12 месяцев что умеет ребенок. Развитие ребенка в двенадцатый месяц жизни

Развитие ребенка от 11 до 12 месяцев

Физическое развитие

Завершается первый год жизни ребенка. Антропометрическая динамика за прошедшие двенадцать месяцев колоссальная! Вы хорошо помните, как выглядело это розовое нежное создание триста шестьдесят пять дней назад? Достижения чада за это время удивительны и огромны! Кроха вырос на 25 сантиметров и набрал приблизительно 7 килограмм массы тела от момента рождения! Уже шесть-восемь зубов в арсенале маленького человека! А разве не достижение – навык покорения пространства?!

На этом этапе различия в двигательном развитии малышей сохраняются. Маленькие исследователи много и уверенно ползают, опираясь на ладошки и коленки. Более ловкие дети ходят самостоятельно или придерживаясь за руку взрослого или мебель. У малыша начинает вырабатываться контроль собственных движений, он пробует удерживать равновесие с помощью одной руки, для того чтобы в другой можно было держать игрушку. Сидящий на полу ребенок не теряет равновесие даже тогда, когда вы поднимаете ему ножку (например, надевая ботиночек).

Движения руки тоже становятся более координированными. Пытаясь захватить одновременно несколько предметов, малыш раскрывает ладошку соответственно их размерам. Развиваются сочетанные движения обеих рук: ребенок может брать игрушки одновременно двумя руками. Появляется «щипковый захват» – ребенок захватывает мелкие предметы и игрушки согнутыми большим и указательным пальцем. Малыш постепенно учится быть более самостоятельным - сам ест печенье или сушку, пытается пить из чашечки, держать ложку.

Ребенок начинает постигать пространственные отношения. Ему нравится вынимать игрушки из коробок и банок. Складывать предметы обратно у малыша не всегда получается. Ему трудно понять, как вложить один предмет в другой. Особенно это заметно, если вы дадите малышу две круглые формочки – большого и маленького размера. Вместо того, чтобы вложить маленькую формочку в большую, он пытается всунуть большую в маленькую и предпринимает неоднократные попытки для достижения желаемого результата.

Осваивая первые шаги, малыш учится одно¬временно выполнять другие действия: толкать перед собой игрушку на колесиках, нести в одной или двух руках предмет, тянуть за собой машинку на веревочке. Малыши, которые начали ходить до года, продолжают осваивать новые движения -учатся приседать, ло¬житься без помощи взрослого, кидать и катить мяч и следить взглядом за его движением.

Психическое развитие

Малыши начинают открывать для себя новые закономерности – они понимают, что спрятанная на их глазах игрушка не пропадает, а остается на том же месте, где ее спрятали. Ребенок внимательно следит за вашей рукой, когда вы прячете игрушку, и сразу ищет ее там, где вы ее положили. Спрячьте кубик под небольшой коробкой – малыш приподнимет коробку, возьмет кубик и, довольный собой, покажет его вам.

В этом возрасте малышей можно начинать учить простым манипуляциям с игрушками – тянуть машинку к себе за веревочку, класть мишку «спать» в кроватку рядом с собой. Дети продолжают изучать непознанное. При этом способы исследовать новые предметы остаются старыми: ребенок трясет, стучит и тянет в рот и съедобное, и несъедобное. Он может пытаться кусать игрушку, похожую на фрукт, который недавно пробовал. Ощупывая и прикасаясь к различным предметам, малыш может показать вам, что ему приятны далеко не все тактильные ощущения. У некоторых малышей в этом возрасте может отмечаться повышенная тактильная чувствительность: им не нравится трогать желе или влажные мягкие предметы, вставать босиком на песок и т.п. Ребенку, бесспорно, нужен разный тактильный опыт, но с новыми ощущениями знакомьте его постепенно. Позволяйте малышу как можно больше ходить босиком по разным поверхностям: по полу, по траве и песку, влажному и сухому. Дотрагивайтесь до спинки и ручек малыша мягкой пуховкой, кусочками меха, теплыми и прохладными предметами. Любимой игрой малыша надолго становится игра «входит и выходит». Не случайно детские психологи называют этот возраст ребенка возрастом «Иа-Иа». Малыши часами могут скла¬дывать предметы в емкости, а потом доставать их оттуда.

Ребенок становится все общительнее и с удовольствием встречает уже знакомых взрослых, радуется встрече с ними и стремится быть в центре событий. Он все больше и больше нуждается в разнообразии. Игры малыша становятся более осмысленными. В этот период хорошо выделить специальное время для игр с ним. Очень важно, чтобы с ребенком как можно чаще играл папа. Игры пап и мам отличаются. Папы играют с малышами в «шумные» игры, поднимают их вверх, подбрасывают, учат пинать мяч.

