Когда начинать развивать речь у ребенка? Что нужно, чтобы ребенок заговорил правильно: советы, рекомендации, памятка по развитию речи у ребенка. Развитие речи ребенка до года. Упражнения и игры

Ваш малыш уже научился ползать и пользоваться "пинцетным" захватом. Важнейшее событие этого периода - первые слова ребенка. Сейчас он меньше плачет и больше разговаривает, начинает комбинировать звуки и жесты, добиваясь, чтобы его поняли. Важнейший прорыв в развитии речи происходит где-то на 5-м месяце, когда ребенок узнает, что он может издавать раз- личные звуки, меняя форму губ и языка. В б месяцев дети начинают лепетать. В этом возрасте их речь состоит из повторов слогов, включающих гласный и согласный звуки. Между 6 и 9 месяцами ребенок вместо издаваемого раньше с помощью губ "ба-ба" произносит "да-да" - уже с помощью языка. После того как малыш пройдется по всем гласным алфавита ("ах-ба-ди-да-га-ма"), он начинает соединять такие "слова" вместе - "ба-ба-ба-ба", сочетая их со специфическими булькающими звуками, возникающими при прохождении звука во рту. Наконец, около 9 месяцев появляются первые слова - "мама", "папа", хотя пока не всегда малыш четко соотносит их с теми, кого они обозначают.

Жест, как средство общения

Жесты - наиболее значимые предшественники устной речи, потому что именно они впоследствии заменяются эквивалентными по смыслу словами. Если малыш хочет, чтобы вы его взяли к себе, он не плачет, как раньше, а протягивает к вам руки и выразительно смотрит, как бы говоря: "Пожалуйста, возьми меня". К тому же теперь он реже просится на руки, поскольку освоил много навыков и может поиграть самостоятельно. Скорее, он будет подавать вам сигналы, означающие: "Поставь меня на пол", при этом показывать вниз руками и ускользать из ваших объятий, чтобы достичь желаемой цели. Отвечайте на сигналы ребенка, подаваемые руками, точно так же, как вы реагировали на его плач. Это поможет ему быстрее заменить плач как средство общения на язык жестов. Теперь малыш использует для этого свои руки и одновременно стремится помочь себе с помощью ваших рук. Он берет вас за руку и заставляет ее двигаться туда, куда ему нужно. Наиболее заметно это проявляется во время кормления.

Из дневника Марты: "У Мэтью есть несколько знаков, чтобы показать, что он хочет ко мне на руки, причем одни он использует, когда огорчен, а другие - когда хочет поиграть. Если он хочет играть, он тянется ко мне широко расставленными в стороны руками, как бы раскрывая объятия. Когда же он расстроен, его руки, наоборот, плотно прижаты к туловищу и только приподняты локотки и предплечья, а пальчики сложены в каком-то странном жесте, словно он готов сам себя ущипнуть. Все это означает состояние дискомфорта и призыв: "Пожалуйста, помоги мне".

Язык для избранных

К 9 месяцам у большинства детей развивается нормальный язык (звуки плюс жесты). Родители хорошо понимают этот язык, посторонние - нет. Вот когда вам пригодился опыт, который вы копили из месяца в месяц, расшифровывая сигналы своего малыша. Определенные звуки, издаваемые ребенком, означают определенные просьбы. Наш Мэтью произносил "мам-мам-маммам", когда хотел, чтобы его подержали на руках. Рассмотрим некоторые из наиболее частых сочетаний жестов и звуков.

Указующий перст. Малыши начинают дотрагиваться до предмета с легкого касания его (примерно так же осторожно прикасаются к своим младенцам на первых порах и молодые мамы). Сначала дети дотрагиваются до предмета только подушечками пальцев, а затем касаются его раскрытой ладонью. В то время, как ребенок начинает показывать пальцем на интересующий его предмет, он начинает понимать и ваши указующие жесты.

Из дневника Марты: "Около 6 месяцев Мэтью начал показывать пальчиком на нашу кошку. Сначала он подбирался к ничего не подозревающей кошке с раскрытой ладошкой и растопыренными пальчиками. Он осторожно дотрагивался до ее головы кончиком указательного пальца, какое-то время как бы изучал кошку кончиками других пальцев, потом клал всю ладонь на кошачью голову и в конце концов хватал ее за шерсть и сжимал в кулачок".

Приглашение к игре. Приглядитесь, какими жестами и звуками малыш приглашает вас поиграть. Когда вы входите в комнату, ребенок прямо-таки оживает. Его личико озаряется, расцветает улыбкой, малыш размахивает ручками и тянется к вам всем телом, как бы говоря: "Давай поиграем!"

Звуки, выражающие настроение. Посмотрите, каким образом малыш выражает удовольствие и разочарование. Когда он счастлив, это лучезарное настроение выражается целым набором мимических движений: глаза сияют, мускулы лица подтянуты, щеки раздвинуты улыбкой.

Он хохочет с повизгиванием и подпрыгивает, все его тело излучает восторг. При этом он издает радостные звуки - что-то наподобие "ба-ба-ба-ба".

Когда малыш грустит, он что-то уныло бормочет, хрюкает и издает рычаще-жалобные звуки. На этом этапе универсальный звук "н" означает разнообразные отрицательные эмоции. Так, ребенок может протестовать против приема лекарства, протяжно хныча "на-на-на-на". Личико малыша становится несчастным: рот кривится в плаксивой гримасе, лицевые мускулы опадают. И если вы быстро не сообразите, в чем дело, скоро раздается плач.

Как помочь развитию языка

Языку, как и чувству юмора, не учат - его впитывают. Вы не можете прямо и непосредственно учить ребенка говорить. Вы можете только давать ему возможность слушать правильные звуки. Дела пойдут успешнее, если при этом ребенок ухватывает идею, что говорить - это забавно. Обучение речи таким образом наиболее естественно. Есть несколько способов для ускорения этого процесса.

Игры в слова. Словесные игры являются той формой обучения, которая быстрее и эффективнее приводит к цели. Вот одна из самых любимых игр наших детей:
Садовник ходит и ходит вокруг плюшевого мишки (нарисуйте своим пальцем окружность на животике малыша), раз шагнул, два шагнул, (пройдитесь пальцами от пупка до шейки ребенка) и начал его здесь щекотать! (пощекочите подбородок ребенка).

Ключевые слова. Ключевые слова или фразы - это как бы пусковой мо- мент, вызывающий ответную реакцию ребенка. Происходит это потому, что в таких словах или фразах малыш узнает нечто знакомое. Одна из излюбленных игр такого рода - бодание лбами. Когда Мэтью был на этой стадии развития, я говорил ему: "Бум головкой!", после чего мы с сыном, к огромной его радости, слегка бодали друг друга. Вскоре Мэтью усвоил ключевое слово и стоило мне только произнести: "Бум", как Мэтью старался боднуть меня даже до того, как я наклонял к нему голову. Что при этом происходило в уме Мэтью? Я считаю, что в его памяти эта игра сохранялась в виде серии "записей". Когда он слышал ключевое слово "бум", он как бы устанавливал иголку своего проигрывателя в нужную бороздку памяти, и весь набор действий, записанных в этом ее разделе, воспроизводился в нужной последовательности Играя в словесные игры и наблюдая за тем, как малыш откликается на ключевые слова, вы можете представить себе, каким образом развивается его память.

Связь слов и предметов. На этом этапе развития ребенок начинает ассоциировать слова с объектами окружающей среды. Когда вы чтонибудь читаете малышу, связывайте персонажей и предметы, о которых говорится в книжке, с такими же предметами в окружающей ребенка обстановке, например, покажите на живущую у вас кошку и на нарисованную в книжке. "Посмотри, вот киса... и здесь тоже киса"

Беседа за столом. Придвиньте креслице к общему столу, за которым сидит вся семья, и понаблюдайте, как он присоединится к общему разговору. Обратите внимание на то, как малыш следит за ходом обсуждения, поворачивая головку от одного говорящего к другому. Таким образом он осваивает одну из самых важных составляющих искусства общения - умение слушать.

Теперь без вашей помощи кроха делает повороты во все стороны и его ни при каких обстоятельствах нельзя оставлять на высоте в незащищенном бортами месте. Ребенок очень активен, любопытен, ищет вас глазами, вокализациями «заявляет» о себе. Хорошо, если мама откликается на действия малыша, и даже чем-то занимаясь поблизости, держит его в поле зрения, заигрывает, разговаривает, поддерживает улыбкой и т.п.

