Как определить количество детей в семье и очередность их рождения (первый, второй, третий ребенок) для целей применения вычета? Влияет ли на интеллект то, каким по счету ребенок родился в семье

У нас есть печальная новость для всех младших детей. Ученым удалось подтвердить предположение, которое витало в рядах педагогов на протяжении долгих лет. Оказывается, порядок рождения напрямую связан с интеллектом ребенка.

Сразу три крупных национальных исследования, проведенных в США, Великобритании и Германии, установили, что самые младшие братья и сестры в семьях, как правило, имеют более низкие показатели IQ. Ученые выяснили, что снижение уровня интеллекта проходит постепенно - от первенца в семействе ко второму ребенку и так далее, в порядке убывания. Иными словами, каждый последующий малыш рискует появиться на свет менее умным.

«Эффект порядка рождения»

В указанных исследованиях в общей сложности принимало участие более 20 тысяч человек, имеющих братьев и сестер. Начиная от первенца в семействе, ученые выявили убедительные доказательства «эффекта порядка рождения», который напрямую влияет на интеллект. Также исследователи выдвинули ряд предположений, объясняющих данную закономерность.

Причины, обуславливающие закономерность

Рождение первенца для родителей - это самый важный и всеобъемлющий опыт. Мама и папа безраздельно отдают малышу все свое внимание, ласку и заботу. Каждый последующий ребенок приходит в этот мир с наименьшими психоэмоциональными и временными затратами для родителей. Согласитесь, что чем больше детей в семье, тем меньше внимания достается каждому члену семейства.

К первенцам, как правило, предъявляется намного больше требований. Родители непременно хотят, чтобы их дети преуспели в академических дисциплинах. Когда рождается каждый последующий ребенок, требования снижаются, взамен приходит свобода выбора и самоопределения.

Следующая гипотеза красноречиво указывает на иерархию в семье. Родители словно снимают с себя полномочия по обучению самых маленьких детей правилам жизни и перекладывают эту ответственность на своих старших отпрысков. Особенно это заметно в семьях, где между детьми большая разница в возрасте. Таким образом, первенцы принимают на себя уникальный опыт инструктирования, что улучшает когнитивные способности и психическую подготовку.

В завершении представим вашему вниманию теорию одного из соавторов исследования Джули Рорер: «Генетические ресурсы родителей способны истощаться, поэтому каждый последующий ребенок может стать лишь ухудшенной копией старшего брата или сестры».

«Французский счёт» - Французский язык. HUIT. DIX. TROIS. UN. CINQ. SIX. CONTE DE ZERO A DIX. NEUF. Счет до 10. ZERO. SEPT. DEUX. QUATRE.

«Жизнь и творчество Толстого» - Ясная Поляна – родовое поместье Толстых. Л. Н. Толстой в последние годы жизни. Школа для крестьянских детей в Ясной Поляне. «Азбука». «История моего детства». И. Н. КРАМСКОЙ (1837-1887) Портрет писателя Л. Н. Толстого. 1873. Портрет И. Е. Репина. Л.Н. Толстой, начинающий писатель. Л. Н. Толстой на пашне.

«Работа с ребёнком» - Дорисовывание. Шептание на ухо. Торжествовать Дни рождения детей. Какими становятся воспитанники. Решение проблемных ситуаций. Направления работы с дошкольниками. Работа с детьми по развитию творческих способностей. Быть преданным и искренним в своей деятельности. Бережно относятся к природе и объектам духовной и материальной культуры.

«Математика 1 класс счёт» - Что изменилось? составь выражения. Ты справился со всеми заданиями! Незнайкина задача. Сколько маленьких утят Плавать и нырять хотят? Математика 1 класс. Но один малыш устал, От товарищей отстал. 9-2. Математические выражения. 3+3. Завтра тебя ждут интересные дела! 6+2. Установи соответствие. Попробуй еще раз!

«Устный счёт» - В салоне бывали Лев Толстой и Петр Ильич Чайковский. «Устный счет". Умер Рачинский 2 мая 1902 году. Картина «Устный счет» была написана в 1895г. Рачинские увлекались музыкой, поэзией и цветоводством. Картина Н.П. Богданова-Бельского «Устный счет». С.А.Рачинский – замечательный педагог. Решите пример.

