Стоит поздравлять. Нужно ли поздравлять с днем рождения бывшего парня

2017-12-19 в 19:55 |

Как только ты задаешься вопросом как вернуть бывшую девушку, возникают ситуации с праздниками. Будь то новый год, 8 марта, день рождение или день святого Валентина возникает самый популярный вопрос – поздравлять ли любимую?

Что ж, давай разберем этот вопрос подробно со всевозможными ситуациями. Только помни, что помимо твоего возможного поздравления, твою бывшую поздравят очень много народу, в том числе и воздыхатели. На этом фоне твое блеклое «Поздравляю» просто потеряется. А вот если не поздравишь, запомнится на долго.

Ситуация №1. Ты только что расстался с любимой девушкой, поздравлять ли бывшую с праздниками?

Твоя ненаглядная только что объявила о разрыве отношений. Ты за ней бегаешь, упрашиваешь вернуться, используя любой повод, в том числе и предстоящий праздник.

На своем опыте, когда возвращал бывшую девушку, я поздравлял и с днем рождением и с днем святого Валентина. Ничего взамен, кроме сухого спасибо и безразличия я не получил. Подробно об этих моментах я рассказываю в своей книге .

Когда ты поздравляешь своего родного человека, ты же ожидаешь положительной реакции. Ждешь, что она кинется к тебе объятья, зацелует, скажет какой ты замечательный, что все это придумал. Но этого ничего не будет. Твои ожидания не превратятся в реальность. А все очень просто, девушка уже приняла решение о расставании и ее ничто не сможет заставить передумать. Тогда она должна будет самой себе признаться, что допустила ошибку. А это очень сложно для нее.

А вот если ты ее не поздравишь, окажет большее влияние на нее. Как я это сделал в новый год с той же бывшей девушкой. Она же ждет от тебя этого шага, ждет что ты придешь, напишешь, подаришь подарок. Разорви шаблон своим волевым решение не поздравлять ее. Дай ей понять, что не будешь за ней бегать. Что ты уже не ее песик на коротком поводке.

Такое поведение даст больший эффект, нежели ты прибежишь к ней. Даже если у нее есть уже новый парень, она с ним отношениях или у нее к тебе страшный негатив, бывшая девушка все равно будет тебя ждать.

Ситуация №2. Игнор.

Прерывать игнор не желательно, за исключение некоторых случаях. Поэтому аналогично первой ситуации, не поздравлять с праздниками.

Однозначно, что такой шаг заденет твою бывшую девушку и возможно дальше от нее последуют в твой адрес неприятные слова, угрозы, провокации. Это может означить только одно, что ты все сделал правильно.

Если это 8-е марта или новый год, то выложи фотки в социальные сеть, как ты поздравляешь других девушек, как ты отмечаешь этот праздник. Твоя счастливая улыбка покажет, что ты совершенно не переживаешь по поводу расставания. Это лишний раз заставит девушку усомниться в своем правильном решении расстаться с тобой.
Реакции может и не быть, это тоже нормально и нет ничего страшного.

Ситуация №3. Конец игнора, выход на связь, здесь как быть?

Не рекомендую использовать праздник, как повод выхода на связь. Хотя некоторых случаях можно сделать исключением и использовать этот момент. Главное, чтобы все выглядело естественно и ты успел хорошо поработать над собой. Но только не так, что тебя от одной мысли о ней колошматит, а ты по-прежнему ищешь повод позвонить или написать ей. Если это так, возвращайся к ситуации №1.

Лучше всего, как я сказал выше, не использовать праздник для выхода на связь. Но можно его использовать вот как: допустим после дня рождения, дня через три позвонить и поздравить. Это будет на много интереснее, нежели попасть в кучу однотипных поздравлений в этот день.

Также можно использовать такой выход на связь с продолжением, сказав в разговоре, что ты приготовил ей небольшой подарок, чисто символический и предложить встретиться.

Если у нее есть новый парень, то здесь важно оставить зацепки для дальнейшего налаживания комфортного общения.

Говорить следует уверенно, позитивно, с юмором, искренне, красиво, эмоционально. Беседу не растягиваешь и желательно закончить ее первым.

Ситуация №4. В стадии налаживания дружеского общения можно поздравить бывшую?

В этой ситуации поздравлять надо, но скромно и со вкусом. Не нужно тратить и распыляться на шикарный банкет с кучей цветов и дорогими подарками.

Подарок все же нужно, скромный, красивый, небольшой. Можно сказать, даже чисто символический. Никаких айфонов, норковых шуб и тому подобному. Девушке конечно будет приятно, и она заберет с удовольствием такой подарок, только той же монетой в твой адрес она не отплатит. Поэтому вкладывать точно не нужно.

Повод для встречи если это новый год, используй: помочь выбрать подарок, купить украшение на елку, сходить, поздравить общих друзей, сходить на елку или какое-то мероприятие. Если это день рождение или 8 марта, то встретиться для вручения подарка, хорошо провести время. Опять же помощь в выборе подарка для мамы.

Ситуация №5. Вы сближаетесь или уже вернул бывшую и все у Вас хорошо.

Здесь твои возможности ограничиваются только твоими фантазиями и возможностями. Можно устроить романтик, выезд на природу, крышеснос, незабываемый вечер, ужин при свечах и тому подобное. Подготовь классный подарок и качественное поздравление. Сделай этот день незабываемым.

Обращай внимание на реакцию и поведение девушки, в зависимости от полученной обратной связью, корректируй свое поведение.

Примечание.

Если ты очень давно расстался со своей любимой, год, два назад и все это время не общался, любой праздник можешь использовать как напоминание о себе. Возможно после этого шага у вас все закрутится с новой силой.
Написать можно смс или позвонить. Поздравить без каких-либо особенностей. Возможно договориться пообщаться чуть позже еще, если будет возможность и взаимное желание.

Что ожидать от бывшей девушки, когда она тебя поздравляет?

По факту никогда и ничего не ожидай от бывшей. Она может поздравить, написав смс-ку или даже позвонить, или наоборот никак не отреагировать.

А если твои ожидания очень высоки, то не получив желаемое, ты схватишь сильнейший откат. Лишнее эмоциональное потрясение тебе ни к чему. Исключи сразу такую ситуацию.