В этот период жизни социальная активность малыша столь высока, что он не может долго оставаться в одиночестве - требует общения с вами, поэтому даже если вы заняты неотложным делом, периодически напоминайте ему: «Я рядом», «Я тут», «Я тебя вижу», «Я тебя слышу», «Сейчас подойду» и т.п. Ведь потребность в общении со взрослым - условие его дальнейшего овладения речевыми навыками.

Знаменательным для шестого месяца жизни ребенка является «скачок» в развитии действий руки, имеющий значение для дальнейшего общего и речевого развития. Рука, как тюльпан, «раскрылась» пятью лепестками-пальчиками: уменьшился гипертонус мышц кисти. У ребенка появилась способность брать предметы самостоятельно из любого положения. Он может выполнить это действие, лежа на животе, на боку, на спине. При этом рука начинает выполнять скользящие, обводящие движения с целью достичь и захватить предмет.

Теперь «освободившаяся» рука ребенка может не только притягивать игрушку, но и производить с ней забавные манипуляции, сжимать, отбрасывать и даже подносить ко рту. Малыш все берет в рот. Язык ребенка обладает высочайшей чувствительностью и «сообщает» крохе больше информации о предмете, чем он получает ее зрительно. И это понятно, ведь действия малыша, как и раньше, обусловлены данной от природы ориентировочной активностью, т.е. рефлекторным реагированием на новизну в окружающем мире.

Однако было бы ошибкой считать, что полугодовалый малыш совершает все рефлекторно, т.е. бессознательно. Соприкосновение руки с предметом ребенок эмоционально переживает, потому что в этот момент получает впечатления от результата своих манипуляций, а это и есть познание свойств обследуемой игрушки. По сути, у малыша проходит ознакомительная игра - ориентировочная по форме и познавательная по содержанию.

Необходимо заметить, что теперь кроха сам совершает действия без помощи взрослого. Так формируется его наглядно-действенное мышление и сенсомоторный интеллект. Важен момент самого действия, приводящий к видимому результату (например, игрушечный поросенок запищал, шарик провалился в дырочку и выкатился сбоку, матрешка-неваляшка зазвенела). Вот почему ребенку 6 месяцев так необходимы предметные игры, организуемые взрослым. Малыш с большим интересом относится к предметам, окружающим его: все подай сюда!

С высвобождением руки предметная деятельность становится ведущей в развитии ребенка. В 6 месяцев, можно сказать, ее начало - «родник», который с каждым месяцем будет превращаться в «поток» ознакомительной игры с предметами.

Эмоциональное общение с мамой и родными не утрачивает своей значимости, но теперь действия с предметами выходят на первое место. Проявляя посильную самостоятельность, ребенок продолжает ощущать на себе любовь и заботу близких. Последнее не так уж просто осуществить: надо не только ласкать ребенка, но знать, во что и как играть.

Организуя игровые действия, взрослый называет предметы, которые попадают в руки малыша. Так на ранних этапах начинается развитие наглядно-действенного мышления и речи.

Теперь, с шестого месяца жизни ребенка, можно говорить о развитии понимания речи и формировании активных речевых реакций. Иными словами, интенсивно развивается понимание названий предметов и артикуляция речевых звуков, складывающихся в слоги: «ва-ва-ва», «ба-ба-ба», «бу-бу», «ма-ма-му» и т.п. Начинается новый этап предречевого развития, называемый лепетом. Лепет - это еще не слово, которое, понимая, произносит малыш, это лишь «кирпичики», из которых будет строиться его речь.

Кроха по-прежнему, находясь в хорошем расположении духа, подолгу гулит, но в руладах гласных звуков слышатся и согласные: «у-а-ва», «а-а-у-ма-а», «а-бя-а-а-б» и т.п.

В этот же период в разговор с ребенком взрослый вводит вопрос «где?», сопровождаемый указательным жестом в сторону названного предмета. Например, мама показывает на часы и говорит: «Тик-так, тик-так! Часы! Где тик-так? Где?» и, поднимая ручку малыша в сторону часов, продолжает: «Вот, тик-так! Где тик-так? Вот, тик-так!»

Аналогичный вопрос задается и по поводу других предметов или игрушек: «Где киса? Где гага?» и т.п. Через некоторое время кроха будет показывать пальчиком названный предмет.

Однако это умение придет к ребенку не спонтанно, т.е. не само собой. Понимание названий приходит к малышу в результате неоднократных повторений. Взрослый преднамеренно располагает игрушки в одном выбранном постоянном месте, которое хорошо просматривается, например, на полочке, в шкафу. Берутся не более 1-2 предметов, которые ставят отдельно в разных местах. При этом желательно выбрать игрушки не очень маленькие (не менее 25-30 см), с выразительными деталями. Например, если это собачка, то у нее должны быть выразительные глаза, вытянутый нос, забавный хвостик и др. Если берутся два предмета, то они должны быть резко контрастны по своему облику.

Например, малышу трудно отличить собачку от кошки, но легко найти собачку и часы или петушка и кошечку. Конечно, игрушка должна быть прежде не только показана и названа, но и интересно обыграна, а затем, в присутствии ребенка, ей нужно найти определенное место, о котором будет задаваться вопрос «где?».

Ввиду того что в конце шестого месяца к крохе приходит активный лепет, следует проводить игры-занятия с включением фольклорных текстов, где слышатся звукосочетания «га», «гу», «ва», «ву», «ба», «ма» и др.

Дело в том, что звук «г» был освоен малышом в гортанном варианте намного раньше в гукании на 2 и 3 месяцах жизни. Теперь эта фонема легко и, как правило, одной из первых входит в лепет малыша, затем появляются и другие - «м», «б». Их называют губными, потому что они произносятся смыканием и размыканием губ на выдохе. Это наиболее легкие звуки в артикуляционном отношении.

Речевые новации этого периода младенчества показывают, что игры-занятия с ребенком должны проходить на более высоком уровне, как в понимании, так и активном воспроизведении речевых звуков. Вместе с тем, их нельзя рассматривать вне связи с другими линиями развития (познавательное, сенсорное, моторное), потому что они взаимодействуют между собой: предметные действия руки связаны с локомоциями (повороты, подползание), с наглядно-действенным познанием сенсорных и физических свойств предметов, отражением последних в слове, т.е. речевом общении со взрослым.

6 месяц жизни ребенка ставит новые задачи общего развития перед родителями малыша:

  • закреплять умение длительное время лежать на животе, высоко подняв голову и опираясь на ладони выпрямленных рук;
  • побуждать ребенка к поворотам со спины на живот, а затем с живота на спину;
  • способствовать движениям, подготавливающим появление ползания: на данном этапе - подтягивание на руках и подползание к заинтересовавшему предмету;
  • укреплять упор ног, вызывая отталкивание от опоры (поверхность стола, боковая спинка кровати, колени взрослого и др.);
  • способствовать локомоторному развитию ребенка, самостоятельно менять положение своего тела в пространстве (повороты, подползание и др.);
  • продолжать формировать начальное ориентировочно-исследовательское поведение с предметами и игрушками: ознакомление с цветом, формой, величиной, массой, фактурой и др. в процессе практических действий - манипулирования;
  • формировать умение брать предмет из любых положений: лежа на животе, на боку, на спине и т.п. разными способами (подтягивание, захватывание и т.п.);
  • эмоциональное общение с ребенком постепенно обогащать «деловыми» контактами по поводу действий с предметами и игрушками;
  • способствовать радостному настроению, создавая игровые ситуации, побуждающие малыша к улыбке, смеху, эмоциональному контакту со взрослым.

Среди общих задач развития необходимо выделить задачи, способствующие речевому развитию малыша:

  • продолжать развивать речевой слух ребенка, побуждая прислушиваться к голосу взрослого;
  • создавать ситуации, способствующие развитию понимания речи взрослого (введение вопроса «где?», обращение по имени и т.п.);
  • организовывать игры-занятия, способствующие появлению у ребенка лепета, а также отмечать, какие звуки (приближенные к речи) слышатся в его лепете;
  • вступать в «перекличку» с ребенком, повторяя за ним издаваемые им речевые звуки;
  • способствовать возникновению интонационно-выразительных голосовых реакций на основе подражания взрослому;
  • называть ребенка по имени, способствовать тому, чтобы он воспринимал это обращение.

