Гигиена новорожденной девочки: основные правила. Гигиенический уход за лежачими больными

Гигиена любого человека начинается с ежедневных процедур, и малышку надо приучать к этому с самого рождения. Каждое утро промывайте глазки ватным диском, смоченным в теплой кипяченой воде. Также можно обтирать все личико, особенно если в комнате жарко, это облегчит самочувствие девочки.

Протирайте также ручки малышки – ведь она хватает различные предметы, и не забудьте про пяточки – это отличная закаливающая процедура.

Особое внимание уделите подмышечным впадинам и шее малышки, ведь там скапливается много грязи и пота. Если своевременно не очищать эти зоны, появляются раздражения, опрелости, приносящие ребенку неприятные ощущения. Протирайте ватным диском, старясь удалить все загрязнения, особенно если врач запретил в течение какого-то времени принимать ванны (после прививки или во время болезни). Не кутайте девочку после обтирания сразу в одежду – дайте коже высохнуть.

Что касается ушек малышки, не нужно постоянно чистить их ватными палочками – можно повредить нежную кожу. Удаляйте только видимые загрязнения по мере их накопления. То же самое – и с носиком девочки. Если есть насморк, используйте детские капельки, чтобы смягчить носовую слизь и аккуратно удалить ее при помощи скрученных ватных жгутиков.

И, конечно, ежедневно купайте маленькую девочку, это приятно и полезно для всего организма. Можно добавлять в воду по три-четыре кристалла марганцовки, отвар ромашки, немного морской соли и хвойного экстракта. Это все укрепит иммунитет вашей дочки, поможет расти крепкой и здоровой.

Не забывайте во время процедур беседовать с малышкой, говорите, что она самая лучшая и красивая, и тогда неприятные на первый взгляд манипуляции не будут причинять крохе дискомфорт.

Уход за половыми органами

Гигиена половых органов новорожденной девочки – один из самых значимых моментов, и маме нужно очень тщательно следить за чистотой малышки, соблюдая важные правила. Ежедневно утром и вечером нужно подмывать половые органы теплой водой, а после дефекации обязательно мыть с мылом. Держать девочку нужно лицом вверх (а не класть лицом вниз на одну руку, как ухаживают за мальчиками) и мыть от лобка к заднему проходу. Это необходимо, чтобы не загрязнить нежные органы малышки кишечными выделениями и не вызвать возникновение различных заболеваний.

Не забывайте и о чистоте паховых складочек – их также нужно тщательно очищать, чтобы избежать появления опрелостей или трещинок на коже.

Для интимного ухода за здоровьем новорожденной девочки используйте мягкое крем-мыло, однако выбирайте то, где нет парфюмированных отдушек. Не стоит подмывать малышку и хозяйственным мылом или водой с марганцовкой – они очень сушат кожу, нарушая щелочной баланс.

Не вытирайте девочку резкими или надавливающими движениями, лучше слегка промокнуть тело полотенцем и дать высохнуть в естественных условиях. А после смазать кожу детским кремом.

Многих молодых мам беспокоит белый налет на половых органах новорожденной, и они начинают его убирать ватными дисками или палочками, травмируя нежную кожу. Этого не стоит делать, ведь белый налет - не что иное, как секрет, защищающий женские органы от загрязнений. При правильном уходе он пропадает сам.

Если раздражение все же началось, подмывайте малышку отваром ромашки или календулы и обязательно покажите ребенка врачу, который назначит щадящее, эффективное и успокаивающее лечение.

Уход за одеждой малышки

Немаловажное значение для гигиены новорожденной имеет и уход за бельем девочки. Используйте трусики, штанишки и пеленки из натуральных тканей, которые пропускают воздух и позволяют коже дышать. Не увлекайтесь использованием подгузников, это чревато возникновением раздражения и опрелостей на попе малышки, используйте их только во время прогулки, поездки в больницу или в гости. Дома малышка может находиться в чистых пеленках или ползунках.

Стирайте белье либо вручную с использованием хозяйственного или антибактериального мыла либо в машинке, но обязательно с детским порошком. Одежду для новорожденных нужно тщательно прополаскивать, чтобы удалить все остатки моющих средств. Хотя бы первые несколько месяцев проглаживайте белье крохи с обеих сторон горячим утюгом.

Гигиена – важнейший элемент ухода за грудным ребенком, залог успешного развития и крепкого здоровья новорожденного. Она включает и утренние процедуры, и процедуры, которые проводят в течение всего дня.

После того, как малыш проснется, первым делом нужно мыть глазки, чистить уши и нос, провести подмывание. При этом, обращайте внимание и на свою гигиену. Перед тем, как начать процедуры, обязательно вымойте руки с мылом. Средства выбирайте только качественные и безопасные. Давайте подробнее рассмотрим, как правильно проводить утренние процедуры для новорожденного малыша.

