Агрессия у подростков: причины и рекомендации. Агрессивное поведение подростков — подростковая агрессия: причины, профилактика, коррекция

ЗА ГРАНЬЮ НОРМАЛЬНОСТИ

Стоит ли тогда простым обывателям удивляться, когда подрастающее поколение агрессивно реагирует на их замечания, причём не только вербально, раскрывая все прелести матерного языка, но и физически.

Ролики, выложенные самими подростками в Ютубе, свидетельствуют о вопиющих фактах проявления подростковой агрессивности. Они способны на многое:

ударить пожилого человека кулаком в лицо, плюнуть в него, высмеять, повалить на землю и запинать до смерти (дедушка не дал закурить и попробовал прочесть лекцию о вреде курения);

истязать, уродовать бродячих кошек и собак («А чо? Они разве кому-то нужны? Избавляем общество от звериного мусора…»);

издеваться над бомжами («Они - отбросы общества, пусть знают свое место!»);

избить своего учителя («Бабушка в маразме, а преподает физкультуру!»);

надругаться над одноклассником («Да он мажор, вот мы его и прополоскали в унитазе школьного туалета, чтобы не выпендривался»);

отомстить бывшему возлюбленному (так, одна девушка с компанией друзей избивала и унижала) или возлюбленной (например, подросток нанёс несколько ножевых ранений своей "неверной Джульетте").

Агрессия и агрессивность детей переходит все нормы допустимого. Неужели мы это будем считать "нормой" подросткового поведения?

ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИВНОСТЬ

Психологи различают понятия агрессии и агрессивности. Агрессия в переводе с латыни означает "нападение", "враждебность". Под агрессией, прежде всего, понимают действия.

Некоторые психоаналитики рассматривают агрессию как продолжение инстинкта смерти, стремления к разрушению, описанного Фрейдом.

Австрийский ученый Конрад Лоренц в своей монографии доказывал, что агрессия - не зло, а природный инстинкт, способствующий выживанию вида, а вовсе не направленный на его самоуничтожение.

Исследователь агрессии А. Басс определяет её «как реакцию, как физическое действие или угрозу такого действия со стороны одного человека, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другого человека, в результате чего организм другого человека получает болевые стимулы».

Агрессивность же - свойство человека, проявляющееся в готовности к агрессивному поведению. Причём некая предрасположенность к агрессии может быть как осознаваемой индивидом, так и неосознаваемой. Психологи выделяют несколько видов проявления агрессивного поведения:

2. Косвенная

3. Негативизм

4. Обида, зависть, ненависть

5. Подозрительность

6. Чувство вины

7. Вербальная агрессия

8. Раздражение

Как видим, у агрессии разные лики, она может быть направлена на окружающих людей, внешнюю среду и на себя.

Итак, агрессия является, с одной стороны, следствием агрессивности, с другой, - возникает в процессе социального научения.

НУЖНО ДЛЯ ЖИЗНИ

Быть агрессивным нынче модно. Считается, что агрессия - своеобразный механизм психологической защиты личности от воздействий на неё внешнего мира. Чтобы не быть пассивным, зависимым, не умеющим отстаивать собственные интересы и цели, нужно быть агрессивным.

Мама в песочнице радуется, что её карапуз отобрал у другого малыша ведёрко.

Молодец, умеет добиваться своих целей! Себя в обиду не даст...

Другая по дороге в детский сад учит:

Если тебя кто толкнёт, ты сдачу давай.

Папа девочку в три года на занятия боевыми искусствами записывает, чтобы умела за себя постоять.

Понятно, что родители ведомы благими намерениями, однако, не видят, что обучают детей агрессивным формам поведения и не учат другим способам взаимодействия с окружающими, другим путям решения проблем. Собственноручно часто растят монстров, а потом не знают, что с ними делать.

В подростковом возрасте, являющемся переходом из детства во взрослость, промахи воспитания становятся наиболее очевидными.

ПОДРОСТКИ

Уретральный подросток проявляет агрессию в виде гнева в случае несправедливости по отношению к его стае, ущемления его вольной, ничем не ограниченной особы, обращения к нему не по рангу - сверху вниз (например, похвала).

Его гнев проявляется ярко, он не знает границ, рамок. Уретральный вектор не довольствуется половинной мерой. Тут ярость - так ярость, любовь - так любовь.

В школе уретрального подростка видно сразу, он улыбается особой улыбкой, ходит уверенной походкой, зачастую с расстёгнутой рубашкой, ему невольно смотрят вслед. Учителя называют его неформальным лидером, заводят ему индивидуальный дневник по оцениванию поведения, он его носит, спокойно получает двойки и с таким видом смотрит на педагогов, что ощущается полное бессилие взрослых перед этим сорвиголовой.

Ключ к уретральному ребенку - быть его регентом, обращаться к нему за поддержкой, помощью, советом, делегируя ему свои полномочия. Ни в коем случае не стоит ввязываться в перетягивание одеяла на себя, давить на него, требовать беспрекословного послушания - вы всё равно проиграете.

Уретрального подростка лучше всего сделать старостой класса, он поведёт за собой коллектив, и именно так вы сможете максимально продуктивно направить его энергию в позитивное русло. Когда в классе есть уретральный ребенок, на самом деле - это счастье, можно спокойно ему перепоручить контроль за дисциплиной класса, нацеливание детей на высокие учебные достижения и хорошую сплоченность коллектива.

Он милосерден по своей природе, и сделать его своим союзником, а не врагом достаточно просто. Он не обидчивый, отходчивый, понимающий.

Если же в классе два уретральных вождя, то закономерно, что они будут враждовать, причём конфликт будет сопровождаться агрессией. Закончится всё дракой, где будут биться не на жизнь, а на смерть. Лучше предотвратить на корню повод для агрессии - перевести их в разные классы, определить им разную территорию и поле деятельности.

Анальный подросток при правильном развитии врожденных способностей - послушный, покладистый ребёнок, уважающий мнение старших. Обратной стороной анального подростка является вербальная агрессия, злопамятность, мстительность, обидчивость, вымещение внутреннего напряжения на домашних животных, садизм.

Для анального ребёнка огромное значение имеет его мама, если она мало уделяет ему внимания, не хвалит за выполненные дела, то он чувствует, что его не любят, и обижается на всех - сначала девочек, а потом женщин. Пинает одноклассниц по попе, обзывает их грязными ругательствами, может обматерить учительницу.

Кожный ребёнок агрессивно распихивает всех локтями, он амбициозен, быстро находит способы выкрутиться из любой ситуации. Он проявляет агрессию, когда не получает желаемого, например, высокую оценку (ему за неё обещали велосипед), когда ущемляются его амбициозные планы. Пытается спорить с учителем, "качает" права, как быстро срывается, так же быстро забывает о содеянном. Кожники требуют равных условий для всех, бессознательно чувствуя, что обгонят всех, не любят проигрывать и их принцип: «Для победы все средства хороши».

Надо отметить, что отрицательными сторонами кожного подростка при неправильном его развитии является отсутствие самодисциплины, неумение себя контролировать, ограничивать (например, он не может сорганизоваться, чтобы прийти в школу вовремя).

Агрессивно себя ведёт при потере каких-либо материальных ценностей, ведь они для кожника - некий фундамент психологического комфорта.

Мышечный подросток ведёт себя агрессивно по отношению к окружающим только при неправильном воспитании. От рождения этот ребёнок крайне спокоен, его нормальное состояние - монотония. Агрессию он начинает проявлять, если его переводят в состояние «война», отдавая в спортивную секцию, где тот разве что получит все шансы для попадания в криминальную среду, так как спорт не развивает в мышечнике главного – умения позитивно применять свою силу.

Правильным развитием для такого ребёнка является приучение к труду, даже к тяжёлой физической работе. Инициируя свою эрогенную зону – мышцы, он таким способом получает удовольствие от самого процесса работы и впоследствии становится «мирным строителем».

Мышечный подросток один никогда не устроит драку, его направляет кожник и он вместе с мышечными сотоварищами способен совершить насилие. Милый, добродушный мальчик, никогда бы плохо про него не подумали...

Мышечнику важно быть накормленным, сытым, выспавшимся для хорошего настроения. Удовлетворение естественных человеческих потребностей для него - самая большая радость в жизни.

Так, группа подростков напала на прохожего возле гаражей, избила его, забрала деньги. Кожный предводитель банды купил себе на ворованные средства часы, а мышечники на выделенную им часть - еды, причём простой, грубой - сосиски в тесте набрали в большом количестве. Наелись от пуза. Малолетние преступники, остро нуждающиеся в трудотерапии.

