Сообщение «Особенности режима детей раннего возраста. Организация и анализ режимных процессов в группах раннего возраста

Особенности организации режимных моментов

в группах раннего возраста.

Для укрепления здоровья и нормального развития ребенка важно, чтобы режим дня выполнялся на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста, сохраняя постоянство, последовательность и постепенность в проведении режимных процессов.

Организуя и осуществляя режимные процессы, групповой персонал всегда должен помнить, что основной задачей здесь является забота о здоровье и физическом благополучии ребенка, чтобы он был вовремя накормлен, уложен спать, с аппетитом съел полагающуюся ему пищу и спал крепко положенное по режиму время, чтобы он был одет в соответствии с сезоном и микроклиматом (температурой воздуха, влажностью) помещения.

Во время проведения режимных процессов необходимо четкое распределение обязанностей между персоналом группы.

Принцип распределения таков: воспитатель работает на том участке, где сложнее, ответственнее педагогические требования, в частности он выполняет основную часть работы в начальном периоде формирования навыков самостоятельности: приучает самостоятельно есть, мыть руки, раздеваться. Няня обслуживает детей, которые уже частично овладели навыком.

Организуя жизнь детей в группах раннего возраста, взрослые должны руководствоваться основными принципами:

1. Обеспечить единство оздоровительной и воспитательной работы .

  1. Обеспечить единство подхода со стороны всех воспитывающих лиц, а именно: - детский сад,

Семья,

Преемственность в работе воспитателей группы.

3. Обеспечить также частое и преимущественно индивидуальное общение ребенка с взрослыми, особенно в период адаптации.

4. Создать благоприятную эмоциональную обстановку , т.к. в поведении маленького ребенка большую роль играет его настроение, его эмоциональность.

5. Доброжелательное общение взрослого с ребенком, которое должно быть преимущественно ровным, спокойным, ласковым и эмоциональным. Не следует бояться ласковых обращений к детям, но помнить при этом, чтобы шли они от чистого сердца.

6. Помнить золотое правило: поведение взрослого – образец для подражания ребенка.

7. Обеспечить активное, бодрое состояние детей в группе.

Важным условием является методически правильная организация режимных моментов, при проведении которых необходимо соблюдать основные принципы:

  • Принцип последовательности.
  • Принцип постепенности.

При организации режима необходимо соблюдать определенные правила:

1. Каждый из режимных моментов должен проходить на фоне игры.

2. При проведении режимных процессов вначале брать подгруппу детей самых маленьких и самых ослабленных, а также можем взять легко возбудимых детей, которые плохо владеют навыками, медлительных.

3. Предусматривать единство требований со стороны воспитывающих ребенка взрослых в детском учреждении и дома.

4. Создавать у детей определенный настрой на проведение того или иного процесса (не травмировать нервную систему).

5. Осуществление любого режимного процесса должно протекать без суеты , не причиняя детям неприятных ощущений. Взрослые должны сопровождать свои действия ласковой, неторопливой речью.

6. Формировать уверенность ребенка в том, что все получится, он сумеет выполнить то или иное действие до конца, необходимо заметить то новое, чему ребенок научился и т.д.

7. Необходимо помнить о гигиенических требованиях: к помещениям (соблюдение графика влажной уборки, проветривание); к размеру мебели в соответствии с ростом; к внешнему виду детей и взрослых; к процессу кормления.

8. При проведении режимных моментов необходимо использовать такой прием взаимоотношений взрослого и ребенка, как маматерапия .

9. Необходимо соблюдать индивидуальное общение и подход к детям. Воспитатель дожен уметь уделять внимание всем детям, в то же время обеспечить частое общение с каждым в отдельности, владеть специфическими методами группового воспитания

10. Для успешного воспитания культурно-гигиенических навыков необходимо систематическое их подкрепление.

Специфика организации режимных процессов.

Организация проведения прогулки .

Пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье и закаливает организм, всесторонне развивает детей, активизирует их двигательную деятельность, познавательные возможности.

Сбор детей на прогулку (как и возвращение) представляет собой особую сложность в режиме дня. Ежедневно на одевание детей персонал затрачивает около 15% рабочего времени. Поэтому важно рационально организовать этот момент. Чтобы ускорить этот процесс, можно использовать так называемый фронтальный метод одевания детей, когда они одновременно надевают сначала рейтузы, обувь, кофты и в последнюю очередь пальто (куртки) и шапки. Не следует при это забывать о соблюдении последовательности и постепенности, а также – индивидуальном подходе к детям.

Организация процесса кормления.

Воспитатель во время еды сообщает детям знания и расширяет представления, и их словарный запас. Ласково обращаясь к детям он сообщает им названия блюд, их качество и состояние: сладкая, вкусная, горячая, соленая и др.

Во время кормления столы, за которыми дети сидят, должны быть поделены между воспитателем и помощником воспитателя для наблюдения и оказания необходимой помощи, чтобы малыши, севшие за стол первыми, кончили есть раньше. Иначе нарушается правило, по которому младшие и слабые дети укладываются спать в первую очередь. Взрослые должны уметь правильно докармливать детей: взять стульчик, сесть рядом, чистой ложкой (другой).

Обращаем внимание на нравственное воспитание, основываясь на подражательности, развиваем навыки детей в соответствии с требованиями программы. С раннего детства необходимо воспитывать правильное поведение во время еды: есть молча, не мешать другим, быть аккуратными и др.

Формируем положительное отношение к процессу еды, к еде. Детей нельзя кормить насильно. Дети, которых кормят насильно теряют аппетит.

Большое значение имеет положительный пример взрослого . Ребенок – зеркало, в игре копирует поступки взрослых, особенно отрицательные стороны (так родители узнают, что делается в д/саду).

Организация непосредственной образовательной деятельности.

Занятия в группах раннего возраста проводятся 2 раза в день (утром и вечером), длительностью 10 минут по подгруппам. Большую роль здесь играет помощник воспитателя, т.к. остальные дети находятся под ее присмотром.

Применяя различные приемы, необходимо поддерживать оптимальное состояние возбудимости, предохранять детей от утомления, которое может возникнуть при постоянном пребывании детей в коллективе в том случае, если их воспитание организовано неправильно.

Организация физиологических оправлений и умывания.

Необходимо следить за регулярностью физиологических оправлений, но помнить при этом, что одновременно в туалетной комнате должно находиться не более 3-х –4-х детей и не более 3-4 минут. Массовое высаживание проводится перед началом непосредственной образовательной деятельности, прогулки, после ее окончания, перед сном и после подъема.

При организации процесса умывания с детьми должны присутствовать воспитатель и помощник воспитателя, т.к. должно формироваться сразу два навыка: правильно мыть руки и лицо и правильно вытирать руки полотенцем.


Группа раннего возраста
РЕЖИМНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПЕРВУЮ ПОЛОВИНУ ДНЯ
Прием детей
Общение воспитателя с детьми:
индивидуальные беседы;
игры для общения и создания настроения у детей.
Организация самостоятельной деятельности детей:
разные виды игр;
труд в уголке природы;
изобразительная деятельность.
использование носового платка;
контроль за внешним видом;
аккуратностью прически.

приветствие;
вежливые взаимоотношения со сверстниками, взрослыми.

Утренняя гимнастика
Гигиенические процедуры
игры-соревнования;
самоконтроль детей;

Завтрак
Сервировка стола:
беседа с дежурными;
привлечение детей в посильной помощи в сервировке стола (раскладывание салфеток, столовой посуды и приборов);

правила этикета;
оценка деятельности.
Подготовка к непосредственно образовательной деятельности
уборка игрушек;
переключение внимания детей на другой вид деятельности;
оценка деятельности детей.

