Соотношение параметров роста и массы тела ребенка. Поводы для беспокойства

О чем ваш проект?
Наш проект создан специально для не опытного человека в сфере медицина, у нас вы всегда сможете проконсультироваться с специалистом по тем или иным вопросам связанным со здоровьем человека. На сайте есть энциклопедии для изучения мед. терминов, а также . Ниже идут новости.

Средство против рака, новое

Размещено: 2007-12-04

Профессор Рэнджнекар считает, что предстоит еще не мало исследований в этой области, прежде чем можно будет с уверенностью сказать, что этот ген Par-4 будет использован для лечения раковых заболеваний у людей. Данное исследование было опубликовано в октябрьском номере журнала Cancer Research.


Операции по смене пола в Бразилии станут бесплатными

Размещено: 2007-08-24

В ближайшее время министерство здравоохранения Бразилии начнет предоставлять гражданам страны бесплатные операции по смене пола. Появление новой услуги в государственных клиниках обусловлено решением федерального суда, признавшего отсутствие лечения транссексуалов нарушением их конституционного права на бесплатную медицинскую помощь. «С биомедицинской точки зрения транссексуализм является нарушением сексуальной идентичности, и лица, страдающие этим расстройством, нуждаются в смене пола, рискуя в противном случае столкнуться с такими серьезными последствиями как психологические страдания, членовредительство и самоубийство», - отмечается в постановлении, вынесенном в среду 4-м региональным федеральным судом в прошлую среду.


Помогите, спасите Машу!

Размещено: 2007-08-17

Маша Бозененкова тяжело заболела еще в январе, хотя сама она сначала даже не догадывалась, какая у нее опасная болезнь. Просто начала побаливать правая нога. Превозмогая боль, 11-летняя девочка продолжала ходить в школу. Наступила ответственная пора учебного года. Итоги второго полугодия определяли годовые оценки. А Маша очень старалась окончить пятый класс на «хорошо» и «отлично». Еще всегда веселую, жизнерадостную Машу ждали в школьном театре и в фольклорном ансамбле, ведь Маша хорошо играет и поет.


Размещено: 2006-11-03

Автомобиль потенциально опасен для окружающих его людей, а если его водитель нетрезв, то угроза становится очень даже явной. По данным ГИБДД, в России в каждом восьмом дорожно-транспортном происшествии виноват водитель, находившийся в состоянии алкогольного опьянения. В «пьяных» ДТП ежегодно гибнут десятки тысяч людей - и эту статистику игнорировать нельзя.

Рождение ребенка – главное событие для родителей. Для оценки и контроля за его физическим развитием разработаны специальные возрастные таблицы роста и веса у детей. Приводятся цифры, которые указывают на нормативы, соответствующие определенному возрасту малыша. Очень большие или низкие значения говорят об нормативных отклонениях, отступающие от средних незначительно, обозначают соответствие нормативам.

Нормы роста и веса детей

Всемирной организацией здравоохранения было проведено Многоцентровое исследование показателей развития, направленное на определение физического развития детей, в которые вошли рост и вес ребенка по годам. Необходимость изучения вопроса продиктована изменением условий жизни, климата, что влияет на развитие детей. Весовые, ростовые показатели малышей до 5 лет зависят не только от наследственности, но и от типа вскармливания первые 24 месяца жизни. Дети, питающиеся искусственной смесью, набирали массу на 16-20% больше нормы, чем растущие на грудном кормлении.

Специалисты ВОЗ считают, что завышенные нормативы получены после рекомендаций педиатров по докорму грудничков, что привело к переходу на искусственное вскармливание, перекармливанию и ожирению. Предыдущие нормы оценивания физических показателей детей не являются абсолютной истиной. К 2006 г. ВОЗ внесла коррективы, определила новые данные, после чего были составлены возрастные таблицы роста и веса детей.

Антропометрический показатель величин тела зависит от особенностей каждого малыша. Соотношение роста и веса у детей обуславливается многими факторами: питанием, продолжительностью сна, физической активностью, генетикой. Средняя высота мужчины – примерно 178 см, женщины – 164 см. Мальчики формируются к 22-х летнему возрасту, интенсивный период роста наблюдается в возрасте 13-16 лет, девочки – до 19, активно растут от 10 до 12 лет. Подростковый период отличается резким ростовым скачком, поэтому пропорциональность тела не всегда наблюдается.

Соотношение роста и веса

Рост – это всемирный показатель, который учитывает здравоохранение при оценке развития детей. Общепринятые оценки этого параметра:

  1. Явно низкорослые – сильное отставание, возможно наличие врожденных патологий, хромосомных заболеваний.
  2. Низкорослые – большой недобор, иногда присутствует избыточная масса тела.
  3. Ниже среднего – величина небольшая, но соответствует норме.
  4. Средний (своего рода стандарт).
  5. Выше среднего – рост большой, но соответствует нормативу.
  6. Высокорослые­– наследственная предрасположенность.
  7. Завышенные – могут быть нарушения эндокринной системы.

