Журнал елены санниковой

Чеченцы и ингуши, потеряв члена семьи, немедленно начинают подготовку похоронного обряда. Все родственники вне зависимости от степени родства с усопшим быстро оповещаются и прибывают (в огромных количествах). Подготовкой покойного к погребению занимается специально нанятый человек.

Подготовка похорон

Образовавшееся сообщество разделяется на группы. Одни молодые парни (не редко не только родственники, но и просто соседи) занимаются подготовкой могилы, другие занимаются дровами и разжиганием огня, на котором в огромном чане будет готовиться мясо. Ингуши считают своим долгом угостить всех, кто явился к ним с соболезнованиями, принято считать, что это милостыня, полезная усопшему в религиозном плане.

Стулья и столы для приема гостей зачастую занимаются у соседей, равно как и посуда при ее нехватке. Причем соседи также активно помогают родственникам покойного с подготовкой. Визитеры оказывают не только моральную, но и небольшую материальную поддержку, в крайнем случае, помогают по хозяйству.

Отдельная группа берет на себя подготовку усопшего к похоронам. В составе группы знающий традиции человек и несколько помощников.

Похоронный обряд чеченцев и ингушей

  • Тело покойного омывается, закутывается в саван, представляющий собой три куска белой ткани, не сшитых друг с другом.
  • Затем усопший заворачивается в ковер и выносится во двор. Все присутствующие на похоронах мужчины творят краткую погребальную молитву.
  • Старшие из гостей и родственников также могут немного рассказать о достоинствах и благих делах покинувшего этот мир человека. Затем тело доставляется на кладбище, его везут на машине или несут на плечах.
  • К приезду похоронной процессии могила уже выкопана. Место на кладбище выдается родственникам усопшего абсолютно бесплатно. За пару часов создается надгробие. Как правило, оно представляет собой серого цвета заготовку, на которой выбито имя покойного, дата его появления на свет и смерти. Иногда информация дополняется вырезанными фигурами, к примеру, солярными знаками, используются и аяты из Корана.
  • Доставленное тело умершего погружается в могилу и закапывается, лопатами по очереди работают все присутствующие мужчины, женщины не допускаются на кладбище. После того как могила засыпана землей, люди молятся, читают Коран, поминают Бога, соблюдая определенный порядок. Затем старший велит всем уйти с кладбища, с покойным на некоторое время остаются только двое самых близких, которые говорят слова прощания.

Поминальный обряд

Параллельно в доме проводится встреча всех посетителей, явившихся с соболезнованиями. Они рассаживаются за столом, им прислуживать будут молодые ребята. Столы принято расставлять во всех комнатах дома, подается достаточно скромное и стандартное угощение. В основном это мясо, бульон и бирх, иногда салаты. Из напитков в основном чай, к нему может подаваться халва.

На всех присутствующих должен быть головной убор, будь это шляпа, тюбетейка или платок. Алкоголь не предполагается, похороны имеют ярко выраженный религиозный характер. Вечером на поминки является бригада муридов для зикров и молитв. Все повторяется во второй и третий день.

Малая семья стала основной формой семейной организации чеченцев уже в конце XIX - начале XX в. Но малая семья долгое время сохраняла черты патриархального быта. Полновластным хозяином и главой семьи был муле. Глава семьи по своему усмотрению распоряжался имуществом, женил сыновей. Однако при выдаче замуж дочери решающее значение имело слово матери. Патриархальное отношение к женщине отразилось в старой чеченской поговорке «лошади и жены не жалей».
Свадебные обряды. Браки между родственниками у чеченцев запрещались в пределах трех поколений. В прошлом большую роль при заключении брака играло имущественное положение. Брачный возраст для юноши считался с 18-20 лет, а для девушки с 17-18 лет. Иногда обручали малолетних детей. Примерно с 14 - 15 лет девушку начинали приглашать на свадьбы, семейные и общественные увеселения, куда она могла ходить в сопровождении молодых людей - родных или близких родственников. У чеченцев было широко распространено похищение невест. Это объясняется, по-видимому, трудностью уплаты кебина. Очень часто молодой человек заранее договаривался с девушкой о ее похищении. После похищения жених просил прощения у семьи невесты, и, как правило, все заканчивалось примирением. После примирения проводилась свадьба.
Когда брак совершался с соблюдением свадебных обычаев, он начинался со сватовства. Жених должен был избегать до свадьбы встреч с родителями невесты. С невестой он мог видеться, но только чтобы никто не видел их свиданий. Если же они встречались где-то на людях, то не должны были разговаривать. Невеста при этом должна была прятать от жениха лицо. Перед свадьбой совершалась помолвка. Помолвку и свадьбу иногда разделял довольно большой срок, в особенности тогда, когда у жениха не было приготовленных средств для свадебных расходов и уплаты кебина. Кебин состоял из двух частей: обязательных подарков семье и родственникам невесты, т.е. собственно кебин, и урдо - части, которая должна была обеспечить женщину в случае развода. Кебин платили деньгами, скотом или ценными вещами.
Свадьба проводилась в доме жениха и продолжалась несколько дней. За невестой отправлялась большая группа родственников жениха. Проводы невесты из родного дома совершались очень торжественно. Невесту наряжали в свадебное платье, голову ей покрывали белым шарфом. Провожавшие невесту подружки пели ритуальные свадебные песни. Из дома невесту выводили дружки жениха. О прибытии свадебного поезда перед въездом в селение жениха извещали стрельбой из ружей. В доме жениха для невесты готовили особую комнату, куда ее вводили по разостланным коврам. В этой комнате девушка в окружении родственниц оставалась до окончания свадьбы.
На свадебное торжество собирались родственники, друзья и односельчане. Приглашали даже случайных прохожих. Они считались гостями всего селения, и их сажали на почетные места. Жених в свадьбе не участвовал, он скрывался в это время в доме друга или родственника, а то и просто в лесу. И после свадьбы молодой какое-то время прятался от посторонних, посещая жену только ночью, тайком.
Свадьба у чеченцев сопровождалась своеобразными состязаниями в искусстве танца, исполнении частушек, в остроумии и пр. Распорядителями на свадьбе были иная - генерал и его помощники, мужчина и женщина. .Инал рассаживал гостей во дворе в круг, по одну сторону - мужчин, по другую - женщин. Танцы устраивались внутри круга. Без разрешения распорядителей никто не имел права танцевать. Когда танцевали старики и почетные гости, все вставали и хлопали в ладоши в знак почтения. На свадьбе также выступали клоуны и канатоходцы.
В день окончания свадебных торжеств в сопровождении мужчин, женщин и детей свершался обряд вождения молодой по воду. Молодая брала поднос с пирогами и кувшин для воды. У речки она прокалывала несколько пирогов булавкой, бросала их в воду, а затем черпала их из воды кувшином. Когда же она ставила кувшин на плечо, раздавались выстрелы. Причем стреляли не только в воздух, но иногда и в пироги. Этот обряд проходил под музыку и песни. Проведение обряда означало, что невестка должна приступить к хозяйственной деятельности. своей новой семьи.
Обряды детства чеченцев. У чеченцев муж уезжал на время родов из дома и возвращался только после появления ребенка. Иногда молодая уходила рожать в дом своих родителей. Женщина, родившая наследника, пользовалась уважением, это упрочивало ее положение в семье. Рождение девочки встречалось порой равнодушно. Но в том и другом случае отец ребенка долгое время не должен был говорить с женой. При рождении мальчика устраивалось торжество, на котором один из родственников отца давал имя ребенку. У чеченцев большинство имен мусульманского происхождения, но встречаются и старинные местные имена.
Погребальные обряды чеченцев. В погребальных обрядах чеченцев мы находим сочетание мусульманских и языческих элементов. Хоронили покойника в день смерти. Омывание, вынос, устройство могилы и погребение производились по мусульманскому обычаю. В проведении поминок в день похорон заметно влияние местных древних верований. Чеченские похороны отличаются многолюдностью. Из самых отдаленных селений приезжают родственники и знакомые, чтобы проводить в последний путь. Важную роль на похоронах играют плакальщицы, они говорят о хороших качествах покойного, о его дальнейших планах, которые смерть помешала осуществить. Тело покойника на кладбище несут мужчины. Женщины остаются оплакивать умершего дома. Погибших в боях хоронили в том виде, в котором они были убиты, т. е. без омывания и савана. На могиле такого покойника, помимо намогильного памятника с соответствующей надписью, устанавливался длинный шест с флажком.
На второй день после похорон устраивается богатый поминальный пир. Вдова должна носить черную траурную одежду в течение года после смерти мужа. В некоторых местностях было принято носить как траурное то платье, которое было на женщине в день смерти ее мужа.
Печальным пережитком старой Чечни можно считать кровную месть. Зачастую кровная месть осуществлялась годами и приводила к истреблению большого числа людей. В высокогорных районах Чечни допускался выкуп за кровь, при его уплате совершался обряд «примирения кровников» Однако в других местностях страны выкупа за кровь не брали. Здесь сложилась поговорка «Мы кровь своих убитых не продаем». Обычай гостеприимства в Чечне соблюдался очень строго. За жизнь своего гостя хозяин отвечал, как за члена своей семьи или рода. Он должен был защищать гостя от врагов, мстить за его убийство.