Помнишь, чуть выше я сказал, что можно прервать игнор в определенных случаях. Так вот, когда девушка первая выходит на связь, то можно ей ответить. Конечно не сразу и не бросаться на нее, а грамотно. Реагируй позитивно, не показывай ее значимость и свой негатив.

Даже когда у тебя уже стадия дружеского общения и бывшая тебя не поздравила с каким-то праздником, не выпрашивай подарок и не намекай на внимание. Лучше отнесись нейтрально, чутка отдались и займи выжидающую позицию.

Остались вопросы, обязательно задай их здесь, в комментариях, или на форуме, .

С уважением, Михаил Вячеславович!

Люди за все время своего существования придумали немало суеверий и примет. Считается, например, что день рождения не положено отмечать раньше срока под страхом смерти. Но почему нельзя поздравлять заранее с днем рождения? Узнаем, что отвечают на этот вопрос маги и экстрасенсы.

Время обнуления энергетики

Дни рождения людей — это период, когда обнуляется и обновляется энергетика. Люди, которые изучают природные биоритмы человека, замечают, что именно в это время уровень энергии у человека очень низкий. В этот день энергетика именинника очень-очень слабая. Энергетика проходит через стадию перерождения и обновления. Можно проследить некоторую закономерность. Так, например, многие умирают в месяц своего рождения. Любые сильные эмоции выстраивают между людьми каналы и затрагивают их энергетику. Если в это время человек испытывает негативные эмоции, то на фоне ослабленной энергетики возможен прорыв иммунитета. А некоторые, пытаясь ответить на вопрос, почему нельзя поздравлять заранее с днем рождения, поясняют, что ангелы не услышат желаний и не донесут их до небес. Если посмотреть на даты смерти знаменитых людей, то можно увидеть, что многие из них не дожили всего несколько недель, дней или часов до дня своего рождения или же покинули этот мир сразу после.

Почему нельзя отмечать день рождения заранее

Наши очень далекие предки считали, что виновника праздника, который решил отметить свой день появления на свет, посещают не только друзья и живые родственники, но и души давно покинувших этот мир родных. Кроме этого бытует мнение, что на праздник приходят злые духи. И что они также отмечают день рождения, как и сам именинник. Души родственников спускаются, чтобы послушать пожелания и донести их до Бога. Считалось, если отметить день явления на свет раньше, то духи не смогут на него попасть, что очень их расстроит. И многие из них могут навредить имениннику, и навредить настолько, что он может не дожить до даты. Звучит это надуманно. Но тем не менее многие заранее не поздравляют, продолжая верить в эту легенду.

А если праздновать немного позже?

Здесь наверняка у многих возникает вопрос о том, что делать людям, которым “повезло” и они а именно в редкий день — 29 февраля? Можно ли поздравлять заранее, позже или им стоит ждать поздравлений только раз в 4 года? Некоторые придерживаются мнения, что лучше было бы отмечать день появления на свет не 29 февраля, а позже. А другие говорят, что нужно праздновать так, как и получилось, то есть раз в 4 года. Сегодня все знают, но абсолютное большинство забыли, что и позднее праздновать его тоже не рекомендуется. В нынешнее время, когда праздник выпадает на середину недели, возникает соблазн перенести его на выходные. Стоит это делать или нет - дело личное. Как и то, стоит ли верить в приметы и легенды. У наших предков не было принято праздновать заранее никакие праздники. И это, в принципе, логично, что касается дня рождения. Ведь, поздравляя именинника, мы поздравляем его с тем, что он стал на год старше, и делать это заранее, то есть пока он еще не повзрослел на год, просто нелогично. Точно так же, как нелогично будет праздновать заранее Новый год, или Пасху, или любой другой праздничный день.

Почему нельзя поздравлять заранее с днем рождения

Раньше положенного срока дни рождения не принято отмечать, и с этим мы уже разобрались. Но есть и другое суеверие, которое говорит о том, что поздравление человека заранее равносильно зазыванием беды и неприятностей в его жизнь. Старославянские поверья на вопрос, почему нельзя поздравлять заранее с днем рождения, говорят, что если высказать пожелания имениннику заранее, то их никто не услышит. Так как именно в день появления на свет приходят души предков.

Впрочем, наши предки больше отмечали не день явления на свет, а именины. Ребенку давалось имя по святым отцам, а реальный день рождения часто не попадал на день святого-покровителя. Поэтому все поверья о том, что с небес спускаются души предков или ангелы, скорее можно отнести к именинам, а не к дню рождения. Конечно, верить в поверья или нет - личное дело каждого. Нет никаких доказательств того, что суеверия работают, так же как и нет доказательств того, что они не работают. Логичнее всего отмечать свой день появления на свет в сам день рождения, не перенося его на выходные — раньше или позже. Необязательно устраивать праздник на широкую ногу. Достаточно просто провести этот день в узком кругу близких друзей и родственников, то есть самых дорогих людей, и тем более родителей, которые являются непосредственными виновниками праздника.

Раньше я постоянно спрашивал себя, зачем поздравлять людей с Днем Рождения , Новым Годом, юбилеем. Зачем здороваться за руку? Все эти поздравления мне казались ужасно бессмысленными условностями, бестолковыми традициями, которым люди следуют по какой-то глупой привычке. Я неохотно поздравлял людей и также неохотно принимал поздравления.

Чем на самом деле могут быть общественные условности?

Но, прошло время, и я понял, что социальные «условности» не являются такими уж условностями. И именно такие традиции появились в обществе не просто так. И факт того, что эти обычаи существуют в разных культурах в похожих формах, говорит о том, что они произрастают не просто из каких-то произвольных, преходящих культурных традиций, а из чего-то более общего и фундаментального.

Например, казалось бы бессмысленное рукопожатие при приветствии, на самом деле проистекает из вполне определенных биологических механизмов.

Дело вот в чем. Природа постаралась сделать так, чтобы человек инстинктивно стремился к гигиене, избегал заражения. Поэтому мы испытываем отвращение при виде грызунов , разлагающихся тел, экскрементов, так как это все потенциальные источники вредоносных бактерий. Получается, что человеческая брезгливость стоит на службе у гигиены.