Многие малыши проявляют все больший интерес к рассматриванию картинок в книжках. Это не мешает им использовать книжку как игрушку: малыш вертит книгу, стучит ею об пол, дергает за страницы. Именно поэтому первые книги для малышей должны быть небольшого формата, легкие, с картонными страницами. Покупайте книжки с картинками без текста. Не мешайте малышу играть с книжкой. Яркие картинки обязательно привлекут его внимание. Показывайте ребенку изображения знакомых предметов. Громко называйте их, читайте короткие стишки.

Ребенок требует большего внимания со стороны родителей. Он хочет общаться и ищет доступные ему средства коммуника¬ции. Малыш вырабатывает понятную родителям систему звуко¬вого сопровождения своих просьб - звуками и жестами нетерпения выражает желание пить, есть, указательным жестом выражает желание получить понра¬вившуюся игрушку или интересующий его предмет.

Ребенок учится произносить новые звуки и активно тренируется в их произношении. Он может произносить отдельные звуки и звукосочетания, повторяющиеся слоги («ма-ма», «па-па», «ба-ба»), которые у некоторых детей становятся первыми словами. В этом возрасте некоторые дети могут произнести пер¬вое слово. В чем разница между сочетанием звуков и словом? Слово всегда соотносится с определенным человеком, предметом или действием. Сочетания звуков, в отличие от слов, произносятся сами по себе, «в никуда», и не несут смысловой нагрузки. Вы замечаете, что, не умея говорить, ребенок многое понимает: не только слова, но и фразы. По просьбе мамы или папы малыш машет ручкой: «пока-пока», хлопает в ладошки, перестает совершать какие-то действия, реагируя на запрет родителей. Количество слов, которые ребенок понимает, значительно превосходит набор слов, которые он может произнести. Малыш понимает и выполняет простые просьбы: «дай мне», «покажи мне», «достань мячик». Кроха показывает на себя, когда его называют по имени, смотрит в сторону родителей, если о них говорят. Он начинает понимать слово «нет», но не всегда реагирует на запрет, например, на какое-то время перестает делать то, что не нравится родителям, чтобы потом продолжить снова.

Перечислим игрушки и предметы, полезные для развития малышей этого возраста: игрушки-гнезда (принцип матрешек), пирамидки и игрушки с надевающимися на стержень деталями, кубики, игрушки с прорезями, заводные игрушки (машинки, курочки, утята), игрушки-каталки с длинной ручкой, куклы, мягкие и резиновые игрушки-зверята, наборы детской посуды, музыкальные игрушки, куклы-бибабо, рамки-вкладыши.

За двенадцатый месяц своей жизни малыш набирает лишь грамм 250-300 и подрастает на 2 см. Средний вес годовалого ребенка составляет 10 килограмм, а рост 73-78 см. Режим дня уже близок детсадовскому, с тихим часом днём, продолжительность которого составляет 2-3 часа. Ест ребёнок четыре или пять раз в сутки. У годовалых детей 6-8 молочных зубов, которыми они активно пользуются.

Не нужно бить тревогу и отчаиваться, если ваш малыш не соответствует каким-то параметрам. «Золотых стандартов» детского развития не существует, есть только некие усреднённые данные. Главное, чтобы ребёнок был здоров! А если у вас закрались какие-то сомнения в правильности развития вашего малыша, посетите педиатра, он даст соответствующие рекомендации.

Достижения и приобретённые навыки

Словарь ребёнка содержит уже около пятнадцати слов - «ням-ням», «дай», «мама», «папа» и т.д. Он неплохо ориентируется в ситуации, и применяет в тех или иных ситуациях слова из своего словарного запаса.

Многие годовалые дети свободно передвигаются на двух ногах без чьей-либо помощи. Хотя немало и тех деток, которым хватает ползанья и передвижения по комнате с помощью опоры, не стоит торопить их, всему своё время.

Некоторые дети в возрасте года с удовольствием рисуют фломастерами и красками, и если пустить это дело на самотёк, то совсем скоро родители получат великолепную наскальную живопись на стенах комнаты. Для занятий «живописью» отлично подойдут пальчиковые краски для самых маленьких, даже если ребёнок их попробует на вкус, ничего страшного не произойдёт.

При достаточной практике годовалые малыши хорошо едят ложкой с помощью мамы и могут самостоятельно пить из кружки. Лучше использовать специальную кружку-поилку, из неё жидкость не расплёскивается.

