Русский Семик — народный праздник, обряды, обычаи

Семик открывает начало летнего периода и провожает весну. Это праздник очень схож с Масленицей, а в народе им придают важное значение. Они являются продолжением друг друга, где Масленица - это начало, а Семик - конец, замыкающий круг жизни.

Семик приходится на середину Зеленых святок , празднование состоится в четверг. Это время, когда поминают усопших , погибших не своей смертью, самоубийц и некрещеных детей. В 2017 году его отмечают 1 июня.

Этот день берет свое начало еще с языческих времен. Поэтому не удивительно, что торжество обросло различными мистическими обрядами и приметами. А дошедшие до нас традиции помогут встретить начало лета правильно, согласно всем древним канонам.

Народные традиции

Праздник олицетворяет сбой симбиоз язычества, христианства и народных традиций. Хоть в календаре православных праздников ему не отведено место, это торжество очень почитается русскими людьми и имеет множество обрядов, способствующих улучшению жизни и воссоединению с природой.

Главная традиция в четверг Зеленых святок — это поминание усопших, погибших не своей смертью. Хоть данные действия противоречат церковным устоям, большинство верующих не упускают возможность почтить память умерших, которые утратили свою веру и не смогли обрести ее перед смертью. Неупокоенные души погибших так же, как и все, нуждаются в нашей помощи, каждый из них достоин светлой памяти и прощения грехов. Поэтому этот праздник — единственный способ успокоить блуждающих в надежде на вечную жизнь духов.

Главным символом Семика является береза. В этот день принято завивать венки из березовых веток и украшать ими дом. Поверье гласит, что они способны отгонять нечистую силу и давать отпор негативу .

Погода в четверг способна показать, спокойно ли живут наши умершие родственники и близкие люди. Если будет жарко и ветрено, а дождь обойдет стороной — значит, мертвые недовольны.

Наши предки верили, что в период Зеленых святок, особенно в четверг, просыпается вся нечисть. Поэтому отправляться в лес, поля и гулять допоздна около водоемов считалось опасным. В это время русалки и лешие выходили из своих укромных мест и осматривали владения. Считалось, что, встретив человека, они могут загадать загадку, а получив неправильный ответ — защекотать путника до смерти. По этой причине Семик встречают пышными гуляньями и громкими песнями, чтобы отпугнуть нечистую силу.

Наши предки открывали в этот день купальный сезон. Дурным знаком считалось уединение, поэтому женщинам и мужчинам лучше держаться вместе. Даже готовят и наводят порядок в доме как минимум вдвоем.

Традиции, приметы и обряды в четверг

Культ растительности является важной составляющей празднества. Главным атрибутом служит береза . Почитаемое дерево приносит добро, счастье, исцеляет болезни и уберегает от зла. А также оно символизирует женское начало, покровительствует представительницам прекрасного пола и помогает обрести покой умершим. Кроме ветвей и листьев березы, люди используют различные травы и цветы.

В Семик принято украшать дом как внутри, так и снаружи. Ветки священного древа располагают по углам квартиры, а его кору или полностью срубленное деревце помещают в самом светлом месте. Пол покрывают плотным ковром из листьев и травы, а на иконостас ставят полевые цветы. Это обычай имеет место даже в церковных практиках. В день Святой Троицы внутри храма вы можете лицезреть, как все вокруг озеленено, а каждый прихожанин держит в руках веточки березы.

Целый день должен идти праздник, танцы, гулянья, игры и песнопения. Хозяйки основательно готовятся к Семику и подают угощения: основными блюдами являются яичница и пироги. По правилам следует приглашать к себе гостей или ходить в гости, ни в коем случае нельзя проводить конец весны дома в одиночестве. Это считается дурной приметой: уединение в этот день способно навлечь беду. Считается, что заблудшие души бродят по домам и ищут компанию, поэтому могут забрать человека к себе.

