Психология 2 летнего ребенка. Кризис двухлетнего возраста. Базовые навыки и умения

В один прекрасный день мама полутора-двухлетнего малыша вдруг понимает, что ее чадо достигло переходного возраста. Чудесный, послушный малыш вдруг превратился в маленького монстра. С ним невозможно договориться, капризы возникают несколько раз в день по поводу и без повода, переключить внимание и отвлечь, как прежде, уже не удается...

Эта тема постоянно всплывает в конференции "Ребенок от 1 до 3" . Мамы жалуются на своих неуправляемых чад:

Проявления кризиса

Чувствую полную беспомощность. Я не могу справиться со своим ребенком.
Мы не ходим на горшок, не ходим гулять, потому как на улице у нас жуткие истерики и гулять нам не нравится. У нас нет ни одной целой , мы все поломали, я уже не покупаю ничего, потому что обидно деньги выкидывать - кубики валяются везде с оторванными картинками, сил нет их собирать...
Мы не укладываемся спать днем, а если засыпаем, то около 5 часов, потом не уложишь ночью...
Приучить его к чему-либо: к еде, порядку, к тому, чтобы не обижать свою сестренку невозможно.
Мы не слушаем колыбельных, как только я начинаю петь, он плачет и пытается убежать, книжки только рвет, сказки тоже не слушает...

Его нельзя ничем отвлечь, любые попытки переключить на какие-то другие занятия приводят к ужасной истерике, валянию по полу и разбрасыванию всего, что под руку попадется... (ЧерниКа)

Бьет всех, капризничает, ложится на пол, чуть что не так. Стараюсь не обращать внимания, приласкать его лишний раз, но бить никого не позволяю, шлепаю легонько по ручкам, а он смеется и продолжает в том же духе. (Нюша)

Без истерик не проходит ни дня. Домой с прогулки почти всегда возвращаемся волоком, валяясь по полу в подъезде... Очень неприятно, но после 10 минут уговоров приходится тащить. (Эхомама)

После 2 лет ребенок становится настоящим членом общества со своими чувствами и эмоциями, собственным характером и чувством самостоятельности. Возраст в 2,5 года можно назвать рубежом развития малыша, как личности. Этот период может быть трудным не только для родителей, но и для самого ребенка. Многие сталкиваются с такими проблемами, как капризы и повышение требовательности у малыша. Поэтому папам и мамам детей в возрасте 2,5 лет стоит запастись холодным рассудком и терпением.

Развитие ребенка: психология, питание и режим дня

Малыш в этом возрасте должен спать в сутки не менее 12 часов.
Его дневной отдых должен составлять приблизительно 2 часа. Не стоит давать возможность ребенку бодрствовать более 6 часов, поскольку это может оказать негативное влияние на его нервную систему. Специалисты рекомендуют придерживаться определенного режима – подъем в 8 часов и отход ко сну в 21.00. Питание детей двух с половиной лет должно быть четырех разовым. Как и раньше, рацион малыша должен содержать исключительно полезную пищу. А вот введение жареной, копченой и сладкой пищи по-прежнему не рекомендуется. Внимательно стоит отнестись и к количеству потребляемой малышом жидкости. Его организм нуждается в 1,5 литрах воды в сутки. Сюда входят и супы, соки и т. д.

На этом этапе жизни у малыша резко проявляется собственное «Я». Это происходит ввиду постепенного психологического отдаления от мамы и папы. Наблюдая за окружающим миром, ребенок начинает формировать собственные взгляды на действительность, вырабатывая свою линию поведения в обществе и свой характер.

Ярче становится и эмоциональность. В 2,5 года дети могут испытывать целый спектр различных чувств – обиду и жалость, злость и радость, зависть и страх, тоску и сочувствие, любовь и нежность. Ребенок может уже соотносить эмоции и ситуации: гулять – весело, болеть – плохо, сидеть дома – скучно. Но многие дети в этом возрасте еще не научились различать «что такое хорошо, а что такое плохо». Поэтому нередко они совершенно не понимают, почему взрослые их наказывают за тот или иной поступок.

Несмотря на период становления собственного «Я», малыш по-прежнему нуждается в заботе близких. Родители должны более лояльно относиться к протестам и акциям независимости своего чада. Грубое отношение, наказания за мелкие проказы, крики и шлепки могут дать обратный результат. В этом возрасте дети прекрасно чувствуют не только отношение окружающих к своей персоне, но и семейный климат. Поэтому ссоры родителей, даже без криков, могут вызвать у ребенка настоящий стресс. А вот расставания с мамой и папой в этот период даются крохе довольно сложно. Однако в 2,5 года ребенка можно легко отвлечь и он успокоится. Повышается у малыша и уровень доверия к окружающим. Теперь доброжелательное отношение незнакомых людей расценивается у него как повод пойти на контакт.