На все «нельзя», которые слышит ребёнок, он начинает активно протестовать. Чтобы не приходилось постоянно запрещать, попробуйте переключать внимание малыша. Вместо невкусных и опасных предметов, которые засовываются в рот, ребёнку можно дать печенье или баранку. Попытки порисовать на обоях заменить рисованием на обычной бумаге.

Одними из самых любимых игрушек для годовалых малышей являются различные каталки на ручках и машинки на веревочках, которые так весело возить и катать за собой. Маленькому человеку очень важно понимание того, что и он способен влиять на вещи, изменять их положение в пространстве, перевозить - переносить с места на место.

Первый год жизни – один из важнейших этапов развития ребёнка, ведь именно в это время закладываются все основные навыки и умения. Впереди малышей и их родителей ждет большое количество новых испытаний и открытий. Но всё то, что было освоено в этот год жизни, станет прочным фундаментов для дальнейшего физического и умственного развития.

Статьи по теме

?алина?орбачева 18.05 12:01

Моему сыночку 1,5 г и он только сейчас начинает произносить первые слова. Может конечно потому что он мальчик, а они ж все немного позже девочек все начинают делать.
Но все же, мы же гуляем с детками сверстниками, так у всех в год многие детки не говорили и не ходили. Мне кажется сейчас, они как-то позже начинают развиваться, я не знаю почему так, это просто из моих наблюдений.
Я много читала, что же должны они уметь и очень удивилась когда увидела этот список и сравнила его с умениями своего ребенка и наших маленьких друзей, конечно очень отличается, так это при этом что я с ним и занимаюсь и мы развиваемся, но все равно как-то все затягивается. Но все равно меня это особо не беспокоит, ведь это детки и все они развиваются индивидуально.

Двенадцатый месяц не является переломным в жизни ребенка, но он завершает первый год жизни, самый ответственный и сложный. За эти двенадцать месяцев ваш малыш подрос на 25 см, масса его тела увеличилась почти втрое. У него прорезалось 8 зубов.

На двенадцатом месяце последнее кормление можно заменить на кефир или коровье молоко. Мама уже может при необходимости прекратить грудное вскармливание, тогда нужно надевать туго затягивающий грудь бюстгальтер или бинтоваться широким бинтом, меньше пить жидкости, и через 2-4 дня выделение молока может полностью прекратиться. Нельзя отнимать ребенка от груди в жаркое время года, или когда он нездоров, или если ему сделана профилактическая прививка.

К году ребенок начинает ходить самостоятельно, умеет взбираться на ступеньки. Если он делает это неуверенно, это скорее всего связано с неприятными воспоминаниями: падением, ушибом и т. п. Малыш боится оторваться от вас или от стенки - дайте ему в руки игрушку, за которую он будет как бы держаться, можно предложить ему держаться за коляску и т. д.

Приобретая малышу обувь, помните: косточки у него очень мягкие, они только начинают твердеть. Старайтесь выбрать обувь, которая хорошо держит лодыжку. Никаких швов, складок, никакого давления на пальцы. Подошва должна быть гибкой (но не очень) и иметь удобный изгиб, каблучок обязателен. Обувь должна быть просторной. Нормальное расстояние между большим пальцем ноги и носком ботинка -- 0,5-1 см. Проверять размер обуви надо тогда, когда ребенок стоит, в этом положении нога занимает наибольшую площадь.

Обувь нужна не на целый день - час-два ребенок может оставаться дома босиком или в тонких, и тоже не тесных, носочках.

Летом было бы полезно походить по траве, песку, мелкой гальке, а сейчас - по ворсистому ковру, паласу. Это и закаливающая процедура, и упражнение, укрепляющее стопу. Когда ребенок подрастет, вы сможете включать в его гимнастический комплекс и более эффективные упражнения. Например, после года - ходьбу по ребристой доске. Дело в том, что ребенок рождается с плоскостопием, и неправильная обувь, недостаток физической активности могут это закрепить. Пусть ходит, ползает, топает - ив ботиночках, и босиком!

«Нельзя» и «надо»

Овладение ходьбой и речью не всегда идет параллельно. Ребенку словно не хватает сил, чтобы одновременно преуспевать в двух таких сложных областях. У хорошего ходока нередко запаздывает слово, а быстро набирающий словарный запас отстает в ходьбе. Мальчики обычно начинают говорить позднее девочек. Но среди тех и других есть упорные молчуны, которые до полутора-двух лет говорят очень мало, и вдруг - лингвистический взрыв, обвал, фонтанирование слов.