Любой тактильный контакт с другим человеком с точки зрения наших эволюционных механизмов является не совсем гигиеничным. Рукопожатие или поцелуй в щеку при приветствии – это небольшие отклонения от правил гигиены. И в этом позволительном и безопасном нарушении правил и кроется смысл рукопожатия. При помощи него мы сообщаем другому человеку: «я тебе доверяю и готов немного обменяться с тобой бактериями». Это биологический знак доверия.

Несмотря на то, что мы не живем в каменном веке, в нас все еще живы эти древние механизмы. И возможно рукопожатие действительно неосознанно располагает людей друг другу и способствует большему доверию.
Но в чем же смысл поздравления с Днем Рождения, а именно во всяких добрых пожеланиях счастья, здоровья и т.д.? На мой взгляд, смысл больше касается психологии, чем биологии.

Психопрактики и обычаи

Для того, чтобы понять этот смысл давайте обратимся к похоже по моему мнению практике из восточной культуры, которая имеет вполне определенное назначение. В буддизме есть такая техника, называется она Метта или медитация любящей доброты (Loving-Kindness meditation).

Эта техника заключается в том, что человек, сидя в спокойной позе с закрытыми глазами желает себе, своим друзьям, родственникам и даже врагам добра и счастья. Пожелания могут быть как просто чувствами, ощущениями любви и доброты, так и конкретными аффирмациями (короткими фразами, формирующие установку в подсознании) вроде: «желаю счастья, любви, процветания…»

Эта практика направлена на развитие сострадания, сопереживания, любви ко всем людям и она действительно достигает этих целей. Научные исследования показали, что 7 минут подобной практики в день улучшают отношения человека с другими людьми, снижает злобу и способствует появлению позитивных эмоций.

По моему мнению традиция поздравления с Днем Рождения (и связанные с этим добрые пожелания), является психопрактикой, направленной на развитие и поддержания симпатии, любви между близкими людьми. А сами слова поздравления – это не что иное, как аффирмации, вызывающие теплые чувства внутри вас. А праздник служит поводом для проведения психопрактики, также как религиозные праздники служат поводами для какой-то особой молитвы.

Так уж получилось, что многие вещи, которые мы воспринимаем, как простые традиции и обычаи несут в себе конкретный практический смысл. Вполне возможно, что люди хотели как-то сблизиться с дорогими людьми, направить самые хорошие помыслы в их сторону и поэтому придумали праздники. Так уж часто бывает, что мы погрязаем в заботах о своих делах и проблемах, а день рождения или юбилей, это повод хотя бы на время подумать о счастье другого!

Возможно, западные люди неосознанно пришли к чему-то тому, что буддисты практикуют вполне осознанно, понимая, зачем это делать. Элементы психопрактик могут проявляться в определенных сферах чуждых им изначально культур, и в этом нет ничего странного.

Поэтому используйте праздники и поздравления, как повод культивировать себе любовь и заботу о другом человеке, подумать о самом хорошем и отвлечься от мыслей о самом себе. Уделите немного времени тому, чтобы подумать о самых искренних желаниях. Не правращайте это в чистую формальность, желайте от всего сердца.

Чего вы на самом деле желаете этому человеку? Подумайте о его жизни. Чего ему не хватает? Чего он больше всего хочет? Что способно принести ему счастье и удовлетворение? Подумайте об этом и пожелайте ему этого искренне. Если поздравление слишком личное, то всегда можно передать его человеку наедине.

Со своей стороны, тот человек, которого вы поздравите, поймет что ваше поздравление идет от чистого сердца и являет собой результат вашего погружения в его жизнь и желания и следовательно, вашего сближения.

А когда сами принимаете поздравления, принимайте их с благодарностью.

Так, что поздравления с днем рождения не такие бессмысленные, каковыми они могут казаться.

В свою очередь хочу выразить благодарность читателям за все поздравления, которые я сам услышал сегодня!

Мари

Здравствуйте! Помогите советом, пожалуйста. Со своим бывшим парнем вместе были 5 лет. Разошлись с большим скандалом, всплыло много грязи и я узнала очень много вранья. На тот момент мы жили вместе,я собрала вещи и ушла. Разлуку переживала очень сложно и переживаю по сей день. До сих пор узнаю все новое и новое. Как оказалось он меня поливал такой грязью...чем занимается до сих пор! Прошло пол года, а он до сих пор он говорит обо мне гадости! Все это время мы не общались совсем, он меня поздровлял с др(оно у меня было спустя месяц нашего растования) Я ему ничего не ответила на его поздравление. Скоро будет пол года,как мы расстались и через 2 недели у него ДР! я не знаю,стоит ли его поздравлять? Я хочу выглядить достойно,не хочу унижаться перед тем человеком, который так унижает меня! который вот так со мной поступил. Но в то же время он мне не чужой. Я любила его больше жизни! да что там, я и сейчас люблю. Но никогда к нему не вернусь! никогда! много раз возвращалась, хватит уже унижений и оскорблений...Просто по-человечески поздравить?Поставить себя выше этих обид, написать:Максим, с Днем рождения! Желаю тебе всего наилучшего! Или лучше не ворошить прошлое и не напоминать о себе! я знаю, он ждет поздравления! Но в то же время он может принять мое поздравление,как слабость и желание вернуться к нему. Мол, не сдаржалась,написала....Посоветуйте. Буду очень благодарна...

Можно ли поздравлять со светскими праздниками?

Некоторые утверждают, что поздравлять с днем рождения или, допустим, с Новым годом является запретным (харам). На вашем же сайте вы пишете, что поздравлять можно. Расскажите подробнее об этом. Алия.

Можно ли с точки зрения Ислама поздравлять немусульман с их религиозными или национальными праздниками? Некоторые говорят, что это запретно (харам).