На ростовые показатели крохи и родители, и врачи должны обращать внимание. Факторы, влияющие на высокорослость и ростовое отставание:

  1. Хромосомно-генетические – проявляются непропорциональными размерами стоп, кистей, лица, психическими расстройствами, проблемами с половым развитием.
  2. Конституционально-наследственные – нет отклонений в развитии.
  3. Раннее половое развитие (8-9 лет). Дети выше своих сверстников, но, взрослея, остаются низкорослыми по причине раннего закрытия зон роста.
  4. Эндокринно-повышенный уровень приводит к гигантизму или акромегалии.

Эндокринный контроль физических показателей детей важен для оптимального соотношения этих показателей. Дитя младшего возраста, юноша, девушка от 15 лет могут иметь следующие оценки массы:

  1. Значительный недовес – серьезное истощение организма.
  2. Низкий вес.
  3. Меньше среднего – норма, но показатели на нижних границах.
  4. Средний – индекс массы тела (ИМТ) в пределах нормы.
  5. Выше среднего – небольшой излишек массы.
  6. Завышенный – избыточный вес, ожирение.

Таблица для детей до года

Проводя измерение величины чада, нужно понимать, что до двух лет речь идет о длине малыша – потому что он не умеет ходить, стоять, после 3-4 – о росте. Обращается внимание на многие факторы. Детские параметры ­по месяцам первые 12 месяцев жизни изучает медработник. Он учитывает:

  • пол малыша;
  • физические данные при рождении;
  • наследственность;
  • перенесенное заболевание (если было);
  • наличие патологий;
  • социальные условия;
  • вскармливание (искусственный или грудной прием пищи).

Если имеет место недоношенность или маловесость, таблица роста и веса ребенка будет отличаться от детей с нормальными показателями. Годовалый кроха за 12 месяцев набирает определенную массу тела. Усредненный вариант весового показателя – 6-7 килограмм. Основная прибавка приходится на первые 6 месяцев жизни крохи. Грудничок имеет месячный прирост примерно на 1 кг. При правильном кормлении новорожденный с низким весом способен «догнать» за 6 месяцев детей с нормальной массой тела. Младенец к концу 12 месяца имеет вес от 8 до 12 кг, рост – 75-80 см.

Родители должны понимать, что приведенные в таблицах данные могут иметь отклонения примерно на 2-3 килограмма, пару сантиметров в разные стороны. Это не будет считаться нарушением нормы. Однако если имеет место неправильная организация питания, перекармливание, гормональный сбой, изменение режима дня, то отклонения будут значительными. Это серьезный повод обратиться к врачу-педиатру, пройти обследование, чтобы диагностировать верное заболевание.

Рост по месяцам­

Нормы роста и веса детей до года отражены в таблице (девочки). Шкала указана в сантиметрах (см. таблицу):

(по месяцам)

Низкорослые

Ниже среднего

Выше среднего

Завышенный

Новорожденная

Физические данные мальчиков выше, чем у девочек. Длина тела по месяцам (в сантиметрах):

(по месяцам)

Низкорослые

Ниже среднего

Выше среднего

Завышенный

Новорожденный

Вес по месяцам­

Нормальная масса тела девочки в 12-месячном возрасте варьируется в пределах 8-10 кг. Нормативы следующие (в килограммах):

(по месяцам)

Ниже среднего

Выше среднего

Завышенный

Новорожденная

Масса тела мальчиков больше, чем у девочек. Таблица веса по месяцам (в килограммах):

(по месяцам)

Ниже среднего

Выше среднего

Завышенный

Новорожденный

Рост и вес ребенка по возрасту

От рождения и до десяти лет наблюдается стремительный набор высоты детей. Однако если до 12 месяцев изменения были видны хорошо, то далее грудничок растет чуть медленне. Объясняется это тем, что метаболизм изменяется, детский растущий организм тратит больше сил, чем у грудного малыша. Рацион крохи более калорийный, но полученная энергия быстро расходуется. Ниже таблица роста детей по возрасту дает предствление о нормах физических показателей для детей до 10 лет.

Возрастные таблицы­показывают, что в период от двух до трех лет малыш продолжает расти, но не так быстро. Весовой диапазон: 12-14 кг. Это объясняется большой активностью, подвижностью малыша. Изменение высоты незначительное: увеличивается примерно на десять сантиметров. Далее:

  • Возраст в 4-5 лет характеризуется повышением массы тела на пару килограмм, возможны отклонения от нормы на 2-3 кг.
  • В 5 - масса достигает примерно 18 кг, рост примерно 109 см.
  • В 6 - весовая норма составляет 18-23,5 кг, ростовая – 112 см.
  • К 7 – масса увеличится на 2-3 килограмма, высота будет примерно 115 см.

