Дыхание ребенка в утробе матери. Дыхание новорожденного

Во время осмотра новорожденного ребенка необходимо дать оценку его дыханию. Она включает в себя такие показатели, как равномерность дыхательных движений и их частоту, ритм и глубину, а также тип дыхания, процесс выдоха и вдоха и звуки, сопутствующие дыханию.

Лучше всего частоту дыхания, так же, как и его ритм, определять с помощью раструба фонендоскопа, поднесенного к носу ребенка.

Для оценки характера расстройств дыхания у новорожденного необходимо знать его нормативы (частота, ритм, глубина, соотношение вдоха и выдоха, задержка дыхания и т. д.).

Дыхание здорового новорожденного варьирует как по частоте, так и по глубине. Средняя частота дыхания в 1 минуту во время сна у него колеблется от 30 до 50 (во время бодрствования - 50-70). Ритм дыхания в течение суток не бывает регулярным. Во время сна в связи с пониженной возбудимостью дыхательного центра характер дыхания у новорожденного весьма похож на Чейн-Стоксовское. Оно характеризуется постепенным уменьшением глубины дыхательных экскурсий и наступлением дыхательной паузы (апноэ), длительность которой может колебаться от 1 до 6 секунд (у недоношенного ребенка от 5 до 12 секунд). В последующем дыхание компенсаторно учащается и постепенно восстанавливается до нормы. Подобный феномен в неонатальном периоде объясняется незрелостью дыхательного центра, регулирующего дыхание, и не рассматривается как патология.

Ребенок может периодически производить глубокий вдох, за которым следует маленькая пауза. Считается, что такие вдохи выполняют антиателектатическую функцию. Кроме того, анатомо-физиологические особенности носа у новорожденного (узость носовых ходов, недоразвитие его полостей, отсутствие нижнего носового хода и хорошее кровоснабжение) в сочетании с невозможностью дыхания через рот (язык оттесняет надгортанник кзади) создают большое сопротивление вдыхаемому и выдыхаемому через нос воздуху. Это способствует возникновению при дыхании ребенка своеобразного "храпа", раздуванию и напряжению крыльев носа. У некоторых родителей данный феномен вызывает беспокойство. В этих случаях участковый педиатр должен объяснить матери механизм возникновения данных симптомов и успокоить ее тем, что они носят проходящий характер.

Учащение частоты дыхания более чем на 10% от среднестатистического расценивается как одышка , которая носит название тахипноэ или полипноэ . Тахипкоэ характеризуется частыми дыхательными движениями, быстро и регулярно следующими друг за другом. Она может быть постоянной (даже в покое) или появляется во время крика или кормления.

При осмотре легко определить, есть тахипноэ или нет. Однако чтобы избежать ошибок, необходимо определять не только частоту дыхания, но и частоту пульса (частоту сердечной деятельности) с последующим их сопоставлением. На одно дыхание приходится 3-4 систолы. Каждое значительное учащение дыхания, которое соотносится с соответствующей тахикардией, дает основание подозревать заболевание дыхательной системы.

В норме учащение дыхания отмечается при:

  • высокой температуре окружающей среды;
  • возбуждении и плаче;
  • двигательном беспокойстве;
  • перерегреве ребенка;
  • повышении температуры тела.

Тахипноэ часто сопровождается и участием в дыхании вспомогательной мускулатуры, является проявлением ряда патологических состояний. К ним в первую очередь относятся:

  • заболевания системы органов дыхания (легочная одышка);
  • заболевания сердечно-сосудистой системы (сердечная одышка). Данный вид одышки у новорожденного нередко является ранним и постоянным признаком сердечно-сосудистой недостаточности. Она бывает настолько выраженной, что воспринимается как симптом, характерный для заболевания легких. Это относится к тем заболеваниям сердца, с которыми в практической жизни может встретиться участковый педиатр.

Реже тахипноэ встречается при:

  • нарушениях деятельности центральной нервной системы функционального и органического характера (нервная или центрогенная одышка);
  • остро возникших гемолитических анемиях (гематогенная одышка).

Особые виды одышки отмечаются при заболеваниях сердца:

  • врожденном фиброэластозе;
  • идиопатической гипертрофии сердца;
  • болезни Фалло.

Особенностью одышки при данных заболеваниях являются одышечно-цианотические приступы , возникновение которых связанно с обеднением малого круга кровообращения.

Одышка у новорожденного по своему характеру может быть :

  • инспираторная;
  • смешанная и преимущественно экспираторная.

Инспираторная одышка характеризуется затрудненным звучным вдохом и возникает при наличии препятствий в верхних дыхательных путях или при их сужении. Она встречается при:

  • аспирации инородного тела;
  • рините;
  • остром ларингите (ложном крупе);
  • синдроме Пьера Робена;
  • врожденном стридоре (при подозрении на врожденный стридор необходимо исключить в первую очередь тимомегалию или врожденный порок сердца);
  • гиперплазии вилочковой железы и др.

