Интегрированное занятие «Пасха — Светлое Христово Воскресенье. Конспект урока на тему "пасха и пасхальные традиции россии"

Бабушка Варвара в гостях у ребят!!!

Фольклорное развлечение для детей 2 младшей группы.

Дети заходят в зал и встают полукругом.

Вед: Здравствуйте, ребятки. Поздравляю вас с праздником, со светлым Христовым Воскресением! Это самый большой праздник у христиан. А как еще называется этот праздник? Пасха!

  1. Солнышко встало

В полях за рекою.

Утро настало

Уже голубое!

  1. Птицы щебечут

в одном упоенье,

Славя Христа за его Воскресенье!

  1. Христос Воскрес!- поет земля

Моря и горы, и поля!

И им в ответ звучит с небес:

Воистину Воскрес!!!

Песня «Весна»

  1. Звонко распевают

Птички за окошком,

Ручейки стекают

Прямо на дорожки

2.А в лесу весеннем

Голубой и нежный

Улыбнулся солнцу

Маленький подснежник!

(сели на стульчики)

Заходит бабушка и внучка Аленушка.

Бабушка : Здравствуйте, мои милые, здравствуйте, мои хорошие! Пришла я в гости, чтобы повеселить вас да потешить. Но сначала давайте с вами познакомимся. Зовут меня бабушка Варвара. А вот как вас зовут, я не знаю. А мне бы очень хотелось узнать! Давайте сделаем так: как только я скажу «Раз, два, три!», каждый из вас назовет свое имя. Договорились?

Дети: Да!

Бабушка: Приготовились: Раз, два, три!

Дети все вместе называют свои имена

Баб: Вот и ладненько, вот мы и познакомились! А вы ребята дружные, веселые, сразу видать. Вот и моя внученька Аленушка такая же. Она, как и вы, маленькая, носик курносый, и добрая, и веселая! А поет как - заслушаешься! Аленушка, спой ребятам песенку!

Песня Аленушки «Пасхальная весна»

Аленушка: А вы тоже, небось, песен много знаете? Спойте бабушке, детки. Любит она песни слушать!

Вед: Ребята, давайте бабушке споем песенку?

Песня «Два веселых гуся»

Баб: молодцы, малыши! Это и моя любимая песенка.

Вед: Бабушка, а наши ребята еще и плясать любят! Становитесь в круг скорее, да станцуем веселее. Бабушка, а ты не хочешь нам компанию составить?

Баб: Очень даже хочу! И мы с Аленушкой попляшем с ребятами! Веселые мы с ней- и спеть, и сплясать всегда готовы!

Танец с платочком

Баб: Ай да молодцы! Какие песни и пляски знаете! А загадки вы любите? Вот я для вас загадки интересные припасла! Слушайте да думайте. Кто знает- тот говорит, кто не знает, тот молчит!

Загадки:

1 . Серые лапки,

На лапках царапки. Кто это?

Баб : правильно, котик. Слушайте дальше.

2. Желтые комочки,

Мягкие, как вата,

Бегают за квочкой
кто это?

Дети: Цыплята!

Танец цыплят.

Игра «Кот и цыплята »

Баб: И еще одна загадка!

Очень рано встает,

Детям спать не дает.

Ку - ка –ре -ку!

Дети: Петушок!

Баб: Петя. Петя- петушок!

Золотистый гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка.

Очень рано встает,

Давайте споем песенку про петушка?

Песня «Петушок- проказник»

1.Петушок, петушок,

Красный красный гребешок.

Он пришел на праздник,

Петушок- проказник.

2.Он поет, он поет,

Никого он не клюет.

Он пришел на праздник,

Петушок- проказник!

Баб: Как у Пети- петушка

Шапка выше гребешка.

Сапоги сафьянные,

Шпоры оловянные.

Громче всех на свете!

Баб: И последняя загадка:

Комок пуха,

Длинное ухо.

Прыгает ловко,

Любит морковку.

Кто же это?

Достает игрушечного зайца и сажает его на стул. Предлагает детям накормить зайца морковкой.

Игра- шутка «Угости зайца»

Ребенок с завязанными глазами подходит к зайцу и старается накормить его морковкой.

Баб: Теперь станцуем и споем

Про то, как весело живем!