В норме ребенок к году произносит 10-15 коротких слов, но понимает гораздо больше. Да и вообще он сейчас понимает и хочет больше, чем умеет. Такой разрыв порождает у некоторых детей повышенную капризность, боязливость, требование, чтобы мама была постоянно рядом. Проявите терпение, знайте: чем активнее ребенок начнет ходить, чем больше говорить, тем спокойнее будет становиться.

К нему уже можно, и нужно, обращаться с просьбами типа: «Подними платочек», «Принеси кубик», «Дай мне лялю», «Положи ложку», «Открой ротик».

С ним пора рассматривать детские книжки, рассказывать, что там нарисовано, спрашивать: «Что это?», «Кто это?». Он умеет показать, где глаза, нос, уши у него самого, у мамы, у папы, способен к некоторым обобщениям - знает, что и живая кошка Мурка, и игрушечная, и нарисованная в книжке - это все «кис-кис». Узнает на фотографии хорошо знакомого человека и радостно смеется, сделав это открытие.

При одевании, раздевании, укладывании спать пытается быть не только объектом ваших действий, но и активным участником. Это стремление надо поддерживать, направлять. Говорите ему: «Подними ручки», «Повернись», «Давай натянем колготки». В процессе такого партнерства, сотрудничества лучше и скорее развивается речь.

Вы уже успели прочувствовать характер своего малыша - покладистый ли он, спокойный, ласковый, или строптивый, своевольный, настойчивый. Во многом это объясняется врожденными свойствами, а они очень устойчивы. «Обломать», переделать, скажем, строптивого, импульсивного упрямца, вырастить его послушным тихоней невозможно, разве что ценой развития у него невроза. Да и вам бы это стоило немалых нервов. Так что не ставьте себе подобной задачи. Мудрость воспитания в другом: открыть, поддержать, развить в ребенке все хорошее и скорректировать, смягчить, приглушить все нежелательное.

Ребенок не так прост, как кажется. Иногда создается впечатление, что он уже и сам изучает вас, пробует разные модели поведения.

«На!» - протягивает он вам свой измусоленный сухарик и испытующе смотрит. Обязательно возьмите, скажите «спасибо», похвалите за доброту. «Бах!» - с размаху бросает он на пол ложку и опять испытующе смотрит. Сделайте строгое лицо, покачайте сокрушенно головой, всячески покажите ему, что вы огорчены, недовольны.

Среди слов и понятий, которые ребенок должен усвоить, есть два ключевых, важнейших, это: «нельзя» и «надо». На них, в сущности, зиждется нравственное воспитание человека, его будущие жизненные установки. А пока - они оберегают безопасность малыша, помогают лучше ориентироваться в окружающем мире, который теперь становится для него все более открытым.

И педагоги, и врачи единодушны в том, что запретов не должно быть слишком много. Это не дает желаемых результатов, скорее наоборот.

Во всем, что допустимо, уступайте ребенку; то, чего действительно нельзя, - запрещайте твердо. Это правило надолго, на все детство. Но е,сли старшему вы можете объяснить, почему нельзя, малыша лучше переключить, отвлечь от запретного.

Приноровился он, например, сидя на руках у бабушки, сдирать с нее очки да еще бросать их.

«Нельзя!» - говорите вы ему. Не послушался? Можно просто спустить его на пол - это наказание. Есть другой вариант: попытаться переключить, перестроить озорной жест на ласковый. Потянулась рука к очковой оправе, перехватите ее, скажите: «Поправь у бабушки очки, поцелуй, погладь бабушку...»

Или добрался малыш до книжки и рвет ее. «Нельзя!» - строго говорите вы и забираете ее у него. А взамен приносите, к примеру, картинки на толстом картоне - их не порвешь, зато можно перебирать, рассматривать. Хорошо на такие случаи иметь в запасе несколько привлекательных для малыша вещиц, которые он редко видит, показать ему что-то неожиданное. На языке физиологии, это называется «создать новый очаг возбуждения».

Или: невзлюбил ребенок умываться, капризничает, вырывается. «Надо, надо», - ласково приговариваете вы, а сами делаете воду потеплее, осторожнее действуете руками. А умыв, причесав, подводите к зеркалу: «Посмотри, какой ты чистенький, красивый». В зеркало дети обычно смотрятся с большим интересом, хотя себя в этом возрасте толком еще не воспринимают, и этот интерес сможет смягчить, загладить впечатление от только что пережитых неприятностей.

