Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "овощи". Конспект занятия «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированного логопедического

занятия по теме «Огород. Овощи»

Цели : Расширить и активизировать словарь по теме «Огород.Овощи»

Развивать коммуникативную активность и творческие способности детей с нарушением зрения.

    коррекционно-развивающие задачи:

    корригировать произношение;

    Совершенствовать грамматический строй речи.

    корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;

    корригировать и развивать фонематическое восприятие;

    корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук;

    развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;

    развивать внимание, память, логическое мышление;

    корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).

    Образовательные задачи:

    уточнить и расширить словарь по теме « Огород. Овощи »;

    Учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    Учить образовывать относительные прилагательные.

    продолжать обучать детей работе с различными видами наглядности.

Воспитательные задачи:

    воспитывать интерес к занятиям;

    воспитывать самостоятельность, инициативность;

    воспитывать у детей способность к эффективному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

Здоровьесберегающие задачи:

    планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;

    соблюдать правильную посадку детей;

    способствовать созданию благоприятного психологического климата;

    соблюдать режим охраны зрения;

    чередовать статические и динамические задания.

Оборудование : Презентация «Огород. Овощи», мяч, зашумленные картинки овощей, карандаши, две корзинки, муляжи овощей и фруктов.

Ход занятия

    Организационный момент. Приветствие.

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй солнце золотое.

Здравствуй утро, здравствуй день.

Нам здороваться не лень!

Мы друг другу улыбнулись

И в работу окунулись.

2 .- Какое сейчас время года? (Осень)

В это время года люди собирают урожай овощей.

Где растут овощи?

Огород - это огражденный участок земли, где есть грядки и парники. Там мы выращиваем овощи (Слайд Огород)

Логопед читает стихотворение:

В огороде много гряд

Тут и репа и салат.

Тут свёкла и горох

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород

Нас прокормит целый год.

Сегодня мы отправимся в огород и соберём свой урожай овощей.

Давайте назовем овощи, которые растут в огороде.

Овощи на огороде растут по-разному:

Что растет в земле?(морковь, свёкла, картофель, репа, редиска, чеснок)

Что растет на земле? Помидор, огурец, перец, капуста)

Презентация слайды овощей.

3 .Загадки-складки

Логопед загадывает загадку.

Дети отгадывают загадку и овощ появляется на экране.

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (Капуста)

Эти крепкие ребятки

В листьях прячутся на грядке.

Лежебоки-близнецы

Зеленеют… (огурцы)

Оранжевый спрятан корешок

Сверху виден лишь вершок.

А подцепишь ловко –

И в руках...(морковка)

На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков …-(горох)

Кругла, рассыпчата, бела

На стол она с полей пришла

Ты посоли ее немножко,

Ведь правда вкусная...(картошка)

Сильно плачут все вокруг,

Если мама режет…(Лук)

Кругла да гладка,
Откусишь-сладка.
Засела крепко
На грядке …- (репка)

Всех круглее и краснее.

Он в салате всех вкуснее,

И ребята с давних пор

Очень любят... (помидор).

4. Дидактическая игра «Волшебный мешочек». Узнавание овощей с помощью тактильных ощущений.

5.Гимнастика для глаз. Презентация на экране

6 . .Игра « Что лишнее» Презентация на экране.

Дети называют лишнее и оно исчезает на экране

7 . Физминутка - А теперь ребята встаньте, физминутку начинайте.

Речь с движением «Урожай».
В огород пойдем, урожай соберем. Маршируют.
Мы морковки натаскаем «Таскают».
И картошки накопаем. «Копают».
Срежем мы кочан капусты, «Срезают».
Круглый, сочный, очень вкусный, Показывают круг руками.
Щавеля нарвем немножко «Рвут».
И вернёмся по дорожке. Маршируют.

8 . Многовкусных блюд можно приготовить из овощей.

Логопед: – Сейчас я буду называть овощ. А вы будете отвечать какой сок, суп, салат из него можно приготовить.

Игровое упражнение «Поварёнок» . Образование относительных прилагательных.

Логопед начинает, а дети заканчивают:

Давайте приготовим обед из овощей.

Сварим суп из гороха. Как называется суп?....

Сделаем пюре из картофеля. Как называется пюре?...

Приготовим салат из свеклы. Какой получился салат?...

Сделаем икру из кабачков. Какая получилась икра?...

Испечем пирог из тыквы. Какой получился пирог?...