При одышке этого типа форсированный вдох совершается при энергичном сокращении грудино-ключично-сосковой мышцы и других вспомогательных дыхательных мышцах.

Смешанная и преимущественно экспираторная одышка. В неонатальном периоде в чистом виде экспираторная одышка не встречается. Чаще всего речь идет об одышке смешанного характера с большим или меньшим преобладанием экспираторной. При ней затруднены обе фазы дыхательных движений (вдох и выдох) с большим или меньшим преобладанием одной из них. Типична для уменьшения дыхательной поверхности легких. Встречается при:

  • пневмонии;
  • плеврите;
  • пневмотораксе;
  • бронхообструктивном синдроме;
  • диафрагмальной грыже;
  • метеоризме и т.д.

Даже легкое раздувание крыльев носа и щек указывает на появление дыхательных нарушений. Поэтому диагностическое значение этих симптомов велико.

По степени своей выраженности одышка может быть легкой и тяжелой. Легкая одышка характеризуется тем, что нарушение дыхания появляется только при беспокойстве, плаче или при кормлении ребенка (физическое напряжение). В то же время в покое она отсутствует. При тяжелой одышке нарушение дыхания отмечается уже в покое и резко усиливается при малейшем физическом напряжении. Участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры и втягивание яремной ямки во время дыхания являются признаками тяжелой одышки.

Быстро развивающаяся и очень сильная одышка, при которой ребенок буквально задыхается и близок к асфиксии, называется удушьем . Удушье может развиться при:

  • остром ларингите (ложный круп);
  • остром отеке легких;
  • пневмотораксе;
  • бронхообструктивном синдроме.

Одышка, сопровождающаяся стонущим (хрюкающим, стенотическим), аритмичным и поверхностным дыханием с втяжением уступчивых мест грудной клетки и участием в дыхании вспомогательной мускулатуры, цианозом носогубного треугольника и акроцианозом, указывает на то, что у ребенка развилась дыхательная недостаточность .

Дыхательная недостаточность у новорожденного представляет собой такое состояние организма, при котором либо не обеспечивается поддержание нормального газового состава крови, либо последнее достигается за счет ненормальной работы аппарата «внешнего дыхания, приводящей к снижению функциональных возможностей организма.

Различают четыре степени дыхательной недостаточности у новорожденного:

Дыхательная недостаточность I степени характеризуется тем, что в покое либо ее признаков нет, либо клинические проявления ее выражены незначительно и появляются при крике (беспокойстве) в виде умеренной одышки, периорального цианоза и тахикардии.

При дыхательной недостаточности II степени в покое отмечаются: умеренная одышка (число дыханий увеличивается 25% по сравнению с нормой), тахикардия, бледность кожи и периоральный цианоз.

Дыхательная недостаточность III степени характеризуется тем, что в покое дыхание не только учащено (более чем на 50%), но оно и поверхностное. Наблюдается цианоз кожи с землистым оттенком и липкий пот.

Дыхательная недостаточность IV степени - гипоксимическая кома. Потеря сознания. Дыхание аритмичное, периодическое, поверхностное. Наблюдается общий цианоз (акроцианоз), набухание шейных вен.

Уменьшение числа дыханий менее 30 в 1 минуту называется брадипноэ . В норме брадипноэ представляет собой физиологическое дыхание во время сна, когда дыхание становится замедленным и глубоким.

В патологических условиях брадипноэ рассматривается как тяжелое нарушение механизмов регуляции дыхания. Оно может наблюдаться самостоятельно при заболеваниях центральной нервной системы и вегетативных расстройствах, а также сочетаться с заболеваниями, сопровождающимися одышкой.

Патологические нарушения нормального дыхательного ритма (типа Чейн-Стокса, Биота) выражаются в разнообразных типах остановок дыхания. Чаще всего встречаются при:

  • заболеваниях центральной нервной системы - энцефалите, менингите, судорогах, водянке головного мозга, абсцессах, кровоизлияниях в мозг, внутричерепной или спинальной травме;
  • заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

В отличие от дыхания типа Чейн-Стокса, при котором нормальный тип дыхания восстанавливается постепенно, Биотовский тип дыхания сопровождается одномоментным восстановлением нормального ритма дыхания.

Дыхание Куссмауля характеризуется глубоким, регулярным, но редким дыханием, за счет чего организм пытается вывести через легкие избыток углекислоты (дыхание при ацидозе). Подобный тип дыхания у новорожденных встречается при:

  • синдроме удушья;
  • первичном инфекционном токсикозе.

У новорожденных может наблюдаться так называемое "дыхание загнанного зверя ", выражающееся учащением, а главное, углублением дыхательных движений без пауз. Оно может наблюдаться у новорожденного ребенка при:

  • эксикозе III степени;
  • менингите.

