильная реакция на поведение незнакомых людей

Если ребенка хвалят, ребенку достаточно улыбнуться, а маме -поблагодарить за комплимент. Если внимание к ребенку повышенное, вас это должно насторожить. Лучше увести ребенка.
Если ребенку, мама которого находится неподалеку, дают нелепый совет, ребенку следует ответить: «Я сделаю так, как скажет моя мама, она здесь».
Если маме дают нелепый совет, мама отвечает: «Спасибо, вы очень любезны, я подумаю об этом», и уходит.
Если к ребенку, мама которого находится неподалеку, обращаются с адекватным советом или просьбой, маме следует оценить необходимость действий, о которых просит незнакомец, и в случае согласия дать ребенку одобряющий сигнал.
Если к маме обращаются с адекватным советом или просьбой, маме следует ответить: «Спасибо, вы очень наблюдательны, пожалуй, я так и сделаю».
Если ребенку, мама которого находится неподалеку, предлагают куда-то пойти, ребенку следует ответить: «Вон моя мама, спросите у нее» и громко позвать маму.
Если ребенок только что потерялся, ребенок должен стоять на месте и громко звать родителей.
Если потерявшемуся ребенку предлагают пойти искать родителей, ребенок должен уверенно сказать: «Я буду стоять здесь и ждать родителей».
Если ребенка пытаются насильно увести, ребенку следует обратить на себя внимание окружающих криками: «Меня хотят украсть! Я не знаю этих людей, вызовите милицию!»