Выжмем сок из моркови. Как называется сок?....

Мы приготовили обед из овощей. Как называется такой обед?....

9. А вот новая игра

Начинать её пора.

Игра «Назови ласково» Презентация

Помидор – помидорчик;

морковь-морковка

Огурец – огурчик;
Лук – лучок;
Чеснок – чесночок;

Горох – горошек;

Картошка – картошечка.

10 .Игровое упражнение «Повтори чистоговорки» .

Щи – щи – щи – мы собрали овощи;

Ор – ор – ор – очень вкусный помидор;

Чок – чок – чок – в огороде кабачок;

Ец – ец – ец – вот хрустящий огурец.

11.Пальчиковая гимнастика

Тук! Тук! Тук! Тук!

Раздается в доме стук.

Мы капусту рубим, рубим

Мы морковку трем, трем.

Мы капусту солим, солим

Мы капусту жмем, жмем.

Дети хлопают в ладоши.

Стучат по левой ладони ребром правой.

Ведут правой рукой сжатой в кулак по ладони левой руки сверху вниз.

Имитируют посыпку солью.

Интенсивное сжимание обеих рук в кулаки.

12. Работа с зашумленными картинками

Логопед:- Посмотрите, что за овощи у вас нарисованы на листочках.

Найдите помидор и обведите его красным карандашом.

Найдите огурец и обведите его зеленым цветом.

Найдите морковь и обведите оранжевым цветом.

13.Итог занятия

Овощи мы собирали

Друзей ими угощали

Квасили, ели, солили.

С дачи домой увозили.

Прощай же на год наш друг огород!

Молодцы ребята. Все старались и справились с заданиями.
Давайте еще раз вспомним, что растет в огороде.

Кристина Костереноко

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Овощи, фрукты»

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе.

Воспитатель: Костеренко КристинаНиколаевна

г. Щёлково

Тема: ”Овощи, фрукты”.

Программное содержание: формировать представления об овощах и фруктах, развивать умение употреблять их в речи, закреплять понятие о цвете, упражнять в наклеивании готовых форм, формировать навык обьединять предметы по одному признаку и выделять среди них лишний предмет, упражнять в работе с клеем.

Оборудование: муляжи фруктов и овощей, наглядность с изображением огорода и сада, заготовки из цветной бумаги фрукты и овощи, салфетки и клей, карточки с изображением овощей и фруктов, воспитание чувства коллективизма.

Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, познание, коммуникация, художественное творчество.

Ход занятия:

Дети входят в группу, встают в круг.

Воспитатель: Ребята, я очень рада вас всех видеть, давайте повернемся друг к другу и улыбнемся, что бы у нас было хорошее настроение.

Происходит эмоциональный настрой на занятие.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Я сейчас загадаю вам загадку, а вы должны будите отгадать, куда мы попадем в первую очередь:

Кто носки внучатам свяжет,

Сказку старую расскажет,

С медом даст оладушки?

Это наша (бабушка) .

Воспитатель: Правильно, мы отправимся в гости к бабушке.

Ребята, а бабушка у себя посадила огород! Что может посадить бабушка?

Сейчас я достану чудесный мешочек, и мы узнаем, что у нее растет!

Проводится дидактическая игра” Что растет на грядке”.

Дети достают по овощу и его называют. При этом говорят его описание.

Например: Помидор, какой? (помидор круглый, красный, сочный) .

Огурец, какой? (Огурец длинный, зеленый) .

Воспитатель: Какие вы молодцы.

Физминутка.

Мы капусту рубим – рубим,

Мы капусту мнем – мнем,

Мы капусту солим – солим,

Мы капусту жмем – жмем.

Дети идут и садятся на ковер.

Воспитатель: А кто это сидит у нас на полянке?

Дети: Заяц.

Воспитатель: А зайчик нам приготовил задание.

Дидактическая игра “ Найди лишнее”.

Дети с помощью воспитателя выбирают из предложенных карточек с изображением овощей и фруктов лишний предмет.

Например: Нарисовано 3 овоща и один фрукт, дети должны исключить фрукт, потому что остальные все овощи.

Динамическая пауза.

На носочки я встаю

Яблочко я достаю

С яблочком бегу домой

Мамочки подарок мой.

Воспитатель: А сейчас мы сделаем нашей мамочке подарок. Для этого мы должны будим с вами пойти и собрать много фруктов. Кто что соберет то и будите наклеивать на наш большой лист.