Похороны, как и кончина человека, бывают разными. Да! По-разному уходим мы из мира, по ком звучит камуз, по ком рыдает лира!

Часто кончина случается внезапно. А иногда ее ожидают и, как выражаются в подобных случаях, человека «ларво» (чеч. - стерегут). Так говорят о безнадёжно больном. Но, в любом случае, все обряды проводятся приблизительно или точно так, как мы здесь описываем.

У изголовья такого больного, в сверкающей чистотой и проветренной комнате, всегда находится, кто ни будь из близких и опытных, для таких случаев, пожилых людей, знающих несколько сур из Корана, а даже может быть и весь Коран наизусть.

В комнате тишина, прерываемая только дыханием больного или молитвой, которую нараспев, неустанно читает человек «стерегущий больного». Дети удалены к соседям или родственникам.

Во дворе или на улице, находится один или два (чтоб не скучно было) парня, готовые в любую минуту предпринять нужные действия, как ― то: принести нужное лекарство, позвать врача, известить кого-либо и т.д. Люди, приходящие справиться о здоровье больного, получают исчёрпывающую информацию от этих дежурных.

Обычно у ворот стоят близкие родственники больного, которые традиционно отвечают на все вопросы, стараясь не загружать приходящих своими проблемами. «Да, да, пока никаких изменений, спасибо, помощь не нужна, конечно же, если потребуется, непременно вам скажем. Большое спасибо за заботу и внимание! Пожалуйста, больше не утруждайте себя, мы и так знаем, что вы переживайте». С тем, и отпускают пришедшего со стороны, и сочувствующего.

Более близкие родственники и друзья, проводят здесь целые дни, чередуясь лишь на краткий миг, рядом с больным или во дворе, в специально приготовленном для этого месте.

По одному их виду, можно догадаться, как чувствует себя больной, если удрученны и сидят тихо, лишь изредка перебрасываясь словами, значит, плохи дела больного, если оживлены, шутят, то и дело раздаются взрывы смеха, значит, дело идёт на поправку.

Пока больной борется с болезнью, он постоянно находятся в орбите внимания доброй сотни, если ни больше, людей, которые живо интересуются его здоровьем, сегодняшним состоянием, приносят продукты, еду, дают на лекарства деньги, предлагают свои рецепты, врачей. Из разных концов страны, а то, и из далекого зарубежья, звонят, спрашивают, переживают: Вот де, мы слышали, вот мы только, что узнали, до нас только, что донесли, что ему нужно? Можно ли ему есть? Если можно, значит не всё потеряно, если нельзя, смотрите за ним в оба глаза, не ровен час. Какое лекарство нужно?

Весь этот шквал сочувствия, регулирует наиболее компетентный и расторопный в этих вопросах, близкий человек. Если же он сам сомневается, принимать от кого-то помощь, или нет, то здесь есть Старший Фамилии. Это своеобразный регулятор отношений. Человек, тонко чувствующий структуру взаимоотношений, возникающих именно в этот момент и именно вокруг этого человека. Он один может приказать, принять или не принимать, от тех или иных приношения или даже слова сочувствия. Подобного рода мероприятия регулируют не только, почти всегда искреннее, участие или помощь, но и выравнивание некогда пошатнувшихся отношений и выражение признательности. И не только к больному, но и ко всей фамилии в целом.

Если Вам говорят, что чеченцы необыкновенно живучи, что даже сотни кровавых ран не могут их убить, не верьте!

Чеченцы обыкновенные люди, такие же, как и вы, но в нужный момент, они умеют концентрироваться, как никто другой из нас с вами известных. Они немедля окружают своего раненного или больного потоком из сотен людей:

интересующихся, жалеющих, несущих, советующих, помогающих, смеющихся и подбадривающих, опечаленных и сочувствующих. И все вместе они создают такую ауру вокруг больного, что тому начинает казаться, что без него эти люди погибнут, и если, у него есть, хоть одна тысячная часть шанса, то он цепляется за него как за волосинку и выкарабкивается. Он становится опять в тот же строй, который не обращает на него и сотой доли того внимания, которым окружал его в опасную минуту.

Но если всё-таки приходит непоправимое, и участие сердобольных родственников и близких не приносит желаемого результата, то тут уж, приходится смириться.

Сразу же за последним вздохом уходящего в иной мир, слышится настоящий, доходящий до самого неба, жалостный женский крик-плач, который заставит вздрогнуть и прослезиться даже камень. В этот миг, плачут все: и дети, и взрослые и близкие и сторонние оказавшиеся рядом. О, святая минута! Сердца всех переполнены скорбью расставания и жалостью друг к другу, рано или поздно вынужденных ощутить это жестокое мгновенье.

Мужчины приходят в себя первыми, сквозь сплошной женский и детский плач. Уже через минуты они начинают отдавать первые приказания. Прекратить плач, открыть ворота, оповестить тех-то, тех-то о происшедшем. Молодежь, нахлобучив на самые глаза головные уборы, чтоб никто не увидел покрасневших глаз (мужских слёз никто не должен видеть!), бежит исполнять указания взрослых.

И вот уже распахнуты настежь ворота, под навесом, в глубине двора, оборудованы длинные скамьи из досок и покрыты коврами, или поставлены ряды из стульев. На улице, справа и слева от ворот, стоят группки молодых людей из числа близких.

Под приготовленным для этой ситуации навесом, стоят или сидят с самого раннего утра, несколько человек пожилого возраста, одетых в свои лучшие одежды, в высоких каракулевых шапках. Кто не знает или не видел эти шапки, может вспомнить известный во всём мире профиль Нефертити. Так вот, абрис её головного убора это точное изображение чеченской папахи.