«Устный счёт в школе» - Шесть весёлых медвежат За малиной в лес спешат. Быстрота счета возникает в результате длительных упражнений. Собери яблоки в корзины. Ни ручек. Развивать логическое мышление, внимание, память. Формировать вычислительные навыки. Методические основы устного счета. Цели и задачи. Задачи в стихах. Разнообразие заданий - залог успешной работы.

Как складывается жизнь детей из-за того, что их родители когда- то приняли решение обзавестись вторым, третьим, N + 1 ребенком? Эта тема звучит во многих сказках, и не только в сказках. Интересна она и для психологов, издавна обсуждающих вопрос о зависимости личностных особенностей от так называемого «порядка рождения ребенка» в семье.

Пионер в постановке этой проблемы Альфред Адлер выделял следующие «порядковые позиции» ребенка в семье: единственный ребенок, старший ребенок в семье, средний ребенок, младший из двух детей, младший из трех и большего числа детей. Адлер показал, что дети различаются по своему характеру, в зависимости от порядка рождения. Основываясь на этой классификации и используя собственные наблюдения, мы попытаем­ся проанализировать, как порядок рождения ребенка влияет на развитие его личности.

Для единственного ребенка в семье важнейшая задача - понять взрослых; постоянно решая ее, он развивает свою способность понимать других людей, для него характерны обостренное чувство добра и зла, высокая мотивация достижения. Он любит решать проблемы и находить разные пути их решения. Единственные дети чувствуют свою уникальность. Они много, го требуют от жизни, стремятся оправдать надежды родителей. Для них характерен высокий уровень самоуважения. Видима в силу того, что им не нужно бороться за внимание и любовь родителей, единственные дети имеют больше возможностей для интеллектуального совершенствования, да и у родителей в этом случае оказывается гораздо больше времени на развитие своего отпрыска и общение с ним.

Однако здесь существует риск «привязывания», «выученной беспомощности». Находясь во власти родительской опеки, ребенок практически не бывает предоставлен самому себе. У него оказывается мало возможностей самостоятельно строить свои отношения с окружающими. В зависимости от степени родительской опеки различают два типа единственного ребенка: рано взрослеющий и «маменькин сынок». (Нам представляется, что последним вариант весьма вероятен в той семье, где до этого были проблемы с беременностью или по каким-либо другим причинам ребенок родился поздно.)

Вторая позиция - старший ребенок, который проходит в своем развитии три стадии:

1. Он единственный, уникальный, находится в фокусе внимания родителей, в привилегированной позиции.

2. С рождением младшего ребенка ситуация резко изменяется. Если старшему к этому моменту нет пяти-шести лет, то рождение брата или сестры может вызвать у него сильный стресс. Родители переключаются на малыша, старший ребенок теряет власть над ними. Но он еще мал, чтобы понять, что произошло на самом деле, его ощущения можно сформулировать примерно так: «Мое место занял теперь кто-то другой». Здесь могут брать начало зависть и конкуренция между детьми, причем такая реакция первого ребенка на появление младшего сильнее, если второй ребенок одного с ним пола.

3. На третьей стадии ребенок находит выход из создавшегося положения. Решение выглядит так: «Любое дело я могу сделать лучше, чем малыш, я старше и умнее». Это решение старшего ребенка закрепляется поведением родителей: они понимают, что старшему уделяется слишком мало времени и внимания. Поэтому они говорят ему в свое оправдание, что по сравнению с малышом он уже достаточно умен, чтобы делать многое самому, без помощи взрослых.

Адлерианцы характеризуют старших детей как соблюдающих правим стремящихся к совершенству, успеху и чаще всего достигающих его, а если нет, то бросающих начатое. Это обычно «хорошие» дети (послушные, действующие сообразно правилам). Они добросовестны, серьезны, упрямы, ответственны, причем чувство ответственности может быть слишком высоким: вследствие этого старший ребенок иногда превращается в глубоко тревожную личность. Кроме того, старшие дети консервативны, они часто становятся хранителями семейной традиции и морали, которую пытаются распространить на весь окружающий мир.

Старшие нетерпимы к чужим ошибкам и в то же время очень чувств ительны к замечаниям других и изменениям отношений. У старшего ребенка обычно низкие оценки по фактору «социальный интересе (идентификация с другими, эмпатия, склонность к кооперативному поведению, альтруизм), причем, чем больше семья, тем эти показатели ниже. Старшие существенно ориентированы на родителей, и такова, по мнению многих исследователей, причина более выраженной совестливости. Чаще всего они ориентированы на занятия науками.