Утренний уход за грудничком

Уход за глазами осуществляют при помощи ватного тампона, который смачивают в теплой кипяченой воде. Протирайте тампоном глазик от внешнего угла к внутреннему. Для каждого глаза берите новый тампон! Когда у ребенка сильно слезятся глаза, можно готовить специальный настой из аптечной ромашки или календулы. Разведите 1-1,5 столовые ложки травы 200 мл кипятка и настаивайте час. Затем протрите настоем каждый глазик. Для детей старше 3-4 месяцев настой можно закапывать в глаза, это предотвратит появление .

Уход за носом важно осуществлять каждый день, чтобы сопли не забивали слизистую и не мешали нормально дышать. Для новорожденного характерен физиологический насморк, который проходит самостоятельно к 2,5-3 месяцам. В этом возрасте грудничок еще не умеет сморкаться, поэтому нужно чистить носовые ходы малышу. Нос можно чистить при помощи мягких ватных палочек, смоченных в растительном масле. Вместо ватных палочек также используют жгутики из ватных тампонов, так как они более мягкие и безопасные.

Жидкую слизь удаляют при помощи легких вращательных движений палочкой или жгутиком, сухую слизь – при помощи морской воды. Морская вода не вызывает аллергии и безопасна для новорожденного. Она устраняет аллергический, простудный и другие виды насморка. Чем еще лечить насморк, и как правильно чистить нос у новорожденного, читайте .

Уход за ушами нужно совершать очень аккуратно и не реже одного раза в неделю. Чистить нужно только наружную ушную раковину, так как нежные слуховые проходы новорожденного легко поранить. Для чистки возьмите мягкие ватные палочки и смочите в воде, затем осторожно протрите уши.

Уход за лицом проводят после того, как вы почистили нос, глаза и уши. Протрите лицо малыша влажным салфетками либо умойте проточной водой. Кроме того, можно использовать специальный отвар из ромашки. Для этого две столовые ложки сухой аптечной ромашки залейте литром кипятка и дайте настояться полчаса. Смочите ватку настоем и протрите лицо. После процедуры умывания важно обтереть кожу насухо при помощи одноразовых салфеток.

Уход за пупочной ранкой нужен в первые дни жизни новорожденного, так как ранка заживает через 10 дней после рождения. Иногда она кровоточит в это время, что является нормой для малышей. Для обработки возьмите перекись водорода 3% и зеленку. Ватную палочку или тампон смочите в перекиси и протрите область пупка. Уберите сухие корочки, когда они размягчаться. Затем снова почистите ранку перекисью, высушите и обработайте зеленкой.

Интимная гигиена тоже очень важна новорожденного. Подмывание половых органов и ягодиц делают теплой водой без мыла, а обтирание лучше делать сухими салфетками, так как полотенца сушат и раздражают кожные покровы. Кроме того, одноразовые салфетки более гигиеничны. После высыхания кожа и кожные складки обрабатываются специальными средствами, в качестве которых можно использовать детские крема под памперс либо присыпки с содержанием талька.

Уход за грудничком в течение дня

Кроме утренней гигиены, важно совершать и другие процедуры на протяжении дня. Так, после каждой дефекации нужно организовать обмывание малышу. Когда кожа высохнет, кожные складки мажут детским кремом с тальком или присыпкой. Для сухой кожи лучше подойдут детское увлажняющее масло или молочко, а для жирной – присыпки. После кормлений тщательно вытирайте уголки рта ребенка, остатки молока или пищи могут привести к аллергии, молочнице и другим проблемам.

Памперс меняйте после каждого акта дефекаций и каждые 3-4 часа в независимости от степени намокания. Важно делать воздушные ванны после подгузника, так как он негативно влияет на кожу ребенка, может вызвать аллергию и приводит к опрелостям.

Регулярно проверяйте кожные складки на шее и промежутки между пальчиками, так как в подобных местах часто скапливаются мелкие нитки и ворсинки. Проводите обтирание влажными и сухими салфетками.

Кроме того, малышу нужно регулярно стричь ногти, так как длинные края ногтей могут привести к ранам и царапинам на коже, ведь грудничок еще не может следить за движениями. Ребенок начинает осознавать и контролировать движения рук и ног только после трех месяцев. Стричь ногти лучше, когда малыш спит. Для процедуры выбирайте ножницы с закругленными краями и тонкими лезвиями. Если вы боитесь поранить малыша, приобретите специальные щипцы с лупой, которая увеличит область ногтя.

Купание – один из главных ритуалов при уходе за грудничком, который нужно проводить каждый день! Первое время купание проводят по 10-15 минут при температуре не ниже 37 градусов выше нуля. Затем можно постепенно снижать показатели на один градус раз в четыре-пять дней. Но для малышей до четырех месяцев нельзя понижать температуру ниже 32 градусов. После купания важно тщательно обтирать ребенка полотенцем, чтобы не оставалась влага на коже. Иначе ребенок переохладится и заболеет.