Здесь обычно те, кто будет принимать соболезнования, и руководить тезетом - так по-чеченски называется это мероприятие по приёму соболезнования и завершению всех дел покойного в этом мире. И вот, уже буквально через несколько минут, после случившегося, когда кажется, что кроме домочадцев ещё никто и не знает о наступившей смерти, человек стоящий у ворот встречает первую группу пришедших на тезет. В руках у него палочка или хворостинка: чтоб его узнавали. Он и подводит соболезнующих людей, к принимающим этот тезет старикам, если они не знакомы, то он их представляет друг другу...

Эти первые, обычно ближайшие соседи, живущие рядом. Они, хотя уже и без слов всё поняли, всё равно, осведомляются, у встречающего их у ворот молодого человека, словно надеясь ошибиться, вопросом. Обычно, это звучит так: «Что, не остался он всё-таки с нами?» Получив утвердительный ответ, спрашивающий говорит: «Так только и будет, и не будет по-другому в этом мире» или «Не остановится божий суд».

Варианты вопросов-ответов могут варьироваться бесконечно, но все они, такие же иносказательные, в обход таких слов как: смерть, умер, скончался. И с этими словами он проходит во двор вместе с пришедшими с ним людьми. Они обычно строем проходят далее в глубь двора, где их ждут старики.

Во всю длину их прохода, справа и слева, рядами стоят молодые и чуть старшие мужчины из близких родственников, пришедшие на тезет.

Идущие, по ходу, не останавливаясь, обращаются к ним со словами соболезнования: «Да простит его Бог». Им отвечают: «Да будет вами доволен Бог».

Ведущий, не доходя несколько шагов до поднявшихся со своих мест навстречу им старейшин, останавливается и идущие за ним следуют его примеру. Ведущий, вглядевшись во встречающих и определив в них главного (им должен быть старший из родственников по мужской линии покойного) обращается к нему, называя его по имени.

Примерно это звучит полу-вопросом, полуутвердительно «Султан! Ушёл всё-таки наш брат», на что принимающий тезет, почти всегда с лёгкой печальной улыбкой отвечает: «Да, не захотел он остаться с нами». За тем они поднимают примкнутые друг к другу ладони на уровень груди и кто-нибудь из них, обычно лучше знающий, читает дуа ― молитву.

Все присутствующие на тезете, во дворе, в комнатах, на улице, одновременно с ними поднимают руки и шепчут слова суры. Завершив её, читавший молитву произносит слово: «Аминь» и проводит пальцами обеих рук по лицу сверху вниз, словно поглаживает бороду, то же самое проделывают все остальные.

Соболезнующий, что во главе процессии, продолжает, обращаясь к принимающему тезет: «Потрудились вы стараясь удержать его, много усилий Вы приложили, пусть будет бог доволен вами, да зачтётся вам это в судный день, но видно Аллаху он был нужнее, не можем мы отобрать его у него».

Конечно, принимающему тезет приятна высокая похвала, сказанная прилюдно. Приятно осознавать, что люди видели, и люди оценили, как они боролись за жизнь своего близкого. Люди ведь всё замечают.

Принимающий соболезнования - тезет, может ответить на эти слова, ничего незначащей фразой типа: «Да, не смогли мы его удержать» или: «Что поделаешь, не в наших руках такие решения», или, пропустив их слова мимо ушей, поблагодарить пришедших словами типа: «Зачем вы трудились? Да будет вами доволен Бог, за труды ваши».

Весь этот диалог, происходит вместе со следующими действиями. После молитвы, возглавляющий строй соболезнующих подходит к старшему, что принимает тезет. Здоровается с ним за руку, обнимая его слева на право, сердцем к сердцу.

То же самое проделывают по очереди и пришедшие с ним, если они достаточно пожилые. Если же это молодёжь, то они обращаются со словами соболезнования к старикам с места, а за руку здороваются и обнимаются со стоящими тут же справа и слева сверстниками и становятся с ними в один ряд, потеснив их. В то время как старшие садятся на почётные скамьи со своими ровесниками.

Бывают также и другие варианты: когда людей слишком много, то пришедших с соболезнованием людей, если среди них нет особо значимых людей, отпускают сразу после слов молитвы и двух трёх традиционных фраз.

За всеми кто приходит наблюдают специально выделенные для этого молодые люди, которые следят за тем, что бы соболезнующие не задерживались дольше принятого в таких случаях времени. Потому, через каждые десять-двадцать минут или полчаса, принимающий тезет, с подачи этих людей, обращаясь к той, или иной группе говорит: «Такой то, такой то, ваш долг закончился, все с кем вы пришли, будьте свободны, мы не будем задерживать вас дольше. Да будет вами доволен Создатель».

После этих слов пришедшие встают и, попрощавшись, идут на женскую половину, куда зашли уже пришедшие с ними женщины, но не заходят в дом. К ним вызывают женщин, ближайших родственниц покойного. И здесь повторяется всё то же самое, что и в мужском варианте, только что описанном нами.

Женщины, принимающие соболезнование, а также приходящие с соболезнованием женщины, одеты в длинные платья, на головах платки, закрывающие волосы и шею.

Тезет длится от нескольких дней до месяца. Это зависит от того, какой человек умер: известный или не очень.

Пришедших выразить соболезнования не задерживают ни минуты, потому как народ идёт со всех сторон непрерывно. Зятья, названные братья или близкие родственники привозят скот: баранов, быка.

Обычный «стандарт», это мешок муки и баран. Но не всегда это принимается. От подарка могут отказаться ввиду особой состоятельности или по завещанию покойного: не брать у людей ничего. Или же по другим, известным только близким покойного и дарителям, причинам.

Между тем, на заднем дворе уже зарезана скотина. Обычно режут корову. Мясо разделено на части по полтора-два килограмма и роздано по соседям, родственникам и бедным. Это милостыня за покойного. Называют её «Красной милостынёй»

В огромных чугунных котлах варится порезанная большими кусками говядина. Это мясо на вечер для тех, кто будет исполнять поминальный зикр - религиозный обряд. А тем временем во дворе рекой течет человеческий поток.

Вместе с мужчинами приходят и женщины, они одеты, как мы уже упомянули, в более закрытую, нежели повседневная, одежду. У ворот мужчины и женщины разделяются.

Всхлипывающих, причитающих, а некоторых уже и кричащих в голос женщин, успокаивая, ведут на женскую половину. Там всякий раз появление новых родственниц сопровождается громким взрывом женского плача, иной раз такой силы, что старики присылают человека, который успокаивает женщин, доводя громкость их плача до терпимого звучания.

Постепенно и он затихает, переходя в слова соболезнования, сожаления, сочувствия, обмену новостями и так далее до новой партии.

Желающие взглянуть на усопшего, близкие, друзья, могут пройти в комнату, где лежит покойник. В большой комнате, которую обычно освобождают от мебели, на полу расстелены ковры. На коврах уже выкупанное, обёрнутое в белый саван с головой и обрызганное различными благовониями, лежит тело усопшего.

Пришедшему в последний раз взглянуть на близкого человека и попрощаться, открывают лицо покойного. В этот момент обычно читается молитва или говорится несколько слов прощания, после чего голову покойного вновь покрывают саваном.
Между тем, на сельском кладбище идёт энергичная работа, молодёжь, посланная с утра, копает и подготавливает последнее пристанище человека - могилу. Чеченские могилы подготавливают несколько необычно.