Необходимые условия

Важно найти форму взаимодействия с малышом, с одной стороны, лаская ребенка, эмоционально обогащая его, не следует забывать о «деловом» общении, следовательно, с другой стороны, чаще ставить в положение какого-то выбора, активизируя самостоятельные попытки к тому или иному действию. Не давать все в готовом виде: хочешь играть шариком - дотянись до него; хочешь потянуть за кольцо - сам подтянись и захвати его руками и т.п.

Старайтесь комплексно сочетать в играх-занятиях движения, действия с предметами, яркие речевые и эмоциональные проявления в процессе взаимодействия с малышом, расширяйте его социальные контакты.

Примерная игровая ситуация эмоционального общения «Иди-иди ко мне на ручки»

Задачи

Способствовать пониманию речи взрослого, обращенной к ребенку. Продолжать укреплять социальные контакты малыша в семье. Разыграть с домашними ситуацию приглашения, сопровождаемую словами к ребенку: «Иди-иди ко мне на ручки», сформировать адекватную реакцию на них. Использовать стихотворение А. Барто «Смотрит солнышко в окошко» в певческом варианте (на мотив русской народной песни «Светит месяц») с игровыми движениями - хлопками в ладоши.

Взрослые заранее договариваются между собой об игре с ребенком. Мама берет ребенка на руки (не сажает!) и направляется к бабушке со словами:

«Ай, таиньки-таиньки,
Пришли к бабе заиньки!»

Мама игриво исполняет рифмовку, подчеркивая голосом необычность ситуации. Бабушка ласково встречает малыша и делает жест ладонями «к себе» со словами: «Иди-иди ко мне на ручки!» - как бы манит.

Когда малыш перейдет к ней на руки, мама пропевает на мотив «Светит месяц»:

«Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку»
(А. Барто).

С этими словами мама берет ручки ребенка в свои (элемент пестования) и соединяет их со словами: «Хлоп!», «Хлоп!» Бабушка подпевает, поворачиваясь с малышом влево-вправо в такт песенки. Затем мама делает пригласительный жест со словами: «Иди-иди ко мне». Ребенок переходит к ней, и они направляются к дедушке. Вся игровая сценка повторяется.

Примечание

Если ребенок не захочет переходить с рук мамы к другому взрослому, то хлопки его ручками под песенку выполняет последний.

В этом игровом взаимодействии участвует вся семья, и ребенок получает много положительных эмоций. Так начинает возникать понимание речи взрослых, если одна фраза, сопровождаемая жестом, повторяется каждым из них. При этом фраза повторяется ребенку в разном тембровом звучании голосов мужчин и женщин, молодых и пожилых членов семьи. Так продолжает развиваться речевой слух малыша. Начинается знакомство с социальной речевой практикой его ближайшего окружения: возникает способность узнавать домашних по голосам, а затем и понимать обращенную к крохе речь.

К концу 6 месяца малыш уже понимает обращение к нему по имени. По-прежнему интересны песенки, стихи, шутки и др., в которых звучит имя ребенка в сочетании с рифмующимися словами. Малыш учится выделять свое имя в потоке близких по звучанию слов.

К Юлечке-Юле
Прилетали гу-у-ли,
Гули-гулечки
Садились к люлечке,
Ворковали Юлечке:
«Юля, Юля, Юле-е-чка!»
Во-о-т какие гу-у-лечки.
Прилетали к Юлечке!
Деня-Денюшка-Денис,
Просыпайся! Улыбнись!
Светит солнышко в окошко,
И уже умылась кошка!
Деня-Денюшка-Денис,
Денис, маме улыбнись!
Мы покушаем немножко,
Впереди у нас дорожка,
На прогулку пойдем,
«Гу-га-гу-у!» - запоем.
(Л. Павлова)

Примерные речевые занятия «Где петушок Кука?»

Задачи

Способствовать развитию понимания речи взрослого. Ввести в речевое общение с ребенком вопрос «где?», указательный жест в сторону названного предмета.

Материал

Игрушка-петушок (25-30 см).

Ребенок на руках у взрослого. Разыгрывается сценка появления петушка. Мама показывает забавные пассы с игрушкой: петушок ходит, скачет, поет - «Ку-ка-ре-ку!». Мама несколько раз называет игрушку, затем вводит лепетное слово «кука». Спрашивает - «Где петушок Кука?», повторяет, выделяя «где?». Затем, используя облегченный вариант вопроса «Где Кука?» и выдвигая вперед игрушку, отвечает: «Вот Кука!», делает указательный жест. Повторяет все, делая указательный жест рукой малыша. Можно прочитать или пропеть рифмовку:

«Кука наш такой горластый,
«Ку-ка-ре-ку-у!» кричит он часто!»

Взрослый в присутствии ребенка ставит петушка на видное место, которое теперь будет постоянным. Время от времени спрашивает малыша: «Где Кука?» и, повернувшись лицом к игрушке, подносит кроху к ней и его ручкой указывает, говорит: «Вот Кука!»

«Заинька по сеничкам»

Задачи

Способствовать началу лепета. Побуждать малыша к «перекличке» на основе звуков, освоенных им, например «гу-гу- гу». Использовать потешку «Заинька по сеничкам», где это звукосочетание находится под ударением.

Материал

Игрушка-зайчик (25-30 см).

Мама кладет малыша на спину, чтобы он хорошо видел ее артикуляцию. Эмоционально настраивает на занятие. Начинает произносить звукосочетания, которые ребенок освоил, затем замолкает, давая возможность ему «откликнуться». Если малыш вступил в перекличку, взрослый не прерывает его, чтобы кроха мог проявить себя, и вступает в контакт, когда он прекратит издавать звуки. Далее рекомендуется повторить попытку «переклички» на основе заданного звукосочетания, например «гу». Если ребенок не откликается, мама «разучивает» с ним этот слог, утрированно показывая его артикуляцию. Затем можно ввести фольклорный текст: взрослый читает потешку эмоционально, нараспев:

«Заинька, по сеничкам
Гу-у-ляй, по-гу-ляй.
Серенький, по новеньким
По-гуливай, гу-ляй,
Гу-гу-гу!»

В конце игры-занятия мама показывает малышу игрушку: «Это зайчик! Где зайчик? Вот зайчик!»

Примерное занятие на развитие действий руки «Подтянись и посмотри!»

Задачи

Формировать подползание, т.е. подтягивание на руках к игрушке. Учить брать предмет из разных положений. Замечать новые игрушки, называть их, употреблять вопрос «где?».

Материал

Яркие погремушки 2-3 штуки, с удобными ручками.

Занятие проводится на ковре, застеленном однотонной тканью. На нем располагают погремушки на небольшом расстоянии от малыша.

Мама из одеяла скручивает валик, прикладывает его к стопам ребенка, создавая ему возможность отталкиваться ногами, выполняя подтягивание на руках. Когда малыш дотягивается до погремушки, взрослый наблюдает его действия и помогает овладеть предметом, называет игрушку, имитирует звучание («Дон-дон!», «Тук-тук!», Бах!»).

Так осваиваются и другие игрушки, находящиеся перед ребенком.

Во втором полугодии жизни формируется ситуативно-деловое общение со взрослым, в котором главное для ребенка - совместная игра с предметами. Это общение остается главным примерно до 3-4 лет.

Период от 6-7 до 9-10 месяцев

В этот период ребенок впервые начинает понимать речь взрослого, что существенно меняет все его поведение, влияет на развитие действий, движений, активной речи.

К 7 месяцам по просьбе взрослого он находит взглядом предмет, который ранее неоднократно ему показывали и называли, а в 8 месяцев по слову взрослого может показать несколько предметов, выполнять простые действия (без показа взрослого): хлопает ручками ("ладушки"), на слова "до свидания" машет ручкой.

Со второго полугодия (шести - семи месяцев) возникают новые типы - общение: эмоциональное общение речевое общение

Один тип возникает на основе понимания речи взрослого при ознакомлении ребенка с окружающим, при организации его действий и при руководстве его поведением.