При патологических состояниях нарушения нормального дыхательного ритма встречаются чаще всего при:

  • заболеваниях центральной нервной системы - энцефалите, менингите, гидроцефалии, опухоли и абсцессе мозга;
  • внутричерепных кровоизлияниях.

В этих случаях дыхание приобретает часто Чейн-Стоксовский характер и реже бывает - Биотовского типа.

Приступы апноэ могут встречаться:

  • у недоношенных;
  • у детей с кровоизлияниями в ЦНС;
  • при врожденной диафрагмальной грыже;
  • при эзофаготрахеальном свище (приступы сопровождаются кашлем и цианозом при каждой попытке кормления или при приеме жидкости);
  • при тяжелых формах обструктивного ринита, когда секрет совсем закладывает нос.

Когда у ребенка приступы апноэ протекают на фоне коматозного состояния при отсутствии каких-либо еще объективных данных, нужно в первую очередь подумать о лекарственном отравлении.

Разнообразные дыхательные нарушения в сочетании с желтухой, неврологической симптоматикой, анорексией, диарейным синдромом, рвотой, гепатоспленомегалией могут встречаться при манифестации ряда наследственных болезней обмена веществ.

Любые нарушения дыхания у новорожденного ребенка являются основанием для подозрения серьезного заболевания, дифференциальная диагностика которого возможна только в условиях стационара.

Дыхание - неотъемлемый процесс жизни любого живого существа. Многие беременные женщины задумываются над тем, а дышит ли малыш, находящийся в их утробе, и каким же образом он это делает? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Во время внутриутробного развития малыш, как известно, всецело зависит от своей мамы, так как сам не имеет никакой связи с внешним миром. Вместе с тем, для своего полноценного роста и развития плод нуждается в большом количестве питательных веществ и постоянном поступлении кислорода.

Особенности дыхания плода

Плод непрерывно совершает дыхательные движения, однако, что интересно, его голосовая щель всегда закрыта, так как в противном случае легкие наполнятся околоплодными водами. Более того, в период внутриутробного развития легочная ткань малютки еще не сформирована должным образом, так как в ней отсутствует сурфактант - особое вещество, благодаря которому обеспечивается раскрытие альвеол. В связи с этим, даже если представить, что кислород попадет в легкие плода, они не в состоянии будут раскрыться, чтобы самостоятельно произвести процесс дыхания.

Тот процесс газообмена, который диагностируется у плода, более походит на тренировочную подготовку мышц. Запечатлеть его возможно уже во втором триместре вынашивания младенца. С приближением даты процесса родоразрешения у ребеночка все чаще происходят дыхательные эпизоды, которые напоминают икоту. Где-то на 34 неделе беременности начинает синтезироваться зрелый сурфактант, благодаря которому малыш и сможет сделать свой первый вдох после рождения на свет. Ускорить этот процесс или создать искусственный сурфактант в современное время можно специальными медикаментами, которые успешно применяется в отношении сильно недоношенных детей.

Дыхание через плаценту

Так как же дышит малыш, находясь в утробе матери? Дыхание обеспечивает уникальный орган, именуемый плацентой. Благодаря плаценте обеспечивается газообмен и обмен веществ. К тканям плода с одной стороны поступает кислород, а с другой стороны они освобождаются от углекислого газа, который через плаценту проникает в кровь матери, а оттуда уже в легкие, где через альвеолы выходит в окружающий воздух.

Роль пуповины в процессе дыхания плода

Какое же значение имеет пуповина для процесса внутриутробного дыхания плода? Как известно, помимо плаценты организм матери и младенца соединяется с помощью многочисленных сосудов, которые все вместе именуются пуповиной. Пуповина формируется уже на второй неделе развития плода и по мере его роста соответственно увеличивается в своих размерах. Интересно, что при рождении длина пуповины равна длине тела новорожденного младенца. Пуповина в ответе не только за доставление плоду всех необходимых ему питательных веществ, но и за отведение ненужных продуктов обмена веществ.

Этот орган представлен двумя артериями и одной веной. Внешне объединение этих сосудов представляет собой плотный, защищенный от разрыва жгут. Обогащенная полезными веществами и кислородом кровь поступает к плоду именно по этой вене, после чего через вену отток крови, выполнив свою миссию, направляется в плаценту.

Значение свежего воздуха

Опытные гинекологи настоятельно рекомендуют беременным женщинам больше проводить времени на свежем воздухе и активно двигаться. Это связано с тем, что женщина, отдавая часть кислорода своему еще неродившемуся малышу, очень чувствительна к его нехватке. По этой причине недостаток кислорода может обернуться для будущей мамы потерей сознания. Важно понимать, что недостаточность кислорода в подавляющем большинстве случаев связана с неправильным образом жизни матери и это, непременно, не самым лучшим образом отразится на состоянии здоровья крохотного человечка!