Таблица роста

Рост ребенка представлен в таблице (девочки). Измерения даны в сантиметрах:

Низкорослые

Ниже среднего

Выше среднего

Завышенные

Физические данные мальчиков выше, чем у девочек. Таблица высоты (в сантиметрах):

Низкорослые

Ниже среднего

Выше среднего

Завышенный

Таблица веса

Нормальная масса тела девочки варьируется в пределах 32-47 кг. В таблице указаны нормативы по годам (в килограммах):

Ниже среднего

Выше среднего

Завышенный

Масса мальчиков немного меньше, чем у девочек. Таблица веса (в килограммах):

Ниже среднего

Выше среднего

Завышенный

От 11 до 18 лет

В 11-18 летнем возрасте меняется интенсивность набора физических показателей. Родители должны понимать, почему подросток крайне нестабилен эмоционально. Физиологические отличия или половой диморфизм проявляется по внешним признакам, особенностям строения тела, функциональным возможностям отдельных систем организма. Все эти изменения оказывают влияние на несовершеннолетнего. Девушки начинают раньше формироваться, в возрасте 12-14 лет у них все показатели выше, чем у мальчиков. Однако к 15-16-летнему возрасту юноши перегоняют девочек по физическому развитию.

Подростковый период для мальчиков характеризуется активным ростом трубчатых костей скелета. Это проявляется в вытягивании конечностей, хотя туловище немного отстает в этой гонке. Из-за этого нередко создается впечатление, что подросток нескладный, непропорциональный. Грудь остается узкой, мышцы слабоваты для такой величины, что приводит к сутулости, неспособности длительное время держать спину прямо.

Мышечная масса увеличивается медленнее, чем костная. Основательно закрепляться она совершеннолетию. Масса увеличивается медленно, но неравномерно: показатель нормы у мальчиков колеблется от 2,4 до 5,3 кг за 12 месяцев, у девочек – от 2 до 5 килограммов. После 15-летнего возраста масса тела у девочек увеличивается больше, чем рост. Это процесс связано с увеличением мышц, подкожной жировой клетчатки, развитием костей скелета. Это период, когда двигательные реакции, координация движений становятся более точными, развиваются пространственные и мышечные ощущения.

Особенности полового созревания

Резкий скачок физических показателей объясняется гормональной активностью. Половое созревание девочек и мальчиков отличается. В это время важно контролировать массу тела подростка – профилактика убережет не только от многих серьезных заболеваний, но эмоциональных всплесков, которые проявляются в пубертатном периоде у несовершеннолетних. Однако применять диеты запрещено. Прививать навыки правильно питания нужно с самого рождения. Для нормализации высоты необходимо организовать прием витаминов.

Половое созревание у мальчиков проходит по нескольким этапам, продолжается нескольких лет. Оно характеризуется наступлением гормонального созревания половых желез, в подростковый период (13-18 лет) достигает своего пика. С 18-19 лет наступает время половой зрелости. Параллельно с этими изменениями увеличивается мышечная масса, растет все тело. Фигура становится мужской: плечи расширяются по сравнению с тазовыми костями.

Половое созревание у девочки проявляется активной «игрой» гормонов, которые называются эстрогенами. Они заставляют организм быстро расти: появляются волосы в паху, подмышечных впадинах, увеличивается грудь. Девочки, которые созревают слишком рано, должны находиться под особым наблюдением взрослых. Половое созревание у девочек длится примерно 7-8 лет.

Физиологические особенности, характерные для подростка в период полового созревания:

  • контур и пропорции головы изменяются;
  • окончательно формируется скелет;
  • у мальчиков наблюдается гиперплазия мускулов и плечевого пояса;
  • у девочек идет гиперплазия жировой ткани и подвздошной кости;
  • у мальчиков бывают головокружения и обмороки;
  • девочки становятся капризными, обидчивыми, вспыльчивыми.

Таблица роста и веса для девочек

Вес девочек (в килограммах) по данным ВОЗ:

Возраст, лет

Ниже среднего

Выше среднего

Высокорослый

Завышенный

(больше указанного)

Высота девочек (в сантиметрах) по данным ВОЗ:

Возраст, лет

Ниже среднего

Выше среднего

Высокорослая

Завышенная

(больше указанного)

Возраст, лет

Ниже среднего

Выше среднего

Завышенный

(больше указанного)

Высота мальчиков (в сантиметрах) по данным ВОЗ:

Возраст, лет

Ниже среднего

Выше среднего

Завышенный

(больше указанного)

Видео

Процент детей с лишним весом повсеместно увеличивается с угрожающей скоростью - в среднем, каждый третий подросток или ребенок в настоящее время обладает лишним весом или ожирением.

Теперь многие дети тратят мало времени на тренировки и подвижные игры, больше времени они находятся перед телевизором, за видеоиграми или компьютером. А во многих работающих занятых семьях у родителей меньше свободного времени, чтобы приготовить здоровую домашнюю еду. От фастфуда до компьютера, быстро и в спешке - вот реальность для многих семей.

Уберечь детей от избыточного веса означает установить в семье правильный режим питания и спортивных занятий, а также полезный отдых вместе. Мы должны включить своих детей в здоровый образ жизни при помощи своего собственного примера.