Общение, которое происходит между взрослым и ребенком - эмоциональное. У ребенка надо вызвать ответ, который должен соответствовать не форме обращения, а его цели. Дальнейшее развитие понимания у ребенка состоит во все большем отдалении форм обращения, которыми пользуется взрослый, от преследуемой обращением цели, пока ребенок не начинает выполнять соответственное движение и действие по одному только словесному требованию взрослого, т. е. пока понимание не превращается в чисто речевое понимание.

Отличие понимания от эмоционального общения состоит в том, что целью обращения взрослого к ребенку является не установление эмоционального контакта с ним, а выполнение ребенком какого-либо движения, действия или, напротив, воздержание от него. Эмоциональный контакт с ребенком и здесь необходим, так как положительное отношение к взрослому является для него основным мотивом его деятельности и ребенок очень охотно и радостно выполняет требуемое от него действие или движение. Выполнение действия или движения в условиях такого общения содержит уже элементы произвольности, так как ребенок производит это действие или движение не по собственному влечению, а по требованию взрослого. Понимание речи является одним из важнейших этапов подготовительного периода в развитии детской речи. В понимании развивается смысловая сторона речи ребенка, которая на первых порах независима от развития его самостоятельной (звуковой) речи. Смысловое содержание - указание на какое-либо лицо или действие, предмет, дающее возможность сообщить что-нибудь собеседнику, - является специфической особенностью человеческой речи.

Другой тип общения с ребенком - общение, которое направлено на какой-нибудь объект - лицо, предмет или действие. Только этот вид общения носит специфический характер человеческой речи. Речевое общение состоит из понимания чужой и самостоятельной речи.

Для развития у ребенка понимания речи требуется следующее:

  • 1. Приучить ребенка к общению по поводу него самого и другого лица, а также предмета и действия с ним. Этот тип общения развивается на втором полугодии.
  • 2. Надо, чтобы ребенок первого года жизни не был безразличен к лицу и предмету, т. е. объект должен занимать какое-то место в его жизненной практике - это может быть близкий ребенку человек, интересная игрушка и т. п.. 3. Этот осмысленный в совместной деятельности и в общении со взрослым объект (лицо, предмет, действие) должен быть соотнесен взрослым со словами - его названием.
  • 4. Понимание речи как акт общения заключается в активное восприятие и ответ. Инициатива такого общения всегда на стороне взрослого.

Развитие речи имеет два основных направления: пассивное владение словом, когда ребенок понимает обращенную к нему речь, но еще не умеет говорить, и активное использование речи.

Пассивная речь опережает в своем развитии активную

Примерно с шести - восьми месяцев у ребенка начинается развитие пассивной речи, он учится различать и понимать первые простые слова, небольшие предложения. Если его спросят:"Где кукла? Где часы?", ребенок поворачивает голову в сторону предмета или ищет его.

В этот период важную роль играет окружающая речевая среда. Чем больше говорят с ребенком, тем быстрее и лучше развивается его речь. Если же с ребенком общаются мало, то его речевое развитие будет идти медленно, с запозданием. Важно также, чтобы ребенок слышал в этот период ясную, четкую, правильную речь. Вот почему нельзя с ним сюсюкать, подлаживаясь под его речь. Многократным повторением одних и тех же слов и соотнесением их с определенными предметами взрослые способствуют образованию у ребенка ассоциативной связи между словом и предметом. Таким образом, слово приобретает для него сигнальную функцию.

На восьмом - девятом месяцах малыш начинает подражать незнакомым звукам.

Он уже произносит удвоенные слоги: "ма-ма", "па-па". Когда его спрашивают о маме, папе или других членах семьи, ребенок уже может показать на них, а, услышав свое имя, быстро реагирует.

Первоначальная реакция рефлекторно связана со звучанием слов, но только таким путем ребенок сможет постепенно научиться понимать и смысл слова, реагируя на него соответствующим образом. Поэтому, повторяя отдельные слова, малыша приучают к их звучанию.

Многие родители, чтобы ребенок скорее заговорил, пытаются дать малышу словесный образец: "Скажи - часы, скажи - ложка". И к великой радости родителей многие малыши уже в 8-10 месяцев начинают отчетливо повторять за взрослыми те или иные слова, поражая всех своими "необыкновенными способностями". Стремление научить слову, конечно, появляется в играх, которые развивают у ребенка подражание. Долгое время принято было считать, что такие игры являются чуть ли не единственным источником, развивающим собственную активность ребенка. Однако прямой связи между подражанием и активной речью все же нет. Ребенок может легко воспроизвести то или иное слово, но вместе с тем никогда не использовать его в реальной жизненной ситуации, при взаимодействии с окружающими людьми. К тому же подражание у детей этого возраста носит отсроченный характер, ребенок может повторить слово лишь спустя некоторое время, когда даже взрослый забудет о том, что сам научил ему ребенка.

К девяти месяцам маленький ребенок понимает названия нескольких предметов, находит их в любом месте, знает свое имя, дает игрушку, находящуюся у него в руках, понимает слова, связанные с режимными процессами, выполняет по просьбе взрослого необходимые движения и действия: "садись", "пей", "дай ручку".

Важным в развитии ребенка на этом возрастном этапе является приобретение им умения в лепете и действиях с предметами подражать взрослому. Без этого умения невозможно дальнейшее развитие малыша, его обучение и воспитание.

Лепет как новое и еще не прочное умение угасает, если взрослые не создают специальных условий для его развития (не вызывают подражания слогам, не перекликаются с ребенком). Он может не развиться у детей с пониженным слухом или с его отсутствием, с каким-либо не выявляемым ранее дефектом артикуляционного аппарата, речедвигательного анализатора.

При нормальном речевом общении ребенка с окружающими речевые реакции у детей образуются путем подражания и упрочиваются путем рефлекторного повторения.

Для нормального развития речи ребенка важно обогащение его словарного фонда путем общения с окружающими, исправление ошибок в произношении слов и тренировка в усвоении речевых стереотипов-шаблонов.

Таким образом, в процессе постепенного развития речи слово у ребенка постепенно начинает заменять условный раздражитель первой сигнальной системы и тем отвлекать его от действительности. В раннем детстве речевые связи немногочисленны, но с возрастом они обрастают все большим количеством связей с раздражителями первой сигнальной системы, что расширяет сферу влияния окружающей среды на словесные сигналы. Это сопровождается развитием правильного понимания ребенком смыслового значения слова при наличии постоянного корригирования его со стороны первой сигнальной системы.

Как развить речевой аппарат у детей

Развитие речи у детей 5-6 месяцев

К настоящей беседе малыш пока не готов, но на 5-6 месяце он начинает серьезно тренироваться. Из мелодичного гуления на свет рождается детский лепет. Для ребенка это большое достижение, чтобы добиться таких успехов, он долго тренировал свой артикуляционный аппарат.

Время, когда малыш начинает произносить первые слоги, пусть пока не осознанно, отлично подходит для начала занятий по развитию речи.

Для того чтобы карапуз быстрее сказал первое слово, с ним нужно ежедневно заниматься. Упражнения по развитию речи и артикуляционного аппарата достаточно просты, их могут проводить с ребенком и мама, и папа, и бабушка с дедушкой.

Пять несложных упражнений позволят добиться значительных результатов в развитии речи малыша:

Упражнение первое. Повторяйте за ребенком. Когда малыш в хорошем настроении и хочет «поговорить», обязательно удовлетворяйте его желание. Произносите за ним звуки, которые он говорит. Покажите ему, как вы это делаете, как говорите его «агу» с разной интонацией (медленно, быстро, восторженно, грустно и т.д.) и с разной громкостью.

Упражнение второе. Говорите с ребенком. Разговаривать следует именно с малышом, а не по телефону или друг с другом. В корне ошибочно мнение, что для нормального развития ребенок 6 месяцев должен просто слышать человеческую речь. Для того чтобы усваивать произношение звуков, и учиться понимать значение слов, он обязательно должен участвовать в процессе общения.

Малышу можно рассказывать обо всем, что он видит или слышит. Через пару месяцев ежедневных занятий ребенок 6 месяцев при упоминании знакомого предмета будет искать его взглядом.