Верхние вектора оказывают существенное влияние на агрессивность подростков. Зрительный вектор добавляет эмоциональности в агрессивное поведение: "Саша закатила истерику, когда увидела меня с другой девушкой, потом схватила её за волосы, кричала и дралась".

Звуковые подростки больше всего подвержены аутоагрессии, внутреннее напряжение от взаимодействия с внешним миром они переживают глубоко в себе до тех пор, пока накопившийся клубок противоречий, непонимания в один момент не выплеснется в виде неожиданного для окружающих суицида.

Оральный подросток проявляет агрессию обязательно вербально, он легко перекрикивает всех остальных сверстников и его уничижительные прозвища "прилипают" обычно на всю жизнь.

Обонятельный вектор добавляет в агрессивное поведение подростка продуманности - мы не только не докажем причастность его к содеянному, но и не будем его подозревать. Незаметный, едва уловимый ребёнок, выполняя свою главную функцию "выжить во что бы то ни стало", подставляя других, скрывает улики собственного социально неодобряемого поведения.

Итак, агрессивность подростка - это тревожный звоночек для родителей и педагогов. Что-то они делают не так. Нужно пересматривать свое отношение к ребёнку, к методам его воспитания.

РЕЗЮМЕ

Эффективным средством, помогающим справиться с агрессивным поведением подростка, является осознание родителями двух постулатов:

1. Нужно правильно воспитывать ребенка, в соответствии с его врождёнными векторами, чтобы он стал Человеком, впитал в себя культуру.

2. Необходимо уметь понимать глубинные причины агрессивности подростка и научить его снимать негативные чувства, не нанося ущерб как психический, так и физический другим людям.

К примеру, осознавая ценность тишины для звукового ребёнка, родителям требуется создать для него комфортные, спокойные условия, чтобы возвращаясь со школы, у него была возможность побыть наедине с самим собой.

Родительская любовь становится наиболее действенной и адресной, если проявлять её системно, только тогда ребёнок чувствует, что его любят и это снимает агрессию: обнимать кожного подростка, хвалить анального, восхищаться уретральным, создавать тесную эмоциональную связь со зрительным, выслушивать орального и т. п.

Агрессивность подростков не является неизбежностью, многое зависит от нас - их воспитателей.

Презентация на тему: "Подростковая агрессивность." - Транслит презентации:

Слайд 2

агрессивность - враждебность, свойство или черта личности, подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру. Агрессия или агрессивное поведение - специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремиться причинить ущерб. агрессивность - враждебность, свойство или черта личности, подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру. Агрессия или агрессивное поведение - специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремиться причинить ущерб.

Слайд 3

Агрессия может варьировать по степени интенсивности и форме проявлений: от демонстрации неприязни и недоброжелательства до словесных оскорблений ("вербальная агрессия" и применения грубой физической силы ("физическая агрессия". Различают инструментальную и целевую агрессию. Первая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом, вторая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого нанесение вреда или ущерба объекту. Агрессия может варьировать по степени интенсивности и форме проявлений: от демонстрации неприязни и недоброжелательства до словесных оскорблений ("вербальная агрессия" и применения грубой физической силы ("физическая агрессия". Различают инструментальную и целевую агрессию. Первая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом, вторая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого нанесение вреда или ущерба объекту.

Содержание статьи:

Подростковая агрессия - это побочный эффект пубертатного периода, который возникает в ответ на непринятие подрастающим ребенком реальности. Это могут быть отдельные ее части (отношение родителей, сверстников, комплексы, влияние соцсетей и т.д.) или нежелание мириться с действительностью в общем. В любом случае агрессивное поведение подростка - это проблема для всех, кто его окружает и для него самого. Поэтому она требует решения.

Причины возникновения подростковой агрессии

Подростковый возраст - это условная разделительная полоса между детством и взрослой жизнью. Пересекая ее, подросток претерпевает изменения на физическом, физиологическом и психологическом уровне. То есть меняются не только его внешность, но и внутренние установки, «фильтры» восприятия окружающего мира. Такие изменения - большой стресс для ребенка. Поэтому при неблагоприятных для него обстоятельствах он просто «ломается» и становится агрессивным. В зависимости от того, какие их этих обстоятельств преобладают, причины подростковой агрессии условно делят на несколько групп.

Семейные причины агрессивного поведения подростков

Большинство психологов ставит у истоков неадекватного поведения детей пубертатного возраста именно влияние родителей: их методику воспитания, поведение, отношение к ребенку и друг к другу. А с учетом чрезвычайно обостренного подросткового восприятия окружающего любые «промахи» родных могут стать спусковым крючком для агрессии.

К основным семейным причинам подростковой агрессии относятся:

  • Крайности в воспитании . В этом случае наиболее значимыми являются система воспитания и уровень уделяемого ребенку внимания. Причем одинаково опасными будут как излишнее внимание (гиперопека), так и его недостаток. В первом случае подросток бунтует, отстаивая таким образом свое право на свободу выбора - что одевать, с кем общаться и т.д. Во втором - выбирает тактику агрессивного поведения для привлечения внимания родителей. Точно так же тинейджер может пойти против правил, устанавливаемых строгими родителями или отвечать агрессией на вседозволенность.
  • Социальный статус и уровень жизни . Как и в случае с воспитанием, негативно повлиять на поведение подростка чаще всего могут либо бедность, либо обеспеченность его родителей. Так, к примеру, у некоторых детей может вызывать злость тот факт, что родители не в состоянии дать ему то, что он хочет. Это может быть дорогой телефон, мощный компьютер, модная одежда, разнообразный досуг и т.д. Точно так же немотивированную агрессию может спровоцировать противоположное положение вещей, когда у ребенка есть абсолютно все, что он захочет. В этом случае избалованный подросток просто считает себя выше других, что дает ему право (как он думает) вести себя вызывающе.
  • Насилие в семье . Агрессивное поведение подростка может быть ответом на агрессию, которую он видит в семье. И здесь может быть несколько вариантов развития событий: первый - он инстинктивно пытается защититься от жестокого родителя или родственника, второй - он его копирует. Не менее разрушительными для подростковой психики могут быть высмеивания и унижения его родителями перед другими людьми.
  • Ревность . Иногда ребенок в подростковом возрасте выбирает линию вызывающего поведения из-за ревности. Предметом подростковой ревности может быть новый член семьи: второй ребенок, появившийся в семье, новый избранник мамы (или избранница папы), его (или ее) дети.
  • Семейные традиции . Бывает так, что подростковая агрессия возникает из-за непринятия устоявшихся традиций в семье. Это может быть привычка проводить свободное время, манера одеваться, круг общения, выбор профессии или спутника жизни и т.д. С помощью агрессивного поведения подросток пытается сломать такие ограничения и выйти за их рамки.

Биологические причины подростковой агрессии


Существенно «подпортить» кровь ребенка в пубертате могут изменения внутри него самого. В нем бушуют гормоны, его система восприятия мира «трещит по швам». И если родители вовремя не заметят эти изменения, ребенок может «пойти по наклонной».

Главные биологические причины агрессии в пубертате:

  1. Юношеский максимализм . В подростковом возрасте ребенок отчаянно ищет себя, его ценности и установки меняются очень быстро, а восприятие окружающего имеет две оценки - либо плохо, либо хорошо, либо черное, либо белое. Полутонов в жизни подростка не бывает. Поэтому вовремя не скорректированная родителями новая модель поведения ребенка может обернуться протестом на любое несоответствие действительности придуманным им самим «нормативам».
  2. Половое взросление . Буйство гормонов также часто сказывается на поведении тинейджеров, делая их неконтролируемыми. Причем их трудно контролировать не только родителям или учителям. Они сами не всегда способны усмирить свое влечение. Поэтому важно вовремя и правильно перенаправить эту молодую энергию в полезное русло - в танцы или спорт.

Личностные причины агрессии у подростков


Превратить ребенка в жесткого подростка могут не только гормоны, но и его внутреннее состояние. Оно может сформироваться в процессе взросления, достаться с генами или появиться в результате воспитания. В любом случае оно будет непосредственно с личностью подростка.

Самые важные личностные причины формирования подростковой агрессии:

  • Неуверенность в себе . Довольно часто за маской агрессивного, бросающего вызов всему миру подростка прячется ребенок, отчаянно нуждающийся в поддержке и понимании. Именно неуверенность в себе, своих силах и возможностях заставляет его выстраивать вокруг себя стены отрицания и противодействия. Это же чувство толкает его самоутверждаться за счет более слабых или заслуживать авторитет перед более сильными.
  • Чувство вины . Этот фактор может сопровождать уже упомянутую неуверенность в себе или быть ее следствием. Вызвать у подростка чувство вины очень просто. Более того, он может сформировать его сам. Но это не значит, что он признает это открыто. Многие подростки маскируют чувство своей неполноценности именно под агрессивным поведением.
  • Обидчивость . Еще одна черта характера, которая провоцирует у сверхчувствительного человечка в период пубертата острую реакцию даже на самые безобидные вещи.
  • Пессимистическое настроение . Недоверие к людям и жизни в целом, пессимистичный взгляд на вещи, которые окружают подростка, могут существенно повлиять на его поведение.
Ощущение того, что он (или она) не отвечает ожиданиям окружающего мира (родителей, близких, друзей, учителей и других, значимых для ребенка людей), также может сделать подростка агрессивным. В этом случае внутренняя агрессия на себя самого проецируется на окружающих.