В общем, ваша тактика должна быть гибкой, вариантов компромисса много. Главный же принцип: стараться, чтобы каждому «нельзя» противопоставлялось альтернативное «можно», а каждое «надо» осуществлялось наименее обременительным для ребенка образом.

Между младенчеством и детством

Двенадцатый месяц - последние четыре недели младенчества, с года начинается раннее детство. Может быть, у вашего малыша оно уже началось, а, может, он еще немного дольше побудет младенцем. Ведь биологический возраст - определенный уровень зрелости организма - не всегда точно совпадает с возрастом хронологическим. Но при всех условиях пора понемногу готовиться к новой ступеньке роста.

На двенадцатом месяце более тонкими становятся вкусовые ощущения ребенка, он уже не опасается новых блюд и с любопытством заглядывает в тарелки взрослых: что там такое они едят? Как бы это попробовать?

Конечно, ему можно еще далеко не все, однако, стол после года будет приближаться к общему. С этого возраста разрешается (если нет диатеза) не только желток, а целое яйцо; в меню завтраков присутствуют селедочный паштет, хлеб с маслом и тертым сыром, омлет, ленивые вареники со сметанным соусом, обед начинается с овощной закуски - тертой свеклы, моркови, помидорного салата, на второе - рыбные и мясные суфле; в полдник к молоку или кефиру - печенье, кукурузные хлопья.

Что-то из перечисленного уже можно попробовать и сейчас. Но основной режим питания, как и весь распорядок дня, остается прежним: четыре кормления, два дневных сна, две, а лучше три, прогулки. В холодные дни разумнее вместо двух прогулок, скажем, по два часа погулять по часу-полтора, но зато три раза. Впрочем, ребенок уже достаточно закален, чтобы гулять в любую погоду, была бы правильно подобрана одежда. Гигиенисты считают наиболее подходящей для зимы одежду в три слоя. Первый - домашнее платье, костюмчик, второй - шерстяная кофточка и рейтузы, третий - шубка, пальто, а в идеале - утепленный комбинезон. На голове плотная шерстяная шапочка, на ногах - теплые сапожки.

Сам, без поддержки, ребенок ходить еще не очень-то умеет. Поводите его за ручку, попеременно то за правую, то за левую, помогите взобраться на маленькую горку, сойти с нее, покажите, как можно, держась за спинку санок, толкать их вперед. Дети способны прозаниматься этим довольно долго - а лучшего упражнения и не надо!

Копать снег лопаткой, строить горку он еще не сможет, но с интересом будет наблюдать, как это делает мама. Хочется мамину горку растоптать? Пожалуйста! Возводить, разрушать возведенное, снова строить - это ведь любимое детское занятие, буквально, потребность. Вы увидите это не раз, когда ребенок станет старше и будет самозабвенно играть с песком или снегом.

Дети любят проверять, «что получится, если...». Пусть пошагает по свежевыпавшему снежку, а потом разглядывает свои следы. Может и мама пошагать рядом: вот какие у мамы следы большие, а у него - маленькие! А если потопать ножками (согреться!), будут они глубже? А может, стоит посмотреть, нет ли на снегу следов вороны, собаки?

Нарисуйте палочкой на снегу солнышко, домик, елочку. Скоро и у вас дома будет елка - первая елка вашего ребенка. Он подойдет к ней, сам, рассмотрит игрушки, найдет под елкой свой первый подарок от Деда Мороза. Пусть на такой счастливой ноте и начнется его раннее детство, пусть будет оно счастливым!

Свершилось! Первая свечка на праздничном торте - малышу исполнился год … Наш герой заметно повзрослел, стал самостоятельным и вполне осознающим, что он хочет. Он все еще познает мир вокруг себя, и все еще нуждается в близости родителей. Маленький человек должен быть окружен заботой и любовью, чтобы в дальнейшем из него получилась сильная личность, уверенная в своих действиях.

У первогодок скорость роста заметно снижается. Это объясняется тем, что карапуз стал более активен в движениях, потому что разнообразие пищи дает ему возможность получать большее количество полезных веществ.
Кроме умения ходить, малыш продолжает оттачивать и иные действия: толкает, тянет, носит различные предметы. Он будет подмечать движения старших братьев и сестер, и копировать их. Например, будут представлять наклоны вперед, пока голова не упрется в пол. И таким манером, вверх тормашками, озорник будет поглядывать на происходящее, радуясь тому, что рассмешил окружающих.
По-прежнему, малышу проще забраться вверх по лестнице, чем спуститься вниз. Ему уже знакомо чувство страха. Это говорит о том, что теперь у него имеется ощущение высоты, и начинает срабатывать инстинкт самосохранения. Надо продолжать снова и снова демонстрировать ребенку правила безопасного спуска.