Навыки и умения малыша

Ввиду своего физического развития, дети в 2,5 года могут:


Интеллектуальное развитие позволяет совершать следующие действия:

  • ориентироваться в формах предметов (кубик, шарик, конус и пр.);
  • строить мосты и паровозы из кубиков;
  • собирать башни из конструктора или пирамидных колец;
  • строить сюжетные сооружения из подручных средств (дом из конструктора, дорога из кубиков и т. д.);
  • собирать пазлы;
  • листать книгу;
  • рисовать;
  • запоминать цвета.

Игры малышей после 2 лет носят сюжетный характер. Им нравится проводить время за играми со своими любимыми персонажами и игрушками. Теперь ребенку под силу проведение нескольких последовательных действий – покормить и попоить куклу, умыть, переодеть и положить спать. Кроме этого малыш может играть с элементами пародии на окружающих. если вы пришли из магазина, то он может начать игру в продавца, а если вы были на приеме у врача, то он непременно станет добрым доктором для своих кукол и зверюшек.

В этом же возрасте детям становятся интересны
совместные игры со сверстниками. Самым важным для них является возможность запомнить правила игры и неукоснительно их соблюдать. В этот момент родители должны быть готовы к настоящему эмоциональному выплеску малыша, который будет всячески гордиться своим новым достижением. Родители малышей двух с половиной лет радуются некоторым проявлениям самостоятельности ребенка. Он уже может пытаться самостоятельно одеваться и обуваться, застегивать липучки, молнии и пуговки. Единственным неподвластным звеном одежды для него пока остаются шнурки. Но некоторые дети настойчиво пытаются завязать и их, оставляя после своих попыток массу узелков, которые потом вынуждены распутывать родители. Наказывать и ругать за такие проявления самостоятельности не стоит. Ведь малыш просто хочет скорее всему научиться и снять с плеч мамы заботы о себе.

Речевые способности малыша

Пока ребенок разговаривает не так, как взрослые. Но определенными навыками он уже пользуется. Предложения из нескольких слов теперь могут иметь весьма осмысленный характер и включать в себя местоимения и предлоги. А всестороннее подражание взрослым обогащает лексикон малыша весьма забавными словами, которые он пытается образовать от знакомых ему слов. Например, от слова «жевать» легко образуется слово «жеваю», а от слова «встать» — «вставаю». Характерно для этого возраста и упрощение слов, когда сложно выговаривать такие длинные слова, как «электричество», «автобус», «карандаш» и пр. Гораздо легче произнести их упрощенную и в то же время понятную форму – «атобус», «электитиво» и «кадаш». Родители непременно должны обратить на это свое внимание, но поправлять малыша нужно корректно и терпеливо.

В возрасте 2 лет ребенок начинает проявлять свой характер, и для родителей это часто становится тяжелым испытанием. Ребенок начинает осознавать себя отдельной личностью, а так как он еще не обладает навыками самоконтроля и не видит разницы между плохим и хорошим поведением, то пользуется для выражения своей независимости и привлечения внимания плачем и истериками. В этот период родителям следует запастись терпением и заняться моделированием правильного поведения малыша. В этом им помогут принципы правильного воспитания ребенка в 2 года.

Принципы воспитания ребенка 2 лет

Какими приемами можно пользоваться для воспитания ребенка 2 лет? Универсальных советов здесь нет, поэтому во многих случаях вам придется действовать опытным путем, подстраиваясь под индивидуальные особенности малыша. Но при этом все же стоит придерживаться основных принципов воспитания ребенка в 2 года.

Сохраняйте спокойствие. Даже когда у ребенка истерика или очередная вспышка гнева, вам следует проявлять полную невозмутимость. Применяя в таких случаях наказания, вы не добьетесь нужного результата. Малыш только почувствует себя еще больше обиженным, а это спровоцирует его на новые, порой еще более бурные истерики. Старайтесь полностью игнорировать любое раздражающее поведение ребенка, если только оно не ведет к возникновению опасных для его здоровья ситуаций. Поведение, на которое вы никак не реагируете, постепенно прекратится – ребенок поймет, что слезы и крики никак не помогут ему добиться внимания взрослых. Некоторые родители допускают здесь грубую ошибку: зная, что воспитывать ребенка 2 лет и отучать его от истерик можно с помощью этого приема, они забывают, что он не работает, если одновременно не использовать похвалу. Очень важно поощрять и хвалить малыша каждый раз, когда он ведет себя правильно, даже если всего 5 минут назад вам пришлось пережить его очередную истерику.