Ситуативные причины подростковой агрессии


Нередко агрессия в подростковом возрасте может провоцироваться определенной ситуацией, которая оказала значимое влияние на психику ребенка. Это может быть событие, связанное с физиологией подростка: серьезное заболевание или его последствия, травма, физический дефект, которые ограничивают полноценную жизнь. Ощущение своей неполноценности в таком случае может выливаться в агрессивное поведение.

Уже доказано разрушающее действие на психику подростков определенного контента, который «впитывается» детьми из интернета, телевизора и компьютерных игр в неограниченном количестве. Наиболее опасными являются фильмы, игры, ролики, посты с агрессивным содержанием. Окунаясь в такую атмосферу, подросток примеряет на себя роль отрицательного, но крутого героя, и несет ее в реальную жизнь. Он выбирает силовые методы решения проблем.

Также поводом показать себя «во всей красе» в отрицательном значении может стать желание понравиться представителю противоположного пола или произвести на нее (него) впечатление. Если у ребенка не сформировано нормальное понятие взаимоотношений между полами, нет правильного примера таких отношений, он сам вырабатывает линию поведения, которая, на его взгляд, продемонстрирует его самые сильные стороны.

Разновидности подростковой агрессии


В зависимости от того, как проявляется бунт подростка, его вызывающее поведение можно разделить на несколько видов.

Основные виды подростковой агрессии по направленности проявления:

  1. Открытая агрессия или гетероагрессия . Такая агрессивность направлена на все, что окружает подростка - людей, животных, вещи. Она может проявляться в виде драк, хулиганства, вандализма, оскорблений, унижений, использования ненормативной лексики и вызывающего поведения. Как способ противостояния миру тинейджеры могут использовать курение, алкоголь, наркотики, беспорядочные половые связи, бродяжничество.
  2. Скрытая агрессия или аутоагрессия . Если недовольство и непринятие направлено подростком внутрь себя, внешне заметить его достаточно сложно. Такие дети не проявляют свое недовольство реальностью явно, но накопление негативной энергии все равно находит выход в виде нервных срывов, депрессий, неврозов, соматических заболеваний и даже самоубийства.
Формы подростковой агрессии по способу проявления:
  • Реактивная агрессия . Это враждебность, которая проявляется в ответ на ту же враждебность. То есть проявляется она не постоянно, а «по случаю». Спусковым крючком здесь может стать грубое отношение к подростку - в транспорте, школе, магазине, на улице. И подросток просто не может сдержаться, чтобы не ответить на грубость подобным поведением.
  • Целенаправленная агрессия . Это осознанное, постоянное поведение подростка, проявляющееся в неуважении к другим, хамстве, драках, вызывающем поведении. И оно не зависит от того, нагрубили ему или отнеслись доброжелательно. Чаще всего такой способ самовыражения выбирают дети с природными задатками лидера, которые без посторонней помощи просто не могут справиться со своим темпераментом.

Проявления подростковой агрессии


Бунт в душе подростка зависит от многих причин: характера ребенка, отношения к нему родителей, друзей, сверстников, условий проживания и т.д. Поэтому и проявления подросткового бунтарства могут быть самыми разными - от периодических резких ответов на вопрос или замечание до абсолютно аморального поведения или жестокости.

Основные формы проявления агрессивного поведения у подростков:

  1. Физическая форма агрессии . Ставит перед собой цель причинить вред, боль, ущерб. Здесь в качестве потерпевшего могут выступать как неодушевленные предметы, так и живые существа. Она проявляется в виде хулиганства, вандализма в разных масштабах - от битья посуды дома до разрушений объектов благоустройства (памятников, скамеек, остановок и т.п.). В худшем случае агрессия направляется на людей, животных. Это наиболее опасная форма подростковой агрессии, поскольку у подростков еще не полностью сформировано понятие ответственности, в том числе за чужую жизнь.
  2. Вербальная форма агрессивного поведения . Более «легкое» проявление подросткового протеста, но не менее безвредное. Поскольку даже словесные оскорбления и унижения со стороны других детей могут нести за собой страшные последствия для детской психики. Словесная агрессия может проявляться в виде споров, отрицания, сквернословия, критики других людей, угроз, насмешек, злобных шуток, проявления ненависти и обиды.
  3. Экспрессивная форма агрессии . Проявляется в ярко окрашенных «тонах», то есть в виде физических движений (жестов, ударов), выраженной мимике (гримасах, недовольном выражении лица) и/или словесных высказываниях на повышенных тонах или в виде не нормативной лексики.
  4. Прямая агрессия . В этом случае весь негатив подростка направлен на определенный объект, который и вызывает в нем эти самые негативные чувства. Она может выражаться физически и словесно.
  5. Косвенная форма агрессивного поведения . Это форма, когда за какие-то неприятности, неудачи или просто плохое настроение подростка «расплачивается» его окружение - вещи, предметы, люди, животные.
  6. Скрытая агрессия . Протест, который проявляется в виде игнорирования просьб и замечаний. Ребенок в таком случае абсолютно спокоен, но при этом не слышит то, что ему говорят. А если и слышит, то не спешит выполнять.

Способы борьбы с подростковой агрессией


Метод преодоления подростковой агрессивности будет зависеть в первую очередь от конкретного случая - особенностей самого ребенка, степени и вида агрессии и причины, которая ее вызвала. Поэтому подход к решению такой проблемы должен быть сугубо индивидуальным. Однако есть несколько универсальных правил поведения родителей, которые помогут не только исправить ситуацию, но и могут использоваться в качестве профилактических мер по предупреждению агрессивного поведения у подростка.

Самые эффективные советы родителям, как справиться с подростковой агрессией самостоятельно:

  • Пересмотрите свои критерии воспитания и манеру поведения: зачастую именно ошибки в воспитательном процессе или поведенческие привычки родителей становятся главной причиной бунтарского поведения у тинейджеров. Помните, как бы ни отзывался о вас ваш ребенок, вы - его главный ориентир для подражания. Хотите сделать его лучше - начните с себя. Будьте положительным примером.
  • Будьте сдержанными и терпимыми. Сохранение самообладания даже в самой критической ситуации в семье, где есть проблемный подросток, может «убить двух зайцев». Во-первых, спокойный и рассудительный разбор ситуации не дает дополнительного повода для агрессии со стороны тинейджера. Во-вторых, такой способ решения проблемы показывает подростку, что силовые методы далеко не единственный вариант эффективно решать конфликты.
  • Давайте ребенку свободу принимать решения и нести за них ответственность. Конечно, этот совет тоже имеет свои нюансы - такая свобода не должна стать абсолютной. Вы как взрослые, опытные люди все же должны фильтровать безопасные решения, которые можно «пропустить», и небезопасные, которые могут навредить ребенку.
  • Станьте для своего трудного подростка лучшим другом. Вполне естественно, что далеко не все дети имеют идеальный набор качеств - ум, красоту, здоровье, силу, сообразительность, талант. Поэтому поддерживайте в вашем подрастающем человеке именно то, что у него есть. Хвалите его, поддерживайте начинания, радуйтесь достижениям, анализируйте ошибки и неудачи. И не ограничивайтесь только разговорами - проводите с ним больше времени вне дома. Организовывайте совместный отдых и досуг, поддерживайте его увлечения, приобщайте к общественно полезным делам, воспитывайте уважение к старшим.
  • Оберните его бурлящую энергию в нужное русло. Постарайтесь найти занятие для своего бунтаря, которое поможет перенаправить его буйство в положительный вектор - хобби, увлечение, спорт, танцы, музыка и т.д. В идеале это нужно сделать совместно с самим подростком. Найдите альтернативу, которая вырвет его из просторов интернета или влияния плохой компании. И не исключено, что первая попытка преобразования подростковой энергии будет успешной. Но это не повод останавливаться.
  • Будьте искренними. Подростки чрезвычайно чувствительны, поэтому тонко чувствуют неискренность. Не забывайте, что невнимательность к своему ребенку в подростковом возрасте впоследствии может значительно усложнить не только его жизнь, но и жизнь людей, которые находятся рядом. В том числе и самих родителей. Дети в пубертатном возрасте считают себя взрослыми, поэтому относитесь и разговаривайте с ними именно так, как с взрослыми, равными себе людьми.
Важно! Если уровень агрессии достиг критического уровня или все попытки вернуть ребенку статус «хорошего» оказались провальными, обращайтесь за помощью к специалисту. Не теряйте время - подростковая агрессия не возникает и не проходит сама.