Недавно наткнулась на заметку, что врачи-пульмонологи считают, что большинство современных детей не умеют дышать . Вернее, они не умеют дышать правильно . А ведь правильно дышать для детей крайне важно для их общего развития, укрепления иммунитета и полноценного функционирования всех органов и систем организма.
Большинство детей дышат слишком часто и неглубоко, время от времени непроизвольно задерживая вдох или выдох, что «сбивает» легкие с ритма и ухудшает их вентиляцию. Такое дыхание называется поверхностным, и дыша таким образом, малыш не дает своей дыхательной системе возможности хорошо «проветриться». Получается, что свежий воздух не поступает во все отделы легких, обновляя лишь наружную их часть. В итоге большая часть легких практически никогда не обновляется и не избавляется от остатков «подержанной» атмосферы, которая является просто идеальной средой для вирусов простуды, гриппа и всяким аллергенам.

Как оказалось, медики уже давно разработали специальные компьютерные программы, созданные дляконтроля за детским дыханием. Программы носят название БОС – биологическая обратная связь с организмом. К сожалению, такими системами оборудованы лишь крупные пульмонологические центры. Смысл оборудования заключается в следующем. Ребенок садится перед экраном монитора, на котором он видит луг с цветами или сценку из мультика про Винни Пуха. Перед ребенком ставится задача – заставить бабочку сесть на цветочек или «уговорить» Винни Пуха принести к своему дому как можно больше меда. Выполнить задание удастся лишь в том случае, если малыш дышит правильно – медленно, глубоко, ритмично и к тому же еще соотносит дыхательный цикл с деятельностью сердца. Дети с удовольствием включаются в задание. Результаты подобной игры действительно впечатляют. У почти 70% детей-астматиков уже нет необходимости использовать специальные ингаляторы и все их показатели возвращаются к норме.

Но мы можем и сами без всяких аппаратов провести диагностику дыхания своего ребенка.

Правильно ли дышит ваш ребенок?

Определить, правильно ли дышит ваш малыш несложно. Устройте его поудобнее, можно за просмотром мультика или рассматриванием картинок в книжке. Важное условие – ребенок должен быть здоров.

1. Смотрите на часы с секундной стрелкой и считайте, сколько вдохов ребенок сделает за одну минуту.

Норма для детей разного возраста отличается. Для новорожденных крошек – это 50 вдохов в минуту, для деток до года – 25-40 вдохов, 1-3 лет – 25-30 вдохов, а для 4-6 летних детей – 25 вдохов в минуту в спокойном расслабленном состоянии. Если результат вашего ребенка в пределах нормы – это прекрасно. Так обычно дышат закаленные, крепкие и тренированные детки, которых с раннего возраста приобщают к длительным прогулкам и активным занятиям. Физиотерапевты такое дыхание считают эффективным и экономным. Когда ребенок дышит полной грудью , его легкие расправляются, вентилируются и становятся практически недоступными и неуязвимыми для респираторных инфекций, вирусов и аллергии.

Если малыш 1-3 лет совершает 30-35 вдохов минуту, а 4-6 лет – 25-30 вдохов – то это довольно-таки неплохой результат. Так дышит большинство деток, и вы попали точно в золотую середину. Конечно, простуды у таких детей не редкость, но шансов их избежать будет больше, если научить ребенка правильному, физиологично эффективному дыханию.

Стоит задуматься и проявить беспокойство, если ребенок 1-3 лет совершает больше 35, а 4-6 лет больше 30 вдохов в минуту. Такоедыхание считается поверхностным и частым. В этом случае в легкие попадает совсем мало свежего воздуха, основная его часть «зависает» в трахее и бронхах, которые не принимают участия в газообмене. Для того, чтобы легкие хорошо вентилировались такого дыхания явно недостаточно. Неудивительно, что ребенок часто более разнообразными ОРЗ и ОРВИ. К тому, у детей, которые дышит так часто и неглубоко, возникает риск развития бронхиальной астмы или астматического бронхита, что не может не настораживать родителей. Нужно обязательно выяснить причину, которая не позволяет ребенку дышать полной грудью. Это может быть сидячий образ жизни, недостаток активных прогулок, спорта, закаливающих процедур, привычка сутулиться, нарушение осанки, избыточный вес или повышенное газообразование в кишечнике. Источник проблемы нужно обязательно прояснить и устранить, тогда и малыш будет болеть реже.

2. Наблюдая за дыханием ребенка и считая его вдохи, обратите внимание на особенности дыхания у ребенка, на ритм дыхания , то есть на соотношение вдоха и выдоха, на паузы между ними.