Купание и плавание важны не только для соблюдения гигиены. Упражнения в воде развивают мышцы, помогают ножкам, ручкам и пальчикам ребенка быстрее распрямиться, улучшают кровообращение и нормализуют давление. Купание укрепляет иммунитет, а процедуры перед сном расслабляют и успокаивают младенца. В результате ребенок будет крепко и спокойно спать.

Средства гигиены для грудничков

Важно правильно выбрать средства гигиены для новорожденных, ведь многие составы могут вызвать аллергическую реакцию. Как правило, аллергия у грудничка проявляется в течение двух суток. Если за это время не появилась негативная реакция, можно смело использовать крема, лосьоны и другие косметические предметы. Если у грудничка появилась аллергия, немедленно прекратите использование этого средства и обратитесь к врачу.

Какие средства понадобятся для ухода за грудничком:

  • Детское жидкое мыло;
  • Детский шампунь «без слез»;
  • Ватные диски и ватные палочки;
  • Присыпки в виде жидкого талька;
  • Влажные и сухие салфетки;
  • Детские масла и лосьоны;
  • Детские крема с увлажняющими свойствами;
  • Чистые полотенца;
  • Памперсы;
  • Перекись водорода 3% и зеленка;
  • Ножницы для стрижки ногтей и щеточка для волос.

Берите только специальные средства для малышей с первых дней жизни. Перед покупкой внимательно изучайте сроки годности и состав, проверяйте упаковку на целостность. Давайте узнаем подробнее, какие средства подходят для детей до года.

Как выбрать средства гигиены для грудничков

Влажные салфетки выбирайте с пропиткой из лаванды, ромашки, календулы и других растительных экстрактов, так как они реже вызывают аллергию. Нельзя использовать изделия с содержанием спирта и хлора, химией и различными консервантами!

Ватные палочки выбирайте для детей до года со специальными ограничителями. Стандартные взрослые изделия могут проникнуть слишком глубоко и поранить малыша. Важно выбрать качественные палочки с плотно прикрепленной ватой, чтобы та случайно не осталась в носовом или слуховом проходе. Салфетки и ватные палочки выбирайте в герметичных пластиковых контейнерах.

Масла и лосьоны для новорожденных используют во время массажа и купания. Такие масла увлажняют кожу, расслабляют и удаляют корочки на голове. Выбирайте только натуральные средства без красителей и другой химии. Мыло для новорожденных выбирайте нейтральное жидкое на растительной основе без отдушек. Желательно, чтобы в состав входил глицерин или ланолин. Такие вещества смягчают кожу. Жидкое мыло, масла и лосьоны берите в герметичных упаковках с дозатором.

Крема тоже выбирайте на растительной основе с содержанием глицерина и без минеральных масел. В состав крема могут входить миндальные или оливковые масла. Учтите, чем меньше срок годности продукта, тем натуральнее состав. Увлажняющий крем используют после купания и водных процедур. Дополнительно можно приобрести специальный крем от опрелостей.

На второй-третий месяц жизни малыша понадобится шампунь. Он эффективно справится с загрязнениями и лишним жиром на головке. Детские шампуни укрепят волосяные луковицы и улучшат рост волос. Не покупайте средства с содержанием сульфатов, диэтаноламина, диоксана и формальдегида. Выбирайте шампуни «без слез» для детей до года, так как они не содержат отдушек и не вызывают аллергию, характеризуются мягкими и щадящими моющими свойствами.

Детские присыпки хорошо впитывают влагу, что предотвращает раздражение, опрелости и покраснения. Сегодня присыпки в виде пудры, к которым привыкли наши бабушки и мамы, используют редко. Такие средства при взаимодействии с влагой образуют комочки, что причиняет дискомфорт ребенку. Современные мамочки выбирают жидкий тальк, который не создает комочки и образует защитный слой на коже младенца.

Щетки используют не для расчесывания, ведь волос у малыша в этом возрасте еще очень мало. Щеточки с частым и мягким ворсом из натуральных качественных материалов эффективно массируют кожу головы и стимулируют рост волос. Кроме того, они удаляют корочки с головки новорожденного. После шести месяцев, когда волос у малыша уже прибавилось, купите специальную детскую расческу с закругленными зубчиками. Не забывайте и о ножницах для стрижки ногтей. Они должны быть с закругленными краями и тонким лезвием.