Как избавиться от подростковой агрессии - смотрите на видео:


Агрессивное поведение у подростков - это маркер неблагополучия в какой-то из сфер жизни ребенка. И бороться с ней достаточно тяжело. Поэтому прислушиваться и участвовать в жизни своего ребенка нужно еще до наступления пубертата. Для ребенка, который чувствует себя полноценным членом семьи и общества в целом, любимым, нужным, способным, уверенным в себе, агрессия в поведении будет просто неприемлема.

Существует множество различных определений агрессии. Но все исследователи сходятся в том, что это поведение, направленное на достижение потребности. Например, вот одно из классических определений: «специфически ориентированное поведение, направленное на устранение или преодоление всего того, что угрожает физической и (или) психической целостности организма».

Б. Крэйхи в работе «социальная психология агрессии» утверждает, что социальная психология рассматривает агрессию, как особую форму общественного поведения. Её особенность заключается в том, что агрессия зарождается внутри «социального мира» индивида, и в то же время может влиять на этот «социальный мир» и его окружение. Значит, основные аспекты изучения агрессии должны быть связаны с взаимодействием индивидов или социальных групп. Иными словами агрессия проявляется через социальные отношения. При этом факторы, предшествующие агрессивному поведению, будут также социальными.

Например, фактор социализации. И.А. Фурманов в работе «Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция» понимает социализацию, как процесс постепенного самоконтроля личности. Ребенок или подросток учится выражать собственные агрессивные побуждения в социально приемлемых формах. Подростки адаптируются к общественным нормам и правилам и регулируют проявления своего «агрессивного потенциала». Этот потенциал не исчезает, он как бы модифицируется в другую форму. Процесс модификации или переноса энергии «Агрессивного потенциала» можно сравнить и с сублимацией З. Фрейда. Сублимация - защитный механизм психики, представляющий собой способ снятия внутреннего напряжения с помощью перенаправления импульсов на достижение социально приемлемых целей, либо творчества. Правда, механизм сублимации представляет собой более широкую структуру. Фрейд утверждал, что можно трансформировать все нежелательные, травмирующие и негативные переживания в различные виды конструктивной и востребованной деятельности. Однако далеко не каждый подросток может полностью управлять своей агрессивной энергией. Поэтому, чтобы овладеть контролем над собственной личностью, нужно проследить, как именно люди проявляют агрессию .

В настоящее время существует множество различных классификаций агрессии. Например, Р. Бэрон и Д. Ричардсон («Агрессия».) предлагают дихотомический способ деления. Иными словами, авторы выделяют два равноправных полюса в агрессивном поведении. Первый полюс - это инструментальная агрессия. В данном случае, агрессия является средством по достижению какой-либо цели. Эта цель может быть как индивидуальна, так и социально мотивирована, при этом она может носить позитивный характер. Например, иногда в общественном транспорте находится человек, который проявляет агрессию по отношению, к нежелающему уступить место юноше. Его цель может быть индивидуальна: занять данное место, в связи с определенными причинами. А может быть социально мотивирована: указание молодому человеку, на нормы общества, по которым он обязан уступить более старшему. В любом случае, инструментальная агрессия направлена на получение результата, а не на нанесение вреда другому. У подростков инструментальная агрессия ярко проявляется в поведении антисоциальных группировок. Они используют насилие, как метод, т.к. оно может потребоваться при совершении кражи - например, в тех случаях, когда жертва сопротивляется. Однако основная мотивация подобных действий - нажива, а не причинение боли и страданий намеченным жертвам.

Второй полюс Р. Бэрон и Д. Ричардсон определяются как враждебная агрессия. «Враждебная агрессия - это ответ на реальную, предполагаемую или вымышленную угрозу для преднамеренного причинения вреда». Употребление термина враждебная агрессия, характерно для тех случаев, когда главной целью агрессора является причинение страданий жертве. Люди, проявляющие враждебную агрессию, просто стремятся причинить зло или ущерб тому, на кого они нападают. Например, убийство домашнего животного соседа.

Данная классификация противоречит мнению А. Бандуры, который считал, что нельзя закладывать в основу классификации только целенаправленность на объект. Он объяснял это тем, что, несмотря на различия в целях, как инструментальная, так и враждебная агрессия направлены на решение конкретных задач, а поэтому оба типа можно считать инструментальной агрессией. Самоценное причинение вреда и страданий жертве при враждебной агрессии, все равно реализует определенную цель и желание индивида (например, получение собственного удовлетворения от того, что другому стало плохо), то есть является инструментом достижения своих желаний и потребностей. Значит, нужно приводить больше доводов для основания классификации .

С моей точки зрения, наиболее структурированной является классификация Э. Басса. Она получила название концептуальной рамки, включающей три оси. На противоположных концах каждой оси расположены виды агрессии. Такая классификация имеет большое прикладное значение, т.к. человек проявляет сразу несколько видов агрессии, более того, они могут меняться, переходить из одного в другой.

Представленные виды Э. Басс разделяет по определенным критериям. Перечислим их по направленности на объект:

·по причине появления;

по целенаправленности;

по открытости проявлений;

по форме проявления.

По направленности на объект выделяют гетеро- и ауто - агрессию. Гетероагрессия - это агрессия, направленная на внешний объект: других людей, живых существ. Крайним проявлением гетероагрессии является убийства, нанесение тяжких телесных повреждений. Для аутоагресии характерна направленность индивида на самого себя или, точнее, на ментальный образ самого себя. Крайние формы - это самоуничижение вплоть до убийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания. Причины аутоагрессии по-разному воспринимаются исследователями. Единственное, в чем сходятся большинство авторов, - это то, что человеку, как индивиду, не свойственно направлять агрессию на самого себя. Ведь существует инстинкт самосохранения.

В психоанализе аутоагрессия (или «поворот против себя») рассматривается как защитный механизм психики. Впервые, этот феномен рассмотрел З. Фрейд. Он считал, что такое поведение является следствием перенаправления агрессии, изначально направленной на внешний объект. В тех ситуациях, когда от данного внешнего объекта (или от его существования) зависит жизнь и благосостояние человека, агрессия может быть перенаправлена. В одних случаях на другой внешний объект («вымещение»), а в других случаях, если такого объекта не находится или, что чаще, если такое перенаправление оказывается неприемлемым (осуждаемым, наказуемым), агрессия оказывается направленной на самого себя. Несмотря на то, что аутоагрессия создаёт серьёзные проблемы для того, кто применяет эту защиту, эмоционально они оказываются для него более приемлемыми, чем осознание первоначального объекта агрессии .

Артур Александрович Реан в исследовании подростковой агрессии предложил ввести понятие «аутоагрессивный паттерн личности». Аутоагрессия, по его мнению, представляет собой сложный личностный комплекс, функционирующий и проявляющийся на различных уровнях. В структуре аутоагрессивного паттерна личности он выделяет 4 субблока:

Характерологический субблок - уровень аутоагрессии положительно коррелирует с некоторыми чертами и особенностями характера: интроверсией, педантичностью, демонстративностью, а также с депрессивностью и невротичностью.

Самооценочный субблок - связь аутоагрессии и самооценки. Чем выше аутоагрессия личности, тем ниже самооценка собственных когнитивных способностей, ниже самооценка тела, ниже самооценка собственной способности к самостоятельности, автономности поведения и деятельности.

Интерактивный субблок - связь аутоагрессии личности со способностью - неспособностью к успешной социальной адаптации, с успешностью - неуспешностью межличностного взаимодействия. Уровень аутоагрессии личности отрицательно коррелирует с общительностью и положительно - с застенчивостью.

Социально-перцептивный субблок - наличие аутоагрессии связано с особенностями восприятия других людей. Аутоагрессия практически не связана с негативизацией восприятия других. Напротив, уровень аутоагрессии коррелирует с позитивностью восприятия значимых «других».

Таким образом, аутоагрессия является одним из многих средств адаптации подростка к обществу. Возникает такая адаптация под влиянием психотравмирующих действий окружающих (чаще физические наказания родителей). Это усвоенные норма агрессивного поведения. Однако, если не уделить достаточного внимания данной теме, то аутоагрессия может перейти либо в невротические заболевания, либо в другие формы агрессии.