Ритм дыхания. Здоровые активные дети обычно дышать по схеме:удлиненный вдох – пауза –короткий выдох. Так уж устроен наш организм, что вдох является возбуждающим активность фактором, а выдох играет успокаивающую и расслабляющую роль

Успокаивающий дыхательный ритм. Чувствуете, что ваш ребенок разволновался, перенервничал и вот-вот расплачется? Предложите ему успокаивающую дыхательную «таблетку» по схеме: энергичный короткий вдох – длинный растянутый выдох – пауза. Такойритм дыхания воздействует на нервную систему, расслабляет мышцы, избавляет от стресса и напряжения.

Вздохи. Ребенок начал часто вздыхать? Значит, детский организм мягко напоминает, что пора отдохнуть, полежать и сделать паузу в занятии.

Неправильный дыхательный ритм. Характеризуется нечетким, рваным темпом, с неодинаковыми вдохами и выдохами или периодической их задержкой. Если дыхание ребенка к тому же поверхностное и частое, то риск подхватить простудное заболевание или вирус повышается неоднократно. К тому же очаги воспаления могут возникать не только в легких, но и в миндалинах, пазухах носа и даже внутренних органах. Объясняется это тем, что неправильное дыхание не только не обновляет «атмосферу» легочного пространства, но и приводит к нарушениям движения диафрагмы, которые отвечают за нормальную работу сердца и кровообращение в брюшной полости. Получается, что иного выхода, как научить ребенка правильно дышать, нет!

Тип дыхания вашего ребенка

Наблюдая за дыханием ребенка, присмотритесь, какой у него тип дыхания:

Брюшной тип – ребенок дышит, надувая и втягивая живот.

Грудной тип – ребенок дышит, приподнимая и опуская грудную клетку.

Смешанный тип – ребенок совмещает первый и второй типы дыхания.

Брюшное дыхание оптимально для малышей, именно так и должны дышать маленькие детки . Поэтому следите за тем, что одежда не давила им на животик, избавьтесь от тесных трусиков, джинс и колготок с тугой резинкой, не затягивайте ремень на поясе. Если одежда оставляет розовое полосы на коже, значит, она слишком тугая. То же относится и к пижаме. Помните, как поступали наши предки? Укладывали и мальчишек, и девчонок спать в просторных длинных ночных рубашках.

Никогда не требуйте у вашего ребенка втянуть живот , в этом случае мышцы живота прекращают участвовать в процессе дыхания, и работа легких ухудшается.

Упражнение для тренировки брюшного дыхания

Детская йога предлагает множество дыхательных упражнений, которые можно успешно применять на занятиях с детьми, что мы сейчас и сделаем.
Уложите ребенка на коврик. Пусть подложит ладошки под голову и немного согнет ноги в коленях. Попросите его, совершая вдох, надувать животик наподобие воздушного шарика. А на выдохе представьте, что шарик резко сдулся, и попросите ребенка как следует напрячь мышцы живота и втянуть его внутрь из всех сил. Пусть малыш задержит дыхание после выдоха и начнет новый вдох только тогда, когда почувствует в этом необходимость. Повторите 5-10 раз.
Упражнение тренирует не только дыхательную систему, но и укрепляет мышцы брюшного пресса и оказывает мягкое массажное действие на внутренние органы, стимулируя и улучшая их работу.

Грудное дыхание , как правило, используемый в основном женщинами тип дыхания. Однако, дети и мужчины тоже использую такой тип дыхания, когда находятся в сидячем положении. Грудное дыхание также нужно развивать и выполнять правильно, чтобы дыхательный процесс происходил эффективно и функционально.

Упражнение для грудного дыхания

Опять возьмем упражнение из детской йоги. Пусть ребенок примет позу льва или сфинкса. Но название «лев» хотя и не соответствует строго этой позе, ребенку будет понятнее. Ребенок ложится на живот, выпрямляет ножки и опирается на ладони и предплечья согнутых рук. Грудная клетка приподнимается над поверхностью. Теперь нужно сделать глубокий полный вдох и набрать полную грудь воздуха, чтобы грудная клетка еще больше приподнялась и раскрылась. Пусть ребенок задержит дыхание на несколько секунд (посчитайте до трех), а потом быстро и энергично выдохнет, расслабляя мышцы и опускаясь. Тут тоже нужно сделать небольшую паузу и повторить упражнения сначала еще несколько раз.

Смешанное дыхание , когда в процессе дыхания участвуют и мышцы пресса и грудная клетка, считается самым здоровым. Когда выосвоите с ребенком брюшное и грудное дыхание , нужно будет соединить приобретенные навыки. Но об этом в следующей статье: Как научить ребенка правильно дышать.

Новорождённый часто дышит – это обусловлено анатомией и физиологией младенца. Частота дыхания здорового ребёнка намного больше, чем у взрослых, и это нормально. Но существует ряд признаков, которые могут указывать, что в определённых случаях является признаком заболевания.