Танец «топни, ножка моя !»

Баб: Все так весело играли,

Песни пели, танцевали,

И за это я, ребята,

Вас сегодня награжу,

Я для вас сейчас, ребята,

Эту сказку расскажу…

Достает из корзины кукол для театра: деда, бабку, курочку, мышку, золотое яичко .

Бабушка: Жили- были дед да баба. И была у них курочка Ряба. Снесла им курочка яичко, да не простое, а золотое. Дед бил, бил- не разбил! Баба била- била- не разбила. Мимо мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось! Дед плачет, бабка плачет. А курочка кудахчет: «Не плачь, бабка, не плачь, дед! Я снесу вам много других яичек!.» И что вы думаете? Снесла! Да целую корзинку! Я эту корзинку сюда принесла, чтобы вас, малыши, угостить!

С Пасхи на Руси начинались веселые гулянья! И стар, и млад катался на каруселях, водил хороводы, на улицах пели народные песни, играли в игры. Вот и мы с вами немного повеселимся! В этот праздник красят яйца, расписывают их в разные цвета.

Крашенки, писанки и крапанки- так называются крашенные яйца.

Давайте поиграем с нашими яичками?

Игра «Катись, катись, яичко»

Дети стоят по кругу, ведущий дает два яичка в противоположные стороны детям. Они поют песенку и передают яичко по кругу, на ком заканчивается песенка, выходят в круг и танцуют .

Катись, катись, яичко.

По нашему кружочку.

Найди себе яичко

Для себя дружочка .

Вед: в круг, дружочки выходите

И вдвоем для нас спляшите!

«Чье яичко дольше прокрутится»

«Пронеси яйцо в ложке»

«Чье яйцо крепче»

Баб: Вот и подошла пора

Закончит праздник, детвора!

Пусть, как Пасхи день святой,

Радостный и ясный,

Будет в жизни миг любой

Светлым и прекрасным!

Вед: Давайте скажем спасибо бабушке Варваре за веселье, за доброту и ласку, за интересную сказку.

Баб: Хорошо в гостях, да дома лучше. До свиданья, ребятки! Желаю вам расти большими, вот таки-и-и-ими! Жду вас к себе в гости!

Конспект занятия. "Пасха Христова" (история праздника)
Рассказ для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи,
рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником.
Развивать духовно – нравственный потенциал воспитанников.
Создать мотивацию праздника через знакомство с его историей, традициями, обычаями.
Задачи: Познакомить детей с православным праздником «Праздник светлой пасхи», с его историей. Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником. Пробудить интерес детей к народной культуре. Воспитывать патриотические чувства к православным традициями русского народа, к народному творчеству
Ход занятия:
История пасхи- это путешествие сквозь тысячилетия. Листая её страницы, можно каждый раз открывать для себя что-то новое, ведь история происхождения Пасхи- это переплетение традиций, верований и обычаев.
Давайте отправимся в такое путешествие! Вы согласны?
Пасха праздник Светлого Христова Воскресения Пасху радостно встречаем И поем: »Христос воскрес! Мы все дружно отвечаем: «Он воистину воскрес!» Чередой проходят годы Под лазурностью небес. И поют везде народы: «Он воистину воскрес!» Всюду радость и объятья: «Брат, сестра, Христос воскрес! Ад разрушен, нет проклятья: Он воистину воскрес!» (В.Кузьменков)
Иисус Христос был послан Богом на землю для нашего спасения от грехов (плохих поступков)

Он был добрым, справедливым, никогда и никого не осуждал и боролся со злом.

Цари боялись, что Иисус Христос станет сам правителем всего мира. И они казнили Его – распяли на кресте.


Казнили Иисуса Христа в пятницу. В это время земля содрогнулась и посыпались камни со скал и гор. Для людей это был самый грустный и скорбный день. Сегодня этот день называют СТРАСТНОЙ ПЯТНИЦЕЙ.
Ученики Христа после казни сняли его тело с креста и положили в пещеру и закрыли вход в неё огромным камнем.
В воскресенье женщины пришли к пещере и увидели, что вход в неё открыт. Женщины очень удивились, что такой огромный и тяжёлый камень отодвинут.