Большая часть растений в конце дня ритуально уничтожается. Часть из них сжигается, другая отводится для гадания и пускания по воде, остальную забрасывают на деревья. Молодые девушки гадают в этот день на женское счастье . Нужно с закрытыми глазами бросить венок, который вы носили на голове в течение дня, в реку. Если он останется на плаву — ожидайте скорое замужество, если поплывет против течения — беременность, ну а ежили утонул — то в этом году счастья можно не ждать.

Засохшие остатки растительности служили оберегом от темных сил и природных явлений. Многие ведуньи и гадалки используют их в лечебных целях. Также сухая зелень является важным атрибутом в гаданиях и обеспечивает плодородие.

Главный обряд праздника проходил следующим образом: из соломы создавали чучело Костромы, которое присутствовало на протяжении всего праздника. Вокруг него водили хороводы, а после закапывали в землю, сжигали на костре или топили в водоемах. Считалось, что это принесет плодородие и сделает предстоящее лето теплым.

Семик предшествует поминальной субботе, поэтому помолитесь за каждого, кого нет рядом с вами. Божья милость бесконечна, и, быть может, вы поможете своими молитвами обрести покой и свет каждой заблудшей душе. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Семик открывает начало летнего периода и провожает весну. Это праздник очень схож с Масленицей, а в народе им придают важное значение. Они являются продолжением друг друга, где Масленица — это начало, а Семик — конец, замыкающий круг жизни.

Семик приходится на середину Зеленых святок , празднование состоится в четверг. Это время, когда поминают усопших , погибших не своей смертью, самоубийц и некрещеных детей. В 2017 году его отмечают 1 июня.

Этот день берет свое начало еще с языческих времен. Поэтому не удивительно, что торжество обросло различными мистическими обрядами и приметами. А дошедшие до нас традиции помогут встретить начало лета правильно, согласно всем древним канонам.

Народные традиции

Праздник олицетворяет сбой симбиоз язычества, христианства и народных традиций. Хоть в календаре православных праздников ему не отведено место, это торжество очень почитается русскими людьми и имеет множество обрядов, способствующих улучшению жизни и воссоединению с природой.

Главная традиция в четверг Зеленых святок — это поминание усопших, погибших не своей смертью. Хоть данные действия противоречат церковным устоям, большинство верующих не упускают возможность почтить память умерших, которые утратили свою веру и не смогли обрести ее перед смертью. Неупокоенные души погибших так же, как и все, нуждаются в нашей помощи, каждый из них достоин светлой памяти и прощения грехов. Поэтому этот праздник — единственный способ успокоить блуждающих в надежде на вечную жизнь духов.

Главным символом Семика является береза. В этот день принято завивать венки из березовых веток и украшать ими дом. Поверье гласит, что они способны отгонять нечистую силу и давать отпор негативу .

Погода в четверг способна показать, спокойно ли живут наши умершие родственники и близкие люди. Если будет жарко и ветрено, а дождь обойдет стороной — значит, мертвые недовольны.

Наши предки верили, что в период Зеленых святок, особенно в четверг, просыпается вся нечисть. Поэтому отправляться в лес, поля и гулять допоздна около водоемов считалось опасным. В это время русалки и лешие выходили из своих укромных мест и осматривали владения. Считалось, что, встретив человека, они могут загадать загадку, а получив неправильный ответ — защекотать путника до смерти. По этой причине Семик встречают пышными гуляньями и громкими песнями, чтобы отпугнуть нечистую силу.

Наши предки открывали в этот день купальный сезон. Дурным знаком считалось уединение, поэтому женщинам и мужчинам лучше держаться вместе. Даже готовят и наводят порядок в доме как минимум вдвоем.

Традиции, приметы и обряды в четверг

Культ растительности является важной составляющей празднества. Главным атрибутом служит береза . Почитаемое дерево приносит добро, счастье, исцеляет болезни и уберегает от зла. А также оно символизирует женское начало, покровительствует представительницам прекрасного пола и помогает обрести покой умершим. Кроме ветвей и листьев березы, люди используют различные травы и цветы.