Упражнение третье. Развивайте мелкую моторику руки. Уровень речи тесно связан с развитием мелкой моторики рук, поэтому следует делать специальные упражнения, разрабатывающие работу маленьких пальчиков. Ребенок 6 месяцев очень любопытен, он обожает новые интересные предметы, может некоторое время играть, перекладывая их из одной емкости в другую. Воспользуйтесь этим, дайте ему коробку с набором различных интересных вещиц. Они должны быть неодинаковыми по размеру, материалу, качеству поверхности, весу. Перекладывая их в ящичек и обратно, ваше чадо будет тренировать свои пальчики и познавать мир.

Хорошим упражнением для развития моторики станет игра ребенка с кусочками ткани разной структуры: вельветом, бархатом, шелком, драпом и т.д.

Упражнение четвертое. Колыбельная. Традиция укладывания ребенка при помощи колыбельной песни сегодня не слишком популярна. Многие родители предпочитают включать малышу аудиозапись. Однако именно мамина колыбельная способствует развитию речевых навыков ребенка. Голос самого родного человека не только успокаивает, но и помогает лучше узнавать звуковой строй родной речи.

Упражнение пятое. Пестушки. Ежедневно рассказывая малышу детские стишки и пестушки, мама развивает и речь, и память ребенка. Через некоторое время малыш будет сам в нужном месте пестушки поднимать ручки вверх, а позднее и пытаться повторять слова.

Развитие речи ребенка не займет у мамы много времени. Простые упражнения позволят малышу увереннее войти в стадию лепета и быстрее научиться говорить.

Нравится

  • О развитии ребенка: месяц девятый

    Девятый месяц считается одним из рубежных (как третий, шестой, двенадцатый), этапных периодов младенчества. Здесь многое закладывается на будущее. Мини-программа 9-го месяца жизни 1. Продолжать познавательное развитие на эмоционально-чувственной ориентировочной основе. 2. Обогащать содержательную сторону «делового»...

  • Все о развитии ребенка: месяц седьмой

    На 6-ом месяце жизни к ребенку пришло умение подтягивать свое тело на руках - подползать к заинтересовавшей игрушке, лежащей чуть дальше его вытянутой руки. Этот двигательный навык рассматривался как подготовка к более сложному движению -...

  • Занятия в 5 месяцев (упражнения для речи и не только...)

    Пишу только для себя, чтоб ничего не забыть, но если кому то пригодится, милости прошу. Я, как и многие мамы, озадачена развитием ребенка, как сейчас говорят ранним развитием. Постоянно задаюсь вопросом, чем занимаются мамы именно...

  • Все о развитии ребенка: месяц восьмой

    Восьмой месяц привносит в жизнь ребенка много нового по всем ведущим линиям развития: познавательной, социальной, речевой, моторной и знаменует окончание второй четверти младенчества. В этот период закрепляются и совершенствуются приобретенные навыки, закладываются предпосылки дальнейшего роста...

  • развитие

    30-03-2008 @ 00:10 Раздел: Дети / Календарь развития ребенкаПозади 9 месяцев беременности, токсикоз, отеки, страхи о здоровье будущего малыша. Вы, наконец-то, увидели того, кто жил внутри вас целых 9 месяцев и нещадно пихал вас под ребра....

Шестимесячный ребенок: что умеет малыш, развивающие игры, особенности

Шестимесячный ребенок: особенности развития, что умеет ребенок в 6 месяцев, игры и упражнения, игрушки.

Каждый месяц первого года жизни – это особый этап развития, в котором ребенок делает новый шаг. А шесть месяцев – это еще и переход на новый этап жизни – начинается второе полугодие первого года жизни младенца. В этом возрасте малышу уже недостаточно только ласки и внимания взрослого. Для его развития очень важным становится «деловое» общение с мамой в ситуациях игры с игрушками и предметами. Это новый уровень общения и социального развития малыша, в котором появляются новые качества и умения ребенка, развивается его интеллект. Если малыш остается на уровне предыдущем (только эмоционального общения и ласки, улыбок, прикосновений), то это неблагоприятно влияет на особенности и социального развития, и развития сенсомоторного интеллекта ребенка. Тогда ребенок начинает отставать в развитии.

В статье Вы найдете базовые, основные упражнения для шестимесячных детей, которые помогут предупредить многие возможные отклонения в развитии малыша и позволят сформировать у него те умения, которые развиваются именно в данный период жизни ребенка . Именно эти упражнения десятилетиями делали с малышами их мамы и бабушки, им обучали родителей в маминых школах при детских поликлиниках. А сейчас о них мало кто знает. Сейчас стало модным среди некоторых родителей считать эти упражнения излишними («и так заговорит, да и ползать научится без упражнений») и основное внимание направлять на «изучение букв и цифр» уже с пеленок, развивая «гениальность». И при этом подходе, набирающем всё большую популярность, катастрофически растет количество детей, отстающих от нормального развития и детей с неврозами и эмоциональными проблемами, с серьезными речевыми проблемами! А нормы развития детей стали перестраиваются под эти модные тенденции. Так, сейчас чуть ли не гениальными считаются дети, говорящие 12 слов в год и свободно владеющие к этому сроку ходьбой. Хотя раньше это была норма, а если ребенок этого не достигал к году — то это считалось уже отставанием в развитии. Стоит над этим задуматься!

Если же не гнаться за «гениальностью» (которая, кстати, к школьному возрасту оказывается вовсе не гениальностью и не оправдывает вложенных усилий родителей), а давать ребенку плодотворную почву для гармоничного своевременного развития, то можно вырастить прекрасного, здорового, счастливого, активного, самостоятельного, любознательного малыша и избежать многих проблем с его здоровьем физическим и психическим. Чего Вам всем желаю и чем могу помогаю Вам этой статьей:)! Ведь все упражнения, подходы, которые даны в ней основаны на многолетних исследованиях развития детей отечественными врачами, психологами и педагогами, а их эффективность доказана десятилетиями практики развития малышей.

Что умеет ребенок к началу периода — к 6 месяцам — мы уже с Вами знаем. Об этом мы говорили в статье

Шестимесячный ребенок: особенности развития, игры и упражнения

1. Развитие предпосылок речи у ребенка в 6 месяцев

1.1. Развитие подражания речи близкого взрослого

Шестимесячный ребенок интересуется звуками человеческого голоса, наблюдает внимательно за губами и мимикой лица говорящей мамы. Он очень любит повторять разные звуки в своем лепете, имитирует звуки, услышанные от взрослых, в играх – перекличках. Постепенно усиливается сходство произносимых малышом звуков со звуками родной речи. Чаще начинают встречаться в лепете ребенка звуки и, у, о.

В возрасте шести месяцев малыш уже четко слышит произносимый им слог и повторяет его многократно.

Это нужно знать каждой маме: У глухих детей гуление (протягивание гласных звуков) и гуканье появляются в то же время, что и у слышащих детей. А вот лепет (лепетом называется повторение не отдельных звуков, а слогов ба-ба-ба, ма-ма-ма, тя-тя-тя и т.п.) не возникает из-за отсутствия слуха. Поэтому очень важно следить за развитием своего ребенка и запомнить, вовремя ли у него появился лепет! И вовремя сообщить об этом наблюдающему Вашего малыша врачу. Иногда глухие дети не получают своевременную помощь, т.к. мамы не знают, что активное гуление в первые месяцы жизни не означает хороший слух младенца!

Как развивать у ребенка в 6 месяцев подражание речи?

Развить у шестимесячного малыша умение подражать речи взрослого невозможно без близкого эмоционального контакта. Чужим взрослым людям или диктору из так называемого «развивающего видео по развитию речи для младенцев» ребенок подражать не будет! И не может! Ему нужен именно мамин голос! Поэтому очень не советую тратить время на такие псевдоразвивающие видео, после которых у многих малышей речь отстает в своем развитии, а заняться действительно полезными упражнениями, развивающими речь, умение подражать звукам родного языка и предупреждающими нарушения речи.

Лепет – это своеобразная речевая зарядка для ребенка, которая укрепляет речевой аппарат и содействует его правильному развитию. Обязательно используйте в общении с шестимесячным ребенком много потешек! Потешки имеют уникальное значение в развитии речи шестимесячных малышей, т.к. в них часто повторяются слова и слоги из детского лепета – тили-тили, ту-ту-ту, гу-гу-гу и другие. Причем повторяются эти слоги в сильной позиции, в которой ребенку проще и легче их услышать и выделить из речевого потока. Это тоже будет способствовать развитию лепета у малыша.