Ангел сообщил радостную новость о чудесном воскресении Христа. Христос воскрес – значит стал бессмертным.
Одна из женщин Мария Магдалина решила сообщить римскому императору о воскресении Христа. Она подарила императору яйцо, которое символизировало чудо. Но император сказал Марии: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в то, что Иисус воскрес»
Яйцо тут же стало красным…С тех пор появилась традиция на Пасху яйца красить.


У светлого праздника Воскресения- Христова свои традиции, обычаи, символы и связанные с ними древние ритуалы.
Пасхальный огонь, ключевая вода ручья, венок, яйца, куличи- все это символы Великого дня и имеют корни в далёком прошлом.
Огонь защищал наших предков от хищных зверей и нечистой силы, люди разводили костры, чтобы прогнать зиму и быстрее встретить весну. Пасхальный огонь воплотил в себе силу очага.


Пасхальный венок- олицетворение вечной жизни.


Яйцо символизировало маленькое чудо рождения. С яйцом много обычаев. На них наши предки писали молитвы, магические заклинания и знаки. Глубинный смысл вложен в простые узоры. К примеру, круг символизирует яркое солнце, а волнистые линии - символизируют океаны, моря.


В праздник популярны яичные бои за пасхальной трапезой, или «чоканье» яйцами, как говорят в народе. Это простая и забавная игра: кто-то держит яйцо носиком вверх, а «соперник» бьёт его носиком другого яйца. У кого скорлупа не треснула,тот и победил и продолжает « чокаться» с другим человеком.


Всю Светлую неделю длился праздник, стол оставался накрытым, приглашали к столу, угощали, особенно тех, кто не мог или не имел такой возможности.
Пасха – главный праздник христианского календаря. Недаром его называют «праздников праздник и торжество из торжеств».

Близится долгожданная в этом году Пасха. Витрины магазинов пестрят наборами для украшения праздничного стола, всевозможными красками для яиц, наклейками, гирляндами и т.д. В эти выходные я кое-что прикупила в Fix Price и решил провести с сыночком развивающее занятие по теме «Пасха» с использованием пасхальной атрибутики. Тем, кто не успел приобрести тематический материал в магазинах, я предлагаю воспользоваться подготовленными мной файлам для скачивания, в которых я продублировала наш реквизит в плоскостном варианте.

Для начала очень советую украсить квартиру к празднику. Для этого можно использовать декоративные пасхальные украшения.


1. Лингвистический тип интеллекта

Короткое стихотворение «Воскресение Христово»
Проснулась я и слышу —
Весна стучит в окно!
Капель несется с крыши,
Везде светло-светло!
И кажется — не птицы,
А Ангелы летят.
О том, что скоро Пасха,
Они нам говорят.

Мы читаем его так: я читаю стихотворение, а перед выделенными словами делаю паузы, сынок договаривает выделенное слово. Для того, чтобы вызвать к стихотворению интерес, я предлагаю повесить на видное место вот такой плакатик:

Задание на мелкую моторику и координацию рук:

Сварите несколько перепелиных яиц и попросите малыша ложечкой разнести их по ячейкам. Можно использовать коробку из- под яиц или пасхальную подставку. Еще один вариант — переносить яйца с помощью ложечки, надетой на палец (такие продаются в Fix Price).

2. Логико-математический тип интеллекта
Задание на соотнесение цветов.

Мы использовали три набора пенопластовых яичек (розовый, желтый и оранжевый) и таких же цветов деревянных курочек — подставки для салфеток. Но можно воспользоваться вырезанными из плотной бумаги фигурками. Задача — положить яйца в курочку соответствующего цвета.





Задание «Найди пару» — соединялка.

Для этого задания мы использовали пасхальный набор для творчества, но, если у вас такого нет, можно опять же воспользоваться предложенным шаблоном.

Сортер

Предлагаю поиграть в интересный сортер от компании Tomy — игра «Найди яйцо». Каждое яичко имеет на дне определенную форму, соответствие которой нужно найти в ячейках контейнера от яиц.


«Рамки-вкладыши»

Играем с рамками — вкладышами «Цыплята», учим и повторяем понятия «Большой — маленький-средний», «больше-меньше».




Паззлы

Как нельзя кстати к нашему тематическому занятию подошла игра Лены Даниловой «Радужное лукошко».