С одной стороны, старшие могут начать руководить младшими, а с другой - они могут стать беспрекословными исполнителями желаний малышей. Кроме того, старший пытается каким-то образом противостоять младшему брату или сестре, которому достается теперь львиная доза родительского внимания. В этом случае старший ребенок может попытаться идентифицироваться с кем-то из собственных родителей (создавая тем самым у себя иллюзию близости с ним).

Немаловажной является разница в возрасте между детьми. Считается, что «закладка» основных характеристик личности человека происходит до шести лет. Поэтому, возможно, что первенец, старший остальных детей более чем на 6-7 лет, сохранит характеристики единственного.

Третья из вышеупомянутых позиций рождения - младший из двух детей в семье. Этот ребенок представляет собой полную противоположность старшему. Ему присущи независимость, оптимизм. Ответственность за все происходящее младший из двух детей перекладывает на других. В отношениях с людьми он манипулятивен. Ему трудно угнаться за старшим, который имеет академическую направленность, поэтому он решает обойти его на ином поприще, где тот не силен (обычно это спорт или искусство).

Младшие обнаруживают большую импульсивность, неконтролируемость аффективных реакций, враждебность, драчливость. Они более ориентированы на себя, чем на других, и не особенно стремятся к тому, чтобы соответствовать ожиданиям окружающих. Младшие дети чаще становятся «любимчиками»; быть может, поэтому, как и отмечается во многих работах, они эмоционально стабильнее, старшие же более тревожны, эмоционально неустойчивы.

Младшие более общительны, доминантны, беспечны, практичны. Обычно на них возлагается меньше обязанностей (во всяком случае в детстве, однако стереотипы поведения формируются именно в этот период жизни). Бывает даже, что за ними очень надолго закрепляется прозвище «малыш», замечательный пример тому - книга Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон». Безусловно, это не может не повлиять на развитие личности младшего ребенка.

Позиция среднего по порядку рождения ребенка является наименее исследованной; по-видимому, как раз у этих детей чаще всего возникают трудности с самоопределением, связанные с тем, что они являются одновременно и старшими, и младшими и поэтому сочетают в себе черты и того, и другого.

Как показали исследования, основное внимание в семье уделяется старшим, которые считаются «надеждой семьи», так как они «самые умные» и «умелые», и младшим, как «самым беспомощным». Недостаток внимания со стороны родителей часто приводит к тому, что средний ребенок чувствуй себя брошенным и поэтому иногда приобретает надоедливые, привлекающие внимание привычки. Некоторые исследователи считают, что средние дети учатся жить со всеми в ладу, становясь дружелюбными и тактичными по отношению к окружающим. С другой стороны, если исходить из концепции А. Адлера, объясняющей эффект порядка рождения борьбой за власть, средние дети, завоевывая себе «место под солнцем», должны становиться не дружелюбными, а, скорее, злобными.

Последняя описываемая позиция - младший из трех или большего числа детей. Для развития отношений с окружающими, в особенности с собственными братьями и сестрами, у него имеются следующие альтернативы: либо всю жизнь притворяться ребенком, либо найти способ обойти остальных, как Иванушка - дурачок в русских сказках. Эти дети могут быть наиболее удачливыми из всех. Они творческие личности и часто непонятны для других («И в кого он такой?» - обычно звучит в адрес именно этих детей). Их взгляд устремлен в будущее. Часто из них получаются хорошие лидеры.

К моменту рождения младшего ребенка у родителей уже мог сформироваться собственный взгляд на воспитание. Поэтому можно предположить, что по отношению к младшему тактика воспитательного воздействия будет более последовательной, чем по отношению к старшему (на которого буквально обрушивается шквал различных, часто противоречащих друг другу воспитательных мер, ведущих к его эмоциональной нестабильности). Кроме того, эмоциональная нестабильность старших детей может объясняться потерей внимания родителей с рождением следующего ребенка и неспособностью адекватно оценить сложившуюся ситуацию и найти конструктивный способ реагирования на нее.

Разумеется, описанные нами закономерности не являются фатальными, а лишь указывают на некоторые тенденции развития детей в зависимости от порядка их рождения. Знание этих тенденций поможет родителям избежать многих нежелательных последствий, к которым может привести описанное выше распределение ролей между детьми в семье.

Мы рады помочь Вам и Вашим детям!