Яма направлением на юг - два метра в низ и в левой части делается подбой сантиметров шестьдесят, в виде небольшой площадки-ложа, с приподнятым изголовьям, куда и кладут покойника, повернув лицом к стене, на правый бок, причём развязывают саван у головы и подсыпают землю под щеку покойного. Но пока этого всего не произошло, вернёмся во двор, где происходит тезет.

Если человек умер ночью или утром до обеда, то до вечера он должен быть уже в могиле. Если после обеда, то похороны переносятся на следующий день, а всю ночь у тела усопшего читаются молитвы. Вот, в толпе чувствуется какое-то движение: старшие получили сведения, что могила готова, камень (памятник) готов, доски готовы.

Доски эти используют в могиле, устанавливая вплотную друг к другу наискосок, ограждая место, где лежит покойный, от засыпаемой земли. Все приготовления закончены. Тогда старики отдают команду, что бы выносили тело.

Барам (четырёхугольные обитые тонкой кожей или дерматином с длинными ручками носилки) вносят в дом, устилают ковром, на который кладут тело покойного, покрывают его чёрной буркой и выносят во двор.

Во дворе носилки с покойником кладут в центре и люди со всех сторон окружают их. Старший из стариков, который руководит процессом, обращается к людям: «Сегодня мы хороним человека, нашего брата (сестру) из такого то рода, из такой фамилии, дочь или сына, таких-то, таких-то».

Не важно, что родителей покойного никто никогда не видел. Бывают такие покойники, которым за сто и более лет, но их имена и их деяния люди знают также хорошо, как будто бы жили с ними в одно время.

«Этот человек прожил столько-то лет среди вас и умер от такой-то такой болезни. Я прошу вас, тех, кто жил рядом с ним и знал его, засвидетельствовать перед Богом и людьми о его достоинствах и недостатках, всех тех, кого покойник ненароком обидел или не уважил, я прошу, сегодня простить его.

Если он был чьим-то должником или ему должным, просим объявится: или простить долг или зафиксировать перед его домочадцами и нами, отвечающими за его деяния перед Богом и людьми. Если до сих пор кто-либо не знал, то мы объявляем: это был (была) сын (дочь) такого-то, из рода и фамилии такого-то».

После этого выступления берут слово соседи, друзья, близкие которые вспоминают о тех или иных трагических, смешных или славных и достойных делах покойника. Прощают ему и просят Бога, что б он был так же милостив к их товарищу, который сегодня должен предстать перед ним. Затем просят жену (если умер муж) или мужа (если умерла жена) сказать последнее слово, попрощаться.

Если умерла женщина, то её муж или его родственники, которые старше его, благодарят родственников покойной, за всё. При этом отмечаются её личные качества, такие как умение сказать доброе слово, гостеприимство и преданность своей семье.

Если умирает мужчина, то родственники его жены так же произносят слова благодарности за то, что он был хорошим зятем и сумел создать настоящую родственную связь. Они благодарят за родство, которое принесло им огромную пользу и прибавило многочисленных родственников, которые тоже очень достойные людьми.

После того, как большинство присутствующих высказались, старший родственник благодарит людей за хорошие слова и отдаёт команду: покойного пора нести на кладбище.

Носилки поднимают на плечи десяток молодых людей (это самые близкие и родные люди покойного) и процессия выходит со двора на улицу. Все это сопровождается плачем и причитаниями женщин: «Прощай нана или дада, (чеч. - мать, отец) да попадёшь ты в рай, не оставляй меня». Произносится и много других восклицаний, на которые гораздо разбитое сердце женщины. Женщины останавливаются у ворот. Дальше похоронная процессия состоит из одних только мужчин.

Женщины не должны видеть, как рождённое ими кладут в землю.

На улице формируется колона, впереди которой несколько десятков стариков. За ними несут носилки с телом, а там уже и вся процессия, построенная в шеренги по семь, восемь, десять человек. Иногда толпа занимает всю ширину улицы, а в самой процессии насчитывается несколько сотен человек. В небо взвивается чистый звонкий молодой голос, выпевающий Салават-молитву, а сотни мужских голосов подхватывают её.

Чётко и явственно слышатся слова: «Господи, прости грехи нашему бедному брату» и т.д. Если встречаются идущие на встречу женщины, то они останавливаются, отворачиваются и, прижавшись к забору или стене, пропускают процессию, прикрыв лицо платком. Так с пениями и молитвами процессия доходит до кладбища.

Перед воротами кладбища колона останавливается. Старики, став перед воротами, произносят молитву. Они приветствуют всех усопших на этом кладбище и просят Бога простить им их грехи. Затем вносят тело на территорию кладбища, кладут носилки на пышную могильную траву и, выстроившись в ряды перед телом покойного в десять - пятнадцать, а то и двадцать рядов, совершают погребальную молитву.

После молитвы они в последний раз спрашивают окружающих: есть ли у кого-либо, что сказать из слов напутствия.

Потом тело покойного переносят к могиле и, наклонив ту часть, где голова, вперёд, бережно опускают покойника в руки тех двух-трёх человек, которые стоят в могиле. Ковёр, подушка, бурка, всё это убирается.

В могиле тело укладывают на приготовленное земляное ложе. Все эти действия никто не должен видеть. Никто не должен заглядывать в могилу. Для этого, присев на корточки, бурку за концы над могилой держат четыре парня.

После завершения всех процедур в могиле, из-под ложа усопшего, наверх передают в горстях землю, в которую, прижав к губам, читают молитву. Потом эту землю отдают опять в могилу: развязав саван, ее подсыпают под щёку и на тело покойного.

Затем в могиле остаётся один человек, который сооружает из досок или глинобитных кирпичей своеобразный заслон того места, где лежит тело. Получается наглухо закрытая ниша, куда не попадает засыпаемая в могилу земля.

Близкие бросают по горсти земли и молодёжь, двадцать-тридцать человек, сменяя друг друга, в несколько минут насыпают и выравнивают большой могильный холм. Тут же, если готов, устанавливают памятник, а если нет, то временное надгробье. Все мерки, шнурки, хворостинки, использованные при устройстве могилы, бросают в неё перед засыпкой.

Когда могила готова, по её четырём углам на маленькие стулья садятся старики, умеющие читать, надобные в таких случаях, суры из Корана.

Закончив чтение, они зовут людей и уже все вместе, став вокруг могилы, негромким хором, по двести, триста, а то и более раз, читают определённые короткие молитвы.

После могилу поливают из маленького кувшина водой, разбрызгивая её всю верхнюю часть могилы. На это большинство уходят и возле могилы остаются только сын, брат, отец, и чуть поодаль самые близкие друзья.

В первую пятницу после похорон, на кладбище приходят женщины. Они трогают могилу женскими руками, выравнивают её, делая ровными и аккуратными углы, сажают деревца, украшают плоскими камешками.

Чинкейр Сэйд-Мохьмад





Метки:

Нохчалла - это умение строить свои отношения с людьми, ни в коей мере не демонстрируя своего превосходства, даже будучи в привилегированном положении. Напротив, в такой ситуации следует быть особо учтивым и приветливым, чтобы не задеть ничье самолюбие. Так, сидящий верхом на лошади должен первым поздороваться с пешим. Если же пешеход старше всадника, всадник обязательно должен сойти с коня. Нохчалла - это дружба на всю жизнь, в дни печали и в дни радости. Дружба для горца - понятие святое. Невнимательность или неучтивость по отношению к брату простится, но по отношению к другу - никогда!