Организм, находящийся в болезненном состоянии, особенно в условиях постельного режима предъявляет более высокие требования к чистоте кожи. Ведь кожа, внешний покров тела человека, участвует в обмене веществ (кислородный обмен, выведение шлаков, играет защитную и теплорегуляторную роль, является одним из органов чувств (осязание). Кожа становится препятствием для проникновения в организм человека ядовитых и вредных веществ, избытка солнечного света, микрооорганизмов, принимает на себя первый удар при ожогах, обморожениях, механических повреждениях.
Свойства здоровой кожи - образовывать определенную смазку, обеспечивающую эластичность кожных покровов, и отшелушивать ороговевшие мертвые частицы, препятствующие кожному дыханию. С потом, кожным салом, отшелушившимися чешуйками из организма выделяются такие элементы как минеральные соли, мочевина и мочевая кислота, холестерин, белки, витамины, жирные кислоты. Если нарушены функции печени, легких, почек, на кожу ложится дополнительная нагрузка - как по выводу продуктов нарушенного обмена, так и по вводу в организм кислорода.
Добавим также, что с кожным восприятием окружающей среды связаны многие функции организма: организация терморегуляции, обеспечение активной работы мышц, эффективность полового акта, сокращения мускулов с целью защиты организма (скажем, отдергивание руки от горячей плиты). Кроме того, кожа задействована не только в подаче сигнала для безусловной реакции, но и к формированию условных рефлексов организма.
Ухоженная, своевременно и тщательно вымытая кожа, а также ее производные - волосы и ногти - очень важны для ускорения выздоровления от болезни, для затягивания ран, для телесного и душевного комфорта больного человека. Поэтому так важна осуществляемая сиделкой система ухода за кожей пациента.
Если больной в сознании, ему следует объяснять, какая манипуляция сейчас будет производиться, показать, какими средствами будет пользоваться сиделка, позитивно настроить на проведение процедуры ().

Уход за кожей - гигиенические процедуры.

В зависимости от характера конкретного заболевания и физического состояния пациента могут проводиться как полная гигиеническая обработка (принятие ванны, мытье под душем), так и частичная (обмывание отдельных частей или всего тела, влажное обтирание). Каждая процедура должна быть обязательно согласована с лечащим врачом и проводиться с его разрешения.
Во многих случаях разрешается полная гигиеническая обработка, не только очищающая кожу больного, но и доставляющая ему приятные ощущения. Процедура мытья с шампунем, промывания волос, осушения кожи мягким полотенцем, одевания в чистое белье, стрижки ногтей позитивно сказывается на самочувствии больного.
Но есть серьезные заболевания (инфаркт миокарда, инсульт, гипертонический криз, кровотечения, открытые раны, острая сердечно-сосудистая недостаточность, кожные заболевания, активная фаза туберкулеза, общее истощение и пр.), при которых полная гигиеническая обработка категорически противопоказана. Кожу такого больного либо обмывают по частям, либо обтирают влажными полотенцами или салфетками.
Больной человек так нестабилен эмоционально, что проведение гигиенических процедур без его готовности к ним способно вызвать у него отрицательные эмоции, гнев, депрессию, общее ухудшение состояния, категорическое нежелание мыться. Поэтому сначала сиделка объясняет больному, какая процедура будет проведена и каковы будут ее результаты ("Вы получите удовольствие от собственной чистоты, не будете ощущать зуда, станете гораздо опрятней и красивей выглядеть" и т.п.)

Что необходимо сиделке для проведения гигиенических процедур?

  1. Клеенчатый фартук и резиновые перчатки.
  2. Чистящее средство для ванны (0,5% р-р хлорной извести или другое дезинфицирующее средство);
  3. Водяной термометр для измерения температуры воды.
  4. Индивидуальные мыло (шампунь) и мочалка, которыми пользуется только этот больной.
  5. Подставка для упора ног.
  6. Махровые полотенца и чистое белье.

Сначала сиделка надевает клеенчатый фартук и резиновые перчатки, чтобы не забрызгать свою одежду. Затем промывает ванну с дезинфицирующим раствором, кладет в нее подставку для ног. Закрывает форточки, чтобы больного не продуло (в помывочном помещении должна поддерживаться температура не ниже 25 градусов по Цельсию). Возле ванны размещается либо деревянная решетка, либо резиновый коврик.
Далее следует удобно разложить всё, необходимое для мытья: мыло, мочалку, шампунь, ополаскиватель для волос.
В ванну наливается холодная вода, затем добавляется нужное количество горячей (такой порядок заполнения ванной уменьшает образование паров в помывочном помещении), температура воды доводится до 35-36 градусов.
Сиделка помогает больному раздеться, поддерживает его и помогает погрузиться в ванну. Положение больного в ванне - полулежа с упором на подставку для ног.
Вода должна доходить до верхней трети груди больного, не покрывая область сердца. Если больной может, хотя бы частично, помыться сам, ему передают намыленную мочалку. Если он мыться сам не может, ему помогают. Порядок гигиенической обработки: голова, туловище, руки (особое внимание - подмышечным впадинам, где скапливается пот), ноги, паховая область и промежность (также с учетом того, что там скапливается пот).
Когда процесс мытья завершен, больному помогают выйти из ванны, вытирают его в том же порядке, в котором мыли, и помогают одеться в чистое белье и одежду.
Больного отводят в палату, затем возвращаются в помывочное помещение, сливают воду из ванны, моют ее щеткой, обрабатывают дезинфицирующим раствором. Теперь можно вытереть в ванной пол, снять фартук и перчатки. По просьбе больного, сиделка может подровнять ему усы и бороду, подстричь ногти на руках и на ногах (после размягчения в воде они стригутся легко).
Обязательно выразите свое удовлетворение внешним видом больного после купания, причешите ему волосы, покажите зеркало. Человек непременно приободрится.
Продолжительность купания в ванне не должна превышать 20 минут. Помните: выходить из ванной комнаты, оставляя больного одного хоть на минуту, нельзя! Ведь у пожилого человека может возникнуть головокружение, сердцебиение, измениться кровяное давление, появиться боли в сердце - и при этом он ощущает себя покинутым! Иногда сиделка, по просьбе больного, прекращает или сокращает время мытья. Она всё время должна быть рядом с ним, а больной должен быть уверен, что процедура для него безопасна, чувствовать себя комфортно.
Иногда больной отказывается принимать ванну, или нет возможности помыть его в ванне. Тогда его можно поместить в специальный стул (или, если он в состоянии сам передвигаться, отвести его) - и помыть под душем.
Порядок действий и оборудование - те же самые. Ощущение чистоты, струй теплой воды, падающей на лицо и тело, как правило, позитивно настраивает больного, делает его бодрее. А мытье с мылом и мочалкой очищает тело, облегчает кожное дыхание, создает ощущение легкости. Точно так же после процедуры его одевают и отводят в постель. Так же промывают душевую кабинку.
Если ни душ, ни ванна больному не показаны, ему ежедневно делают обтирания или обмывания. Главное - чтобы человек нормально себя чувствовал и после процедуры был настроен позитивно.