В Семик принято украшать дом как внутри, так и снаружи. Ветки священного древа располагают по углам квартиры, а его кору или полностью срубленное деревце помещают в самом светлом месте. Пол покрывают плотным ковром из листьев и травы, а на иконостас ставят полевые цветы. Это обычай имеет место даже в церковных практиках. В день Святой Троицы внутри храма вы можете лицезреть, как все вокруг озеленено, а каждый прихожанин держит в руках веточки березы.

Целый день должен идти праздник, танцы, гулянья, игры и песнопения. Хозяйки основательно готовятся к Семику и подают угощения: основными блюдами являются яичница и пироги. По правилам следует приглашать к себе гостей или ходить в гости, ни в коем случае нельзя проводить конец весны дома в одиночестве. Это считается дурной приметой: уединение в этот день способно навлечь беду. Считается, что заблудшие души бродят по домам и ищут компанию, поэтому могут забрать человека к себе.

Большая часть растений в конце дня ритуально уничтожается. Часть из них сжигается, другая отводится для гадания и пускания по воде, остальную забрасывают на деревья. Молодые девушки гадают в этот день на женское счастье . Нужно с закрытыми глазами бросить венок, который вы носили на голове в течение дня, в реку. Если он останется на плаву — ожидайте скорое замужество, если поплывет против течения — беременность, ну а ежили утонул — то в этом году счастья можно не ждать.

Засохшие остатки растительности служили оберегом от темных сил и природных явлений. Многие ведуньи и гадалки используют их в лечебных целях. Также сухая зелень является важным атрибутом в гаданиях и обеспечивает плодородие.

Главный обряд праздника проходил следующим образом: из соломы создавали чучело Костромы, которое присутствовало на протяжении всего праздника. Вокруг него водили хороводы, а после закапывали в землю, сжигали на костре или топили в водоемах. Считалось, что это принесет плодородие и сделает предстоящее лето теплым.

Семик предшествует поминальной субботе, поэтому помолитесь за каждого, кого нет рядом с вами. Божья милость бесконечна, и, быть может, вы поможете своими молитвами обрести покой и свет каждой заблудшей душе.

Семик - седьмой четверг после Пасхи, считался очень большим праздником. Он знаменовал прощание с весной и встречу лета, зеленеющую землю с центральным персонажем - березкой.
Наряженная в течение нескольких дней березка должна была отдать всю свою силу начинающему зеленеть полю, способствовать урожаю и соответственно - благополучию людей.
Русские называли Семик честным, подобно Масленице.
По народному календарю . Прихожане шли на обедню в церковь с букетами полевых цветов, а пол в храме устилали свежей травой.
Те, кто придерживался старинных обычаев, утром посещали кладбище, где и встречали Семик. На этом празднике торжественно погребали и поминали убогих, или убитых, или внезапно умерших на месте скудельниц или убогих домов, которые стали рощами.

Роща

Рощи или дубравы служили местом таинственных обрядов язычества у восточных народов, греков, римлян. Кроме дубов, не менее почитаема была липа, от нее не осмеливались отрезать ни ветки, ни сучка. Эти деревья назывались заповедными, заветными. У древних немцев совершались жертвоприношения и производился суд под липами. У древних пруссов под липой зажигались огни на Иванов день в честь бога весны Лиго.