По причине появления разделяют реактивную и спонтанную агрессию. Реактивная агрессия представляет собой реакцию на внешний раздражитель (ссора, конфликт). например, подростки не поделили что-либо на перемене, не смогли прийти к компромиссу, поссорились. Один по отношению к другому является внешним раздражителем, значит другой будет осуществлять агрессивный акт. В целом, такая форма агрессии обусловлена только внешними факторами .

Спонтанная агрессия появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов. Возможно, такая форма агрессии максимально соответствует теории «фрустрация - агрессия». Например, родителей подростка вызывают в школу по тем или иным причинам. Возвращаясь домой, подросток думает как сообщить эту новость родителям. Ничего не придумав, он ломает почтовый ящик в парадной. Делает он это под воздействием накопившихся отрицательных эмоций, они должны получить выход. Также проявление спонтанной агрессии возможно при заболеваниях. Таким образом, стимул, который провоцирует спонтанную агрессию - внутренний. Подросток может проявить агрессию по отношению к любому объекту, но только в определенной (психотравмирующей для него) ситуации.

По целенаправленности разделяют инструментальную и целевую агрессии. Целевая (мотивационная) агрессия выступает как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда, или ущерба объекту. Например, школьник обиделся на одноклассника и избил его. При этом неважно, что агрессор получает за свои действия, также его не волнуют последствия совершенных действий. Единственная цель (потребность) заключается в нанесении физического или морального вреда оппоненту (неодушевленному предмету). Инструментальная агрессия противоположна мотивационной, для неё агрессивный акт - это средство достижения другой цели, а не сама цель.

Разделение по открытости проявлений. Прямая агрессия направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение.

Косвенная агрессия обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии (в их адрес безопасно). Например, одни подростки проявляют агрессию к наиболее слабым участникам своей группы .

Разделение по форме. Вербальная агрессия выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального вреда противнику. По мнению представителей отечественной психолингвистики (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтъев) вербальный агрессивный акт можно рассматривать как интериоризацию поступка, то есть «переход, в результате которого внешние по своей форме процессы преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации - обобщаются, вербализуются, сокращаются и главное - становятся способными к дальнейшему развитию». Следовательно, природа вербальной агрессии, заключается в особом преобразовании различных реакций на негативные эмоциональные раздражители (внешние процессы) в процессы, связанные с речемыслительной деятельностью (внутренние).

Экспрессивная агрессия проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем, извергает ненормативную лексику. Важный момент, что разрушительные действия не обязательны. Х. Хекхаузен говорит о том, что в подростковом возрасте экспрессивная агрессия может выражаться в запугивании окружающий. Самый распространенный прием - это шествие (митинги) подростковых группировок. Подростки собираются вместе, чтобы казаться сильнее.

Физическая агрессия - это прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику. А. Басс выделяет несколько видов физической агрессии. Это «физическая - активная - прямая» агрессия, которая выражается в нанесении другому человеку ударов, избиении или ранении при помощи оружия. «Физическая - активная - непрямая» - это применение силы через посредников. В качестве посредников могут не только люди, но и предметы (мины, капканы). «Физическая - пассивная - прямая» - это стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (бойкот, сидячая демонстрация). И наконец, «физическая - пассивная - непрямая» - это отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ от выполнения обязательств).

Таким образом, можно утверждать, что данная классификация имеет широкое прикладное значение. С её помощью можно разобрать и охарактеризовать любой агрессивный акт. Например, ученик, после плохой оценки за контрольную выходит из кабинета начальника ломает швабру, переворачивает мусорное ведро - косвенная спонтанная физическая гетероагрессия. Но как объяснить связь между индивидуальными особенностями и совершаемыми действиями?

Л.М. Семенюк («Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции») приводит данные о возрастной динамике форм агрессивности. 10-11 летние подростки более склонны к физической агрессии (50% выборки), в то время как 14-15 летние к вербальной (75% группы). Значит ли это, что 10-11 летние подростки агрессивнее других? Мне кажется, что более частое проявление физической агрессии ещё не говорит о том, что уровень агрессивности этих подростков выше, чем у других. В каждом индивиде сочетаются множество особенностей и личностных черт характера. Найти взаимосвязь между этими чертами и особенностями агрессивность не представляется возможным в полном объеме .

С каждым годом все чаще можно встретить агрессивное поведение подростков. Это проблема остро встает в социуме. Каждый родитель старается оградить своего ребенка от негативного воздействия еще с самых первых дней жизни. Ведь если этого не сделать, то с наступлением переходного возраста агрессивное поведение со стороны ребенка будет незамедлительно разрушать его психологическое состояние. Чтобы этого не произошло, профилактика такого поведения подростков должна быть обязательна в школе и дома. Проверить его наличие поможет тест.

Само слово «агрессия» пришло в нашу речь с латинского языка. Переводится как «нападение». Нет ничего удивительного в том, что современное общество часто использует это слово в своей повседневной речи. К большому сожалению, на сегодняшний день агрессивным и . Поэтому нет ничего удивительного в том, что психологи все чаще констатируют озлобленность в поведении школьников. Профилактика этого состояния необходима, во избежание развития агрессивного поведения у подростков.

По мнению психологов агрессивное поведение основывается на причинении намеренного вреда другому человеку. Если же признаки такого функционирования проявляются без наличия причины, то многие специалисты сходятся во мнении, что такой человек страдает от дисбаланса гормонов в организме или же от болезни Альцгеймера.

Если же ребенок не имеет никаких медицинских предписаний, которые бы оправдывали подростковую агрессию, то одной из причин такого действия может служить протест. Именно методом протеста ребенок пытается отстоять свою точку зрения, самоутвердить себя как личность. Протест может выражаться в отказе выполнять установленные правила и нормы поведения как в школе, так и дома. К тому же агрессия может быть вызвана влиянием плохой компании, социальным или экономическим неравенством. Но какой бы не была причина возникновения агрессивного поведения, родители школьника не должны оставлять проблему без внимания. Что делать с этим? Помогут советы специалиста и рекомендованный им тест для определения истинной причины проблемы.

Как только постоянное раздражение станет явно проявляться у ребенка, то родителям и педагогам необходимо объединить свои усилия. Решение проблемы требует осмысленных поступков, борьба с враждебностью может привести еще к более плачевным результатам. Если вовремя диагностировать проявление агрессии подростка, а главное немедленно приступить к ее корректировке, то можно смело надеяться на хороший результат.

Проявление озлобленности — это явное . Главным является то, что с таким отклонением можно бороться, это делать необходимо. Современная психиатрия имеет весьма успешные методы такой борьбы. Для того чтобы они были действенными, необходимо в самые короткие сроки установить главную причину возникновения этого поведения. Как только это произойдет, незамедлительно назначается либо медикаментозное лечение, либо потребуется посещение психолога для доверительной беседы несколько раз в неделю. Стоит помнить о том, что устранять возникшую проблему лучше всего в раннем возрасте, так как в период переходного возраста становится неуправляемым.

Каковы причины возникновения агрессивного поведения у ребенка

Если сравнивать с несколькими десятилетиями раньше, то сегодня проблема подростковой агрессии является более актуальной. По данным психологических исследований последние несколько лет агрессия в подростковом периоде развивается с большой скоростью. Происходит это во всем мире, несмотря на уровень благополучия в том или ином регионе.

Подростковая агрессия зависит от . Если в отношениях между членами семьи наблюдается неблагоприятная атмосфера, то это оказывает сильное влияние на психику ребенка.

Сегодня СМИ активно пропагандируют агрессию, жестокость, насилие. При этом современный кинематограф никак не опровергает это, а наоборот, поддерживает. Вся эта информация имеет весомое влияние на психику ребенка. Вот почему подростки делают выводы, что при помощи агрессии можно самоутвердиться как личности, подняться в глазах сверстников.

Психологи общеобразовательных учреждений отмечают, что агрессивное поведение наблюдается не только среди детей средних и старших классов, но и у детей начальных классов. Медицинские учреждения, специализирующиеся на психологических отклонениях, сейчас имеют большой поток пациентов. Это объяснить можно тем, что лет 20 назад агрессивное поведение школьника списывали на невнимательное к нему. В настоящее время было научно признано, что агрессия у детей и подростков является психиатрическим заболеванием, которое требует определенного вида лечения.

По каким причинам возникает раздражение у подростков

Основной причиной возникновения агрессивной формы действия, по мнению психологов, является привлечение внимания к своей личности. Агрессия является своеобразным криком о помощи. Как правило, под маской агрессии ребенок старается скрыть все свои внутренние комплексы.

Подросток может стать раздражительным от недостатка внимания.