Мнение о том, что запретно поздравлять немусульман с их религиозными и национальными праздниками, может быть проговорено знатоком мусульманского богословия, изучавшим его в границах узкой идеологической направленности, либо человеком, ограниченным в своем анализе Корана и Сунны арабским, например, обществом . Обычно арабские богословы не могут понять в полной мере те проблемы или ситуации, с которыми сталкиваются мусульмане в обществах, где они составляют меньшинство. Именно не могут, потому что они не сталкивались с этим и не имеют возможности взглянуть на Священный Коран и Сунну более широко, объективно, отойдя от укоренившихся арабских стереотипов, парадигм и подойдя к широте смысла священных текстов, являющихся каноном по своей сути и по широте своего смысла не только для арабов, но и для людей вообще . Безусловно, умение выверено и при этом правильно мыслить — результат общения с мусульманами самых разных национальностей на протяжении десятилетий , а также итог постоянной работы с первоисточниками через призму многообразия культур, традиций, быта.

Сейчас в Интернете появилось много молодых людей, которые всех без разбора делят на «своих» и «кяфиров». А вот если мы все-таки говорим не о юношеских эмоциях неудачников, подпитывающих свое «я» радикальными словесными формулировками, то, например, в Священном Коране имеются два аята, которые четко определяют границы взаимоотношений мусульман с немусульманами:

«Аллах (Бог, Господь) не запрещает вам [верующие] относиться благородно и справедливо ко всем [невзирая на национальность, убеждения, вероисповедания] , кроме тех, кто воюет с вами из-за ваших религиозных убеждений и выгоняет вас из домов ваших. [Будьте же справедливы!] Воистину, Аллах (Бог, Господь) любит справедливых. Он [Господь миров] запрещает вам иметь близкие дружеские отношения именно с теми, кто воюет с вами из-за ваших религиозных убеждений или выгоняет вас из домов ваших, а также с теми, кто помогает им в этом. Кто с такими [притеснителями, деспотами, преступниками] будет иметь близкие дружеские отношения, тот грешен [рано или поздно сам становится таковым, уподобляясь им]» (Св. Коран, 60:8, 9).

«Аллах (Бог, Господь) не запрещает вам [верующие] относиться благородно и справедливо ко всем [ невзирая на национальность, убеждения, вероисповедания ], кроме тех, кто воюет с вами из-за ваших религиозных у беждений и выгоняет вас из домов ваших». То есть только эти две категории людей не заслуживают благородства в свой адрес за те преступления и разбой, что вершат. А что касается всех остальных, кем бы они ни были по убеждениям и взглядам, хорошие они или плохие, неважно — мы, если считаем себя покорными Творцу (а не своим прихотям), обязаны относиться к ним по-доброму и уважительно (как минимум — стараться быть таковыми). Тем самым мы покажем самим же себе суть наших душ и сердец: полны ли они сатанинской невоспитанности и грубости, прикрытой красивыми мусульманскими высказываниями, которые лишь на языке, или все-таки маленький светоч веры освещает нас изнутри, помогая отличать в лабиринтах души зло от добра, грешное от праведного.

Эти два аята четко очерчивают нормы взаимоотношений. Когда к мусульманам относятся по-доброму, по-человечески, то они должны отвечать благожелательно, проявлять к этим людям, независимо от их убеждений или вероисповедания, справедливость и благородство. Замечу, что слово «благородство» (аль-бирр), употребленное в аяте, обычно используется при характеристике отношения детей к своим родителям. То есть не простое благородство, а искреннее, с душою. Слово это (аль-бирр) в арабском языке означает также «отказ в пользу другого от того, что ты мог бы получить», а также «предоставление другому большего, чем он заслуживает». То есть на хорошее постараться ответить большим, лучшим.

Те же, кто враждует с мусульманами из-за того, что они — «мусульмане», выгоняет их с родных земель и из жилищ, как, например, это произошло в случае с пророком Мухаммадом и его сподвижниками, которые были вынуждены покинуть свои дома после многолетних притеснений и унижений, то такие деспотичные люди не заслуживают хорошего отношения к ним. Но замечу, например, что когда пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует), примерно через десять лет, вернулся обратно в Мекку с огромным числом сподвижников, он, имея возможность вершить возмездие, никому не отомстил: ни тем, кто убивал, ни тем, кто унижал, ни тем, кто грабил. Он всего лишь произнес свои известные слова: «Антум тулака’ », то есть «вы — свободны», вас никто не обидит, не будет вспоминать прошлые унижения и требовать возмездия. Спокойно продолжайте жить рядом с нами, как это и было когда-то.

Иными словами, для верующего человека защищать себя и свое имущество — обязательство. Это во все времена было делом чести и достоинства. Но мстить, вспоминая былые обиды, — не до лжно верующим, а тем более пророкам и посланникам Господа.

Вернемся к нашей теме. В сводах хадисов аль-Бухари и Муслима приводится случай, как однажды Асма’, дочь Абу Бакра, спросила у пророка Мухаммада: «Ко мне в гости пришла моя мама, но она язычница. Могу ли я хорошо отнестись к ней, принять ее?» Пророк (да благословит его Творец и приветствует) ответил: «Ну конечно! Тепло и радушно прими свою маму!»

Учитывайте, что отношение к людям Писания, в отличие от язычников и неверующих, в Исламе занимает особое место, оно более почтительно. В Священном Коране, например, говорится: «Не спорьте с людьми Писания [иудеями и христианами], кроме как используя лучшее [лучшим может быть и красноречие, и умение где-то промолчать, и уступка, и последние технологии в вопросах просвещения, то есть все то, что способствует взаимопониманию и оставляет положительный след: на грубость ответить мягко и благосклонно, на гнев — терпеливо и сдержанно]. Исключением же [из упомянутого правила] являются тираны (притеснители) из их числа. [Очевидная тирания заслуживает соответствующего ответа и отпора — «зуб за зуб, глаз за глаз» , хотя можно и даже лучше простить, если притеснитель одумался, раскаялся и намерен мирно урегулировать ситуацию.]

Скажите [им, людям Писания]: «Мы уверовали в то, что ниспослано нам [через заключительного Божьего посланника Мухаммада], а также в то, что было ниспослано вам [через пророков Моисея и Иисуса]. Наш Бог и ваш Бог — Один. [Творец всего сущего для всех Один и Един. В этом не должно быть разногласий, хотя бы между представителями небесных религий: Иудаизма, Христианства и Ислама.] Мы покорны Ему» ().