Избегайте стрессовых ситуаций. Постарайтесь обеспечить ребенку постоянный режим дня. Когда малыш к нему привыкнет, он будет знать, чего ожидать в течение дня – после еды будут игры, потом сон, вечером прогулка и т.д. Это сделает его более спокойным и послушным. Если какой-то день выбивается из привычного распорядка, говорите ребенку об этом заранее. Например, предупреждайте его, когда к вам кто-то придет или если вместе с малышом вы планируете посетить какие-то места, где он раньше не бывал. Маленькие детки очень быстро устают от новых впечатлений, поэтому старайтесь не слишком часто нарушать режим дня ребенка, а если вам нужно выбраться вместе с ним куда-то, лучше, чтобы это было ненадолго. Время, которое малыш может находиться вне дома, рекомендуется увеличивать постепенно.

Учитесь отвлекающим маневрам. Когда ребенок никак не реагирует на ваши замечания и отказывается слушаться, пробуйте его чем-нибудь отвлечь. Лучше всего для этого подходит какая-нибудь спонтанно придуманная игра. Например, если малыш категорически отказывается одеваться и выходить на улицу, вместо строгих уговоров, которые могут только подтолкнуть его к очередной истерике, начните одевать его под стишок или считалочку, или предложите ему одеться «на скорость». Некоторые родители, которых волнует вопрос, как воспитывать ребенка в 2 года, не считают нужным применять этот приемом и пользуются самыми разными отговорками – нет времени, это все лишнее, зачем его баловать, пусть учится дисциплине. Но пренебрегать подобными способами все-таки не стоит. Ребенок очень хорошо реагирует на любые игровые процессы, а придумывать интересные отвлекающие уловки можно и на ходу, и заранее. Так вы будете развивать у малыша творческое мышление, а главное, научитесь легко договариваться с ним без слез и истерик.

Давайте ребенку право выбора. Важный принцип воспитания ребенка в 2 года – развитие его самостоятельности. Есть ситуации, в которых не может быть никаких компромиссов, например, если малыш не хочет сидеть в автомобильном детском кресле, а вам нужно ехать, вы в любом случае его туда посадите. Но в каких-то других случаях дайте ему самостоятельно выбрать, что он хочет делать, тем самым приучая его принимать решения самому. При этом важно идти до конца и принимать его выбор, даже если вы знаете, что на самом деле малыш хочет чего-то другого. Например, если вы предложили ему поиграть, а он отказался только из чувства противоречия, не уговаривайте его – так вы покажете ребенку, что его выбор имеет определенные последствия, и он несет за них ответственность.

Увлекайте ребенка. Как воспитывать ребенка в 2 года, если он постоянно проявляет свою независимость и хочет делать все сам? Сделайте так, чтобы это пошло ему на пользу: давайте ему простые задания и старайтесь замечать, какие из них он выполняет с большей охотой и что получается у него лучше всего. В возрасте 2 лет ребенок старается подражать взрослым, поэтому он будет с удовольствием делать то же, что делают мама или папа. Полейте вместе с ним цветок, дайте ему «помочь» на кухне, просите что-нибудь принести во время уборки. Любое подобное задание нужно начинать со слов «помоги мне, пожалуйста», чтобы малыш понимал значение своих действий. Также каждый день старайтесь занимать ребенка развивающими играми, творчеством и учите его чему-нибудь новому.

Психология ребенка в два года

08.04.2015

Снежана Иванова

Самое важное, что следует усвоить родителям: до 5 лет ребенок не способен управлять своим вниманием, памятью, мышлением...

Самое важное, что следует усвоить родителям: до 5 лет ребенок не способен управлять своим вниманием, памятью, мышлением. Все это носит непроизвольный характер. Ребенок схватывает на лету то, что его заинтересовало, смотрит на то, что привлекло его внимание, но направить внимание на то, на что нужно, он пока еще не в состоянии.

Поэтому сердиться на двухлетнего малыша, что он не может повторить ваше вчерашнее объяснение об опасности розеток, по меньшей мере, глупо. Значит, ваше объяснение было совершенно не интересным. Именно на эмоциональном воздействии строится в этом возрасте управление поведением малыша. Ребенок идет за своими эмоциями, очень яркими, и в то же время непостоянными. Малыша легко отвлечь, переключить его внимание, предложив более заманчивые впечатления.