Ребенок 12 месяцев развитие и питание.

На 12-м месяце жизни психологическая сторона жизни ребенка заметно усложняется. Неожиданно для всех кроха может вдруг заплакать не от боли или страха, а от обиды. У себя дома карапуз предстает бесстрашным исследователем, а среди чужих людей он требует, чтобы близкий человек был поблизости. У него появляется страх быть брошенным матерью. Поэтому надо быть очень внимательным к крохе, и не давать ему поводов к переживаниям.

Ребенок в этом возрасте старается оказывать влияние на взрослых для достижения своих целей. В противном случае он может закатить истерику, упасть на пол, орать, кричать и визжать. В этот момент недопустимо зареванного малыша ругать и наказывать - его надо взять на руки и успокоить, укачать. Разобрать ситуацию надо лишь после того, как ребенок успокоиться.

Еще год за годом будет сохраняться эмоциональная связь мамы с малышом. Он не будет удовлетворен только играми, вкусной едой и общением со своими сверстниками. Ему как воздух необходимы материнские объятия, нежность и ласковые руки. У него должна быть уверенность в том, что он является центром Вселенной для мамы с папой, что он для них самая большая драгоценность. Только так, ощущая огромную любовь, малыш узнает собственное «я», утверждая свою значимость среди людей.
У годовалых деток появляется так называемый «переходный объект». Это вещь или предмет, который собой заменяет близкого человека, в данный момент отсутствующего. Особенно важно для малыша иметь этот предмет под рукой во время засыпания. Это может быть мягкая игрушка или мамина рубашка, сохранившая ее запах, или пеленочка, такая же теплая как руки мамы.
Важно помнить, что «переходный объект» не должен стать смыслом существования ребенка. К его помощи надо прибегать только в те моменты, когда малышу требуется успокоение и душевный мир - отход ко сну, расставание (пусть и на короткий срок) с родителями, или когда льются слезы из-за ушибленной коленки. В остальное время «оберег» должен быть убран, но на расстоянии вытянутой руки ребенка, чтобы он мог прижать его к груди в любой момент.

Что умеет ребенок в 12 месяцев?

12-месячный малыш умеет:

  1. Перекладывать во время еды ложку из одной руки в другую
  2. Набирать воду в ванной, применяя подручные средства
  3. Рвать листы бумаги и листья растений
  4. Снимать бусы через голову
  5. Брызгаться во время купания ручками и ножками, пытаясь вылезти из ванночки

Очень интересно наблюдать, как из пассивного существа, ребенок превращается в активного, подвижного и очень занятого множеством дел маленького человека, способного самостоятельно передвигаться и удовлетворять свои желания в познании окружающего мира.
Кроха постоянно «играет» собственным голосом - то покричит, то что-то пробормочет, подражая разговору, то запоёт. Проснувшись рано утром, малыш может долго раговаривать сам с собой, издавая какие-то звуки, пока своими руладами не разбудит родителей.

Питание ребенка в 12 месяцев.

Рацион годовалого ребенка полезен и разнообразен. Родителям обязательно надо обращать внимание на продукты, которые недопустимы в меню ребенка. К ним относятся следующие изделия:

  • Конфетно-шоколадные
  • Копченые и вяленые
  • Колбасные
  • Специи и пряности
  • Помидоры

Что умеет ребенок в 12 месяцев? К этому времени карапуз уже умело управляется ложкой и готов приступить к пользованию детской вилочкой.
Чтобы продолжить развитие жевательной функции, ребенку надо предлагать запеканки, котлетки на пару. Для системы пищеварения не помешают детские йогурты, кефир. Предлагая хлеб, надо следить, чтобы кроха на подавился крошкой.

Игры.

Развитию ребенка в 12 месяцев способствует определенный арсенал строительных деталей - это арки, конусы, пирамиды, разноцветные кубики. Карапуз познает азы строительства, и тут же разрушает все до основания. Во время созидательного процесса идет развитие мелкой моторики рук и оттачивается координация движений.
Разнообразные сортеры – игрушки с отверстиями, куда помещаются фигуры, которые соответствуют прорезям. Они дают малышу представление о формах, помогая вырабатывать внимание и настойчивость.

Вашему малышу исполняется один год! Как сильно он подрос за это время, так много узнал и многому научился. Это уже не беспомощный младенец, а самостоятельная личность!

Ваш малыш уже умеет...