Непосредственно образовательная деятельность
Подготовка к прогулке


Одевание: последовательность, выход на прогулку.

Прогулка
Наблюдение на прогулке.
Подвижные игры:

игры на выбор детей.
Труд на участке:
мотивация деятельности детей;
определение объема работы;
распределение обязанностей;
подготовка оборудования;
выполнение трудовых операций;
уборка оборудования;
оценка деятельности.
Индивидуальная работа по развитию движений, физических качеств.
Самостоятельная игровая деятельность:
в теплое время года:
другие виды деятельности;
театрализация.
Возвращение с прогулки: игры;
самоконтроль детей;
контроль и оценка их деятельности;
последовательность раздевания;
свободная деятельность детей.

Гигиенические процедуры
закрепление правил мытья рук;
игры-соревнования;
беседы воспитателя о чистоте;
самоконтроль детей;
положительная оценка деятельности детей.

Обед
Сервировка стола:
определение дежурных;
ознакомление с меню;
выбор столовых принадлежностей;
привлечение внимания детей к эстетичному оформлению столов.
Привлечение внимания детей к пище:
индивидуальная работа по воспитанию культуры еды;
правила этикета;
оценка аккуратности детей.

Подготовка ко сну
гигиенические процедуры;
создание условий для организации сна;
укладывание спать.

Дневной сон

РЕЖИМНЫЕ ПРОЦЕССЫ ВО ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ ДНЯ

Подъем детей
Постепенный подъем:
гимнастика пробуждения с элементами самомассажа;
дыхательными упражнениями;
стопотерапия;
закаливающие мероприятия;
общение воспитателя с детьми.
Индивидуальная работа с детьми, создание условий для самостоятельной деятельности.
Закаливающие мероприятия:
закаливание;
массаж.
Формирование культурно-гигиенических навыков:
привлечение внимания детей к гигиеническим процедурам;
гигиенические процедуры;
закрепление правил обширного умывания;
рассказ воспитателя о закаливании;
приемы самоконтроля;
оценка деятельности детей;
последовательность одевания;
контроль за внешним видом;
аккуратность прически.
Формирование культуры поведения:
доброжелательные отношения со сверстниками, взрослыми.
Общение с детьми:
индивидуальная работа;
игры.

Гигиенические процедуры
закрепление правил мытья рук;
игры-соревнования;
беседы воспитателя о чистоте;
самоконтроль детей;
положительная оценка деятельности детей.

Полдник
Подготовка к полднику:
сервировка стола;
беседа с дежурными;

Привлечение внимания детей к пище:
правила этикета;
оценка деятельности детей;
уборка столов.

Свободная игровая деятельность детей
Создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей.
Непосредственно образовательная деятельность с педагогом дополнительного образования.

Ужин
Подготовка к ужину:
сервировка стола;
беседа с дежурными;
ознакомление с меню, объявление его детям;
привлечение внимания детей к эстетичности оформления столов.
Привлечение внимания детей к пище:
индивидуальная работа по воспитанию навыков культуры еды;
правила этикета;
оценка деятельности детей;
уборка столов.

Подготовка к прогулке
Создание интереса к прогулке:
индивидуальные беседы с детьми;
отбор игрового материала для прогулки;
мотивация деятельности детей на прогулке.
Одевание:
последовательность;
выход на прогулку.

Прогулка
Подвижные игры:
2-3 игры большой подвижности;
2-3 игры малой и средней подвижности;
на выбор детей.

Индивидуальная работа по развитию движений, физических качеств:
самостоятельная игровая деятельность;
создание условий для развития сюжетно-ролевых игр;
игры с природным материалом;
в теплое время года:
индивидуальная работа по изодеятельности, развитию речи;
театрализация.