Счет

Игра на соотнесение цифр. Поскольку сынок умеет соотносить цифры с количеством пока только до 5, я сделала игру до 5. Подобную игру можно сделать для любого количества и цифр. Для задания мы использовали набор декоративных прищепок «Курочки» и полоски, которые я вырезала из цветного картона и на которых написала черным маркером цифры. Задача ребенка — на каждую дорожку (полоску) посадить столько курочек, сколько изображено цифрой на этой дорожке.

Затем каждой курочке мы раздали по одному яичку и повторили понятия: больше/меньше (по количеству), равно, одинаковое количество.

Если таких чудо-прищепок у вас нет, можно воспользоваться обычными прищепками, наклеив на них вот таких курочек:

Большой — средний — маленький + цвета

Это задание я придумала для того, чтобы сынок учился сортировать предметы сразу по двум признакам. В 1,9 эта игра достаточно сложна, но мы учимся. Задача сыночка была помочь маме-курице разложить по кроваткам цыплят: больших цыплят — в большие колечки от пирамидки, маленьких — в маленькие, кроме размера каждому цыпленку надо было найти кроватку по цвету.

Вот шаблон цыпляток.


3. Музыкальный тип интеллекта

Из наших пенопластовых яиц и палочки от пирамидки мы с сыночком сделали вот такую погремушку. Получилось забавно. Звук от нее, конечно, глухой, но это и хорошо. Сравнивали ее по звучанию с другими имеющимися у нас музыкальными инструментами и повторяли понятия «глухо-звонко».

А еще мы, конечно, слушали и слушаем много пасхальных песенок. Вот с этого ресурса.

4. Творческий тип интеллекта

Аппликация «Пасхальная»

Раскрашиваем деревянное яйцо

Это сынок попросил меня на яйце нарисовать курочку:)

Аппликация из цветного песка «Пасхальное яйцо».

5.Естествоведческий тип интеллекта

В этом аспекте мы с сыночком говорили о том, как вылупляются из яиц цыплятки.

А также затронули развитие других животных, которые тоже рождаются из яиц.

Провели викторину «Найди лишнее животное — кто не рождается из яйца».

6. Телесно-кинетический тип интеллекта

Предлагаю сделать упор на развитие ловкости и координации движений. Я придумала для сыночка задачу — перетаскать яийа из ведерка в корзину сачком, при этом передвигаясь по узкой дорожки (выложенной шарфом на полу), а затем и по траектории «змейкой», стараясь не задеть расставленные на полу коробки. Если декоративных яиц у вас нет, можно использовать в игре мячики.



Игра «За двумя зайцами»

Перед ребенком кладутся два деревянных яичка. Нужно третьим яичком попасть по ним так, чтобы они покатились в разные стороны.

7. Внутриличностный тип интеллекта

Я решила сконцентрироваться на воспитании в ребенке уважения к религиозным праздникам, а также на том, чтобы объяснить малышу смысл праздника Пасхи.
Вот , которую я рекомендую прочитать родителям деток от 3 лет и старше. А вот как объяснить смысл праздника малышу до трех лет? Для меня это действительно стало вопросом дня, и не одного, если честно.
Для начала мы сходили в церковь, и я еще раз обратила внимание сыночка на то, что такое Церковь, из чего она состоит, зачем люди ходят туда, напомнила о том, что все, что нас окружает сотворено Богом.

Историю о воскресении Христа, о значении слова «Пасха», о пасхальном агнеце и жертве Христа я пока рассказывать не стала. Ограничилась тем, что показала сыночку иконы «Распятие» и «Воскресение». Объяснила простым языком, кто такой Иисус Христос, и что мы празднуем в день Пасхи.

8. Коммуникативный тип интеллекта

Играли мы с эмоциями, связанными с историей Христа.

Христос родился — радость.
Христа распяли — грусть.
Христос воскрес — удивление и ликование.

Я сделала личики, изображающие соответствующие эмоции и приклеила их к крышкам от маленьких баночек детского питания. Сыночек должен был показать, где какая эмоция, какую эмоцию испытывали люди в трех перечисленных библейских событиях, а затем найти пару каждой эмоции.