Мальчики:

70-82,7 см.
8,6-12,9 кг.
44,6-50,7 см.
45,3-54,3 см.
70-81,2 см.
8,5-11,9 кг.
43,5-50,1 см.
45,5-43,3 см.

Физическое развитие на 12 месяце жизни

За двенадцатый месяц жизни малыш должен набрать 400 - 350 грамм. К году вес ребенка увеличивается примерно в 3 раза.

Длина тела ребенка увеличивается за этот месяц 1-1,5 на см. За 12 месяцев жизни длина тела малыша увеличивается в 1,5 раза.

Окружность груди и головы за двенадцатый месяц жизни увеличиваются на 0,5 см.

В среднем рост малыша в 1 год равен 75 см, а вес - 10,5 кг.

До конца первого года жизни у ребенка должно прорезаться 8 молочных зубов.

Нервно-психическое развитие ребенка в 12 месяцев

Целый год жизни позади, малыш развивается всесторонне. Активно идет развитие и совершенствование двигательных навыков, речи. Так что же должен уметь ребенок в 12 месяцев?

Двигательное развитие ребенка в 12 месяцев

К 12 месяцам многие малыши уже делают или пытаются сделать первые шаги. Некоторые уже самостоятельно ходят. Быстро бегают при поддержке взрослого.

Малыш умеет самостоятельно стоять, встает из положения сидя на корточках.

Ребенок умеет ловко, с помощью подставок залезать на невысокие объекты, может взбираться вверх по ступенькам и спускаться с них.

Пользуется чашкой, ложкой, поильником.

Познавательное развитие ребенка в 12 месяцев

С большим интересом наблюдает за гигиеническими процедурами взрослых, имитирует некоторые из них.

При возникновении трудностей малыш может позвать взрослых.

По просьбе взрослого приносит знакомые игрушки или предметы. Может одновременно брать несколько игрушек одной рукой. Может положить предмет подмышку, чтобы высвободить руку и взять еще что-нибудь.

В 12 месяцев ребенок знает, как пользоваться некоторыми предметами (телефон прикладывает к уху, стучит молотком, пьет из чашки и так далее).

Хорошо различает основные цвета, может собрать пирамидку из 3-4 колец, построить башню из 2-3 кубиков.

Играет в простые сюжетные игры.

Узнает и показывает животных на картинках.

Эмоциональное развитие ребенка

  • Малыш может выполнить простые просьбы взрослых;
  • Любит подражать простым действиям взрослых;
  • Танцует по музыку;
  • Появляется чувство юмора;
  • Вырабатывает свою манеру поведения со взрослыми;
  • В год, малыш умеет различать такие понятия как «хороший» и «плохой», «можно» и «нельзя».
  • Проявляет привязанность к близким людям, к любимым игрушкам;
  • Начинает капризничать, если чем-то недоволен.

Развитие речи 12 месяцев

В год малыш понимает почти всё из того, что ему говорят.

К концу первого года жизни в лексиконе ребенка 8-15 слов, смысл которых он понимает (дай, мама, папа, на и другие). Также есть облегченные и имитирующие слова (ам-ам - кушать, ав-ав - собачка, тик-так - часы и другие). Есть и такие, которые понимает только ребенок и мама.

Уход за ребенком на 12 месяце жизни

Годовалому ребенку по прежнему необходим дневной сон, он должен быть не менее 2,5 часов. Длительность ночного сна около 11 часов. Лучше приучать ребенка к определенному режиму, желательно чтобы он засыпал и просыпался в одно и то же время.

Не менее важны и закаливающие процедуры - воздушные и солнечные ванны, обтирания, обливания, прогулки на свежем воздухе, водные процедуры.

В год купать ребенка можно через день, длительность купания от 10 до 20 минут.

Ежедневные гигиенические мероприятия тоже никто не отменял. Каждое утро умывайте малыша, расчесывайте волосы, чистите зубки. Следите за чистотой ушей и ногтей.

В режиме Вашего малыша обязательно должны быть занятия массажем и гимнастикой. Упражнения и приемы усложняются соответственно возрасту ребенка.

Режим кормления в 12 месяцев прежний - 5-4 раз в сутки.

Особое внимание следует уделить за полостью рта. Стоматологи рекомендуют начинать чистить зубы с момента их появления. Для ухода за первыми зубками можно приобрести специальную зубную щетку в аптеке.

Питание ребенка в 1 год

К концу первого года жизни, постепенно, в рацион ребенка можно начинать вводить твердую пищу. Так годовалому малышу можно дать кусочек яблока, печенье, сухарик.