Первый год жизни условно делится на следующие этапы :

I этап - от рождения до 2,5-3 мес. (на этом этапе выделяется пе­риод новорожденности - первые 3-4 недели);

1У этап - от 9-Ю мес. до I года

В соответствии с этапами развития на 1-ом году жизни устанав­ливаются четыре возрастных режима. Установить своевременную сме­ну сна и бодрствования на I мес жизни еще нельзя, тая как эти процессы у новорожденного аритмичны, они возникают многократно в сутки и продолжительность их разная. В этом возрасте необхо­димо наладить только правильный ритм кормления, т.е. кормить ребенка всегда в одно и то же время, через одинаковые интервалы. К концу I мес. устанавливается суточный режим: ребенок начинает бодрствовать преимущественно днем, а спать ночью. Именно с этого возраста важно установить не только режим кормления, но и режим сна и бодрствования. Для этого необходимо класть спать ребенка в одно и то же время и создавать условия для быстрого засыпания и глубокого сна (спокойная обстановка, сок на воздухе), во время бодрствования создавать условия для активного деятельного состоя­ния ребенка. В 1-ые месяцы жизни малыша кормление, бодрствование и сон должны чередоваться через одинаковые промежутки времени, так как это облетает привыкание к режиму. Режим должен быть та­ким, чтобы ребенок после кормления бодрствовал, а потом спал до следующего кормления. Если в период приучения ребенка к режиму дня он сам не просыпается к началу кормления, его нужно будить. Последовательность чередования режимных моментов меняется у детей 1У -го етапа - от 9-Ю мес до I года. Последовательность теперь такая: бодрствование - кормление - сон. Осуществляется переход детей на двухразовый сон, который сохраняется до 1,5 лет.

С первых дней жизни у детей необходимо воспитывать положи­тельное отношение ко всем режимным процессам. Естественной и на­иболее правильной едой для младенца является грудное молоко мате­ри. Важно, чтобы ребенок ел в спокойном состоянии, с аппетитом. съедал всю порцию. Перед едой детям делают туалет. Когда вводит­ся докармливание, то малыш получает еду из бутылочки с соской, которая по форме напоминает сосок женской груди. В 4,5-5 мес, когда вводится полугустая еда (овощное пюре, творог), необходимо приучивать детей есть с ложки. В это время ребенок должен нахо­диться в полусидячем положении. В 6-7 мес. нужно учить пить детей из чашки фруктовые соки, кефир, чай. Как только малыш научится сидеть, его нужно кормить за столом. Необходимо правильно органи­зовать сон ребенка. Постель должна быть ровной и твердой. Дневной сен ребенка в любую пору года целесообразно проводить на свежем воздухе. Неспокойным детям можно давать пустышку, однако, когда ребенок загнет, пустышку нужно вынимать изо рта. Когда ребенок спит, взрослые разговаривают вполголоса, свет не должен падать ему на лицо, радио и телевизор нужно выключить. С 8 мес. ребенка приучают к горшку. Он должен быть удобным. Целесообразно исполь зовать специальный стульчик. Высаживают ребенка на горшок толь­ко в те моменты, когда у него есть потребность. Не следует дол­го держать ребенка на горшке, это может вызвать отрицательное отношение к высаживанию.

.30. Особенности воспитания и развития детей первого года

ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ - основные умения, которые определяют развитие ребенка в данный момент и являются благоприятными предпосылками для следующего развития.

Наиболее важным и ответственным периодом в жизни каждого ребенка является первый год жизни. Его отличительные особенности :

­ более быстрый в сравнении с другими возрастными периодами темп физического и нервно-психического развития,

­ тесная взаимосвязь физического и нервно-психического развития,

­ проявление сенсомоторной потребности,

­ ярко выраженная эмоциональность,

­ большая ранимость организма и относительно низкая сопротивляемость к разным заболеваниям,

­ потребность в общении со взрослыми, высокая пластичность нервной системы.