В Коране также сказано:

«И если бы не защита Всевышнего одних людей другими [если бы не то равновесие, которое периодически устанавливается Творцом на этой Земле для мирного сосуществования людей и возможности дипломатического урегулирования разгорающихся конфликтов], то были бы разрушены и снесены монастыри , церкви , синагоги и мечети , где много упоминается имя Аллаха [имя Единого и Единственного Господа ]. И нет сомнения в том, что Всевышний поможет тому, кто помогает Ему [пророки, несшие Божью проповедь, ученые, продолжавшие дело пророков; праведники и простые верующие, нашедшие свое место в жизни и рационально реализующие предоставленные им возможности, не выходя за границы веры и благочестия]. Воистину, Он — безгранично Силен и Могуществен [не Он нуждается в вас, а вы — в Нем]» (см. ).

О пророках Иисусе и Моисее в Коране говорится очень много .

Ко всему прочему кораническим текстом явно разрешена для мусульман пища людей Писания, а также женитьба на христианках и иудейках:

«[Отныне] стало разрешенным для вас [употреблять в пищу] все хорошее [приятное с точки зрения здорового общечеловеческого восприятия]. Также разрешена вам пища людей Писания, а ваша пища разрешена им. Разрешено вам жениться на благочестивых (целомудренных, добродетельных) из числа мусульманок и благочестивых (целомудренных, добродетельных) из числа женщин людей Писания (христианках и иудейках), если вы передали им [ценный] свадебный подарок [в качестве безвозмездного дара], желая жениться на них [ощущая ответственность перед созданием семьи на всю оставшуюся жизнь], а не временно увлекаясь (не для разврата) и не беря их в качестве подруг. Кто отвергает веру, отказывается от нее [от ее основ, постулатов, от Божьих установлений], а до этого был ее носителем, благие дела того [в итоге] теряют всю свою значимость (они тщетны). В Судный День он будет из числа проигравших (потерпевших крах) [если до смерти так и не успеет раскаяться и исправиться]» ().

Любовь и взаимоуважение между супругами — это то, что заповедует Сам Всевышний для полноты и гармонии семейных уз . В Коране образно показано единство и общность супругов:

«Они [жены] — одежда для вас, и вы [мужья] — одежда для них» (см. ).

Из канонической допустимости брака с христианками и иудейками мы получаем родственные связи с людьми Писания. А родственные связи предписано сохранять и развивать:

«Воистину, Аллах (Бог, Господь) повелевает [вам, о люди] быть справедливыми , благородными [в поступках] и щедрыми к близким (родным) [хотя бы на доброе слово]» (см. );

«И бойтесь [о люди, нарушить, оборвать в одностороннем порядке] родственные связи. Воистину, Господь в полной мере осведомлен о вас [о ваших намерениях, словах, делах, поступках]» (см. );

«Скажи [Мухаммад]: «Я не прошу у вас [мекканских язычников] вознаграждения [за то бесценное, что передаю вам из знаний о земном и вечном], кроме [просьбы сохранения между нами] добрых (доброжелательных) родственных отношений. [В знак благодарности обратите на это свое внимание, уделите этому время и силы; не разрывайте родственные отношения из-за различия во взглядах и убеждениях.]». Кто совершает благое, тому Мы [говорит Господь миров] непременно приумножаем в нем [в данном благом поступке] благо. [Он, поступок, становится для этого человека и других людей более значимым, нежели предполагалось в момент совершения]. Поистине, Аллах (Бог, Господь) Всепрощающ и [Он] необычайно Благодарен [щедро воздает за усердие и благие дела]» (см. ).

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) всегда призывал своих сподвижников к благородству и мягкости, воспитанности . Например, обратившись к Абу Зарру, посланник Божий воскликнул: «Будь набожен [в том числе стараясь оценивать верность, правильность своих поступков со стороны], где бы ты ни был! <…> И относись к людям благонравно [будь воспитан в соответствии с хорошими манерами, во взаимоотношениях с другими не забывай об общепринятом нравственном этикете]!» . Он (да благословит его Всевышний и приветствует) не сказал «относись благородно к мусульманам», он сказал «к людям»!

Относиться благожелательно к людям — это обязанность мусульманина как человека, особенно когда со стороны других проявляется почтительное отношение , когда друзья или знакомые, к примеру, поздравляют нас с мусульманскими или иными праздниками. Ведь в Священном Коране сказано:

«Если вас приветствуют, то ответьте лучшим (более полным) приветствием или [как минимум] таким же, которым вас поприветствовали [в той же форме]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) абсолютно все принимает в расчет» ().

Мусульманину, как человеку набожному и покорному Творцу, просто не подобает быть хуже других, быть менее воспитанным или менее благородным.

По сути дела, то, что я сейчас пишу, является настолько банальным и естественным с точки зрения исламских канонов, но мне (и не только мне) приходится подробно прописывать эти аксиомы по той простой причине, что как мусульмане, так и немусульмане сегодня настолько дезинформированы, а порой невежественны или «деревянны» в мышлении, что слов нет!

В пучине политических, национальных, социальных и экономических разбирательств как мусульмане, так и немусульмане растеряли большую часть пророческих наследий, забыли о завещанном им посланниками Творца — о великодушии, сердечной мягкости, умении прощать и не копить обид.

Сколь просты, но непонимаемы и мало применяемы слова пророка Мухаммада: «Верующие, достигшие наибольшего в вере, — это те, кто обладает высоким благородным нравом [в первую очередь — кто умеет направлять себя, контролировать свои эмоции, гнев, отвечает на плохое хорошим ]. И лучшие из вас — те, кто наилучшим образом относится к своей жене [к мужу; к своей семье]» . В чем же суть миссии Пророка, главная цель?! Мы постоянно забываем о ней. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Воистину, главной целью моей пророческой миссии является доведение высоких нравов до полноты и совершенства» .

Передается, как один огнепоклонник поприветствовал Ибн ‘Аббаса, считающегося одним из самых ученых сподвижников Пророка, словами: «Ас-саляму ‘алейкум! (Мир вам!)», и тот ответил: «Ва ‘алейкумус-салям ва рахматул-ла (И тебе мир и милость Всевышнего)». Некоторые из находившихся рядом недоуменно спросили: «Ты желаешь ему (огнепоклоннику!) милости Господа?» Ибн ‘Аббас ответил: «А разве не живет он в окружении милости Творца?!»