Веселье начиналось после обеда.
Девушки, украсив свои избы березками вдоль всей деревенской улицы, шли за околицу под предводительством девушки, избранной по жребию и одетой в мужское платье (это - Семик). Они несли с собой печеные и сырые яйца для яичницы, лепешки и пироги. В ближней роще выбирали кудрявую березу, срубали самую густую ветку, украшали ее лентами, втыкали в землю и, взявшись за руки, устраивали хоровод. Песни пели до обеда, после трапезы рвали с той же березы ветки и плели венки, с которыми опять водили хороводы и пели песни. «Мне куда тебя, веночек, положить? - спрашивали в одной песне и отвечали: - Положу тебя, веночек, на головку ко душе милой девице. ко названной сестрице». Вторя словам песни, они шли потом на пруд или реку. С зажмуренными глазами бросали венки на воду и загадывали: потонул венок - в тот год замуж не выйти, а можно даже умереть, но очень хорошо, если венок всплывет, да еще против течения.
Либо посреди двора втыкали срубленное с ветвями и листьями дерево, под которым ставили горшок с водой. Девицы ходили по двору или сидели, а мальчуганы держали в руках заготовленные кушанья, другие - ведро с пивом на палке. Более веселая, бойкая девушка подходила к дереву, опрокидывала горшок с водой, выдергивала дерево из земли и затягивала песню.
Обряд с молодым деревом справлялся, разумеется, по-разному, каждая губерния и даже деревня имела свой набор и последовательность действий, свой песенный репертуар, однако основные элементы обряда сохранялись. Это: выбор и украшение дерева, совместная трапеза под ним, завивание венков, кумление, срубание дерева с последующим его уничтожением, хороводные песни и игры под ним, гадание на венках, брошенных в воду.
Празднование Семика происходило в рощах и лесах, на берегах рек и озер или прудов. Сначала завивали венки, а затем в некоторых местах пускали их по воде. Но обычно ближе к вечеру девушки возвращались домой с венками, которые берегли до Троицы.

Венок

Венок считался залогом бессмертия, знамением перехождения души и союза мертвых с живыми. По семицкому венку загадывали будущее.

В Семик совершался древний обряд погребения и поминовения убогих на убогих домах, которые обычно находились в рощах. Первый обряд совершался в основном на могилах, подобно древней тризне.
От Москвы до самых до окраин в этот день гуляли. Вся Москвз устраивала разгульный праздник; почти на каждом дворе обставляли березками стол, накрывали его яичницей и драченой. Повсюду раздавались семицкие песни, по улицам носили наряженную лентами и лоскутками березку. Горожане надевали на головы венки из ландышей, незабудок или из березовых и липовых ветвей. После погребения и поминовения убогих на старых убогих домах люди, вымыв руки в Самотеке, шли в Марьину рощу завивать березку и пировать.
В деревнях Московской губернии в среду перед Троицей девушки отправлялись «заламывать» березки, а на другой день, в семицкий четверг или же в субботу, с яичницей и пивом шли завивать выбранные березки. Каждая приносила с собой глазок яичницы. После того как все березки были завиты, яичницы размещались вокруг одной березки, а девушки, взявшись за руки, водили хоровод под песню.

Яичница

Яичница - это суть плодородия, открытая самими девушками перед огнем (в тот момент, когда они готовили ее в печи). Скорлупа яиц не выбрасывалась куда попало. Она лежала на шестке под сводом печного устья. Скорлупа обжигалась, опалялась. Потом ее мелко толкли в ступице. Ссыпали в приготовленный мешочек. Скорлупа, истолченная в Семик, славилась своей целебностью.

В некоторых селах и деревнях начала прошлого столетия пекли для девиц козули (Козули - род круглых лепешек с яйцами в виде венка).
С козулями они шли в лес, где завивали ленточки, бумажки и нитки на березе, завязывали ветки венками.
В Сибири вершины березок пригибали к траве и делали «косы», связывая эти вершины с травой.
Нижегородская молодежь наряжала в «девицу» березку, а девушку или парня - в шутовской наряд барабанщика. Толпой отправлялись на луг, впереди шли ряженые - человек и дерево. На лугу становились в круг и пели плясовую песню про притоптанную травушку. Поселянки, собравшись в роши, нагибали молодые плакучие березки, свивали из них венки и попарно проходили сквозь них с поцелуями, приговаривая: «Покумимся, кума, покумимся, нам с тобою не храниться, вечно дружиться».