Разговаривая с шестимесячным малышом тяните медленно протяжно гласные звуки: «Вот и соооооолнышко мое проснуууулось. Проснууууулось да потянуууууулось! Вот какие потягууууушечки!», говорите не спеша, делая паузы между своими фразами. Называя разные игрушки и предметы, тоже тяните гласные звуки, помогая ребенку научиться вслушиваться в Вашу речь: «Вот какой колокооооооольчик! Колокооооольчик звениииит: дииинь-диииинь-диииинь»

Упражнение «Перекличка»

Это базовое упражнение для шестимесячных детей – веселая игра со слогами и звуками родного языка с помощью мамы. Без перекличек практически невозможно сформировать у ребенка подражание звукам.

Перекличка – это своеобразный диалог мамы с ребенком, в котором мама повторяет за малышом звуки и слоги его лепета, а затем делает паузу для ответа ребенка. После этого мама говорит ребенку другие слоги, а малыш повторяет за ней.

Умение подражать слогам мамы достигается не сразу. Сначала малыш просто смотрит внимательно на рот говорящего взрослого и ничего не повторяет. Это нормально, ведь он еще не может понять, что за новую игру предлагает мама. Малыш может в ответ маме начать двигать губами беззвучно, делать разные движения ртом. Это тоже нормально. Начните протягивать гласные, утрируя их артикуляцию – ааа, ооо, ууу, делайте паузы, говорите с разной силой голоса, с разной высотой голоса и с разной интонацией. Обязательно делайте паузы, чтобы наблюдающий за Вами малыш смог Вам ответить если не звуком или слогом, то хотя бы движением рта.

Правила проведения перекличек для развития подражания речи у шестимесячного ребенка:

  1. Ведя перекличку, Вы должны стоять так, чтобы Ваше лицо находилось в поле зрения ребенка, и ничего не мешало ему наблюдать за Вами (проследите, чтобы в глаза ребенка не бил яркий луч солнца или свет от лампочки).
  2. Во время переклички не должно быть посторонних отвлекающих звуков – звука телевизора или радио. Малыш должен слышать только ваш голос и должен быть сосредоточен на Вашем лице.
  3. Сначала играем в игре в перекличку только с теми звуками, которые ребенок уже произносит. Например, малыш лежит и тянет ба-ба-ба (или ааа). Похвалите и повторите за ним этот слог: «Умница! Скажи еще раз ба-ба-ба! Ба-ба-ба!». Сделайте паузу для ответа. Если малыш не реагирует, еще раз скажите ему с разными интонациями ба-ба-ба. Предлагайте для повторения те звукосочетания, которые ребенок уже говорит (ва-ва-ва, бу-бу-бу, ба-ба-ба и другие). И только к 7 месяцам Вы сможете вводить в упражнения – переклички новые для ребенка сочетания звуков – тятятя, дидиди, татата и т.п.

Наилучшее время для развития умения подражать речи взрослых у шестимесячных детей — время бодрствования после сна, примерно через полчаса после пробуждения.

1.2. Развитие понимания речи близкого взрослого у шестимесячного ребенка.

В 6 месяцев ребенок начинает понимать речь близкого взрослого. Он вслушивается в слова, проявляет внимание к тому, что говорит мама. Для развития этого умения мы будем регулярно проводить с малышом игру «Где…».

Игра «Где…?»

Для развития понимания речи проводите с шестимесячным малышом упражнения, побуждая его поворачивать голову и отыскивать взглядом называемый предмет – «Где часики тик-так? Где собачка ав-ав? Где киска мяу-мяу?»

Очень важно: предметы для этой игры ВСЕГДА должны находиться в одном и том же определенном месте в комнате.

Когда малыш начнет легко ориентироваться в словах и предметах, проведите игру с новыми предметами в комнате ребенка и словами, их обозначающими. Спросите: «Где мама? Где папа? Где баба? Где деда?», знакомьте с другими словами.

Игра «Где огонек?»

Когда в комнате зажигается свет (люстры или настольной лампы), ребенок всегда поворачивает голову в сторону источника света. Этот момент можно использовать для игры. Спросите: «Аленушка! Где огонеееек? Воооот огонек!». Можно повторно погасить и зажечь лампу, задавая вопрос» «Где огонееек?» И радостно восклицая «Воооот огонек» при появлении света.

С 6 месяцев можно начать учить малыша показывать по Вашей просьбе простые движения в играх – «ладушки», «до свидания», «какой большой»! И предлагать их повторить.

2. Развитие движений у ребенка в 6 месяцев

2.1. Побуждаем к ползанию: как учить ребенка ползать?

Ползание – это важнейший вид движений для шестимесячных малышей.

С шестимесячным ребенком очень важно проводить игры и упражнения, побуждающие его ползать. Для стимулирования ползания привлекают ребенка показом игрушки, называют ее, подзывают ребенка по имени, стимулируют подползти к игрушке. Как только малыш дополз до игрушки, дают ему возможность поиграть с ней.

Можно поиграть в прятки , то пряча игрушку, то показывая ее и побуждая подползти к ней. С шестимесячными детьми уже можно поиграть и в «догоню-догоню» , чтобы малыш, смеясь, полз от вас, а вы его «догоняли». Причем темп ползания в «догонялках» должен расти – Вы догоняете всё быстрее и быстрее, а малыш меняет скорость ползания.

Некоторые родители говорят, что их ребенок вообще не ползал, но пошел, как и положено, в год. По зарубежным данным, такая ситуация встречается сейчас в 15 % современных семей (Д. Хопкин – журнал «Итоги», 1998) Да, так бывает, если малышу просто не дают возможности ползать по разным причинам (нет пространства в комнате в связи с плохим жилищными условиями семьи; страх родителей, что ушибется, поранится; ограничение движений ребенка для собственного удобства – так жить безопаснее и не будет излишних проблем). Но отсутствие ползания — это неблагоприятный вариант развития для ребенка.

Ползание важно не само по себе, а как необходимый этап в развитии шестимесячного ребенка. Ползание развивает и укрепляет мышцы ног, рук, спины, брюшного пресса, шеи, помогает сформировать правильную осанку, укрепляет вестибулярный аппарат, активизирует обмен веществ и позволяет ребенку хорошо расти и развиваться. Ползание существенно влияет на поведение ребенка – он становится более самостоятельным и подвижным, более активным, что важно для познавательного развития малыша.

Поэтому приготовьтесь заранее и обеспечьте шестимесячному ребенку безопасное пространство, в котором он сможет ползать с удовольствием, а Вы будете за него спокойны.

Игры с шестимесячным ребенком для стимулирования ползания

Игра «Догоню»

Говорите ребенку «догоню» и имитируйте погоню, побуждая его быстро ползти от Вас. Догнав ребенка, возьмите его на руки, обнимите, поиграйте в веселую игру. И вновь повторите игру в догонялки с ползанием. Меняйте темп движений.

  • Расставьте на полу предметы, чтобы малыш мог ползать вокруг них, подползать под них, заползать на них (стол, стул, подушка, валик).
  • Положите подушечку и покажите, как на нее можно заползать, покажите, как можно проползать под столом, как можно ползти вокруг стула.
  • Положите под стул игрушку так, чтобы малыш ее увидел, и ему захотелось подползти под стул и достать игрушку.
  • Раскладывайте в пространстве для ползания яркие игрушки крупного размера (примерно 25 см), которые будут стимулировать малыша ползти к ним и исследовать их.

Этими несложными упражнениями Вы будете развивать умение малыша легко и свободно ползать в разных направлениях и в разном темпе.

Игра «Каталка»

Возьмите яркую игрушку на колесиках (каталку размером 20-25 см) и поставьте ее на расстоянии 1 метр от малыша. Толкните каталку ближе к ребенку, чтобы он мог к ней подползти и достать игрушку. Когда малыш достанет игрушку, дайте ему немного поиграть с ней, и снова откатите игрушку на полметра, стимулируя малыша подползти к ней.

2.2. Когда малыш сидит?

В 6 месяцев малыш может сидеть, держа спинку и сохраняя равновесие. Но сам садиться он еще не умеет, в этом ему помогают взрослые. При сидении многие шестимесячные дети поддерживают себя, опираясь руками о пол. Только к 8 месяцам ребенок сможет сидеть самостоятельно без поддержки в течение 10 минут и играть в это время с игрушками. Не следует усаживать ребенка в подушки раньше времени, это вредит позвоночнику!