(НАСТАВЛЕНИЕ СИДЕЛКАМ)

Сиделка в своей работе должна использовать целый комплекс санитарно-гигиенических процедур, необходимых для облегчения страданий пациента, предотвращения возможных осложнений и попадания инфекции. В данный комплекс входит: ухода за телом, волосами, ногтями, глазами, ушами, полостью носа человека.

Уход за телом. Начинать уход за телом лежачего больного нужно с создания комфортных условий в постели. Для этого пастельное белье должно содержаться в идеальной чистоте, быть в достаточной мере мягким, теплым, сухим, без посторонних предметов и крошек. Матрас должен быть без впа-дин и бугров. Между матрасом и простыней как правило стелится клеенка. Одеяло не должно быть тяжелым, лучше сверху укрыть больного дополнительным пледом. Больной может быть дополнительно быть одет в нижнее белье, пижаму, ночную рубашку, не допускающие излишний перегрев или переохлаждения тела. Смена пастельного и нательного белья происходит по мере его загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Если человек не может самостоятельно регулировать свои физиологические отправления, то нужно использовать памперсы, которые позволяют избежать неудобств и дис-комфорта, облегчают уход, помогают сохранять постель-ное белье чистым и сухим, предупреждают пролежни. При замене памперса проводят гигиену паховой и ягодичной области, после чего обрабатывают кремом, тальком или присыпкой. Общие гигиенические процедуры необходимо прово-дить не реже двух раз в сутки, влажную обработку 1 раз в день, а подмывание - по мере необходимости.

Влажная обработка тела. Для влажной обработки тела по надо-бятся: тазик (личное судно), теплая вода, губка (мягкая ткань), шампунь, водка, камфорный спирт, полотенце, вата. Тепло обрабатывается мыльным раствором, содержащим шампунь и водку, затем обмывается чистой водой, вытирается полотенцем, обрабатывается камфорным маслом и проветривается при комнатной температуре.

Уход за волосами на голове. Известно, что с целью обеспечения гигиены головы, волосы больного нужно постричь как можно короче, но мыть волосы необходимо даже при коротких волосах, не реже одного раза в неделю. Для этого нужно использовать: тазик, широкую клеенку, кувшин, шампунь, расческу, полотенце, теплый платок, фен. Кроме мытья, волосы нужно регулярно расчесывать густым гребнем, смоченным в растворе уксуса и следить чтобы не развился педикулез.

Бритье лица. Бритье лица больного мужчины дает косметический эффект и создает эмо-циональный комфорт. Бриться следует не реже двух раз в неделю. Для бритья желательно использовать электри-ческую машинку с последующим уходом за кожей лица.

Уход за ногтями. Ногти больным следует коротко подстригать не только в целях косметического эффекта. Отросшими ногтями человек может расчесывать кожу, что способствует возникновению неза-живающих ран и пролежней. Ногти нужно подстригать не реже двух раз в месяц.

При стрижке ногтей необходимо обработать кожу и инструменты дезинфицирующим раствором (водкой, одеколоном, хлорамином).

Уход за полостью рта. Необходимо регулярно, не менее 1-го раза в день, чистить зубы больного зубной пастой, а при отсутствии зубов полоскать рот теплой водой с помощью клизмы. Если боль-ной находится полностью в обездвиженном состоянии нужно периодически с помо-щью шпателя и марлевого (или ватного) тампона, смоченного слабым ра-створом марганцовки, собирать слизь, скопившуюся в ротовой полости, обрабатывать язык и губы больного.