На первый взгляд, кажется, что не имеет никакого значения, каким по счету ребенок рождается в семье. Но это только на первый взгляд. От того, какой ребенок по счету в семье - старший, средний, младший или единственный - зависит его характер, манера поведения, выбор профессии, стиль дружбы и достижения успеха, выбор второй половины и метода воспитания своих детей. Одним словом - будущее в целом.

Большая разница

Многие психологи тщательно изучали этот вопрос на протяжении нескольких десятилетий и пришли к заключению, что люди, у которых порядок рождения совпадает, имеют сходные психологические характеристики и демонстрируют похожие модели поведения. Например, почему с одними людьми мы легко находим общие темы, а с другими не знаем, о чем поговорить?

Вы удивитесь, когда проанализируете своих друзей и приятелей: скорее всего, большинство из них принадлежит к тому же «порядковому номеру» при рождении, что и вы. Если вы старший ребенок, то вам всегда более понятными и приятными будут люди, которые тоже были старшими в семье.

Наблюдая за детьми в семьях, нередко возникает вопрос: как у одних и тех же родителей могли родиться и вырасти такие разные дети? Кроме , , наследственности, на каждого из нас влияет и то, каким по счету в семье он рожден. По порядку рождения всех нас условно можно разделить на четыре группы: первенец (самый старший ребенок в семье), средний ребенок, младший ребенок, единственный ребенок.

Первенец


Многолетние исследования показывают, что первенцы намного более настойчивы в достижении своих целей, чем дети, рожденные после них. Старшие дети зачастую отличаются перфекционизмом - делают все правильно и превосходно (ну или стремятся к этому), они более ответственны и организованы. А еще к их несомненным достоинствам можно причислить сознательность, организованность, серьезность. С другой стороны, ими сложно управлять, это природные лидеры, они критичны в своих оценках и суждениях. При этом легко обучаются, любят компьютеры и не любят сюрпризов.

Не удивительно, что с таким набором стартовых условий именно первые дети в семье, вырастая, добиваются наилучших результатов. А недавние исследования норвежских нейрофизиологов выявили удивительный факт: у первых детей IQ выше, чем у остальных детей в семье, в среднем на 3 пункта. И во взрослой жизни первенцы больше зарабатывают, как минимум на 1%.
Конечно, у этого правила есть оговорки. О них - немного позже.

Статистика доказала правило первенца: высокие посты и влиятельные должности очень часто занимают старшие дети. Они выбирают такие сферы, как наука, медицина, право. Кроме этого, старших по рождению детей много среди архитекторов, инженеров компьютерных систем, бухгалтеров, исполнительных секретарей - в сферах, где ценится структура и порядок, и требуется скрупулезность, ответственность, соблюдение регламентов, умение концентрированность, точность и безграничная преданность делу. По статистике, среди первопроходцев, например, астронавтов, большинство старших по рождению детей.
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Старшие дети подвержены тревоге и страхам не оправдать ожидания родителей. Им сложно расслабляться и научиться получать удовольствие от жизни. Задача родителей - научить старшего ребенка понимать потребности организма в отдыхе, видеть красоту окружающего мира и иметь право на ошибку. Главная потребность такого ребенка - безусловная родительская любовь. Не нужно нагружать старшего чрезмерной заботой о младших - ведь он тоже ребенок, не лишайте его беззаботных детских радостей.

Средний в семье


Средние дети (у них есть старшие и младшие сестры и братья) очень коммуникабельны и дипломатичны. Предпочитают избегать конфликтов и с готовностью идут на компромисс. С удовольствием выполняют роль посредников, отлично ладят со сверстниками и при этом остаются независимыми индивидуалистами. Они совмещают несовместимое: у них много друзей, но при этом они склонны проявлять скрытность. И их очень трудно расстроить, но они могут бунтовать и открыто выражать протест.

Средний ребенок - противоположность старшему. Никаких признаков точности и аккуратности. Их классическая черта - тяга к путешествиям. Вырастая, средние обычно первыми покидают родительский дом и начинают самостоятельное взрослое плавание. Дома они чувствуют себя как бы «не у дел», поэтому настоящие друзья у них часто за пределами семейного круга. А все потому, что средний ребенок находится как бы посередине - между старшим и младшим. И он не чувствует себя по-настоящему уникальным.
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Не сравнивайте среднего ребенка ни с кем. Главная задача - внимательно следить за успехами «среднего» и обязательно отмечать его особенность, исключительность. В будущем это поможет избежать таких типичных проблем для средних детей, как внушаемость. Они часто идут на поводу у чужой точки зрения, не имея сил и навыков отстоять свою.
Но не всегда это описание среднего ребенка попадает в «точку». Первое исключение «вынужденный первенец»: если ребенок родился в семье не первый по счету, но первый своего пола, он будет проявлять черты первенца. Если у вас родился сын, а старшие дети все дочери, то сын обязательно наряду с чертами среднего ребенка проявит и ряд черт первенца. Это же правило справедливо для девочек.