Какими бы не были признаки озлобленности, искоренять их необходимо сразу же. Причинами подросткового агрессивного настроя являются:

  • кризис, возникающий в этом возрасте;
  • плохая обстановка в социуме, в котором находится ребенок;
  • комплексы, которые проявляются в случае несоответствия взглядов подростка со сверстниками;
  • генетическая наследственность;
  • гормональные сбои в организме;
  • вредные привычки, связанные с употреблением алкоголя или наркотических веществ.

Проявление враждебности у ребенка и ее причины

Подростковая агрессия в некоторых случаях может основываться на социальных признаках. То есть если в общении с молодым человеком девушка показывает агрессию, то он может это расценить, как призыв к применению физической силы.

В ходе психологического тестирования подростков были выявлены следующие виды агрессии:

  • агрессия с применением физического воздействия;
  • косвенная агрессия;
  • агрессия при помощи воздействия вербального общения;
  • негативное отношение;
  • обидчивое поведение;
  • недоверие.

Коррекция агрессивного поведения подростков представляет собой непростую задачу. Особенно сложно бороться с озлобленностью мальчиков, так как у них она проявляется намного больше и чаще, чем у девочек. Подростковая агрессивность в большинстве случаев зависит именно от того, что ребенок получает слишком мало любви, заботы и внимания со стороны родителей. Семья, которая живет недоверием друг к другу, взаимными оскорблениями и частыми унижениями, воспитывает социально неадаптированного ребенка. Такому школьнику очень сложно пройти период адаптации в школе, наладить общение со сверстниками. Как правило, «недолюбленный» подросток старается передать обществу агрессивную форму действия.

Форма агрессии для мальчиков и девочек имеет существенные различия. Если девочкам для собственного удовлетворения хватает применения вербальной раздражительности, то для мальчиков применение физической силы кажется нормой. Такое разделение формы агрессивного поведения для подростков начинается в переходный период (в возрасте 14-15 лет).

Психологические особенности школьника

Подростковый возраст можно назвать критическим периодом жизни абсолютно каждого человека. В это время подросток начинает менять свое психологическое отношение к жизни. А половое созревание оказывает весомое влияние на работу гормонов. — это время противоречий со всем миром. В людях, которые пытаются контролировать ребенка в этот период, он видит врагов. Это касается и учителей, и родителей. Агрессия в подростковом возрасте имеет свои психологические особенности. Зависят они от того, какое место занимает агрессивный подросток в обществе, какое имеет социально-экономическое положение.

Психологи выделяют 2 понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия подростков является психологическим состоянием, которое может поддаться корректировке. А вот агрессивность, в свою очередь, является чертой характера, которая может быть сломлена только в маленьком возрасте. Но сделать это практически невозможно, так как в этот период очень сложно выявить агрессивность. Если же это все-таки удалось сделать, то сломив характер ребенка, можно «уничтожить» его как личность. Поэтому коррекция агрессивного поведения подростков требует грамотного подхода к проблеме и определенных усилий.

Временные различия полового созревания между девочками и мальчиками существуют. Поэтому и психологические особенности их агрессии тоже имеют различия.

Агрессивное функционирование и его формы

Агрессия у подростков разделяется на вербальную форму и физическую.

Вербальная форма раздражительности присуща в поведении девочек. Они легко могут унизить и оскорбить оппонента словесно. Вербальное нападение может быть как прямым, так и косвенным. Форма озлобленности с применением физического насилия, чаще является . Для физического унижения мальчики используют прямую физическую враждебность. Если же подросток объекту своих издевательств наносит только моральный ущерб, то в этом случае он прибегает к косвенной физической агрессии.

Самой опасной формой агрессии является реальная. При ее применении подросток наносит серьезные физические травмы.

Кто и как может диагностировать агрессию у подростка

Агрессивное поведение у подростка может выявить только специалист. Таким диагностированием занимаются психологи либо психотерапевты. Подростку необходимо только пройти определенный тест. Благодаря такому методу можно почти безошибочно определить, действительно ли агрессия в поведении ребенка нуждается в корректировке или же у него наблюдаются перепады настроения на гормональном уровне.

Как показывает практика, подросток категорически отказывается признать, что в его поведении наблюдается излишняя дерзость. Свой протест он выражает отказом от общения с психологом, а тем более от прохождения тестов. Диагностика агрессивности не может происходить насильственным путем, поэтому специалисту и родителям необходимо найти нужные слова для подростка, чтобы он захотел пройти тест.

Подсознание любого школьника этого возраста не хочет принимать морали, установленные обществом, он хочет установить свои правила. В этот период старшее поколение обязано находить правильные пути подхода, заняться профилактикой агрессивного поведения подростков, а не навязывать свою точку зрения.

Еще недавно малыш мило смеялся и тянул ручки к вам, чтобы вы обняли и поцеловали его, а сегодня он злобно отвечает на все ваши просьбы и замечания? К сожалению, о том, что такое подростковая агрессия, многие семьи знают не понаслышке. И если вовремя не обратить на данную проблему внимания и не приструнить ребенка, в дальнейшем школьник вообще может выйти из-под контроля. И тогда не помогут ни угрозы, ни наказания, ни поощрения.

Причины появления агрессии у ребенка

На самом деле существует много причин, почему проявляется агрессия в подростковом возрасте. Но для начала родителям следует понять, что на пустом месте злоба, ненависть и тому подобные чувства просто так не возникают. Поэтому, если вы столкнулись с таким положением вещей, вам вначале следует найти причину. И лишь после этого можно начинать неимоверно тяжелую борьбу с характером школьника. И не факт, что вы сможете победить (перевоспитать) трудного подростка.

Семейное воспитание или когда вы упустили момент?

Многие специалисты считают, что виноваты именно мама и папа, а не социум, окружающая среда, школа и тому подобные факторы. Ведь именно от того, как ведут себя родители, зависит восприятие мира еще несформировавшимся в физическом и моральном плане человечком. Подросток, к сожалению, не всегда понимает, что взрослые тоже могут ошибаться, обманывать, срываться. Они реагируют на все очень остро. И даже малейшее замечание может вызвать истерику. Поэтому следует пересмотреть то, как вы ведете себя дома.

  • Излишняя гиперопека

Когда родители не дают школьнику и шагу ступить, делают все за него, подросток может взбунтоваться. Он желает сам решать, что лучше, куда и с кем пойти гулять, какие вещи ему нужны. А взрослые для него – не авторитет. Чаще всего такое происходит, если мама и папа не могут между собой договориться, как же правильно воспитывать ребенка.

  • Нехватка внимания

Агрессия для подростков – это один из способов привлечения вашего внимания к его персоне. Если, к примеру, мама занята походами с подругами по салонам красоты, а папа все время проводит на работе, школьник чувствует себя брошенным. И только нагрубив отцу и матери, он начинает понимать, что его действительно любят.

  • Насилие в семье

Возможно, один из членов вашей семьи пренебрежительно относится к остальным, проявляет грубость, распускает руки, морально или физически унижает. Здесь есть два варианта, почему может появиться агрессия у подростка. Первый – таким образом ребенок пытается защититься от человека, который для него представляет опасность. Во втором случае ваше чадо копирует поведение отца, дедушки, дяди, то есть человека, который является агрессором.

  • Второй ребенок

Зачастую агрессия у подростка проявляется по отношению к брату, сестре. Ему кажется, что родители любят его меньше. Обстановка обостряется, если мама с папой чаще хвалят второго малыша, сравнивают их. Но даже если подросток – единственный ребенок в семье, он может ревновать к Саше, Маше или Кате, которую вы постоянно ставите ему в пример.

  • Бедность

Нехватка денег и неудовлетворение потребностей – это также может быть причиной подростковой агрессии. В данном случае ребенок протестирует против такого положения вещей. Ему хочется новый мобильный телефон, красивые кроссовки и джинсы, мощный компьютер, а родители не могут позволить себе столь дорогие покупки.

Одни дети стараются найти работу, чтобы помочь маме и папе, а другие – требуют купить и злятся, если им не подарили новую игрушку. И если родители все же выделяют деньги и дают подростку то, что он хочет, школьник еще сильнее начинает проявлять свой характер, испытывая остальных на прочность.

  • Богатство

Обеспеченные семьи нередко сталкиваются с проявлением агрессии у подростков, особенно если ребенок никогда ни в чем не знает отказа. Ему сложно понять, почему нельзя кричать на других, если он – главный. Кстати, плохо относятся школьники не только к родителям, прислуге, но и к менее обеспеченным людям.

  • Традиции

Замечали ли вы, что в строгих семьях, где все члены следуют давно укоренившимся традициям, дети в подростковом возрасте устраивают бунт. Им не нравится ходить в такой же одежде, что и родители, выполнять ту же самую работу, так же развлекаться и отдыхать. Они, по своей сути, являются изолированным от общества. Одноклассники таких людей не принимают в свой круг, считая их фриками. А быть изгоем в обществе – самое тяжелое, с чем сталкивается неподготовленный к взрослой жизни маленький человечек.