Есть ли у вашего ребенка недостаток веса или лишний вес?

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Министерство здравоохранения США, а также большинство стран мира для оценки лишнего веса у взрослых и детей успешно применяют ИМТ - индекс массы тела, - который основывается на соотношении роста и веса, и последующего расчета доли жира в теле человека. Метод подсчета ИМТ является разработкой Адольфа Кетле и для детей он предусматривает особую схему. Сначала нужно вычислить ИМТ ребенка по общей формуле:

Калькулятор индекса массы тела (ИМТ) по формуле Кетле

Так как дети и подростки отличаются активным ростом и развитием, их ИМТ может существенно меняться в течение короткого времени. Поэтому, обычная оценка ИМТ, распространенная у взрослых, им не подходит. Чтобы точно и правильно оценить индекс массы тела ребенка, ученые исследовали соотношение массы и роста многих тысяч детей. И когда нужно определить, является ли ИМТ вашего ребенка нормой или отклоняется от нее, сравнительные таблицы - «процентные кривые», или распределительные шкалы - со средними показателями для детей этого возраста и роста дадут вам возможность понять, нужно ли корректировать вес. Таким образом, индекс массы тела вашего ребенка сравнивают со средними показателями тысяч других детей. Благодаря этому подходу учитываются этапы развития, которые дети проходят в определенных возрастных группах. К примеру, если ребенок имеет индекс массы тела выше, чем 97% детей его же возраста, то можно прийти к выводу, что у ребенка имеется избыточный вес.
Данная таблица содержит информацию по ИМТ подростков и детей обоего пола от 2 до 20 лет.

В результате, ИМТ вашего ребенка попадет в одну из четырех категорий:

  • Недостаток веса: ИМТ ниже 5-го среднего показателя (процентной кривой);
  • Здоровый вес : ИМТ между 5-м и 85-м средним показателем;
  • Избыточный вес : ИМТ в интервале между 85-м и 95-м показателем;
  • Ожирение : ИМТ попадает в область 95-го показателя или выше.
Для детей младше 2 лет врачи используют диаграммы соотношения веса и роста, а также тщательный непосредственный осмотр.

Таблица оценки массы и роста ребенка по ИМТ



Одновременно с этим ИМТ не является идеальным показателем количества жира в теле и может вводить в заблуждение в некоторых случаях. Например, подросток с развитой мускулатурой может обладать высоким ИМТ, не имея избыточного веса при этом (мышцы прибавляются к массе тела, а не к избыточному весу). Кроме того, ИМТ бывает трудно оценить правильно в период полового созревания, при котором молодые люди переживают этапы быстрого роста. В любом случае, важно помнить, что ИМТ является, как правило, хорошим показателем, но это не непосредственное измерение количества жира в теле.

Установить точный процент жировой ткани позволяет биоимпедансный анализ. При помощи определенного прибора через тело пропускают слабый безопасный электрический ток, меняя его частоту. Различные ткани тела имеют разное сопротивление к электротоку, таким образом, появляется возможность рассчитать, какая доля организма приходится на мышцы, а какая - на кости и на жир.

Если вы беспокоитесь, что у вашего ребенка может быть избыточный или недостаточный вес, устройте встречу с лечащим врачом, который оценит питание и уровень физической активности, и предложит положительные изменения. Врач также может порекомендовать профилактику некоторых заболеваний, сопутствующих недостаточному весу или ожирению.

Нормы веса и роста ребенка по возрасту

Таблица роста и веса ребенка до года

Возраст Рост в см. Вес в кг.
Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень высокий Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень высокий

1 месяц

49,5 см. 51,2см. 54,5см. 56,5см. 57,3см. 3,3 кг. 3,6кг. 4,3кг. 5,1кг. 5,4кг.

2 месяц

52,6см. 53,8см. 57,3см. 59,4см. 60,9см. 3,9 кг. 4,2кг. 5,1кг. 6,0кг. 6,4кг.

3 месяца

55,3см. 56,5см. 60,0см. 62,0см. 63,8см. 4,5кг. 4,9кг. 5,8кг. 7,0кг. 7,3кг.

4 месяца

57,5см. 58,7см. 62,0см. 64,5см. 66,3см. 5,1кг. 5,5кг. 6,5кг. 7,6кг. 8,1кг.

5 месяцев

59,9см. 61,1см. 64,3см. 67см. 68,9см. 5,6кг. 6,1кг. 7,1кг. 8,3кг. 8,8кг.

6 месяцев

61,7см. 63см. 66,1см. 69см. 71,2см. 6,1кг. 6,6кг. 7,6кг. 9,0кг. 9,4кг.

7 месяцев

63,8см. 65,1см. 68см. 71,1см. 73,5см. 6,6кг. 7,1кг. 8,2кг. 9,5кг. 9,9кг.