Младший


Младшие дети - милые обаяшки, которые очень любят быть в центре внимания и обожают сюрпризы. Они общительны, развиты не по годам и с легкостью комбинируют разные ситуации в свою пользу, любят винить во всем других. Способны на манипуляции и различные «хитрые» поступки. Они предприимчивы, очаровательны и впечатлительны.
Младшие дети очень проницательны и постоянно сравнивают себя со старшими, которые больше знают и умеют в силу своего возраста. Они стараются привлечь к себе внимание и доказать свою состоятельность любыми способами, зачастую очень хитрыми и неочевидными, ведь им проходится конкурировать с более старшими детьми и их достижениями. Что не удается компенсировать достижениями, они компенсируют вредностью и…юмором. Юмористы всегда привлекают внимание, и младшие это быстро усваивают и начинают развлекать окружающих. Они вполне способны своими шалостями сводить с ума учителей.

Среди «младших по счету» много комедийных актеров, создателей мультфильмов, изобретателей детских аттракционов, писателей-сатириков.
Второе исключение «большого пальца»: разница в возрасте. Если разница между детьми составляет 5-7 лет, то младший ребенок как бы начинает «новую семью» и проявляет черты первенца. Такие дети прекрасно соединяют веселость, беззаботность и очарование младших с настойчивостью и напором первенца. Такие дети способны добиваться поставленных целей и двигаться к своей мечте.
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. В
поведении с младшим ребенком важно научить самостоятельно принимать решения, ведь он растет в обстановке, когда рядом всегда есть кто-то старший, который поможет разобраться, позаботится.

Единственный и неповторимый


Единственные дети в семье - особая категория. Черты первенцев у них дополняются не по годам развитой самостоятельностью: примерно в семь лет такие дети ведут себя по-взрослому разумно. Они осторожны и боязливы, любят все обдумывать и добиваться своего. Их мир контрастный, черно-белый, они резки в суждениях и требовательны к себе. Очень боятся совершать ошибки, много читают и используют в речи слова «точно», «слишком», «очень». Им комфортнее с более старшими или с младшими, но не со сверстниками.
Третье исключение «большой разрыв»: если разница в возрасте между детьми 7 и более лет, младший ребенок проявит ряд черт единственного ребенка.
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Обязательно научите ребенка слышать другое мнение. Ведь единственные дети зачастую являются центром семьи, и у них нет возможности «упражняться» в разных стилях общения, им не нужно строить отношения со старшими, младшими и учитывать интересы других.

Как узнать, кто старший, средний или младший?

Первенцы и единственные дети во взрослой жизни выглядят особенно: аккуратная прическа «волосок к волоску», тщательно и по правилам подобранная одежда, ухоженный внешний вид. 9 из 10 - это первенец или единственный ребенок.
Средних детей во взрослой жизни «вычислить» сложно. Из-за того, что они росли между старшими и младшими, они растворили свои яркие индивидуальные черты. А взамен приобрели прекрасные коммуникативные способности, ведь им пришлось с самого детства учиться ладить как с младшими, так и со старшими.
Младшие дети , став взрослыми, отличаются веселостью и более легким, наивным отношением к жизни. И даже если работа носит серьезный характер, детскость «прорывается» наружу.

От порядка рождения напрямую зависят семейные взаимоотношения, и понимание особенностей каждого из нас может эти отношения улучшить и дать ответы на вопросы: почему в одной семье мы такие разные. Все начинается с семьи, и семейное древо - не пустой звук.

У каждого из нас свое место на этом древе. Самые близкие отношения, которые вы с кем-либо сможете построить в жизни - это отношения внутри семьи. Жизнь в семье - это бесценный и уникальный опыт, а семейные узы - самые крепкие. Хотим мы того или не хотим, мы неразрывно связаны с нашими родителями, братьями и сестрами. Ведь мы знаем их с самого рождения.
(В статье использованы материалы из книги Кевина Лемана «Порядок рождения») .

Обязательно узнайте, .