Кумление

Семицкая березка в Тульской и других губерниях называлась кумой, а кумиться – значит целоваться при развитии венков.
Обряд кумления совершался девушками в лесу после завивания березок. Ветки березок загибались в круг, так что образовались венки, или венки из березок или трав и цветов навешивали на березки. К этим венкам девушки подвязывали свои крестики, затем сквозь венки целовались, менялись крестами и пели песий. Покумившиеся девушки считались подругами на всю жизнь или до следующего кумления через год с другой девушкой.
Во время кумления девушек-подростков приветствовали обычно так: «Тебе еще подрасти да побольше расцвести», заневестившейся девице говорили: «До налетья (следующего года) косу тебе расплесть надвое, чтобы свахи и сваты не выходили из хаты, чтобы не сидеть тебе по подлавочъю (т.е. в девушках)». Женщинам пожелания были несколько иного характера: «На лето тебе сына родить, на тот год самой третьей тебе быть». Девушки свои пожелания шептали друг другу на ухо.

В Подмосковье, Владимирской, Рязанской губерниях мужчина, носящий березку, назывался кумом, адевица кумою. Игра «Кума» проходила так: поселянки, собравшись в рощах, нагибали молодые плакучие березки, свивали из них венки и попарно проходили сквозь них с поцелуями, приговаривая: «Покумимся, кума, покумимся! Нам с тобой не браниться, вечно дружиться». При этом они дарили друг другу желтые яйца, которыми поминали также утопленников на русальной неделе.
Во Владимирской губернии девушки ходили утром с пирогом собирать у соседей деньги, а вечером водили хороводы, а потом ели пироги и яичницу. В других местах к Семику девушки делали складчину или ссыпчину.
В Нерехотском округе пекли для девиц козули. С козулями они шли в лес, где с песнями завивали ленточки, бумажки и нитки на березе, на которой завязывали ветки венками. Потом, сделав из березовых сучьев один венок, девушки кумились сквозь него, приговаривая: «Здравствуй, кум и кума! Березку завивши». Спев песню про березку, поселянки принимались за козули и яичницу. А потом устраивали игры.
В Кинешме и Галиче при кумлении девицы менялись кольцами и серьгами и пели песни «А мы просо сеяли», «У воробушка голова
болит»-, «Во поле береза стояла», «По горам, горам».
В Воронежской губернии на берегу озера Горохова жители села Горохова устраивали под Троицу шалаш на поляне, украшали его венками из цветов и душистой зелени, внутри ставили на возвышенном месте болван из дерева или соломы, одетый в праздничное мужское и женское платье. Около шалаша собирались сельские жители. Они приносили с собой отборную пищу и питье; водили хороводы и
плясали вокруг этого шалаша.
В Вологде Семик, известный под названием Поляны, отмечался на поляне.
В Нерехте Семик также праздновался на поляне, где существовала церковь святого Пахомия.
В Саратовской губернии для празднования Семика выбирался особый дом, куда приносили разные припасы для пира; варили брагу при пении веселых песен. Устраивали в лесу пир. После завивания венков, после кумовства выбирали, подбрасывая вверх платки, старшую куму, которую называли так в течение всего дня. Потом возвращались веселым хороводом в село, чтобы в Троицу снова прийти в тот же лес развить свои венки. Каждая пара рассматривала, завял или еще свеж ее венок; по нему судили о своем счастье или несчастье. Кроме того, свивали венки и для своих родных, гадая о их судьбе. В окрестностях Углича игры с наряженной березкой и яичницей
приурочивали к гаданию на урожай ржи. Березку ставили среди озимого поля, а яичницу ели не иначе, как бросая через голову ее часть и целые яйца в рожь, «чтобы она, кормилица, лучше уродилась». Затем по ржаной полосе катались, переваливаясь с боку на бок, для того чтобы не болела во время жатвы спина. После этого
завивали венки для себя, родителей, жениха или просто знакомых,
оставляя их до Троицы (тогда ходили ломать венки, то есть, погадав на них, бросали в воду).
Великий день для русалок. В этот день девушки и женщины, боясь прогневать русалок, чтобы они не испортили скотину, не работали, называя этот четверг великим днем для русалок. Девушки в этот день плели венки и бросали их в лесу русалкам, чтобы они добыли им суженых.