С ПРАЗДНИКОМ СВЕТЛОЙ ПАСХИ ВАС, ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ

Цель: познакомить детей с историей этого православного праздника.

Задачи:

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети в русских национальных костюмах строятся у дверей зала. Через плечо перекинуты маленькие сумочки, в которых находятся крашеные пасхальные яйца.

Звучит русская национальная мелодия. Дети, взявшись за руки, хороводным шагом входят в зал, подходят к своим местам за столы, снимают сумочки, кладут их на стол перед собой и спокойно садятся.

1 ч (1)

Воспитатель.

Здравствуйте, добры молодцы!
Здравствуйте, красны девицы!
Звонко капают капели
Возле нашего окна.
Птицы весело запели
В гости Пасха к нам пришла.

– Ребята, сегодня на занятии мы с вами поговорим о самом великом празднике, который отмечается на Руси - празднике Святой Пасхи. Этот праздник в народе называют праздником праздников, торжеством из торжеств.

– Празднуется Пасха всегда в воскресенье. Мы с вами много говорили об этом празднике, узнали много интересного. Вчера вы со своими родителями, братьями, сестрами отмечали этот чудесный праздник - праздник Святой Пасхи. Кто-то из вас, наверное, побывал в церкви. А скажите мне, дети, какое событие послужило для утверждения этого праздника в христианской религии?

Дети (ответ) Воскрес (ожил) Иисус Христос после того, как его распяли на кресте.

Воспитатель.

Дети

Воспитатель. В этот день в церкви вспоминают страдания и смерть Иисуса Христа на кресте, учат христианскому всепрощению, потому что Иисус Христос любил всех людей и прощал им все зло. Даже когда его пригвоздили к кресту, он молился за своих врагов и говорил: «Отче наш! Прости им они не ведают, что творят».
Праздник Святой Пасхи знаменит различным угощением, которое в течении года не встретишь ни на одном праздничном столе. Скажите мне, дети, какие блюда готовят один раз а году, только для пасхального стола?

Дети. (ответ) Куличи, пасхи, крашеные яйца.

Воспитатель. А чем украшают дом?

Дети. (ответ) Зажигают свечи, включают лампы, люстры, светильники, в вазы ставят веточки вербы.

Воспитатель. Да, вербу ставят за неделю до Светлой Пасхи, в вербное воскресение. Ребята, а кто мне скажет, почему именно верба служит украшением дома?

Дети. (ответ) Верба в России считается первым цветущим кустарником.

Воспитатель. Издавна считалось, что достаточно трех цветущих веточек вербы, чтобы прогнать из дома всю нечистую силу. А в вербовых золотых пушистых сережках содержится целительная сила. Бабушки их разминали в ладонях, прикладывали к лицу и приговаривали: « Сойдите, морщинки, разгладься, кожа». Размятую веточку вербы повязывали платком ко лбу и шептали: «Уймись, головная боль!» Кору вербы сушили, размельчали в порошок, и она становилась целительным лекарством. Больному давали вдыхать вербный порошок, и у него исчезал насморк.
Праздник Святой Пасхи богат обрядами . В этот день старики расчесывали волосы с пожеланиями, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове, умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть, а молодые взбирались на крыши,чтобы лучше рассмотреть как будет играть и веселиться красное солнышко. Весь народ шел в церковь. Всю ночь накануне Святой Пасхи шла пасхальная служба. Когда во время пасхальной службы звучали святые слова «Христос Воскрес. Воистину воскреси», молодые девушки загадывали на будущее: «Пошли, Боже, жениха хорошего, ни молодого, ни старого, а ровняшку».

1 ч (2)

Музыкальный руководитель. Мы послушаем с вами церковное песнопение. В православной церкви звучание музыкальных инструментов не допускается, поэтому музыка написана для хора. Это духовная музыка, ее автор - русский композитор Дмитрий Бортнянский. Вслушайтесь, как прекрасен самый удивительный, самый совершенный музыкальный инструмент - голос человека.

Звучит фрагмент концерта для двух хоров «Тебе Бога хвалим» Д. Бортнянского (гр-сь) (1.Allegromalstoso).

Музыкальный руководитель. В этот день, в день Святой Пасхи, во всех церквях и соборах после окончания Пасхальной службы звонят колокола. Послушайте стихотворение, которое сочинил о колокольном звоне русский поэт Сергей Есенин.