8 месяцев

65,5см. 66,8см. 70см. 73,1см. 75,3см. 7,1кг. 7,5кг. 8,6кг. 10кг. 10,5кг.

9 месяцев

67,3см. 68,2см. 71,3см. 75,1см. 78,8см. 7,5кг. 7,9кг. 9,1кг. 10,5кг. 11кг.

10 месяцев

68,8см. 69,1см. 73см. 76,9см. 78,8см. 7,9кг.
8,3кг. 9,5кг. 10,9кг. 11,4кг.

11 месяцев

70,1см. 71,3см. 74,3см. 78см. 80,3см.
8,2кг.
8,6кг. 9,8кг. 11,2кг. 11,8кг.
Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень высокий Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень высокий

Таблица роста и веса ребенка по годам

Рост в см. Вес в кг.
Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень высокий Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень высокий

1 год

71,2см. 72,3см. 75,5см. 79,7см. 81,7см. 8,5кг. 8,9кг. 10,0кг. 11,6кг. 12,1кг.

2 года

81,3см. 83см. 86,8см. 90,8см. 94см. 10,6кг. 11кг. 12,6кг. 14,2кг. 15,0кг.

3 года

88см. 90см. 96см. 102,0см. 104,5см. 12,1кг. 12,8кг. 14,8кг. 16,9кг. 17,7кг.

4 года

93,2см. 95,5см. 102см. 108см. 110,6см. 13,4кг. 14,2кг. 16,4кг. 19,4кг. 20,3кг.

5 лет

98,9см. 101,5 108,3см. 114,5см. 117см. 14,8кг. 15,7кг. 18,3кг. 21,7кг. 23,4кг.

6 лет

105см. 107,7см. 115м 121,1см. 123,8см. 16,3кг. 17,5кг. 20,4кг. 24,7кг. 26,7кг.

7 лет

111см. 113,6см. 121,2см. 128см. 130,6см. 18кг. 19,5кг. 22,9кг. 28кг. 30,8кг.

8 лет

116,3см. 119см. 126,9см. 134,5см. 137см. 20кг. 21,5кг. 25,5кг. 31,4кг. 35,5кг.

9 лет

121,5см. 124,7см. 133,4см. 140,3см. 143см. 21,9кг. 23,5кг. 28,1кг. 35,1кг. 39,1кг.

10 лет

126,3см. 129,4см. 137,8см. 146,7см. 149,2см. 23,9кг. 25,6кг. 31,4кг. 39,7кг. 44,7кг.

11 лет

131,3см. 134,5см. 143,2см. 152,9см. 156,2см. 26кг. 28кг. 34,9кг. 44,9кг. 51,5кг.

12 лет

136,2см. 140см. 149,2см. 159,5см. 163,5см. 28,2кг. 30,7кг. 38,8кг. 50,6кг. 58,7кг.

13 лет

141,8см. 145,7см. 154,8см. 166см. 170,7см. 30,9кг. 33,8кг. 43,4кг. 56,8кг. 66,0кг.

14 лет

148,3см. 152,3см. 161,2см. 172см. 176,7см. 34,3кг. 38кг. 48,8кг. 63,4кг. 73,2кг.

15 лет

154,6см. 158,6см. 166,8см. 177,6см. 181,6см. 38,7кг. 43кг. 54,8кг. 70кг. 80,1кг.
Очень низкий Низкий Средний
Высокий
Очень всокий Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень всокий

Предотвращение лишнего веса и ожирения

Ключ к поддержанию детей всех возрастов в здоровом весе - это образ жизни всей семьи. Это то, что «проповедуется» в семье. Сделайте физическую активность и здоровое питание семейным увлечением. Чтобы детям это тоже было интересно, позвольте им помогать в планировании полезного меню и его приготовлении, берите их с собой в продуктовые магазины, чтобы они научились выбирать здоровые и правильные продукты.
Не попадайте в эти распространенные ловушки в питании:
  • Не вознаграждайте детей за хорошее поведение и не пытайтесь удержать их от плохого поведения с помощью сладостей или угощений . Поощрение или наказание не должны включать в себя еду, существует масса других эффективных и правильных способов воспитания.
  • Не поддерживайте «политику чистой тарелки» . Следите за признаками того, что ребенок голоден. Даже младенцы, которые отворачиваются от бутылочки или груди, сообщают, что они сыты. Если дети сытые, не заставляйте их продолжать есть. Напоминайте себе, что мы должны есть только когда голодны.
  • Не говорите о «вредных продуктах» и не исключайте полностью все сладости и любимые лакомства из детского меню . Дети, скорее всего, взбунтуются и будут есть в больших количествах эти вредные продукты вне дома или когда родители не видят.