На первенца родители обычно возлагают большую ответственность. Младшим братьям и сестрам он отчасти заменяет папу и маму: следит за малышами, помогает им готовить уроки, может даже ходить на родительские собрания... Получается, он конкурирует с родителями, хотя на самом деле дотянуться до них не в силах. За детство первенец привыкает полагаться больше на себя, чем на других. Конечно, такой подход способствует успеху в жизни. Но сулит ли он счастливую жизнь, это большой вопрос. Старший в семье мальчик, скорее всего, пойдет по стопам папы и в профессиональной деятельности, девочка повторит судьбу мамы. Первенец всегда будет брать на себя завышенные обязательства, заботиться о тех, кто рядом, станет хорошим руководителем и... будет страдать от перегрузок и на работе, и в семейной жизни. Типичный комплекс «старшего брата». В семье он станет решать все сам, с женой не советуясь. Ему бы в жены девушку, которая сама была младшей сестрой, чтобы во всем спокойно уступала. Или женщину, стремящуюся принадлежать к деловой элите. Она получит надежного спутника жизни, наделенного чувством долга, но сдержанного и замкнутого в супружеских отношениях.

Второй

Второй ребенок, если он родился чуть позже первого, будет конкурировать со старшим и неизбежно проигрывать ему. Полтора-два года – небольшая разница, даже в росте второй может догонять первого, но все-таки ему очень трудно стать умнее и взрослее первенца, хотя кажется, еще чуть-чуть – и он его догонит. Если второй ребенок – девочка и старший у нее – брат, очень может случиться, что в отрочестве она будет вести себя как мальчик: как мальчик стричься, одеваться, дружить с мальчишками... И в дальнейшей жизни играть на мужском поле: конкурировать с мужчинами, по-мужски строить с ними отношения и... мужчинам проигрывать. Американские исследования показали, что успехов в жизни добиваются те женщины, у которых не было старших братьев.
Для второго ребенка открываются в жизни три пути:
  • направо пойдешь – будешь вечно доказывать, что ты не хуже, в таком соревновании и пройдет вся твоя жизнь;
  • прямо пойдешь – займешься чем-то, что не умеет делать старший (конструктивное решение), или станешь его противоположностью – пьяницей, наркоманом, дебоширом, в общем, асоциальным типом (неконструктивное решение все того же пути – пойти перпендикулярно линии старшего брата);
  • налево пойдешь – останешься навсегда маленьким, младшеньким, несмышленышем, зато при маме.

Третий

Но вот появляется третий ребенок. Второй становится средним и переживает истинную драму: только что он был младшим со всеми вытекающими выгодами и вдруг это место потерял! В такой ситуации очень многие дети неосознанно выбирают для себя второй путь развития, причем неконструктивное его ответвление. А третий занимает теплое местечко. Со старшими не надо соревноваться, за любовь родителей не надо бороться, тебе и так все достанется. Ты маленький, ты любимчик. Что при таком раскладе вырастет из третьего? Если он (будь то мальчик или девочка) наделен творческими и интеллектуальными способностями, может во взрослой жизни заняться чем-нибудь для своего удовольствия, не конкурируя ни с кем. Иногда это
приносит пользу и окружающим, пример – младшенький в семье Дмитрий Менделеев с его открытиями. Если талантами Бог не наградил, будет паразитировать – искать, кто бы его носил на ручках, заботился о нем, кормил... И ведь найдутся такие! Потому что младшенькие третьи получаются людьми милыми и обаятельными, им ведь не приходилось нарабатывать в себе агрессию, чтобы самоутвердиться, обогнать старшего брата или занять место рядом с родителями.

У каждого свой путь

Как же многодетным родителям надо себя вести, чтобы их дети не были обречены на эти в общем-то невеселые жизненные схемы?
Старшему надо почаще позволять чувствовать себя ребенком. Не останавливайте его, когда он балуется или дурачится так, как это делают все дети, поддержите его увлечения, проводите побольше времени с ним наедине, без младших, он тоже хочет побыть маленьким.
В среднем ребенке найдите какую-то особенность, за которую его в семье ценят, и поддерживайте те его увлечения, которые не копируют хобби старшего. Никогда второго ребенка не сравнивайте с первым, не заставляйте равняться на первого, у каждого – свой путь!
А третьего, чтобы он вырос ответственным и самостоятельным, надо загрузить обязанностями. Он должен в доме за что-то отвечать: хоть поливать цветы, хоть кормить котенка... Поменьше ему привилегий!