Колокол дремавший разбудил меня.
Улыбнулась солнцу сонная земля.
Понеслись удары к синим небесам,
Звонко раздается голос по лесам.
Скрылась за рекою белая луна,
Звонко побежала резвая волна.
Тихая долина отгонят сон,
Где-то за дорогой замирает звон.

Давайте, дети, послушаем с вами колокольный звон.

Музыкальный руководитель. В Светлое Христово Воскресенье колокола звонят по - особенному торжественно. Этот звон зовется Пасхальный благовест. Давайте повторим.

Дети повторяют вместе с музыкальным руководителем.

Ребенок.

Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес,
Христос воскрес! Христос Воскрес!

Ребенок.

Вот просыпается земля,
И одеваются поля.
Весна идет, полна чудес,
Христос воскрес! Христос воскрес!

2 ч.

Воспитатель. Со Святой Пасхальной недели начинаются первые весенние игры и хороводы. Давайте и мы, добры молодцы, красны девицы, покличем весну, встанем в хоровод.

Звучит русская национальная мелодия. Дети встают, заводят хоровод в центре зала, читают весенние русские народные заклички и приговорки.

1) Синички - сестрички, чечетки - тетки,
Кулички - мужички, скворцы - молодцы,
Из - за моря к нам летите,
Весну красну несите!
С шелковой травой,
С жемчужной росой,
С теплым солнышком,
С пшеничным зернышком!

2) Весна, весна, на чем пришла?
На сохе, на бороне, на чужой стороне.
3) Ой, весна, весна, тките, тетки, кресна,
А вы, мужички, точите сошники.
Да в поле поезжайте, пахать начинайте!

Исполняется хоровод «Веснянка»
Украинская народная мелодия.

4) Жаворонушки, прилетите,
Тепло летечко принесите,
Нам зима надоела,
Весь хлеб у нас поела,
Дрова, солому всю пожгла.
Молоко все унесла.

5) Весна, весна красная!
Приди, весна с радостью,
С радостью, с радостью,
С великою милостью!
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными!

Исполняется хоровод «Весна-красна»

Белорусская народная мелодия.

Воспитатель.

Эй, парнишки и девчонки,
Не хотите ль поплясать?
Свою удаль молодецкую
В пляске русской показать.

Дети (ответ) Хотим!

Исполняется общая пляска.
Русская народная мелодия «Травушка - муравушка.»

Воспитатель.

Вы водили хороводы
И плясали дружно.
А теперь, мои ребята,
Поиграть вам нужно.

Проводится игра «Гори ясно»
Русская народная мелодия.

Воспитатель. Меня тоже в свой круг возьмите!
Будет у меня козлик, будут и серые волки. (Считает считалку, выбирает козлика)

Шла коза по мостику
И виляла хвостиком,
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила,
Кто не верит - это он,
Выходи из круга вон!

Исполняется русская народная песня.
Как у бабушки козел»(инсценированная)
(Воспитатель встает в круг к детям)

Проводится игра «Козел»-считался

Воспитатель. Хорошо играли, хорошо пели и плясали. Пора и за работу приниматься.

Дети хороводным шагом, взявшись за руки, идут за столы.

3 ч.(1)

Воспитатель. Хочу испытать ваше умение в росписи пасхальных яиц.
По обычаю красили пасхальный яйца в Великую пятницу, за день перед Пасхой.
Издавна считалось, что яйцо - символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды. Когда-то в древности бытовала такая легенда: « Был вначале род человеческий заключен в яйце. Был он семенем непророщенным, почкой нераскрывшейся. Но конец пришел заточению. Род родил - Ладу матушку. Род разрушил темницу силой любви. Тогда любовью мир наполнился.
Красили яйца чаще всего шелухой от лука! Считалось, что таким образом окрашенное яйцо приобретает целебную силу, помогает от всяких болезней, от сглазов. Малым детям, когда они плохо спали, катали по темечку яичко, и ночные страхи ребенка исчезали.
Давайте с вами повторим символы, изображениями которых расписывали пасхальные яйца.