Русалки

Считалось, что, оставляя с Троицы воды, русалки выбирали себе развесистую, склонившуюся над водой иву или плакучую березу, где и жили вплоть до осени. Ночью при луне, которая для них ярче обычного светит, они качались на ветвях, аукались между собой и водили веселые хороводы с песнями, играми и плясками. Где они бегали и резвились, там трава росла гуще и зеленее, там и хлеб родился обильнее.
Однако от русалок не столько пользы, сколько вреда: когда они плещутся в воде, не забывают спутывать у рыбаков сети, а у мельников портить жернова и плотины. Они могут насылать на поля сокрушительные бури, проливные дожди, разрушительный град. В их власти похищение у заснувших без молитвы женщин ниток, холстов и полотен, разостланных на траве. Украденную пряжу они, качаясь на древесных ветвях, разматывают и поют при этом хвастливые песни.
Кроме церковного ладана против чар и козней русалок существует еще снадобье, равносильное священной вербе и свечам страстной недели, это полынь. Уходя после Троицы в лес, надо брать эту траву с собой.
Всем русалкам разрешалось выходить из воды еще на Светлое Воскресенье, когда обносят кругом церкви плащаницу. Тут надо запирать двери в храме как можно крепче.

Песни . К семицким песням можно отнести такую:

Вью, лелю! завью я зеленый венок,
Заломаю я березу, совью я зеленый венок
На свою буйную головушку;
Опущу я зеленый венок,
Я по Волге, по реченьке,
На родимую сторонушку,
Ко родителю, ко матушке.
Взбунтовались ветры, вихори,
Раскачали легку лодочку
На родимую сторонушку,
Ко родителю, ко матушке,
К его красному окошечку.
Выходила моя матушка
На свое красное крылечушко,
Смотрела на легкую лодочку!
Легка лодочка расколыхалася,
Всплыл тут зеленой венок:
Получила матушка
С быстрой речки зеленой венок;
По луча, она призадумалась,
Призадумавшись, слезно плакала:
Не моя воля, а чада милова!
Не ея ли зеленой венок
Подплывал к моему окошечку?
Не мое ли чадо милое во тоске живет,
Во тоске живет, или во гуляньице
С своими милыми подружками?

При завивании венков обычно пели песню о том, как красная девица сидит в белом шатре под зеленою липой, вьет венок из цветов, украшая его дорогим яхонтом, и говорит со вздохом: «Жому этот венок носить? Неужели старому? Нет! Старый не будет носить! Старый не отрада, не защита моей молодости: пусть же носит его мой милый друг!»

У славян всегда было много праздников, связанных с природой. Праздник под названием Семик олицетворяет собой симбиоз христианства, народных примет, и древних традиций.

В 2016 году этот праздник будет отмечаться 16 июня. Он всегда попадает на четверг, поэтому его иногда называют Великим Четвергом. Этот праздник входит в состав так называемых Зеленых Святок, праздничного комплекса , начинающегося в конце мая и заканчивающегося в конце июня.

История праздника

Семик — это народный праздник, о котором не упоминается в церковных календарях. Несмотря на это он неразрывно связан волей народа с историей Иисуса Христа. Чтобы определить день, когда справлять Семик, нужно вспомнить весь пасхальный цикл празднований. На Пасху празднуется Воскресение Спасителя. Далее идет вознесение, когда произошел уход Иисуса из мира живых. Замыкающим праздником в этой череде является Троица, когда все верующие преклоняются перед силой триединства нашего Бога.

В соответствии с церковной традицией, в субботу перед Троицей положено поминать всех когда либо живших, умерших и ныне живущих христиан. Это величайшая родительская суббота в году, названная вселенской из-за того, что поминаются все сразу.