Нохчалла - это особое почитание женщины. Подчеркивая уважение к своим родственникам, мужчина сходит с коня прямо при въезде в село, где они живут. Вот притча о горце, который однажды попросился на ночлег в дом на окраине села, не зная, что хозяйка была дома одна. Она не могла отказать гостю, накормила, уложила его спать. Наутро гость понял, что в доме нет хозяина, а женщина сидела всю ночь в передней у зажженного фонаря. Умываясь второпях, он случайно задел руку хозяйки мизинцем. Уходя из дома, гость кинжалом отрубил этот палец. Так беречь честь женщины может только мужчина, воспитанный в духе нохчалла.

Нохчалла - это неприятие любого принуждения. Чеченец издревле с мальчишеских лет воспитывался защитником, воином. Самый древний вид чеченского приветствия, сохранившийся и ныне, - "Приходи свободным!" Внутреннее ощущение свободы, готовность отстоять ее - это нохчалла.

При этом нохчалла обязывает чеченца проявлять уважение к любому человеку. Причем уважение тем большее, чем дальше человек по родству, вере или происхождению. В народе говорят: обида, которую ты нанес мусульманину, может быть прощена, ибо возможна встреча в Судный день. Не прощается обида, причиненная человеку иной веры, ибо такой встречи не будет никогда.

Ночхалла - это то, чему следует чеченец добровольно. В этом понятии - формула того, каким должен быть настоящий чеченец.

Доисламские народные обычаи, связанные с праздниками сельскохозяйственного календаря

Обряд призывания дождя

Крестьянин всегда живет заботами об урожае. Поэтому засуха - его враг. По старинному чеченскому поверью, надежное средство против засухи - змея. Как известно, змеи выползают особенно охотно в дождливые дни, отсюда и возникла вера в их связь с желанной небесной влагой. Чтобы вызвать дождь, чеченцы убивали и подвешивали змей. Вестницей непогоды в народных представлениях считалась и ворона, поэтому, чтобы вызвать дождь, нужно было разрушить воронье гнездо. Среди известных древних чеченских обрядов призывания дождя - пропахивание русла пересохшей речки. Этот обряд исполняли раздельно женщины и мужчины. Мужчины собирались во дворе удачливого и почитаемого в селе человека, впрягались в плуг и протаскивали его вдоль и поперек русла речки. При этом все старательно обливали друг друга водой. Женщины, придя к речке, два-три раза протаскивали плуг по ее дну, при этом сами падали в воду и обливали друг друга, а также старались столкнуть в речку проходящих мужчин. Затем женщины, "пахавшие реку", ходили по селу, а их одаривали деньгами или продуктами. Языческий смысл жертвоприношения имел обряд призывания дождя, при котором подростка наряжали, как сноп зеленой травы. Его водила по улицам села толпа молодежи в вывернутых наизнанку тулупах. При этом все веселились, так как не видно было, кто же спрятан под травой. Ряженый тоже почти ничего не видел, так как голову его закрывали свисающие до земли ветки бузины, или сноп конопли, или мешок с отверстиями для глаз, покрытый травой. Считалось, что бросание камешков в реку, сопровождаемое чтением молитвы, также помогает вызвать дождь. Вода, омывшая камешки, потечет к морю и вернется оттуда дождем. В горной Чечне в этом обряде участвовала обычно мужская часть населения. Старики во главе с муллой молились, а молодежь собирала камни-голыши. Камни складывали около грамотных жителей, умеющих читать Коран, которые нашептывали над ними молитву, а затем откладывали их в сторону. После этого молодежь сбрасывала камни в воду. Иногда эти камешки складывали в мешочек и опускали в воду. По окончании обряда резали жертвенных животных и устраивали общую трапезу.

Праздник громовержца Села

По старинной доисламской народной чеченской легенде, при сотворении мира огонь был только в одном очаге, и хозяином этого очага являлся бог Сeла. Однажды вор пробрался к нему, чтобы украсть огонь. Разозлившись, Сeла бросил в него головешку, угольки от которой упали на землю. И если бы не эти угольки, земля осталась бы навечно холодной. Почитая могущественного бога, чеченцы стали называть молнии - факел Сeла, а радугу - лук Сeла. Его именем назывался месяц май, его день недели - среда. В этот день запрещено было давать из домашнего очага кому-либо даже один уголек, нельзя было также выкидывать золу. На территории Чечни сохранились развалины храмов и святилищ, посвященных богу Сeла. Далекие предки современных чеченцев уважительно называли этого бога "благочестивый Сeла", "светлый, чуткий Сeла", "бог звезд, молнии и огня". В те времена умершего от удара молнии человека весьма почитали и хоронили в склепе из тесаного камня в полном вооружении и сидя. Место, где был убит молнией человек или животное, считалось священным. Целебной считалась вода, принесенная из святилища бога Сeла. Жрецы давали ее пить больным по ложечке и лечили этой водой глаза. Чеченский народный праздник в честь громовержца Сeла отдельными элементами напоминал праздник христиан в честь Ильи-пророка. Для празднования отводилась одна из сред месяца Сeла - в период с 22 мая по 22 июня. Церемония праздника у святилища включала приношения богу Сeла и молитвы. Примерно такие: "Небо часто заставь греметь. Заставь солнце целительно греть. Пролей дождь маслом, взрасти посеянное. Осенью не дай дуть быстрому ветру". Другой вариант молитвы: "Сeла, сбереги людей от бед, вреда, сбереги наши посевы от града, потопа, дай нам богатый урожай".

Праздник богини Тушоли

Культ богини Тушоли был распространен в глубокой древности. Тушоли - богиня весны, плодородия и деторождения. Праздник в честь богини проходил в последнее воскресенье первого месяца весны. К этому дню прилетала главная вестница весны - птица удод. Чеченцы называли ее "курица Тушоли" и почитали как священную птицу. Ее нельзя было убить, разве только с разрешения жреца в лечебных целях. Хорошей приметой считалось, если удод совьет гнездо на чердаке или где-либо во дворе. К празднику Тушоли приурочивали выбор невест. Старшее поколение всячески содействовало бракам, заключенным в этом месяце, считая, что они - самые счастливые. Почитая Тушоли как покровительницу плодородия и чадородия женщины просили богиню: "Тушоли, дай нам благодать свою. Сделай так, чтобы неродившие родили детей, а родившихся оставь в живых. Пошли нам обильный урожай, пошли дождь масляный, солнце лекарственное" . В древности праздник Тушоли был связан с обрядами, которые проводились в святилищах, где жрецы хранили идол богини и особую хоругвь. Древко для хоругви вырубалось только в заповедной роще, куда нельзя было ходить без разрешения жреца и не разрешалось рубить деревья и пасти скот. Люди приносили в святилище в честь праздника подарки: оленьи рога, пули, восковые свечи. Приношения освящал жрец, одетый обязательно в белое. В период распространения в Чечне ислама культ богини Тушоли был официально запрещен. Но праздник Тушоли остался как народный женский и детский праздник.