Уход за ушами. Ушные раковины больного нужно промывать теплой водой с мылом, во избежание возникновения серных пробок и отита (воспаления среднего уха). При этом нужно следить, чтобы вода не попала в слуховой проход. Серу следует регулярно удалять с помощью там-пона, смоченного 3-процентным раствором перекиси во-дорода или растительным маслом. При возникновении воспалений в уши необходимо закапать лекарство и заложить в ушную раковину небольшой ватный тампон.

Уход за полостью носа. Если больной слаб и не может чистить носовой проход самостоятельно, то это должна ежедневно делать сиделка. Корочки, которые возникают на стенках полости носа больного, надо удалять с помощью ватного тампона, смо-ченного вазелиновым или растительным маслом.

При возникновении насморка и воспалительных процессов носовой по-лости больному назначают специальные капли, производят при помощи специальных устройств и трубок отсасывание гноя и слизи, а также следят за тем, чтобы не развился гайморит. Кроме того, при насморке можно ввести в ноздри боль-ного мелко накрошенный и завернутый в марлю зубчик чеснока.

Уход за глазами. Уход за глазами больного также требует внимания сиделки. Глаза и веки регулярно обрабатывают ватно-марлевой салфеткой (тампоном), смоченной в теп-лой воде или растворе 2% борной кислоты. При наличии выделений, склеивающих рес-ницы и веки, можно использовать слабый раствор фу-рацилина и глазные капли. Промывание глаз производится от наружного угла глаза к внутреннему. Техника закапывания: левой рукой слегка оттягивают нижнее веко и, предложив больному посмотреть в противоположную сторону, медленно впускают одну каплю ближе к носу; переждав немного, впускают вторую каплю и просят больного закрыть глаза. Глазные мази накладывают на веки специальной стеклянной лопаточкой. Веко больного оттягивают вниз, за него закладывают мазь и мягкими движениями пальцев через веко растирают ее по слизистой оболочке. Все используемые при этом инструменты должны быть стерильны, как и руки сиделки.

Профилактика и лечение пролежней. Пролежни представляют собой некротические (омертвевшие) участки тела различной степени (глубины) поражения. Пролежни появляются в тех местах, где вследствие пло-хого ухода нарушен тканевый обмен в клетках кожи. Они появляются под воздействием целого комплекса воздействий: - влажности, темноты, тепла, веса тела больного. Чаще всего пролежни возникают в складках кожи, на околосус-тавных поверхностях, в крестцовой и паховой области, на поверхность спины. Пр олежни довольно болезненны и в значительной мере ухудшаю общее состояние больного. В самых тяжелых случаях возникает нагноение и поражение поверх-ностного слоя костной ткани больного. Дальнейшее раз-витие гнойной инфекции может привести к сепсису (общему заражению крови). Вот почему так важен регулярный осмотр неподвижного лежачего больного и проведение гигиени-ческой обработки тела.

Появлению пролежней предшествует ряд характерных признаков, таких как: отечность тканей, излишняя бледность или покраснение кожи, боль и пощипывание, появление пузырей, отторжение тканей кожи.

Чтобы избежать появление пролежней, необходимо:

Периодически осматривать поверхность всего тела;

Регулярная смена постельного и нательного белья;

Гигиенические процедуры.

Знакомить малыша с умывальной комнатой в детском саду лучше совместно с мамой. Расскажите им, что в этой комнате вы моете руки и умываете лицо. Покажите ребенку его полотенце, рассмотрите кран и раковину, мыльницу с мылом. Обратите внимание на то, что в этом возрасте дети чувствуют и тяжело переживают любой физический дискомфорт. Поэтому при обучении гигиеническим процедурам особенно важен индивидуальный подход. Обратите внимание на температуру воды. Каждому ребенку нравиться вода определенной температуры. При обучении гигиеническим процедурам следите за состоянием своей кожи и ногтей, так как кожа ребенка очень нежна и ее легко поранить.

При обучении процедурам начните с себя. Вымойте руки, объясняя ребенку, что вы делаете и для чего. Потом полюбуйтесь своими чистыми руками. При обучении гигиеническим процедурам важно научить ребенка получать удовольствие от чистоты своего тела, чистоты одежды. Важно сформировать у него положительное отношение к предметам личной гигиены как средству защиты здоровья.

Мытье рук и умывание.

Для более легкого усвоения навыков, связанных с усвоением действий, действия членят на несколько операций. Создается определенный алгоритм.

Рассмотрим алгоритм умывания .

  1. Сначала засучиваем рукава.
  2. Мочим кисти рук водой.
  3. Намыливаем руки: сначала ладошки, а потом каждый пальчик.
  4. Кладем мыло в мыльницу, если это не жидкое мыло.
  5. Тщательно ополаскиваем руки, не разбрызгивая воду.
  6. Берем полотенце и насухо вытираем руки.