Биологические факторы: когда виноваты гормоны

Обычно подобные изменения в поведении встречаются в 14-16 лет. В организме подростка начинается серьезная перестройка, происходит гормональный бум. И если не направить сына или дочь в нужное русло, не занять чем-то серьезным, ребенок начнет проявлять свое «Я».

Причина первая, почему он решит это сделать – неправильное восприятие мира. Подростковый возраст – это время, когда у школьника начинает формироваться своя модель поведения. Он уже не тот маменькин сынок, коим был до этого. И есть два направления, в которые могут перерасти отношения с взрослыми. Он либо начинает уважать людей, которые старше и умнее, либо проявляет агрессию по отношению к ним. Кстати, агрессия у подростка может быть обычной реакцию на точно такое же поведение других людей.

Родители редко замечают, когда отношения с ребенком начинают ухудшаться. Обычно они упускают данный момент, так заняты более серьезными проблемами. И лишь когда происходит обострение, папа и мама начинаю предпринимать попытки, чтобы исправить положение.

Поиски себя и своего места в жизни – самое сложное во взрослении. Белое и черное, добро и зло. В этот период подростки делят мир на две части. И для них нет золотой середины. Максимализм присущ каждому человеку, но в данном случае он слишком явно выражен. Школьник не желает воспринимать мир таким, каков он есть, и пытается изменить себя, свое окружение. И если родители оказываются не идеальными, а у них есть свои пороки, ребенок отталкивает их.

Вторая причина, почему проявляется агрессия подростков – это повышенное сексуальное влечение. Именно в этот период у девочек и мальчиков появляется интерес к противоположенному полу. Им трудно контролировать и сдерживать себя. А ведь достаточно было записать сына на бокс, дочку на танцы, чтобы они там выплеснули накопившуюся энергию.

Что такое подростковая агрессия

Зачастую родители не могут различить агрессию у подростков и просто плохое настроение, лень, апатию. Так, к примеру, если школьник не хочет разговаривать с отцом или матерью, это не значит, что он ненавидит их или пытается испортить им жизнь. Возможно, у него возникли какие-то проблемы, а он просто боится о них рассказать. Панику следует поднимать, если ребенок:

  • пытается причинить моральный или физический вред жертве;
  • обижает животных, преднамеренно наносит ущерб объектам и живым организмам.

Таким образом, подростковая агрессия – это деструктивное поведение ребенка, которое полностью или частично противоречит сложившимся в обществе правилам и нормам. При этом данная особа старается разрушить, нанести вред одушевленным и неодушевленным предметам, вызвать срыв или психологический дисбаланс.

Ребенок может по-разному выражать свои чувства. Это может быть как обычная подавленность, так и взрыв эмоций. Если же школьник всегда спокоен и покладист, такое поведение должно насторожить маму с папой. Такое состояние свидетельствует о том, что школьник либо накапливает агрессию, либо он просто не способен отстаивать свою точку зрения. И в том, и в другом случае это чревато последствиями.

Как проявляется агрессия у школьников-подростков

Подростковая агрессия проявляется по-разному. Кто-то оскорбляет одноклассников, кому-то нужно доказать свое физическое превосходство. Одни пытаются обидеть тех, кто слабее, другие только резко отвечают на советы или замечания. Следует узнать, как ведет себя ребенок не только дома, но и в школе, на улице, с друзьями. Обращали ли вы внимание на то, как он относится к другим людям. Итак, исходя из этого различают несколько видов агрессии:

  • Физическая

Физическая агрессия подростков, пожалуй, самая опасная. Главная цель такого ребенка – причинить боль и вред другому человеку. Проблема в том, что школьник может даже не осознавать свою ошибку. Он будет избивать жертву до потери сознания, при этом не чувствуя потом вины или сожаления. Недаром считается, что самый страшный тиран – это ребенок.

  • Вербальная

Считаете, что словесные перепалки с взрослыми и одногодками – не такой уж и страшный порок? На самом деле некоторые злобные высказывание детишек могут довести жертву до нервного срыва. Достаточно группе старшеклассниц сказать однокласснице, что она – страшная, глупая, толстая и так далее по списку, ребенок может не выдержать. Нередко такие «шутки» и издевательства приводят к суициду.

Как обычно проявляется вербальная агрессия у подростка? Это может быть отпор, критика чужих действий или поведения, нецензурная брань, злоба, насмешка, обида, ненависть. Нередко школьник выкрикивает проклятия или угрозы по отношению к другим людям.

  • Экспрессивная

Человек, которого вывели из себя, передает свое отношение к другим при помощи движений, угрожающих гримас, мимики. К примеру, подросток может показать неприличный жест, кулак, скорчить недовольную мину. Нередко это сопровождается ненормативной лексикой.

  • Прямая

Ребенок реагирует непосредственно на объект, который вызывает у него неприятные чувства: злость, обиду, раздражение, апатию, ненависть. При этом может применяться как физическое (избиение, членовредительство), так и моральное насилие (оскорбление, угрозы).

  • Косвенная

Агрессор срывается не на виновнике его плохого настроения, а на людях или объектах, которые никак не смогут отреагировать на это. К примеру, школьнику поставили двойку. Придя домой, он может обидеть младшего брата, домашнюю зверюшку, сломать любимую игрушку.

Ситуативная и целенаправленная злоба тинейджера

Почему ребенок проявляет агрессию по отношению к другим людям? Всегда ли он в этом виноват и стоит ли наказывать его, если он сорвался? Дело в том, что порой на драки, крики и истерики его вынуждают обстоятельства. Поэтому вначале следует разобраться, что послужило причиной возникновения такой реакции.

  • Ситуативная или реактивная

Представьте, что вашему ребенку нагрубили в транспорте, школе или в магазине. Как он отреагирует на такое поведение? Правильно, подросток постарается дать словесный отпор обидчику. И лишь в редких случаях он сможет промолчать, избежав конфликта. В данной ситуации нельзя говорить о том, что ребенок – агрессивен и излишне эмоционален. Да, он повел себя не совсем правильно и корректно. Но как бы вы отреагировали на подобную ситуацию? Каждая особа, независимо от воспитания и социального положения, обладает агрессивностью.

  • Целенаправленная агрессия или накопление эмоций

Если ребенок хамит постоянно, дерется в школе, обижает окружающих, не уважает старших, значит, он агрессивен. Такое поведение не считается нормальным. В данном случае школьнику необходима помощь специалиста. И если агрессия в подростковом возрасте будет направлена в правильное русло, вы сможете воспитать истинного лидера. Такому человеку будет легче адаптироваться в любой сложной ситуации. Он без проблем подчинит себе весь коллектив и станет неплохим начальником. Если же все пустить на самотек, в будущем ребенок может заняться криминалом. Ему будет интересно унижать других людей.

На кого злится ребенок

Немаловажную роль играет то, на кого направлена агрессия. Зачастую люди ошибочно полагают, что школьники могут навредить только другим особам. Проблема кроется в том, что подростки нередко винят себя во всех неприятностях и конфликтах, злясь на свою внешность, характер, манеру поведения. Различают два направления агрессии:

  • Гетероагрессия

Школьник относится агрессивно к окружающим его людям, животным и вещам. Он дерется, оскорбляет, унижает других и испытывает от этого особое удовольствие. Зачастую ребенок использует ненормативную лексику, не стесняясь при этом братьев, сестер и более старших особ.

  • Аутоагрессия

В таком случае агрессия подростков направлена не на какого-нибудь постороннего человека, а конкретно на самого себя. Нередко школьники заканчивают жизнь самоубийством или же у них появляются серьезные заболевания, вызванные психологическими расстройствами.

Кто входит в категорию риска

  • Мальчишки-разбойники

Матерям-одиночкам сложно воспитывать и контролировать сыновей. Излишняя любовь и опека женской половины семьи, нехватка мужского внимания и твердой отцовской руки – все это приводит к тому, что ребенок чувствует себя царем. Ему никто не перечил раньше, так почему же сейчас поучают?

Также в зоне риска находятся подростки, отцы которых являются тиранами и агрессорами. При этом женщины в такой семье не имеют право голоса, они всегда и во всем подчиняются другим. Сын в такой обстановке попытается противостоять папе. И если более старший член семьи не подавит бунт и не сломает характер, то ребенок будет точной копией отца.