Праздник выхода плуга

Праздник выхода плуга проходил в четвертый день Праздника весны. Он отмечался в течение двух дней. Первый день был посвящен ритуальной вспашке поля и севу. Традиционный порядок этого дня: запрягание волов, проводы пахаря, проведение ритуальной борозды, сева, общественная трапеза, увеселительная часть. Выбранный для ритуала пахарь должен был строго соответствовать следующим требованиям: быть "несущим изобилие", быть "честным тружеником", быть "человеком легкой и счастливой руки". Не всякий соглашался на эту почетную работу, опасаясь обвинения односельчан в случае неурожая. Интересно, что наряду с перечисленными качествами пахарь, выбранный для ритуала, должен был обладать и рядом других признаков: например, быть средней полноты и волосатым. Волов для ритуальной вспашки специально украшали. Их шею и рога смазывали маслом, остригали шерсть вокруг рогов, вбивали в них от сглаза медные затычки, на рога и хвост навешивали красные ленточки. С полными ведрами воды (заранее выйдя из дома) встречала жена пахаря процессию, идущую в поле. А участников обряда, возвращавшихся домой, обязательно старались обрызгать водой. Это делалось в качестве пожеланий хорошей погоды и обильного урожая. На второй день праздника устраивались скачки и различные состязания. Принято было также, чтобы каждая семья перед началом основной пахоты и сева устроила малую жертву - раздачу в три дома различных продуктов растительного происхождения.

Праздник весны

С глубокой древности чеченцы приурочивали начало сельскохозяйственного года ко дню весеннего равноденствия - 22 марта. Этот день был важным весенним праздником. В ходе подготовки к нему в хозяйстве наводили особую чистоту. Женщины все тщательно чистили, мыли, белили дом изнутри и снаружи, убирали во дворах. Всю бронзовую и медную посуду натирали до блеска и выставляли во двор, считая, что красный цвет меди призывает солнце. В сам праздничный день все, включая грудных детей, поднимались до рассвета и выходили во двор, навстречу восходящему солнцу. Этот праздник предполагал обилие еды для всех. Накормлены должны были быть не только домашние, но и сироты, одинокие старики. В этот день особенно сытно кормили скотину, на улице рассыпали зерно для птиц, на чердаке и во всех темных углах дома бросали крошки. Считалось также, что если обновить на праздник одежду, то это поможет весь год ходить в новом. Праздничные развлечения вечером проходили у костров, символизирующих солнце. Костры могли быть семейные или для всей улицы и даже для всего села. Их разжигали молодые люди, стараясь, чтобы костер был побольше и поярче. Через костры прыгали юноши и взрослые мужчины, демонстрируя храбрость и вместе с тем как бы "очищаясь" огнем.

Новый год

История традиций новогоднего праздника восходит к глубокой древности. Тогда важным новогодним ритуалом было обновление огня в очаге. Именно на новом огне должно было быть сварено и испечено все необходимое для праздника. Еще один ритуал - укладывание длинного, неразрубленного бревна в очаг. Длина бревна определяла продолжительность праздника. В том доме, где бревно, прогорев, сокращалось до таких размеров, что за ним можно закрыть дверь, начиналась вечеринка с обильной едой, питьем, танцами, представлениями клоунов или артистов. Поскольку бревна рано или поздно укорачивались во всех очагах, то праздник приходил в каждый дом. Новогодние бревна заготавливались заранее: дерево, чаще всего дуб, сушили на корню. Использование фруктовых деревьев считалось большим грехом. Далекие предки чеченцев верили, что в новогоднюю ночь активизируется нечистая сила, поэтому, защищаясь от нее, раскладывали в хлевах и жилых помещениях в качестве оберегов железные предметы. Обильный новогодний стол, по народным представлениям, был гарантией благополучия семьи в наступающем году. С этой целью сытно кормили в новогоднюю ночь все живое, вплоть до мышей. К празднику пекли хлебы из пшеничной муки. Самый главный - большой ритуальный хлеб - имел форму диска с лучеобразными линиями, идущими от центра. Кроме того, пеклись пироги с различной начинкой: для старшего в семье - четырехугольной формы, для гостей - круглые. В сдобные хлебы клали монеты, хлебные зерна, кусочек шерсти, по которым гадали: кто чем будет богат в новом году. В новогоднюю ночь были приняты и другие гадания. Для одного из них специально выбранный человек отправлялся в святилище. Там он лежал на животе всю ночь, приложив ухо к земле. Наутро этот человек толковал то, что услышал. Интересно, что аналогичное гадание есть и у русских. В ночь на Рождество русский крестьянин идет на перекресток, чертит круг и припадает ухом к земле. Если он "слышит" шум нагруженных саней, это к урожайному году, если ненагруженных - к неурожаю. Уникальное древнее чеченское гадание - на бараньей лопатке. При гадании смотрели на свет сквозь лопатку и по пятнам на кости предсказывали урожай, погоду и даже семейные события (свадьбы, роды, похороны). Похожее на это гадание известно в культуре китайцев. Ночь под Новый год считалась особенно благоприятной для гаданий о замужестве. Для одного из них девушка пекла три очень соленых маленьких хлебца; два из них клала под подушку, а один съедала. По примете, будущий муж - тот, кто подаст девушке во сне воду. Под Новый год в чеченских селах ходили ряженые - молодые люди или подростки в шубах наизнанку, в войлочных масках с рогами или с вымазанными сажей лицами. Обычай рядиться и колядничать, кстати, интернациональный - он сохранился по сей день во многих странах Европы и в Америке. А вот скачки в третий день новогоднего праздника были чисто чеченским обычаем. Первым трем победителям-наездникам полагались призы: верховая лошадь, седло, уздечка и плетка или что-нибудь из одежды. Для современных чеченцев новогодний праздник не связан с народным сельскохозяйственным календарем. Он не входит и в исламскую традицию. В новогоднюю ночь люди просто собираются за столом, чтобы проститься с прожитым годом и встретить новый, с которым связывают свои мечты и надежды на лучшее.

Современные обычаи и традиции

Мужской этикет

Основные нормы поведения чеченского мужчины отражает понятие "нохчалла" - см. раздел 1. Но для отдельных бытовых ситуаций также существуют сложившиеся веками традиции и обычаи. Они нашли отражение в чеченских пословицах и поговорках о том, как должен вести себя хозяин, муж, отец...

Немногословие - "Не знаю, нет - одно слово; знаю, видел - тысяча слов".

Неторопливость - "Быстрая речушка до моря не дошла".

Осторожность в высказываниях и в оценках людей - "Рана от шашки заживет, рана от языка - нет".

Выдержанность - "Несдержанность - глупость, терпение - воспитанность".

Сдержанность - основная характеристика чеченского мужчины практически во всем, что касается его домашних дел. По обычаю, мужчина не будет даже улыбаться жене при посторонних, не возьмет при посторонних ребенка на руки. Он очень скупо отзывается о достоинствах жены, детей. При этом должен строго следить, чтобы на жену не пали никакие мужские дела и обязанности - "Курица, начавшая петь по-петушиному, лопнула". Чеченец как на особо тяжкое оскорбление реагирует на нецензурную брань, особенно если в ругательстве фигурирует женщина. Это связано с тем, что самый большой позор, если женщина из семьи позволила себе какие-либо отношения с посторонним мужчиной. В республике хоть и редко, но имелись случаи самосуда над женщинами за вольное поведение. В понятие мужской красоты чеченцев входят высокий рост, широкие плечи и грудь, тонкая талия, худощавость, быстрая походка. "По походке узнаешь, каков он", - говорят в народе. Особенную, знаковую нагрузку несут усы - "Если ты не ведешь себя как мужчина, не носи усов!" Для тех, кто носит усы, к этой строгой формуле прилагаются три запрета: не плакать от горя, не смеяться от радости, не убегать ни при какой угрозе. Вот так усы регламентируют поведение чеченского мужчины! И еще одно. Рассказывают, что идущего сдаваться в плен предводителя восставших горцев Шамиля несколько раз окликнул его верный сподвижник. Но Шамиль не обернулся. Когда потом его спросили, почему он не обернулся, он ответил, что его застрелили бы. "Чеченцы не стреляют в спину", - пояснил Шамиль.