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) на протяжении многих лет (около десяти) терпел издевательства и унижения со стороны мекканских язычников, но это никак не приуменьшило его надежности и благородства. Как до начала пророческой миссии мекканские язычники, многобожники, отправляясь в долгий путь, оставляли у него ценные вещи на хранение, так и после, вплоть до последних дней его пребывания в Мекке. Известный факт, что, когда пророк Мухаммад по велению Творца покинул свою хижину, окруженную людьми, нанятыми для его убийства, он оставил вместо себя ‘Али, рискуя жизнью своего еще очень молодого двоюродного брата. Зачем он оставил его в Мекке, где уже практически не было мусульман, зачем подверг его жизнь опасности? А для того, чтобы вернуть те ценности, которые люди доверили Мухаммаду, полагаясь на его надежность. Даже в такой тяжелой ситуации, не имея возможности оповестить о своем отъезде заранее, он сохраняет свою благонадежность и верность. По отношению к кому?! Да к тем же язычникам, что притесняли его братьев по вере, на протяжении многих лет унижали его самого и оскорбляли. Ведь он, во-первых, Пророк, а во-вторых, мусульманин, то есть покорный Богу, а не своим эмоциям и чувствам.

Итак, поздравлять немусульман с их религиозными праздниками, как и принимать поздравления от них в полной мере допускается с точки зрения канонов Ислама. Исключением является только дарение явно запретного .

Если же говорить о поздравлении с государственными и иными праздниками , то с этим «вообще нет никаких проблем. Можно поздравлять других, принимать поздравления, а также участвовать в праздничных мероприятиях» .

День рождения — очень хороший праздник. Именно в такой обстановке и в таком настроении сделать человеку что-то приятное, хотя бы просто поздравить, очень важно с точки зрения мусульманской этики укрепления дружеских или родственных уз.

Безусловно, я не говорю о том, чтобы участвовать в распитии спиртных напитков или устраивать дискотеку. Верующий [му’мин, уверовавший в Господа сердцем] — это тот, при взгляде на кого другие вспоминают о своем Создателе, о Господе миров! Думаю, вы знаете эти слова пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует).

Верующий человек преобразует мир. Пусть постепенно, но идя именно навстречу другим, особенно немусульманам!

Ислам предполагает широкий взгляд

Люди, изучающие Ислам по-дилетантски, поверхностно и черпающие знания из сугубо идеологизированных источников, как по этой теме, так и по многим другим, в оправдание собственной категоричности (поздравлять — харам) любят цитировать следующий хадис: «Кто старается походить на других, тот — из них» . Соглашусь, что узколобая, явно выделяющаяся группа интернет-поколения, накачанная враждебным отношением ко всему, что не вписывается в их рамки понимания религии, очень любит цитировать данный хадис, не имея возможности понять его в свете Корана и Сунны, что на самом деле выдает их невежество. Любой здравомыслящий, читающий Коран и Сунну в оригинале и изучающий мусульманское богословие во всей широте взглядов, мнений, трактовок и аргументаций, хорошо понимает, что данный хадис, его смысл, трактуем в сторону запрета (а возможно, и нежелательности) тех или иных действий, поступков, употребления словосочетаний или копирования манер лишь в том случае, если есть намерение, сердечный и мысленный настрой уподобиться (копировать, походить, перенимать повадки и привычки) представителей той или иной религиозный группы или сообщества людей, народа, племени. Об этом сказано в другом очень известном достоверном хадисе: «Воистину, дела [оцениваются, как и выстраиваются, реализуются] только по намерениям. И каждому человеку [воздастся] в соответствии с намерением » . А потому если верующий человек намерен проявить внимательность и укрепить добрососедские отношения, то он может поздравить другого с немусульманским праздником, если это вписывается в общепринятые морально-нравственные нормы взаимоотношений в данном обществе. Напомню всем известный аят:

«Возьми [себе на вооружение] умение прощать [будь снисходительным, мягким, учтивым; умей легко подходить к обстоятельствам, не усложняя их; относись ко всему проще] ; побуждай [следовать] общепризнанным нормам [благородства, этики, морали, нравственности] и отвернись от невежд [не обращай на них внимания, не раздражайся их поведением или словами, не отвечай на их плохое плохим]» ().

Также напомню слова заключительного Божьего посланника (да благословит его Творец и приветствует): «Человек [перенимает] веру своего халиля , и пусть каждый из вас посмотрит, кто является его халилем (посмотрит, с кем он водит дружбу)». Конечно же, кто старается походить и стать закадычным другом дикарей, преступников или фанатичных исполнителей языческих ритуалов, кто усердно старается влиться в их ряды, то он — один из них, то есть постепенно станет таким же в убеждениях, в ценностях.

Поздравление соседа-христианина с Рождеством не говорит о том, что ты собрался походить на него или следовать ему в религиозных ритуалах, это говорит лишь о том, что ты, следуя достоверной Сунне, поддерживаешь добрые отношения со своим соседом. Точно так же и с иудеем, атеистом, индусом или язычником.

Поздравление человека с Новым годом указывает на проявленное внимание к ближнему и пожелание ему добра в новом по григорианскому календарю году. А Дед Мороз, Снегурочка — просто очередная сказка, сказочные персонажи, дарящие подарки, что также является сунной .

А то, как упомянутый ранее хадис («Кто старается походить на других, тот — из них») понимают и трактуют некоторые современные интернет-болтуны, можно сравнить с тем, как если бы человека, пользующегося немецким автомобилем или намеренного получить немецкое гражданство, объявили бы уподобляющимся немцу или ставшим им, того, кто ест мясо по-французски, — уподобляющимся французу, одевающегося в итальянскую одежду — итальянцу. Это — абсурд! Человек просто пользуется немецким автомобилем, ест мясо по-французски и одевается в итальянскую одежду, и делать из этого выводы о его вере никак не уместно!