Если ребенок боится умываться, то лицо лучше протереть влажной салфеткой, а потом постепенно подводить его к умыванию водой. При этом не забывайте о комфортной температуре воды.

Обширное умывание не только гигиеническая процедура. Если это делать водой определенной температуры, то она становиться закаливающей процедурой. Процедуру проводят после прогулки или сна. Для этого ребенок остается в трусиках и маечке. Ребенок поочередно, движением от кончиков пальцев к локтю, обмывает руки водой. Затем, набрав в пригоршни воды, обмывает шею от основания головы к плечам. Потом мокрыми ладошками растирает верхнюю часть груди.

Сделать умывание приятной процедурой помогают стихи и произведения устного народного творчества.

Ой, лады, лады, не боимся мы воды.

Чисто умывайся, (имя ребенка) улыбайся.

Приказ.

Кран, откройся! Нос, умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь, ушки! Мойся, шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!

Туалет носа.

Этой процедуре учим ребенка с первых дней пребывания в детском саду, так как грязный нос затрудняет дыхание ребенка. Дыхание носом тренирует диафрагму, а при дыхании ртом грудная клетка расширяется слабо и может остаться недоразвитой. Постоянное дыхание ртом может вызвать у ребенка деформацию лица, оно становиться узким и вытянутым, верхняя челюсть развивается неправильно, зубы растут криво. У детей с дефектом носового дыхания уже в раннем возрасте отмечаются рассеянность, подавленность, раздражительность, плаксивость, плохое настроение, у них ослабевает память.

Рассмотрим алгоритм туалета носа – высмаркивание.

  1. Смочить носик водой.
  2. Зажать ноздрю пальцем и выдуть из другой содержимое.
  3. Зажать другую ноздрю пальце и сделать то же самое.
  4. Промыть носик водой.

Туалет носа совершается перед принятием пищи, выходом на прогулку и после, после дневного сна, а также по мере необходимости.

Профилактические процедуры.

При объявлении карантина на вирусные инфекции детей учат обрабатывать носик оксолиновой мазью. Мазь выдавливают на кончик мизинчика, и ребенок ею обрабатывает носовые проходы. А втягивание из ладошки ноздрями поочередно морской воды избавляет детей от насморка. На 1 литр волы добавляют 1 ч.л. морской соли и проводят процедуру. Можно вместо втягивания воды заливать в одну ноздрю эту воду из спринцовки. При этом нельзя наклонять голову сильно вниз, так как вода может залиться в горло. При такой процедуре одна ноздря тоже закрывается пальчиком.

Гигиена полости рта.

Полоскание полости рта.

Благодаря этой процедуре мы бережем зубы и развиваем мышцы полости рта и мимику. Надо приучить детей полоскать рот сразу же после приема пищи. Тогда эта процедура будет эффективной против кариеса зубов. Для полоскания рта детям даются небольшие чашки с водой комнатной температуры или настоем трав (ромашки, шалфея, календулы, коры дуба) в объеме 50-60 мл.

Алгоритм полоскания зубов.

  1. Набрать в рот глоток воды.
  2. Движением мышц щек и рта двигаем воду от одной щеки к другой несколько раз.
  3. Затем «прогоняем» воду вверх-вниз между губами и зубами.
  4. Затем «прогоняем» воду пульсирующими движениями слева направо до упора.

Делать надо для эффективности данной процедуры 5-6 глотков.

Чтобы дети хотели это делать, надо чаще их хвалить и чашки с водой ставить так, чтобы они находились на пути следования в умывальную комнату, создать эффект наталкивания: увидел – захотел это сделать.

Обучение надо проводить только индивидуально. Сначала это надо делать мокрой щеткой без зубной пасты. Важно научить ребенка правильно выполнять движения чистки зубов, чтобы не повредить зубную эмаль.

Во-первых, надо рассмотреть с ребенком в зеркале его зубы, при помощи чистых пальцев дать ребенку возможность обследовать их: потрогать острые края, поводить пальчиком по внешней и внутренней стороне зубов. Потом проводим обучение этой процедуре в несколько этапов.

1-й этап.

  1. Сначала даем ребенку рассмотреть зубную щетку, потом показываем, как ее промывать под водой.
  2. Показать, как чистить зубы на какой-либо игрушке, где видны зубы.
  3. Показать, как надо ухаживать за щеткой: промыть под водой, намылить и оставить в стаканчике. Мыло выполняет роль консерванта зубной щетки от микробов.

2-й этап.

  1. Воспитатель показывает на себе, как правильно чистить зубы. Объясняет, что надо начинать чистку зубов с коренных, затем – передних, начиная с внутренней стороны. Щетка движется вдоль зубов от десен вниз, как будто подметает зубы. Обратите внимание ребенка, что щетка проникает между зубами, так как там всегда остаются остатки пищи.
  2. Ребенок сам чистит зубы щеткой без зубной пасты.

3-й этап.