Задачи воспитания:

Обеспечение полноценного физического развития детей, охрана и укрепление их здоровья, формирование движений, воспитание элементарных навыков аккуратности и опрятности, положительного отношения к режимным процессам;

С целью умственного воспитания своевременное формирование ориентировочной активности, расширение сенсорного опыта детей, развитие умения действовать с игрушками и предметами быта, развитие понимания речи, подготовительных этапов активной речи;

Формирование предпосылок нравственного поведения, т.е. положительных привычек, предупреждение появления отрицательных, поощр ение активности и самостоятельности во всех видах деятельности, воспитание доброжелательного отношения ко взрослым и детям;

Для развития предпосылок эстетического восприятия продуманная организация предметной среды, систематическое осуществление музыкального воспитания.

Первый год жизни условно делится на следующие этапы :

I этап - от рождения до 2,5-3 мес. (на этом этапе выделяется период новорожденное™ - первые 3-4 недели);

П этап - от 2,5-3 мес. до 5-6 мес;

Ш этап - от 5-6 мес. до 9-Ю мес;

1У этап - от 9-Ю мес. до I года.

На I этапе ведущими линиями развития являются:

Развитие зрительного и слухового сосредоточения;

Развитие эмоционально-положительных реакций, формирование "комплекса оживления";

КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ - сочетание эмоциональных (улыбка), голосовых (гукание) и двигательных (движения рук и ног) реакций.

Формирование умення лежать на животе, приподняв голову и опираясь на предплечья.

Для П этапа характерны следующие линии развития:

Формирование зрительных и слуховых диффереицировок;

Развитие умения тянуться к игрушкам, брать их в руки;

Дальнейшее совершенствование умения лежать на животе, прогибаясь в пояснице и удерживая голову.

На Ш этапе ведущими линиями развития являются:

Формирование умения совершать целенаправленные действия с предметами;

Дальнейшее совершенствование лепета;

Начало становления пассивной речи (слышит, понимает, но не раэ-говаривает);

Развитие ползания.

Для 1У этапа характернмми являются такие линии развития:

Формирование результативных действий с предметами;

Появление первых осмысленных слов;

Дальнейшее развитие пассивной речи;

Формирование умения самостоятельно ходить.


Похожая информация.


Конспект режимного момента в группе раннего возраста.

«Обед».

Цель: продолжать формировать навыки культуры еды у детей раннего возраста.

Задачи:

1.Продолжать формировать культуру поведения во время еды: правильно пользоваться ложкой, умение аккуратно пользоваться салфеткой, не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды.

2. Воспитывать вежливость (благодарить за еду, потребность в чистоте и аккуратности).

Предварительная работа:

1 . Ситуативные беседы о пользе здоровой пищи, правилах поведения за столом.

2. Дидактические игры: «Угостим куклу чаем», «Сварим суп», «Как Зайчик в гости ходил» и т.п.

3. Чтение художественных произведений И. Токмакова «Ай да суп!»,

«Каша», русские народные песенки и потешки: «Разложили кашку»,

«Сорока, сорока».

Индивидуальная работа:

Полина- закрепить умение сидеть прямо.

Ваня – мотивировать к приёму пищи.

Лёня – закреплять навыки правильно держать ложку.

Ход режимного момента:

Помощник воспитателя сервирует столы, дети, помыв руки, в это время находятся с воспитателем.

Воспитатель вносит куклу в одежде повара.

Воспитатель: К нам в гости пришла кукла Таня. Как вы думаете, кто она? (повар)

Давайте вместе повторим – «повар».

А почему вы так решили?

Чем занимается повар? (ответы детей)

Воспитатель: а как вы думаете, что нам сейчас дадут на обед? (ответы детей - суп, второе, компот).

Воспитатель: Правильно, суп. А из чего можно сварить суп? (ответы детей).

Правильно, в суп кладут мясо, картошку, морковку, лук. Маша, что кладут в суп? (воспитатель выкладывает на магнитную доску по очереди картинки продуктов, из которых варят суп).