Дети очень легко обучаются в этом возрасте, но надо иметь в виду, что наиболее эффективным учителем будет тот, кто вызывает у ребенка одновременно две эмоции: доверие и интерес. Многие из нас сталкивались с тем, что ребенок как будто не слышит взрослого, значит, либо он не доверяет этому взрослому (причины могут быть самыми разными), либо взрослый не умеет эмоционально увлечь малыша.

Очень полезны для эмоциональной сферы ребенка ритмические игры, недаром дети так их любят. Это покачивания, подбрасывания, катание на качелях. Они успокаивают и доставляют положительные эмоции, и, как следствие, позволяют развиваться интеллектуально.

Еще одна характерная особенность двухлетних детей – низкая способность понимать источник своего физического дискомфорта. Ребенок просто чувствует, что что-то не так, но что именно, он объяснить не в состоянии. Он не выспался, или плохо поел, ему слишком холодно, на нем неудобная одежда – он может понять только крайнюю ситуацию. Ему слишком холодно, одежда вообще неудобная, он категорически не выспался, и у него слипаются глаза, но если эти ощущения не так сильны, он просто будет чувствовать себя плохо, не реагировать на интересные занятия, которые предлагает ему педагог или родитель. Именно поэтому перед любыми развивающими занятиями или играми, следует убедиться, что все физиологические потребности ребенка удовлетворены.

Групповые занятия с детьми в этом возрасте, в той форме, в которой это проходит, например, в школе, пока еще невозможны. Даже если педагог занимается с группой детей, он должен быть готов поддерживать индивидуальный контакт с каждым отдельно. Дети в этом возрасте эгоцентричны, и в определенном смысле не замечают других детей. Это не говорит об эгоизме или неумении дружить. Для этих понятий пока просто не пришло время. Ребенок живет в мире простых вещей, находящихся в предметной сфере, для него существует то, что можно пощупать или потрогать. Сверстники для двухлетнего ребенка – это некие объекты, с которыми удобно или неудобно что-то делать рядом, но как с ними взаимодействовать, он пока еще не знает и не чувствует в этом потребности. Он стремится подражать именно взрослому или более старшему ребенку. Ребенок будет перенимать поступки именно взрослого человека, при условии, конечно, что тот вызывает симпатию, а не сверстника. Причем двухлетние дети никак не фильтруют поступки и поведение взрослого. Если им нравится этот взрослый, они будут перенимать у него все, и хорошее, и плохое, вплоть до его манеры сидеть на стуле или растягивать слова. Главное, чтобы ребенку это казалось интересным и увлекательным. В то же время, если воспитательница в группе детского сада ведет себя холодно, отстраненно и не умеет эмоционально расположить к себе детей, они найдут другой объект для подражания. Например, это может быть нянечка.

Ребенок двух лет познает мир, выполняя простые манипуляции с окружающими его предметами. Его интересует предмет и действия с ним. Чем больше его окружает разнообразных предметов и действий, чем свободнее он может действовать с ними в этой среде, тем лучше ребенок развивается. Поэтому в этом возрасте так легко заинтересовать ребенка любыми видами творчества, связанными с работой руками, или научить чему угодно, подавая информацию через действия. Вам будет трудно научить двухлетнего ребенка буквам, просто показывая их в книжке, другое дело, если буквы сделаны из пластика, их можно потрогать, выложить из них дорожку, или разложить их в отдельные емкости.

В два года ребенок уже имеет определенные достижения в речевой сфере. Он очень многое понимаете, и как раз сейчас начинает в бешеном темпе набирать свой активный словарь. Как можно чаще разговаривайте с ребенком. Не вместо него, а именно с ним. Ваши фразы должны быть короткими, понятными, яркими и эмоциональными. При этом не стоит сюсюкать и коверкать слова. Говорите с ним, как со взрослым, но образно и эмоционально. Примечательно, что лучше всего говорят те двухлетние дети, у которых есть старшие братья или сестры. Почему? Потому что они говорят достаточно просто, и именно о том, что интересно двухлетнему ребенку. В то же время в играх старших детей есть то, что активирует малыша к речи: команды и действия, которые нужно выполнять. Этого нет во взаимодействии со сверстниками. Если ваш малыш играет только с такими же двухлетними детьми, то им обязательно нужен тот, кто инициирует совместную игру, например, строить «замок» из песка, или искать в песочнице потерянную игрушку. Это стимулирует совместные действия, соревновательность, и, следовательно, вызывает потребность в том, чтобы все это сопроводить словами.