Выводы

Ребенка непросто мотивировать на результат, его нельзя «посадить» на диету. В свою очередь, подростковый возраст сложен тем, что есть опасность возникновения неприятия себя, замкнутости, депрессии, анорексии. После того, как вы выясните, нуждается ли ваш ребенок в коррекции веса, мы хотели бы дать некоторые дополнительные рекомендации для ребят всех возрастов:
  • От рождения до 1 года : кроме общеизвестной многосторонней пользы для здоровья, грудное вскармливание может помочь не допустить также и чрезмерное увеличение веса. И хотя точный механизм пока не установлен, дети, находящиеся на грудном вскармливании, более четко ощущают свой голод и чувство сытости, защищая себя таким образом от переедания.
  • От 1 года до 5 лет : вырабатывать полезные привычки лучше с ранних лет. Помогите ребенку установить правильные пищевые предпочтения, предлагая ему разнообразную здоровую пищу. Поощряйте детскую природную склонность к активности и помогайте ему развиваться.
  • От 6 до 12 лет : поддерживайте физическую активность ребенка каждый день. Пусть это будет спортивная секция или подвижные игры во дворе. Поощряйте активность и дома - в повседневной домашней работе и в совместных играх и прогулках по выходным. Приучайте ребенка выбирать полезные и здоровые продукты, помогите ему самому собрать свои бутерброды в школу.
  • От 13 до 18 лет : подростки часто склоняются к фастфуду, но постарайтесь подтолкнуть их к более здоровой еде. Например, к сэндвичам с печеным куриным мясом, салатам и порциям поменьше. Научите их готовить дома вкусную здоровую еду и лакомства. Помогите им поддерживать физическую деятельность каждый день.
  • Все возрасты : сократите время, проводимое ребенком перед телевизором, компьютером и за видеоиграми. Боритесь с привычкой ребенка есть, смотря в телевизор или монитор компьютера. Старайтесь готовить и предлагать ребенку разнообразную здоровую еду. Старайтесь завтракать, обедать и ужинать с ребенком вместе. Поощряйте детей есть овощи и фрукты не менее пяти раз в день, ограничьте сладкие напитки и никогда не пропускайте завтрак.
Если вы правильно питаетесь, часто занимаетесь спортом и включаете здоровые привычки в обычную каждодневную жизнь своей семьи, вы строите здоровый образ жизни ваших детей, который они смогут поддерживать и дальше. Объясните им важность физической активности и правильного питания, но обязательно сделайте это вашей общей семейной привычкой, чтобы это стало второй натурой каждого из вас.

Но прежде всего, пусть ваши дети знают, что вы их любите независимо от их веса, и ваше главное желание - помочь им быть счастливыми и здоровыми.

Рост ребенка в 3 года быстро меняется, причем в относительно короткий срок. Родители должны знать нормальные показатели развития и антропометрические данные, типичные именно для этого возраста. По характеру динамики изменений можно объективно оценить общее состояние организма малыша и наличие заболеваний. Если рост и вес ребенка не соответствуют нормальным показателям, это считается патологией. Трехлетний возраст позволяет выявить, правильно ли развивается ребенок, либо присутствуют отклонения.

Дети, родившиеся с некоторыми патологиями, имеют в новорожденном возрасте длину менее 40 см.

Рост является генетически запрограммированным процессом, при котором проявляется увеличение линейных размеров организма. Процесс протекает ступенчато. Могут возникать периоды ускорения и снижения темпа развития. Наблюдается это в основном с 3 до 12 лет. Девочки интенсивно растут и развиваются до того момента, пока не начнется первая менструация. Затем процесс немного приостанавливается. Мальчики могут расти до 18 лет включительно.

Дети разных возрастов имеют различные показатели. У младенцев цифра колеблется от 45 до 56 см. У годовалого ребенка показатель увеличивается до 80 см. Норма в 4 года — 89 см. Для 6 лет оптимальный показатель — 112 см, у ребенка в 7 лет должен быть рост 116 см, в 10 лет — 134 см.

Отклонения от нормы показателей могут свидетельствовать о таких синдромах: первое — Дауна, Прадера — Вилли, второе — Тернера, третье — Нунан.

Важные сведения о степени зрелости опорно-двигательного аппарата и костной ткани детей в возрасте трех лет дает рентгенограмма. У малышей в этот период с помощью исследования левой руки и запястья определяются состояния эпифизарных зон роста. Для этого полученные показатели сравнивают с существующими стандартами.

Антропометрия

Таблица показывает, какие цифры роста могут наблюдаться:

  • мальчик в возрасте 3 года, норма — 93-99 см;
  • девочка в 3 года должна иметь 93-98 см;
  • мальчик в 3 года, низкий показатель — меньше 88 см;
  • отклонение от нормы для девочек в три года — меньше 89 см;
  • мальчик в 3 года, очень высокий рост — более 105 см;
  • для девочек завышенный показатель — более 103 см.

Незначительное снижение не является патологией так же, как и небольшое увеличение его. Сильное отклонение от нормы в меньшую или большую сторону в возрасте трех, четырех лет означает патологические процессы, происходящие в организме ребенка. Это могут быть заболевания эндокринной системы либо низкорослость. В любом случае, даже если таблица показывает отклонения, не нужно делать поспешных выводов, следует сразу обратиться к специалисту: врачу-генетику или эндокринологу.