Коллективная работа.

Дети вместе с воспитателем ходят по группе и собирают фрукты, вырезанные из цветной бумаги. Воспитатель при этом спрашивает, кто что нашел. Затем фрукты дети приклеивают в нарисованную корзинку, выполняя при этом коллективную работу. Воспитатель следит за правильной работой с клеем и как дети умеют пользоваться салфеткой.

Воспитатель: Про что мы сегодня с вами говорили на занятии?

Дети: Про овощи и фрукты.

Воспитатель: Чем мы еще занимались?

Ответы детей.

После занятия ватман с коллективной работой вывешивается в приемной для родителей.





Публикации по теме:

Интегрированное занятие по ФЦКМ «Овощи и фрукты» Цель: -Формировать у детей интерес к знаниям об овощах и фруктах через интеграции образовательных областей:познание,математика,развитие.

Итоговое занятие к теме недели «Овощи и фрукты. Как мы варили суп и компот» Цели и задачи: 1. Учить детей наливать суп поварешкой из кастрюли. 2. Учить кормить куклу ложкой из тарелки. 3. Формировать отношение к.

Итоговое занятие темы недели «Овощи и фрукты». Конспект занятия «Как мы варили суп и компот» Итоговое занятие к теме недели «Овощи и фрукты. Как мы варили суп и компот» Орсина А. А. Итоговое занятие к теме недели «Овощи и фрукты.

Комплексное занятие во второй младшей группе (аппликация, ознакомление с окружающим, развитие речи) Цель: 1. Закрепить знания о классификации.

Тема: " Фрукты и овощи"Цели: расширить и уточнить представление детей об овощах и фруктах, их признаках, месте произрастания, учить отгадывать.

Цель: 1. Учить детей узнавать и называть овощи, ввести в активный словарь детей обобщающее слово «овощи». 2. Формировать представление.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА

И ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ОВОЩИ»

Логопедический сайт БОЛТУНИШКА: http://www. *****

Материал сайта: Аверина Кристина: *****@***ru

Дизайн сайта: Сосновская Наталья: sosnasha @*****

, учитель-логопед НДОУ № 000 «Весёлый паровозик»,

Дата публикации:

Тема: «Чиполлино в гостях»

Цель:

Составление описательного рассказа «Помидор» по картинкам-символам.

Коррекционно-образовательные задачи:

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Усвоение глаголов с различным значением;

Подбор однородных прилагательных к существительным;

Употребление в речи предложений со значением противопоставления;

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать и активизировать словарный запас по теме «Овощи»;

Развивать мыслительную деятельность, внимание;

Воспитывать у детей интерес к окружающему;

Вырабатывать навыки правильного питания;

Оборудование:

Игрушка Чиполлино;

Картинки в виде силуэтов овощей;

Картинки-символы;

Картинки с изображением овощей;

Ход занятия:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, хорошее настроение. А выдохните через рот все обиды и огорчения.

Игра «Скажи наоборот»

Хорошая грядка - плохая грядка, старый картофель - молодой картофель, тяжёлый мешок - лёгкий мешок, большой урожай - маленький урожай, чистая морковка - грязная морковка.

Сегодня к нам в гости пришел Чиполлино. Чиполлино, мальчик-луковка из фруктово-овощного города, хочет послушать, как вы расскажете про овощи, а также он хочет запомнить новые игры, в которые вы будете играть.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Игра «Доскажи словечко»

Чиполлино слышал, что вы умеете играть в игру «Доскажи словечко». Давайте и его научим играть в эту игру.

На огороде в образцовом порядке,
Как на параде построились… (грядки).

Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я… (капуста).

Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко.
Ведь, правда, вкусная… (картошка).

Хоть я и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я - … (свёкла).

Летом в огороде - свежие, зеленые,
А зимою в бочке - желтые, солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?… (Огурцы).

Игра «Ласковые слова»

Овощи можно называть ласково. Послушай, Чиполлино, как мы умеем это делать.

Помидор – помидорчик.
Огурец – огурчик.
Морковь – морковочка.
Репа – репочка.
Редиска – редисочка.
Свёкла – свеколочка.
Лук – луковичка.
Перец – перчик.

Игра «Соберем урожай»

Покажем Чиполлино, как мы собираем урожай.