В древние времена, когда христианство еще сформировалось не до конца на территории нашей великой страны, народом был придуман праздник Семик, который во времена язычества называли русальным днем. В знак уважения новой религии, люди приурочили празднование Семика к четвергу перед каждой Троицей . В этот день поминают всех, кто умер неестественной смертью. Сюда можно отнести самоубийц, некрещеных детей, умерших от пьянства, утонувших, колдунов. Повелителями таких мертвых являлись русалки. Поэтому Семик называли русальным днем.

Этот день использовали и до сих пор используют для того, чтобы вспомнить близких людей, которые умерли в безверии и грехах. Раньше, когда на Руси была популярна казнь, этот день был очень важен для тех людей, чьих родных лишили жизни насильственно.

Традиции Семика 16 июня

Традиции Семика сильно отличаются от традиций Троицы , о которых мы писали ранее. Ознакомьтесь с ними, чтобы знать, как правильно праздновать один из величайших праздников для всех христиан.

  • Главная обрядная традиция — посещение кладбища, поминание усопших. Некоторые эксперты считают, что Семик изначально был создан для поминовения утопленников.
  • В этот день принято завивать венки и оставлять их дома, чтобы они отгоняли нечистую силу.
  • Считается, что в соответствии с традициями, 16 июня будет благоприятное время для посева ячменя.
  • По традиции наблюдали за погодой — если до субботы не будет дождя, жарко и ветрено, это означает, что мертвые недовольны.
  • В этот день обычно следят за своими детьми больше обыкновенного, потому что некоторые древние поверья утверждают, что ребенка могут похитить русалки. Они загадывают загадку. Обычно ребенок не отгадывает ее, и его забирают навсегда. Именно поэтому русалок отпугивали громкими песнями и гуляньями.
  • В этот день обычно не уединяются — в современной интерпретации женщины встречаются с подругами, чтобы пройтись по магазинам, а мужчины с друзьями ходят, например, на рыбалку.
  • Семик, по традиции, считается днем, когда в силу вступает летний период. От весны ничего не остается, потому что она окончательно покидает нас.
  • Обычно, примерно во время Семика открывается купальный сезон, хотя научного обоснования этой традиции нет. Так было положено на Руси, а именно в ее северных широтах.

Эти традиции являются отчасти языческими и не признаются церковью. Раньше, в средние века был найден компромисс, однако сейчас праздник воспринимается церковнослужителями негативно. Он противоречит канонам церкви, однако многие люди все равно поминают тех, кто умер не своей смертью, утратил веру перед смертью или жил в безверии всю свою жизнь. Есть неупокоенные души, которые никто не поминает, поэтому традиции Семика велят вспомнить об этих людях. Каждый из нас достоин светлой памяти, а этот праздник — единственный способ успокоить блуждающие по земле души умерших.

Пусть этот день принесет вам только счастье и заставит вас задуматься о том, что наша жизнь слишком коротка, чтобы отказываться от Бога и его милости. И народный праздник Семик наведет вас на праведные мысли.

Семик предшествует поминальной вселенской субботе и Троице, одному из 12 главных православных праздников . Воля Божья бесконечная, а сущность его милосердна, поэтому помолитесь за всех, кого нет рядом с нами в этот четверг, чтобы души их обрели спокойствие и свет. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

15.06.2016 06:12

Пасха является одним из самых любимых праздников для христиан. В Христово Воскресенье люди разговляются, едят куличи, христосуются, ...

Троица и Семик.