Роль родителей в становлении речи очень важна. Но это не значит, что нужно изводить ребенка постоянными поправлениями и замечаниями. Родители могут значительно помочь ребенку, стимулируя речевые навыки в самых разных играх. Главное, чтобы это было эмоционально, весело и интересно. Рассматривая книжки, говорите простые фразы, предлагая ребенку закончить их: кошка лакает…(молоко), петух сидит на…(заборе). Слова, которые не получаются, вместе пропевайте или проговаривайте. Изучая мягкую игрушку, вместе пытайтесь отвечать на вопрос, какая она, описывая ее цвет, размер, степень пушистости, характер, температуру. Придумывайте игры, которые интересны именно ему. Как можно чаще играйте в звукоподражательные игры – это весело и развивает артикуляционные навыки. Катая машинку, можно изобразить, как она урчит, пыхтит, шипит, бурчит, постукивает. Больше пойте, учитесь вместе с ребенком простые скороговорки – учитывая, что у многих взрослых они не получаются, масса веселья обеспечена.

Кризис двух лет

Это тот самый возраст упрямства, который так хорошо известен опытным родителям. Постоянное «нет» — это вовсе не черта характера именно вашего малыша, это особенность данного возраста. И тут важно понимать, откуда это упрямство вообще взялось и зачем оно нужно малышу. А понимая, вы, наконец, сможете расслабиться и не воспринимать вечные возражения как желание вам досадить.

Дело в том, что именно в этом возрасте ребенок учится собой управлять, как физически, так и психологически. Он уже может самостоятельно ходить на горшок, может убегать от мамы на прогулке. И он понимает, что он – это совершенно отдельная от родителей личность, со своими особенностями. Это зарождающееся чувство независимости нуждается в подкреплении. Отказываясь надевать именно эту рубашку, есть кашу именно сейчас, или, забывая, что ваш телефон – не игрушка, хотя вы уже запретили с ним играть, он просто сообщает вам: «я самостоятельный!».

И вот здесь родителям важно вести себя с определенной гибкостью. Ломать упрямство малыша – опасно для становления его индивидуальности. Все время уступать – вы рискуете получить самоуверенного тирана. Не стоит говорить ребенку ни «да», ни «нет». Отвлекайте его! Вы как бы снимаете ситуацию противостояния, и никто не остается ни победителем, ни побежденным. Малыш не хочет надевать эту рубашку? Предложите поиграть ему в игру «А куда же спряталась рубашка?», «Кто быстрее наденет рубашку, я или ты?», или просто выждите пару минут, занявшись чем-то другим. Возможно, через пару минут рубашка будет уже не так важна. Привлекайте внимание упрямца к чему-то необычному и веселому, проявляйте больше фантазии, и через некоторое время он начнет сотрудничать с вами, ведь вы даете ему понять, что уважаете его мнение, и в то же время с вами интересно. Всегда хвалите за послушание, но при этом держитесь так, будто иная ситуация вообще невозможна.

Еще один прием: дать ребенку понять, где его зона ответственности, а где ваша. Прислушивайтесь к его мнению во время игр, ведите себя так, будто вы партнеры на равных, но требуйте беспрекословного послушания в вопросах его безопасности и здоровья. Он должен понимать, что это не та область, где хоть как-то допустимо «качать права». В то же время, чем больше вы с ним играете, предоставляя ему возможность почувствовать себя взрослым, тем меньше ему захочется упрямиться во время обеда или перед сном. Как можно чаще начинайте обращения к нему со слов «Хочешь…?», чтобы он сам мог принять решение. Разумеется, не всегда ребенок способен сходу понять, что для него полезнее именно вот эта котлета, а не эта конфета. Здесь понадобятся ваши навыки пропагандиста. Мягко подводите его к этой мысли, или, что ее лучше, вместе размышляйте вслух. Больше объясняйте, разговаривайте, рассказывайте короткие интересные истории – он все это запомнит, и возможно, удивит вас, буквально через пару лет придя из садика и рассказав, что Петя не хочет стать сильным и не ест кашу. Только ваши рассказы должны быть искренними, и вы сами должны быть в них убеждены. Если вы пытаетесь ребенком манипулировать при помощи интересных историй, он это обязательно заметит. Никогда не требуйте от ребенка того, что ему пока не по силам. Заранее предупредите его, когда пора спать или обедать, дав ему возможность переключиться с интересной игры на выполнение своих обязанностей.