На игровом поле - картинки в виде силуэтов овощей. Каждый ребёнок берёт картинку и комментирует:

Я срезаю капусту.
- Я дёргаю морковь.
- Я срываю горох.
- Я снимаю огурцы.
- Я копаю картошку.
- Я срезаю кабачок.
- Я выдергиваю редиску.

Игра «Подбери слово»

Раз, два, три, четыре, пять - снова будем мы играть.

Надо ответить на вопрос.

Огурец, какой?

(Зелёный, овальный, твердый, шершавый, водянистый, крупный, мелкий, вкусный).

Помидор, какой?

(Красный, круглый, кислый, кисло-сладкий, мягкий, сочный, гладкий, спелый, зрелый, неспелый, красивый) .

Малоподвижная игра «Вершки-корешки»

Овощи растут в огороде или в поле. Некоторые из них вырастают в земле, и такие корнеплоды называют корешки. А некоторые овощи вырастают над землёй - это вершки.

Я буду называть овощи, а вы должны вспомнить, как они растут, что люди едят - вершки или корешки. И в соответствии с этим присесть или поднять руки вверх. А Чиполлино посмотрит, кто из вас самый внимательный.

Игра «Составь предложение»

Давайте покажем Чиполлино, как мы можем закончить предложение , а затем повторить его полностью.

Помидор круглый, а морковка…
Редиска мелкая, а редька…
Огурец овальный, а тыква…
Лук горький, а морковка…
Помидор кислый, а чеснок…
Огурец зелёный, а свёкла…
Морковка в земле, а помидор…

Физкультминутка «Картошка»

Мы картошку накопали,
Огурцы с гряды сорвали,
Выдернули всю морковку,
Срезали капусту ловко.
И в корзине от земли
Вам в подарок принесли.
(Приседания, наклоны, имитация движений)

Составление описательного рассказа «Помидор» по картинкам-символам

Чиполлино просит вас составить рассказ о помидоре. По картинкам-символам мы составим рассказ.

Помидор - это овощ. Он растёт в огороде на грядке. Он кисло-сладкий, круглый, красный, мягкий, гладкий. Из него можно приготовить салат, суп, сок, кетчуп. Помидор полезный, потому что в нём много витаминов , он очищает организм.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Вот мы и поиграли с вами в разные игры. Рассказали Чиполлино о помидоре. Какая вам игра понравилась больше всего? А когда вы испытали трудности? Почему овощи полезно употреблять в пищу? Чиполлино очень благодарен вам. Он запомнил игры, и будет теперь играть в эти игры со своими друзьями.

Задачи: расширять и обогащать представления и знания детей об овощах; расширять и активизировать номинативный, предикативный словарь, словарь признаков по изучаемой теме; учить детей образовывать и употреблять в речи относительные прилагательные;

развивать умение согласовывать в словосочетаниях прилагательные с существительными, числительные с существительными; учить составлять простое распространённое предложение с однородными определениями; ; воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.

Предметный словарь: овощи, баклажан, перец, кабачок, петрушка, салат, редис, тыква, лук, чеснок, свёкла, картофель, фасоль, горох, капуста.

Предикативный словарь: копать, сажать, поливать, рыхлить, собирать, зреть, срывать, выдёргивать, срезать, варить, сушить, солить.

Словарь признаков: морковный, тыквенный, фасолевый, гороховый, картофельный.

Материал: картина «Сбор урожая», муляжи и предметные картинки овощей, фотографии блюд из овощей.

Ход занятия

Организационный момент .

Пальчиковая гимнастика «Сложим из пальцев».

Сложим ворота, замочек, горку, канавку, мостик, заборчик.

Рассматривание картины «Сбор урожая».

Воспитатель (В.). Где дети собирают урожай? (В огороде.)

Какие овощи собирают дети? Давайте и мы с вами соберём урожай.

Игра «Найди ошибку».

Синий огурец, жёлтый баклажан, зелёный помидор, квадратный огурец, мягкий картофель, горькая капуста.

Помидор не синий, он - красный и т.д.

Игра «Повар и овощи ».

В. Я решила стать поваром. Но не простым поваром, а поваром-волшебником. И сейчас я превращу вас в овощи.

Раз, два, три, четыре, пять -

Начинаем мы играть.

Руками похлопаем, ногами потопаем.

Покружились, покружились

И в овощи превратились.

Каждому ребёнку прикрепляется эмблема какого-либо овоща.

В. Кто ты? Расскажи про себя. «Я капуста зелёная, круглая, твёрдая и т.д.»