Пока мы с вами беседовали, Ирина Георгиевна накрыла на столы и пригласила нас обедать.

Разместив детей за столами, воспитатель говорит о том, что предложено сегодня детям на обед, (меню на обед) желает им приятного аппетита и говорит потешку:

Глубоко – не мелко,

Кораблики в тарелках,

Луку головка –

Красная моровка,

Петрушка, картошка,

Крупки немножко,

Вот кораблик плывёт,

Заплывает прямо в рот.

Воспитатель обращает внимание на положение осанки детей во время приёма пищи, осуществляет индивидуальную работу по закреплению навыков пользования столовыми приборами.

Воспитатель: Не забываем, что ложку мы держим в правой руке, а хлеб в левой. За столом сидим прямо, спина прямая, ноги стоят тоже прямо.

Во время приёма пищи воспитатель провидит индивидуальную работу с детьми: хвалит детей за аккуратность, неторопливость, культурные навыки (пользование салфеткой после приёма пищи). А также рассказывает о том, из чего состоят блюда.

Воспитатель: Молодцы! Аккуратно кушаете. Танечке нравиться, как вы едите.

Помощник воспитателя организует постепенную смену блюд

Воспитатель:

Тили- час, тили- час

Вот обед у нас сейчас

Скушаем за маму ложку,

Скушаем за папу ложку,

За собачку и за кошку,

Воробей стучит в окошко,

Дайте ложечку и мне…

Вот и кончился обед.

Воспитатель: Молодцы! Не забывайте, что мы после еды вытираем рот салфеткой и говорим: «Спасибо!» Дети, которые закончили приём пищи, встают из-за стола, говорят «спасибо», идут раздеваться. Когда все дети вышли из-за стола, воспитатель помогает детям готовиться ко сну.

Знакомство с условиями жизни детей раннего возраста

Цель: изучить особенности условий жизни детей в группах раннего возраста: организацию предметно-пространственной среды, обеспечивающей психологический комфорт ребенку и воспитателю. Приобретать навыки научно-исследовательской деятельности.

1. Познакомьтесь с помещением группы, ее интерьером, расположением и назначением всех комнат, их оборудованием. Дайте заключение о соответствии педагогическим требованиям.

3. Анализируя предметно-пространственную среду в группах раннего возраста, сделайте вывод, насколько она соответствует интересам ребенка и его психологическому развитию.

4. Обратите внимание, созданы ли в игровой комнате условия для предметной и ориентировочно-познавательной деятельности, сенсорного развития, индивидуальных игр, развития движений.

Характеристика игрового материала ведется по предложенной схеме:

5. Сделайте психолого-педагогический анализ игрового материала: количество, соответствие возрасту, доступно ли расположен, содействует ли развитию детей, отвечает ли гигиеническим требованиям.

Задание 6

Изучение сформированности у детей культурно-гигиенических навыков

Цель: изучить и проанализировать особенности организации режимных процессов в ясельных группах, уровень сформированности культурно- гигиенических навыков, приобретать навыки научно-исследовательской деятельности.

1. Изучите материал по формированию культурно-гигиенических навыков у детей, представленный в приложении.

2. Проведите наблюдение за 3-4 детьми раннего возраста в различных режимных процессах. Данные проанализируйте и занесите в таблицу:

Имя, возраст ребенка Умывание Прием пищи Одевание и раздевание

3. Анализируя и описывая особенности режимных процессов в группе, обратите внимание на следующие моменты:

Соблюдение принципа постепенности при организации режимных процессов;

Распределение обязанностей между воспитателем и его помощником;

Навыки и умения детей, проявляемые в различные режимные моменты, уровень их сформированности;

Приемы, используемые воспитателем, при формировании тех или иных умений и навыков.

4.Организуйте и проведите самостоятельно режимные моменты. Опишите, что для Вас оказалось наиболее сложным при их проведении.

Задание 7