Есть мнение среди исследователей — педиатров, что дети, которых начали раньше времени усаживать в дальнейшем предпочитают сидеть, а не двигаться, меньше своих сверстников занимаются с игрушками. К этому мнению стоит прислушаться. Шесть месяцев – время не для удобного для взрослых сидения малыша, а для неудобного для взрослых его активного ползания и самостоятельного освоения пространства.

Очень важно: желательно, чтобы малыш сначала научился ползать, а только потом научился садиться, так как ползание готовит организм ребенка к сидению и ходьбе.

Более подробно о том, как малыш учится сидеть, а также гимнастика для развития умения присаживаться и чувства равновесия — в статье

2.3. Скоро будем ходить! Подготовительные упражнения, готовящие к ходьбе, с шестимесячными детьми

С шести месяцев можно и нужно делать с малышом специальные упражнения, развивающие его ножки и готовящие ребенка к стоянию и ходьбе. Эти упражнения развивают не только мышцы, но и чувство равновесия. Все упражнения делаются в сопровождении ритмичных песенок, пестушек, потешек, стихов. Можете выбирать любые потешки, которые Вам нравятся и доставляют удовольствие Вашему ребенку.

Примерный перечень упражнений для шестимесячных детей:

  1. Велосипед (это упражнение можно делать и раньше 6 месяцев). Малыш лежит на спинке. Вы держите его ножки и делаете ими движения «велосипед», напевая детскую песенку или читая стишок.
  2. Наши ножки . Положите ребенка на живот, согните его ножки в коленях. Затем выпрямите их, разводите в сторону и соединяйте ножки вместе.
  3. Сгибание и разгибание ножек . Малыш лежит на спине. Сгибайте и разгибайте его ножки с легким нажимом коленками на живот (4-6 раз)
  4. Ходьба скользящими шагами. Малыш лежит на спине, а взрослый обхватывает его голени и делает его ножками скользящие движения напоминающие ходьбу на лыжах. При движении нога ребенка скользит по поверхности стола, то сгибаясь то разгибаясь.
  5. Поднятие ног. Малыш лежит на спине. Обхватите колени и голени поднимите его прямые ножки вверх, затем опустите. Повторите 4-6 раз.
  6. Перекрест ручек. Развиваем мышцы туловища, шеи, рук. Разводите и сводите ручки ребенка в стороны, перекрещивая их на груди.
  7. Боксер. Дайте малышу в руки два кольца (можно делать упражнение и без колец). Поочередно сгибайте и разгибайте руки ребенка, имитируя движения боксера.
  8. Круговые движения руками. Дайте в ручки малышу кольца и делайте медленные круговые движения руками 2-6 раз.
  9. Подпрыгивание. Возьмите ребенка под мышки и делайте с ним «подпрыгивающие» движения над столом. Ножки малыша при каждом «подпрыгивании» должны касаться поверхности стола. Можно чередовать подпрыгивание с покачиванием малыша из стороны в сторону.
  10. Присаживание (но не сидение! !!). Ребенок лежит на спине. Возьмите его за кисти и запястья. Отведите прямые ручки ребенка в стороны и слегка потяните их к себе. Этим Вы стимулируете ребенка «присесть». Затем вернитесь в исходное положение — ребенок лежит на спине. Повторите присаживание 2-3 раза.
  11. Выгибание. Ребенок находится в положении лежа на животе ногами к маме. Возьмите его за ручки (можно дать в руки кольца, и взяться за кольца) и медленно поднимите ручки ребенка вверх, потяните их чуть назад (похоже на «ласточку»). Спинка ребенка выгибается.

2.4 Развитие движений руки у шестимесячного ребенка

Шестимесячный ребенок может манипулировать игрушкой, не глядя на нее, а смотря в это время на какой-то другой предмет.

У ребенка 6 месяцев совершенствуются действия с предметами Нужно побуждать его рассматривать игрушки, размахивать ими, стучать, вкладывать и вынимать детали игрушек, прислушиваться к издаваемому игрушкой звуку, катать, постукивать, притягивать, отбрасывать, постукивать и делать другие действия с игрушками. Именно в практической деятельности с игрушками и обследовании предметов развивается не только моторика, но и интеллект малыша.

В шесть месяцев уже можно учить ребенка подражать самым простым действиям взрослого (покатить мячик, достать кубик из коробки, перевернуть ведерко с игрушками, положить в ящичек платочек, потянуть за веревочку и т.д.). Для этого:

  • Сделайте действие с игрушкой сами, когда ребенок за Вами наблюдает.
  • Потом повторите движение вместе с малышом («рука в руке»).
  • Снова сделайте движение сами (покажите его ребенку), и скажите малышу: «А теперь Анечка будет мячик катать кач-кач-кач-кач!».

Всегда называйте в играх с предметами их название, действие, признаки предмета (большой, пушистый, красный, красивый и др.). Это помогает развивать предпосылки речи у ребенка, в дальнейшем поможет ему очень быстро и хорошо заговорить.

Упражнение «Игрушка на ленточке»

Возьмите любую звучащую яркую игрушку. Можете сшить ее сами, вложив внутрь бубенчик, или взять готовую. Обвяжите ее прочно яркой атласной ленточкой. На другой конец ленточки привяжите пластмассовое колечко (можно купить такое колечко в отделе «Все для шитья» или в «Галантерее»). Расстояние от колечка до игрушки примерно 1 метр.

Положите колечко на расстоянии вытянутой ручки ребенка. Покажите, действовать колечком. Малыш подползает к колечку, тянет за него, начинает им двигать в разных направлениях. При этом раздается звук игрушки. Не нужно вмешиваться – пусть малыш сам догадается, откуда доносится звук и как его получить. Если у него это не получается, то покажите еще раз, откуда берется звук, вложите в ручку малыша колечко и потяните за колечко («рука в руке»).

Для этой игры каждый раз надо привязывать ленточку к новой игрушке – гремящей, шуршащей, звенящей и т.д. Можно привязать ленточку к колокольчику и показать, как по-разному можно дергать за ленточку, чтобы колокольчик зазвонил (вперед-назад, вправо – влево, по кругу, вверх – вниз).

Для шестимесячных детей и детей чуть старше есть замечательная серия материнских игр с мячиком, подвешенным на веревочке (автор — Ф. Фребель). Эти игры с мячиком для малышей в картинках и схемах Вы сможете найти в статье

Шестимесячный ребенок может сам заниматься с игрушкой примерно 1- 2 минуты и более (до 5 минут).

Игра с бочонками

(бочата – это русская народная игрушка с вкладышами). Разработка игры Л.Н. Павловой, канд. психологических наук, автора многих замечательных книг по развитию детей раннего возраста.

  • Возьмите бочонок с крышкой и платочек. Положите платочек в бочонок и закройте бочонок.
  • Поставьте перед малышом закрытый бочонок, из которого торчит конец цветного платочка. Малыш начинает подтягивать за уголок платочка. И вытаскивает платок, рассматривает его.
  • Снова положите платочек в бочонок и закройте бочонок так, чтобы уголок платочка был снаружи бочонка. Поставьте игрушку перед ребенком. Если малыш не догадался, как достать платочек, то покажите ему действия еще раз.
  • В бочонок можно складывать разные предметы. Но они должны быть безопасны для малыша (должны быть большого размера). Небольшие предметы всегда обвязываются цветной лентой. Конец цветной ленты находится наружи. Мелкие предметы нельзя использовать в игре с шестимесячным ребенком, т.к. это небезопасно!

В этом видео Вы найдете очень хороший материал о развитии движений во втором полугодии жизни ребенка (от шести месяцев и старше).

3. Развитие самостоятельности и опрятности в шесть месяцев

В 6 месяцев ребенок может есть с ложки.

В 6-7 месяцев можно начать приучать ребенка пить из чашки , придерживая ее руками. Посадите ребенка на колени, поднесите к его губам чашку и предложите попить. Малыш уже может выпить порцию (в чашке должно быть небольшое количество жидкости или жидкой пищи)

С 6 месяцев можно начать попытки попробовать решить проблему приучения ребенка к горшку . Зачем так «рано»?