Особенности дыхания грудничков

В первые дни организм новорождённого приспосабливается к новым условиям жизни, в т.ч. к самостоятельному дыханию. Весь организм младенца ещё несовершенен, он далёк от физиологической и анатомической зрелости. Особенностями дыхательной системы новорождённого являются:

  • очень короткие по сравнению со взрослыми носовые проходы и носоглотка;
  • узкий просвет воздушных путей;
  • неразвитая слабая дыхательная мускулатура;
  • недостаточный объём грудной клетки.

Взрослые для обеспечения организма достаточным количеством кислорода делают более редкие и глубокие вдохи, а младенец в силу недостаточно сформировавшейся дыхательной системы глубоко вдыхать не может, поэтому новорожденный ребёнок часто дышит, чтобы вдохнуть необходимое для нормальной жизнедеятельности количество кислорода.

Если взрослый человек делает максимум 20 дыхательных движений в минуту, то грудничок до месячного возраста должен делать до 60-ти таких движений за это же время, чтобы обеспечить хорошую вентиляцию лёгких.

Для дыхания новорождённого, кроме частоты, характерны:

  • отрывистость;
  • одышливость;
  • неритмичность;
  • поверхностность;
  • напряжённость.

Новорождённый может испытывать затруднения с носовым дыханием при малейшей простуде: организм моментально включает защитный механизм, и назальная слизистая отекает. Из-за гиперемии и так узкий просвет носовых проходов сужается ещё больше. Эти изменения могут стать причиной затруднений при грудном вскармливании, потому что ребёнку приходится выпускать грудь, чтобы дышать ртом.

Усиленную секрецию назальной слизи могут вызвать и обычные пылевые частички, цветочная пыльца и другие мелкие инородные частицы, вдыхаемые с воздухом. При этом защитной реакцией является чихание. Чтобы грудной ребёнок не испытывал затруднений, нужно регулярно прочищать его носик ватным жгутиком или другими деликатными способами.

Темп

Новорождённый в первые дни жизни дышит очень неравномерно, у него приходится один глубокий (относительно) вдох на два-три частых. Такой темп продержится у младенца до 3-4 месяцев. По мере роста будет постепенно выравниваться темп, и к годику малыш уже дышит плавно, ритмично, ровно и без перебоев. Чуть запаздывать становление ритмичного дыхания может у детей, родившихся недоношенными или с маленьким весом.

Во время сна новорождённые могут задерживать вдох. Это состояние следует отличать от синдрома апноэ (временной остановки дыхания). Задержка может длиться до 10 секунд, после чего всё восстанавливается. Если дыхательные движения отсутствуют более 10 секунд и грудная клетка остаётся во впавшем состоянии, новорождённого нужно разбудить и поднять, после чего уложить набок и переворачивать каждый час.

При частом повторении такого состояния необходимо обратиться к врачу. Чаще всего апноэ происходит у недоношенных и слабых младенцев.

Полностью органы, принимающие участие в дыхательном процессе, у детей формируются к 6-7 годам.

Частота

Частота подсчитывается по количеству дыхательных движений (вдох и выдох), производимых новорождённым в состоянии покоя. Считать вдохи и выдохи проще всего по движению грудки и животика. В период бодрствования грудничок дышит чаще: отмечается, что новорожденный часто дышит как собачка в те моменты, когда испытывает положительные эмоции (игра, ласка, новые впечатления, ощущения и т.д.).

Частота дыхательных движений (ЧДД) - величина, необходимая для определения типа, глубины и ритма. Подсчитывая эту величину, детский врач может анализировать работу дыхательных органов, грудной клетки и брюшной стенки, а также сердечно-сосудистой системы. Для родителей данные, приведенные в таблице (это норма для соответствующих возрастов), нужно сопоставлять со своими подсчётами: отклонения от указанных величин могут свидетельствовать о развитии заболеваний или патологических процессов.

Дыхание значительно учащается в тех случаях, когда новорождённому очень жарко (натопленная комната, слишком тепло укутан) или помещение, где он спит, плохо проветрено. При перегреве малыш может дышать часто как собачка, открыв рот, что может свидетельствовать также о пересушенности воздуха в комнате.

Тип дыхания

Существует три типа дыхания:

  • грудное;
  • брюшное;
  • смешанное.

При грудном типе воздух попадает в лёгких за счёт расширения грудной клетки, при брюшном же её объём увеличивается за счёт движения диафрагмы. В обоих случаях есть риск развития застойных явлений в верхних (брюшной тип) или нижних (грудной) частях лёгких вследствие недостаточной лёгочной вентиляции.

Оптимально для ребёнка смешанное дыхание, когда в дыхательных движениях участвуют и брюшная стенка, и грудная клетка. При этом все доли лёгкого равномерно наполняются и хорошо вентилируются.

Норма

Учащённое дыхание новорождённых называется тахипноэ. Нормальным считается плавное и чистое дыхание. Чистота подразумевает отсутствие:

  • хрипа;
  • сипения;
  • натужных свистящих звуков при носовом дыхании.