В заключение приведу очень актуальный для всех времен и народов хадис: «Кто приобщает себя к новым познаниям (идет по жизненному пути, стремясь к приобретению знаний), для того Господь облегчает путь в райскую обитель. Воистину, ангелы расстилают свои крылья, показывая довольство им, уважение. За ученого человека [прошедшего не один уровень теории и практики знаний и не изменяющего выбранному пути] молится все живое на небесах и земле, даже рыбы в море! Преимущество набожного ученого (‘алим) перед просто набожным человеком (‘абид) подобно преимуществу луны пред остальными звездами [в безоблачную ночь]. Воистину, ученые — наследники пророков. Последние не оставляли после себя золота или серебра, они завещали знания! И кто сможет приобщить себя к ним (взять знания, приобрести их), тот станет обладателем огромного богатства (великого удела)!»

Интернет-молодежь, повторяющую это мнение на форумах, незнакомую с каноническими азами, я вообще не беру во внимание.

«Мы [говорит Господь миров, местоимением «Мы» подчеркивая Свое величие] отправили тебя [Мухаммад, предварительно подготовив и избрав из числа самих же людей] для всего человечества [для всех тех, кто появится на Земле в твой исторический период и после тебя до Конца Света] в качестве (1) несущего радостную весть [от Бога о Рае для прислушивающихся к тебе, приобщающихся к вере и изменяющих свою жизнь к лучшему], а также в качестве (2) предостерегающего [оповещающего о проблемах мирских и муках вечных для тех, кто отвергнет тебя и Писание, что будет дано Нами через тебя]. Однако бо льшая часть людей так и не узнает [не поймет, не осознает всю важность твоей миссии]» (Св. Коран, 34:28).

«О люди [все люди, вне зависимости от взглядов и убеждений]! Поистине, Мы [говорит Господь миров, местоимением «Мы» указывая на Свое могущество и величие, но никоим образом не на множественность] сотворили вас из мужчины и женщины [Адам и Ева явились началом рода человеческого] и сделали вас народами и племенами [нет ничего удивительного в том, что вы разных национальностей, культур. В этом — Божественный замысел. И ваша «разность и непохожесть» для того], чтобы вы познавали друг друга [изучали иностранные языки, незнакомые вам культуры, знакомились с неизвестными доселе вам людьми]. Воистину, самыми великодушными (благородными) пред Богом среди вас [людей] являются те, кто наиболее набожен [а не те, кто гордится своей принадлежностью к какой-либо нации, полагая, что за счет этого у него лучшее положение пред Господом]. Воистину, Он [Творец] Всезнающ и в полной мере осведомлен [обо всем и вся]» (Св. Коран, 49:13).

Как во времена пророка Мухаммада, так и сейчас, читая аяты выборочно и без учета основных ценностей Ислама, некоторые понимали, что к немусульманам нужно относиться с ненавистью и очень недоброжелательно. СМИ конца ХХ — начала ХХI вв. часто акцентировали внимание людей именно на этом, оправдывая действия некоторых отъявленных преступников, называя бандитизм и «международные политические разборки» «исламским экстремизмом» или «исламским терроризмом».

Невежество, а тем более на пару со слепотой, ни к чему хорошему привести не могут. Особенно обидно, когда эти качества (невежество и слепота, а также хищное желание сеять вражду и ненависть) становились характерными для некоторых корреспондентов или отдельных СМИ.

Хорошо известен принцип: что не запрещено, то разрешено. А благородство и справедливость не только разрешены, но и поощряемы в Исламе, ибо могут послужить причиной того, что и другие будут стремиться к широкому анализу происходящего вокруг. Из достоверного хадиса мы хорошо знаем о том, что если мусульманин послужит причиной того, что человек обретет веру в Бога, Единственного Творца всего сущего, то вознаграждение, даруемое этому мусульманину Господом, будет более ценно, чем все земные богатства.

Именно «близкие, дружеские отношения». Просто дружеские, дипломатические, а тем более отношения в форме диалога даже в такой ситуации могут сохраняться и должны быть развиваемы для продолжения мирного сосуществования.

К сожалению, в немусульманской среде они мало кому известны. К тому же за последнее время вышло несколько фильмов о Мухаммаде (да благословит его Господь и приветствует), в которых он представлен как незаурядная историческая личность и полководец, но не как Пророк.

А также в св. х. Ахмада, Абу Дауда и др. См., например: Аль-муснад аль-джами‘ [Многотомная энциклопедия, вобравшая в себя более двенадцати сводов хадисов]. В 20 т. Бейрут: аль-Джиль, 1993. Т. 19. С. 37, хадис № 15769.

«И Мы [говорит Господь миров] предписали им [тем, кому было дано Писание до вас], что душа за душу, глаз за глаз, нос за нос, ухо за ухо, зуб за зуб и за раны — кысас (возмездие, наказание) [суд наказывает посягнувшего на жизнь другого так же, как тот это сделал в отношении пострадавшего, потерпевшего]. Если же простит [пострадавший], то это — искупление его грехов [то есть как истец простил ответчику, хотя мог потребовать возмездия, так и Всевышний простит обиженному его грехи, хотя мог бы и наказать за них в мирском или в вечном].

Не руководствующиеся предписаниями Аллаха (Бога, Господа) — тираны (притеснители) [так как отсутствие справедливого правосудия ввергает общество в хаос и беспредел преступности, коррупции и казнокрадства]» (Св. Коран, 5:45).

В аяте употреблено слово «муслимуун», что переводится как «покорные Богу».

Разные люди упоминают Его на разных языках, называют разными именами. Главное, чтобы приписывалось соответствующее только Ему, Далекому от всех недостатков, Безграничному, Бесконечному, Невообразимому. «Нет ничего, подобного Ему», — сказано в Священном Коране (см.: Св. Коран, 42:11).

В этом контексте можете прослушать мою проповедь за 28.12.12. «С Рождеством! (Св. Коран, 19:27-33)».

«И из Его [Господа миров] знамений [указывающих на силу и могущество Бога] сотворение Им из вас же самих [из той же квинтэссенции] вам пары [для мужчин — женщин, для женщин — мужчин]. [Наличие пары] дает вам возможность отдохнуть (успокоиться). Он установил между вами [между полами] чувства любви и милосердия [особенно когда это касается родственных связей и супружеских взаимоотношений]. Поистине, в этом есть знамения для людей думающих (размышляющих)» (Св. Коран, 30:21).