Сосна - долголетие и здоровье.
Звезда - нравственная чистота, человеколюбие.
Дубовый лист - гармония.
Солнце - к урожаю.

Звучат русские народные песни. Дети расписывают яйца акварелью или фломастерами.

(Воспитатель наблюдает за работой детей, помогает тем детям, у кого не получается, хвалит за удачные работы.)

Воспитатель. Перед вами на столе в ваших сумочках лежат настоящие крашеные пасхальные яйца, которые вы принесли из дома. Как они называются в народе?

Дети (ответ) Крашенки.

Воспитатель. Достаньте из сумочек крашенки, возьмите в руки, а сумочки повесьте на плечо. Сейчас мы проведем игры с крашенками. Выходите из-за столов!

3ч (2)

Дети выходят и становятся в две шеренги в центре зала: девочки напротив мальчиков, разворачиваются лицом друг к другу.

Проводится игра №1 (участвуют поочередно первая и вторя пары)

По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки. Чье яйцо дольше крутится, тоти победитель, он забирает яйцо проигравшего.

Проводится игра №2 (участвуют поочередно третья и четвертая пары)
Играющие катают крашенки так, чтобы они столкнулись. Чье яйцо разбивается, тот отдает его сопернику.

Проводится игра №3 (участвуют пятая и шестая пары)

Бой крашенками. Игроки бьют крашенками острой стороной. Чье яйцо разобьется или даст трещину, тот проигравший. Он отдает свое яйцо сопернику.

Воспитатель. На этом наше занятие подошло к концу.

Дети выстраиваются в центре зала полукругом.

Воспитатель. Давайте подведем итог. О каком великом празднике шла речь сегодня на занятии?

Дети (ответ) О празднике Святой Пасхи.

Воспитатель. Как по-другому называется этот праздник?

Дети (ответ) Светлое Христово Воскресенье.

Воспитатель. Как называется кустарник, веточки которого приносят в дом и ставят в вазы за неделю до Пасхи, чтобы прогнать из дома всю нечистую силу?

Дети (ответ) Этот кустарник называется вербой.

Воспитатель. Вечером, накануне праздника чтобы присутствовать на Пасхальной службе, где собирается народ?

Дети (ответ) В церкви.

Воспитатель. Утром в церквях и соборах после пасхальной службы начинают звонить во что?

Дети (ответ) В колокола.

Воспитатель. Как называется этот звон?

Дети (ответ) Пасхальный благовест.

Воспитатель. Какую церковную музыку вы слушали и кто ее написал?

Дети (ответ) Мы слушали концерт для хора, написал его русский композитор Бортнянский.

Воспитатель. Чем еще сегодня на занятии вы занимались?

Дети (ответ) Мы расписывали пасхальные яйца.

Воспитатель. Чем обычно красят пасхальные яйца?

Дети (ответ) Перед Пасхой яйца обычно красят луковой шелухой.

Воспитатель. А почему?

Дети (ответ) Такое яйцо помогает от разных болезней.

Воспитатель. Что еще мы сегодня делали на занятии?

Дети (ответ)

1. Пели песни, водили хороводы, играли в разные игры.
2. Еще играли в игры с крашенками.

Воспитатель. Молодцы! Понравилось вам занятие?

Дети (ответ) Да, понравилось.

Ребенок.

Хвалите Господа с небес
И пойте непрестанно!
Исполнен мир его чудес
И славой несказанной!

Ребенок.

Хвалите Господа с небес
И ангельские лики!
Пусть смолкнут всякая печаль
И ропот безнадежный.

Ребенок.

Хвалите Господа с небес
И славьте, человеки!
Воскрес Христос! Христос воскрес!
И смерть попрал вовеки!

Песня. Приглашение детей к столу.