В норме новорожденный дышит носом, рот при этом закрыт, хотя в самые первые дни носовое дыхание может чередоваться с ротовым. Если позже ребёнок начинает дышать ртом, это значит, что носовые проходы перекрыты либо за счёт сужения просвета из-за набухания слизистой оболочки, либо вследствие попадания инородного тела в нос.

Настораживающими признаками являются стоны, раздувание крыльев носа, изменение цвета лица, тяжёлое и громкое дыхание. Но звуки, периодически сопровождающие сон ребёнка (бульканье, похрапывание, похрюкивание и т.п.), не должны пугать родителей: это нормальное явление, вызванное несовершенным пока ещё строением дыхательных путей. К полутора годам дети, как правило, перерастают это. Если же после полутора лет ребёнок продолжает издавать звуки по ночам, это признак отклонений или заболеваний дыхательной или сердечно-сосудистой системы.

Причины и последствия

Малыш часто дышит во сне и во время бодрствования, такая функциональная особенность его организма обусловлена несовершенством систем и органов. Это нормальное явление, и норме соответствует определённое количество (частота) дыхательных движений в минуту для каждого возраста. По мере того как ребёнок растёт, будет увеличиваться объём лёгких, и для достаточной вентиляции этого органа будет достаточно уже меньшего количества дыхательных движений.

Если новорождённый дышит учащённо и тяжело, дыхание сопровождается странными звуками и движениями (он может дёргаться, запрокидывать головку, принимать неестественные положения), это указывает на развитие заболевания. В этом случае нужно неотлагательно обращаться за медицинской помощью.

Заболевания, провоцирующие учащенное дыхание

Если ребёнок дышит слишком часто, и наряду с этим наблюдаются другие тревожные признаки, это указывает на то, что малыш заболел.

Учащённое дыхание может быть вызвано:

  • простудными заболеваниями;
  • ринитом, в т.ч. аллергическим;
  • бронхитом;
  • бронхиальной астмой;
  • пневмонией;
  • туберкулёзом.

Неровное дыхание сопровождает истерические и стрессовые состояния (сильный испуг, непривычная обстановка, чужие люди и т.д.). При заболеваниях сердечно-сосудистой системы также нарушается частота дыхания.

Симптомы

При острых респираторных заболеваниях к учащённому дыханию присоединяются сиплость, насморк, температура поднимается до субфебрильной, новорождённый слабый, вялый. Позже появляется кашель, голос становится хриплым. Невылеченная простуда может перейти в бронхит или воспаление лёгких.

  1. Предвестником приступа бронхиальной астмы является учащение дыхание во сне.
  2. Ринит, который появляется без других симптомов простуды, может быть аллергической реакцией, в тяжёлых случаях с присоединением астматического компонента. Малыш при этом начинает часто и странно вздыхать, ему не хватает кислорода.
  3. Главным признаком бронхита является кашель, при хронизации заболевания – упорный (до 2 месяцев), с обильной мокротой после пробуждения. Ребёнок дышит громко и тяжело.
  4. Пневмония опасна для новорождённых тем, что симптомы её неярко выражены: температура повышается незначительно, ребёнок покашливает, дышит неровно, дыхание затруднённое.
  5. При туберкулёзе новорождённый ослаблен, температура может не повышаться или повыситься незначительно. Шумное дыхание сопровождается постоянным покашливанием.
  6. Для сердечно-сосудистых заболеваний характерно частое дыхание во время сна, новорождённый страдает одышкой. В тяжёлых случаях развивается так называемый сердечный кашель, губы, ногти, крылья носа становятся синюшными.

Если у ребёнка приступ истерики или стрессовая реакция, дыхание становится частым, неровным, может замирать, сопровождаться странными звуками.

Как научить ребенка правильно дышать – методы

Учить ребёнка правильно дышать можно только тогда, когда он немного подрастёт и будет не бессознательно подражать, а осмысленно повторять чьи-либо действия. С новорождённым малышом можно делать укрепляющую гимнастику, которая способствует развитию мышечной системы и стимулирует вентиляцию лёгких.


Упражнение для улучшения дыхания мама может делать самостоятельно, а может и с чьей-либо помощью. Новорождённого нужно уложить на спину, разводить его ручки в стороны, затем сводить к груди. Чередовать эти движения со сгибанием и разгибанием ножек, прижимая колени к животу. Это упражнение эффективнее, если его делать в четыре руки: ручки разводятся, в это время колени подводятся к животу, после чего ноги опускаются, а руки в это время сводятся к груди.

Когда чадо чуть подрастёт, можно заниматься с ним дыхательной йогой. Даже годовалые малыши могут лечь на животик, упершись на согнутые руки, по команде взрослого приподняться на локтях, глубоко вдохнуть, а потом резко выдохнуть, когда мама или папа сосчитают до трёх. Упражнение, стимулирующее вентиляцию лёгких: предложить ребёнку представить, что он нюхает цветочек, а после глубокого вдоха сильно выдохнуть.