Семик считается языческой основой праздника, приходящегося на седьмую неделю Пасхи. Предположительно, в древности он входил в единый весенний праздничный цикл, начинала который Масленица, и был его завершением. С принятием христианства языческий семик был приурочен к Троице, но продолжал древние обряды и верования.
Один из самых главных и ответственных периодов народного земледельческого календаря падает на седьмую неделю после Пасхи. Неделя эта носит название «семиковой», «русальной», «зеленой», «гряной», особо отмечены три ее дня: Семик, приходящийся на четверг; родительская суббота; Троица - воскресенье, 50-й день после Пасхи.
В народных обычаях празднование христианского праздника совместилось с дохристианскими праздниками, отмечавшими конец весеннего периода жизни природы. Перед днём Св. Троицы (всегда выпадающий на воскресенье) отмечался в четверг языческий праздник Семик. В течение столетий древние обряды семицкой недели постепенно переносились на Троицу. Троица впитала в себя всю обрядность Семика. В других – обрядовые действия раскладывались на Семик и Троицу.
Семик - седьмой четверг после Пасхи считался очень большим праздником, он открывал сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую землю с центральным персонажем - березкой, девичьи гулянья, поминание умерших.
Деревни и села на этот небольшой период буквально преображались: дома и улицы украшаются срезанными березками, ветками, цветами. На Троицу прихожане являются на обедню в церковь с букетами полевых цветов, а пол в храме устилается свежей травой.
Те, кто придерживался старинных обычаев, утром посещали кладбища, где и встречали семик.
Веселье начиналось после обеда. Молодежные гулянья, игры, хороводы происходили или в лесу, вокруг березки, или в деревне, куда с песнями вносили срубленное и украшенное деревце.
Для празднования семика избирался особый дом, куда приносили разных припасов для пира, не забивая солода и хмеля; варится брага, затираемая, заквашиваемая и сливаемая при пении веселых песен. В самый же семик, в полдень, начинается торжество. Посреди двора воткнуто срубленное с ветвями и листьями дерево, под которым стоит горшок с водою. Девицы ходят по двору или сидят, а мальчуганы держат в руках заготовленные кушанья, другие - ведро с пивом на палке. Более веселая, бойкая девушка подходит к дереву, опрокидывает горшок с водою, выдергивает дерево из земли и затягивает песню. С пением:

Ио, ио, семик-тройца,
Туча с громом сговаривалась:
Пойдем, гром, погуляем с тобой,
Во ту слободу, в Радышевчину,
Ио, ио, семик-тройца! -

идут в лес, где происходит пир».

На обширной русской территории троичный обряд с молодым деревом справлялся, разумеется, неодинаково, каждая губерния и даже деревня имела свой набор и последовательность действий, свой обязательный песенный репертуар, при том, что основные элементы обряда сохранялись. К. числу таких элементов относятся: выбор и украшение дерева, совместная трапеза под ним, плетение венков, кумление. срубание дерева с последующим уничтожением его, хороводные песни и игры под ним, гадание на венках, брошенных в воду.

Главным объектом поклонения в эти дни была береза, которая издавна почиталась русскими людьми. В поверьях русского народа она выступала как счастливое дерево, приносящее добро, оберегающее от зла, нечистой силы, изгоняющее болезни. Береза символизировала женское начало, считалась покровительницей девушек и молодых женщин. Одновременно с этим береза воспринималась как дерево, связанное с душами умерших. В дни Семика – Троицы в некоторых местностях России главными праздничными деревьями считались дуб, клен или рябина. Кроме ветвей деревьев в обрядах этих дней использовались различные травы и цветы: «Семик на ветвях, а Троица на цветах». В Семик – Троицу деревенские и городские улицы, дома снаружи и внутри украшали срубленными березками или ветками березы, полы в домах покрывали плотным ковром из трав, на божницу ставили букеты цветов. Этот обычай, распространенный по всей России, вошел и в церковную практику. В день Троицы внутри церкви ставили срубленные березки, пол устилали душистыми травами, верующие стояли во время праздничной службы с ветками березы и букетиками цветов – зарей. Церковь рассматривала цветы и зелень как знак жизни, а сам обычай приносить их в храм – как выражение радости и благодарности Богу.
Троицкие празднества включали в себя, как уже говорилось выше, и поминовение умерших. Они проводились в Троицкую субботу, предшествующую дню св. Троицы и считавшуюся у русских главным весенним поминальным днем, и в Духов день. Поминая предков в дни возрождения природы, люди надеялись на их помощь, защиту, доказывали, что для умерших нет забвения.