Особые цифры - 7 и 8

В одной из чеченских сказок говорится о юноше Султане, ухаживавшем за девушкой ровно 8 лет. Грудному ребенку, по чеченским обычаям, нельзя показывать зеркало до восьмимесячного возраста. В вайнахском варианте мифа об Адаме и Еве первые мужчина и женщина разошлись в разные стороны, чтобы найти себе пару; Ева сказала, что на своем пути она перешла через восемь горных хребтов. Чеченская традиция предполагает знание женщиной восьми поколений предков по материнской и по отцовской линии. Мужчине обязательно знание семи предков. Эти примеры показывают, что с женщиной чеченцы ассоциируют цифру 8, а с мужчиной - цифру 7. Семерка состоит, по существу, из единиц. Восьмерка же, состоящая из четырех двоек (иначе - из пар) отражает материнство, принцип порождения себе подобного. Таким образом, цифровая символика показывает пришедшее из глубокой древности особое, превалирующее место женщины в обществе по сравнению с мужчиной. Это же подчеркивает и известная чеченская пословица: "Портится мужчина - портится семья, испортится женщина - портится весь народ". Чеченцы придают особое значение наследственности по женской линии. Так, выражение "материнский язык" употребляется, когда отмечают достойное поведение человека, а выражение "материнское молоко" - когда осуждают за неблаговидный поступок. И по сей день чеченец вправе взять себе жену любой национальности, но не поощряется выход чеченки замуж за иноплеменника.

Взаимопомощь, взаимовыручка

При встрече каждый чеченец первым делом спросит: "Как дома? Все ли живы, здоровы?" При расставании считается правилом хорошего тона спросить: "Нужна ли моя помощь?" Обычай трудовой взаимопомощи уходит корнями в глубокую старину. В те времена суровые условия жизни заставляли горцев объединяться для сельскохозяйственных работ. Крестьяне связывались одной веревкой, чтобы выкосить на отвесном склоне горы траву; всем селом отвоевывали у гор участки под посевы. В любом несчастье, особенно если семья теряла кормильца, село брало на себя заботу о потерпевших. Мужчины не садились к столу, пока часть еды не была отнесена в дом, где нет мужчины-кормильца. Приветствие молодого человека старшему по возрасту обязательно включает предложение помощи. В чеченских селах принято, если пожилой человек начинает какую-то работу по хозяйству, по-соседски принять в этом участие. И зачастую начатое дело закачивают именно добровольные помощники. Традиция взаимной поддержки выработала в народе отзывчивость на чужое несчастье. Если в доме горе, то все соседи открывают настежь ворота, показывая тем самым, что горе соседа - его горе. Если в селе кто-то умирает, все односельчане придут в этот дом выразить соболезнование, оказать моральную поддержку, а если надо - и материальную помощь. Похоронные хлопоты у чеченцев полностью берут на себя родственники и односельчане. Человек, какое-то время отсутствовавший в селе, по приезде получает полную информацию о произошедших без него событиях, в том числе и о несчастьях. И первым делом по приезде он идет выражать соболезнования. "Лучше сосед поблизости, чем родственники вдали", "Чем жить без любви людской, лучше умереть", "Единство народа - несокрушимая крепость", гласит чеченская мудрость.

Гостеприимство

Согласно легенде, пращур чеченцев Нохчуо родился с куском железа - символом воинской доблести - в одной руке и с куском сыра - символом гостеприимства - в другой. "Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать", "Гость в доме - радость"... Множество поговорок, легенд, притч посвящено у чеченцев святому долгу гостеприимства. Особенно ярко проявляется гостеприимство в сельском быту. Для приема гостей в каждом доме имеется "комната гостя", она всегда наготове - чистая, со свежей постелью. Никто ею не пользуется, даже детям запрещается играть или заниматься в этой комнате. Хозяин должен быть всегда готов накормить гостя, поэтому в любые времена в чеченской семье специально откладывали на этот случай продукты. Первые три дня у гостя не положено ни о чем спрашивать. Гость живет в доме на правах почетного члена семьи. В старину в знак особого уважения дочь или невестка хозяина помогали гостю снимать обувь, верхнюю одежду. Сердечно-щедрый прием оказывают хозяева гостю за столом. Одно из основных правил чеченского гостеприимства - защита жизни, чести и имущества гостя, даже если это связано с риском для жизни. Гость не должен предлагать платы за прием, но он может сделать подарки детям. Обычаю гостеприимства чеченцы следовали всегда. И проявляли его к любому доброму человеку, независимо от его национальной принадлежности.

В семейном кругу

Отношение к старшим.

Родственные обязанности.

Чеченские семьи многодетны. В одном дворе или в одном селе часто живут со своими семьями несколько братьев. Правила родственных взаимоотношений складывались на протяжении веков. Вот каковы они в общем виде. В семье любые конфликты ситуации разрешают старший во дворе мужчина или женщина. Мать детей, если их обидели, никогда не должна жаловаться мужу. В крайнем случае она может обратиться к родственнику мужа. Как правило, на детские обиды и ссоры принято не обращать внимание. Чеченские дети знают, что дядя с готовностью откликнется на любую их просьбу и поможет. Он может отказать своему ребенку, но без очень серьезных оснований никогда не оставит безответной просьбу детей своих братьев и сестер.На старшее поколение возложена ответственность за укрепление семейных уз. Родители должны поддерживать атмосферу согласия в семьях сыновей. Особая корректность требуется по отношению к невестке. Свекор обязан быть деликатным по отношению к женам своих сыновей: в их присутствии нельзя употреблять спиртное, браниться, нарушать принятую в чеченской семье форму одежды.

Честь семьи.

У чеченцев принято относить заслуги и недостатки человека на счет всей его семьи. Неблаговидный поступок заставит многих родственников "почернеть лицом", "опустить голову". О достойном поведении говорят обычно: "Другого от людей этой семьи нельзя было ожидать". Чеченцы прививают своим детям качество "яхь", которое имеет значение здорового соперничества - в смысле "быть лучше всех".

Адат в современной Чечне

Адат (от арабского "обычай") - обычные (неписанные) законы мусульман. Нормы адата складывались во времена родоплеменных отношений. Адат регулировал жизнь общины, брачно-семейные отношения. Саид-Магомед Хасиев в статье, опубликованной в газете для чеченской диаспоры "Даймехкан аз" ("Голос Отчизны"). С-М. Хасиев пишет: "Есть адаты, возвышающие достоинство человека, помогающие ему стать лучше. Им противостоят адаты, которые чеченцы называют горско-языческими (ламкерстами). Их не придерживается основная часть общества. Вот пример, связанный с народной легендой. Как-то абрек Зелимхан встретил на горной дороге женщину, охваченную горем. Он спросил, что случилось. "У меня отобрали младенца", - ответила женщина. Зелимхан пустился на розыски и вскоре увидел двух мужчин, которые несли ребенка. Абрек долго просил вернуть ребенка матери, заклинал Богом, предками, но безрезультатно. Когда он перешел к угрозам, мужчины зарубили младенца кинжалами. За Зелимхан их убил. По чеченским адатам нельзя поднять руку не только на младенца, но и на несовершеннолетнего подростка, на женщину, на старика. Они не входят в круг мести. Однако те, кто следует горско-языческим адатам, могут во имя мести убить даже женщину.