Чтобы упражнения были интереснее, можно вырезать из цветной бумаги бабочек, разложить их на столе и пусть ребёнок дует, чтобы бабочка улетела как можно дальше.

Мнение педиатров

Новорождённый ребёнок должен дышать часто, а взрослые должны создавать все условия для того, чтобы дыхание было здоровым.

На частоту дыхания новорождённого влияет не только анатомическое и физиологическое несовершенство его функциональных систем. Повлиять на дыхательную активность могут и другие факторы:

  • перегрев грудничка;
  • недостаточное содержание кислорода в помещении;
  • сухость воздуха;
  • тесная неудобная одежда;
  • некомфортная постель.

Комфортными для новорождённого считаются температурные условия 18-22°С, влажность около 50%. Комната должна быть хорошо проветренной, не должны присутствовать посторонние резкие запахи (духи, табак и т.п.). Одёжка маленького должна быть мягкой и просторной, сделанной из натуральных материалов. Постель не должна быть слишком мягкой, а правильный сон – на боку.

Если у новорождённого начались дыхательные проблемы, он дышит слишком часто и тяжело, или развились длительные задержки дыхания, необходимо обратиться к педиатру.

Частое дыхание новорождённых – это нормальное с точки зрения физиологии явление, вызванное несовершенством дыхательных путей. По мере роста частота дыхания уменьшается, вдохи становятся более глубокими. Отклонения (учащённость, тяжёлое и громкое дыхание) могут быть симптомами заболеваний, при их появлении обязательно обращение к врачу.

Для того чтобы разобраться с тем, как дышит ребенок в утробе матери, познакомимся с тем, как обстоит все на самом деле более подробно.

И все-таки, как дышит ребенок в утробе матери и дышит ли он там вообще? Разумеется, дышит, ибо дыхание – это неотъемлемая составляющая любого живого существа. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Может ли ребенок дышать в утробе матери

Иногда говорят, что ребенок, находясь в матке женщины, не дышит, а дышит только женщина, так сказать за двоих. Но так может сказать только тот, кто не знает, что такое, собственно, дыхание. Дыхание – это процесс газообмена в организме, когда в клетки тканей попадает кислород, необходимый для процессов обмена веществ и энергии, а из клеток извлекается углекислый газ, как один из продуктов метаболизма.

Таким образом, дыхание – это не только и не столько, механическое вдыхание и выдыхание воздуха. На всех этапах своего развития плод получает кислород через плаценту, ибо вплоть до рождения кровеносные системы матери и ребенка сообщаются через сосуды пуповины и соединенной с ней плаценты, которая препятствуют смешиванию крови и лимфы матери и плода.

И только, когда ребенок рождается и эта связь прерывается, он делает первый вдох и начинает самостоятельно получать необходимый ему кислород из воздуха. Таким образом, на вопрос: дышит ли ребенок в утробе матери, существует однозначный ответ: да, дышит.

Где-то со второго триместра беременности регистрируются некие дыхательные движения плода, но, естественно, ни о каком внешнем дыхании при помощи легких речи быть не может. Поскольку развивающийся ребенок находится в околоплодной жидкости, и его ротовая щель плотно закрыта, а легкие, даже уже вполне сформировавшиеся не могут осуществлять в таких условиях своих прямых физиологических функций.

Как происходит дыхание ребенка в утробе матери

Итак, дыхание ребенка в утробе матери осуществляется посредством уникального внутриматочного образования – плаценты. Именно через нее происходит обмен веществ и газообмен, который и составляет суть процесса дыхания. Ткани плода обогащаются кислородом, а в обратном направлении поступает углекислый газ. Поэтому беременность – это большая нагрузка на организм женщины. Ей приходится обеспечивать организм растущего и развивающегося в ее утробе ребенка питательными веществами и кислородом, и выводить из организма плода продукты метаболизма и углекислый газ, как результат клеточного дыхания.

Теперь уже имеется полное и правильное представление о том, как дышит ребенок в утробе матери. Его дыхание обеспечивается за счет газообмена в клетках и тканях, где поступающий через плаценту от материнского организма кислород включается в пластический и энергетический обмен. Углекислый же газ через плаценту попадает в кровь матери и по легочным венам попадает в легкие, где в альвеолах происходит газообмен с окружающим атмосферным воздухом.

Легочная ткань полностью созревает приблизительно к тридцать четвертой неделе беременности. Поэтому у глубоко недоношенных детей возникают проблемы с дыханием из-за невозможности полноценного раскрытия легких. Сегодня вещество, способствующее полному раскрытию легких новорожденного, уже могут синтезировать искусственно, и это помогает сохранить жизнь детям, родившимся намного раньше срока.