Обратите внимание, если Вы даете ребенку твердую пищу, не оставляйте его без присмотра, так как малыш может откусить слишком большой кусок и подавиться.

Рацион ребенка в 12 месяцев уже очень разнообразен, в его меню входят основные продукты питания (овощи, фрукты, мясо, рыба, масло, кисломолочные продукты, хлеб и другие).

Молочные продукты очень важны в рационе ребенка. К концу первого года жизни рекомендуется чтобы малыш выпивал около 400-500 мл молока, кефира или йогурта. Молоко можно использовать для приготовления каш, размачивать в нем печенье. Также в рационе ребенка должен быть творог.

Мясные продукты лучше давать малышу в первой половине дня, чтобы пищеварительная система успела справиться с ним до отхождения ко сну и не возникало проблем с животиком.

Каши очень сытные и полезные.

Чтобы малыш ел кашу охотнее, в неё можно добавлять овощи или фрукты по вкусу малыша.

Фрукты и овощи источники витаминов, минералов и клетчатки. Они обязательно должны присутствовать в рационе годовалого малыша.

Очень полезно давать малышу компоты, кисели, свежевыжатые соки.

Несмотря на то, что эксперты по грудному вскармливанию рекомендуют кормить ребенка грудью до тех пор пока он сам от нее не откажется, многие мамы, после года, начинают отучать ребенка от груди. Конечно, в таком возрасте грудное вскармливание больше психологический акт, чем элемент питания, поэтому отучать ребенка от груди следует постепенно, чтобы не травмировать его.

Таким образом, к году у ребенка формируется рацион, состоящий из завтрака, обеда и ужина, а также из грудного молока или адаптированной молочной смеси.

Необходимые обследования ребенка в 1 год

В год необходим плановый осмотр педиатра для оценки физического и нервно-психического развития ребенка.

Также необходимо посетить ряд узких специалистов: невропатолога, хирурга, офтальмолога, ортопеда, оториноларинголога (ЛОР-врача), стоматолога.

Сдать ряд анализов: общий анализ крови, общий анализ мочи, общий анализ кала (копрология), анализ кала на яйца глистов.

Согласно национальному календарю профилактических прививок в год делают прививку от кори, эпидемического паротита и краснухи.

Также малышам ставят реакцию Манту (для выявления туберкулеза).

Как играть с ребенком в 12 месяцев

В год малыш может сосредоточено заниматься одним делом около 5 минут. Большую часть времени они проводят в подвижных играх.

В этом возрасте детям нравиться складывать и высыпать игрушки из коробки, давать и забирать обратно игрушки.

Очень занимает малышей игры с кастрюлями, сковородками, чашками, шкафами из которых можно всё вытаскивать и складывать обратно. Кастрюлями и сковородками можно погреметь, сложить в них что-нибудь нибудь.

Игры с ребенком должны быть направлены на развитие речи, мелкой моторики и укрепление основных групп мышц (для формирования и укрепления опорно-двигательного аппарата).

Развивайте самостоятельность малыша, позволяйте время от времени делать ему самостоятельный выбор. Интересуйтесь, какие носочки он хочет одеть - красные или желтые, какую книжку хочет посмотреть - про колобка или про курочку-рябу, во что хочет поиграть - в кубики или пирамидку. Уважайте его выбор.

Он очень любит подражать взрослым, поэтому в этом возрасте малыша легко научить простым действиям, например, махать Вам на прощанье, здороваться за руку при встрече, показывать жестами когда он хочет спать, есть или пить, показывать один пальчик на вопрос - «Сколько тебе годиков?».

Больше занимайтесь с малышом, знакомьте его с новыми предметами, формами, цветами.

Следует обратить внимание родителей, что в 12 месяцев у малышей часто бывает кризис одного года . Малыш может часто капризничать, не слушаться, это связано с тем что активно идет процесс становления собственного «Я», но в то же время малышу постоянно приходится слушаться родителей. Чтобы этот период легче прошел для Вас и Вашего малыша, не ленитесь объяснять ребенку, почему Вы решили сделать именно так. А если что-то запрещаете, то запрещайте это всегда, а не только когда у Вас плохое настроение. Чаще хвалите ребенка, позволяйте ему проявлять больше самостоятельности. И тогда Ваш малыш обязательно вырастет умным, здоровым, уверенным в себе человеком.

Другая информация по теме


  • Развитие ребенка в 1 год 6 месяцев

  • Развитие ребенка в 3 года

  • Развитие ребенка в 4 месяца

  • Развитие ребенка в 2 года 3 месяца