Игра «Назови верно».

Суп из гороха - гороховый.

Из фасоли -

Сок из моркови -

Из тыквы -

Запеканка из картофеля -

Игра «Посчитай-ка».

В. Едем, едем мы домой

на машине грузовой,

Эй, ворота отворяй, едет с поля урожай.

Вот приехала машина домой, давайте посчитаем, сколько овощей она привезла.

Чтение стихотворения.

Раз, два, три, четыре

Дети овощи учили.

Лук, редиска, кабачок,

Хрен, морковка, чесночок.

Итог занятия.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок»

Цель: Активизация словаря и закрепление обобщающих понятий по теме.

Задачи: 1. Коррекционно-образовательные

  • Расширение тематического словаря
  • Усвоение навыков образования относительных прилагательных
  • Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
  • Согласование существительных с прилагательными
  • Образование существительных мн. числа
  • Составление простого описательного рассказа по плану.

2. Коррекционно-развивающие

  • Развитие связной речи
  • Развитие зрительного, пространственного и фонематического восприятия

Развитие внимания, мышления, моторики, логоритмических навыков.

3. Коррекционно-воспитательные

Формировать интерес к занятию.

Оборудование: Корзина с муляжами овощей, сюжетная картина по теме, предметные карточки, опорная схема, разрезные картинки.

Ход занятия

I. Орг. момент

На столе стоит корзина с овощами. Дети по очереди достают оттуда овощи, показывают и говорят: «В корзине лежит…» .

После этого логопед спрашивает: «Как можно назвать все одним словом?»

II. Лексико-грамматические игры и упражнения

1. «Сбор урожая» . Формирование навыков фразовой речи. Беседа об овощах с рассматриванием тематической картины.

Какое время года изображено на картине?

Что делают люди?

Какие овощи они собирают?

Куда они их складывают, где хранят?

3. Упражнение «Овощи-малютки» . Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Используются предметные карточки.

У меня помидор, а у Даши ………

У меня горох, а у Никиты …… и т.д.

4. Упражнение «Один-много» . Образование мн. ч. существительных.

Одна тыква – много…

Один огурец – много…

Один помидор – много … и т.д.

5. Игровое упражнение «Поварёнок» . Образование относительных прилагательных.

Логопед начинает, а дети заканчивают:

Давайте приготовим обед из овощей.

Сварим суп из гороха. Как называется суп?....

Сделаем пюре из картофеля. Как называется пюре?...

Приготовим салат из свеклы. Какой получился салат?...

Сделаем икру из кабачков. Какая получилась икра?...

Испечем пирог из тыквы. Какой получился пирог?...

Выжмем сок из моркови. Как называется сок?....

Мы приготовили обед из овощей. Как называется такой обед?....

IV. Физкультминутка

Упражнение «Урожай» . Координация речи с движением.

В огород пойдем, урожай соберем. (Маршируют)

Мы морковки натаскаем («Таскают» )

И картошки накопаем. («Копают» )

Срежем мы кочан капусты, («Срезают» )

Круглый, сочный, очень вкусный. (Круги руками 3 раза)

Щавеля нарвем немножко («Рвут» )

И вернемся по дорожке. (Маршируют)

Игровое упражнение «Повтори чистоговорки» . Воспитание звуковой культуры речи.

Щи – щи – щи – мы собрали овощи;

Ва – ва – ва – покатилась тыква;

Ор – ор – ор – очень вкусный помидор;

Ла – ла – ла – круглая свекла;

Ох – ох – ох – наварили мы горох;

Чок – чок – чок – в огороде кабачок;

Ец – ец – ец – вот хрустящий огурец.

VII. Итог занятия

Лог.: Молодцы! А давайте вспомним стих про овощи.

Хозяйка однажды с базара пришла, Шагают пальцами по столу.

Хозяйка с базара домой принесла Загибают по одному пальчику.

Картошку, капусту, морковку, горох

Вот овощи спор завели на столе - Попеременно ударяют кулачками.

Кто лучше, вкусней

И нужней на земле. Загибают по одному пальцу на название.

Картошка? Капуста?

Морковка? Горох?

Петрушка иль свекла? Ох!.. Хлопок.

Хозяйка тем временем Стучат ребром ладони.

Ножик взяла.

И ножиком этим

Крошить начала Загибают по одному пальчику на руке.

Картошку, капусту

Морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.

Накрытые крышкою, Складывают руки накрест.