Отношение к женщине

У чеченцев женщина-мать имеет особый общественный статус. Мужчина только хозяин дома, а она издревле является хозяйкой огня, а самое страшное чеченское проклятие - "чтобы погасло в твоем очаге пламя". Только женщина может остановить поединок мужчин на почве кровной мести. Если там, где льется кровь, появляется женщина, смертельная схватка может прекратиться. Женщина может остановить вражду, сняв с головы платок и бросив его между сражающимися. Стоит кровному врагу прикоснуться к подолу любой женщины, как оружие, направленное на него, уберут в ножны: теперь он под ее защитой. Дотронувшись губами до груди женщины, любой автоматически становится ее сыном. Чтобы прекратить ссору, женщина давала своим детям вынести зеркало к рубящимся - это действовало как запрет на междоусобицу. По традиции, мужчина, оберегая женщину, всегда идет впереди нее. У этого обычая древние корни: в старину на узкой горной тропе могли быть очень опасные встречи - с грабителем, диким зверем... Мужчина шел впереди своей женщины, и был готов в любую минуту защитить ее. Женщин чеченцы приветствуют только стоя. Если мимо проходит пожилая женщина, долг любого человека встать и поздороваться первым. Позором считается неуважение к матери и ее родственникам. Для зятя почитание родственников жены считается добродетелью, за которую бог без суда может отправить в рай.

Свадебный обряд

Чеченский свадебный обряд - это череда представлений, в которые входят пение, танец и музыка. Когда за невестой отправляются и привозят ее в дом жениха односельчане, родственники, друзья звучит музыка. На этом этапе свадьбы происходят и другие представления. Так, например, родственники невесты задерживают свадебный поезд, перегораживая путь буркой или протянутой через улицу веревкой, - нужно заплатить выкуп, чтобы проехать. Другие пантомимы происходят в доме жениха. На пороге дома заранее положены войлочный ковер и веник. При входе невеста может перешагнуть их или убрать с дороги. Если уберет, значит, умна; если перешагнет, значит, не повезло парню. А вот невесту сажают в почетный угол у окна под специальную свадебную занавеску, ей дают на руки ребенка - чьего-то сына-первенца. Это пожелание, чтобы у нее родились сыновья. Невеста ласкает ребенка и дает ему что-нибудь в подарок. Гости приходят на свадьбу с подарками. Женщины дарят отрезы материи, коврики, сладости. Мужчины - деньги или баранов. Мужчины обязательно вручают подарок сами. Потом начинается пышное застолье.... После угощения - опять представление. К гостям выводят невесту, у которой они просят воды. Все что-то говорят, шутят, обсуждают внешность девушки, ее задача - не разговориться в ответ, ведь многословие - признак нескромности. Невеста лишь может предложить гостям выпить воду и пожелать всем здоровья. На третий день организуется еще одно представление. Невесту с музыкой и плясками ведут к воде. Сопровождающие бросают в воду лепешки, затем расстреливают их, после этого невеста, набрав воды, возвращается домой. Это старинный обряд, который должен обезопасить молодую женщину от водяного. Ведь она каждый день будет ходить по воду, а водяного приманили уже угощением и "убили". В этот вечер совершается регистрация брака. В ней участвует доверенный отца невесты и жених. Мулла от имени отца дает согласие на вступление его дочери в брак, а на следующий день невеста становится молодой хозяйкой дома. По чеченскому обычаю, жених не должен показываться на собственной свадьбе. Он в свадебных играх не участвует, а веселится в это время в компании друзей

Чеченская жизнь.
Свадьбы и Похороны.
Чеченские родственные связи очень крепки. Редко найдёшь человека, который не знал бы историю хотя бы прадедушки. Да и фамилии, под которыми мы живём – это не что иное, как имена взрослых людей, живших в начале века на нашей территории. Например, я знаю прадедушку в двенадцатом поколении – ШИШЛИ, который жил в 17 веке. И таких людей не мало, знающих свою родословную. Безусловно – это хорошо. Но у каждой медали есть две стороны. Что же мы имеем с обратной стороны: это – бремя.. Да, бремя поддержки родственных связей. Я не говорю, что это плохо, наоборот Ислам требует поддержки родственных отношений. Хадис Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует): Тот, кто разрывает родственные связи, тот не из нас (не из нашей Уммы).
Только подумайте, скольких людей я считают родными по крови! А у каждого есть ещё семьи. В результате, происходит вот что: свадьба любого из ближайшего из них – это почти всегда присутствие. А смерть одного из них, а может и меня когда – нибудь, если будет на то воля Всевышнего Аллаха – это обязанность присутствовать на похоронах. Помимо, родственников есть друзья, знакомые, коллеги. Если свадьбу можно и игнорировать иногда, то про похороны этого не скажешь. Я живу в городе, и похороны не прямых родственников часто проходят без меня. Чего не скажешь о двоюродных и троюродных братьях, а равно и их сестёр и жён. Если в селе в любом конце, или же в соседнем селе похороны, мужчины должны стоять на похоронах по три дня, иногда меньше, иногда больше, а женщины оплакивать усопшего. А если своих (начиная от отца, матери, сына, дочери, что естественно, до троюродных дядей) хоронят, то три дня, похороны, а ещё до поминок дня три-четыре они заняты круглые сутки. Не бывает в неделю меньше двух-трёх похорон в четырёх по соседству сёлах. У всех родственники по отцовской или материнской линии – это минимум два раза два дня от рассвета до заката стоять на похоронах. Вот и слышишь на одних похоронах: а ты был там-то и там-то? У них же тоже несчастие приключилось. И приходится посещать таких-то, выразить сочувствие. Учитывая то обстоятельство, что нас Чеченцев становится всё больше и больше (семьи-то большие) становится страшно за будущее. Считаю, что надо как-то упрощать проведение похорон. Например, в первый день до захоронения умершего, быть на похоронах. А два других дня приходить лишь отметиться, скажем минут на десять. Лишь ближайшие наследники, остаются, априори, на похоронах. Женщинам бы я вообще запретил ходить на похороны. Я вообще не понимаю, что они делают три дня и ночи с трёхразовым питанием, что они проводят в доме умершего. .Вроде богоугодными делами они не занимаются. Лишь самые близкие из них оплакивают усопшего.

Смерть родного человека- это как психологический, так финансово-моральный удар по его наследникам. По прошествии обычно 5-6 дней, проходят поминки. Раньше, я помню – это было скромным мероприятием со скудным бюджетом. А теперь? каким только снадобьем не угостят!! Пиршество, да и только! А что делать тому, кто не может позволить такое раздолье? И он, бедняга, чаще на последние деньги, пытаясь не ударить лицом в грязь, дотягивается до этой вожделенной «планки». А ведь завтра ему всё это ой как аукнется.
Ислам призывает нас к разумному воздержанию во всём. Даже саван, в который заворачивают усопшего, желательно, чтобы он был не новым, а постиранной тканью, так как тому он как бы уже не нужен, а транжирить деньги на ветер за зря – грех. Ислам призывает родственников или соседей тех, у кого произошло несчастие, накормить и морально поддержать тех, в чьих домах похороны. Как говорится с ног на голову!