Первое. В этом возрасте малыша легче приучить, чем в более позднем возрасте. Хотя полный контроль над естественными отправлениями формируется у ребенка в 2,5 – 3 года. Поэтому Вам решать, когда начинать. Но надо понимать, что чем позже – тем сложнее, тем больше у протеста у малыша, который не может понять, откуда взялся этот горшок и как научиться управлять своим телом? И никакие «звучащие» горшки не помогают!

Второе. Зачем в этом возрасте? Конечно, есть памперсы. Но Вы пробовали их сами? Нет? Тогда попробуйте — походите летом в самых лучших и дорогих «дышащих» памперсах для взрослых, или поспите в них ночью в теплом помещении, и Вы поймете самочувствие ребенка в них. Вы скажете — а Вы, автор статьи, что – пробовали? К сожалению, да, пришлось испытать, когда была в больнице. И больше ни за что не поверю, что они «дышащие». А врач в больнице сказала такие слова: «Я хотела бы, чтобы каждая мама прежде чем надевать на малыша памперс, надела бы его на себя и походила в них недельку. Тогда бы она всё поняла». По собственным ощущениям — это ужас! Как в них находятся бедные детишки, которые еще не умеют говорить и потому даже ни о чем даже попросить нас не могут!

Привожу мнение известного специалиста, который не зарабатывает на рекламе и потому пишет свое истинное мнение – С. Теплюк (книга «Ребенок от рождения до года» — 2013 год издания):

Наши бабушки начинали приучать малышей к горшку с 2,5-3 месяцев. Для этого они держали малюток над горшком, вырабатывая условный рефлекс. А с 6 месяцев, когда ребенок мог уже недолго сидеть – начинали приучать к опрятности и высаживали на горшок очень ненадолго. Считается достаточным предупредить «конфузы», высаживая на горшок в следующее время:

  • перед сном и после сна (если встал сухим),
  • перед прогулкой и после прогулки,
  • через 15 минут после кормления,
  • если ребенок проявляет признаки беспокойства (затормаживание движений, мышечное напряжение, малыш возится, беспокоится) – эти признаки индивидуальны у каждого ребенка.

Секреты успеха:

  • Горшок должен быть теплым и сухим, приятным для малыша.
  • Малыша надо хвалить за результат, если всё получилось!
  • Всегда будьте рядом с ребенком, но не держите его на горшке долго.
  • Не надо заставлять ребенка идти на горшок, если он уже всё сделал в памперсы или в штанишки.

В любом случае приучение к опрятности происходит не сразу, надо запастись большим терпением и знать, что результаты будут волнообразным – то всё хорошо, то снова возвращаемся к тому, с чего начали.

4. Какие игрушки нужны ребенку в 6-9 месяцев?

Используемые для шестимесячного ребенка игрушки должны быть разной фактуры и из разного материала (для развития тактильной чувствительности), а также всех цветов радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

Предпочтительные материалы – ткань, пластмасса, дерево, резина.

Малышу с шести месяцев и старше нужны игрушки, которые могут изменять свой внешний вид – с подвижными элементами, веревочками для подтягивания деталей, с крутящимися деталями. Он порадуется и игрушке – забаве, такой как, клюющие курочки или богородские резные деревянные мишки или зайчонку на качелях.

Подберите игрушки так, чтобы у малыша были одинаковые наименования игрушек, но разные по цвету или по размеру (Например, большой мяч и маленький мяч, красная большая машинка и зеленая большая машинка)

С шести месяцев очень нужны ребенку сюжетные игрушки – зайчик, мишка, кукла, петрушка, киска и другие.

Любая игрушка должна давать возможность шестимесячному малышу ее обследовать и находить в ней что-то забавное, интересное, захватывающее, пробуждать его активные действия с ней.

Примерный перечень игрушек для шестимесячного ребенка:

  1. Твердые игрушки из пластмассы, дерева разного цвета и формы.
  2. Текстильные игрушки, изображающие людей или животных и сшитые из махровой ткани или бязи (плотной цветной хлопчатобумажной ткани с разными узорами). Лоскутные мячики и кубики с разной фактурой поверхности. Если Вы делаете текстильные игрушки сами, то вкладывайте в них разные звуковые наполнители (киндер-сюприз с гречкой, с горохом – шумелки, цветочную упаковку – шуршалки, бубенчик – звенелка)
  3. Погремушки с ручками самых разнообразных форм для тренировки ручек в захвате предметов разной формы и перекладывания их из руки в руку (ручка погремушки как колечко, столбик, гантелька, петелько, капелька – см. фото в статье «Ребенку 5 месяцев»).
  4. Безопасное детское зеркальце в прочной рамке для рассматривания отражения.
  5. Деревянная детская посуда – миска, чашка, ложка.
  6. Игрушки для вынимания, вкладывания, рассматривания деталей, с подвижными деталями.
  7. Катающиеся игрушки (цветные цилиндры как самый простой вариант) для стимулирования ползания: мячики, машинка, тележка на колесиках, любые сюжетные игрушки – каталки на колесиках.
  8. Гирлянды игрушек, которые малыш может обследовать (игрушки с дырочкой посередине, нанизанные на прочный толстый шнур)
  9. Ведерко (или тележка) с яркими игрушками внутри. Шестимесячный ребенок уже умеет перевернуть ведерко, высыпать все игрушки из него и поиграть с ними. Хорошо, если это будет ведерко с разными объемными геометрическими фигурами – куб, шар, цилиндр, конус разной величины и цвета.
  10. Музыкальные или звучащие игрушки – бубен, погремушки, игрушки — пищалки, матрешки (стучат в собранном виде), шуршалки.
  11. Бытовые предметы тоже могут стать игрушками для шестимесячного ребенка. Такими предметами для игры могут стать мисочки, кастрюльки с крышками (в них можно положить игрушки, колечки, мячики), дуршлаг, коробочки с крышками.

5. Музыкальные упражнения с шестимесячным ребенком

Пойте ребенку музыкальные мелодии разного характера – веселые, грустные, спокойные и бодрые. Давайте ему послушать звучание музыкальных инструментов, музыку в записи. Делайте вместе с малышом движения в соответствии с характером музыки.

Учите искать источник звука. Для этого играйте на музыкальном инструменте в разных местах комнаты, побуждая малыша повернуться к источнику звука.

Обязательно ставьте для прослушивания музыку классическую и народную. Например, можно поиграть в лошадки (Р. Шуман «Смелый наездник»), потанцевать под аудиозаписи русских народных мелодий.

Можно давать серьезную классическую музыку для прослушивания – это и музыка И.С. Баха, и В.А. Моцарта и А. Вивальди и других известных композиторов. Слушайте музыку вместе с ребенком, пока сохраняется внимание малыша к ней. Первые музыкальные впечатления оставляют в ребенке след на всю жизнь!

Что умеет шестимесячный малыш к окончанию месяца, т.е. к семи месяцам? Наши результаты.

К окончанию месяца ребенок:

  • подолгу лепечет,
  • хорошо ползает – много, быстро и в разных направлениях, стремится ползком достичь нужной игрушки и взять ее в руки, может сам проползти 1-2 метра с остановками или без остановки, ползает энергично, быстро, меняя направление,
  • интересуется игрушками и предметами, активно действует с ними,
  • в действиях с игрушками и предметами приспосабливает руку к их разной форме,
  • может выполнить два взаимосвязанных действия с игрушками (подтянуть предмет с помощью привязанной к нему ленты),
  • может обследовать предметы как лежа на спине или лежа на животе, так и на руках у взрослого в вертикальном положении,
  • может взять в свои ручки игрушку из любого положения тела, при захвате игрушки учитывает ее размер и форму,
  • держит в руке ложку,
  • может удержать в своих руках два кубика,
  • манипулирует активно с колокольчиком на ленточке или подвешенным мячиком на шнуре,
  • следит за предметом и его перемещением в положении сидя,
  • может сам заниматься с игрушками от 1 до 5 минут, обследуя их и производя с ними разные действия,
  • пьет из чашки.
  • понимает просьбы и вопросы близких взрослых с подкреплением жестом: «Где?», ищет маму и папу в ответ на вопрос «Где мама? Где папа?».

Из статьи Вы узнали об особенностях развития шестимесячного ребенка и его воспитания. О дальнейшем развитии ребенка Вы узнаете из статьи

Еще о домашних играх и занятиях с шестимесячным ребенком Вы можете почитать статьи:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"