Что влияет на показатели?

В процессе развития увеличивается общее количество клеток в организме, синтез макромолекул, неважно, мальчик это или девочка. Развиваются и растут все одинаково. Причиной нарушения роста ребенка в 3, 4 года могут стать некоторые факторы.

Генетика — завышенный показатель может быть спровоцирован антропометрическими данными родителей, которые передаются по наследству. Поэтому не нужно сразу паниковать и переживать, если ребенок слишком низкий или высокий. Возможно, во всем виноваты гены. У маленьких по росту родителей нечасто рождаются высокорослые дети, и происходит это в том случае, если в родовой линии были высокие люди. К примеру, в Японии и Китае низкорослость не является патологией, потому как народы этих стран издавна имеют небольшой рост, который передается по наследству из поклонения в поколение.

Важный фактор роста детей в три, четыре года — правильное питание. Недостаток витаминов, питательных веществ и минералов, необходимых для нормального развития и жизнедеятельности всех клеток организма, приводит к нарушению развития. В том числе роста ребенка. В 3 года малышу необходимо не только создать нормальные условия для жизни, не допускать травм, переохлаждений, вирусных и бактериальных заболеваний, но и обеспечить достаточное количество витамина Д, чтобы избежать рахита и низкорослости.

Нарушение роста у детей может быть вызвано сбоями в работе гормональной системы. Такие заболевания часто передаются по наследству. Соматотропин — гормон роста человека. При его недостатке или избытке развиваются болезни, которые приводят к нарушению роста ребенка в 3 года.

Что такое нанизм и гигантизм?

Нанизмом называется клинический синдром, который обусловлен разными эндокринными и неэндокринными заболеваниями у детей. В простонародье низкорослость. Существует несколько видов патологического изменения роста.

Гипофизная низкорослость — болезнь, спровоцированная нарушением работы эндокринной системы. В 3, 4 года, 6 лет заболевание может быть вызвано травмой головы либо сильной интоксикацией организма.

Симптоматическая низкорослость развивается на фоне присутствующих опухолей в области гипоталамуса или гипофиза, порока сердца, при заболеваниях печени и почечной системы. Диагностируется в возрасте от 2 до 6 лет.

Гигантизм чаще всего развивается в детском возрасте, потому что некоторые процессы окостенения опорно-двигательного аппарата остаются незавершенными. При данной патологии в возрасте трех, четырех лет скорость роста ребенка намного превышает анатомо-физиологические нормы. В конце пубертатного периода отмечается рост, приближенный к 2 м.

Заболевание возникает при наличии опухолей в области аденогипофиза, поражения нервной системы бактериальной или вирусной инфекцией (при менингите, энцефалите). Частой причиной нарушения роста в возрасте 3 лет становится интоксикация организма (отравление пищевыми или химическими веществами). Гигантизм может стать следствием черепно-мозговой травмы.

Чтобы предупредить нарушения роста ребенка, следует с младенчества обеспечить детям полноценное питание, насыщенное сбалансированным количеством белков, углеводов, жиров, витаминов, минералов. Следить за малышами и не допускать травм.

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

Новорожденный ребенок

Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Эти потребности будут самыми важными на протяжении всего периода новорожденности - первого месяца жизни.

Ребенок 1 месяц

Главные достижения первого месяца - прибавка в весе от 500 до 1500 г, попытки удержания головы в положении лежа и зрительный контакт с мамой.

Ребенок 2 месяца

Двухмесячный малыш - очень общительный и подвижный: он улыбается маме, сообщает о своем состоянии разнообразными звуками и вовсю машет ручками и ножками, иногда попадая по подвешенной игрушке.

Ребенок 3 месяца

У трехмесячного малыша уже хорошо прослеживается ритм кормлений и снов. Ребенок активно общается с близкими улыбкой и звуками, любит изучать свои руки и уверенно лежит на животе, опираясь на предплечья.

Ребенок 4 месяца

В 4 месяца большинство детей умеют переворачиваться и все сильнее интересуются окружающим миром: их зрение приобретает "взрослое" качество, а ручки способны схватить игрушку.

Ребенок 5 месяцев

Пятимесячный малыш готовится к ползанию - крутится вокруг пупка, перекатывается. Может интересоваться едой взрослых. Часто на подходе первый зуб.

Ребенок 6 месяцев

В 6 месяцев малыша начинают знакомить с новой пищей - предлагают первый прикорм. Ребенок интенсивно общается с близкими, лепечет, начинает разнообразно манипулировать с игрушками.

Ребенок 7 месяцев

В 7 месяцев одни дети уже хорошо ползают, другие только пытаются оторвать туловище от пола. Некоторые осваивают сидение раньше ползания. Многие встают с поддержкой.

Ребенок 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок при просьбе найти предмет отыскивает его взглядом. Появляются первые звукоподражательные слова. Большинство хорошо ползают, могут вставать с опорой из положения сидя.