Художественное творчество «натюрморт Пасха»
Цель. Вызвать у детей интерес к православному празднику «Пасха», эмоциональный отклик на художественные произведения, желание рассмотреть натюрморт, любоваться красотой предметов, развивать умение располагать предметы на всем листе бумаги, аккуратно закрашивать натюрморт красками. Воспитывать интерес к русской традиции, к изодеятельности,
Оборудование: скатерть; поделки: кулич, украшенные яйца, веточки вербы, акварельные краски, кисти, баночки с водой, салфетки, листы бумаги.
Предварительная работа: просмотр презентации «Пасха»; слушание аудио сказку- быль « Пасха» в исполнении Рудаковой Светланы; просмотр мультфильма «Моя первая библия»; раскрашивали яйцо - шаблон к празднику.
Ход занятия:
Воспитатель читает детям стихотворение: «Пасхальное яйцо»
Посмотрите, что за чудо
Положила мама в блюдо?
Тут яйцо, но не простое:
Золотое расписное,
Словно яркая игрушка!
Здесь полоски, завитушки,
Много маленьких колечек,
Звёзд, кружочков и сердечек.
Для чего все эти краски,
Словно в старой доброй сказке?
Мама всем дала ответы:
- Пасха – праздник самый светлый!
А яйцо, известно мне,
Символ жизни на земле!
(Автор: Татьяна Лаврова)
В течение пасхальной недели на Руси звучал колокольный звон. Любой мог подняться на колокольню и ударить в колокол. На площадях устанавливались качели и карусели, разбивались балаганы. Люди ходили друг к другу в гости, и вся неделя проходила в радостных встречах. Было принято приносить в подарок и обмениваться пасхальными яйцами. Яйца изготавливались и деревенскими умельцами, и ювелирными фирмами. Их делали из фарфора, хрусталя, цветного и прозрачного стекла, кости и дерева. В кондитерских продавались шоколадные и сахарные яйца.
Для того чтобы яички на праздничном столе выглядели красиво, за неделю до Пасхи в специальную посуду насыпали землю, сажали в нее пшеничные или овсяные зерна и ежедневно поливали. К Пасхе поверхность земли покрывалась нежной зеленой травкой, и уложенные в нее цветные яички очень красиво смотрелись.
И сейчас люди украшают столы к светлому празднику - Пасха. Давайте поиграем в игру « Накроем стол к Пасхе».
Физкультминутка Пасха.
Стол пасхальный накрываем,
Веткой вербы украшаем. Показ ладошками
Из печи несём куличики,
А от курочки – яички.
Дай нам, курочка, яичко простое, Пальцами «пишут» по воздуху.
Мы его распишем – будет золотое.
Яйцо – символ жизни, любви и надежды!
Нарядим яйцо в пасхальные одежды. Руки на поясе, повороты туловища.
Своему дружку Егорке
Нарисую мотылька. Машут руками, как мотыльки.
Без отцовской пусть без порки
Будет жизнь его легка!
Ну, а я подруге Оле
Разрисую всё фасолью.
Будет ей жених богатый, Показ бровей, веснушек.
Симпатичный, конопатый.
А соседским близнецам нарисуем солнце.
Пусть заглядывает чаще солнце к ним в оконце! Круговые движения руками.
Сегодня мы с вами будем сами создавать, как настоящие художники, натюрморт к пасхе. Давайте вспомним, что называют натюрмортом.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе
Или море в большом графине
Или розу в хрустале
Или бронзовую вазу
Или грушу или торт
Или все предметы сразу
Или все предметы сразу
Знай что это НАТЮРМОРТ.
Я предлагаю вам рассмотреть одну из картин. Да, это натюрморт. Ее написал художник И. Машков « Ягоды на фоне красного подноса» (Дети обсуждают натюрморт.)
- Скажите, а какое настроение она у вас вызывает радостное или грустное? Спокойное или тревожное? Почему? (Ответы детей)
- Давайте разберемся. В этом натюрморте буйство красок, умение радоваться каждому мгновению, которое дарит жизнь, потому что каждое мгновение – прекрасно.
Все предметы натюрморта знакомы нам, но чувствуется, что художник любуется щедростью природы, богатством окружающего мира и приглашает нас разделить с ним эту радость.
- Ребята, а давайте попробуем создать свою композицию для натюрморта!
- Каждый художник, прежде чем писать натюрморт, сочиняет его - выбирает предметы, которые он объединит в свою композицию, думает, как интересно расположить их, по отношению друг к другу.
- Для композиции нужно выбрать фон, которым будет служить кусок цветной материи.
Кто хочет составить натюрморт? Игра « Составь натюрморт» (2-3 раза).
Далее следует обсудить составление композиции. Какое настроение вызывает?
Предложить зарисовать натюрморт составленный детьми.