  1. Сначала дети наносят пасту на зубы при помощи указательного пальца и втирают ее в течение 1 минуты.
  2. Чистят зубы, используя зубную щетку.

Зубы необходимо чистить каждый раз после приема пищи. У стоматологов есть тест контроля чистки зубов. Надо развести медицинский йод кипяченой водой в пропорции 1:1, смочить ватный тампон этим раствором и провести по передним зубам от клыка до клыка. Если зубы полностью окрасились в интенсивно желтый цвет, то уход за зубами нерегулярный. Если зубы пожелтеют на ¼, то ребенок их чистит неумело. Если зубы остались белыми, то ребенок чистит их правильно и регулярно.

Еще стоматологи советуют для снятия зубного налета полоскать рот раствором пищевой соды.

Приемы укрепления зубов.

  1. Выполнять упражнения по тренировке зубов – энергичное жевание, отведение челюсти в стороны.
  2. Необходимо есть после еды твердую пищу, например, яблоко или морковь.
  3. Напитки, содержащие вещества для укрепления зубов, пить медленно, задерживая их во рту (молоко, чай).
  4. Полоскать рот после каждого приема пищи водой, лучше минеральной типа «Боржоми», «Нарзан» или раствором пищевой соды (1/4 ч.л. на стакан воды).
  5. Чистить зубы 2-3 раза в день.
  6. После чистки зубов, для укрепления эмали, 2 минуты втирать в эмаль пальцем зубную пасту.
  7. Не есть много сладостей и мучных изделий.
  8. Между приемами пищи полоскать рот раствором поваренной соли терпимой солености.

Ребенка дошкольного возраста необходимо показывать стоматологу 2-3 раза в год. Надо помнить, что ребенок, у которого не болят зубы, не боится посещения этого врача.

Гигиена в туалете.

Знакомство с этой комнатой лучше тоже проводить в присутствии мамы. Покажите ребенку его горшок и место, где он стоит. Расспросите маму, чем пользовался ребенок дома: горшком или унитазом. Самостоятелен ли он в этой процедуре, как помогала ему мама. Спросите у мамы, просится ли он в туалет, просыпается ли во время сна или его надо будить.

Помните, что в этом возрасте ребенку трудно контролировать себя, поэтому о посещении туалета ребенку надо напоминать. Но если ребенок не хочет, то не следует его заставлять сидеть на горшке. Во время туалета взрослый должен присутствовать в туалетной комнате. Надо помнить о том, что рука ребенка коротка, и он не может вытереть задний проход самостоятельно, а остатки фекалий будут раздражать кожу ребенка. Поэтому после испражнений ребенка следует подмыть или вытереть влажной салфеткой. Если на коже есть раздражение, то смазать детским кремом.

Научите ребенка обрабатывать себя после мочеиспускания туалетной бумагой. Это надо делать нежно, слегка дотрагиваясь до половых органов, промачивая капельки мочи. Ребенок не будет забывать это делать, если туалетная бумага будет находиться на уровне его глаз.

Надо научить детей правильно раздеваться в туалетной комнате:

Девочки: подняли юбочки (платьице) и спустили чуть ниже колен колготки, затем сняли трусики и спустили их до снятых колготок.

Мальчики: спустили шортики чуть ниже колен, затем колготки, затем трусики.

Следующее действие – одевание. Все в обратном порядке.

Учим детей обязательно мыть руки после туалета.

Предметы личной гигиены.

Взрослым нельзя нарушать требования к предметам личной гигиены. Полотенце, расческа, носовой платок, салфетка у каждого ребенка должны быть свои – личные.

Носовые платки.

Они должны находиться в групповой одежде ребенка, а также в верхней одежде, в которой дети выходят на прогулку. Но в группе должны быть и одноразовые платки, и салфетки, так как иногда родители забывают дать их детям.

Чтобы правильно научить ребенка пользоваться носовым платком, необходимо иметь большой платок, пусть это будет мужской носовой платок. По данным эпидемиологов, носовой платок, сложенный вдвое, задерживает до 55% выдыхаемых микробов, а сложенный вчетверо – до 90%.

Высмаркиваться нужно в платок, сложенный вдвое, при кашле и чихании платок надо складывать в 4 раза. При высмаркивании одна ноздря зажимается пальцем. Использованный матерчатый платок кладут в целлофановый пакет и отдают родителям для стирки. Если платки не кипятить, то микробы и вирусы сохраняются в них до двух недель.

Расчески.

Необходимо помнить, что расческа также является предметом личной гигиены. Полезны для волос расчески из дерева, металлические и пластмассовые электризуют волосы. К выбору расчесок надо тоже подходить индивидуально в зависимости от длины и густоты волос. Лучше иметь расчески с редкими и тупыми зубьями. Для того, чтобы ребенок сам расчесывался, необходимо иметь зеркала во всех помещениях. Расчески надо хранить в шкафчике в специальном футляре. Не забывайте в конце недели напоминать родителям о необходимости обработки расчесок.