Ребенок 9 месяцев

Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется "пинцетный захват" - ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.

Ребенок 10 месяцев

В 10 месяцев многие дети делают первые шаги. Малыша увлекает собирание предметов в коробки и разбрасывание их, закрывание и открывание крышек.

Ребенок 11 месяцев

В 11 меяцев многие дети начинают ходить и осваивают действия с предметами, соответствющие их назначению: куклу укладывают спать, на машине перевозят грузы. У некоторых детей появляются первые слова.

Ребенок 1 год

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.

Ребенок 1,5 года

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Ребенок 1 год 9 месяцев

В этом возрасте малыш обычно уже ориентируется в простых формах и цветах, с интересом наблюдает за игрой детей ("играет рядом"). Может договаривать последние слова в знакомых стихах.

Ребенок 2 года

К этому возрасту многие дети осваивают горшок, научаются сами аккуратно есть. Ребенок может выслушать объяснения взрослого, некоторые дети начинают задавать вопросы.

Ребенок 2,5 года

В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина.

Ребенок 3 года

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

К 3 годам ребенок обычно осваивает трехколесный велосипед, качается на качелях, скатывается на санках. Умеет играть со сверстниками, обмениваться игрушками. Для детей 3 лет несложно выполнить одновременно два действия: например, топнуть и хлопнуть. Ребенок 3 лет не боится плавать, поддерживаемый взрослым. В игры для детей 3 лет можно включать следующие приемы и движения: перешагивать через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом, проходить по наклонной доске, перепрыгивать через линию на полу, прыгать в длину с места на двух ногах, спрыгивать с небольшой высоты. Трехлетний ребенок с удовольствием бегает, подпрыгивает, бросает и ловит мяч.

Рост и вес ребенка 3 лет данные отечественных педиатров

Рост и вес детей в возрасте 3 года данные ВОЗ

Познавательное развитие ребенка 3 лет

Отличие предметов по признакам :
В 3 года ребенок называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.
Трехлетний ребенок собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
Игры для ребенка 3 лет могут быть основаны на подборе плоских геометрических фигур к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).
Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма ("крыша"), цилиндр ("столбик"), кирпичик, конус.
Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
Ребенок в 3 года собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).
Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.
Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).
Составляет картинку из двух частей (на занятии).
Подбирает мозаику к несложному рисунку.
Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).
Подражает письму взрослого (имитирует).
В 3 года ребенок к рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).
Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.
Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).
Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.
Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).
Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.

Игровые действия (начало ролевой игры) :
Трехлетний ребенок проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может "брать роль" (называет себя в игре "мама", "врач" и т. п.). Осознает свою роль в игре.
Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).
Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.
Подражает другим детям (в любых играх).
Выполняет правила в подвижных играх.
Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу).
Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.

Социально-эмоциональное развитие ребенка 3 лет

Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.
Проявляет инициативу, независимость.
Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.
Проявляет чувство гордости за себя ("лучше всех бегаю"), за родителей ("папа самый сильный", "мама самая красивая").
Любознателен, любопытен.
Долговременная память ребенка 3 лет опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.
Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.
Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.
Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.
Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду);ожидает от взрослого отрицательной оценки.
Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку ("Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться").
Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.
Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.
Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).
Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).
Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.
Могут возникать страхи, боязнь темноты.
Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от "боли" и т. д.).
Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки — различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).
Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.
Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.
Проявляет интерес к рисованию, лепке.
Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.
Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).
Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).
Огорчается при неумении что-то сделать.
Радуется своим умелым действиям, когда получается.
Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.
Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).
Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.
Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.
Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).
Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.
Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).
Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.
Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.
Выражает симпатию к некоторым детям.
Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.

Речевое развитие ребенка в 3 года (до 1500 произносимых слов)

Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.
Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.
Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).
Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: "Где?", "Куда?", "Почему?", "Когда?" и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).
Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.
Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).
Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.
Быстро отвечает на вопрос: "Как тебя зовут?". Знает свою фамилию.
Отвечает на вопрос: "Сколько тебе лет?". Показывает на пальчиках.
Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).
Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.
Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).
Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): "глаза смотрят", "уши слушают", "ноги ходят").
Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: "глаза — у всех, ноги — у человека, лапы — у животного, руки — у человека, крылья — у птицы".
В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: "Кто ты в игре?".
Играя, свои действия сопровождает словами.
Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.
По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу — слона, по брюкам — мальчика).
Имеет представление о числе, показывает и говорит: "один, два, три, много, мало".
Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.
Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.
Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).
Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).
Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению "Я".
Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.
Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.

Бытовые навыки ребенка 3 лет

Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.
Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.
Застегивает несколько пуговиц.
Завязывает (связывает) шнурки.
Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.
Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).
Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.
Замечает беспорядок в своей одежде.
Пользуется носовым платком.
Вытирает ноги при входе в квартиру.
Регулирует свои физиологические потребности.
Ест аккуратно.
Держит ложку за конец ручки.
Пользуется салфеткой.
Не выходит из-за стола до конца еды.
Не мешает за столом другим.
Говорит "спасибо", здоровается, прощается.