  • Девочки-бунтарки

С представительницами прекрасного пола дело обстоит совершенно иначе. Агрессия подростков проявляется в том случае, если авторитетом в семье является мать. Отец при этом слишком мягок. Девочка начинает копировать поведение грубой, напористой, властной женщины. Плюс, такие дочери вырастают очень плохими хозяйками, которые не умеют ни кушать готовить, ни следить за детьми, а в доме у них всегда вечный беспорядок. Они привыкли к тому, что это все выполняет мужчина.

Вторая категория – дети, предоставленные сами себе. А агрессия – попытка выжить в нашем, скажем честно, не очень-то справедливом и дружелюбном обществе. Общаясь с ребятами во дворе, она учится давать отпор людям. Постепенно такое отношение проявляется и в семье.

Мужская и женская агрессия: сходства и различия

Почему-то принято считать, что мальчишки агрессивнее и злее девчонок. Такое ошибочное мнение сложилось из-за того, что школьнице не так явно и открыто проявляют свои чувства. Они предпочитают распустить слухи, подсыпать перец в белье, а не ударить при всех. К сожалению, в последнее время разница становится все менее заметной.

Наверное, вы замечали, что парни проявляют свои эмоции сразу. Им сложно контролировать и сдерживать себя. Затаить обиду и действовать исподтишка – это не для них. Плюс, большую роль играет в данном случае общественное мнение. Так, к примеру, если вашего сына обидели, отец скажет, чтобы тот дал сдачи. Дочери же начнут объяснять, что от подобных особ следует держаться подальше. Мало ли что может случиться.

Еще одно отличие – способ проявления агрессии у подростка. Представительницы прекрасного пола предпочитают избегать физического насилия. Как было упомянуто выше, им легче оскорбить, унизить. Но ударить – это последнее, на что пойдет девочка. Ведь она может получить сдачу. Причем школьницы раньше понимают, что слово больнее ранит. Они учатся находить самое слабое место каждого конкретного человека, после чего бьют прямо в цель.

Мальчишки не обладают таким талантом. Они проявляют агрессию не точечно, как это делают девушки, а массово. Кто под руку попался, тот и виноват. В ход идут кулаки, а страдают и окружающие люди, и вещи. Парень, к примеру, может разбить телефон об стену, ударить рукой дверь и т.д.

Теперь давайте на примере разберем поведение подростков. Итак, представьте ситуацию, когда девочке нравится сосед по парте. Она может забрать у него ручку и мило корчить рожицы, хлопая глазами. Школьник постарается забрать этот предмет, ругаясь или даже предпринимая силу. Накажут, естественно, мальчика, так как посчитают, что именно он является инициатором данного конфликта.

Таким образом, девочки выступают заводилами, а мальчики – невинными жертвами обстоятельств. Представительницам прекрасного пола нравится сталкивать лбами людей, оставаясь при этом в стороне. Наблюдать гораздо приятнее, чем участвовать в подобных действиях.

Поэтому, прежде чем наказать сына или дочь за драку, выясните, что послужило причиной. Выслушайте обе стороны, а лишь после этого принимайте решение, стоит ли наказывать подростка за проявления агрессии. Если вы будете поступать именно так, сможете наладить контакт с вышедшим из-под контроля ребенком.

Чем опасна повышенная агрессивность или ее отсутствие

Как было указано выше, в этот период подросток начинает отдаляться от родителей, пытается делать все самостоятельно. И если, к примеру, отец будет слишком много запрещать ребенку, сын или дочь будут делать все назло. Действовать следует мягко и постепенно.

Вам необходимо понять, что это вовсе не пятилетний малыш, который нуждается в постоянной заботе и опеке. Ребенку нужно взрослеть. Конечно же, отпускать сразу же на вольные хлеба не стоит, поблажки следует делать постепенно. Не забывайте также о том, что школьнику нужно общаться со сверстниками. Только с ними он овладеет коммуникативными навыками, научится дружить, любить, командовать, разрешать возникшие проблемы. Ваша же роль – наблюдать со стороны. Поверьте, подросток обратится к вам за помощью, когда ему это действительно понадобится. Вы – его тыл и опора.

Если у вас сложатся доверительные отношения с ребенком, даже в период бунтарства он будет обращаться именно к вам. Но ни в коем случае не давите на него, не заставляйте рассказывать о том, что он предпочел бы утаить. Вспомните себя в этом возрасте. Хотелось ли вам, чтобы папа и мама знали о первом поцелуе, интимных отношениях, выкуренной сигарете, выпитой бутылке пива.

Не стоит срываться на школьнике, если он рассказал вам о таких вещах, от которых волосы дыбом стают. Если вы начнете критиковать, кричать, наказывать, то в следующий раз вам ничего больше не сообщат. А узнавать о событиях в жизни ребенка вы будете от соседей, учителей, знакомых. Неприятная перспектива, не правда ли?

Не пытайтесь полностью подавлять агрессию у подростков! Направляйте ее в нужно русло. Ведь только благодаря этому чувству люди становятся чемпионами, лидерами, победителями. Человек, который никогда не злится и не показывает никаких эмоций, не сможет проявить свое Я. Но будьте осторожны, чтобы ребенок не пошел по опасному пути. Нередко нереализованная сила выплескивается в самый неподходящий момент. Именно поэтому в нашем мире так много убийц, людей, с поломанными судьбами, а также суицидников.

Считаете, что у вас спокойный сын, который и мухи не обидит? Если подросток – пай-мальчик, который и дома помогает, и бабушку через дорого переводит, и отлично учится, и пример для подражания, он может в один прекрасный момент сорваться. Такая сдержанность чревата нервозами, психическими расстройствами.

Как бороться с агрессией

Для начала следует понять, что силой ничего не решить. Вы натолкнетесь на стену, которую выстроит ребенок. И разрушить ее будет практически невозможно. Выясните, что вызывает агрессию у подростков, затем постарайтесь наладить контакт со школьником. Попытайтесь поговорить с сыном или дочкой спокойно, не поднимая голоса. Это настроит ребенка на нужный лад, он начнет вас слушать, а не будет резко отвечать и грубить.

Если ваше чадо пытается высказаться, не прерывайте его. Пусть говорит. И лишь после того как поток речи (брани) остановится, можете приступать к беседе. Запомните, он тоже имеет право проявлять возмущение, раздражение, злобу, недоверие и тому подобные чувства, как и вы.

Как уже было сказано выше, следует найти способы для выплеска негативных эмоций. Чтобы сын не приходил домой взвинченный и злой, отправляйте его на спортивные тренировки. Бокс, атлетика, танцы, плаванье, футбол – все поможет избавиться от накопившихся чувств. Если ребенок гиперактивен, только так ему можно будет получить разрядку.

Что делать, если вы не можете справиться с ребенком, он не хочет идти на контакт или вы сомневаетесь в его адекватном восприятии мира? В данном случае без помощи специалиста не обойтись. Вам придется ходить всей семьей к психологу, чтобы разобраться в том, что вы делаете не так.

Ошибки в воспитании или чего не стоит делать родителям

К сожалению, в школе и институте нас не учат тому, как правильно создавать семью, воспитывать детей, налаживать контакты с людьми. Как результат – мы действуем в слепую, делаем много ошибок, которые практически невозможно исправить. Это касается и наших малышей.

Но все же есть ряд правил, о которых должны знать хорошие и любящие родители. Так, к примеру, чтобы не вызывать агрессию у подростков, следует избегать конфликтных ситуаций. Поверьте, в большинстве случаев, если бы ваши родители делали так же, вы бы реагировали не лучше.

  • Негативная оценка

Говоря ребенку, что он глупый, плохой, злой и т.д, вы унижаете его. При этом подросток воспринимает ваши слова, как побуждение к действию. И если вы будете постоянно критиковать его, школьник начнет делать вам все назло. Лишь единицы пытаются исправиться, доказать, что родители неправы.

  • Высмеивание недостатков

Говоря дочери, что у нее лишний вес, вы зарождаете в ней кучу комплексов. Ни в коем случае нельзя открыто и при всех рассказывать о недостатках детей. Вам будет приятно, если мама поведает по секрету вашему мужу о том, что до 16 лет вы страдали энурезом или играли в куклы.

  • Сравнение

Как об этом говорилось ранее, ни одному человеку не нравится, когда его сравнивают с более умным, успешным, красивым. Это вызывает некий протест в подсознании подростка. Запомните раз и навсегда: ваш ребенок – индивидуален, такого больше нет. И, возможно, в чем-то он хуже других. Но у него также есть и какие-то таланты.

Кстати, такое поведение родителей может вызвать агрессию у подростков по отношению к тому человеку, которого восхваляют. Поэтому не удивляйтесь, что ваш сын недолюбливает отличницу и гордость всей школы. Лучше говорите каждый вечер, что малыш – ваша радость, вы его любите таким, какой он есть, со всеми его недостатками и слабостями.