Побуждает быть беспристрастными.

Мы даже представить себе не можем, как заключительный Божий посланник изменил тогдашнее арабское, а в последующем и многие другие общества невоспитанных пьяниц и драчунов, превратив их в высоконравственную и высококультурную державу, которая продолжила начатое, дав начало многим современным наукам, державу, которой даже в периоды войн не было равных по благородству. И это без преувеличений! Сегодняшние мусульмане далеки от примера мусульман того времени. Мы сами виноваты в том, что практически потеряли и продолжаем терять пальму первенства, но нужно учитывать, что духовное, культурное и научное лидерство мусульман продолжалось около тысячи лет, отбивая нападки диких кочевников и нищих фанатиков-крестоносцев. Но об этом уже должны аргументированно говорить историки.

Хадис от Абу Зарра, Му‘аза и Анаса; св.х. Ахмада, ат-Тирмизи, аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 14, хадис № 115; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 582, хадис № 1992, «хасан сахих».

См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. Т. 3. С. 195, 196.

«[В общении с кем-либо, включая недругов и безбожников, старайся] отвечать на плохое лучшим [прощать, проявлять благородство, а где-то игнорировать]. Мы [говорит Господь миров] знаем обо всем, что они описывают, обрисовывают [ничто плохое с их стороны не останется безответным, если они не раскаются и не изменятся]» (Св. Коран, 23:96).

«Не одинаковы хорошее и плохое. [Это разные вещи. Злу не может быть оправдания. Но если кто-либо проявил его в твой адрес, предоставь себе возможность расти и развиваться, настройся должным образом внутренне, усмири эмоции и] ответь [на плохое] хорошим (лучшим) [из того хорошего, что у тебя есть; ответь тем, что не несет в себе озлобленность, черствость, грубость, жестокость]. Ты увидишь, как твой [заклятый, непримиримый] враг [который терпеть тебя не мог, вдруг через какое-то время] превращается в близкого и задушевного (закадычного) друга [беспокоящегося о тебе]» (Св. Коран, 41:34).

Хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Тирмизи и Ибн Хаббана. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 361, хадис № 1164, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 89, хадис № 1441, «сахих»; там же С. 249, 250, хадисы № 4100-4102, все «сахих».

Три хадиса с таким смыслом от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари (ат-тарих), аль-Бухари (аль-адаб аль-муфрад), аль-Хаким, аль-Байхакы и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 155, хадисы № 2583, «сахих», № 2584, «сахих», № 2585, «хасан».

См.: аль-Кардави Ю. Фи фикх аль-акаллият аль-муслима. Каир: аш-Шурук, 2001. С. 149.

Во времена пророка Мухаммада был случай, когда один человек искренне и великодушно принес Пророку кувшин с прекрасным вином. Он преподнес его в качестве подарка, на что посланник Божий ответил: «Аллах (Бог) запретил употреблять спиртное». — «Тогда я его продам!», — нашел выход бедуин. «Продать не получится, так как запретивший употребление его, также запретил и его продажу». — «Тогда я подарю это вино какому-нибудь немусульманину». Пророк продолжил: «Дарить спиртное также запрещено». — «А что же мне тогда с ним делать», — спросил в недоумении тот человек. Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) посоветовал: «Вылей его в долине». См.: аль-Кардави Ю. Аль-халяль ва аль-харам фи аль-ислам [Разрешенное и запрещенное в Исламе]. Каир: аль-Маданий, 1997. С. 68; аль-Кардави Ю. Аль-халяль ва аль-харам фи аль-ислам [Разрешенное и запрещенное в Исламе]. Бейрут: аль-Мактаб аль-ислами, 1985. С. 73.

Безусловно, имеются в виду только праздники, соответствующие общечеловеческим нормам морали и нравственности.

См., например: аль-Кардави Ю. Фи фикх аль-акаллият аль-муслима. С. 150.

См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 441, хадис № 4031, «хасан сахих».

В вопросе степени достоверности данного хадиса есть разногласия, но он все-таки больше достоверный (хасан), нежели недостоверный (да‘иф). См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 442; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 2. С. 214, хадис № 2434 и пояснение к нему.

Замечу, что «благое» намерение при совершении преступления не принимается в качестве оправдания. С точки зрения мусульманских канонов, земной суд судит за проступок, преступление, учитывая то, насколько ужасны последствия и однозначны доказательства. «Благое» намерение не оправдывает преступника, особенно когда он посягнул на чью-то честь, имущество или жизнь.

К сожалению, в наши времена столь очевидные для мусульманской культуры и богословия истины приходится дополнительно напоминать, и это по той простой причине, что в погоне за нефтяными богатствами сильные мира сего общими усилиями со СМИ совместили такие несовместимые понятия, как убийство (разбой, терроризм) и религия, сопровождая, например, телевизионные трансляции взрывов и убийств со словами «аллаху акбар» показом молящихся в мечетях мусульман. Нужно признать, это информационное зло случилось, никто за него не понес и не понесет ответа, оно осело в сознании и подсознании миллиардов людей, и нам остается лишь делать разумные выводы, а также предпринимать эффективные усилия, дабы хотя бы наших детей не кормили подобными информационными помоями, напичканными химией и называемыми «информационно чистый продукт».

Хадис от ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 21, хадис № 1.

Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 5. С. 229, 230.

Халиль — очень близкий, закадычный друг.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Абу Дауда и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 276, хадис № 4516, «хасан»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 681, хадис № 2383, «хасан»; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ [Энциклопедия хадисов. Шесть сводов хадисов]. В 18 т. Стамбул: Ак чаг, Т. 9. С. 486, хадис № 3447. Также см.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 550, хадисы № 9190, 9191, оба «сахих».

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Дарите друг другу подарки, дабы укрепить (усилить) чувство любви [уважения] меж вами». См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 202, хадисы № 3373-3375, «хасан».

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 403, хадис № 3641, «сахих»; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд [Достопримечательности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дауда]. В 4 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 169, хадис № 1448; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 194, хадис № 1389.